Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: Составление плана
Алгоритм составления сложного плана по обществознанию (задание 28)
Методические рекомендации по составлению сложного плана по обществознанию.
• Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему. • Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. • Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.
• Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
• В случае необходимости внесите корректировки.
• Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.
• В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.
При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:
1. Понятие, сущность…
2. Характерные черты, основные принципы…
3. Специфические признаки…
4. Важнейшие задачи, основные функции…
5. Формы, типы, виды, классификации…
6. Структура…
7. Основные этапы, стадии развития…
8. Особенности развития…
9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…
10. Значение … в развитии общества, личности.
Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Выполнение этого задания предполагает:
1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ. |
При выполнении заданий выпускникам предстоит:
а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему; 2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
Есть ли модель для составления плана?
Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана. |
1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:
1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…
2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:
1) Причины возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.
2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например: — Теории происхождения… — Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.
3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).
4. Функции… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.
5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.
6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…
7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).
8. Пути решения Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.
Источник: http://4ege.ru/obshestvoznanie/3187-algoritm-raboty-s-zadaniem-b8-po-obschestvoznaniyu.htmlАлгоритм работы с заданием 28 1. Внимательно прочитайте вопрос. 2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос. 3. Помните , что сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 4. Формулировки плана должны быть корректны и соответствовать заданной теме. 5. Пункты плана должны по возможности полно отражать основное содержание в плане. |
Примеры составленных планов:
СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПЛАНА (ЕГЭ обществознание)
СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПЛАНА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ.
Отдельно следует остановиться на задании, введенном в экзамен в 2010 году, — задании С8. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Выполнение этого задания предполагает
корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
полноту отражения основного содержания в плане;
соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объёмное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.
При выполнении задания выпускникам предстоит:
а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить
известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по
теме в виде пунктов сложного плана.
Методические рекомендации по составлению сложного плана
При составлении сложного плана можно воспользоваться следую
представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему;
разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
озаглавьте каждую часть;
в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
в случае необходимости внесите корректировки;
помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
При составлении сложного плана развёрнутого ответа учащиеся могут воспользоваться универсальным алгоритмом:
I. Понятие, сущность…
II. Характерные черты, основные принципы
Специфические признаки…
Важнейшие задачи, основные функции…
V. Формы, типы, виды, классификации …
VI. Структура…
VII. Основные этапы, стадии развития …
VIII. Особенности развития…
IX. Тенденции развития в современном мире, в РФ
X. Значение … в развитии общества, личности
Задания
Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам необходимо написать реферат на тему «Общение как форма межличностных взаимодействий». Составьте план, в соответствии с которым вы будете ее освещать.
Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам поручено подготовить доклад на тему «Познание человеком мира и самого себя». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вы готовитесь к зачету по обществознанию на тему «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Наука в жизни современного общества»’. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
9. Вам необходимо написать творческую работу на тему «Обра
зование как социальная ценность». Составьте план, в соответствии
с которым вы будете освещать эту тему.
Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Общественный прогресс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Мораль как регулятор социальных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Предпринимательство в экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам необходимо написать творческую работу на тему «Политический процесс в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Налоги в Российской Федерации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Конституция РФ — основной закон общества и государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Государство в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Ответы
Ответ к заданию 1.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие его смысл)
При анализе ответа учитываются:
корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
* Ответ к заданию № 1 представляет собой образец оценивания задания С8 на ЕГЭ (согласно демонстрационному варианту, размещенному на «тему.Кима) по критериям с указанием баллов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие его смысл)
Баллы
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:
а) религиозная
б)’ эволюционная теория Ч. Дарвина
в) трудовая теория Ф. Энгельса
2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек».
3. Биосоциальная природа человека:
а) человек — часть природы
б) человек — существо общественное
4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального
в человеке.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают ее в определенной последовательности
3
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определенной, адекватной теме, последовательности.
2
Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не дает.
1
Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл
3
Ответ к заданию 2.
I. Деятельность как способ человеческого бытия.
II. Специфические особенности человеческой деятельности.
III. Структура деятельности:
1)субъект
2)объект
цель
средства
результат
IV. Мотивы деятельности.
V. Два основных типа деятельности:
практическая деятельность
духовная деятельность
VI. Ведущие виды деятельности в жизни человека:
игра
учение 3)труд
Ответ к заданию 3.
I. Понятие и специфические признаки общения.
II. Функции общения в формировании и развитии человека.
Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
Типы субъектов общения:
реально существующие субъекты
иллюзорные партнеры
воображаемые партнеры
V. Средства общения.
VI. Виды общения:
непосредственное и опосредованное
прямое и косвенное
VII. Факторы, способствующие успешному общению:
1) взаимопонимание
2)солидарность 3)толерантность
Ответ к заданию 4.
I. Понятие и специфические особенности межличностного конфликта.
II. Участники конфликта.
Причины возникновения межличностного конфликта.
Повод для конфликта.
V. Основные концепции, раскрывающие сущность конфликта.
VI. Функции конфликтов.
VII. Виды межличностных конфликтов.
VIII. Факторы, влияющие на успешное разрешение межличностных кон
фликтов.
IX. Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социаль
ных конфликтов.
Ответ к заданию 5.
I. Познание как форма адекватного отражения действительности.
II. Структура познания:
субъект познания
объект познания
3)результат познания
1) агностицизм 2)скептицизм 3)гностицизм
IV. Формы познания:
чувственное (ощущение, восприятие, представление)
рациональное (понятие, суждение, умозаключение)
V. Виды познания:
научное и ненаучное познание
религиозное, мифологическое, художественное познание
VI. Методы познания человеком мира и самого себя.
VII. Многообразие форм человеческого знания. I,.
Ответ к заданию 6.
I. Понятие социализации.
II. Задача и функция социализации.
Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».
Виды социализации: 1) первичная
2)вторичная
V. Факторы, способствующие успешной социализации:
агенты социализации
социальные лифты
социально-экономические и политические условия
Ответ к заданию 7.
I. Понятие науки:
наука как социальный институт
наука как отрасль духовного производства
наука как особая система знаний
II. Виды науки:
фундаментальные науки
прикладные науки.
классификация наук в зависимости от предмета и метода познания
Специфические признаки науки.
Функции современной науки:
культурно-мировоззренческая
познавательно-объяснительная
прогностическая
интеграционная
социальная
производственная
V. Развитие науки.
VI. Особенности научной картины мира.
infourok.ru
Как правильно составлять план по обществознанию на ЕГЭ
Развёрнутый план. Задание 28.
ЕГЭ по обществознанию
Алгоритм работы с заданием 28
1. Внимательно прочитайте вопрос.
2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.
3. Помните, что сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
4. Формулировки плана должны быть корректны и соответствовать заданной теме.
5. Пункты плана должны по возможности полно отражать основное содержание в плане.
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему; 2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
Пример плана
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида» . Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
ПЛАН
1. Понятие «индивид»
2. Признаки личности:
— мировоззрение
— сознание
— статусы и роли
3. Институты социализации:
— семья
— церковь
— школа
4. Агенты социализации:
— родители
— священники
— учителя
Правила написания задания.
Итак, смотрим в план.
1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как эксперт ЕГЭ, советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.
Пример плана
Правила написания задания.
2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — социализация. Все наши пункты раскрывают это понятие.
3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с индивида, а закончили личностью (итогом социализации индивида).
4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.
ПЛАН
1. Понятие «индивид»
2. Признаки личности:
— мировоззрение
— сознание
— статусы и роли
3. Институты социализации:
— семья
— церковь
— школа
4. Агенты социализации:
— родители
— священники
— учителя
Пример плана
Правила написания задания.
5. Показываем понимание конкретики: мировоззрение, школа, родители.
6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, агенты социализации соответствуют институтам социализации: семья — родители, церковь — священники.
7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.
ПЛАН
1. Понятие «индивид»
2. Признаки личности:
— мировоззрение
— сознание
— статусы и роли
3. Институты социализации:
— семья
— церковь
— школа
4. Агенты социализации:
— родители
— священники
— учителя
Как строить сложные трехсоставные планы?
Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Как строить сложные трехсоставные планы?
Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов:
- Потребность человека
- Престижные потребности (вид по классификации А. Маслоу)
- Их реализация.
В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях , начинаем с них!
Пример плана
ПЛАН
1. Понятие «потребность»
2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:
а) физиологические
б) экзистенциальные
в) социальные
г) престижные
д) духовные
3. Престижные потребности:
а) власть
б) богатство
в) карьера
4. Способы реализации престижных потребностей:
а) вступление в политическую партию
б) занятие предпринимательской деятельностью
в) прохождение курсов повышения квалификации
Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:
Правила написания задания.
Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!
Правила написания задания.
Более 5-6 пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время.
Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик).
Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.
Не пренебрегайте графической культурой записи плана!
Схема записи может выглядеть так:
1. ____________________
2. ____________________
а) __________________
б) __________________
в) __________________
3. ____________________
4. ____________________
Задание для самостоятельной тренировки
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Наука и ее связь с другими формами духовной культуры».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Источники:
- http://gimn.chernyahovsk.ru/upload/main/947/9477b63d3bdc79dd62f809177728c804.jpg
- 2. http://www.virtualacademy.ru/uploads/2017/msk/ob17.jpg
- http://cs614731.vk.me/v614731426/d20e/6ydj6e4gJbA.jpg
- http://obshestvoved.ru/Upload/images/vihod.jpg
- https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=bd0dd86132c0b0ae2bb3ed934e6f9fd4&n=33&h=100&w=100
- https://89.img.avito.st/140×105/1905429589.jpg
- http://egewin.ru/materialy-dlya-podgotovki/ege-po-obshhestvoznaniyu-s8.html
- http://vaguege.blogspot.ru/p/blog-page_24.html
- http://egewin.ru/wp-content/uploads/2014/03/Maslow_yerarchy.png
multiurok.ru
Как писать развернутый план ответа по обществознанию. Задание 28 ЕГЭ.
Написание развернутого плана по обществознанию.
Существуют несколько форм написания плана, и вот некоторые из них:
Назывная форма
1.Понятие…….
2.Форма………
А)
Б)
В)
3. Виды……
А)
Б)
В)
4.Признаки ….
А)
Б)
В)
5. Функции….
А) интеграционнаяБ) информационная
В) гуманистическая
Г) транслирующая
6. Роль (значение)……..
Данный список универсальный и подходит для любой отрасли
Вопросная форма
1.Что такое…..?
2.Какие бывают формы….?
А)….
Б)…
В)….
3.Какие существуют виды…..?
А)….
Б)…
В)…..
4.Какими признаками обладает ……?
А)….
Б)….
В)…..
5.Какие существуют функции….?
А) интеграционная
Б) информационная
В) гуманистическая
Г) транслирующая
6.Какова роль (значение)…… ?
Также существует тезисная форма, при которой каждый пункт плана подробно расписывается, но я его не рекомендую использовать, т.к. это занимает много времени, при условии что у вас на ЕГЭ время ограниченно.
Используя образцы, составьте в соответствии с ними развернутый план.
1.Понятие «мировая торговля»
2.Формы мировой торговли
А)оптовая
Б) частная
3. Виды мировой торговли
А) межгосударственные
Б) в рамках объединений ( СНГ, ЕС)
4. Признаки мировой торговли
А) носит мировой характер
Б) осуществляется в интересах государства
5.Функции мировой торговли
А) интеграционная
Б) информационная
В) гуманистическая
Г) транслирующая
6. Значение мировой торговли в экономике
infourok.ru
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: Приемы работы по составлению плана в задании ЕГЭ | скачать бесплатно
Выступление на РМО по теме «Приемы работы по подготовке к ЕГЭ»
«Viam supervadet vadens» (лат.), или «Дорогу осилит идущий».
Сегодня перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ? Успешно освоить предмет обществознание и пройти основной государственный экзамен и единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс. В связи с этим выстраивается структура формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:
— первый уровень (5-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю). На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, превалируют работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов;
— второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся, происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;
— третий уровень (10-11 классы): уроки в рамках школьной программы на базовом уровне (2 часа – в неделю), элективное занятие «Подготовка ЕГЭ», консультационные часы, подготовка к олимпиадам.
Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеурочной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах.
В ходе подготовки к ЕГЭ по обществознанию, были апробированы различные формы и методы подачи материала и его отработки. Я хотела бы остановиться на вопросе подготовки выпускников по выполнению 28 задания ЕГЭ по обществознанию.
Слайд № Задание 28 предусматривает составление развернутого плана по предложенной теме. В условии задания раскрывается характеристика понятия «развернутый план»: предложенный вариант плана должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Данное задание призвано проверить:
1) в какой мере у экзаменующихся сложились комплексные представления об определенной группе социальных явлений, связанных в целое;
2) выделяют ли выпускники отдельные положения в составе предложенного смыслового блока, которые могут быть детализированы, представлены как самостоятельные конкретизирующие позиции;
3) насколько успешно экзаменующиеся овладели умением логически выстраивать содержание крупной темы.
Указанное задание в известной степени компенсирует недостаток проверочных средств, которые преимущественно нацелены на выявление отдельных характеристик социальных объектов, их отличительных особенностей. Выполнение задания 28, как и последующего 29, дает представление о том, сложилось ли у выпускников целостное, системное понимание социальных явлений. С данным заданием в 2017 году справились 21, 5 % от всего количества сдающих ЕГЭ. В 2018году изменилась система оценивания данного задания. Для задания № 28 были выделены три критерия оценки: раскрытие темы 2 балла, количество пунктов плана 1 балл, корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1 балл. Максимальный балл за данное задание увеличился до 4. Ранее спорный вопрос про абстрактные пункты плана теперь чётко описан в первом критерии; если по критерию 1 выставляется 0 баллов, всё задание оценивается в 0 баллов. В идеале план должен выглядеть так Слайд №
Каковы же особенности составления плана по предложенной теме?
Умение составлять развернутый детализированный план по предложенной теме относится к кругу базовых компетенций. Именно с составления такого плана начинается работа над любым исследовательским проектом: школьным сочинением, курсовой или дипломной работой в вузе и т.п.
Выработке этого умения в школе уделяется немало внимания при изучении многих, особенно гуманитарных, предметов. Используются задания на составление плана и на уроках обществознания. Это позволило включить задание на составление плана предложенного фрагмента в экзаменационную работу в рамках ОГЭ в 9 классе.
Если сравнивать модели заданий в КИМ 9 и 11 классах, то со всей определенностью можно сказать, что задание для сдающих ЕГЭ существенно сложнее. Действительно, перед глазами девятиклассника весьма значительная опора — целостный, взаимосвязанный текст. Школьнику следует выделить в нем относительно завершенные части и правильно озаглавить каждую из них. Для того, кто сдает единый государственный экзамен, единственный ориентир — предложенная тема. Ему предстоит самостоятельно «распаковать» этот заголовок, выделив основные стороны, аспекты, менее крупные содержательные блоки, входящие в данную тему. Точные формулировки, отражающие суть этих сторон, и станут пунктами плана.
Как выстраиваю я свою работу в этом учебном году, работая в 6-х, 10-х, 11 классах?
Слайд № 1. Предлагаю ребятам, начиная с 6 класса, составить план ответа по пройденному параграфу. Например, тема «Человек в группе». Изучив данную тему, мы коллективно составили план в вопросной форме.
1. Что такое группа?
2. Какие бывают группы?
а) малые
б) большие
3. Что такое групповые нормы?
А) правила
Б) ритуалы
В) манера одеваться
4. Что такое санкции?
А) наказание
Б) поощрение
5. Как группа влияет на человека?
Опираясь на план, ребята готовят устный ответ домашнего параграфа, вычленяя главную информацию.
2.10-й, 11-й классы – это уже третий уровень подготовки. Приступая к изучению обществознания в 10-м классе, я не только сверяюсь с избранной программой курса, но и обязательно ориентируюсь на Кодификатор.
Заранее выявляю, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предлагаю им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену.
Учащимся 10 и 11-х классов, помимо учебных занятий, предложено посещать элективный курс «Подготовка к ЕГЭ», индивидуальные консультации. Курс разбит на два модуля. В 10 классе изучается модуль 1, в 11 классе — модуль 2, исходя из тех вопросов, которые рассматриваются в курсе обществознания в 10 и 11 классах. Элективный курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с источниками, различными документами, тестами, заданиями. В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа. Для ознакомления с заданием 28 в 10 классе:
Слайд № а) использую презентацию «Рекомендации по выполнению задания 28», из которой ребята детально узнают о видах плана, его структуре; Слайд №
Слайд № б) раздаю памятки «Как составить сложный план», алгоритм составления развернутого ответа;
Слайд № Практическая работа начинается с не сложных заданий.
Слайд № 1.Приведенный ниже план является простым по форме. Преобразуйте его в сложный.
План по теме «Социализация личности»
- Что такое социализация?;
- Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию личности;
- Первичная и вторичная социализация;
- Институты (агенты) социализации;
- СМИ как агенты социализации.
2. Составление плана-конспекта по теме «Право в системе социальных норм» выглядит так:
1. Понятие социальные нормы.
2. Виды социальных норм:
А) ритуалы
Б) мифы;
В) религиозные нормы;
Г) мораль;
Д) правовые нормы и т.д.;
3. Право- система обязательных правил поведения.
4. Основные признаки права:
А) установлены государством;
Б) нормативность;
В) общеобязательный характер;
Г) охраняется государством.
4.Структура права.
Задание: закончить написание плана-конспекта.
Слайд № 3.Проанализируйте приведенный ниже план темы «Влияние экономики на политическую жизнь» с учетом всех критериев оценивания и оцените выполнение задания в баллах.
План
- Экономическая сфера жизни общества;
- Политика и ее влияние на жизнь общества;
- Взаимосвязь экономики и политики:
а) влияние политического строя на развитие экономики,
б) экономические ограничения политических действий. - Экономическая политика современных государств:
а) борьба с инфляцией,
б) поддержка малоимущих классов.
Мы знаем, что задания ЕГЭ составлены с разным уровнем сложности. Одним из таких заданий, я считаю, являются задания на знания Конституции. Слайд № Вот, например, как надо написать план по теме «Правительство РФ как институт исполнительной власти РФ».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Порядок формирования Правительства РФ:
а) назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы;
6) Председатель Правительства представляет Президенту структуру Правительства;
в) Председатель Правительства представляет Президенту кандидатуры членов Правительства.
2. Полномочия Председателя Правительства РФ:
а) определяет направления деятельности Правительства;
б) организует работу Правительства.
3. Полномочия Правительства РФ:
а) разработка и исполнение государственного бюджета;
6) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
B) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики B области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) управление федеральной собственностью и др.
4. Порядок отставки Правительства РФ:
а) по инициативе Президента РФ;
6) по инициативе Председателя Правительства;
в) добровольная отставка Правительства;
в) вотум недоверия Правительству;
г) избрание нового Президента РФ.
Таким образом, чтобы выполнить только это задание, выпускник должен выучить полностью главу 6 Конституции (а еще лучше все 137 статей).Чтобы максимально улучшить знания по Конституции я провожу эту работу следующим образом:
Слайд № 1) дети получают индивидуальный план, который соответствует пункту 5.4 кодификатора;
2) провожу мини-лекцию, т.к. этот материал рассматривался в 9 классе;
Слайд № 3) затем организую работу в группах для более детального изучения одной из глав, с дальнейшим проговариванием;
Слайд № 4) отрабатываем полученные знания путем выполнения различных заданий, связанных с Конституцией;
Слайд № 5) составление плана с «дырами» т.е. какие-то пункты плана пропущены либо требуют детализации.
В 10 классе при изучении темы «Конфликт» проводится социологический вопрос «Причины межличностных конфликтов», включающий в себя теоретический этап и практический с представлением в конечном итоге полученного продукта. Школьники готовят теоретическое обоснование социологического опросы – выясняют понятие конфликта, его основные составляющие, классификацию конфликтов. Причём при подготовке теоретического материала используется, как учебная литература, так и интернет-ресурсы.
Причины конфликтов – тема собственно самого социологического опроса. Респондентам (их количество может быть различным, но не менее 10 человек) могут задаваться примерно следующие вопросы – Причинами межличностных конфликтов могут являться:
— личная неприязнь;
— предвзятое отношение;
— отсутствие взаимопонимания;
— уровень воспитанности;
— социальное окружение.
В завершение учащиеся отображают полученные данные в диаграмме.
К данной диаграмме составляются вопросы соответствующие заданиям в ЕГЭ. Полностью ход исследования, теоретическое обоснование, практическая часть представлены в общей презентации и защищаются учащимися на одном из уроков.
Такой вид проектно-исследовательской работы также способствует лучшему усвоению учебного материала и, соответственно, выполнению задания 28.
В 11-м классе все методические приёмы остаются прежними, только расширяется практическая часть.
Если тема, предложенная для составления плана многоаспектна, например: «Государство и право», «Инфляция и безработица», «Общество и природа», «Государство и экономика», «Семья как социальный институт», «Индивид, индивидуальность, личность», «Гражданские правоспособность и дееспособность», «Мышление и деятельность» и т. п., необходимо определить /обозначить/:
I. Причинно-следственную связь между двумя явлениями /процессами/социальными институтами…(причины вмешательства государства в рыночную экономику)
II. Влияние (взаимовлияние) искомых явлений:
- Направления…(деятельности государства в экономике)
- Формы…(взаимодействия государства и права; государства и гражданского общества…)
- Пути…(решения глобальных проблем; решения социальных конфликтов)
- Характер…(отношений между обществом и природой, взаимодействия общества и государства…)
- Отличия…(права от других социальных норм, труда от игры, страты от класса, морали от права…)
- Функции одного в отношении другого…(государства в экономике; семьи как социального института)
- Роли одного (частного) в другом (общем)…(человека в решении проблем «общество-природа»; «антиинфляционной политики государства»; выборов в политическом процессе; социализации в жизни человека)
- Права и обязанности субъектов определенного социального института…(права и обязанности супругов, права и обязанности детей, права и обязанности участников судебного процесса…)
Слайд № Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме
«Общество и природа».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Общество и природа — органические части материального мира.
2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
3. Воздействие общества на природную среду:
а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды.
4. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
Пример 2. Возьмем тему «Конкуренция в условиях рыночной экономики». В этом случае и само центральное социальное явление — конкуренция, и контекст его рассмотрения — рыночная экономика— заданы достаточно однозначно. Отсюда и весьма ограниченный круг выделяемых аспектов темы: суть конкурентной борьбы в экономике, виды конкуренции, роль конкуренции в развитии экономики, социальные последствия конкуренции.
Следующим шагом после выделения основного круга вопросов, охватываемых поставленной темой, является определение тех из них, которые поддаются конкретизации, детализации в виде непротиворечивой последовательности позиций. В нашем последнем примере могут быть, в частности, детализированы три последних пункта плана:
виды конкуренции: а) совершенная, б) несовершенная;
роль конкуренции в развитии экономики: а) снижение издержек производства, б) ускорение внедрения технических достижений, в) повышение качества продукции; социальные последствия конкуренции: а) разорение части производителей, б) сохранение социального неравенства.
Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.
Выполняя самостоятельно, неоднократно задание 28, ребята убеждаются в том, что это сложное теоретическое задание, требующее и знания курса, и умения подавать эти знания структурно, системно, организованно. Даю следующие рекомендации:
— постарайтесь восстановить логику темы, в рамках которой мог прозвучать такой заголовок.
-вспомните соответствующее занятие.
— начинайте постоянно составлять развернутые планы по ключевым вопросам курса и не ленитесь их повторять как можно чаще.
Практика показывает, что главным условием для успешной сдачи ЕГЭ является интерес ученика и очень хорошее владение учебным материалом.
Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ — это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.
nsportal.ru
План по обществознанию ЕГЭ задание 35
Итак, Вы проработали очередную тему кодификатора ЕГЭ по обществознанию и хотите проверить себя? Нет ничего лучше, чем попытаться построить сложный план — сделать задание 35. Мы уже указывали на то, что работа с заданием 35 — самый эффективный способ повторения материала. Берите формулировку кодификатора, и стройте свой план! Например «Социализация индивида».
Знаете ли Вы, что средний балл ЕГЭ 2014 по обществознанию в России составил 53? Мой видеокурс позволит Вам подготовиться на результат от 80 баллов! УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!
Вот Вам пример плана:
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Понятие «индивид»
2. Признаки личности:
— мировоззрение
— сознание
— статусы и роли
3. Институты социализации:
— семья
— церковь
— школа
4. Агенты социализации:
— родители
— священники
— учителя
Правила написания задания 35.
Итак, смотрим в план.
1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как эксперт ЕГЭ, советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.
2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — социализация. Все наши пункты раскрывают это понятие.
3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с индивида, а закончили личностью (итогом социализации индивида).
4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.
5. Показываем понимание конкретики: мировоззрение, школа, родители.
6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, агенты социализации соответствуют институтам социализации: семья — родители, церковь — священники.
7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.
Как строить сложные трехсоставные планы в задании 35?
Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) Потребность человека 2) Престижные потребности (вид по классификации А. Маслоу) 3) Их реализация.
В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!
Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:
1. Понятие «потребность»
2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:
а) физиологические
б) экзистенциальные
в) социальные
г) престижные
д) духовные
3. Престижные потребности:
а) власть
б) богатство
в) карьера
4. Способы реализации престижных потребностей:
а) вступление в политическую партию
б) занятие предпринимательской деятельностью
в) прохождение курсов повышения квалификации
Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!
И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.
А теперь задание для самостоятельной тренировки:
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль финансовых институтов в экономической системе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе
Желаю удачи,
egewin.ru
Составление плана. ЕГЭ по обществознанию.
План по обществознанию ЕГЭ задание 35
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Понятие «индивид»
2. Признаки личности:
— мировоззрение
— сознание
— статусы и роли
3. Институты социализации:
— семья
— церковь
— школа
4. Агенты социализации:
— родители
— священники
— учителя
Правила написания задания 35.
Итак, смотрим в план.
1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как эксперт ЕГЭ, советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.
2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — социализация. Все наши пункты раскрывают это понятие.
3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с индивида, а закончили личностью (итогом социализации индивида).
4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.
5. Показываем понимание конкретики: мировоззрение, школа, родители.
6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, агенты социализации соответствуют институтам социализации: семья — родители, церковь — священники.
7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.
Как строить сложные трехсоставные планы в задании 35?
Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) Потребность человека 2) Престижные потребности (вид по классификации А. Маслоу) 3) Их реализация.
В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!
Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:
1. Понятие «потребность»
2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:
а) физиологические
б) экзистенциальные
в) социальные
г) престижные
д) духовные
3. Престижные потребности:
а) власть
б) богатство
в) карьера
4. Способы реализации престижных потребностей:
а) вступление в политическую партию
б) занятие предпринимательской деятельностью
в) прохождение курсов повышения квалификации
Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!
И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.
multiurok.ru
Leave A Comment