Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку 5 класс

Рекомендации:

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Спасибо, Павел Евгеньевич! Удобно пользоваться, когда материалы в одном месте.


GOR154 #2 | 12.09.2017 | 17:04 | 0

Отличные материалы! Благодарю авторов! Использовала эти работы в прошлом году! Детям нравилось работать,и результаты нас порадовали!


И

Ирина #3 | 13.09.2017 | 14:26 | 0

Спасибо огромное, коллеги! В этом году первый раз пишу ВПР с пятиклашками. Хорошее подспорье. Всем успехов!


Благодарна за помощь коллегам, создавшим материалы для подготовки к ВПР. Сама еще пока ничего подобного не составляла и не готовила учащихся пятых классов. Спасибо!


GOR154 #5 | 24.11.2017 | 08:43 | 0

Только всеобщими усилиями мы одолеем ВПР!  Радуюсь,что материалов для отработки становится всё больше!  Вот  бы и  для подготовки к ОГЭ  общий комплекс собрать!


Е

Елена #6 | 29.01.2018 | 19:41 | 0

Здравствуйте!В разделе ВПР — Всероссийские проверочные работы, открываемая ссылка • ВПР по математике 5 класс переходим на вкладку — Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку 5 класс. Где можно увидеть материал по математике?


И

Ирина #7 | 09.02.2018 | 16:03 | 0

Здравствуйте! По ссылке ВПР по математике 5 кл. открываются материалы для подготовки к ВПР по русскому языку. Где можно увидеть материалы для подготовки к ВПР по математике7 Спасибо.


m

Здравствуйте!В разделе ВПР — Всероссийские проверочные работы, открываемая ссылка • ВПР по математике 5 класс переходим на вкладку — Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку 5 класс. Где можно увидеть материал по математике?


easyen.ru

Тренажёр по русскому языку (5 класс) на тему: ВПР русский язык 5 класс 2017 | скачать бесплатно

Вариант 2

1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

  (В/в)олодя ст..ял (у)окна и см..трел (во)двор. (Во)дворе грелся (на)со..нце пёс (П/п)олкан. (К)нему подб..жал радос..ный крошеч..ный мопс и стал (на)него к..дат..ся. Малыш.. ло(в/ф)ко хв..тал (П/п)олкана зубами за лапы уш.. морду. Он (не)д..вал покоя бол..шой собак.. . (В/в)олодя увид..л это и решил, что (П/п)олкан разозлится. Но мопс прод..лжал играть, а (П/п)олкан л..жал спокойно.

(В/в)олодя уд..вился этому. Папа об..яснил мал..чику пов..дение (П/п)олкана. Почему он не злится Пёс зна..т, что бол..шому и сил..ному стыдно об..жать мален..ких и слабых.

2. Выполните  языковые разборы:

(1) – фонетический  разбор:  л..жал

(2) – морфемный  разбор: подб..жал

(3) – морфологический  разбор: (у)окна (1 предложение)

(4) – синтаксический  разбор предложения: (В/в)олодя ст..ял (у)окна и см..трел (во)двор.

3. Поставьте знак ударения в  следующих  словах    

Досуг,  магазин, понял, документ

4. Над каждым  словом напишите, какой частью речи оно  является. Запишите,  какие из известных  Вам частей речи отсутствуют в  предложении.                                                                                                                                                      

           Качаются под лёгким ветерком яркие цветы на клумбе.

5. Выпишите  предложение с прямой речью. (Знаки  препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте  схему предложения.

1)По словам Дениски на свете нет ничего хуже манной каши                                                                  2)Дениска твёрдо сказал что ему не нравится эта манная каша                                                                3)Дениска упрямо прогудел  Видеть не могу манную кашу                                                                       4)Почему ты не притронулся к тарелке с кашей Дениска

6. Выпишите  предложение, в котором необходимо поставить  запятую/запятые. (Знаки препинания  внутри предложений не расставлены.) Напишите,  на каком основании Вы сделали  свой выбор.

1)В середине марта снег ещё лежал сугробами в лесах и тенистых оврагах.   2)Ветер доносит свежий июньский запах разнотравья и речной прохлады. 3)Внезапно чёрная туча обрушилась на голубое поле льна холодным ливнем. 4)Туча поднималась серо-синей стеной медленно поглощала чистую синеву неба.

7. Выпишите  предложение, в котором  необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите,  на каком основании Вы сделали  свой выбор.

1)Белые облачка плывут по небу и незаметно растворяются в прозрачной синеве.                                 2)Солнце уже опускается к горизонту и далеко разливаются его косые лучи.                                                 3)Старые дубравы насквозь просвечиваются солнцем и лиловеют нежными тонами.                                                                                                             4)Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья лопухов.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(1)В 1931 году в Москве строили метро. (2)Строители вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую землю. (3)Мягкая почва, а не возьмёшь никак: вода кругом сочится, ручьями бежит. (4)Что делать?

(5)Стали думать, как тоннель вести, предлагали разные способы. (6)Выходило или дорого, или ненадёжно, а рисковать нельзя: под землёй люди, машины. (7)Помогли строителям шахтёры: они уже раньше проводили тоннели в таком опасном грунте. (8)Заморозили подземное болото с помощью холодильных машин, и оно стало совсем твёрдым. (9)А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. (10)Когда земля оттаяла, вода уже не смогла просочиться в тоннель. (11)Так впервые мороз помог московским метростроевцам. 

(12)С тех пор этим способом пользовались много раз. (13)Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде, нынешнем Петербурге. (14)В тех местах почва болотистая, много подземной воды, но испытанный способ не подвёл. (15)Теперь в Петербурге прекрасное метро! (По М. Садовскому)

8. Определите  и запишите основную мысль  текста.

9. Чем вода мешала строителям метро? Запишите ответ.

10. Определите,  какой тип речи представлен  в предложениях 8-11 текста.  Запишите ответ.

11. В предложениях  5-11 найдите  слово со значением «способный причинить большое зло, несчастье, нанести какой-л. ущерб, урон». Выпишите это слово.

12. В предложениях  5-8 найдите синоним к слову  «крепкий» и выпишите  его.

nsportal.ru

Картотека по русскому языку (5 класс) на тему: Материал для подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе | скачать бесплатно

Работа с предложениями

  1. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  2.  Когда же придёт наша посылка спросила Света
  3. Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
  4. Расскажите мне ребята всё по порядку.
  5. А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
  6. Прошло жаркое лето и наступила осень.
  7. Приходите соседи к нам на новоселье.
  8.  Учительница спросила Ваня сегодня в школе был
  9. Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
  10. Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
  11. А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
  12. Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
  13. Помнишь Мария этот старый дом?
  14. Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька
  15.  Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
  16. Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Работа с предложениями

  1. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  2.  Когда же придёт наша посылка спросила Света
  3. Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
  4. Расскажите мне ребята всё по порядку.
  5. А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
  6. Прошло жаркое лето и наступила осень.
  7. Приходите соседи к нам на новоселье.
  8.  Учительница спросила Ваня сегодня в школе был
  9. Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
  10. Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
  11. А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
  12. Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
  13. Помнишь Мария этот старый дом?
  14. Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька
  15.  Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
  16. Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Работа с предложениями

  1. Подари мне дедушка на день рождения удочку!
  2.  Когда же придёт наша посылка спросила Света
  3. Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
  4. Расскажите мне ребята всё по порядку.
  5. А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
  6. Прошло жаркое лето и наступила осень.
  7. Приходите соседи к нам на новоселье.
  8.  Учительница спросила Ваня сегодня в школе был
  9. Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
  10. Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
  11. А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
  12. Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
  13. Помнишь Мария этот старый дом?
  14. Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька
  15.  Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
  16. Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

Текст 1

(1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.

(3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глава.

(5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!

(9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

(12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14)И мальчик восхищался хитростью камбалы.

(15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18)И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.

 

(По В. Катаеву)

1. Определите и запишите основную мысль текста.

2. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь, встреченный охотником, в душе музыкант? Запишите ответ.

3.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3—4 текста. Запишите ответ.

      4. В предложениях 9—11 найдите слово со значением «серовато-коричневый или серовато-рыжий». Выпишите это слово.

      5.В предложениях 6—8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.

 

Текст 2

(1)Старый охотник очень любил музыку. (2)Он часто сидел на завалинке и пиликал смычком на скрипке. (3)Не очень красиво это у него получалось, но старик и тем был доволен. (4)У каждого ведь есть занятия, за которыми душа отдыхает. (5)Однажды мимо проходил знакомый и говорит старику:

(6)— Ну что ты глупостями занимаешься: брось-ка свою скрипку-то, я сейчас медведя видел в лесу!

(7)Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. (8)В лесу старик долго искал медведя, устал и присел на пенёк отдохнуть. (9)Тихо-тихо вокруг, слышно, как листья шепчут. (10)Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» (11)Красивый такой звук, как струна пропела. (12)Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (13)Звук слышался с опушки. (14)Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (15)А под деревом сидит медведь, схватил одну щенку лапой. (16)Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. (17)Щепка задрожала, и в воздухе раздалось то самое ‹дзенн!..» (18)Медведь наклонил голову и слушает. (19)Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20)Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.

(21)Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22)Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

(23)Давешний прохожий спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

(24)— Нет, — ответил старик.

(25)— Что ж так?

(26)— Да как же в него стрелять, когда он в душе такой же музыкант, как и я?

 

(По В. Бианки)

1. Определите и запишите основную мысль текста.

2.Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что старый воробей очень боялся собаки? Запишите ответ.

3.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7—8 текста. Запишите ответ.

      4.В предложениях 11—14 найдите слово со значением «подойти тихонько, незаметно». Выпишите это слово.

       5.В предложениях 19—22 найдите антоним к слову «громко» и выпишите его.

nsportal.ru

Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе в 2017-2018 учебном году

Согласно приказу № 873 Минобрнауки ВПР для пятых классов пройдет 26 октября. У нас все еще есть время, чтобы психологически подготовить себя и детей к предстоящей проверочной работе, расставить акценты и качественно отработать самый трудный материал.

Еще раз о самом главном

Для чего пишем ВПР? Чтобы своевременно оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся в соответствии с ФГОС – и только для этого! Не надо ждать, что результаты будут учитываться при выставлении итоговых оценок учащимся или при начислении зарплаты учителю. Не пугайте детей ВПР и не пугайтесь сами: это совсем не то же самое, что ОГЭ и ЕГЭ, а всего лишь вариант внешней объективной оценки качества образования.

Ну а раз речь идет о первой четверти пятого класса, то прежде всего мы смотрим, с каким багажом пришли наши школьники из начальных классов и что успели повторить за два осенних месяца.

Какие данные получим? Прежде всего, индивидуальные результаты участников, а еще общую статистику по выполнению каждого типа задания и объективную оценку для сравнения с четвертными и другими оценками.

Как написали весной? С работой справились 97% пятиклассников, 82,2% выполнили на четыре и пять. Выявились и некоторые проблемы: безударные гласные в корне, выделение в слове морфем и, самое главное, затруднения при работе с текстом: разбор, выделение основной мысли, разделение текста на смысловые части.

Чем пользоваться при подготовке? 

  1. Порядок проведения Всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах в начале учебного года

  2. Инструкции для образовательной организации по проведению всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах в октябре 2017 года

  3. План-график проведения Всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2017 года №873 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования»

  5. Описание проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 г.

  6. Вебинар «ВПР: актуальные технологии и приемы подготовки»

 Особенности осенней ВПР

Если вы готовились с пятиклассниками по образцам весенней проверочной работы, обратите внимание: осенняя от нее сильно отличается. Она стала значительно короче: всего 5 заданий вместо 12, и они не такие «многослойные», как в весенней работе. На выполнение дается всего 45 минут (весной ВПР писали в течение 60 минут), и баллы зачисляются иначе. Максимальный первичный балл – 15, за 5–8 баллов ученик получит тройку, за 9–12 – четверку, за 12–15 – пятерку.

Как и весной, осенью пятиклассникам нельзя будет во время написания ВПР пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, орфографическими словарями и другими справочными материалами.

Работа состоит из двух частей: работа с деформированным текстом и условно-тестовая часть, в которой учащиеся не встретят ничего принципиально нового: фонетика, словообразование, синтаксис, части речи. За каждым заданием стоит как предметный блок, так и блок определенных УУД.


Итак, готовимся!

Опыт весенней ВПР показал, что дети, как правило, готовы хорошо, но не всегда действуют по адекватному алгоритму. И хотя никакой специальной подготовки ВПР не требует, неплохо было бы в оставшиеся два дня повторить с детьми самые «скользкие» места при выполнении типичных, казалось бы, заданий.

Общий совет педагогам: перенесите акцент с закрепления на обобщение и систематизацию освоенных способов действий. Пусть дети будут готовы в незнакомой ситуации применить полученные знания.

Задание 1. Работа с деформированным текстом.

Как звучит задание? Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

В этом задании, помимо орфограмм, проверяются полученные навыки смыслового чтения и самоконтроля. Ни в коем случае не начинайте работу с бездумного списывания!

Методисты уверены, что процент выполнения этого задания не так высок по причине недостаточной осознанности в изучении детьми орфографии. Однако, скорее всего, ларчик открывается проще: при переписывании дети легкомысленны, не дают себе труда до конца понять смысл текста.

Алгоритм. Сначала внимательно читаем текст целиком. Находим незнакомые и самые сложные слова. Потом работаем над орфограммами, применяем правила. Затем читаем текст еще раз, желательно выразительно: все ли теперь понятно в тексте? Наконец, отрабатываем пунктуацию, расставляем знаки препинания и только после этого внимательно списываем.

Как готовиться? Это задание не из тех, к которым можно подготовить за несколько дней. Здесь разумно начинать со смыслового чтения недеформированных текстов. Дети должны уметь осмысленно списывать, писать предупредительные и объяснительные диктанты (два отличных учебных жанра, которые забывать нельзя). И обязательно приободрите детей: если они не изучали той или иной орфограммы, имеют право в ней ошибиться – на оценку это не повлияет. Если не спешить и следовать плану работы, задание окажется вполне «подъемным».

Задание 2. Фонетика.

Как звучит задание? Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки твердые (мягкие, звонкие, глухие).

Это типовое задание, контролируется умение определять звуковой состав слова. Из УУД проверяем умение классифицировать, сравнивать.

Алгоритм. Внимательно прочтите задание, если надо – с карандашом. Уясните, что вы работаете со звуками. Вспомните классификацию звуков, обратите внимание на особые случаи. Разберите каждое слово в предложении, затем выберите то, которое соответствует заданным требованиям, проверьте себя, только после этого выпишите найденное слово.

Как готовиться? Имеет смысл за несколько дней до ВПР повесить в классе таблицу звуков: это поможет ребятам вспомнить основы. Всегда обращайте внимание детей на звуковую оболочку слова, поиск сходств и различий в написании слова и его транскрипции. Не пропускайте фонетические зарядки, можно использовать табличные задания, например разнести по таблице четыре слова в соответствии с наличием глухих / звонких, мягких / твердых звуков.


Вебинар «ВПР: актуальные технологии и приемы подготовки»


Задание 3. Разбор слова по составу.

Это отработка умения классифицировать, анализировать, преобразовывать информацию: при разборе дети переводят смыслы в символы.

Алгоритм. Сначала определите, какая перед вами часть речи. Находите окончание (будьте готовы к тому, что оно может быть нулевым или вообще отсутствовать). Найдите основу слова. Подберите однокоренные слова, выделите корень. Только после этого работаем с областью до корня (приставки) и после корня (суффиксы).

Как готовить? Здесь ваша основная задача – приучить учащихся к тому, что слова в русском языке очень разнообразны по составу. Много корней – бывает, без суффикса – бывает, без приставки – тоже бывает, и очень часто. Используйте разные задания на словообразование: определите лишнее слово в ряду однокоренных, распределите слова по группам (например, с нулевым окончанием, с ненулевым окончанием и без окончания). Найдите слово, подходящее под данную структуру. Выявите слово с ошибкой в морфемном разборе. Составьте слово из морфем имеющихся слов.


Русский язык. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний

Предназначена для пошагового контроля усвоения изучаемого школьниками материала. Пособие может быть использовано для самообразования, для восполнения пробелов в знаниях, актуализации сформированных ранее навыков на всех этапах изучения родного языка, а также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Перейти в каталог


Задание 4. Части речи.

Как звучит задание? В предложении над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Классическое задание, которое традиционно вызывает сложности. Предлагаем вам использовать простой метод: сразу мысленно делить все части речи на самостоятельные и служебные.

Алгоритм. Вспоминаем самостоятельные и служебные части речи (не путать с членами предложения!). Затем читаем предложение: все ли в нем ясно? Мысленно распределяем слова на самостоятельные и служебные части речи, правильно задаем морфологические вопросы к словам самостоятельных частей речи. Осознаем функции слов служебных частей речи, соотносим функции с названиями. Пишем названия указанных частей речи.

Как готовиться? Здесь подойдет весь арсенал известных вам заданий: нахождение слов заданной части речи; указание известных частей речи, отсутствующих в предложении. Привидение примеров других форм одного и того же слова. Следите за тем, чтобы дети правильно задавали вопросы к словам как частям речи.

Задание 5. Грамматическая основа предложения.

Как звучит задание? Подчеркните грамматическую основу предложения.

Алгоритм. Прочитай предложение. Вспомни все возможные вопросы к подлежащему и сказуемому: не только «кто» и «что делает», но и «каков», «какова», «что такое», «кто такой» и т. д. Определите, в чем особенность предложения: несколько подлежащих, несколько сказуемых, отсутствие подлежащего или сказуемого? Далее определите, чем выражено подлежащее и сказуемое. Будьте готовы к тому, что это не всегда и не только существительное и глагол. Проверьте себя, опустив остальные члены предложения. Подчеркните.

Как подготовить? Старайтесь отрабатывать с учащимися подобные задания на каждом уроке: по основе составлять распространенное предложение, разграничить простые и сложные предложения, найти предложение, соответствующее данной схеме.  


Русский язык. 5 класс. Контрольные работы

Тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических и практических знаний школьников по основным темам курса

Перейти в каталог


Главный совет по подготовке к ВПР

Итак, у нас осталось совсем немного времени. Все, что можно было выучить и отработать, уже отработано, но оставшиеся уроки можно провести с большой пользой, если не заучивать, а дать детям кейсы, ситуации, в которых они смогут разумно использовать данный алгоритм работы.

Чтобы систематически готовить детей и к осенней, и к весенней проверочной работе, достаточно уделять этой задаче не более 5 минут от каждого урока. Вам потребуется всего лишь одно предложение, в котором вы можете:

а) найти грамматическую основу,

б) определить части речи,

в) разобрать по составу слово или сделать фонетический анализ,

г) если это деформированный текст – быстро напомнить детям, как с ним работать, и дать им для самостоятельного списывания.

Сейчас, накануне осенней ВПР, старайтесь не нагнетать обстановку и не пугать учащихся. Просто постарайтесь эффективно и точно дать им алгоритм работы по каждому заданию, напомнить о возможных нетипичных ситуациях, подготовить к тому, что многие слова и предложения в русском языке выходят за рамки привычного шаблона.

Желаем вам успеха!

rosuchebnik.ru

ВПР по русскому 5 класс


Общая информация


ВПР по русскому языку для 5 класса включает в себя 12 заданий. 5 из них составлены по приведенному в работе тексту для чтения. На выполнение работы дается 60 минут. В первых 9 заданиях нужно записать развернутый ответ, а в следующих 3 – краткий (слово или словосочетание).

Система оценок

Максимально возможный балл за ВПР по русскому языку – 45. Баллы переводятся в отметки согласно таблице:

От 0 до 17 баллов2
От 18 до 28 баллов3
От 29 до 38 баллов4
От 39 до 45 баллов5

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями


Задание 1

В первом задании ВПР по русскому языку записан текст, в котором во многих словах пропущены буквы, а также не проставлены запятые. Нужно переписать этот текст, вставляя буквы там, где это нужно, и расставляя знаки препинания.

За это задание можно получить максимум 9 баллов. Оно проверяется по критериям.

К1 – Соблюдение орфографических норм.

При проверке работы по этому критерию учитываются только те ошибки, которые были совершены во время вставки пропущенных букв, восстановления слитного, дефисного и раздельного написания слов, раскрытия скобок.

Если ученик допустил только одну негрубую ошибку, он получает 4 балла. Если совершено не более 2 ошибок – 3 балла, 3-4 ошибки – 2 балла, 5 ошибок – 1 балл, и более 5 ошибок – 0.

К2 – Соблюдение пунктуационных норм.

При отсутствии ошибок в пунктуации ставят 3 балла, за одну ошибку – 2 балла, за две – 1 балл, за три и более – 0.

К3 – Правильность списывания текста.

2 балла по этому критерию можно получить, если текст переписан абсолютно верно, то есть в нем отсутствуют пропущенные и лишние слова, или же если допущено максимум 3 ошибки такого характера:

  • пропущено одно слово либо добавлено одно лишнее слово;
  • графический облик слова изменен, то есть какая-либо буква заменена или пропущена, но это не приводит к ошибкам в орфографии/грамматике

Задание 2

Это задание связано с текстом, приведенным в первом задании. Три слова и одно предложение из него помечены сверху цифрами от 1 до 4 соответственно. Эти цифры обозначают определенные виды разборов: фонетический, морфологический, морфемный и синтаксический.

Максимально за это задание можно получить 12 баллов. Каждый из разборов может быть оценен в 3 балла, при этом их оценивание производится по одному алгоритму:

  • при отсутствии ошибок – 3 балла;
  • при одной ошибке – 2 балла;
  • при двух ошибках – 1 балл;
  • при трех и более ошибках – 0 баллов.

Задание 3

В данном задании требуется проставить ударение в четырех словах – например:

Столяр, начала, повторишь, алфавит.

Банты, квартал, позвонит, красивее.

Если во всех словах ударение поставлено правильно, пятиклассник получает 2 балла. Если верное ударение стоит только в 3 словах – 1 балл. В остальных случаях задание оценивается в 0 баллов.


Задание 4

В четвертом номере ВПР по русскому языку приводится предложение – например:

Под корнями берёзы скрываются жучки и ящерицы.

Зима заковывает широкие берега Байкала в крепкие ледяные доспехи.

Необходимо надписать над каждым словом ту часть речи, к которой оно относится, а после этого в специально отведенном месте указать, какие из известных ученику частей речи в предложении отсутствуют.

Это задание проверяется по двум критериям:

К1 – Обозначение частей речи в предложении.

В случае, если все части речи определены правильно, ученику ставят 3 балла. При наличии одной ошибки – 2 балла, двух – 1 балл, более двух – 0 баллов.

К2 – Указание отсутствующих частей речи.

Если все отсутствующие в предложении части речи указаны верно, пятиклассник получает 2 балла. Если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более – 0 баллов.

Таким образом, всего за это задание можно получить 5 баллов.


Задание 5

В условии пятого задания ВПР по русскому языку приводится 4 предложения, в которых полностью отсутствуют знаки препинания. Задача ученика – найти среди них предложение с прямой речью, расставить там знаки препинания и составить схему этого предложения.

Всего в этом задании можно набрать 3 балла. 2 балла ставится, если предложение определено правильно, и в расставленных знаках препинания ошибки отсутствуют. Если же в расстановке знаков препинания допущена одна ошибка, ставят 1 балл, а если более одной или же предложение определено неверно – 0. Еще 2 балла можно получить за безошибочно составленную схему предложения; при наличии одной ошибки в схеме ставят 1 балл, более одной – 0 баллов.


Задание 6

В данном задании также приводится четыре предложения без внутренних знаков препинания. В одном из них необходимо поставить запятые (одну или несколько). Ученику нужно выписать это предложение (уже с запятой), а также – обосновать свой выбор (например: в этом предложении ставится запятая после вводного слова, после обращения, при перечислении).

Если предложение выбрано правильно и запятые стоят там, где нужно – пятиклассник получает 2 балла. При допущении одной ошибки в расстановке запятых ему ставят 1 балл, при наличии двух и более ошибок или же неправильном выборе предложения – 0 баллов. Если выбор предложения объяснен верно, ставят 1 балл, если нет – 0.


Задание 7

Седьмое задание почти аналогично шестому, но в нем в предложении может быть пропущена только одна запятая. Сделать нужно то же самое, что и в предыдущем номере – выписать предложение, поставить знак препинания и объяснить свой выбор.

За это задание также можно получить 3 балла. Первые 2 балла ученик получает за верный выбор предложения и правильную постановку запятой. Если же запятая поставлена не там, ему ставят 1 балл, и если ответ неверный – 0. Еще 1 балл присуждают за корректное обоснование выбора предложения.

После седьмого задания в работе приводится текст, на который будут опираться все последующие задания. Он небольшой – 13-17 предложений. Текст может быть таким:

(1)Три дня пути вдоль берегов Африки на остров Сокотра всё шло отлично. (2)Попутный ветер надувал паруса, блестела рябь океана, да кое-где вздымались фонтаны китов. (3)Вдруг ветер резко повернул на юг, небо заволокло тучами, волны побелели, а через два часа началась настоящая буря. (4)Паруса давно убрали, и корабль с одними мачтами понесло на юг.

(5)Лишь на четвёртый день ветер стих. (6)Капитан вышел на палубу, поднял глаза и не узнал неба: только маленькая звёздочка в созвездии Большой Медведицы стояла совсем низко. (7)«Несло нас на юг, – стал рассуждать капитан, – та звёздочка спустилась к самому горизонту. Теперь на север идём. Интересно, поднимется ли она?» (8)Приказав разбудить себя перед рассветом, капитан погасил светильник и заснул. (9)Когда его разбудили, он первым делом глянул на север: та звезда, которую мы теперь называем Полярной, стояла всё ещё низко, но она заметно поднялась. (10)И капитан повёл корабль на север до тех пор, пока Полярная звезда не поднялась на привычную для глаз высоту. (11)И тогда он приказал поворачивать на запад и во все глаза смотреть вперёд…

(12)На четвёртый день раздался долгожданный возглас: «Земля!» (13)А ещё час спустя матросы стояли на берегу. (14)Полярная звезда помогла мореходам найти путь в океане!

(По А. Некрасову)


Задание 8

В восьмом задании необходимо определить и записать основную мысль, выраженную в тексте. Если это сделано правильно, и мысль отражена верно и полно, ученик набирает 2 балла. Если же мысль в целом определена правильно, но в предложении есть 1-2 речевых недочета, или же если мысль определена правильно, но не полно при 1 недочете или их полном отсутствии – 1 балл. В остальных случаях баллы за это задание не присуждаются.


Задание 9

Это задание содержит в себе вопрос, проверяющий понимание текста. Обычно спрашивается, почему автор сделал определенный вывод – например, для приведенного выше текста девятое задание выглядит так:

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что корабль взял курс на север? Запишите ответ.

Часто ответ содержится прямо в предложении текста – в таком случае его можно просто процитировать. Если дан верный ответ, но в нем присутствует ошибка или в речи, или в орфографии, или в грамматике, или в пунктуации (то есть всего 1 ошибка) – ставят 2 балла. Если же в ответе есть и речевой недочет, и одна из трех других ошибок (либо и недочет, и две ошибки одного типа, например, речевой недочет и две пунктуационные ошибки; то есть в сумме 3 ошибки, одна из которых – недочет) – 1 балл. 0 баллов присуждают при наличии более трех ошибок или при неверном ответе.


Задание 10

В десятом задании необходимо определить тип речи в указанных в условии предложениях – например, в предложениях 8-11. Если это сделано правильно, ученик получает 1 балл, если допущена ошибка – 0 баллов.


Задание 11

Одиннадцатое задание ВПР по русскому языку в 5 классе предполагает нахождении в указанном диапазоне предложений слова с определенным значением и его выписывание.

Для вышеуказанного текста это задание выглядит таким образом:

В предложениях 1–3 найдите слово со значением «сильный ветер большой разрушительной силы». Выпишите это слово.

За верный ответ пятикласснику ставят 1 балл, за ошибочный – 0.


Задание 12

Это задание предполагает нахождение антонима или синонима к данному в условии слову в указанном диапазоне предложений.

Двенадцатое задание для приведенного выше текста выглядит так:

В предложениях 5–7 найдите антоним к слову «высоко» и выпишите его.

Если противоположное по значению слово написано правильно, ученик получает 1 балл. Если нет – 0 баллов.


ВПР в пятом классе по другим предметам:

spadilo.ru