5 советов как быстро выучить культуру для ЕГЭ по урокам истории

ЕГЭ

Для учеников, которые выбрали историю как предмет для сдачи ЕГЭ наша онлайн школа подготовила 5 методов как быстро выучить культуру.

Советы для эффективной подготовки к ЕГЭ по истории

Подготовка к экзамену по истории требует, чтобы ученик имел достаточно обширные знания в области культуры России. Хоть наша история достаточно многогранна и имеет большое количество памятников и картин с разных исторических периодов, не каждому удается быстро сориентироваться и отличать нарышкинское барокко и знать о художниках-передвижниках. У многих абитуриентов опускаются руки — запомнить большой поток информации действительно может быть сложно. Мы собрали небольшие подборки советов, которые могут пригодиться в дополнительной подготовке к урокам для ЕГЭ по истории. Не забывайте, что самое главное — усердно учить теорию и решать практические задания, которые также являются основными!

В этом материале:

  1. Метод слона
  2. Собственная галерея
  3. Ходить по музеям
  4. Рубай окно!
  5. Карточки для запоминания

Метод слона

В ЕГЭ по урокам истории часто ученики пугаются большому объему информации, которую необходимо выучить. Тут на помощь приходит старый, но добрый метод слона. Представьте, что небольшой слоник — это вся история культуры России. Как его съесть? Разделить на кусочки! Поставьте себе ежедневную задачу запомнить примерно 5 изображений церквей, картин или важных памяток. Благодаря всего 20 минутам в день, вы можете “съесть слона” и выучить необходимые детали культуры.

Собственная галерея

Порой цифровые картинки для ЕГЭ по урокам истории могут утомлять и от них часто может болеть голова. Именно поэтому стоит вносить их в собственную реальную жизнь. Попробуйте подобрать необходимые места в своей квартире или повседневных вещах, чтобы распределить небольшие изображения с необходимыми культурными памятками. На чехле телефона может расположиться место, связанное с Серовым, а на холодильнике на кухне — картина про Великую Отечественную войну. Так, шаг за шагом, вы можете быстрее запомнить необходимые детали. Распечатайте черно-белые картинки — чтобы быстрее вспомнить их на итоговом тесте — и спрячьте в кармане штанов, в тетрадях, рюкзаках и сумках. Так, выполняя повседневные вещи, вы будете снова на них смотреть и пытаться вспомнить период, с которыми они связаны. Можно сделать небольшие закладки в учебниках физики, прятать в пенале. Также можете использовать и цифровые напоминания — многие смартфоны и компьютеры могут автоматически менять заставки из предложенных папок. Загрузите несколько изображений, которые никак не можете запомнить, и пытайтесь вспомнить их, если увидите на экране блокировки. Тратить деньги тоже может быть полезно — сейчас цифровые карты предлагают установить известные картины русских художников. расплатился в столовой и увидел картину Куинджи — и она отложилась у тебя в памяти.

Если вы планируете готовиться к ЕГЭ без помощи репетитора, помните, что процесс будет дольше, потребует больше сил и времени. Скорее всего, вы сами во всем разберётесь и сможете получить хороший балл, но без помощи опытного специалиста это будет сложнее, чтобы облегчить себе и без того стрессовый период приглашаем вас на бесплатный пробный урок по подготовке к ЕГЭ:

записаться на вводный урок

Ходить по музеям

Порой в ЕГЭ по урокам истории встречаются сложные детали, которые ты никак не можешь запомнить, даже если миллион раз встречал их в собственном пенале или на стене в ванной. Именно в таких случаях можно посетить виртуальные музеи, где в подробностях рассказаны интересные факты про каждый предмет искусства. Попытайтесь найти время, когда хочется отдохнуть от бесконечных тестов и учебников, и сходите в ближайший музей или онлайн-тур. Чаще всего, таким образом можно запомнить сложные картины Брюллова и других русских художников.

Виртуальные музеи при подготовке к ЕГЭ по истории

Рубай окно!

Порой недостаточно вечно сидеть перед монитором собственного компьютера, чтобы найти необходимые жанры и отличать классицизм от барокко. В таких случаях, можешь смело откладывать все дела и идти на прогулку по улицам города. Не всегда нужно жить в Москве, чтобы видеть вокруг себя интересную историю — многие небольшие города и села пестрят историческим примерами констурктивизма или зодчества. Ярким примером может стать пермский дом Мешкова, который стал символом модерна. На форумах или в интернете ты можешь найти примеры дворцов своего города, которые сможешь детально изучить и даже потрогать, чтобы понять различия того или иного стиля.

Карточки для запоминания

Для ЕГЭ по урокам истории уже много раз придумывали интересные приложения, которые помогают справиться с большим объемом информации. Например, виртуальные карточки Anki, которые можно создавать самостоятельно. Благодаря ресурсу ты можешь создать фотографии и описания к ним — например, ты точно знаешь, как выглядит Большой театр, но не можешь запомнить церкви Новгорода. В таком случае, ты можешь настроить частоту выпадения конкретной карточки, чтобы лучше ее запомнить.

Самое главное — помнить, что тебе все под силу! Как говорится  — «тяжело в учении, но легко в бою!».

записаться на вводный урок

для ЕГЭ по истории / Блог / Справочник :: Бингоскул

добавить в закладки удалить из закладок

История русской культуры по основным направлениям, для подготовки к ЕГЭ:

  1. Литература
  2. Живопись
  3. Архитектура
  4. Скульптура
  5. Музыка

Литература

XI

  • Митрополит Иларион (Слово о законе и благодати),
  • Мономах (Поучение детям, Устав).

XII

  • Нестор (Повесть временных лет),
  • Даниил Заточник (Моление),
  • Слово о полку Игореве (1185 поход Игоря на половцев).

XIII — XV

  • Нашествие монголо-татар: Повесть о разорении Рязани Батыем, Слово о погибели Русской земли, Повесть о Меркурии Смоленском,
  • Куликовская 1380: Сафоний Рязанец (Задонщина), Сказание о Мамаевом побоище» (во времена Ивана III), Афанасий, Никитин (Хождение за 3 моря, купец).

XVI (век публицистики)

  • монах Филофей «Москва — 3 Рим» (Вас I) переписка Ивана Грозного с беглым князем Курбским Пересветов (Сказание о Магмете Салтане),
  • Сильвестр (Домострой),
  • мит Макарий (Четьи Минеи),
  • Иван Федоров (Апостол 1564, Часослов),
  • Стенная книга, Никоновская летопись,
  • Лицевой свод,
  • Повесть о белом клобуке,
  • Сказание о князьях Владимирских.

XVII

  • Симеон Полоцкий — поэзия и драматургия Сказания Авраама Палицына,
  • Житие протопопа Аввакума,
  • Смотрицкий (Грамматика),
  • Бурцев (Букварь),
  • Карион Истомин (Букварь),
  • Крижанич (Политика),
  • Повесть о Ерше Ершовиче,
  • Шемякин суд,
  • Повесть о Горе-Злосчастии,
  • Повесть о Савве Грудцыне,
  • «Куранты» — первая газета для царя (1621).

XVIII

  • «Ведомости» — первая печатная газета для всех (1702)
  • книги по истории – Татищев, Щербатов, Куракин, Шафиров Посошков — 1-й экономист (книга о скудности и богатстве),
  • Прокопович (Правда воли монаршей, Духовный регламент, Слово о власти и чести царской),
  • Стефан Яворский (Камень веры),
  • Крылов (басни)
  • Классицизм: Сумароков, Кантемир, Тредиаковский (стихосложение), Фонвизин (Недоросль, Бригадир)
  • Сентиментализм: Карамзин (Бедная Лиза), Державин (стихи) Радищев (Путешествие из Петербурга в Москву). Издатель — Новиков.

XIX

  • Чаадаев (Философское письмо),
  • Чернышевский (Что делать?),
  • Лавров (Исторические письма),
  • Романтизм: Жуковский, Батюшков, Загоскин, Лажечников, Одоевский, Бестужев-Марлинский,
  • Реализм: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Ко, Рылеев,
  • Критический реализм: Гончаров, Некрасов (Кому на руси жить хорошо), Тургенев, Островский, Достоевский, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, Короленко,
  • Критики: Белинский, Добролюбов, Писарев.

XX до 1917

  • Символизм: Белый, Блок, Брюсов, Сологуб, Мережковский, Бальмонт, Гиппиус,
  • Акмеизм: Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам, Иванов,
  • Реализм: Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Горький,
  • Футуризм: Маяковский, Бурлюк, Крученых, Хлебников, Черный,
  • Остальное: Волошин, Цветаева, Клюев, Есенин.

1920-е

  • ЛЕФ (Левый фронт искусств): Асеев, Брик, Кирсанов, Маяковский (преемственность футуризму, новое искусство в противовес классическому),
  • РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей): Безыменский, Бедный, Жаров, Фурманов, Весёлый (выдвигали идею создания классовой литературы, противопоставляя её «старой» буржуазной),
  • «Серапионовы братья»: Федин, Зощенко, Каверин,
  • «Перевал»: Малышкин, Пришвин, Катаев «Литературный центр конструктивистов»: Инбер, Сельвинский,
  • Произведения: Толстой А. (Хождение по мукам), Серафимович (Железный поток), Фадеев (Разгром), Булгаков (Белая гвардия, Мастер и М), Блок (Двенадцать), Шолохов (Судьба человека, Тихий дон).

1930-е

  • 1934 — единый союз писателей СССР,
  • Великий пролетарский писатель: Горький (На дне),
  • Репрессированы: Мандельштам, Бабель.

ВОВ:

  • Симонов (Живые и мертвые, Жди меня, Дни и ночи, Русские люди),
  • Твардовский (Василий Теркин),
  • Шолохов (Они сражались за Родину),
  • Берголльц (Ленинградский дневник),
  • Сурков(Землянка),
  • Исаковский (Катюша, Враги сожгли родную хату, В лесу прифронтовом),
  • Лебедев-Кумач (Священная война),
  • Фадеев (Молодая гвардия),
  • Алигер (Зоя),
  • Бек (Волоколамское шоссе).

1945-1953

  • 1946 — постановление ЦК ВКП (б) «О журналах Звезда и Ленинград»,
  • направленное против инакомыслие и осуждавшее идеологическую невыдержанность Зощенко,
  • Ахматовой («Реквием»),
  • Казакевича,
  • Германа.

 

1953-1964 «оттепель»:

  • Эренбург (Оттепель),
  • Солженицын (Одиндень Ивана Денисовича, Матренин двор),
  • Пастернак (Доктор Живаго),
  • Журналы: Юность, Молодая гвардия, Иностранная литература,
  • Поэты: Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский, Евтушенко, Окуджава, Симонов, Смеляков,
  • Либералы: журнал «Новый мир» (ред: Твардовский),
  • Консерваторы: журнал «Октябрь» (ред: Кочетов).


1964-1985 «застой»

  • 1973 «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына,
  • 1960-е — диссидендское движение,
  • появляется бесцензурная печать – «самиздат».

Живопись

XIV

  • Феофан Грек (Богоматерь Донская),
  • Андрей Рублев (Троица) (XV).

XVI

  • Дионисий (фрески, Богоматерь Одигитрия, роспись стен Ферапонтова мон).

XVII

  • Симон Ушаков (Спас Нерукотворный, Насаждение древа государства Российского) парсуны.

XVIII (1-ая половина)

  • Никитин (портрет Петра I на смертном ложе, Головина, напольного гетмана),
  • Матвеев (портреты супругов Голициных).

XVIII (2-ая половина)

  • Антропов (портрет Измайловой 1759, Петра III 1762, Бутурлиной 1763),
  • Аргунов И.П. (портрет: калмычки Аннушки, неизвестной крестьянки в русском костюме),
  • Аргунов Н.И. сын (портрет: Ковалевой-Жемчуговой, графини Шереметьевой),
  • Лосенко (Владимир и Рогнеда),
  • Рокотов (портрет: Струйской, Екатерины II),
  • Левицкий (портреты: Смоляночек, Демидова),
  • Шибанов (Крестьянский обед 1774, празднество свадебного договора 1777),
  • Боровиковский (портрет: Лопухиной, Павла I, Екатерины II на прогулке),
  • Матвеев (Автопортрет с женой),
  • Никитин.

XIX (1-ая половина)

  • Венецианов (Гумно, На пашне. Весна, На жатве. Лето),
  • Брюллов (Последний день Помпеи, Всадница),
  • Иванов (Явление Христа народы),
  • Федотов (Сватовство Майора, Свежий кавалер, Завтрак аристократа),
  • Тропинин (Кружевница, Портрет Пушкина),
  • Айвазовский (Девятый вал),
  • Кипренский.

XIX (2-ая половина)

  • Куиджи, Левитан (пейзажи),
  • Крамской (портрет Некрасова, Толстого),
  • Мясоедов (Земство обедает, Косцы),
  • Ге (Петр I допрашивает царевича Алексея, Пущин у Пушкина),
  • Перов (Тройка, Приезд гувернантки в купеческий дом, портрет Островского, Достоевского),
  • Суриков (Боярыня Морозова, Меншиков в Берозова, Переход Суворова через Альпы, Покорение Ермаком Сибири, Утро стрелецкой казни),
  • Репин (Бурлаки на Волге, Запорожцы пишут письмо султану, Иван Грозный и его сын Иван, Заседание гос Совета, портрет Мусоргского),
  • Васнецов (Аленушка,Богатыри, Царь Иван Васильевич Грозный, Витязь на распутье, Баян, После побоища Игоря Святославича с половцами, Три царевны подземного царства, С квартиры на квартиру),
  • Савросов (Грачи прилетели),
  • Шишкин (Утро в сосновом бору, Рожь, Корабельная роща, Сосна на Валааме),
  • Врубель (Демон, Принцесса Греза, Царевна-Лебедь, Пан),
  • Левитан (Март, Осенний день, Сокольники, Вечер на Волге, Вечер. Золотой Плес, Золотая Осень, После дождя. Плес, У омута, Владимирка).

XX

  • Нестеров (Видение отроку Варфоломею, Дмитрий, царевич убиенный, Святая Русь, На Руси. Душа народа, Философы, портрет Флоренского и Булгакова, Мыслитель, Девушка у пруда. Портрет Нестеровой),
  • Серов (Девочка с персиками, портрет Шаляпина, Юсуповой),
  • Чурленис,
  • Врубель,
  • Верещагин,
  • Мир Искусства 1898: Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Рерих,
  • Голубая роза: Борисов-Мусатов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Сапунов,
  • Бубновый валет: Канчаловский, Лентулов, Фальк, Машков ,
  • Ослиный хвост: Ларионов, Гончарова, Татлин,
  • Союз русских художников: Архипов, Коровин, Юон, Малютин,
  • Абстракционизм: Малевич (Черный квадрат), Кандинский (Серый овал, Синий гребень, Сумеречное, Белый овал, Композиция VIII, В черном квадрате, Желтое, красное, синее, Маленькая мечта в красном, Нежное восхождение, Доминирующая кривая, Композиция IX, Пестрый ансамбль, Композиция X),
  • Эксперессионизм: Шагал (Суббота, Ворота еврейского кладбища, Я и деревня, Цирк, цикл картин Библия Шагала), Филонов Петров-водкин (Купанье красного коня, Петроградская мадонна, Смерть комиссара, 1919. Тревога, Мальчишки), Кустодиев (Купчиха за чаем, Большевик, Капица и Семенов, портрет Волошина), Моор (плакат «Ты записался добровольцем?), Дейнека (Оборона Петрограда, Текстильщики, Владимир Маяковский в РОСТА, Оборона Севастополя), Пластов (Полдень, Сенокос, Фашист пролетел, Весна. В бане), Пименов (Новая Москва, Свадьба на Завстрашней улице), Самохвалов (Девушка в футболке, Метростроевки), Греков (Тачанка, Трубачи Первой Конной армии), Иогансон (Допрос коммунистов, Рабфак идет), Тоидзе (Родина мать зовет!), Шилов (портреты), Глазунов (картины на историч темы).

 

Архитектура

X

  • Десятинная церковь (Владимир Святой).

XI

Крестово-купольные:

  • Софийский собор в Киеве (1037) и Новгороде,
  • Киево-печерский монастырь.

XII

Однокупольные во Владимире:

  • при Андрее Боголюбском: Успенский собор (икона Богоматери Владимирской),Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли (Боголюбово),
  • при Всеволоде Большое Гнездо: Дмитровский собор.

XIV
В Москве при Иване Калите:

  • дубовый Кремль,
  • церковь Спаса на Бору,
  • церковь Ивана Лествичника,
  • Троицкий собор,
  • Спасский собор Андронникова монастыря.

при Дмитрии Донском:

  • Белокаменный Кремль (1367),

В Новгороде:

  • церковь Федора Стратилата,
  • церковь Спаса на Ильине,

XV
При Иване III заново отстраивается Московский Кремль:

  • Успенский Собор – Аристотель Фиорованти,
  • Грановитая палата – Марко Фрязин Руффо и Солари,
  • Ферапонтов монастырь под Вологдой.

XVI
Продолжается строительство Московского Кремля итальянскими мастерами:

  • Архангельский собор – Алевиз Новый (1509).

Шатровый стиль:

  • Церковь Вознесения в Коломенском храм Василия Блаженного (Покровский собор) – Барма и Постник (церковь Иоанна Предтечи),
  • Петрок Малый (Китай город),
  • Федор Конь (Белый город, Смоленская крепость).

XVII
деревянная: Царский дворец в Коломенском,
шатровый: церковь Рождества Богородицы в Путинках,
нарышкинское барокко: церковь Покрова в Филях, Сухарева башня (Чоглоков), дворец Ал Мих.

XVIII (1-ая половина)

Санкт-Петербург:

  • Трезини в стили барокко: Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I,
  • Растрелли: Зимний дворец, Смольный монастырь, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе.

Москва:

  • Чоглов (Арсенал в Кремле),
  • Зарудный (Меншикова башня, Сухарева башня),
  • Аксамитов (Лефортовский дворец).

 

XVIII (2-ая половина)
Классицизм в Москве:

  • Баженов (Дом Пашкова, ансамбль в Царицине),
  • Казаков (здание Сената в Кремле, Голицинская больница, зал Благородного собрания, МГУ, Петровский дворец).

Классицизм в Петербурге:

  • Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры).

XIX
Классицизм в Петербурге:

  • Кваренги (Смольный институт, здание Академии наук).

Ампир в Петербурге (начало XIX):

  • Захаров (Адмиралтейство),
  • Воронихин (Казанский собор, Горный институт),
  • Росси (Михайловский дворец, Здание генерального штаба, Сенат, Синод, Александрийский театр),
  • Монферран (Исаакиевский собор, Александровская колонна на дворцовой площади),
  • Тома де Томон (здание Биржи).

Классицизм в Москве:

  • Бове (Триумфальные ворота, здание Большого театра, Первая градская больница, Манеж, Александровский сад),
  • Жилярди и Григорьев (Опекунский совет на Солянке, усадьба Кузьминки).

Русско-византийский стиль в Москве:

  • Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, вокзал Николаевской ж/д, Оружейная палата),
  • Шервуд (Исторический музей),
  • Чичагов (Мск городская Дума),
  • Померанцев (верхние торговые ряды),
  • Ропет (Русский отдел на Всемирной Парижской выставке).

XX до 1917
Стиль эклектики в Москве:

  • Лидваль (гостиница «Астория», здание АзовскоДонского банка),
  • Щусев (Казанский вокзал).

Стиль модерн:

  • Валькотт (гостиница «Метрополь»),
  • Шехтель (Ярославский вокзал, особняк Рябушинского, Московский художественный театр).

Скульптура

XVI

  • Чохов (царь-пушка).

XVIII

  • Растрелли (бюст Меншикова, Анна Иоанновна с арапчонком),
  • Фальконе (Медный всадник),
  • Шубин (бюст Ломоносова, Павла I),
  • Козловский (Суворов, Самсон).

XIX

  • Клодт (кони на Аничковом мосту в Петербурге),
  • Орловский (памятник Кутузову, Барклаю де Толли),
  • Козловский (статуя Самсон в Петергофе, памятник Суворову),
  • Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве),
  • Микешин (памятник «Тысячелетие России» в Новгороде),
  • Опекушин (памятник Пушкину в Москве),
  • Трубецкой (памятник Александру III в Петербурге).

XX

  • Андреев (памятник Гоголю в Москве),
  • Волнухин (памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве),
  • Антокольский (скульптурный портрет «Иван Грозный», «Нестор — летописец»),
  • Шадр (Булыжник – оружие пролетариата),
  • Мухина (Рабочий и колхозница),
  • Аникушин (Юный Пушкин),
  • Вучетич (монумент «Родина — мать» в Волгограде, Воин — освободитель» в Трептов-парке в Берлине, «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке, памятник Дзержинскому на Лубянской площади),
  • Кибальников (памятник Маяковскому в Москве).

 

Музыка

XIX

  • Варламов,
  • Гурилев (романсы),
  • Алябьев (романс «Соловей»),
  • Глинка (Жизнь за царя (Иван Сусанин), Руслан и Людмила),
  • Даргомыжский (Русалка, Каменный гость),
  • Бородин (князь Игорь),
  • Мусоргский (Борис Годунов, Хованщина, Картинки с выставки),
  • Римский-Корсаков (Снегурочка, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Псковитянка, Шехеризада),
  • Чайковский (Евгений Онегин, Пиковая дама, Щелкунчик, Лебединое озеро, Спящая красавица),
  • Мусоргский,
  • Балакирев,
  • Кюи,
  • Бородин,
  • Римский-Корсаков.

XX

  • Скрябин (Поэма экстаза, Поэма огня (Прометей)),
  • Рахманинов (Алеко, Скупой рыцарь),
  • Стравинский (Жар-птица, Петрушка, Весна священная),
  • Римский-Корсаков,
  • Аренский,
  • Глазунов,
  • Лядов,
  • Мясковский,
  • Шостакович (7-я симфония, Леди Макбет Мценского уезда по картине Измайлова),
  • Прокофьев (Война и мир, Золушка, Ромео и Джульетта, Петя и волк),
  • Глиер (Красный мак, Медный всадник),
  • Дунаевский (гимны и песни к кино),
  • Пахмутова (Хорошие девчата, Старый клен, Главное, ребята, сердцем не стареть, До свиданья),
  • Мурадели.

Смотри также:

  • Решай задания и  варианты ЕГЭ по истории с ответами.

Поделитесь в социальных сетях:

23 октября 2018, 15:10

Could not load xLike class!



Культурная история гражданских экзаменов в позднеимперском Китае Бенджамина А. Эльмана — Твердый переплет

  • к Бенджамин А. Эльман (автор)
  • март 2000 г.
  • Первое издание
  • Твердый переплет
    $99,95, £84,00
  • Пожертвования
    Филип Э. Лилиенталь Отпечаток в азиатских исследованиях
  • Информация о заголовке

    Права: Доступно во всем мире
    Страниц: 889
    ISBN: 9780520215092
    Размер обложки: 6 x 9
    Иллюстрации: 1 цветная иллюстрация, 31 ч/б фотография, 2 карты, 82 таблицы

О книге об авторе Отзывы Связанные книги

О книге

В этом многомерном анализе Бенджамин А. Эльман использует более тысячи недавно доступных записей экзаменов из династий Юань, Мин и Цин, 1315-1904 гг., для изучения социальных, политических и культурных аспектов система гражданских экзаменов, один из самых важных институтов в истории Китая. На протяжении более пятисот лет наиболее важные должности в династическом правительстве обычно заполнялись посредством этих сложных экзаменов, и раз в два года их пытались пройти от одного до двух миллионов человек из всех слоев общества.

Охватывая позднеимперскую систему от ее зарождения до ее упадка, Элман пересматривает наше предыдущее понимание того, как на самом деле работала система, включая ее политический и культурный механизм, непредвиденные последствия, когда она была бесцеремонно списана модернистскими реформаторами, и ее долгосрочную перспективу. историческое наследие. Он утверждает, что гражданские экзамены Мин-Цзин с 1370 по 1904 год представляли собой существенный разрыв с литературными экзаменами династии Тан-Сун с 650 по 1250 год. ортодоксальность в официальной жизни и в литературной культуре. Пересечения между элитной общественной жизнью, популярной культурой и религией, которые также рассматриваются, раскрывают весь масштаб экзаменационного процесса в поздней империи.

Об авторе

Бенджамин А. Эльман — профессор истории Китая и директор Центра китайских исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе; с 1999 по 2001 год он будет приглашенным профессором Школы исторических исследований Института перспективных исследований. Он является автором книги «Классика, политика и родство: школа нового текстового конфуцианства Чанчжоу в позднеимперском Китае » (Калифорния, 1990; китайское издание, 1998) и соредактором 9 книг.0041 Образование и общество в позднеимперском Китае, 16:00-19:00 (Калифорния, 1994).

Отзывы

«Очень важное исследование одного из самых важных институтов в истории Китая, без которого сегодняшний Китай, безусловно, был бы совершенно другим местом», — Питер Бол, автор книги «Наша культура: интеллектуальные переходы в Тан и Сун Китай

Книги по теме

Образование и общество в позднеимперском Китае, 1600-1619 гг.00

Бенджамин А. Элман, Александр Вудсайд

Huang Di Nei Jing Ling Shu

Paul U. UNSCHULD

NAN JING

PAUL U. UNSCHUL

9005 9005 9005 9005 9005 9005 9005 9005 9005 9005 9005 9005 9005 9005 9005
9005 9005 9005 9005 9005 9005
9005 9005
9005 9005
.

Melvyn C. Гольдштейн

Maiden Voyage

Джошуа А. Фогель

Республиканская линда

Joan Dreage

.0058

Характер зверей

Ян Джаред Миллер

Сжигание мертвых

Дэвид Арнольд

СОЗМА

Экзаменационный ад и кризис в истории Образование

Механическое заучивание вытеснило критическое мышление и оттолкнуло молодых японских студентов от изучения истории, утверждает автор, который винит собственные вступительные экзамены университетов, основанные на фактах, в кризисе, с которым столкнулись гуманитарные науки. и социальные науки в высшем образовании.

Акцент на вступительных экзаменах в школу с высокими ставками как на критерий человеческих способностей и ценности является общей чертой образования во всей Восточной Азии. Поскольку результаты таких экзаменов определяют будущие образовательные, экономические и социальные возможности сдающих, школьная система адаптирует учебную программу и инструкции к тестам и в результате имеет тенденцию (как и сами тесты) делать акцент на запоминании, а не на развитии. навыков мышления. (Следствием этой тенденции является широко распространенное предположение, что состояние должно определять, что нужно запоминать.)

В этом отношении Япония не является исключением. Что отличает разработку вступительных экзаменов и школьной программы в Японии, особенно после Второй мировой войны, так это исключительно узкий акцент на именах, датах, фактах и ​​цифрах, а не на вербальной передаче понятий. За исключением нескольких элитных вузов, как средние школы, так и университеты упорно избегают экзаменационных вопросов, требующих от студентов составления письменного ответа или даже чтения отрывка любой значительной длины. Такое пренебрежение письменным словом было бы немыслимо в таких обществах, как Китай, Корея и Вьетнам, с их давней традицией проведения письменных экзаменов на государственную службу, основанных на конфуцианских классиках.

Массовое производство образованных граждан

Что заставило Японию двигаться в этом направлении? Одним из факторов было беспрецедентное количество молодых людей, сдающих экзамены для поступления в средние школы и университеты в послевоенные годы. Легко оцениваемые экзамены с кратким ответом и несколькими вариантами ответов (предшественники сегодняшних тестовых листов с машинным сканированием и заполнением кружков) отвечали потребностям развивающегося государства в массовом обучении своих граждан при минимальных затратах.

Тем не менее, стандартизированные экзамены с кратким ответом и несколькими вариантами ответов были приняты и в других частях мира. Тем не менее, в Китае, Южной Корее и Вьетнаме, не говоря уже о Соединенных Штатах и ​​других западных странах, школы продолжают уделять особое внимание таким коммуникативным навыкам, как разъяснительное письмо и дебаты. Почему такие инструкции почти исчезли из японских классов?

Одним из важных факторов, лежащих в основе этой тенденции, был особый упор на эгалитаризм, справедливость и политический нейтралитет. Многие японские преподаватели считали, что невозможно гарантировать справедливую оценку вопросов по эссе. Многие также считали, что вопросы в эссе и интервью давали несправедливое преимущество детям из экономически и культурно привилегированных семей. Интерпретирующие эссе и контрольные вопросы считались особенно проблематичными в области истории, где политическая предвзятость могла повлиять на оценку.

В более широкой исторической перспективе такая зависимость от кратких ответов и оценок с множественным выбором может рассматриваться как продукт общества, управляемого трезвомыслящими воинами, торговцами и фермерами, у которых было мало времени, чтобы корпеть над классикой— в отличие от класса дворян-ученых, который поддерживал систему государственной службы в Китае и других странах Восточной Азии.

Воспитание нации ненавистников истории

С 1960-х годов, когда плоды быстрого экономического роста распространились по японскому обществу, среднее образование стало практически всеобщим, а процент выпускников средних школ, поступающих в колледжи, резко вырос. Благодаря подходу к обучению и тестированию, описанному выше, школам удалось передать относительно фиксированный, последовательный и плотный корпус академических знаний не только социальной элите, но и большинству населения.

Сюда входили довольно требовательные курсы изучения как японской, так и всемирной истории. Правда состоит в том, что в области истории японская послевоенная наука занимает высокое место на международном уровне как по своим тщательным архивным исследованиям, так и по своему географическому охвату, и этот опыт в значительной степени способствовал широте и глубине учебной программы по истории Японии.

Однако из-за сосредоточения внимания на событиях, именах и датах японские студенты оказались под растущим давлением запоминать все больше и больше деталей, поскольку конкуренция за лучшие средние школы и университеты обострилась ближе к концу двадцатого века. Основы истории были затоплены потоком фактоидов, а обучение пониманию прочитанного, письму и дебатам было еще более маргинализировано.

Учебная программа по истории имела свои особенности. Тематическая структура осталась в основном неизменной: история Японии рассматривалась более или менее изолированно, с большим вниманием к атрибутам, которые отличают Японию от остального региона, как если бы нация развивалась в вакууме. Тем временем мировая история сохранила преимущественно европоцентристскую точку зрения девятнадцатого века. Не обновляя эти базовые рамки, разработчики учебных программ просто добавляли все больше и больше имен, дат и событий, независимо от их актуальности или согласованности. По мере того, как объем информации в школьных учебниках резко увеличивался — что отражало требования к вступительным экзаменам в университеты — молодые люди по понятным причинам стали испытывать отвращение к этому предмету.

Проблема была особенно заметна в мировой истории, которая является факультативной областью на вступительных экзаменах во многие университеты. Когда потребность в информации о регионах мира, помимо Европы и Соединенных Штатов, стала очевидной, учебная программа включала все больше и больше случайных фактов о Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии и Африке, никогда не уменьшая свои требования по сравнению с другими. Западная история. Эти фрагментарные фрагменты информации о других областях почти ничего не добавили к пониманию учащихся. Вместо этого растущее бремя запоминания сделало студентов менее склонными к сдаче экзаменов с компонентом всемирной истории. Студенты, которые не собираются сдавать такой экзамен, менее склонны посвятить себя этому предмету. Это ирония японской учебной программы по всемирной истории, насыщенной фактами. В результате понимание мировой истории японскими старшеклассниками снизилось, несмотря на то, что учебная программа становилась все более раздутой.

Из тех студентов, которые хотят изучать историю, подавляющее большинство выбирает историю Японии, мало интересуясь другими странами, кроме своей собственной. Те, у кого больше интернациональные наклонности, выбирают Запад за его «прогрессивный» и «элегантный» образ. Азиатская история остается крайне непопулярна среди студентов японских университетов, которые упорно считают другие страны региона отсталыми, антияпонскими и в целом неприятными местами для изучения. Наша послевоенная система образования вместо того, чтобы смягчить двойственную тенденцию Японии к обособленности, с одной стороны, и преклонение перед Западом, с другой, похоже, на самом деле усугубила эти склонности.

Sterile Book Learning

Можно ли таким образом воспитать молодых людей с космополитическим мировоззрением, которые могут понимать, спорить и действовать в сложных вопросах, связанных с Японией и остальным миром, и делать осознанный демократический выбор после взвешивания достоинства различных политических позиций и предвыборных обещаний? Так ли мы будем готовить лидеров и граждан, способных уменьшить трения между Японией и ее соседями на основе глубокого понимания различий и сходств между различными народами и странами Восточной Азии?

Университет Осаки, в котором я преподаю, отличается исключительным вниманием к тому, что вступительные экзамены посвящены письменной части истории. Вопросы-эссе составляют большинство проблем в мировой истории и все проблемы в истории Японии. Что больше всего поражает при чтении эссе абитуриентов, помимо их ужасных навыков письма, так это их неумение применять накопленные знания. Например, на вопрос, почему так называемые корабли с красными печатями раннего периода Эдо вели торговлю в основном с Юго-Восточной Азией, а не с Китаем, немногие из них вспоминали, что официальные связи между Японией и Китаем были приостановлены в результате вторжения Тоётоми Хидэёси в Корею. чему японских детей учат в средней школе. Столкнувшись с графиком, показывающим резкое увеличение валового внутреннего продукта Китая в восемнадцатом веке, они предполагают скачок производительности, забывая, что быстрый рост населения может иметь тот же эффект.

Приученные просто проглатывать и повторять бесчисленные имена, даты и события, абитуриенты самых избирательных университетов Японии так и не научились проводить осмысленные связи и сравнения или даже обдумывать определение и значение таких понятий, как ВВП, не говоря уже о том, чтобы сообщать такие идеи на письменном японском языке. Требуются огромные усилия, чтобы развить их навыки до такой степени, чтобы они могли определять основные моменты обсуждения и логически объяснять их. А не умея обобщать и объяснять свои знания, как люди могут формулировать последовательные мнения и обсуждать их с другими?

Когда приходит время приступить к специализированным исследованиям, эти студенты понятия не имеют, как выбрать тему исследования и подходить к ней систематически. Непросто научить их задавать осмысленные вопросы и составлять план ответов на них — вместо того, чтобы просто заявить: «Я хочу исследовать Х, потому что мне нравится Х» или «Я собираюсь написать тезис о Y, потому что никто не объяснил его».

Предположим, мы просто отказались от истории как предмета, не имеющего отношения к нашим сегодняшним заботам, и предоставили другим дисциплинам способствовать международному взаимопониманию и развитию международных компетенций? Ошибка такого мышления очевидна для любого, кто хоть немного разбирается в международных отношениях в Восточной Азии, где история является гораздо более распространенным источником конфликтов, чем, например, религиозные разногласия. История также объясняет ключевые черты, общие для региона в целом, в том числе склонность чрезмерно сосредотачиваться на экономическом росте и необычайное количество успешных коммунистических революций за пределами орбиты советского влияния. Есть новые исследования по этим темам, которые многие старшеклассники сочли бы доступными и интеллектуально стимулирующими. Почему бы не отказаться от некоторых устаревших тем в школьной программе и вместо этого преподавать их?

Университеты и провал реформы образования

Реформы образования 1990-х годов, известные под общим названием ютори кёику («образование, которое дает детям возможность расти»), были в значительной степени разработаны для того, чтобы облегчить бремя механического запоминания на элементарных предметах. и учащимся средних школ и предлагают больше свободы для творчества и независимого мышления. К сожалению, большинство этих реформ было заброшено до того, как они смогли принести плоды, из-за широко распространенной критики, что они вызывают снижение успеваемости.

Неудача программы была вызвана целым рядом тесно переплетенных факторов, но одним из самых важных, я считаю, было то, что она не смогла заручиться поддержкой университетов. Иными словами, это была неспособность университетов понять реформы и адаптироваться к ним.

На вопрос, почему они настаивают на составлении вопросов для вступительных экзаменов, проверяющих способность абитуриентов запоминать бесчисленное количество имен и дат, преподаватели университетов приготовили два оправдания. Во-первых, это необходимость сдать большое количество экзаменов за короткий промежуток времени. Во-вторых, необходимо удовлетворить потребности средних школ и индустрии подготовки к экзаменам в тестах, отражающих их учебный план и методы обучения. Конечно, можно согласиться с первым объяснением; благодаря мизерному бюджету на образование в Японии (самый низкий в развитом индустриальном мире) учителя японских школ и университетов настолько завалены работой, что у них едва остается время на размышления.

Но когда дело доходит до второго оправдания, университеты должны взять на себя ответственность за то, что они не обновляют свои вступительные экзамены, не реформируют свои общеобразовательные программы или не готовят педагогов, способных преподавать что угодно, кроме механического запоминания.

Конечно, университетские профессора сами по себе являются образцовым продуктом японской системы вступительных экзаменов. В этом смысле неудивительно, что они продолжают задавать вопросы, оценивающие способность берущих запоминать огромное количество пустяков, вместо того, чтобы отступить назад, чтобы взглянуть на общую картину и спросить: «Какие основы должен знать эксперт в этой области?» поля нужно знать и понимать? По иронии судьбы, все большее число взрослых японцев, не входящих в академическое сообщество, не найдя ничего значимого, интересного или актуального в изучении истории, литературы или философии, ставят под сомнение сам смысл существования факультетов гуманитарных и социальных наук в университетах.

В каком-то смысле это кризис, который высшее образование навлекло на себя.

Многие преподаватели старших классов и университетов осознают настоятельную необходимость изменения методов преподавания истории и смежных дисциплин. В 2011 году Научный совет Японии опубликовал предложения по реформированию школьной программы по географии и истории. Летом 2015 года группа преподавателей старших классов и университетов учредила национальную организацию — Партнерство средней школы и университета по изучению исторического образования, — посвященную составлению рекомендаций по комплексной реформе исторического образования, включая содержание университетского образования. вступительные экзамены и общеобразовательная программа бакалавриата.

В Университете Осаки мы уже около десяти лет проводим исследования по вопросам образования в области истории в сотрудничестве с преподавателями старших классов и университетов по всей стране и осуществили собственные внутренние реформы, включая создание курсов лекций для студентов, которые никогда не учились пользу от систематического изучения всемирной истории.