Вышел указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах»
24 ноября (4 декабря) 1597 г. вышел Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах», которым впервые устанавливался пятилетний срок сыска и возвращения владельцам беглых крестьян. Согласно Указу крестьяне, бежавшие от своих хозяев «до нынешнего… году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению назад. На бежавших шесть лет назад и ранее Указ не распространялся.
Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным и прошёл несколько этапов. Судебник 1497 г. ограничил срок для «выхода» крестьян и перехода к другому землевладельцу двумя неделями в году — неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя после. Фиксация законом определённого краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить права крестьян, а с другой, о неспособности пока закрепить крестьян за личностью определённого феодала. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. Однако в 1581 г. , в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван IV ввёл «заповедные лета», запрещающие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера являлась на тот момент временной.
В 1592-1593 гг. в общегосударственном масштабе «заповедные лета» были вновь введены Указом царя Фёдора Иоанновича, который запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги юридическим основанием закрепощения крестьян. Содержавшиеся в этих книгах сведения определяли принадлежность крестьян землевладельцу. Таким образом, проводилась перепись населения, позволявшая прикрепить крестьян к месту их жительства и возвращать их в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам.
На писцовые книги ориентировались составители Указа 1597 г., установившие так называемые «урочные годы» («урочные лета») — срок сыска беглых крестьян, определённый в пять лет. По истечении пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев и дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых. Поэтому спор из-за рабочих рук между феодалами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала XVII в.
По Уложению 1607 г. срок сыска беглых крестьян был увеличен до пятнадцати лет. При царе Михаиле Фёдоровиче снова был введён в действие пятилетний срок сыска. В 1630-х гг. «урочные лета» были увеличены до девяти лет, а в 1640-х гг. — до десяти лет для беглых крестьян, и до пятнадцати лет — для крестьян, насильно увезённых другими землевладельцами. По Соборному уложению 1649 г. вводился бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.
Лит.: Глухов В. П. Россия в XVI-XVII вв. М., 2001; Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времён доXVII в. Кн. 2. М., 1954; Корецкий В. И. Новое о крестьянском закрепощении и о восстании И. И. Болотникова Вопросы истории. 1971. № 5. С. 130—152; Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1978. Гл. 8. Заповедные и урочные годы; Скрынников Р. Г. Россия накануне «смутного времени». М., 1985.
См. также в Президентской библиотеке:
Крестьянский вопрос в России до середины XIX века // Крестьянская реформа 1861 года: [цифровая коллекция];
Принято Уложение царя Алексея Михайловича // День в истории. 8 февраля 1649 г.
Что такое «урочные лета»? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Мария Чунихина
Примерное время чтения: 2 минуты
26942
Сюжет Вопросы, ответы на которые вы всегда хотели узнатьКатегория: События
«Урочными летами» называли срок давности, до истечения которого владельцы беглых крестьян на Руси XVI-XVII века могли подать иск об их принудительном возвращении. Урочные лета были введены 24 ноября 1597 года царем Федором Иоанновичем. Впервые же схожий термин был употреблен в царском указе от 20 февраля 1637 года. Указ устанавливал пятилетний срок возвращения беглых или насильно вывезенных крестьян к своим прежним хозяевам. На бежавших шесть лет назад и более указ не распространялся. В течение последующих лет устанавливался новый срок урочных лет: 15, 5, 9, 10 лет. А Соборным уложением 1649 года был введен бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное формирование крепостного права, которое было отменено лишь в 1861 году.
Чем «урочные лета» отличаются от «заповедных лет»?
По сути, «урочные лета» стали важным шагом на пути закрепощения крестьян в русском государстве. До этого в XVI века сформировались так называемые «заповедные лета» (от слова «заповедь» — запрещение). Крестьянам запрещалось переходить от одного феодала к другому 26 ноября, в Юрьев день (право, ранее предусмотренное Судебником 1497 года). Как правило, к этому времени все сельскохозяйственные работы были закончены, и крестьянин мог уйти работать к другому феодалу, заплатив при этом землевладельцу денежную или натуральную компенсацию за потерю рабочих рук. Лишившись права перехода, крестьяне стали бежать, оседая на «вольных» землях на окраинах российского государства. Вот почему хозяевам крестьян уже вскоре было дано право сыска и возвращения беглецов в течение так называемых «урочных лет».
Смотрите также:
- Процедура отречения Папы Римского от престола. Досье →
- …Актёр и священник — это совместимо? →
- …Алексий — святой? →
крепостное правоистория Россиицарь Фёдор Иоаннович
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- 150 лет назад в России освободили крестьян. Они негодовали…
- «Моему бывшему хозяину». Письмо раба, написанное 150 лет назад
- День отмены крепостного права
- Жизнь и подвиги преподобного Серафима Саровского
Новости СМИ2
отличных уроков в конце года | Education World
Вы устали и хотите пережить последние несколько дней, но чувствуете вину за то, что показываете видео или позволяете детям играть в игры.
Итак, чувство вины взяло над вами верх. Или директор или районная администрация продиктовали, что учеба должна продолжаться до самого последнего дня в школе. В любом случае, вы ищете идеальную идею для урока в конце года, который облегчит вашу вину и оправдает ожидания босса
Для начала, как насчет того, чтобы скопировать это стихотворение на бумаге? Или напишите об этом на доске объявлений, чтобы все видели.
|
Я рад, что был вашим учителемЯ рад, что был твоим учителем,
Ты мне так нравишься.
Я не могу поверить, что конец здесь.
Я ненавижу видеть, как ты уходишь.Вспомни все веселье, которое у нас было
Во всем, что мы сделали.
Но больше всего помните…
Ты очень особенный ребенок!
Почему бы не превратить стихотворение в урок рисования? Предложите учащимся переписать стихотворение самым лучшим почерком. Сообщите им, что если они это сделают, вы добавите в их бумаги особую пометку на конец года. Затем сделайте, как обещали, и напишите эти специальные заметки.
Пять уроков для развлечения и обучения в конце года
На этой неделе Education World предлагает пять уроков для обучения и развлечения в конце года. Нажмите на каждый из пяти заголовков уроков ниже, чтобы просмотреть полный учебный материал. (Соответствующие уровни оценок для каждого урока указаны в скобках.)
|
Развлечение для командного решения проблем
Учащиеся сообща решают различные задачи. (3-12 классы)
Создать книгу на ленте
Запись любимых книг на кассету для младших школьников, слабовидящих старшеклассников (3–12 классы)
Табель успеваемости учителя
Студенты создают «табель успеваемости учителя». Затем они оценивают учителя. (3-12 классы)
Аукцион конца года
«Уборка дома» в вашем классе? Займитесь математикой — проведите аукцион в классе! (3-12 классы)
Декады
Статья Гэри Хопкинса
Мир образования®
Copyright © 2004, 2015 Education World
Снисходительная нелепость публикации годового объема уроков
Если вы не преподавали в классе, вы не имеете ни малейшего представления о том, что учителя делают и как они работают. И тем не менее, учительство — одна из немногих профессий, в которой не-учителя могут каким-то образом указывать учителям, как выполнять их работу. Итак, вы можете только представить, что я чувствовал, когда впервые услышал о законе, который требует, чтобы учителя публиковали учебный план за ГОД еще до начала занятий. Самым последним примером является законопроект 1134 в Индиане, который прошел через Палату представителей штата и перешел в комитет Сената. Но аналогичные законопроекты были на столе в Аризоне, Северной Каролине и других штатах. Если вы не видели, чтобы учителя в TikTok и других социальных сетях объясняли, почему это такая плохая идея, позвольте мне объяснить.
Вы не можете планировать для студентов, которых вы еще не встретили
Летом, когда я получила свою первую преподавательскую работу, я была на седьмом небе от счастья. Мне не терпелось начать планирование. Я провел лето, составляя планы уроков, собирая материалы и планируя процедуры и процедуры. О, какая ошибка новичка! Когда начались занятия в школе, я быстро понял, что все, что я планировал, заняло гораздо больше времени, чем я думал. И мои ученики не были готовы ко многому из этого. В итоге я отказался от большинства своих планов, вместо того, чтобы продвигать их вперед. Я усвоил важный урок: несмотря на то, что я преподавал английский язык в восьмом классе, все мои ученики находились в очень разных местах с темами и навыками в учебной программе. Мы не можем использовать один и тот же учебный план без изменений или модификаций из года в год.
Учителя дифференцируют и персонализируют обучение
Я хочу, чтобы это знал каждый, кто не является учителем. Учителя не появляются в школе, не стоят перед классом и не проводят один и тот же урок снова и снова. Когда вы преподаете, у вас есть план, но вы знаете, что будете вносить коррективы в данный момент. Вот почему преподавание является таким сложным и таким полезным. Вот почему мы должны перестать указывать учителям, как выполнять свою работу. Если вы не учитель, вы не знаете, что лучше для детей в этой комнате. Требуется несколько месяцев, чтобы по-настоящему узнать детей, предварительно оценить, что они знают, и определить, что им еще нужно выучить. Если нам приходится планировать все наши уроки заранее и представлять их еще до начала занятий, мы тратим впустую время учителей. Кроме того, семьи просматривают материалы, которые нам, вероятно, придется изменить, чтобы научить их детей лучшему.
Эти законопроекты являются уловкой для реальных разговоров о DEI, которые нам нужны
Законопроект 1134 в Индиане также прямо запрещает изучение расы, пола и этнической принадлежности. Но некоторые другие законопроекты представляют собой аналогичные попытки замаскированного запрета подобных разговоров. И они возлагают на учителей смехотворное бремя решения конфликта, который действительно необходимо решать посредством беседы и обучения в наших сообществах. Я верю в то, что нужно быть честным со своими учениками и не уклоняться от трудных разговоров или моментов в истории. Я считаю, что нужно чтить своих учеников и предоставлять им материалы для чтения, которые отражают и расширяют их понимание идентичности. И я беспокоюсь, что если законопроекты, подобные законопроекту в Индиане, наберут обороты, количество того, что считается «спорным», будет только расти, и учителя будут вынуждены подвергать себя цензуре из-за страха потерять работу.
Вовлеченность выше, когда учебная программа — это беседа
Я всегда говорил это своим детям. Слушай, я знаю, каким навыкам и темам я хочу научить тебя, но как мы этого добьемся, зависит только от нас. Учебный план – это беседа. Когда я узнал, что моим ученикам нравится музыка Тейлор Свифт, я использовал текст, чтобы научить их образному языку. Знал ли я, что собираюсь сделать это в августе? Нет. Вот почему у нас есть стандарты и цели обучения. Конечно, давайте поделимся навыками и темами, которые мы собираемся преподавать. На самом деле, просто посмотрите ваши государственные стандарты или Common Core. Но когда дело доходит до деталей, таких как книги, которые мы выбираем, видео, которые мы создаем, или игры, в которые мы играем, это решение, которое мы принимаем в данный момент и не всегда можем спланировать.
Учителя не нуждаются в микроуправлении
Преподавание — самая трудная работа, которую я когда-либо выполнял, и я упорно трудился, чтобы стать учителем.
Leave A Comment