Линейная функция
•Линейной функцией называется функция вида y=kx+b, где x-независимая переменная, k и b-любые числа.
•Графиком линейной функции является прямая.
1.Чтобы постороить график функции, нам нужны координаты двух точек, принадлежащих графику функции. Чтобы их найти, нужно взять два значения х, подставить их в уравнение функции, и по ним вычислить соответствующие значения y.
Например, чтобы построить график функции y= ⅓ x+2, удобно взять x=0 и x=3, тогда ординаты эти точек будут равны y=2 и y=3.
Получим точки А(0;2) и В(3;3). Соединим их и получим график функции y= ⅓ x+2:
2. В формуле y=kx+b число k называется коэффицентом пропорциональности:
• если k>0, то функция y=kx+b возрастает
• если k
Коэффициент b показывает смещение графика функции вдоль оси OY:
• если b>0, то график функции y=kx+b получается из графика функцииy=kx сдвигом на b единиц вверх вдоль оси OY
На рисунке ниже изображены графики функций y=2x+3; y= ½ x+3; y=x+3
Заметим, что во всех этих функциях коэффициент k больше нуля, и функции являются возрастающими. Причем, чем больше значение k, тем больше угол наклона прямой к положительному направлению оси OX.
Во всех функциях b=3 – и мы видим, что все графики пересекают ось OY в точке (0;3)
Теперь рассмотрим графики функций y=-2x+3; y=- ½ x+3; y=-x+3
На этот раз во всех функциях коэффициент k меньше нуля,
Рассмотрим графики функций y=2x+3; y=2x; y=2x-3
Теперь во всех уравнениях функций коэффициенты k равны 2. И мы получили три параллельные прямые.
Но коэффициенты b различны, и эти графики пересекают ось OY в различных точках:
• График функции y=2x+3 (b=3) пересекает ось OY в точке (0;3)
• График функции y=2x (b=0) пересекает ось OY в точке (0;0) — начале координат.
• График функции y=2x-3 (b=-3) пересекает ось OY в точке (0;-3)
Итак, если мы знаем знаки коэффициентов k и b, то можем сразу представить, как выглядит график функции y=kx+b.
Если k>0 и b>0, то график функции y=kx+b имеет вид:
Если k>0 и b, то график функции y=kx+b имеет вид:
Если k, то график функции y=kx+b имеет вид:
Если k=0, то функция y=kx+b превращается в функцию y=b и ее график имеет вид:
Ординаты всех точек графика функции y=b равны b Если b=0, то график функции y=kx (прямая пропорциональность) проходит через начало координат:
3.Отдельно отметим график уравнения x=a. График этого уравнения представляет собой прямую линию, параллельую оси OY все точки которой имеют абсциссу x=a.
Например, график уравнения x=3 выглядит так:
Внимание! Уравнение x=a не является функцией, так одному значению аргумента соотвутствуют разные значения функции, что не соответствует определению функции.
4.Условие параллельности двух прямых:
График функции y=k1x+b1 параллелен графику функции y=k2x+b2, если k1=k2
5.Условие перепендикулярности двух прямых:
График функции y=k1x+b1 перепендикулярен графику функции y=k2x+b2, если k1*k2=-1 или k1=-1/k2
6.Точки пересечения графика функции y=kx+b с осями координат.
С осью ОY. Абсцисса любой точки, принадлежащей оси ОY равна нулю. Поэтому, чтобы найти точку пересечения с осью ОY нужно в уравнение функции вместо х подставить ноль. Получим y=b. То есть точка пересечения с осью OY имеет координаты (0;b).
С осью ОХ: Ордината любой точки, принадлежащей оси ОХ равна нулю. Поэтому, чтобы найти точку пересечения с осью ОХ нужно в уравнение функции вместо y подставить ноль. Получим 0=kx+b. Отсюда x=-b/k. То есть точка пересечения с осью OX имеет координаты (-b/k;0):
www.tofmal.ru
ВЛИЯНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ а, b и с НА РАСПОЛОЖЕНИЕ ГРАФИКА КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИИ
У р о к 15.
Влияние коэффициентов а, b и с на расположение
графика квадратичной функции
Цели: продолжить формирование умения строить график квадратичной функции и перечислять ее свойства; выявить влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика квадратичной функции.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Определите, график какой функции изображен на рисунке:
у = х2 – 2х – 1;
у = –2х2 – 8х;
у = х2 – 4х – 1;
у = 2х2 – 1.
б)
у = х2 – 2х;
у = –х2 + 4х + 1;
у = –х2 – 4х + 1;
у = –х2 + 4х – 1;
у = –х2 + 2х – 1.
III. Формирование умений и навыков.
1. № 127 (а).
2. № 129.
Р е ш е н и е
Прямая у = 6х + b касается параболы у = х2 + 8, то есть имеет с ней только одну общую точку в том случае, когда уравнение 6х + b = х2 + 8 будет иметь единственное решение.
Это уравнение является квадратным, найдем его дискриминант:
х2 – 6х + 8 + b = 0;
D1 = 9 – (8 – b) = 1 + b;
D1 = 0, если 1 + b
О т в е т: b = –1.
3. Выявить влияние коэффициентов а, b и с на расположение графика функции у = ах2 + bх + с.
Учащиеся обладают достаточными знаниями, чтобы выполнить это задание самостоятельно. Следует предложить им все полученные выводы занести в тетрадь, при этом выделив «основную» роль каждого из коэффициентов.
1) Коэффициент а влияет на направление ветвей параболы: при а > 0 – ветви направлены вверх, при а < 0 – вниз.
2) Коэффициент b влияет на расположение вершины параболы. При
3) Коэффициент с показывает точку пересечения параболы с осью ОУ.
После этого можно привести пример, показывающий, что можно сказать о коэффициентах а, b и с по графику функции.
Значение с можно назвать точно: поскольку график пересекает ось ОУ в точке (0; 1), то с = 1.
Коэффициент а можно сравнить с нулем: так как ветви параболы направлены вниз, то а < 0.
Знак коэффициента b можно узнать из формулы, определяющей абсциссу вершины параболы:
4. Определите, график какой функции изображен на рисунке, опираясь на значение коэффициентов а, b и с.
у = –х2 + 2х;
у = х2 + 2х + 2;
у = 2х2 – 3х – 2;
у = х2 – 2.
Р е ш е н и е
По изображенному графику делаем следующие выводы о коэффициентах а, b и с:
а > 0, так как ветви параболы направлены вверх;
b ≠ 0, так как вершина параболы не лежит на оси ОУ;
с = –2, так как парабола пересекает ось ординат в точке (0; –2).
Всем этим условиям удовлетворяет только функция у = 2х2 – 3х – 2.
у = х2 – 2х;
у = –2х2 + х + 3;
у = –3х2 – х – 1;
у = –2,7х2 – 2х.
Р е ш е н и е
По изображенному графику делаем следующие выводы о коэффициентах а, b и с:
а < 0, так как ветви параболы направлены вниз;
b ≠ 0, так как вершина параболы не лежит на оси ОУ;
с = 0, так как парабола пересекает ось ОУ в точке (0; 0).
Всем этим условиям удовлетворяет только функция у = –2,7х2 – 2х.
5. По графику функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов а, b и с:
а) б)
Р е ш е н и е
а) Ветви параболы направлены вверх, поэтому а > 0.
Парабола пересекает ось ординат в нижней полуплоскости, поэтому с < 0. Чтобы узнать знак коэффициента b воспользуемся формулой для нахождения абсциссы вершины параболы: т = . По графику видно, что т < 0, и мы определим, что а > 0. Поэтому b > 0.
б) Аналогично определяем знаки коэффициентов а, b и с:
а < 0, с > 0, b < 0.
Сильным в учебе учащимся можно дать дополнительно выполнить № 247.
Р е ш е н и е
у = х2 + рх + q.
а) По теореме Виета, известно, что если х1 и х2 – корни уравнения х2 +
+ рх + q = 0 (то есть нули данной функции), то х1 · х2 = q и х1 + х2 = –р. Получаем, что q = 3 · 4 = 12 и р = –(3 + 4) = –7.
б) Точка пересечения параболы с осью ОУ даст значение параметра q, то есть q = 6. Если график функции пересекает ось ОХ в точке (2; 0), то число 2 является корнем уравнения х2 + рх + q = 0. Подставляя значение х = 2 в это уравнение, получим, что р = –5.
в) Своего наименьшего значения данная квадратичная функция достигает в вершине параболы, поэтому , откуда р = –12. По условию значение функции у = х2 – 12х + q в точке x = 6 равно 24. Подставляя x = 6 и у = 24 в данную функцию, находим, что q = 60.
IV. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
1. Постройте график функции у = 2х2 + 4х – 6 и найдите, используя график:
а) нули функции;
б) промежутки, в которых у > 0 и y < 0;
в) промежутки возрастания и убывания функции;
г) наименьшее значение функции;
д) область значения функции.
2. Не строя график функции у = –х2 + 4х, найдите:
а) нули функции;
б) промежутки возрастания и убывания функции;
в) область значения функции.
3. По графику функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов а, b и с:
В а р и а н т 2
1. Постройте график функции у = –х2 + 2х + 3 и найдите, используя график:
а) нули функции;
б) промежутки, в которых у > 0 и y < 0;
в) промежутки возрастания и убывания функции;
г) наибольшее значение функции;
д) область значения функции.
2. Не строя график функции у = 2х2 + 8х, найдите:
а) нули функции;
б) промежутки возрастания и убывания функции;
в) область значения функции.
3. По графику функции у = ах2 + bх + с определите знаки коэффициентов а, b и с:
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Опишите алгоритм построения квадратичной функции.
– Перечислите свойства функции у = ах2 + bх + с при а > 0 и при а < 0.
– Как влияют коэффициенты а, b и с на расположение графика квадратичной функции?
Домашнее задание: № 127 (б), № 128, № 248.
Д о п о л н и т е л ь н о: № 130.
infourok.ru
Знаки коэффициентов квадратного трехчлена
Знаки коэффициентов квадратного трехчлена.
В этой статье я расскажу, как по графику квадратичной функции найти знаки коэффициентов квадратного трехчлена.
Чтобы определить знаки коэффициентов квадратного трехчлена по графику квадратичной функции , нужно вспомнить теорему Виета.
Согласно теореме Виета, сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение равно свободному члену.
Квадратное уравнение называется приведенным, если его старший коэффициент равен единице.
Чтобы уравнение стало приведенным, нужно обе части уравнения разделить на старший коэффициент. Получим приведенное уравнение . Для него справедливы соотношения:
И эти же соотношения справедливы для уравнения
По графику квадратичной функции мы легко можем определить знак коэффициента — если ветви параболы направлены вверх, то , а если вниз, то .
Также по графику легко определяются знаки корней (корни квадратного трехчлена — это абсциссы точек пересечения графика функции с осью абсцисс), а также знак корня с большим модулем.
Если оба корня положительны, то .
Если оба корня отрицательны, то .
Если корень с большим модулем положителен, то .
Если корень с большим модулем отрицателен, то .
Если корни имеют одинаковые знаки, то .
Если корни имеют разные знаки, то .
Во всех случаях, определив знак коэффициента по направлению ветвей параболы, мы легко найдем знаки коэффициентов и
Рассмотрим примеры.
1. Определить знаки коэффициентов квадратного трехчлена , если график функции имеет вид:
1. Ветви параболы направлены вниз, следовательно, .
2. Корни имеют одинаковые знаки, следовательно, их произведение положительно: . Так как , следовательно, .
3. Оба корня отрицательны, следовательно, их сумма отрицательна: . Так как , следовательно, .
Ответ: , , .
2. Определить знаки коэффициентов квадратного трехчлена , если график функции имеет вид:
1. Ветви параболы направлены вверх, следовательно, .
2. Корни имеют разные знаки, следовательно, их произведение отрицательно: . Так как , следовательно, .
3. Корень с большим модулем положителен, следовательно, сумма корней положительна: . Так как , следовательно, .
Ответ: , , .
Замечание: — ордината точки пересечения параболы с осью , поэтому знак можно определить сразу.
ege-ok.ru
Leave A Comment