Задание №15 ЕГЭ по русскому
правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
За пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку можно получить один первичный балл. В предложении, написанном в задании, в местах пропусков букв «н/нн» стоят цифры; в ответе требуется указать все цифры, на месте которых должно стоять либо «н», либо «нн». Выпускники довольно часто допускают здесь ошибки. Давайте повторим приведенную ниже теорию, чтобы на экзамене получить высший балл.
Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку
н/нн в составе суффиксов прилагательных и причастий
н | нн |
---|---|
-ин- | -онн- |
Лебединый, звериный, мышиный | Традиционный, революционный, редакционный |
-ан-/-ян- | -енн- |
Песчаный, серебряный, кожаный | Искусственный, жизненный, тыквенный |
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный | Исключение: ветреный |
В прилагательных, обозначающих цвета | В прилагательных, образованных от существительных, кончающихся на –мя |
Зеленый, багряный, синий | Безымянный (от имя), временный (от время) |
В кратких страдательных причастиях | На стыке основы, кончающейся на «н», с суффиксом «н» |
Воспитан, избалован | Равнинный, длинный, сонный |
В прилагательных, обозначающих растения, с суффиксом «ов» | В прилагательных, обозначающих растения, без суффикса «ов» |
Апельсиновый, мандариновый | |
В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида | В страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида |
Жареный, вязаный | Решённый, обиженный |
Исключение: раненый | |
В кратких отглагольных прилагательных | |
Воспитанна, образованна | |
В отглагольных прилагательных с суффиксами «ова/ева» | |
Маринованный, асфальтированный | |
Исключение: кованый, жеваный |
В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько же «н», сколько в исходном слове:
Вареник (от вареный), избранник (от избранный), мороженое (от мороженый).
Нужно запомнить написание следующих слов:
н | нн |
---|---|
Труженик, приданое, масленица, инфракрасный, гостиница, бешеный, смышленый, суженый | Невиданный, нежданный, нечаянный, негаданный, медленный, жеманный, священный, смотренный, отчаянный, чеканный, неожиданный, обещанный, считанный, окаянный |
Алгоритм выполнения задания №15 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание.
- Определите часть речи слов с пропущенными орфограммами.
- Примените правила из теории. Не забывайте об исключениях!
- Выпишите цифру/цифры в бланк ответов.
Через неплотно притворё(1)ые ставни было видно изразцовую печь, свежевыкраше(2)ые полы, недавно краше(3)ые хозяевами стены, увеша(4)ые рисунками на темы детских сказок.
Внимательно читаем задание. Переходим к предложению. На месте цифр вставляем одну или две Н в соответствии с правилами русского языка:
Через неплотно притворёННые (на месте (1) пишем НН в причастии с зависимым словом неплотно) ставни было видно изразцовую печь, свежевыкрашеННые (на месте (2) пишем НН в причастии, образованном от глагола совершенного вида с приставкой выкрасить (что сделать?)) полы, недавно крашеННые (на месте (3) пишем НН в причастии с зависимым словом недавно) хозяевами стены, увешаННые (на месте (4) пишем НН в причастии с зависимым словом рисунками) рисунками на темы детских сказок.
Ответ:pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Задание ER1518T Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.
- Ищем слово, в котором пишется НН.
- Проявлены – пишем одну Н, так как это краткая форма страдательного причастия; свойственные – прилагательное, пишем Н, так как суффикс ЕНН; изысканность – пишем НН, так как в слове два суффикса – А и НН, так как существительное образовано от причастия изысканный с приставкой и образованного от глагола совершенного вида.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Задание ER1501 Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.Осе(1)ими ночами земля теряет накопле(2)ое за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрас(3)ого излучения.
- Ищем слово, в котором пишется одна буква Н.
- Осенними – основа на Н плюс суффикс Н, следовательно, пишем удвоенную НН; накопленное – пишем НН, так как это причастие с зависимым словом и с приставкой; инфракрасного – в прилагательных, обозначающих цвет, пишется всегда Н.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Задание ER1502 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.Он мечтал стать исследователем неизведа(1)ых тайн и боялся, что на нашей огром(2)ой планете уже не осталось мест, неизуче(3)ых, неосвое(4)ых, непокорё(5)ых человеком.
- Ищем слово, в котором пишется НН.
- Неизведанных, неизученных, неосвоенных, непокоренных – причастия с приставками, образованные от глаголов совершенного вида, следовательно, пишем НН; огромной – прилагательное, пишем Н.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Задание ER1503 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.Стихи его были непривыч(1)ы и неожида(2)ы, но Маяковский заставлял себя слушать: к концу вечера переполне(3)ый зал не сводил с него восторже(4)ых, восхищё(5)ых глаз.
- Ищем слово, в котором пишется НН.
- Непривычны – краткое прилагательное, образованное от прилагательного непривычный, в котором пишется Н, значит и в краткой форме будет одна Н; неожиданны – полная форма неожиданный, значит и в краткой форме НН; переполненный – причастие с приставкой, образованное от глагола совершенного вида, пишем НН; восторженных, восхищенных – прилагательное с суффиксом ЕНН, пишем НН.
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
Задание ER1522T Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна – письме(2)ый стол для занятий; огромный сундук, обитый кожей и кова(3)ым железом, и удивительный ларчик, оклее(4)ый резной костью.
Внимательно читаем задание. Переходим к предложению. Раскрываем скобки в соответствии с правилами русского языка:
Обстановка комнаты скромная: деревяННая (на месте цифры 1 в отымённом прилагательном пишем две НН, так как перед нами слово-исключение) кровать; у окна – письмеННый (на месте цифры 2 в отымённом прилагательном пишем
pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить
👀 7.
Задание 15 ЕГЭ. Написание НН
Похожие презентации:
Написание -Н- и -НН- в суффиксах. ЕГЭ. (Задание 14)
Подготовка к ЕГЭ. Орфография. Задание 14. -н- и -нн- в различных частях речи
Н-НН в наречиях, прилагательных и причастиях, полных и кратких. Подготвка к ЕГЭ, теория и практика выполнения задания 14
Орфография. Правописание -н- и -нн- в различных частях речи. Готовимся к ЕГЭ, задание А8
Н и нн в суффиксах прилагательных
ЕГЭ. Орфография. Задание 14. -н- и -нн- в различных частях речи
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 15, 11 класс
Суффиксы. Правописание Н и НН
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Трудные случаи написания [н] и [нн] в суффиксах разных частей речи
Задание 15
ЕГЭ по русскому
Демоверсия 2021
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН
Представители позднего классицизма были
убежде(1)ы, что искусство предназначе(2)о для
глуби(3)ого постижения человека и мироздания
Как сделать 15-е задание?
1. Определить часть речи
• причастие
• прилагательное
• наречие
• существительное
2. Вспомнить правила и исключения
3. Записать ответ
Причастия
отглагольные прилагательные
Н
несов. вид
Крашеный, гладкокрашеный
НН
сов. вид
покрашенный
! названый брат, посажёный отец, смышленый
ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье,
конченый человек
Причастия
отглагольные прилагательные
Н
НН
нет зависимых слов
мощёная дорога
есть зависимые слова
мощённая булыжником
дорога
Причастия и отглагольные прилагательные
Н
краткие
решена, сделана
НН
• ованный, ёванный
организованный
искл. кованый, жёваный, клёваный
Причастия и отглагольные прилагательные
желанный, невиданный, неслыханный,
нечаянный, нежданный, негаданный,
священный, жеманный, медленный,
долгожданный, недреманный, окаянный
Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы
почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту…
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая
кожа(3)ым ремнём, и холстиННые, давно не
глаже(5)ые штаны
Н в прилагательных
н
ан, ян, ин
юный
орлиный, кожаный, серебряный
! стеклянный, оловянный, деревянный
• Ветреный – с ветром
Ветреный день, ветреная девушка
• Ветряной – приводимый в движение ветром
Ветряная мельница, ветряная оспа
• безветренный
НН в прилагательных
нн
лимонный
енн, онн
станционный, соломенный
пустынная – пустынна, зелёные — зелены
Утро было ветре(1)ым; за ночь око(2)ые стёкла
покрылись ледя(3)ыми узорами…
Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах,
развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз
буйством красок
Н и НН в наречиях
В наречии пишется столько же Н, сколько и в слове,
от которого оно образовано
путать – путаный след, путаник, путано отвечал
запутать – запутанных, запутанность,
запутанно объяснил
…сделал голову его стра(5)о похожей на голову
больного, старого льва
… ни разу в стихах не упомянул ни отца, ни матери,
но при этом сердце его не было лише(1)о
родстве(2)ых чувств: брата и сестру он нежно любил
всю жизнь, самоотверже(3)о им помогал…
Н и НН в существительных
НН, если корень оканчивается на Н, а суффикс
начинается с Н
конница, бесприданница, малинник
Н, если существительное образовано от основы
прилагательного (отыменного) с одним Н
Например: песчаник, пряности, юность
…портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и
потомков восторже(2)ые чувства
Жизнь Айвазовского, великого труже(1)ика…
…хотел видеть носителей скрытой от обычных людей
исти(1)ы
1. Причастие или прилагательное?
2. Н или НН
3. Исключения и слова для запоминания
Спасибо за внимание!
English Русский Правила
Валентин Серов. Линия Жизни
Мария Иванова
Артикул:
ТЕКУЩИЕ ВЫСТАВКИ
Выпуск журнала:
№1 2012 (34)
Валентин Александрович Серов (1865-1911) – ключевая фигура русского искусства конца 19 – начала 20 веков. Широкая публика знает его прежде всего как живописца, хотя его графический талант ценили даже современники. «Серов-график может быть даже сильнее Серова-живописца», — писал Игорь Грабарь. Выставка «Валентин Серов. Линия жизни», проходившая в ГТГ с декабря 2011 г. по май 2012 г., прослеживает путь великого художника по его работам, хранящимся в отделе графики ГТГ, многие из которых не экспонировались публично. до.
Валентин Серов — особая фигура в истории Третьяковской галереи. Художник дружил с наследниками Павла Третьякова, входил в правление галереи в 1899–1911 годах и много сделал для пополнения ее коллекции. Однако при жизни Серова в музее хранилось лишь несколько его работ. Как член правления Серов считал неэтичным для галереи покупать его работы. Большая часть его произведений поступила в музей после 1911 года, от наследников художника, а также из Остроуховского музея иконы и живописи, Цветковской галереи, Музея нового западного искусства и Государственного музейного фонда. Сегодня Третьяковская галерея обладает наиболее полным и ценным собранием графических и акварельных произведений художника (более 750 отдельных листов, 45 альбомов).
Многогранность таланта Серова и его разноплановые художественные поиски, отражающие эволюцию изобразительного искусства в «Серебряном веке», составляют основу концепции выставки. Он отражает динамику эволюции творчества художника, который, будучи наследником реалистической традиции XIX века, предвосхитил открытия живописцев XX века.
Эта эволюция особенно хорошо прослеживается в его многочисленных портретах. Ранние работы Серова (портреты Татьяны Мамонтовой (1879 г.)) и Марии Симонович (1879)) отличаются живописными приемами в рисунке, мягкостью карандашной лепки, верностью натуре. На эти произведения, по-видимому, повлияло творчество Ильи Репина, у которого Серов в то время брал частные уроки.
В 1880 году, несмотря на юный возраст — ему не было еще и 16 лет, установленный возраст для поступления в институт, — Серов поступил в Императорскую Академию художеств и стал учиться в мастерской Павла Чистякова. Академический стиль не был естественен для молодого художника, привыкшего к либеральному мазку в духе Репина, но Чистяков сразу выделил своего нового ученика. Много лет спустя, уже признанный художник, Серов признавался своему наставнику: «Я помню вас как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных неприкосновенных правил формы — единственного, чему можно научить. 1 Учась у Чистякова, Серов создал рисунок, изображающий спящего господина Таньона (1884 г. ), друга Мамонтовых, ранее воспитавшего их детей. Принципы, заложенные Чистяковым, — внимательное изучение натуры, обучение у великих мастеров прошлого — навсегда останутся стержневыми в художественных методах Серова. Он провел много часов в Эрмитаже, копируя Рембрандта, Веласкеса и Веронезе. Часто он не рабски копировал пьесы, а свободно импровизировал на их темы. Одно из таких произведений — акварель «Венера у зеркала» (189 г.0s), вариация на тему картины Тициана 2 .
Со студенческих лет зарисовка с натуры была важным упражнением, в котором Серов оттачивал свое графическое мастерство. Немалую ценность представляют его акварельные изображения натурщиков, выполненные в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, когда он уже там преподавал, и не только сухие академические композиции. В собрании Третьяковской галереи есть несколько изображений «любимой натурщицы Серова» (по словам Михаила Шемякина) Веры Ивановны 3 . Произведения различаются по стилю в зависимости от художественной цели. Одна работа напоминает портреты Генриетты Гиршман (поворот головы, пышная прическа, элегантные туфли), другая отличается экономией формы и палитры, напоминая работы художницы на античную тематику («The Похищение Европы», 1910). До последних лет своей жизни Серов работал над совершенствованием своего владения линией и формой, рисуя с натуры. В 1910-1911 годах посещал мастерские Академии Жюлиана и Академии Коларосси в Париже наравне с начинающими художниками. Богатый опыт рисования с натуры и способность выдерживать многочасовые сеансы анатомического рисования лежали в основе мастерства Серова-портретиста.
В 1900-е годы Серов стал пользоваться широкой известностью и, как следствие, многочисленными портретными заказами. Всегда стремящийся к освоению новых форм и стилей, художник не «тратил» свой талант на бесконечную серию модных портретов. В каждой новой работе Серов ставил перед собой иную цель — попытаться уловить сущность характера своей модели и передать ее на холсте.
Серов создал портрет Софьи Лукомской по заказу крупного промышленника Александра Ратькова-Рожнова в 1900. «Образ настолько убедителен, — писал Игорь Грабарь, — что один из виднейших французских психиатров, увидев фотографию акварели, точно диагностировал психическое состояние модели, которая к тому времени стала жертвой серьезной болезни. .» 4
Портреты Серова всегда отличались проницательной характеристикой, иногда нелестной для натурщика. В 1905 году по заказу журнала «Золотое руно» художник создал портрет поэта-символиста Константина Бальмонта. «Чрезвычайно выразительна дерганая, обезьянья фигура уверенного в своей гениальности поэта» 9 .0023 5 Грабарь прокомментировал.
Любимой моделью Серова с 1904 года была Генриетта Гиршман, хозяйка известного московского салона и жена крупного промышленника и коллекционера Владимира Гиршмана. История создания ее портретов — это история поиска «большого стиля», основанного на достижениях мастеров прошлого и отвечающего требованиям нового времени. В эскизе гуашью на картоне изображен сидящий предмет (1904 г.), его плавные линии созвучны стилю модерн. Однако Серов не удовлетворился этим рисунком и попытался его уничтожить. В 1906 он приступил к работе над образом Гиршман в ее будуаре. Акварельный этюд к портрету, представленный на выставке, передает идею художника — вызвать в памяти «Менины» Веласкеса через разнообразие ассоциаций, порождаемых произведением, и игру отражений в зеркале. Грабарь причислил этот портрет к лучшим произведениям Серова. Сам художник особенно любил свой последний портрет Гиршмана, овальное изображение 1911 года. Серов чувствовал, что по благородству и чистоте линии он наконец приближается к творчеству таких мастеров, как Энгр и Рафаэль. Одновременно с портретом Гиршмана Серов работал над портретом княгини Паулины Щербатовой. Отличающийся по формату и назначению — монументальный и типично парадный портрет — он соответствует и стилистическим изысканиям Серова в неоклассическом русле.
Художественные искания Серова вышли далеко за рамки жанра портрета. «Знаете, я все-таки немного пейзажист», — писал он 6 . Особая чуткость к природе чувствуется уже в работах, выполненных художником в 14-летнем возрасте, — «Деревня Мутовки. Около Абрамцева» (1879 г.), «Ахтырка. Дом с садом» (1879 г.). Молодежь, работавшая в те годы рядом с Репиным, переняла стиль его наставника, но нежное отношение к отдельным участкам природы и внимание к деталям делают его зарисовки похожими не столько на работы Репина, сколько на карандашные наброски Ивана Шишкина. Интересно, что Серов выбрал, казалось бы, приземленные повествования, которые многие другие художники того времени не заметили бы. Таков рисунок сгоревшего дома, увиденный им незадолго до Рождества из окна квартиры Репина («После пожара», 1890).
Абрамцево, имение Мамонтовых, а также Домотканово, купленное Владимиром Дервизом, другом Серова и мужем его сестры, были не просто убежищем для эмоционального отдыха. В этих убежищах Серов создал такие пейзажи, как «Деревня» (1898 г.), «Серый день» (1898 г.), «Жеребята у водопоя» (1904 г.), лиризм и неприхотливая красота которых ставят их в один ряд с Исаакиевским. произведения Левитана.
В пейзажах Серова неизменно присутствуют люди и животные. Одно из его самых убедительных и необычных произведений — рисунок мелом «Першероны» (1909), результат спора с сестрой Ниной Симонович-Ефимовой о том, кому лучше нарисовать лошадь по памяти. Исход этой «дуэли» был предрешен: Серов тонко уловил своеобразные формы и движения французских ломовых лошадей.
Серов, никогда не оставлявший своих художественных исканий, столь же разносторонне брался за пейзажи, и эволюция его стиля прослеживается в его акварелях. Начав с натуралистических и детализированных пейзажей, художник с годами эволюционировал в сторону более обобщенного подхода и четких цветовых пятен («Пейзаж. У забора вокруг деревни», 1900с; «Карета», 1908). Уже в 1890-х годах Серов создал замечательно впечатляющий рисунок исчезающего в метель ямщика («Ямщик», 1890-е годы) — эфемерное однотонное акварельное изображение. Серов умел несколькими мазками кисти создавать формы захватывавших его пейзажей Греции, как на гребне скалы или набегающей волны («Греция. Пейзаж», «Греция. Остров Крит»). «, оба с 1907 г.).
Иногда художник делал вариации одной композиции, используя разные средства. Интересно сравнить его знаменитую пастель «Крестьянка с лошадью» (1898) и одноименный офорт 1899 года, выполненный по заказу журнала «Мир искусства». Учитывая особенности офорта как средства, художник заменил пастельную мягкость линий энергичными черными мазками, контрастирующими с белой поверхностью листа.
Пейзажи Серова, созданные на пленэре, тесно связаны с его композициями на темы из русской истории. Точный в исторических деталях, художник стремился воплотить в жизнь образы прошлого, используя пейзаж как способ привнести в свои картины элементы реальности.
Серов впервые обратился к исторической теме в 1900-х годах при подготовке иллюстраций к книге Николая Кутепова «Как охотились цари и императоры на Руси. Конец XVII-XVIII веков». Эта комиссия вдохновила на создание картин, эскизы которых — «Выход на охоту (Петр II и царевна Елизавета Петровна на охоте с собаками)» (1900) и «Екатерина II на охоте с соколами» (1900–1902) — проходят в Третьяковской галерее. Интересно, что в каждом случае художник в поисках подходящего повествования выбирал не характерный момент охоты на зверей, а предшествующий эпизод прибытия охотников на место происшествия. Серова, который сам не был увлеченным охотником, больше всего интересовало реалистическое изображение жизни XVIII века.
Серов особенно интересовался личностью Петра I. Вместе с Александром Бенуа, еще одним энтузиастом «петровской эпохи», он посетил дворцы под Петербургом, построенные в XVIII веке, и музеи эпохи (в Эрмитаже художник сделал рисунки всей уцелевшей одежды Императора и изучил его посмертную маску).
Прекрасно сохранившаяся внутренняя обстановка домика Петра I «Монплезир» в Петергофе вдохновила Серова на создание «Петра I в Монплезире» (1910-1911), первый набросок которой был создан в 1903 году. К тому времени у художника уже возникла идея изобразить царя в момент, когда, только что проснувшись, он подходит к окну. «Только встал с постели, плохо спал, болен, лицо зеленое», 7 , как объяснил художник свое видение. Эта натуралистическая деталь была нужна, чтобы возвысить изображение до уровня написанной с натуры картины, добавить правдивости портрету.
В 1906 году Иосиф Кнебель предложил Серову создать образ Петра I в период строительства Петербурга для книги «Образы русской истории» (Москва, 1908). Художник увлёкся этим сюжетом и до конца жизни возвращался к нему снова и снова, создавая новые варианты, самый известный из которых — гуашь «Петр I» (1907). Серов хотел показать реального человека, а не приукрашенный образ монарха. «Жаль, — сказал он, — что этот человек, в котором не было ничего пафосного и тошнотворно милого, всегда изображался героем оперы и физически привлекательным. Но он был безобразен: веретено… шел огромными шагами, и всем его спутникам приходилось бежать, чтобы не отставать от него». 8 В 1910-1911 годах художник работал над новым вариантом изображения. Ключевая идея осталась прежней — показать вечно торопливого и благоговейного Петра, нетерпеливого к своим ленивым подданным. В этой композиции царь был изображен едущим на стройку на телеге и угрожающе размахивающим своим огромным кулаком перед лицом праздно гуляющего крестьянина.
Серов достиг своего апогея как художника в период создания группы «Мир искусства», со многими из ее участников дружил и сотрудничал. Увлеченность художника исторической темой соответствовала увлеченности прошлым художников «Мира искусства». Но еще более крепкую связь между Серовым и группой создавало их общее увлечение театром. Художник с детства общался с театральными людьми: в московский дом его родителей, известного композитора и музыкального критика Александра Серова и его матери, талантливой пианистки Валентины Бергман-Серовой, приезжали музыканты, актеры и художники. Позже, сдружившись с семьей Мамонтовых и установив близкие отношения с членами абрамцевской колонии, Серов тоже не мог устоять перед театром, который был страстью Саввы Мамонтова. Вместе с Василием Поленовым и Михаилом Врубелем Серов рисовал декорации для любительских спектаклей в Абрамцево и сам участвовал в них, проявив незаурядный актерский талант.
В 1900 году Серов помог Врубелю написать гигантский занавес для частной оперы Мамонтова. Его первым крупным театральным проектом стало оформление декораций к постановке оперы А. Серова «Юдифь» в Мариинском театре в Петербурге в 1908–1909 годах (премьера состоялась 10 ноября 1908 года). Первоначально для этой работы был привлечен Константин Коровин, но Серов был недоволен тем, что он сделал, считая, что декорации «лишены той скромной степени благородства» 9 , которая присутствовала в его эскизах. Следующей и последней постановкой, которую оформил Валентин Серов, стал балет Николая Римского-Корсакова «Шахерезада» для сезона «Русских балетов» Сергея Дягилева в Париже. Художник сам предложил свои услуги по росписи занавеса для спектакля, премьера которого уже состоялась. Занавес в стиле иранских миниатюр был выполнен в Париже в конце мая — начале июня 19 г.11 вместе со скульптором Иваном Ефимовым и его женой, художницей Ниной Симонович-Ефимовой. Серов писал Илье Остроухову: «У меня было две недели, чтобы закончить персидскую занавеску, что я и сделал. Пришлось работать с 8 утра до 8 вечера (в таком темпе я еще никогда не работал). И наши господа художники и некоторые французские коллеги говорят, что занавес вышел неплохо. Суховатый, но не неблагородный, в отличие от сахаристой пышности Бакста». 10 Интересно, что в этот период его снова особенно заботила «благородность» постановки.
Заслуги Серова как сценографа скромны, но его тесная связь с этим видом искусства нашла свое выражение в серии портретов выдающихся театральных деятелей. В 1909-1910 годах он создал несколько отличающихся удивительной ясностью форм рисунков с участием танцовщиц дягилевской труппы (Тамары Карсавиной и Анны Павловой), создал характерные этюды к знаменитому портрету Иды Рубинштейн.
Серов был лично знаком с Константином Станиславским с ранних лет, они участвовали в одних и тех же любительских спектаклях в доме Мамонтовых, а позже сошлись во взглядах на миссию искусства. Два постулата системы Станиславского — «возбуждение эмоций физическими действиями» и «проживание той роли, которую играешь» 11 — применимо и к творчеству Серова. В 1911 году он создал портрет великого режиссера: художник смотрит на свою модель снизу вверх, как будто этот человек находится на сцене и слегка возвышается над зрителем. Тот же прием был использован в монументальном портрете Федора Шаляпина 1905 года. Серов пересмотрел принципы парадного портрета, применив их не к образу аристократа, как это было принято раньше, а к образу видного актера.
Другим примером использования четких графических линий в монументальном произведении является афиша к спектаклю «Сильфиды» с Анной Павловой (1909, Российская государственная библиотека). «Портрет Павловой работы Серова получил в печати больше рецензий, чем сама Павлова», — писал в своих воспоминаниях 12 критик Лаврентий Новиков.
Подобные изыскания в монументальных жанрах были одним из главных занятий художника в последние годы его жизни. Часто в этих проектах фигурировали мифы и темы из искусства Древней Греции. Планы Серова по оформлению греческих залов Музея изобразительных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) в 1902, а затем его совместное с Бакстом путешествие в Грецию в 1907 году вдохновили его на создание образов, богатых отсылками к греческой древности.
«Похищение Европы» (1910) — картина, посвященная одному из центральных мифов эгейских цивилизаций. Как и при работе с образами из русской истории, художник стремился соединить натуралистический рисунок и символическую образность. Он создал декоративную фреску, но в то же время оживил таинственную Кору, изобразив ее существом, которое движется и жестикулирует, как настоящая женщина. Художник повсюду искал животное, на котором можно было бы смоделировать быка, который, согласно легенде, был реинкарнацией Зевса, и только в Италии, на ферме в Орвието, он нашел то, что ему было нужно.
Параллельно художник работал над другим изображением, связанным с греческой мифологией, «Одиссей и Навсикая» 13 . Еще в 1903 году он сказал Бенуа, что его интересует картина Навсикая, хотя «не в том виде, в каком ее обычно изображают, а такой, какой она была на самом деле» 14 .
Как и в случае с «Похищением Европы», Серов придумал несколько версий «Одиссея и Навсикая». Нынешняя выставка представляет собой горизонтальный набросок, изображающий процессию, нарисованную тушью. Более развитый набросок, выполненный гуашью, отличается теплой палитрой и обрамлением с мотивом елочки, заимствованным Серовым непосредственно из эгейского искусства. Еще один вариант выполнен гуашью и темперой. Если предыдущая версия напоминает монументальный фриз, то темперная картина представляет собой самостоятельное произведение искусства со сбалансированными пропорциями, изображающее шествие на фоне высокого жемчужно-серого неба. Дочь художника вспоминала, что эти работы были разной цветовой гаммы, потому что над некоторыми из них Серов работал в Финляндии, что и создавало мягкие серовато-голубые цвета.
Художник так и не завершил свои новаторские произведения, которые, по его замыслу, были посвящены греческой древности, но основаны на современности. «Работа над картинами изрядно утомила Серова, и в 1911 году он не прикоснулся к ним, как бы вовсе забросив их» 15 . Возможно, Серов положил «Одиссея и Навсикаю» и «Похищение Европы» на полку с расчетом на продолжение их позже и только для заказа, вполне согласующегося с интересом Серова к исследованию древнегреческих тем в монументальном искусстве. В 1910 особняк семьи Носовых в Москве ремонтировался в «классическом стиле» по проекту Ивана Жолтовского. Для оформления интерьера были привлечены такие художники, как Мстислав Добужинский, Константин Сомов и Александр Бенуа. Серову были заказаны росписи столовой по мотивам «Метаморфоз» Овидия. В своей привычной манере художник добросовестно работал над этой темой, создавая множество эскизов и этюдов для росписи. Идея заключалась в том, чтобы создать композицию, состоящую из трех секций, гениально разделенных кариатидами в виде фавнов, как архитектурные перегородки. С некоторыми вариациями композиция должна была быть сосредоточена вокруг таких сюжетов, как «Диана и Актеон», «Эрос, Аполлон и Дафна» и «Венера». Трудно сказать, какое решение в конце концов принял бы Серов, но все его наброски свидетельствуют о «том стремлении к упрощению линий и форм, которое было характерно для исследований Серова в последний год его жизни» 9 . 0023 16 .
Работа над иллюстрациями к басням Ивана Крылова стала для Серова «лабораторией изысканий» 17 той искомой линии, идеальной по чистоте и остроте характеристики. Художник работал над этим проектом с 1895 года до последних дней своей жизни. Как остро заметил Всеволод Дмитриев, «только в своих рисунках и любимых баснях Серов мог так смело и неуклонно переходить к заветным идеалам, потому что современники не контролировали его здесь и считали эти произведения периферийными, маргинальными для его искусства» 9.0023 18 . На выставке представлены 12 основных тем, выбранных художником для задуманного им издания «12 рисунков Валентина Серова к басням Ивана Крылова», а также рисунки к другим басням и многочисленные зарисовки с натуры, раскрывающие Серова как гениального живописца животная жизнь.
Выставка «Валентин Серов. Линия жизни» охватывает множество тем, как и сам художник в своем творчестве. Вопреки всем математическим правилам короткая линия его жизни аналогична линии его творчества, уходящей в бесконечность и пересекающей все основные художественные направления конца XIX века. го и начала 20 века.
- Валентин Серов «Переписка, документы, интервью. В двух томах». Ленинград: 1989. (далее «Серов: Переписка, документы, интервью»). Том. 2. С. 151.
- Картина Тициана, сначала хранившаяся в Эрмитаже, а в 1931 году проданная в США, сейчас находится в Национальной художественной галерее (Вашингтон, округ Колумбия)
- Валентин Серов. «Воспоминания, дневники, письма современников». В двух томах. Ленинград: 1971. (Здесь и далее «Серов: Воспоминания, дневники, письма современников»). Том. 2. С. 230.
- Грабарь, Игорь. «Валентин Александрович Серов: его жизнь и искусство. 1865-1911». Москва: 1965. (далее «Грабарь, 1965».) С. 336.
- Там же, с. 174.
- Грабарь, Игорь. «Серов». Москва: 1914. (далее «Грабарь, 1914»). С. 82.
- Серов. Воспоминания, дневники, письма современников. Том. 1. С. 438.
- Грабарь, 1914. С. 248. .
- Серов. Переписка, документы, интервью. С. 152.
- Там же, стр. 298—299.
- Грабарь, 1965. С. 282. .
- Серов. Воспоминания, дневники, письма современников. Том. 2. С. 473.
- По мотивам 6-й книги гомеровской «Одиссеи».
- Эрнст, Сергей. «В[алентин].А[лександрович].Серов». Петроград: 1921. С. 67. .
- Грабарь, 1965. С. 231. .
- Там же, с. 286.
- Круглов Владимир. «Искусство Серова в отражении коллекции Русского музея». В сети: http://www.virtualrm.spb.ru/ru/resources/galleries/serov_grm
- Дмитриев, Всеволод. «Валентин Серов». Петроград, 1916. С. 43-44.
Назад
Теги:
Серов Валентин Александрович | Русский художник
- Дата рождения:
- 19 января 1865 г. Санкт-Петербург Россия
- Умер:
- 5 декабря 1911 г. (46 лет) Москва Россия
- Механизм/стиль:
- Искусство модерн Импрессионизм Передвижники
Просмотреть все связанные материалы →
Валентин Александрович Серов , (род. 7 января [19 января по новому стилю] 1865, Санкт-Петербург, Россия — ум. 22 ноября [5 декабря] 1911, Москва), Русский художник, чьи работы отражают переломный момент в стиле и мировоззрении русского искусства конца 19-начала 20 веков, а также переход от реализма через импрессионизм к модерну.
Сам Серов как бы продемонстрировал связь между противоположными художественными взглядами и культурными эпохами. Его отец, композитор Александр Серов, умер, когда Валентину было шесть лет. Его мать, музыкант и писатель, была женщиной с прогрессивными идеями, близкой к группе «Передвижники». Первым учителем Серова был Илья Репин, позже, в Академии художеств в Петербурге, он учился у Павла Чистякова. Ученик передвижников, Серов не расходился со стилем своих учителей. Он выставлялся с передвижниками (к которым он присоединился в 189 г.).4) и при Союзе русских художников, преподавал в Академии художеств и Московском институте живописи, ваяния и зодчества (1897–1909), был членом совета Треяковской галереи. В то же время он был также членом группы, связанной с Миром Искусства («Мир искусства»; конец 1890-х) и Мюнхенским Сецессионом, который распространял «новый стиль» модерна. Таков был динамизм роста Серова, что он успел за короткий период принять различные эстетические направления. Первый современный формалист русского искусства, Серов был также первым художником, который сознательно выбрал определенный стиль из многих доступных тогда.
Викторина «Британника»
Сможете ли вы сопоставить эти малоизвестные картины с их художниками?
Его первый знаменитый портрет Веры Мамонтовой — «Девушка с персиками» (1887) — демонстрирует полное владение языком импрессионизма. Еще один портрет того же периода — «Девушка в солнечном свете: портрет Марии Симонович » (1888) — уже демонстрирует постимпрессионистский подход к форме. Желтовато-коричневые оттенки и бравурность мазков Серова Портрет итальянского певца Франческо Таманьо (1891–92) напоминают Питера Пауля Рубенса и Диего Веласкеса, а Портрет итальянского певца Анджело Мазини (1890) показывает некоторое сходство со стилем Репина.
Серов всегда искал аллюзивный изобразительный знак, который придавал бы глубину теме изображаемого предмета. Например, в своих подмосковных пейзажах он воспринял лирический пейзаж, напоминающий Алексея Саврасова. В его более поздних монохромных портретах ( Мария Ермолова , 1905; Федор Шаляпин , 1905) и в своих историко-мифологических композициях ( Похищение Европы , 1910) Серов выразил, соответственно, суть петербургской «живописной графики» и стиля модерн, проявившегося во многих работа группы Мир Искусства .
Серов уникален тем, что открыл пересечение портретного жанра с формальным идеалом модерна. Временами портреты Серова граничат с преувеличением, но его язвительные характеристики не противоречат внушительным качествам его персонажей. Парадность, всегда характерная для пародийных портретов, характерна для поздних работ Серова (9).0185 Портрет Ольги Орловой , 1911). Временами, как в Иде Рубинштейн (1910), поразительное изображение выражает самую суть художественного образа.
Leave A Comment