Значение слова ЛИЧНОСТЬ. Что такое ЛИЧНОСТЬ?
ли́чность
1. филос. человек, индивидуум как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности; совокупность свойств, присущих определённому человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое «я» ◆ Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нём — простые выдумки, самый обыкновенный миф. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1929–1940 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А русская армия никогда не забудет суворовской традиции, утверждавшей, что солдат есть личность, живой очаг веры и патриотизма, духовной свободы и бессмертия… И. А. Ильин, «О русской идее», 1948 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Истинная любовь связана с личностью, личность связана с бессмертием. Н. А. Бердяев, «Миросозерцание Достоевского», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Весь вопрос о свободе воли для меня сводится к следующему: присутствует ли в нашей
2. психол. устойчивая система социальных черт, характеризующая индивида как члена общества ◆ Сильно развитая личность, вполне уверенная в своём праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать её всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями. Ф. М. Достоевский, «Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Поэтому и в «благоустроенном правовом государстве» остаётся место — и дело — для «героической индивидуальности», у которой всеобщее моральное содержание является непосредственным источником (мотивом) личного поведения, и мотивы
3. человек с ярко выраженной индивидуальностью, необыкновенный в каком-либо отношении ◆ Сильные личности находят прозелитов, даже не давая себе труда искать их, а истина сама по себе до того привлекательна, что, однажды приютив в своих недрах человека, может смело рассчитывать на посильную с его стороны послугу. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Наша общественная жизнь», 1863–1864 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Было бы, однако, ошибкой думать, что всё, чем славен был в пору Макарова русский флот, являлось плодами деятельности только таких выдающихся
4. человек как член общества ◆ Но в нашем мире, основанном на борьбе, на неограниченном соревновании личности, равенство прав ничего не значит без равенства сил. В. С. Соловьев, «Чтения о Богочеловечестве», 1878 г. (цитата из НКРЯ) ◆ С социологической точки зрения, человеческая личность, понятая как индивидуум, представляется частью общества, и очень малой частью. Н. А. Бердяев, «Проблема человека», 1936 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Как известно, многие были склонны отрицать совершенно роль
5. человек как юридическое лицо ◆ При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его
6. прост. физиономия, лицо ◆ Сначала появилось (на расстоянии приблизительно в 3 м) лицо одного мужчины, виденного им в тот день; этот образ держался перед глазами, не составляя, однако, части тёмного зрительного поля, необыкновенно долго и, исчезая на несколько секунд, 3―4 раза появлялся снова. Затем начался ряд фигур, довольно быстро сменявшихся одна другой (частью знакомые, частью никогда не виданные
7. обычно {{мн}} устар. намёк в речи на определённое лицо; замечания, имеющие целью задеть, обидеть кого-либо конкретно ◆ Теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что всё, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью. Н. В. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Значение слова «Личность» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.
Поделиться значением слова:ЛИ́ЧНОСТЬ, личности, ·жен.
| Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства (·книж. ). Литературная личность Гоголя.
2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. Светлая личность. Благородная личность. Подозрительная личность.
3. преим. мн. Намек в речи на определенное лицо; замечания, имеющие целью задеть, обидеть какое-нибудь определенное лицо (
4. Физиономия, лицо (·прост. ·неправ. ). Смотрю на вас: личность у вас как будто знакомая, а не признаю. «- Рука… так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков.» Гоголь.
особа, лицо, персона, фигура, субъект, натура, деятель, человек; моська, мурло, мордоплясия, рожа, мордофиля, мордасы, фотография, индивидуальность, физиономия, харя, субчик, обличность, ряха, физиомордия, индивидуум, интимность, индивид, мордуленция, физия, хрюкало, рыло, мордасово, ряшка, физика, сусалы, мордень, мордализация, морда
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок.
сущлицо, особа, персона, фигура, субъект
См. человек…
индивид, индивидуальность, индивидуум, интимность, лицо, особа, персона, субъект, человек
ли́чность,
ли́чности,
ли́чности,
ли́чностей,
ли́чности,
ли́чностям,
ли́чность,
ли́чности,
ли́чностью,
ли́чностями,
ли́чности,
ли́чностях
ЛИЧНОСТЬ — это… Что такое ЛИЧНОСТЬ?
ЛИЧНОСТЬ — I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов
ЛИЧНОСТЬ — общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… … Философская энциклопедия
личность — Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения. Краткий толковый психолого… … Большая психологическая энциклопедия
личность — См … Словарь синонимов
ЛИЧНОСТЬ — (лат. persona). Понятие «личность» принадлежит к числу тех понятий, которые на всем протяжении истории человеческой мысли вызывали величайший разнобой в определениях. И объем и содержание этого понятия в трактовке каждого философа,… … Большая медицинская энциклопедия
ЛИЧНОСТЬ — человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в обществе. Необходимо различать три статуса индивида в обществе: 1) человек, т.е.… … Юридическая энциклопедия
ЛИЧНОСТЬ — ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личность отличают от понятий индивид и индивидуальность .… … Современная энциклопедия
Личность — (иноск.) личная обида; намекъ на извѣстное лицо. Ср. Достаточно сказать только, что есть въ одномъ городѣ глупый человѣкъ это уже личность: вдругъ выскочитъ господинъ почтенной наружности и заключитъ: «Вѣдь я тоже человѣкъ, стало быть, я тоже… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ЛИЧНОСТЬ — 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности.2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий индивид (единичный представитель… … Большой Энциклопедический словарь
Личность — (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Личность является… … Энциклопедия культурологии
Личность — это… Что такое Личность?
ЛИЧНОСТЬ — I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов
ЛИЧНОСТЬ — общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… … Философская энциклопедия
личность — Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения. Краткий толковый психолого… … Большая психологическая энциклопедия
ЛИЧНОСТЬ — ЛИЧНОСТЬ, личности, жен. 1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. «Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности.» Конституция СССР.… … Толковый словарь Ушакова
личность — См … Словарь синонимов
ЛИЧНОСТЬ — (лат. persona). Понятие «личность» принадлежит к числу тех понятий, которые на всем протяжении истории человеческой мысли вызывали величайший разнобой в определениях. И объем и содержание этого понятия в трактовке каждого философа,… … Большая медицинская энциклопедия
ЛИЧНОСТЬ — человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в обществе. Необходимо различать три статуса индивида в обществе: 1) человек, т.е.… … Юридическая энциклопедия
ЛИЧНОСТЬ — ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личность отличают от понятий индивид и индивидуальность .… … Современная энциклопедия
Личность — (иноск.) личная обида; намекъ на извѣстное лицо. Ср. Достаточно сказать только, что есть въ одномъ городѣ глупый человѣкъ это уже личность: вдругъ выскочитъ господинъ почтенной наружности и заключитъ: «Вѣдь я тоже человѣкъ, стало быть, я тоже… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ЛИЧНОСТЬ — 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности.2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий индивид (единичный представитель… … Большой Энциклопедический словарь
Личность — (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Личность является… … Энциклопедия культурологии
Личность 🙍♂️ — что это такое? Понятие, структура и типы. Качества, черты и свойства личности человека – iNormal
Личность — это полноценный, состоявшийся человек со своей собственной сформированной годами системой ценностей, оригинальными привычками, особым образом поведения, манерой общения и другими индивидуальными особенностями
Содержание
- Суть и понятие
- Структура личности
- Основные типы
- Качества личности
- Черты и свойства
- Формирование личности
- Основные теории исследований личности
Весь социум состоит из большого количества отдельных личностей. Человек не рождается личностью сразу, а становится ею в течение жизни под воздействием различных социальных факторов. Психология личности включает целую систему оценок и критериев, типологий и систем, начиная от её устройства с точки зрения науки и заканчивая особенностями формирования в окружающем мире.
Суть и понятие
В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.
Также существуют и другие научные определения личности. Например, его роли в обществе, опыта и знаний. Это человек, несущий полную ответственность за свою жизнь, контролирующий свой выбор и обладающий чувством ответственности за совершенные поступки.
Таким образом, личность — это совокупность привычек, которые вырабатывались годами, и предпочтений человека, его эмоциональный настрой и жизненный тонус, социокультурный опыт и накопленные на протяжении долгих лет жизни знания. Это уникальный набор черт и особенностей человека на психологическом и физиологическом уровнях. Также это человеческий архетип, определяющий повседневное поведение и связь между обществом и природным миром. Кроме того, личность идентифицируется в аспекте проявления «поведенческих масок», созданных под разные жизненные ситуации и группы общественного взаимодействия.
Личность является относительно устойчивой системой поведения индивида, стержень которой — самооценка, созданная на основе оценочных суждений других людей и оценивании человеком своего окружения.
У понятия личность не существует строгих границ или рамок: в быту под ней понимают, например, характер всего человека в целом
С термином «личность» неразрывно связаны ещё два психологических понятия — индивид и индивидуальность. Под первым понимается отдельно взятый человек, обладающий совокупностью качеств, как врождённого, так и приобретённого характера. Индивидуальность же — система особенностей и эксклюзивных черт, по которым можно отличить одного человека от другого. Именно от неё, внутренней неповторимости, зависит личностная уникальность и склад человеческой психики.
Несмотря на схожесть определений, их нельзя отождествлять или приравнивать друг к другу, ведь и тот, и другой термин описывает отдельные аспекты жизни человека. В то же время и чрезмерно отдалять понятия друг от друга тоже было бы неправильно. Ведь каждый из людей многогранен, его невозможно рассматривать исключительно с одной стороны, словно видимую сторону Луны.
Структура личности
Как само понятие, так и структура личности в течение многих лет развития психологической науки вызывает вопросы и споры исследователей и учёных. Одни психологи убеждены, что термин не поддаётся структуризации и рационализации вообще. В то же время другие специалисты не устают искать и открывать новые теории личностной структуры. Однако на сегодняшний день существуют некоторые чётко обозначенные параметры, дающие возможность понимать структуру личности. Таких систем несколько. В зависимости от объективных и субъективных социальных свойств, личностная структура основана на таких подходах, как:
деятельность, культура, память
ценностные ориентации, культура, роли и статусы
Биологические и социальные структуры личности имеют 4 уровня:
1. Низший — подструктура, объединяющая возрастные и половые свойства психики, врождённые особенности нервной системы, аспекты темперамента.
2. Второй — индивидуальные проявления памяти и восприятия, мышление и способности, ощущения. Эти характеристики зависят, как от врождённых факторов, так и от приобретённого опыта — тренировки, развитие и совершенствование.
3. Третий — социальный опыт на основе знаний и навыков, привычек и умений.
4. Высший уровень представляет собой направленность личности. Она состоит из влечений и желаний, склонностей и взглядов, интересов и идеалов, убеждений и мировоззрения.
Люди значительно различаются между собой: каждая подструктура той или иной личности имеет различия по убеждениям и интересам, опыту и знаниям, способностям и умениям, характеру и темпераменту. Именно поэтому бывает сложно понять другого человека по примеру самого себя, непросто разобраться в противоречиях и несовпадениях во мнении, природе конфликтов между людьми. Для более глубокого понимания себя и других не обойтись без определённых знаний и природной наблюдательности.
Ключевые составляющие личности: темперамент, характер, способности, эмоции и воля, мотивы и потребности, направленность
Основные типы личности
Одну из самых популярных типологий личности разработал психолог-аналитик из Швейцарии Карл Густав Юнг. В своей деятельности практикующего психолога Юнг выделяет два основных личностных типа: экстраверты и интроверты. Типология отличается в зависимости от того, на чём больше сфокусирован человек в течение своей жизни: на внешних объектах или на внутренних переживаниях. Часто можно ошибочно причислять себя к противоположному типу из-за существующей особой тенденции, которая нацелена компенсировать односторонность действий.
Следует учитывать и тот факт, что в каждом человеке заложены качества и экстраверта, и интроверта, определённое сочетание которых представляет конкретный тип личности. «Жизнь определяет сознание» — именно так можно сказать в случае с экстравертным типом личности. «Сознание определяет жизнь» — более актуальный принцип для интровертов.
Логичным было бы стремление к уравновешиванию обоих типов, но в реальной жизни этого не происходит: всегда существует определённый «перекос» в мировосприятии и самоотождествлении. Вследствие этого выделяется определённый тип по способу преобладания того или иного механизма взаимодействия с окружающим миром.
Читайте также:
«Большая пятёрка» черт вашей личности
Что нужно знать об экстраверте?
Экстравертный тип личности ориентирован на объекты внешнего мира, он более эмоционален внешне, открыт для общения. Внешние события представляют для него большой интерес и, как правило, его моральные законы совпадают с законами и требованиями общества, в котором он находится.
Людям-экстравертам легче приспосабливаться к окружающей среде, заниматься деятельностью, предоставляющей надёжные гарантии. Опасность для них кроется в чрезмерном увлечении своим делом, что может вести к ухудшению здоровья.
Ещё один риск состоит в том, что такая личность теряет своё внутреннее «Я». Из-за этого люди-экстраверты часто подвержены функциональным телесным расстройствам, приводящим к временной изоляции. Например, у певца, тратившего слишком много времени и энергии на развитие своего мастерства, перестают звучать высокие ноты.
Истерия — это частая болезнь экстравертного типа, и связана она с привлечением внимания к своей персоне. Эти люди активно используют социальные сети, различные реалити-шоу для демонстрации себя всему миру. Яркий пример выраженных экстравертов — участники скандального «Дома 2».
Люди этого типа стремятся подчинять мораль определённой доктрине, в которой исключениям нет места. Многие легко скатываются до критиканства и брюзжания. Многие сферы жизни, связанные с чувственным проявлением, подавляются такими людьми. Иногда они прибегают ко лжи ради спасения всего человечества. Их кредо «Цель оправдывает средства».
Среди экстравертов очень много маклеров, биржевых спекулянтов, политиков, продюсеров, основателей каких-либо стилей и направлений.
Особенности интроверта
Интровертный тип ориентирован на субъективные мысли, чувства, переживания. Любой объект или событие в его случае обязательно проходит через призму личностного воззрения. Иногда такое самопогружение развивает эгоцентричность. Из-за необходимости держать постоянную внутреннюю оборону часто развивается психастения, связанная с истощением психических процессов. Такие люди боятся открыто выражать свои мнения, у них проявляются всякие навязчивые страхи.
«Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» — это про интровертов. Такие люди остаются одиночками даже в браке, кстати, женщины интровертного склада, с их отрешённостью и внешней отстранённостью, очень сильно привлекают мужчин-экстравертов.
Интроверты избегают резких перемен, бурных проявлений чувств. Внешне они создают впечатление холодных людей, но на самом деле их чувства более зрелые, не выставляемые напоказ. Им тяжело конкурировать с пробивными экстравертами. Но там, где необходимо полное погружение для изучения или созидания чего-либо, интроверты находятся на своём месте.
Психологически люди действительно делятся на типы, поэтому знание и принятие основных отличий между личностями помогает строить отношения и лучше принимать друг друга
Личность по устройству психики
В зависимости от психического устройства личности делятся на следующие подтипы:
Взрывной — с бурной реакцией на слова другого человека или события жизни. Основные качества: жестокость, импульсивность, возбудимость.
Истеричный — с глубоким чувством привязанности, стремлением к заметности в толпе. Главное для такого человека — самодемонстрация, непостоянство, экстравагантность, напускное, почти театральное поведение с откровенной «игрой на публику».
Астеник. В эту категорию входят люди, которых принято называть формулировкой «с тонкой душевной организацией». Их легко ранить, потому что они склонны «накручивать» проблемы, преувеличивать проблемность жизненных ситуаций.
Психастенический тип имеет выраженную тревожность. Поведение выделяется нерешительностью, частыми сожалениями, педантичностью.
Шизоидный человек полностью закрыт. Он не любит налаживать социальные связи, общаться с другими людьми. Склонен сбегать от реального мира и существовать в своём, творческом. Таких людей можно узнать по стеснительности, неловкости в коммуникации, боязни всего нового и, тем более, неизвестного.
Классификация личности по отношению к конфликтной ситуации
При возникновении конфликта между людьми каждый человек демонстрирует окружающему миру свою особенную реакцию. В зависимости от поведения в сложных жизненных обстоятельствах личности бывают:
Демонстративные. Такие люди обожают быть в центре толпы, поэтому конфликт для них — лишь инструмент для привлечения внимания. Они не любят быть в стороне, зато комплименты и похвалы для демонстраторов — настоящий бальзам на душу и средство успокоения.
Ригидные. Это обидчивые личности, которые живут в иллюзии вечной недооценённости. Люди принимают каждое замечание исключительно в виде «камня в свой огород», не любят проигрывать и всегда отстаивают правду. Человека ригидного лучше не злить и не подстрекать на провокации, ведь конструктивную беседу провести будет практически нереально.
Неуправляемые. Это эмоциональные личности, привыкшие ярко и экспрессивно отстаивать своё мнение, например, посредством крика. Поэтому человек такого психологического склада «загорается» так же быстро, как и «отходит». Договориться ним при определённом подходе не составит труда — он лёгок на подъём и всегда идёт на уступки.
Сверхточные. Люди этого типа — преданные хранители собственной безопасности. Им присуща душевная мнительность, частое чувство тревоги. При этом человек предъявляет достаточно высокие требования к себе и окружающему миру, может придираться к людям без особого повода. Зато на чужие претензии или замечания нередко реагирует болезненно, поэтому избегает публичных отношений и контактов в социуме.
Бесконфликтные. Несмотря на оптимистичное определение, этот тип личности можно с уверенностью назвать одним из самых неприятных. Человек не любит споры, скрывается от них, идя на поводу у обстоятельств и чужого мнения. Его легко принудить, переманить на другую сторону из-за полного отсутствия жизненных принципов.
Конфликтные. Такие люди с лёгкостью справляются с самым противоречивым спором. Могут даже специально его создать — только с той целью, чтобы продемонстрировать всему миру собственную самоуверенность.
Читайте также:
Характер человека
Типы личности по Холланду
По типологии Холланда человек может быть:
Реалистичным — зацикленным на реальной жизни. Он хорошо имеет природную способность хорошо ориентироваться в пространстве, здраво мыслит и имеет развитые моторные навыки.
Интеллектуальным — нацеленным на совершенствование умственных способностей. Такому человеку присуща активность и состояние полной вовлечённости в рабочий процесс.
Социальным. Это человек с хорошей общительностью и коммуникацией, а также выраженными лидерскими качествами при нахождении в коллективе других людей.
Конвенциальным — типичным консерватором с откровенно старомодными взглядами на жизнь. Личность с таким складом ума предпочитает при любых обстоятельствах следовать традициям и верить стереотипам, которые навязаны извне.
Предприимчивым. Человек обладает природной изобретательностью, поэтому его можно смело назвать настоящим «генератором идей». Такой человек любит обращать внимание на детали и активничать.
Артистичным. Это человек с яркой фантазией и работающей интуицией, обожающий творческую работу.
Качества личности
Под качествами личности в психологии понимается уникальный набор черт и характеристик, которые присущи человеку. Они сугубо персональные по своей природе и выражают стороны характера, поведенческие модели в социуме или окружающем мире.
Личностным качествам присуща динамичность и устойчивость. Они оказывают влияние на все аспекты человеческой жизнедеятельности, будь то выбор одежды для выхода «в свет» или карьерные предпочтения и амбиции в профессиональной деятельности.
Личностные черты классифицируются на несколько видов, например:
Социально-психологические. Базовые и вторичные свойства, набор черт и особенностей в структуре индивидуума.
Волевые. К примеру, целеустремлённость, самостоятельность, решительность, выдержка.
Нравственные. Эти свойства корректируются жизнью под влиянием совокупности факторов: положение в семье; влияние образовательного учреждения или дворовой компании; отношения в обществе; индивидуальный жизненный опыт и т.п. Каждый из аспектов работает по конкретным нравственным правилам. Они формируют отношение личности к себе и своему окружению. Исходя из заложенных во внутренний мир ценностей, нравственные качества классифицируются на гуманистические, националистические, расовые, религиозно-фанатические.
Профессиональные, например:
вербальность — языковые навыки, отменное налаживание связей между словами и понятиями
любовь и владение числами — способность выполнять стандартные арифметические действия с максимальной точностью и оперативностью
корректировка цифр, трёхмерное понимание предметов
детализация объектов и графики
моторная координация по движению конечностей и глаз, согласование по сигналам
ловкость и цветовое восприятие
общий интеллект — предрасположенность к обучению, возможность делать правильные выводы из поставленных задач
Черты и свойства личности
Под чертами или свойствами личности подразумеваются человеческие характеристики, которые обозначают глубинные (внутренние) особенности конкретного индивида. Это касается как поведения в социуме и умения общаться, так и особого реагирования на различные жизненные ситуации в аспекте долговременных контактов. Природа личностных черт и биологическая (врождённая), и ситуативная (зависит от обстоятельств).
Чертами личности нельзя назвать физические качества, социальные характеристики и звания, временные состояния. Не могут восприниматься в качестве личностных свойств и выводы, основанные на субъективном отношении к личности другого человека
Создание полного и, тем более, правильного перечня личностных черт невозможно. Во-первых, потому что он может быть бесконечным, как количество людей на планете. Во-вторых, всегда возможен произвольный характер личностных свойств. Свойства личности с точки зрения видимости проявляются разными способами: через черты характера и темперамент, интересы и привычки, развитые способности и стиль деятельности конкретного человека.
Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности. В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.
Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.
Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.
С возрастом во всех темпераментах доля меланхолизма усиливается (все люди по мере взросления и накопления жизненного опыта становятся пессимистами)
Темперамент является физиологической основой характера. Характер же — приобретаемое качество. Характер описывается через систему отношений человека к 4 структурам:
к себе (себялюбие, эгоцентризм)
к людям (общительность, агрессивность)
к деятельности (трудолюбие, лень)
к вещам (жадность, аккуратность)
Стержнем характера является воля — человеческая способность заставить себя делать то, что нужно в жизненной ситуации.
Способности — те индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, позволяют быстро и легко выполнить определённый вид деятельности. Фундаментом способностей является соотношение наследственного и социального. Способности формируются, развиваются в процессе деятельности человека. Способности могут быть общими — мыслительные, речевые и пр. А также специальными (математические, музыкальные, творческие и т.п.).
Эмоции. Почему так важно понимать и познавать свои эмоции? Ответ прост: для того, чтобы ими управлять! Ведь переживание эмоций и их познание — понятия не тождественные. Переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, в то время как их познание позволяет разобраться в себе. Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть.
Читайте также:
Темперамент человека. 4 типа, свойства и особенности
Мотивы и потребности. Потребность — это состояние, переживаемое, как нужда организма в чём-то. Могут быть биологическими, физиологическими, социальными и пр. Когда появляется предмет, на который направлена человеческая потребность, то возникает мотив.
Мотив — это то, что побуждает нас к активности. Мотивы могут быть внешние («кнут и пряник») и внутренние (интерес, любопытство и пр.) Если человек принял решение серьёзно и внимательно подойти к вопросу изучения себя как личности, следует развивать свои способности управления потребностями. А для этого надо отчётливо понимать, какие потребности преобладают, что движет этими желаниями.
Направленность — устойчивая система целеполагания, которая определяет и регулирует жизнедеятельность человека. Направленность выражается несколькими формами: бессознательная направленность, склонности, интересы, цели и мотивы, взгляды и убеждения, мировоззрение.
Все вышеперечисленные понятия и есть психологические характеристики личности, её свойства. На их основе можно составить собственный психологический портрет, который поможет лучше узнать себя.
Формирование личности
Факторы
На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.
Среди психологов существует мнение, что индивидом рождаются. Личностью становятся. А неповторимость нужно отстаивать в процессе жизни
Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.
Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.
Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.
Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии
Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять. Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту.
Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.
Отрочество. Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии. В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.
Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.
Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.
Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования. За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью.
Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков. Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно.
Сегодня всё больше людей способны дожить до глубокой старости. Нужно работать над тем, чтобы сделать старость осмысленным и осознанным этапом жизни
Основные теории исследований личности
Зигмунд Фрейд
Согласно психологической теории Фрейда, личность человека имеет три основных компонента:
1. Ид — «оно», т.е. все заложенные природой и генетикой аспекты, в частности, обусловленные базовыми инстинктами.
2. Эго — ощущение собственного «я», которое находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром.
3. Супер-эго предстаёт своеобразным судьёй деятельности и мыслей. Его функции осуществляет совесть, самонаблюдение и сформированные идеалы.
Карл Густав Юнг
Юнг в своей лечебной практике руководствовался индивидуальным подходом к каждому пациенту. Поэтому работу он начинал с того, что устанавливал черты характера пациента, особенности работы его психики. Этой непростой цели он достигал с помощью уникальной системы — типологии личностей. Она служила ему картой, помогала выявить специфику индивида. Понять превалирующие психологические функции, каково человеческое отношение к внешнему миру и к миру внутреннему. Таким образом, Юнг выделил восемь типов личности и поделил их на две группы — рациональные и иррациональные.
Рациональными типами он считал мыслительный и чувствующий. Люди, принадлежащие к нему, в принятии решений и в суждениях руководствуются заранее сформированными взглядами и убеждениями, воспринимают мир через призму установок сознания.
Иррациональными учёный обозначал ощущающий и интуитивный. Люди данных типов в меньшей мере руководствуются рассудком, они реагируют на раздражители так, как реагируют, не пытаясь втиснуться в рамки своих или чужих взглядов. Для них важны непосредственные переживания.
Уильям Джеймс
Американский психолог-прагматик утверждал, что человек имеет непрерывное мышление и селективное сознание, подчёркивая, что жизнь — это сумма разнообразных привычек. Он анализировал личность с трёх сторон — составных элементов (физических или материальных, социальных и духовных), чувств и эмоций (самооценки), а также поступков, вызванных самосохранением и заботой о самом себе.
Формула личности по Джеймсу гласит, что познание состоит в равной степени из отношения и поведения
Альфред Адлер
По принципам индивидуальной психологии ещё одного учёного, стиль жизни личности демонстрируется посредством установок и поведения. При этом формируется он обязательно под влиянием общества. По мнению Адлера, личность имеет единую структуру, а основополагающий фактор её развития — это естественное стремление к превосходству. Поэтому человек у него делится на четыре основных подтипа: социально-полезный, избегающий, получающий, управляющий.
Роберто Ассаджоли
В соответствии с психосинтезом этого специалиста в основной структуре человеческой психики существует 8 зон. Начинает пирамиду подструктур низшее бессознательное, а завершает субличность. Смысл развития психики состоит в увеличении её единства.
Биологический подход
Так называемая теория типов ключевой акцент ставит на строении человеческого тела. Например, по конституциональной типологии Кречмера есть лептосоматик, алектик, пикник, диспластик. А Шелдон классифицировал личности по телосложению эндо-, экто- и мезомофа.
Эдуард Шпрангер
Ещё одна концепция описывает человеческую личность по форме познания мира и духовным ценностям. Это может быть теоретик, экономист, эстет, политик и так далее.
Гордон Олпорт
Мнение основывается на уникальности каждой личности по конкретным чертам. Автор теории считал, что «своё» во внутреннем мире человека является его уникальной отличительной чертой.
Курт Левин
Источник движущих сил личности по Левину скрывается в тандеме человека с ситуацией и определяется отношением к тем или иным обстоятельствам.
Феноменологические и гуманистические теории
Главный принцип — это положительное начало в каждом человеке, стремление и реализация личностного потенциала по максимуму. Например, один из сторонников подобного подхода — А. Маслоу — на первое место ставил человеческую потребность в самоактуализации.
Эрих Фромм
Ведущей позицией в данной концепции её приверженцы считают самовыражение и проявление личностной индивидуальности.
Виктор Франкл
Ключевые моменты — свобода, ответственность, смысл жизни.
* * *
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что личность человека, как в скептически настроенной науке психологии, так и в разносторонней практике жизни, многогранна и неповторима, словно эксклюзивный узор крохотной снежинки под микроскопом. В нашем изменчивом и далеко не идеальном мире очень важно сохранять собственные уникальные черты и оригинальность, ценности и приоритеты.
Каковы бы ни были внешние обстоятельства, важно помнить одну главную истину: я — личность, целый мир, Вселенная, бесконечный Космос. А настоящая личность не должна подстраиваться под изменчивый мир, как поётся в известной песне, или пытаться подражать кому-то, даже если этот человек настоящая звезда.
Чтобы добиться успеха в любом аспекте жизни, важно осознавать свои желания и стремления, понимать себя и адекватно оценивать свои способности. Никто другой не сможет занять место под солнцем, предназначенное для конкретной личности. Потому что каждая индивидуальность — единственна в своём роде. И поэтому неповторима.
Анна Гришко
Личность что это? Значение слова Личность
Значение слова Личность по Ефремовой:
Личность — 1. Совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность. отдельное человеческое я. // Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства.
2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. // перен. Человек с ярко выраженной индивидуальностью, необыкновенный в каком-л. отношении.
3. Человек как член общества. // Человек как юридическое лицо.
4. перен. разг.-сниж. Физиономия, лицо (1*1).
Значение слова Личность по Ожегову:
Личность — Человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо N3
Личность Обидные замечания, намеки
Личность в Энциклопедическом словаре:
Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности.2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивидакак члена общества или общности. Понятие личности следует отличать отпонятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и»индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всехдр.). Личность определяется данной системой общественных отношений,культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
Значение слова Личность по словарю медицинских терминов:
Личность — человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок.
Значение слова Личность по Психологическому словарю:
Личность — Личность — относительно устойчивая система поведения — индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка — , которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Значение слова Личность по словарю Ушакова:
ЛИЧНОСТЬ
личности, ж. 1. только ед. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность, как носитель отдельных социальных и субъективных признаков и свойств. Гражданам СССР еспечивается неприкосновенность личности. Конституция СССР….Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории… Ленин. Личность Пушкина. Уважение к чужой личности. || Образ такого отдельного я, воплощенный в произведениях искусства (книжн.). Литературная личность Гоголя. 2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения. Светлая личность. Благородная личность. Подозрительная личность. 3. преимущ. мн. Намек в речи на определенное лицо. замечания, имеющие целью задеть, обидеть какое-н. определенное лицо (устар.). Михаил Трофимович (Каченовский) не раз позволял себе личности в своих критических статьях. Пушкин. Прошу без личностей. 4. Физиономия, лицо (простореч. неправ.). Смотрю на вас: личность у вас как будто знакомая, а не признаю. — Рука… так и лезет произвести где-н. порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков. Гоголь.
Значение слова Личность по словарю Брокгауза и Ефрона:
Личность (философ.) — внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Так как разум и воля суть (в возможности) формы бесконечного содержания (ибо мы можем все полнее и полнее понимать истину и стремиться к осуществлению все более и более совершенного блага), то Л. человеческая имеет, в принципе, безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического прогресса. Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в Л., действительно осуществляется в обществе, которое есть расширенная, или восполненная, Л., так же как Л. есть сосредоточенное, или сжатое, общество. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее. так, с установлением государственного порядка вместо родового быта кровная родственная связь лиц не теряет своего значения, а только перестает быть принципом самостоятельных и обособленных групп (родов), ограничиваясь лишь частным или домашним союзом семейным, не имеющим уже ни внутренней юрисдикции, ни права кровавой мести. Началом прогресса от низших форм общественности к высшим является Л. в силу присущего ей неограниченного стремления к большему и лучшему. Л. в истории есть начало движения (динамический элемент), тогда как данная общественная среда представляет консервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Когда Л. чувствует данное общественное состояние в его консерватизме как внешнее ограничение своих положительных стремлений, тогда она становится носительницею высшего общественного сознания, которое рано или поздно упраздняет данные ограничения и воплощается в новых формах жизни, более ему соответствующих. Разумеется, не всякое столкновение Л. с обществом имеет такое значение. есть существенное различие между преступником, восстающим против общественного порядка в силу своих злых страстей, и историческим героем, как Петр Великий, сознающим и создающим взамен старого новый порядок жизни, хотя между такими крайними проявлениями личной силы есть точки соприкосновения и промежуточные звенья, вследствие чего коренное различие не всегда ясно представляется обеим сторонам и возникают трагические положения в истории. В родовом быту за Л. признается действительное достоинство и права лишь в силу принадлежности ее к данному роду. Те лица, которые впервые замечают несоответствие этого положения внутреннему значению Л., становятся носителями сверхродового сознания, которое сейчас же стремится к воплощению в новых общественных формах: эти лица собирают вольные дружины, основывают города и целые государства. В пределах государственного порядка, при котором человеческая жизнь разделяется на частную, или домашнюю, и всенародную, или публичную, Л. имеет более свободы в первой и более широкое поприще во второй (сравнительно с родовым бытом, где эти две сферы находятся в слитном состоянии). Тем не менее и государство, как союз национально-политический, не может представлять собою окончательное осуществление и удовлетворение Л. в ее безусловном значении. Совершенным восполнением Л. может быть только общество неограниченное, или универсальное. Впервые носительницею универсального сознания Л. человеческая выступает в буддизме — первой религии, возвысившейся над национально-политическими разделениями и обращавшейся ко всем людям. вместо национальных богов абсолютное значение приписывается святому мудрецу, собственным личным подвигом освободившемуся от всех условий действительного бытия и проповедующему такое освобождение всем тварям. Здесь, таким образом, безусловное значение Л. понимается отрицательно, как полное упразднение всякой объективной среды (Нирвана). Развитие гуманитарной культуры в классическом мире (особенно греческая философия) создает для Л. новую, чисто-идеальную среду. высший представитель человечества — философ — сознает свое безусловное значение, поскольку он живет в истинносущем умопостигаемом мире идей (платонизм) или всеобъемлющей разумности (стоицизм), презирая кажущийся мир преходящих явлений. Но это ограничение истинной жизни одною идеальною сферой требует практически такого же самоотрицания действительного живого человека, какое проповедуется буддизмом. Положительное утверждение своего безусловного значения Л. находит в христианстве как откровении совершенного Лица — богочеловека Христа — и обетовании совершенного общества — Царства Божия. Задачу христианской истории составляло и составляет воспитание человечества для перерождения его в совершенное общество, в котором каждая Л. находит свое положительное восполнение или действительное осуществление своего безусловного значения, а не внешнюю границу для своих стремлений. Изначала с возникновением универсального сознания Л. мы находим в истории стремление к созданию сверхнародных организаций, ей соответствующих (всемирные монархии древности — см. Всемирная монархия, — затем средневековая католическая теократия, наконец, различные международные братства и союзы в новые времена). Но это лишь попытки, более или менее далекие от идеала истинного лично-общественного универсализма, т. е. безусловной внутренней и внешней солидарности каждого со всеми и всех с каждым. осуществление этого идеала, очевидно, может совпасть только с концом истории, которая есть не что иное, как взаимное трение между Л. и обществом. Вопрос о личном или безличном характере абсолютного первоначала см. Метафизика, Пантеизм. о единстве Л. и ее раздвоении см. Психология, Самосознание. Вл. С.
Определение слова «Личность» по БСЭ:
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
В специальных исследованиях понятие «Л.» обычно употребляется во втором, более узком смысле: когда педагог говорит о Л. школьника-подростка, социолог — о Л. рабочего, криминалист — о Л. преступника, психиатр — о Л. невротика и т. д., каждый из них имеет в виду прежде всего те черты, которые делают человека соответственно школьником-подростком, рабочим и т. п. и которые для них типичны и существенны, абстрагируясь от остальных. Понятие
«Л.» следует отличать от понятий «индивид» (человек как единичный представитель некоего целого — биологического или социального) и «индивидуальность» (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом и т. п.). Л. же появляется только с возникновением сознания и самосознания. Л. является объектом изучения философии, психологии и социологии.
Проблема Л. в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и «…чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он сделать себя самого, создать свою собственную жизнь»
(Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 43).
В своём первоначальном значении словом «Л.» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре (сравни с русским «личина»). Л. вне общины или полиса для древнегреческой философии так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма. Однако уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его
«сущности», какой он сам её видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Разные религиозно-философские системы выделяют разные стороны этой проблемы. Если в античной философии Л. выступала преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность,
«индивидуальная субстанция» рационального характера (Боэций), синоним нематериальной души. В философии нового времени, начиная с французского философа Р. Декарта, распространяется дуалистическое понимание Л., на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. понятие «Л.» практически сливается с понятием «Я».
Английский философ Дж. Локк считал, что «…личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя, как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах…»
(Избранные философские произведения, т. 1, М., 1960, с. 338). тождество личности Локк усматривает в её сознании. По И. Канту, человек становится Л. благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять своё Я нравственному закону. если психологическая Л. — лишь способность осознания собственной тождественности, то моральная Л. — это свобода разумного существа, подчиняющегося
«…только тем законам, которые оно (само или по крайней мере совместно с другими) для себя устанавливает» (Кант И., Соч., т. 4, ч. 2, М., 1965, с. 132). В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования Л.: её биологические и социальные детерминанты, степени свободы Л. по отношению к природе, обществу и самой себе. Однако в домарксовской философии эти проблемы не были достаточно четко разграничены, Л. и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные, однопорядковые величины. Отсюда, с одной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение Л., рассмотрение её главным образом как продукта социальной или биологической среды, а с другой — волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественную и историческую необходимость. При этом Л. оказывается либо абсолютным демиургом (творцом), либо трагическим страдающим началом, гибнущим под натиском внечеловеческих безличных сил (романтики).
Марксистско-ленинская философия снимает эти противоположности. Если «сущность человека» не «…абстракт, присущий отдельному индивиду», а «…совокупность всех общественных отношений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т. 3, с. 3), то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла. Мир перестаёт быть простой совокупностью
«внешних» вещей, становится человеческим миром, а человеческий индивид обретает социальную природу. Основа формирования Л. как в фило-, так и в онтогенезе — общественно-производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими. Учение об общественно-исторической природе человека не снимает проблемы Л. в собственном смысле слова. Л. как
«…индивидуальное общественное существо…» (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 591) детерминирована не только наличной системой общественных отношений и унаследованной от прошлого культурой, но обусловлена и своими биологическими особенностями.
Для Маркса человек одновременно и продукт, и субъект истории. «История не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 102). Безличные общественные отношения, противостоящие индивиду как нечто внешнее, объективное, от его воли не зависящее, суть объективизация деятельности прошлых поколений, т. е. опять-таки «живых личностей».
Бессильный в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится творцом истории совместно с другими, в составе общественных классов и социальных групп. «Поэтому всякое проявление его жизни… является проявлением и утверждением общественной жизни»
(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 590).
В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы Л., их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения Л. и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии Л. Однако процесс этот глубоко противоречив.
«…В ходе исторического развития, — и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, — появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 77). Это Отчуждение достигает своего апогея при капитализме, который, с одной стороны, провозглашает Л. высшей социальной ценностью, а с другой — подчиняет её частной собственности и «вещным»
отношениям.
Трагическая саморазорванность сознания буржуазного общества, ищущего точку опоры то в изолированной от мира саморефлексии, то в прославлении иррационального, спонтанно-чувственного начала, ярко отражается в современной западной философии (см. Экзистенциализм, Персонализм) и социологии (теория «массового общества» и т. п.).
Разрешить эти противоречия может только коммунистическое общество, в котором «…свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 447).
В общей психологии под Л. чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чём именно усматривается такое начало, теории Л. подразделяют на психобиологические (У. Шелдон, США), биосоциальные (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США), психосоциальные (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США), психостатистические
(«факторные» — Р. Кеттел, США, Д. Айзенк, Великобритания) и т. д.
Хотя развитие теории Л. сильно отстаёт от эмпирических исследований и в ней много спорного и неясного, в последние десятилетия достигнуты определённые успехи.
В свете экспериментальных данных подверглись критике и вынуждены были сдать многие свои позиции односторонние теории Л., такие, как Фрейдизм, Бихевиоризм, персонализм. По-новому поставлены и некоторые старые проблемы.
Хотя о соотношении биологических и социальных факторов формирования Л. всё ещё идут споры, альтернативная постановка вопроса — наследственность или среда, природа или воспитание — постепенно отходит в прошлое, уступая место пониманию того, что поведение человека как Л. определяется единством обоих факторов, взаимодополняющих и опосредующих друг друга. Доказано, например, что нормальное, адекватное биологическому полу индивида сексуальное поведение достигается только в том случае, если биологическая детерминация пола (хромосомная, гормональная, морфологическая) сочетается с соответствующей психосоциальной детерминацией (половая Идентификация, усвоение надлежащих половых ролей и т. д.). Бесспорно, однако, что сложные формы социального поведения и соответствующие мотивы Л. являются по своему содержанию социальными и наследственность индивида (генотип, соматотип и т. п.) определяет лишь его предрасположенность к ним или специфические формы протекания данных психический процессов. Для понимания этой взаимозависимости большое значение имеют исследования, прослеживающие эволюцию определённых психологических черт у одних и тех же людей на протяжении длительного периода их жизни и с учётом особенностей тех условий, в которых она протекает.
В значительной мере преодолен современной психологией и традиционный дуализм «внешних», интерпсихологических, и «внутренних», интрапсихологических, процессов. Согласно Л. С. Выготскому и его последователям, внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир путём усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы (А. Н. Леонтьев). Т. о.,
«социальное» и «индивидуальное», на первый взгляд являющиеся противоположностями, оказываются связанными друг с другом генетически и функционально.
Большие теоретические трудности представляет проблема структуры Л. Отказавшись от традиционного понимания Л. как более или менее случайной совокупности психологических черт, современные психологи видят в ней определённую систему, структуру. Но раскрывается это по-разному.
«Многофакторные» теории (Айзенк, Кеттел и др.) рассматривают Л. скорее как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи Тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. «Холистические» или
«организмические» теории, напротив, видят в Л. субстанциальное единство, которое лишь проявляется в эмпирически наблюдаемых свойствах.
В социальной психологии преобладает интериндивидуальный подход, при котором структура Л. выводится из структуры взаимодействия индивида с другими людьми и социальным целым, к которому он принадлежит. В возрастной и дифференциальной психологии чаще изучают интраиндивидуальную структуру. Структура Л. нередко отождествляется то со структурой её мотивов, то со структурой её деятельности (поведения). Многоуровневые структурные модели, включающие в себя и биологически обусловленные особенности, и мотивы, и социальные свойства, и самосознание Л., часто громоздки и эклектичны. Эти трудности сказываются и в типологиях Л. Многочисленные существующие типологии и классификации Л. имеют разные теоретические основания — нейрофизиологические, психофизиологические, психологические, социально-психологические, социологические, — причём между разными теориями и уровнями исследования большей частью нет логических мостов. На роль интегрирующего личностного начала претендуют разные понятия (в советской психологии это, например, установка Д. Н. Узнадзе и его школы, «направленность личности», «отношения» В. Н. Мясищева и т. д.),
которые недостаточно хорошо согласуются друг с другом.
Чем больше психических свойств (характер, темперамент, способности, чувства и т. д.) называются «личностными», тем глобальнее становится понятие «Л.» и тем труднее им оперировать, вплоть до полного совпадения понятий «общей психологии» и «психологии Л.».
Однако задача создания общей теории, описывающей регуляцию человеческого поведения на всех уровнях — от организмического до социального включительно, выходит за рамки не только теории Л., но и психологии в целом. Психологи, занимающиеся изучением Л. в собственном смысле слова, обычно суживают свою задачу и видят ядро Л. как субъекта сознательной деятельности в мотивационной сфере, выделяя в её составе потребности, интересы и направленности (С. Л. Рубинштейн). В этой области психологии достигнуты большие успехи. Важное значение для нормального функционирования Л. имеет также такой внутренний регулятивный механизм Л., как самосознание, включая образы собственного Я, самооценка и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение. Эти явления привлекают к себе усиленное внимание психологов (В. С. Мерлин, К. К. Платонов). Серьёзную помощь в этом отношении оказывает психопатология: изучение расстройств, неврозов и поведения людей в различных патогенных ситуациях существенно проясняет закономерности нормального функционирования различных подсистем Л.
Больших успехов добилась в последние годы дифференциальная психология и особенно дифференциальная психофизиология (Б. М. Теплов), изучающие индивидуальные различия. важное значение для дальнейшего развития этих направлений имеет совершенствование методов измерения разных личностных характеристик.
Отправная точка социологических исследований Л. — не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включён, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет. Анализируя социальные (прежде всего экономические) отношения людей, Маркс подчёркивал, что люди участвуют в них
«…не как индивиды, а как члены класса» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 76), что «…определенные общественные роли вытекают отнюдь не из человеческой индивидуальности вообще…» (Маркс К., там же, т. 13, с. 78), а детерминированы социальной структурой общества.
Современная социология пользуется рядом терминов, в которых описываются переходы от индивидуального к социальному и переходы от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению (классовая принадлежность, социальная позиция, статус, роль, социальный тип, социальный характер и т. д.). Однако эти термины имеют в разных социологических теориях весьма неоднозначное содержание. Во фрейдистских теориях (Э. Фромм) социальный характер рассматривается как продукт специфического преобразования психосексуальных влечений людей под влиянием определённой социальной среды. Понятие социальной роли многие буржуазные авторы трактуют в узком социально-психологич. смысле: как ожидание, предъявляемое индивидами друг другу в процессе непосредственного взаимодействия в малых группах. Не отрицая известного значения этой проблематики, марксистская социология ставит её, однако, в зависимость от той общей социальной системы, к которой принадлежит любая данная группа или организация, а также культуры и истории.
Марксистская социология Л. имеет поэтому разные уровни исследования: изменение социального типа Л. и степени её свободы в зависимости от характера общественного строя. соотношение автономных факторов социализации Л. в разных социальных системах. Л. в организации. закономерности социального взаимодействия индивидов в различных социальных группах. потребности, мотивы и ценностные ориентации Л., регулирующие её социальное поведение, и т. д. Последние проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной мере условна.
Тот факт, что социология изучает Л. лишь в связи с её принадлежностью к определённой социальной системе и только под этим углом зрения, нередко используется для ложных взглядов, будто социология вообще «уничтожает личность», растворяя её в безличных социальных ролях, отрицает творческую активность Л. и т. п. Такие взгляды совершенно беспочвенны. Возражая теоретикам народничества, В. И. Ленин подчёркивал, что, изучая общественные отношения людей, социолог
«…тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 424).
Именно изучение социальной системы позволяет понять ценностные ориентации Л., её притязания и идейную направленность, возможную степень её творческого проявления. Но социальное поведение детерминируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества. Каждый индивид как Л. — это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории.
Процесс социализации отнюдь не сводится к пассивному «приспособлению» индивида к «готовым» социальным формам. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному осознано и оценено Л., побуждает её к совершенно различным действиям.
«Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам»
(там же, т. 16, с. 40).
Марксистская философия и социологическая концепция Л. имеет важное значение для этики, педагогики и др. наук, а также для практики коммунистического строительства и воспитания нового человека.
Порывая с буржуазным Индивидуализмом, научный коммунизм не менее резко критикует различные варианты мелкобуржуазного «казарменного коммунизма», стремящегося к нивелированию Л. По словам Энгельса,
«…общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 305). Высшей целью коммунистического общества является гармоническое и всестороннее развитие человека. Идеал марксистского гуманизма — не растворение Л. в безличной
«массе», а гармоническое сочетание личного и общественного. На этом пути встаёт целый ряд сложных социальных проблем (диалектика развития Л. и общественного разделения труда, пути превращения труда в первую жизненную потребность Л., соотношение предметной деятельности и межличностного общения и т. д.). Важнейшей предпосылкой формирования нового человека является развитие творческой активности каждого, с которой неразрывно связано чувство социальной и моральной ответственности.
Лит.: Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания, Л., 1968. Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968. Буева Л. П., Социальная среда и сознание личности, М., 1968. Замошкин К). А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность, М., 1966. Кон И. С., Социология личности, М., 1967. Ковалев А. Г., Психология личности, 3 изд., М., 1970. Ковалев С. М., О человеке, его порабощении и освобождении, М., 1970. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972. Личность. Материалы обсуждения проблем личности на симпозиуме, состоявшемся 10-12 марта 1970 г. в Москве, М., 1971. Мясищев В. Н., Личность и неврозы, Л., 1960. Проблема человека в современной философии, М., 1969. Наумова Н. Ф., Проблема человека в социологии,
«Вопросы философии», 1971, № 7. Проблемы экспериментальной психологии личности, «Уч. зап. Пермского педагогического института», 1968, т. 59, в. 5 и 1970, т. 77, в. 6. Смирнов Г. Л., Советский человек, 2 изд., М., 1973. Сэв Л.«Марксизм и теория личности»,
пер. с франц., М.,1972. Ярошевский Т. М., Личность и общество, пер. с польск., М., 1973. AIlport G. W., Pattern and growth in personality, N. Y., 1963. Handbook of personality. Theory and research, ed. E. F. Borgatta, W. W. Lambert, Chi., 1968. The study of personality. An interdisciplinary appraisal, ed. E. Norbeck, D. Price-Williams, W. М. McCord, N. Y., 1968. Maddi S. R., Personality theories. A comparative analysis, Homewood (Ill.), 1968. The handbook of social psychology, ed. G. Lindzey, E. Aronson, 2 ed., v. 5, N. Y., 1969. Bischof L. J., Interpreting personality theories, 2 ed., N. Y., 1970.
И. С. Кон.
Значение слова ЛИЧНОСТЬ. Что такое ЛИЧНОСТЬ?
Словарь юридический
Личность — — человек как активный субъект общественных отношений. Объединяет категории гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. См. также Физическое лицо.
Личность — — человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое автономное положение в… подробнее
Личность — Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена общества или общности…. подробнее
Личность — — индивид как субъект социальных отношений, система социально значимых качеств человека, продукт социализации. Личность характеризуется активностью, устойчивой… подробнее
Личность — — в правовом смысле человек как физическое лицо. Кроме того, употребляется и в более широком смысле, объединяя в единое целое категории «человек» и «гражданин» (см. также: Гражданин. Основные права и свободы). (С. А.)
Личность — — индивид как субъект социальных отношений; индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями.
Словарь медицинский
Личность — Личность (Personality) — (в психологии) индивидуум с особыми личностными качествами, которые отличают его от других людей. Наиболее распространенные среди людей модели… подробнее
Словарь БСЭ
Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности.2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивидакак члена общества или общности…. подробнее
Словарь Ожегова
Личность — Человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо N3
Личность — Обидные замечания, намеки
см. также морфологический разбор слова «личность».
словарный запас для описания личности или характера — стиль IELTS!
Тематический словарь >> Урок 12: Личность
Во время экзамена IELTS Speaking вас могут попросить рассказать о чьей-либо личности или характере. Прочтите следующие вопросы и ответы в стиле IELTS ниже и обратите внимание на фразы, выделенные полужирным шрифтом . Используйте раздел «Определения» внизу страницы, чтобы проверить значение любых фраз, которые вы не понимаете.
Вопросы в стиле 1 части
Examiner: Как бы вы себя описали?
Паула: Все говорят мне, что я беру после , моя мама, так как я довольно непринужденный … Я думаю, что я хорошая компания , но вы должны спросить моих друзей, согласны ли они…
Examiner: Чем вы похожи на своих друзей?
Мануэль: Кажется, меня привлекают интровертов … не люди, которые мучительно застенчивы , но большинство моих друзей немного зарезервировано … и я думаю, что это то, что мне нравится…
Экзаменатор: Вы похожи или отличаетесь от своего брата (ов) / сестры (ов)?
Мира: Я думаю, что мы с братом очень похожи… Я бы сказала, что мы веселые и склонны быть немного экстравертами … мой брат определенно — это жизнь и душа компании … Я Не уверен, что это относится ко мне…
Задача в стиле 2
Опишите своего бывшего учителя, которому вам нравилось учить.Вы должны сказать
- кем был этот человек
- когда они были вашим учителем
- какой предмет они учили?
и опишите, что вам понравилось в их характере.
Каролина: Я бы хотела описать своего школьного учителя английского… мисс Томас… это было несколько лет назад, и она была моей учительницей в то время, когда мне было немного скучно в школе… в отличие от некоторых из них. другие учителя Мисс Томас никогда не теряла самообладания … она была очень спокойной и легкомысленной … она также была очень широкой … мы могли задавать ей вопросы по многим предметам, в которых некоторые другие учителя отказались бы обсудить, что заставило нас уважать ее еще больше … у нее было отличное чувство юмора тоже … она смеялась над нашими шутками, а также заставляла нас смеяться … и она также наклонялась назад , чтобы помочь нам в нашей работе … она всегда ставила нас на первое место и часто оставалась в конце урока, чтобы поговорить с любым, кто нуждался в помощи … очевидно, ее очень уважали в своей области, но вы никогда не узнаете, поскольку она была из тех, кто прятал свой свет под бушелем … она была вер y скромный и скромный … так что да… Мисс Томас была учительницей, о которой у меня остались теплые воспоминания…
Вопросы в стиле 3 части
Examiner: Какие личные качества, по вашему мнению, мы больше всего хотим передать нашим детям?
Мартин: Я бы определенно хотел, чтобы мои дети были уверенными в себе и уверенными в себе … Я действительно верю, что люди, которые хорошо себя чувствуют, находятся в хорошем положении, чтобы столкнуться с тем, что жизнь может им предложить … и я » Буду надеяться, что они не будут эгоцентричными … но вспомнят о других…
Examiner: Какие качества, по вашему мнению, наименее привлекательны в человеке?
Марианна: Ну … с очень ограниченными людьми трудно ладить … приятно, когда кто-то открыт для мнения других людей и готов думать о своих взглядах … а люди с двуличным могут быть немного раздражающим… отношения строятся на доверии, а без честности мало что остается…
Examiner: Какие типы личности, по вашему мнению, менее подвержены стрессу или тревоге?
Sol: Наверное, люди толстокожие … которые не позволяют людям или проблемам слишком сильно влиять на них… и если вы справедливо , у вас будет меньше шансов остро реагировать на ситуации или быть быстрыми. закаленное …
Определения
- быть душой вечеринки : веселый человек, тот, кто является центром деятельности
- наклоняться назад : очень стараться помочь кому-то
- широкий кругозор : готов принять другие взгляды или поведение
- спокойный : расслаблен и нелегко ни о чем беспокоиться
- экстраверт : энергичный человек, любящий компанию других
- справедливый : одинаково относиться к людям
- весело : получать удовольствие
- , чтобы скрыть свой свет под сосудом : скрыть свои таланты и навыки
- хорошая компания : с приятно общаться
- хорошее чувство юмора : умение понимать, что смешно
- интроверт : застенчивый
- непринужденный : см. «Легкомысленный»
- выйти из себя : внезапно рассердиться
- узкий кругозор : противоположность «широкому кругозору» (см. Выше)
- очень застенчивый : очень застенчивый
- ставить других на первое место : думать о других перед собой
- вспыльчивый : быстро разозлиться
- зарезервировано : застенчиво
- уверенный в себе : уверенный
- эгоцентричный : думает только о себе
- самоуверенный : верит в собственные способности или знания
- скромный : не пытаться привлечь внимание других (особенно с точки зрения сокрытия своих навыков или способностей)
- взять после : быть похожим (часто на другого члена семьи)
- толстокожий : критика нелегко
- заслуживает доверия : можно доверять
- двуличный : нечестный или искренний.Скажут кому-то в лицо одно, а в отсутствие — другое.
Следующий шаг? Проверьте себя по тематическому словарю. Подпишитесь на IELTS Speaking: Advanced для тестирования словарного запаса и многого другого!
,
примеров ответов и тематического словаря для устного экзамена IELTS — TheTestTaker
- Опишите себя физически.
— На самом деле У меня типичный азиатский вид , и у меня молодой вид , и я выгляжу молодо для своего возраста, так как я миниатюрный. У меня светлого цвета лица, , маленькие глаза и черных волос до плеч.
- Опишите себя эмоционально
-Честно говоря, я чувствительный человек , когда дело касается моей семьи.Однако я человек, который не выходит из себя легко, потому что я терпеливый и внимательный к другим людям.
- Чем вы похожи на своих друзей?
— Что ж, , могу сказать, что у нас много общего, особенно когда речь идет о наших интересах. Кроме того, все мои друзья заслуживают доверия и легкомысленные , как и я, плюс мы все экстраверты .
- Вы похожи или отличаетесь от своего брата (ов) / сестры (ов)?
— На самом деле , я могу сказать, что я почти похож на своих сестер, так как мы все любим одни и те же вещи.Кроме того, я могу сказать, что мы часто ведем себя и реагируем на определенные вопросы, такие как проблемы и жизненные препятствия.
Опишите кого-нибудь, кто вам нравится в вашей семье. Вы должны сказать:
- какой это тип веб-сайта
- Какая у него личность
- Почему вам нравится этот человек
и почему он вам полезен ,
По общему признанию , у всех нас есть кто-то, кто нам больше всего нравится в нашей семье. Лично , мне больше всего нравится мой отец, и я считаю его одним из моих лучших друзей и героев.
Физически , он красивый мужчина и имеет молодую внешность , он высокий, со средним телосложением , и светлый цвет лица , а также его заостренный нос дополняет его черные волосы , на самом деле у нас есть поразительное сходство . Могу сказать, что у него не только хорошая внешность , но и доброе сердце тоже.Для меня он один из самых добрых людей , которых я когда-либо знал, потому что он готов помочь другим, не ожидая чего-то взамен.
Более того, , он действительно очень терпеливый человек, особенно в , имея дело с препятствиями в нашей семье, хотя иногда он и строг. Неоспоримо, он стекла наполовину человек , который вдохновляет меня больше всего, независимо от того, насколько сильно ситуация, которую мы столкнулись. Наконец, он — моя таблетка счастья , потому что у него хорошее чувство юмора и самоуверенный , который всегда шутит ; поэтому он всегда заставляет меня улыбаться, несмотря на некоторые трудности, с которыми я сталкиваюсь.
Очевидно , он лучший отец в мире, и он мне нравится по многим причинам. Начнем с , он — мое вдохновение в жизни , потому что я был свидетелем того, как он остановился посреди бури в нашей семье. Второй , он мой образец для подражания , так как он готов пожертвовать своим счастьем ради нас самих, и он желает лучшего для всех нас . Так что, если я буду выбирать между моим отцом и тем, что может предложить этот мир, я определенно не колеблясь выберу своего отца.
.
Leave A Comment