Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта. Уроки литературы в 10 классе
Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы
Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова
Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова
Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова
Урок 17. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений
Урок 18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта
Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова
Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом
Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)
Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
УРОК 18
Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.
Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…»
как выражение мироощущения поэта
Цель:
обобщить знания учащихся о философских мотивах в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Как часто
пёстрою толпою окружён…»; проанализировать композицию стихотворения, определить его специфику; развивать умения проникать в подтекст лирического стихотворения;
совершенствовать навыки выразительного чтения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.
Оборудование:
портрет М. Ю. Лермонтова, текст стихотворения, иллюстративный материал по теме урока, фото-иллюстрации музея-усадьбы Тарханы.
Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе, анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения из
истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах.
Как и всякий настоящий, а тем более
великий поэт, Лермонтов исповедовался
в своей поэзии, и, перелистывая томики
историю его души и понять его как
поэта и человека.
И. Л. Андроников
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Чтение наизусть стихотворения
М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (несколько учащихся)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— В литературном процессе всё оказывается так или иначе связанным между собой.
Так было и с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Он явился прямым наследником А. С. Пушкина и поэтов-декабристов. В своём творчестве он развивал их идеи, продолжал их по-своему, выражая свой особенный взгляд на жизнь, открывая новые возможности для поэзии.
Стихотворение «Смерть поэта» положило началу целому циклу лермонтовских произведений зрелого периода, обличающих существующие формы жизни, светское общество.
Одно из самых известных произведений этого цикла — стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…». Многие критики оценивают стихотворение как одно из самых значительных, по душевному настрою и эмоциональному пафосу близкое к «Смерти поэта».
Сегодня на уроке мы продолжим познание внутреннего мира М. Ю. Лермонтова, опираясь на его стихотворения, так как его поэзия — своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой. Эпиграфом урока являются слова И. Л. Андроникова, который всю свою сознательную жизнь посвятил изучению личности и творчества поэта (обращение к эпиграфу урока запись на доске).
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— В зрелой лирике Лермонтова отчётливы мотивы одинокого странничества, душевной опустошённости, тоскливого отчаяния, сомнения в идеалах («И скучно, и грустно» (1840), «На севере диком…» (1841), «Утёс» (1841), «Листок» (1841), «Они любили друг друга так долго и нежно…» (1841) и др.) — и это неоднократно давало повод для однозначных выводов о пессимизме и скептицизме Лермонтова как основе его мировосприятия.
Стихи поэта, по определению Белинского, поражали душу читателя «безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Грусть разрывала, но не убивала сильную душу.
Сложность взаимодействия между силами притяжения и отталкивания в мироощущении поэта, между его элегическим и «железным» стихом особенно ощутима в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1840). Тема суетного света переплетается здесь с возникающей в воспоминаниях темой родного дома, родной природы. Это и есть поэзия, где «вере тёплой опыт хладный противоречит каждый миг…» («Исповедь»).
В этом противоречии — истоки новой, обострённой потребности поэта в высших нравственных ценностях.
2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён…»
1) Сообщение об истории создания стихотворения
У ч е н и к. Это стихотворение в основе своей имеет реальный факт. По свидетельствам современников, оно написано после посещения Лермонтовым маскарада в ночь с 1 на 2 января 1840 г. в Дворянском собрании в Петербурге.
И. С. Тургенев вспоминает, что поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,— продолжает Тургенев,— что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…
В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных тёмных глаз. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба».
Стихотворение начинается словами «Как часто пёстрою толпою окружён…», собственного название не имеет. Над ним стоит лишь обозначение точной даты написания — 1 января. Стихотворение относится к тому разряду лирики, который получил наименование «стихов на случай»: здесь реальная, жизненная ситуация, пережитое поэтом становится основой поэтического создания и позволяет автору высказать свой взгляд на вещи, свою боль, своё негодование и любовь.
Опубликование повлекло новые гонения на поэта, совсем недавно «прощённого»:
«Сам факт публикации стихотворения способствовал усилению неприязни к Лермонтову со стороны придворных кругов. Существует версия, что на одном
из маскарадов Лермонтов весьма резко ответил кому-то из членов императорской фамилии (есть предположение, что это была императрица, скрывшая лицо
маской). В литературе о Лермонтове точно не установлено, кто именно скрывался под маской. Не установлено также и место проведения маскарада, о котором
говорится в стихотворении…» (А. Песков)
2) «В Литературной гостиной»:
выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…»
3) Аналитическая беседа
• Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?
• Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения. С помощью каких художественных средств автор создаёт его образ?
• Какими предстают мир реальный и мир мечты в произведении?
• Обратите внимание на соотношение частей, в которых описаны эти два мира. Как в композиции стихотворения отражается авторское отношение к каждому из них?
• Какие настроения чередуются в этом стихотворении?
• Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чём конфликт?
4) «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
• Можно ли утверждать, что данное стихотворение созвучно знакомому вам с 9-го класса произведению Дж. Г. Байрона «Хочу я быть ребёнком вольным…»? Аргументируйте своё мнение.
• Согласны ли вы с тем, что в основе стихотворения — антитеза? Аргументируйте свой ответ.
5) Обобщение учителя
— На балу произошло столкновение поэта с дамой из царской семьи, что явилось лишь поводом для написания стихотворения. Как и в стихотворении «Смерть поэта», здесь сатирические мотивы соседствуют с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пёстрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушные людей».
Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тархановские места: «…сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», дымящееся село и «туманы над полями». Когда-то здесь поэт думал «об ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня».
Уход от тягостной современности в прекрасное прошлое — тема в русской поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х гг. В отличие от романтиков, идеализировавших прошлое, Лермонтов убеждён в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, точнее, самообманом («опомнившись, обман я узнаю») и не рассеивают «бурю тягостных сомнений и страстей…»
3. «Под сенью дружных муз…»:
сопоставительная работа документальных воспоминаний поэта,
поэтического текста и фото-иллюстраций
У ч и т е л ь. Он вырос в центре России. Край лермонтовского детства — Тарханы. Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, в котором помещается теперь лермонтовский музей, подняться по внутренней деревянной лестнице на второй этаж и через две лермонтовские комнаты выйти на большой балкон — и вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтово, дымится в утренний час за прудом, который во влажных осоках, поросший тростником, камышом и рогозом лёг в извилистые берега, дремлет, не отошедший от ночного сна. Самый роскошный вид на Большой пруд и на село открывался со стороны барской усадьбы. Все окна этих комнат обращены на запад, на пруд и село.
Село Тарханы Пензенской губернии — его дом, очаг, малая родина. Он вспомнит об этих местах тогда, когда вокруг будет всё враждебное и чужое. Вспомнит точно, почти документально. Вот описание Тархан: «…на восточной окраине находились дубовые рощи, где брала начало небольшая речка Милорайка. По её руслу были устроены пруды, окружавшие усадьбу с трёх сторон. На восточном берегу Милорайки два сада — Средний и Дальний с декоративными участками, на западном берегу — Круглый, соединённый липовой аллеей с дубовой рощей».
И то же самое мы находим в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…». Это «царство дивное» он старательно оберегал. Память о родных местах укрепляла его силу в единоборстве с «миром холодным». Чтобы в этом убедиться, прочтём ещё раз написанное за полтора года до гибели стихотворение, в котором Тарханы противопоставлены аристократической столице: «Как часто пёстрою толпою окружён…».
Задание.
Сравните воспоминания поэта, фотоизображение села Тарханы
с его описанием в стихотворении. Что их объединяет?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Личность М. Ю. Лермонтова до сих пор остаётся загадкой. Каким он был?
Как его образ отразился в лирике? С самых ранних лет — неотступное чувство собственного избранничества, какого-то исключительного долга, довлеющего над судьбой и душой; феноменально раннее развитие бушующего, раскалённого воображения и мощного, холодного ума; пронизывающий насквозь человеческую душу суровый и зоркий взор; глубокая религиозность натуры, переключающая даже сомнение из плана философских суждений в план богоборческого бунта; высшая степень художественной одарённости при строжайшей взыскательности к себе, понуждающей отбирать для публикации только шедевры. Оборвалась недовершённой миссия того, кто должен был создать со временем нечто, превосходящее размером и значением догадки нашего ума,— нечто и в самом деле титаническое.
VI. Домашнее задание
1. Выучить наизусть стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…».
2. Творческое задание (по выбору учащихся).
Написать эссе (миниатюру) «Что я люблю и чего не люблю в людях, жизни, искусстве».
3. Опережающее задание (в группах)
Подготовить «Литературные визитки» на предложенные темы и выразительное чтение стихотворений:
• 1-я группа — «“Мои обманчивые сны…”: Михаил Лермонтов и Екатерина Сушкова»;
• 2-я группа — «“Такой любви нельзя не верить…”: Михаил Лермонтов и Наталия Иванова»;
• 3-я группа — «“Люблю, люблю одну!”: Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина».
Следующий урок: Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова >>>
«Как часто пёстрою толпою окружён» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, год, жанр
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 79.
Обновлено 3 Апреля, 2021
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 79.
Обновлено 3 Апреля, 2021
Стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пёстрою толпою окружён” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.
История создания – это стихотворение написано под впечатлением от костюмированного бала, который давали в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.
Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.
Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – сочетание четырёх- и шестистопного ямба.
Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.
Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.
История создания
Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе был и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.
Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён”, добавив авторский эпиграф, в котором чётко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определённым образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора ещё более обострилось.
Опубликовано стихотворение было в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили: стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причём это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.
Тема
Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества, с одной стороны, и светлых мечтах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окружённым такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная мысль произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.
Композиция
Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создаёт рамочную композицию.
Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где всё шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому всё вокруг видится мертвенным и пугающим.
В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.
И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свой обличительный стих.
Стихотворение написано четырёх- и шестистопным ямбом.
Жанр
Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной весёлости.
Средства выразительности
Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:
- Эпитеты –
“пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”
. - Метафоры –
“ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”
. - Сравнение –
“как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”
.
Также в нём используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Любовь Горыня
7/7
Людмила Лапкаева
7/7
Welcome Here
7/7
Маша Стружинская
7/7
Алина Дубовская
7/7
Рейтинг анализа
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 79.
А какую оценку поставите вы?
Лирическая поэзия: значение, типы и примеры
Сегодня, когда вы слышите слово «лирика», вы можете подумать о словах, сопровождающих песню. Вы, наверное, и не подумали бы о форме поэзии, которая насчитывает тысячи лет! Более современное использование лирики уходит своими корнями в Древнюю Грецию, когда художники впервые объединили слова с музыкой. Здесь мы рассмотрим, что такое лирика, ее характеристики и некоторые известные примеры.
Лирика: смысл и назначение
Лирика традиционно сопровождается музыкой. Имя lyric берет свое начало от древнегреческого инструмента лиры. Лира — небольшой струнный инструмент в форме арфы. В результате лирические стихи часто воспринимаются как песни.
Лирическая поэзия обычно представляет собой короткие стихотворения, в которых говорящий выражает свои эмоции или чувства. Традиционная классическая греческая лирика имела строгие правила рифмы и размера. Сегодня лирическая поэзия включает в себя множество форм с различными правилами их построения.
В Древней Греции лирическая поэзия рассматривалась как альтернатива драматическому стиху и эпической поэзии. Обе эти формы содержали повествование. Лирическая поэзия не требовала повествования, позволяя поэтам сосредоточиться на чувствах и эмоциях говорящего. Лирические стихи всегда считались эмоциональными и выразительными.
Многие различные формы поэзии считаются лирикой. Сонет, ода и элегия — известные примеры поэтических форм, подпадающих под категорию лирических. Это может затруднить классификацию лирической поэзии.
Лирическая поэзия: характеристики
Определение лирической поэзии может быть затруднено из-за широкого диапазона поэтических стилей, которые она охватывает. Хотя есть некоторые общие темы, которые можно найти в большинстве лирических стихов. Часто они короткие, выразительные и песенные. Здесь мы рассмотрим некоторые общие характеристики.
От первого лица
Часто лирические стихи пишутся от первого лица. Из-за их выразительного характера и исследования эмоций и чувств. Точка зрения от первого лица позволяет говорящему стихотворения выразить свои сокровенные мысли по выбранной теме. Часто лирические стихи говорят о любви или обожании, а использование точки зрения от первого лица усиливает их интимность.
Длина
Лирика обычно короткая. Если лирическое стихотворение окажется сонетом, то в нем будет 14 строк. Если это вилланель, то она будет содержать 19. Поэтическая форма « ода » обычно длиннее и может содержать до 50 строк. Лирические стихи не обязательно должны следовать строгим правилам этих форм, и, хотя их длина может варьироваться, они обычно короткие.
Песенный
Учитывая его происхождение, неудивительно, что лирическая поэзия считается песенной. В лирических стихах используется множество различных приемов, благодаря которым они звучат как песня. Иногда они могут использовать схемы рифмовки и стихи, приемы, используемые в современной музыке. В лирике часто используются повторение и метр, что придает стихам ритмичность.
Метр
Большая часть лирической поэзии использует ту или иную форму метра. Метр в поэзии представляет собой регулярную структуру ударных и безударных слогов. В елизаветинском сонете пятистопный ямб является наиболее распространенной формой. Ямбический размер — это использование одного безударного слога, за которым следует ударный. Эти пары слогов вместе известны как футов. В других формах может использоваться дактилический размер, как в традиционной элегии.
Эмоции
Еще одной характеристикой лирической поэзии является использование эмоций в стихах. Изначально древнегреческие поэты, такие как Сапфо, писали лирические стихи о любви. Часто предметом сонетов является любовь, как елизаветинская, так и петрарканская. Поэтическая форма элегии — это плач по поводу смерти человека, а ода — выражение поклонения. Несмотря на множество форм лирической поэзии, они почти всегда эмоциональны.
Думайте об этих характеристиках, когда читаете стихи. Можно ли считать стихотворение, которое вы читаете, лирическим?
Лирическая поэзия: типы и примеры
Как упоминалось ранее, лирическая поэзия включает в себя множество форм. Каждая из этих форм имеет свой собственный набор правил. Существует так много различных форм лирической поэзии, здесь мы рассмотрим наиболее распространенные из этих типов и их особенности.
Сонет
Традиционные сонеты состоят из 14 строк. Двумя наиболее распространенными формами сонета являются петрарчанская и елизаветинская. Традиционные сонеты всегда от первого лица, часто на тему любви. 14 строк сонета Петрарки разделены на две строфы: октаву и сестет. Елизаветинский сонет делится на 3 четверостишие с куплетом в конце. Примером елизаветинского сонета является «Сонет 18» Уильяма Шекспира (1609 г.). Известным примером сонета Петрарки является «Когда я думаю, как расходуется мой свет» (1673 г.) Джона Мильтона.
Четверостишие — это строфа или целое стихотворение, состоящее из четырех строк.
Ода
Ода — это более длинная форма лирической поэзии, выражающая восхищение. Объектом обожания говорящего может быть природа, предмет или человек. Оды не следуют формальным правилам, хотя часто используют припевы или повторения. Поэтическая форма оды восходит к Древней Греции, когда Пиндер был известным поэтом. Известным примером формы поэзии оды является «Ода соловью» Джона Кита (1819 г.).).
Элегия
Элегия традиционно представляла собой короткую поэму, названную в честь ее элегического метра. Элегический метр будет использовать чередующиеся линии дактилических гекзаметров и пентаметров . Однако с 16 века элегия стала термином для скорбных стихов, которые оплакивают чью-то или что-то смерть. Примером современной элегии является «О капитан!» американского поэта Уолта Уитмена. Мой капитан! (1865 г.).
Дактильный гекзаметр представляет собой размер, состоящий из трех слогов, первый из которых ударный, а следующие два безударные. Гексаметр — это каждая строка, содержащая шесть футов. Строка дактилического гекзаметра будет содержать 18 слогов.
Пентаметр — форма метра, состоящая из пяти футов (слогов). В каждой стопе может быть 1, 2 или 3 слога. Например; Ямбические стопы содержат по два слога, а дактильные стопы — по три.
Вилланель
Вилланель – это стихотворение, состоящее из 19 строк, разделенных на пять терцетов и одно четверостишие, обычно в конце.
У них строгая схема рифмовки АВА для трехстишия и АБАА для последнего четверостишия. Известным примером формы вилланеллы является произведение Дилана Томаса «Не уходи нежно в эту спокойную ночь» (19).51).
Драматический монолог
Драматическая форма лирической поэзии, в которой говорящий обращается к аудитории. Аудитория говорящего никогда не отвечает. Хотя стихотворение представлено в драматической форме, оно все же представляет самые сокровенные мысли говорящего. Драматические монологи обычно не следуют формальным правилам. Известным примером драматического монолога является «Моя последняя герцогиня» (1842) Роберта Браунинга.
Лирическая поэзия: пример
Здесь мы можем проанализировать известное лирическое стихотворение, глядя на его форму и значение, а также показанные лирические характеристики.
«Не уходи нежно в эту спокойную ночь» (1951) — Дилан Томас перед лицом смерти. Это показано в повторении строки «Ярость, ярость против умирания света». Стихотворение посвящено отцу Томаса, и говорящий упоминает своего отца в первой строке последнего куплета. Оратор признает, что смерть неизбежна. Однако говорящий желает видеть неповиновение перед лицом смерти. Вместо того, чтобы тихо идти «нежно в эту спокойную ночь».
«Не уходи нежно в эту спокойную ночь» — известный пример стихотворения вилланеллы. Стихи Вилланель имеют очень строгую форму. Они имеют определенное количество строф и определенную схему рифмовки. Если вы можете прочитать стихотворение, вы увидите, что оно следует этим правилам. Вы можете видеть, что пять терцетов следуют схеме рифмовки ABA. Слова всегда будут рифмоваться с ночью или светом. Это потому, что последняя строка каждой строфы — это рефрен . Рефрен — это повторяющаяся строка, которая часто используется в стихах вилланелл, что придает им песенный характер.
Поэма почти полностью использует пятистопный ямб . Только припев, начинающийся со слов «Ярость, ярость…», написан не ямбическим размером из-за повторения слова «ярость». Если мы посмотрим на характеристики лирической поэзии, то увидим, почему «Не уходи нежно в эту спокойную ночь» можно считать лирикой. Стихотворение рассказывается от первого лица. Он довольно короткий, состоит из 19 строк. Использование припева в стихотворении делает его похожим на песню. В стихотворении используется метр, и его тема смерти очень эмоциональна. «Не уходи нежно в эту спокойную ночь» обладает всеми характеристиками лирического стихотворения.
Лирическая поэзия – основные выводы
- Лирическая поэзия возникла в Древней Греции, где стихи сопровождались музыкой.
- Слово «лирический» происходит от названия древнегреческого инструмента — лиры.
- Лирика – это краткая поэтическая форма, в которой говорящий выражает свои чувства и эмоции.
- Есть много видов лирической поэзии, включая сонет, оду и элегию.
- Лирические стихи обычно рассказываются от первого лица.
Лирическая поэзия-определение и примеры
, написанные
Даниэль Бал
Отредактировано
Courty Adamo
. Факт. ?
Лирическая поэзия состоит из коротких стихотворений, которые часто имеют музыкальные качества и передают личные эмоции автора. Из-за своих песенных характеристик лирические стихи часто исполнялись в сопровождении струнного инструмента, такого как арфа или лира.
В отличие от повествовательной поэзии, лирические поэмы не обязательно должны рассказывать историю. Поэты-лирики могут использовать несколько литературных приемов, чтобы придать стихотворению песенный ритм.
Типы лирической поэзии
К лирическим относятся следующие типы стихотворений:
Типы лирических стиховЭлегия: Классические элегии состоят из четырех строк со схемой рифмовки ABAB и обычно пишутся пятистопным ямбом. Однако поэтическая форма не обязательно должна состоять только из четырех строк. Элегии оплакивают смерть своего субъекта и часто заканчиваются утешением.
Ода: Ода — это короткое стихотворение, посвященное человеку, событию, природе или идее. Есть три категории од: пиндарическая, горацианская и неправильная. Оды имеют серьезный тон и считаются формальной поэтической формой.
Характеристики лирической поэзии
Лирическая поэзия обычно включает в себя следующие характеристики:
Точка зрения: Поскольку содержание произведения выражает эмоции поэта, лирические стихи пишутся от первого лица.
Длина: Хотя это и не обязательно, лирическая поэзия обычно довольно короткая.
Упрощенный: Поэты часто используют упрощенный язык в лирическом стихотворении, облегчая его понимание обычным читателем.
Содержание: Из-за того, что поэт использует собственные эмоции, лирические стихи субъективны.
Leave A Comment