Вариант 9. Часть 1.Задание 13. ОГЭ 10 вариантов ответов по Обществознанию 9 класс Лазебникова. Верны ли суждения о социализации индивида?

Вариант 9. Часть 1.Задание 13. ОГЭ 10 вариантов ответов по Обществознанию 9 класс Лазебникова. Верны ли суждения о социализации индивида? – Рамблер/класс

Интересные вопросы

Школа

Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?

Новости

Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?

Школа

Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?

Школа

Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?

Новости

Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?

Вузы

Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?

Верны ли следующие суждения о социализации индивида?

А. Социализация — процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребенка.
Б. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
1)     верно только А                            3) верны оба суждения
2)     верно только Б                             4) оба суждения неверны
 

ответы

4) оба суждения неверны

ваш ответ

Можно ввести 4000 cимволов

отправить

дежурный

Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия  пользовательского соглашения

похожие темы

Олимпиады

Экзамены

Оценки

Репетитор

похожие вопросы 5

Вариант 4. Часть 1.Задание 15. ОГЭ 10 вариантов ответов по Обществознанию 9 класс Лазебникова. Как определить, что государство является правовым?

В государстве N гражданам конституционно гарантированы основные права и свободы. Какой дополнительный признак позволит сделать вывод о (Подробнее…)

ГДЗОбществознаниеОГЭ9 классЛазебникова А.Ю.

Вариант 6. Часть 1.Задание 8. ОГЭ 10 вариантов ответов по Обществознанию 9 класс Лазебникова. Налог, взимаемый с физических лиц

Видом налога, взимаемого с физических лиц, является
1)      налог на имущество предприятий
2)       налог на имущество (Подробнее…)

ГДЗОбществознаниеОГЭ9 классЛазебникова А.Ю.

Вариант 6. Часть 1.Задание 11. ОГЭ 10 вариантов ответов по Обществознанию 9 класс Лазебникова. Что такое социальный статус?

Социальный статус — это
1)    претензии человека на исключительное положение в той или иной социальной группе
2)    отношения (Подробнее…)

ГДЗОбществознаниеОГЭ9 классЛазебникова А.Ю.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Русский язык ЕГЭ-2017 Цыбулько И. П. ГДЗ. Вариант 34.

5.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к (Подробнее…)

ГДЗЕГЭРусский языкЦыбулько И.П.

Докажите № 1256 ГДЗ Геометрия 9 класс Атанасян Л.С.

Вершины четырёхугольника ABCD имеют координаты А(х1;у1), В (х2; у2), С(х3;у3) и D (х4; у4). Докажите, что этот четырёхугольник является (Подробнее…)

ГДЗГеометрия9 классАтанасян Л.С.

[PDF] А12 — ученику Тема Анализ суждений

  • Home
  • А12 — ученику Тема Анализ суждений

July 18, 2018 | Author: Anonymous | Category: N/A

Share Embed

Report this link

Short Description

Download А12 — ученику Тема Анализ суждений. ..

Description

Задание по обществознанию А12 Тема «Социальные отношения» — анализ суждений (Социализация, социальные нормы, социальные статус и роль, социальный контроль) № 1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах. Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 2. Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль является одним из наиболее важных социальных регуляторов. Б. Моральные нормы возникают вместе с государством и обеспечиваются силой его принуждения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 3. Верны ли следующие суждения о социализации? А. Социализация — процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка. Б. Социализация происходит только в результате стихийных, непреднамеренных воздействий на личность различных общественных ситуаций.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 4. Верны ли следующие суждения о социализации? А. Социализация — процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, Б. Социализация преимущественно направлена на формирование типично-групповых свойств и проявлений человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 5. Верны ли следующие суждения о социализации личности? А. Процесс социализации продолжается у человека всю жизнь. Б. Важным институтом социализации выступают средства массовой информации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 6. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях? А. Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведении человека определенного статуса. Б. В современном обществе большинство главных статусов относится к предписанным. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 7.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б. Принятие социальной роли носит личностную окраску. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

№ 8. Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А. Общество осуществляет социальный контроль только посредством правовых норм. Б. Социальный контроль выполняет функцию стандартизации поведения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 9. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом. Б. Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 10. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Социальные нормы регулируют жизнь общества. Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 11. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальные роли определяют социальный статус человека. Б. Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 12. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Социальная норма включает правило поведения и санкцию, а члены общества формируют свои представления об образце выполнения данного правила. Б. Социальная норма предполагает, что все члены общества ожидают от других людей её соблюдения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 13. Верны ли следующие суждения о девиантном поведении? А. Девиантное поведение всегда содержит определенный вызов обществу, устоявшейся в нем системе отношений. Б. Позитивная девиация может быть связана с особой одаренностью, талантом личности, нетривиальностью самореализации.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 14. Верны ли следующие суждения о социальной роли потребителя А. Социальная роль потребителя присуща людям разных возрастов, но ее конкретное наполнение меняется, например, дети не могут приобрести автомобиль. Б. Ограничена роль потребителя для детей в плане приобретения табачной продукции и алкоголя, эти товары детям продавать запрещено законом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 15. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Статусные роли в современном обществе преимущественно наследуются людьми. Б. Социальный статус личности в определенной мере отделен от индивидуальных качеств, предписывает личности определенные способы и модели поведения. 1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 16. Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе. Б. Методы и способы социального контроля трансформируются в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится возрастание роли и значения самоконтроля. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 17. Верны ли следующие суждения о социальных статусах? А. В современном обществе превалируют достигаемые статусы личности. Б. Заданные, наследуемые статусы утратили полностью свою роль и значение, не оказывая влияния на занимаемые человеком позиции в обществе. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 18. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности? А. В современном обществе преобладают заданные, наследуемые социальные статусы. Б. К достигаемым статусам личности в современном обществе относится этническая принадлежность. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 19. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? Социальные нормы А. включают в себя как универсальные, неизменные с течением времени, так и актуальные только в определённые эпохи правила поведения. Б. существуют исключительно в виде неписаных правил, передающихся из поколения в поколение. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 20. Верны ли следующие суждения о социальном контроле? А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определённых требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе. Б. Методы и способы социального контроля трансформируются в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится возрастание роли и значения самоконтроля. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 21. Верны ли следующие суждения о принятии социальных статусов и ролей? А. Современное общество даёт человеку максимальные возможности для обретения новых статусов и освоения разнообразных социальных ролей. Б. Принятие определённых социальных ролей может быть затруднено особенностями социального статуса индивида. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 22. Верны ли следующие суждения о социализации? А. В процессе социализации происходит усвоение индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта. Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 23. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества. Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 24. Верны ли следующие суждения о социализации? А. В процессе социализации происходит усвоение индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта. Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 25. Верны ли следующие суждения о социализации? А. Социализация предполагает усвоение индивидом социальных ценностей и норм. Б. Процесс социализации личности начинается в школьном возрасте. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 26. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества. Б. Социальные нормы осваиваются в процессе общения и взаимодействия индивидов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 27. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. Социальная роль определяет модель поведения человека в той или иной ситуации. Б. Исполнение социальной роли всегда совпадает с ролевым ожиданием. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 28. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах. Б. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны № 29. Верны ли следующие суждения о социализации? А. Социализация — это процесс усвоения общественных норм и ценностей. Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

View more…

Comments

3.3: Агенты социализации — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    2021
    • Анонимный
    • LibreTexts
    Цели обучения
      Рисунок \(\PageIndex{1}\): Семья, пожалуй, самый важный фактор социализации детей. Ценности и модели поведения родителей оказывают глубокое влияние на их дочерей и сыновей. © ThinkstockРисунок \(\PageIndex{2}\): Процент респондентов, считающих, что послушание особенно важно для обучения ребенка. Источник: данные World Values ​​Survey, 2005–2008 гг.
      Обучение у других обществ: дети и социализация в Японии
      Рисунок \(\PageIndex{3}\). Наши сверстники также помогают нам социализироваться и могут даже побуждать нас нарушать социальные нормы. © ThinkstockРисунок \(\PageIndex{4}\): Среднее количество часов просмотра телепередач в день. Источник: Данные General Social Survey, 2010. Рисунок \(\PageIndex{5}\): Религиозные предпочтения, религиозность и убежденность в том, что аборт должен быть законным по любой причине

      Агню, Р. (2007). Принуждение к преступлению: обзор общей теории деформации . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

      Бухер-Дженнингс, Дж. (2008). Учимся маркировать: социализация, пол и скрытая программа тестирования с высокими ставками. British Journal of Sociology of Education, 29, 149–160

      Bowles, S. , & Gintis, H. (1976). Школьное образование в капиталистической Америке: реформы образования и противоречия экономической жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги.

      Эльсессер, К., и Пеплау, Л.А. (2006). Стеклянная перегородка: препятствия для межполовой дружбы на работе. Human Relations, 59, 1077–1100;

      Хендри, Дж. (1987). Понимание японского общества . Лондон, Англия: Крум Хелм

      Кон, М. (1965). Социальный класс и отношения между родителями и детьми: интерпретация. Американский журнал социологии, 68, 471–480; Кон, М. (1977). Класс и соответствие . Хоумвуд, Иллинойс: Дорси.

      Маркс, С. Р. (1994). Близость в публичной сфере: Дело сотрудников. Социальные силы, 72, 843–858.

      Шнайдер, Л., и Сильверман, А. (2010). Глобальная социология: Знакомство с пятью современными обществами . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

      Швальб, Д. В., и Швальб, Б. Дж. (ред.). (1996). Воспитание детей в Японии: стипендия двух поколений . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

      Шелтон, Дж. Э. (2008). Гипотеза инвестиций в черноту: к лучшему пониманию того, кто чему учит во время расовой социализации. Du Bois Review: Социальные исследования расы, 5 (2), 235–257.

      Сюретт, Р. (2011). СМИ, преступность и уголовное правосудие: образы, реалии и политика (4-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

      Торн, Б. (1993). Гендерная игра: девочки и мальчики в школе . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Rutgers University Press

      Wood, JT (2009). Гендерная жизнь: общение, гендер и культура . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.


      Эта страница под названием 3.3: Agents of Socialization распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 3.0 и была создана, изменена и/или курирована Anonymous с использованием исходного контента, который был отредактирован в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.

      1. Наверх
        • Была ли эта статья полезной?
        1. Тип изделия
          Раздел или Страница
          Автор
          анонимно
          Лицензия
          CC BY-NC-SA
          Версия лицензии
          3,0
          Программа OER или Publisher
          Издатель, имя которого нельзя называть
          Показать оглавление
          нет
        2. Теги
          1. источник@https://2012books. lardbucket.org/books/sociology-comprehensive-edition

        4.2 Объяснение социализации – социология

        Цель обучения

        1. Описать теории Кули, Мида, Фрейда, Пиаже, Кольберга, Гиллигана и Эриксона.

        Поскольку социализация так важна, ученые в различных областях пытались понять, как и почему она происходит, при этом разные ученые рассматривали разные аспекты этого процесса. Их усилия в основном сосредоточены на младенчестве, детстве и юности, которые являются критическими годами для социализации, но некоторые также рассматривают, как социализация продолжается на протяжении всей жизни. Давайте рассмотрим некоторые из основных теорий социализации, которые обобщены в таблице 4.1 «Краткий обзор теории».

        Таблица 4.1 Снимок теории

        Теория Основные фигуры Основные предположения
        Зазеркалье самодельное Чарльз Хортон Кули Дети получают представление о том, как люди воспринимают их, когда дети с ними взаимодействуют. По сути, дети «видят» себя, когда взаимодействуют с другими людьми, как если бы они смотрелись в зеркало. Люди используют восприятие, которое другие имеют о них, чтобы развивать суждения и чувства о себе.
        Взяв на себя роль другого Джордж Герберт Мид В игре дети изображают из себя других людей и таким образом узнают, чего от них ожидают эти другие люди. Младшие дети берут на себя роль значимых других или людей, чаще всего родителей, братьев и сестер, которые больше всего контактируют с ними; дети старшего возраста, когда они занимаются спортом и другими играми, берут на себя роли других людей и усваивают ожидания обобщенного другого или самого общества.
        Психоаналитический Зигмунд Фрейд Личность состоит из ид, эго и суперэго. Если ребенок не развивается нормально, а суперэго не становится достаточно сильным, чтобы преодолеть ид, результатом может стать антиобщественное поведение.
        Когнитивное развитие Жан Пиаже Когнитивное развитие проходит четыре стадии. Заключительный этап — формальный операционный этап, который начинается в возрасте 12 лет, когда дети начинают использовать общие принципы для решения различных проблем.
        Нравственное развитие Лоуренс Кольберг, Кэрол Гиллиган Дети развивают свою способность мыслить и действовать нравственно в несколько этапов. Если им не удастся достичь конвенциональной стадии, на которой подростки осознают, что их родители и общество имеют правила, которым следует следовать, потому что они имеют моральное право следовать им, они вполне могут начать вести себя вредно. В то время как мальчики, как правило, используют формальные правила, чтобы решить, что правильно, а что нет, девочки склонны принимать во внимание личные отношения.
        Развитие идентичности Эрик Эриксон Развитие личности включает восемь этапов на протяжении всей жизни. Пятая стадия возникает в подростковом возрасте и особенно критична, поскольку подростки часто переживают кризис идентичности по мере перехода от детства к взрослой жизни.

        Социологические объяснения: развитие самости

        Один из наборов объяснений, наиболее социологический из тех, что мы обсуждаем, рассматривает, как развивается самость, или чья-то идентичность, я-концепция и образ себя. Эти объяснения подчеркивают, что мы учимся взаимодействовать, сначала взаимодействуя с другими, и что мы делаем это, используя это взаимодействие, чтобы получить представление о том, кто мы и чего они от нас ожидают.

        Чарльз Хортон Кули

        Среди первых, кто выдвинул эту точку зрения, был Чарльз Хортон Кули (1864–1929), который сказал, что, взаимодействуя с другими людьми, мы получаем представление о том, как они нас воспринимают. По сути, мы «видим» себя, когда взаимодействуем с другими людьми, как будто смотримся в зеркало, когда находимся с ними. Кули (1902) разработал свою знаменитую концепцию «я-зеркальца», чтобы обобщить этот процесс. Кули сказал, что мы сначала представляем, как мы выглядим в глазах других, а затем представляем, как они думают о нас и, более конкретно, оценивают ли они нас положительно или отрицательно. Затем мы используем это восприятие для выработки суждений и чувств о себе, таких как гордость или смущение.

        Иногда в этом сложном процессе случаются ошибки, поскольку мы можем неверно воспринимать то, как другие относятся к нам, и формировать ошибочные суждения о своем поведении и чувствах. Например, вы могли быть в ситуации, когда кто-то смеялся над вашими словами, и вы думали, что они насмехаются над вами, когда на самом деле они просто думали, что вы шутите. Хотя вы должны были воспринять их смех положительно, вы восприняли его отрицательно и, вероятно, почувствовали себя глупо или смущенно.

        Независимо от того, случаются ошибки или нет, процесс, описанный Кули, особенно важен в детстве и юности, когда наше «я» все еще находится в постоянном движении. Представьте, насколько лучше себя чувствуют дети из спортивной команды, когда их подбадривают за отличную игру, или как дети из школьного оркестра чувствуют себя после аплодисментов в конце выступления группы. Если они почувствуют себя лучше, в следующий раз они могут сделать это намного лучше. Хорошо это или плохо, верно и обратное. Если дети плохо выступают на спортивной площадке или в школьном представлении, а аплодисменты, на которые они рассчитывали, не раздаются, они могут чувствовать себя подавленными и хуже, а из-за разочарования или беспокойства в следующий раз выступить хуже.

        Тем не менее верно и то, что процесс зазеркалья влияет на нас на протяжении всей жизни. К тому времени, когда мы выходим из позднего подросткового возраста и вступаем в ранние взрослые годы, наше представление о себе уже очень сильно развито, но это развитие никогда не завершается. Будучи молодыми, людьми среднего или пожилого возраста, мы продолжаем реагировать на наше восприятие того, как другие смотрят на нас, и это восприятие влияет на наше представление о себе, даже если это влияние зачастую меньше, чем в молодые годы. Независимо от того, взаимодействуем ли мы с друзьями, родственниками, коллегами, начальниками или даже с незнакомцами, наше «я» продолжает меняться.

        Джордж Герберт Мид

        Еще одним ученым, который обсуждал развитие личности, был Джордж Герберт Мид (1863–1931), основатель области символического интеракционизма, обсуждаемой в главе 1 «Социология и социологическая перспектива». Мид (1934) делал основной акцент на детских играх, которые он считал центральными для их понимания того, как люди должны взаимодействовать. Когда они играют, сказала Мид, дети берут на себя роль других. Это означает, что они притворяются другими людьми в своей игре и таким образом узнают, чего эти другие люди ожидают от них. Например, когда дети играют в дом и изображают из себя своих родителей, они обращаются со своими куклами так, как, по их мнению, относятся к ним их родители. При этом они получают лучшее представление о том, как они должны себя вести. Другими словами, они усваивают ожидания других людей от них.

        Младшие дети, по словам Мид, берут на себя роль значимых других или людей, чаще всего родителей, братьев и сестер, которые больше всего контактируют с ними. Дети старшего возраста берут на себя роли других людей и узнают ожидания общества в целом. Поступая таким образом, они усваивают ожидания того, что Мид называл обобщенным другим, или самим обществом.

        Весь этот процесс, как писал Мид, включает в себя несколько этапов. На стадии имитации младенцы могут только имитировать поведение, не понимая его целей. Если их родители потирают себе животы и смеются, годовалые дети могут делать то же самое. После того, как они достигают возраста 3, они находятся в играть этап. Здесь большая часть их игр проходит в одиночестве или только с одним или двумя другими детьми, и большая часть из них заключается в том, чтобы притворяться другими людьми: их родителями, учителями, супергероями, телевизионными персонажами и так далее. На этом этапе они начинают брать на себя роль другого. Как только они достигают возраста 6 или 7 лет, или примерно в то время, когда начинается школа, начинается этап игр , и дети начинают заниматься командными видами спорта и играми. Многие игроки в этих играх выполняют самые разные роли, и все они должны научиться предвидеть действия других членов своей команды. При этом они узнают, что ожидается от ролей, которые должны играть все члены команды, и, в более широком смысле, начинают понимать роли, которые общество хочет, чтобы мы играли, или, используя термин Мида, ожидания обобщенного другого.

        Мид считал, что самость состоит из двух частей: я и я . I — это творческая, спонтанная часть личности, в то время как me — более пассивная часть личности, происходящая из интернализированных ожиданий общества в целом. Эти две части не противоречат друг другу, полагал он, а дополняют друг друга и, таким образом, увеличивают вклад человека в общество. Общество нуждается в творчестве, но ему также нужен хоть какой-то минимум конформизма. Развитие обеих этих частей самости важно не только для индивидуума, но и для общества, к которому он принадлежит.

        Социально-психологические объяснения: личность и когнитивное и нравственное развитие

        Второй набор объяснений носит более психологический характер, поскольку фокусируется на развитии личности, когнитивных способностей и нравственности.

        Зигмунд Фрейд и бессознательная личность

        В то время как Кули и Мид, объясняя развитие личности, сосредоточились на взаимодействии с другими людьми, великий психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939) сосредоточился на бессознательных биологических силах, которые, по его мнению, формируют индивидуальную личность. Фрейд (1933) считал, что личность состоит из трех частей: ид, эго и суперэго. Ид является эгоистичной частью личности и состоит из биологических инстинктов, которые есть у всех младенцев, включая потребность в еде и, в более общем смысле, потребность в немедленном удовлетворении. По мере того, как дети становятся старше, они узнают, что не все их потребности могут быть удовлетворены немедленно, и таким образом развивают эго, или рациональную часть личности. По мере того, как дети становятся старше, они усваивают нормы и ценности общества и, таким образом, начинают развивать свое супер-эго, которое представляет совесть общества. Если ребенок не развивается нормально и суперэго не становится достаточно сильным, человек подвергается большему риску того, что Ид подтолкнет его к антиобщественному поведению.

        Основная точка зрения Фрейда о том, что личность и поведение человека развиваются в значительной степени изнутри, отличается от акцента социологии на социальной среде. Это не означает, что его точка зрения неверна, но означает, что она игнорирует многие очень важные факторы, подчеркнутые социологами.

        Piaget and Cognitive Development

        Дети обретают себя и личность, но они также учатся думать и рассуждать. Как они приобретают такое когнитивное развитие был в центре внимания исследований швейцарского психолога Жана Пиаже (1896–1980). Пиаже (1954) считал, что когнитивное развитие проходит через четыре стадии и что для адекватного развития необходимы правильное созревание мозга и социализация.

        Первая стадия — это сенсомоторная стадия, на которой младенцы не могут по-настоящему думать или рассуждать, а вместо этого используют свой слух, зрение и другие чувства, чтобы познавать окружающий мир. Второй этап — предэксплуатационный стадия, продолжающаяся примерно от 2 до 7 лет, на которой дети начинают использовать символы, особенно слова, для понимания объектов и простых идей. Третья стадия — это конкретная операционная стадия , продолжающаяся примерно с 7 до 11 или 12 лет, на которой дети начинают мыслить с точки зрения причины и следствия, но еще не понимают лежащих в основе принципов честности, справедливости и связанных с ними концепций. Четвертая и последняя стадия — формальная операционная стадия , которая начинается примерно в возрасте 12 лет. Здесь дети начинают мыслить абстрактно и использовать общие принципы для решения различных проблем.

        Недавние исследования подтверждают акцент Пиаже на важности раннего возраста для когнитивного развития детей. Ученые установили, что активность мозга быстро развивается в первые годы жизни. Стимуляция со стороны социальной среды ребенка усиливает это развитие, а отсутствие стимуляции ухудшает его. Дети, чьи родители или другие опекуны регулярно играют с ними, разговаривают, поют и читают им, имеют гораздо лучшее неврологическое и когнитивное развитие, чем другие дети (Riley, San Juan, Klinkner, & Ramminger, 2009).). Предоставляя биологическую основу важности стимуляции человека для детей, это исследование подчеркивает как важность взаимодействия, так и опасность социальной изоляции. Как по биологическим, так и по социальным причинам социализация невозможна в полной мере без широкого социального взаимодействия.

        Кольберг, Гиллиган и нравственное развитие

        Важным элементом детского мышления является их способность отличать правильное от неправильного и решать, что делать с моральной точки зрения правильно. Психолог Лоуренс Кольберг (1927–1987) сказал, что дети развивают свою способность мыслить и действовать нравственно в несколько этапов. На стадии доконвенциональной стадии маленькие дети приравнивают то, что морально правильно, просто к тому, что удерживает их от наказания. На стадии общепринятого подростки осознают, что их родители и общество имеют правила, которым следует следовать, потому что они имеют моральное право следовать им, а не только потому, что неподчинение им влечет за собой наказание. На постконвенциональной стадии , которая происходит в позднем подростковом возрасте и в начале взрослой жизни, люди осознают, что более высокие моральные стандарты могут вытеснить стандарты их собственного общества, и даже решают не подчиняться закону во имя этих более высоких стандартов. Если люди не достигают хотя бы условной стадии, Кольберг (1969), у них не развивается совесть, и вместо этого они вполне могут вести себя пагубно, если думают, что не будут наказаны. Неполное нравственное развитие, заключил Кольберг, является первопричиной антиобщественного поведения.

        Одним из недостатков исследования Кольберга было то, что он изучал только мальчиков. Проходят ли девочки подобные этапы нравственного развития? Кэрол Гиллиган (1982) пришла к выводу, что это не так. В то время как мальчики, как правило, используют формальные правила, чтобы решить, что правильно или неправильно, писала она, девочки склонны принимать во внимание личные отношения. Если люди нарушают правило из-за какой-то важной личной потребности или из-за того, что пытаются кому-то помочь, то их поведение не может быть неправильным. Иными словами, мужчины склонны использовать безличное, универсальные критерии принятия моральных решений, в то время как женщины склонны использовать более индивидуальные, партикуляристские критерии.

        Пример из детской игры иллюстрирует разницу между этими двумя формами морального рассуждения. Если мальчики занимаются каким-либо видом спорта, скажем, баскетболом, и игрок говорит, что на нем фолили, они могут расходиться во мнениях — иногда очень резко — о том, как часто происходил контакт и действительно ли его было достаточно, чтобы считаться фолом. Напротив, девочки в похожей ситуации могут решить в интересах того, чтобы все поладили, назвать пьесу «переделкой».

        Эриксон и развитие личности

        Ранее мы отмечали, что развитие личности не ограничивается детством, а продолжается на протяжении всей жизни. В более общем плане, хотя социализация наиболее важна в детстве и юности, она также продолжается на протяжении всей жизни. Психолог Эрик Эриксон (1902–1990) четко признал этот центральный факт в своей теории развития идентичности (Erikson, 1980). По его словам, такое развитие охватывает восемь жизненных стадий на протяжении всей жизни. На первых четырех этапах, происходящих последовательно от рождения до 12 лет, дети в идеале учатся доверию, самоконтролю и независимости, а также учатся выполнять задачи, сложность которых возрастает с возрастом. Если все это развитие идет хорошо, у них развивается позитивная идентичность или самооценка.

        Пятая стадия происходит в подростковом возрасте и особенно критична, сказал Эриксон, потому что подростки часто переживают кризис идентичности . Этот кризис возникает потому, что подростковый возраст является переходным периодом между детством и взрослой жизнью: подростки покидают детство, но еще не достигли взрослой жизни. Пытаясь справиться со всеми сложностями подросткового возраста, подростки могут время от времени бунтовать, но большинство из них в конечном итоге вступают во взрослую жизнь с устоявшейся идентичностью. Стадии 6, 7 и 8 включают юношескую, среднюю и позднюю взрослость соответственно. На каждом из этих этапов развитие личности людей напрямую связано с их семейными и рабочими ролями. В позднем взрослом возрасте люди размышляют о своей жизни, пытаясь оставаться полезными членами общества. Стадия 8 может быть особенно тревожной для многих людей, поскольку они понимают, что их жизнь почти подошла к концу.

        Исследования Эриксона помогли стимулировать дальнейшее изучение социализации в подростковом возрасте, и сегодня бурно развивается изучение социализации в зрелом возрасте. Мы возвращаемся к взрослой жизни в главе 4 «Социализация», разделе 4.4 «Социализация на протяжении жизни» и снова обращаемся к ней при обсуждении возраста и старения в главе 12 «Старение и пожилые люди».

        Key Takeaways

        • Кули и Мид объяснили, как развиваются самооценка и представление о себе.
        • Фрейд сосредоточился на необходимости выработать правильный баланс между ид, эго и суперэго.
        • Пиаже писал, что когнитивное развитие у детей и подростков происходит в результате четырех стадий социального взаимодействия.
        • Кольберг писал о стадиях нравственного развития и подчеркивал важность формальных правил, а Гиллиган подчеркивал, что нравственное развитие девочек учитывает личные отношения.
        • Теория развития личности Эриксона включает восемь стадий, от младенчества до старости.