Тест в формате ЕГЭ по обществознанию, 11 класс

Тест в формате ЕГЭ по обществознанию 11 класс

Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Характеристики правового статуса

     

    ПРАВОВОЙ СТАТУС

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    Правоспособность

    Способность иметь юридические права

     

    Способность своими действиями приобретать и осуществлять юридические права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их

     

    Ответ: ___________________________

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

      Характеристики элементов нормы права

       

      ЭЛЕМЕНТ НОРМЫ ПРАВА

      ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМЫ ПРАВА

      Гипотеза

      Указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на условия её реализации

       

       

      Определяет правовые последствия несоблюдения требований нормы права

       

      Ответ: ___________________________

       

      3. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это

      слово.

      Общение, учение, деятельность, труд, игра.

      Ответ: ___________________________.


       


       


       

      4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам постиндустриального общества.

      1) индустриализация; 2) глобализация; 3) ресурсосбережение; 4) компьютеризация; 5) информатизация; 6) патриархальность.

      Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

       

      Ответ:

       

      5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.

      1) потерпевший; 2) адвокат; 3) прокурор; 4) подозреваемый; 5) гражданский ответчик; 6) обвиняемый.

      Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

       

      Ответ:

      6. Выберите верные суждения о цивилизационном подходе к изучению истории и запишите цифры, под которыми они указаны.

      1) Цивилизационный подход к изучению истории был сформулирован А. Тойнби.

      Цивилизационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития.

      Цивилизационный подход делает акцент на различия и уникальные черты в развитии различных обществ.

      Для цивилизационного подхода характерно утверждение ведущей роли классовой борьбы в историческом процессе.

      Основой для классификации обществ в рамках цивилизационного подхода являются различия в духовно-культурной сфере.

         

        Ответ: ___________________________.

         

        7. В стране Z создан научный центр по изучению всех мировых религий. Какие религии могут стать объектом изучения в данном научном центре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

        буддизм

        индуизм

        христианство

        иудаизм

        конфуцианство

        ислам

          Ответ: ___________________________

          8. Выберите верные суждения о командной (централизованной) экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

          1) Командная экономика основана на государственной собственности на основные материальные ресурсы.

          2) Основные экономические ресурсы распределяются посредством централизованного планирования.

          3) Командная экономика не способна обеспечить быстрых темпов экономического роста.

          4) Экономические роли членов общества определяются наследственным статусом.

          5) Командная (централизованная) система предполагает государственное регулирование цен на основные товары.

          Ответ: __________

          9. Выберите верные суждения о конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны

          1) Под конкуренцией понимается сотрудничество между участниками рыночного хозяйства для объединения усилий по улучшению условий производства и купли-продажи. 2) Монополии ограничивают возможность конкуренции. 3) Конкуренция способствует стремлению производителей к удешевлению производства и внедрению более рациональных методов хозяйствования. 4) Конкуренция способствует снижению расходов на рекламу. 5) Конкуренция создаёт возможность выбора для потребителя.

          10. На рисунке отражена ситуация на рынке внутреннего туризма страны N: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р – цена товара, Q – количество товара).

          Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

          1) запрет правительства страны N на продажу туров на ряд популярных зарубежных направлений

          повышение цен на авиационные и железнодорожные билеты внутри страны N 3) уход с рынка туристических услуг ряда туроператоров

            прекращение полётов за рубеж рядом авиакомпаний

            отмена виз для граждан государства N рядом популярных для отдыха стран

              Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

               

               

               


               

              11) Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

              1) В основе социальной стратификации лежит неравномерное распределение ресурсов, прав и обязанностей среди членов общества. 2) Пол, возраст и семейное положение являются критерием отнесения человека к определённой социальной страте. 3) Социальная стратификация существует в любом обществе. 4) В социологии выделяются вертикальная и горизонтальная формы социальной стратификации. 5) Проявлением социальной стратификации является сословное деление общества. Ответ: ________

              12) Несовершеннолетний Иван Савельев подал в органы опеки и попечительства заявление с просьбой объявить его полностью дееспособным. При соблюдении каких условий органы опеки и попечительства могут объявить Савельева полностью дееспособным? Запишите

              цифры, под которыми они указаны.

               

              Савельеву исполнилось 16 лет.

              Савельев получил общее среднее образование.

              Савельев работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.

              Савельев в течение последнего года не привлекался к уголовной и административной ответственности.

              Родители Савельева согласны на объявление его полностью дееспособным.

              Савельев прошёл медицинское и психологическое освидетельствование.

                 

                Ответ: ___________________________.

                 

                13) Установите соответствие между отраслями права и сферами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

                ОТРАСЛЬ ПРАВА ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ

                ПРАВА

                А) гражданское Б) уголовное В) административное Г) трудовое Д) экологическое

                 

                публичное 2) частное

                   

                  Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

                   

                  А

                  Б

                  В

                  Г

                  Д

                   

                   

                   

                   

                   

                  Ответ:

                   


                   

                  14) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

                  «Поведение человека есть результат _____________(А) его внутренней природы и процесса социализации, в качестве составных элементов которого выступают другие ________(Б). Следовательно, можно сказать, что в социальном поведении человека проявляются генетические и биологические особенности, а также то, что он освоил в процессе ___________(В) и своего жизненного опыта.

                  Поведение можно определять как реакцию человека на внутренние и внешние «раздражители», в числе которых могут быть как другие индивиды, так и различная опосредованная ______________(Г), затрагивающая интересы человека. Поведение может быть, как осмысленным, так и инстинктивным, когда мы, например, оглядываемся на звук шагов идущего за нами человека. Для того чтобы выделить собственно социальный, сознательный фактор поведения, в социологии принято разделять понятия социального поведения

                  и социального _____________(Д). Под последним подразумевается определённая, осмысленная система поступков, средств и методов, при помощи которых лицо или группа намереваются изменить поведение, установки или мнения других лиц. Важными детерминантами уровня дозволенного, так сказать, санкционированного обществом поведения являются социальные ____________(Е), закреплённые в культуре, образе жизни общества, общности, групп и индивидов; отклонения от них мы рассматриваем как патологию».

                  Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

                  Список терминов:

                  нормы

                  противоречие

                  активность

                  воспитание

                  индивиды

                  взаимодействие

                  информация

                  действие

                  критерии

                    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.


                     

                    А

                    Б

                    В

                    Г

                    Д

                    Е

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                    Ответ:


                     

                    Использованные ресурсы:


                     1. https://ege.sdamgia.ru

                    2. https://neznaika.pro

                    3. http://www.fipi.ru

                    Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

                    Контрольная работа по обществознанию «Общество и человек»

                    Контрольная работа по обществознанию для обучающихся 10 класса (профиль)«Общество и человек»

                    Вариант 1

                    Часть 1

                    1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

                     

                    ТИП ОБ­ЩЕ­СТВА

                    ХА­РАК­ТЕР­НЫЕ ЧЕРТЫ ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА

                    …..

                    Мас­со­вое про­из­вод­ство то­ва­ров, ав­то­ма­ти­за­ция и спе­ци­а­ли­за­ция про­из­вод­ства

                    …. .

                    Раз­ви­тие и мас­со­вое ис­поль­зо­ва­ние ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий

                     

                    2.Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

                    со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция

                    эко­но­ми­че­ская ре­фор­ма

                    об­ще­ствен­ный про­гресс

                    со­ци­аль­ная ди­на­ми­ка

                    ко­рен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния

                     

                    3.Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «аг­рар­ное об­ще­ство». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

                    1) тра­ди­ци­о­на­лизм

                    2) кол­лек­ти­визм

                    3) фаб­ри­ка

                    4) ре­ли­гия

                    5) боль­шая семья

                    6) сфера услуг

                    4. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке свой­ства че­ло­ве­ка, име­ю­щие со­ци­аль­ную при­ро­ду. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

                    1) спо­соб­ность к сов­мест­ной пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти

                    2) стрем­ле­ние к са­мо­ре­а­ли­за­ции

                    3) уме­ние при­спо­саб­ли­вать­ся к при­род­ным усло­ви­ям

                    4) устой­чи­вые взгля­ды на мир и свое место в нем

                    5) по­треб­ность в воде, пище, от­ды­хе

                    5.Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке осо­бен­но­сти ре­фор­мы как формы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

                    1) су­ще­ствен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, вво­ди­мые за­кон­ным путём

                    2) смена пра­вя­щей груп­пи­ров­ки при со­хра­не­нии су­ще­ству­ю­щих об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний

                    3) по­сте­пен­ное из­ме­не­ние в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ства, про­ис­хо­дя­щее под вли­я­ни­ем объ­ек­тив­ных фак­то­ров

                    4) круп­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, про­во­ди­мые по ини­ци­а­ти­ве вла­стей

                    5) мас­штаб­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, не за­тра­ги­ва­ю­щие фун­да­мен­таль­ных основ жизни об­ще­ства

                    6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми раз­лич­ных об­ществ и их ти­па­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

                    ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

                     

                    ТИПЫ ОБ­ЩЕСТВ

                    A) гос­под­ство сель­ско­го на­ту­раль­но­го хо­зяй­ства

                    Б) до­ми­ни­ро­ва­ние ин­тен­сив­ных тех­но­ло­гий

                    B) гос­под­ство об­щин­ной соб­ствен­но­сти

                    Г) пре­об­ла­да­ние руч­ных ору­дий труда

                    Д) раз­ви­тие рас­ши­рен­но­го вос­про­из­вод­ства

                     

                    1) тра­ди­ци­он­ное (аг­рарное)

                    2) ин­ду­стри­аль­ное

                     За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

                    A

                    Б

                    В

                    Г

                    Д

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                    7. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

                    А.Общественный прогресс не распространяется на отношения между людьми и нравственные качества людей.

                    Б.Общественный прогресс включает в себя ведение новых технологий, облегчающих труд человека и высвобождающих его время для отдыха и творчества.

                    1) верно только А                           2) верно только Б

                    3) верны оба суждения                  4) оба суждения неверны

                     

                    8. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

                     

                    1) развитие сферы услуг

                    2) рост численности рабочего класса

                    3) отсутствие социальной стратификации

                    4) использование информационных технологий

                    5) новые интеллектуальные технологии

                     

                    9. Выберите вер­ные суж­де­ния об обществе и социальных институтах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

                     

                    1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.

                    2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.

                    3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.

                    4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.

                    5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

                     

                    10. Выберите верные суждения о цивилизационном подходе к изучению истории и запишите цифры, под которыми они указаны.

                     

                    1) Цивилизационный подход к изучению истории был сформулирован О. Шпенглером и А. Тойнби.

                    2) Цивилизационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития.

                    3) Цивилизационный подход делает акцент на различия и уникальные черты в развитии различных обществ.

                    4) Для цивилизационного подхода характерно утверждение ведущей роли классовой борьбы в историческом процессе.

                    5) Основой для классификации обществ в рамках цивилизационного подхода являются различия в духовно-культурной сфере.

                     

                    11. Установите со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми и ис­то­ри­че­ски­ми ти­па­ми обществ: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

                     

                    СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

                     

                    ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ

                    А) аграрно-сырьевой тип хозяйства

                    Б) появление мас­со­вой культуры

                    В) развитие гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей

                    Г) создание конвейера

                    Д) ведущая роль науки в производстве

                     

                    1) информационное

                    2) индустриальное

                    3) традиционное

                     

                    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

                    A

                    Б

                    В

                    Г

                    Д

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                    12. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

                    1)                  обособление от природы

                    2)                  отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

                    3)                  способность к самоорганизации и саморазвитию

                    4)                  выделение из материального мира

                    5)                  постоянные изменения

                    6)                  возможность деградации отдельных элементов

                     

                    13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

                     

                    «Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

                     

                    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

                    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

                     

                    Список терминов:

                     

                    1) постиндустриальное общество

                    2) отношение

                    3) традиционное общество

                    4) эволюция

                    5) революция

                    6) подъем

                    7) прогресс

                    8) регресс

                    9) простая форма

                     

                    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

                    A

                    Б

                    В

                    Г

                    Д

                    Е

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                    14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

                     

                    «А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму

                    организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».

                     

                    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

                    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

                     

                    Список терминов:

                     

                    1) общество

                    2) разум

                    3) правовое

                    4) прогресс

                    5) цивилизация

                    6) мораль

                    7) искусство

                    8) техника

                    9) регресс

                     

                    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

                    A

                    Б

                    В

                    Г

                    Д

                    Е

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                    Контрольная работа по обществознанию для обучающихся 10 класса (профиль) «Общество и человек»

                    Вариант 2

                    Часть 1

                    1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

                    ТИП ОБ­ЩЕ­СТВА

                    ОС­НО­ВА ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА

                    Земля и руч­ной труд

                    …..

                    Зна­ния, ин­фор­ма­ция

                     

                    2.Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную ди­на­ми­ку. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

                    1) про­гресс

                    2) струк­ту­ра

                    3) эво­лю­ция

                    4) ре­фор­ма

                    5) спад

                    6) стра­ти­фи­ка­ция

                     

                    3. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

                    со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция

                    по­ли­ти­че­ская ре­фор­ма

                    со­ци­аль­ная ди­на­ми­ка

                    контр­ре­фор­ма в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния

                          об­ще­ствен­ный про­гресс

                     

                    4.Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке об­ще­ствен­ные яв­ле­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

                    1) воз­ник­но­ве­ние го­су­дар­ства

                    2) ге­не­ти­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к от­дель­ным за­бо­ле­ва­ни­ям

                    3) про­яв­ле­ния на­след­ствен­но­сти

                    4) фор­ми­ро­ва­ние наций

                    5) чув­ствен­ное вос­при­я­тие мира

                    6) раз­ви­тие рынка

                     

                    5.Най­ди­те в при­ведённом спис­ке черты об­ще­ства как ди­на­мич­ной си­сте­мы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

                     

                    1) обособ­ле­ние от при­ро­ды

                    2) от­сут­ствие вза­и­мо­свя­зи под­си­стем и об­ще­ствен ных ин­сти­ту­тов

                    3) спо­соб­ность к са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­раз­ви­тию

                    4) вы­де­ле­ние из ма­те­ри­аль­но­го мира

                    5) по­сто­ян­ные из­ме­не­ния

                    6) воз­мож­ность де­гра­да­ции от­дель­ных эле­мен­тов

                     

                    6.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и типом об­ще­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

                    ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

                     

                    ТИП ОБ­ЩЕ­СТВА

                    A) со­слов­ная струк­ту­ра об­ще­ства

                    Б) се­рий­ное про­из­вод­ство то­ва­ров мас­со­во­го по­треб­ле­ния

                    B) низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность

                    Г) ве­ду­щая роль ин­фор­ма­ции в жизни об­ще­ства

                     

                    1) аг­рар­ное

                    2) ин­ду­стри­аль­ное

                    3) пост­ин­ду­стри­аль­ное

                    За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

                    A

                    Б

                    В

                    Г

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                    7. Верны ли следующие суждения?

                    А. Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность

                    многих поколений людей.

                    Б. Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называют элитами.

                    1) верно только А 2) верно только Б

                    3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

                     

                    8. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

                     

                    1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.

                    2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.

                    3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.

                    4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.

                    5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

                     

                    9. Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

                     

                    1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.

                    2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором.

                    3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.

                    4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития.

                    5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.

                     

                    10. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

                     

                    ХАРАКТЕРИСТИКА

                     

                    ТИП ОБЩЕСТВА

                    A) сословная структура общества

                    Б) серийное производство товаров массового потребления

                    B) низкая социальная мобильность

                    Г) ведущая роль информации в жизни общества

                     

                    1) аграрное

                    2) индустриальное

                    3) постиндустриальное

                     

                    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

                    A

                    Б

                    В

                    Г

                     1

                     

                     

                     

                     

                     

                    11. Найдите в приведённом ниже спис­ке черты об­ще­ства ин­ду­стри­аль­но­го типа и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

                     

                    1) механизация и ав­то­ма­ти­за­ция про­из­вод­ства и управления

                    2) определяющая роль ур­ба­ни­за­ции в со­ци­аль­ной жизни

                    3) высокий уро­вень со­ци­аль­ной мобильности

                    4) господство церк­ви и армии в по­ли­ти­че­ской сфере общества

                    5) господство сель­ско­го на­ту­раль­но­го хозяйства

                    6) серийное про­из­вод­ство то­ва­ров мас­со­во­го потребления

                     

                     

                    12.Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

                     

                    1) Общество — это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимозависимость.

                    2) Основной фактор производства индустриального общества — земля.

                    3) B узком смысле под обществом понимают определённый этап исторического развития.

                    4) В обществе традиционного типа экономика носит аграрно-сырьевой характер, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивная технология и ручной труд.

                    5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

                     

                    13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

                     

                    «А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму

                    организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».

                     

                    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

                    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

                     

                    Список терминов:

                     

                    1) общество

                    2) разум

                    3) правовое

                    4) прогресс

                    5) цивилизация

                    6) мораль

                    7) искусство

                    8) техника

                    9) регресс

                     

                    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

                    A

                    Б

                    В

                    Г

                    Д

                    Е

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                    14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

                     

                    «Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

                     

                    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

                    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

                     

                    Список терминов:

                     

                    1) постиндустриальное общество

                    2) отношение

                    3) традиционное общество

                    4) эволюция

                    5) революция

                    6) подъем

                    7) прогресс

                    8) регресс

                    9) простая форма

                     

                    В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

                    A

                    Б

                    В

                    Г

                    Д

                    Е

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                    История разделения | Мировая цивилизация

                    Цель обучения

                    • Анализ сложностей, присущих расщеплению истории в целях академического изучения

                    Ключевые моменты

                    • Вопрос о том, какие исследования задают историки, какие знания они ищут и как они интерпретируют найденные доказательства, остается спорным. Историки делают выводы из прошлых подходов к истории, но, в конце концов, они всегда пишут в контексте своего времени, текущих доминирующих представлений о том, как интерпретировать прошлое, и даже субъективных точек зрения.
                    • Все события, которые помнят и сохраняют в той или иной первоначальной форме, составляют историческую запись. Задача историков – определить источники, которые могут внести наибольший вклад в создание точных отчетов о прошлом. Эти источники, известные как первоисточники или свидетельства, были созданы в изучаемое время и составляют основу исторического исследования.
                    • Периодизация — это процесс категоризации прошлого на дискретные, количественно определенные именованные блоки времени для облегчения изучения и анализа истории. Это приводит к описательным абстракциям, которые предоставляют удобные термины для периодов времени с относительно стабильными характеристиками. Все системы периодизации произвольны.
                    • Общий общий раскол между предысторией, древней историей, средневековьем, новой историей и новейшей историей — это западное разделение крупнейших блоков времени, согласованное западными историками. Однако даже в рамках этого общепринятого деления перспектива конкретных национальных событий и опыта часто разделяет западных историков, поскольку некоторые ярлыки периодизации применимы только к определенным регионам.
                    • Изучение всемирной истории возникло как отдельная академическая область для изучения истории с глобальной точки зрения, а не исключительно с национальной точки зрения исследования. Тем не менее, эта область все еще борется с присущей западной периодизацией.
                    • Мировые историки используют тематический подход для поиска общих закономерностей, возникающих во всех культурах. Периодизация всемирной истории, какой бы несовершенной и тенденциозной она ни была, служит способом организации и систематизации знаний.

                    Термины

                    периодизация

                    Процесс или исследование классификации прошлого на дискретные, количественно определенные именованные блоки времени для облегчения изучения и анализа истории. Это приводит к описательным абстракциям, которые предоставляют удобные термины для периодов времени с относительно стабильными характеристиками. Однако определение точного начала и окончания любого периода обычно произвольно.

                    первоисточники

                    Первоисточники информации по теме. При изучении истории как академической дисциплины первоисточники включают в себя артефакт, документ, дневник, рукопись, автобиографию, запись или другой источник информации, созданный в изучаемое время.

                    Слово история  в конечном итоге происходит от древнегреческого historía , что означает «исследование», «знание из исследования» или «судить». Однако вопрос о том, какие исследования задают историки, какие знания они ищут и как интерпретируют найденные свидетельства, остается спорным. Историки
                    делают выводы из прошлых подходов к истории, но, в конце концов, они всегда пишут в контексте своего времени, текущих доминирующих представлений о том, как интерпретировать прошлое, и даже субъективных точек зрения. Кроме того, текущие события и события часто определяют, какие прошлые события, исторические периоды или географические регионы считаются критическими и, следовательно, должны быть исследованы. Наконец, исторические исследования призваны дать конкретные уроки современному обществу. По словам Бенедетто Кроче, итальянского философа и историка, «вся история — это современная история».

                    Все события, которые помнят и сохраняют в той или иной первоначальной форме, составляют историческую запись. Задача историков – определить источники, которые могут внести наибольший вклад в создание точных отчетов о прошлом. Эти источники, известные как первоисточники или свидетельства, были созданы в изучаемое время и составляют основу исторического исследования. В идеале историк должен использовать как можно больше доступных первоисточников, но на практике источники могут быть уничтожены или недоступны для исследования. В некоторых случаях единственными свидетельствами очевидцев о событии могут быть мемуары, автобиографии или устные интервью, взятые годы спустя. Иногда единственное свидетельство, относящееся к событию или человеку в далеком прошлом, было записано или скопировано спустя десятилетия или столетия. Историки сохраняют осторожность при работе с свидетельствами, записанными спустя годы, или даже десятилетия или столетия после события; такого рода доказательства ставят вопрос о том, насколько точно свидетели помнят события. Однако историки также отмечают, что вряд ли какие-либо исторические свидетельства можно считать объективными, поскольку они всегда являются продуктом конкретных людей, времени и господствующих идей. Именно поэтому исследователи стараются найти как можно больше записей об изучаемом событии, и нередко они находят доказательства, которые могут представлять противоречивые описания одних и тех же событий.
                    В целом источники исторических знаний можно разделить на три категории: то, что написано, то, что сказано, и то, что физически сохранилось. Историки часто обращаются ко всем трем.

                    Периодизация — это процесс разделения прошлого на дискретные, количественные, именованные блоки времени для облегчения изучения и анализа истории. Это приводит к описательным абстракциям, которые предоставляют удобные термины для периодов времени с относительно стабильными характеристиками.
                    В той мере, в какой история непрерывна и не может быть обобщена, все системы периодизации произвольны. Более того, определение точного начала и окончания любого периода также является вопросом произвольных решений. В конце концов, ярлыки периодизации являются отражением очень конкретных культурных и географических точек зрения, а также конкретных подполей или тем истории (например, военной истории, социальной истории, политической истории, интеллектуальной истории, истории культуры и т. д.).
                    Следовательно, блоки периодизации не только неизбежно перекрываются, но и часто как бы конфликтуют или противоречат друг другу. Одни имеют культурное значение (позолоченный век), другие относятся к выдающимся историческим событиям (межвоенные годы: 1918–1939), третьи определяются десятичной системой счисления (1960-е, 17 век). Другие периоды названы в честь влиятельных людей, чье влияние могло выйти за пределы определенных географических регионов (викторианская эпоха, эдвардианская эпоха, наполеоновская эпоха).

                    Общее разделение на предысторию (до письменной истории), древнюю историю, средние века, новую историю и новейшую историю (история в памяти живых) представляет собой западное деление крупнейших блоков времени, согласованное западными историками и представляющее западная точка зрения. Например, историю Азии или Африки нельзя четко классифицировать по этим периодам.

                    Однако даже в рамках этого общепринятого деления западных историков часто разделяет перспектива конкретных национальных событий и опыта, поскольку некоторые периодизирующие ярлыки применимы только к определенным регионам.
                    Это особенно верно для ярлыков, полученных от отдельных лиц или правящих династий, таких как эпоха Джексона в Соединенных Штатах или период Меровингов во Франции. Культурные термины также могут иметь ограниченный, хотя и более широкий охват. Например, концепция периода романтизма в значительной степени бессмысленна за пределами Европы и культур, находящихся под влиянием Европы; даже внутри этих областей разные европейские регионы могут по-разному отмечать начало и конец романтизма. Так же и 1960-е годы, хотя технически применимы к любой точке мира в соответствии с нумерацией нашей эры, имеют определенный набор конкретных культурных коннотаций в определенных странах, включая сексуальную революцию, контркультуру или молодежное восстание. Однако в некоторых регионах (например, в Испании при авторитарном режиме Франсиско Франко) они так и не появились. Некоторые историки также отмечают, что 1960-е годы как описательный исторический период фактически начались в конце 1950-х и закончились в начале 1970-х годов, потому что культурные и экономические условия, определяющие значение периода, доминировали дольше, чем фактическое десятилетие 19-го века.60-е годы.

                    Петрарка работы Андреа дель Кастаньо. Петрарка, итальянский поэт и мыслитель, выдвинул идею европейского «Темного века», которая позже превратилась в трехчастную периодизацию западной истории: Древность, Средневековье и Новое время.

                    Хотя всемирная история (также называемая глобальной историей или транснациональной историей) возникла как отдельная академическая область исторических исследований в 1980-х годах для изучения истории с глобальной точки зрения, а не исключительно с национальной точки зрения исследования, она все еще борется с по своей сути западной периодизации. Обычное разделение, используемое при разработке всеобъемлющих курсов мировой истории на уровне колледжа (и, таким образом, также используемое в учебниках истории, которые обычно делятся на тома, охватывающие досовременную и современную эпохи), все еще является результатом определенных исторических событий, представленных с точки зрения западной науки. мировой и частный национальный опыт. Однако даже раскол между домодерной и современной эпохами проблематичен, потому что он осложняется вопросом о том, как преподаватели истории, авторы учебников и издатели решают классифицировать то, что известно как эпоха раннего Нового времени, которая традиционно представляет собой период между эпохой Возрождения и конец эпохи Просвещения. В конце концов, вопрос о том, включать ли раннее Новое время в первую или вторую часть курса всемирной истории, часто предлагаемого в колледжах США, является субъективным решением преподавателей истории. В результате одни и те же вопросы и варианты ответов применимы к учебникам истории, написанным и изданным для американской аудитории.

                    Историки мира используют тематический подход для выявления общих закономерностей, возникающих во всех культурах, с двумя основными фокусными точками: интеграция (как процессы всемирной истории сблизили людей мира) и различие (как закономерности мировой истории раскрывают разнообразие человеческих переживаний). Периодизация всемирной истории, какой бы несовершенной и тенденциозной она ни была, служит способом организации и систематизации знаний.
                    Без него история была бы не чем иным, как разрозненными событиями без структуры, призванной помочь нам понять прошлое.

                    Декларация Шумана Май 1950 | Европейский Союз

                    Мир во всем мире не может быть обеспечен без приложения созидательных усилий, пропорциональных опасностям, которые ему угрожают.

                    Вклад, который организованная и живая Европа может внести в цивилизацию, необходим для поддержания мирных отношений. Принимая на себя более 20 лет роль борца за объединенную Европу, Франция всегда преследовала своей основной целью служение миру. Объединенной Европы не было, и у нас была война.

                    Европа не будет сделана сразу или по единому плану. Она будет строиться за счет конкретных достижений, которые сначала создают солидарность де-факто. Объединение наций Европы требует устранения векового противостояния Франции и Германии. Любые предпринимаемые действия должны в первую очередь касаться этих двух стран.

                    С этой целью французское правительство предлагает немедленно принять меры по одному ограниченному, но решающему пункту.

                    Он предлагает, чтобы франко-германское производство угля и стали в целом было передано под общее Высшее руководство в рамках организации, открытой для участия других стран Европы. Объединение производства угля и стали должно немедленно обеспечить создание общих основ экономического развития в качестве первого шага к европейской федерации и изменит судьбы тех регионов, которые долгое время были посвящены производству военного снаряжения. , из которых они были самыми постоянными жертвами.

                    Установленная таким образом солидарность в производстве ясно покажет, что любая война между Францией и Германией становится не только немыслимой, но и материально невозможной. Создание этого мощного производственного объединения, открытого для всех стран, желающих принять в нем участие и обязанного в конечном счете обеспечить все страны-члены основными элементами промышленного производства на одинаковых условиях, заложит подлинную основу для их экономического объединения.

                    Эта продукция будет предлагаться всему миру без исключения и исключения с целью содействия повышению уровня жизни и содействия мирным достижениям. С увеличением ресурсов Европа сможет добиться выполнения одной из своих основных задач, а именно развития африканского континента. Таким образом, просто и быстро осуществится то слияние интересов, которое необходимо для установления общей экономической системы; это может быть закваска, из которой может вырасти более широкое и глубокое сообщество между странами, долгое время противостоящими друг другу кровавыми разногласиями.

                    Путем объединения основного производства и учреждения нового Верховного органа, чьи решения будут обязательными для Франции, Германии и других стран-членов, это предложение приведет к реализации первой конкретной основы европейской федерации, необходимой для сохранения мира.

                    Для содействия реализации поставленных целей правительство Франции готово начать переговоры на следующих основаниях.

                    Задача, которая будет возложена на это общее высшее руководство, будет состоять в том, чтобы обеспечить в кратчайшие сроки модернизацию производства и улучшение его качества; поставка угля и стали на одинаковых условиях на рынки Франции и Германии, а также на рынки других стран-членов; развитие совместного экспорта в другие страны; выравнивание и улучшение жилищных условий работников этих отраслей.

                    Для достижения этих целей, исходя из очень разных условий, в которых в настоящее время находится производство стран-членов, предлагается ввести определенные переходные меры, такие как применение производственного и инвестиционного плана, установление компенсационный механизм для выравнивания цен и создание фонда реструктуризации для содействия рационализации производства. Перемещение угля и стали между странами-членами будет немедленно освобождено от всех таможенных пошлин, и на него не повлияют дифференцированные транспортные ставки. Постепенно будут созданы условия, которые стихийно обеспечат более рациональное размещение производства при самом высоком уровне производительности.

                    В отличие от международных картелей, которые склонны налагать ограничительные меры на сбыт и эксплуатацию национальных рынков и поддерживать высокие прибыли, организация обеспечит слияние рынков и расширение производства.

                    Важнейшие принципы и обязательства, определенные выше, станут предметом договора, подписанного между государствами и представленного на ратификацию их парламентам. Переговоры, необходимые для урегулирования деталей заявок, будут проводиться с помощью арбитра, назначенного по общему согласию. На него будет возложена задача следить за тем, чтобы достигнутые договоренности соответствовали изложенным принципам, и в случае тупиковой ситуации он решит, какое решение следует принять.