§ 2. Человек, общество, природа. —

1. Используя текст учебника, объясни мысль: «Природа — естественная основа жизнедеятельности общества.»Человек обитает в природе, она помогает ему жить.


2. В 2012г. учёные опросили школьников страны Z. Школьники отвечали на вопрос: «Почему важно беречь природу?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

Сделай три вывода о результатах опроса.

Дети взволнованы проблемой загрязнения Земли. В первую очередь, природа — источник ресурсов, необходимых человеку. Нужно сохранять растения и животных.


3. Выбери в приведённом ниже списке примеры влияния природы на развитие общества и обведи цифры, под которыми они указаны.


4. Прочитай приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Человечество на протяжении всей своей истории приспосабливало природную среду к своим потребностям. (Б) Проблема взаимодействия общества и природы приобрела в наше время глобальный характер. (В) Масштабы изменения природной среды таковы, что угрожают существованию человечества как биологического вида. (Г) Видимо, обществу следует в корне изменить своё отношение  к природе, иначе будет поздно.

Определи, какие положения текста носят
1) фактический характер,   2) характер оценочных суждений

Запиши под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А — 1,   Б — 1, В — 1, Г — 2.


5. Прочитай размышления российского учёного и общественного деятеля Д.С.Лихачёва (1906-1999) и выполни задания.

Не здание даже нужно человеку, а здание в определённом месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. ..
Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской Пуще… Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя…
На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

1) Составь план текста.
2) Как, по мнению автора, природа помогает человеку в восстановлении утрат? При каком условии это возможно?
3) Какое различие между экологией природы и экологией культуры установил автор? Как, по-твоему, связаны памятники культуры и окружающий их ландшафт?
4) Почему «на земле становится тесно для памятников культуры»? Используя текст, факты общественной жизни, выскажи три предположения.
5) Какое участие в сохранении памятников культуры можешь принять ты и твои сверстники? Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, укажи любые три-четыре формы участия.
6) Как будущее человечества связано с сохранением памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведи два-три объяснения.


1. Обе культуры – плод исторического развития
2. Каждый мир общежителен и обладает «правилами поведения»
3. Между природой и человеком существует равновесие.


6. В тексте параграфа ты прочитал размышления российского учёного Н.Н.Моисеева (1917-2000). Он выдвигал такие принципы экологической этики:

1) Необходимо знать законы развития биосферы, и взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании этих законов.
2) Человек должен думать о будущем поколении.
3) Право наций на расходование ресурсов по количеству населения.
4) Квоты на расходование ресурсов определяются учёными и не зависят от политической обстановки.

Объясни смысл каждого из этих принципов.


Мы обязаны знать законы развития биосферы и ее взаимодействия с человеком,так как природа слишком сложна, чтобы ею легко могло управлять человечество бездумно, а тем более заменять техническими устройствами. Человек обязан думать о своем будущем поколении и предпринимать различные меры,чтобы сохранить то состояние природы, в котором нам его передали еще наши предки. Каждое поколение имеет право на разумный расход ресурсов при условии,если это не навредит природе. Только министерство образования и науки при помощи всяких опытов могут определить можно ли на том или ином участке добывать нефть и т.д.,с тем же расчетом на вред биосфере. Ученые тоже могут прийти к тому выводу, что ни добра, ни зла нет в человеке, что существует только человеческая деятельность, в которой добро и зло являются не больше, как разными сторонами одного и того же явления. Все вышеперечисленное требует доказательства, т.е. разработки учения о добре и зле, а потому эта часть этики должна существовать независимо от того или иного взгляда на ее предмет.

Задание 2 ЕГЭ по обществознанию 2023: теория и практика

Русский язык Математика (профиль) Математика (база) Обществознание История Биология Физика Химия Английский язык Информатика Литература

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15 Задание 16 Задание 17 Задание 18 Задание 19 Задание 20 Задание 21 Задание 22 Задание 23 Задание 24 Задание 25

За это задание ты можешь получить 2 балла. На решение дается около 7 минут. Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения: 73.3%
Ответом к заданию 2 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Разбор сложных заданий в тг-канале

Посмотреть

Задачи для практики

Задача 1

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Относительная истина всегда субъективна.
  2. Истина — это знание, соответствующее объекту познания.
  3. Истинным является знание, не противоречащее мнению авторитетных учёных в данной научной сфере.
  4. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о предмете.
  5. Критерием истинности знания является степень его поддержки общественным мнением.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. В первом утверждается, что относительная истина всегда субъективна. Относительная истина подразумевает неполноту наших знаний, а субъективность связана с конкретным человеком – носителем знаний. Нам достаточно одного аргумента: носителями относительной истины могут быть группы людей, а не только конкретный человек. Второе суждение – определение истины. В третьем суждении критерием истины называется мнение ученых, т.е. истине навязывается субъективный характер. Четвертое суждение – определение абсолютной истины. И в пятом суждении еще одним критерием истины называется степень поддержки его общественным мнением, что конечно неверно. Таким образом, правильный ответ 2, 4.

Ответ: 24

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 2

Выберите верные суждения о сферах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Четыре сферы общества составляют его структурную основу.
  2. Каждая сфера на определённых этапах исторического развития может занять главенствующее положение.
  3. В период коренных преобразований решающее влияние на жизнь общества оказывает духовная сфера.
  4. Во время затяжных войн или серьёзных природных катаклизмов связь между сферами может разорваться.
  5. Изменения, происходящие в одной сфере общества, могут оказать влияние на другие сферы.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. В первом указывается, что структуру общества составляют четыре сферы. Это верно. Во втором суждении утверждается, что в разные исторические периоды значение какой-либо сферы возрастает. Как мы помним из истории, во время революций возрастает роль политической сферы. Это суждение также верное. В третьем варианте утверждается как раз противоположное: в период коренных преобразований на первый план выходит не духовная, а политическая сфера. Далее, в следующем суждении утверждается, что во время войн или катаклизмов связь между общественными сферами разрывается.

Если бы это происходило, общество скорее всего разрушалось. Обычно все наоборот – трудности консолидируют общество. И в пятом варианте говорится о связи между отдельными сферами общества. Это верно. Таким образом, правильный ответ 1, 2, 5.

Ответ: 125

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 3

Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Человек как социальное существо способен передавать по наследству признаки своего вида, болезни, темперамент.
  2. Будучи существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей.
  3. Биологические природные потребности человека социально окрашены.
  4. Такие важные характеристики человека, как способность к мышлению, членораздельной речи, передаются людям в порядке биологической наследственности.
  5. Природным достоянием человека является сознание, выражающееся в способности целенаправленно отражать объективную реальность.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Передача признаков по наследству происходит посредством генов, а это биологический процесс. Далее, во втором суждении утверждается, что человек живет по законам природного мира, но для полноценного развития ему нужно общество. Это следует понимать, как то, что человек – существо биологическое с точки зрения понятия живого организма, но живет в обществе, которое делает его социальным индивидом. Это верное суждение. Третье суждение по сути дополняет второе. Мышление и речь формируются в процессе приобщения к человеческой культуре. У человека есть с момента рождения задатки (большой мозг, речевой аппарат и т.д.), но вне рамок общества мышление и речь не развивается (пример детей-маугли). Соответственно и сознание формируется в процессе социализации и культурной эволюции. Таким образом, правильные суждения 2, 3.

Ответ: 23

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 4

Выберите верные суждения об общественном прогрессе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Мера свободы не может быть критерием общественного прогресса.
  2. Проявлением общественного прогресса можно считать любое революционное движение.
  3. Прогресс общества происходит благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.
  4. Социальный прогресс имеет прямолинейный характер и достигается в разных странах одними и теми же способами.
  5. Прогрессивное развитие социума в определённые периоды не исключает регресса, возвратных движений, цивилизационных тупиков, даже срывов.
Решение

Вспомним, что такое общественный прогресс. Прогресс вообще – это какое-то развитие, совершенствование, движение вперед. Движение к лучшему, модернизация, совершенствование и усложнение форм – проявления прогресса.

Противоположный смысл – регресс. Исходя из этого, правильный ответ 3, 5.

Ответ: 35

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 5

Выберите верные суждения об особенностях трудовой деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.
  2. Труд представляет собой осмысленную непродуктивную деятельность, осуществляемую в условных ситуациях.
  3. Трудовая деятельность в жизни взрослого человека является менее важной, чем игра и учение.
  4. Для характеристики трудовой деятельности используют параметры его производительности и эффективности.
  5. В трудовой деятельности, как и в любой другой, цель может не совпадать с результатом.
Решение

Рассмотрим каждое из суждений. В первом указывается на важнейшую роль труда в процессе развития человека и общества. Это верное утверждение. Второе суждение – определение не труда, а игры. Далее мы знаем уже, что труд сыграл важную роль в процессе развития человека, и для взрослого индивида он не может быть менее важен, чем игра и учение. Производительность и эффективность – важнейшие характеристики труда с экономической точки зрения. Трудовая деятельность направлена на достижение результата – создание конечного продукта. Но, как и в любой другой деятельности, цель может не совпасть с результатом, поэтому правильный ответ задания – 1, 4, 5.

Ответ: 145

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 6

Выберите верные суждения о социальной структуре общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Структура общества представлена сложной взаимосвязанной системой статусов и ролей.
  2. В основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения собственности и другие факторы социального неравенства.
  3. Исходным элементом социальной структуры общества как целостной системы является социальная мобильность.
  4. Социальная структура представляет собой совокупность общественных позиций, упорядоченных иерархически с точки зрения их стратификации.
  5. Социальная структура — это расположение связанных между собой элементов, являющееся причиной социального неравенства.
Решение

Проанализируем каждое из представленных в задании суждений. Структура общества состоит из элементов, которые будучи применимы к человеку образуют систему статусов и ролей. Первое суждение верное. Во втором и четвертом вариантах социальная структура представляется как сложная система социального неравенства, иерархически стратифицированная. В третьем суждении социальная мобильность определяется как основа социальной структуры общества. Социальная структура статична, мобильность – ее динамический признак. И в пятом суждении путается причина со следствием: социальное неравенство влияет на социальную структуру, а не наоборот.

Таким образом, правильный ответ – 1, 2, 4.

Ответ: 124

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 7

Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Потребности человека не могут быть связаны с жизненно важными зависимостями организма.
  2. Существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимают и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения.
  3. Потребности определяют отношение личности к окружающей действительности.
  4. Потребности человека составляют основу его мотивационной сферы.
  5. Удовлетворение всех потребностей человека необходимо для его комфортного существования и выживания.
Решение

Внимательно прочитаем условие задания. Вспомним, что означают потребности для человека. Это нужда в чем-либо, необходимость; они могут проявляться на разных уровнях иерархии или сложности. Далее рассмотрим каждое из предложенных в задании суждений. В первом утверждается, что потребности не могут быть связаны с жизненно важными зависимостями человека. Мы знаем, что у человека на физиологическом уровне есть, например, потребность в пище и воде. Без них он не существует. Конечно, первое суждение неверное. Во втором суждении говорится, что существует много теорий потребности. Это верно. Удовлетворение потребностей происходит в результате контакта человека с внешней средой, откуда мы получаем различные блага. Третье суждение также правильное. Удовлетворение потребностей заставляет нас производить определенные действия, способствуют формированию мотивов. Исходя из этого четвертое суждение верное. И, наконец, удовлетворить все потребности невозможно. Существует экономический закон возрастания потребностей. Таким образом, правильные варианты 2, 3, 4.

Ответ: 234

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 8

Выберите верные суждения об отличиях деятельности человека от поведения животных и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В результате деятельности человек не способен создать нечто новое, ранее в природе не существующее.
  2. В процессе деятельности воздействие на среду осуществляется только органами тела, имеющимися у человека от природы.
  3. Деятельность человека генетически не запрограммирована, её приёмы усваиваются индивидом в процессе социализации.
  4. В процессе деятельности создаётся вторая природа человека — культура.
  5. Деятельность человека в основном направлена на приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды.
Решение

Рассмотрим каждое из предложенных суждений. В первом утверждается, что человек не способен создать нечто новое. Создание чего-то нового – творчество. Человека как раз отличает данная особенность. Во втором суждении говорится, что человек воздействует на среду только органами тела. Мы знаем, что люди создали вторую среду своего обитания (искусственную), которым является обществом. Далее в третьем суждении утверждается, что приемы человеческой деятельности усваиваются в процессе социализации.

Со третьим суждением связано четвертое, в котором идет речь об обществе. Смысл этих двух суждений заключается в оценке общества как важнейшего фактора социального развития человека. И, наконец, человек не приспособляется к окружающей среде, а активно ее изменяет. Таким образом, правильный ответ 3 и 4.

Ответ: 34

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 9

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Человек имеет природную предрасположенность к тем или иным видам деятельности или роду занятий.
  2. Игровая деятельность только в исключительных случаях способствует формированию личности.
  3. Характеристики, заложенные в человеке природой, не могут быть изменены ни при каких обстоятельствах.
  4. Человек не может контролировать инстинкты, заложенные в нём природой.
  5. Социальные качества человека формируются в процессе его деятельности.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Природной предрасположенностью к тем или иным видам занятий можно назвать задатки. Они действительно помогают человеку в его деятельности. Игровая деятельность представляет один из видов деятельности человека, также как труд, общение, творчество. Она конечно же способствует формированию личности. Далее мы встречаемся с категорическим утверждением, что природные характеристики нельзя изменить. Противоположных примеров существует множество (слабый физически человек смог стать сильным и т.д.). Одно из важнейших отличий человека от животного заключается в способности контролировать свои инстинкты. И, как мы уже отметили, деятельность формирует личность человека. Таким образом, правильные ответы 1, 5.

Ответ: 15

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 10

Выберите верные суждения о преобразовательной деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Как природа, так и человек, могут быть объектом преобразовательной деятельности.
  2. Как природа, так и человек, могут быть субъектом преобразовательной деятельности.
  3. Результатом преобразовательной деятельности могут быть как материальный мир, так и идеи.
  4. Как результат деятельности, культура в самых простых формах свойственна животному миру.
  5. Деятельность человека всегда положительно влияет на окружающую среду.
Решение

Преобразовательная деятельность связана с активностью субъекта этой деятельности, т.е. человека. И мы знаем, что именно деятельность присуща человеку, который ставит цели, имеет мотивы, выбирает средства и методы и т.д. Соответственно, отпадают варианты 2 и 4. Человек не всегда, к сожалению, благотворно влияет на природу (окружающую среду). Таким образом, остаются варианты 1 и 3. Это и есть правильный ответ.

Ответ: 13

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 11

Выберите верные суждения об индустриальном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В индустриальном обществе общественное доминирует над частным.
  2. Экономика индустриального общества основана на разделении труда.
  3. Господствует тенденция к распространению производственной деятельности людей на новые территории.
  4. В индустриальном обществе существует классовая структура.
  5. В индустриальном обществе женщина исключена из производственной сферы.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных суждений. В первом суждении утверждается, что в индустриальном обществе общественное доминирует над частным, или по-другому, доминирование коллективного начала над частным. Как мы знаем, подобная ситуация имела место в традиционном обществе. Разделение труда стало господствующим в экономике в условиях промышленного переворота, появления мануфактур, фабрик. Это правильное суждение. Смысл третьего суждения состоит в том, что в условиях индустриального общества происходит бурный рост экономики, в том числе ее распространение на новые территории. Это также правильное суждение. Далее в следующем суждении рассматривается социальная структура индустриального общества. В традиционном обществе – это сословная структура, которая сменяется классовой при индустриальном. И, наконец, в условиях индустриального общества в производственные отношения встраиваются все слои населения, в том числе женщины. Таким образом, правильный ответ 2, 3, 4.

Ответ: 234

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 12

Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Общество – это весь живой мир, окружающий человека.
  2. Людей традиционного общества отличают консерватизм мышления и неготовность к социальным изменениям.
  3. Парламентаризм и идея прав человека зародились в индустриальном обществе.
  4. Фабрика — главная хозяйственная единица постиндустриального общества.
  5. Традиционное общество часто называют восточным или аграрным.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. В первом утверждается, что общество – это весь живой мир, окружающий человека. В этом случае, мы должны были бы отнести к обществу и природу, но общество создано человеком, а природа нет. Это неверное суждение. Во втором варианте перечисляются такие признаки традиционного общества как консерватизм мышления и неготовность к социальным изменениям. Традиционное общество характеризуется господством религии в общественном сознании и сословной структурой, которая была замкнутой. Это конечно верное суждение. В третьем суждении указывается период зарождения парламентаризма и идеи прав человека. Индустриальное общество формируется в XIX веке, как и вышеперечисленные институты. Это также верное суждение. Фабрика – это главная хозяйственная единица индустриального общества, в постиндустриальном господствуют информационные технологии. В традиционном обществе ведущей сферой экономики было сельское хозяйство, а дольше всего этот тип общества просуществовал на Востоке. Это верное суждение. Таким образом, правильный ответ 2, 3, 5.

Ответ: 235

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 13

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Один человек — это уже общество.
  2. Общество существует и развивается в социальном пространстве и времени.
  3. Общество всегда имеет социальную территорию, на которой оно функционирует.
  4. Общество всегда двигается от простых форм взаимодействия к сложным.
  5. Отличительным признаком общества является замедление социального развития.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных суждений. Общество начинается там, где происходит социальное взаимодействие, т.е. для этого необходимо, как минимум два человека. Соответственно, первое суждение неверное. Общество тесно связано с социальным пространством и временем. Одно без другого существовать не может. Второе суждение верное. Так как люди – это физические существа, то само собой разумеется, что для функционирования общества необходима территория. Это также правильное суждение. В четвертом варианте ответа утверждается, что общество всегда развивается от простых форм к сложным. Или иначе, общество всегда прогрессирует. Но, как мы помним из истории, существует периоды, когда общество не развивается, стоит на месте и даже регрессирует. Пятое суждение по сути повторяет четвертое, только меняя прогресс на регресс. Это также неверное. Общество может и поступательно развиваться, и регрессировать.

Ответ: 23

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 14

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Человек представляет собой биосоциальное единство.
  2. Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека.
  3. Физические качества, заложенные природой, невозможно совершенствовать в обществе.
  4. Положительные социальные качества, сформированные в обществе, никогда не деградируют.
  5. Личность может сформироваться вне социума.
Решение

Рассмотрим каждое из суждений, представленных в задании. В первом утверждается, что человек является биосоциальным существом. К биологическому, например, отнесем его физические данные, а к социальному — профессию или социальный статус. Живя в обществе и используя общественные отношения, человек может развиваться физически (например, занимаясь спортом). Таким образом, первые два суждения верные. Третье суждение противоречит второму. Человек, как часть общества, подпадает под законы общественного развития, в силу чего он может как развиваться, так и деградировать. И, наконец, личность как сосредоточие социальных качеств человека, не может развиваться вне общества.

Ответ: 12

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 15

Найдите верные суждения о характеристиках, свойственных народной культуре, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Произведения народной культуры создаются анонимными авторами.
  2. Цель создателя произведения — получить максимальную прибыль при продаже произведения.
  3. Современные телезрители отдают предпочтение произведениям народной культуры.
  4. Произведения народной культуры этнически окрашены.
  5. Произведения народной культуры рассчитаны на очень узкий круг ценителей.
Решение

Как мы знаем, выделяют народную, массовую и элитарную культуры. В самом названии этих уровней культуры содержится ответ на вопрос задания. Народная культура является продуктом творчества народа на протяжении длительного периода времени, массовая культура ориентирована на коммерческий успех со всеми производными от этого признаками (доступность, простота форм, часто низкий художественный уровень). Элитарная культура подразумевает высокий уровень художественного исполнения и повышенные от этого требования к культурному уровню его ценителей. Исходя из этого, правильные варианты 1 и 4.

Ответ: 14

Показать решение

Бесплатный интенсив

Задача 16

Выберите верные суждения о сферах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Религия требует от человека определённого поведения.
  2. Религия направлена на выработку системы объективных знаний о мире.
  3. Науке свойственны рациональность и системность.
  4. Наука в современном мире реализует определённый социальный заказ.
  5. Основой морали являются представления человека о добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями.
Решение

Рассмотрим каждое из представленных в задании суждений. Религии свойственны определенные нормы поведения и догматы. Первое суждение верное. Так как в религии существует вера в сверхъестественные силы, то она не может вырабатывать систему объективных знаний о мире. Второй вариант неверный. Напротив, науке свойственна рациональность и системность. Так как наука часто финансируется государством и частными структурами, и обеспечивает развитие технологии и производства, то она реализует определенный социальный заказ. И, наконец, мораль рассматривает такие понятия как добро и зло. Таким образом, правильный ответ 1, 3, 4, 5.

Ответ: 1345

Показать решение

Бесплатный интенсив

Показать еще

Для доступа к решениям необходимо включить уведомления от группы Турбо в вк — это займет буквально 10 секунд. Никакого спама, только самое важное и полезное для тебя. Ты всегда можешь запретить уведомления.

Включить уведомления

Бесплатный интенсив по обществознанию

3 огненных вебинара, домашние задания, беседа курса, личный кабинет, связь с преподавателем и многое другое.


Курс стартует 28 марта. Бесплатный интенсив

Наша роль и отношения с природой

I. Введение

Земля, какой мы ее знаем, представляет собой невероятно сложную и хрупкую сеть взаимосвязанных систем, которые медленно развивались в течение последних 4,5 миллиардов лет или около того. Из пепла Большого Взрыва эта планета возникла как масса энергии и элементов. Из этой вновь рожденной массы энергии и элементов развились структурированные динамические системы твердых тел, жидкостей и газов. Эволюция этой планеты продолжалась в течение миллиардов лет таким уникальным образом, что в конце концов возникли условия, способные способствовать возникновению жизни.

От мельчайших микроорганизмов до самых крупных животных все живое на Земле имеет общего предка. Все связано со всем. Так как же наш вид стал доминировать в ландшафте за такой короткий период времени? Более того, что дает нам на это право? За 3,5 миллиарда лет жизни на Земле все шло естественным путем эволюции. Однако наш быстрый успех как вида начал влиять на этот естественный порядок. С нашим населением в семь миллиардов человек и восхождениями мы сыграли огромную роль в разрушении природных систем Земли. Поскольку мы продолжаем расти и оказывать все большее влияние на системы Земли, крайне важно, чтобы мы обращали внимание на нашу роль и отношения с природой.

Способность людей манипулировать ландшафтом и распознавать последствия этого ставит нас в особое положение. Как вид на нас возложена обязанность обеспечивать и размножаться. Наша цель – добиться стабильности для себя и своих близких. Однако мы также обязаны поддерживать окружающую среду, поскольку мы зависим от ресурсов и услуг, которые она предоставляет. Тогда возникает вопрос: какова наша роль в природе? Имеем ли мы право манипулировать землей, животноводческими фермами и загрязнять водные пути? Или мы обязаны сократить нашу численность и просто существовать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны полагаться на наши знания о Земле, эволюции и нашем влиянии на окружающую среду.

II. История

Наши отношения с природой исторически отличались дисбалансом и чрезмерным использованием. К сожалению, почти каждый шаг в истории человечества сопровождался резким ухудшением состояния окружающей среды. Сначала люди были невероятно настроены на свое окружение. Кочевые племена охотников-собирателей бродили по землям, следуя за приливами и отливами времен года. Эти племена оказали заметное влияние на окружающую среду, но их влияние было относительно управляемым из-за численности их населения. Однако с развитием технологий и сельского хозяйства люди начали находить более эффективные способы обеспечения себя. Эти достижения позволили создать более постоянные поселения, что привело к быстрому росту населения и отдалению от природы.

По мере развития общества население росло, и для его расширения требовалось все больше и больше ресурсов. С прорывами в сельском хозяйстве поселения стали более постоянными, и начали формироваться города. Этот переход к городской жизни непреднамеренно привел к дистанцированию от природы. В то время как многие люди все еще находились в гармонии с природой на устойчивом уровне, потребность во все большем количестве ресурсов начала менять наше отношение к природе.

Хотя наше дистанцирование от природы началось несколько тысяч лет назад с достижениями в сельском хозяйстве и общественном устройстве, это век промышленности, которому мы обязаны своим современным отношением к природе. Рост городов позволил разделить людей и природу, а наша одержимость удобством и эффективностью манила новым взглядом на окружающую среду. С технологическим прогрессом природа стала чем-то, от чего мы больше не были отделены и чему мы полностью подчинялись, но чем-то, что мы могли контролировать и получать прибыль. Рост промышленности позволил людям по-настоящему доминировать над ландшафтом и разрушать естественные системы, существовавшие миллиарды лет.

По мере того, как мы удаляемся все дальше и дальше от природы, мы сознательно начинаем игнорировать свою роль и отношения в ней. С ростом городов и торговли мы перешли от естественной, устойчивой экономики к экономике жадности и эксплуатации. Люди всегда оказывали влияние на окружающую среду, но с веком промышленности это влияние стало чрезвычайно интенсивным. Рост населения увеличился в геометрической прогрессии, города стали основным местом жительства, и большая часть мира теперь оторвана от работы природы.

Хотя каждый вид играет уникальную роль в биосфере и по своей природе оказывает свое влияние, не каждый вид обладает когнитивной способностью измерять свое влияние или изменять его. В этом отношении люди уникальны, и в этом корень проблемы. Мы способны понять наше влияние на природу, но склонны игнорировать реакцию Земли на наше присутствие. Я не утверждаю, что мы целенаправленно ухудшаем природу, но что ухудшение состояния окружающей среды — неотъемлемая черта постоянного прогресса нашего населения. Мы знаем, что наносим вред окружающей среде. У нас есть возможность что-то с этим сделать. Поэтому мы должны вносить изменения там, где они необходимы.

III. Экономика

Численность нашего населения и его непрекращающееся стремление к росту оказывает очевидное влияние на окружающую среду. Однако это влияние усиливается требованиями промышленности и капитализма. В своей книге «Относительно природы » Эндрю Маклафлин указывает, что индустриализм и капиталистический образ мышления особенно сильно повлияли на наше отношение к природе: общество и остальная природа» (О природе, , стр. 12). Дальнейшая причина предполагаемого отделения от природы — это экономическая структура, которой мы позволили заразить большую часть мира.

Капитализм является особенно разрушительной силой в нашем отношении к природе, поскольку он поощряет движимую деньгами социальную иерархию, основанную на посягательстве на эксплуатацию ресурсов нашего мира. Наши отношения с природой теперь стали чисто экономическими. Мы не отождествляем себя с частью природы, потому что используем ее для получения прибыли. Леса вырубаются для получения прибыли лесной промышленностью и для того, чтобы освободить место для скота. Животных, с которыми мы, несомненно, связаны, у которых есть чувства и способность к общению, убивают миллиардами, чтобы прокормить все более плотоядное население. Такие ресурсы, как нефть и продукты питания, распределены по миру неравномерно и поэтому используются в качестве платформы для получения прибыли. Все это время окружающая среда несет на себе хрюканье нашей жадности.

Мы не только поощряем разделение между собой путем превращения мировых ресурсов в товар, мы поощряем разделение между человеком и природой. Чтобы реконструировать наши взгляды на природу и понять наше место в ней, важно пересмотреть наши отношения друг с другом и с нашим окружением. Как выразился Альдо Леопольд, человек «… не научился думать, как гора» ( Альманах округа Санд, , стр. 11). Мы должны рассматривать себя как часть большей картины. Промышленность и капитализм сильно зависят от невежества и индивидуализма. Однако реальность такова, что все мы так или иначе зависим друг от друга.

IV. Время перемен

Люди играют жизненно важную роль в природе, как и все остальное. Что отличает нас от природы, так это способность понять свое место в ней. Эта наша познавательная способность исторически была причиной предполагаемого разделения между человеком и природой. Однако для достижения устойчивого будущего, в котором люди будут играть более естественную роль и оказывать меньшее влияние, необходимо пересмотреть нашу роль и отношения с природой. Изменение нашего отношения к природе имеет очевидные политические, экономические и социальные последствия, но наши познавательные способности обязывают нас переоценивать свое положение в мире, а не продолжать его ухудшать.

Есть несколько способов, с помощью которых мы можем начать пересматривать наши отношения с природой, но все они требуют огромных усилий. С помощью универсальной образовательной программы можно побудить людей во всем мире считать себя частью более широкой картины. Обучая людей окружающей среде, эволюции и экологии, мы можем предоставить им инструменты для изменений. Льюис Мамфорд представлял себе социальную революцию, вызванную изменением ценностей посредством образовательной реформы: «Гуманизация технологии и защита многообразия зависели от фундаментального изменения ценностей» (9). 0031 Размышляя о природе , стр. 219). Для осуществления необходимых изменений крайне важно, чтобы люди действовали. С помощью универсальной программы экологического образования можно стимулировать людей к формированию новых идей и мнений о мире и пониманию своего места в нем.

Универсальная образовательная программа будет иметь большое значение для поощрения изменения нашего отношения друг к другу и к окружающей среде. Изменение отношения является основным компонентом в достижении устойчивого будущего, в котором природа может идти своим чередом без вмешательства человека. Грегг Истербрук обсуждает похожее будущее в своих Манифест экореализма : «…долгосрочное видение природы может быть объединено с краткосрочным пониманием рода Homo таким образом, чтобы люди, машины и природа могли работать вместе на благо друг друга» ( Манифест экореализма, стр. 1). Чтобы Земля сохранила свой баланс, важно, чтобы мы как биологический вид не переступали границы. Это требует всеобщих усилий по переоценке наших отношений с природой и внесению необходимых коррективов.

V. Заключение

После тысяч лет эволюции общества мы оказались на пике технологий и загрязнения. Мы уже видим последствия наших промышленных методов в виде вымирания видов, таяния ледников и разрушения ландшафта. По мере того, как мы продолжаем нарушать природные системы мира, мы осознаем, что это может привести к последствиям. Наше признание этих эффектов предполагает, что наша роль в природе гораздо более влиятельна, чем должна быть. Поэтому необходимо внести серьезные изменения и сделать их в ближайшее время.

Наша роль в природе должна заключаться в обеспечении существования, а не коммерциализации. Мы слишком долго эксплуатировали мир, и последствия этого повсюду. Поскольку все связано со всем, мы не имеем права посягать на средства к существованию любых других видов. На самом деле наши познавательные способности и понимание природы обязывают нас сохранять целостность окружающей среды. Поэтому мы должны изменить то, как мы влияем на землю. Мы должны уважать естественный порядок вещей и жить в соответствии с ним.

Хотя для изменения отношения потребуется полная перестройка наших нынешних экономических и политических структур, это необходимо сделать. Как показывает история, если мы продолжим поощрять расширение и развитие, весьма вероятно, что мы увидим серьезные последствия для климата и экологии. Мы видели разрушительную природу индустриализма и капитализма. Мы можем предсказать и измерить влияние наших действий на окружающую среду. Мы знаем, что движемся в неправильном направлении, и мы ожидаем серьезных последствий. Так почему бы нам что-нибудь с этим не сделать?

VI. Ссылки

  • Маклафлин, Эндрю. О природе: индустриализм и глубинная экология . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, 1993. Печать.
  • Леопольд, Альдо, Чарльз Уолш Шварц и Альдо Леопольд. Альманах округа Санд. С другими очерками по сохранению из Раунд-Ривер . Нью-Йорк: Oxford UP, 1966. Печать.
  • Маколи, Дэвид. Размышляя о природе: философы экологии . Нью-Йорк: Гилфорд, 19 лет.96. Печать.
  • Истербрук, Грегг. «Манифест экореализма». Атлантика . Atlantic Media Company, 1995. Интернет. 13 апр. 2014.

Почему важно ценить природу

© Джеймс Морган / WWF-US

Почему важно ценить природу

Мир природы — это невероятное чудо, которое вдохновляет всех нас. Он лежит в основе нашей экономики, нашего общества, да и самого нашего существования. Наши леса, реки, океаны и почвы обеспечивают нас пищей, которую мы едим, воздухом, которым мы дышим, водой, которой мы орошаем наши посевы. Мы также полагаемся на них в отношении множества других товаров и услуг, от которых зависит наше здоровье, счастье и процветание.

Эти природные активы часто называют мировым «природным капиталом». Эти преимущества также чрезвычайно важны для экономики — от сельского хозяйства и лесного хозяйства до отдыха и туризма. Если вы сложите их все вместе, общая стоимость этих выгод окажется феноменальной — , по крайней мере, 125 триллионов долларов США в год .

Поскольку природа свободна, мы часто принимаем ее как должное и чрезмерно эксплуатируем. Мы вырубаем леса, истощаем океаны, загрязняем реки и строим заболоченные земли, не принимая во внимание последствия, которые это окажет. Не принимая во внимание преимущества, которые мы получаем от природы, мы создаем для себя огромные социальные и экономические издержки.

Нам нужно взглянуть на ценность природы в экономическом и социальном плане, чтобы лучше понять все последствия того выбора, который мы делаем. Вместо принятия решений, основанных на краткосрочных финансовых интересах, мы можем смотреть на долгосрочные выгоды для людей и экономики — и, конечно, для самой природы. Используя этот аргумент, мы убеждаем правительства и бизнес лучше заботиться о мире природы, чтобы он мог поддерживать всех нас в будущем.

«Если мы начнем понимать ценность природы для нашего общества и экономики, мы поймем важность жизни в гармонии с природой, а не ее уничтожения ради сиюминутной выгоды.