6. Форма государственного устройства. . Обществознание

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Гражданство унитарного государства — единое, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют. В унитарном государстве функционирует и единая система права. Существует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны без каких-либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию. Единая судебная система осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы унитарного государства — звенья единой централизованной системы. Налого-вал система унитарного государства — одноканаль-ная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция Египет и др.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономияэто внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Другой формой государственного устройства является федерация, представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление.

Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации — двойное: каждый гражданин — гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. Налоговая система федерации — двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Среди федеративных государств выделяют национально-государственные и административно-территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федерации, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия — это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990—1991 гг.

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства — конфедерацию. Однако формально она не является государством. Конфедерация — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

Конфедерация не имеет собственной территории — она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами — членами конфедерации.

Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств — членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981—1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем — просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ). Еще одним примером надгосударствен-ного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

Теория государственного управления

1.Типология государств по формам правления

2.Сущность и особенности монархии, аристократии и демократии

3.Типология государств по формам государственного устройства: унитарность и федеральность

4.Политический режим: сущность и типы

5.Общественные функции государства

1.Типология государств по формам правления

Государственное управление может быть реализовано через одну из своих форм, именуемых формами правления, на выбор которой оказывают влияние политические, экономические факторы, а также особенности социокультурного и исторического развития территории. Форма правления — это общественно признанный на территории способ избрания и функционирования высшей государственной власти. Традиционно выделяют республиканскую и монархическую формы правления.

Республика — это форма правления, основанная на принципах представительной демократии. При республиканской форме правления все высшие органы власти либо избираются, либо контролируются представительскими учреждениями. По республиканской форме правления или по организации общегосударственной (высшей государственной) власти, различают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская лика и парламентарная монархия. Главное здесь — признание принципа разделения власти и специфика механизмов практической реализации.

Основным критерием различия между парламентской и президентской формами правления являются полномочия правительства. В парламентской республике известным приоритетом, пользуется выборный законодательный орган, который из своего состава формирует правительство, подотчетное ему (Италия, ФРГ). Таков же механизм формирования и соотношения законодательной и исполнительной власти в парламентарной монархии (Великобритания, Дания, Италия, Япония). Парламентская форма характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет полную ответственность за свою деятельность. В рамках этой формы победившая в ходе избирательной кампании партия обычно получает право на формирование правительства, которое обязано подать в отставку, как только правящая партия лишится большинства в парламенте. Поэтому в парламентской форме правления нет строгого разделения на законодательную и исполнительную ветви власти. Формальным признаком парламентской формы правления стала должность премьер-министра. Премьер-министр вместе с остальными членами правительства одновременно является депутатом нижней палаты парламента. Вся ответственность за исполнительную власть ложится на него, даже если в республике есть президент, выполняющий по Конституции функции главы государства и служащий символом единства нации. Президенту в парламентской республике предоставлены ограниченные по сравнению с премьер-министром полномочия. Правительство в парламентских республиках ответственно перед парламентом, который, в свою очередь, имеет право выразить правительству недоверие. Вынесение недоверия нижней палатой парламента может повлечь за собой как отставку правительства, так и роспуск нижней палаты, если премьер-министр рекомендует номинальному главе государства сделать это.

Президентская республика, классический образец которой представлен в США, предполагает строгое разделение властей на законодательную и исполнительную. Данная форма предусматривает подконтрольность правительства лично президенту страны. Президент является главой исполнительной власти и не несет политической ответственности перед парламентом. При этом президент может как возглавлять исполнительную власть, так и находиться над ветвями власти, являясь гарантом их разделения. Президент, как правило, обладает правом отлагательного вето на законопроекты, принимаемые парламентом, но это право может быть преодолено парламентом с помощью квалифициро-ванного большинства голосов. Кроме того, президентская форма правления предполагает наличие института импичмента — права возбудить против президента процедуру отрешения его от должности, если будет доказан факт нарушения им норм конституции.

В президентской республике законодательный орган (конгресс или с иным названием) и глава исполнительной власти (он же глава государства) равно избираются населением, самостоятельны в своих функциях, но связаны между собой посредством сдержек и противовесов (США, Аргентина, Мексика и другие). Особый статус имеют президенты — главы государств в России, Франции и других странах, которые в качестве арбитра и обеспечивают функционирование и взаимодействие «разделенной» государственной власти. В таких странах существует правительство, подотчетное в основном президенту.

Смешанная республика, представленная в таких странах, как Франция, Португалия или Финляндия, соединяет в себе элементы президентской и парламентской форм правления. Главным свойством президентской республики является институт избираемого народом президента, наделенного правами главы исполнительной власти. А главным свойством парламентской республики является парламентская ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром. Характерным признаком смешанной системы республиканского правления выступает ситуация тесного взаимодействия между президентом и правительством, которые, в свою очередь, могут принадлежать к различным партиям и, соответственно, контролироваться ими.

2.Сущность и особенности монархии, аристократии и демократии

Глубокое, принципиальное, и порой незначительное отличие государств сказывается на государственном управлении.

По источнику и суверенному (т.е. самостоятельному, независимому и верховному) носителю властной силы со времен классификации Аристотеля государства подразделяются на:

а) монархию, способную извращаться в тиранию;

б) аристократию, способную извращаться в олигархию;

в) демократию, способную извращаться в охлократию.

В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследственному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед Богом. Часто в церемонии коронации участвовали религиозные иерархи, которые ее и благословляли. Считается, что в аристократическом государстве верховная власть должна принадлежать элите общества, ее лучшим, опытным и разумным представителям. В демократическом верховная власть принадлежит народу — всем гражданам данного государства.

Монархические государства в чистом виде, чем более абсолютистские, остались достоянием истории; если где и сохранились монархии, то они превратились в конституционные (ограниченные законом), сочетающие в себе в разных вариантах и пропорциях монархические, аристократические и демократические начала.

В данном контексте следует» учитывать, что каждый принцип верховной власти имеет свою логику организации и функционирования государственного управления. При монархическом принципе — это единоличное господство монарха (сверху вниз) с соответствующими наместниками на местах (под разными названиями) и подданными. Аристократический принцип коллективного управления со стороны элиты с определенным распределением власти «по вертикали» и «по горизонтали» (исторический пример: Речь Посполитая). Признание демократического принципа верховной власти влечет за собой построение государственной власти и государственного управления снизу вверх — от народа посредством форм прямого волеизъявления, представительства и открытой государственной службы.

Монархия — это форма правления, основанная на выделении в системе государственного управления должности главы государства, получающего соответствующие полномочия в порядке престолонаследия. Исключением является только Малайзия, где монарх избирается на определенный срок советом правителей, представляющих федерацию. Основными разновидностями монархической формы правления являются абсолютистская, теократическая, конституционная монархии. В абсолютистской монархии нет разделения властей, и монарх является единственным носителем высшей государственной власти. Теократическая монархия наделяет функциями высшего должностного лица государства, монарха, ее высшего духовного лидера. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуальную и парламентарную. В конституционной монархии власть монарха существенно ограничивается конституцией. И если в дуальной монархии монарх лишается, как правило, законодательных и судебных прерогатив, то в парламентарной монарх вообще не имеет полномочий ни в одной из ветвей государственной власти, оставаясь только номинальным главой государства. В дуальных монархиях законодательную власть воплощает избранный народом парламент, а исполнительную — правительство, ответственное перед монархом. Дуальная монархия является своеобразной переходной формой от абсолютистской монархии к парламентской. и поэтому редко встречается в современный период. Парламентарная конституционная монархия сегодня является наиболее распространенной формой монархии и существует в таких странах, как Австралия, Бельгия, Великобритания, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция и Япония. Неотъемлемым атрибутом парламентарной монархии является институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного представителя исполнительной власти.

Широкое распространение в современном мире такого несколько архаичного института, как монархия, можно объяснить либо стремлением сохранить экономические и культурные связи между исторически родственными государствами (страны Британского содружества), либо стремлением объединить враждующие политические или этнические группы (Испания, Афганистан). Не случайно про короля Бельгии Бодуэна I говорили, что он является единственным настоящим бельгийцем, поскольку все остальные жители страны либо фламандцы, либо валлоны.

3.Типология государств по формам государственного устройства: унитарность и федеральность

Форма государственного устройства выражает способ организации государственной власти в отношении связи государства с составляющими его территориальными образованиями. Форма государственного устройства реализуется через способ объединения территорий в границах единого государственного образования с учетом их национально-этнического и социокультурного своеобразия.

Выделяются следующие формы государственного устройства: унитарные государства и федерации.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Характеризуется:

1) Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

2) На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. Функционирует единая денежная система, проводится общая налоговая и кредитная политика.

3) Составные части (области, департаменты) унитарного государства суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и др. Но в тоже время местные органы обладают значительной самостоятельностью.

4) Такие государства могут быть как централизованными, так и децентрализованными. Централизованное государство, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Децентрализованное государство, здесь местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. В централизованном унитарном государстве (Индонезия, Таиланд) управлением на местах ведают назначенные чиновники общей компетенции (губернаторы, префекты), тогда как в децентрализованном (Великобритания, Швеция) на местах действуют не государственные служащие общей компетенции, а местные отделения министерств и ведомств. В их полномочия входит решение отраслевых задач государственного значения. Наряду с ними местными делами управляют муниципальные советы, статус которых может быть подтвержден дополнительными государственными полномочиями.

5)В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на мировой арене.

6)Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти. В них могут создаваться автономные образования, а также существовать развитое местное самоуправление.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.

Можно выделить общие черты характерные для федеративных государств:

1) Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.д.

2) В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3) Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4) В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5) При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы.

В федерациях суверенные права территориальных образований подтверждены действующим законодательством, регулирующим разграничение сфер полномочий федеральных и региональных органов власти. Федеральное устройство государства предполагает разделение государственной власти по объектам территории, соответствующим Полномочиям составляющих федерацию субъектов.

4.Политический режим: сущность и типы

Важное значение имеет разграничение государств по действующему в них политическому режиму — содержанию, методов и приемов практической реализации государственной власти. Государственный режим или «политический режим»: отношение государственной власти к правам и свободам человека и гражданина. Именно политический режим есть действительность государственной власти. Политический режим представляет собой ту сторону государственного управления, которую рассматривают с точки зрения используемых средств, методов политического влияния на общественные институты. Значение политического режима в механизме формирования системы государственного управления состоит в том, чтобы адаптировать сложившуюся в обществе совокупность общественных институтов целям государства, в частности, заложенным в их основу ценностям и приоритетам. Наиболее характерными для современных государств несколько типов политических режимов:

деспотический, к которому относятся и тоталитарный, автократический, авторитарный режимы; здесь способом реализации государственной воли, олицетворяемой каким-либо верховным правителем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий т.п.), является насилие, подавление, произвол, ограничен боды, установление сыскного контроля за поведением человека;

Авторитарный политический режим основан на использовании административных мер поддержки персонифицированной государственной власти, воплощающей в себе господство сложившегося в обществе экономического и социального порядка. Наибольшее распространение авторитарный режим государственногоуправления получил в странах «третьего мира», где президентские указы могут становиться едва ли не основным источником законодательства страны. К примеру, в то время как государства Пакистан и Бангладеш находились на военном положении, законодательный процесс в них осуществлялся исключительно посредством президентских указов, причем даже изменения в конституцию вносились именно таким образом.

Авторитарный режим означает такой способ государственного управления, при котором реакция общества на управление блокируется или игнорируется властной элитой. В условиях авторитарного режима отсутствуют или сдерживаются такие институты демократического общества, как свобода слова, свободные выборы или политические свободы. Авторитарный режим сдерживает деятельность оппозиционных политических сил, вводит предварительную цензуру на репортажи и публикации в СМИ.

Тоталитарный политический режим предполагает тотальный контроль государственных органов власти над функционированием большинства сфер общественной жизни и подчиняется идее целостного и неделимого государства. Тоталитаризм является естественным продолжением политики авторитаризма.

Режим тоталитаризма есть не что иное, как разновидность деспотизма, способного проявиться при любой форме государственного правления. Тоталитарный режим несовместим ни с одним из институтов демократических государств. Для него характерны отрицание политических, экономических и духовных свобод, диктат одной политической партии, бесконтрольная деятельность спецслужб и пр. Инструментами насаждения тоталитарного режима являются внеэкономическое принуждение к труду, бюрократический механизм в принятии решений, принудительная идеология, репрессии в отношении нелояльных граждан и т.д.

Часто влияние политического режима на систему государственного управления бывает столь значительным, что искажает первоначальный смысл других составляющих систему элементов.

либеральный, при котором государственная власть исходит прежде всего из прав и свобод человека и их осуществлению подчиняет свои возможности; власть как бы обслуживает свободу; к сожалению, этот режим чаще выступает политическим лозунгом, чем реальностью, и по причинам, которые зав. только от государства;

демократически-правовой, сущность которого состоит в проведении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли народа (властной силы) строго в рамках материального и процессуального законодательства. Сегодня во многих странах налицо стремление к установлению именно такого политического режима.

Демократический политический режим предполагает наличие развитых институтов гражданского общества, поддерживаемых государством и вступающих с ним в равноправные отношения. Признаками демократии являются соблюдение принципа разделения властей, на высших уровнях государственной власти, полноправное участие граждан в формировании органов власти всех уровней, наличие политических свобод (свобода слова, многопартийность, всеобщее и равное избирательное право и др.).

В рамках демократического режима принято различать непосредственную и представительную формы демократии. Непосредственная демократия, чьей организационной формой является народное собрание (вече), означает возможность граждан непосредственно участвовать в решении стоящих перед ними проблем. Но такая форма демократии возможна лишь в малонаселенных пунктах и реализуется, прежде всего, в институте местного самоуправления. Представительная демократия предусматривает выборы представителей от населения, облаченных полномочиями в принятии общезначимых решений. Представительная демократия воплощается как в коллегиальной форме (парламент), так и единоличной (президент, губернатор, мэр).

5.Общественные функции государства

Сущность государства раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, в том, что и как оно делает по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Эта «погруженность» государства в общество характеризуется через понятие «функции государства». И.В. Гете: «функция — это существование, мыслимое нами в действии». Функция — отношение, посредством которого одна сторона (государство) выливает, переносит свою сущность (силу, потенциал) на другую — общество. Речь идет именно об общественных функциях государства, поскольку государство вне взаимодействия с обществом теряет всякий смысл, а его общественная сущность (приза) познается также через эти функции. Анализ общественных функций государства позволяет увидеть реальное бытие государства.

Можно выделить несколько общественных функций государства, которые присущи ему в современный период.

Функция обеспечения целостности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство. Ее можно называть политической функцией, ибо конечная цель политики сводится к созданию условий для спокойного и гармоничного развития общества.Государство и возникло как попытка преодолеть раскол, разброд, борьбу в обществе, свести противоречия к разрешению в рамках закона.

Современное государство основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий различные стремления наиболее влиятельных социальных групп в данном государстве. Государство является достоянием всего общества, и оно не может и не должно следовать только интересам одних людей, игнорируя интересы других. Забвение этого и превращение государства в орудие насилия (и торжества) одной части общества над другой неизбежно ослабляет государство, разрывает его связи с обществом и рано или поздно разрушает. Опыт показывает, что лучшим состоянием общества бывает такое, когда о нем царят мир, спокойствие, сотрудничество, конструктивное творчество.

Социальной функцией государства выступает обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина. Ведь именно для этого люди создают государство и поддерживают его духовно и материально. Свобода человека осуществляется в обществе, в общении и сотрудничестве людей. Ее регулируют семья, собственность, мораль, право, другие общественные институты (традиции, обычаи, религия), создающие в совокупности среду человеческой жизнедеятельности. Государство способно служить гарантом того, что свобода будет сохранена, защищена, станет устойчивой и надежной. Какой бы обширной ни была свобода человека в обществе, всегда должна сохраняться нить, связывающая его с государством, превращающая его в гражданина и тем самым придающая ему устойчивость и надежность в жизни.

Вторая половина XX века изменила отношения между государством и свободной рыночной экономикой. Становление мирового рынка, усиление конкуренция на базе «высоких» технологий, необходимость развития человеческого потенциала как основного компонента производительных сил, расширение технотронных опасностей и иные, совершенно новые обстоятельства жизни привели к тому, что государства стали играть особую роль в экономической сфере общества. Почти повсеместно наблюдается сближение глобальных интересов национального государства и национального бизнеса. Современное государство не ослабляет, а, наоборот, усиливает свою экономическую функцию, состоящую в создании организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества.

Смешивается два подхода: детальное определение экономической деятельности чуть ли не каждого человека (чем пыталась заниматься централизованная плановая экономика) и формирование нормативного пространства, в котором бы экономические потребности интересы, цели, правила, нормативы, стимулы, санкции, поступки и действия были тщательно продуманы, осуществлялись рациональным способом, приносили социальный эффект, гармонизировали отношения человек — общество — природа.

Государство выполняет, только ему присущую общественную функцию, как поддержание свободы, суверенитета и исторического существования народов в рамках своего мирового сообщества. Человек реализуется в своем народе (в своей нации), народы — во взаимодействии с другими народами. Порой почему-то забываются геополитические обстоятельства, определяющие судьбу народов, вековые национальные интересы.

Государство призвано осуществлять свою внешнюю функцию в стратегических параметрах, умело строить взаимосвязи по всему периметру своих границ, сохранять и укреплять сотрудничество с возможно большим числом государств, всемерно способствовать развитию международных структур, поддерживающих мир и спокойствие в глобальном и региональном масштабах. Отчетливо проявляется также зависимость между содержанием и результативностью реализации внешней функции государства и успехами в осуществлении его внутренних функций. Именно благоприятная международная обстановка создает условия для созидательного развития любого государства.

Страны и государства: системы управления

Система управления распределяет власть между различными частями и уровней государства. Политологи изучают использование власти, в том числе то, как власть распределяется внутри государства. Объем власти, которой обладает центральный правительство определяет систему правления в государстве. Есть три основных системы правления, используемые сегодня: унитарные системы, федеральные системы и конфедерации. системы.

 

ТРИ СИСТЕМЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Система

Уровень централизации

Прочность

Слабость

Единый (например, Китай, Франция, Япония, Объединенный Королевство) Высокий Устанавливает единые политики, которые управляют всем нация Не учитывает местные различия
Федеральный (например, США, Германия, Австралия, Канада) Средняя Дает местным органам власти больше власти вопросы
Конфедерация (например, Конфедеративные Штаты Америки, Бельгия) Низкий Дает местным/региональным органам власти почти полное control Устанавливает незначительную единую национальную политики

Унитарные системы

Унитарная система имеет наивысшую степень централизации. В унитарное государство, вся власть принадлежит центральному правительству. Нижний уровень правительства, если они вообще существуют, только и делают, что проводят политику национальное правительство. В чисто унитарном государстве действует тот же набор законов. по всей стране, без изменений. Унитарные государства создают национальную политику, который затем применяется равномерно. Это единообразие иногда служит преимущество, потому что люди и компании точно знают, чего ожидать от закона, независимо от географического положения. В то же время для поддержания своего единообразие, унитарное правительство должно игнорировать местные различия, которые могут вызвать для различных правил или политик.

Пример: Большинство абсолютных монархий и тирании действуют в рамках унитарных систем. Но демократические унитарные государства существуют также. Во Франции, например, центральное правительство делает практически все решений.

Федеральные системы

Федеральная система имеет сочетание национальных и государственных или местных правительства. Федеральное правительство обычно превосходит местные органы власти в вопросы обороны и внешней политики, но местные органы власти имеют большую права голоса по большинству других областей политики. Иногда органы местного самоуправления управляют национальной политики, а это означает, что на практике «национальная» политика варьируется много с места на место.

Пример: В США штат правительства осуществляли помощь семьям с детьми-иждивенцами (AFDC) на протяжении всей программы, 1935–1997 гг. Хотя федеральный Правительство установило определенные правила, как расходовать деньги, государство правительства имели право распоряжаться им по своему усмотрению. Некоторые государства, поэтому через AFDC давали мало денег, тогда как другие получали гораздо больше щедрый.

Часто граница между национальной и местной властью размыта. федеральный системы имеют противоположные сильные и слабые стороны унитарных систем: они преуспевают в учете местных обстоятельств, но часто не имеют последовательной национальная политика.

Пример: США, Мексика, и Канада работают в рамках федеральных систем. Эти состояния имеют смесь национальные правительства и правительства штатов, которые разделяют власть и политику обязанности.

Системы Конфедерации

Система Конфедерации находится на другой крайности с точки зрения централизации. Конфедерация — это свободные отношения между рядом более мелких политических единиц. Подавляющее большинство политической власти принадлежит местным органам власти; в центральное федеральное правительство имеет очень мало власти. Местные органы власти имеют большое имеют свободу действовать по своему усмотрению, но эта свобода часто приводит к конфликтам между штатами и федеральным правительством. В некоторых случаях конфедерация немногим больше, чем союз между независимыми государствами.

Пример: Для американцев Конфедеративные Штаты Америки, которые управляли Югом во время Гражданской Война — самый известный пример конфедерации, но были и другие. Фактически первое правительство США, созданное по статьям Конфедерации (завершенной в 1777 г. ) была система такого типа. Сегодня Бельгия в основном конфедерация между двумя в значительной степени независимыми государствами, Фландрией на севере и Валлонии на юге.

Унитарное государство | Определение, примеры и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.