«Лицей им. Г. Ф. Атякшева»


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»


«Рассмотрено»

на заседании научно-методического совета

протокол № _______

от «__»________2015г.


«Согласовано»

заместитель директора


_______________________________

( роспись курирующего заместителя директора)


«___» __________2015г.

Утверждено приказом

директора Лицея

от «___»______2015г. №_____- О

Рабочая программа учебной дисциплины

«История. Россия и мир в XX – начале XXI века»

(наименование учебного предмета)

Базовый уровень, среднее общее, XI класс

(уровень образования)

70 часов

(количество часов, отводимых на реализацию программы)

учитель истории Шепилов Руслан Михайлович

(Ф. И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

Югорск, 2015 г.
Рабочая программа учебного предмета

«РОССИЯ И МИР. ИСТОРИЯ ХХ ВЕКА»

11 класс (базовый уровень)

Паспорт рабочей программы:

Рабочая программа предмета «История» в 10 классе разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (или среднего (полного) общего образования), утвержденным приказом приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,

на основании авторской программы Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир в XX — начале XXI века. 11 класс.

в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 . № 253.

При реализации используется учебник: История. Россия и мир в XX — начале XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа учебного предмета «История» рассчитана на изучение предмета в объеме 70 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа учебного предмета «История. Россия и мир в XX — начале XXI века» реализуется за счёт урочных и внеурочных форм организации учебного процесса, с использованием современных педагогических технологий: 66 часов урочной деятельности и 4 часов внеурочной (защита проектов).

1. Пояснительная записка

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия обучающимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Цели

Изучение истории на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.


Данный курс всемирной истории отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран с древнейших времен до конца ХХ века. В центре курса находится история России, что и определяет его структуру. Знание прошлого своей Родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому материал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике.

Методической основой программы курса являются цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса.

Основными задачами данного курса являются:


  • систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;

  • обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельно осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;

  • представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;

  • формирование у учащихся исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;

  • осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;

  • воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социальногрупповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;

  • формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;

  • воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.

2. Общая характеристика учебного предмета «История»

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры обучающихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего(полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки обучающихся.

Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление обучающихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у обучающихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.

Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

3. Место предмета «История» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрена реализация за счёт урочных и внеурочных форм организации учебного процесса, с использованием современных педагогических технологий: 66 часов урочной деятельности и 4 часов внеурочной (защита проектов).

В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

4. Обязательный минимум содержания по предмету «История» в 11 классе

Данный курс всемирной истории отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран в XIX – начале XXI вв. В центре курса находится история России, что и определяет его структуру.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Демократизация общественно-политической жизни. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг. Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии Фашизм. Национал-социализм. Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Духовная культура в период Новейшей истории.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу

Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире. Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв.

Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Особенности духовной жизни современного общества.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Россия во второй половине XIX — начале ХХ вв.

Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ. Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Реформы. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг.С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России.

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

Советское общество в 1922-1941 гг.

Образование СССР. Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

СССР в первые послевоенные десятилетия

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.

ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Духовная жизнь в послевоенные годы.

СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг.

Экономические реформы середины 1960-х гг. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Советская культура середины 1960-х — начала 1980-х гг.

Советское общество в 1985-1991 гг.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия.

Российская Федерация (1992-2009 гг.)

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Президентские выборы 2000 г., 2008 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Президентское послание 2000г., 2004 г., 2008 г. Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом. Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества.

6. Реализация воспитательной компоненты

Индустриальная модернизация традиционного общества (1900-1914 гг.)

Гражданско-патриотическое: формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине.

Нравственное и духовное воспитание: формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства.

Первая мировая война и ее последствия. Общенациональный кризис в России (1914 — начало 1920-х гг.)

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности.

Формирование коммуникативной культуры: формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию, ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30-е гг. XX в.

Социокультурное и медиакультурное воспитание: формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве).

Правовое воспитание и культура безопасности: формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры.

Вторая мировая война (1939-1945). Великая Отечественная война народов СССР (1941-1945)

Гражданско-патриотическое: развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье.

Социокультурное и медиакультурное воспитание: формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Мир во второй половине XX — начале XXI в. От индустриального общества к информационному

Нравственное и духовное воспитание: формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству: формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающихся к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
5. Тематическое планирование Рабочей программы учебного предмета «История» в 11 классе


№ п/п

Тема урока

Дата

Практические виды занятий в т.ч. лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ, развития речи и т.д.

Требования к умениям обучающихся

Виды контроля

план

факт

Название темы раздела:

Каталог: data -> documents
documents -> Акмеология. №3. 2015 (юбилейный выпуск). Колонка главного редактора
documents -> Книга «Оставаться трезвым»
documents -> Экологический проект «Юные огородники»
documents -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нижний Тагил
documents -> Дюсш г. Пыть Ях Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении
documents -> «Особенности оборонительных действий в мини-футболе»
documents -> Инновационный образовательный проект


Скачать 0,8 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Трагедия крестьянских восстаний в России. 1918-1921 гг. — Иерусалим. 1987

%PDF-1.5 % 1 0 obj > endobj 5 0 obj /CreationDate (D:20170619165524+02’00’) /ModDate (D:20170619165759+02’00’) /Producer (http://vtoraya-literatura. com) /Title /Creator >> endobj 2 0 obj > stream

  • Трагедия крестьянских восстаний в России. 1918-1921 гг. — Иерусалим. 1987
  • http://vtoraya-literatura.com
  • Френкин, Михаил Самойлович
  • application/pdf endstream endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 6 0 obj 1316 endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > >> >> endobj 11 0 obj > >> >> endobj 12 0 obj > >> >> endobj 13 0 obj > >> >> endobj 14 0 obj > >> >> endobj 15 0 obj > >> >> endobj 16 0 obj > >> >> endobj 17 0 obj > >> >> endobj 18 0 obj > >> >> endobj 19 0 obj > >> >> endobj 20 0 obj > >> >> endobj 21 0 obj > >> >> endobj 22 0 obj > >> >> endobj 23 0 obj > >> >> endobj 24 0 obj > >> >> endobj 25 0 obj > >> >> endobj 26 0 obj > >> >> endobj 27 0 obj > >> >> endobj 28 0 obj > >> >> endobj 29 0 obj > >> >> endobj 30 0 obj > >> >> endobj 31 0 obj > >> >> endobj 32 0 obj > >> >> endobj 33 0 obj > >> >> endobj 34 0 obj > >> >> endobj 35 0 obj > >> >> endobj 36 0 obj > >> >> endobj 37 0 obj > >> >> endobj 38 0 obj > >> >> endobj 39 0 obj > >> >> endobj 40 0 obj > >> >> endobj 41 0 obj > >> >> endobj 42 0 obj > >> >> endobj 43 0 obj > >> >> endobj 44 0 obj > >> >> endobj 45 0 obj > >> >> endobj 46 0 obj > >> >> endobj 47 0 obj > >> >> endobj 48 0 obj > >> >> endobj 49 0 obj > >> >> endobj 50 0 obj > >> >> endobj 51 0 obj > >> >> endobj 52 0 obj > >> >> endobj 53 0 obj > >> >> endobj 54 0 obj > >> >> endobj 55 0 obj > >> >> endobj 56 0 obj > >> >> endobj 57 0 obj > >> >> endobj 58 0 obj > >> >> endobj 59 0 obj > >> >> endobj 60 0 obj > >> >> endobj 61 0 obj > >> >> endobj 62 0 obj > >> >> endobj 63 0 obj > >> >> endobj 64 0 obj > >> >> endobj 65 0 obj > >> >> endobj 66 0 obj > >> >> endobj 67 0 obj > >> >> endobj 68 0 obj > >> >> endobj 69 0 obj > >> >> endobj 70 0 obj > >> >> endobj 71 0 obj > >> >> endobj 72 0 obj > >> >> endobj 73 0 obj > >> >> endobj 74 0 obj > >> >> endobj 75 0 obj > >> >> endobj 76 0 obj > >> >> endobj 77 0 obj > >> >> endobj 78 0 obj > >> >> endobj 79 0 obj > >> >> endobj 80 0 obj > >> >> endobj 81 0 obj > >> >> endobj 82 0 obj > >> >> endobj 83 0 obj > >> >> endobj 84 0 obj > >> >> endobj 85 0 obj > >> >> endobj 86 0 obj > >> >> endobj 87 0 obj > >> >> endobj 88 0 obj > >> >> endobj 89 0 obj > >> >> endobj 90 0 obj > >> >> endobj 91 0 obj > >> >> endobj 92 0 obj > >> >> endobj 93 0 obj > >> >> endobj 94 0 obj > >> >> endobj 95 0 obj > >> >> endobj 96 0 obj > >> >> endobj 97 0 obj > >> >> endobj 98 0 obj > >> >> endobj 99 0 obj > >> >> endobj 100 0 obj > >> >> endobj 101 0 obj > >> >> endobj 102 0 obj > >> >> endobj 103 0 obj > >> >> endobj 104 0 obj > >> >> endobj 105 0 obj > >> >> endobj 106 0 obj > >> >> endobj 107 0 obj > >> >> endobj 108 0 obj > >> >> endobj 109 0 obj > >> >> endobj 110 0 obj > >> >> endobj 111 0 obj > >> >> endobj 112 0 obj > >> >> endobj 113 0 obj > >> >> endobj 114 0 obj > >> >> endobj 115 0 obj > >> >> endobj 116 0 obj > >> >> endobj 117 0 obj > >> >> endobj 118 0 obj > >> >> endobj 119 0 obj > >> >> endobj 120 0 obj > >> >> endobj 121 0 obj > >> >> endobj 122 0 obj > >> >> endobj 123 0 obj > >> >> endobj 124 0 obj > >> >> endobj 125 0 obj > >> >> endobj 126 0 obj > >> >> endobj 127 0 obj > >> >> endobj 128 0 obj > >> >> endobj 129 0 obj > >> >> endobj 130 0 obj > >> >> endobj 131 0 obj > >> >> endobj 132 0 obj > >> >> endobj 133 0 obj > >> >> endobj 134 0 obj > >> >> endobj 135 0 obj > >> >> endobj 136 0 obj > >> >> endobj 137 0 obj > >> >> endobj 138 0 obj > >> >> endobj 139 0 obj > >> >> endobj 140 0 obj > >> >> endobj 141 0 obj > >> >> endobj 142 0 obj > >> >> endobj 143 0 obj > >> >> endobj 144 0 obj > >> >> endobj 145 0 obj > >> >> endobj 146 0 obj > >> >> endobj 147 0 obj > >> >> endobj 148 0 obj > >> >> endobj 149 0 obj > >> >> endobj 150 0 obj > >> >> endobj 151 0 obj > >> >> endobj 152 0 obj > >> >> endobj 153 0 obj > >> >> endobj 154 0 obj > >> >> endobj 155 0 obj > >> >> endobj 156 0 obj > >> >> endobj 157 0 obj > >> >> endobj 158 0 obj > >> >> endobj 159 0 obj > >> >> endobj 160 0 obj > >> >> endobj 161 0 obj > >> >> endobj 162 0 obj > >> >> endobj 163 0 obj > >> >> endobj 164 0 obj > >> >> endobj 165 0 obj > >> >> endobj 166 0 obj > >> >> endobj 167 0 obj > >> >> endobj 168 0 obj > >> >> endobj 169 0 obj > >> >> endobj 170 0 obj > >> >> endobj 171 0 obj > >> >> endobj 172 0 obj > >> >> endobj 173 0 obj > >> >> endobj 174 0 obj > >> >> endobj 175 0 obj > >> >> endobj 176 0 obj > >> >> endobj 177 0 obj > >> >> endobj 178 0 obj > >> >> endobj 179 0 obj > >> >> endobj 180 0 obj > >> >> endobj 181 0 obj > >> >> endobj 182 0 obj > >> >> endobj 183 0 obj > >> >> endobj 184 0 obj > >> >> endobj 185 0 obj > >> >> endobj 186 0 obj > >> >> endobj 187 0 obj > >> >> endobj 188 0 obj > >> >> endobj 189 0 obj > >> >> endobj 190 0 obj > >> >> endobj 191 0 obj > >> >> endobj 192 0 obj > >> >> endobj 193 0 obj > >> >> endobj 194 0 obj > >> >> endobj 195 0 obj > >> >> endobj 196 0 obj > >> >> endobj 197 0 obj > >> >> endobj 198 0 obj > >> >> endobj 199 0 obj > >> >> endobj 200 0 obj > >> >> endobj 201 0 obj > >> >> endobj 202 0 obj > >> >> endobj 203 0 obj > >> >> endobj 204 0 obj > >> >> endobj 205 0 obj > >> >> endobj 206 0 obj > >> >> endobj 207 0 obj > >> >> endobj 208 0 obj > >> >> endobj 209 0 obj > >> >> endobj 210 0 obj > >> >> endobj 211 0 obj > >> >> endobj 212 0 obj > >> >> endobj 213 0 obj > >> >> endobj 214 0 obj > >> >> endobj 215 0 obj > >> >> endobj 216 0 obj > >> >> endobj 217 0 obj > >> >> endobj 218 0 obj > >> >> endobj 219 0 obj > >> >> endobj 220 0 obj > >> >> endobj 221 0 obj > >> >> endobj 222 0 obj > >> >> endobj 223 0 obj > >> >> endobj 224 0 obj > >> >> endobj 225 0 obj > >> >> endobj 226 0 obj > >> >> endobj 227 0 obj > >> >> endobj 228 0 obj > >> >> endobj 229 0 obj > >> >> endobj 230 0 obj > >> >> endobj 231 0 obj > >> >> endobj 232 0 obj > >> >> endobj 233 0 obj > >> >> endobj 234 0 obj > >> >> endobj 235 0 obj > >> >> endobj 236 0 obj > >> >> endobj 237 0 obj > >> >> endobj 238 0 obj > >> >> endobj 239 0 obj > >> >> endobj 240 0 obj > >> >> endobj 241 0 obj > >> >> endobj 242 0 obj > >> >> endobj 243 0 obj > >> >> endobj 244 0 obj > >> >> endobj 245 0 obj > >> >> endobj 246 0 obj > >> >> endobj 247 0 obj > >> >> endobj 248 0 obj > >> >> endobj 249 0 obj > >> >> endobj 250 0 obj > >> >> endobj 251 0 obj > >> >> endobj 252 0 obj > >> >> endobj 253 0 obj > >> >> endobj 254 0 obj > >> >> endobj 255 0 obj > >> >> endobj 256 0 obj > >> >> endobj 257 0 obj > >> >> endobj 258 0 obj > >> >> endobj 259 0 obj > >> >> endobj 260 0 obj > >> >> endobj 261 0 obj > >> >> endobj 262 0 obj > >> >> endobj 263 0 obj > >> >> endobj 264 0 obj > >> >> endobj 265 0 obj > >> >> endobj 266 0 obj > >> >> endobj 267 0 obj > >> >> endobj 268 0 obj > >> >> endobj 269 0 obj > stream x]O1Bۜ

    Аграрная реформа

    Пропагандистское изображение, показывающее, как крестьяне получают право собственности на землю

    Вскоре после прихода к власти в Китае Мао Цзэдун и Коммунистическая партия Китая (КПК) начали широкомасштабную программу аграрной реформы. Подкрепленная законом, принятым в середине 1950-х годов, программа аграрной реформы была направлена ​​на то, чтобы отобрать землю у богатых семей и передать ее крестьянам-фермерам. Эти реформы не только перераспределили землю, но и повлекли за собой определенное возмездие и оказали глубокое влияние на классовые и социальные структуры в сельских общинах.

    Предыстория

    На протяжении тысячелетий китайцы выживали за счет обработки земли. К 1949 году практически вся пахотная земля была обработана, а крестьяне составляли 85 процентов населения Китая.

    Мао Цзэдун был убежден, что крестьяне Китая должны стать движущей силой коммунистической революции и перехода к социализму. Под руководством Мао КПК разработала программу аграрных реформ.

    Эти реформы, будучи революционными и часто прогрессивными, осуществлялись и применялись принудительными и насильственными средствами.

    Закон об аграрной реформе

    Закон об аграрной реформе, один из первых крупных политик коммунистической республики, был принят в июне 1950 года. Он обещал отобрать землю у зажиточных помещиков и перераспределить ее среди безземельных крестьян. Его первая статья обещала, что:

    «Отменить систему собственности на землю крепостнической эксплуатации помещичьим классом и ввести систему крестьянской собственности на землю, чтобы высвободить сельские производительные силы, развить сельскохозяйственное производство и тем самым проложить путь к новой индустриализации Китая».

    После принятия законопроекта Мао поздравил крестьян, заявив, что «с их помощью была одержана победа в революции, и опять-таки с их помощью станет возможной индустриализация страны».

    Fanshen

    Программа аграрной реформы КПК включала в себя переворот традиционной социальной системы Китая и земельной собственности с ног на голову. Китайское слово для описания этой трансформации было fanshen , что означает «освободить себя» или «перевернуть тело».

    Сельское общество было разделено на новые категории:

  • Помещики , которые владели большими участками и не занимались физическим трудом.
  • Богатые крестьяне , которые владели землей, но обрабатывали ее сами, нанимая других рабочих или сдавая землю в аренду другим лицам.
  • Середняки , которые владели землей и сами обрабатывали ее, не эксплуатируя других.
  • Бедные крестьяне , у которых было очень мало земли или оборудования и которым приходилось арендовать землю у других.
  • Рабочие , которые не занимали земли и вынуждены были жить на скудную заработную плату или кредиты.
  • В некоторых деревнях люди должны были носить полоску ткани, обозначающую их классовое происхождение. Некоторые из используемых цветов были белыми для помещиков, желтыми для середняков и красными для бедняков.

    Государство также конфисковало большие участки земли, принадлежавшие богатым промышленникам. Это привело к приобретению земли, но также привело к маргинализации и лишению прав богатых капиталистов, которые, как правило, были сторонниками Гоминьдана и старого режима.

    Крестьянская месть
    Бывший помещик предстанет перед судом во время кампании «Говори о горечи»

    Процесс земельной реформы быстро стал поводом для возмездия, поскольку крестьяне яростно осуждали помещиков. По словам британского историка Джонатана Фенби, «в этом переустройстве сельского мира крестьяне, чьи семьи жили на маргинале или ниже его на протяжении поколений, отомстили тем, кто их угнетал».

    КПК узаконила и использовала эти недовольства с помощью правительственной пропаганды и санкционированной государством кампании «Говорите о горечи».

    Во время кампании «Говори о горечи» бывших домовладельцев заставляли присутствовать на публичных слушаниях, где они подвергались допросам, обвинениям и разглагольствованиям со стороны тех, кого они ранее эксплуатировали или жестоко обращались. Эти сеансы часто заканчивались актами насилия, которые могли варьироваться от пощечин и ударов руками до пыток и казней. Изгнание, тюремное заключение, насильственные и добровольные самоубийства также были широко распространены.

    Классовая война

    Процесс «Высказывания горечи» был разработан и поощрялся Мао Цзэдуном. Его продвигали как средство для исцеления ран прошлого и очищения души, но его истинная цель состояла в том, чтобы взбудоражить классовое сознание, расширить возможности крестьянства и поощрить революционное мышление.

    В июне 1950 года Мао описал процесс земельной реформы так:

    «Земельная реформа при населении более 300 миллионов человек — это жестокая война. Это труднее, сложнее, хлопотнее, чем переправиться через Янцзы, потому что наши войска — это 260 миллионов солдат-крестьян. Это война за земельную реформу, это самая отвратительная классовая война между крестьянами и помещиками. Это битва не на жизнь, а на смерть».

    Пропаганда начала 1950-х, изображающая жизнь крестьян после аграрной реформы

    Проблемы и трудности

    По мнению некоторых историков, процесс «Говорения о горечи» и фаншен ​​  не происходил равномерно по всему Китаю. Франк Дикёттер предполагает, что активистам КПК иногда было трудно понять преобладающие конфуцианские взгляды и изменить старые социальные структуры и модели.

    В некоторых деревнях помещики и богатые крестьяне смогли сохранить хоть какой-то статус или влияние. В некоторых случаях их готовили как кадры (местные коммунистические лидеры), в то время как в других областях классовых различий почти не существовало, а это означало, что не о чем было «горечь».

    «Проблема заключалась в том, что ни одно из этих искусственных классовых различий на самом деле не соответствовало социальному ландшафту деревни, — пишет Дикёттер, — где большинство фермеров часто жили примерно в одинаковых условиях». Он также утверждает, что КПК столкнулась с сопротивлением, потому что «обычные люди опасались преследований и кражи у своих бывших соседей», независимо от того, что они делали раньше.

    Как следствие, сеансы «Говори о горечи» в некоторых районах превратились в фарс. Жители деревни выполнили пожелания партии, но научились «выступать как способ выжить». Если кадры КПК обнаружат какое-либо равнодушие к fanshen , это было истолковано как сопротивление реформам и пресечено идеологической обработкой, запугиванием и насилием.

    Итоги

    К 1951 г. было выявлено и разобрано более 10 миллионов помещиков, а 40% земли принадлежало 60% населения. В начале 1953 года КПК объявила аграрную революцию в Китае завершенной, хотя на самом деле более существенные изменения были впереди.

    Статистические данные о насилии в отношении арендодателей сильно разнятся. Подсчитано, что во время кампаний 19-го века погибло от одного до двух миллионов бывших помещиков.47 и 1952.

    В то время как аграрная реформа и перераспределение земли помогли КПК заручиться поддержкой крестьян, крестьяне, как новые землевладельцы, столкнулись с большими трудностями и проблемами.

    Многим крестьянам не хватало знаний, оборудования и ресурсов для продуктивной обработки земли. Поскольку земля производила меньше, чем раньше, возникли перебои с поставками продовольствия и рынками, что привело к дефициту и росту цен.

    Также были нарушены методы ведения сельского хозяйства, включая утрату древних церемоний, замененных партийными собраниями и пропагандистскими представлениями. Культурные артефакты, такие как редкие рукописи, бронзовые монеты, деревянная мебель, картины тушью и керамика, также были уничтожены, что побудило Министерство культуры распорядиться о конфискации всех редких книг и антиквариата в качестве меры защиты (19 июня).51).

    На смену переменам начала 1950-х годов в ближайшее десятилетие придут еще более радикальные социальные и экономические реформы, включая создание групп взаимопомощи, коллективизацию, народные коммуны и катастрофу большого скачка вперед.

    Взгляд историка:
    «Цели земельной реформы заключались в том, чтобы улучшить положение бедных и дать им почувствовать, что они заинтересованы в стране и лояльны новому правительству… Но цели земельной реформы также включает информацию и контроль. КПК с помощью кадров получила представление об условиях в каждой части Китая и полезные списки врагов народа. Путем вовлечения местного населения в «судебный» процесс и убийства был быстро установлен контроль через страх».
    Уильям С. Мортон

    1. Закон об аграрной реформе (июнь 1950 г.) был коммунистической политикой, направленной на конфискацию земли у помещиков и ее перераспределение среди безземельных крестьян.

    2. Аграрная реформа также была направлена ​​на разрушение структур и неравенства старого общественного порядка, когда люди делились на помещиков, богатых крестьян, середняков, бедняков или рабочих.

    3. Проводя земельную реформу, Мао и КПК поощряли крестьян искать возмездия против богатых землевладельцев. Это привело к доносам, тюремному заключению, насилию и казням, в результате которых было убито до двух миллионов человек между 1947 и 1952.

    4. Аграрная революция привела к тому, что 40 процентов земли было передано 60 процентам населения. Это имело некоторые неблагоприятные последствия для сельскохозяйственного производства, поскольку крестьяне смирились со своим изменившимся положением.

    5. Новое общество также претерпело значительные культурные изменения и разрушения, поскольку древние сельскохозяйственные фестивали были заменены партийными собраниями и пропагандой, а большое количество культурных материалов, таких как редкие книги и антиквариат, было утеряно или уничтожено.

    Информация для цитирования
    Название: «Аграрная реформа»
    Авторы: Rebecca Cairns, Jennifer Llewellyn
    Издатель: Alpha History
    URL:
    Дата публикации: 21 сентября 2019 г.
    Дата обновления: 29 декабря 2022 г.
    Дата обращения: 24 апреля 2023 г.
    Авторское право: Содержание этой страницы не может быть повторно опубликовано без нашего прямого разрешения. Для получения дополнительной информации об использовании, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования.

    Лесные пищевые цепи, древесина и средства к существованию в сельской местности

    %PDF-1.