Интернационализация образования — это что такое? Пример интернационализации образования :: SYL.ru

Мир стремительно развивается, и в рамках каждой отдельной страны уже не умещает свои растущие потребности. Жизнь требует объединить опыт, силы и возможности для продвижения к новым горизонтам. Данное явление наблюдается также и в современном образовании. Интернационализация образования – это следствие глобализации всего современного мира. Новый подход к образованию влечет за собой интеграцию общественной, экономической жизни, сближает разные национальности и культуры. В конечном итоге мир от этого выигрывает по всем направлениям.

Взаимовыгодное сотрудничество

В мире существует огромная конкуренция за право быть лидерами в той или иной области. И в этой конкурирующей ситуации находится также образование. В современном обществе происходит интернационализация образования, обеспечивающая международное образовательное сотрудничество. В выигрышной ситуации оказываются те образовательные учреждения, которые интересны студентам из разных стран.

Они предоставляют возможности для получения того уровня знаний и тех профессий, которые востребованы всюду. Переход к сотрудничеству значительно повышает шансы выиграть в конкурентной борьбе за право быть лидерами в образовании. Интеграционные процессы происходят как в Европе, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства, а также в таких объединениях как БРИКС, ШОС, СНГ. Таким образом, интернационализация образования – это один из факторов международного образовательного сотрудничества. А сотрудничество важнее борьбы за лидерство. Тем не менее, в лидерах оказываются те, кто быстрее и успешнее интегрируется в мировое общеобразовательное пространство.

Интеграция во всем

Интегрирование образования охватывает весь спектр преподавательской деятельности. Касается это образовательных программ и стандартов, системы аттестаций и контроля над качеством обучения, обучающих технологий и менеджмента. Интернационализация рассматривается ведущими государствами как одно из основных направлений развития самой образовательной политики. И при ее разработке учитывают очень широкий перечень внешних и внутренних факторов: национальные интересы, мировой рынок труда с анализом на перспективу, а также реальные потребности и возможности собственной системы образования. Таким образом, интернационализация процесса образования объединяет все виды и формы деятельности конкретно взятых стран и их учебных заведений, при этом предусматривая международное взаимодействие на уровне систем образования, учебных заведений и преподавателей. Популярность интернационализации образования привела к появлению множества форм интеграции и к возможности их структурировать.

Объединение с учетом особенностей

Перенимая опыт зарубежных стран, конкретно взятое учебное заведение должно учитывать собственные материальные возможности, наличие необходимой учебной базы, и ни в коем случае не забывать традиции и достижения собственной системы образования. Критерием целесообразности вносимых изменений служит показатель качества обучения, не ниже того, что дается в аналогичных зарубежных образовательных учреждениях. Также уровень подготовки будущих специалистов должен соответствовать требованиям рынка труда данной страны.

К примеру, российские образовательные учреждения должны учитывать, в первую очередь, потребности отечественного рынка в тех или иных специалистах. Интернационализация образования предполагает также мобильность внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю – это, когда не выходя за рамки границ своей страны, учебные заведения разрабатывают специальные программы международного уровня, формируются стандарты качества обучения. Внешняя мобильность – это обмен студентами и преподавателями. Пожалуй, это основной по масштабам показатель интеграции высшего образования.

Мобильность учебных программ

Есть и другие не менее важные показатели. Разработаны и успешно практикуются несколько форм интернационализации современного образования, посредством которых происходит мобильность учебных программ. Среди них:

  • двойной диплом (совместный), который по соглашению сторон котируется в других странах, имеет ту же силу;
  • франшиза, это когда провайдеры стран договариваются о поставках образовательных услуг, но право аттестации остается за страной, которая эти услуги предоставила;
  • сотрудничество провайдеров двух стран на производство образовательной программы на территории страны приема программы, при этом право выдавать дипломы остается за страной-производителем программы.

Разные уровни и формы

Глобализация и интернационализация образования выражается на 4 уровнях:

  • глобальном;
  • региональном;
  • национальном;
  • институционном.

И на каждом уровне существуют свои формы реализации. Глобальный уровень (государственный) должен опираться на возможности и потенциал собственных учебных заведений, особенности культуры и традиций страны, материальную базу. В этом случае использование зарубежного опыта приносит желаемый результат.

Национальный уровень предполагает осуществлять интернационализацию образования посредством программ национального уровня, утвержденных законодательно и исполнительной властью страны. Региональный уровень несет задачу не только развивать «на местах» инфраструктуру для динамичного развития учебных заведений и связанных с ними организаций, но и создать максимально комфортные условия иностранным студентам. Примером интернационализации образования регионального уровня может служить Болонский процесс, включающий в себя 48 стран. Это добровольное объединение стран, которые совместно управляют интеграционными процессами и привлекают талантливую молодежь со всего мира. При этом преследуются интересы мирового уровня для достижения глобальных задач в науке, в промышленности, в политике, во всех сферах жизни. Наиболее четко управление интеграционными учебными процессами происходит в стенах вузов. То есть, это — внутриобразовательные связи и взаимоотношения, внешние связи образовательных систем, интеграция науки и образования.

Болонская декларация

Интернационализация процесса образования, естественно, затронула в том числе и Россию, которая должна была войти в общую европейскую систему образования. В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая обязала всех участников перейти в течение десяти лет на общие для всех правила.

Среди них: сокращение сроков обучения и переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр/магистр), отмена двухуровневой структуры научных степеней, информатизация обучения и переход на дистанционное обучение и так далее. Россия вошла официально в Болонский процесс в 2003 году, выполнив все необходимые требования и отказавшись от национальных программ обучения. Интернационализация высшего образования в России привела к появлению вузов международного уровня. Это — МГИМО МИД России, РГГУ, РЭУ им. Г.В.Плеханова, РГСУ, РУДН, МГУ им. Ломоносова и Финуниверситет.

Болонское объединение имело целью значительно повысить конкурентоспособность европейских высших учебных заведений, максимально расширить возможности для студентов при выборе места обучения и сделать более легким дальнейший процесс поиска работы после окончания обучения в любой европейской стране. Россия пока что занимает небольшое место в рассматриваемом европейском образовательном пространстве. Но, необходимо отметить, что начало новому пути положено и определенные результаты уже достигнуты.

Положительные моменты

Интернационализация образования — это процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, преподаватель­скую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней. И от адекватного внедрения в процесс образования аспектов глобализации зависит в итоге уровень квалификации рабочих ресурсов. Для России этот процесс крайне важен. Он предоставляет:

  • шанс повысить конкурентоспособность отечественных вузов и внедрить отечественные стандарты и программы на рынке образовательных услуг;
  • участие в Болонском процессе позволило многим российским студентам избрать тот вуз, который им по душе, независимо от страны, где он расположен;
  • программа обмена студентами также способствует повышению уровня знаний и открывает перспективы для практики в зарубежных странах с тем, чтобы потом использовать знания на благо собственной страны.

Одним словом, когда в современном обществе происходит интернационализация образования, выигрывают от этого все. Но нельзя забывать о другом моменте – каждая страна старается удержать у себя наиболее талантливую молодежь, предлагая более выгодные условия обучения, гарантированное трудоустройство и достойную оплату труда после окончания вуза.

Проблемы вхождения

Вхождение России в международное образовательное пространство сопровождается определенными трудностями. Россия имеет собственные традиции в обучении, наше образование всегда отличалось от европейского. Если в ряде других стран зачастую не придается особого значения расписанию, учебные программы носят неопределенный характер, то в России всегда существовали Государственные стандарты обучения, программы четко структурированы, а расписание стабильное. Российское образование также базируется на национальных, культурных и педагогических ценностях, имеет глубокие исторические формы и основывается на российском менталитете.

Интернационализация системы образования в России столкнулась также с проблемой языкового барьера. В западных странах почти все студенты свободно говорят на английском, российским студентам требуется перевод всех программ. Еще одна проблема – система кредитов (зачетных учебных единиц), которая у нас пока не разработана. В странах запада студенты имеют единую систему образования, могут свободно перемещаться из университета в университет по разным странам, обучаться нескольким специальностям. И еще одно препятствие – отсутствие должной мобильности студентов и преподавателей. У нас еще не создана необходимая инфраструктура для иностранных студентов и преподавательский состав не готов обучать студентов из других стран, так как нет должной языковой подготовки.

Использовать то, в чем сильны

Безусловно, Россия в некоторых науках имеет неоспоримые преимущества (физика, математика, информатика, биология и т.д.), и с этим надо уверенно и более активно выходить на международный рынок образовательных услуг. Стоит активнее привлекать иностранных студентов к изучению этих наук. Но, к сожалению, затраты на подготовку таких специалистов в российских вузах значительно ниже, чем в европейских странах. Необходимо содействие в интернационализации высшего образования по таким направлениям, как:

  • более детальное изучение иностранных языков, в первую очередь – английского;
  • активизация университетского обмена студентами и преподавателями;
  • увеличение количества студентов, проходящих за рубежом отдельные курсы, периоды обучения или полные программы;
  • более активное привлечение иностранных студентов в российские вузы;
  • укрепление связей с международным образовательным сообществом;
  • упрощение признания иностранных квалификаций студентам, прошедшим обучение или отдельные курсы за рубежом.

Что привлекает студентов

География и масштабы мобильных потоков студентов меняется вместе с мировой экономикой. Все больше фокус смещается на Восток. Интересны для студентов Австралия, Новая Зеландия, а также университеты в странах Юго-Восточной Азии. И хотя по-прежнему основными центрами притяжения мобильных студентов остаются страны Европы и США, тенденция интернационализации образования в Юго-Восточных странах набирает темпы. Одним из важных факторов при выборе вуза для студентов является языковой.

Чаще всего молодые люди выбирают англо-, франко-, германоязычные страны, а также русско- и испаноговорящие государства. Чтобы не отставать в конкурентной борьбе за талантливую молодежь, многие вузы предлагают англоязычное обучение. Потому что английский язык наиболее распространен в мире. Также на выбор страны обучения влияет качество программ, иммиграционная перспектива, финансовая поддержка студентов. И, конечно же, важнейшим фактором выбора места обучения является стоимость образовательных услуг.

Не останавливаться на достигнутом

Одним из ярких примеров вхождения России в общемировую образовательную систему является Российский университет дружбы народов. Углубление и расширение процессов интернационализации в этом вузе продиктовано самой жизнью и усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг. И всем вузам, желающим интегрировать в мировое образовательное пространство, следует приложить максимум усилий и понести значительные затраты.

Дополнительные средства требуются на улучшение собственного образовательного продукта, а также на маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. И на многие другие необходимые вещи, без которых немыслима качественная подготовка будущих специалистов, востребованных во всех развитых странах. Интернационализация образования – это гарант будущего любого уважающего себя университета.

Интернационализация университетского образования в дискурсе модернизационных процессов и стратегии реформирования российского общества

%PDF-1. 4 % 1 0 obj > endobj 6 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > /Encoding > /ToUnicode > >> /DA (/Helv 0 Tf 0 g ) >> endobj 5 0 obj > stream

  • Интернационализация университетского образования в дискурсе модернизационных процессов и стратегии реформирования российского общества
  • Ямпольская Людмила Ивановна endstream endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > endobj 15 0 obj > stream H\0E|v!0%&)fu!}}cvm0~p=6I^]?4&Y|zηg|y˯~hʿ&ُS?\UqaSliqoi~u>0KHlږۤ/i&as%U[bL|NR&Q BCX!QJRB qVn6S4V+q89,GAh!v;@D#

    5.

    3 Интернационализация в образовании – теории индивидуального и коллективного обучения Изображение из Кембриджского университета: https://www.cisl.cam.ac.uk/resources/network/images/connected-globe.png/image_view_fullscreen

    В современную эпоху образования люди более тесно связаны по всему миру, чем когда-либо прежде. , что делает необходимым обсуждение интернационализации.

    Обычно используемый в экономических кругах, интернационализация относится к растущему участию компании или образовательного учреждения в международных рынках, сродни глобализации. Интернационализация образования — это способность преподавания и обучения все больше вовлекаться в международные культуры, чтобы улучшить глобализированное обучение. Йонас Штир ссылается на три идеологии интернационализации в рамках высшего образования: идеализм, инструментализм и образовательный подход[8].

    Идеализм
    Инструментализм
    Образование
    • создает более демократичный, справедливый и равный мир
    • намерение или стремление создать «мировой порядок» в глобальном масштабе
    • повышает осведомленность о глобальных условиях жизни и социальной несправедливости
    • воспитывать терпимость, уважение, демократические ценности и личное стремление помогать менее удачливым людям
    • более распространен среди учителей, чем администраторов
    • задуман как односторонний поток знаний
    • стремиться к повышенному уровню или международной или глобальной конвергенции
    • присущие прагматические и экономические цели
    • цель состоит в том, чтобы создать более гибкую рабочую силу и конкурентоспособность
    • подчеркивает ценность обучения на протяжении всей жизни, инклюзивного образования, социальных компетенций, критического мышления и межкультурного взаимопонимания
    • интернационализация высшего образования будет соответствовать требованиям капиталистического, глобального и мультикультурного мира
    • более широкий и глубокий взгляд на образование
    • цели выходят за рамки простых идеалистических и профессиональных устремлений политиков
    • знакомство с незнакомой академической средой и необходимость адаптироваться к ней обогащает общий академический опыт как студентов, так и преподавателей
    • способствует знакомству с новыми, возможно, неизвестными национальными культурными экспозициями
    • способствует личностному росту и самореализации

    Это широкое понятие с точки зрения теории интернационализации образования. Однако эти концепции применимы к иностранным студентам, как видно из данных исследования, в котором сравнивается опыт иностранных студентов в канадских высших учебных заведениях.

    С 2006 года количество иностранных студентов в Канаде неуклонно росло, согласно данным Министерства иммиграции, беженцев и гражданства Канады, предоставленным CIC[9] (см. ниже). Это отражает развитие интернационализированной образовательной системы в Канаде. Каковы мотивы этого? Для лучшего просмотра графика щелкните правой кнопкой мыши по изображению и выберите «Открыть изображение в новой вкладке».

    Рисунок 1 : Обладатели разрешения на учебу в Канаде, 2000–2019 гг. В Эль-Ассаль, К. (2020, 20 февраля). Сейчас Канада занимает 3-е место в мире по привлечению иностранных студентов. Новости ЦИК. https://www.cicnews.com/2020/02/642000-international-students-canada-now-ranks-3rd-globally-in-foreign-student-attraction-0213763.html#gs.rvpph9

    Одним из мотивов могут быть цели интернационализации, направленные на усиление глобализированной структуры образования с помощью методов идеализма, инструментализма и педагогики. Критический взгляд может показать, что экономические выгоды высших учебных заведений взимаются из-за высокой стоимости обучения иностранных студентов по сравнению с местными студентами[10]. Возникают дополнительные вопросы о целях интернационализации, поскольку она может создавать инструментальный сектор для администраций университетов. Однако способствует ли все это рабочей силе? Как насчет удержания интернационализированных студентов на рынке труда? Одна точка зрения гласит, что из-за иммиграционной политики или языковых барьеров студенты не могут остаться в Канаде со своими талантами и в конечном итоге вернуться домой[11]. Другая теория может заключаться в том, что иностранные студенты получают образование в Северной Америке и привозят его домой в свои страны, что также инициируется канадцами, путешествующими за границу[12]. Это послужило бы началом примера необратимых затрат в отношении процесса интернационализации с точки зрения протекционизма.

    Можно задать множество вопросов, связанных с критикой интернационализации. Однако в настоящее время педагоги несут этическую ответственность за то, чтобы научить своих учеников повышать опыт всех учащихся. Это отражено в Международном студенческом барометре 2016 года, который предполагает[13]:

    • Почти 9 из 10 студентов удовлетворены своим обучением в канадских и американских колледжах и университетах
    • Удовлетворенность стратегиями обучения
    • Наличие опыта работы во время учебы

    Некоторое поле для совершенствования можно найти в форме удержания, трудоустройства и советов по карьере, что свидетельствует о том, что некоторые иностранные студенты хотят работать в Канаде. Однако это зависит от процесса и наличия рабочих мест.

    Важным фактором того, как интернационализация работает в сфере образования, является влияние методов преподавания в различных условиях. Исследования показывают, что эффективные методы преподавания наряду с предпочтением различных стилей обучения оказали положительное влияние на восприятие обучения [14] [15].

    Кроме того, при сравнении студентов, изучающих STEM и не изучающих STEM, Smith et al. обнаружили, что обе когорты испытали положительный опыт преподавания без заметного принятия педагогической практики[16].

    Что мы можем сделать из этого исследования, так это то, что респонденты в классе зависят от разнообразия методов обучения, отвечающих потребностям разнообразной когорты, будь то разнообразие через культуру или через академиков. Можно посмотреть на это, чтобы обратиться к этической ответственности педагогов за улучшение атмосферы обучения для всех учащихся в классе. К чему это приводит, так это к созданию эффективной модели интернационализации институциональной политики внутри школ.

     

    Крис Магнуссон из Университета Саймона Фрейзера совместно с Ассоциацией канадских деканов образования в 2016 году разработал соглашение об интернационализации высшего образования в канадском контексте.

    Цели этого соглашения — обеспечить подготовку учителей, предложить программы и исследования, а также повысить международную мобильность из-за быстрой глобализации высшего образования. В соглашении излагается канадская концепция интернационализации образования посредством пяти процессов[17]:

    1. Опыт международной мобильности
    2. Международные педагогические партнерства
    3. Международные исследовательские партнерства
    4. Интернационализация канадской учебной программы
    5. Подготовка воспитателей и лидеров для школ и систем образования

    Соглашение определяет роль Канады в интернационализации через партнерство с другими странами и расширяет канадскую учебную программу для удовлетворения потребностей быстрой глобализации. Тем не менее, можно увидеть критику, поскольку партнерские отношения должны быть многосторонними, а между странами трудно прийти к эпистемологическому консенсусу. Возможно, потребуется более междисциплинарный подход, чтобы сделать интернационализацию возможной для будущего образовательного сектора.

    5 Причины важности интернационализации высшего образования

    Высшие учебные заведения со всего мира и местные сообщества, частью которых они являются, извлекли пользу из международного образования. Посредством интернационализации академии, вообще говоря, высшие учебные заведения значительно улучшили свой бренд и превратили культуру своих кампусов в то, что могут принять студенты из всех слоев общества. Когда дело доходит до максимизации преимуществ международного образования, ключевое значение имеет правильное определение и реализация интернационализации.

    Краткий обзор ключевых моментов

    • За последние 30 лет интернационализация высшего образования резко возросла.
    • Интернационализация является результатом упорядоченных преднамеренных действий, а не просто серией случайных реакций, основанных на студентах.
    • Для высших учебных заведений, их сотрудников, студентов и их сообществ интернационализация приносит жизненно важные преимущества, поскольку она связывает их с глобальной средой.

    Понимание интернационализации

    В 2008 году педагог Джейн Найт определила интернационализацию в статье под названием «Высшее образование в суматохе: меняющийся мир интернационализации» как «процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в цель, функции и предоставление послесреднего образования». С тех пор это определение стало основой того, как институты понимали интернационализацию.

    Позже, в 2015 году, исследование под названием «Интернационализация высшего образования: исследование для Европейского парламента» представило пересмотренную версию интернационализации, основанную на первоначальном определении Найта.

    Авторы исследования, а именно Ханс де Вит, Фиона Хантер, Лаура Ховард и Ева Эгрон-Полак, заявили, что интернационализация — это «преднамеренный процесс интеграции международного, межкультурного или глобального среднего образования, чтобы повысить качество образования и исследований для всех учащихся и сотрудников и внести значимый вклад в общество».

    Ведет ли интернационализация к лучшему образованию?

    За последние 30 лет произошел бум интернационализации образования. Это реакция на то, что разные страны становятся все более и более связанными друг с другом благодаря инновациям в области технологий и транспорта. Его преимущества включают в себя формирование студентов, которые теперь более открыты для доступа к знаниям и разнообразному культурному опыту обучения.

    Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры заявила, что «образование меняет жизнь». Благодаря интернационализации образование не только развивает у учащихся критическое мышление и логическое мышление, но и делает их хорошо подготовленными и оснащенными для взаимодействия с другими людьми и предприятиями из других стран, где бы они ни находились, и это открывает перед ними больше возможностей.

    Интернационализация также позволяет иностранному студенту быстрее освоиться в новой стране, делая процесс обучения более плавным и превращая обучение в гораздо более приятный опыт.

    Важность интернационализации

    Интернационализация является результатом планомерных преднамеренных действий, а не просто серией случайных реакций, основанных на студентах. Для высших учебных заведений важность интернационализации в современной системе образования невозможно переоценить.

    Вот некоторые из его положительных сторон:

    Повышение академического качества. Образовательные учреждения поддерживают стандарты практики, и эти стандарты различаются в зависимости от страны. В условиях интернационализации высшие учебные заведения сталкиваются с различными практиками и могут адаптировать несколько практик, которые могут помочь им стать лучше. Кроме того, эти учреждения могут поделиться своим передовым опытом с другими высшими учебными заведениями, нуждающимися в улучшении и руководстве. Высшие учебные заведения могут лучше изучить их через стратегическое партнерство.

    Международно ориентированные студенты, сотрудники. Давно известно, что конкуренция выявляет лучших в бизнесе. В аналогичном контексте студенты и сотрудники, знакомые с международными стандартами и практиками, должны вдохновлять своих одноклассников и коллег учиться и достигать большего. Когда учащиеся и сотрудники получают доступ к конкурентоспособной на глобальном уровне образовательной подготовке, это способствует созданию более сильного глобального сообщества.

    Национальное, международное гражданство для студентов. Миграция чаще всего является одной из основных причин, по которой студенты выбирают обучение за границей. С интернационализацией высших учебных заведений студенты более подготовлены к переезду в новые страны.

    Потенциал для увеличения набора иностранных студентов. Высшие учебные заведения пользуются рекомендациями из уст в уста от иностранных студентов, которые делятся своим опытом со своими друзьями и семьей в своих странах, что в конечном итоге может привести к увеличению набора иностранных студентов.

    Получение дохода, приток мозгов. Интернационализация улучшает способ работы высшего учебного заведения. По мере того, как образовательное учреждение совершенствуется, оно привлекает самые яркие умы и таланты со всего мира. Это приводит к большему доходу не только для школ, но и для предприятий в сообществах, к которым они принадлежат. Поскольку школы привлекают яркие умы, независимо от национальности, ожидайте, что они в конечном итоге окажут влияние на общественный сектор либо во время стажировки, либо после окончания учебы.

    Для высших учебных заведений, их сотрудников, студентов и их сообществ интернационализация приносит жизненно важные преимущества, поскольку она связывает их с глобальной средой.

    Практика интернационализации способствует созданию иммерсивной и инклюзивной академической среды. Это выходит за рамки признания культуры международного студента. Он понимает, охватывает и интегрирует различные культуры в образовательный опыт.

    Заключение

    Интернационализация дает возможность студентам, сотрудникам и учреждениям учиться в передовых учебных заведениях за рубежом. На данный момент, в разгар пандемии, высшие учебные заведения все еще могут практиковать интернационализацию, предоставляя студентам дома доступ к образованию из развитых стран.

    В конце концов, интернационализация формирует студентов, свободных от каких-либо основных культурных предубеждений; сознательны на местном, глобальном и социальном уровне и активно выполняют свои роли на благо себе и обществу, дома или вдали.

    Источники данных:

    Хантер Ф. (2015, 15 октября) Что в имени? Переориентация интернационализации высшего образования. Европейская ассоциация международного образования . Получено с https://www.eaie.org/blog/whats-in-a-name-refocusing-internationalisation-of-higher-education.html.

    де Вит, Х. (2015, июль) Интернационализация высшего образования. Европарламент . Получено с https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/540370/IPOL_STU(2015)540370_EN.pdf

    Образование меняет жизнь. ЮНЕСКО .