ГДЗ История Сороко-Цюпа 10 класс Стр. 110
Содержание
Авторы:Сороко-Цюпа
Год:2022
Тип:учебник
Нужно другое издание?
Содержание
- Вопросы после параграфа
- Подумайте
- Вопрос в начале параграфа
Вопросы после параграфа
1. Какое содержание вкладывается в понятие «модернизация» применительно к восточным обществам? Каковы методы и средства осуществления модернизации в различных странах Востока?
Для восточных обществ понятие «модернизация» включало в себя преодоление научно-технического, политического и социального отставания от ведущих стран Европы. Модернизация в различных странах Востока происходила или путём реформ, или путём революций.
2. Подумайте, какая связь между внешней экспансией Японии и проблемами внутренней модернизации.
Внутренняя модернизация Японии происходила несколько специфическим способом.
3. Подумайте над проблемой: почему Китаю потребовалось полстолетия, чтобы «определиться» с реформами?
Китаю понадобилось полстолетия, чтобы «определиться» с реформами, из-за отсутствия политической стабильности на протяжении длительного времени. Государственные перевороты, Боксёрское восстание, Синьхайская революция, Национальная революция, внутренний раскол страны, постоянная борьба различных политических группировок и партий (например, Гоминьдана и КПК) и смена власти делала невозможным проведение успешных реформ.
4. Выясните, какие исторические условия в XX в. способствовали модернизации Китая, а какие затрудняли её.
Модернизации Китая способствовали наличие собственных прогрессивных идей (например, «народные принципы» Сунь Ятсена), необходимость противостояния возрастающей японской агрессии, а также трудолюбивый народ. Затрудняли модернизацию Китая отсутствие внутреннего единства, постоянная смена правительств и соответственно – их политического курса.
5. В какой мере традиции повлияли на выбор ненасильственного сопротивления в антиколониальной борьбе в Индии?
На выбор ненасильственной формы сопротивления в антиколониальной борьбе в Индии существенно повлияли политические, морально-этические и философские концепции, существовавшие в Индии с древних времён. Именно на них базировалось учение Махатмы Ганди.
Стр. 110
Подумайте
1. Чем, по вашему мнению, была обусловлена «отсталость» Востока в первой половине XX в.
«Отсталость» Востока в первой половине XX в. от «передового Запада», прежде всего, объяснялась политикой крупных колониальных держав (Великобритании, Франции, США). Также «отсталость» Востока была обусловлена тем, что существующие традиции чаще всего не позволяли эффективно внедрить передовые достижения Европы.
2. Какую роль играли колониализм и сила традиций в развитии стран Востока?
Колониализм и сила традиций в развитии стран Востока сыграли крайне отрицательную роль. Дело в том, что крупные колониальные державы всячески стремились сдерживать развитие стран Азии и Африки и продолжать использовать их человеческие и материальные ресурсы в собственных интересах. Также чрезмерная приверженность традициям у местного населения, а также отсутствие желания воспринимать передовой опыт и технические новшества западной цивилизации, делали невозможным эффективное противостояние колонизаторам и борьбу за освобождение от существующей зависимости.
Стр. 110
Латинская Америка в первой половине XX в.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
Вопрос в начале параграфа
Чем объясняется внутренняя нестабильность в большинстве стран Латинской Америки на протяжении длительного периода их развития?
Внутреннюю нестабильность в большинстве стран Латинской Америки можно объяснить особенностью местных традиций и существовавшими феодальными пережитками (кланово-олигархическими связями). А слабость парламентских традиций и особое место армии в обществе в свою очередь приводили к регулярным государственным переворотам и установлению военных диктатур.
Скачать решениеЕсть ошибка? Или идея? Сообщи 📤
Мне не нравится на сайте, измените:Сделайте так, чтобы можно было:Решение неправильно/опечатка
Все номера
Стр. 107Стр. 110Стр. 112Стр. 113Стр. 114
Восток в первой половине XX в. Модернизация
1. Какие главные причины обусловили «отсталость» Востока в первой половине XX в.? В каких странах колониальный режим, а в каких традиционные устои являлись тормозом развития?
Застойность процессов на Востоке была обусловлена силой сопротивления традиционных обществ внешним влиянием и сложностью найти синтез традиции и опыта Европы. Однако главным тормозом в первой половине века была политика колониальных держав.
Традиционные устои – Япония, Китай, Турция, Египет.
Колониальный режим – Индия.
2. Какое содержание вкладывается в понятие «модернизация» применительно к восточным обществам? Каковы методы и средства осуществления модернизации в различных странах Востока?
Исторически модернизация — это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. — на южноамериканский, азиатский и африканский континенты.
Средства и методы осуществления модернизации в различных странах неодинаковы. Важнейшими из них были реформы или революции. В основном использовался путь реформ. Там, где реформы встречались с мощными, тормозящими развитие традициями или испытывали давление внешних оков (колониализм), происходили революции, восстания.
Для Востока модернизация – это процесс ломки традиционных структур общества.
3. Подумайте, какая связь между внешней экспансией Японии и проблемами внутренней модернизации.
Япония повторяла европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Страна начала борьбу за колонии на материке и развязала по меньшей мере пять войн за 40 лет (Японо-китайская война, Русско-японская война, Первая мировая война, вторая Японо-китайская война, война в Юго-Восточной Азии в 1937—1945 гг.).
Однако, внутренне развитие представляло собой смесь европейских ценностей и японских традиций, что вылилось в особую форму тоталитаризма, основанной на идеях национализма и синтоизма как государственной религии.
Экспансия Японии на материк – национальная цель.
Своеобразие японской модернизации состояло в том, что восприятие европейского примера экономической и политической перестройки общества и военно-технических заимствований тесно сочеталось с использованием традиций, с представляемой как патриотизм шовинистической идеей «увеличения славы нашей империи», верностью императору, памяти самурайской славы.
4. Подумайте над проблемой: почему Китаю потребовалось полстолетия, чтобы «определиться» с реформами? Выясните, какие исторические условия в XX в. способствовали модернизации Китая, а какие затрудняли ее.
В Китае были сильны традиции. Новые идеи и образ жизни с трудом укладывался в идеологию конфуцианства. Однако, и в Китай проникали идеи о необходимости проведения реформ с целью развития и освобождения от колониальной зависимости. Противоборствующие группировки (сторонники реформ и потенциальные диктаторы) сменяли друг друга.
Способствовало модернизации: участившиеся восстания и революционные настроения; буржуазная революция 1911-1912 гг.; приход к власти Чан Кайши, который объединил Китай и начал капиталистическую модернизацию страны по западноевропейской модели.
Затрудняло модернизацию: государственный переворот 1898 г., захват власти дворцовой кликой после смерти императрицы Цы Си; попытка Юань Шикая установить личную диктатуру.
5. В какой мере традиции повлияли на выбор ненасильственного сопротивления в антиколониальной борьбе в Индии?
Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения общества всеобщего благоденствия, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения содержала протест против капиталистического уклада, того самого пути, по которому пошла европейская цивилизация.
Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов. Облаченные в традиционные одежды требования независимости становились понятными многим десяткам миллионов простых людей. Примечателен и метод борьбы (бойкоты, мирные марши, отказ от сотрудничества и пр.) — в нем сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном мировоззрении индийского крестьянина.
6. Расскажите о М. Ганди. Как вы понимаете его высказывание: «Человечество может избавиться от насилия только путем ненасилия. Ненависть может быть побеждена только любовью»?
Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948) – один из наиболее авторитетных руководителей индийского национально-освободительного движения. Лидер Индийского национального конгресса и его идеолог. В 1893—1914 гг. жил в Южной Африке, активный участник борьбы против британского колониализма. После возвращения в Индию в 1915 г. возглавил национально-освободительное движение, последовательно использовал методы борьбы против англичан в форме ненасильственного (гражданского) сопротивления. После раздела Индии (на Индию и Пакистан) во время религиозной междоусобицы был убит террористом индуистской националистической организации.
Выражение Ганди: насилие порождает насилие, любовь порождает любовь. Следовательно, какое действие ты совершишь в отношении человека, такое же действие ты получишь в ответ. Только для получения положительного результата необходимо время.
7. Индия и Китай вели борьбу за независимость и модернизацию в одно и то же время, но разными средствами и методами. Как вы объясните столь резкое различие их путей развития?
Китай был суверенным государством, но был расколот внутренними междоусобицами и войнами. Индия была колонией Великобритании, которая удерживала Индию силой. Это и обусловило методы борьбы за независимость.
Также немаловажную роль играли традиции государств.
Модернизация | Природа, особенности, примеры и факты
Макс Вебер
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Менилек II Хайле Селассие I Мэйдзи Теодрос II Окубо Тошимити
- Похожие темы:
- социальные перемены индустриализация
Просмотреть весь связанный контент →
модернизация , в социологии, переход от традиционного, сельского, аграрного общества к светскому, городскому, индустриальному обществу.
Современное общество — это индустриальное общество. Модернизация общества — это, прежде всего, его индустриализация. Исторически подъем современного общества был неразрывно связан с возникновением индустриального общества. Можно показать, что все черты, связанные с современностью, связаны с комплексом изменений, которые около 250 лет назад породили индустриальный тип общества. Это говорит о том, что термины «индустриализм» и «индустриальное общество» подразумевают гораздо больше, чем экономические и технологические компоненты, составляющие их ядро. Индустриализм — это образ жизни, который включает в себя глубокие экономические, социальные, политические и культурные изменения. Общества становятся современными только благодаря всеобъемлющей трансформации индустриализации.
Модернизация – это непрерывный и неограниченный процесс. Исторически отрезок времени, за который она происходила, должен измеряться веками, хотя есть примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация не является достижением раз и навсегда. Кажется, что в саму ткань современных обществ встроен динамический принцип, который не позволяет им стабилизироваться или достичь равновесия. Их развитие всегда неравномерно и неравномерно. На любом уровне развития всегда есть «отсталые» регионы и «периферийные» группы. Это постоянный источник напряжения и конфликтов в современном обществе. Такое состояние не ограничивается внутренним развитием отдельных государств. Это можно увидеть в глобальном масштабе, поскольку модернизация выходит за пределы своей первоначальной западной базы, чтобы охватить весь мир. Существование неравномерно и неодинаково развитых наций вносит в мировую систему государств фундаментальный элемент неустойчивости.
Модернизация, по-видимому, состоит из двух основных этапов. До определенного момента в своем ходе оно несет с собой институты и ценности общества в том, что обычно рассматривается как прогрессивное восходящее движение. Первоначальное сопротивление модернизации может быть резким и длительным, но обычно оно обречено на провал. Однако после некоторого момента модернизация начинает порождать недовольство во все возрастающих масштабах. Отчасти это связано с растущими ожиданиями, вызванными ранними успехами и динамизмом современного общества. Группы имеют тенденцию предъявлять к сообществу все возрастающие требования, и эти требования становится все труднее удовлетворить. Если говорить более серьезно, модернизация на более интенсивном уровне и в мировом масштабе приносит новые социальные и материальные напряжения, которые могут угрожать самому росту и расширению, на которых основано современное общество. На этой второй фазе современные общества сталкиваются с массой новых проблем, решение которых зачастую выходит за рамки компетенции традиционного национального государства. В то же время в мире по-прежнему доминирует система именно таких суверенных национальных государств с неравной силой и конфликтующими интересами.
Однако вызов и ответ — суть современного общества. При рассмотрении его природы и развития бросаются в глаза, по крайней мере вначале, не столько трудности и опасности, сколько необычайный успех, с которым современное общество преодолело самую глубокую и далеко идущую революцию в истории человечества.
В данной статье процессы модернизации и индустриализации рассматриваются с самой общей и прежде всего социологической точки зрения. Следует помнить, что он делает то же самое с точки зрения самих процессов, которые он описывает. Явления индустриализации и модернизации, которые, как принято считать, начались более двух столетий назад и лишь намного позже были идентифицированы как отдельные и новые понятия, до сих пор не достигли какого-либо узнаваемого завершения. Таким образом, конца истории, если он есть, не видно, и вопрос об окончательном суждении о природе и ценности этого огромного исторического движения остается без ответа.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Становление современным
Революция современности
Если представить всю социальную эволюцию человечества на 12-часовом графике, то современная индустриальная эпоха представляет собой последние пять минут, не более. На протяжении более полумиллиона лет небольшие группы людей, которые, как мы можем согласиться, были людьми, бродили по земле в качестве охотников и собирателей. С помощью простых каменных орудий и социального порядка, основанного на родственных связях, они успешно защищали человечество от хищников и стихийных бедствий.
Около 10 000 лет до н. э. некоторые из этих охотников и собирателей занялись возделыванием земли и приручением животных. Именно этот процесс несколько ошибочно называют неолитической революцией, подразумевая, что новые каменные орудия труда лежали в основе этих огромных изменений. Сейчас общепризнано, что новая технология не была главным фактором. Тем не менее то, что произошло, несомненно, было революцией. Мобильные отряды превратились в оседлые сельские общины. Развитие плуга увеличило продуктивность земли в тысячу раз, и в ответ резко увеличилось человеческое население планеты. Что еще более важно, скотоводство и земледелие впервые создали избыток продовольствия. Это позволило некоторым представителям населения отказаться от натурального хозяйства и стать ремесленниками, купцами, священниками и бюрократами. Это разделение труда имело место в новой концентрированной физической среде. В 4-м тысячелетии до н.э. возникли города, а с ними торговля, рынки, правительство, законы и армии.
Технология и социальная организация неолитической революции оставались основой всей цивилизации до прихода индустриализма. С поразительно немногими дополнениями — изобретение стремени было важным — то, что служило Древней Месопотамии и Древнему Египту 3-го и 2-го тысячелетий до н. э., послужило основой всех государств и империй древнего мира, от Китая и Индии до Греции. и Рим. И в равной степени она служила европейскому средневековью, которое в некоторых отношениях, особенно в технологии, фактически отставало от достижений древнего мира. Только в XVII и XVIII веках человечество совершило в Европе еще один скачок, сравнимый с неолитической революцией.
Именно на этом очень медленно эволюционирующем фоне следует рассматривать революцию, лежащую в основе современности. Это один из всего лишь двух квантовых скачков, совершенных социальной эволюцией человечества с момента первичной стадии охоты и собирательства в начале Homo sapiens . Парадоксальным образом неолитическая или сельскохозяйственная революция породила городскую цивилизацию; Промышленная революция подняла человечество на новый уровень технологического развития, что значительно расширило возможности преобразования материальной среды. По своей скорости и масштабу изменения, вызванные промышленной революцией, действительно оказали большее влияние на человеческую жизнь, чем неолитическая революция. Неолитическая цивилизация на всем протяжении оставалась ограниченной резко ограниченной технико-экономической базой; индустриальная цивилизация не знает таких ограничений. Тем не менее, понимание аграрного общества необходимо для анализа индустриального общества, поскольку современное общество выделяется главным образом благодаря контрасту с его аграрным прошлым. Смысл модерна заключается как в том, от чего оно отказывается, так и в том, к чему оно стремится.
Теория модернизации – ReviseSociology
Содержание
К концу Второй мировой войны многие страны Африки, Азии и Латинской Америки не смогли развиваться и остались бедными, несмотря на влияние капитализма. Лидеры западных развитых стран, особенно Соединенных Штатов, опасались, что коммунизм может распространиться на многие из этих стран, потенциально нанося ущерб интересам американского бизнеса за рубежом и уменьшая мощь США.
В этом контексте в конце 1940-х годов была разработана теория модернизации, целью которой было найти конкретное некоммунистическое решение проблемы бедности в развивающихся странах. продвижение западных, демократических ценностей.
Теория модернизации считала, что «третий мир» должен развиваться как «первый мир».Теория модернизации имеет два основных аспекта: (1) ее объяснение того, почему бедные страны слаборазвиты, и (2) предлагаемое ею решение проблемы недостаточного развития.
Теория модернизации объясняла отсталость стран Азии, Африки и Латинской Америки в первую очередь с точки зрения культурных « барьеров» на пути развития , в основном утверждая, что развивающиеся страны были слаборазвиты, потому что их сдерживали их традиционные ценности; другие теоретики модернизации больше сосредоточивались на экономических барьерах на пути развития.
Для того чтобы развиваться, менее развитые страны в принципе должны были пойти по тому же пути развития, что и Запад. Им нужно было принять западные культурные ценности и провести индустриализацию, чтобы способствовать экономическому росту. Для этого им потребуется помощь западных правительств и компаний в виде помощи и инвестиций.
Марксизм и образование
Пожалуйста, включите JavaScript
Марксизм и образование
Теория модернизации предпочитала капиталистически-индустриальную модель развития в сторону заводского производства.
Промышленное – относится к производству, осуществляемому на фабриках, а не дома или в небольших мастерских. Это крупносерийное производство. (Вспомните автомобильные заводы и конвейерные ленты).
Капитализм – система, при которой частные деньги вкладываются в промышленность с целью получения прибыли, а товары производятся для продажи на рынке, а не для личного потребления.
Теория модернизации считала, что индустриализация может стимулировать развитие в более бедных странахСуществуют системы производства, альтернативные капитализму – системы натурального хозяйства, при которых местные сообщества производят то, что им нужно, а товары, производимые для продажи, сводятся к минимуму; и коммунизм, где центральная власть решает, что следует производить, а не потребительский спрос и стремление к прибыли. ( Потребность движет производством при коммунизме, индивидуальные потребности или желания («спрос») при капитализме )
Теория модернизации: что мешает развитию?По мнению теоретиков модернизации, препятствия на пути развития являются внутренними для более бедных стран. Другими словами, неразвитые страны являются неразвитыми, потому что у них неправильные культурные и социальные системы и неправильные ценности и обычаи, которые мешают развитию.
Кастовая система в Индии является хорошим примером системы приписываемого статуса, основанной на традиционных ценностяхТалкотт Парсонс (1964) был особенно критически настроен по отношению к традиционным ценностям слаборазвитых стран — он считал, что они слишком привязаны к традиционным обычаям, ритуалам, практикам и институтам, которые, как утверждал Парсонс, были «врагами прогресса». Он особенно критически относился к расширенным родственным и племенным системам, существующим во многих традиционных обществах, которые, по его мнению, препятствовали географической и социальной мобильности, необходимой для развития страны (как указано в его теории функционального соответствия).
Парсонс утверждал, что традиционные ценности в Африке, Азии и Латинской Америке действовали как барьеры на пути развития , в том числе – на должностях власть. Например, когда политик или глава компании дает работу своему брату или кому-то из своей деревни или этнической группы просто потому, что они близки к ним, а не нанимает кого-то на основе их индивидуальных талантов.
Напротив, Парсонс считал, что западные культурные ценности, способствующие конкуренции и экономическому росту: такие ценности включали следующее:
- Индивидуализм – Противоположность коллективизму. Здесь люди ставят себя на первое место, а не семью или деревню/клан. Это позволяет людям покидать семьи/деревни и использовать свои таланты, чтобы улучшить себя (получить образование/создать бизнес)
- Универсализм – Это предполагает применение одних и тех же стандартов ко всем, и судить всех по одним и тем же стандартам. Это противоположно партикуляризму, когда людей судят по-разному в зависимости от их отношения к человеку, который судит.
- Достигнутый статус и меритократия – Достигнутый статус означает, что вы добиваетесь успеха благодаря своим личным усилиям. Это тесно связано с идеалом меритократии. Если мы живем в действительно меритократическом обществе, то это означает, что самые талантливые и трудолюбивые должны подняться на высшие должности, и это должны быть лучшие люди, чтобы «управлять страной» и стимулировать экономическое и социальное развитие.
Парсонс считал, что людям в неразвитых странах необходимо развивать «предпринимательский дух», чтобы добиться экономического роста, а это может произойти только в том случае, если менее развитые страны станут более восприимчивыми к западным ценностям, которые способствуют экономическому росту.
Пятиступенчатая модель развития РостоуТеоретики модернизации считали, что традиционные общества нуждаются в помощи Запада для своего развития. Были многочисленные дебаты о наиболее эффективных способах помощи странам в развитии, но все пришли к общему мнению, что помощь — это хорошо, и если развивающимся странам будут вливаться деньги и западный опыт, это поможет разрушить «отсталые» культурные барьеры и дать толчок их экономике.
Самая известная версия теории модернизации — 5 стадий экономического роста Уолта Ростоу. Ростоу (1971) предположил, что после первоначальных инвестиций страны затем отправятся в эволюционный процесс, в котором они пройдут 5 ступеней лестницы развития. Этот процесс должен занять 60 лет. Идея в том, что с помощью Запада развивающиеся страны могли бы развиваться намного быстрее, чем мы.
Стадия 1 – Традиционные общества, в экономике которых преобладает натуральное хозяйство. У таких обществ мало средств для инвестирования и ограниченный доступ к современной промышленности и технологиям. Ростоу утверждал, что на данном этапе существуют культурные барьеры для развития (см. лист 6)
Этап 2 – Предварительные условия для взлета – этап, на котором западные пакеты помощи привносят в общество западные ценности, практики и опыт. Это может быть:
- Наука и техника – для улучшения сельского хозяйства
- Инфраструктура – улучшение дорог и городских коммуникаций
- Промышленность – западные компании, создающие заводы
Они обеспечивают условия для инвестиций, привлекая больше компаний в страну .
Этап 3 – Стадия взлета – Общество переживает экономический рост, поскольку новые современные практики становятся нормой. Прибыль реинвестируется в инфраструктуру и т. д., и появляется новый класс предпринимателей, который урбанизируется и готов инвестировать дальше и идти на риск. В настоящее время страна выходит за рамки натурального хозяйства и начинает экспортировать товары в другие страны
Это создает больше богатства, которое затем просачивается к населению в целом, которое затем может стать потребителями новых продуктов, произведенных новыми отраслями там и за границей.
Этап 4 – Стремление к зрелости.
Больше экономического роста и инвестиций в образование, средства массовой информации и контроль над рождаемостью. Население начинает осознавать открывающиеся новые возможности и стремиться максимально использовать свою жизнь.
Этап 5 – Эпоха высокого массового потребления . Именно здесь экономический рост и производство находятся на западном уровне.
Варианты 5-этапной модели Ростоу
Различные теоретики подчеркивают важность различных видов помощи или вмешательств, которые могут сдвинуть страны с их традиционных путей и добиться перемен.
- Hoselitz – образование важнее всего, так как оно должно ускорить внедрение западных ценностей, таких как универсализм, индивидуализм, конкуренция и достижения, измеряемые экзаменами. Это рассматривалось как способ разорвать связь между семьей и детьми.
- Inkeles – средства массовой информации – важны для распространения нетрадиционных идей, таких как планирование семьи и демократия
- Hoselitz – урбанизация. Теория здесь заключается в том, что если население компактно проживает вместе, новые идеи распространяются с большей вероятностью, чем среди рассеянного сельского населения 9.0114
ONE – Индонезия – частично следовала теории модернизации в 1960-х годах, поощряя западные компании инвестировать и принимая кредиты от Всемирного банка. Но их президент Сухарто (Диктатор) также поддерживал жестокий режим, который в отчете ЦРУ назван « одним из самых страшных массовых убийств 20-го века », сравнимым с убийствами Гитлера, Сталина и Мао. Однако Всемирный банк оценил экономическую трансформацию Сухарто как «динамичный экономический успех» и назвал Индонезию « образцовым учеником мировой экономики», , в то время как Билл Клинтон назвал Сухарто «парнем нашего типа».
Еще два примера того, как западный опыт помог решить конкретные проблемы в ряде развивающихся стран, — это «зеленая революция» и искоренение оспы, но ни один из них не привел к «высокому веку массового потребления», как предсказал Ростоу
ДВА – Зеленая революция: В 1960-х годах Western Biotechnology помогла утроить урожайность продовольствия в Мексике и Индии.
ТРЕТЬЯ – Ликвидация оспы… В начале 1950-х годов в мире ежегодно регистрировалось 50 миллионов случаев оспы, к началу 1970-х оспа была ликвидирована благодаря донорской вакцине США и РОССИИ
Критика Теории модернизацииВо-первых, нет примеров стран, которые следовали подходу теории модернизации к развитию. Ни одна страна полностью не следовала «5 стадиям роста» Ростоу. Помните, что «теория модернизации» — очень старая теория, которая частично была создана с намерением оправдать позицию западных капиталистических стран, многие из которых в то время были колониальными державами, и дискредитировать коммунизм. Вот почему это такая слабая теория.
Во-вторых, Теория модернизации предполагает, что западная цивилизация технически и морально превосходит традиционные общества. Подразумевается, что традиционные ценности в развивающемся мире имеют небольшую ценность по сравнению с ценностями Запада. Во многих развитых странах существует огромное неравенство, и чем выше уровень неравенства, тем выше степень других проблем: высокий уровень преступности, уровень самоубийств, проблемы со здоровьем, такие как рак и злоупотребление наркотиками.
Действительно ли коллективистская культура Анюты уступает индивидуализированной культуре Запада?В-третьих, Теоретики зависимости утверждают, что развитие вовсе не направлено на помощь развивающемуся миру. На самом деле речь идет об изменении общества настолько, чтобы его было легче эксплуатировать, сделать западные компании и страны богаче, открыть их для эксплуатации дешевых природных ресурсов и дешевой рабочей силы.
В-четвертых, Неолиберализм критически относится к той степени, в которой теория модернизации подчеркивает важность иностранной помощи, но коррупция (клептократия) часто препятствует тому, чтобы помощь попадала туда, куда она должна направляться. Большая часть помощи перекачивается коррумпированными элитами и государственными чиновниками вместо того, чтобы доходить до проектов, для которых она предназначалась. Это означает, что помощь создает большее неравенство и позволяет элитам сохранять власть9.0003
Пятый , Мыслители постразвития утверждают, что модель несовершенна, поскольку предполагает, что страны нуждаются в помощи внешних сил. Центральная роль отводится экспертам и деньгам, поступающим извне, сбрасываемым с парашютом, и это снижает роль местных знаний и инициатив. Такой подход можно рассматривать как унизительный и бесчеловечный по отношению к местному населению. Галеано (1992) утверждает, что умы колонизируются идеей, что они зависят от внешних сил. Они обучают вас быть парализованным, а затем продают вам костыли. Существуют альтернативные модели развития, которые повысили уровень жизни: например, коммунистическая Куба и теократии Ближнего Востока 9.0003
В-шестых, индустриализация может принести больше вреда, чем пользы для многих людей – Она может нанести социальный ущерб – Некоторые проекты развития, такие как строительство плотин, привели к насильственному выселению местного населения с их родных земель с небольшой выплатой компенсации или без нее.
Наконец, существуют экологические пределы роста. Многие проекты модернизации промышленности, такие как горнодобывающая и лесная промышленность, привели к разрушению окружающей среды.
Постскриптум: Теория неомодернизации?Несмотря на свои недостатки, теория модернизации была одной из самых влиятельных теорий с точки зрения влияния на глобальные дела. Дух теории модернизации привел к созданию Организации Объединенных Наций, Всемирного банка и МВФ, глобальных финансовых учреждений, через которые развитые страны и по сей день продолжают направлять деньги на помощь менее развитым странам, хотя, конечно, ведутся споры о том, является ли помощь является эффективным средством для развития.
Были бы у нас Цели Развития Тысячелетия без Теории Модернизации?Кроме того, «дух теории модернизации, возможно, все еще жив сегодня в форме Джеффри Сакса». Сакс (2005) — один из самых влиятельных экономистов в области развития в мире, и его называют « теоретиком неомодернизации» .
Leave A Comment