Тест к уроку: “Международная защита прав человека”

Государство

 

Что же такое государство? Что повлияло на его появление? По каким принципам существует современное государство? Понятия «государство», «гражданин», «гражданство», характеристики форм правления, территориально-государственного устройства, представления о функциях государства являются основными в данной теме.

 

План урока

  • Происхождение государства
  • Признаки государства
  • Формы государства
  • Гражданство

Цели урока

  • раскрыть понятия «государство» и «гражданство», охарактеризовать причины возникновения, формы и признаки государства, способствовать теоретическому осмыслению связи между государством и гражданином.
  • знать понятия: государство, гражданство, формы правления, формы государственно-территориального устройства
  • уметь определять, что такое государство и его отличительные признаки, характеризовать функции государства, формы государства

 

Происхождение государства

 

Власть в отношениях между людьми играла важную роль с самых давних времён. С развитием человеческих отношений появлялись всё более крупные объединения людей. Усложнившиеся отношения между группами людей вызвали необходимость создания более устойчивой формы организации общества. Ведь древних обычаев и авторитета старейшин было уже недостаточно, чтобы регулировать отношения между большими группами людей, следить за соблюдением интересов как отдельных людей, так и всего общества в целом.

 

Существует несколько теорий происхождения государства (табл. 1).

 

Таблица 1. Теории происхождения государства

 

В современном мире множество стран, которые мы называет государствами. У каждого есть своя теория и система органов власти, осуществляющая управление данным обществом независимо от других стран. Но, с другой стороны, для определения отдельной системы органов власти также используется понятие «государство».

 

Признаки государства

 

Так что же мы называем государством?

 


Государство — это политическая организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории и обладающая суверенитетом.


К основным признакам государства, отличающим его от других форм организации общественной жизни, относятся:

  • единство территории,
  • суверенитет,
  • публичная власть,
  • правовая и налоговая системы.

Государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории. Жители государства являются его гражданами. Они обязаны выполнять решения органов государственной власти своей страны и могут рассчитывать на его защиту. Под суверенитетом понимают свободное, независимое от каких-либо внешних сил осуществление верховной власти. Политические решения принимаются государственными органами самостоятельно и обладают на территории данной страны высшей силой. В отношениях с другими странами действует принцип равноправия участников международных отношений. Как уже было сказано, государство, в отличие от других форм организации общественной жизни, распространяет свою власть на всё население данной страны. Такая власть называется 

публичной. Для её осуществления особые группы людей объединяются в органы власти, управления, обеспечения безопасности и порядка (парламенты, правительства, министерства, судебные и правоохранительные органы, армия, местные органы власти). Всё это и составляет аппарат публичной власти (его ещё называют бюрократическим аппаратом), который призван обеспечить выполнение государством своих задач.

 

Одним из отличительных признаков государства является правовая система. Государство может создавать законы, правила, нормы поведения людей, которые становятся обязательными для всех, а их исполнение обеспечивается силой государственного принуждения (правоохранительными органами, армией). На содержание и обеспечение деятельности органов власти, а также для осуществления основных задач государства необходимы большие средства. С граждан собираются обязательные платежи (налоги), которые поступают в казну для финансирования деятельности государства.

 

Государство обязано выполнять функции как по регулированию внутренней жизни общества (внутренние функции: охрана общественного порядка, регулирование экономических процессов, социальная политика и т. д.), так и в сфере отношений с другими странами (внешние функции: сотрудничество с другими странами, обеспечение обороноспособности).

 

Формы государства

 

В настоящее время насчитывается около 200 независимых государств. Каждое государство уникально. Познакомимся с основными формами государств.

 


Форма правления — организация высших органов власти (рис. 1).


Рисунок 1. Формы правления

Монархия — во главе государства стоит монарх, его власть, как правило, передаётся по наследству. Правление монарха может быть ограничено парламентом (законодательный орган, избираемый населением страны). Эта форма правления получила название  — ограниченная или конституционная монархия. Ярким примером может служить Великобритания, где король или королева «царствует, но не правит». Если власть монарха никем не ограничена, в одних руках находится законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, то здесь речь идёт об

абсолютной монархии. В современном мире таких государств немного: Королевство Бахрейн, Ватикан, Иордания, Катар, Кувейт, Люксембург, ОАЭ, Оман, Королевство Саудовская Аравия и др.

 

Республика — все  органы государственной власти избираются населением на определённый срок полномочий. В случае, когда ведущим органом власти является избираемый гражданами парламент, правительство несёт ответственность перед парламентом, президент избирается парламентом, то эта форма правления — парламентская республика.

  Примерами являются Италия и Германия. В странах, где полномочия президента достаточно велики, он является главой исполнительной власти, его должность всенародно избранная, говорят о президентской республике. Примерами являются США, Франция и др. Если же в стране исполнительную власть формируют всенародно  избранные президент и парламент, присутствует двойная ответственность правительства — такая форма правления называется смешанная республика. Примером такой формы правления является Россия.


Форма государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.


Современный мир знает три формы государственно-территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

 

В унитарном государстве входящим в состав государства территориальным образованиям самостоятельность практически не предоставляется (например, Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония).

 

Федерация — это форма государственно-территориального устройства, при котором входящим в состав государства субъектам предоставляется определённая законом политическая самостоятельность в рамках единого союзного государства (например, Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария).

 

Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно неполитических целей (например, Европейский союз — ЕС).

 

Гражданство

 


Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.


 

Право на гражданство рассматривается как одной из прав человека. Гражданство следует отличать от подданства.

 


Подданство — это правовая связь лица и государства при монархии.


 

Гражданство определяет принадлежность человека к какому-либо государству и подразумевает закреплённые в законах права и обязанности, которые определяют положения гражданина в том или ином государстве. 

 

В России вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ, международными договорами и Федеральным законом «О гражданстве в Российской Федерации».

 

Принципы гражданства РФ:

  • гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения;
  • проживания гражданина за пределами России не прекращает его гражданства;
  • гражданин не может быть лишён своего гражданства или права заменить его;
  • гражданин не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству;
  • Россия поощряет приобретение гражданства лицам без гражданства, проживающим на территории РФ;
  • РФ гарантирует своим гражданами защиту и покровительство за её пределами.

Гражданство подтверждается документами: паспортом, удостоверением личности, до их получения — свидетельством о рождении.

 


Практическое задание 1

 

Установите соответствие между характеристикой республики и её формой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ

 

ВИД РЕСПУБЛИКИ

А) президент избирается парламентом и выполняет главным образом представительские функции

Б) правительство несёт ответственность как перед президентом, так и перед парламентом

В) президент возглавляет систему исполнительной власти

Г) президент не обладает правом роспуска парламента

Д) правительство несёт ответственность только перед парламентом

 

1) президентская

2) парламент-ская

3) смешанная


Практическое задание 2

 

После смерти короля страны Z главой государства стал его старший сын. Какие дополнительные признаки позволят сделать вывод, что государство Z — парламентская монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) в государстве действует Конституция, которой обязаны подчиняться все без исключения граждане страны, включая монарха

2) в руках монарха сосредоточена исполнительная, законодательная и судебная власть

3) монарх назначает министров

4) в стране отсутствует государственная религия

5) в стране Z федеративное государственное устройство

6) монарх выполняет свои функции номинально


Контрольные вопросы: 

  1. Какие точки зрения происхождения государства вы знаете?
  2. Каковы признаки государства?
  3. Каковы внутренние и внешние признаки государства?
  4. Сравните монархию и республику. Чем они отличаются?
  5. Что такое унитарное государство?
  6. Чем федерация отличается от конфедерации?
  7. Раскройте смысл понятия «гражданство».

Ответы

Упражнение 1

А — 2; Б — 3; В — 1; Г — 1; Д — 2.
Упражнение 2

1, 6.


Понятие и признаки государства. Справка

31 мая 2009 года в Южной Осетии проходят выборы депутатов парламента республики. Это первые парламентские выборы с момента объявления независимости Южной Осетии.

Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года, одним из основных принципов международного права является право на самоопределение. Способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».

В Декларации в разделе о принципе равноправия и самоопределения народов указывается, что ничто в нем «не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов. .. и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство – это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Государство характеризует четкое закрепление, как внешних границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

Следующий признак государства – население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством   правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность.

Еще одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства.

Неотъемлемым атрибутом государства является суверенитет.

Суверенитет государства – полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранного государства в сфере международного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета (как правило,  на основе взаимности).

Суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Он включает в себя два аспекта – внутренний и внешний. К первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму – независимость государства в международных отношениях. Суверенитет   главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организаций.

Понятие суверенного государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др.

Важнейшим элементом государства является его денежная система. Она включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии и денежного обращения.

Следующим важным элементом государства является налоговая система. Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионного, социального и медицинского страхования) – централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Бюджет – это своеобразный фонд, обеспечивающий финансирование функционирования государства и создаваемый всеми членами общества – налогоплательщиками.

Функционирование государства регламентирует национальное законодательство. Оно представляет собой систему установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.

Признаком государства является его символика, которая включает в себя официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.

Сопоставив приведенные признаки государства, понятие «государство» можно определить как суверенную политическую организацию, официально представляющую и охватывающую все население в пределах определенной территории, имеющую собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающую специальным аппаратом управления и принуждения.

Материал подготовлен на основе информации Дипломатического словаря (1986, М) и открытых источников

Состояние | Определение, история, цифры и факты

Рафаэль: деталь из Афинской школы

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
международные отношения конституция суверенитет утопия микрогосударство

См. весь связанный контент →

государство , политическая организация общества, или политический организм, или, более узко, государственные институты. Государство есть форма объединения людей, отличающаяся от других социальных групп своей целью, установлением порядка и безопасности; его методы, законы и их исполнение; его территория, район юрисдикции или географические границы; и, наконец, своим суверенитетом. Государство состоит, в самом широком смысле, из соглашения отдельных лиц о средствах разрешения споров в форме законов. В таких странах, как США, Австралия, Нигерия, Мексика и Бразилия, термин штат (или родственный ему) также относится к политическим единицам, которые сами по себе не являются суверенными, но подчиняются власти более крупного штата или федерального союза.

Исторические концепции

История западного государства начинается в Древней Греции. Платон и Аристотель писали о полисе , или городе-государстве как об идеальной форме ассоциации, в которой могут быть удовлетворены религиозные, культурные, политические и экономические потребности всего сообщества. Этот город-государство, характеризующийся прежде всего своей самодостаточностью, рассматривался Аристотелем как средство развития нравственности в человеческом характере. Греческая идея более точно соответствует современной концепции нации, т. е. населения фиксированной территории, имеющего общий язык, культуру и историю, тогда как римская res publica, или содружество, больше похоже на современное понятие государства. res publica была правовой системой, юрисдикция которой распространялась на всех римских граждан, обеспечивая их права и определяя их обязанности. С раздроблением римской системы вопрос власти и необходимость порядка и безопасности привели к длительному периоду борьбы между враждующими феодалами Европы.

Только в XVI веке в трудах Никколо Макиавелли (Италия) и Жана Бодена (Франция) возникла современная концепция государства как централизующей силы, с помощью которой можно восстановить стабильность. В Князь , Макиавелли придавал первостепенное значение прочности правления, отбрасывая в сторону все моральные соображения и сосредоточив внимание вместо этого на силе — жизненной силе, мужестве и независимости — правителя. Для Бодена, его современника, власти самой по себе было недостаточно, чтобы создать суверена; правило должно соответствовать морали, чтобы быть долговечным, и оно должно иметь преемственность, т. е. средство установления преемственности. Теория Бодена была предшественницей доктрины 17-го века, известной как божественное право королей, согласно которой монархия стала преобладающей формой правления в Европе. Это создало климат для идей реформаторов 17-го века, таких как Джон Локк в Англии и Жан-Жак Руссо во Франции, которые начали пересматривать происхождение и цели государства.

Для Локка и Руссо, а также для английского предшественника Локка Томаса Гоббса государство отражало природу создавших его людей. «Естественное состояние» человека, по словам Гоббса, — своекорыстие и соперничество. Человек подчиняет себя господству как единственному средству самосохранения, с помощью которого он может избежать жестокого цикла взаимного уничтожения, которое в противном случае является результатом его контакта с другими.

Для Локка человеческое состояние не столь мрачно, но государство снова возникает из потребности в защите — в данном случае неотъемлемых прав. Локк говорил, что государство — это общественный договор, по которому люди соглашаются не нарушать «естественные права» друг друга на жизнь, свободу и собственность, в обмен на что каждый человек обеспечивает свою собственную «сферу свободы».

Идеи Руссо отражают гораздо более положительное отношение к человеческой природе, чем у Гоббса или Локка. Вместо права монарха править Руссо предположил, что государство обязано своей властью общей воле управляемых. Для него суверенна сама нация, а закон есть не что иное, как воля народа в целом. Под влиянием Платона Руссо признал государство средой нравственного развития человечества. Человек, хотя и испорченный своей цивилизацией, в основе своей оставался добрым и поэтому был способен занять моральную позицию стремления к всеобщему благоденствию. Поскольку результатом устремления к личным целям является разногласие, здоровое (неиспорченное) состояние может существовать только тогда, когда целью признается общее благо.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

5 признаков Нового американского порядка

  • Правительство

Stop pretending it’s not happening. »/>

На наших глазах рождается новый вид управления. Перестаньте делать вид, что этого не происходит.

19 марта 2015 г.

Камеры наблюдения видны возле Капитолия США в Вашингтоне, округ Колумбия. (AP Photo/Хосе Луис Магана) (AP Photo/Хосе Луис Магана)

Первоначально эта статья была опубликована на сайте TomDispatch.com. Чтобы быть в курсе таких важных статей, подпишитесь на получение последних обновлений от TomDispatch.com.

Вы когда-нибудь брались за какую-то задачу, для которой вы чувствовали себя недостаточно квалифицированной, но знали, что кто-то должен это сделать? Считайте эту статью моей версией этого, и позвольте мне в двух словах изложить то, что я понимаю по этому поводу: основываясь на событиях в нашем мире после 11 сентября, мы можем наблюдать рождение новой американской политической системы и способа управления. для которого у нас пока нет названия.

И вот что я нахожу странным: доказательства этого, какими бы незавершенными они ни были, окружают нас повсюду, и все же мы как будто не в силах принять их, или понять, или даже сказать, что это может быть так.

Позвольте мне изложить свои доводы, хотя и минимально, на основе пяти областей, в которых, по-видимому, проявляются хотя бы слабые очертания этой новой системы: политические кампании и выборы; приватизация Вашингтона через брак корпорации и государства; делегитимация нашей традиционной системы управления; наделение государства национальной безопасности полномочиями неприкасаемой четвертой ветви власти; и демобилизация «мы народ».

Что бы это ни значило, похоже, оно основано, по крайней мере частично, на растущей концентрации богатства и власти в новом плутократическом классе и в этом постоянно расширяющемся государстве национальной безопасности. Конечно, происходит что-то необычное, и все же его родовые муки, хотя и широко освещаются, обычно классифицируются как аспекты чрезвычайно знакомой американской системы, несколько находящейся в беспорядке.

1. 1% Выборы

Ознакомьтесь с новостями о президентских выборах 2016 года, и вы быстро почувствуете, что уже побывали и сделали это. Начнем с того, что два имени, которые больше всего ассоциируются с ним, Буш и Клинтон, как нельзя лучше знакомы, поскольку они подчеркивают любопытный династический характер недавних президентских выборов. (Если Буш или Клинтон победят в 2016 году и снова в 2020 году, член одной из этих семей будет контролировать пост президента в течение 28 из последних 36 лет.)

Возьмем, к примеру, «Почему 2016 год может стать близкой гонкой», недавнюю статью Нейта Кона, написанную для газеты моего родного города. Известный специалист по статистике выборов Кон отмечает, что, несмотря на исторически ошеломляющее лидерство Хиллари Клинтон в первичных опросах демократов (и отсутствие серьезных соперников), она может проиграть всеобщие выборы. Он основывает это на том, что мы знаем о ее популярности в опросах с момента Моники Левински в 1990-х годах до настоящего времени. Кон уверяет читателей, что Хиллари не будет «демократом Эйзенхауэром, популярным высокопоставленным государственным деятелем, стремящимся к легкой победе». Такое сравнение дает некоторую неявную уверенность в ближайшем будущем. (Нет, Вирджиния, мы не покинули мир политики, пробным камнем в котором все еще может быть бывший генерал и президент Дуайт Д. Эйзенхауэр.)

Кон может быть прав, когда дело доходит до избрания Хиллари, но это не Америка Дуайта Д. Эйзенхауэра или даже Эла Гора. Если вы хотите измерить это, подумайте о праймериз в этом году. Я имею в виду, конечно же, 2015 года. Когда-то сезон предвыборной кампании начался с того, что кандидаты стекались в Айову и Нью-Гэмпшир в начале года выборов, чтобы заявить о своей добросовестности среди избирателей партии. Однако в наши дни это уже поздние праймериз.

Первые праймериз, те, которые имеют значение, проходят среди небольшой группы миллионеров и миллиардеров, новой касты, богатой деньгами, которые лично или через сложные сети спонсоров будут вкладывать многомиллионные суммы в кампании кандидатов. по своему выбору. Итак, ранние праймериз — в этом году в основном дело республиканцев — проходят в таких курортных местах, как Лас-Вегас, Ранчо-Мираж, Калифорния, и Си-Айленд, Джорджия, о чем широко сообщалось. В этих «состязаниях» участвуют пресмыкающиеся политики, появляющиеся на побегушках у богатых и могущественных, и, таким образом, они отражают нашу новую избирательную систему 1%. (Например, главный поддерживающий Хиллари суперкомпьютерный комитет рассчитывает собрать в 2016 году 500 миллионов долларов, в то время как сеть братьев Кох уже пообещала выделить почти 1 миллиард долларов в предстоящий предвыборный сезон, удвоив свои усилия в ходе последней президентской кампании. год выборов.)

С тех пор, как Верховный суд своим решением от 2010 года открыл шлюзы, на каждых последующих выборах жертвовались и тратились рекордные суммы денег. Президентская кампания 2012 года стала первыми выборами с бюджетом в 2 миллиарда долларов; Кампания 2016 года, как ожидается, достигнет отметки в 5 миллиардов долларов без особых усилий. Для сравнения, согласно Бертону Абрамсу и Расселу Сеттлу в их исследовании «Влияние вещания на расходы на политическую кампанию», республиканцы и демократы потратили вместе чуть менее 13 миллионов долларов за 19 лет.56, когда Эйзенхауэр выиграл свой второй срок.

Между тем, верно то, что в праймериз 2016 года будут участвовать настоящие избиратели, как и в последующих выборах. Предыдущий сезон выборов, промежуточные выборы 2014 года, стоил почти 4 миллиарда долларов, что является рекордом, несмотря на то, что количество мелких доноров продолжает сокращаться. Это также представляет собой самую низкую среднесрочную явку избирателей со времен Второй мировой войны. (См. ниже: демобилизация населения — и добавьте к этому демобилизацию демократов как реальной партии, слом организованной рабочей силы, раздробление Республиканской партии и возвращение законов о подавлении избирателей, явно предназначенных для ограничения избирательного права. ) Вряд ли имеет значение то, что поток новых денег делает на таких выборах, когда вы чувствуете, как тяжесть неравенства давит на весь процесс таким образом, что толкает нас куда-то в новое место.

2. Приватизация государства (или США как потенциальной страны третьего мира)

В недавнем репортаже с электронной почты Хиллари Клинтон вы можете найти бесконечные ссылки на Клинтонов прошлого в подмигиваниях, вы-знаете- они -в стиле репортажей; и да, она действительно удалила много писем; и да, грядут выборы, и, как все отмечают, республиканцы сделают все возможное, чтобы сохранить тему электронной почты, пока ад не замерзнет, ​​и т. д. и т. д. в режиме «вы все видели раньше, вы увидите все снова».

Впрочем, всего этого вы еще не видели. Самый поразительный аспект этой небольшой шумихи заключается в том, что наиболее очевидно, но наименее выделено. Госсекретарь США решила создать свою собственную частную защищенную систему электронной почты для работы в правительстве; то есть она решила приватизировать свои коммуникации. Будь это Каир, можно было бы и не задумываться. Но это произошло не в каком-то государстве третьего мира. Это был поступок ключевого должностного лица правящей (или бушующей) сверхдержавы планеты, который — даже если это произошло не в первый раз — следует воспринимать как крошечный симптом чего-то, что не могло быть решено. крупнее или, на длинном отрезке истории, новее: продолжающаяся приватизация американского государства или, по крайней мере, его части, связанной с национальной безопасностью.

Хотя брак государства и корпорации имеет предысторию, полномасштабное прибытие корпорации воинов произошло только после 11 сентября. Когда-нибудь это, несомненно, будет рассматриваться как основополагающий момент в формировании того, что может произойти в этой стране. Всего 13 лет спустя нет ни одной части военного государства, в которой не было крупных форм приватизации. Вооруженные силы США больше не могли вступать в войну без своих приятельских корпораций, выполняющих КП и охрану, доставляющих почту, строящих базы и участвующих практически во всех своих действиях, включая обучение вооруженных сил иностранных союзников и даже боевые действия. Такие корпорации-воины теперь вовлечены во все аспекты государственной безопасности, включая пытки, удары беспилотников и — в отношении сотен тысяч контрактников, таких как Эдвард Сноуден — сбор разведывательной информации и шпионаж. Вы называете это, и за эти годы он был, по крайней мере, частично приватизирован.

Все, что вам нужно сделать, это прочитать недавнюю книгу репортера Джеймса Райзена « Pay Any Price » о ​​том, как в Вашингтоне велась глобальная война с терроризмом, и вы знаете, что приватизация принесла с собой кое-что еще: коррупцию, мошенничество и игра системы для получения прибыли, которая обычно может быть связана с типичной клептократией третьего мира. И все это, рождение нового мира, крошечным образом отразилось в очень личном решении Хиллари Клинтон относительно ее электронных писем.

Хотя я гораздо меньше знаю об этом предмете, такого рода приватизация (и связанная с ней коррупция), несомненно, происходит и в той части американского государства, которая не ведет войны и не занимается обеспечением безопасности.

3. Делегитимация Конгресса и Президентства

На третьем фронте продолжает падать американское «доверие» к трем классическим системам сдержек и противовесов ветвей власти, измеряемое опросами общественного мнения. В 2014 году американцы, выразившие «большое доверие» Верховному суду, достигли нового минимума в 23%; при президенте это было 11%, а в Конгрессе — 5%. (Военные, с другой стороны, регистрируют 50%.) Цифры для «почти никакого доверия» составляют соответственно 20%, 44% и более 50%. Все они находятся на рекордной территории за последние четыре десятилетия или близки к ней.

Кажется справедливым сказать, что в последние годы Конгресс был вовлечен в процесс делегитимации самого себя. Там, где этот орган когда-то обладал реальной властью объявлять войну, например, теперь он бессистемно «обсуждает» «разрешение» на войну против «Исламского государства» в Сирии, Ираке и, возможно, в других местах, которая уже ведется в течение восемь месяцев, и курс которого, по-видимому, не изменится, независимо от того, санкционирует это Конгресс или нет.

Что сказал бы президент Гарри Трумэн, который когда-то провел знаменитую президентскую кампанию против «ничего не делающего» Конгресса, об органе, который действительно практически ничего не может сделать? Или, скорее, если отдать должное республиканским военным ястребам в этом новом Конгрессе, то не совсем ничего. Они доказывают, что способны эффективно действовать и для делегитимации президентства. Яркими примерами этого являются приглашение лидера большинства в Палате представителей Джона Бонера премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху сорвать переговоры президента по иранской ядерной программе, а также письмо, подписанное 47 сенаторами-республиканцами и адресованное иранским аятоллам. Очевидно, они призваны свергнуть «имперское президентство», которым не так давно славились республиканцы.

Радикальный характер этого письма, не как государственного акта, а как его делегитимации, был отмечен даже в Иране, где верховный лидер фундаменталистов Али Хаменеи провозгласил его «признаком упадка политической этики и разрушения Американский истеблишмент изнутри». Однако здесь письмо рассматривается либо как исключительно экстремальный разовый акт («измена!»), либо, как это сделал Джон Стюарт в «The Daily Show», как часть повторяющейся стычки «око за око» между демократами и Республиканцы решают, кто контролирует внешнюю политику. На самом деле это ни то, ни другое. Он представляет собой часть растущей модели, в которой Конгресс становится все менее эффективным органом, за исключением его готовности взять на себя и потенциально сместить пост президента.

В двадцать первом веке все, о чем могут договориться «маленькое правительство» республиканцев и «большое правительство» демократов, — это оказание практически безоговорочной поддержки армии и государству национальной безопасности. Республиканская партия — ее различные фракции все чаще перегрызают друг другу глотки почти так же часто, как и фракции демократов — кажется разумно объединенной исключительно по вопросам ведения войны и безопасности. Что касается демократов, то непопулярная администрация, сталкивающаяся с постоянными нападками со стороны тех, кто ненавидит президента Обаму, сохранила свои позиции отчасти за счет союза и слияния с государством национальной безопасности. Президент, вступивший в должность, отвергая пытки и способствуя открытости и прозрачности в правительстве, в течение шести с лишним лет пришел к тому, чтобы почти полностью отождествить себя с вооруженными силами США, ЦРУ, АНБ и им подобными. Несмотря на то, что он начал беспрецедентную кампанию против разоблачителей и утечек (а также за открытость и прозрачность), Белый дом Обамы оказался мощным инструментом, но также и в значительной степени зависящим от этого государства в государстве, странной судьбы для «имперское президентство».

4. Становление государства национальной безопасности как четвертой ветви власти

Одна «ветвь» правительства, тем не менее, явно находится на подъеме и быстро обретает независимость практически от любого вида надзора. Его способность претворять в жизнь свои желания практически без сопротивления в Вашингтоне — поразительная черта нашего времени. Но в то время как о симптомах этого процесса регулярно сообщается, общее явление — создание четвертой ветви власти де-факто — привлекает на удивление мало внимания. В эпоху войны с терроризмом государство национальной безопасности вступило в свои права. Его рост был феноменальным. Хотя это редко упоминается, следует признать примечательным тот факт, что в этот период у нас появился второй полноценный «департамент обороны», Департамент внутренней безопасности, и что он и Пентагон стали еще более укоренившимися, каждый из которых окружен собственными силами. растущий «комплекс» частных корпораций, лоббистов и союзных политиков. Милитаризация страны в эти годы шла быстрыми темпами.

Между тем, дублирование, которое можно найти в разведывательном сообществе США с его 17 основными агентствами и подразделениями, ошеломляет. Его растущая способность вести слежку и шпионить в глобальном масштабе, в том числе за собственными гражданами, посрамляет тоталитарные государства двадцатого века. То, что различные части государства национальной безопасности могут действовать практически любым образом, не опасаясь привлечения к ответственности в суде, уже слишком очевидно, чтобы вдаваться в подробности. По мере того, как богатство росло в американском обществе способами, невиданными со времен первого Золотого века, доллары налогоплательщиков мигрировали в государство национальной безопасности почти плутократическим образом.

Регулярно появляются новые сообщения о дальнейшей деятельности частей этого штата. В последние недели, например, мы узнали от Джереми Скахилла и Джоша Бегли из Intercept , что ЦРУ потратило годы, пытаясь взломать шифрование на Apple iPhone и iPad; то есть она агрессивно стремилась атаковать полностью американскую корпорацию (даже если значительная часть ее производственного процесса на самом деле находится в Китае). Тем временем Девлин Барретт из Wall Street Journal сообщил, что ЦРУ, агентство, которому запрещено заниматься шпионажем любого рода внутри страны, помогает Службе маршалов США (часть Министерства юстиции) создать бортовую цифровую сеть на американских сотовых телефонах. Самолеты, вылетающие из пяти городов США, несут технологию, которая «имитирует вышку сотовой связи». Эта технология, разработанная и опробованная в отдаленных американских зонах боевых действий и теперь доставленная «на родину», является лишь частью продолжающейся милитаризации страны от ее границ до ее полицейских сил. И не прошло и недели с тех пор, как Эдвард Сноуден впервые обнародовал важные документы АНБ в июне 2013 года, когда о таких «успехах» не сообщалось в новостях.

Также регулярно всплывают новости о дальнейшем расширении, реорганизации и модернизации частей разведывательного мира, виды отчетов, которые стали едва заметным фоновым шумом нашей жизни. Недавно, например, директор Джон Бреннан объявил о крупной реорганизации ЦРУ, призванной разрушить классическое разделение между шпионами и аналитиками в Агентстве, создав при этом новое Управление цифровых инноваций, отвечающее, среди прочего, за кибервойну и кибершпионаж. Примерно в то же время, по данным New York Times , Центр стратегических контртеррористических коммуникаций, малоизвестное агентство Государственного департамента, получил новую и обширную роль в координации «всех существующих попыток обмена сообщениями [против онлайн-пропаганды со стороны террористических организаций, таких как Исламское государство] гораздо более крупными федеральные ведомства, включая Пентагон, Национальную безопасность и спецслужбы».

Такого рода вещи являются нормой в эпоху, когда государство национальной безопасности только становилось сильнее, бесконечно совершенствуя, дублируя и накладывая друг на друга различные части своей все более запутанной структуры. И имейте в виду, что в структуре, которая упорно боролась за то, чтобы сохранить то, что она делает, в секрете, есть гораздо больше того, чего мы не знаем. Тем не менее, мы должны знать достаточно, чтобы понять, что этот продолжающийся процесс отражает что-то новое в нашем американском мире (даже если никто не хочет этого замечать).

5. Демобилизация американского народа

В The Age of Acquiescence , новой книге о двух позолоченных веках Америки, Стив Фрейзер спрашивает, почему в девятнадцатом веке начался еще один период плутократических излишеств, концентрации богатства и неравенства, подкупа политиков и попыток чтобы демобилизовать общественность, американцы выходили на улицы с такой решимостью и в значительном количестве в течение длительного периода времени, протестуя против обращения с ними, и оставались там, даже когда против них призывали грубую силу государства. Фрейзер задается вопросом, почему в наше время молчание публики перед лицом подобных событий было столь поразительным?

Ведь на наших глазах возникает новая мрачная американская система. Все, что мы когда-то учили в учебниках по гражданскому праву нашего детства о том, как работает наше правительство, теперь кажется искаженным, в то время как рост бедности, фиксирование заработной платы, рост 0,01%, коллапс труда и милитаризация общества все очевидно.

Процесс демобилизации населения безусловно начался с военных. Первоначально это был ответ бунтующим и мятежным призывникам вьетнамской эпохи. В 1973 года росчерком президентского пера гражданская армия была объявлена ​​прекращенной, набор новобранцев был передан рекламным агентствам (превью грядущей приватизации государства), а общественность была отправлена ​​домой, никогда снова вмешиваться в военные дела. С 2001 года эта форма демобилизации была высечена в камне и превратилась в образ жизни во имя «безопасности» и «защиты» населения.

С тех пор «мы, люди» дали о себе знать только тремя разными способами: слева в движении «Захвати», которое с его лозунгами об 1% и 99% поставили вопрос растущего экономического неравенства на карту американского сознания; справа в движении «Чайная партия» сложное выражение недовольства, поддерживаемое и хотя бы частично финансируемое правыми оперативниками и миллиардерами и направленное на делегитимацию «государства-няньки»; и недавний раунд протестов после Фергюсона, вызванный, по крайней мере частично, милитаризацией полиции в черных и коричневых сообществах по всей стране.

Рождение новой системы

В противном случае момент возрастающей крайней крайности был также моментом — используя слово Фрейзера — «уступчивости». Когда-нибудь мы предположительно поймем гораздо лучше, как все это произошло. А пока позвольте мне как можно яснее сказать о том, что кажется действительно туманным: этот период не представляет собой версию, какой бы извращенной или экстремальной она ни была, как обычно; Кампания 2016 г. также не является выборами, как обычно; и мы не переживаем Вашингтон, как обычно. Сложите воедино наши выборы в 1%, приватизацию нашего правительства, делегитимацию Конгресса и президентства, а также наделение полномочиями государства национальной безопасности и вооруженных сил США и добавьте к этому демобилизацию американского общества (в имя защиты нас от терроризма), и у вас есть что-то вроде новой игры в мяч.

Несмотря на то, что все это было тщательно спланировано, возможно, не было никакого управляющего шаблона или плана.