Тема №10983 Ответы по географии Задания А19 52 вопроса

Тема №10983

Задания А19. География сельского хозяйства и транспорта России.

A 19 № 19. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии гу­сто­та ав­то­мо­биль­ных дорог наи­боль­шая?

1) Крас­но­яр­ский край
2) Рес­пуб­ли­ка Коми
3) Крас­но­дар­ский край
4) Тю­мен­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Наи­боль­шая гу­сто­та ав­то­мо­биль­ных дорог в Крас­но­дар­ском крае, т. к. для ев­ро­пей­ской части Рос­сии ха­рак­тер­на боль­шая плот­ность сети ав­то­мо­биль­ных дорог. Крас­но­яр­ский край, Рес­пуб­ли­ка Коми и Тю­мен­ская об­ласть не имеют гу­стой сети ав­то­мо­биль­ных дорог, т. к. для се­вер­ных и во­сточ­ных рай­о­нов Рос­сии гу­сто­та ав­то­мо­биль­ных дорог низ­кая.

Ответ: 3

A 19 № 76. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов яв­ля­ет­ся круп­ным про­из­во­ди­те­лем риса в Рос­сии?

1) Рес­пуб­ли­ки Тыва
2) Крас­но­дар­ский край
3) Во­ро­неж­ская об­ласть
4) Ма­га­дан­ская об­ла­сти
По­яс­не­ние.
Из пред­ло­жен­но­го спис­ка вы­ра­щи­ва­ют рис в Крас­но­дар­ском крае, месте с с наи­бо­лее теп­лым и про­дол­жи­тель­ным лет­ним пе­ри­о­дом.

Пра­виль­ный ответ: Крас­но­дар­ский край.

Ответ: 2

A 19 № 120. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии при­род­ные усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы?

1) Ар­хан­гель­ская об­ласть
2) Ко­стром­ская об­ласть
3) Крас­но­дар­ский край
4) Рес­пуб­ли­ка Тыва
По­яс­не­ние.
В Крас­но­дар­ском крае самый боль­шой по про­дол­жи­тель­но­сти теп­лый пе­ри­од. Во всех осталь­ных субъ­ек­тах зна­чи­тель­но ко­ро­че теп­лый пе­ри­од, там са­хар­ная свек­ла не успе­ет вы­зреть.

Ответ: 3

A 19 № 164. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии гу­сто­та ав­то­мо­биль­ных дорог наи­боль­шая?

1) Крас­но­яр­ский край
2) Рес­пуб­ли­ка Коми
3) Крас­но­дар­ский край
4) Тю­мен­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее гу­стая сеть ав­то­мо­биль­ных дорог в Крас­но­дар­ском крае, что объ­яс­ня­ет­ся и вы­со­кой плот­но­стью в этом ре­ги­о­не, и вы­год­но­стью гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния между ев­ро­пей­ской Рос­си­ей и Кав­ка­зом.

Ответ: 3

A 19 № 208. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии вы­де­ля­ет­ся по про­из­вод­ству са­хар­ной свек­лы?

1) Бел­го­род­ская об­ласть
2) Яро­слав­ская об­ласть
3) Рес­пуб­ли­ка Бу­ря­тия
4) Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия
По­яс­не­ние.
По про­из­вод­ству са­хар­ной свек­лы ли­ди­ру­ет Цен­траль­но-Чер­но­зем­ный район. В его со­став вхо­дит Бел­го­род­ская об­ласть. Во всех осталь­ных рай­о­нах са­хар­ную свек­лу не вы­ра­щи­ва­ют из-за слиш­ком ко­рот­ко­го лет­не­го пе­ри­о­да.

Ответ: 1

A 19 № 251. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии по­се­вы пше­ни­цы за­ни­ма­ют наи­боль­шую пло­щадь?

1) Ар­хан­гель­ская об­ласть
2) Бел­го­род­ская об­ласть
3) Нов­го­род­ская об­ласть
4) Псков­ская об­ласть

По­яс­не­ние.
Глав­ный район вы­ра­щи­ва­ния пше­ни­цы в Рос­сии — ле­со­степ­ная и степ­ная зоны юга ев­ро­пей­ской части и За­пад­ной Си­би­ри. Ар­хан­гель­ская, Псков­ская и Нов­го­род­ская об­ла­сти на­хо­дят­ся на се­ве­ре и се­ве­ро-за­па­де Рос­сии в зоне лесов.

Пра­виль­ный ответ — Бел­го­род­ская об­ласть.

Ответ: 2

A 19 № 294. По­че­му са­хар­ная про­мыш­лен­ность раз­ви­та в ос­нов­ном в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ном и Се­ве­ро-Кав­каз ском рай­о­нах?

1) в этих рай­о­нах на­хо­дят­ся ос­нов­ные по­се­вы са­хар­ной свек­лы
2) от­хо­ды этой от­рас­ли яв­ля­ют­ся кор­мо­вой базой для раз­ви­то­го здесь сви­но­вод­ства
3) в этих рай­о­нах на­хо­дят­ся ос­нов­ные по­тре­би­те­ли про­дук­ции от­рас­ли
4) в этих рай­о­нах име­ют­ся круп­ные элек­тро­стан­ции
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы — в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ной рай­о­не и на се­ве­ре Ро­стов­ской об­ла­сти, вхо­дя­щей в со­став Се­вер­но­го Кав­ка­за.

Пра­виль­ный ответ -1

Ответ: 1

A 19 № 337. В пре­де­лах какой из обо­зна­чен­ных на карте Рос­сии тер­ри­то­рий рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее круп­ные по­се­вы пше­ни­цы?

 

1) A
2) B
3) C
4) D
По­яс­не­ние.
Ос­нов­ные по­се­вы пше­ни­цы в Рос­сии на­хо­дят­ся на Се­вер­ном Кав­ка­зе, в По­вол­жье и на юге За­пад­ной Си­би­ри. На карте под В — Ро­стов­ская об­ласть Се­вер­но­го Кав­ка­за. Во всех осталь­ных тер­ри­то­ри­ях усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния пше­ни­цы не­бла­го­при­ят­ные.

Пра­виль­ный ответ:В

Ответ: 2

A 19 № 380. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее круп­ные по­се­вы под­сол­неч­ни­ка?

1) Во­ло­год­ская об­ласть
2) Вол­го­град­ская об­ласть
3) Перм­ский край
4) Том­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Под­сол­неч­ник – куль­ту­ра за­су­хо­устой­чи­вая, теп­ло­лю­би­вая. Глав­ные рай­о­ны вы­ра­щи­ва­ния в Рос­сии – По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз. Из при­ве­ден­ных при­ме­ров Вол­го­град­ская об­ласть вхо­дит в со­став По­вол­жья.

Пра­виль­ный ответ: Вол­го­град­ская об­ласть.

Ответ: 2

A 19 № 423. В пре­де­лах какой из обо­зна­чен­ных на карте Рос­сии тер­ри­то­рий рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее круп­ные по­се­вы под­сол­неч­ни­ка?

 

1) A
2) B
3) C
4) D
По­яс­не­ние.
Под­сол­неч­ник – куль­ту­ра за­су­хо­устой­чи­вая, теп­ло­лю­би­вая. Глав­ные рай­о­ны вы­ра­щи­ва­ния в Рос­сии – По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз. Из при­ве­ден­ных при­ме­ров под В — Вол­го­град­ская об­ласть, ко­то­рая вхо­дит в со­став По­вол­жья.

Пра­виль­ный ответ: В.

Ответ: 2

A 19 № 466. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов гу­сто­та же­лез­но­до­рож­ной сети наи­боль­шая?

1) Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия
2) Ря­зан­ская об­ласть
3) Тю­мен­ская об­ласть
4) Крас­но­дар­ский край
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее гу­стая сеть же­лез­ных дорог в цен­тре ев­ро­пей­ской части Рос­сии. Здесь рас­по­ло­же­на Ря­зан­ская об­ласть.

Ответ: 2

A 19 № 509. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии сте­пень рас­па­хан­но­сти тер­ри­то­рии наи­боль­шая?

1) Кур­ская об­ласть
2) Нов­го­род­ская об­ласть 
3) Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия
4) Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия
По­яс­не­ние.
Наи­боль­шая рас­па­хан­ность в ле­со­степ­ной и зоне Рос­сии. Это Цен­траль­но-Чер­но­зем­ный район, Се­вер­ный Кав­каз, центр По­вол­жья. Среди пе­ре­чис­лен­ных от­ве­тов — Кур­ская об­ласть вхо­дит в со­став Цен­траль­но-Чер­но­зем­ный рай­о­на. Нов­го­род­ская об­ласть и Ка­ре­лия на­хо­дят­ся в зонах лесов и тундр, Кал­мы­кия — в по­лу­пу­сты­не, где зем­ле­де­лие носит оча­го­вый ха­рак­тер.

Пра­виль­ный ответ: Кур­ская об­ласть.

Ответ: 1

A 19 № 552. В каких из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии по­се­вы са­хар­ной свек­лы за­ни­ма­ют наи­боль­шие пло­ща­ди?

1) Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия и Во­ло­год­ская об­ласть
2) Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия и Вол­го­град­ская об­ласть
3) Бел­го­род­ская и Во­ро­неж­ская об­ла­сти
4) Том­ская и Но­во­си­бир­ская об­ла­сти
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы — в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ной рай­о­не и на се­ве­ре Ро­стов­ской об­ла­сти, вхо­дя­щей в со­став Се­вер­но­го Кав­ка­за. В от­ве­те: Бел­го­род­ская и Во­ро­неж­ская об­ла­сти, вхо­дя­щие в со­став Цен­траль­но-Чер­но­зем­но­го рай­о­на.

Пра­виль­ный ответ -3.

Ответ: 3

A 19 № 595. В какой части стра­ны рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее круп­ные по­се­вы льна?

1) Юг ев­ро­пей­ской части Рос­сии
2) Се­ве­ро-Запад ев­ро­пей­ской части Рос­сии
3) Южный Урал
4) Се­ве­ро-Во­сток Си­би­ри
По­яс­не­ние.
На Се­ве­ро-За­па­де ев­ро­пей­ской части Рос­сии рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее круп­ные по­се­вы льна — это тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра для лес­ной зоны, на дру­гих тер­ри­то­ри­ях от­сут­ству­ют аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия для про­из­рас­та­ния этой куль­ту­ры.

Ответ: 2

A 19 № 638. В пре­де­лах какой из обо­зна­чен­ных на карте Рос­сии тер­ри­то­рий рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее круп­ные по­се­вы под­сол­неч­ни­ка?

 

1) A
2) B
3) C
4) D
По­яс­не­ние.
Под­сол­неч­ник – куль­ту­ра за­су­хо­устой­чи­вая, теп­ло­лю­би­вая. Глав­ные рай­о­ны вы­ра­щи­ва­ния в Рос­сии – По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз. Из при­ве­ден­ных при­ме­ров под А — Вол­го­град­ская об­ласть, ко­то­рая вхо­дит в со­став По­вол­жья.

Пра­виль­ный ответ: А.

Ответ: 1

A 19 № 681. В каких из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии по­се­вы са­хар­ной свек­лы за­ни­ма­ют наи­боль­шие пло­ща­ди?

1) Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия и Во­ло­год­ская об­ласть
2) Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия и Вол­го­град­ская об­ласть
3) Бел­го­род­ская и Во­ро­неж­ская об­ла­сти
4) Том­ская и Но­во­си­бир­ская об­ла­сти
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы — в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ной рай­о­не и на се­ве­ре Ро­стов­ской об­ла­сти, вхо­дя­щей в со­став Се­вер­но­го Кав­ка­за. В от­ве­те: Бел­го­род­ская и Во­ро­неж­ская об­ла­сти, вхо­дя­щие в со­став Цен­траль­но-Чер­но­зем­но­го рай­о­на.

Пра­виль­ный ответ -3.

Ответ: 3

A 19 № 724. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее круп­ные по­се­вы под­сол­неч­ни­ка?

1) Во­ло­год­ская об­ласть
2) Вол­го­град­ская об­ласть 
3) Перм­ская об­ласть
4) Том­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Под­сол­неч­ник – куль­ту­ра за­су­хо­устой­чи­вая, теп­ло­лю­би­вая. Глав­ные рай­о­ны вы­ра­щи­ва­ния в Рос­сии – По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз. Из при­ве­ден­ных при­ме­ров под В — Вол­го­град­ская об­ласть, ко­то­рая вхо­дит в со­став По­вол­жья.

Пра­виль­ный ответ: Вол­го­град­ская об­ласть

Ответ: 2

A 19 № 767. В пре­де­лах какой из обо­зна­чен­ных на карте Рос­сии тер­ри­то­рий по­се­вы са­хар­ной свек­лы за­ни­ма­ют наи­боль­шие пло­ща­ди?

 

1) A
2) B
3) C
4) D
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы — в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ной рай­о­не и на се­ве­ре Ро­стов­ской об­ла­сти, вхо­дя­щей в со­став Се­вер­но­го Кав­ка­за. В от­ве­те:под В — Бел­го­род­ская об­ласть, вхо­дя­щая в со­став Цен­траль­но-Чер­но­зем­но­го рай­о­на.

Пра­виль­ный ответ — В.

Ответ: 2

A 19 № 810. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии сте­пень рас­па­хан­но­сти тер­ри­то­рии наи­боль­шая?

1) Кур­ская об­ласть
2) Нов­го­род­ская об­ласть
3) Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия
4) Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия
По­яс­не­ние.
Наи­боль­шая рас­па­хан­ность в ле­со­степ­ной и зоне Рос­сии. Это Цен­траль­но-Чер­но­зем­ный район, Се­вер­ный Кав­каз, центр По­вол­жья. Среди пе­ре­чис­лен­ных от­ве­тов — Кур­ская об­ласть вхо­дит в со­став Цен­траль­но-Чер­но­зем­ный рай­о­на. Нов­го­род­ская об­ласть и Ка­ре­лия на­хо­дят­ся в зонах лесов и тундр, Кал­мы­кия — в по­лу­пу­сты­не, где зем­ле­де­лие носит оча­го­вый ха­рак­тер.

Пра­виль­ный ответ: Кур­ская об­ласть.

Ответ: 1

A 19 № 853. В какой из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей Рос­сии аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы и под­сол­неч­ни­ка?

1) Ро­стов­ская 
2) Ле­нин­град­ская
3) Том­ская 
4) Чи­тин­ская
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы — в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ной рай­о­не и на се­ве­ре Ро­стов­ской об­ла­сти, вхо­дя­щей в со­став Се­вер­но­го Кав­ка­за.

Пра­виль­ный ответ — Ро­стов­ская обл.

Ответ: 1

A 19 № 897. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии гу­сто­та сети ав­то­мо­биль­ных дорог (км на 1000 км2)наи­боль­шая?

1) Во­ро­неж­ская об­ласть
2) Рес­пуб­ли­ка Ха­ка­сия
3) Том­ская об­ласть 
4) Мур­ман­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Гу­сто­та ав­то­мо­биль­ных дорог со­от­вет­ству­ет рай­о­нам наи­боль­шей плот­но­сти в пре­де­лах ос­нов­ной по­ло­сы рас­се­ле­ния. Среди пе­ре­чис­лен­ных Во­ро­неж­ской об­ла­сти, Ха­ка­сии, Том­ской об­ла­сти, Мур­ман­ской об­ла­сти, это – Во­ро­неж­ская об­ласть, ле­жа­щая на пе­ре­се­че­нии дорог из цен­тра к югу и во­сто­ку.

Пра­виль­ный ответ: Во­ро­неж­ская об­ласть.

Ответ: 1

A 19 № 940. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов при­род­ные усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния ку­ку­ру­зы на зерно?

1) Ро­стов­ская об­ласть
2) Рес­пуб­ли­ка Ха­ка­сия
3) Том­ская об­ласть 
4) Мур­ман­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Ку­ку­ру­зу вы­ра­щи­ва­ют на зерно в степ­ной зоне уме­рен­но­го пояса с про­дол­жи­тель­ным теп­лым пе­ри­о­дом и на силос в лес­ной зоне.

Из пред­став­лен­ных от­ве­тов Ха­ка­сия, Том­ская об­ласть и Мур­ман­ская рас­по­ло­же­ны пре­иму­ще­ствен­но в лес­ной зоне.

Ответ: Ро­стов­ская об­ласть.

Ответ: 1

A 19 № 983. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов при­род­ные усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния под­сол­неч­ни­ка?

1) Во­ло­год­ская об­ласть 
2) Вол­го­град­ская об­ласть
3) Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия 
4) Яро­слав­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Под­сол­неч­ник вы­ра­щи­ва­ют в степ­ной зоне на юге уме­рен­но­го пояса. Во­ло­год­ская, Яро­слав­ская об­ла­сти и Ка­ре­лия рас­по­ло­же­ны в лесах.

Ответ: Вол­го­град­ская обл.

Ответ: 2

A 19 № 1026. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов при­род­ные усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния ку­ку­ру­зы на зерно?

1) Ива­нов­ская об­ласть
2) Крас­но­дар­ский край
3) Перм­ский край 
4) Яро­слав­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Для ку­ку­ру­зы на зерно наи­бо­лее бла­го­при­я­тен кли­мат сте­пей. В Ива­нов­ской и Яро­слав­ской об­ла­стях, Перм­ском крае рас­по­ло­же­ны пре­иму­ще­ствен­но леса.

Ответ: Крас­но­дар­ский край.

Ответ: 2

A 19 № 1069. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии гу­сто­та сети ав­то­мо­биль­ных дорог (км на 1000 км2) наи­боль­шая?

1) Ар­хан­гель­ская об­ласть
2) Ка­луж­ская об­ласть
3) Том­ская об­ласть 
4) Рес­пуб­ли­ка Ха­ка­сия
По­яс­не­ние.
Ка­луж­ская об­ласть рас­по­ло­же­на в Цен­траль­ном эко­но­ми­че­ском рай­о­не, рай­о­не по­вы­шен­ной сред­ней плот­но­сти на­се­ле­ния, в пре­де­лах ос­нов­ной зоны рас­се­ле­ния. Ар­хан­гель­ская об­ласть, Том­ская об­ласть и Ха­ка­сия за­се­ле­ны зна­чи­тель­но сла­бее.

Ответ: Ка­луж­ская об­ласть.

Ответ: 2

A 19 № 1112. Какая из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей яв­ля­ет­ся одним из глав­ных ре­ги­о­нов вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы в Рос­сии?

1) Во­ло­год­ская
2) Вол­го­град­ская
3) Во­ро­неж­ская
4) Ир­кут­ская
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы — в ле­со­сте­пях. Рас­по­ло­же­ны они в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ном рай­о­не. Во­ро­неж­ская об­ласть рас­по­ло­же­на в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ном рай­о­не. В Во­ло­год­ской и Ир­кут­ской об­ла­сти слиш­ком ко­рот­кий теп­лый пе­ри­од. В Вол­го­град­ской об­ла­сти не­до­ста­точ­но влаги.

Ответ: Во­ро­неж­ская об­ласть.

Ответ: 3

A 19 № 1155. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов гу­сто­та сети же­лез­ных дорог наи­боль­шая?

1) Туль­ская об­ласть
2) Рес­пуб­ли­ка Ха­ка­сия
3) Ар­хан­гель­ская об­ласть
4) Ал­тай­ский край
По­яс­не­ние.
Туль­ская об­ласть рас­по­ло­же­на в Цен­траль­ном эко­но­ми­че­ском рай­о­не, рай­о­не по­вы­шен­ной сред­ней плот­но­сти на­се­ле­ния, в пре­де­лах ос­нов­ной зоны рас­се­ле­ния, на пе­ре­се­че­нии ос­нов­ных транс­порт­ных по­то­ков. Ар­хан­гель­ская об­ласть, Ал­тай­ский край и Ха­ка­сия за­се­ле­ны зна­чи­тель­но сла­бее.

Ответ: Туль­ская об­ласть.

Ответ: 1

A 19 № 1284. Какая из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей яв­ля­ет­ся одним из глав­ных ре­ги­о­нов вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свёклы?

1) Ива­нов­ская
2) Бел­го­род­ская
3) Во­ло­год­ская
4) Яро­слав­ская
По­яс­не­ние.
Луч­шим рай­о­ном для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы яв­ля­ет­ся ле­со­степ­ная по­ло­са Рос­сии. Из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей это — Бел­го­род­ская об­ласть.

Ответ: Бел­го­род­ская об­ласть.

Ответ: 2

A 19 № 1327. В какой из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния ку­ку­ру­зы на зерно?

1) Твер­ская
2) Ро­стов­ская
3) Псков­ская
4) Ко­стром­ская
По­яс­не­ние.
Для вы­ра­щи­ва­ния ку­ку­ру­зы на зерно не­об­хо­дим про­дол­жи­тель­ный теп­лый пе­ри­од. Из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей наи­бо­лее про­дол­жи­тель­ное лето у Ро­стов­ской об­ла­сти.

Ответ: Ро­стов­ская обл.

Ответ: 2

A 19 № 1427. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов ли­ди­ру­ет в стра­не по про­из­вод­ству зерна?

1) Крас­но­дар­ский край
2) За­бай­каль­ский край
3) Рес­пуб­ли­ка Бу­ря­тия
4) Во­ло­год­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Про­из­вод­ство зерна в Рос­сии ори­ен­ти­ро­ва­но на южный рай­о­ны Ев­ро­пей­ской части и За­пад­ной Си­би­ри. Из пе­ре­чис­лен­ных субъ­ек­тов: Крас­но­дар­ский край.

Ответ: Крас­но­дар­ский край.

Ответ: 1

A 19 № 1470. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов гу­сто­та сети ав­то­мо­биль­ных дорог наи­боль­шая?

1) Амур­ская об­ласть
2) Рес­пуб­ли­ка Бу­ря­тия
3) Ни­же­го­род­ская об­ласть
4) Ир­кут­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Наи­боль­шая гу­сто­та ав­то­мо­биль­ных дорог ха­рак­тер­на для цен­тра Ев­ро­пей­ской части Рос­сии. Седи пе­ре­чис­лен­ных субъ­ек­тов: Ни­же­го­род­ская обл.

Ответ: Ни­же­го­род­ская обл.

Ответ: 3

A 19 № 1513. В какой из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния под­сол­неч­ни­ка?

1) Нов­го­род­ская
2) Са­ра­тов­ская
3) Псков­ская
4) Яро­слав­ская
По­яс­не­ние.
Под­сол­неч­ник — куль­ту­ра за­су­хо­устой­чи­вая, теп­ло­лю­би­вая. Глав­ные рай­о­ны вы­ра­щи­ва­ния в Рос­сии — По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз. Из при­ве­ден­ных при­ме­ров Са­ра­тов­ская об­ласть вхо­дит в со­став По­вол­жья.

Пра­виль­ный ответ: Са­ра­тов­ская об­ласть.

Ответ: 2

A 19 № 1556. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов плот­ность ав­то­мо­биль­ных дорог наи­боль­шая?

1) Во­ло­год­ская об­ласть
2) Рес­пуб­ли­ка Коми
3) Рес­пуб­ли­ка Тыва
4) Туль­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Туль­ская об­ласть рас­по­ло­же­на в Цен­траль­ном эко­но­ми­че­ском рай­о­не, рай­о­не по­вы­шен­ной сред­ней плот­но­сти на­се­ле­ния, в пре­де­лах ос­нов­ной зоны рас­се­ле­ния, на пе­ре­се­че­нии ос­нов­ных транс­порт­ных по­то­ков. Во­ло­год­ская об­ласть, рес­пуб­ли­ки Коми и Тыва за­се­ле­ны сла­бее.

Пра­виль­ный ответ: Туль­ская об­ласть.

Ответ: 4

A 19 № 1599. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии гу­сто­та ав­то­мо­биль­ных дорог наи­боль­шая?

1) Рес­пуб­ли­ка Алтай
2) Крас­но­дар­ский край
3) Тю­мен­ская об­ласть
4) Крас­но­яр­ский край
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее гу­стая сеть ав­то­мо­биль­ных дорог в Крас­но­дар­ском крае, что объ­яс­ня­ет­ся и вы­со­кой плот­но­стью в этом ре­ги­о­не, и вы­год­но­стью гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния между ев­ро­пей­ской Рос­си­ей и Кав­ка­зом.

Пра­виль­ный ответ: Крас­но­дар­ский край.

Ответ: 2

A 19 № 1642. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии наи­бо­лее раз­ви­то ов­це­вод­ство?

1) Мур­ман­ская об­ласть
2) Во­ло­год­ская об­ласть
3) Рес­пуб­ли­ка Да­ге­стан
4) Рес­пуб­ли­ка Саха (Яку­тия)
По­яс­не­ние.
Ов­це­вод­ство наи­бо­лее ши­ро­ко раз­ви­то в рес­пуб­ли­ках Се­вер­но­го Кав­ка­за и Кал­мы­кии. Из при­ве­ден­ных от­ве­тов: рес­пуб­ли­ка Да­ге­стан.

Пра­виль­ный ответ: Рес­пуб­ли­ка Да­ге­стан.

Ответ: 3

A 19 № 1685. Какая из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей яв­ля­ет­ся одним из глав­ных ре­ги­о­нов про­из­вод­ства зерна в Рос­сии?

1) Во­ло­год­ская
2) Ко­стром­ская
3) Ро­стов­ская
4) Ки­ров­ская
По­яс­не­ние.
Во­ло­год­ская, Ко­стром­ская и Ки­ров­ская об­ла­сти рас­по­ло­же­ны в се­вер­ных рай­о­нах ев­ро­пей­ской части Рос­сии, где не­бла­го­при­ят­ны усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния пше­ни­цы.

Ответ: Ро­стов­ская

Ответ: 3

A 19 № 1728. В какой из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей по­сев­ные пло­ща­ди под­сол­неч­ни­ка наи­боль­шие?

1) Псков­ская
2) Во­ло­год­ская
3) Вол­го­град­ская
4) Яро­слав­ская
По­яс­не­ние.
Псков­ская, Во­ло­год­ская и Яро­слав­ская об­ла­сти рас­по­ло­же­ны на се­ве­ре ев­ро­пей­ской части Рос­сии. там слиш­ком ко­рот­кий ве­ге­та­ци­он­ный пе­ри­од для со­зре­ва­ния под­сол­неч­ни­ка.

Ответ: Вол­го­град­ская

Ответ: 3

A 19 № 1771. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии по­сев­ные пло­ща­ди под под­сол­неч­ни­ком наи­боль­шие?

1) Во­ло­год­ская об­ласть
2) Том­ская об­ласть
3) Ки­ров­ская об­ласть
4) Ро­стов­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Под­сол­неч­ник — теп­ло­лю­би­вая куль­ту­ра. Ос­нов­ной район вы­ра­щи­ва­ния — юг ев­ро­пей­ской части. Среди пе­ре­чис­лен­ных рай­о­нов — Ро­стов­ская об­ласть.

Ответ: 4

A 19 № 1814. В какой из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей Рос­сии гу­сто­та ав­то­мо­биль­ных дорог наи­боль­шая?

1) Са­ха­лин­ская
2) Тю­мен­ская
3) Бел­го­род­ская
4) Ир­кут­ская
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее гу­стая сеть ав­то­мо­биль­ных дорог в Бел­го­род­ской об­ла­сти, что объ­яс­ня­ет­ся и вы­со­кой плот­но­стью в этом ре­ги­о­не, и вы­год­но­стью гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния.

Ответ: 3

A 19 № 1857. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии гу­сто­та сети же­лез­ных дорог наи­боль­шая?

1) Туль­ская об­ласть
2) Во­ло­год­ская об­ласть
3) Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия
4) Крас­но­яр­ский край
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее гу­стая сеть же­лез­ных дорог в цен­тре ев­ро­пей­ской части Рос­сии. Здесь рас­по­ло­же­на Туль­ская об­ласть.

Ответ: 1

A 19 № 1900. В какой из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей Рос­сии гу­сто­та ав­то­мо­биль­ных дорог наи­боль­шая?

1) Бел­го­род­ская
2) Тю­мен­ская
3) Са­ха­лин­ская
4) Ир­кут­ская
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее гу­стая сеть ав­то­мо­биль­ных дорог в Бел­го­род­ской об­ла­сти, что объ­яс­ня­ет­ся и вы­со­кой плот­но­стью в этом ре­ги­о­не, и вы­год­но­стью гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния.

Ответ: 1

A 19 № 1943. В какой из пе­ре­чис­лен­ных об­ла­стей Рос­сии аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свёклы?

1) Твер­ская
2) Псков­ская
3) Тю­мен­ская
4) Бел­го­род­ская
По­яс­не­ние.
По про­из­вод­ству са­хар­ной свек­лы ли­ди­ру­ет Цен­траль­но-Чер­но­зем­ный район. В его со­став вхо­дит Бел­го­род­ская об­ласть. Во всех осталь­ных рай­о­нах са­хар­ную свек­лу не вы­ра­щи­ва­ют из-за слиш­ком ко­рот­ко­го лет­не­го пе­ри­о­да.

Ответ: 4

A 19 № 1986. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии по­се­вы са­хар­ной свёклы за­ни­ма­ют наи­боль­шие пло­ща­ди?

1) Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия
2) Крас­но­дар­ский край
3) При­мор­ский край
4) Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия
По­яс­не­ние.
По про­из­вод­ству са­хар­ной свек­лы ли­ди­ру­ет Цен­траль­но-Чер­но­зем­ный район. Далее сле­ду­ет Ро­стов­ская об­ласть и Крас­но­дар­ский край.

В Кал­мы­кии для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы не­до­ста­точ­но осад­ков, в Ка­ре­лии — слиш­ком ко­рот­кий ве­ге­та­ци­он­ный пе­ри­од, в При­мор­ском крае — не­до­ста­ток тепла.

Ответ: 2

A 19 № 2029. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свёклы?

1) Перм­ский край
2) Псков­ская об­ласть
3) Крас­но­дар­ский край
4) Ива­нов­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
По про­из­вод­ству са­хар­ной свек­лы ли­ди­ру­ет Цен­траль­но-Чер­но­зем­ный район. Далее сле­ду­ет Ро­стов­ская об­ласть и Крас­но­дар­ский край.

В Перм­ском крае, Псков­ской и Ива­нов­ской об­ла­стях — слиш­ком ко­рот­кий ве­ге­та­ци­он­ный пе­ри­од.

Ответ: 3

A 19 № 2072. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свёклы?

1) Крас­но­дар­ский край
2) Ива­нов­ская об­ласть
3) Перм­ский край
4) Псков­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
По про­из­вод­ству са­хар­ной свек­лы ли­ди­ру­ет Цен­траль­но-Чер­но­зем­ный район. Далее сле­ду­ет Ро­стов­ская об­ласть и Крас­но­дар­ский край.

В Перм­ском крае, Псков­ской и Ива­нов­ской об­ла­стях — слиш­ком ко­рот­кий ве­ге­та­ци­он­ный пе­ри­од.

Ответ: 1

A 19 № 2115. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии гу­сто­та сети же­лез­ных дорог наи­боль­шая?

1) Ал­тай­ский край
2) При­мор­ский край
3) Ир­кут­ская об­ласть
4) Ря­зан­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Ря­зан­ская об­ласть рас­по­ло­же­на в Цен­траль­ном эко­но­ми­че­ском рай­о­не, рай­о­не по­вы­шен­ной сред­ней плот­но­сти на­се­ле­ния, в пре­де­лах ос­нов­ной зоны рас­се­ле­ния, на пе­ре­се­че­нии ос­нов­ных транс­порт­ных по­то­ков. Ал­тай­ский край, При­мор­ский край и Ир­кут­ская об­ласть за­се­ле­ны зна­чи­тель­но сла­бее.

Ответ: 4

A 19 № 2158. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии вы­ра­щи­ва­ют рис?

1) Крас­но­дар­ский край
2) Ал­тай­ский край
3) Крас­но­яр­ский край
4) Перм­ский край
По­яс­не­ние.
Един­ствен­ный район в Рос­сии, где вы­ра­щи­ва­ют рис — Крас­но­дар­ский край.

Ответ: 1

A 19 № 2201. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свёклы и ку­ку­ру­зы?

1) Рес­пуб­ли­ка Коми
2) Во­ло­год­ская об­ласть
3) Твер­ская об­ласть
4) Во­ро­неж­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы и ку­ку­ру­зы — в ле­со­сте­пях. Рас­по­ло­же­ны они в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ном рай­о­не. Во­ро­неж­ская об­ласть рас­по­ло­же­на в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ном рай­о­не.

В Во­ло­год­ской и Твер­ской об­ла­сти, рес­пуб­ли­ке Коми слиш­ком ко­рот­кий ве­ге­та­ци­он­ный пе­ри­од.

Ответ: 4

A 19 № 2244. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния бах­че­вых куль­тур?

1) Рес­пуб­ли­ка Ха­ка­сия
2) Рес­пуб­ли­ка Алтай
3) Во­ло­год­ская об­ласть
4) Вол­го­град­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Бах­че­вые куль­ту­ры вы­ра­щи­ва­ют в усло­ви­ях жар­ко­го и про­дол­жи­тель­но­го лета. Такие усло­вия -есть в Вол­го­град­ской об­ла­сти.

Ответ: 4

A 19 № 2287. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свёклы и ку­ку­ру­зы?

1) Рес­пуб­ли­ка Коми
2) Твер­ская об­ласть
3) Во­ро­неж­ская об­ласть
4) Во­ло­год­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы и ку­ку­ру­зы — в ле­со­сте­пях. Рас­по­ло­же­ны они в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ном рай­о­не. Во­ро­неж­ская об­ласть рас­по­ло­же­на в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ном рай­о­не.

В Во­ло­год­ской, Твер­ской об­ла­стях и рес­пуб­ли­ке Коми слиш­ком ко­рот­кий ве­ге­та­ци­он­ный пе­ри­од.

Ответ: 3

A 19 № 2760. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия наи­бо­лее бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свёклы и ку­ку­ру­зы?

1) Рес­пуб­ли­ка Коми
2) Твер­ская об­ласть
3) Во­ро­неж­ская об­ласть
4) Во­ло­год­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для вы­ра­щи­ва­ния са­хар­ной свек­лы и ку­ку­ру­зы — в ле­со­сте­пях. Рас­по­ло­же­ны они в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ном рай­о­не. Во­ро­неж­ская об­ласть рас­по­ло­же­на в Цен­траль­но-Чер­но­зем­ном рай­о­не.

В Во­ло­год­ской, Твер­ской об­ла­стях и рес­пуб­ли­ке Коми слиш­ком ко­рот­кий ве­ге­та­ци­он­ный пе­ри­од.

Ответ: 3

A 19 № 2933. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии гу­сто­та ав­то­мо­биль­ных дорог наи­боль­шая?

1) Крас­но­яр­ский край
2) Рес­пуб­ли­ка Коми
3) Крас­но­дар­ский край
4) Тю­мен­ская об­ласть
По­яс­не­ние.
Наи­бо­лее гу­стая сеть ав­то­мо­биль­ных дорог в Крас­но­дар­ском крае, что объ­яс­ня­ет­ся и вы­со­кой плот­но­стью в этом ре­ги­о­не, и вы­год­но­стью гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния между ев­ро­пей­ской Рос­си­ей и Кав­ка­зом.

Ответ: 3

Урок 17. мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства — География — 10 класс

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Развитие мирового транспорта.
  • Виды транспорта и перспективы его развития.
  • Роль мировой транспортной системы в решении важнейших экономических задач.

Глоссарий: транспортная система, транспортные узлы, густота транспортной сети, грузооборот, пассажирооборот, «удобные флаги».

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наряду с промышленностью и сельским хозяйством транспорт является третьей важнейшей отраслью материального производства, и, хотя эта отрасль ничего не производит, её роль в перераспределении товаров и пассажиров трудно недооценить. Мировой транспорт включает в себя пути сообщения, транспортные средства и транспортные предприятия. В настоящее время продолжает формироваться мировая транспортная система.

В прошлом ведущая роль в экономике и в целом в обеспечении жизнедеятельности общества принадлежала гужевому и водным видам транспорта. С конца XIX века лидерство перешло к железнодорожному. Это обеспечило возможности перевозок крупных объёмов сырья, материалов и готовых изделий и способствовало развитию многих отраслей промышленности – чёрной металлургии и машиностроения, значительно расширило рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции.

С появлением автомобильного транспорта в начале XX в. начинается очередной этап промышленного развития, характерной чертой которого стало углубление внутриотраслевой специализации, широкое развитие кооперационных связей. Возникли отрасли промышленности, производящие необходимые для автомобилестроения и дорожного строительства материалы и полуфабрикаты. Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта значительно увеличило подвижность населения, что, в свою очередь, повлияло на ускорение процесса урбанизации.

В XX веке было освоено воздушное пространство. В странах, где развивалось авиастроение (СССР, США, Франция, Германия и др.), а также в наиболее крупных по территории государствах начала формироваться сеть авиалиний.

Трубопроводный транспорт. Активное строительство магистральных нефте- и газопроводов началось только во второй половине XX в.

Развитие электронного вида транспорта связано с внедрением в нашу жизнь современных технологий, поэтому его активное использование приходится уже на начало XXI века.

В настоящее время главными видами транспорта являются автомобильный, железнодорожный, внутренний водный (речной и озерный), морской, воздушный и трубопроводный, соответственно, современная мировая сеть путей сообщения включает в себя автомобильные и гужевые дороги, железные дороги, водные пути (реки, каналы и водохранилища), трубопроводы и авиалинии, морские пути. Современная транспортная сеть мира превышает 40 млн. км.

Транспортная система – совокупность взаимосвязанных местных, региональных, национальных транспортных систем.

Железнодорожный транспорт отличает способность работать непрерывно: практически без остановок в течение многих суток. Это единственный транспорт, работа которого мало зависит от погоды и времени года. Железнодорожный транспорт перевозит массовые грузы на огромные расстояния. Велика его роль и в пассажироперевозках. Недостатками его являются очень высокая стоимость строительства железных дорог и их высокие требования к характеру рельефа.

Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще к началу ХX века. В настоящее время её протяженность составляет около 14 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах мира. Более половины их общей длины располагается на территории всего десяти стран. Среди них США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина, Франция, ФРГ и Бразилия – видим, что, как правило, эти страны имеют большую площадь.

Важной характеристикой дорожной сети является её густота.

Густота транспортной сетиэто протяжённость дорог, приходящихся на единицу площади. Наибольшую густоту железнодорожной сети имеют Европейские страны (средний показатель – 100 км на 1000 км2 площади). В России этот показатель составляет примерно 5 км на 100 км2 площади, в странах Африки – 2,7 км на 100 км2.

Водный транспорт

Речной

Именно этот вид транспорта – один из самых древних. Задолго до того, как человек научился использовать мускульную силу животных (гужевой), он уже умел транспортировать грузы по течению рек. Речной транспорт отличается низкой скоростью, но для перевозки крупногабаритных массовых грузов незаменим. Песок, лес, руда – вот главные товары для речного транспорта. Наиболее развит этот транспорт в США, Китае, России и ФРГ.

Морской транспорт в мировой транспортной системе занимает особое место. Специализируясь в основном на внешнеторговых перевозках и являясь в этой области практически безальтернативным, морской транспорт – залог бесперебойного функционирования мирового хозяйства, углубления международного разделения труда. В целом судоходство обеспечивает транспортными услугами около 80% международных экономических связей. В отличие от наземного транспорта, территориальные особенности которого определяются сетью путей сообщения, географию морского транспорта определяет сеть портов, морских каналов и проливов. В настоящее время в наибольшей степени освоены акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Морское судоходство в Северном Ледовитом океане в силу сложной ледовой обстановки, а также относительно слабой хозяйственной освоенности северных районов Евразии и Северной Америки осуществляется в узкой прибрежной полосе. Поэтому здесь (за исключением Норвежского и Баренцева морей) отсутствуют более или менее крупные порты.

В Атлантическом океане важнейшими направлениями морского судоходства являются трассы:

  • между европейскими странами и Северной Америкой;
  • между европейскими странами и странами Южной Америки;
  • между странами Южной Америки и Северной Америки;
  • между странами Западной Африки и странами Европы и Северной Америки.

Кроме того, через акваторию Атлантики проходят транзитные пути, связывающие страны Атлантического бассейна со странами бассейнов Индийского и Тихого океанов (через Суэцкий и Панамский каналы и южное побережье Африки).

В Тихоокеанском бассейне основные морские перевозки идут по трассам, соединяющим страны Восточной и Юго-Восточной Азии с Северной Америкой, с Австралией и странами Латинской Америки; страны тихоокеанского побережья Америки.

Через Панамский канал осуществляются морские перевозки из стран Восточной Азии и стран Тихоокеанского бассейна в Атлантику.

По интенсивности морских перевозок Индийский океан заметно уступает Атлантическому и Тихому океанам. Однако именно здесь, в зоне Персидского залива, зарождаются мощные грузопотоки нефти, которые идут в Атлантику (огибая южное побережье Африки и через Суэцкий канал) и в Восточную и Юго-Восточную Азию. Важнейшее место в акватории Индийского океана занимают транзитные направления, соединяющие страны бассейнов Тихого и Атлантического океанов.

Все эти направления морских перевозок отличаются достаточной устойчивостью в течение многих десятилетий. В последние десятилетия ведущим регионом морских перевозок стал бассейн Тихого океана. Одновременно с этим в число ведущих морских держав вошли многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В структуре торгового флота преобладают нефтеналивные и навалочные суда, способные перевозить крупные объёмы нефтяных и массовых грузов (уголь, руда и др.). В последние десятилетия развиваются контейнерные перевозки. Крупнейшими портами мира являются Шанхай (Китай), Сингапур, Роттердам (Нидерланды), Гонконг, Антверпен (Бельгия), Иокогама, Кобе, Тиба, Нагоя (Япония).

Развитие морского торгового флота характеризует суммарный тоннаж судов. Список стран лидеров: Либерия, Панама, Япония, Греция, США.

Либерия и Панама – в одной группе с США и Японией?! Дело в том, что примерно треть судов мирового флота ходят под так называемыми «удобными» флагами.

Удобный флаг («дешёвый флаг») – режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки денежных сборов в большинстве портов мира для некоторых стран и судов, которые ходят под флагами этих стран, так как практически все государства, предоставляющие свой «удобный флаг», не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.

Автомобильный транспорт

Появился в конце XIX века, но активно развивался уже в XX-м. Ему нет равных в маневренности. Это единственный транспорт, доставляющий грузы с достаточно высокой скоростью «от порога к порогу». Автодороги, в отличие от железнодорожных магистралей, легче и дешевле построить. Однако автотранспорт – один из самых главных загрязнителей воздуха на планете, особенно ощутимо это в крупных городах, где автомобили – чуть ли не главный вид транспорта.

На регионы-лидеры приходится 80% всего автомобильного парка и около трети всей протяженности дорожной сети. И это Северная Америка, Западная Америка, Япония.

Трубопроводный транспорт

Является специфичным грузовым видом транспорта. Грузы, перевозимые им, – газ, нефть, нефтепродукты. Это один из самых молодых видов транспорта. Наибольшая протяженность трубопроводов – в России, США, Канаде.

Воздушный транспорт

Появился в 20-годы XX века. Самый скоростной (средняя скорость 700 км/час), но и самый дорогой вид транспорта. Поэтому воздушный вид транспорта в основном используют для перевозки пассажиров и срочных, скоропортящихся грузов. В мире более 5000 аэропортов в самых разных уголках земного шара. Самым крупным самолетным парком и протяженностью воздушных линий обладают США, Канада, Австралия, Россия, ФРГ.

Связь

Трудно представить современное мировое хозяйство только как обмен товарами, грузами, ресурсами. Экономика сегодня не может функционировать без распространения экономической информации с помощью систем связи. С XIX века это радио, телефонная, телеграфная связь, в настоящее время всё большее развитие получают её современные виды: оптоволоконная, космическая и их разновидности – радиотелефонная и интернет-связь. В мире стремительно растёт количество пользователей мобильных телефонов и электронной почты. Получили распространение интернет-магазины и интернет-биржи – это позволяет резко сократить время передачи и обработки экономической и финансовой информации.

Основным показателем работы транспорта, кроме тех, что прозвучали, является грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот – это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

В настоящее время общий грузооборот в мире составляет 50 трлн. тонно-километров, по этому показателю лидируют страны, имеющие огромные размеры территории и внушительную материальную сферу производства. Это США, Китай, Россия.

А из всех видов современного транспорта однозначное лидерство принадлежит морскому транспорту. На его долю приходится более 61% перевозимых грузов.

На втором месте – железнодорожный (15%), на третьем – трубопроводный (12%). Далее следует автомобильный (9,5%), речной (2,6%). Самый низкий грузооборот – у воздушного транспорта.

Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевозок пассажиров, исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта. Измеряется в пассажиро-километрах.

Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности.

Ситуация по этому показателю иная. Бесспорным лидером по этому показателю является автомобильный транспорт (более 80%) мировых пассажирских перевозок. Доля железнодорожного и воздушного – примерно по 10%, доля всех видов водного транспорта (морской, речной) вместе взятых не превышает 1%.

В территориальной структуре мировой транспортной сети выделяется три региона – Северная Америка, Западная Европа, территория СНГ.

Транспортная освоенность мира в целом очень неоднородна. В развитых странах транспортные системы характеризуются большой протяжённостью и густотой, технической оснащённостью. Как правило, для этих стран характерны транспортные системы радиального типа, которые образуются расходящимися от крупных транспортных узлов в разные стороны лучами дорог. Для этих стран характерно гармоничное сочетание всех видов транспорта.

В развивающихся странах дорог немного, качество и технический уровень невысок. Часто рисунок транспортной сети имеет вид дерева. По этим магистралям было удобно кратчайшим путём вывозить природные ресурсы. Такой рисунок сложился и сохранился здесь ещё с колониальных времён. В этих странах, как правило, большая часть перевозок приходится на один-два традиционных для страны видов транспорта, высокой остается доля речного и гужевого вида транспорта.

Транспорт и окружающая среда

Являясь важнейшим звеном в системе мирового хозяйства, транспорт оказывает резко отрицательное воздействие на окружающую среду. Каждый вид транспорта имеет специфичное влияние на природу.

Автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферы, особенно в больших городах. Но не меньше на атмосферу влияет и воздушный транспорт – влияние одного лайнера равно 8 тысячам автомобилей плюс шумовое загрязнение, которое влияет на здоровье человека не меньше, чем другие виды загрязнений среды. Речной и морской в основном влияют на гидросферу – нефтяное загрязнение как внутренних водоёмов, так и мирового океана связывают прежде всего с работой именно этого транспорта.

Влияние железнодорожного транспорта на природу комплексно – изъятие земель под строительство, засорение прилегающих к магистралям территорий, шумовое загрязнение.

Принимая во внимание все особенности, основными перспективами развития транспорта являются:

  • совершенствование и модификация подвижного состава, в том числе и для снижения негативного влияния на окружающую среду;
  • электрификация железнодорожного вида транспорта;
  • расширение и совершенствование сети транспортных магистралей, в том числе и через «транспортное» освоение новых территорий.

Значение транспорта

Роль транспорта в мировом хозяйстве огромна. Его работа осуществляет важнейшие хозяйственные процессы, перемещая в пространстве товары, людей и информацию. Мировое хозяйство начало формироваться вместе с появлением современных видов транспорта и развивается вместе с его развитием и совершенствованием.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Установите соответствие между видом транспорта и его характеристикой.

Таблица 1 – Задание 1. Установите соответствие

1

Трубопроводный

А

Самый скоростной вид транспорта

2

Железнодорожный

Б

Начало активного развития этого вида транспорта связано с освоением месторождений нефти и газа

3

Морской

В

Лидирует по грузообороту в международных перевозках

4

Воздушный

Г

На сегодняшний день один из самых экологически безопасных

Ответ: 1 — Б, 2 — Г, 3 — В, 4 — А.

2. Введите с клавиатуры в пропущенную строку ответа числовое значение, полученное при решении данной задачи:

Определите грузооборот Н-ского отделения дороги, если известно, что за год это отделение перевезло 0,75 млн. т грузов на расстояние 300 км.

Решение: 750 000*300= 225 млн.т/км.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М. : Мысль, 1983. – 350 с.
  2. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / В. П. Максаковский. – М. : Просвещение, 2016. – 305 с. – С. 150–158.
  3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. I : Общая характеристика мира. – 4-е изд., – М. : Дрофа, 2008. – 495 с. – С. 99–101, 117–128.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. Образовательный портал «Звонок на урок». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://zvonoknaurok.ru/publ/viktoriny/geografija/viktorina_quot_latinskaja_amerika_quot/10-1-0-58

  1. Аналитический бюллетень InSales 2015: Рынок Интернет-торговли в России в 2014 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insales.ru/blog/2015/05/20/analyticalbulletin-insales-2015 (дата обращения – 09.05.2018)
  2. Всемирный банк. 2016 год. Доклад о мировом развитии 2016 «Цифровые дивиденды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210 (дата обращения – 09.05.2018)

Какой из перечисленных регионов является важным районом добычи нефти в России?

1) Республика Карелия

2) Курская область

3) Республика Татарстан

4) Чувашская Республика

Какой из перечисленных городов является крупным центром цветной металлургии?

1) Липецк

2) Магнитогорск

3) Норильск

4) Череповец

В каком из перечисленных регионов густота железных дорог наибольшая?

1) Красноярский край

2) Республика Коми

3) Республика Калмыкия

4) Тульская область

32. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии уг­ле­до­бы­ва­ю­щая про­мыш­лен­ность яв­ля­ет­ся одной из ос­нов­ных от­рас­лей хозяйства?

1) Краснодарский край

2) Кемеровская область

3) Астраханская область

4) Республика Карелия

33. На какой из пе­ре­чис­лен­ных рек по­стро­е­ны наи­бо­лее круп­ные ГЭС?

1) Ангара

2) Амур

3) Лена

4) Обь

34. В каком из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов ра­бо­та­ет круп­ный ме­тал­лур­ги­че­ский комбинат?

1) Омск

2) Череповец

3) Самара

4) Уфа

35. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов ра­бо­та­ет круп­ный ав­то­мо­биль­ный завод?

1) Омская область

2) Республика Татарстан

3) Белгородская область

4) Республика Карелия

36. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов ра­бо­та­ет круп­ная АЭС?

1) Белгородская область

2) Кур­ская область

3) Ар­хан­гель­ская область

4) Ом­ская область

37. В каких из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии аг­ро­кли­ма­ти­че­ские усло­вия бла­го­при­ят­ны для вы­ра­щи­ва­ния пшеницы?

1) Красноярский край

2) Вологодская область

3) Магаданская область

4) Воронежская область

38. Коренными жи­те­ля­ми Ев­ро­пей­ско­го Юга являются

1) карачаевцы

2) удмурты

3) марийцы

4) тувинцы

39. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии лес­ная про­мыш­лен­ность яв­ля­ет­ся одной из ве­ду­щих отраслей?

1) Республика Коми

2) Курская область

3) Республика Татарстан

4) Ставропольский край

40. Какой из пе­ре­чис­лен­ных городов яв­ля­ет­ся крупным цен­тром алюминиевой промышленности?

1) Белгород

2) Курск

3) Красноярск

4) Хабаровск

41. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии уг­ле­до­бы­ва­ю­щая про­мыш­лен­ность яв­ля­ет­ся одной из ос­нов­ных от­рас­лей хозяйства?

1) Краснодарский край

2) Кемеровская область

3) Астраханская область

4) Республика Карелия

42. Европейский Север за­ни­ма­ет ве­ду­щее по­ло­же­ние в Рос­сии по производству

1) ав­то­мо­би­лей

2) де­ло­вой дре­ве­си­ны

3) горно-шахтного оборудования

4) сель­ско­хо­зяй­ствен­ной техники

43. Европейский Север за­ни­ма­ет ве­ду­щее место в Рос­сии по производству

1) автомобилей

2) цел­лю­ло­зы и бумаги

3) горно-шахтного оборудования

4) сель­ско­хо­зяй­ствен­ной техники

44. Какие из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов Рос­сии яв­ля­ют­ся круп­ны­ми цен­тра­ми су­до­стро­е­ния и судоремонта?

1) Ека­те­рин­бург и Чита

2) Санкт-Петербург и Владивосток

3) Став­ро­поль и Челябинск

4) Пермь и Тольятти

45. Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов Рос­сии яв­ля­ет­ся круп­ным цен­тром алю­ми­ни­е­вой промышленности?

1) Став­ро­поль

2) Там­бов

3) Крас­но­ярск

4) Рязань

46. В каком из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов Рос­сии функ­ци­о­ни­ру­ет круп­ный ме­тал­лур­ги­че­ский ком­би­нат пол­но­го цикла?

1) Вла­ди­во­сток

2) Че­ре­по­вец

3) Ка­лу­га

4) Воронеж

47. По ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных видов про­дук­ции доля Ев­ро­пей­ско­го Се­ве­ра в об­ще­рос­сий­ском про­из­вод­стве наи­бо­лее велика?

1) ка­мен­ный уголь

2) цел­лю­ло­за и бу­ма­га

3) ма­ши­ны и оборудование

4) сахар и са­хар­ная свёкла

48. Какой из пе­ре­чис­лен­ных го­ро­дов яв­ля­ет­ся цен­тром алю­ми­ни­е­вой промышленности?

1) Ка­ли­нин­град

2) Че­ля­бинск

3) Братск

4) Череповец

49. В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии гу­сто­та сети ав­то­мо­биль­ных дорог наибольшая?

1) Рес­пуб­ли­ка Коми

2) Сверд­лов­ская область

3) Не­нец­кий АО

4) Ма­га­дан­ская область

50. Где на Даль­нем Во­сто­ке име­ют­ся дей­ству­ю­щие вулканы?

1) на Ку­риль­ских островах

2) в Приморье

3) на ост­ро­ве Сахалин

4) на Чу­кот­ском полуострове

 

Размещение железнодорожной сети

Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано не только с огромной территорией страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйственного освоения.

Общая протяженность железнодорожных путей составляет 148 тыс. км, из них 87 тыс. км приходится на дороги общего пользования, а 61 тыс. км — на ведомственные. (1996 г.)

Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала — 5 км на 1000 км2, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.

Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Здесь, за исключением Северного экономического района, густота железных дорог общего пользования в несколько раз выше среднеевропейского уровня (51 км на 10 000 км2): она изменяется от 136 км в Волго-Вятском до 276 км в Центрально-Черноземном районе.

Конфигурация сети, расположенной в европейской части страны, — радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов.

Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (соответственно 21 км и 14 км на 10 000 км2), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 7080-х годах снизило контраст в уровне насыщенности ее территории железнодорожными сетями (36 км на 10 000 км2, в том числе в Тюменской обл. — 17 км).

Здесь железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Средне-Сибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.

В последние годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практически не ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали: Лабытнанги-Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке — Амуро-Якутской магистрали: БеркатитТоммот-Якутск для обеспечения горнодобывающих центров Якутии.

Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко снижаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имели тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи «восток-запад» России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южносибирской железных дорог. Всё это требует решения ряда неотложных проблем, связанных с новым железнодорожным строительством для обеспечения надежных транспортных связей на направлениях Центр-Северный Кавказ и европейская часть страны-Сибирь, проходящих по территории Российской Федерации.

Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

Основные направления развития железнодорожного транспорта разрабатываются в рамках комплексной программы «Транспорт России».

• Плотность железнодорожной сети в отдельных странах 2015

• Плотность железнодорожной сети в отдельных странах 2015 | Statista

Попробуйте наше корпоративное решение бесплатно!