За ребенком – в огонь и воду и даже на ЕГЭ
В ходе проведения акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» мамы и папы выпускников 2017 года сели за парты, чтобы проверить свои знания по русскому языку.
Нелли ЧУКАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
– Эта акция проходит в пятидесяти субъектах Российской Федерации, – отметила директор департамента образования Тульской области Алевтина Шевелева. – Ее цель – показать родителям процедуру проведения ЕГЭ, ведь ежегодно вокруг этой темы поднимается массовая шумиха и возникает нездоровый ажиотаж. Мы хотим, чтобы родители поняли, что в экзамене на самом деле нет ничего страшного и если ребенок на протяжении школьных лет добросовестно учился, то он сдаст его вполне успешно. И донесли эту мысль до своих детей. Было бы хорошо, если бы после этого пробного ЕГЭ его участники также выступили на родительских собраниях и успокоили других мам и пап.
Интересно, что в нашем регионе в эксперименте отважились поучаствовать исключительно представительницы прекрасной половины человечества.
Итак, сорок родительниц одиннадцатиклассников из Тулы, Алексина, Новомосковска, Веневского, Ясногорского и Щекинского районов в назначенный день и час прибыли в Тульский институт повышения квалификации работников образования. Личные вещи были оставлены ими в специальной комнате.
Точно так же, как это предстоит через несколько месяцев проделать их детям, мамы прошли процесс регистрации, рамку металлоискателя и налегке – с одним лишь паспортом в руках – разошлись по аудиториям. Здесь дам ознакомили с порядком проведения экзамена и предупредили, что в случае выявления каких-либо нарушений – обнаружения шпаргалок, припрятанных сотовых телефонов, несанкционированных разговоров или передвижений по классу – им придется покинуть помещение. А также рассказали, что на столе, помимо паспорта, двух черных гелевых ручек и экзаменационных материалов, могут находиться лишь необходимые продукты (яблоко, бутерброд или шоколадка), лекарства и вода.
Как отметила Алевтина Шевелева, предложенные родителям задания аналогичны тем, что обычно выполняют выпускники, разработаны федеральным институтом педагогических измерений и прошли экспертизу, но являются демонстрационными, а не реальными.
В это же время в здании министерства образования Тульской области развернул работу регистрационный ситуационный центр, откуда в онлайн-режиме за проведением экзамена для родителей при помощи видеокамер следили студенты ТГПУ имени Л. Н. Толстого, которым в дальнейшем предстоит работать на реальных ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей.
Среди пришедших на экзамен по русскому языку была уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталия Зыкова, дочери которой в этом году также предстоит сдавать ЕГЭ.
– Я пришла сюда не только как мама будущей выпускницы, но и потому, что уверена, что дети Тульской области должны чувствовать себя абсолютно защищенными в любой ситуации, в том числе и во время экзаменационных испытаний, – призналась Наталия Алексеевна по окончании тестирования. – Многие считают, что в процессе подготовки к ЕГЭ детей элементарно натаскивают на выполнение тестов и при этом совершенно не учат думать, анализировать. Это не так! Задания показались мне очень интересными, заставляющими размышлять и делать выводы. Предложенный для анализа текст содержал нравственную составляющую – было необходимо порассуждать о красоте человеческой души и о том, насколько она взаимосвязана с красотой внешней.
Какой-то громадной пропасти между тем экзаменом, что мы сдавали в школе, и нынешним я не увидела. Изменилась лишь его форма. Мне удалось ответить практически на все предложенные вопросы. Возможно, помогло то, что по образованию я учитель русского языка и литературы и много занимаюсь со своими детьми, помогая им готовить уроки.
В целом я рада, что смогла побывать на месте ребенка. Мое мнение о ЕГЭ изменилось, я поняла, что ничего страшного в таком экзамене нет. Надо готовить детей и по предмету, и чисто психологически, чтобы спокойнее относились к происходящему. А родителям советую не нагнетать ситуацию, любить и принимать своих детей с любыми результатами.
Наталия Баранова, Щекино:
– В этом году школу оканчивает моя дочь. Результат ЕГЭ по русскому языку ей необходим для поступления в медицинский вуз, поэтому дочка усиленно занимается не только в школе, где у нее по этому предмету твердая пятерка, но и дополнительно с репетитором. Конечно, я очень переживаю о том, как все сложится, а дочка меня успокаивает, говорит, что все будет хорошо.
С Единым государственным экзаменом связано немало волнений и слухов, постоянно будоражащих людей, но несомненный плюс проведения экзамена именно в такой форме состоит в том, что его достаточно сдать всего один раз – в школе, а в институт представить результат. А нам, выпускникам прежних лет, приходилось сдавать и школьные экзамены, и вступительные в вуз, что только увеличивало стресс.
Наталья Кодачигова, Тула:
– Экзамен в такой форме мне категорически не понравился! Напрягают формулировки вопросов. Пока разбираешься с ними, соображаешь, что к чему, время безвозвратно уходит. Но я понимаю, что наших детей специально готовят к прохождению Единого государственного экзамена и, наверное, им будет проходить тестирование проще, чем нам, привыкшим тянуть билеты и затем отвечать преподавателям у доски.
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ в нашей стране был проведен в 2001 году, тогда в нем приняли участие выпускники Чувашии, Якутии, Марий Эл, а также Самарской и Ростовской областей. Школяров проэкзаменовали по восьми предметам.
В 2002-м эксперимент прошел в шестнадцати регионах, в 2006-м ЕГЭ уже сдавали около 95 тысяч человек в 79 регионах РФ. Какие предметы сдавать в такой форме, определялось на уровне регионов. А с 2009 года ЕГЭ по русскому языку и математике стал обязательным для выпускников школ, лицеев и гимназий всей страны.
Казалось бы, за прошедшее время экзамен, проводимый в такой форме, пора уже понять, принять и успокоиться, ведь, как показывает опыт, в основном те, кто долгие годы добросовестно учился, сдают его успешно, а элемент случайности никто не отменял при любой форме проверки знаний, но ежегодно с приближением ЕГЭ в среде учеников, родителей и всех им сочувствующих разгораются нешуточные страсти.
По предварительной информации, в этом году в Тульской области школу окончат около 6000 юношей и девушек.
Мы предлагаем выпускникам-2017 и их родителям попробовать свои силы в решении тестовой части КИМов по некоторым предметам
Русский язык
Задание 1
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..стибюль оскв..рнить предпол..гать
р..весник р..внина
Задание 2
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.
Задание 3
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
помн. .т труд..тся смотр..т волну..щаяся крас..т
Задание 4
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) не пропустить самое интересное, Сергей ТОТ(ЧАС) побежал к реке.
ЧТО(БЫ) ни происходило вокруг, ТАК(ЖЕ), как и много веков назад, шепчет береза о быстротечности жизни, о чем-то очень важном.
Я ТО(ЖЕ) был взволнован и ТАК(ЖЕ), как все собравшиеся здесь, ловил каждое слово диктора.
(ПО)НАЧАЛУ его деятельности в нашем институте трудно было судить о том, что он предпримет (В)ПОСЛЕДСТВИИ.
Задание 5
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) прибЫв; 2) дОнизу; 3) принЯтый; 4) щЕлкать.
История
Задание 1
В каком из перечисленных рядов названы имена современников?
1) А. Д. Меншиков, император Александр III;
2) С. Ю. Витте, император Александр I;
3) П. А. Столыпин, император Николай II;
4) Г. А. Потемкин, император Петр I.
Задание 2
Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.
«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».
1) Съезд рабочих и солдатских депутатов.
2) Совет министров.
3) Государственная дума.
4) Учредительное собрание.
Задание 3
Издание И. В. Сталиным приказа № 227 «Ни шагу назад!» было вызвано угрозой
1) захвата немцами Крыма;
2) нового прорыва немцев под Москвой;
3) потери Сталинграда и выхода немцев к Волге;
4) захвата немцами Ленинграда.
Задание 4
Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870–1890-х гг.?
1) классицизм; 2) романтизм;
3) академизм; 4) передвижники.
Задание 5
Ниже приведен перечень понятий, терминов. Все они, за исключением одного, относятся к преобразованиям Александра I. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Вольные хлебопашцы, Негласный комитет,
министерства, земства, военные поселения.
Биология
Задание 1
Причиной расширения площади пустынь в биосфере является
1) накопление углекислого газа в атмосфере;
2) сокращение территории, занятой лесами;
3) расширение биотических связей организмов;
4) обеднение почв минеральными веществами.
Задание 2
Какая особенность насекомых позволяет им приспосабливаться к изменяющимся условиям среды?
1) развитие с неполным превращением;
2) способность хорошо маскироваться;
3) быстрая смена поколений;
4) развитие с полным превращением.
Задание 3
Чтобы выяснить влияние низкой температуры на активность ферментов желудочного сока, следует налить в две пробирки немного желудочного сока и добавить к нему тонкие хлопья белка полусваренного яйца. Затем
1) одну пробирку поставить в снег, а вторую – в теплую воду;
2) обе пробирки поставить в снег и добавить в одну раствор соляной кислоты;
3) одну пробирку поставить в снег, а вторую – в кипящую воду;
4) обе пробирки поставить в снег и добавить в одну раствор щелочи.
Задание 4
Бактерии, питающиеся органическими веществами отмерших организмов, – это:
1) паразиты; 2) сапротрофы;
3) хемотрофы; 4) симбионты.
Задание 5
Какой метод необходимо применить, чтобы доказать, что определенная вакцина защищает организм от определенного инфекционного заболевания?
1) метод наблюдения; 2) метод эксперимента;
3) метод сравнения; 4) описательный метод.
Занятие 3. Реформы и контрреформы в правительственном курсе России XIX в.
1. Альтернативы развития России в начале XIX в.
2. Реформаторский поиск властей и передового дворянства при Александре I (первая четверть XIX в.).
3. Правление Николая I: консервативная модернизация империи (вторая четверть XIX в.).
4. «Эпоха Великих реформ» Александра II (1860-70-е гг.).
5. Политика «контрреформ» Александра III (1880-90-е гг.).
Ключевые понятия и термины: самодержавие, конституционная монархия, вольные хлебопашцы, военные поселения, Государственный совет, Государственная дума, министерства, принцип разделения властей, непременный совет, негласный комитет, промышленный переворот, «аракчеевщина», охранительная политика, теория официальной народности, кодификация законов, цензура, Секретный комитет, Главный комитет, редакционные комиссии, рескрипты, уставные грамоты, мировые посредники, отрезки, временнообязанные крестьяне, выкупная операция, капитализация оброка, земства, курии, земские собрания, земские управы, земские гласные, городские думы, присяжные заседатели, мировой суд, вердикт, автономия университетов, всеобщая воинская повинность, циркуляр о кухаркиных детях.
Вопросы для размышления:
1. Каковы были альтернативы политического развития России в начале XIX века?
2. Чем Вы можете объяснить непоследовательность и противоречивость реформаторских поисков и решений Александра I?
3. «Гонфалоньером (знаменосцем) свободы» называли некоторые современники Николая I в первые годы его царствования. «Начало периода реакции» – так охарактеризованы первые годы царствования Николая I в учебниках истории. На чем основывается каждое из этих суждений?
4. Какие противоречия российской жизни решали реформы Александра II? Какие противоречия внутреннего развития страны обострились в ходе этих реформ?
5. Почему именно в начале XIX века вопрос о крепостничестве и самодержавии остро встал как перед властями, так и перед обществом?
6. Чем можно объяснить, что в условиях «кризиса феодально-крепостнической системы» во второй четверти века, наблюдался определенный подъем хозяйства и уровня жизни населения?
7. В чем состояла сущность аграрного вопроса в России в первой половине XIX в.? Какие попытки решить аграрный вопрос предпринимались предшественниками Александра II и чем они завершились?
Источники
1. Богданович А. Три последних самодержца. – М., 1990.
2. Валуев П. А. Дневник. Т. 1, 2. – М., 1961.
3. Витте С. Ю. Избранные воспоминания: 1849-1911. – М., 1991.
4. Российское законодательство Х-ХХ века: в 9 т. – М., 1984-1994.
5. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. – Л., 1991.
6. Русское общество 30-х годов XIX в.: Мемуары современников. – М., 1989.
7. Сазонов С. Д. Воспоминания. – М., 1990.
8. Сперанский М.М. Проекты и записки. – М.; Л., 1961.
9. Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров: Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора. – М., 1990.
10. Энгельгардт А. Н. Из деревни: 12 писем 1872-1887. – М., 1987.
Литература
1. Аникин А. В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. – М., 1990.
2. Апогей самодержавия? Нехрестоматийные размышления о Николае I // Родина. – 1997. – № 2.
3. Великие реформы в России. 1856-1874: сборник. – М., 1992.
4. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1983.
5. Искендеров А. А. Российская монархия: реформы и революция // Вопросы истории. – 1993. – № 3, 5, 7.
6. Левандовский А. А. Время Грановского. – М., 1990.
7. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1989.
8. Николаев В. Александр II: Человек на престоле. Историческая биография. Мюнхен, 1986.
9. Пресняков А. Е. Российские самодержцы.
Leave A Comment