План урока по обществознанию 8 класс Человек, природа, общество. | План-конспект урока по обществознанию (8 класс):
План урока в 8 классе
Тема: «Человек, общество, природа»
Цели.
1. Изучить среду обитания человека.
2. Рассмотреть связь человека и природы, взаимодействие человеческого общества и природы.
3. Развитие у детей логики, мышления.
4. Воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Определяем основной вопрос урока. Чтение проблемной ситуации.
“Коля вставай быстрее! — торопила мама. А то опять в школу опоздаешь. И не вздумай снова задирать мальчика из параллельного класса. Узнаю, еще раз, что ты у него мяч отобрал, устрою тебе “сладкую жизнь”. Как тебе не стыдно.
— Начинается…. с добрым утром! Проворчал Коля — Вот для чего это все выдумано? “стыдно”, “опоздаешь”… Вот волк в лесу захотел спать – спит, захотел есть – поймал какого-нибудь суслика и съел. Будет его за это кто-то упрекать?
— Волка не будет – он зверь, живет по инстинктам, по законам природы, но ты человек.
— А я тоже часть природы! Вот мы не соблюдаем ее законы и пожалуйста — реки грязные, леса исчезают, погода портится. Жили бы все как положено, по законам природы делали бы чего хочется, так нет же, напридумывали всяких правил”.
Вопросы: Чем отличаются мнения мамы и сына? Какой вопрос можно задать на основании их спора? Почему человек не живет по законам природы?
Определение целей урока.
3. Открываем новые знания.
В отличие от других живых существ, человек создал вокруг себя особую среду существования — общество. А что такое общество? (Ответы обучающихся).
Общество – это не просто множество людей. Это целостная система связей и отношений между людьми. Какие это связи и отношения? Что такое система?
Связывают людей друг с другом общие интересы и общая деятельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной системы, т. е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Отношения, в которые вступают друг с другом люди в обществе, бывают самые разные: поддержка, соперничество, игнорирование… Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Жизнь человека вне общества невозможна. Почему? Только общество способно передать новорожденному человеку тот культурный опыт, который делает его человеком – разумным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, радоваться и творить.
Человек и природа (вопросы на экране).
Как связаны между собой природа и общество? Меняется ли общество под воздействием природы, а природа под воздействием общества?
Природа – это среда существования общества. Природа – огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Реки, лес, руда… – активно используется людьми. Откажется сейчас человек от их использования?
Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества.
Второе определение природа – биосфера (на экране). Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью (запись определения в тетрадь). Только в отличие от животных и растений человека отделяет от природной среды, созданная им общественная среда: дом, одежда, инструменты, техника, книги…– все то, что создано человеческим трудом и существует благодаря системе связей и отношений между людьми. С другой стороны, чтобы создать вокруг себя “оболочку культуры” люди берут исходные материалы, энергию из природы. Природа служит источником вдохновения для художников и поэтов, способна благотворно воздействовать на здоровье человека, его настроение. Однако и человек использует для своих нужд реки, лес.., постепенно изменяя облик Земли. Порой человек использует ресурсы нерационально, загрязняет окружающую среду.
4. Подводим итоги (ответы учащихся).
У человека две среды обитания – природа и встроенное в нее – общество, т.е. систма связей и отношений между людьми. Усилиями людей общество постоянно развивается во взаимодействии с природой, обеспечивая нас всем необходимым для жизни (схема на экране).
5. Решаем задания (на экране высказывания).
Выбери одно из высказываний и ответь на вопрос: “Что хотел сказать этими словами мыслитель? Согласен ли ты с ними?”
“Культура – есть вторая природа” (Гегель).
“Наша земля — это большая проселочная дорога, а мы, люди, – путники” (Генрих Гейне).
“В обществе каждый человек-камешек в мозаичном узоре” (Никола Себастиан Шамфор).
“Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он ее переделывает” (Анатоль Франс).
6. Групповая работа.
Решаем жизненные задачи (класс делится на 6 групп, задание на экране).
В школе создается экологическое общество. Разработайте план работы на год, цели, задачи.
7. Оценивание учащихся. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить дополнительный материал “ноосфера”.
Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа» | План-конспект урока по обществознанию (6 класс):
6 класс. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема «Человек. Общество. Природа»
Цели: 1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», «Красная книга».
2. выразить свое отношение к миру природы и ответственности человека перед природой;
Задачи: Образовательные: охарактеризовать взаимодействие человеческого общества с природой; обсудить проблемы, которые встали перед человечеством в ХХI веке, меры, предпринимаемые человечеством для охраны окружающей среды;
Развивающие: продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.
Воспитательные: воспитание культуры общения на уроке, коллективизма, чувства ответственности за себя и товарищей, умения оценивать товарища и себя самого.
Планируемые образовательные результаты:
Ученик научится:
- устанавливать причинно-следственные связи анализируя и выявляя главное в рабочем материале; решать проблемные вопросы, делать выводы;
- учиться работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, находить компромиссные решения.
вырабатывать собственное осознанное и ответственное отношение к миру природы и ответственности человека перед природой.
Тип урока: урок-исследование
Форма урока: групповая работа с учебником и документами.
Основные понятия: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», «Красная книга».
Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, ТРКМ, ИКТ, проблемно-поисковые
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, рабочие листы, пакет документов, учебник
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Оргмомент | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на работу | Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку |
Мотивационно-целевой |
| Предлагают варианты ответов Формулируют вопросы для исследования Формулируют тему и цели урока Проводят самооценку знаний по еще не пройденной теме |
Деятельностный |
|
Вопросы группам: Воздух: Проблемный вопрос. — Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом? Вода: Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? Растения: Проблемный вопрос. Какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений? Животные: Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?
|
Рефлексивно-оценочный этап | Предлагает вспомнить о павильоне в Нью-Йоркском зоопарке и ответить на вопрос: чем руководствовались при создании павильона работники зоопарка? Согласны ли вы с ними? Предлагает закончить предложение: «Тема сегодняшнего урока помогла мне понять, что …» Предлагает провести итогового самооценку на знание темы урока в виде линейного замера на полях тетради Комментирует домашнее задание (п. 6, выполнить 3 задания по карточке «Классики») Объявляет отметки. Заканчивает урок | Отвечают на вопрос Заканчивают предложение. Формулируют выводы по уроку Проводят повторную самооценку знаний по теме изученного урока Записывают домашнее задание |
Приложение 1.
Пакет документов для групп
Охрана воздуха
Проблемный вопрос. — Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?
Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с тем, что дым мешал дыханию и что сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища. Так было вплоть до начала девятнадцатого века. Лишь за последние сто лет развитие промышленности «одарило» нас такими производственными процессами, последствия которых вначале человек еще не мог себе представить. Возникли города-миллионеры, рост которых остановить нельзя. Все это результат великих изобретений. В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников в общем, загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнения — теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов. Аэрозоли — это твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твердые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки.
Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнения воздуха являются ТЭС, которые потребляют уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, металлургические, цементные, магнезитовые и сажевые заводы. Аэрозольные частицы от этих источников отличаются большим разнообразием химического состава.
Еще большее разнообразие свойственно органической пыли, включающей алифатические и ароматические углеводороды, соли кислот. Она образуется при сжигании остаточных нефтепродуктов, в процессе пиролиза на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других подобных предприятиях.
Постоянными источниками аэрозольного загрязнения являются промышленные отвалы — искусственные насыпи из переотложенного материала, преимущественно вскрышных пород, образуемых при добыче полезных ископаемых или же из отходов предприятий перерабатывающей промышленности, ТЭС.
Источником пыли и ядовитых газов служат массовые взрывные работы. Так, в результате одного среднего по массе взрыва (250-300 тонн взрывчатых веществ) в атмосферу выбрасывается около 2 тыс. куб. м. условного оксида углерода и более 150 т. пыли.
Производство цемента и других строительных материалов также является источником загрязнения атмосферы пылью. Основные технологические процессы этих производств — измельчение и химическая обработка полуфабрикатов и получаемых продуктов в потоках горячих газов всегда сопровождается выбросами пыли и других вредных веществ в атмосферу.
Фотохимический туман (смог) представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. По своему физиологическому воздействию на организм человека смоги крайне опасны для дыхательной и кровеносной системы и часто бывают причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем.
Охрана Воды:
Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
Подсчитано, что ежедневно городской житель расходует около 155 л. воды, а сельский житель – 55 л.
Много воды тратится бесполезно. Из плохо закрытого крана капает вода. За час наполняется 0,5 л. емкость . За сутки — 12 литров чистой пресной воды пропадает зря.
1/3 населения нашей планеты испытывает недостаток в чистой пресной воде, т. к 96% всей воды на планете – это соленая вода Мирового океана, 4% — пресная вода (ледники, подземные воды, реки, озера, болота). Большая часть пресной воды недоступна человеку – это ледники.
В Арабских Эмиратах ,богатейшей стране, торгующей нефтью во всем мире, жители остро ощущают нехватку пресной воды. 0,5 литровая бутылка чистой пресной воды стоит 1$, столько же стоят 40 литров бензина.
Нехватка пресной воды заставила человека научиться опреснять морскую воду. Это очень трудоемкая и дорогостоящая работа. Поэтому проблема охраны воды от загрязнения, её экономия стала одной из важнейших для человечества.
Большая часть пресной воды используется человеком для орошения засушливых земель. На орошаемых землях выращивают хлопчатник, рис, пшеницу, овощи. Вода на орошение тратиться избыточно. Она растворяет химические удобрения и ядохимикаты, которые человек вносит на поля.
Часть ядохимикатов просачивается с водой, загрязняя подземные воды, реки, пруды, озера.
Много пресной воды требуется в промышленности
Особую проблему составляет загрязнение воды нефтью и продуктами ее переработки (бензин, солярка, смазочные масла). Вода, смешиваясь с нефтью, образует нефтяную эмульсию. Такая смесь не распадается более ста лет. Озера эмульсии обычно располагаются близь нефтедобывающих скважин. Эмульсия просачивается сквозь водопроницаемые слои земной коры и загрязняет подземные воды. Загрязнение вод человеком – палка о двух концах. Одним концом человек бьет по природе, другой конец — бьет по человечеству. Огромный вред здоровью человека наносит вода, загрязненная ядохимикатами с полей. Неочищенные стоки населенных пунктов, сельскохозяйственных ферм угрожают распространению опасных инфекционных болезней – гепатита, дизентерии, холеры.
В водоемах, где загрязнена вода, гибнет рыба, гибнут животные, гибнет птица, гибнет растительный покров.
Вырубка лесов на планете ведет к пересыханию рек и озер. Влажные почвы лесов осушаются, что ведет к нарушению взаимосвязей переувлажненных природных комплексов.
Группа охраны растений:
Проблемный вопрос. Какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений?
На протяжении многих сотен миллионов лет основное влияние на растительный мир оказывали природные факторы: свет, тепло, влага, взаимодействие растений и животных. С появлением Человека разумного его деятельность стала оказывать все большее влияние на окружающий мир.
С древнейших времен человек использовал растения и животных для своих нужд. Около 10 тыс. лет назад он начал одомашнивание животных и введение растений в культуру. Человек перешел от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными — привела к серьезным изменениям в природе. Человек стал замечать, что в результате его хозяйственной деятельности поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек и уменьшение уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и черные бури.
Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Росли обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья. Загрязненные воды, воздух, почвы вызвали нарушения, а иногда и гибель природных сообществ.
Подобные изменения природы произошли повсеместно, во многих странах мира. За истекшие тысячелетия на земном шаре вырублено и сожжено 2/3 всех лесов, свыше 500 млн га плодородных земель превратились в пустыни. Многие виды растений и животных исчезли с нашей планеты. Численность некоторых видов сократилась. Чем глубже познавал человек законы природы, тем яснее понимал опасность ее дальнейших неблагоприятных изменений. С давних времен в разных странах появились правила, регулирующие использование природных богатств.
Так, на Руси еще при Ярославе Мудром (XI в.) появились правила, регламентирующие охоту.
Во Владимиро-Волынском княжестве (XIII в.) на определенной территории охота была полностью запрещена. Так возник первый заповедник — Беловежская Пуща.
При Петре I были изданы указы об охране лесов и водоемов. Нарушителей этих указов строго наказывали и даже ссылали на каторгу.
Но в середине XVIII — начале XIX в. многие указы были отменены или заменены менее строгими. Снова стали сводить леса под посевы зерновых, рубить и продавать древесину. Особенно хищническим было отношение к природным богатствам в последние 100 лет.
В середине XX в. хозяйственная деятельность привела к таким угрожающим последствиям, что люди наконец стали понимать, что если не изменить отношения к природе, то Земля может превратиться в безжизненную пустыню.
Группа охраны Животных:
Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?
Ученые констатируют — многие виды растений, животных, птиц и насекомых исчезают с лица нашей планеты в 1 000 раз быстрее естественного уровня. Это означает, что мы теряем от 10 до 130 видов каждый день.
В докладе, опубликованном в начале 2010 года, Комиссия по биоразнообразию ООН обращает внимание на катастрофические изменения в мире живой природы. Автор доклада сравнивает нынешнюю ситуацию с исчезновением динозавров 65 миллионов лет назад.
На сегодняшний день более 40% всех живых видов на Земле находятся под угрозой исчезновения. Если эти темпы вымирания сохранятся или ускорятся, то число вымирающих видов в следующие десятилетия будет исчисляться миллионами. Безусловно, это повод задуматься каждому жителю планеты, ибо исчезновение отдельных видов неизбежно ведет к глобальным экологическим проблемам, угрожая стабильности всей экосистемы Земли.
Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.
Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение — спасение исчезающих видов и восстановление редких.
Красная книга — это не закон об охране животных и растений. Это — программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы.
Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).
Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».
Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради вкусного мяса, яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез. Португальцы называли этих птиц «додо». В музеях сохранились лишь несколько сушёных лапок, пара голов и множество костей этой птицы. Уже «посмертно» дронт был выбран символом государства Маврикий и изображён на гербе этой страны.
Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга — Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь которого назван остров в Японском море.
Приложение 2
Цзацзуань
Оригинальный жанр восточной литературы, появившийся в Китае. В переводе на русский — «заметки о разном». Особенность композиции цзацзуань состоит в том, что под одним заголовком группируется ряд высказываний: под общую рубрику подводятся очень разнородные, очень разноплановые ситуации, сходные по тому или иному признаку, например, по той реакции, которую они вызывают у человека. Объединяющий признак выражается заголовком.
Группа охраны воздуха
Чтобы было чем дышать…
1) Заводы и фабрики должны иметь уловители пыли и вредных газов.
2) Заводы не должны делать выбросов вредных веществ.
3) В городах нужно сажать много зелени, потому что растения очищают воздух.
4) В домах надо проветривать комнаты, вытирать пыль влажной тряпкой.
5) Не сжигать колеса, бутылки, мусор.
Группа охраны воды
Если хочешь пить всегда чистую воду…
- Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
- Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор.
- Не мыть в реках машины.
- Надо строить на заводах фильтры, установки для очистки отработанной воды.
Группа охраны растений.
Как мы можем уберечь растения Земли?
- Не рвать цветы.
- Не собирать букеты в дикой природе.
- Не плести венки.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не повреждать кору деревьев.
- Сажать деревья и ухаживать за ними.
- Беречь лес и луга от пожаров.
- Выращивать цветы.
Группа охраны животных
Охранять животных значит…
- Не охотиться на редких животных.
- Не ловить и не пугать зверей, птиц.
- Не кричать в лесу.
- Не трогать птичьих гнезд.
- Не убивать насекомых, паучков.
- Строить домики для птиц.
- Кормить птиц зимой.
Приложение 3
Домашнее задание
«Крестики-нолики» – таблица заданий по выбору
«Крестики-нолики» – отличный инструмент дифференциации, дающий ученику выбор в соответствии с его уровнем владения навыками либо его интересами. Он представляет собой таблицу (сетку, решетку) из 9 ячеек – три на три, как в игре в «Крестики-нолики» – в каждой ячейке по заданию. Задания направлены на развитие и тренировку определенных навыков, закрепление изученного в классе, либо носят творческий характер.
Вербально-лингвистический
| Логико-математический
| Визуально-пространственный
|
Межличностный
| Свободный выбор | Телесно-кинестический
|
Музыкально-ритмический
| Натуралистический
| Внутриличностный
|
Построение сообщества совместной жизни
Уважаемый президент Джо Байден,
Уважаемые коллеги,
Я очень рад присоединиться к вам на Саммите лидеров по климату в День Земли. Я хочу поблагодарить президента Байдена за любезное приглашение. Хорошо, что у нас есть возможность провести с вами углубленный обмен мнениями об изменении климата, обсудить пути решения этой проблемы и найти путь вперед, чтобы человек и природа могли жить в гармонии.
Со времен индустриальной цивилизации человечество создало огромные материальные богатства. Тем не менее, это произошло за счет усиленной эксплуатации природных ресурсов, которая нарушила баланс в экосистеме Земли и обнажила растущую напряженность в отношениях между человеком и природой. В последние годы изменение климата, утрата биоразнообразия, усиление опустынивания и частые экстремальные погодные явления создали серьезные проблемы для выживания и развития человечества. Продолжающийся COVID-19пандемия усложнила экономическое и социальное развитие стран. Столкнувшись с беспрецедентными проблемами в области глобального управления окружающей средой, международное сообщество должно проявить беспрецедентные амбиции и действия. Нам нужно действовать с чувством ответственности и единства, и работать вместе, чтобы создать сообщество жизни для человека и природы.
— Мы должны стремиться к гармонии между человеком и природой. «Все, что растет, живет в гармонии и получает пользу от питания Природы». Мать-природа является колыбелью всех живых существ, в том числе и человека. Он обеспечивает все необходимое для выживания и процветания человечества. Мать-природа вскормила нас, и мы должны относиться к ней как к нашему корню, уважать ее, защищать и следовать ее законам. Неуважение к Природе или следование ее законам только вызовет ее месть. Системная порча Природы отнимет у человека основу выживания и развития и оставит нас, людей, как реку без истока и дерево без корней. Мы должны защищать природу и окружающую среду так же, как мы защищаем наши глаза, и стремиться к созданию новых отношений, в которых человек и природа могут процветать и жить в гармонии.
— Мы должны стремиться к зеленому развитию. Зеленые горы — золотые горы. Защищать окружающую среду — значит защищать производительность, а улучшать окружающую среду — значит повышать производительность — правда так проста. Мы должны отказаться от моделей развития, которые наносят ущерб окружающей среде или подрывают ее, и должны отказаться от недальновидных подходов, направленных на получение краткосрочных выгод в области развития за счет окружающей среды. Наоборот, нам нужно идти в ногу с тенденцией технологической революции и промышленных преобразований, использовать огромные возможности перехода к «зеленой» экономике и позволить силе инноваций побуждать нас модернизировать наши экономические, энергетические и промышленные структуры, а также обеспечивать надежную окружающая среда должна способствовать устойчивому экономическому и социальному развитию во всем мире.
— Мы должны придерживаться системного управления. Горы, реки, леса, а также сельскохозяйственные угодья, озера, луга и пустыни составляют неделимую часть экосистемы. Защита экосистемы требует большего, чем упрощенный паллиативный подход. Нам необходимо следовать врожденным законам экосистемы и правильно сбалансировать все элементы и аспекты Природы. Это путь, который может привести нас туда, где мы хотим быть, в экосистеме, находящейся в здоровом круговороте и общем равновесии.
— Мы должны придерживаться подхода, ориентированного на человека. Окружающая среда касается благополучия людей во всех странах. Мы должны в полной мере учитывать стремление людей к лучшей жизни и хорошей окружающей среде, а также нашу ответственность перед будущими поколениями. Нам необходимо искать способы одновременно защищать окружающую среду, развивать экономику, создавать рабочие места и искоренять бедность, чтобы обеспечить социальную справедливость и справедливость в ходе перехода к «зеленой» экономике и повысить у людей чувство пользы, счастья и безопасности. .
— Мы должны быть привержены принципам многосторонности. Нам необходимо работать на основе международного права, следовать принципу равноправия и справедливости и ориентироваться на эффективные действия. Нам необходимо поддерживать международную систему, ориентированную на ООН, соблюдать цели и принципы, изложенные в Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и ее Парижском соглашении, и стремиться реализовать Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Каждый из нас должен предпринимать более решительные действия, укреплять партнерские отношения и сотрудничество, учиться друг у друга и добиваться общего прогресса на новом пути к глобальной углеродной нейтральности. В этом процессе мы должны взяться за руки, а не указывать друг на друга пальцами; мы должны поддерживать преемственность, а не менять курс легко; и мы должны выполнять взятые на себя обязательства, а не отказываться от обещаний.
Китай приветствует возвращение США к многостороннему процессу управления климатом. Не так давно китайская и американская стороны опубликовали Совместное заявление о климатическом кризисе. Китай надеется на сотрудничество с международным сообществом, включая Соединенные Штаты, для совместного продвижения глобального экологического управления.
— Мы должны придерживаться принципа общей, но дифференцированной ответственности. Принцип общей, но дифференцированной ответственности является краеугольным камнем глобального управления климатом. В настоящее время развивающиеся страны сталкиваются с многочисленными проблемами в борьбе с COVID-19., развивать экономику и бороться с изменением климата. Нам необходимо полностью признать вклад развивающихся стран в борьбу с изменением климата и учесть их особые трудности и проблемы. Развитым странам необходимо активизировать климатические амбиции и действия. В то же время им необходимо предпринять конкретные усилия, чтобы помочь развивающимся странам укрепить потенциал и устойчивость к изменению климата, поддержать их в финансировании, технологиях и наращивании потенциала, а также воздерживаться от создания барьеров для «зеленой» торговли, чтобы помочь развивающимся странам ускорить переход к зеленому и низкоуглеродному развитию.
Коллеги,
Китайская цивилизация всегда ценила гармонию между человеком и Природой, а также соблюдение законов Природы. Мы постоянно стремились к тому, чтобы человек и природа могли жить в гармонии друг с другом. Экологический прогресс и охрана окружающей среды были прописаны в Конституции Китая и включены в общий план Китая по построению социализма с китайской спецификой. Китай будет следовать Идее об экологической цивилизации и внедрять новую философию развития. Мы будем стремиться к более экологичному экономическому и социальному развитию во всех аспектах, уделяя особое внимание развитию экологически чистой и низкоуглеродной энергетики. Мы будем и впредь уделять первостепенное внимание сохранению окружающей среды и следовать экологически чистому и низкоуглеродному пути развития.
В прошлом году я сделал официальное заявление о том, что Китай будет стремиться к достижению пика выбросов углекислого газа до 2030 года и достижению углеродной нейтральности до 2060 года. Это важное стратегическое решение принято на основе нашего чувства ответственности за создание сообщества с общим будущим для человечества. и наша собственная потребность в обеспечении устойчивого развития. Китай взял на себя обязательство перейти от углеродного пика к углеродной нейтральности за гораздо более короткий промежуток времени, чем это потребовалось бы многим развитым странам, и это требует от Китая чрезвычайно напряженных усилий. В общий план Китая по сохранению окружающей среды были добавлены цели достижения пика углерода и углеродной нейтральности. Сейчас мы разрабатываем план действий и уже предпринимаем решительные общенациональные действия по достижению углеродного пика. Поддержка оказывается первопроходцам из населенных пунктов, секторов и компаний. Китай будет строго контролировать проекты по выработке электроэнергии на угле и строго ограничивать рост потребления угля в период 14-й пятилетки и поэтапно сокращать его в период 15-й пятилетки. Более того, Китай решил принять Кигалийскую поправку к Монреальскому протоколу и ужесточить правила в отношении выбросов, не связанных с двуокисью углерода. Национальный углеродный рынок Китая также начнет торговлю.
Как участник, вкладчик и первопроходец в области сохранения окружающей среды в глобальном масштабе, Китай твердо привержен реализации принципа многосторонности и продвижению справедливой и равноправной системы глобального экологического управления для взаимовыгодного сотрудничества. В октябре этого года Китай примет у себя КС-15 Конвенции о биологическом разнообразии и надеется на сотрудничество со всеми сторонами для улучшения глобального управления биоразнообразием. Мы поддерживаем COP26 и UNFCCC в достижении положительных результатов. Как мы в Китае часто говорим: «Важнее показать людям, как ловить рыбу, чем просто дать им рыбу». Китай сделал все возможное, чтобы помочь развивающимся странам создать потенциал для борьбы с изменением климата посредством различных форм ориентированного на результаты сотрудничества Юг-Юг. От спутников дистанционного зондирования для мониторинга климата в Африке до демонстрационных зон с низким уровнем выбросов углерода в Юго-Восточной Азии и энергосберегающего освещения в малых островных странах такое сотрудничество принесло реальные, ощутимые и прочные результаты. Китай также сделал экологическое сотрудничество ключевой частью сотрудничества «Один пояс, один путь». Был запущен ряд экологических инициатив, охватывающих широкомасштабные усилия в области «зеленой» инфраструктуры, «зеленой» энергетики, «зеленого» транспорта и «зеленых» финансов, чтобы принести долгосрочную пользу населению всех стран-партнеров «Пояса и пути».
Коллеги,
Как говорят в Китае: «Когда люди работают вместе, нет ничего слишком тяжелого, чтобы его можно было поднять». Изменение климата ставит перед всеми нами неотложные, огромные и долгосрочные проблемы. Тем не менее я уверен, что, пока мы объединяемся в наших целях и усилиях и работаем вместе в духе солидарности и взаимопомощи, мы поднимемся над глобальными климатическими и экологическими проблемами и оставим будущим поколениям чистый и красивый мир.
Спасибо.
Человеческая природа и свободное общество
Преподобный г-н Опиц является сотрудником Фонда экономического образования, лектором семинаров и автором книги Религия и капитализм: союзники, а не враги.
Есть ли что-нибудь в основном составе мужчин и женщин, которых мы знаем, или о которых мы читаем в прессе или встречаем на страницах текстов по истории, что побуждает нас верить, что свободное общество, к которому мы стремимся, является реалистичным? возможность?
Эдвард Гиббон, великий историк упадка и падения Рима, в качестве своего взвешенного суждения высказал мнение, что «История — это не более чем реестр преступлений, безрассудств и несчастий человечества». Мрачность этой оценки несколько компенсируется включением слов «немного больше». У человеческой природы есть темная изнанка, которая тянет нас ниже нормы и порождает преступления, глупости и несчастья, зафиксированные историками.
Но в нашей истории есть нечто большее; есть также список гениев во всех областях, включая героев и святых, которые демонстрируют реализованный потенциал нашей общей человечности. А затем есть множество простых, обыкновенных, порядочных, трудолюбивых людей, иногда возвышаемых магнетизмом тех, кто поднимается выше среднего, а иногда охваченных своего рода безумием, когда преступники и развратники приобретают своего рода гламур. .
Каждое общество приобретает свои уникальные черты от людей, которые его составляют; мы являемся основными составляющими нашего общества. Человеческая история пестра; одни взлеты, много падений. Дает ли реалистическая оценка нашей истории на этой планете какие-либо основания полагать, что мы, человеческие существа, способны приблизиться к подлинно свободному обществу с его рыночной экономикой?
Я предлагаю рассмотреть четыре черты человеческой природы и поведения, которые вселяют в меня уверенность в том, что в конституции обычных мужчин и женщин есть черты, побуждающие их стремиться к более свободной жизни со своими собратьями. Я перечислю эти четыре пункта, а затем обсужу их.
1. У всех мужчин и женщин есть сильное стремление свободно преследовать свои личные цели.
2. Каждый из нас испытывает универсальную потребность называть что-то своим; инстинкт собственности.
3. Человеческая природа стремится к тому, чтобы жить не просто более удобной, но и лучшей в нравственном смысле жизнью. Мы действительно верим в честную игру; мы отвечаем идеалам справедливости.
4. Рынок есть везде; люди во всех частях земного шара стремились улучшить свое экономическое положение путем обмена и торговли. Рынок универсален; но лишь изредка рынок институционализируется как рыночная экономика.
Первая точка — свобода
В каждом человеке есть глубоко укоренившееся стремление быть свободным для достижения избранных им целей; невозможно представить человека, решительно настроенного на выполнение определенной задачи, приглашающего людей помешать или помешать ему выполнить свою работу. Даже такой порочный диктатор, как Сталин, одной из целей которого было уничтожение личной свободы в великой нации, требовал полной свободы для достижения своих злых целей. Любого, кто пытался ему помешать, кратко называли в прошедшем времени.
Но, несмотря на всеобщее стремление к полной личной свободе, большинство людей, которые когда-либо жили, были рабами, крепостными, крепостными, рабами, илотами, шудрами, вассалами, лакеями, вассалами, вассалами и т.
Второй пункт — Собственность
Поскольку собственность — это хорошо, воровство — это плохо. Вера в право собственности настолько универсальна, что в нее верят даже воры. Карманник, укравший ваш бумажник, не намеревается совершить символический жест против идеи частной собственности; он может быть мошенник, но он не социалист! Каждый мошенник верит в неприкосновенность частной собственности — он не хочет, чтобы у него воровали! Его отношение к чужому имуществу, скажем так, несколько раскрепощено. И есть загвоздка. «Я» и «моё» — естественный инстинкт; это «ты» и «твоё» нужно укреплять моральными ценностями, манерами и законом.
С незапамятных времен завладение чужой собственностью путем войны, грабежа, пиратства, мародерства и мародерства было образом жизни значительной части человечества. «Ограбление, возможно, является старейшим из способов экономии труда, — писал Льюис Мамфорд пятьдесят лет назад, — и война соперничает с магией в своих попытках получить что-то даром». А Людвиг фон Мизес указывает, что «всякое владение происходит от оккупации и насилия». («Социализм», стр. 32. См. также Human Action, стр. 679.) Английская цивилизация возникла после норманнского завоевания; большинство современных наций последовали аналогичному образцу, включая нашу собственную. Народ или племя завоевывают свою территорию, успешно сражаясь. Только медленный прогресс цивилизации и развитие идеи верховенства права порождает веру в то, что собственность каждого человека должна считаться неприкосновенной для любого другого человека.
Следствием этого является вера в то, что основная задача справедливой правовой системы заключается в обеспечении права каждого человека на то, что принадлежит ему. Мы делаем это, подчеркивая неприкосновенность частной собственности, и, когда моральных средств сдерживания воровства недостаточно, мы стремимся препятствовать воровству, призывая к быстрому и надежному правосудию, призванному увеличить риск грабежа и уменьшить любые мыслимые выгоды.
Третий пункт — Правосудие
Практика грабежа древняя, но так же сильна и забота человечества о справедливости. Примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова законодатель древнего Израиля писал: «Не извращайте справедливости ни покровительством бедным, ни подчинением великим. Со строгим судом суди соотечественников твоих» (Лев. 19).:15). Перикл, афинский государственный деятель пятого века до нашей эры, сказал в своей великой надгробной речи: «Если мы посмотрим на законы, то увидим, что они одинаково справедливы для всех в их личных различиях». И Цицерон, один из последних древних римлян, за столетие до нашей эры: «Из всего того, о чем ученые спорят, нет ничего важнее, чем ясно понять, что мы рождены для справедливости и что право основано не во мнении, а в природе».
Задолго до того, как какой-то неизвестный гений создал теорию справедливости, мужчины и женщины знали, когда их обижали, предавали, унижали, с ними поступали несправедливо. Способность выносить моральные суждения встроена в саму человеческую природу; а человеческая природа устроена такой, какая она есть, потому что наша природа вытекает из того, как обстоят дела во вселенной.
Мы «играем» со Вселенной, пытаясь идти в ногу с ее музыкой. У нас есть, например, категории круглого и квадратного, потому что эти и другие формы находятся в природе, существующей вне нас. Понятия длинного и короткого были бы для нас бессмысленными, если бы длина не была одной из характеристик того, каковы вещи. У нас есть чувство прекрасного, потому что мы видели прекрасные вещи и слушали мелодичные звуки.
Насколько далеко мы можем проследить историю человека, мы находим, что он проводит этические различия, используя категории правильного и неправильного. Джин Киркпатрик говорит о «. . . непреодолимая человеческая забота о морали». Очевидно, мы не ожидаем всеобщего согласия относительно того, какие действия следует классифицировать как правильные, а какие — как неправильные; но классификация останется в силе — почти все согласны с тем, что одни вещи правильные, а другие нет. Это долгий путь, который ведет от этих первобытных начал к прозрениям моральных гениев расы — еврейских пророков, Иисуса, Конфуция, св. Франциска — и к уточнениям моральной теории великих философов этики — Аристотеля, Марк Аврелий, Аквинский, Спиноза, Адам Смит и многие другие.
В этот момент некоторые робкие люди могут опасаться, что мы ступаем на опасную почву. Начните с философского различия между правильным и неправильным, указывают они, а следующим шагом будет разделение людей на множество неправых и немногих из нас, кто прав. Кажется, следует третий шаг: нам, тем, кто прав, поручено исправить злые пути остальных из вас. Отсюда крестовые походы против неверных, подавление, запреты и тому подобное. Испорченный спорт, такой как Кэрри Нэйшн, ходит со своим топориком по салунам! Под удар попадают невинные удовольствия и праздничные поводы. Реакция на такие реальные или воображаемые последовательности событий способствует широко распространенному этическому релятивизму нашего времени. Правильное и неправильное, как мы теперь слышим, — это дело вкуса, дело чувства; каждый имеет право решать для себя, что для него правильно или неправильно. На современном просторечии нам говорят: «Делай свое дело».
Но если отбросить этические критерии, то слабые, занимающиеся своими делами, оказываются во власти сильных, делающих свои, как свидетельствует двадцатый век. Наш век этического релятивизма и нигилизма, и не случайно «мы живем в век, уникальный для безудержного применения грубой силы в международных отношениях». Это слова Питирима Сорокина из его четырехтомного исследования войны за последние 2500 лет. Самая распространенная, мощная, евангелизирующая религия нашего времени — это коммунизм, а в коммунистической теории нет места традиционным этическим меркам; в марксистской теории правильное и неправильное зависит от того, что приказывает партия. В результате коммунистическая политика в течение первых семидесяти лет после русской революции унесла более ста миллионов жизней, а то, что она не разрушила, она нанесла ущерб.
Эти ужасы не смущают либералов, которые, когда их внимание обращается на факты, любят ссылаться на замечание Ленина о том, что нельзя приготовить омлет, не разбив несколько яиц. Человеческая жизнь стоит дешево в двадцатом веке.
Можно сжечь ветчину и избавиться от крыс, а можно отказаться от идеи морального порядка и избавиться от реформаторов. Но какой ценой! Если нет этических стандартов, господствует моральный релятивизм, право уступает место силе, и бедствия настигают нас способами, которые стали привычными в этом столетии.
Традиционная этическая теория утверждает, что правильное есть правильное, а неправильное есть неправильное. Почему? Потому что во Вселенной есть встроенное моральное измерение, моральный закон, часто отождествляемый с волей Бога. Во всяком случае, этот нравственный закон коренится в чем-то более глубоком и фундаментальном, чем частные чувства, мнение большинства, партийный диктат или воля какого-нибудь деспота. Нравственный закон — важная грань природы вещей, и он обязателен для всех мужчин и женщин.
Каждый из нас может ошибаться; никто не может быть уверен, что он правильно прочитал какое-то избавление от нравственного закона. Так что не стоит удивляться, когда какой-нибудь горе-реформатор выходит из-под пера и раздражает нас своими эксцентричными толкованиями нравственного закона. Он может искренне желать делать добро, но делает это неверным путем. Но такой человек безвреден, если только он не придет к власти. Более того, если мы спросим совета у наиболее продвинутых в этическом отношении мужчин и женщин, мы обнаружим, что они единодушно говорят нам, что право и добро можно продвигать только тремя способами: разумом, убеждением и, прежде всего, личным примером.
Четвертый пункт — экономическое действие
Это факт человеческого положения — независимо от природы общественного строя — человек не находит готовых в своей естественной среде средств, чтобы прокормиться, приютить и одеть сам. В природе есть только сырье, и большинство из них не способно удовлетворить потребности человека, пока кто-нибудь не переработает их и не превратит в предметы потребления.
Человек должен работать, чтобы выжить. Он учится сотрудничать с природой, используя силы природы для достижения своих целей. Работа встроена в человеческую ситуацию; вещи, которыми мы живем, не возникают, если кто-то их не выращивает, не производит, не строит и не перемещает с места на место.
Работа утомительна, а вещей мало, поэтому люди должны научиться экономить и избегать расточительства. Они изобретают устройства для экономии труда, производят инструменты, специализируются и обмениваются плодами своей специализации. Они учатся ладить друг с другом, наша естественная общительность подкрепляется открытием, что разделение труда приносит пользу всем. Разделение труда и добровольный обмен составляют рынок, который является величайшим средством экономии труда.
«Это разделение труда, из которого проистекает так много преимуществ, — писал Адам Смит, — изначально не является результатом какой-либо человеческой мудрости, предвидящей и предполагающей то общее богатство, к которому оно приводит. Это необходимое, хотя и очень медленное и постепенное, следствие определенной склонности человеческой природы. . . склонность к отслеживанию, бартеру и обмену одной вещи на другую. . . . Это свойственно всем людям и не встречается ни у одной другой расы животных».
Это естественно для нас, людей, поскольку мы стремимся улучшить наши обстоятельства, заключать сделки, обмениваться, обмениваться и торговать. Это рынок в действии: мужчины и женщины торгуют товарами и услугами без принуждения. Выгода от такой деятельности взаимна и очевидна, поэтому рынок есть везде. Рынок существовал всегда, и сегодня он работает во всем мире. Практически нет племен настолько примитивных, а коллективизм настолько тоталитарным, чтобы мешать людям участвовать в добровольном обмене для взаимной выгоды. Но лишь изредка рынок когда-либо институционализировался как рыночная экономика — явление, именуемое капитализмом.
Что значит сказать, что что-то было институционализировано? Когда практика, которая до сих пор была неформальной и спорадической, становится формализованной, регулярной, привычной и привычной, говорят, что она институционализирована. Как институты они действуют по установленному правилу или принципу; они опираются на моральный кодекс и подкрепляются соответствующими законами.
Например, образование оформлено как школа; религия институционализирована как церковь. А рынок — индивидуальная торговля, бартер и обмен — институционализируется как рыночная экономика или капитализм. Это происходит, когда практика свободного рынка сочетается с соответствующими моральными, культурными, правовыми и политическими структурами. Это когда-нибудь случалось? Да, но, вероятно, только один раз и только в нескольких странах, когда в восемнадцатом и девятнадцатом веках практика свободного рынка слилась с общественным строем вигов. Это был социальный порядок, который Адам Смит называл своим «либеральным планом равенства, свободы и справедливости».
Я кратко изложил четыре своих убеждения, которые я бы отнес к категории самоочевидных истин. Во-первых, у каждого человека есть непреодолимое стремление к свободе для достижения своих личных целей, но это редко выражается в идее «равной свободы». Во-вторых, у каждого человека есть инстинкт частной собственности — каждое «я» требует «мое». В-третьих, у каждого человека есть нравственное чувство; он знает, когда с ним поступили несправедливо или поступили несправедливо. Когда мы становимся зрелыми людьми, мы стремимся к справедливости; мы стараемся относиться к другим так, как хотели бы, чтобы относились к нам. В-четвертых, общеизвестно, что люди всех культур и на всех уровнях, от самых примитивных до самых цивилизованных, занимаются торговлей и бартером; рынок вездесущ.
Пятый пункт — политический грабеж
А теперь плохие новости: всякий раз, когда общество поднимается над уровнем крайней нищеты и достигает хотя бы капельки процветания, некоторые граждане создают институты, которые позволяют им жить за счет плодов. чужого труда. Закон, установленный для достижения справедливости между людьми, извращается в орудие грабежа. Это центральный посыл «Закона» Фредерика Бастиа.
Граждане нашей страны далеко пошли в этом направлении. В недавних новостях сообщается, что 66 миллионов американцев получают 129миллионов чеков ежемесячно от Министерства здравоохранения и социальных служб. Десятки миллионов дополнительных американцев получают свои доходы частично или полностью из денег, облагаемых налогом от производительных рабочих. Эти 80 или 90 миллионов человек составляют то, что Леонард Рид называл грабежом.
Сейчас мы нация, где почти все пытаются жить за счет всех остальных. Мы вписали форму воровства в наши уставы. Почему? Потому что в душе у нас немного воровства! Большая часть американского электората обнаружила, что жить на правительственные подачки легче, чем зарабатывать на жизнь, и безопаснее, чем воровать, поэтому они создают политические партии по своему образу и подобию; и они выбирают политиков, которые обещают им доступ к государственной казне изнутри.
Современные американцы в этом отношении не уникальны. Легальная передача богатства от производителей к бенефициарам происходит сегодня в каждой стране, и что-то подобное происходило практически в каждом обществе с незапамятных времен.
Корни грабежа
Как возникла эта политико-экономическая модель? Наиболее правдоподобный ответ состоит в том, что система грабежа была установлена после завоевания. Отважный отряд воинов спускается с холмов и побеждает жителей равнины. Победители порабощают побежденных, став руководящим органом постоянного низшего класса. Проходит время, происходят смешанные браки, и постепенно бывшие воины размягчаются и их побеждает более выносливое племя, и история повторяется.
Помимо волнения, которое некоторые мужчины испытывают в бою, и удовольствия, которое некоторые люди получают от того, что они являются боссами и отдают приказы, за завоеванием и последующей системой правления стоят экономические мотивы. У людей есть естественное стремление жить лучше, работая меньше; или, еще лучше, жить хорошо, не работая вообще.
Теперь никто не может получить что-то даром, если он не обладает политической властью или не является другом власть имущих. Если у вас есть такая власть, вам не нужно выходить на рынок и пытаться заинтересовать клиентов; вы берете то, что хотите. Это не считается воровством, потому что правовая система была создана для облегчения такой передачи собственности от тех, кто ее произвел, к власть имущим.
Такова политическая модель большинства народов, известных истории. Эту модель можно рассматривать как попытку ответить на три вопроса:
1. Кто будет обладать властью?
2. В чью пользу должна быть использована эта сила?
3. За чей счет должна осуществляться эта власть.?
То, что мы описываем здесь, является почти универсальным устройством, согласно которому народы управлялись веками королями, президентами и властителями; императорами и микадосами; шахами, царями, махараджами и хулиганами всех мастей. Их институт обычно называют «правительством». Слово «управлять» происходит от латинского guber-nare — управлять. Поэтому, когда группа людей возвышается над большинством граждан — обычно в результате завоевания — чтобы оседлать их, управлять ими, регулировать их, контролировать их и взимать с них дань, они «управляют».
Таков был modus operandi в управлении нациями везде и в каждом столетии. Затем в восемнадцатом веке произошел прорыв вигов. Это была полная противоположность «правилу» в старом смысле; это было новое видение общества, стремящегося к свободе и справедливости для всех. Это была новая идея правительства, которое не «управляет», а вместо этого стремится защищать жизнь, свободу и собственность всех людей в равной степени. Лейтмотивом Виггери был идеал равенства перед судом: верховенство закона.
Всем знакома идея, что один и тот же инструмент можно использовать для самых разных целей. Ножом, которым вы режете жаркое, можно убить кого-то. Ласкающая сейчас рука может в следующий час нанести кому-нибудь смертельный удар. И закон, как указывает Бастиа, может служить правосудию, а может и нарушать справедливость, когда используется как орудие грабежа.
Закон служит справедливости, когда действует для восстановления мира, нарушенного при нарушении чьих-либо прав. Но закон может злоупотреблять доверенной ему властью, нарушая чьи-либо права, в своих целях или для достижения целей третьего лица.
Виги использовали слово «правительство», но придали ему совершенно новое значение; отныне его роль должна была быть ограничена действиями, необходимыми для поддержания справедливости между людьми. Правительство больше не должно было позитивно вмешиваться в жизнь людей, чтобы управлять ими, регулировать их или вмешиваться в мирные действия кого бы то ни было.
Путаница сеется, когда две совершенно разные функции помечаются одним и тем же ярлыком; орган, призванный служить целям правосудия, защищая права каждого человека на жизнь, свободу и собственность, может по праву называться «правительством». Но институт, созданный для ущемления прав людей на жизнь, свободу и собственность, должен носить другое название. Альберт Джей Нок предложил, чтобы закон, превращенный в инструмент грабежа, назывался Государством. Функциональное различие между двумя институтами — правительством и государством — очевидно.
Можно сказать, что природа правительства заключается в применении законной силы против агрессоров для защиты мирных людей. Правительство не инициирует действия; Правительство побуждается к «реагированию» на предыдущее преступное поведение, которое причиняет вред невиновным людям или иным образом нарушает мир в обществе. Государство, с другой стороны, инициирует действие. Государство инициирует легализованное насилие над мирными людьми, чтобы облагодетельствовать одних людей за счет других, или осуществить какой-то грандиозный национальный план, или продвинуть какую-то несбыточную мечту. Наклеивать один и тот же ярлык на два столь радикально разных действия — значит способствовать непониманию.
Проблема древняя, о чем свидетельствует свидетельство св. Августина, относящееся к пятому веку нашей эры:
Без правосудия что такое королевства, как не великие банды разбойников? Ибо что сами разбойничьи шайки, как не маленькие царства. Сама группа состоит из мужчин; управляется властью князя; она связана договором о конфедерации; добыча делится по закону, о котором договорились. Если благодаря допущению покинутых людей это зло возрастает до такой степени, что захватывает места, закрепляет жилища, овладевает городами и подчиняет себе людей, то оно тем более прямо принимает название царства.
Идея вигов
Виги поняли суть. Виггери было кредо таких людей восемнадцатого века, как Эдмунд Берк и Адам Смит; на этих берегах его приняли такие люди, как Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон. Виггизм стал либерализмом после 1832 года, и это благородное кредо спроецировало модель законного устройства общества, которая радикально отличалась от всех политических моделей, известных истории до восемнадцатого века. С восемнадцатого века многие нации перешли от монархии к республиканизму, к демократии и социализму, но это всего лишь перестановка мебели, в то время как политический грабеж продолжается, как и прежде.
Философия виггизма трудна для понимания, поскольку на пути стоят старые способы мышления, а также укоренившееся нежелание многих отказываться от векового политического рэкета, который действует всякий раз, когда закон превращается в инструмент грабежа.
Джефферсон и его друзья твердо усвоили старую идею вигов, когда писали, что «все люди созданы равными» и что они «наделены своим Творцом определенными неотъемлемыми правами» и что у правительств нет других причин для чем обеспечить людям их Богом данные права.
Идея вигов проникла в народное сознание и превратилась в народную мудрость, ошибочно приписываемую Джефферсону: «Лучше правит то правительство, которое правит меньше всего». Близко, но не сигара. Торо преуспел со своей игрой слов: «Лучше всего правит то правительство, которое «правит» совсем не», возможно, имея в виду басню Эзопа о короле Бревне против короля Аиста.
Идея вигов, американская идея, выраженная в Декларации независимости, рассматривала «правительство» как инструмент справедливости, созданный для интерпретации — и, при необходимости, для обеспечения соблюдения — ранее согласованных правил, без которых свободное общество не может функционировать. Таким образом, «правительство» можно сравнить с судьей в игре в бейсбол. Судья не руководит игрой и не поддерживает ни одну из команд; судья действует как беспристрастный арбитр, который решает, будет ли это страйк или мяч, будет ли бегущий сначала в безопасности, и так далее. По сути дела эти решения не могут приниматься ни игроками, ни болельщиками; игре в бейсбол нужен независимый функционер, который следит за тем, чтобы игра велась в соответствии с правилами. Точно так же каждое общество нуждается в беспристрастном действии в случае нарушения правил, от которых зависит само существование этого общества.
Уникальный политический прорыв вигов и американцев заключался в концепции правительства, которое не «управляло», правительства-арбитра, ограниченного гарантией того, что правила, на которых основано общество свободных людей, сохранялись — и с полномочиями наказывать любого кто нарушает эти правила.
Мы далеко ушли от истинно свободного общества; и мы еще дальше от теории или философии, которые породили свободное общество. Восстановление этой философии начинается с откровенного исследования проблем.
Однако одного прояснения вопросов недостаточно для реабилитации старых идеалов свободы и справедливости. Следующим шагом должно быть адекватное образовательное внимание к рассматриваемым вопросам; и с этого момента мы полагаемся на осознанный моральный выбор.
Эта страница в значительной степени зависит от JavaScript.
Leave A Comment