Тест по биологии Обмен веществ 8 класс

Тест по биологии Обмен веществ для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте 12 заданий с выбором ответа.

1 вариант

1. Обмен веществ — это процесс

А. Поступления веществ в организм
Б. Удаления из организма непереваренных остатков
В. Удаления жидких продуктов распада
Г. Потребления, превращения, использования, на­копления и потери веществ и энергии

2. Белки, свойственные организму, строятся

А. Из аминокислот
Б. Из глицерина и жирных кислот
В. Из углеводов
Г. Из жиров

3. Пластический обмен — это процесс

А. Распада веществ клетки с освобождением энергии
Б. Образования в клетке веществ с накоплением энергии
В. Всасывания веществ в кровь
Г. Переваривания пищи

4. Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что

А. Входят в состав ферментов
В. Поступают с пищей
В. Являются катализаторами

Г. Образуются в организме человека

5. Гиподинамия способствует отложению жира в запас, так-как

А. Расходуется мало энергии
Б. Развивается атеросклероз
В. Снижается устойчивость к инфекциям
Г. Происходит перестройка костей

6. Энергия, поступившая с пищей, расходуется на

А. Рост
Б. Рост и дыхание
В. Дыхание
Г. Рост, дыхание и другие процессы жизнедеятель­ности

7. Авитаминоз возникает при

А. Избытке витаминов в пище
Б. Продолжительном пребывании на солнце
В. Отсутствии в пище витаминов
Г. Питании растительной пищей

8. Биологическими катализаторами в организме явля­ются

А. Гормоны
Б. Ферменты
В. Вода и минеральные соли
Г. Желчь

9. Энергетический обмен — это процесс

А. Биосинтеза
Б. Удаления жидких продуктов распада
В. Теплорегуляции
Г. Окисления органических веществ клетки с осво­бождением энергии

10. Углеводы в клетках человеческого тела при биологи­ческом окислении распадаются на

А. Молекулы глюкозы
Б. Углекислый газ и воду
В. Воду, аммиак, углекислый газ
Г. Аминокислоты

11. Вода при обмене веществ в клетке используется как

А. Энергетическое вещество, при окислении которого освобождается энергия
Б. Универсальный растворитель

В. Фермент — биологический катализатор
Г. Гормон, регулирующий работу органов

12. Биологическое окисление в клетке происходит в:
А. Рибосомах
Б. Митохондриях
В. Хромосомах
Г. Ядрышке

2 вариант

1. В результате пластического обмена (биосинтеза) происходит

А. Образование специфических для клетки веществ
Б. Переваривание пищи
В. Биологическое окисление органических веществ
Г. Транспортировка веществ к клетке

2. Белки в организме изменяются в следующей последовательности

А. Пищевые белки — тканевые белки — СО2, Н2О
Б. Углеводы — жиры — белки — NH

3, Н2О, СО2
В. Пищевые белки — аминокислоты — тканевые белки — NH3, Н2О, СО2
Г. Пищевые жиры — белки — углеводы — Н2О, СО2

3. Углеводы в клетках человеческого тела при биологи­ческом окислении распадаются на

А. Молекулы глюкозы
Б. Углекислый газ и воду
В. Воду, аммиак, углекислый газ
Г. Аминокислоты

4. После работы удается задержать дыхание на мень­шее время, чем в покое, потому что на дыхательный центр гуморально влияет накопленный во время ра­боты избыток

А. Кислорода
Б. Углекислого газа
В. Азота
Г. Обновленного воздуха в легких

5. Порядок соединения остатков аминокислот при био­синтезе в белковой молекуле определяется

А. Митохондриями
Б. Генами (ДНК хромосом)
В. Рибосомами
Г. Клеточным центром

6. Белки, включающие незаменимые аминокислоты, содержатся в

А. Говядине
Б. Кукурузной каше
В. Макаронах
Г. Гречневой каше

7. Вода при обмене веществ в клетке используется как

А. Энергетическое вещество, при окислении которого освобождается энергия
Б. Универсальный растворитель
В. Фермент — биологический катализатор
Г. Гормон, регулирующий работу органов

8. В результате энергетического обмена происходит биологическое окисление

А. Минеральных веществ
Б. Органических веществ
В. Воды
Г. Витаминов

9. Если плохо проварить и прожарить мясо, то может возникнуть заболевание

А. Дизентерия
Б. Глистные заболевания
В. Гастрит
Г. Авитаминоз

10. Биологическое окисление в клетке происходит в

А. Рибосомах
Б. Митохондриях
В. Хромосомах
Г. Ядрышке

11. Клетку с хомяком выставили из теплого помещения в более холодное. Обмен веществ у хомяка при этом

А. Остался без изменения
Б. Понизился
В. Стал более интенсивным
Г. Незначительно колебался как в ту, так и в другую сторону

12.

Необходимые для человека жирные кислоты содер­жатся в

А. Растительных жирах
Б. Бараньем жире
В. Сливочном масле
Г. Свином сале

Ответ на тест по биологии Обмен веществ
1 вариант
1-Г
2-А
3-Б
4-Б
5-А
6-Г
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-Б
12-Б
2 вариант
1-А
2-В
3-А
4-Б
5-В
6-А
7-Б
8-Б
9-Б
10-Б
11-Г
12-А

testschool.ru

Материал по биологии (8 класс) на тему: Пособие для обучающихся 8х классов по биологии. «Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион.» | скачать бесплатно

Проверочная работа  по теме:  «Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион» 8 класс

1 вариант

1. Обмен веществ — это процесс

А. Поступления веществ в организм
Б. Удаления из организма непереваренных остатков
В. Удаления жидких продуктов распада
Г. Потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии

2. Белки, свойственные организму, строятся

А. Из аминокислот
Б. Из глицерина и жирных кислот
В. Из углеводов
Г. Из жиров

3. Пластический обмен — это процесс

А. Распада веществ клетки с освобождением энергии
Б. Образования в клетке веществ с накоплением энергии
В. Всасывания веществ в кровь
Г. Переваривания пищи

4. Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что

А. Входят в состав ферментов
Б. Поступают с пищей
В. Являются катализаторами
Г. Образуются в организме человека

5. Гиподинамия способствует отложению жира в запас, так-как

А. Расходуется мало энергии
Б. Развивается атеросклероз
В. Снижается устойчивость к инфекциям
Г. Происходит перестройка костей

6. Энергия, поступившая с пищей, расходуется на

А. Рост
Б. Рост и дыхание
В. Дыхание
Г. Рост, дыхание и другие процессы жизнедеятельности

7. Авитаминоз возникает при

А. Избытке витаминов в пище
Б. Продолжительном пребывании на солнце
В. Отсутствии в пище витаминов
Г. Питании растительной пищей

8. Биологическими катализаторами в организме являются

А. Гормоны
Б. Ферменты
В. Вода и минеральные соли
Г. Желчь

9. Энергетический обмен — это процесс

А. Биосинтеза
Б. Удаления жидких продуктов распада
В. Теплорегуляции
Г. Окисления органических веществ клетки с освобождением энергии

10. Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на

А. Молекулы глюкозы
Б. Углекислый газ и воду
В. Воду, аммиак, углекислый газ
Г. Аминокислоты

11. Вода при обмене веществ в клетке используется как

А. Энергетическое вещество, при окислении которого освобождается энергия
Б. Универсальный растворитель
В. Фермент — биологический катализатор
Г. Гормон, регулирующий работу органов

12. Биологическое окисление в клетке происходит в:
А. Рибосомах
Б. Митохондриях
В. Хромосомах
Г. Ядрышке

В1. Установите соответствие между особенностями процессов пластического и энергетического обмена.

Особенности процессов:

Процессы:

А) представляет собой реакции окисления органических веществ;

Б) обеспечивает клетку энергией;

В) особенно эффективен при наличии кислорода;

Г) обеспечивает клетку строительным материалом;

Д) представляет собой совокупность реакций синтеза;

Е) идет с затратами энергии.

1) пластический обмен

2) энергетический обмен

В2. Используя данные таблиц 1, 2, 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака для 16-летней Ирины, если девушка питается четыре раза в день. Предложите Ирине оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Ирина пьет чай без сахара и любит вафельный рожок.

В ответе укажите калорийность второго завтрака при четырехразовом питании, заказанные блюда, которые не должны повторяться, их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество углеводов в нем.

         С1 Какие функции выполняет вода в организме?

 

         С2  Как сохранить витамины при кулинарной обработке пищи?

 

        С3 Какова зависимость энерготрат от физической нагрузки человека?

 Проверочная работа  по теме: «Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион» 8 класс

2 вариант

1. В результате пластического обмена (биосинтеза) происходит

А. Образование специфических для клетки веществ
Б. Переваривание пищи
В. Биологическое окисление органических веществ
Г. Транспортировка веществ к клетке

2. Белки в организме изменяются в следующей последовательности

А. Пищевые белки — тканевые белки — СО2, Н2О
Б. Углеводы — жиры — белки — Nh4, Н2О, СО2
В. Пищевые белки — аминокислоты — тканевые белки — Nh4, Н2О, СО2
Г. Пищевые жиры — белки — углеводы — Н2О, СО2

3. Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на

А. Молекулы глюкозы
Б. Углекислый газ и воду
В. Воду, аммиак, углекислый газ
Г. Аминокислоты

4. После работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в покое, потому что на дыхательный центр гуморально влияет накопленный во время работы избыток

А. Кислорода
Б. Углекислого газа
В. Азота
Г. Обновленного воздуха в легких

5. Порядок соединения остатков аминокислот при биосинтезе в белковой молекуле определяется

А. Митохондриями
Б. Генами (ДНК хромосом)
В. Рибосомами
Г. Клеточным центром

6. Белки, включающие незаменимые аминокислоты, содержатся в

А. Говядине
Б. Кукурузной каше
В. Макаронах
Г. Гречневой каше

7. Вода при обмене веществ в клетке используется как

А. Энергетическое вещество, при окислении которого освобождается энергия
Б. Универсальный растворитель
В. Фермент — биологический катализатор
Г. Гормон, регулирующий работу органов

8. В результате энергетического обмена происходит биологическое окисление

А. Минеральных веществ
Б. Органических веществ
В. Воды
Г. Витаминов

9. Если плохо проварить и прожарить мясо, то может возникнуть заболевание

А. Дизентерия
Б. Глистные заболевания
В. Гастрит
Г. Авитаминоз

10. Биологическое окисление в клетке происходит в

А. Рибосомах
Б. Митохондриях
В. Хромосомах
Г. Ядрышке

11. Клетку с хомяком выставили из теплого помещения в более холодное. Обмен веществ у хомяка при этом

А. Остался без изменения
Б. Понизился
В. Стал более интенсивным
Г. Незначительно колебался как в ту, так и в другую сторону

12. Необходимые для человека жирные кислоты содержатся в

А. Растительных жирах
Б. Бараньем жире
В. Сливочном масле
Г. Свином сале

В1. Установите соответствие между особенностями процессов пластического и энергетического обмена.

Особенности процессов:

Процессы:

А) представляет собой реакции окисления органических веществ;

Б) обеспечивает клетку энергией;

В) особенно эффективен при наличии кислорода;

Г) обеспечивает клетку строительным материалом;

Д) представляет собой совокупность реакций синтеза;

Е) идет с затратами энергии.

1) пластический обмен

2) энергетический обмен

 В2. Василий — ведущий игрок команды по водному поло. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Василию оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты после тренировки, которая продолжалась 1 час 35 минут.

При выборе учтите, что Василий любит шоколадное мороженное, а чай пьет без сахара.

В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество в нем жиров.

С1. Почему концентрация солей во внутренней среде организма и клетках должна поддерживаться на определённом уровне?

 С2. Как проявляется цинга? С чем она связана? Почему раньше ею часто болели мореплаватели?

С3. В чём преимущество смешанного рациона, включающего растительную и животную пищу?

Ответы.   Обмен веществ и энергии. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион.
1 вариант
1-Г
2-А
3-Б
4-Б
5-А
6-Г
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-Б
12-Б

Часть В1

 В2 Верно указаны следующие элементы ответа: Рекомендуемая калорийность второго завтрака 558 ккал. Рекомендуемые блюда: бутерброд с курицей, салат овощной, вафельный рожок, чай без сахара. Калорийность второго завтрака 558 ккал (355+60+135+0 = 550 ккал). Количество углеводов 74 г (42+10+22+0 = 74 г).


2 вариант
1-А
2-В
3-А
4-Б
5-В
6-А
7-Б
8-Б
9-Б
10-Б
11-Г
12-А

Часть В1

 

В2 Верно указаны следующие элементы ответа: Энергетические затраты 95 мин х 9,5 ккал/мин = 902,5 ккал. Рекомендуемые блюда: омлет с ветчиной, порция жареного картофеля, шоколадное мороженое, чай без сахара. Калорийность обеда 900 ккал (350+225+325 = 900 ккал). Количество жиров 27 г (14+12+11+0 = 27 г).

Задание 31 № 2231. Используя данные таблиц 1, 2, 3, рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака для 16-летней Ирины, если девушка питается четыре раза в день. Предложите Ирине оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Ирина пьет чай без сахара и любит вафельный рожок.

В ответе укажите калорийность второго завтрака при четырехразовом питании, заказанные блюда, которые не должны повторяться, их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность второго завтрака, и количество углеводов в нем.

Пояснение. Верно указаны следующие элементы ответа: Рекомендуемая калорийность второго завтрака 558 ккал. Рекомендуемые блюда: бутерброд с курицей, салат овощной, вафельный рожок, чай без сахара. Калорийность второго завтрака 558 ккал (355+60+135+0 = 550 ккал). Количество углеводов 74 г (42+10+22+0 = 74 г).

Задание 31 № 2235. Василий — ведущий игрок команды по водному поло. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Василию оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты после тренировки, которая продолжалась 1 час 35 минут.

При выборе учтите, что Алексей любит шоколадное мороженное, а чай пьет без сахара.

В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество в нем жиров.

Пояснение. Верно указаны следующие элементы ответа: Энергетические затраты 95 мин х 9,5 ккал/мин = 902,5 ккал. Рекомендуемые блюда: омлет с ветчиной, порция жареного картофеля, шоколадное мороженое, чай без сахара. Калорийность обеда 900 ккал (350+225+325 = 900 ккал). Количество жиров 27 г (14+12+11+0 = 27 г).

В1. Установите соответствие между особенностями процессов пластического и энергетического обмена.

Особенности процессов:

Процессы:

А) представляет собой реакции окисления органических веществ;

Б) обеспечивает клетку энергией;

В) особенно эффективен при наличии кислорода;

Г) обеспечивает клетку строительным материалом;

Д) представляет собой совокупность реакций синтеза;

Е) идет с затратами энергии.

1) пластический обмен

2) энергетический обмен

Часть В

 

 

 

  1. Какие функции выполняет вода в организме?
  2. Почему концентрация солей во внутренней среде организма и клетках должна поддерживаться на определённом уровне?
  3. Как сохранить витамины при кулинарной обработке пищи?
  4. Как проявляется цинга? С чем она связана? Почему раньше ею часто болели мореплаватели?
  5. Какова зависимость энерготрат от физической нагрузки человека?
  6. В чём преимущество смешанного рациона, включающего растительную и животную пищу?

nsportal.ru

Блог методического объединения учителей естествознания: Олимпиады 9кл.

Задания для проведения школьного этапа  олимпиады школьников по биологии 2010-2011г.г. 9 класс
Задания части I. Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.
  1. Основную часть семени ржи занимает:
А) семядоля;        Б) зародыш;               В) эндосперм;                        Г) оболочки.
  1. Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:
А) автотрофы;                 Б) анаэробы;              В) гетеротрофы;        Г) аэробы.
  1. Почечные чешуи являются:


А) зачатком побега; Б) видоизменениями семядолей; В) видоизменениями пробки побега; Г) видоизменениями листа.

  1. Розетка характерна для:
А) земляники;                  Б) одуванчика;           В) подорожника;                   Г) всех этих растений.
  1. К мохообразным растениям относятся:
А) ламинария;                 Б) олений мох;           В) сфагнум;                Г) все эти растения.
  1. У проса плод представляет собой:
А) костянку;                    Б) зерновку;               В) стручок;                Г) семянку.
  1. Споры у бактерий служат для:


А) активного передвижения; Б) размножения; В) переживания неблагоприятных условий; Г) выполняют все эти функции.

  1. Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:
А) спор;                           Б) гамет;                     В) грибницы; Г) плодовых тел.
  1. У амебы вредные продукты обмена выделяются:
А) через всю поверхность тела; Б) через сократительную вакуоль; В) через пищеварительную вакуоль; Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.
  1. При неблагоприятных условиях большинство простейших:


Б) погибает, но перед этим размножается; В) переходит в состояние цисты; Г) образует споры.

  1. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:


А) голову, туловище и мускулистую ногу; Б) голову, щупальца и туловище; В) туловище и мускулистую ногу; Г) голову и туловище.

  1. Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:


А) круглых червей; Б) кишечнополостных; В) плоских червей; Г) головоногих моллюсков.

  1. Без смены хозяев развивается:
А) острица;          Б) бычий цепень;       В) эхинококк;             Г) печеночный сосальщик.
  1. В глазу человека не участвует в преломлении света:
А) роговица;                    Б) хрусталик;                         В) зрачок;       Г) стекловидное тело.
  1. У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:
А) носовой полостью;     Б) носоглоткой;         В) глоткой;                 Г) гортанью.
  1. углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:
А) молекулы глюкозы;    Б) углекислый газ и воду;    В) воду, аммиак углекислый газ;     Г) аминокислоты.
  1. Из споры папоротника развивается:
А) заросток;          Б) корневище;                       В) стебель;                 Г) первый лист.
  1. К многощетинковым червям относится:
А) дождевой червь;         Б) пескожил;              В) трубочник;                        Г) ни один из перечисленных.
  1. Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:


А) надкостнице; Б) трубчатом веществе кости; В) губчатом веществе кости; Г) полости кости с желтым костным мозгом.

  1. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:
А) кислород;        Б) живые организмы;                        В) климат;      Г) тепло земных недр.
  1. У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:
А) дрожжи;          Б) трутовик;               В) сыроежка;              Г) пеницилл.
  1. Инстинкт- это совокупность:
А) навыков;          Б) запечатлений;        В) безусловных рефлексов; Г) условных рефлексов.
  1. К железам внутренней секреции относят:
А) поджелудочную железу;       Б) надпочечники;       В) печень;       Г) сальные железы.
  1. К организмам – прокариотам относятся:


А) только бактерии; Б) бактерии и цианобактерии; В) бактерии и вирусы; Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

  1. Цевка – часть скелета задних конечностей:
А) лягушки;         Б) ящерицы;               В) синицы;                 Г) мыши. Задания части II. Часть II включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.
  1. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:


А) нуклеиновые кислоты; Д) углекислый газ и воду.

  1. В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:


А) имеют хорошо развитые вегетативные органы; Б) способны образовывать обширные леса; В) опыляются насекомыми и птицами; Г) размножаются семенами; Д) образуют сухие и сочные плоды.

  1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:


А) искривлению позвоночника; Б) нарушению строения суставов верхних конечностей; В) смещению внутренних органов; Г) нарушению функций костного мозга; Д) изменению химического состава костей.

  1. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:


А) внутреннее оплодотворение; Б) температура тела постоянная; В) развитие зародыша происходит в яйце; Д) прямое постэмбриональное развитие.

  1. Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:


А) помогают в распространении семян; Б) осуществлять фотосинтез; В) защищать от поедания животными; Г) запасать воду; Д) защищать от палящих лучей солнца.

  1. В чем проявляется сходство растений и грибов:


А) растут в течении всей жизни; Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела; В) питаются готовыми органическими веществами; Г) являются производителями в экосистемах; Д) имеют клеточное строение.

  1. Инсулин в организме человека:
А) влияет на использование углеводов клетками; Б) регулирует обмен жиров; В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген; Г) повышает содержание сахара в крови; Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.
  1. Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:


А) в цикле развития формируется заросток; Б) органом размножения является цветок; В) оплодотворение связано с водой; Г) размножаются с помощью спор; Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.

  1. К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:




  1. Эпителиальные ткани образуют:


А) покровы тела; Б) слизистые оболочки пищеварительных органов; В) железы внутренней секреции; Г) внутренний слой сердца; Д) железы внешней секреции.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).
  1.  Витамины А и Д относятся к жирорастворимым
  2. Шишка голосеменных растений – видоизмененный плод .
  3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.
  4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.
  5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.
  6. Все растения содержат хлоропласты.
  7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% — ой концентрации.
  8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
  9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.
  10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.
  11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.
  12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.
  13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.
  14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.
  15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.
Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.
  1. Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.
Признаки семейств
1. Крестоцветные В. Лепестки свободные Г. Лепестки сросшиеся
  1. Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.
Признаки форменных элементов
А. Двояковогнутые диски Б. Амебоидная форма Д. Обладают фагоцитозом

Задания для проведения школьного этапа олимпиады школьников по биологии 2010-2011г.г.

Задания части I. Часть I включает 25 вопросов, к каждому из них предложено четыре варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.

  1. Основную часть семени ржи занимает:

А) семядоля;

Б) зародыш;

В) эндосперм;

Г) оболочки.

  1. Организмы, для жизнедеятельности которых необходим кислород:

А) автотрофы;

Б) анаэробы;

В) гетеротрофы;

Г) аэробы.

  1. Почечные чешуи являются:

А) зачатком побега;

Б) видоизменениями семядолей;

В) видоизменениями пробки побега;

Г) видоизменениями листа.

  1. Розетка характерна для:

А) земляники;

Б) одуванчика;

В) подорожника;

Г) всех этих растений.

  1. К мохообразным растениям относятся:

А) ламинария;

Б) олений мох;

В) сфагнум;

Г) все эти растения.

  1. У проса плод представляет собой:

А) костянку;

Б) зерновку;

В) стручок;

Г) семянку.

  1. Споры у бактерий служат для:

А) активного передвижения;

Б) размножения;

В) переживания неблагоприятных условий;

Г) выполняют все эти функции.

  1. Вегетативное размножение у грибов осуществляется с помощью:

А) спор;

Б) гамет;

В) грибницы;

Г) плодовых тел.

  1. У амебы вредные продукты обмена выделяются:

А) через всю поверхность тела;

Б) через сократительную вакуоль;

В) через пищеварительную вакуоль;

Г) через поверхность тела и сократительную вакуоль.

  1. При неблагоприятных условиях большинство простейших:

А) погибает;

Б) погибает, но перед этим размножается;

В) переходит в состояние цисты;

Г) образует споры.

  1. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:

А) голову, туловище и мускулистую ногу;

Б) голову, щупальца и туловище;

В) туловище и мускулистую ногу;

Г) голову и туловище.

  1. Почкование как способ бесполого размножения, характерно для:

А) круглых червей;

Б) кишечнополостных;

В) плоских червей;

Г) головоногих моллюсков.

  1. Без смены хозяев развивается:

А) острица;

Б) бычий цепень;

В) эхинококк;

Г) печеночный сосальщик.

  1. В глазу человека не участвует в преломлении света:

А) роговица;

Б) хрусталик;

В) зрачок;

Г) стекловидное тело.

  1. У человека евстахиева труба связывает полость среднего уха с:

А) носовой полостью;

Б) носоглоткой;

В) глоткой;

Г) гортанью.

  1. углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А) молекулы глюкозы;

Б) углекислый газ и воду;

В) воду, аммиак углекислый газ;

Г) аминокислоты.

  1. Из споры папоротника развивается:

А) заросток;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) первый лист.

  1. К многощетинковым червям относится:

А) дождевой червь;

Б) пескожил;

В) трубочник;

Г) ни один из перечисленных.

  1. Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:

А) надкостнице;

Б) трубчатом веществе кости;

В) губчатом веществе кости;

Г) полости кости с желтым костным мозгом.

  1. В круговороте веществ и превращении энергии в биосфере наиболее активно участвуют:

А) кислород;

Б) живые организмы;

В) климат;

Г) тепло земных недр.

  1. У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:

А) дрожжи;

Б) трутовик;

В) сыроежка;

Г) пеницилл.

  1. Инстинкт- это совокупность:

А) навыков;

Б) запечатлений;

В) безусловных рефлексов;

Г) условных рефлексов.

  1. К железам внутренней секреции относят:

А) поджелудочную железу;

Б) надпочечники;

В) печень;

Г) сальные железы.

  1. К организмам – прокариотам относятся:

А) только бактерии;

Б) бактерии и цианобактерии;

В) бактерии и вирусы;

Г) бактерии, цианобактерии и простейшие.

  1. Цевка – часть скелета задних конечностей:

А) лягушки;

Б) ящерицы;

В) синицы;

Г) мыши.

Задания части II. Часть II включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Выберите лишь те ответы, которые вы считаете правильными. Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.

  1. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:

А) нуклеиновые кислоты;

Б) крахмал;

В) жиры;

Г) углеводы;

Д) углекислый газ и воду.

  1. В чем проявляется сходство голосеменных и покрытосеменных:

А) имеют хорошо развитые вегетативные органы;

Б) способны образовывать обширные леса;

В) опыляются насекомыми и птицами;

Г) размножаются семенами;

Д) образуют сухие и сочные плоды.

  1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка:

А) искривлению позвоночника;

Б) нарушению строения суставов верхних конечностей;

В) смещению внутренних органов;

Г) нарушению функций костного мозга;

Д) изменению химического состава костей.

  1. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся:

А) внутреннее оплодотворение;

Б) температура тела постоянная;

В) развитие зародыша происходит в яйце;

Г) кожа сухая;

Д) прямое постэмбриональное развитие.

  1. Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:

А) помогают в распространении семян;

Б) осуществлять фотосинтез;

В) защищать от поедания животными;

Г) запасать воду;

Д) защищать от палящих лучей солнца.

  1. В чем проявляется сходство растений и грибов:

А) растут в течении всей жизни;

Б) всасывают воду и минеральные соли поверхностью тела;

В) питаются готовыми органическими веществами;

Г) являются производителями в экосистемах;

Д) имеют клеточное строение.

  1. Инсулин в организме человека:

А) влияет на использование углеводов клетками;

Б) регулирует обмен жиров;

В) способствует превращению избытка глюкозы в гликоген;

Г) повышает содержание сахара в крови;

Д) обеспечивает необходимый уровень обмена белков.

  1. Какие признаки характерны для растений отдела Папоротниковидные:

А) в цикле развития формируется заросток;

Б) органом размножения является цветок;

В) оплодотворение связано с водой;

Г) размножаются с помощью спор;

Д) наблюдается чередование бесполого и полового поколения.

  1. К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

А) перловицы;

Б) беззубки;

В) шаровки;

Г) гребешки;

Д) мидии.

  1. Эпителиальные ткани образуют:

А) покровы тела;

Б) слизистые оболочки пищеварительных органов;

В) железы внутренней секреции;

Г) внутренний слой сердца;

Д) железы внешней секреции.

Задания части III. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу (15 суждений).

  1. Витамины А и Д относятся к жирорастворимым.
  2. Шишка голосеменных растений – видоизмененный плод.
  3. Гидропоника – способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных солей.
  4. В клеточных стенках грибов и покровах членистоногих содержится хитин.
  5. Наибольшее количество шейных позвонков из всех млекопитающих имеет жираф.
  6. Все растения содержат хлоропласты.
  7. Физиологическим называют раствор поваренной соли 0,9% — ой концентрации.
  8. Половое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.
  9. Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы.
  10. Кожное дыхание характерно для представителей класса Земноводные.
  11. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет только желудок.
  12. Световой микроскоп позволил изучить тонкое строение вирусов.
  13. Запасным питательным веществом у всех организмов является крахмал.
  14. Зубы у всех млекопитающих дифференцированы.
  15. Эритроциты образуются в красном костном мозге.

Задания части IV. Установите соответствие между содержанием 1 и 2 столбцов, результаты внесите в таблицу.

  1. Установите соответствие между семействами покрытосеменных растений и их признаками.

Семейства

Признаки семейств

1. Крестоцветные

2. Пасленовые

А. Лепестков 4

Б. Лепестков 5

В. Лепестки свободные

Г. Лепестки сросшиеся

Д. Тычинок 5

1

2

  1. Установите соответствие между форменными элементами крови и их признаками.

Клетки

Признаки форменных элементов

1. Эритроциты

2. Лейкоциты

А. Двояковогнутые диски

Б. Амебоидная форма

В. Ядра нет

Г. Ядро есть

Д. Обладают фагоцитозом

Матрица ответов на олимпиады школьников по биологии.
2010/2011 уч. год. 9 класс
Задание 1. [25 баллов]
Задание 2. [20 баллов]
Задание 3. [25 баллов]

прав. «ДА»

х

х

х

х

х

х

х

неправ «нет»

х

х

х

х

х

х

х

х

               

Задание 4.[2,5 балла]

1

2

Крестоцветные

А В

Пасленовые

Б Г Д

                [2,5 балла]

1

2

Эритроциты

А В

Лейкоциты

Б Г Д

308estestvoznanie.blogspot.com

Итоговая контрольная — Биология — 8 класс

Итоговая контрольная работа по биологии Вариант 1

1. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

А. АТФ

Б. ДНК

В. Белков

2. В ядре соматических клеток человека:

A. 46 хромосом

Б. 23 хромосомы

B. 44 хромосомы

3. Накопление и транспортировка веществ, синтезируемых в разных частях клетки, происходит в:

А. ЭПС

Б. КомплексеГольджи

В. Лизосомах

4.Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на

А. Молекулы глюкозы Б. Углекислый газ и воду В. Воду, аммиак, углекислый газ Г. Аминокислоты

5. Белки, свойственные организму, строятся

А. Из аминокислот

Б. Из глицерина и жирных кислот

В. Из углеводов

Г. Из жиров

6.  Какой отдел сердца имеет наиболее толстые стенки:

А. Левое предсердие В. Левый желудочек

Б. Правое предсердие Г. Правый желудочек

7. Назовите кровеносный сосуд, по которому кровь от сердца направляется по большому кругу кровообращения:

А. Аорта Б. Легочная артерия

Б. Легочная вена Г. Нижняя полая вена

8. Вставьте пропущенное слово.

1…… – это основной структурный и функциональный элемент организма человека.

2. Большинство клеток состоит из…… и……, покрытых снаружи……

3… несет наследственную информацию и регулирует синтез…

4… состоят из ДНК и хорошо видны в период…… клетки.

5. Внутри ядра находятся……, в которых образуются……, синтезирующие…

6. Цитоплазма состоит из…… и расположенных в ней…

7. В….. эндоплазматической сети образуются белки, а в…… синтезируются гликоген и жиры.

Дайте свободный развернутый ответ приведите примеры (при необходимости)

9. Функции кожи. Что вы знаете о рецепторах кожи?

10. Какой тканью образована собственно кожа? Функции этих тканей.

11. Каковы функции потовых и сальных желез? Где расположены?

12. Что такое пот? Для чего необходим?

Итоговая контрольная работа по биологии Вариант 2

1. Накопление и транспортировка веществ, синтезируемых в разных частях клетки, происходит в:

А. ЭПС

Б. КомплексеГольджи

В. Лизосомах

2.Основная функция митохондрий:

А. Синтез ДНК

Б. Синтез АТФ

В. Синтез углеводов

3.Клеточная мембрана:

A. Обладает избирательной проницательностью для различных веществ

Б. Непроницаема

B. Полностью проницаема для любых веществ

4.По некоторым артериям течет венозная кровь. Укажите эту артерию:

А. Аорта Б. Плечевая артерия

Б. Легочная артерия Г. Подключичная артерия

5.  Как называется соединение гемоглобина с кислородом?

а) оксигемоглобин б) карбогемоглобин

в) карбоксигемоглобин г) миоглобин

6. Малый круг кровообращения начинается:

а) лёгочным стволом б) сонными артериями

в) Верхней и нижней полыми венами г) аортой

7. Какое образование сердца препятствует движению крови из левой части сердца в правую?

1)околосердечная сумка 2) трёхстворчатый клапан 3) перегородка сердечной мышцы 4) полулунные клапаны

8. Вставьте пропущенное слово.

1.Цитоплазма состоит из……. и расположенных в ней…….

2. В…….. эндоплазматической сети образуются белки, а в……. синтезируются гликоген и жиры.

3. Многочисленные пузырьки и цистерны образуют….., в котором накапливаются вещества и синтезируются…

4. В митохондриях окисляются… вещества и синтезируется… – универсальный источник энергии.

5. Ненужные вещества и структуры клетки растворяются внутри…… под действием…….

6… … состоят из ДНК и хорошо видны в период….. клетки…..

7. В эндоплазматической сети образуются белки, а в…….. синтезируются гликоген и жиры

Дайте свободный развернутый ответ приведите примеры (при необходимости)

9. Что такое терморегуляция и как она поддерживается в организме?

10. Что относится к роговым образованиям кожи? Функции.

11 От чего зависит цвет кожи? Функции.

12. Из каких слоев состоит кожа? Функции.

Итоговая контрольная работа по биологии Вариант 3

1.Распад отработанных веществ и органоидов происходит в:

А. Гиалоплазме

Б. ЭПС

В. Лизосомах

2. В ядре соматических клеток человека:

A. 46 хромосом

Б. 23 хромосомы

B. 44 хромосомы

3. Основная функция митохондрий:

А. Синтез ДНК

Б. Синтез АТФ

В. Синтез углеводов

4. Малый круг кровообращения начинается:

а) лёгочным стволом б) сонными артериями

в) Верхней и нижней полыми венами г) аортой

5. Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на

А. Молекулы глюкозы Б. Углекислый газ и воду В. Воду, аммиак, углекислый газ Г. Аминокислоты

6. Клеточная мембрана:

A. Обладает избирательной проницательностью для различных веществ

Б. Непроницаема

B. Полностью проницаема для любых веществ

7. Как называется соединение гемоглобина с кислородом?

а) оксигемоглобин б) карбогемоглобин

в) карбоксигемоглобин г) миоглобин

8. Вставьте пропущенное слово.

1.Ненужные вещества и структуры клетки растворяются внутри…….. под действием…

2. …….. состоят из ДНК и хорошо видны в период……… клетки.

3. . В….. эндоплазматической сети образуются белки, а в… синтезируются гликоген и жиры

4……….. – это основной структурный и функциональный элемент организма человека.

5. Большинство клеток состоит из……. и……., покрытых снаружи……..

6……. несет наследственную информацию и регулирует синтез……

7………. состоят из ДНК и хорошо видны в период…….. клетки.

Дайте свободный развернутый ответ приведите примеры (при необходимости)

9. Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

10. Что такое закаливание? Каковы способы закаливания?

11. Что относится к роговым образованиям кожи? Функции.

12. От чего зависит цвет кожи? Функции.

multiurok.ru

Витамины (разработка урока в 8-м классе)

Разделы: Биология


Задачи урока:

Образовательные: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.

Развивающие: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; развить навыки работы с текстом учебника, развивать учебные умения – работать с дополнительными источниками информации.

Воспитательные: развить коммуникативные качества, сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, содействовать стремлению: быть здоровым.

Оборудование: таблица “Витамины”, выставка овощей и фруктов, тесты, план урока на доске, видеофильм “Витамины”, компьютер, проектор, экран.

Тип урока: изучение нового материала

План урока

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.

1. Повторение об обмене веществ, о пластическом и энергетическом обмене, об обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды ( по таблицам).

2. Тестирование.

III. Изучение нового материала.

1.История открытия витаминов.
2.Многообразие витаминов.
3.Специфические функции некоторых витаминов.
4.Недостаток витаминов и заболевания.
5.Сроки сохранения витаминов в продуктах

IV.Итог урока.

V.Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

.

1. Повторение об обмене веществ, о пластическом и энергетическом обмене, об обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды ( по таблицам).

2. Проводится компьютерное тестирование.

I вариант

1) Обмен веществ – это процесс:

А. Поступление веществ в организм.
Б. Удаления из организма непереваренных остатков.
В. Удаления жидких продуктов распада.
Г. Потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии.

2) Белки, свойственные организму, строятся:

А. Из аминокислот.
Б. Из глицерина и жирных кислот.
В. Из углеводов.
Г. Из жиров.

3). Пластический обмен — это процесс:

А. Распада веществ клетки с освобождением энергии .
Б. Образования в клетке веществ с накоплением энергии .
В. Всасывания веществ в кровь.
Г. Переваривания пищи.

4). Витамины участвуют в ферментативных реакциях, потому что:

А. Входят в состав ферментов.
Б. Поступают с пищей.
В. Являются катализаторами.
Г.Образуются в организме человека.

5). Гиподинамия способствует отложению жира в запас, так как:

А. Расходуется мало энергии .
Б. Развивается атеросклероз .
В. Снижается устойчивость к инфекциям .
Г. Происходит перестройка костей.

6). Энергия, поступившая с пищей, расходуется на:

А. Рост.
Б. Рост и дыхание .
В. Дыхание.
Г. Рост, дыхание и другие процессы жизнедеятельности.

II вариант

1). Биологическими катализаторами в организме являются:

А. Гормоны. В. Вода и минеральные соли.
Б. Ферменты. Г. Желчь.

2). Энергетический обмен — это процесс:

А. Биосинтеза
Б. Удаления жидких продуктов распада
В. Теплорегуляции
Г. Окисления органических веществ клетки с освобождением энергии

3).Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А. Молекулы глюкозы.
Б. Углекислый газ и воду.
В. Воду, аммиак, углекислый газ.
Г. Аминокислоты.

4).Вода при обмене веществ в клетке используется как:

А. Энергетическое вещество, при окислении которого освобождается энергия .
Б. Универсальный растворитель .
В. Фермент — биологический катализатор .
Г. Гормон, регулирующий работу органов.

5). Биологическое окисление в клетке происходит в:

А. Рибосомах. В. Хромосомах.
Б. Митохондриях. Г. Ядрышке.

6). В результате пластического обмена (биосинтеза) происходит:

А. Образование специфических для клетки веществ .
Б. Переваривание пищи.
В. Биологическое окисление органических веществ .
Г. Транспортировка веществ к клетке.

Ответы: 1 вариант: 1-Г; 2 –А; 3 –Б; 4 –Б; 5 –А; 6 – Г.

2 вариант: 1 –Б; 2 – Г; 3 –А; 4 –Б; 5 –Б; 6 –А.

III. Изучение нового материала:

Учитель: Я демонстрирую плоды: томат, баклажан, огурец, яблоко, перец.

Учитель: Что это?

Ученик: Плоды.

Учитель: А. В. Леонтович сказал: “Плоды – это музыка и поэзия питания”. Что привлекает человека в плодах?

Ученик: Углеводы, минеральные вещества и витамины.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Витамины”. Может ли человек жить без витаминов? Почему витамины необходимы организму?( Ответы учащихся).

Как были открыты витамины?

Ко второй половине XIX века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако жизнь далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Открытие витаминов связано с именем русского врача – педиатра Николая Ивановича Лунина. Витамины – это низкомолекулярные органические соединения, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. Требуются в небольших количествах и обладают высокой биологической активностью.

Сообщения учащихся об истории открытия витаминов.

1–й ученик: “Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с продуктами питания, хотя последние полностью отвечали указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.

Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или после кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамы, прокладывавшей морской путь в Индию 100 человек погибли от цинги.

Однако было замечено, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в рацион их питания вводить, известное количество лимонного сока или отвара хвои. Таким образом, ученые того времени установили, что цинга и некоторые другие болезни связаны с неправильным питанием, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда защищает от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище”.

2-й ученик: “ Важные исследования, способствовавшие открытию новых веществ и объяснявшие причину заболеваний при особенностях питания, провел в конце XIX века русский ученый Николай Иванович Лунин (1853-1937).

Он проводил свои опыты на мышах, которых кормили искусственно приготовленной пищей. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, что налицо все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившиеся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм и, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получавшая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Лунин в 1880 году пришел к следую– щему заключению: “…если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания”. Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положение в науке о питании.

Результаты работ Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил мышей, была очень невкусной. В 1890 году К.А.Сосин повторил опыты Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил сделанные им выводы.

Позже, в 1911 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. “виталис” – животворный)”.

Учитель: В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д ,Е, К и т. д. Некоторые из них образуют целые группы, например, витамины группы В. Для того чтобы было понятно, о каком конкретно витамине идет речь, внизу справа ставят цифру: например, витамин В1, В12 . Все витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водо– растворимым витаминам относятся витамин С, витамины группы В. К жирорастворимым относятся витамины А, Д, Е.

Сообщение учащегося о специфических функциях некоторых витаминов.

“Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в гидроксилировании пролина в оксипролин в процессе созревания коллагена.

Витамин В1 (тиамин) в форме ТДФ( тиаминдифосфат) является коферментом ферментов углеводно – энергетического обмена.

Витамин В2 (рибофлавин) в форме ФМН (флавинмононуклеотид) и ФАД (флавин– адениндинуклеотид) образует простетические группы оксидоредуктазферментов энергетического, липидного, аминокислотного обмена).

Витамин А в форме ретиналя входит в состав зрительного пигмента родопсина, обеспечивающего восприятие света.

Витамин Д – гормон, участвующий в поддержании гомеостаза кальция в организме; усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике и его мобилизацию из скелета; влияет на дифференцировку клеток эпителиальной и костной ткани, кроветворной и иммунной систем”.

Учитель: Витамины играют огромное значение в жизни человека: влияют на усвоение питательных веществ; способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма; являются составной частью ферментов, витамины определяют нормальную функцию и активность организма.

Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Сообщения учащихся об авитаминозах.

1-й ученик: “Цинга – заболевание, связано с недостатком витамина С. При этом человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает. Многие морские экспедиции в свое время оказались неудачными именно потому, что моряки не могли во время плавания добыть свежие овощи и фрукты, в которых этот витамин содержится в большом количестве.

Витамина С особенно много в плодах шиповника и черной смородины, в лимонах, капусте (в том числе квашеной). Ежедневно человеку необходимо получать с пищей 50– 100 мг витамина С. Во время инфекционных заболеваний эту дозу следует увеличивать в 3-5 раз, так как витамин С участвует в работе ферментов, способствующих образованию антител.

Алкоголь и продукт его распада – уксусный альдегид – способны угнетать актив– ность ряда ферментов, а также вытеснять витамины А, Е, Д, К. Самую большую опасность для витаминного обеспечения организма представляет алкогольное поражение печени. Ядовитые компоненты табачного дыма разрушают витамин С, угнетают действие витаминзависимых ферментов. У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5-2 раза”.

2-й ученик: “Бери – бери заболевание связанное с недостатком витамина В1.Этот витамин участвует в работе окислительных ферментов. Из – за недостатка витамина В1 в нервной и мышечной тканях происходит накопление ядовитых соединений. Это ведет к развитию болезни бери – бери, которая сопровождается параличами и судорогами. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость, отеки. Болезнь получила широкое распространение в странах Восточной и Юго – Восточной Азии в XIX веке, когда главный пищевой продукт этих стран, рис, стали очищать от оболочки.

Врач Х. Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 году подметил, что куры, содержавшиеся во дворе госпиталя и питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием бери–бери. После перевода кур на питание неочищенным рисом болезнь проходила.

Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом количестве заключенных в тюрьмах Явы, также показали, что среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери–бери заболевал в среднем 1 человек из 40, тогда как в группе людей, питавшихся неочищен– ным рисом, ею заболевал лишь 1 человек из 10 000.

Витамин В1 содержится в различных продуктах, но особенно много его в оболочках зерен злаковых растений, в таких продуктах, как черный и белый хлеб из муки грубого помола, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупы”.

3-й ученик: “Рахит – заболевание детей, связанное с недостатком витамина Д. Характеризуется размягчением костей. Как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. На их коже развиваются опрелости, потница и гнойчики, слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их разрушению.

Большое количесиво витамина Д содержится в рыбьем жире, печени, яичном желтке. Витамин Д – один из немногих витаминов, способных синтезироваться в организме. Он образуется в коже под влиянием ультрафиолетовой части солнечного спектра, и потому недостаток солнечного света также способствует развитию рахита. Для предупреждения и лечения рахита используется облучение детей кварцевой лампой, а также продукты, богатые витамином Д. Широко применяются и аптечные продукты этого витамина. Суточная потребность 0,05–0,01мг ”.

4-й ученик: “– Пеллагра – заболевание, связанное с недостатком ниацина. Проявляется в поражении кожи, пищеварительного тракта и нервной системы. Распространена в странах, где основной продукт питания – кукуруза”.

5-й ученик: “– Ксерофтальмия – поражение глаз, выражающееся в сухости конъюнктивы и роговицы. Одна из главных причин заболевания – недостаток витамина А. Нарушается сумеречное и ночное зрение – отсюда и название сопутствующей болезни – “куриная слепота”. Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото – и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов.

Содержится витамин А в продуктах животного происхождения: печени, сливочном масле, сырах. В растениях этого витамина нет, но есть вещество, из которого организм может его синтезировать. Это желтый пигмент каротин. Он содержится в моркови и красном перце, абрикосах, тыкве, в других овощах и фруктах красного цвета. В сутки необходимо около 1 мг витамина А ”.

Просмотр видеофильма о витаминах и обсуждение фильма.

Работа учащихся в группах: Прочитайте в учебнике информацию о витамине, составьте рассказ, нарисуйте рекламный плакат, где отражается информация текста, подготовьте выступающего (на подготовку 7 минут). 1 группа – витамин А., 2 группа – витамин В1, 3 группа – витамин С, 4 группа – витамин D. (Учитель консультирует учащихся).

Учащиеся афишируют рекламного плаката у доски, применяя стихи, песни, рисунки, загадки.

Практическая работа. Работа в парах: на каждую парту раздается карточки с названиями витаминов и рисунки с изображениями овощей, фруктов. Учащиеся должны карточки с рисунками разложить в группы по содержащемся в них витаминам.

Учитель. Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пищи. Употребление в пищу консервированных продуктов также создает большую проблему в этом плане. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация и многие другие достижения цивилизации снижают содержание витаминов в продуктах. После трех дней хранения продуктов процент витаминов значительно снижается. Хранение капусты при комнатной температуре 1 день влечет за собой потери витамина С на 25%, 2 дня – 40%, 3 дня – 70%. При кипячении молока количество витаминов в нем снижается. После трех дней хранения продуктов в холодильнике количество витаминов в них снижается на 30 %, а при комнатной температуре на 50 %. При термической обработки пищи теряется от 25–100 % витаминов. Многие витамины разрушаются на свету (А, В). Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.

IV. Вывод.

Учитель комментирует оценки учащихся.

V.

Подведение итогов урока.

Учитель: Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% – от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать”. Будьте здоровы!

VI. Домашнее задание.

Изучить § 37; вопросы в конце параграфа; подобрать загадки и стихи о витаминах.

23.07.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

люди срочно помогите кто разбирается в биологии!!!

1)удаление из организма соединений, образующихся в клетках при распаде и окислении белков, жиров и углеводов, называется…. б) выделением, 2)где образуются белки, свойственные организму человека а) в клетках тела человека 3)что такое авитаминоз?? ? Недостаток витаминов 4)в организме человека не может происходить превращение г) жиров в белки 5)куриная слепота возникает в результате не достатка витамина а) а 6)семена бобовых растений, неочищенные зерна злаков, яичные желтки содержат много витамина б) б1 7)почему людям необходима пища животного происхождения? а) в животных белках содержатся все аминокислоты, необходимые для синтеза белков человека 8) к органам пищеварительной системы относятся в) прямая кшка 9)какие вещества образуются при расщиплении белков в тонком кишечнике в) аминокислоты 10)основным органом мужской половой системы является…. в) семеиник 11)как изменится теплоотдача через кровеносные сосуды кожи при изменении температуры окружающей среды а) при понижении температуры окру. среды сосуды суживаются и теплоотдача уменьшается 12)в каком органе происходит превращение жиров в углероды? б) в печени 13)какое значение имеют потовые железы? , в) удаляют из организма излишки воды, минеральных веществ, в небольшом количестве продукты распада, образующиеся при обмене 14)что такое закаливание организма? б) выработка мер быстрого приспособления организма к смене температуры 15)при недостатке витамина с наболюдается …в) кровоточивость десен, расшатывание зубов. 16)затраенная организмом человека энергия восполняется в процессе…. б) питания 17) если ребенок отстает в росте, у него могут быть нарушены функции.. . б) щитовидной железы – и это тоже! в) гипофиза 18)число хромосом в соматических клетках б) в два раза больше, чем в половых клетках

Задай все вопросы одиночно. Тогда, возможно, будет тебе счастье.)))

1)удаление из организма соединений, образующихся в клетках при распаде и окислении белков, жиров и углеводов, называется…. б) выделением, 2)где образуются белки, свойственные организму человека а) в клетках тела человека 3)что такое авитаминоз?? ?Недостаток витаминов 4)в организме человека не может происходить превращение г) жиров в белки 5)куриная слепота возникает в результате не достатка витамина а) а 6)семена бобовых растений, неочищенные зерна злаков, яичные желтки содержат много витамина б) б1 7)почему людям необходима пища животного происхождения? а) в животных белках содержатся все аминокислоты, необходимые для синтеза белков человека 8) к органам пищеварительной системы относятся в) прямая кшка 9)какие вещества образуются при расщиплении белков в тонком кишечнике в) аминокислоты 10)основным органом мужской половой системы является…. в) семеиник 11)как изменится теплоотдача через кровеносные сосуды кожи при изменении температуры окружающей среды а) при понижении температуры окру. среды сосуды суживаются и теплоотдача уменьшается 12)в каком органе происходит превращение жиров в углероды? б) в печени 13)какое значение имеют потовые железы? , в) удаляют из организма излишки воды, минеральных веществ, в небольшом количестве продукты распада, образующиеся при обмене 14)что такое закаливание организма? б) выработка мер быстрого приспособления организма к смене температуры 15)при недостатке витамина с наболюдается …в) кровоточивость десен, расшатывание зубов. 16)затраенная организмом человека энергия восполняется в процессе…. б) питания 17) если ребенок отстает в росте, у него могут быть нарушены функции.. .б) щитовидной железы – и это тоже! в) гипофиза 18)число хромосом в соматических клетках б) в два раза больше, чем в половых клетках

touch.otvet.mail.ru

Обмен веществ. Подготовительная, клеточная и заключительная стадии

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык

resheba.me