«Знаки препинания в сложном предложении

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

В родительском доме всё было по-прежнему, и если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся, то это только оттого, что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

Запятая 1 разделяет предложения «В родительском доме всё было по-прежнему» и «если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся».

Запятые 3 и 4 ставятся перед придаточными частями «то это только оттого» и «что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос».

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Ответ: 134

Правило: Задание 20.

Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО…), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда

мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда — =), [то- = ], (насколько — =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда — =), [то- = ], (насколько — =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.


1) Много желал да ничего не поймал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиком или сидят в тени деревьев.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
1) Далекое и опасное путешествие на лодке по реке воспитывает в человеке бесстрашный и сильный характер.


2) Андерсен сделал сказку интересной как для детей так и для взрослых.
3) Прочитанная книга заставляет иногда в корне изменить взгляды на некоторые вещи да найти верную дорогу в жизни.
4) Русский народ смышлен и понятлив и усерден ко всему благому.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1) Обобщающее слово стоит перед ОЧП.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Объясните постановку двоеточия в данном предложении.
От зноя все стало желтым: поля, небо и воздух.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед ОЧП.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой части.

Широкая низина (1) у границ (2) которой (3) начинался сосновый бор (4) поразила туристов своей красотой.
1) 1,3,4
2) 1,4
3) 2,3,4
4) 1,2,3,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Небо (1) которое над городом было черно (2) и все — таки отделялось от от его слабо освещенных улиц (3) совершенно слилось с землей (4) и нас окружил мрак.

1) 1,2,3,4
2) 1,2,3
3) 1,4
4) 1,3,4

Укажите виды предложений.
1. Небольшая и узкая речушка в результате наводнения широко разлилась по бескрайнему и огромному полю.

2. Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты и все лесные певчие птицы давно прилетели.
3. Грозно зашумели уже сбросившие листву деревья, и над ними по хмурому небу промчались клочки серых туч.
4. В родительском доме все было по — прежнему, и если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся, то это только оттого, что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

В родительском доме всё было по-прежнему, и если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся, то это только оттого, что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

Запятая 1 разделяет предложения «В родительском доме всё было по-прежнему» и «если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся».

Запятые 3 и 4 ставятся перед придаточными частями «то это только оттого» и «что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос».

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.

Ответ: 134

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО…), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда — =), [то- = ], (насколько — =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда — =), [то- = ], (насколько — =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

1 в.

Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает. (Л.Андреев)

1) 1,3,6 2) 1,2,3,6 3) 1,4,6 4) 1,2,3,4,6

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (М.Алексеев)

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда стали прощаться с нашим учителем (3) он пообещал сводить нас в подземный ход (4) который начинается около крепости. (В.Беляев)

1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Н.Давыдова)

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Директор небрежным вопросом давал понять (1) что его подчиненные ездят в командировки в дальние страны (2) и (3) хотя сейчас здесь будут обсуждаться незначительные внутренние хозяйственные вопросы (4) для них открыт и большой мир. (Н.Давыдова)

1) 1,3,4 2) 1,2,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Говорил Шишаков степенно (1) и (2) хотя Володин еще не оборачивался и не видел его (3) по шелесту отрываемой газеты и по тому недружелюбному тону (4) каким произнес сержант

слова (5) понял (6) что у старика сегодня плохое настроение. (А.Ананьев)

1) 1,2,4,5 2) 1,4,5,6 3) 1,3,5,6 4) 1,2,3,4,5,6

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выступление Рюмин назначил на два часа ночи (1) и (2) с какого бы направления он ни подводил роту к невидимому селению (3) и (4) сколько бы там ни было немцев (5) они все до одного обрекались на смерть (6) потому что предоставить им плен в этих условиях курсанты не могли. (К.Воробьёв)

1) 1,3,4,5,6 2) 2,4,5 3) 3,4,5,6 4) 1,2,5,6

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Миша лежал и думал о том (1) куда могли деваться Игорь и Сева (2) и (3) что предпринимать (4) если их завтра не окажется в Москве. (А.Рыбаков)

1) 1,3 2) 1,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дорожки нашего сада густо покрыты падающими с деревьев легкими белыми лепестками (1) а (2) когда подымается ветер (3) то кажется (4) будто снег крупными хлопьями медленно опускается с деревьев на землю. (А.Куприн)

1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 2,3,4 4) 1,4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пулемета мы тоже не нашли (1) и (2) если бы моя бабка узнала об этом (3)она бы сказала (4) что бог нас хранил. (А.Кузнецов)

1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,2,4

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.11 класс.

2 в.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1) 1,3,4 2) 1,4 3) 2,3 4) 1,2,3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

1) 1 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

1) 1,3 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,2,3,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

1) 1,4,5 2) 2,3,5 3) 3,4,5 4) 1,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

1) 1,4 2) 1,2,3,4 3) 3 4) 2,3,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.

1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 3,4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1) 1,3 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

1) 1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1) 1,2,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4

Ответы к заданию.

1 в.

1. 3 6. 4

2. 2 7. 4

3. 3 8. 2

4. 3 9. 2

5. 3 10. 1

2 в.

1. 4 6. 3

2. 3 7. 2

3. 4 8. 4

4. 3 9. 4

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вариант 1

1. Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает. (Л.Андреев)
1) 1,3,6
2) 1,2,3,6
3) 1,4,6
4) 1,2,3,4,6

2. От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (М.Алексеев)
1) 1,2,3,4
2) 1,2,4
3) 2,3,4
4) 1,3,4

3. Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда стали прощаться с нашим учителем (3) он пообещал сводить нас в подземный ход (4) который начинается около крепости. (В.Беляев)
1) 1,4
2) 2,3,4
3) 1,2,3,4
4) 1,3,4

4. Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Н.Давыдова)
1) 1,2,3,4
2) 1,3,4
3) 1,2,4
4) 1,2

5. Директор небрежным вопросом давал понять (1) что его подчиненные ездят в командировки в дальние страны (2) и (3) хотя сейчас здесь будут обсуждаться незначительные внутренние хозяйственные вопросы (4) для них открыт и большой мир. (Н.Давыдова)
1) 1,3,4
2) 1,2,4
3) 1,2,3,4
4) 2,3,4

6. Говорил Шишаков степенно (1) и (2) хотя Володин еще не оборачивался и не видел его (3) по шелесту отрываемой газеты и по тому недружелюбному тону (4) каким произнес сержант слова (5) понял (6) что у старика сегодня плохое настроение. (А.Ананьев)
1) 1,2,4,5
2) 1,4,5,6
3) 1,3,5,6
4) 1,2,3,4,5,6

7. Выступление Рюмин назначил на два часа ночи (1) и (2) с какого бы направления он ни подводил роту к невидимому селению (3) и (4) сколько бы там ни было немцев (5) они все до одного обрекались на смерть (6) потому что предоставить им плен в этих условиях курсанты не могли. (К.Воробьёв)
1) 1,3,4,5,6
2) 2,4,5
3) 3,4,5,6
4) 1,2,5,6

8. Миша лежал и думал о том (1) куда могли деваться Игорь и Сева (2) и (3) что предпринимать (4) если их завтра не окажется в Москве. (А.Рыбаков)
1) 1,3
2) 1,4
3) 1,2,4
4) 1,3,4

9. Дорожки нашего сада густо покрыты падающими с деревьев легкими белыми лепестками (1) а (2) когда подымается ветер (3) то кажется (4) будто снег крупными хлопьями медленно опускается с деревьев на землю. (А.Куприн)
1) 1,2,4
2) 1,3,4
3) 2,3,4
4) 1,4

10. Пулемета мы тоже не нашли (1) и (2) если бы моя бабка узнала об этом (3)она бы сказала (4) что бог нас хранил. (А.Кузнецов)
1) 1,2,3,4
2) 2,3,4
3) 1,3,4
4) 1,2,4

Вариант 2

1. Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
1) 1,3,4
2) 1,4
3) 2,3
4) 1,2,3

2. Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.
1) 1
2) 2,3
3) 1,3,4
4) 1,2,3,4

3. Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
1) 1,3
2) 2,3
3) 1,4
4) 1,2,3,4

4. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
1) 1,4,5
2) 2,3,5
3) 3,4,5
4) 1,4

5. Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.
1) 1,4
2) 1,2,3,4
3) 3
4) 2,3,4

6. В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.
1) 1,2,3,4
2) 1,3
3) 1,3,4
4) 2,4

7. Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.
1) 1,2,4
2) 1,2,3,4
3) 1,3
4) 3,4

8. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
1) 1,3
2) 2,3
3) 3,4
4) 1,2,3,4

9. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
1) 1,3,4
2) 2,3
3) 1,2,4
4) 1,2,3,4

10. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
1) 1,2,4
2) 1,3
3) 1,3,4
4) 2,3,4

Ответы

Вариант 1

1. 3
2. 2
3. 3
4. 3
5. 3
6. 4
7. 4
8. 2
9. 2
10. 1

Вариант 2

1. 4
2. 3
3. 4
4. 3
5. 2
6. 3
7. 2
8. 4
9. 4
10. 3

Урожай неимущих в России — Los Angeles Times

МОСКВА — 

Когда 10-летний Володя Яковлев был арестован вместе со своими тремя старшими братьями за то, что забил бродягу до смерти, он был еще круглолицым ребенком из-за проблем семья в неблагополучной Подмосковье.

Несмотря на его признание, невинная улыбка Володи и сладкий звонкий голос сделали преступление 1994 года невероятным. Полиция и суды обвинили его старшего брата, которому тогда было 14 лет, в подстрекательстве к насилию. Володю не наказали, хотя позже его разлучили с матерью и отправили в государственный детский дом.

Однако сейчас, после трех лет жестокой «опеки» местных властей, Володя стал походить на матёрого преступника. Высокий, долговязый, с бритой головой и постоянно ухмыляющийся, он между сигаретами хвастается своим умением взламывать замки, кражами, прогулами и многочисленными арестами.

Его будущее? Больше преступлений, говорит он. В 13 уже поздно что-то делать.

«Работа? Ни за что. И служба в армии тоже не заморачиваюсь, — говорит Володя на брутальном уличном языке. «Ничего не поделаешь. Армия не взяла бы меня с моим послужным списком. Во всяком случае, там нечего воровать».

История Володи Яковлева является леденящим душу свидетельством того, как мрачные социальные институты России — приюты, детские дома, исправительные школы, армия, а позже и тюрьмы — не справляются со своей заявленной целью — навести порядок в обществе. Наоборот, сочетание официального пренебрежения и чрезмерной суровости в этих учреждениях на самом деле способствует формированию озлобленного и отчужденного низшего класса, у которого нет другого способа выжить, кроме как с помощью преступлений и насилия.

Социальные работники и правозащитники единодушны в том, что лучший способ избавиться от преступного низшего класса в России — это нападать не на насильственных жертв общества, которые его составляют, а на государственных чиновников, чья халатность и жадность создают его. Они обвиняют чиновников, корыстный класс невидимых бюрократов, которые направляют средства из бюджетов в учреждения, в циничном увековечивании оскорбительной системы, которая мало что делает для исправления проступков или воспитания гражданских добродетелей — только для того, чтобы набить собственные карманы.

Для таких детей, как Володя, один шаг в эту систему может стать пожизненным заключением. Ужасающие статистические данные, приведенные активистом Борисом Альтшулером, руководителем программы по защите прав детей, показывают, что 200 000 молодых людей в государственных домах с большей вероятностью, чем другие, будут прибегать к насилию в будущем.

«Каждый год от 15 000 до 17 000 таких детей выпускаются в реальный мир в возрасте 18 лет. Но они полностью институционализированы. Они не выносят нормальной жизни», — говорит Альтшулер. «Итак, в первый год свободы 5000 из этих детей попадают в тюрьму, 3000 становятся бродягами и 1500 кончают жизнь самоубийством».

Братья бьют человека, пока он не умрет

История Володи типична. Нападение на 60-летнего бродягу произошло в 1994 году в плохо освещенном подземном переходе рядом с Макдональдсом в центре Москвы. Как он тогда рассказал, он и трое его братьев попросили у мужчины сигарету. Когда бродяга пнул Володю, четверо братьев в возрасте от 10 до 14 лет «защищались», избивая старика, пока не поняли, что он мертв. Потом вызвали скорую.

Только 14-летний брат официально признан достаточно взрослым, чтобы понести наказание. Его отправили в колонию для несовершеннолетних. Мать Володи уверяла, что ее младшие дети не сделали ничего плохого.

Вызывает тревогу, однако, то, что во время задержания мальчики Яковлева также утверждали, что убили еще пять человек на железнодорожных станциях и станциях метро в Подмосковье.

Равнодушная полиция отказалась расследовать заявления, настаивая на том, что их выдумали дети. Но не было предоставлено никакой консультации или социальной помощи, чтобы помочь установить, что могло заставить их сделать такие заявления.

Местная школа отказалась больше иметь дело с Яковлевыми. Так Володя и его братья продолжали бродить по улицам и воровать. Когда его мать Светлана, психически больная вдова жестокого и алкоголичного мужа, умершего в 1992 года, попал в психиатрическую больницу, Володя тоже попал под опеку местных властей.

Как и другие дети в детском доме, Володя живет под наблюдением. Но это выходные, и он сделал то, что делает большинство выходных — проскользнул через дыру в проволочном заборе и отправился в реальный мир. Никто не удосуживается починить провод, говорит он, пожимая плечами. Почему они?

Либо он едет в центр Москвы, чтобы добыть денег попрошайничеством, карманным обворовыванием или грабежом, либо возвращается в квартиру, где вырос.

«Он остается здесь, пока что-нибудь не украдет. Потом, если им захочется, приедет полиция и заберет его обратно», — объясняет его сестра Ника, 21-летняя безработная продавщица, которая после объяснений пожимает плечами.

Володя — один из семи братьев и сестер. Теоретически трое из них в настоящее время заперты. Но они возвращаются домой в грязную квартиру всякий раз, когда сбегают из тюрьмы или исправительной школы. Всегда есть кто-то в квартире на девятом этаже, оклеенной фотографиями обнаженных девчонок из журналов, чтобы накормить мясом запертую в клетке черную крысу с хвостом длиной в фут, напуганного кота, попугая и питбультерьера с намордником.

На что живут Яковлевы — непонятно. Они смеются, когда их спрашивают. Но гнев, который исходит от покинутых мальчиков, ощутим. Их речь — жаргон преисподней, сплошь чванство и матерные слова. Леша, старший мальчик, 20-летний бывший заключенный, носит с собой выкидной нож.

Этот гнев, по словам психолога Нины Юдицевой, является наследием жестокой заботы российского государства об обществе, не понимающем понятия реабилитации, — о всех сиротах и ​​несовершеннолетних правонарушителях, которых она встречает.

«Люди, вышедшие из любого государственного присмотра за детьми здесь, отчуждены и не верят, что они или кто-либо другой имеют какую-либо ценность», — говорит она. «Их эмоции не пробуждаются, и они не могут стать полностью интегрированными людьми.

«Когда ты заставляешь их рисовать тебе картинки, домашние дети рисуют войну, насилие, хаос, черноту, ужасы. На фотографиях часто нет людей. Главной чертой их рисунков является страх и агрессия, чтобы защитить себя.

«В этих домах живут до 10 лет. На какую социальную адаптацию можно рассчитывать?»

Жестокая дедовщина, самоубийство Часть армейской жизни

Главным среди других российских учебных заведений, выпускающих выпускников, готовых к преступлению, является армия. Огромные и нищие вооруженные силы России насчитывают почти 1,5 миллиона человек, большинство из которых — призывники поневоле в возрасте до 27 лет. По закону они должны служить два года.

Те, кто дергает за ниточки — друг в высших эшелонах власти или деньги на взятки — освобождают своих сыновей от армии. Истории о жестокой дедовщине, голоде, самоубийствах и кровавых беспорядках через гарнизоны слишком часты и тревожны, чтобы любой обеспокоенный родитель мог делать что-то еще.

Те, кто не может придумать, как уклониться от призыва на законных основаниях, как правило, сироты и дети бедняков. Однажды призванные два раза в год на военную службу, теоретически численностью 190 000 человек, они толпами убегают, тем самым нарушая закон и подвергая себя риску ареста и тюремного заключения.

По словам Валентины Дмитриевны Мельниковой, главы Комитета солдатских матерей, организации, выступающей за защиту прав молодых солдат и обеспечение их безопасности, каждый год 2000 беглых призывников стучатся в ее дверь с жалобами на садистские издевательства, воровство , голод и болезни.

Даже те, кто завершил свою службу, в обществе рискуют, говорит она. Они сталкиваются с алкоголизмом, болезнями, связанными со стрессом, и высоким уровнем неудач в браке: «Мальчики, которым удается пройти военную службу, испытывают посттравматический стресс из-за того, что так долго находятся в безвыходной ситуации. Они беспокоятся и пытаются восстановить баланс в своей жизни. Очень часто они женятся на первой попавшейся девушке, необдуманная женитьба, попытка сбежать от одиночества. Или берутся за бутылку.

«Тем, кто воевал в Чечне, хуже всего. Все знают, что они вернулись с огромным психологическим стрессом. Никто не хочет давать им работу. Им практически невозможно найти работу».

Для многих тюрьма — конец пути. В России тюрьма означает годы темноты, невыносимой жары, перенаселенности и заражения смертельным туберкулезом, которым заражена почти половина заключенных тюремной системы.

«Наша государственная уголовная политика жестока и произвольна, — говорит Валерий Абрамкин, руководитель Московского центра тюремной реформы. «Строгость наказания несоразмерна тяжести преступления. Люди, которые крадут буханку хлеба, потому что они безработные и голодные, получают от трех до четырех лет тюрьмы.

«Поскольку официальной политикой является ликвидация маргинальных групп, около 40% заключенных не сделали ничего хуже, чем были арестованы за бездомность. Наши тюрьмы — театр абсурда».

Он добавил: «Многих людей трудоспособного возраста сажают без необходимости. Затем страдают их дети, и порочный круг переходит к следующему поколению».

Преступление с разных сторон

В современной Америке на 100 000 человек приходится 565 осужденных; в России их 780. Представление о том, что Россия находится в тисках волны преступности, лишь частично подтверждается государственной статистикой. Они показывают, что общее количество зарегистрированных преступлений сократилось с 2 760 652 в 19с 92 до 2 397 311 в 1997 году. Но количество преступлений «низшего класса» — убийств, грабежей и случайного уличного насилия — возросло, равно как и количество преступлений, совершенных пьяными людьми.

Это насильственное преступление, совершенное неимущими, никак не связано с «гламурной» стороной беззакония в России — мощной организованной преступностью, которая опустошила государственную казну, позволила теневым магнатам разделить сферы экономического влияния и привела к убийствам. назойливых банкиров.

«Три четверти лиц, причастных к преступлению, являются образованными в той или иной организованной деятельности», — говорит Владимир Гриб из Лаборатории анализа организованной преступности МВД. «Затем есть остальные: люди, которых мы называем «отмороженными». Это из учреждений, детских домов, тюрем, нежеланные ветераны Афганистана или Чечни — бесцельно жестокие, люди, потерявшие ориентир в жизни».

По его словам, даже боссы организованной преступности считают случайные акты насилия неприятными.

«Эти люди настолько же раздражают интеллигенцию преступного мира, насколько и силы правопорядка. Есть даже истории о боссах организованной преступности, которые заказывали зачистку городов, чтобы избавиться от них. Нищих преступников ненавидят все».

Но вина за поведение российских подонков должна падать в первую очередь на коррумпированных чиновников, следящих за лечением, считают активисты и социальные работники. Они приводят ужасающие подробности того, как эти бюрократы искажают и увековечивают систему ради собственной финансовой выгоды.

В Москве, например, Департамент образования города на словах заявляет о намерении забрать детей из государственных домов и передать их в приемные семьи. Это более гуманно, потому что дает детям шанс на нормальную семейную жизнь. К тому же это дешевле: содержание ребенка в доме обходится государству в 350 долларов в месяц, в то время как приемные семьи получают лишь половину этой суммы, чтобы взять ребенка-сироту.

Но Альтшулер говорит, что некоторые бюрократы сделали все возможное, чтобы эта попытка провалилась, потому что они получают часть денег, которые проходят через государственные детские дома. Они не получают доли денег на приемную семью.

«Повсюду есть смутные признаки того, что чиновники не хотят урезать свои доходы, выполняя госзаказы», ​​— говорит он.

«Бюрократам наплевать на то, что гуманнее. Они счастливы делить между собой государственный пирог, и потеря денег для них будет финансовой катастрофой», — говорит Альтшулер. «Таким образом, в министерствах образования и здравоохранения есть большие и необъявленные финансово-корпоративные интересы, которые очень хорошо понимают, что они ничего не выиграют от реформы».

Заработок на неэффективности

То же самое и с армией, по словам Мельниковой из комитета матерей. Несмотря на неоднократные обещания реформировать и сократить массовую призывную армию, которая изжила себя, на самом деле ничего не делается — потому что слишком много людей хорошо зарабатывают на ее неэффективности за счет солдат на дне.

«Только взяточничество и коррупция двигают дела в армии», — обвиняет она. «Когда офицер понимает, что его продвижение по службе зависит от того, сколько он платит, чтобы попасть в приемлемый гарнизон, он теряет свой идеализм и интерес к работе. И он начинает относиться к своим людям, как к множеству тел, которые нужно ограбить.

«Средства и припасы поступают по линии. Люди воруют на каждом этапе, а кормить солдат внизу нечем. Им остается голодать. Это тайная приватизация или, если честно, воровство. Если армия не может прокормить своих солдат, она должна просто отправить их домой».

Но она в отчаянии от перспектив перемен. «Никто наверху на самом деле не хочет ничего делать с реформами, потому что армия — большой источник коррупции», — говорит она. «В нем миллионы мужчин. Для этого нужны огромные суммы денег. Реформа возможна только при наличии воли».

Лучший способ реформировать систему — ограничить власть чиновников, предлагает Альтшулер, создав независимые инспекции, омбудсменов и контрольные органы по западному образцу. Однако ни одна из этих идей еще не реализована; бюрократы отвергают их как непрактичные или наносящие ущерб национальной безопасности.

Но Абрамкин говорит, что он считает, что политическая неопределенность сегодняшней России означает, что порочный круг может быть скоро разорван. До президентских выборов осталось меньше двух лет. Президент Борис Н. Ельцин становится все более капризным. Так что бюрократы бегут в страхе.

Среди внезапных изменений в работе — планируемая передача российских тюрем из военного МВД в гражданское Минюст.

«Это наш шанс, — говорит Абрамкин. «Укоренившиеся власти чувствуют себя неуверенно и готовы к диалогу. Всегда есть перемены к лучшему, когда чиновники и их друзья-коммунисты бегут в страхе».

(НАЧАЛО ТЕКСТА ИНФОБОКСА / ИНФОГРАФИИ)

Об этой серии

В этой серии из четырех частей The Times исследует постсоветское выздоровление России.

* Воскресенье: С каждым днем ​​становится все яснее, что эпидемическая коррупция — не мимолетное заболевание. Все больше и больше он выглядит как прочная основа для ведения бизнеса.

* Понедельник: Воровство стало неотъемлемой частью российской «приватизации» собственности, когда-то принадлежавшей государству. Для миллионов россиян воровство — нормальная часть жизни.

* Сегодня: Знакомьтесь, Володя. Он убил человека, когда ему было 10 лет. Он принадлежит к молодому и озлобленному низшему классу России, у которого нет другого способа выжить, кроме как с помощью преступлений и насилия.

* Среда: Западные страны, которые когда-то беспокоились о военной мощи Советов, теперь пытаются противостоять вторжению жестокой и дисциплинированной русской мафии.

20 июня 1899 года. Н. Крупская матери Ленина

20 июня 1899 года. Н. Крупская матери Ленина

16.


Написано: 20 июня 1899 г. Письмо отправлено из Шушенского в Подольск
Опубликовано: 1929 г. в журнале Пролетарская революция № 8–9 Печатается с оригинала.
Источник: Ленин Собрание сочинений , Издательство «Прогресс», 1977, Москва, том 37, стр. 579-580.
Переведено/отредактировано: Джордж Х. Ханна и Роберт Даглиш.
Транскрипция/Разметка: Д. Уолтерс
Общественное достояние: Интернет-архив Ленина, 2008 г. Вы можете свободно копировать, распространять, демонстрировать и выполнять эту работу; а также делать производные и коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Интернет-архив марксистов» в качестве информации об источнике/редактировании/транскрипции/разметке, указанной выше.


20 июня

Давно я вам не писал, дорогая Мария Александровна. Как-то я не мог взяться за написание, тем более, что думал, что вы, может быть, еще придете сюда. Теперь я больше не хочу откладывать написание письма. Мы все такие же, как и прежде. Володя занят чтением всякой философии (это теперь его официальное занятие) — Гольбаха, Гельвеция и т. д. Я шучу, что с ним скоро будет опасно разговаривать, потому что он столько философии впитал. Стрельбы пока нет, и знаменитое ружье почти не вынимается из укрытия. Мы регулярно ходим на ежедневную прогулку и купаемся, собираем щавель, ягоды и т. д., а Володя все собирает с энтузиазмом охотника; Я был удивлен, увидев однажды, как он рвет щавель обеими руками…. Было много разговоров об охотничьих экспедициях; места, куда они собираются отправиться — какое-то место под названием «Сорок озер», где так много дичи, что им понадобится тележка, чтобы доставить ее домой, и так далее. Все это будет после дня святого Петра, [12 июля, н.с. —Редактор ] и мы намерены в это же время ехать в Минусинск, вероятно, на пароходе; мы уже получили разрешение. Недавно у нас были посетители; сначала был Анатолий с женой, а потом Лепешинский с женой и трехмесячной дочерью. Анатолий выглядит очень плохо, он вряд ли поправится и его хитрость совсем сломлена, такая тихая штучка. Даже здешний благоприятный климат уже не может помочь Анатолию. Лепешинские наполнили нашу квартиру гамом — детскими плачами, колыбельными и прочим — за два дня пребывания здесь. У них прекрасная девочка, но оба родителя так ее любят, что не дают ей ни минуты покоя — все время поют, танцуют и пристают к ней. Новых людей сюда не посылали, а с начала лета Оскар и Проминский часто заводят девиц, оба заняты в огороде. Мы с мамой много чего посадили (даже дыни и помидоры) и давно сами едим редис, салат и укроп. Цветник тоже в цвету, резеда зацвела, а остальные (подвои, душистый горошек, маргаритки, анютины глазки и флоксы) будут цвести в более или менее отдаленном будущем; сад тоже доставляет Матери удовольствие. Девушка, которая работала у нас прошлой зимой, останется у нас этим летом, так что уборка не беспокоит. Так как до нашего отъезда осталось всего семь месяцев, разговор часто переходит на тему России, и Володя намеревался написать вам о наших планах в этом направлении.