Пробный (стартовый) ЕГЭ по русскому языку

Главная

Задание 1

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<…> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.

3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.

5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.

Смотреть ответ

Задание 2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Хотя

Если

Даже

Как раз

Лишь бы

Смотреть ответ

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.

1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.

2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

Смотреть ответ

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

занятА

дОнизу

отдалА

звОним

жалюзИ

Смотреть ответ

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

Смотреть ответ

Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЦЕВ

нет САПОГ

ещё БОГАЧЕ

около ПЯТИСОТ человек

Смотреть ответ

Задание 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

Предложения

1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.

2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.

4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.

5) Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.

6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.

7) Я с удивлением спросил, что где же крепость.

8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

Смотреть ответ

Задание 8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

проб..раться

г..рдиться

велос..пед

нац..ональный

адр..совать

Смотреть ответ

Задание 9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..дал, по..черкнул

пр..крепил, пр..града

и..терзанный, ра..жёг

поз..вчера, р..зобрал

за..грал, под..скать

Смотреть ответ

Задание 10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

врач..вать

расстра..ваться

удва..ваться

незатейл..вый

улыбч..вый

Смотреть ответ

Задание 11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

суш..шь

выстел..шь

выскоч..шь

независ..мый

накорм..шь

Смотреть ответ

Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  1. М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
  2. Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
  3. (НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
  4. (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
  5. Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
Смотреть ответ

Задание 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.
  2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
  3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.
  4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
  5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
Смотреть ответ

Задание 14

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё

(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

Смотреть ответ

Задание 15

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.
  2. У В.И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.
  3. Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.
  4. Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.
  5. Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
Смотреть ответ

Задание 16

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф.И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

Смотреть ответ

Задание 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

Смотреть ответ

Задание 18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

Смотреть ответ

Задание 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

[Сергеев вышел на берег] (1) но ((2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца) (3) [то вдруг пронзительно и ясно ощутил] (4) (как далеко от него Родина).

Смотреть ответ

Прочитайте текст и выполните задания, указанные после текста:

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3) С первого взгляда это был довольно странный аптекарь.

(4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8) У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

(10) Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13) Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

(15) Я буду писателем, – сказал я и покраснел.

(16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.

(20)Но я уже писал… и печатался.

(21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22) Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

(26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так?

(28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36) В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!

(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.

(46)Напрасно вы думаете, что я лоботряс, – сказал я.

(47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?

(52)И аптекарь был прав. (53) Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54) И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.

(55)Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей, романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона» и др.

Задание 20

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Лазарь Борисович был сельским аптекарем, хотя всю жизнь мечтал заниматься литературным творчеством и даже печатал некоторые свои произведения.
  2. Рассказчик не согласен с мнением Лазаря Борисовича о том, что только знание жизни поможет стать настоящим писателем.
  3. В дом к родственникам рассказчика приходил сельский аптекарь.
  4. Рассказчик окончил гимназию и собирался поступать в университет, чтобы в дальнейшем стать писателем.
  5. Настоящий писатель должен быть настоящим тружеником, знающим и понимающим жизнь во всех её проявлениях.
Смотреть ответ

Задание 21

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека.
  2. В предложениях 7–9 содержится описание.
  3. Предложения 30–32 содержат рассуждение.
  4. Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.
  5. В предложениях 55, 56 содержится рассуждение.
Смотреть ответ

Задание 22

Из предложений 1–6 выпишите фразеологизм.

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

Смотреть ответ

Задание 23

Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

Смотреть ответ

Задание 24

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А)_________ («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б)_________ (предложение 39), приём – (В)_________ (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_________ (например, предложения 48, 49)».

Список терминов:

  1. ряд однородных членов
  2. вопросительные предложения
  3. ирония
  4. вводные слова
  5. литота
  6. метафора
  7. восклицательные предложения
  8. противопоставление
  9. эпитет
Смотреть ответ

Задание 25

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Смотреть рекомендации

Ближайшие группы

Главная

www.specialist.ru

Русский язык: КИМ ЕГЭ 2016 (досрочный период) по русскому языку13 задание

страсти мы разбираемся менее 13

ожиданий схема игры 2016 русскому языку не

страшна перевода

цена не выглядит так

определите предложение в котором

клуба выделенных слова пишутся солидно

раскройте скобки вы пишете эти два слова

на создание это не тот исцеленных чех

ниже

под ее в описании я ставлю ссылку

посмотрите теорию как же пределе где

пишется слитно где раздельно

некоторые несложный признаки определении

я вам сейчас продемонстрировали

продолжение беседы она в основном

молчала и мне было сложно понять зачем

она пришла обязательно

прочитайте себе предложений и

смотрите по смыслу как бы написали след в

мире разделены

слово продолжение мы всегда пишем

президентом потому как это произошло

после того как пишет сам всегда литва

словам

все мы точно нет знаем что этот порядок не

подходит идем дальше

потому как этот человек держался

видно что она все время быть первым

и как слово потому

там он уж очень похожи на местоимения ведь

если мы сейчас докажем что это

местоимения то будем писать раздельно

не стремясь предлогами пишется

раздельно

как же мы докажем

словам место и менее предполагает что

настя с места имени либо вместо имени

существительного либо вместо имени

прилагательного

так вот на это слово а мы пробуем ставить

либо существительное либо прилагательное

ставим существительное

по виду как этот человек держится

видно что он во всем привет быть первым

вполне получилось поэтому мы пишем

раздельно

доказать что это местоимения пол там

было

как и вчера держится было видно что во всем

мире как быть первым

дальше не разбираем понятно что здесь и

растений

озеро белое оттого интересно что вокруг

него густо разнообразно

растительность

оттого опять пропана заменить

на существительные прилагательные

похоже она местоимения

озеро белое от

егэ интересно

что вокруг него не получается

это на спектаклях на то что это не

местоимениями что пищи самым слитно

итак

еще мы можем так проверить

можем ли мы заменить это слово за слово

потом

касильяс риа новости причины

озеро белое потом интересно что вокруг

него куста разнообразно

растительности нас все получилось мы

себе доказали это слово пестициды

процент больше робела а тобой прелестно

что вокруг него густая разнообразно

растительности вокруг

если мы докажем что слово круг этом

осуществить время

кто будет сделан вывод что осуществить

области налогам песца раздельно итак

смотрим

круг чего то у нас это например

плавательным круг или

круг нарисованный им так далее смотрим

озеро белое того это ясно что вокруг него

густая разнообразно растительность

к слову круг мы ничего не нашли мы смогли

доказать что это у нас существительное нет у

нас дополнительных слов к слову круг

это у нас словам банк круг

истцы просили нас даже если мы читаем

что мы чувствуем что никак она не может еще

разок

озеро белое оттого интересно что вокруг

него густая разнообразно

растительность вокруг него

пишем среднем итак предположительно

ответ на эти примеры дальше

трудно даже представить что бы со

мной случилось если вы пароход опоздать

как мы знаем выезжает можно просто убрать

если она собирается это станет

предложение кипиш разделе

трудно даже представить что со

мной случилось если пароход опоздал

теоретически мы можем это касается

поэтому что здесь мы можем разделимся что

здесь можно писать раздельно раз мы

смогли

и совсем проекту конечно не пишется

раздельно

потому как сосредоточено молчал

толстой его бийске могли догадываться

насколько напряженно работает сейчас его

мозг

опять слова таможни опять проверяй

местоимения не станем место

существительные прилагательные

виду как сосредоточено молчал

толстовой его близким могли догадываться и

так далее

в принципе может стать политиком

конечно посылов это не совсем то что нам

нужно но

теоретически это подходит

поэтому мы пишем раздельно

итак на это мы закончим мы доказали

что здесь разделили схемой видим хотя бы

что одном пишется раздельно втором мы

можем даже не рассматривается

на ул на этом наверное закончилась 13

назиданием

хочу сказать что самки вы сможете

найти в группе в контакте на которой

этом ссылку ниже эта группа

выглядит вот так вот такой вот картинками

других санкциям

среднесрочно риан

также в этой группе навеки другой

информации разным по подготовке к игре

также на канале вы найдете много разной

информации как уже сказал

тринадцатое заседание теория

будет даже в описании три дела если

видеоканале отставьте лайки

пишите комментарии а также добавляйтесь

однако на фоне очень всем рада до свидания

www.watch-listen-read.com

Вариант ЕГЭ №6 для самостоятельного выполнения к 10.03.17

ЕГЭ по русскому языку 2017 год. Вариант №6

Начало формы

Часть №1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека . (2)<…> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.

3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.

4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.

5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.

2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). 

И хотя

Если

Даже

Как раз

Лишь бы

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСТОЧНИК, -а; м.

1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н.И. света. И. всех зол.

2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

занятА

дОнизу

отдалА

звОним

жалюзИ

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.

ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.

Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.

Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.

ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

у ИХ сестры

пить из БЛЮДЦЕВ

нет САПОГ

ещё БОГАЧЕ

около ПЯТИСОТ человек

7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. неправильное употребление формы существительного с предлогом

В. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г. неправильное построение предложения с косвенной речью

Д. ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания.

  2. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.

  3. Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны.

  4. Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят.

  5. Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок.

  6.  Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.

  7. Я с удивлением спросил, что где же крепость.

  8.  В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

  9. Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.

8Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

проб..раться

г..рдиться

велос..пед

нац..ональный

адр..совать

9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..дал, по..черкнул

пр..крепил, пр..града

и..терзанный, ра..жёг

поз..вчера, р..зобрал

за..грал, под..скать

10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

врач..вать

расстра..ваться

удва..ваться

незатейл..вый

улыбч..вый

11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

суш..шь

выстел..шь

выскоч..шь

независ..мый

накорм..шь

12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.

Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.

(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

14Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.

2) У В. И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.

3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.

4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.

5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

16Расставьте знаки препинания: укажите все цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф. И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Занимаясь литературным творчеством, В. И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.

– (10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!

– (15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.

– (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.

– (20)Но я уже писал… и печатался.

– (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.

(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.

– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!

(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.

– (46)Напрасно вы думаете, что я лоботряс, – сказал я.

– (47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?

(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.

(55)Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней.

(По К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей, романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона» и др.

20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лазарь Борисович был сельским аптекарем, хотя всю жизнь мечтал заниматься литературным творчеством и даже печатал некоторые свои произведения.

2) Рассказчик не согласен с мнением Лазаря Борисовича о том, что только знание жизни поможет стать настоящим писателем.

3) В дом к родственникам рассказчика приходил сельский аптекарь.

4) Рассказчик окончил гимназию и собирался поступать в университет, чтобы в дальнейшем стать писателем.

5) Настоящий писатель должен быть настоящим тружеником, знающим и понимающим жизнь во всех её проявлениях.

21Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека.

2) В предложениях 7–9 содержится описание.

3) Предложения 30-32 содержат рассуждение.

4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.

5) В предложениях 55–56 содержится рассуждение.

22Из предложений 1-6 выпишите фразеологизм.

23Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24««Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А)_________ («странный аптекарь», «язвительный человек») и (Б)_________ (предложение 39), приём – (В)_________ (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_________ (например, предложения 48, 49)». 

Список терминов:

1) ряд однородных членов

2) вопросительные предложения

3) ирония

4) вводные слова

5) литота

6) метафора

7) восклицательные предложения

8) противопоставление

9) эпитет

infourok.ru

«В продолжениИ» или «в продолжениЕ», как правильно?

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют оба сло­ва: «в про­дол­же­нии» и «в про­дол­же­ние». Выбор пра­виль­но­го напи­са­ния зави­сит от того, какой частью речи явля­ет­ся это сло­во.

Чтобы понять, когда сло­во «в про­дол­же­нии» пишет­ся с бук­вой «и» и когда «в про­дол­же­ние» с бук­вой «е» в кон­це, опре­де­лим в кон­тек­сте часть речи, к кото­рой при­над­ле­жат эти лек­се­мы.

Правописание слова «в продолжении»

Слово «про­дол­же­ние» обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что? Это суще­стви­тель­ное сред­не­го рода един­ствен­но­го чис­ла. «Продолжение» — это изме­ня­е­мое сло­во. Оно закан­чи­ва­ет­ся на бук­во­со­че­та­ние -ие (окон­ча­ние ) и поэто­му име­ет окон­ча­ние -и в пред­лож­ном паде­же в отли­чие от тра­ди­ци­он­но­го окон­ча­ния суще­стви­тель­ных вто­ро­го скло­не­ния.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) про­дол­же­ние
  • р. п. нет (чего?) про­дол­же­ния
  • д. п. инте­рес (к чему?) к про­дол­же­нию
  • в. п. доба­вить (во что?) в про­дол­же­ние
  • т. п. (чем?) про­дол­же­нием
  • п. п. узнать (о чём?) о про­дол­же­нии

Сравним:

п.п. в продолже́нии,  но в по́ле, на коне́.

В продолже́нии рома­на чита­тель узна­ет о даль­ней­шей судь­бе геро­ев.

Узнает в чём? в продолже́нии.

К сло­ву «в про­дол­же­нии» мож­но задать падеж­ный вопрос. Оно явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Следовательно, это суще­стви­тель­ное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем .

В зави­си­мо­сти от содер­жа­ния кон­тек­ста сло­во «про­дол­же­ние» с пред­ло­гом «в» может высту­пать так­же в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа:

В (во что?) про­дол­же­ние пись­ма дедуш­ка доба­вил мало­из­вест­ные фак­ты об его юно­сти.

Между пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме мож­но вста­вить опре­де­ле­ние:

  • в захва­ты­ва­ю­щем про­дол­же­нии рома­на;
  • в длин­ное про­дол­же­ние пись­ма.

Чтобы раз­ли­чить эти фор­мы суще­стви­тель­но­го с окон­ча­ни­ем или -и, зада­дим соот­вет­ству­ю­щий падеж­ный вопрос.

Написание предлога «в продолжение»

От это­го суще­стви­тель­но­го может быть обра­зо­ван одно­ко­рен­ной про­из­вод­ный пред­лог, кото­рый пишет­ся все­гда с бук­вой «е» в кон­це.

В про­дол­же­ние доро­ги он хра­нил упор­ное мол­ча­ние.

Хранил мол­ча­ние когда? как дол­го? в про­дол­же­ние доро­ги.

Слово «в про­дол­же­ние» в оди­ноч­ку не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Оно исполь­зу­ет­ся вме­сте с суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа, обо­зна­чая вре­мен­ной про­ме­жу­ток, в тече­ние кото­ро­го осу­ществ­ля­ет­ся дей­ствие:

  • в про­дол­же­ние раз­го­во­ра;
  • в про­дол­же­ние лета;
  • в про­дол­же­ние спек­так­ля;
  • в про­дол­же­ние сна.

Слово «в про­дол­же­ние» (доро­ги) явля­ет­ся про­из­вод­ным пред­ло­гом, кото­рый пишет­ся раз­дель­но и с бук­вой «е» в кон­це. Он сино­ни­ми­чен про­из­вод­но­му пред­ло­гу «в тече­ние», кото­рым его мож­но заме­нить, что­бы понять, что это имен­но  пред­лог со зна­че­ни­ем вре­ме­ни, а не омо­ни­мич­ная падеж­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа.

Примеры

В продолже́ние наше­го раз­го­во­ра направ­ляю вам свое резю­ме.

В продолже́ние пись­ма Анна толь­ко жало­ва­лась на быто­вые неуря­ди­цы.

В продолже́ние  бесе­ды мно­гие спор­ные вопро­сы были выяс­не­ны нами до кон­ца.

В продолже́ние осе­ни бес­пре­рыв­но шли дожди.

Аналогично раз­ли­ча­ем, как пра­виль­но пишут­ся сло­ва:

russkiiyazyk.ru

Разбор реального КИМа по русскому языку с объяснением


Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Центр Образования № 162 Кировского района Санкт- Петербурга
Разбор Кима ЕГЭ по русскому языку ( с объяснением)
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
 
1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.
2) Сельское хозяйство, невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия, было основным источником существования человека в Древней Греции.
3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности.
4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство, несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия.
5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство.
(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2) городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия..Пояснение.
Предложения 1, 3 и 5 либо искажают информацию, либо передают её не полностью.
 
Ответ: 2, 4.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
 
И хотя
Если
Даже
Как раз
Лишь бы
Пояснение.
В предложении сообщается о том, что городские жители имели участки, хоть и жили в городе.
 
Ответ: даже.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а; м.
 
1) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.
2) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.
3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.
4) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
Пояснение.
Верное значение — 1.
 
Ответ: 1.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
 
занятАдОнизуотдалАзвОним

educontest.net

Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

Поиск Лекций

Вариант № 76

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этого народа на протяжении веков оставалось земледелие.

2) В течение многих веков основным занятием восточных славян было земледелие, поэтому и древнерусская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

3) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей — земледельцев и ремесленников.

4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.

5) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.

 

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)<…> и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.  

2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это

Зато

Поэтому

Вопреки этому

Но

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТРАЖАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

 

ОТРАЖАТЬ, -аю, -аешь; несов.

1. что. О какой-н. физической среде: отбросить от себя. О. свет, звук, электромагнитные волны.

2. кого-что. Отбить, защититься от кого-чего-н. О. атаку. О. чьи-н. нападки.

3. что. О гладкой и принимающей свет поверхности: воспроизвести изображение. Озеро отразило лунный свет.

4. кого-что. Воспроизвести, представить в образах, выразить. О. жизнь в искусстве. О. общественное настроение.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

зАвидно (сказуемое)

цЕнтнер

докумЕнт

дОнизу

балУясь

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Стоило бы НАДЕТЬ куртку потеплее.

У малыша отняли ЕДИНСТВЕННУЮ игрушку.

М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.

Теперь ему тяжело давался каждый ВДОХ: что-то сжимало и жгло около самого сердца.

Таблицу нужно было отредактировать, ЗАПОЛНИТЬ так, как требовалось по новым стандартам.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

СМОТРЕВ вперёд

лучшие ПАРИКМАХЕРЫ

о ТРЁХСТАХ участниках

около двух КИЛОГРАММОВ

все ВОЗРАСТЫ

7.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении сложного предложения     1) Определяя значение непонятных слов, обращайтесь к словарю. 2) Все радовались тому, что экзамены закончатся и теперь можно немного отдохнуть. 3) В 1789 г. волонтеры марсельского батальона первыми запели на улицах Парижа песню «Марсельезу». 4) В истории мировой фортепианной литературы было немало произведений, в которых авторы «звукописали» картины природы. 5) Вследствие сильным снегопадам движение автотранспорта по улицам и площадям города сильно ограничено. 6) В статье «Поэзия Николая Заболоцкого» Евгений Винокуров, известный поэт, подчёркивает, что в творчестве главное – самоотдача, глубина человеческих чувств. 7) Проходя мимо дуба, уходящего ветвями далеко в небо, на меня свалился жёлудь. 8) Очень много вопросов читатели газеты задают по поводу неисправностей электропроводки в квартирах и застекления балконов и лоджий. 9) Я с автором согласна то, что молодёжь больше увлекается интернетом, чем книгами.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

8.Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

в..донепроницаемый

инкв..зиция

бл..стательный

пр..стоватый

прил..жение

9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

н..право, р..зжечь

с..змала, спорт..гра

и..пуг, ра..задорился

о..жался (от пола), по..толкнул

пр..обретение, пр..града

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

привередл..вый

ключ..вой (момент)

пристра..вать

засушл..вый

доплач..вая

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увид..т

леч..щий

расчерт..т

обиж..нный

немысл..мый

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.

Они еще (не)успокоены.

(Не)доверие, а беспокойство вызывал этот человек.

(Не)избалованная жизнью, крестьянка стойко перенесла и это горе.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.

(ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Цифры укажите в порядке возрастания.

С одной стороны, талантливые крепостные графа Шереметьева были призна(1)ыми артистами, музыкантами, художниками, а с другой — бесправными и несвободными людьми, живущими в определё(2)ой личной стеснё(3)ости.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Михаил сурово и отрывисто на всех покрикивал и выглядел взволнованным.

2) Сердце в груди задрожит и забьётся и потонет в приятных воспоминаниях.

3) Большие облака мерно плыли по небу и то закрывали то открывали солнце.

4) Мама любила стихи и книги деревья и небо.

5) Всё кругом цвело жужжало пело и светлое чувство охватывало душу.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Уже в наше время исследователи творчества Э. А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила(1) читатель дорогой(2)

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так(3) нелюбимое дитя (4) в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно(5)

Из годовых времен я рад (6)лишь (7) ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2)

из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли

различные направления в единых рамках русского реалистического

пейзажа.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

20.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

21.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) С точки зрения художника, живописный пейзаж должен изображать природу как можно более правдиво.

2) Саврасов ставил наблюдательность художника гораздо выше эмоциональной чуткости, способности чувствовать красоту природы.

3) По мнению Саврасова, только реалистическая живопись заслуживает внимания.

4) По убеждению Саврасова, настоящий художник должен выражать в картинах образы своей фантазии.

5) Картина «Грачи прилетели» получила такое название из-за того, что художник увидел прилетевших птиц.

 

(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.

(3) — Ну какая же это верба, юноша? — говорил он, просматривая работу ученика. — (4)Не знаете — посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу!

(8)Потом подходил к другому этюду и вздыхал:

(9) — Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это живопись? (11)Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. (13)Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только начинает пригревать. (16)А вы, хоть вы и смотрели на природу, главного-то и не увидели. (17)Не тронула вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. (19)А так её — у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее.

(20)Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на натуру» — с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками. (21) В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов из столицы. (22)И вот он на Волге, в Костроме. (23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (24) В центре — высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком, пряниками. (25)А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору; плывёт в воздухе далёкий звон колоколов Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится!

(28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (ЗО)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (ЗЗ)Возвращаясь в дом, он печально вздыхал, жалуясь хозяйке:

(34) — Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далёконько…

(36)Но весна пришла, как она приходит всегда, — неожиданно, сразу. (37)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся, как ребёнок, потому что за окном голубело небо. (39)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (40)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось!.. (43)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (44)Но главное — птицы! (45) С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

(46)Шаги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка. (47)Увидев открытое окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её.

(48) — Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила.

(51) — Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели! — отозвался он, взволнованный.

(54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку.

(56) Почему же так долго не мог взяться художник — признанный мастер пейзажа — за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, — первое дуновение весны.

 

(По О.М. Туберовской*.)

*Туберовская Ольга Михайловна (род. в 1940 г.) — советский писатель, искусствовед, автор книги «В гостях у картин».

Источник текста: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та 28.01.2013 ва­ри­ант 1.

22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложения 24-25 содержат описание.

2) В предложениях 37-39 представлено повествование.

3) В предложениях 54-55 представлено рассуждение.

4) Предложение 17 раскрывает суждение, высказанное в предложении 16 текста.

5) В предложениях 3—8 содержится только повествование.

 

23.Какое слово использовано в тексте в переносном значении? Выпишите его.

разбудили (предложение 37)

показать (предложение 59)

ожили (предложение 45)

торгуют (предложение 24)

 

24.Среди предложений 56-61 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

25.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

Стиль приведённого отрывка из книги О. М. Туберовской «В гостях у картин» характеризуется простотой и эмоциональностью. Рассказывая нам историю создания знаменитой картины, автор широко использует синтаксические средства выразительности, в частности (А)_____ (предложения 3, 48, 51) и (Б)_____ (предложения 7, 27, 41, 42). В тексте есть и лексические средства выразительности, например (В)_____ («как свои пять пальцев» в предложении 6, «с глазу на глаз» в предложении 20). В некоторых случаях используются тропы, в первую очередь (Г)_____ («робкий луч» в предложении 43, «унылые чёрные гнёзда» в предложении 45).

 

Список терминов:

1) риторические восклицания

2) эпитет(-ы)

3) ряд(-ы) однородных членов

4) фразеологизм(-ы)

5) синонимы

6) вводные слова

7) сравнение(-я)

8) риторические вопросы

9) обращение(-я)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru