Владислав IV Ваза

 

Великий князь Литовский и король польский Владислав IV Ваза родился 9 июня 1595 в Кракове. Его родителями были король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза и Анна Габсбургская. Мать Владислава умерла, когда ему было три года, и его воспитанием занималась бывшая фрейлин Анны Габсбургской Урсула Мейерин.

Владислав Ваза получил соответствующее своему положению в обществе хорошее домашнее образование. Он умел читать и писать на немецком, итальянском языках, а также на латыни, однако разговаривал он только на польском языке. Во время учебы он достаточно сильно увлекся живописью и потом, с течением времени стал покровительствовать молодым талантливым художникам.

Будучи претендентом на престол Речи Посполитой, он также имел право на шведскую корону, поскольку был внуком шведского короля Юхана III, а его собственный отец, Сигизмунд III Ваза, некоторое время занимал престол Швеции.

В 1610 году, в Москве, в период так называемого «Смутного времени», бояре, взявшие власть в свои руки после правления Василия Шуйского, предложили стать московским царем Владиславу IV Вазе. Провозгласить-то провозгласили, даже начали чеканить его монету, но он в Москву так и не прибыл, православия не принял и не был венчан на царство. Причиной этой задержки послужило нежелание его отца Сигизмунда III Вазы отпускать сына в Москву, поскольку он сам претендовал на московский трон, но московским боярам этот вариант был неинтересен. В итоге, после всяческих интриг, борьбы за привилегии и политическое влияние семибоярщина была свергнута, а новым московским царем в 1613 году выбрали Михаила Романова.

Владислав IV Ваза всё же попытался с позволения Речи Посполитой вернуть себе уже занятый трон. Набрав 11 тысячную армию, состоявшую из войск ВКЛ и Польши, он отправился военным походом на Москву. Его войска возглавил Великий гетман Литовский Ян Карл Ходкевич, среди сопровождавших Владислава в походе был и канцлер ВКЛ Лев Сапега.

Им удалось дойти до Москвы и они даже осадили ее, но недостаток средств и холодная зима вынудили пойти на мирное соглашение с московским царством. И хотя трон был безвозвратно потерян, зато по Деулинскому мирному соглашение к ВКЛ вернулись ранее захваченные Москвой Смоленск, Стародуб, Торопец, Себеж, Велиж, Дорогобуж, Невель, Красный, Белый, Рославль, Серпейск, Новгород-Северский и ряд других приграничных городов.

В 1621 году Владислав снова отравляется в военный поход и принимает участие в битве под Хотином против турок. Командование своей армией он доверил опытныму и талантливому Великому гетману Литовскому Яну Карлу Ходкевичу.

В 1624-1625 годах Владислав Ваза путешествовал по Европе, учился, изучал военное искусство. В 1626 году он, вернувшись в Речь Посполитую, отправляется на войну со шведами, которая длилась с 1626 по 1629 год.

30 апреля 1632 года умирает отец Владислава король Речи Посполитой Сигизмунд III. В республике двух народов наступил период бескоролевья и попыток выборов нового короля. Спустя полгода 8 ноября 1632 года сейм Речи Посполитой избирает новым королем Владислава IV Вазу и провозглашает его избрание 6 февраля 1633.

За тот период, пока шли выборы нового короля Речи Посполитой, московский царь Михаил Федорович, воспользовавшись моментом, отправил 32-тысячную армию во главе с воеводой Шейном под Смоленск. Сразу штурмом город взять не удалось, и Шейн осадил его. В ответ Владислав Ваза собрал 20-тысячное войско и 25 августа он уже был в семи верстах от Смоленска. Ему удалось окружить армию Шейна, и тот, не сумев прорвать оцепление, спустя полгода принял предложение о капитуляции. 19 февраля 1634 года оставив 123 пушки и бросив к ногам Владислава Вазы все свои знамена, Шейн ушел с оставшимся 8-тысячным войском по московской дороге.

В том же 1634 году, не распуская войска, Владислав IV Ваза отправил их с московских границ на юг, к турецким границам. Эти своевременные действия помогли заключить мир и остановить турецкую армию, которая собиралась вторгнуться на территорию Речи Посполитой. В следующем году, воспользовавшись тем, что Швеция была вовлечена в тридцатилетнюю войну, он подписал со шведами выгодное Штумсдорфское перемирие, по которому ряд ранее завоеванных территорий возвращался к Речи Посполитой.

Во внутренней политике Владислава Ваза стремился получить больше власти над сеймом, магнатами и шляхтой. Однако, в отличие от своего отца, он был веротерпимым и в своих политических интригах и умело пользовался противостоянием протестантов, католиков и православных.

Владислав Ваза был дважды женат. Первый раз он женился в 1637 году на эрцгерцогине Цецилии Ренате Австрийской, которая родила ему двух детей, умерших в раннем возрасте. Сама королева ушла из жизни в 1644 году и была похоронена в Вавельском кафедральном соборе в Кракове.

В 1646 году Владислав женился во второй раз на французской принцессе Марии Луизе де Гонзага де Невер. Но этот брак продлился недолго,. 20 мая 1648 года Владислав IV Ваза умирает. Его сердце и внутренние органы были захоронены в Вильнюсе в капелле Святого Казимира собора Святого Станислава. Наследников после него не осталось.

vklby.com

Владислав IV Ваза — биография

Король Польский и Великий князь Литовский (1632-1648), претендент на русский престол (с 1610 года).

Владислав IV Ваза родился 9 июня 1595 года в Кракове (Польша). Он был старшим сыном польского короля Сигизмунда III (1566-1632).

В 1610 году, после насильственного низведения с престола царя Василия IV Шуйского, представители «Семибоярщины» заключили с Сигизмундом III соглашение о призвании на царство 16-летнего королевича Владислава при условии принятия им православия и прекращения польской интервенции. В августе 1610 года жители Москвы и других русских городов присягали на верность «царю и великому князю Владиславу Жигимонтовичу». Однако несоблюдение польской стороной условий договора, растущее сопротивление интервентам и избрание на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году не позволили Владиславу занять трон.

В 1617 году Владислав, поощряемый польским сеймом, неудачно попытался овладеть московским престолом, совершив поход на Москву, но взять города не смог. Поход королевича завершился подписанием Деулинского перемирия (1618).

Владислав IV был избран польским королем в ноябре 1632 года, его коронация состоялась 6 февраля 1633 года. Он унаследовал от отца натянутые отношения с Россией, перешедшие в открытую борьбу. Смоленская война 1632-1634 годов завершилась подписанием Поляновского мира (1634), по которому монарх окончательно отказывался от своих формальных прав на русский трон, а царь Михаил Федорович – от своих притязаний на захваченные Польшей Смоленск и Чернигов.

Владислав IV cумел избежать активного участия Речи Посполитой в Тридцатилетней войне 1618-1648 годов, придерживался религиозной терпимости и провел военную реформу. Он безуспешно стремился укрепить королевскую власть, выступая против магнатов.

Время правления Владислава IV оказалось последней стабильной эпохой в истории королевской Польши. Еще при жизни короля начали проявляться первые признаки ее упадка. В 1637 и 1638 годах были жестоко подавлены два казацких восстания на Украине, фактически к 1648 году королевская власть больше не распространялась на украинских казаков. Незадолго до кончины короля началось восстание украинских казаков под руководством Богдана Хмельницкого.

Владислав IV умер 20 мая 1648 года в Мерече (ныне город Меркине в Литве), получив известие о поражении поляков от Б. Хмельницкого при Желтых Водах. В результате борьбы за Украину и вторжения Швеции Речь Посполитая после смерти короля оказалась ввергнута в войну и анархию, получившую в польской историографии название «Потопа».

www.bankgorodov.ru

ВЛАДИСЛАВ IV — Древо

Владислав IV, король Польши. Картина Яна Матейки.
Владислав IV Ваза (1595 — 1648), король Польши, претендент на российский престол.

Родился в 1595 году, старший сын польского короля Сигизмунда III.

Когда Сигизмунд III выступил в поход против царя Василия Шуйского и осадил Смоленск, у части русских людей явилась мысль посадить на престол королевича Владислава. Тушинцы, потерявшие свою силу благодаря уходу поляков к королю, первые увлеклись этой мыслью, отправили к Сигизмунду послов и 4 февраля 1610 заключили с ним договор о возведении его сына на московский трон под известными условиями. Когда же гетман Жолкевский нанес при д. Клушине поражение войскам царя Василия и этот последний был низвержен москвичами, боярская дума, опасаясь захвата Москвы Лжедмитрием II, признала Владислава царем. 27 августа жители Москвы принесли ему присягу; к Сигизмунду III было отправлено посольство, во главе которого поставлены были князь Б. В. Голицын и митрополит Филарет, а Жолкевскому бояре, продолжавшие опасаться самозванца, предложили вступить в Москву, что он и исполнил. Сигизмунд не соглашался на то, чтобы сын его переменил веру; мечтая о распространении римо-католичества в Московском государстве, он думал сам сделаться царем. Равным образом он требовал сдачи Смоленска на свое имя. Соглашение между ним и московским посольством не состоялось, и кандидатура польского королевича, за которой предвиделось владычество Польши и католицизма, не вызывала более симпатий московского населения. Смерть

Тушинского вора 11 декабря 1610 нанесла новый и уже непоправимый удар кандидатуре Владислава.

В 1617 Владислав попытался возвратить себе потерянную корону и с гетманом Ходкевичем выступил в поход на Москву. В последней началось было опять смятение. Дорогобуж и Вязьма признали Владислава царем и сдались ему; в следующем году он подступил к самой столице, штурмовал ее, но неуспешно, и заключил так называемое Деулинское перемирие, по которому не отказывался от своих притязаний на московский престол, откладывая лишь их осуществление.

По смерти Сигизмунда в 1632 царь Михаил Федорович задумал воспользоваться тем временем, пока в Польше будет происходить избрание короля, и послал боярина Шеина с войском взять Смоленск. Осада пошла было удачно, но Владислав, избранный сеймом, подоспел с войском вовремя и принудил Шеина к капитуляции. Вслед за тем он двинулся к Москве, но был остановлен под Белой, а между тем пришла весть, что турки готовятся напасть на Польшу. Владислав согласился тогда (1634) заключить мир и отречься от своих прав на московский престол.

Вступив на польский престол при общем расположении нации, Владислав скоро утратил его. Это зависело от его политики, мало согласованной с интересами народа. Лучшей ее стороною была политика религиозная. Уже при избрании Владислава началась на сейме ожесточенная борьба между католиками и иноверцами, так как первые не хотели допустить на будущее время существование религиозной свободы, обеспеченной варшавскою генеральною конфедерацией. Владислав, чуждый религиозного фанатизма отца, прилагал все усилия к прекращению вражды различных исповеданий, умерял рвение католиков, устраивал съезды представителей разных протестантских сект с целью их примирения, провел соглашение между церквами униатской и православной, в силу которого православные получили обратно многие храмы, отнятые у них униатами при Сигизмунде.

Неудачно Владислав действовал в вопросах политических. Уже его притязание на московский престол навлекли на Польшу войну с Московским государством. Унаследовав от отца еще и притязания на трон Швеции, он постоянно домогался его, подчиняя своим личным интересам политику государства. Поэтому он не заключал прочного мира со Швецией, удовольствовавшись в 1635 штумсдорфским перемирием на 26 лет, по которому Польше возвращалась лишь Пруссия, но Владислав не отрекался от прав на корону Швеции; поэтому же он поддерживал невыгодный для Польши союз с Австрией и женился с 1637 на дочери императора Фердинанда II, рассчитывая получить от него помощь против Швеции. Такая политика поселила недоверие между королем и шляхтой и имела своим результатом бездеятельность Польши во внешней политике и отсутствие внутренних реформ. Лишь в последние годы своей жизни, после вступления во второй брак, с Марией Гонзага, Владислав под влиянием жены, канцлера Юрия Оссолинского и венецианского посла Тиеполо задумал войну с Турцией. С этой целью он начал набирать войско и вступил в непосредственные сношения с казаками. Шляхта, заподозрив короля в стремлении к государственному перевороту, взволновалась; на сейме 1646 королю было представлено требование распустить войско и впредь не набирать его без дозволения сейма. Сеймовые послы угрожали в случае неисполнения этих требований поголовным восстанием шляхты, и Владислав должен был отказаться от всяких завоевательных планов. Последний год его правления ознаменован началом восстания казаков под предводительством Хмельницкого. Бессильный прекратить злоупотребления панов и тем более изменить социальную политику государства, Владислав своими непосредственными сношениями с казачеством и открытым сознанием в бессилии королевской власти бросил последнюю искру в подготовленный горючий материал.

Скончался 20 мая 1648 года, получив известие о поражении поляков Хмельницким при Желтых Водах.

Литература

  • Шайнох. «Dwa lata dziejów naszych. 1646-48». Львов, 1865-1869.
  • Ludwik Kubal: «Jerży Ossoliński» (â «Przewodnik nauk. i liter.» Львов, 1878.

Использованные материалы

  • Мякотин В.А. Владислав IV, король польский. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

drevo-info.ru

Владислав Сигизмундович Ваза, Владислав 4 (IV) Ваза.

 

Владислав IV Сигизмундович Ваза (1595-1648) — король Речи Посполитой с 1632.

В 1610 частью московского боярства был провозглашён русским царём. Договор Боярской думы с поляками о признании Владислава IV царём был подписан 4 февраля 1610 года, а договор о воцарении Владислава IV — 17 августа 1610 г.

Ожидая прибытия Владислава, бояре сформировали «седьмочисленную комиссию», Семибоярщину,которая могла бы стать коллективным регентом при малолетнем царевиче, а так же должным образом приготовить его к воцарению на российском престоле. Однако Владислав отказался прибыть, а вместо себя отправил вооружённых представителей. Позже понадобятся два народных ополчения, чтобы выбить отряды польских жолнеров и украинских казаков из Московского кремля.

 

Владислав Ваза — поход на Россию

Владислав претендовал на российский престол даже после избрания царём Михаила Фёдоровича. Польское войско Владислава и украинские казаки под командованием гетмана Конашевича-Сагайдачного П. начали в 1617 новый поход в глубь России. В октябре 1618 г. враги подступили к Москве, оборону которой возглавил воевода  Пожарский Д.М. Вскоре украинское казачество возвратилось домой.В 1618 войска Владислава были разгромлены.

Владислав IV Ваза — Поляновский мир

После избрания Владислава королём, он первым делом двинул войска под Смоленск. Под его стенами стояла 30-тысячная армия боярина Шеина М.Б., безуспешно штурмовавшая город. Поляки перерезали коммуникации нашей армии с тылами. Солдаты начали испытывать недостаток в продовольствии и фураже. В сложившихся условиях Россия не могла продолжать борьбу. Все земли остались за поляками. Утешением было то, что королевич Владислав 4 Ваза отказался от претензий на московский престол. Окончилась Поляновским миром.

Умер в 1648 году

 

kremlion.ru

Владислав IV Ваза


Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ
НАРОДЫ:
◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
◆ АПСУАРА
◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА…
◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ…
Баннеры:

Прочее:

Владислав IV Ваза

Владислав IV (9.6.1595 — 19.5.1648), король Польши (пр. 1632 — 1648), в 1610 году был избран на Московское царство, но так царем и не стал, с 13.9.1637 года женат на Цецилии Ренате Габсбург (1611 — 1644), второй раз с 10.3.1646 года женат на Луизе Марии Гонзаге (1611 — 1667). После смерти Сигизмунда III русский царь начал войну с Польшей (1632 — 1634), но проиграл. Был заключен Поляновский мир, по которому Смоленск перешел к Польше. На правление Владислава пришлось начало упадка Речи Посполитой. При Владиславе украинские казаки в 1637 году подняли восстание против Польшии фактически к 1648 году власть короля на казаков не распространялась, войны с Россией и Османской империей ослабили страну, а шляхта получила новые привилегии в виде политических прав и освобождения от налогов на доходы.


Владислав IV Ваза (Wladyslaw IV Waza) (1595 — 20.V.1648) — польский король (с 1632). Сын Сигизмунда III. В ходе польской интервенции в Русском государстве был провозглашен частью русской знати царем (февраль 1610 года). Добивался осуществления своих притязаний на русский престол во время войны с Россией в 1617-1618 годов. Однако по Поляновскому миру 1634 года, завершившему русско-польскую войну 1632-1634 годов, был вынужден отказаться от них. Безуспешно стремился к укреплению королевской власти, выступая против магнатов. При Владиславе IV Bазе на Украине, входившей в состав Польши, происходил ряд казацких и крестьянских восстаний (1637, 1638). В конце его правления началось национально-освободительное восстание украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН — ВЯЧКО. 1963.


Владислав IV Ваза (польск. Wladyslaw Waza) (1595-1648), польский король, сын Сигизмунда III от брака с австр. гц. Анной. Род. в 1595.

Ещё в 1605 прибывший в Краков гонец Лжедмитрия И. Безобразов на тайной встрече с Сигизмундом сообщил о желании моск. вельмож (прежде всего кн. Голицыных и Шуйских) избавиться от самозванца и возвести на рус. трон королевича Владислава. 4 февр. 1610 руководители Тушинского лагеря заключили договор с Сигизмундом о возведении Владислава на росс. престол. Осн. условия этого договора, окончательно подписанного туш. боярами и коронным гетманом С. Жолкевским, заключались в следующем: «Владислав венчается на царство патриархом и православным духовенством; он обязывается блюсти и чтить храмы, иконы и мощи святых и не вмешиваться в церковное управление, равно не отымать у монастырей и церквей их имений и доходов; в латинство никого не совращать и католических и иных храмов не строить; въезд жидам в государство не разрешать; старых обычаев не менять; все бояре и чиновники будут одни только русские; во всех государственных делах советоваться с думой боярской и земской; королю Сигизмунду тотчас же снять осаду Смоленска и вывести свои войска в Польшу; Сапегу отвести от Вора [Лжедмитрия II]; Марине Мнишек вернуться домой и впредь московской государыней не именоваться». К Смоленску для подачи королю челобитной о разрешении Владиславу креститься по православ. обычаю должны были отправиться «большие» послы. Заключение договора происходило на полпути между Москвой и польск. станом возле Смоленска. После присяги бояр и Жолкевского в соблюдении условий договора в тот же день (17 августа) на верность Владиславу присягнуло 10 тыс. чел. На следующий день присяга продолжилась в моск. Успенском соборе в присутствии патриарха Гермогена. Сюда же прибыли из-под Смоленска и рус. тушинцы во главе с М. Салтыковым, кн. В. Мосальским-Рубцом и М. Молчановым, крые благодаря милостивому отзыву о них Сигизмунда, «почали служить преж всех королю… Патриарх же их не благословляше и нача им говорить: “Будет пришли вы в соборную апостольскую церковь правдою, а не с лестью, и будет в вашем умысле не будет нарушение православной християнской вере, то будет на вас благословение от всего вселенского собору и моe грешное благословение, а будет вы пришли с лестию и нарушение будет в вашем умысле православной християнской истинной вере, то не буди на вас милость Божия и Пречистые Богородицы и бутте прокляты ото всего вселенского собору”. Якоже тако и збысться слово его. Той же боярин Михайло Салтыков с лестью и со слезами глаголаше патриарху, что будет прямой истинный государь. Он же их благослови крестом». Однако когда к благословению подошёл Молчанов (убийца семьи Бориса Годунова), то Гермоген возмутился «и повеле его ис церкви выбити вон безчестне». Уже вскоре после этого запорож. казаки вместе с литовцами и поляками начали подступать к северск. городам — Стародубу, Почепу, Чернигову, Новгороду-Северскому, Мосальску и Белой, заставляя жителей присягать польск. королевичу. Однако жители, особенно Стародуба и Почепа, оказали захватчикам ожесточённое сопротивление и сами поджигали свои города, бросая в огонь не только свои пожитки, но и сами кидались туда и гибли тысячами. Такое отчаяние объясняется жестокостью, с которой казаки (православные) и жолнёры (католики), несмотря на запрет кор. Сигизмунда, обращались с побеждёнными. После поражения армии царя Василия Шуйского под с. Клушино бояр. дума признала Владислава царём и 27 августа послала за ним посольство. Сначала его воцарение не состоялось из-за желания Сигизмунда самому занять росс. трон, позже — благодаря успехам Второго ополчения под руководством кн. Д. Пожарского и К. Минина. К тому же «бесчинства наёмников, которых привели с собой польские вельможи и последовавшие затем народные волнения, сопровождавшиеся избиением поляков привели к тому, что идея передачи трона иноверному королевичу отпала сама собой».

В 1616 королевич издал окружную грамоту ко всем жителям Моск. гос-ва, в к-рой напоминал, как его выбрали на моск. престол якобы «всею землею». Он обвинял митрополита Ростовского Филарета (кстати, вероломно захваченного отцом Владислава и всё ещё сидевшего в польск. плену), который будто бы «поступал вопреки наказу, данному всею землею»; лицемерно высказывал сожаление о бедствиях, постигших Россию, как будто не поляки изначально составляли львиную долю вины в этих бедствиях; объявлял, что, достигнув совершеннолетия, сам теперь идёт добывать моск. престол, данный ему от Бога, и убеждал весь моск. люд «бить ему челом и покориться, как законному государю; обещал, наконец, поступить с Михаилом, Филаретовым сыном, сообразно своему царскому милосердию, по прошению всей земли». Притязания королевича грозили новой междоусобицей в России.

В 1618 Владислав вторгся в пределы Моск. гос-ва и с войсками, возглавляемыми коронным гетманом Я.-К. Ходкевичем, подош ёл к Москве. В августе к нему на помощь гетман запорож. казаков П. К. Сагайдачный двинул 20-тыс. войско, которое по пути взяло несколько рус. городов, предав их огню и мечу и умертвив при этом тысячи жителей. 20 сентября он соединился у Донского монастыря с В. Моск. воеводы вместо того чтобы воспрепятствовать этому, бежали, потому что, по словам летописца, «на них напал великий ужас». 1 октября началась осада Москвы войсками Владислава и гетмана. «Война эта требовала крайнего напряжения сил, а между тем Московское государство еще не успело поправиться от прежних бедствий и испытывало новые в том же роде, как в предшествовавшие годы. Разбойничьи шайки продолжали бродить и разорять народ; самый образ ведения войны с Владиславом увеличивал число такого рода врагов, потому что главные силы польского королевича состояли из казаков и лисовчиков [членов банды погибшего польск. пол-ка А. Лисовского], а те и другие вели войну разбойническим способом. Литовские люди, заодно с русскими ворами, проникали на берега Волги и Шексны, и разбойничали в этих местах. Города были так дурно укреплены и содержимы, что не могли служить надежным убежищем для жителей, которым небезопасно было оставаться в своих селах и деревнях. Между тем правительство принуждено было усиленными мерами собирать особые тяжелые налоги с разоренного народа. То были запросные деньги, наложенные временно, по случаю опасности, которые должны были платить все по своим имуществам и промыслам, и кроме того, разные хлебные поборы для содержания служилых людей; наконец, народ должен был нести и посошную службу в войске. Правительство приказывало не давать народу никаких отсрочек и править нещадно деньги и запасы. Воеводы, исполняя такие строгие повеления, собирали посадских и волостных людей, били их на правеже с утра до вечера; ночью голодных и избитых держали в тюрьмах, а утром снова выводили на правеж и очень многих забивали до смерти. Жители разбегались, умирали от голода и холода в лесах или попадали в руки неприятелям и разбойникам. Бедствия, которые народ русский терпел в этом году от правительственных лиц, были ему не легче непрительских разорений. Монастыри же, как и прежде, пользовались своими привилегиями и если не вовсе освобождались от содействия общему делу защиты отечества, то гораздо в меньшем размере участвовали в этом деле; некоторые из них тогда же получали новые льготные грамоты. Служилые люди неохотно шли на войну; одни не являлись вовсе, другие бегали из полков: в Новгородской земле служилые люди в то время имели повод особенно быть недовольными, потому что правительство отбирало у них поместья, розданные при шведском владычестве из дворцовых и черных земель. В таком состоянии был народ, когда Владислав, идя к Москве, в августе 1618 г., снова возмущал русских людей своею грамотою, уверял, что никогда не будет ни разорять православных церквей, ни раздавать вотчин и поместий польским людям, что поляки не станут делать никаких насилий и стeснений русскому народу; напротив — сохраняемы будут их прежние права и обычаи. “Видите ли — писал Владислав — какое разорение и стеснение делается Московскому государству, не от нас, а от советников Михайловых, от их упрямства, жадности и корыстолюбия, о чем мы сердечно жалеем: от нас, государя вашего, ничего вам не будет, кроме милости, жалованья и призрения”. Избранный народною волею царь противопоставил этому покушению своего соперника голоса народной воли.

9 сентября 1618 года собран был земский собор всех чинов людей Московского государства, и все чины единогласно объявили, что они будут стоят за православную веру и своего государя, сидеть с ним в осаде “безо всякаго сумнения, не щадя своих голов будут биться против недруга его, королевича Владислава, и идущих с ним польских и литовских людей и черкас”. Грамоты Владислава прельстили немногих из русских людей. Как ни тяжело было русскому народу от тогдашнего своего правительства, но он слишком знал поляков, познакомившись с ними в смутное время. Дружба с ними была невозможна. Дело Владислава было окончательно проиграно». В период противостояния было много примеров мужества и стойкости с той и др. стороны, и поэтому противники не раз начинали мирные переговоры; в кон. октября из-за наступивших сильных холодов королевич снял осаду и отступил сначала к Троице-Сергиеву монастырю, а потом к с. Рогачёво, в 12 км от обители. Сагайдачный же, покинув Москву, направился к Калуге и по дороге взял кремль в Серпухове, потом — в Калуге. Тем временем польск. уполномоченные, много раз уже вступавшие в мирные переговоры с русскими, на этот раз сошлись в с. Деулино, недалеко от Троиц-Сергиевой лавры, и снова приступили к переговорам. Кроме многочисл. разногласий, большую проблему представляли запорож. казаки: поляки не ручались за то, что они после объявления мирного договора захотят оставить моск. земли. Сагайдачный, узнав об идущих переговорах между поляками и русскими, настоятельно советовал королевичу не выходить из пределов Моск. гос-ва. Однако мир на 14 лет и 6 мес. всё же был заключён. По Деулинскому перемирию, Владислав отложил на время осуществление своих притязаний на росс. престол.

В 1620 тур. султан Осман с полумиллионной армией двинулся к польск. границе, собираясь уничтожить Речь Посполитую и превратить её в очередную тур. провинцию — бейлик. Сигизмунд смог отправить навстречу этой орде лишь 57-тыс. армию во главе с гетманом Ходкевичем и королевичем. Видя, что им не устоять, Владислав снова лично обратился к Сагайдачному с просьбой о помощи. Тот был согласен, но выставил ряд условий: 1) польск. пр-во должно официально признать власть казацк. гетмана на Украине; 2) отменить все стеснительные распоряжения относительно казачества; 3) уничтожить должность казачьего старшого. Королевич быстро согласился на все условия и даже выдал гетману старшого Бородавку. После этого Сагайдачный выступил с армией в 40 тыс. казаков к крепости Хотин, под которой нанёс туркам чувствительное поражение. В 1632 умер Сигизмунд III, и собравшийся элекционный сейм приступил к выборам нового короля. Туда же явились депутаты и от казаков. Ссылаясь на то, что они представляют значит. часть населения Речи Посполитой, казацк. депутаты потребовали от имени войска обеспечения свободы православ. вероисповедания и права голоса при избрании короля. На это сенат ответил, что хотя казаки действительно составляют часть Польск. гос-ва, но такую, «как волосы или ногти в теле человека: когда волосы или ногти слишком вырастут, то их стригут. Так поступают и с казаками: когда их немного, то они могут служить защитой Речи Посполитой, а когда они размножатся, делаются вредными для Польши», а на избрание короля имеет право, дескать, лишь сенат и земское собрание. Что касается православ. веры, то казацким депутатам пообещали, что этот вопрос рассмотрит будущий король Польши. Т. о., казаки ввернулись на Украину и в Запорожье ни с чем, и без их участия выбран был в короли сын Сигизмунда Владислав, который тотчас же открыл военные действия против России и поначалу успешно возглавил оборону Смоленска от рус. войск, пытавшихся его вернуть. Затем начались неудачи, и ему срочно понадобились казаки, как украинские, так и низовые, запорожские, которыми в это время командовал некто Арлам, к-рого нек-рые исследователи называют кошевым атаманом. Запорож. казаки, несмотря на нанесённую им недавно обиду от поляков на сейме, поспешили на помощь королю во главе с атаманом Г. Каневцом, но 17 июня 1633 атаман был убит в Новгородском уезде ратными государевыми людьми, к-рых возглавлял воевода Н. Пушкин. И Польша, и Россия явно не были готовы к войне и срочно нуждались в перемирии. По Поляновскому миру (1634), завершившему русско-польскую войну 1632—1634, В. IV В. окончательно отказался от претензии на русский престол. Его правление отмечено жестоким подавлением казацко-крестьянских восстаний 1637 и 1638 на Украине. В. IV В. безуспешно стремился укрепить кор. власть, выступая против магнатов. Накануне смерти В. IV В. началось национально-освободит. восстание украинского народа под рук. Б. Хмельницкого. Скоропостижно умер 20 мая 1648 в местечке Мереча. Ходили слухи, что короля отравили. Поскольку В. IV В. не оставил наследников, в Речи Посполитой снова настало «бескоролевье», и полякам с литовцами опять предстояли тяжёлые выборы нового правителя.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: «Славянская энциклопедия. XVII век». М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.


Далее читайте:

Правители Польши (указатель имен).

Исторические лица Польши (биографический справочник).

Барч (польск. Barcz) — духовник польского короля Сигизмунда III Вазы.

Династия Ваза (генеалогическая таблица).

Потомки Юхана III (генеалогическая таблица).

Далее читайте документы:

Дневник похода Сигизмунда III в Россию (документ)

Инструкция Сигизмунда III Благородному Самуилу Грушецкому (документ)

Письмо Марины Мнишек польскому королю Сигизмунду III. 1610 г., января 15. (документ)

Письмо князя Р.Рожинского королю Сигизмунду III (документ)

Карты:

Польша в XVI-XVII вв.

 

 

www.sklaviny.ru

Владислав IV король польский — это… Что такое Владислав IV король польский?


Владислав IV король польский
— старший сын Сигизмунда III, род. в 1595 г. Когда Сигизмунд III выступил в поход против царя Василия Шуйского и осадил Смоленск, у части русских людей явилась мысль посадить на престол королевича В. Тушинцы, потерявшие свою силу благодаря уходу поляков к королю, первые увлеклись этой мыслью, отправили к Сигизмунду послов и 4 февраля 1610 г. заключили с ним договор о возведении его сына на московский трон под известными условиями (см. Василий Иоаннович Шуйский). Когда же гетман Жолкевский нанес при д. Клушине поражение войскам царя Василия и этот последний был низвержен москвичами, боярская дума, опасаясь захвата Москвы Лжедимитрием, признала В. царем. 27 августа жители Москвы принесли ему присягу; к Сигизмунду было отправлено посольство, во главе которого поставлены были кн. Б. В. Голицын и митрополит Филарет, а Жолкевскому бояре, продолжавшие опасаться самозванца, предложили вступить в Москву, что он и исполнил. Сигизмунд не соглашался на то, чтобы сын его переменил веру; мечтая о распространении католичества в Московском государстве, он думал сам сделаться царем. Равным образом он требовал сдачи Смоленска на свое имя. Соглашение между ним и московским посольством не состоялось, и кандидатура польского королевича, за которой предвиделось владычество Польши и католицизма, не вызывала более симпатий московского населения. Смерть Тушинского вора 11 декабря 1610 г. нанесла новый и уже непоправимый удар кандидатуре В. (подробности и литературу см. в ст. Смутное время). В 1617 г. В. попытался возвратить себе потерянную корону и с гетманом Ходкевичем выступил в поход на Москву. В последней началось было опять смятение. Дорогобуж и Вязьма признали Владислава царем и сдались ему; в следующем году он подступил к самой столице, штурмовал ее, но неуспешно, и заключил так называемое Деулинское перемирие, по которому не отказывался от своих притязаний на московский престол, откладывая лишь их осуществление. По смерти Сигизмунда в 1632 г. царь Михаил Федорович задумал воспользоваться тем временем, пока в Польше будет происходить избрание короля, и послал боярина Шеина с войском взять Смоленск. Осада пошла было удачно, но Владислав, избранный сеймом, подоспел с войском вовремя и принудил Шеина к капитуляции. Вслед за тем он двинулся к Москве, но был остановлен под Белой, а между тем пришла весть, что турки готовятся напасть на Польшу. Б. согласился тогда (1634) заключить мир и отречься от своих прав на московский престол (Подробнее см. статьи: Михаил Федорович и Поляновский мир). Вступив на польский престол при общем расположении нации, В. скоро утратил его. Это зависело от его политики, мало согласованной с интересами народа. Лучшей ее стороною была политика религиозная. Уже при избрании В. началась на сейме ожесточенная борьба между католиками и иноверцами, так как первые не хотели допустить на будущее время существование религиозной свободы, обеспеченной варшавскою генеральною конфедерацией (см.). В., чуждый религиозного фанатизма отца, прилагал все усилия к прекращению вражды различных исповеданий, умерял рвение католиков, устраивал съезды представителей разных протестантских сект с целью их примирения, провел соглашение между церквами униатской и православной, в силу которого православные получили обратно многие храмы, отнятые у них униатами при Сигизмунде. Неудачно В. действовал в вопросах политических. Уже его притязание на московский престол навлекли на Польшу войну с Московским государством. Унаследовав от отца еще и притязания на трон Швеции, он постоянно домогался его, подчиняя своим личным интересам политику государства. Поэтому он не заключал прочного мира со Швецией, удовольствовавшись в 1635 г. штумсдорфским перемирием на 26 лет, по которому Польше возвращалась лишь Пруссия, но В. не отрекался от прав на корону Швеции; поэтому же он поддерживал невыгодный для Польши союз с Австрией и женился с 1637 г. на дочери имп. Фердинанда II, рассчитывая получить от него помощь против Швеции. Такая политика поселила недоверие между королем и шляхтой и имела своим результатом бездеятельность Польши во внешней политике и отсутствие внутренних реформ. Лишь в последние годы своей жизни, после вступления во второй брак, с Марией Гонзага, В. под влиянием жены, канцлера Юрия Оссолинского и венецианского посла Тиеполо задумал войну с Турцией. С этой целью он начал набирать войско и вступил в непосредственные сношения с казаками. Шляхта, заподозрив короля в стремлении к государственному перевороту, взволновалась; на сейме 1646 г. королю было представлено требование распустить войско и впредь не набирать его без дозволения сейма. Сеймовые послы угрожали в случае неисполнения этих требований поголовным восстанием шляхты, и В. должен был отказаться от всяких завоевательных планов. Последний год его правления ознаменован началом восстания казаков под предводительством Хмельницкого. Бессильный прекратить злоупотребления панов и тем более изменить социальную политику государства, В. своими непосредственными сношениями с казачеством и открытым сознанием в бессилии королевской власти бросил последнюю искру в подготовленный горючий материал. Умер 20 мая 1648 г., получив известие о поражении поляков Хмельницким при Желтых Водах. Об отношениях В. к казачеству см. статью Казаки. В работе Шайнохи: «Dwa lata dziejów naszych. 1646-48» (Львов, 1865-69) личность В. выставлена в романтическом освещении, приданном ему Лелевелевской школой. Более удачна работа Ludwik Kubal: «Jerży Ossoliński» (â «Przewodnik nauk. i liter.» (Львов, с 1878 г.).

В. М-н.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Владислав III Варненчик король польский
  • Владислав Тонконогий король польский

Смотреть что такое «Владислав IV король польский» в других словарях:

  • Владислав IV, король польский — Владислав IV Ваза Władysław IV Waza Портрет работы Питера Пауля Рубенса …   Википедия

  • Владислав Тонконогий, король польский — Владислав III Тонконогий Władisław III Laskonogy Портрет работы Яна Матейко …   Википедия

  • Владислав II, король польский — Владислав II Изгнанник Władysław II Wygnaniec Портрет работы Яна Матейко …   Википедия

  • Владислав IV, король польский — старший сын Сигизмунда III, род. в 1595 г. Когда Сигизмунд III выступил в поход против царя Василия Шуйского и осадил Смоленск, у части русских людей явилась мысль посадить на престол королевича В. Тушинцы, потерявшие свою силу благодаря уходу… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Владислав Тонконогий король польский — (Wladyslaw Laskonogi), последний эпигон патриархальных самодержцев Польши , как его называет польский историк Бобржинский, был младшим из 5 сыновей Мешка Старого; родился в 1168 году. Так как братья его все умерли еще при жизни отца и только один …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Владислав Тонконогий, король польский — (Wladyslaw Laskonogi), последний эпигон патриархальных самодержцев Польши , как его называет польский историк Бобржинский, был младшим из 5 сыновей Мешка Старого; родился в 1168 году. Так как братья его все умерли еще при жизни отца и только один …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Владислав I, король польский — (Герман) младший сын Казимира I Восстановителя и жены его Марии Доброгневы, дочери велик. князя киевского, Владимира, род. в 1043 г. После того, как старший брат его, Болеслав Смелый, должен был покинуть престол и удалиться в изгнание вследствие… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Владислав II король польский — старший сын Болеслава Кривоустого и жены его Збиславы, дочери великого князя киевского Святополка, родился в 1104 г. Болеслав перед смертью (1139) разделил свое государство между сыновьями, дав Владиславу Силезию, Болеславу Кудрявому Мазовию и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Владислав II, король польский — старший сын Болеслава Кривоустого и жены его Збиславы, дочери великого князя киевского Святополка, родился в 1104 г. Болеслав перед смертью (1139) разделил свое государство между сыновьями, дав Владиславу Силезию, Болеславу Кудрявому Мазовию и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Владислав IV, король Польши — Владислав IV Ваза Władysław IV Waza Портрет работы Питера Пауля Рубенса …   Википедия

Книги

  • Король холопов, Крашевский Юзеф. Король польский Владислав I, за малый рост и сноровку прозванный Локтем, умирает. Со всех сторон окруженный врагами и предателями, он завещает сыну Казимиру корону исвою мечту о сильном… Подробнее  Купить за 255 руб
  • Король холопов, Крашевский Ю.. Король польский Владислав I, за малый рост и сноровку прозванный Локтем, умирает. Со всех сторон окруженный врагами и предателями, он завещает сыну Казимиру корону исвою мечту о сильном… Подробнее  Купить за 202 руб
  • Король холопов, Крашевский Ю.. Король польский Владислав I, за малый рост и сноровку прозванный Локтем, умирает. Со всех сторон окруженный врагами и предателями, он завещает сыну Казимиру корону исвою мечту о сильном… Подробнее  Купить за 197 руб
Другие книги по запросу «Владислав IV король польский» >>

dic.academic.ru

«Семибоярщина» избирает на Московский престол польского королевича Владислава :: Издательство Русская Идея

17.08.1610 (30.08). – «Семибоярщина» избирает на Московский престол польского королевича Владислава

Владислав IV (9.6.1595–20.5.1648) – старший сын польского Короля Сигизмунда III, с 6 февраля 1633 г. Король польский и Великий князь литовский. 17 августа 1610 г. как «московский царь» принял присягу московского боярского правительства.

Напомним, что неудачи Царя Василия Шуйского в борьбе с интервентами, недовольство народа, дворян и части бояр привели к свержению Шуйского 17 июля 1610 года. Патриарх Гермоген пытался удержать бояр и народ от бунта против законной власти, тем более в условиях войны с поляками, но верх одержали бояре. После свержения с престола Василия Шуйского власть перешла к Боярской думе («Семибоярщине»), где председательствовал князь Феодор Мстиславский. Большинство бояр, ради установления польских шляхетских вольностей, стояло за избрание русским царем 15-летнего польского королевича Владислава.

Бояре готовили свой переворот заранее. Еще 4 февраля 1610 г. под Смоленском был заключен договор между польским королем Сигизмундом и боярским посольством о том, что королевич Владислав должен был занять Московский престол после принятия Православия. После предательской сдачи полякам Москвы «Семибоярщина» признала Владислава царем, принесла ему присягу и чеканила от имени «Владислава Жигимонтовича» монету.

Необходимо было благословение Церкви. Бояре отправили к Патриарху Гермогену делегацию с просьбой благословить приглашение на престол Владислава, который искренне готов перейти в Православие. «Если в намерении вашем, – ответил им Патриарх, – нет лукавства, и вы не помышляете нарушить православную веру и привести в разорение Московское государство, то пребудет на вас благословение всего собора четырех Патриархов и нашего смирения, а иначе – пусть ляжет на вас клятва от всех четырех православных Патриархов и от нашего смирения, и вы будете лишены милости Бога и Пресвятыя Богородицы и примете месть от Бога наравне с еретиками и богоотступниками».

Началась присяга королевичу Владиславу. Во все города были разосланы грамоты, чтобы и там принимали присягу. Но вскоре выяснилось, что король Сигизмунд сам хочет царствовать на Руси, а якобы готовый стать «православным» королевич, по словам Сигизмунда, молод: где же ему управиться?.. Итак, присягу Владиславу можно считать юридически ничтожной, ибо Православия он не принимал, в Москву не прибыл и венчан на царство не был.

Святейший Гермоген сказал, что другого исхода нет, как только собрать всенародное ополчение, которое освободит Москву и все государство от поляков, а затем избрать Царя. Народ согласился с Патриархом. Святитель начал писать грамоты, призывая русские города ополчиться для избавления святой Руси от бед. За это святитель был замучен поляками. Но его призыв пробудил православный народ. Ополчение Минина и Пожарского в октябре 1612 г. освободило Москву. Боярское правительство королевича Владислава было низложено; в 1613 г. на царство был призван Михаил Федорович Романов. Этим и был положен конец Смутному времени.

Тем не менее Владислав в Польше продолжал пользоваться титулом «Великого князя Московского» и не оставлял своих притязаний. В 1617–1618 гг. он, поощряемый польским сеймом, неудачно попытался овладеть Московским престолом. Однако, даже одержав некоторые победы, он не сумел захватить Москву, ограничившись русскими территориальными уступками Польше по Деулинскому перемирию. Окончательно он отказался московского титула и от претензий на Москву по Поляновскому миру в 1634 г., уже будучи польским королём.

Итак, Владислав никогда не правил Россией, хотя сохранял за собой титул «царя» до 1634 г. и во время торжественных приёмов надевал т.н. «московскую корону».


Поделиться новостью в соцсетях

 

 

rusidea.org