Общая характеристика тоталитарного режима, как разновидности недемократических политических режимов

В настоящее время актуальным является анализ недемократических режимов. При этом следует различать такие близкие понятия как  тоталитарный режим и авторитарный режим. Для их различия необходимо провести сравнительный анализ, определив общие и отличительные черты. Особо хотелось бы остановиться на отличительных чертах тоталитаризма, которые отличают данный вид политического режима от иных недемократических.

Одним из основных отличительных черт тоталитаризма является то, что политическая  структура строится вокруг партии — носителя идеологии. Именно эта партия создает тоталитарный режим. Государство становится инструментом правящей партии, его институты становятся главными орудиями осуществления власти идеоло­гической. Государственные органы фактически срастаются с партийными органами и  дублируют их. Партия поглощает государство и становится несущей конструкцией государственной системы власти. В от­личие от тоталитаризма основным эле­ментом политической системы при авто­ритарном режиме выступает государство. Опираясь на гражданскую и военную бю­рократию, оно способствует сохранению абсолютной власти и является решающей политической силой общества [2, с. 62].

При тоталитарном режиме существенно возрастает роль идеологии в жизни общества. Можно отметить, что тоталитарное общество создаёт свою, осо­бенную, самостоятельную и самодостаточную идеологию и культуру, ориентированную на «внутреннего» потребителя, ставящую своей целью поддержание стабильности общества и государства[4, с. 64]. Официальная идеология, существующая в тоталитарном государстве, формируется правящей партией  и становится государственной идеологи­ей. Государство придает официальной идеологии  общеобяза­тельный характер путем законодательной деятельности и обеспечивается государственным принуждением. Официальная идеология прони­кает во все сферы общества, государство действует на основе этой идеологии как во внутренней так и во внешней деятельности. Государственная идеология становится обязательной для всех субъектов права, любые иные взгляды не соответствующие государственной и политической идеологии подвергаются запретам и гонениям. Тоталитарная идеология охватывает все сферы жизнедеятельности и при этом государство и правящая партия ставят своей целью распространение её еще более активно, по отношению ко всем лицам. Благодаря такой идеологии государство видит единственно верное истолкование объективной реаль­ности, объяснение всего существующе­го, на обоснование единственно верного пути в будущее, на воплощение истины в последней инстанции. Тоталитарная идео­логия строится на убеждении в возможности и необходимости переустройства обще­ства. В основе такой идеологии можно видеть веру в ее основные положения и негативное отношение к любой критической оценке постулатов этой идеологии. На основе такой оценки, тоталитарную идеологию можно рассматривать как разновидность  квазирелигии. Тоталитарная идеология нацеливает государство на ее распространение как в рамках общества данного государства, так и ее распространение на территории других государств. Это приводит к агрессивному настрою тоталитарного государства по отношению к другим государствам. Для авторитарного государства не характерно наличие такой  систематизированной государ­ственно-обязательной идеологией. При авто­ритаризме могут существовать некоторые  признаки контролируемого плюра­лизма и даже наличие некоей «полуоппозиции». В авторитарных государствах идеология не такая общеустановленная как в тоталитарных государствах, государство в меньшей степени вмешивается в личную жизнь, однако в ограниченном объеме может диктовать населению обязательные формы поведения и контролировать политическую деятельность в государстве. Авторитарный режим основывается на обычных традиционных ценностях. Он не несет в себе попыток распространять свою идеологию по отношению к другим государствам. По отношению к общественному сознанию граждан  в своем государстве не предпринимает активных действий, отсутствуют задача глубоких изме­нений в общественном сознании [5, с. 472].

Тоталитарный режим, при всей его жесткости, нуждается в поддержке народных масс, его установление осуществляется при их активном участии.   Народ участвует в навязывании тоталитарного режима самому себе. Такой порядок установления тоталитарного режима можно увидеть при анализе установления таких режимов в фашистской Германии и Советского Союзе. Тоталитарные режимы стараются опираться на поддержку массовых партий, которые ранее не входил в состав правящей верхушки. Все это приводит к активному поклонению народом главе государственных партий, формирующих власть в государстве.

 Авторитарный режим  устанавливается вопреки мнению большинства или  без его поддержки и согласия. Большинство населения негативно относится к поли­тическому руководству страны, остава­ясь в стороне от политического противо­борства, вследствие чего авторитарный политический режим устанавливается в основном путем верхушечных, «дворцо­вых», военных переворотов. Авторитарный режим устанавливается путем навязы­вания власти меньшинством большинству. Это приводит к последующему отсутствию массовой народной поддержки авторитарной власти и отсутствию поклонения политическим лидерам власти. Власти стараются при этом опираться на органы принуждения, сформированные в государстве – армию, государственную бюрократию, церковь.

Возникая по утверждению народных масс, тоталитарный режим и в дальнейшем опирается на народную поддержку. Поэтому легитимность его большин­ством общества не оспаривается, так как люди верят в то, что режим действи­тельно представляет их интересы и гото­вы терпеть ради близкой конечной цели временные долговременные трудности. В целом, тоталитаризм является по своей сути системой, в которой населению самого государства запрещено рассуждать о ее недостатках[3, с. 89]. В тоталитарном государстве власть активно демонстрирую единство с народом, заботу о его интересах. Народ активно осуществляет действия поддерживающие тоталитарную власть. Народ и власть здесь едины, во всяком случае, не противостоят друг другу. Тоталитарная власть требует подтверждения поддержки государства и правящей партии, приверженности официальной идеологии. Авторитарный режим возникает в процессе совершения переворотов, в которых не участвуют большие массы населения Поэтому его легитимность большинством, или значи­тельной частью населения ставится под сомнение. В государстве с авторитарным режимом нет поддержки между народом и государством. Иными словами, при автори­таризме народ и политическая власть противостоят друг другу. В государстве с авторитарным режимом не устанавливаются требования об активном выражении поддержки власти и господствующей идеологии, государство требует не проявлять открытое противодействие власти.

Поддерживая тоталитарный режим, народные массы переносят такую поддержку и на лидера государства и правящей партии. Куль личности часто становится частью политической идеологии тоталитарного государства Культ личности формируется вокруг главы государства и главы правящей партии. Государство и партия всесторонне поддерживают такую идеологию. В авторитарном государстве культ личности не формируется, что объясняется наличием определенной политической дистанции между народом и главой государства, политическим лидером государства. Это часто объясняется тем, что население видит в политическом лидере лицо, не обеспечивающее его интересы, что наиболее выгодно правящей верхушке. Тем бо­лее, что господствующая бюрократия не позволит Личности появиться у власти, здесь мы наблюдаем активное вытесне­ние из властных вертикалей ярких и та­лантливых руководителей как возможных конкурентов, в управленческих сферах массово культивируется серость[2, с. 67].

В тоталитарном государстве, фактически, отсутствует гражданское общество, а если оно и существует, то является полностью подчиненным господствующей идеологии. Оно формируется государством и политической партией, являющейся основной в государстве, все это приводит к тому, что гражданское общество существует только номинально.  Все сферы гражданского общества регулиру­ются руководимыми правящей партией государственными структурами. Само­регулирование общественных звеньев и элементов отсутствует. При авторитариз­ме, несмотря на значительную централи­зацию власти, государство и гражданское общество в известной степени разделе­ны, режим интенсивно не вмешивается в жизнь гражданского общества. Государ­ство хотя и следит за ним и держит его под контролем, все же оставляет опреде­ленные условия для саморегулирования, в то же время, не оставляет реальной воз­можности оказывать серьезное воздей­ствие на государство.

При тоталитар­ном режиме осуществлялся контроль за всем населением. Специальные институты контроля вос­принимаются не как аппарат власти, а как инструменты самого Народа, выполняю­щие его волю. Авторитаризм ослабляет контроль над массой и личностью, предо­ставляя последней известную автономию и возможность выбора. Контролирующие функции возлагаются  на специально создаваемые для этого органы.

Важным признаком тоталитаризма является наличие тотального контроля, что и обеспечивает ему соответствующее название. Носители тоталитарной власти  присваивают себе права контролировать любую сферу деятельности общества и государства, вмешивать в любую жизнедеятельность субъектов права. Тоталитаризм обеспечивает  нерасчлененно­сть сфер общественной власти. Государство старается контролировать духов­ную, политическую и экономическую сферы жизни. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обе­спечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является центра­лизованное и целенаправленное вмеша­тельство государства во все сферы жизне­деятельности[2, с. 70]. Все это приводит к исчезновению гражданского общества как отдельного элемента и оно становится неотъемлемой частью политической системы, в какой-то степенью частью государственного аппарата. В разряд политических понятий переходят все неполитические сферы, которые существуют в государстве, или их большая часть. Государство господствует во всех сферах, в отдельных случаях, даже личных, бытовых, не имеющих государственно-правовых составляющих.

Авторитарная же система, обеспечивая любым путем политическую власть и не допуская в этой сфере никакой конкурен­ции, не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связанны с политикой. Относительно независимы­ми могут оставаться экономика, культура и т.д. Авторитарный режим построен по принципу «разрешено все, кроме полити­ки». Авторитарная власть отказывается от претензий на полный контроль. Вы­деляется лишь несколько сфер, в которых режим оставляет управление за собой — это общественная безопасность, оборона, внешняя политика и т. п. Таким образом, авторитарные режимы довольствуются политическим контролем над обществом.

При тоталитарном режиме власть строится с учетом  опоры на массовую поддержку народа и широкое общественно-политическое движение, стремится каждого человека включить в активную политическую де­ятельность, используя всю энергию наро­да в своих целях. Поэтому тоталитарному режиму свойственна сильная политиза­ция общественной жизни. Политический абсентеизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматри­вается как большое зло. Авторитаризм, напротив, не имея подобной базы и со­ответствующего движения, препятствует активной самостоятельной политической деятельности масс, видя в ней угрозу для себя. Поэтому авторитаризму свойстве­нен абсентеизм (от латинского «абсентис» — отсутствующий), т.е. уклонение граждан от активного участия в полити­ке. В тоталитарном государстве с ранне­го возраста оглушаемый пропагандой и манипулированием через СМИ, систему образования и воспитания человек ото­ждествляет себя с государством и высту­пает субъектом (хотя на самом деле субъ­ектом политики является только лидер партии и государства), а в авторитарном — государство противостоит человеку и он является объектом политической власти.

Тоталитарный режим использует особые методы осуществления власти, эти методы не используются не при каком другом политическом режиме. Государство может осуществлять насильственные действия как по отношению к отдельным слоям своего населения, так и в отношении других субъектов, не признающих официальную идеологию государства. представляет собой открытую террори­стическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся единственным средством достижения политических целей, регулирования общественной жизни, главным средством управления обществом. Политический плюрализм при таком типе режима отсутствует, основными мето­дами, используемыми государственной властью для управления обществом, являются методы террора, принуждения, насилия, репрессий[1, с 12]. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Репрессивный аппарат работает очень активно, пресекая любые попытки критично взглянуть на официальную идеологию. В тоталитарном государстве не допускаются не только публичные выступления с критикой государства, отдельных его элементов или правящей партии, но и подвергаются гонению любые обсуждения этих вопросов в не русла главенствующей идеологии. Массовые репрессии обруши­ваются не только на подлинных против­ников режима, но и на вполне лояльным гражданам. Ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности — террор и страх используются не только как ин­струмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых вра­гов и противников, но и как нормальный повседневный инструмент управления массами. При авторитаризме насилие и принуждение играют хотя и немалую, но не определяющую роль, и в основном ис­пользуются против бесспорных против­ников режима. При авторитарном режиме не практикуются массовые репрессии, а в случае использования носят ограничен­ный характер.

При тоталитаризме, вследствие от­сутствия гражданского общества, все со­циальные сферы регулируются по иден­тичным нормам, место саморегулирова­ния занимает проблема выживания через активную демонстрацию лояльности. В авторитарном государстве политическая власть довольно произвольно относится к законам в политической сфере, но в граж­данском обществе не претендует на отме­ну его регуляторов: например, религиоз­ные и национальные традиции и обычаи функционируют относительно свободно. Тоталитарное государство, как правило не имеет активных конфликтов с религиозными конфессиями, присутствующими на их территории, но при этом религиозные деятели должны признавать действующую власть и не отрицать ее. Ограничение свободы в условиях автори­тарного режима носит разрешительный характер: четко определенны запреты, но их пределами фактически остается право на свободное усмотрение. Ограничения касаются, прежде всего, политической сферы, политических прав, но не соци­ально-экономических и личных. В непо­литических сферах допускается опреде­ленная степень свободы.

При тоталитаризме происходит насильственное установле­ние однопартийной системы или единов­ластия одной партии через уничтожение других партий либо через их полное под­чинение тоталитарной партии. В тоталитарном государстве полностью запрещается любая оппозиция. Режим не признает права меньшинства выра­жать свое мнение. Тоталитарный режим в принципе оппозицию не приемлет, унич­тожает ее физически. Авторитаризм — это режим ограниченного плюрализма. При авторитарном режиме существует оппо­зиция в урезанном, усеченном виде.

При авторитарном режиме власть осуществляется относительно уз­кой, замкнутой группой, в которой лидер является первым среди равных, и поэто­му он может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты, либо в слу­чае, если он не отвечает интересам какой- либо социальной группы. При тоталита­ризме диктатор является всемогущим, всевластным и полностью независимым от какой-либо социальной группы, от правящей элиты. В случае возникновения противоречий (даже возможности тако­вых) лидер напрямую обращается к наро­ду и от него получает санкцию на распра­ву с появившимися соперниками, как вра­гами народа. Для тоталитарного режима характерна абсолютная монополия вождя на власть, отсутствие правящей клики, не подотчетность правителя никому во всех его действиях. Лидер политической партии становится пожизненным главой государства [2, с. 72].

Тоталитарное государство устанавливает жесткий контроль над собственностью. Основная собственность находится в государственных руках и распределяется государственными органами. Тоталитарный режим распространяет свой контроль на всю сферу экономики, для авторитаризма такой жесткий контроль не характерен, могут присутствовать элементы рыночной экономики. 

По итогам исследования можно сделать вывод о том, что тоталитарный режим является особой разновидностью недемократических политических режимов. Он обладает рядом отличительных признаков, которые дают возможность выделить его из числа других недемократических режимов, и в первую очередь, отличать от авторитарного политического режима.

АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, СОПУТСТВОВАВШИХ УСТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ

Феномен тоталитаризма в течение многих лет приковывает к себе внимание историков, политологов, социологов и культурологов, анализирующих различные его аспекты. В последнее время интерес к всестороннему анализу тоталитаризма неуклонно растет. Широко рассматриваются вопросы происхождения, сущности, его политические и культурные последствия, которые продолжают оказывать влияние на различные стороны жизни современных государств, и их преодоление. Всесторонний анализ тоталитаризма чрезвычайно важен для более целостного и глубокого понимания сущности этого явления, как в исторической перспективе, так и в современных условиях.        

Два наиболее известных европейских тоталитарных режима XX века, радикальным образом изменивших политическую и культурную палитру мира, были установлены с разницей в одиннадцать лет: в 1922 году в Италии и в 1933 году в Германии. В течение короткого времени они привели к практически полному уничтожению свободы мысли и плюрализма, необходимых направляющих в развитии любого государства, и установлению системы, абсолютно некритичной по отношению к самой себе [1, 15].

Бесспорно, тоталитарные режимы Италии и Германии имели и некоторые важные различия. В Италии приоритетной задачей фашистского режима было воспитание и поддержание высокой политической активности граждан, которая должна была состоять в беспрекословной поддержке режима. Современные итальянские исследователи говорят о том, что фашизм, по сути, являлся авторитарным режимом, активно использовавшим методы тоталитарного режима: ограничение свободы слова, полное отсутствие демократического начала, предусматривающего политическую конкуренцию, борьба с оппозицией и так далее. Фашизм был заинтересован в мобилизации и систематизации народных масс с целью создания нового государства и воспитания новых граждан, возвеличивал роль государства и общества, организованного вокруг фигуры «создателя» – предводителя, дуче, при этом, не отрицая плюрализма внутри структуры нового фашистского государства [6, с.83-84]. В Германии же контроль со стороны государства был чрезвычайно высоким и ставил своей целью не только создание нового активного гражданина, который должен был бы поддерживать режим, но и стремился заставить его безоговорочно поверить в него, то есть измениться внутренне в соответствии с идеалами и требованиями режима, создать принципиально новую личность.

Комплекс политических и социальных изменений в любой точке истории всегда неразрывно связан с культурными изменениями – это взаимообуславливающие процессы. В данной статье мы предлагаем обратиться к анализу некоторых социокультурных изменений в Италии и Германии, которые сыграли значимую роль в установлении и развитии тоталитарных режимов. Фундаментом новой культурной реальности, установленной тоталитаризмом после Первой мировой войны, послужили распад традиционных представлений о социальной реальности и утверждение принципиально нового типа мышления. Особый «догоняющий» более развитые европейские государства тип развития капитализма в конце XIX – начале XX веке при острой нехватке ресурсов и печальные с экономической точки зрения итоги Первой мировой войны в Италии и Германии стали причиной быстрого крушения прежней классовой системы и утраты прежних ценностей и принадлежности к некой общности, исчезновения привычных жизненных сценариев, ориентаций и традиций, моделей поведения: вера в мощь государства была разрушена, святость семьи и преемственность поколений утрачены. По мнению известного немецкого философа и психолога Эриха Фромма, самое страшное состояние, в котором только может оказаться человек – это моральное одиночество, характеризующееся отсутствием связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями [5, 25]. Необходимость взаимодействия с другими людьми, поиск «товарища по судьбе» – того, кто имел бы такие же цели, ценности, интересы в жизни, что и сам человек, – это вопрос жизни и смерти для любого. Согласно Э. Фромму, существуют два принципиальных аспекта свободы. Первый – это, так называемая «свобода от» – от инстинктивной предопределенности, свойственной животным, осознание возможности поступать, руководствуясь самостоятельным решением, – это свобода проявления индивидуальности и свобода от каких-либо связей. Второй аспект – позитивная свобода, которая направлена на укрепление человеческой солидарности, это некая новая включенность в мир с сохранением собственной индивидуальности. Цель человека состоит в том, чтобы найти ту грань, где обе стороны свободы сливаются, где растущая индивидуальность влекла бы за собой и рост солидарности. Именно это необходимо человеку всегда, вне зависимости от эпохи, в которой он живет. Однако социальные изменения в Италии и Германии первых десятилетий XX века привели к одиночеству, внутренней опустошенности, – ослабили людей совершенно разных по происхождению и занимаемому месту в обществе. Развитие капитализма привело к тому, что человек потерял чувство личной ответственности за то, что делал, стал чувствовать, что от него ничего не зависит, что его могло бы и не быть, что он – лишь «…шестеренка… и машина навязывает ему свой ход» [5, 107]. Рабочий, ученый, предприниматель одинаково чувствовал себя частью какого-то огромного целого и при этом осознавал, что его личная роль крайне мала.

Безликость, анонимность, незначительность одинаково ощущали в Италии и Германии «потерянные» люди: потерявшие во время войны близких, работу, дом, привычные занятия, а после нее – жизненные ценности и стремления, а иногда и привязанность к определенной стране – гражданство. Многие из них были вынуждены поселиться на чужих территориях, утратив связь со своими национальными и социальными группами. Ярким примером тому могут послужить Volksdeutsche – немцы, оказавшиеся жителями территорий, отошедших после Первой мировой войны к странам-победительницам. «Потерянный» человек оказался лишен голоса и мнения, права человека перестали что-либо значить. Внутренне такой человек был расположен послушаться, кого угодно, выполнять, что угодно и поверить, во что угодно, что было чрезвычайно важно для зарождающегося тоталитарного режима.

Новому человеку, имеющему массовое некритическое пассивное мышление и названного в связи с этим Хосе Ортегой-и-Гассетом массовым человеком [4, с. 120], были присущи душевный герметизм, неспособность мыслить самостоятельно, анализировать, неспособно к саморазвитию и самосовершенствованию, жестокость, беспрекословное признание авторитета насилия. Такой человек в полной мере чувствовал, что как будто противостоит «… не зависящим от него огромным величинам, ощущал себя песчинкой в сравнении с ними» [5, с. 111]. Индивидуализм, воспитанный капитализмом, неверие в собственные силы из-за разрушенных надежд привели к тому, что люди были не в состоянии достичь той необходимой свободы, направленной на укрепление человеческой солидарности, о которой писал Э. Фромм, они сбежали от свободы, отказались от нее. Большинство выбрало путь полного подчинения сильному субъекту, которому они безоговорочно передали свою свободу. Таким образом они нашли избавление от мучительного чувства одиночества, бесцельности своего существования. Субъект, постепенно оформлявшийся в предводителя, сильного и непогрешимого лидера, мог диктовать им цели, которые они в силу неспособности критически мыслить и вступать в диалог, усваивали как свои собственные. В связи с этим власть вождя в тоталитарном государстве оказалась политически обыденной, социально обоснованной и практически неизбежной [3, с. 283]. Люди преодолевали изоляцию, вызванную разрушением прежней классовой системы, и становились частью некого большого целого, растворялись во внешней силе, что давало чувство защищенности и уверенности. Они избавились от необходимости принимать решения и нести за них ответственность, страдания от бессилия были окончены: теперь эти люди оказались полностью подчинены сильным, поглощены их волей, они растворились в новом единстве с миллионами таких же людей, как они. Важнейшую роль в этом процессе стали играть те немногие, кто выступал в роли сильного ведущего субъекта, который принимал решения, ставил цели перед миллионами других людей и сам же давал им указания, как достичь этих целей. Однако это ни в коем случае не говорит о том, что такой субъект – уникальный человек, который стремится стать лучше, раскрыть все внутренние возможности, является смелым в принятии решений и отвечает за них. Он тоже совершал бегство от свободы, целью которого было стать повелителем бессильного объекта [5, 131]. Он причиняет страдания, может заставить миллионы людей исполнять его волю, может наказать и лишить их жизни по собственному желанию. Он так же, как и те, кто ему подчиняется, не может реализовать свои возможности на основе свободы, не способен к самостоятельной жизни и созданию новых культурных ориентиров. Власть для него – заменитель свободы. «Властелин» в такой степени зависит от своих подчиненных, в какой они зависимы от него. Без сомнения, тоталитарные вожди Германии и Италии А. Гитлер, Б. Муссолини и их ближайшие соратники соответствовали именно этому типу. Они утверждали, что защищают свой народ и культуру от нападения других. Однако никакая рационализация не могла скрыть их презрение к слабым, торжество господства над зависимыми от них людьми, настойчивое утверждение необходимости отказа индивида от права на личное мнение, который дал свое согласие, так как не видел иного способа выжить.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, в тоталитарном обществе оставался еще один тип человека, – человек, независимо и свободно мыслящий. Он имел смелость высказывать свою точку зрения, мог свободно мыслить и анализировать происходящее, определять пути своего развития и совершенствования. К числу таких  людей в Италии и Германии того времени относились некоторые писатели, музыканты, художники, предприниматели, ученые. Многие из них выбрали путь сопротивления тоталитарному режиму и сохранения своих убеждений – такова была их роль в культуре.

Новая тоталитарная социокультурная система в Италии и Германии была ориентирована, прежде всего, на сохранение и воспроизведение самой себя и являлась максимально некритичной по отношению к себе. Она зародилась вследствие коренных изменений и противоречий, которые выявила и обострила в высшей степени Первая мировая война. Война породила тоталитарные режимы в Италии и Германии, они же, в свою очередь, обеспечивали мобилизацию усилий и устремлений всего населения вокруг одной цели и одной идеи. В такой системе высшей ценностью и целью является само государство, стабильность его бытия [2, 25], высшая ее цель сформулирована в негибкой и зачастую примитивной идеологии. Человек в тоталитарной системе – это лишь средство, материал, функциональная единица, однако, как было показано выше, становится он ею неслучайно, а в связи с определенным комплексом социокультурных изменений. Война разрушила структуру общества, привела к ее упрощению, перестраивая в соответствии с военным временем, способствовала нейтрализации влияния деятелей культуры, интеллектуальных лидеров, обесценивает человеческую жизнь, а вместе с этим и все основные ценности культуры и общества: мораль, закон, нормы. Война выступила как легитимное насилие, разрешенное преступление, когда законное убийство разрушает власть закона и обесценивает законопослушных политических лидеров, приводит к власти новых лидеров, радикалов, для которых насилие – первый и самый эффективный метод действий. Бесспорно, подобная система не могла существовать в течение долгого время, что и подтвердила дальнейшая история XX века.

ЛИТЕРАТУРА

Аверинцев С.С. Тоталитаризм: ложный ответ на реальные вопросы.// Родина, 2002.
Круглова Н.В. Исторические типы толерантности. // Российско-американский ежегодник. Нью-Йорк, 2009.
Московичи С. Век толп. М., 1998.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. // Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. М., 2008.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2008.
Sabino Cassese. Lo Stato fascista. Bologna, 2010.

Тоталитаризм | Определение, характеристики, примеры и факты

Бенито Муссолини

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Ханна Арендт Хуан Линц
Похожие темы:
политическая система идеология диктатура однопартийное государство

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое тоталитаризм?

Тоталитаризм — это форма правления, которая пытается установить полный контроль над жизнями своих граждан. Он характеризуется сильным центральным правилом, которое пытается контролировать и направлять все аспекты индивидуальной жизни посредством принуждения и подавления. Он не допускает индивидуальной свободы. Традиционные социальные институты и организации разочаровываются и подавляются, что заставляет людей с большей готовностью сливаться в единое объединенное движение. Тоталитарные государства обычно преследуют особую цель, исключая все остальные, и все ресурсы направляются на ее достижение, независимо от цены.

политическая система

Узнайте о различных типах политических систем.

Как тоталитаризм получил свое название?

Термин totalitario был использован итальянским диктатором Бенито Муссолини в начале 1920-х годов для описания нового фашистского государства Италия, которое он далее описал как «все внутри государства, никто вне государства, никто против государства». К началу Второй мировой войны тоталитарных стали синонимом абсолютной и деспотической однопартийной власти.

Бенито Муссолини

Узнайте больше о Бенито Муссолини.

фашизм

Узнайте больше о фашизме.

Какие примеры тоталитарного правления?

Известные примеры тоталитарных государств включают Италию при Бенито Муссолини (1922–43), Советский Союз при Иосифе Сталине (1924–53), нацистскую Германию при Адольфе Гитлере (1933–45), Китайскую Народную Республику под влиянием Мао Цзэдуна (1949–1976 гг.) и Северной Кореи при династии Ким (1948–1948 гг.). Примеры централизованного правления, восходящего к более глубокому периоду истории, которое можно охарактеризовать как тоталитарное, включают династию Маурьев в Индии (ок. 321–ок. 185 до н. Э.), Китайскую династию Цинь (221–207 до н. Э.) И правление вождя зулусов. Шака (ок. 1816–1828).

Чем отличается тоталитаризм от авторитаризма?

Обе формы правления препятствуют индивидуальной свободе мысли и действия. Тоталитаризм пытается сделать это, утверждая тотальный контроль над жизнями своих граждан, тогда как авторитаризм предпочитает слепое подчинение своих граждан власти. В то время как тоталитарные государства, как правило, имеют высокоразвитую руководящую идеологию, авторитарные государства обычно ее не имеют. Тоталитарные государства подавляют традиционные социальные организации, тогда как авторитарные государства будут терпеть некоторые социальные организации, основанные на традиционных или особых интересах. В отличие от тоталитарных государств авторитарные государства не в состоянии мобилизовать все население для достижения национальных целей, и любые действия, предпринимаемые государством, обычно находятся в относительно предсказуемых пределах.

авторитаризм

Подробнее об авторитаризме.

тоталитаризм , форма правления, которая теоретически не допускает индивидуальной свободы и стремится подчинить все стороны индивидуальной жизни власти государства. Итальянский диктатор Бенито Муссолини ввел термин

totalitario в начале 1920-х годов, чтобы охарактеризовать новое фашистское государство Италии, которое он далее описал как «все внутри государства, никто вне государства, никто против государства». К началу Великой Отечественной войны тоталитарный стал синонимом абсолютного и репрессивного однопартийного правительства. Другие современные примеры тоталитарных государств включают Советский Союз при Иосифе Сталине, нацистскую Германию при Адольфе Гитлере, Китайскую Народную Республику при Мао Цзэдуне и Северную Корею при династии Кимов.

В самом широком смысле тоталитаризм характеризуется сильным центральным правлением, которое пытается контролировать и направлять все аспекты индивидуальной жизни посредством принуждения и репрессий. Исторические примеры такого централизованного тоталитарного правления включают династию Маурьев в Индии (ок. 321–ок. 185 до н. э.), династию Цинь в Китае (221–207 до н. э.) и правление зулусского вождя Шаки (ок. 1816–1828). . Нацистская Германия (1933–45) и Советский Союз в сталинскую эпоху (1924–1953) были первыми примерами децентрализованного или народного тоталитаризма, при котором государство добивалось подавляющей народной поддержки своего руководства.

Эта поддержка не была спонтанной: ее возникновение зависело от харизматичного лидера и стало возможным только благодаря современным достижениям в области коммуникаций и транспорта.

Тоталитаризм часто отличается от диктатуры, деспотизма или тирании тем, что он вытесняет все политические институты новыми и сметает все правовые, социальные и политические традиции. Тоталитарное государство преследует какую-то особую цель, например индустриализацию или завоевание, исключая все остальные. Все ресурсы направляются на ее достижение, независимо от цены. Поддерживается все, что может способствовать достижению цели; все, что может помешать достижению цели, отвергается. Эта одержимость порождает идеологию, которая все объясняет с точки зрения цели, рационализируя все препятствия, которые могут возникнуть, и все силы, которые могут бороться с государством. Полученная в результате народная поддержка дает государству самую широкую свободу действий по сравнению с любой другой формой правления.

Любое инакомыслие клеймится злом, а внутриполитические разногласия не допускаются. Поскольку стремление к цели является единственной идеологической основой тоталитарного государства, достижение цели никогда не может быть признано.

При тоталитарном правлении традиционные социальные институты и организации не поощряются и подавляются. Таким образом, социальная ткань ослабевает, и люди становятся более склонными к включению в единое, объединенное движение. Участие в утвержденных общественных организациях сначала поощряется, а затем становится обязательным. Старые религиозные и социальные связи вытесняются искусственными связями с государством и его идеологией. По мере уменьшения плюрализма и индивидуализма большинство людей принимают идеологию тоталитарного государства. Бесконечное разнообразие среди людей стирается, заменяясь массовым соответствием (или, по крайней мере, молчаливым согласием) убеждениям и поведению, санкционированным государством.

Узнайте, как Адольф Гитлер установил свою диктатуру в Германии.

Посмотреть все видео к этой статье. В нацистской Германии и сталинском Советском Союзе целые классы людей, такие как евреи и кулаки (богатые крестьяне-фермеры) соответственно, подвергались преследованию и уничтожению. В каждом случае преследуемых связывали с каким-то внешним врагом и обвиняли в бедах государства, и тем самым настраивали против них общественное мнение и потворствовали их судьбе в руках военных и полиции.

Полицейские операции в тоталитарном государстве часто кажутся похожими на полицейские, но их отличает одно важное отличие. В полицейском государстве полиция действует в соответствии с известными и последовательными процедурами. В тоталитарном государстве полиция действует вне ограничений законов и правил, и ее действия целенаправленно непредсказуемы. При Гитлере и Сталине неопределенность была вплетена в дела государства. Немецкая конституция Веймарской республики никогда не отменялась при Гитлере, но разрешительный акт был принят Рейхстагом в 1919 г.33 разрешил ему вносить поправки в конституцию по своему усмотрению, что фактически аннулировало ее.

Роль законодателя стала возлагаться на одного человека. Точно так же Сталин подготовил конституцию Советского Союза в 1936 году, но никогда не позволял ей стать основой советского права. Вместо этого он был окончательным арбитром в интерпретации марксизма-ленинизма-сталинизма и менял свои интерпретации по своему желанию. Ни Гитлер, ни Сталин не допустили, чтобы перемены стали предсказуемыми, тем самым усиливая чувство страха среди людей и подавляя любое инакомыслие.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

10 типов правительства

Полномочия, ограничения и формы правления могут быть сложными для понимания.

Когда экономическая политика, политические структуры и философские идеологии начинают пересекаться, все становится сложнее.

Если вам нужна помощь в понимании того, что такое правительства и как они работают, мы вам поможем. Читайте дальше, чтобы узнать о 10 наиболее распространенных формах правления, а также о реальных примерах каждой из них.

Содержание

  • Демократия
  • Коммунизм
  • Социализм
  • Олигархия
  • Аристократия
  • Монархия
  • Теократия
  • Колониализм
  • Тоталитаризм
  • Военная диктатура

10 Общие формы правления


Демократия

Демократия — это форма правления, которая позволяет людям выбирать лидерство. Основная цель состоит в том, чтобы управлять посредством справедливого представительства и предотвращать злоупотребления властью. Результатом является система, которая требует дискурса, дебатов и компромисса для удовлетворения максимально широкого круга общественных интересов, что приводит к правлению большинства. Демократии выступают за честные и свободные выборы, гражданское участие, защиту прав человека и правопорядок.

Реальный пример

После заселения в 874 году нашей эры в Исландии существовало множество форм правления. Независимое содружество, монархи и колониальные правительства управляли островом на протяжении тысячелетий. После подписания договора с Данией в 1918 году Исландия стала полностью независимым и суверенным государством. Графство основало свою республику в 1944 году и с тех пор стало одной из самых высокопоставленных демократий в мире благодаря системам социального обеспечения, всеобщего здравоохранения и высшего образования.


Коммунизм

Коммунизм — это централизованная форма правления во главе с одной партией, которая часто является авторитарной в своем правлении. Вдохновленные немецким философом Карлом Марксом, коммунистические государства заменяют частную собственность и экономику, основанную на прибыли, общественной собственностью и общественным контролем над экономическим производством, таким как рабочая сила, капитальные блага и природные ресурсы. Граждане являются частью бесклассового общества, которое распределяет товары и услуги по мере необходимости.

Пример из реальной жизни

Советский Союз был однопартийным коммунистическим государством в Северной Евразии с 1922 по 1991 год. Большинство современных коммунистических государств придерживаются марксизма-ленинизма, коммунистической идеологии, основанной на доктринах Маркса и русского революционера и политика Владимира Ленина. Страны, сохранившие однопартийное марксистско-ленинское правление, включают Кубу, Лаос, Вьетнам и Китайскую Народную Республику.

Социализм — это система, которая поощряет сотрудничество, а не конкуренцию между гражданами. Граждане совместно владеют средствами производства и распределения товаров и услуг, а централизованное правительство управляет ими. Каждый человек получает пользу от системы и вносит в нее свой вклад в соответствии со своими потребностями и способностями.

Пример из реальной жизни

Социализм является краеугольным камнем скандинавских народов Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции. Все они придерживаются социалистической политики, сочетающей свободный рыночный капитализм с обширными общественными работами, включая бесплатное здравоохранение, бесплатное образование, всеобъемлющее государство всеобщего благосостояния и высокий процент объединенных в профсоюзы рабочих. Этот подход по существу сочетает в себе коллективную природу коммунизма с частной собственностью и конкурентоспособностью капитализма.


Олигархия

Олигархии — это правительства, в которых группа людей правит нацией. Определенный набор качеств, таких как богатство, наследственность и раса, используется для наделения небольшой группы людей властью. Олигархии часто имеют авторитетных правителей и отсутствие демократических практик или прав личности.

Пример из реальной жизни

Правительство, правившее ЮАР с 1948 по 1999 гг.1 была расово сконструированной олигархией. Белое меньшинство населения осуществляло господство и навязывало сегрегацию чернокожему населению, составляющему большинство страны, контролируя политику, государственное управление и правоохранительные органы. После движения против апартеида в стране была принята либеральная демократия, которая в конечном итоге обеспечила политическое представительство всех этнических и языковых групп в Южной Африке.


Аристократия

Аристократия относится к форме правления, при которой небольшой элитный правящий класс — аристократы — имеет власть над теми, кто находится в низших социально-экономических слоях. Членов аристократии обычно выбирают на основе их образования, воспитания, генетической или семейной истории. Аристократы часто связывают богатство и этническую принадлежность как со способностью, так и с правом править.

Пример из реальной жизни

Аристократия возникла в Древней Греции; этот термин происходит от греческого слова aristokratia, что означает «правление лучших». Аристократы были доминирующими правительствами в большинстве средневековых и современных периодов по всей Европе. Аристократы возглавляли крупные страны, включая Великобританию, Германию и Россию, до Первой мировой войны, когда стали популярными другие формы правления.


Монархия

Монархия — это система власти, которая назначает человека главой государства пожизненно или до отречения от престола. Власть традиционно передается по линии преемственности, связанной с родословной и порядком рождения в правящей королевской семье, часто ограниченной полом. Существует два типа монархий: конституционная и абсолютная. Конституционные монархии ограничивают власть монарха, как указано в конституции, в то время как абсолютные монархии дают монарху неограниченную власть.

Пример из реальной жизни

Сегодня 45 наций имеют ту или иную форму монархии, хотя с развитием демократических принципов эта концепция становится все более размытой. В Соединенном Королевстве роль королевы Елизаветы II как монарха во многом символична. Но монархи в других странах, включая Марокко, Оман и Саудовскую Аравию, по-прежнему обладают далеко идущей политической властью.


Теократия

Теократия относится к форме правления, при которой определенная религиозная идеология определяет руководство, законы и обычаи. Во многих случаях различия между библейскими законами и юридическими кодексами практически отсутствуют. Точно так же религиозное духовенство обычно занимает руководящие должности, иногда включая высший пост в стране.

Пример из реальной жизни

Иран, пожалуй, самое важное и могущественное теократическое государство в современном мире. Страной правят аятоллы — шиитские религиозные лидеры. Среди них есть «верховный лидер», который является главой государства, делегирует полномочия другим религиозным лидерам и председательствует на избранном президенте. Шариат — основная правовая доктрина исламской веры — определяет правовые, судебные и административные кодексы страны.


Колониализм

Колониализм — это форма правления, при которой нация распространяет свой суверенитет на другие территории. Другими словами, это предполагает расширение власти нации за ее пределы. Колониализм часто приводит к господству над коренным населением и эксплуатации ресурсов. Колонизатор обычно устанавливает свою экономику, культуру, религиозный порядок и форму правления, чтобы укрепить свою власть.

Пример из реальной жизни

В 15 веке европейские монархии начали эпоху морских исследований, которая привела к появлению нескольких известных колониальных правительств. Британские, французские, испанские и голландские колонисты распространяли свое влияние и власть по всему Новому Свету, демонтируя, а иногда и уничтожая целые культуры и народы. Одним из наиболее известных случаев являются тринадцать колоний, основанных после колонизации Северной Америки Великобританией в 1587 году и позже основанных как Соединенные Штаты Америки.


Тоталитаризм

Тоталитаризм — авторитарная форма правления, при которой правящая партия не признает никаких ограничений своей власти, в том числе в отношении жизни или прав своих граждан. Одна фигура часто удерживает власть и поддерживает власть за счет повсеместной слежки, контроля над средствами массовой информации, запугивания демонстраций военизированных формирований или полиции и подавления протестов, активности или политической оппозиции.

Пример из реальной жизни

Хотя Северная Корея называет себя Корейской Народно-Демократической Республикой, она действует как тоталитарное государство. Ким Чен Ын, третий «верховный лидер» в династии Кимов, правит страной с исключительной и неоспоримой властью, управляя своим народом без политической оппозиции. Критика верховного лидера или протест против его политики являются преступлениями, наказуемыми смертной казнью, как и бесчисленное множество других преступлений, в отношении которых не применяется надлежащая правовая процедура.


Военная диктатура

Военная диктатура — это нация, управляемая одной властью с абсолютной властью и без демократического процесса. Глава государства обычно приходит к власти во время потрясений, таких как высокий уровень безработицы или гражданские беспорядки. Обычно они возглавляют вооруженные силы страны, используя их для установления своего бренда закона и порядка и подавления прав людей. Диктаторы отвергают надлежащую правовую процедуру, гражданские свободы или политические свободы. Несогласие или политическая оппозиция могут быть опасными или даже смертельными для граждан страны.

Пример из реальной жизни

В мире около 50 наций с диктатором. Одним из них является Таиланд, где генерал Прают Чан-Оча пришел к власти в 2014 году после массовых протестов против правительства. Чан-о-ча объявил военное положение, распустил национальный сенат и взял на себя управление. С тех пор Таиланд находится под диктаторским военным правлением. Военная хунта, именуемая Национальным советом мира и порядка, вводит по всей стране комендантский час, запрещает политические собрания, угрожает арестом политическим оппонентам или активистам, контролирует СМИ и применяет широкомасштабную интернет-цензуру.

Эван Томпсон

Эван Томпсон — корреспондент TBS из Вашингтона, освещающий вопросы высшего образования. У него есть подписи в Seattle Times, Tacoma News Tribune, Everett Herald и других из его прошлой жизни в качестве газетного репортера.