Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе. | Элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме:
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.
Краснова Г.М., учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 1» г. Колпашево Томской области.
Пояснительная записка.
Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы.
В рамках сквозного курса вариативной части учебного плана «Развитие речи» (5 – 8 кл.) в 8 классе целесообразно ведение курса “Комплексный анализ текста”, объединяющего подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе.
Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию. Следует также отметить актуальность данного курса для подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку за курс основной школы в новой форме.
Цели программы:
- Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”; формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся.
- Адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.
Особенности программы.
Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы в ходе практических занятий по комплексному анализу текста. В процессе обучения используется тексты из пособий «Готовимся к ЕГЭ и ГИА», а также тексты публицистического характера социальной и нравственной проблематики. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов.
В 9 классе данная работа может быть продолжена в рамках предпрофильной подготовки и целенаправленной подготовки к ГИА.
Предполагаемый результат:
По итогам обучения учащиеся должны уметь:
- осознанно проводить элементарный языковой анализ художественного текста, воспринимать художественные и публицистические тексты во всем многообразии используемых в них языковых и структурно-семантических средств;
- указывать средства связи между частями текста;
- определять тему и основную мысль текста;
- определять тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
- производить анализ орфографии и пунктуации текста;
- выполнять основные виды грамматических разборов.
Примеры текстов для работы (10 вариантов).
Вариант № 1
(1) Человек, лишённый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. (2) Ему трудно уживаться в коллективе. (3) Он мнителен и всегда настороже. (4) Простую безобидную шутку он может воспринять как оскорбление. (5) Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над самим собой. (6) Такой человек – плохая мишень для злых шутников. (7) Попав в смешное положение, он не смутится, не испытает желания «провалиться сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ценить, развивать и беречь. (9) Это жизнестойкий витамин, помогающий подчас человеку в самые трудные минуты его жизни.
(С. Михалков)
А 1. Какое утверждение противоречит мысли, выраженной в тексте С. Михалкова?
1) Человек, умеющий посмеяться над собой, защищён от нападок окружающих.
2) Человек без чувства юмора несчастен.
3) Без чувства юмора человеку легко прожить.
4) Чувство юмора помогает человеку в трудные минуты жизни.
А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?
1) публицистический стиль, описание
2) художественный стиль, рассуждение
3) научно-популярный стиль, повествование
4) публицистический стиль, рассуждение
А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении № 9?
1) олицетворение 2) метафора 3) сравнение 4) фразеологизм
А 4. Какой частью речи является слово БЕСЦЕННО (предложение № 5)?
1) краткое причастие 2) краткое прилагательное
3) наречие 4) слово состояния
А 5. Каково лексическое значение слова МНИТЕЛЬНЫЙ (МНИТЕЛЕН) из предложения № 3?
1) обидчивый 2) думающий 3) кажущийся 4) всего опасающийся
В 1. Найдите в тексте личное местоимение 3 лица, стоящее в творительном падеже. Выпишите его.
В 2. Из предложения № 9 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является В МИНУТЫ.
В 3 Из предложения № 2 выпишите грамматическую основу.
В 4. Найдите в тексте простые предложения, осложнённые обособленными определениями, напишите их номера.
В 5. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, напишите его номер.
В 6. Выпишите из текста сочинительный противительный союз.
В 7. Найдите в тексте простые односоставные безличные предложения, напишите их номера.
Вариант № 2.
1. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. 2. Благородные пропорции белого храма точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж.
3. Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. 4. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается со всеми временами года.
5. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. 6. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов. 7. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, пронёсшихся над его стенами.
8. Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. (По Е.И.Осетрову.)
А1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль данного текста?
1) 1 2) 2 3) 5 4) 8
А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?
1) публицистический стиль, описание
2) художественный стиль, рассуждение
3) научно-популярный стиль, повествование
4) публицистический стиль, рассуждение
А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении № 5?
1) олицетворение 2) метафора 3) сравнение 4) эпитет
А 4. Какой частью речи является слово ТРУДНО (предложение № 3)?
1) краткое причастие 2) краткое прилагательное
3) наречие 4) слово состояния
А 5. Каково лексическое значение слова БЛАГОРОДНЫЙ из предложения № 2?
1. высоконравственный, честный 2) дворянского происхождения
3) исключительный по своим качествам, изяществу 4) почтительный
В1. Найдите в тексте притяжательное местоимение. Выпишите его.
В2. Из предложения № 1 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является ПО ВОЛНАМ.
В3. Из предложения № 7 выпишите грамматическую основу.
В4. Найдите в тексте предложения, в которых есть обособленные определения, напишите их номера.
В5. Найдите в тексте предложения, в которых есть обособленные обстоятельства, напишите их номера.
В 6. Выпишите из текста сочинительный противительный союз.
В 7. Сколько в данном тексте сложных предложений? Ответ запишите словом.
Вариант № 3
1) Однажды Ваня принёс маленькую берёзку, выкопанную с корнем. 2) Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землёй и посадили в него маленькую берёзу. 3) В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. 4) Как-то ночью пришёл первый заморозок. 5) Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождём.
6) Зайдя рано утром в комнату, я посмотрел на нашу берёзу. 7) Почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. 8) Комнатная теплота не спасла берёзу. 9) Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг.
А1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль данного текста?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 8
А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?
1) публицистический стиль, описание
2) художественный стиль, повествование
3) научно-популярный стиль, повествование
4) публицистический стиль, рассуждение
А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении № 9?
1) олицетворение 2) метафора 3) сравнение 4) эпитет
А 4. Какой частью речи является слово ДОВЕРХУ (предложение № 2)?
1) существительное 2) краткое прилагательное
3) наречие 4) местоимение
А 5. Каково лексическое значение слова ОТСТАВАТЬ из предложения № 9?
1. оставаться позади 2) опаздывать
3) быть несовременным 4) стоять на более низком уровне развития
В1. В предложениях № 1 – 5 найдите неопределённое местоимение. Выпишите его.
В2. Из предложения № 7 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является ЗА НОЧЬ.
В3. Из предложения № 8 выпишите грамматическую основу.
В4. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое обособленным определением, напишите его номер.
В5. Найдите в тексте простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, напишите его номер.
В 6. Выпишите из текста сочинительный противительный союз.
В 7. Сколько в данном тексте сложных предложений? Ответ запишите словом.
Вариант № 4.
(1) Когда случается беда, настоящий человек отдаёт свои силы людям, не задумываясь о возможных последствиях для себя. (2) В одном из сёл в Красноярском крае загорелся дом. (3) В нём находились дети, оставленные родителями без присмотра. (4) Дети, увидев пламя, попытались его сбить, но на девочке загорелась одежда… (5) Страшно подумать, что могло бы произойти с детьми. (6) К счастью, пламя и дым, валившие из окон горевшего дома, увидел соседский парнишка. (7) Пятнадцатилетний подросток разбил окно в горящей комнате, вытащил девочку, потом нашёл под кроватью мальчика. (8) Он же вызвал пожарных и скорую помощь. (9) Благодаря грамотным действиям подростка детей удалось спасти.
А1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль данного текста?
1) 1 2) 2 3) 5 4) 9
А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?
1) публицистический стиль, описание
2) художественный стиль, повествование
3) публицистический стиль, повествование
4) публицистический стиль, рассуждение
А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении № 9?
1) олицетворение 2) метафора 3) сравнение 4) эпитет
А 4. Какой частью речи является слово СТРАШНО (предложение № 5)?
1) существительное 2) краткое прилагательное
3) наречие 4) слово состояния
А 5. Каково лексическое значение слова СБИТЬ из предложения № 4?
1. заставить упасть
2) отклонить от правильного пути
3) убавить, снизить, свести к минимуму
4) ударами соединить, собрать вместе
В1. Найдите в тексте производный предлог. Выпишите его.
В2. Из предложения № 7 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является ПОТОМ.
В3. Из предложения № 9 выпишите грамматическую основу.
В4. Найдите в тексте предложения, осложнённые обособленными определениями, напишите их номера.
В5. Найдите в тексте предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами, напишите их номера.
В 6. Выпишите из текста сочинительный противительный союз.
В 7. Сколько в данном тексте сложных предложений? Ответ запишите словом.
Вариант № 5.
1) На одной из старинных улиц Москвы стоит особняк, построенный после пожара 1812 года. 2) Этот дом, безусловно, знаком москвичам и гостям столицы. 3) Здесь находится музей Пушкина. 4) В начале XIX века это был гостеприимный литературный дом, куда приходили многие известные люди: Жуковский, Карамзин, Батюшков. 5) Сегодня они смотрят на нас с портретов, а когда-то смотрели на маленького Пушкина. 6) В музее вы увидите произведения прославленных русских художников: портреты современников Пушкина, пейзажи, картины из частной жизни. 7) Переходя из зала в зал, погружаешься в неповторимую атмосферу эпохи, тесно связанной с именем русского гения.
А1. Определите стиль и тип речи данного текста.
1. художественный стиль, повествование
2 художественный стиль, описание
3. публицистический стиль, рассуждение
4. публицистический стиль, описание
А2. Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений:
1. здесь находится 2. увидите произведения
3. был дом 4. знаком москвичам и гостям
А3. В каком варианте ответа дано верное лексическое значение слова ЧАСТНЫЙ (из предложения № 6)
1. не типичный
2. личный, не общественный
3. принадлежащий отдельному лицу
4. являющийся отдельной частью чего-либо
А4. В каком предложении есть цельное словосочетание?
1. 1 2. 3 3. 5 4. 7
В1. Определите способ связи слов в словосочетании ТЕСНО СВЯЗАННОЙ (предложение № 7)
В2. Из предложения № 3 выпишите словосочетание со способом подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.
В3. Укажите номер простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством и обособленным определением.
В4. Укажите номер простого предложения с вводным словом.
В5. Найдите и выпишите из текста неопределённое местоимение.
В6. В каком предложении сказуемое является составным именным? Запишите номер этого предложения.
В7. Укажите номер простого предложения, осложнённого однородными дополнениями с обобщающим словом.
Вариант № 6.
(1) Речевая культура – это соответствие речи отдельного человека речевым нормам языка. (2)Каждый народ за века своего существования выработал свою речевую культуру. (3) Поэтому то, что свойственно речевой культуре одного народа, может быть не свойственно речевой культуре другого народа. (4) Хотя есть и общечеловеческие свойства в любой речевой культуре. (5) Например, в каждой речевой культуре есть правила вежливости, хотя сами эти правила могут различаться. (6) Поэтому можно говорить о русской, английской, китайской и других речевых культурах как общечеловеческом феномене.
А1. Какие слова являются грамматической основой в предложении № 1 текста?
1) это соответствие 2) культура — это 3) культура — соответствие 4) речевая культура
А2. Укажите верную характеристику предложения № 3 текста.
1) простое, осложнённое 2) сложное бессоюзное 3) сложносочиненное 4) сложноподчинённое
A3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ХОТЯ из предложения № 5.
1) союз 2) частица 3) наречие 4) деепричастие
А4. Укажите значение слова КУЛЬТУРА в тексте.
1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений человечества.
2) разводимое в специальных условиях растение
3) высокий уровень развития, умения
4) соответствие определённому уровню, правилам
В1. Определите способ связи в словосочетании ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ (из предложения № 5)
В2. Определите способ словообразования слова ВЫРАБОТАЛ (предложение № 2)
В3. Укажите номер сложного предложения, в состав которого входит простое предложение с составным глагольным сказуемым.
В4. Укажите номер предложений, в котором есть вводное слово.
В5. Укажите номер односоставного безличного предложения.
В6. Укажите номер простого предложения, в котором сказуемое является составным именным.
Вариант № 7.
(1) Любовь к театру у Гоголя особенно проявилась в годы учения в Нежинской гимназии. (2) Здесь будущий писатель принимал активное участие в создании спектаклей. (3) Обычно Гоголь был и постановщиком, и декоратором, и актёром. (4) Окончив гимназию, Гоголь едет в Петербург, однако столица неласково встретила его. (5) После продолжительных поисков работы в различных департаментах Гоголь обращается в театр, где нужно было сдать экзамен на звание актёра. (6) Тогда считалось, что истинный актёр должен декламировать чуть ли не с завываниями, Гоголь же читал монологи просто, это и погубило его.
А1. Какие слова являются грамматической основой в предложении № 1?
1) любовь к театру 2) особенно проявилась 3) любовь проявилась 4) проявилась в годы
А2. Укажите верную характеристику предложения № 5.
1) сложноподчиненное 2) простое осложнённое 3) сложное бессоюзное 4) сложносочиненное
A3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОСЛЕ из предложения № 5.
1) наречие 2) предлог 3) подчинительный союз 4) частица
А4. Укажите значение слова ИСТИННЫЙ в предложении 6.
1) содержащий истину 2) соответствующий истине 3) точный, установленный научно 4) настоящий, несомненный
В1. Из предложения № 1 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.
В2. Определите способ словообразования слова ПИСАТЕЛЬ (предложение № 2)
В3. Укажите номер простого предложения, в котором сказуемое является составным именным.
В4. Укажите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.
В5. Сколько сложных предложений в данном тексте? Ответ запишите словом.
В6. Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят простые предложения с составными глагольными сказуемыми.
Вариант № 8.
(1)Память играет огромную роль в освоении учебных дисциплин и в деятельности человека вообще. (2) Поэтому полезно иметь хотя бы поверхностное представление о памяти. (3) Память — это свойство человеческого мозга. (4) Считают, что она проявляется в трех элемен тах: запечатление информации, ее сохранение и воспроизведение. (5) В пожилом возрасте люди иногда не помнят, что было с ними час тому назад, то есть у них нарушен элемент запечатления. (6) Однако они хорошо помнят факты далекого прошлого, так как элемент сохранения и воспроизведения функционирует нормально.
А1. Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?
1) это свойство 2) память — это 3) свойство мозга 4) память — свойство
А2. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
1) сложноподчиненное 2) простое 3) сложное бессоюзное 4) сложносочиненное
A3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО из шестого (6) предложения текста.
1) наречие 2) сочинительный союз 3) подчинительный союз 4) частица
А4. Укажите значение слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в предложении 2.
1) изображение на сцене 2) понимание, осознание
3) предъявление чего-либо 4) воображение
В1. Из предложения № 5 выпишите словосочетание со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.
В2. Определите способ словообразования слова ОСВОЕНИЕ (предложение № 1)
В3. Укажите номер предложения, в котором сказуемое является составным глагольным.
В4. Укажите номера предложений, в которых есть цельные словосочетания.
В5. Укажите номер односоставного безличного предложения.
В6. Укажите номер сложного предложения, в состав которого входит простое предложение с составным именным сказуемым.
Вариант № 9 (облегчённый).
(1) Осень – это пора пышного увядания природы. (2) Замечательно красив в конце сентября осенний парк. (3) Метёт багряная лиственная метель по его дорожкам. (4) Уходят вдаль эти осенние дорожки, устланные опавшими листьями осин, клёнов и берез. (5) Приятно бродить по мягкому лиственному ковру, любуясь осенним разноцветьем.
А1. Какие слова являются грамматической основой в предложении № 1 текста?
1) пора увядания 2) осень — это 3) осень — пора 4) осень увядания
А2. Укажите верную характеристику предложения № 5 текста.
1) простое, осложнённое обособленным обстоятельством 2) сложное бессоюзное
3) сложносочиненное 4) простое, осложнённое обособленным определением
A3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВДАЛЬ из предложения № 5.
1) имя существительное 2) частица 3) наречие 4) предлог
А4. Укажите значение слова ПЫШНЫЙ в предложении № 1.
1) лёгкий, пушистый 2) роскошный, великолепный
3) толстый, пухлый 4) как бы взбитый
В1. Из предложения № 1 выпишите словосочетание со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
В2. Определите часть речи слова ОПАВШИЕ (предложение № 4)
В3. Укажите номер предложения, в котором сказуемое является составным глагольным.
В4. Укажите номер предложения, в котором есть причастный оборот.
В5. Укажите номер односоставного предложения с главным членом – сказуемым (в котором нет подлежащего).
В6. Укажите номера простых предложений, в которых сказуемые являются составными именными.
Вариант № 9.
1) Вот невдалеке неожиданно блеснула молния. 2) Пора искать убежища для спасения от неожиданного дождя. 3) Надеюсь, что успеем скрыться вовремя вон под тем дубом. 4) Под таким шатром, созданным щедрой природой, никогда не промокнешь. 5) Но вот отблистали молнии, и полчища туч унеслись куда-то вдаль. 6) Пробравшись через мокрый папоротник, выбираемся на едва приметную тропинку.
7) Как прекрасна Мещёрская сторона, когда привыкнешь к ней! 8) Всё становится родным. 9) Крики перепелов, суетливый стук дятлов, шорох дождей в рыжей хвое, торжественный гул вершин гигантских сосен. 9) Нельзя не любить этот край!
В1. Какое сложное предложение состоит из ряда простых односоставных назывных предложений? Напишите его номер.
В2. Напишите номера предложений, которые являются определённо-личными или включают в свой состав определённо-личное предложение.
В3. Напишите номера простых односоставных безличных предложений.
В4. Напишите номера предложений, где есть составные именные сказуемые.
В5. Напишите номера предложений, где есть составные глагольные сказуемые.
В6. Напишите номер простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
В7. Напишите номер простого предложения, осложнённого обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
В8. Выпишите из текста неопределённое местоимение.
В9. Выпишите из текста отрицательное местоимение.
В10. В каких предложениях есть указательные частицы? Напишите номера этих предложений.
В11. Их предложения № 9 выпишите словосочетания:
А) со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
Б) со способом связи УПРАВЛЕНИЕ.
В) со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.
В12. Напишите номер сложносочинённого предложения с соединительным союзом.
В13. Сколько сложных предложений в данном тексте? Ответ запишите словом.
Вариант № 10.
1) Можно ещё много написать о Мещёрском крае. 2) Можно написать, что очень богат он природными ресурсами. 3) Но я нарочно не пишу об этом. 4) Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи?
5) Не только за это любят родные места. 6) Их любят за то, что они прекрасны для человека, родившегося здесь.
7) И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца знаешь, что защищаешь и этот клочок земли, научивший тебя видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было. (По К. Паустовскому.)
В1. Напишите номера предложений, где есть обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
В2. Напишите номера предложений, где есть составные глагольные сказуемые.
В3. Напишите номера предложений, которые являются безличными или включают в свой состав безличное предложение.
В4. Напишите номера предложений, которые являются неопределённо-личными или включают в свой состав неопределённо-личное предложение.
В5. Напишите номера предложений, где есть составные именные сказуемые.
В6. Напишите номер сложного предложения, в состав которого входят определённо-личные предложения.
В7. Их предложения № 2 выпишите словосочетания:
А) со способом связи СОГЛАСОВАНИЕ.
Б) со способом связи УПРАВЛЕНИЕ.
В) со способом связи ПРИМЫКАНИЕ.
В8. В каком предложении есть частица? Напишите номер этого предложения.
В9. Сколько сложных предложений в данном тексте? Ответ запишите словом.
Подготовка к ГИА. Виды работы с текстом. Русский язык. 9 класс. Технологическая карта урока
авторы: Ерёмина Наталья Викторовна
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Разработал: Н. В. Еремина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 п. Редкино
Ерёмина Наталья Викторовна
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
в избранноеТолько зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.
Войдите, пожалуйста.
Учебные издания по теме
916
Купить
454
Купить
343
Купить
Купить
Оценка разработки
Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте
Войти или зарегистрироваться
Ограничение доступа
Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте
Войти или зарегистрироваться
Нужна помощь?
Global Intermediate Academy / Домашняя страница
Global Intermediate Academy — это школа с двумя программами международного бакалавриата.
Узнайте больше о мере 4A.
Комментарии (-1)
Исаак Вальдес, новый тренер по баскетболу для мальчиков Skyview и учитель физкультуры и здоровья Global Intermediate School, в этом году организовал студенческую группу в качестве поддержки для нескольких мальчиков 7-го и 8-го классов GIA.
Комментарии (-1)
Пожалуйста, найдите время, чтобы просмотреть проект академического календаря на 2024–2025 годы. Совет по образованию ищет общественное мнение и утвердит календарь на ближайшем заседании.
Комментарии (-1)
Если вы являетесь членом семьи Мейплтон, заинтересованной или нуждающейся в выборе новой школы на 2023-24 учебный год, пожалуйста, заполните Ежегодный отчет до среды, 22 февраля, чтобы получить наилучшие шансы быть зачисленным в школу первого выбора. .
Комментарии (-1)
Мейплтон объявляет набор на 2023-24 учебный год! Процесс онлайн-регистрации начинается здесь.
Комментарии (-1)
Начиная с 2023-24 учебного года Департамент раннего детства штата Колорадо (CDEC) будет финансировать до 15 часов в неделю высококачественного добровольного дошкольного образования для каждого ребенка в Колорадо в течение года до поступления в детский сад (Pre-K) . Семьи будут подавать заявки на дошкольное образование через семейный портал Универсальной дошкольной программы (UPK).
Комментарии (-1)
Мы рады объявить о запуске нашего нового инструмента регистрации SchoolFinder! SchoolFinder выделяет важную информацию, которая нужна семье при исследовании, обнаружении и сравнении школ Mapleton, которые являются небольшими по размеру.
Комментарии (-1)
Закон Мэйплтона о взимании налогов на фабрику прошел, и более 56 процентов избирателей сказали Мейплтону ДА! Узнайте больше о том, что будет финансироваться за счет налога на фабрику.
Комментарии (-1)
В этом году программе общественного чтения Mapleton исполняется 10 лет! Празднуйте, читая вместе с нами! Узнайте больше о двух потрясающих играх, выбранных в этом году.
Комментарии (-1)
Mapleton теперь предлагает MealViewer, удобную онлайн-службу, которая позволяет вам просматривать ежедневное питание вашего ученика в Интернете или в приложении MealViewer. Узнать больше!
Комментарии (-1)
Нет предстоящих событий для отображения.
Увлекательная учебная программа, основанная на исследованиях, которая способствует культурному и глобальному пониманию.
Совместный и рефлексивный подход к академическому и социальному успеху.
Среда, в которой все чувствуют себя в безопасности, чтобы общаться, рисковать и развивать здоровые отношения.
Адрес школы:
7480, Северный Бродвей, корп. 3
Денвер, Колорадо 80221
Часы работы школы:
8:15 — 15:10
Процессы роста алмазов HPHT и CVD | Как производятся выращенные в лаборатории бриллианты
В этом видео заслуженный научный сотрудник GIA доктор Джеймс Шигли представляет обзор последних разработок, касающихся синтетических алмазов ювелирного качества.
Синтетические или выращенные в лаборатории бриллианты ювелирного качества сегодня более доступны на ювелирном рынке, чем когда-либо прежде, что вызывает как интерес, так и озабоченность по поводу выращенных в лаборатории бриллиантов и того, могут ли геммологи или геммологические лаборатории их идентифицировать.
HPHT могут быть разных цветов.
GIA активно изучала выращенные в лаборатории или искусственные бриллианты в течение последних 30 лет, и мы многое знаем о методах их производства и о том, как их можно распознать. Хотя синтетические алмазы производятся на фабриках, их химические и физические свойства очень близки к свойствам природных алмазов.
Некоторые люди могут называть выращенные в лаборатории бриллианты имитациями или имитациями, но это неверно. Настоящие имитации, такие как кубический цирконий или синтетический муассанит, которые только выглядят как алмаз, имеют очень разные химические и физические свойства, которые позволяют обученным геммологам легко их идентифицировать. Однако выращенные в лаборатории бриллианты сложнее обнаружить.
В настоящее время на рынке доступен широкий выбор природных, синтетических и окрашенных драгоценных камней. Поскольку они сильно различаются по коммерческой ценности, правильная идентификация жизненно важна как для оценки, так и для раскрытия информации потребителям в точке продажи.
В некоторых случаях квалифицированный геммолог может распознать выращенные и обработанные CVD/HPHT бриллианты с помощью стандартного оборудования для проверки драгоценных камней. В других случаях идентификация требует тестирования алмаза с использованием передовых научных инструментов. В GIA у нас есть большая база данных о геммологических свойствах многих различных типов алмазов, которую мы используем для разработки дополнительных методов идентификации алмазов.
Кристаллы природного алмаза (слева) обычно имеют округлую октаэдрическую форму, вызванную условиями глубоко внутри земли. Они выносятся на поверхность в результате извержений вулканов, образующих кимберлитовые трубки (в центре). Типичная форма кристалла природного драгоценного камня — октаэдр (справа). Рост алмаза происходит на восьми различных гранях кристалла. Фото © GIA и Тино Хаммид. Студенческая коллекция сэра Оппенгеймера. Иллюстрации: Питер Джонстон/GIA
Знакомство с выращенными в лаборатории бриллиантами
Ученые впервые вырастили алмазы в лаборатории в середине 1950-х годов. Однако эти бриллианты были слишком малы для ювелирных украшений. Производство более крупных кристаллов ювелирного качества началось в середине 1990-х годов и продолжается по сей день, когда все больше и больше компаний производят синтетические бриллианты. Синтетические алмазы выращивают в нескольких странах как для ювелирных, так и для промышленных целей, при этом промышленное использование является основной функцией материала (крупные бесцветные синтетические бриллианты HPHT из Китая, Gem News International, Драгоценные камни и геммология , Весна 2016 г., Том. 52, № 1).
С помощью традиционного метода выращивания алмазов, называемого высоким давлением и высокой температурой (HPHT), синтетические алмазы производятся из углеродного материала в устройствах, которые имитируют условия высокого давления и высокой температуры образования природных алмазов в земле.
Более новый метод, химическое осаждение из паровой фазы (CVD), включает заполнение вакуумной камеры углеродсодержащим газом, который кристаллизуется на затравке из синтетического алмаза. Этот метод использует более низкие температуры и давления, чем HPHT. Оба метода в настоящее время являются популярными методами выращивания алмазов. Метод выращивания алмазов CVD требует меньших первоначальных затрат на оборудование, чем HPHT, но может потребовать последующей обработки для улучшения цвета выращенных алмазов.
Что такое алмаз высокого давления и высокой температуры (HPHT)?
HPHT означает высокое давление, высокая температура и является одним из основных методов, используемых для выращивания алмазов в лаборатории. Этот процесс выращивания алмазов подвергает углерод воздействию экстремальных температур и давлений и предназначен для воспроизведения условий экстремальных температур и давлений глубоко в земле, где формируются природные алмазы.
Процесс роста алмазов HPHT
- Алмазное семя помещается в специально разработанный пресс.
- Камера выращивания нагревается до 1300-1600 °C при давлении выше 870 000 фунтов на квадратный дюйм.
- Расплавленный металл растворяет источник углерода высокой чистоты.
- Атомы углерода осаждаются на маленьком затравочном кристалле алмаза, и синтетический алмаз начинает расти.
- Выращенный в лаборатории кристалл затем разрезается и полируется алмазным резцом.
Более подробно, выращивание алмазов методом HPHT происходит в небольшой капсуле внутри аппарата, способного создавать очень высокое давление. Внутри капсулы углеродный исходный материал, такой как графит, растворяется в расплавленном флюсе, состоящем из таких металлов, как железо (Fe), никель (Ni) или кобальт (Co), что снижает температуру и давление, необходимые для роста алмаза. Затем углеродный материал мигрирует через флюс к более холодному алмазному зародышу и кристаллизуется на нем, образуя синтетический кристалл алмаза. Кристаллизация происходит в течение периода от нескольких дней до недель, чтобы вырастить один или несколько кристаллов.
В то время как кристаллы природного алмаза имеют тенденцию формироваться в виде октаэдров, кристаллы синтетического алмаза HPHT обычно имеют кубические грани в дополнение к октаэдрическим. Поскольку формы кристаллов природного и синтетического HPHT-алмаза различны, характер их внутреннего роста также существенно различается. Эти модели роста являются одними из самых надежных способов отделения природных кристаллов алмаза от синтетических.
Полученные ограненные синтетические драгоценные камни часто демонстрируют характерное распределение цвета, флуоресцентную зональность и зернистость, связанные с их крестообразной структурой сектора роста, а также иногда содержат темные включения флюсового металла. В некоторых случаях материал проявляет фосфоресценцию, светясь после воздействия ультрафиолетового света, даже если источник света выключен.
Когда-то выращивание бесцветных синтетических растений HPHT было сложной задачей. Азот, который окрашивает алмазы в желтый цвет, нужно было держать подальше от среды роста. Кроме того, для выращивания бесцветных алмазов высокой чистоты требовалось более длительное время роста и больший контроль над температурой и давлением роста. Однако недавние технологические достижения позволили лабораториям производить бесцветные кристаллы, ограненные как бриллианты весом 10 каратов и выше (синтетический бриллиант HPHT 15 карат, Lab Notes, Gems & Gemology 9).0132 , Лето 2018 г. Том. 54, № 2).
Добавление бора в процессе роста приводит к образованию голубых кристаллов. Другие цвета, такие как розовый и красный, могут быть получены в результате процессов обработки после роста, которые включают излучение и нагрев, но они менее распространены.
При HPHT-синтезе пресс (слева) прикладывает чрезвычайно высокие давления и температуры к центральной камере роста, содержащей необходимые ингредиенты. В результате получаются синтетические кристаллы алмаза с комбинацией кубических и октаэдрических граней (в центре и справа). Иллюстрации: Питер Джонстон/GIA. Авторское право на фото: GIA & Tino Hammid
Что такое алмаз химического осаждения из паровой фазы (CVD)?
CVD означает химическое осаждение из паровой фазы и представляет собой еще один метод, используемый для изготовления алмазов в лаборатории. Алмазы растут из смеси углеводородных газов при умеренном давлении и температуре в вакуумной камере.
Процесс выращивания алмазов CVD
Затравочные кристаллы алмаза помещаются в камеру для выращивания алмазов.
Камера заполнена углеродосодержащим газом.
Камера нагревается примерно до 900-1200°C.
Микроволновый луч вызывает осаждение углерода из облака плазмы и его осаждение на затравочный кристалл.
Алмазы извлекаются каждые несколько дней, чтобы отполировать верхнюю поверхность, чтобы удалить весь неалмазный углерод, прежде чем снова положить их для роста. Для каждой партии бриллиантов может потребоваться несколько циклов остановки/запуска, а весь процесс выращивания может занять три или четыре недели.
После того, как синтетические алмазные кристаллы удалены, они готовы к резке и полировке в конечный продукт.
Более подробно, CVD-выращивание алмазов происходит внутри вакуумной камеры, заполненной водородо- и углеродсодержащим газом, таким как метан. Источник энергии, такой как микроволновый луч, расщепляет молекулы газа, и атомы углерода диффундируют к более холодным плоским алмазным затравочным пластинам. Кристаллизация происходит в течение нескольких недель, и одновременно растет несколько кристаллов. Точное количество зависит от размера камеры и количества семенных пластин. У таблитчатых кристаллов часто появляется шероховатая кромка черного графита, которую необходимо срезать. Они также имеют коричневый цвет, который можно удалить термической обработкой перед огранкой. Большинство представленных на рынке бесцветных материалов, выращенных методом CVD, вероятно, когда-то были коричневыми кристаллами, которые были обесцвечены в результате отжига HPHT.
Эти бесцветные синтетические бриллианты, выращенные методом CVD, невооруженным глазом могут выглядеть так же, как и природные бриллианты, что делает важной идентификацию в геммологической лаборатории. Фото Цзянь Синя (Джэ) Ляо/GIA
В CVD-синтезе микроволны расщепляют молекулы углеводородов, подаваемых в реактор (слева). Эти фрагменты мигрируют вниз к более холодному алмазному зародышу и прикрепляются к растущей поверхности алмаза. Синтетический алмаз растет тонкими слоями, и его окончательная толщина зависит от количества времени, отведенного для роста. В результате получаются плоские таблитчатые кристаллы (в центре и справа) с внешним покрытием из черного графита. Иллюстрации: Питер Джонстон/GIA
Как и процесс выращивания алмазов HPHT, метод CVD продолжает совершенствоваться и позволяет производителям предлагать алмазы большего размера с улучшенным цветом и чистотой. (Наблюдения за синтетическими алмазами, выращенными методом CVD: обзор, Gems & Gemology , осень 2016 г. , том 52, № 3)
Формы кристаллов (слева направо): синтетический CVD, синтетический HPHT и природный алмаз. На этой диаграмме октаэдрические грани окрашены в желтый цвет, а кубические — в синий. Стрелки показывают направление роста кристаллов. CVD-синтетика (слева) не имеет октаэдрических граней. Синтетика HPHT (в центре) обычно имеет как кубические, так и октаэдрические грани. Большинство природных алмазов (справа) имеют октаэдрическую форму. Для CVD-алмазов синяя часть представляет собой затравочный кристалл, а пунктирная часть показывает рост кристалла. Для алмазов HPHT пунктирная часть представляет собой затравочный кристалл. Иллюстрация: Питер Джонстон/GIA
Как идентифицировать алмаз HPHT или CVD
Несмотря на то, что химический состав синтетических алмазов такой же, как и у природных, у них есть идентифицирующие маркеры, обусловленные условиями их выращивания, которые ученые GIA используют, чтобы отличить их от природных алмазов. Эти маркеры даже позволяют ученым GIA определить, какой метод использовался для выращивания алмаза.
Синтетика HPHT | CVD синтетический |
Неравномерное распределение цвета | Равномерное распределение цвета |
Зернистость | Без рисунков зернистости |
Необычные флуоресцентные цвета | Необычные флуоресцентные цвета |
Флуоресцентные цветовые узоры | Флуоресцентные цветовые узоры |
Случайная фосфоресценция | Случайная фосфоресценция |
Металлические флюсовые включения | Случайные темные точечные включения |
Без деформации | Ленточные формы деформации |
Возможна надпись на поясе | Возможна надпись на поясе |
В этой таблице перечислены многие отличительные визуальные характеристики синтетических алмазов HPHT и CVD.
В приведенной выше таблице перечислены визуальные характеристики, характерные для большинства синтетических бриллиантов. Однако не каждый ограненный синтетический бриллиант обладает всеми этими характеристиками. Например, конкретный синтетический бриллиант может не проявлять никакой флуоресценции. Поэтому важно использовать как можно больше диагностических признаков при идентификации бриллианта.
Цветовая зональность является особенно важным диагностическим признаком. Синтетические алмазы, окрашенные методом HPHT, часто имеют геометрическую цветовую зональность из-за того, как элементы, такие как азот, концентрируются в кристалле по мере его формирования. Природные бриллианты иногда демонстрируют цветовое зонирование, но их цветовое зонирование не будет иметь геометрических узоров, как у синтетических бриллиантов HPHT. С другой стороны, синтетические алмазы, выращенные методом CVD, обычно имеют равномерную окраску.
Цветовая зональность в окрашенных HPHT синтетических алмазах имеет геометрический характер, так как элементы концентрируются вдоль определенных направлений роста кристаллов. В этом голубом бриллианте желтоватая область, обозначенная Ib, содержит азот; синяя область, обозначенная IIb, содержит бор; а бесцветная область (IIа) обычно свободна от примесных элементов. Тот факт, что этот алмаз содержит как азот, так и бор, чего обычно не бывает с природными алмазами, также указывает на то, что этот алмаз является синтетическим. Фото: Джеймс Э. Шигли/GIA
Синтетические алмазыHPHT часто содержат включения металлического флюса, которые кажутся черными и непрозрачными в проходящем свете, но имеют металлический блеск в отраженном свете. Это связано с тем, что металлы, используемые в качестве катализаторов в процессе роста HPHT, иногда могут попадать в кристалл алмаза. Эти сплавы флюсовых металлов содержат такие элементы, как железо, никель и кобальт. Поэтому синтетические алмазы с более крупными металлическими включениями иногда можно улавливать магнитами.
Синтетические алмазы HPHT часто имеют флюсовый металл, который выглядит черным и непрозрачным в проходящем свете, но имеет металлический блеск в отраженном свете. В некоторых случаях драгоценный камень будет иметь достаточно включений флюса никеля и железа (Ni-Fe), чтобы притянуться к магниту. Фото: Джеймс Э. Шигли/GIA
Синтетические алмазы, выращенные методом CVD, не содержат металлических включений. Скорее, они часто содержат включения темного графита или некоторых других минеральных включений, которые являются результатом их уникального процесса роста. Включения графита внешне отличаются от металлических тем, что не имеют металлического блеска.
При исследовании между двумя поляризационными фильтрами, расположенными под углом 90 градусов друг к другу, природные алмазы часто демонстрируют яркий заштрихованный или мозаичный узор интерференционных или «деформационных» цветов. Эти интерференционные цвета возникают из-за того, что алмаз подвергается невероятной нагрузке глубоко в земле или во время его взрывного извержения на поверхность земли. Синтетические алмазы CVD, как правило, имеют полосатые «деформационные» узоры, маркер, который помогает ученым отличить их от синтетических алмазов HPHT. В противоположность этому, синтетические алмазы, выращенные с помощью HPHT, растут в среде с почти равномерным давлением, где они не подвергаются нагрузке, поэтому они либо не демонстрируют картины деформации, либо имеют слабую полосчатую картину деформации.
Флуоресценция синтетических алмазов также часто помогает при идентификации. Флуоресценция синтетических алмазов часто сильнее под действием коротковолнового, чем под длинноволновым ультрафиолетовым светом, в то время как для природных алмазов, которые флуоресцируют, все наоборот. Флуоресценция синтетических алмазов также часто имеет характерный рисунок.
Синтетические материалыHPHT обычно имеют крестообразный рисунок флуоресценции на короне или павильоне. Фото: Шейн Элен и Джон И. Койвула/GIA
Синтетические алмазыHPHT имеют тенденцию демонстрировать крестообразный флуоресцентный рисунок на короне или павильоне после огранки. Синтетические алмазы, полученные методом ХОПФ, могут иметь бороздчатый (полосатый) рисунок, если смотреть через павильонные грани. Общие цвета флуоресценции включают зеленый, желто-зеленый, желтый, оранжевый и красный.
Некоторые синтетические бриллианты могут светиться в течение минуты и более после выключения ультрафиолетовой лампы. Это называется фосфоресценцией и обычно наблюдается только в синтетических алмазах.
В GIA для исследования алмазов мы используем прибор для флуоресцентной визуализации под названием DiamondView™. Этот прибор выявляет закономерности роста внутри кристаллов алмаза.
Система визуализации DiamondView (вверху) позволяет GIA просматривать закономерности роста природных и синтетических алмазов. Концентрические узоры роста (слева) идентифицируют камень как природный; крестообразные узоры (в центре) идентифицируют камень как синтетический HPHT; исчерченность (справа) идентифицирует камень как синтетический CVD. Фотографии: Кевин Шумахер и Энди Шен/GIA.
Когда дело доходит до идентификации бриллиантов, настоящей проблемой является идентификация крошечных бриллиантов, называемых мели. Меле продается в ювелирной торговле партиями от сотен до тысяч драгоценных камней. Некоторые партии могут включать в себя как натуральные, так и синтетические алмазы, выращенные методом CVD/HPHT.
Эта группа из 359 желтых бриллиантов меле (от 0,02 до 0,03 карата) была проверена GIA. Большинство из них были природными (слева), 14 были синтетическими HPHT (в центре) и один был природным алмазом, обработанным HPHT (справа). Все они имели одинаковый внешний вид и не могли быть различимы визуально. Фото: Sood Oil (Judy) Chia/GIA
Чтобы решить эту проблему, GIA разработала GIA iD100®, инструмент для автоматизированного тестирования очень маленьких бриллиантов, который можно приобрести. Мы также предлагаем услугу тестирования на ближний бой в нашей лаборатории.
В рамках проводимых нами исследований синтетических алмазов GIA имеет предприятие по выращиванию CVD, где мы производим собственные синтетические алмазы CVD для изучения.
Установка для выращивания алмазов CVD компании GIA.
Leave A Comment