запиши к какому типу текста относится первый абзац старик лодыжкин с мальчикоми с собакой — Знания.site

Ответы 2

было бы конечно неплохо весь текст увидиеть, но данный абзац относится к типу :повествование

относится к повествовательному типу

  • Автор:

    jadyn40

  • Оценить ответ:

    0

Знаешь ответ? Добавь его сюда!

Последние вопросы

  • Математика

    5 часов назад

    https://gamejolt.com/invite/Mukhin

  • Математика

    20 часов назад

    что делать когда скучно

    не пишите срать через окно и тому подобное

  • Геометрия

    1 день назад

    ПОМОГИТЕ С ГЕОМЕТРИЕЙ ПОЖАЛУЙСТА, желательно с рисунком

  • Математика

    1 день назад

    Ой лето😍😘

  • Геометрия

    2 дня назад

    Помогите пожалуйста с геометрией срочно

  • Математика

    2 дня назад

    84 баллов в скайсмарте ,это 5 или 4?
  • Геометрия

    2 дня назад

    Из вершины развернутого угла АВС проведен луч ВК и проведена биссектриса ВМ угла АВК. Найдите угол АВМ, если угол СВК равен 54о

  • Геометрия

    2 дня назад

    Посогите пожалуйста с геометрией срочно

  • ОБЖ

    2 дня назад

    8. Наиболее частые заболевания, связанные с сосудосуживающим действием никотина:

    a) Инфаркт миокарда б) Переживающая хромота или гангрена конечности

    b) Кровоточивость из носа и ушей г) Расширение вен нижних конечностей д) Гипотония

  • Математика

    2 дня назад

    20.000 — 282 x 750 / 47 + 989 пожалуйста помогите мне

  • Химия

    2 дня назад

    определить массу 5,6 л. Аргона при давлении 202,6 кПа и t27 градусов Цельсия . Решить задачу двумя способами

  • Физика

    3 дня назад

    Металлическое тело кубической формы со стороной 10 см плавает в резервуаре с ртутью. В резервуар налили жидкость таким образом, что её верхний уровень совпал с верхней горизонтальной поверхностью тела. Рассчитай высоту столба налитой в резервуар жидкости.

    Справочные данные: плотность металла — 11350 кг/м³, плотность ртути — 13600 кг/м³, плотность жидкости — 1030 кг/м³. (Ответ округли до десятых.)

  • Физика

    3 дня назад

    Металлический предмет кубической формы со стороной 40 см плавает в сосуде с ртутью. В сосуд налили жидкость таким образом, что её верхний уровень совпал с верхней горизонтальной поверхностью предмета. Рассчитай высоту столба налитой в сосуд жидкости.

    Справочные данные: плотность металла 7800 кг/м³, плотность ртути 13600 кг/м³, плотность жидкости — 1000 кг/м³.

    (Ответ округли до десятых.)

  • Математика

    3 дня назад

    Маша кормит собачек

    У Маши три собачки Диди, Мими и Фифи. Диди весит 3 кг, Фифи 3,5 кг, а Мими 4,5 кг.

    Всего у Маши 33 кг корма на месяц для собачек. Она хочет пересыпать корм в коробки пропорционально весу каждой собаки. Сколько корма в какую коробку она должна пересыпать? Ответы дайте в килограммах.

  • Физика

    3 дня назад

    Металлический предмет кубической формы со стороной 30 см. плавает в резервуаре с ртутью. В резервуар налили жидкость таким образом, что её верхний уровень совпал с верхней горизонтальной поверхностью предмета. Найди высоту столба налитой в резервуар жидкости.

    Справочные данные: плотность металла 2700 кг/м², плотность ртути — 13600 кг/м³, плотность жидкости — 1000 кг/м³.

    (Ответ округли до десятых.)

Смысл мертвых душ Гоголя кратко. Значение названия поэмы Н.В.

Значение названия и своеобразие жанра поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

План

Введение

1 Основная часть 900 05

1.1 значение названия поэмы «Мертвые души»

1.2 Определение Н. В. Гоголя жанра «Мертвые души»

1.3 Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»

2 Выводы о жанровом своеобразии «Мертвых душ»

Заключение

Библиография

Введение

«Мертвые души» — гениальное произведение Николая Васильевича Гоголя. Именно на него Гоголь возлагал свои главные надежды.

«Мертвые души» — стихотворение. История его создания охватывает почти всю творческую жизнь писателя. Первый том был создан в 1835-1841 гг. и издан в 1842 г. Над вторым томом писатель работал в 1840-1852 гг. В 1845 году он впервые сжег готовый текст. К 1851 году он закончил новый вариант тома — и сжег его 11 февраля 1852 года, незадолго до своей смерти.

«Мертвые души» тесно связаны с именем Пушкина и созданы под его влиянием. Пушкин дал Гоголю сюжет «Мертвых душ». Гоголь говорил об этом в «Авторской исповеди»: «Пушкин дал мне свой собственный сюжет, из которого хотел сделать себе что-то вроде стихотворения и который, по его словам, он никому другому не дал бы. Это был сюжет «Мертвых душ».

Вскоре Гоголь прочитал первые главы поэмы Пушкину. Он сам говорил об этом: «Когда я начал читать первые главы «Мертвых душ» Пушкину в том виде, в каком они были прежде, Пушкин, который всегда смеялся, когда я читал (он был охотником за смехом), стал постепенно становиться все мрачнее. и мрачнее, и, наконец, сделался совсем мрачным. Когда чтение кончилось, он сказал тоскливым голосом: «Боже, как грустна наша Россия». Меня это поразило. Пушкин, так хорошо знавший Россию, не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка! Тогда-то я и увидел, что значит взятая от души материя и вообще духовная истина, и в какой ужасающей для человека форме может быть представлена ​​тьма и устрашающее отсутствие света. С тех пор я уже стал думать только о том, как смягчить тягостное впечатление, которое могли произвести «Мертвые души».

Давайте вспомним: Гоголь в «Мертвых душах» искал такое сочетание тьмы и света, чтобы создаваемые им картины не ужасали человека, а давали надежду.

Но где свет в его картинах? Кажется, если он и существует, то только в лирических отступлениях — о целительной бесконечной дороге, о быстрой езде, о России, которая мчится «юркой, непобедимой тройкой». Так-то так, но давно подмечено, что по этим дорогам бродит не кто иной, как Чичиков, и чуть ли не в голове у него рождается проникнутое лирическим пафосом рассуждение…

Мир поэмы «Мертвые души» — это мир, где события, пейзажи, интерьеры, люди столь же достоверны, сколь и фантастичны; сдвигать эти образы в своем сознании к тому или иному полюсу — значит обеднять их; напряжение между полюсами выражает гоголевское отношение к России, к ее прошлому, настоящему и будущему.

Так что же означает название стихотворения? Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? Как понять это?

Целью данного исследования является выяснить, что означает название поэмы «Мертвые души» и объяснить особенности жанра этого произведения.

Для этого необходимо решить следующие задания:

1. Творчески изучить стихотворение «Мертвые души».

2. Проследить мнение Н.В. Гоголя о поэме.

3. Рассмотреть критические материалы о поэме «Мертвые души».

1 Основная часть

1.1 Смысл названия поэмы «Мертвые души»

Название «Мертвые души» настолько двусмысленно, что породило множество читательских догадок, научных споров и особых исследования.

Словосочетание «мертвые души» звучало в 1840-х годах странно, казалось непонятным. Ф. И. Буслаев рассказывал в своих воспоминаниях, что когда он «впервые услышал загадочное название книги, то сначала вообразил, что это какой-то фантастический роман или повесть вроде «Вия». Действительно, название было необычным: человеческая душа считалась бессмертной, а вдруг умерших душ!

«Мертвые души, — писал А. И. Герцен, — это заглавие несет в себе нечто устрашающее». Впечатление от имени усиливалось тем, что само это выражение до Гоголя в литературе не употреблялось и вообще было малоизвестно. Его не знали даже знатоки русского языка, например, профессор Московского университета М. П. Погодин. Он с негодованием писал Гоголю: «В русском языке нет мертвых душ. Есть ревизионные души, назначенные, потерянные и обретенные. Погодин, собиратель старинных рукописей, знаток исторических документов и русского языка, писал Гоголю с полным знанием дела. Действительно, это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в законах и других официальных документах, ни в научной, справочной, мемуарной, художественной литературе. М. И. Михельсона, в сборнике крылатых выражений русского языка, много раз переиздававшемся в конце XIX в.го века, приводит словосочетание «мертвые души» и ссылается только на поэму Гоголя! Других примеров Михельсон в том огромном литературно-лексическом материале, который он просматривал, не нашел.

Каким бы ни было происхождение, основные значения названия можно найти только в самом стихотворении; здесь и вообще каждое известное слово приобретает свой, чисто гоголевский оттенок.

Существует прямое и очевидное значение названия, вытекающее из истории самого произведения. Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизора», был дан ему, по словам Гоголя, Пушкиным: он рассказывал историю о том, как хитрый коммерсант скупал у помещиков, то есть умерших крестьян, мертвые души. Дело в том, что с петровских времен в России ревизии (проверки) численности крепостных производились каждые 12-18 лет, так как помещик был обязан уплачивать правительству подушную подать за крестьянина мужского пола. По результатам проверки составлены «ревизские сказки» (списки). Если в период от ревизии до ревизии крестьянин умирал, он все равно числился в списках и за него налог платил помещик — до составления новых списков.

Это мертвые, но считающиеся живыми мошенники-торговцы и задумавшие купить по дешевке. Какая здесь была польза? Получается, крестьяне могли быть заложены в Опекунском совете, то есть могли получать деньги за каждую «мертвую душу».

Самая высокая цена, которую Чичикову пришлось заплатить за «мертвую душу» Собакевича, была два с половиной. А в Попечительском совете он мог получить по 200 рублей за каждую «душу», то есть в 80 раз больше.

Идея Чичикова обыденна и фантастична одновременно. Обычно потому, что покупка крестьян была делом будничным, а фантастическим, потому что продаются и покупаются те, у кого, по словам Чичикова, «остался только один звук, неосязаемый для чувств».

Никто не возмущен этой сделкой, самые недоверчивые лишь слегка удивлены. В реальности человек становится товаром, а бумага заменяет человека.

Итак, первое, наиболее очевидное значение имени: «мертвая душа» — умерший, но существующий в бумажном, чиновничьем «обличии» крестьянин, ставший предметом спекуляций. У некоторых из этих «душ» есть собственные имена, персонажи в поэме, о них рассказывают разные истории, так что даже если сообщается, как с ними случилась смерть, они оживают на наших глазах и выглядят, может быть, более живыми. чем другие «персонажи».

« Милушкин, каменщик! Мог поставить печь в любом доме.

Максим Телятников, сапожник: что шилом колет, то сапоги, что сапоги, то спасибо, да хоть в рот пьяному…

Возчик Михеев! Ведь больше бригад он не делал, аж весенние…

А Пробка Степан, плотник? Ведь какая это была сила! Ежели бы он служил в гвардии, бог знает что бы ему дали, три аршина и версту ростом!

Во-вторых, под «мертвыми душами» Гоголь подразумевал помещиков-

феодалов, угнетавших крестьян и мешавших хозяйственному и культурному развитию страны.

Но «мертвые души» — это не только помещики и чиновники: это «безответно умершие жители», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца своего». Любой человек может превратиться в Манилова и Собакевича, если в нем растет «ничтожная страсть к малому», заставляющая его «забывать великие и святые обязанности и видеть великое и святое в ничтожных безделушках».

Не случайно портрет каждого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не только посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, но и «углубить это тяжелое вопрошание в собственную душу: «Нет ли и во мне части Чичикова?» Таким образом, название стихотворения очень емкое и многогранное.

Художественную ткань стихотворения составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Автор показывает реальный мир, воссоздавая современную действительность. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она есть воплощение божественного начала в человеке. А в «реальном» мире вполне может быть «мертвая душа», потому что для жителей душа — это лишь то, что отличает живого человека от мертвого.

Название, данное Гоголем своей поэме, было «Мертвые души», но на первой странице рукописи, представленной цензуре, цензор А.В. Никитенко добавил: «Приключения Чичикова, или… Мертвые души». Так называлась поэма Гоголя около ста лет.

Эта хитрая приписка приглушала социальную значимость поэмы, отвлекала читателей от размышлений о страшном заглавии «Мертвые души», подчеркивала значимость домыслов Чичикова. СРЕДНИЙ. Оригинальное, небывалое название, данное Гоголем, Никитенко низводил до уровня заглавий многочисленных романов сентиментального, романтического, покровительственного направления, соблазнявших читателей удивительными, витиеватыми названиями. Наивная хитрость цензора не уменьшила значения гениального произведения Гоголя. В настоящее время поэма Гоголя издается под названием, данным автором, — «Мертвые души».

Название произведения «Мертвые души» неоднозначно. , как известно, задумал трехчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том – Ад, то есть обитель мертвых душ.

Во-вторых, с этим связан сюжет произведения. В XIX веке умерших крестьян называли «мертвыми душами». В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продает их Попечительскому совету. Мертвые души в документах числились живыми, и Чичиков получил за это немалую сумму.

В-третьих, название подчеркивает острую социальную проблему. Дело в том, что в то время продавцов и покупателей мертвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властями. Казна была пуста, а предприимчивые аферисты нажили состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или Мертвые души», сместив акцент на личность Чичикова, а не на острую социальную проблему.

Возможно, идея Чичикова кому-то покажется странной, но все сводится к тому, что нет разницы между мертвым и живым. Оба в продаже. И мертвые крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определенную плату. Человек полностью теряет свой человеческий облик и становится товаром, а вся его сущность сводится к листу бумаги, который указывает, жив ты или нет. Получается, что душа смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездушным, лишенным религии и каких-либо морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирическая составляющая заключается в описании природы и духовного мира.

Гоголь не закончил свою поэму «Мертвые души», так как понял, что ситуацию в России уже давно не исправить, хотя в первом томе она все же дает некоторую надежду на светлое будущее.

Гоголь написал «Мертвые души» в то время, когда в России еще существовало крепостное право. Поэтому многие помещики ужасно обращались с крестьянами: били их, унижали, продавали как домашних животных. Помещики старались заполучить как можно больше крестьян, это считалось богатством.

Гоголь свою поэму осветил на этом, Чичиков — прообраз всех помещиков России. Чичиков начинает свое путешествие по провинции, чтобы скупить «мертвые души». Также есть повествование об образе жизни помещиков на примере Коробочки, Собакевича или других героев. Они, конечно, отличаются друг от друга. Коробка дорожит каждой копейкой, а другой главный герой тратит последнюю. Манилов, он даже не знает, сколько у него душ, равнодушен ко всему происходящему. Но их общая черта в том, что все помещики просто существуют, ничего не делают, сидят на шее у государства.

Любой помещик у Гоголя не особо грамотен, все они необразованны. Плюшкин показан скрягой, он жалеет даже самого себя, а Собакевич ворует и обманывает. Манилов уже несколько лет читает одну и ту же книгу, которая пылится на четырнадцатой странице.

На протяжении всей поэмы Гоголь изображает грубых, унизительных, неграмотных, жестоких помещиков. Но в стихотворении можно увидеть и любование природой, это отрывок о русской дороге, описания обстановки. Тройку сравнивают с Россией, так автор показывает, что шанс изменить Родину есть, но это будет в будущем, в другой России.

Кроме того, Гоголь изобразил еще и функции государства, его нецелесообразность, ведь в то время нельзя было продавать и покупать души, а многим, например, Чичикову, это удавалось. Это значит, что порядка в стране не было. Никто не соблюдал права человека, люди жили за деньги, «мертвые души», пустое существование, никто из представленных героев пользы обществу не принес.

Но есть два героя, которые, по словам Гоголя, могут изменить свою жизнь. Это Чичиков и Плюшкин, поэтому их биография дана так подробно. Они немного отличаются в поведении, у них есть светлые мысли, которые потом приведут их к нормальной жизни, как и задумал автор.

Само название пьесы имеет два значения: Первое — мертвые души, которые покупали и продавали помещики. А второе — мертвые души самих помещиков.

Таким образом, можно сказать, что смысл поэмы Гоголя «Мертвые души» имеет несколько направлений. Первая — историческая, изображающая реальную действительность того времени. Второй — социальный, показать проблемы общества, в первую очередь, это крепостное право и беспредел помещиков. Третье – поручительство, поставленное на верный путь исправления.

Гоголь известен своими произведениями, он вложил в поэму большой философский смысл, дошедший до наших дней.

Вариант 2

В этом стихотворении много смысла. Это очень глубокое произведение, которое, говорят, с каждым прочтением открывается по-новому. Всегда можно найти что-то интересное в персонажах и деталях.

Вообще очень противоречивое название и то, что в Российской Империи существовала покупка душ, как будто их покупали бесы, наводит на мысль о чем-то грешном. То есть не очень хорошо (и это понимал Гоголь), что у нас так долго был рабовладельческий строй. И в поэме мы видим тех, кто раздает человеческие души. Это не самые лучшие, не самые добрые и умные люди. Наоборот, у каждого есть свой серьезный недостаток: мечтательность, жадность, глупость, азарт… И все это бьет по людям (крестьянам), которые зависят от этих помещиков.

Стихотворение, как и пьеса «Ревизор», сатирическое. Таких помещиков Николай Васильевич обличает и высмеивает, да и сам строй, вероятно, тоже. Я слышал, что Гоголь в своем завещании много говорил о доброте и ответственности. Тот же помещик должен понимать ответственность за людей, которые ему подчиняются. .. Это даже серьезнее, чем генерал и его солдаты, чем начальник и подчиненные, так как над крепостными помещик имел глобальную власть. Ему бы позаботиться об их благополучии, об их развитии… А на деле оказалось, что помещики думали только о себе.

То есть я думаю, что основной смысл — обвинительный… Автор смеется и над самим Чичиковым, который, в сущности, просто авантюрист! И ему удалось найти общий язык со всеми. Хотя в итоге ни к чему хорошему его афера не привела.

Очень важна и тема России, которая, мол, куда-то мчится тройка птиц. Здесь мы даже выучили кусок. Да, это красивые строки, которые заставляют задуматься о судьбе страны. И про всех нас она несет. Но в этих строчках чувствуется любовь. Любовь не только к стране, но и к своему народу.

Говорят, люди получают то, что заслуживают. Значит, в то время крестьяне заслуживали только таких помещиков. Крестьяне были запуганы, иногда ленивы. И в итоге через много лет это превратилось в революцию! Даже после отмены крепостного права мало что по существу изменилось. .. Даже сейчас, мне кажется, у нас сохранились его отголоски.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Акулины из романа Пушкина «Барышня-крестьянка»

    В этом произведении Акулины, это Елизавета Муромская, она переоделась крестьянкой, чтобы встретиться со своим будущим мужем. Главной героиней истории является Елизавета 9.0005

  • Мой любимый предмет Биология Реферат-рассуждение 5 класс

    Больше всего мне нравится биология. В первую очередь благодаря нашему учителю. Сначала он учил меня окружающему миру, потом мне понравился этот предмет, но после смены учителя я сразу потерял интерес к уроку. И я очень рад, что теперь он преподает биологию.

  • Будучи борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времени Крестьянской войны.

  • Композиция Почему погибла Катерина Кабанова в спектакле «Гроза Островский»

    Пьеса Константина Островского — человека, принесшего в Россию драму и театр, — «Гроза» и по сей день пользуется сумасшедшей популярностью у читающей публики.

  • Образ и характеристика Деда главного героя рассказа Белый пудель Куприн очерк

    В произведении А. И. Куприна Белый пудель имеет аналогичную характеристику главного героя рассказа по имени Лодыжкин Мартын. Сгорбленный, измученный старик имеет довольно болезненный вид.

Очерки литературы: Что означает поэма Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» написана в то время, когда в России господствовало крепостное право. Помещики распоряжались своими крестьянами как вещами или скотом, могли покупать и продавать их. Богатство помещика определялось количеством крестьян, принадлежавших ему. Примерно через 10 лет государство произвело перепись «душ». По переписным спискам налоги за крестьян платили помещики. Если крестьянин умирал между двумя ревизиями, помещик все равно платил за него, как за живого, до новой переписи. Однажды А.

С. Пушкин рассказал Гоголю о мошеннике-чиновнике, который за бесценок покупал у помещиков мертвые души, числившиеся по спискам живыми. После этого чиновник стал очень богатым. Сюжет очень заинтересовал Гоголя. Он решил нарисовать картину крепостной России, показать происходивший в ней процесс разложения помещичьего хозяйства. Гоголь решил написать свою поэму в трех томах, в которых нужно было бы показать всю Россию не «с одной стороны», а всесторонне. Он стремился изобразить не только отрицательных крепостников-помещиков, но и найти среди них положительных. Но т.к.

Поскольку в то время в России не было положительных помещиков, второй том поэмы не был издан. Стихотворение называется «Мертвые души», потому что в нем описываются приключения чиновника Чичикова, скупавшего мертвые души, то есть уже умерших крестьян. Во-вторых, в поэме > широко раскрывается жизнь крепостников-помещиков, представителей мира «мертвых душ», тормозивших экономическое и социальное развитие России.

Он не может критиковать других. Книги читает редко: за два года у него книга открыта на 14-й странице. Гоголь говорит о нем, что он «ни то, ни се». Коробочка — домохозяйка, но с узким кругозором. Она не видит ничего, кроме копеек и двух копеек. «Разоренный транжира-помещик Ноздрев, способный в несколько дней «опустить» все хозяйство. Показан и Собакевич — кулацкий помещик, очень далекий от просвещения, от передовых идей общества. Ради наживы, он способен на обман, подлог, обман… Он даже умудряется продать Чичикову женщину вместо мужчины.0005

Предел морального падения — Плюшкин — «дыра в человечестве». Ему жалко тратить свое добро не только на других, но и на себя. Он не обедает, одевается в рваную одежду. Он питает недоверие и неприязнь к людям, проявляет жестокость и несправедливость по отношению к крестьянам.

В нем угасли отцовские чувства, вещи ему дороже людей. «И человек мог опуститься до такого ничтожества, мелочности, отвращения», — с горечью восклицает Гоголь о Плюшкине. В «Мертвых душах» представлена ​​целая галерея чиновников того времени. Показана пустота их существования, отсутствие серьезных интересов, крайнее невежество, в поэме нет Образов народа, а отдельные места, произведения дышат любовью к нему, верой в него.

Автор заставляет восхищаться живым и.

живой русский ум, быстрота, выносливость, сила и предприимчивость русского мужика. И веря в эти качества народа, Гоголь прочитывает счастье России в далеком ее будущем, сравнивая Россию с птицей-игрушкой, устремляющейся вдаль, где ее ждут перемены к лучшему. Гоголь внес огромный вклад в историю русского общества! Писатель умер, но его произведения не утратили своего значения и в настоящее время.

Люди, подобные изображенным Гоголем, исчезли, но отдельные черты этих героев можно найти и в наше время. Гоголь помогает нам увидеть отрицательное значение этих черт, учит понимать их вред и бороться с ними.

Лирико-эпическая поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», несомненно, главная в творчестве писателя. Можно долго размышлять над жанром произведения, над образом главного героя Павла Ивановича Чичикова. Но первый вопрос, который возникает еще до прочтения произведения: почему стихотворение называется «Мертвые души»?

Настоящие «Мертвые души»


Самый простой ответ на этот вопрос связан с сюжетом произведения: Чичиков скупает «мертвые» души крестьян, чтобы заложить их и получить за это деньги. Но чем дальше читаешь, тем яснее понимаешь, что истинные мертвые души — герои произведения — помещики, чиновники и сам Чичиков.

Описанные в поэме помещики: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин — бездушные люди. Кто-то живет мечтами, другой мыслит узко, третий тратит свое состояние и портит родных, четвертый все делает только для себя, пятый вообще стал «дырой в теле человечества», потерял человеческий облик.

Городские чиновники N

Еще более «мертвыми» являются чиновники города N. Наиболее ярко это проявляется в сцене на балу, где нет ни одного человека, а только мелькают головные уборы. Они бездуховны, потеряли интерес ко всему, кроме накопления денег и взяток.

Стоит отметить, что вслед за хозяевами начинают терять душу крепостные: ямщик Чичикова Селифан, крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй, дворовая девица Коробочка.

Главное по Гоголю

Главным в человеке Гоголь считал душу, которая отражает божественное начало каждого из нас.