(1 Вопрос) 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества

1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

2. Термин «философия» означает:

г) любовь к мудрости;

3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

г) всеобщее в системе «мир-человек»;

4. Философии присущи функции:

г) все эти функции вместе взятые.

5. Философия объясняет мир с помощью:

г) рациональной аргументации;

6. Философияэто:

а) мировоззрение;

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

г) доводах и умозаключениях разума;

8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты):

б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)? в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)? г) как быть счастливым (Сократ)?

10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):

б) в чем сущность человека? г) в чем смысл жизни?

11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) разумное миропонимание;

12. Необходимым признаком философского мировоззрения является:

г) абстрактность;

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, это:

в) мировоззрение;

14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

б) мифология; г) религия. а) философия; в) наука;

15. В своих истоках философия и наука опирались на:

а) мифологию;

16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:

в) в мифологической;

18. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты):

а) онтология; г) аксиология; е) антропология; ж) гносеология.

20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:

г) онтология;

21. Философское учение о всеобщих законах познания это:

а) гносеология;

22. Центральной проблемой онтологии является:

в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального;

23. Аксиологияэто учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц; в) материя – это объективная реальность; г) атрибутом материи является движение;

(2 Вопрос) 2.

Античная философия

1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

в) Фалес;

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

г) стихийный материализм.

3. Представителей милетской школы называют стихийными мате­риалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;

4. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

д) Гераклит.

5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита;

6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:

г) Гераклит;

7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор;

8. Число в пифагорейской школе – это:

б) первоначало мира, тождественное вещи;

9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие;

10. Основоположником античного атомизма является:

б) Демокрит-Левкипп;

11. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;

12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:

а) Протагор;

13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…»

д) другие не знают и этого.

14. Майевтика это:

д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

15. Идея, согласно Платону:

б) нематериальна, но умопостигаема;

16. Истинное познание по Платону есть:

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно,

самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познаватьэто как раз и значит припоминать».

в) Платон;

18. «Государство» Платона было:

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

г) философов, воинов, ремесленников;

20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

в) единство материи и формы;

21.

Этот античный философ писал: «…Государство продукт естественного развития и что человек по природе своейсущество политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»

а) Аристотель;

22. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

1. вода; г) Фалес; 2. апейрон; б) Анаксимандр; 3. огонь; д) Гераклит. 4. число; в) Пифагор; 5. атомы; а) Демокрит;

24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:

1. Платон; б) идея; 2. Гераклит; а) логос; 3. Аристотель; г) форма; 4. Демокрит; д) атом; 5. Эмпедокл; е) любовь; ж) ненависть.

25. Установите соответствие философа той или иной школе:

1. Парменид; б) Элейская школа; 2. Демокрит; а) атомисты; 3. Анаксимандр; в) Милетская школа; 4. Плотин; г) неоплатонизм; 5.

Пиррон; д) скептики.

26. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. материализм; б) Демокрит; г) Эпикур; 2. идеализм; а) Парменид; д) Платон. в) Аристотель;

27. Установите соответствие учителя ученику:

1. Платон; б) Аристотель; 2. Сократ; г) Платон. 3. Аристотель; в) Александр Македонский; 4. Фалес; а) Анаксимандр;

28. Установите последовательность философских учений античности:

б) «все из воды»; в) «в основании всего лежит число»; а) «мир идей»; г) «воздержание от суждения».

29. Установите последовательность философских школ античности:

б) Милетская школа; а) пифагорейцы; г) Академия; в) Ликей; д) неоплатоники.

Философия — ответы часть 16

Главная / Ответы на новые тесты / Философия / Страница 16

Упражнение 53408:


Номер

Установите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями. 1. Развитие – неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга3. Развитие – волнообразный переход от хаоса к порядку

Ответ:

&nbspдиалектика&nbsp

&nbspметафизика&nbsp

&nbspсинергетика&nbsp

&nbspэклектика&nbsp



Упражнение 53409:


Номер

Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель

Ответ:

&nbspДемокрит&nbsp

&nbspГ. Лейбниц&nbsp

&nbspФалес&nbsp

&nbspАвгустин Аврелий&nbsp

&nbspИ. Кант&nbsp



Упражнение 53410:


Номер

Установите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:1.  Овладение атомной энергией2. Развитие генной инженерии3. Появление нанотехнологий

Ответ:

&nbspконец 40-х – 60-е гг. ХХ в.&nbsp

&nbspсередина 80-х – 90-е гг. ХХ в.&nbsp

&nbspначало XXI века&nbsp

&nbspначало ХХ века&nbsp



Упражнение 53411:


Номер

Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями.1. Деление исторического процесса на формации2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора3. Мир разделен на центр и периферию.

Ответ:

&nbspлинейный подход&nbsp

&nbspнелинейный подход&nbsp

&nbspМир-системный подход&nbsp

&nbspстатичный подход&nbsp



Упражнение 53412:


Номер

Установите соответствие между понятием и его содержанием. 1. Мельчайшая неделимая частица2. Непрерывная среда, заполняющая  все мировое пространство3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего4. Существование само по себе

Ответ:

&nbspатом&nbsp

&nbspэфир&nbsp

&nbspсубстанция&nbsp

&nbspбытие&nbsp

&nbspнебытие&nbsp



Упражнение 53413:


Номер

Установите соответствие между понятиями и способами типологизации  общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя

Ответ:

&nbspцивилизационный подход&nbsp

&nbspформационный подход&nbsp

&nbspмиросистемный подход&nbsp

&nbspстадиальный подход&nbsp



Упражнение 53414:


Номер

Установите соответствие между событиями и типами социальной мобильности. 1. В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными.2. Учитель был назначен директором школы.3. Накануне вступления в брак невеста приняла католичество.

Ответ:

&nbspнисходящая вертикальная&nbsp

&nbspвосходящая вертикальная&nbsp

&nbspгоризонтальная&nbsp

&nbspмежпоколенная&nbsp



Упражнение 53415:


Номер

Установите соответствие между социальной группой и её характерными особенностями:1. Молодежь2. Башкиры3. Член ЛДПР4. Православные

Ответ:

&nbspсоциально-психологические особенности&nbsp

&nbspединство языка и традиций&nbsp

&nbspединство политических взглядов&nbsp

&nbspобщность религиозных убеждений&nbsp

&nbspпроживание на территории одного государства&nbsp



Упражнение 53416:


Номер

Установите соответствие между социальной общностью и критерием  выделения социальных общностей. 1. Семья2. Сословие3. Нация

Ответ:

&nbspкровнородственные связи&nbsp

&nbspсоциально-экономический статус&nbsp

&nbspэтнокультурные корни&nbsp

&nbspстепень упорядоченности, организованность&nbsp



Упражнение 53417:


Номер

Установите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии.1. Деление общества на бедных и богатых2. Национальная принадлежность3. Главный инженер стал директором предприятия4. Католик принял православие

Ответ:

&nbspсоциальная стратификация&nbsp

&nbspсоциальная дифференциация&nbsp

&nbspвертикальная мобильность&nbsp

&nbspгоризонтальная мобильность&nbsp

&nbspсоциальная санкция&nbsp



Упражнение 53418:


Номер

Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества. 1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса

Ответ:

&nbspполитическая сфера&nbsp

&nbspэкономическая сфера&nbsp

&nbspсоциальная сфера&nbsp

&nbspдуховная сфера&nbsp



Упражнение 53419:


Номер

Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий «культура» и «цивилизация».1. А. Тойнби2. Э. Тайлор3. О. Шпенглер4. Ф. Бродель

Ответ:

&nbspЦивилизация – определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.&nbsp

&nbsp«Культура» и «цивилизация» – синонимы.&nbsp

&nbsp«Цивилизация» – умирающая культура.&nbsp

&nbspЦивилизация – база культуры.&nbsp

&nbspПонятия «культура» и «цивилизация» никак не связаны друг с другом. &nbsp



Упражнение 53420:


Номер

Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд

Ответ:

&nbspматериалистический детерминизм&nbsp

&nbspгеографический детерминизм&nbsp

&nbspтеория факторов&nbsp

&nbspпсихологический детерминизм&nbsp

&nbspидеалистический детерминизм&nbsp



Упражнение 53421:


Номер

Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт

Ответ:

&nbspцивилизационная теория&nbsp

&nbspформационная теория&nbsp

&nbspтеория стадий экономического роста&nbsp

&nbspтеория ценностей&nbsp

&nbspтеория исторического круговорота&nbsp



Упражнение 53422:


Номер

Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями. 1. Монада2. «Мир идей»3. «Вещь в себе»4. «Врожденные идеи»

Ответ:

&nbspплюрализм&nbsp

&nbspобъективный идеализм&nbsp

&nbspагностицизм&nbsp

&nbspдуализм&nbsp

&nbspматериализм&nbsp



Упражнение 53423:


Номер

Установите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.1. Научные знания являются частью философского знания.2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.3. Наука становится важным условием общественного прогресса.4. Научный труд есть вид индустриального труда.

Ответ:

&nbspпреднаука&nbsp

&nbspэпоха научной революции&nbsp

&nbspклассическая наука&nbsp

&nbspпостклассическая наука&nbsp

&nbspнаука эпохи неолита&nbsp



Упражнение 53424:


Номер

Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих, выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

Ответ:

&nbspмировосприятие&nbsp

&nbspмироощущение&nbsp

&nbspмировоззрение&nbsp

&nbspмиропонимание&nbsp



Упражнение 53425:


Номер

Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б.  Спиноза становится на позицию ...

Ответ:

&nbspдетерминизма&nbsp

&nbspволюнтаризма&nbsp

&nbspиндетерминизма&nbsp

&nbspлиберализма&nbsp



Упражнение 53426:


Номер

Утверждение о том, что в социальной сфере действуют биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, характерно для...

Ответ:

&nbspфрейдизма&nbsp

&nbspмарксизма&nbsp

&nbspсоциал-дарвинизма&nbsp

&nbspпозитивизма&nbsp



Упражнение 53427:


Номер

Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу . ..

Ответ:

&nbspК. Марксу&nbsp

&nbspИ. Фихте&nbsp

&nbspГ. Гегелю&nbsp

&nbspФ. Бэкону&nbsp



Упражнение 53428:


Номер

Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется ...

Ответ:

&nbspагностицизмом&nbsp

&nbspутилитаризмом&nbsp

&nbspсенсуализмом&nbsp

&nbspнигилизмом&nbsp



Упражнение 53429:


Номер

Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется ...

Ответ:

&nbspфутурологией&nbsp

&nbspэкологией&nbsp

&nbspонтологией&nbsp

&nbspэкономикой&nbsp



Упражнение 53430:


Номер

Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется . ..

Ответ:

&nbspдетерминизмом&nbsp

&nbspиндетерминизмом&nbsp

&nbspкумулятивизмом&nbsp

&nbspинтернализмом&nbsp



Упражнение 53431:


Номер

Учение о ценностях называется ...

Ответ:

&nbspаксиологией&nbsp

&nbspпраксиологией&nbsp

&nbspэтикой&nbsp

&nbspэстетикой&nbsp



Упражнение 53432:


Номер

Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом ...

Ответ:

&nbspПлатоном&nbsp

&nbspПифагором&nbsp

&nbspДиогеном Синопским&nbsp

&nbspСенекой&nbsp



Упражнение 53433:


Номер

Учение, согласно которому смыслом человеческой жизни является достижение счастья, называется . ..

Ответ:

&nbspэвдемонизмом&nbsp

&nbspгедонизмом&nbsp

&nbspсотериологизмом&nbsp

&nbspгуманизмом&nbsp



Упражнение 53434:


Номер

Ученый, который видел сущность человека в его разумности, в мышлении. Мышление – достоверная реальность и критерий всего существующего

Ответ:

&nbspР. Декарт&nbsp

&nbspЛ. Фейербах&nbsp

&nbspЗ. Фрейд&nbsp

&nbspФ. Ницше&nbsp



Упражнение 53435:


Номер

Ученый, который рассматривал человека внеисторически, абстрактно, как естественное, телесное существо

Ответ:

&nbspИ. Кант&nbsp

&nbspГ. В. Ф. Гегель&nbsp

&nbspР. Декарт&nbsp

&nbspЛ. Фейербах&nbsp



Упражнение 53436:


Номер

Ученый, по мнению которого предметом философии должно быть человеческое существование – внутренняя жизнь человека, выбор самого себя, своей сущности

Ответ:

&nbspК. Маркс&nbsp

&nbspС. Кьеркегор&nbsp

&nbspГ. В. Ф. Гегель&nbsp

&nbspР. Декарт&nbsp



Упражнение 53437:


Номер

Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:

Ответ:

&nbspгерменевтики&nbsp

&nbspструктурализма&nbsp

&nbspпостмодернизма&nbsp

&nbspсинергетики&nbsp



Упражнение 53438:


Номер

Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:

Ответ:

&nbspструктурализма&nbsp

&nbspсинергетики&nbsp

&nbspгерменевтики&nbsp

&nbspпостмодернизма&nbsp



Упражнение 53439:


Номер

Факторы, снижающие возможности общества контролировать технологическое развитие:

Ответ:

&nbspразвитие международной системы патентования&nbsp

&nbspширокое распространение научно-технической информации&nbsp

&nbspглобализация экономических отношений&nbsp

&nbspувеличение стоимости научно-технических проектов&nbsp



Упражнение 53440:


Номер

Феномен превращения человека из личности в человеческий фактор.  Технологический, компьютерный, роботообразный человек с подавленными природными потребностями – это ...

Ответ:

&nbspпостчеловек&nbsp

&nbspсверхчеловек&nbsp

&nbspчеловек современного вида&nbsp

&nbsp«человек играющий»&nbsp



Упражнение 53441:


Номер

Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен ...

Ответ:

&nbspН. Бердяевым&nbsp

&nbspВ. Розановым&nbsp

&nbspИ. Кантом&nbsp

&nbspР. Декартом&nbsp



Упражнение 53442:


Номер

Философ – основоположник позитивизма

Ответ:

&nbspКонт О.&nbsp

&nbspНицше Ф. &nbsp

&nbspМах Э.&nbsp



Упражнение 53443:


Номер

Философ 18 в., стоявший на позициях солипсизма:

Ответ:

&nbspБеркли&nbsp

&nbspЛокк&nbsp

&nbspЮм&nbsp

&nbspШеллинг&nbsp



Упражнение 53444:


Номер

Философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро, — считали:

Ответ:

&nbspкиники&nbsp

&nbspэпикурейцы&nbsp

&nbspстоики&nbsp

&nbspскептики&nbsp



Упражнение 53445:


Номер

Философ, выступивший против вульгарного материализма

Ответ:

&nbspФейербах&nbsp

&nbspГегель&nbsp

&nbspШеллинг&nbsp

&nbspМаркс&nbsp



Упражнение 53446:


Номер

Философ, обосновавший принцип материалистического сенсуализма:

Ответ:

&nbspГоббс&nbsp

&nbspСпиноза&nbsp

&nbspЛокк&nbsp

&nbspШеллинг&nbsp



Упражнение 53447:


Номер

Философ, предложивший анархистскую теорию познания и модель научного знания

Ответ:

&nbspТулмин&nbsp

&nbspПоппер&nbsp

&nbspФейерабенд&nbsp



Упражнение 53448:


Номер

Философ, предложивший важное научное понятие – парадигма

Ответ:

&nbspПоппер К. &nbsp

&nbspКун Т.&nbsp

&nbspЛакатос И.&nbsp



Упражнение 53449:


Номер

Философ, предложивший гносеологический принцип фальсифицируемости:

Ответ:

&nbspПоппер К.&nbsp

&nbspФейерабенд П.&nbsp

&nbspЛакатос И.&nbsp



Упражнение 53450:


Номер

Философ, разработавший диалектический метод на идеалистической основе

Ответ:

&nbspМаркс&nbsp

&nbspФейербах&nbsp

&nbspГегель&nbsp

&nbspШеллинг&nbsp



Упражнение 53451:


Номер

Философ, считающийся основоположником российского экзистенциализма в западной философии

Ответ:

&nbspСоловьев&nbsp

&nbspБердяев&nbsp

&nbspФранк&nbsp

&nbspБулгаков&nbsp



Упражнение 53452:


Номер

Философия как форма мировоззрения возникает . ..

Ответ:

&nbspв VII–VI вв. до н.э.&nbsp

&nbspв ХХ в.&nbsp

&nbspс возникновения человечества&nbsp

&nbspв ХIХ в.&nbsp



Упражнение 53453:


Номер

Философия науки как особое философское направление сложилось ...

Ответ:

&nbspво второй половине XIX в.&nbsp

&nbspв XIV в.&nbsp

&nbspв первой половине VI в.&nbsp

&nbspв 80-х гг. XX в.&nbsp



Упражнение 53454:


Номер

Философия Р. Декарта называется ...

Ответ:

&nbspсубъективный идеализм&nbsp

&nbspтранцендентальный идеализм&nbsp

&nbspдеизм&nbsp

&nbspматериализм&nbsp



Упражнение 53455:


Номер

Философия техники возникает в (во) . ..

Ответ:

&nbspвторой половине XIX в.&nbsp

&nbspXVII в.&nbsp

&nbspначале XXI в.&nbsp

&nbspпервой половине XVIII в.&nbsp



Упражнение 53456:


Номер

Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет \_\_\_\_\_\_\_ функцию.

Ответ:

&nbspгуманистическую&nbsp

&nbspгносеологическую&nbsp

&nbspмировоззренческую&nbsp

&nbspметодологическую&nbsp



Упражнение 53457:


Номер

Философом, выступившим против понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, был ...

Ответ:

&nbspДж.  Беркли&nbsp

&nbspФ. Бэкон&nbsp

&nbspИ. Кант&nbsp

&nbspК. Поппер&nbsp



Главная / Тесты 2 / Философия / Страница 16

Что такое вера? И почему так сложно измениться?

«Для некоторых из наших самых важных убеждений у нас нет никаких доказательств, кроме того, что люди, которых мы любим и которым доверяем, придерживаются этих убеждений. Учитывая, как мало мы знаем, наша уверенность в своих убеждениях абсурдна — и она также необходима».

Лауреат Нобелевской премии 2002 года Даниэль Канеман 1

Источник: Источник: Ален Лакруа/Dreamstime

Убеждения — скользкое понятие. Что на самом деле это они? Философия долго пыталась дать им определение. 2 В этом постправдовом и идеологически поляризованном мире нам нужно лучше понимать убеждения. Как психиатр, моя работа часто включает в себя выявление искаженных убеждений, понимание того, как они сформировались, и помощь людям научиться более скептически относиться к своим собственным убеждениям.

Давайте рассмотрим полезную эволюционную основу для более последовательного понимания того, что на самом деле представляют собой убеждения, и почему иногда бывает так трудно изменить ошибочные убеждения. Затем мы поговорим о том, как обрести более точное представление о реальности и как, в конечном счете, продвинуть общество вперед.

Убеждения как способ экономии энергии при моделировании и прогнозировании окружающей среды 3

Убеждения — это способ нашего мозга понимать и ориентироваться в нашем сложном мире. Это ментальные репрезентации того, как наш мозг ожидает, что вещи в нашем окружении будут вести себя, и как вещи должны быть связаны друг с другом — шаблоны, которым наш мозг ожидает, что мир будет соответствовать. Убеждения являются шаблонами для эффективного обучения и часто необходимы для выживания.

Мозг — энергозатратный орган, поэтому он должен был развить эффективность энергосбережения. Как прогностическая машина, она должна находить короткие пути для распознавания образов, поскольку она обрабатывает огромное количество информации, полученной из окружающей среды с помощью своих органов чувств. Убеждения позволяют мозгу очищать сложную информацию, позволяя ему быстро классифицировать и оценивать информацию и делать поспешные выводы. Например, убеждения часто связаны с пониманием причин вещей: если «б» следует за «а», то можно предположить, что «а» было причиной «б».

Эти способы интерпретации и предсказания нашего мира часто включают соединение точек и заполнение пробелов, экстраполяции и предположения, основанные на неполной информации и на сходстве с ранее распознанными моделями. Делая поспешные выводы, наш мозг предпочитает знакомые выводы незнакомым. Таким образом, наш мозг склонен к ошибкам, иногда видя закономерности там, где их нет. Это может быть или не быть впоследствии идентифицировано и исправлено механизмами обнаружения ошибок. Это компромисс между эффективностью и точностью.

Стремясь к экономии и эффективному потреблению энергии, мозг по умолчанию склонен вписывать новую информацию в существующую структуру для понимания мира, а не постоянно перестраивать эту структуру с нуля.

Увидеть значит поверить

Вполне вероятно, что процессы в мозгу, участвующие в формировании абстрактных убеждений, произошли от более простых процессов, связанных с интерпретацией сенсорного восприятия.

Поскольку мы воспринимаем внешний мир исключительно через наши чувства, нам трудно признать, что эти восприятия иногда субъективно искажены и что они не обязательно являются достоверным опытом объективной реальности. Люди склонны доверять своим физическим чувствам и своим ощущениям, даже когда у них галлюцинации, и какими бы причудливыми ни были искажения их восприятия. Люди будут накладывать объяснения поверх своего восприятия реальности, чтобы объяснить противоречия.

Мы слишком доверяем нашему субъективному опыту, а также нашим убеждениям. Мы с большей готовностью будем объяснять доказательства, которые противоречат нашему лелеемому убеждению, расширяя и развивая это убеждение с помощью дополнительных слоев искаженного объяснения, а не отказываясь от него или коренным образом реструктурируя его.

Гомеостаз — поддержание стабильности

Примитивные нервные системы развились у простых организмов отчасти для выполнения функции гомеостаза — динамического физиологического состояния равновесия или стабильности, устойчивого состояния внутренних условий. Гомеостаз строится вокруг естественного сопротивления изменениям по тому же принципу, что и термостат.

Нижние, примитивные части нашего человеческого мозга поддерживают гомеостаз дыхания, частоты сердечных сокращений, артериального давления, температуры, энергетического баланса (через аппетит) и различных эндокринных процессов. Точно так же убеждения сохраняют своего рода когнитивный гомеостаз — стабильный, привычный подход к обработке информации о нашем мире.

Следует ожидать, что гомеостатическая функция, характерная для примитивного мозга, скорее всего, сохранилась как организующий принцип в эволюции более сложного мозга. Конечно, сложные мозги и направлены на реакцию, обучение и адаптацию, но, как и примитивные функции мозга, эти адаптации в конечном счете служат поддержанию гомеостаза в постоянно меняющейся среде.

Радикальная перестройка нашей системы убеждений и создание нового мировоззрения задействует части мозга, участвующие в высших процессах рассуждения и вычислениях, и, следовательно, требует больше усилий, времени и энергии. Мозг часто не может позволить себе такие инвестиции. Это могло бы объяснить, почему, когда мы сталкиваемся с когнитивным диссонансом, нам легче разрешить этот дискомфорт, удвоив нашу существующую систему убеждений — игнорируя или объясняя сложную, противоречивую информацию.

Непротиворечивое самоощущение и личные инвестиции в свои убеждения

Еще одним важным фактором, объясняющим сопротивление изменению наших убеждений, является то, как наши убеждения так часто переплетаются с тем, как мы определяем себя как людей, — с нашей самооценкой. Действительно, убеждения связаны с частью мозга, интегрально участвующей в репрезентации себя, — вентромедиальной префронтальной корой. 4 Мы хотим чувствовать, что мы последовательны, а наше поведение соответствует нашим убеждениям. Мы постоянно пытаемся рационализировать наши собственные действия и убеждения и пытаемся сохранить устойчивое представление о себе. Признание того, что мы в корне неправы, смущает и довольно часто дорого обходится разными способами.

Во многих случаях люди лично вкладывают большие средства в свою систему убеждений. Возможно, они поставили свою репутацию на определенную веру. Нередко люди строят всю свою жизнь вокруг убеждения. И это вложение может выходить далеко за рамки самоощущения, распространяясь на крупные материальные и финансовые вложения или на карьеру всей жизни. Изменение веры для такого человека, очевидно, повлекло бы за собой монументальный переворот и может повлечь за собой невыносимые личные потери.

Неудивительно, что так трудно изменить наши заветные и укоренившиеся убеждения.

Социальное измерение убеждений

Многое из наших убеждений мы узнаём в раннем возрасте от родителей и других авторитетных взрослых людей. Многие человеческие верования являются кумулятивным продуктом тысячелетий человеческой культуры. Дети сильно предрасположены верить своим родителям, а мы, взрослые, склонны верить авторитетам.

Неудивительно, что наш мозг эволюционировал так, что он с большей готовностью верит в то, что нам говорят, чем скептически. Это имеет смысл с точки зрения эволюции как стратегия эффективного обучения у родителей, и как социальный племенной вид это способствует групповой сплоченности.

Люди могут поддаться влиянию убедительных личностей или убедительных идей, чтобы отвергнуть их ранее полученный авторитет. Иногда это рационально. Но иногда это не так — люди подвержены влиянию харизматических идеологов и общественных движений. Особенно, когда они предлагают новые привязанности и новую самоидентификацию, наполненную более сильной привязанностью, признанием, уважением и чувством цели, чем у человека ранее в его жизни.

Наука и желание доказать, что мы ошибаемся

Наука ценит изменение взглядов путем опровержения ранее существовавших убеждений и оспаривания общепризнанного авторитета с помощью новых доказательств. Это резко контрастирует с верой (не только религиозной верой). Вера гораздо более естественна и интуитивно понятна человеческому мозгу, чем наука. Наука требует обучения. Это дисциплинированный метод, который пытается систематически преодолеть или обойти нашу интуицию и когнитивные предубеждения и следовать фактам, независимо от наших предыдущих убеждений, ожиданий, предпочтений или личных вложений.

Все более широкое применение научного метода за последние четыре столетия привело к беспрецедентному, ускоряющемуся прогрессу в стремлении человечества понять природу реальности и значительному улучшению качества жизни. Обнаружение того, насколько мы коллективно ошибались во многих вещах, стало ключом к сенсационному общественному прогрессу. 5

Представьте себе, что каждый из нас как личность мог бы развить научное отношение к строгому критическому мышлению и любознательности в своей личной жизни и мог бы испытывать радостное чувство открытия всякий раз, когда мы обнаруживаем, что ошиблись в чем-то важном. Возможно, пора перестать восхищенно говорить о вере и убеждениях, как будто это добродетели.

Вера основана на вере без доказательств, тогда как наука основана на доказательствах без веры .

Культура, духовность, религия и здоровье: общая картина

Реклама

  • Том 186
  • Выпуск 10 Приложение

Ричард М Экерсли

Med J, август 2007 г.; 186 (10): С54. || doi: 10.5694/j.1326-5377.2007.tb01042.x
Опубликовано в сети: 21 мая 2007 г.

  • ИЗДЕЛИЕ
  • АВТОРОВ
  • ССЫЛКИ

Темы

Администрация служб здравоохранения

Здоровье человека имеет несколько источников: материальные, социальные, культурные и духовные. Мы — физические существа с материальными потребностями в питательной пище, чистом воздухе и воде, адекватном жилье, а также в физической активности и сне. Мы также являемся социальными существами, которым для процветания нужны семьи, друзья и сообщества. Мы культурные существа — из всех видов только нам нужны культуры, чтобы сделать жизнь стоящей. А мы духовные существа, психически связанные с нашим миром.

В этой статье я делаю несколько общих наблюдений о культурном выражении или трансляции духовного, особенно через религии, и о том, как это может повлиять на здоровье. Статья опирается на предысторию социальных детерминант здоровья и благополучия, особенно культурных влияний.1-3 Это не обзор исследовательской литературы по религии и здоровью (которая рассматривается в других статьях в этом приложении). Он отражает веру в то, что культурные изменения можно с пользой изучать в большом масштабе глобальных влияний, влияющих на целые общества, а не только в небольшом масштабе культуры как локального знания, формирующего повседневную жизнь людей и групп (подход, который предпочитают антропологи). 3,4

Культуры — это то, как мы думаем, что мир «устроен»: язык, знания, убеждения, предположения и ценности, которые формируют то, как мы видим мир и наше место в нем; придать смысл нашему опыту; и передаются между отдельными людьми, группами и поколениями. Духовность — это глубоко интуитивное, но не всегда осознанно выраженное чувство связанности с миром, в котором мы живем. Его наиболее распространенным культурным представлением является религия, институционализированная система верований и ритуального поклонения, которая обычно сосредотачивается на сверхъестественном боге или богах.

Моя главная цель — проиллюстрировать, как макрокультурные факторы, такие как материализм и индивидуализм, могут влиять на выражение духовного, включая религию, на здоровье и благополучие.

Духовность, религия и здоровье

Религиозные убеждения и практика укрепляют здоровье и благополучие, хотя некоторые аспекты этой взаимосвязи оспариваются. Психологическая литература предполагает, что преимущества для благополучия проистекают из социальной поддержки, экзистенциального смысла, целеустремленности, согласованной системы убеждений и морального кодекса, которые дает религия. религии «упаковывают» многие составляющие здоровья и благополучия, чтобы сделать их доступными для людей. Это была их социальная функция.

В общем и целом, благополучие зависит от связи и вовлеченности, от того, что вы зависли в паутине отношений и интересов. Это придает смысл жизни людей. Многие источники благополучия взаимосвязаны, отношения между источниками и благополучием часто носят взаимный характер, и один источник может хотя бы частично компенсировать отсутствие другого.

Люди могут найти смысл жизни на самых разных уровнях9. Рядом с их личной жизнью есть такие вещи, как работа, семья, друзья, интересы и желания. Многие люди сегодня находят смысл в погоне за личными целями. Существует также уровень идентичности с нацией или этнической группой, а также с сообществом. На самом фундаментальном, трансцендентном уровне есть духовный смысл. Духовность представляет собой самую широкую и глубокую форму связанности. Это самое тонкое и, следовательно, легко искажаемое, но, возможно, и самое могущественное. Это единственная форма смысла, которая выходит за пределы личных обстоятельств людей, социального положения и материального мира и поэтому может поддерживать их в проблемах и борьбе земного существования.

История показывает, что баланс и стабильность смысла жизни имеют решающее значение для личного благополучия и социальной сплоченности. Отсутствие смысла, выходящего за рамки личного, увеличивает уязвимость людей. Когда слишком много смысла придается хрупким, преходящим или эфемерным вещам, разочарование и неудача становятся более вероятными. Но дисбаланс может быть и в другом направлении, когда поиск смысла и принадлежности заканчивается полным подчинением себя — например, религиозным фундаментализмом или националистическим фанатизмом.

Многие источники психологического благополучия также связаны с физическим здоровьем, включая долголетие. Например, у социально изолированных людей в два-пять раз больше шансов умереть в данном году, чем у тех, кто тесно связан с семьей, друзьями и обществом. на иммунную и нейроэндокринную системы, а также на диету, физические упражнения, курение, употребление алкоголя и другой образ жизни.2

Сложный характер взаимосвязи между религией, здоровьем и благополучием лежит в основе непрекращающихся споров среди исследователей о влиянии религии на здоровье. Некоторые утверждают, что связь ненадежна и может зависеть от неизвестных искажающих факторов и ковариатов.11 Другие считают, что такой связи не должно быть, если принять во внимание все опосредующие переменные.12

Именно эта сложность причинно-следственных связей позволяет « «вторжение» других социальных и культурных факторов, тем самым изменяя влияние религии на здоровье. Кроме того, в основном статистические корреляции, на которых основываются ассоциации между религией и здоровьем, едва касаются поверхности роли духовности. Его природа таинственна и неуловима, поэтому науке чрезвычайно трудно определить и измерить его. Тейси, который много писал о духовности, утверждает, что «дух» играет решающую, но в значительной степени непризнанную роль в благополучии, и что светские общества не поняли его значения и не признали его способность взращивать и преобразовывать. 13,14

Понятие социальной интеграции Дюркгейма обеспечивает традицию в рамках социологической теории для понимания связи между социальными условиями и плохим здоровьем.15,16 Социальная интеграция (побочным продуктом которой является социальная поддержка) включает взаимодействие между двумя антагонистическими аспектами человеческого существования. — индивидуальное и общественное. Интеграция оптимальна, когда две стороны находятся в равновесии, и часть этого баланса требует ограничения человеческих потребностей. Дюркгейм подчеркивал роль социальных институтов, таких как семья и религия, в привязывании индивидуумов к обществу, в удержании их «более жесткой хватки» и вытягивании их из «состояния моральной изоляции»17 9 .0006

Влияние культуры на религию

Два мощных культурных фактора, которые сегодня работают против духовности в западных обществах, — это материализм и индивидуализм, особенно в сочетании. Я писал об их влиянии на здоровье в другом месте. Исторически индивидуализм был связан с освобождением личности от социального регулирования, в том числе со стороны церкви. Но, как отмечают социологи, это палка о двух концах: свобода, которая у нас есть сейчас, одновременно и волнующая, и тревожная, принося с собой как новые возможности для личного опыта и роста, так и тревогу социальных потрясений. Опасности индивидуализма растут, поскольку он все больше ассоциируется с верой в то, что мы независимы от других.

Мораль является важным аспектом религиозной веры и практики. Ценности обеспечивают основу для принятия решений о том, что является важным, истинным, правильным и хорошим, и поэтому играют центральную роль в определении отношений и значений2,9. укреплять ценности, которые подчеркивают социальную ответственность и самоограничение, и препятствовать тем, которые поощряют потакание своим слабостям и антиобщественное поведение. Добродетели связаны с построением и поддержанием прочных личных отношений и социальных связей, а также с силой выносить невзгоды. Пороки связаны с безудержным удовлетворением индивидуальных желаний или капитуляцией перед человеческими слабостями. Индивидуализм и материализм обращают эти универсальные добродетели и пороки вспять, тем самым ослабляя одну из основных социальных функций религии, центральную для здоровья и благополучия.

Мы видим последствия культурного влияния материализма и индивидуализма на религию и ее воплощение духовного на многих уровнях: упадок господствующего христианства в западных странах; рост верований «Нью Эйдж», которые часто носят индивидуалистический и потребительский характер; и контртенденция к усилению религиозного фундаментализма, когда строгое соблюдение буквальной истины священных текстов означает, что религиозным властям передается слишком большая власть.

Однако культурные влияния меняют не только внешний «облик» религии. Культурные послания могут создавать напряженность, конфликты и замешательство внутри людей, когда они противоречат религиозным верованиям и учениям, что затрудняет интеграцию религии в их жизнь18,19. Это, в свою очередь, может привести к изменениям и компромиссам внутри религий, в том числе к большей терпимости к потребительству и самоудовлетворению, что устраняет необходимость выбирать между «Богом и маммоной».

Другими словами, при всей пользе для здоровья, которую она может дать, религия не является панацеей. Например, американцы выделяются среди населения других развитых стран силой своих религиозных убеждений и соблюдения ими обрядов20. В то время как, вообще говоря, важность религии снижается с ростом дохода, Соединенные Штаты являются исключением — островом религиозности в море секуляризма в развитом мире. Тем не менее, по многим социальным показателям, включая ожидаемую продолжительность жизни, преступность, бедность и неравенство, США уступают другим.21

Религиозность американцев не защитила их от роста числа самоубийств среди молодежи, одной из самых драматических неблагоприятных тенденций для здоровья в западных странах за последние 50 лет (но сейчас ситуация улучшается во многих странах, где наблюдался наибольший рост). По крайней мере часть объяснения можно найти в анализе, который мы с коллегой провели в отношении культурных коррелятов самоубийств среди молодежи в развитых странах. Не было никакой связи между самоубийством и тем значением, которое молодые люди придавали Богу в своей жизни, но были сильные, положительные корреляции с несколькими различными показателями индивидуализма, включая чувство свободы выбора и контроля над своей жизнью у молодых людей.22

Если социальная интеграция имеет центральное значение для здоровья, религия является одним из важных средств, но только одним. И его эффективность в этом отношении может зависеть от того, как объясняются и практикуются религиозные убеждения. В то время как Дюркгейм подчеркивал роль институтов в интеграции индивидуумов в общество и, таким образом, в установлении ограничений и задании направлений, культуры в целом могут выполнять аналогичную роль как непосредственно, так и посредством своего воздействия на социальные институты. Они могут влиять на выражение духовного, в том числе через религию.

Культуры могут «выдолбить» духовное содержание религии и наполнить его другими вещами, в том числе материализмом, национализмом и фанатизмом. Другая метафора — это религия как сосуд или кувшин, духовное содержимое которого может быть испорчено или искажено другими системами верований. Религия по-прежнему может функционировать как источник социальной поддержки и смысла в этих обстоятельствах и обеспечивать стимулы для ведения здорового образа жизни. Однако я утверждаю, что когда духовность увядает, социальная ценность религии уменьшается, потому что ее трансцендентное измерение теряется или искажается. Инерция, бюрократия, политика и коррупция могут сделать религии настолько косными и склеротическими, что они станут корыстными институтами, лишенными какой-либо высшей цели; хуже того, они могут стать мощными идеологиями угнетения и насилия.

Тем не менее, духовный импульс остается сильным, и есть также свидетельства того, что между «старой Церковью» и Новым Веком появляются новые выражения духовности, которые превосходят, а не противостоят мощным индивидуализирующим и фрагментирующим силам современного Запада.