Мышление и деятельность — виды и приемы
Сегодня вы узнаете больше о мышлении с точки зрения обществознания и немного — с точки зрения психологии. В этой статье мы поговорим о том, как мышление связано с деятельностью человека, какие у него бывают виды и при чём тут Шерлок Холмс.
Что такое мышление
В статье «Деятельность человека» мы уже говорили о её 4 основных видах, в т. ч. об учении. Там мы разобрались, что познавательная деятельность помогает людям осваивать новые знания и навыки, которые нужны для жизни. Её высшая ступень, то, что выделяет человека из остального животного мира — это мышление.
Мышление в обществознании— это вид деятельности, в ходе которой человек представляет объективный мир в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Всё это — рациональные формы познания. С их помощью мы можем применять уже усвоенные знания, чтобы познавать мир вокруг. Так человек узнаёт новое об объектах и явлениях, которые нельзя познать другим, чувственным методом. Например, потрогать его.
Вместо этого человек пользуется информацией, которой владеет, чтобы прийти к выводам и решить нужную задачу. Первое, что ему для этого нужно, — знать важные для дела понятия.
Понятие — это мысль, в которой субъект фиксирует все важные признаки вещей.
Вы хорошо знакомы с этим термином — так можно назвать каждое определение, которое вы встречаете в учебнике. Но одних понятий мало, чтобы прийти к выводу. Важно разбираться в свойствах предметов и явлений, чтобы сопоставлять их друг с другом. Это делают с помощью суждений.
Суждение — это мысль, которая подтверждает или отрицает что-либо о предметах познания.
Суждения — это про связи предметов, явлений и их качеств. Они помогают нам узнать, как один объект взаимодействует с другим, и поможет ли это решить задачу. В результате такого анализа человек приходит к умозаключению.
Умозаключение — это рассуждение, в итоге которого субъект приходит к новому суждению — выводу.
Этот вывод и будет конечным продуктом мышления. Он поможет решить задачу либо окажется неподходящим, и тогда человек начнёт цепочку мышления с начала. Но уже будет пользоваться другими переменными — понятиями и суждениями. И так пока он не достигнет цели.
Давайте кратко разберёмся, как работает этот вид деятельности — мышление.
Пример № 1.
Денис нашёл в гараже оголённый провод под напряжением. Тот лежал прямо посреди пола, поэтому Денис решил его убрать подальше к стене, чтобы никто случайно не прикоснулся к нему. Проблема в том, что он не знает, где находится щиток, чтобы отключить электричество. Взгляд Дениса падает на железные щипцы и резиновые перчатки. Какой из этих двух вещей можно воспользоваться, чтобы безопасно поднять оголённый провод?
Чтобы выяснить это, Денис начинает размышлять. Из курса физики он знает, что такое железо, металл, резина и электрический ток. Всё это — понятия, которые ему пригодятся. Он также помнит, что все металлы хорошо проводят ток. А железо, из которого сделаны щипцы, относится к металлам. Это ключевые суждения, которые помогли Денису прийти к выводу: если взять провод щипцами, его ударит током, потому что железо — хороший проводник.
Первый вывод состоялся, но он не помог решить задачу. И Денис приступил к другим суждениям: резина — диэлектрик, т. е. вообще не проводит электричество. А перчатки как раз сделаны из резины. Значит, если надеть их, можно не бояться удара током. Денис сможет взять провод руками или щипцами и безопасно перенести его. Главное — не позволять проводу коснуться частей тела, которые не защищает резина. Задача решена!
Как видно из этого примера, у процесса мышления есть 3 этапа. Мы изобразили их на схеме ниже. Сохраняйте её: эта структура мыслительной деятельности может пригодиться на уроках.
Особенности мышления
Теперь разберёмся, как отличить мышление от любой другой познавательной деятельности. В этом вам помогут его особенности — каждую из них мы разобрали в таблице ниже.
Особенности мышления | |
---|---|
Особенность | Сущность |
Носит социально-исторический характер | Чтобы решить проблему, субъект пользуется знаниями и чувственным опытом, которые другие люди получали ранее |
Опосредованно | Чтобы получить знания об объекте, субъект опирается на личный чувственный опыт и знания, которые сам получил раньше |
Связано с языком | Чтобы выражать мысли и работать с суждениями, люди используют язык и речь |
Выражает обобщённое отражение действительности | Во время мышления субъект пользуется обобщениями, чтобы связывать качества предметов, которые он познаёт |
Проявляется в проблемной ситуации | На мышление субъекта толкает нерешённая задача, которая создаёт для него проблему |
Носит индивидуальный характер | Субъект вовлекает в мышление стороны своей личности |
Проверьте себя
Опираясь на пример № 1, сами придумайте ситуацию, которая проиллюстрировала бы процесс мышления.
Полезные подарки для родителей
В колесе фортуны — гарантированные призы, которые помогут наладить учебный процесс и выстроить отношения с ребёнком!
Типы мышления
Мышление, как и любая другая деятельность, бывает разным. И что интересно, его типы неодинаково проявляются у людей разного возраста. Всего принято выделять 3 вида мышления:
По их названиям уже можно примерно понять, чем они отличаются. Но мы разберём их более подробно и рассмотрим на примерах.
Наглядно-действенное мышление
Его основа — преобразующая деятельность. Т. е. человек физически изменяет что-либо вокруг себя, чтобы решить задачу.
Давайте проиллюстрируем это мышление на примере ранних этапов развития человечества. У древних людей ещё не было таких точных знаний об объектах, как у нас сейчас. Для любой задачи они пробовали в действии несколько разных предметов, чтобы понять их свойства. И в конце выбирали тот, что подходил лучше всего. Так, например, они выяснили, что сухие ветки горят лучше тех, что были сломаны только что.
Также психологи говорят, что наглядно-действенным мышлением обладают все дети до 3 лет. В этом возрасте они познают мир через действия. Например, сравнивают предметы, складывают их и узнают качества. Часто даже ломают игрушки, чтобы узнать, что у них внутри и как они работают.
Но это не значит, что взрослому человеку не присуще такое мышление. В сознательном возрасте мы тоже пользуемся им, когда не знаем, к чему точно могут привести действия. Разберёмся на примере.
Пример № 2.
Аня примерно понимает, какие функции может выполнять духовка. Но что делают конкретные кнопки — не знает. Поэтому она проверяет их опытным путём: нажимает, чтобы разобраться, для чего они нужны. Это пример наглядно-действенной мыслительной деятельности у взрослых.
Наглядно-образное мышление
Наглядно-образное мышление — это тип мышления, при котором человек анализирует, сравнивает и обобщает свойства предметов в воображении.
В отличие от наглядно-действенного мышления здесь уже не нужно что-то делать физически. Всё происходит внутри нашей головы.
Этот вид характерен для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Им не обязательно что-то трогать или проверять в действии — к этому времени ребёнок уже получил достаточно чувственного опыта. Теперь он может перебирать эти знания в голове, чтобы ярко представлять сущность объектов познания.
То же самое могут и взрослые люди. Давайте рассмотрим пример.
Иван затеял ремонт дома — захотел обновить обои. Он выбрал несколько вариантов в интернете и теперь может мысленно примерить их на стены в квартире. Так он поймёт, подойдут они к интерьеру или нет. Это пример наглядно-образного вида мышления у взрослых.
Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление — это абстрактный тип мышления, при котором человек пользуется известными понятиями и суждениями, которые не всегда можно выразить в чувственных образах.
Понимаем, звучит сложно. Но всё станет ясно, если вы попробуете представить гордость как конкретный объект. Или тревогу. Или привязанность. У вас не выйдет, потому что эти явления нельзя увидеть, потрогать и попробовать на вкус. Но всё же мы понимаем, что они означают. И пользуемся ими в жизни.
Как и при наглядно-образном мышлении, в процессе участвует только головной мозг. Но и представлять что-либо человеку тоже не нужно. Чтобы решить задачу, мы оперируем особыми инструментами в голове. С некоторыми из них вы уже знакомы: это понятия, суждения и умозаключения. Но психологи выделяют и другие виды:
теории;
гипотезы;
методы и т. д.
Пример словесно-логического мышления — это ответ школьника у доски на любом из уроков. В это время ученик пользуется известными ему понятиями и сводит их между собой, чтобы решить задачу. Например, подбирает нужную теорему на математике.
Пример № 1 про Дениса и оголённый провод тоже показывает, как работает словесно-логическое мышление. Если это необходимо, вернитесь к нему, чтобы разобрать процесс уже с новой точки зрения.
Типы мышления: сводная таблица
В этом разделе мы поговорили о 3 основных типах мышления.
Типы мышления | ||
---|---|---|
Тип | Сущность | Пример |
Наглядно-действенное | Человек познаёт мир через физические действия с объектом познания | Ребёнок раскладывает игрушки по цветам, пробует их на вкус. Взрослый делает перестановку дома: пробует ставить диван то к одному, то к другому углу. |
Наглядно-образное | Человек анализирует, сравнивает и обобщает свойства предметов в воображении | Ребёнок представляет дерево с помощью воображения, чтобы потом нарисовать его. Взрослый выбирает в магазине цвет плитки для ванной и представляет результат. |
Словесно-логическое | Человек пользуется известными понятиями и суждениями, которые не всегда можно выразить в чувственных образах | Ребёнок решает задачу по физике. |
Методы мышления
Человек может по-разному оперировать понятиями и суждениями, чтобы прийти к выводу. В этом ему помогают особые методы или приёмы мышления. В этой статье мы рассмотрим лишь 5, но в обществознании их гораздо больше. Первый из них — анализ.
Анализ — это метод мышления, при котором человек делит целое на части, из которых оно состоит.
Это необходимо, чтобы узнать, как устроено это самое целое. Так, ученик в классе раскладывает число на множители, а диетолог считает сочетание белков, жиров и углеводов в порции пасты.
Синтез — это метод мышления, при котором человек объединяет части в единое целое.
Синтез — это то же самое, что анализ, только наоборот. При этом важно понимать, что эти два процесса действуют сообща. Здесь подойдёт пример, который мы уже разбирали раньше: ребёнок сначала разбирает машинку на радиоуправлении, а потом собирает снова. И всё это затем, чтобы понять, как она работает.
Сравнение — это метод мышления, при котором человек сопоставляет объекты или явления по их качествам для решения одной и той же задачи.
Чтобы проиллюстрировать этот процесс, можно вспомнить о сухих и свежих ветках для костра, которые сравнивали древние люди.
Индукция — это метод мышления, при котором человек движется от частного к общему, чтобы прийти к умозаключению.
При этом важно понимать, что часто такое умозаключение не достоверно на все 100%, а лишь показывает вероятность. А потому индуктивные выводы всегда важно проверять.
Допустим, некий человек говорит вам, что все кошки, которых он видел в жизни, были рыжими. А значит, все кошки на Земле — тоже рыжие. В этом случае человек сделал общий вывод из частного случая. Но оказался неправ, ведь кошки бывают разного окраса.
Дедукция — это метод мышления, при котором человек движется от общего к частному, чтобы прийти к умозаключению.
В отличие от индукции, при дедуктивных рассуждениях мы с самого начала движемся от достоверных общих фактов, а в выводе только уточняем истину. Поэтому умозаключения, которые человек получает с помощью дедукции, на 100% справедливы. Конечно, если изначальный факт действительно был фактом.
Например, мы знаем, что зимой в Сибири всегда холодно. Это достоверное суждение общего характера. От него мы можем прийти к частному — зимой 2023 года в Сибири тоже будет холодно.
Это интересно
Дедукцию как приём мышления принято связывать с Шерлоком Холмсом — знаменитым героем произведений Артура Конан Дойля. О том, что гениальный сыщик пользовался методом «от общего к частному» слышал почти каждый.
А как вам тот факт, что в рассуждениях этого персонажа индукция встречается гораздо чаще? Например, при первой встрече с доктором Ватсоном, Шерлок заявляет, что тот — военный врач, который был ранен в Афганистане. И вот как он объясняет догадку о ранении:
«Был ранен в левую руку — держит её неподвижно и немножко неестественно».
Если это дедуктивное рассуждение, то Холмс имеет в виду, что все, кто был ранен в руку, держат её неподвижно и неестественно. И это спорно: ранение могло быть лёгким и быстро зажить. А дедуктивный метод, как мы помним, любит острые факты, а не предположения.
С другой стороны — это обычная черта для индукции. Шерлок мог предположить, что неподвижная и неестественная рука всегда означает только ранение. И это тоже лишь догадка, но такой подход их терпит. Значит, перед нами именно индукция.
Всех примеров в одной статье не описать, а потому советуем прочесть хотя бы одну книгу из цикла, чтобы убедиться в этом самим.
Проверьте себя
А теперь — к вопросам для самопроверки. Давайте выясним, удалось ли вам как следует разобраться в мышлении и его приёмах с точки зрения обществознания.
Задание № 1
Одна из особенностей мышления — личный характер такой деятельности. В статье мы объяснили это тем, что субъект вовлекает черты своей личности в этот процесс. Как вы это поняли? Приведите пример, как именно черты характера и другие особенности личности могут отражаться на мышлении человека.
Задание № 2
Прочитайте описание ситуации ниже и определите тип мышления, который человек использует в ней.
Трёхлетний ребёнок играет на полу в гостиной. Внезапно он замечает плюшевого мишку на полке шкафа. Он пробует дотянуться до него, но у него не получается, — полка слишком высоко. Тогда ребёнок подтаскивает стул к шкафу, залезает на него и достаёт игрушку.
Задание № 3
Вспомните методы мышления, которые мы разобрали в конце статьи. Придумайте хотя бы по одному примеру, чтобы проиллюстрировать каждый из этих процессов. Это могут быть ситуации из жизни, сцены из литературы или кинематографа, исторические события и т. д.
Советуем включить тему «Мышление и деятельность человека» в ваш план подготовки к ЕГЭ по обществознанию — на экзамене иногда встречаются вопросы по ней. Или готовьтесь вместе с преподавателем, с которым точно не упустите ничего важного. Например, на курсах обществознания в Skysmart. На уроках вы разберётесь в сложных темах, узнаете больше о структуре экзамена и научитесь справляться со стрессом. И всё это — по вашему индивидуальному плану. До встречи на бесплатном вводном занятии!
Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и ответственность
Мы с вами уже говорили о том, что человека окружает огромный материальный мир, который отражается в его сознании.
Активный процесс отражения материального мира в понятиях, суждениях, теориях принято называть мышлением.
Мышление совершается в коре головного мозга, но по своей природе социально. Недостаточно просто родиться человеком и обладать мозгом, необходимо ещё жить среди людей, общаться с ними, овладевать навыками осуществления мыслительных операций и так далее.
Можно выделить следующие основные этапы мышления:
· Наличие потребности что-либо узнать; интереса к чему-либо новому, неизвестному.
· Стремление узнать это новое – формулировка задачи: определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.
· Решение поставленной задачи: мыслительный процесс.
· Достижение нового знания, которым человек ранее не обладал.
Принято выделять два основных типа мышления:
· образное (в этом случае речь идёт о получении конкретных знаний, когда нужно понять, каким образом действовать в той или иной ситуации). Например, тот, кто придумал зонт, совершил конкретную мыслительную операцию и придумал, как оставаться сухим во время дождя;
· теоретическое (понятийное) – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом. Например, человек не занялся изготовлением зонта, а пытался объяснить, почему идёт дождь.
Как вы уже поняли, с мышлением связано и понятие деятельности. Деятельность – это способ отношения человека к окружающему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Специфика человеческой деятельности заключается в следующем:
· приспособление к окружающей среде путём её преобразования или создания искусственной среды обитания. Согласитесь, что сегодня человек может создать условия для жизни не только в привычной и комфортной для себя среде обитания, но и в экстремальных для человеческого организма условиях, например, в Антарктиде, на дне Мирового океана и даже в космосе;
· человеческая деятельность является осознанной. Человек осуществляет целеполагание. Он самостоятельно определяет цель своей деятельности. Например, человек может подолгу высматривать животное не для того, чтобы его убить из-за инстинктивного чувства голода, а для того, чтобы сфотографировать и отправить фотографию в какой-нибудь известный журнал. То есть человек не действует для достижения целей, которые запрограммированы в нём природой, он сам их формулирует и ставит перед собой, исходя из различных своих потребностей: биологических, социальных, духовных и так далее;
· выбор наиболее целесообразных способов достижения намеченного результата (действия человека изначально не запрограммированы). Например, человек придумывает новые или использует уже известные всем технологии по-новому, использует специальные материалы, которых нет в природе, и так далее;
· воздействие на среду специально изготовленными орудиями труда, которые усиливают физические возможности человека. Например – это всевозможные инструменты, станки, роботы, различные гаджеты и так далее;
· продуктивный, творческий, созидательный характер труда (не просто потребительский). Согласитесь, что на протяжении всей своей истории человек что-нибудь изобретал. Изобретение колеса, часов, радио и телевидения, микроскопа, электрической лампочки, сотового телефона и многих других вещей позволило человечеству уверенно двигаться вперёд.
·
Можно выделить следующие структурные элементы деятельности:
· Субъект – тот, кто действует: отдельные люди, общество в целом.
· Объект – то, на что направлено действие.
· Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности (потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы).
· Цель деятельности – осознанный образ результата, на достижение которого направлено действие человека.
· Методы и средства достижения – то, что человек использует в своей деятельности для достижения поставленной цели.
· Действие – это конкретные усилия, сам процесс, направленный на достижение поставленной цели.
· Результат (продукт деятельности) – то, что человек получает в результате своей деятельности.
· Оценка и самооценка (рефлексия) деятельности – анализ результата по завершении деятельности.
А какие виды деятельности существуют? Принято выделять следующие виды деятельности:
· Игра – особый вид деятельности, целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс.
· Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
· Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
· Общение – вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями.
Здесь стоит обратить внимание на то, что по мнению ряда исследователей, общение не является отдельным видом деятельности, поскольку оно присуще всем трём видам, то есть ни игра, ни труд, а тем более учение без общения невозможно.
· Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
·
Классификация деятельности осуществляется по разным основаниям:
· По объектам и результатам (продукту) деятельность может быть материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).
· По субъекту деятельности деятельность может быть: индивидуальная и коллективная.
· По характеру деятельности деятельность может быть: репродуктивная и творческая.
· По соответствию правовым нормам деятельность может быть: законная и незаконная.
· По соответствию моральным нормам деятельность может быть: моральная и аморальная.
· По соотношению с общественным прогрессом деятельность может быть: прогрессивная и реакционная.
· По сферам общественной жизни деятельность может быть: экономическая, политическая, культурная, социальная и так далее.
· По особенностям проявления общественной активности деятельность может быть: внешняя и внутренняя.
Чем может быть вызвана деятельность? Мотивами любой деятельности являются потребности и интересы человека.
Потребность – это нужда человека в чём-либо, что составляет необходимое условие его существования.
Существуют следующие виды потребностей:
· Биологические (материальные) – потребности в пище, одежде, жилище, поддержании гигиены и так далее.
· Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в достижении определённого социального статуса, общественном признании.
· Духовные (познавательные, идеальные) – потребности в знаниях, в творческой деятельности, создании прекрасного и так далее.
Виды потребностей взаимосвязаны. Например, человек получает образование, новые знания не просто из интереса к ним, а из потребности получить определённую профессию, совершить карьерный рост, занять определённое социальное положение.
Одну из самых известных иерархий потребностей человека составил американский психолог Абрахам Маслоу. Широко известна «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая все человеческие потребности.
Маслоу распределил их по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
В основании пирамиды лежат физиологические потребности (утоление голода, жажды и так далее). Ступенью выше, над ней — потребность в любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении (признании) и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И, наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).
Причём последние три уровня – «познание», «эстетические» и «самоактуализация» – в общем случае называют «потребностью в самовыражении» (потребность в личностном росте).
Важно заметить, что каждая из потребностей необязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
«Я совершенно убеждён, что человек живёт хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, всё более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Человеческие потребности можно группировать не только в виде пирамиды, но и по группам, например на первичные и вторичные.
К первичным потребностям можно отнести:
· Физиологические – пища, одежда, продолжение рода, отдых.
· Экзистенциальные (от лат. «существование») – безопасность, комфорт, уверенность в завтрашнем дне.
К вторичным потребностям можно отнести все остальные:
· Социальные – общение, привязанность, забота и внимание, участие в общественной деятельности.
· Престижные – уважение, самоуважение, признание.
· Духовные – самовыражение, самореализация (раскрытие способностей).
Следует помнить и о том, что потребности человека могут быть истинными и ложными.
Истинные потребности –потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и другие.
Ложные потребности – это потребности, удовлетворение которых ведёт к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Например, одними из крайних проявлений ложных потребностей являются потребности человека в табаке, алкоголе или наркотиках.
Ещё одними важными мотивами деятельности человека являются интерес, склонность и установка.
Интерес (от лат. «важно») – это целенаправленное отношение человека к объекту какой-либо своей потребности; реальная причина, которая осознаётся человеком и направляет его познавательную и практическую деятельность.
Склонность –это направленность на определённую деятельность (интерес – на определённый предмет).
Установка – это состояние готовности человека совершить что-либо, предрасположенность к активным действиям в определённой ситуации.
Как вы думаете, свободен человек в своей деятельности или нет? В ответе на этот вопрос есть два подхода: фатализм и волюнтаризм.
Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости. По мнению фаталистов, всё, что происходит с человеком, заранее определено богами, судьбой и так далее, поэтому человеку и не стоит пытаться быть свободным.
Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю человека как первооснову всего сущего. По мнению волюнтаристов, только воле человека подчинено всё вокруг, она лежит в основе всего происходящего, то есть если человек сильная личность, то он может достичь всего, чего пожелает, в том числе вопреки окружающим его обстоятельствам.
Под самим же термином «свобода» понимают возможность делать осознанный выбор целей деятельности и средств их достижения, опираясь на умение познавать объективную необходимость.
Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов, обусловленная всем предшествующим ходом развития.
Когда человек осознает, какие внешние условия существуют, в каких внешних условиях он действует, что он может изменить, что он не может изменить, только тогда он свободен делать выбор. Подчиняться этим внешним условиям, действовать в соответствии с ними или не подчиняться и нести за это ответственность.
Ответственность – это особое отношение между поступками человека, его намерениями и оценками действий и намерений другими людьми, обществом.
Ответственность – это личностная характеристика человека, описывающая его способность проанализировать ситуацию, спрогнозировать последствия своих действий и сделать выбор, с готовностью принять его последствия.
Ответственность – стремление оценить последствия своих выборов и готовность принять их принадлежность себе.
Конечно же, абсолютной свободы не бывает, свободны мы только в наших мыслях, но и то не всегда. Есть даже определённое правило, которое гласит: «Абсолютная свобода равно абсолютный хаос».
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.
1. Что такое мышление?
2. Что такое деятельность?
3. В чём состоят потребности и интересы человека?
4. В чём заключается свобода и ответственность в человеческой деятельности?
Общественные науки | История, дисциплины, будущее развитие и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Table of Contents
- Introduction & Top Questions
Heritage of the Middle Ages and the Renaissance
- Effects of theology
- Effects of the classics and of Cartesianism
Heritage of the Enlightenment
XIX век
- Основные темы демократических и промышленных преобразований
- Новые идеологии
- New intellectual and philosophical tendencies
- History of the separate disciplines
- Economics
- Political science
- Cultural anthropology
- Sociology
- Social psychology
- Social statistics и общественная география
Общественные науки рубежа ХХ века
- Наука и социальные науки
- Социальные науки в исследовательских университетах
- Ранние попытки науки о человеке: Дюркгейм и Вебер
Человечество как символическое
феномен
- Идентичность, воля и мыслящее я
- Институты, нации и цивилизации
- Применение науки о человеке: национализм, экономический рост и психические заболевания
Краткие факты
- резюме социальных наук
- Связанный контент
Социальные дисциплины – UKRI
Совет по исследованиям в области экономических и социальных наук (ESRC) финансирует исследования по широкому кругу дисциплин. К ним относятся следующие дисциплины.
Демография
Демография – это изучение населения, его изменений и тенденций с использованием таких ресурсов, как статистика рождений, смертей и болезней.
Региональные исследования и исследования развития
Региональные исследования и исследования развития — это междисциплинарная отрасль социальных наук, которая занимается рядом социальных и экономических проблем, связанных со странами с низким и средним уровнем дохода в различных географических регионах.
Экономика
Экономика стремится понять, как люди взаимодействуют в социальной структуре, чтобы ответить на ключевые вопросы о производстве и обмене товаров и услуг.
Экономическая и социальная история
Экономическая и социальная история рассматривает прошлые события, чтобы извлечь уроки из истории и лучше понять процессы современного или близкого к современному общества.
Образование
Образование – одна из самых важных социальных наук, изучающая, как люди учатся и развиваются.
Экологическое планирование
Экологическое планирование исследует процессы принятия решений для управления отношениями внутри и между человеческими системами и природными системами, чтобы управлять этими процессами эффективным, прозрачным и справедливым образом.
Человеческая география
Человеческая география изучает мир, его людей, сообщества и культуры и отличается от физической географии главным образом тем, что фокусируется на деятельности человека и ее влиянии, например, на изменение окружающей среды.
Лингвистика
Лингвистика фокусируется на языке и на том, как люди общаются с помощью звуков и слов. Для ESRC это включает компьютерную лингвистику, психолингвистику, социолингвистику, овладение языком и междисциплинарные социальные исследования с участием лингвистики.
Менеджмент и бизнес-исследования
Менеджмент и бизнес-исследования изучают широкий спектр аспектов, связанных с деятельностью и управлением бизнесом, таких как стратегическое и оперативное управление, организационная психология, трудовые отношения, маркетинг, бухгалтерский учет, финансы, логистика и производительность.
Политика и международные исследования
Политика фокусируется на демократии и отношениях между людьми и политикой на всех уровнях, от индивидуального до национального и международного.
Международные исследования — это изучение отношений между странами, включая роль других организаций.
Психология
Психология изучает человеческий разум и поведение, чтобы попытаться понять, как люди и группы воспринимают мир через различные эмоции, идеи, когнитивные процессы и состояния сознания. ESRC также охватывает элементы психического и общественного здоровья.
Исследования в области науки и техники
Исследования в области науки и техники касаются того, что делают ученые, какова их роль в нашем обществе, истории и культуры науки, а также политики и дебатов, которые формируют наш современный научный и технологический мир.
Социальная антропология
Социальная антропология — это изучение того, как устроены и понимаются человеческие общества и социальные структуры.
Социальная политика
Социальная политика — это междисциплинарный и прикладной предмет, связанный с анализом реакции общества на социальные нужды, с акцентом на аспекты общества, экономики, общественного и глобального здравоохранения, а также политику, которые необходимы для человеческого существования, и как они могут быть предоставлены.
Социальная работа
Социальная работа фокусируется на социальных изменениях, решении проблем в человеческих отношениях, расширении возможностей и освобождении людей для укрепления социальной справедливости. ESRC также охватывает более широкую социальную помощь взрослым и детям.
Социальная статистика, методы и вычисления
Социальная статистика, методы и вычисления включают сбор и анализ количественных и качественных данных социальных наук.
Социально-правовые исследования
Социально-правовые исследования сосредоточены на социальных, политических и экономических влияниях и их влиянии на право и правовую систему.
Leave A Comment