Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано · Обновлено

Фёдор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики, он так живо описывает природу, что для читателя открываются яркие картины и создаётся эффект присутствия. Об осени поэт писал нечасто, так как не любил печального увядания окружающей природы. Многомудрый Литрекон предлагает Вам познакомиться с анализом стихотворения «Есть в осени первоначальной…», разбор которого составлен по плану. 

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление, размер 
  • 3 Композиция
  • 4 Образы и символы 
  • 5 Темы, проблемы и настроение
  • 6 Основная идея 
  • 7 Средства выразительности 

История создания 

Ф.И. Тютчев написал данное стихотворение в середине своего творческого пути.   Он уже был признанным мастером слова, но все еще не считал свое хобби полноценным видом деятельности. Он занимал важный государственный пост и делал карьеру.

Произведение создано 22 августа 1857 года во время путешествия из родового имения Овстуг в Москву, а напечатано в периодическом издании «Русская беседа» в 1858 году. 

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» посвящено осени в самом её начале, как о короткой, но прелестной поре года.

Жанр, направление, размер 

«Есть в осени первоначальной…» – лирическое стихотворение, принадлежащее к направлению «чистого искусства», пейзажной и философской лирике. В нём переплетается реализм, который выражается в точном описании пейзажа, с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью. 

Размер стихотворения «Есть в осени первоначальной…» – ямб. Особенность произведения состоит в том, что в нём много пропусков ударений, что больше заметно в первой строфе. Рифмовка двух первых строф перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. В третьей строфе прослеживается опоясывающая рифмовка.

Композиция

Композиция стихотворения «Есть в осени первоначальной…» простая. Произведение состоит из 3 строф, каждая из которых несёт в себе законченную мысль.

  1. В первой строфе даётся картина самого начала осенней поры. Поэт поймал переход одного времени года в другое, описав его зыбкость и хрупкость.
  2. Во второй строфе читается светлая печаль о том, что всё пространство пустеет. 
  3. В последней строфе писателем создаётся картина осени, полностью вступившей в свои права, но при этом атмосфера не гнетущая, а умиротворяющая.

Образы и символы 

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше.

Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной. 

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы. 
  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла. 

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» главным образом представлена основная тема русской природы, которой восхищается автор. Ф.И. Тютчев имеет в виду её переменчивость, подразумевая и быстротечность времени, что подталкивает его всё больше и больше любоваться мимолётными картинами окружающего мира. В произведении он запечатлел такой короткий период осенний поры, почти неуловимый, к которому автор смог подобрать слова. Стихотворение имеет глубину, ощущая которую, можно соприкоснуться с чувствами поэта, с красотой жизни, рассеянной в природе. 

Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно заметить по интонациям строк, по словам и даже по знакам препинания.

  • Автор вкладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это завершение года, то время, когда человек подводит итоги и строит новые планы, оценивает пройденные, безвозвратно ушедшие дни.
  • Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это увядание не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Юность вместе с летом осталась позади, теперь наступила зрелость, а впереди старость – зима. 
  • О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говоря о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла пользу и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда труженики могут перевести дух, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся наедине с небом. 

Основная идея 

Главная мысль стихотворения «Есть в осени первоначальной…» выражена в ценности момента, в его прямом созерцании. Ф.И. Тютчева стремится видеть, не пропускать ничего вокруг себя, запечатлеть в своём сердце всё великолепие природы. 

Важно воспринимать мир как дар за ежедневный труд – вот смысл произведения «Есть в осени первоначальной…». 

Средства выразительности 

Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф.И. Тютчев. 

  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».
  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»

Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.

Автор: Диана Танцур

Метки: Есть в осени первоначальнойразборФедор Тютчев

Читайте также:

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Ф.И. Тютчев)

Фёдор Иванович Тютчев – признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

Ф.И. Тютчев написал данное стихотворение в середине своего творческого пути. Он уже был признанным мастером слова, но все еще не считал свое хобби полноценным видом деятельности. Он занимал важный государственный пост и делал карьеру.

Произведение создано 22 августа 1857 года во время путешествия из родового имения Овстуг в Москву, а напечатано в периодическом издании «Русская беседа» в 1858 году.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» посвящено осени в самом её начале, как о короткой, но прелестной поре года.

Жанр, направление, размер

«Есть в осени первоначальной…» – лирическое стихотворение, принадлежащее к направлению «чистого искусства», пейзажной и философской лирике. В нём переплетается реализм, который выражается в точном описании пейзажа, с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью.

Размер стихотворения «Есть в осени первоначальной…» – ямб. Особенность произведения состоит в том, что в нём много пропусков ударений, что больше заметно в первой строфе. Рифмовка двух первых строф перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. В третьей строфе прослеживается опоясывающая рифмовка.

Жанр

Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами. Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм.

Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Композиция

Композиция стихотворения «Есть в осени первоначальной…» простая. Произведение состоит из 3 строф, каждая из которых несёт в себе законченную мысль.

  1. В первой строфе даётся картина самого начала осенней поры. Поэт поймал переход одного времени года в другое, описав его зыбкость и хрупкость.
  2. Во второй строфе читается светлая печаль о том, что всё пространство пустеет.
  3. В последней строфе писателем создаётся картина осени, полностью вступившей в свои права, но при этом атмосфера не гнетущая, а умиротворяющая.

Тема

Тема произведения – красота русской природы. Автор всю жизнь восхищался природой и выражал свои чувства на бумаге. Подобно умелому художнику, поэт изобразил великолепие момента, когда осень еще не успела вступить в права, а весь окружающий мир застыл в тёплых лучах августовского солнца.

Вторая тема стихотворения – философские размышления автора о человеческой жизни. Фёдор Иванович недолюбливал осень по той простой причине, что она напоминала ему о том, что всё имеет свойство заканчиваться. Осенняя пора была для него символом заката жизни человека.

Лирический герой произведения, за которым стоит сам автор, наблюдает за плавным течением жизни. Перед его глазами находится природа, которая только начала понемногу увядать. Впереди грядут тоскливые серые дни, лишённые всякой радости. Но в данный момент лирический герой наслаждается моментом и делится этим счастьем с читателем.

Образы и символы

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы.
  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Тема

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал это время года. Тютчеву осень навевала тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.

Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.

Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3‑х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.

Жанр

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:

Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».

Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.

Метонимию, точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

Вариант 2

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф. И. Тютчева — одна из самых прекрасных, поэтичных, мелодичных и совершенных по степени художественного дарования элегий.

Элегия — жанр, в котором доминирует определенная фи­лософская направленность, мотив прощания, ухода, сохране­ния чистоты души. Ф. И. Тютчев использует образы природы для выражения сложного мира человеческой души. При этом в его художественном мире проявляется пристрастие именно к пограничным состояниям души и природы.

Тютчевские эле­гии, мелодичные пейзажные зарисовки — один из способов преодолеть жизненное одиночество. Поэт неоднократно жало­вался на некие «припадки тоски», которые порождало, веро­ятнее всего, ощущение конечности бытия.

Известно, что Федор Иванович не считал себя профессио­нальным поэтом. Его лирические откровения — чаще всего импровизации, зарисовки, сделанные по мотивам живых впе­чатлений. Поэт порой сам ощущал их незавершенность, не­достатки и огрехи. Однако именно благодаря этим качествам они и становятся столь запоминающимися и реалистичными. Необработанный слиток золота порой ценнее и важнее юве­лирно отточенной подделки.

В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф. И. Тютчева — подчеркивание вертикальных координат ху­дожественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу.

Первая строфа в этой связи представляет собой неболь­шую экспозицию. С осенью всегда в поэзии связан мотив за­вершения определенного жизненного цикла природы: весной все расцветает, летом — благоухает, а осенью природа гото­вится к зимнему сну. Ф. И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период — первоначальный.

Именно в это время при­рода стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет «хрусталь­ный» в полной мере характеризует хрупкость и кратковремен­ность этого периода. В последней строфе «И лучезарны вече­ра» Ф. И. Тютчев подчеркивает мотив света.

Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчи­вается сбор урожая: «Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все». Интересен ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной детали: «Лишь паутины тонкий волос Бле­стит на праздной борозде».

Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности. Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь свет­лую печаль. Однако хрупкая красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться: «И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле».

Таким образом, природа у Ф. И. Тютчева выполняет функ­цию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек способен познать ощущение вечности.

Вариант 3

История создания. Произведение “Есть в осени первоначальной…” (1857 г.) Ф. И. Тютчев написал во время возвращения из имения в Москву. Потрясенный великолепным пейзажем поэт почувствовал прилив вдохновения и прямо в дороге перенес пришедшие на ум строки на бумагу. Произведение было впервые опубликовано в 1858 г.

Жанр стихотворения — пейзажная лирика.

Основная тема произведения — особый период в начале осени, т. н. “бабье лето”. Тютчев обратил внимание на особое состояние природы в этот непродолжительный период: “день… как бы хрустальный”. Мимолетное возвращение летнего тепла кажется необъяснимым явлением. Возникает ощущение, что это очарование может быть легко разрушено. Сельскохозяйственные работы уже закончены. Поля опустели. Ничто не нарушает разлитого в природе спокойствия и умиротворения.

Автор подмечает незначительную, но характерную деталь: “паутины тонкий волос… на праздной борозде”. Опустела не только земля, но и воздушные просторы. Птицы улетели на юг; больше не слышно их пения. Человеку предоставляется последняя возможность насладиться теплом. До “зимних бурь” еще далеко, но прекрасная пора “бабьего лета” сменится осенней непогодой и слякотью. Этот период является переходным. Природа словно застывает в хрупком состоянии.

Композиция стихотворения последовательная. Оно состоит из трех строф, представляющих собой три больших предложения.

Размер произведения — разностопный ямб. Рифмовка перекрестная (первая и вторая строфа) и опоясывающая (последняя строфа).

Выразительные средства. Красоту осеннего пейзажа подчеркивают эпитеты (“дивная”, “лучезарны”, “чистая и теплая”), сравнение (“как бы хрустальный”). Эпитеты “праздный” и “отдыхающее” намекают на закончивших свою работу крестьян. Ощущение незримого присутствия человека достигается с помощью олицетворений: “серп гулял”, “падал колос”.

Главная мысль произведения заключается в том, что человек составляет с природой единое целое. Городские жители давно утратили ощущение этого единства. Жизнь же простых крестьян полностью подчинена смене времен года. Весна — пробуждение природы и начало сельскохозяйственных работ. Лето — расцвет животного и растительного мира, самая горячая пора для земледельца.

Начало осени — “хрустальное” состояние природы, заслуженная возможность для человека отдохнуть. Эта “пауза” необходима для подготовки к суровой русской зиме. Немногие русские поэты (за исключением Пушкина) с такой теплотой и любовью относились к осени. Традиционно это время года ассоциируется с упадком жизненных сил, смертью, тоской и печалью. Произведение Тютчева, напротив, очень оптимистично. Поэт рад, что до зимы еще далеко. В наступлении осени он видит достижение природой особой гармонии и красоты.

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» главным образом представлена основная тема русской природы, которой восхищается автор. Ф.И. Тютчев имеет в виду её переменчивость, подразумевая и быстротечность времени, что подталкивает его всё больше и больше любоваться мимолётными картинами окружающего мира. В произведении он запечатлел такой короткий период осенний поры, почти неуловимый, к которому автор смог подобрать слова. Стихотворение имеет глубину, ощущая которую, можно соприкоснуться с чувствами поэта, с красотой жизни, рассеянной в природе.

Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно заметить по интонациям строк, по словам и даже по знакам препинания.

  • Автор вкладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это завершение года, то время, когда человек подводит итоги и строит новые планы, оценивает пройденные, безвозвратно ушедшие дни.
  • Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это увядание не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Юность вместе с летом осталась позади, теперь наступила зрелость, а впереди старость – зима.
  • О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говоря о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла пользу и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда труженики могут перевести дух, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся наедине с небом.

Особенности третьей строфы стихотворения


Третья строфа произведения «Есть в осени первоначальной…» особенна интересна. Здесь присутствует своеобразное напоминание, что в скором времени наступит зима, а с ней придут зимние бури.
В шедевре имеется восклицание лирического героя. Тютчев указывает на определенную пустоту, которая мотивируется звенящей тишиной. Такие строки несут только покой и полное умиротворение. Автор отмечает, что как и натуральная природа, так и сам человек рано или поздно нуждаются в перерыве, чтобы по-настоящему насладиться тишиной, а также разлившейся по пространству гармонией.

В строках приводится сравнение осеннего периода с закатом, который в определенный момент возникает на пути практически каждого человека. Фёдор Иванович отмечает не период старения, а время, которое принято называть зрелостью. Это период подтвержденный мудростью, полученной за прожитое время.

Автор старается охватить своим особенным лирическим взором все окружающее пространство – это и опустевшие красивые поля, и различные мелочи, к примеру, тонкий волос паутины. После принятия и изучение прошедших лет на жизненном пути, люди максимально остро начинают ощущать данные моменты. Они понимают свою роль, а также принадлежность к окружающему миру, особенное единство с натуральной природой.

Всё это позволяет максимально точно передать атмосферу осени и сформировать в воображении прозрачность, которые способны навеять легкую грусть и печаль на душе.

Средства выразительности

Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф. И. Тютчев.

  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».
  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»

Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.

Автор: Диана Танцур

Краткий анализ стиха «Есть в осени первоначальной» Ф.И. Тютчев

Вариант 1

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева изображает картины русской природы. Стихотворение “Есть в осени первоначальной…” было написано в одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. В этом произведении запечатлён замечательный осенний пейзаж.

Стихотворение является образцом художественного стиля поэта. Здесь Фёдор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит красивая осень. Одиночество и чувство утраты, спокойствие и немая радость царят в душе поэта. Изображая то, что открывается взгляду поэта, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

Произведение богато эпитетами: ” в осени первоначальной”, “дивная пора”, “день хрустальный”, лучезарны вечера”, “бодрый серп”, “паутины тонкий волос”, “праздная борозда”, “чистая и тёплая лазурь”, “отдыхающее поле”.

Эпитеты позволяют глубже раскрыть пейзаж. Автор вкладывает глубокий смысл в короткие строки:

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Эпитеты позволяют читателю самостоятельно домыслить эти образы, представить осенний пейзаж. Такое может быть, когда солнце светит ярко, но ласково, спокойно, а вечером на небе появляются яркие оранжевые и жёлтые облака.

Вместе с тем эпитеты служат для передачи авторского отношения и чувств. Автор грустит о той поре, когда “бодрый серп гулял”. Теперь ему становится тоскливо оттого, что “паутины тонкий волос блестит на праздной борозде”.

Это произведение является ярким образцом творчества русского поэта. Любовь к родине, изображение красоты русской природы — основные мотивы творчества Фёдора Ивановича Тютчева.

Вариант 2

Пейзажной лирике Тютчева Федора Ивановича стоит приделить большое внимание. Это непросто описание природы, это целый момент жизни пережитый, описанный и наполнен смыслом. Невозможно читать стихотворение автора и не представлять ту красу, о которой идет речь. Большого внимания требует стихотворение «Есть в осени первоначальной…», потому как автор не любил осень и считал ее, символизирующей смерть живой природы.

Но не восхищаться ее красой он также не мог. Поэтому 22 августа 1857 года возвращаясь с дочерью в Москву, он был поражен красотой окружающей природы и сделал черновик данного стихотворения. Относят его уже к более зрелой лирике поэта.

Период, описанный в стихотворении, еще не совсем наступившая осень, а последние теплые деньки, называемые в народе «бабьим летом». Автор использует много красивых эпитетов, делая тем самым стихотворение сказочным и запоминающимся. День в него приобретает хрустальный цвет, а вечера стаю лучезарными. Также видна взаимосвязь человека и природ. Появляется образ поля, где гулял серп и падал колос.

Стихотворение состоит из трех строф, написанных разностопным ямбом. Рифмовка в первых двух строфах используется перекрестная, а в последней — опоясывающая. Мужские и женские рифмы чередуются, создавая музыкальное звучание, а использование длинных и коротких строк показывает недолговечность и непостоянство природы.

Федор Тютчев всегда показывал, что осень наводит на него угнетение и тоску. Она напоминает о том, что все в жизни имеет свой финал и человеческая жизнь не исключение. А в более зрелом возрасте такие вещи ощущаются сильнее, поэтому унылый осенний период автор старался проводить за границей, так он спасался от увядающего русского пейзажа. Но предшествие осени и теплые последние деньки очень любил.

Вариант 3

«Есть в осени первоначальной…» было написано Тютчевым в 1957 году в середине творческого пути автора. Вдохновило автора окружающая природа, в один из дней он возвращался домой с дочерью и был поражен картиной вокруг.

Стихотворение пронизано лиризмом и тонким описанием пейзажа начала осени. Ведь эта пора по-особенному волшебна, автор показал некую грань между уходом лета и появлением нового времени года.

Главную роль в описании принимают эпитеты, автор называет эту пору “дивной”, показывая этим не только красоту осени, но и необыкновенность дней. Одной из характерных особенностей творчества Тютчева было объединение человека и природы, особенно видно это в стихотворении благодаря образу поля и метомимий.

Третья строфа повествует о том, что всё живое чувствует приближение зимы. Для поэта осень была как зрелость человека, мудрость. Это стихотворение несет легкий осенний воздух, некую печать и нежную грусть.

Произведение состоит из трех строф, Тютчев использовал перекрестную рифмовку и музыкальный ритм. Среди художественных средств не только эпитеты играют главную роль, еще есть сравнения, метафоры, олицетворения и антитезы.

Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер.

Поэма «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из его кратких визитов в Россию. Созданная в духе классического романтизма изящная, легкая поэма — это не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в ней осенний вечер как явление жизни природы, ищет аналогию явлениям природы в явлениях жизни человека, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» является развернутой метафорой: поэт чувствует «нежную улыбку увядающей» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страдания» в человеке как прообразе нравственности.

Стихотворение написано пятистопным ямбом , использована перекрестная рифмовка. Короткое стихотворение из двенадцати строк представляет собой одно сложное предложение, читаемое на одном дыхании. Фраза «мягкая улыбка увядания» объединяет в себе все детали, создающие образ увядающей природы.

Природа в стихотворении изменчива и многогранна, полна красок и звуков. Поэту удалось передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце меняет лик земли, делая краски богаче и ярче. Яркость цветов ( лазурь, малиновые листья, блеск, пестрота деревьев ) слегка приглушается эпитетами, создающими полупрозрачную дымку — туманный, светлый.

Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксической конденсации, сочетая различные средства художественной выразительности: градацию ( «порча» , «утомление» ), олицетворение ( «томный шепот» листьев ), метафоры ( «зловещий блеск» , «Увядающая улыбка» ), эпитеты ( нежный, кроткий, застенчивый, туманный ).

«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и смыслу эпитетами — синтетическими ( «зловещий блеск и пестрота деревьев» ), цветными ( «малиновые листья» ), сложными ( «печально осиротевшими» ). Контрастные эпитеты — «трогательная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск» , «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветер» — очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.

Состояние натуры и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация , создающая эффект листопада ( «Багровые листья томным шепотом» ), свежего дуновения ветра ( »И, как предчувствие надвигающейся бури // Порывистый, холодный ветер» ).

Поэту свойственна пантеистическая интерпретация пейзажа. Природа Тютчева очеловечена: как живое существо, она дышит, чувствует, переживает радость и печаль. Осень воспринимается Тютчевым как кроткое страдание, болезненная улыбка природы.

Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между этими двумя образами создается с помощью олицетворений и составного эпитета «печально осиротевший» , подчеркивающего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием приближающейся зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и после наступившей зимы мир вокруг нас вновь возродится, полный сочных весенних красок.

В мгновенном впечатлении осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость — мудрость жить и ценить каждое мгновение жизни.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Силентиум!»
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил тебя», разбор стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

Во власти осенних вечеров
Трогательное, таинственное очарование:
Зловещий блеск и пестрота деревьев,
Багряная листва томная, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над унылым бесхозным краем,
И, как предчувствие надвигающихся бурь,
Ветер порывистый, временами холодный,
Ущерб , изнеможение — и на всём
Эта нежная улыбка угасания,
Что в разумном существе мы называем
Божественной стыдливостью страдания.

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»

Поэзия Ф. И. Тютчева занимает почетное место среди русской пейзажной лирики. В его стихах гармонично слились два стиля: русский и классический европейский. Произведения Федора Ивановича по стилю, содержанию и ритму можно сравнить с традиционными одами Гёте, Гейне, Шекспиру. Но они гораздо скромнее по размеру, что придает текстам глубину и емкость.

Любимым временем суток Тютчева был вечер. В его лирике много стихов, посвященных этому периоду. Вечер в поэзии Тютчева многогранен, загадочен, волшебен. А природа одухотворяется, наделяется человеческими чертами, мыслями, эмоциями. Одно из таких стихотворений «Осенний вечер».

Пейзажный этюд написан в 1830 году. Причислен исследователями к ранней лирике поэта. Это был относительно спокойный, но не самый радостный период в жизни автора. Недавно заключил официальный брак с первой женой. Свободолюбивый юноша был подавлен семейной жизнью. Жизнь вдали от родины тоже была угнетающей. Тютчев тосковал по беззаботной юности.

Миниатюра родилась у поэта, когда он был в гостях на родине и ненадолго побывал в России. И он стал ярким образцом классической поэзии романтизма. Русский октябрьский вечер будил ностальгию, навевал тоску. В явлениях природы автор ищет аналогию с событиями человеческой жизни. Он намекает, что в людях все циклично, как смена времени суток и времен года. Рассуждение придает стихотворению глубокий философский характер.

Природа Тютчева настоящая, полная красок и звуков. Используется излюбленный прием автора — метод художественного параллелизма. Здесь ему помогают инверсии: «малиновые листья», «временами холодный ветер».

Стихотворение представляет собой одно сложное предложение, изложенное в 12 строк, в одну строфу. По смыслу, ритму и стилю текст делится на три части. В первой части размеренным темпом идет обсуждение о том, как прекрасны осенние вечера. Создается романтическое настроение.

Вторая часть напоминает читателю, что восторг продлится недолго. Все мимолетно. Впереди ледяной ветер и снежная буря. Происходит обострение ситуации, меняется ритм, ускоряется темп чтения. От центральной части текста веет зимним холодом. Он резко контрастирует с введением. Использовалась антитеза.

Третья часть философская. Происходит сравнение человеческого существования с тем, что происходит в природе. Используются олицетворения с мрачной окраской: «кроткая улыбка увядания», «скромность страдания». Все детали создают образ угасающей, засыпающей природы. Автор приходит к выводу о цикличности жизни.

Трехфазная структура композиции не вносит дисгармонии в восприятие текста. В рассказе нет резких эмоциональных скачков. Стихи написаны пятистопным ямбом. Используется перекрестная рифма. Это придает размерность, мелодичность тексту. Рассказчик и сама природа становятся лирическими героями.

Произведение стало ярким образцом оригинальной натурфилософской поэзии Федора Ивановича. Пейзаж и философия сливаются воедино, дополняют друг друга. Осень для поэта – символ духовной и возрастной зрелости. Урожай времени не только с полей, но и умственный тоже. Период, когда подводятся итоги.

Стихотворение оставляет после прочтения приятные эмоции, побуждает к размышлению. Она учит ценить каждое мгновение. С одной стороны, важно любить лето, тепло, счастье, потому что потом придет холод, метель. С другой стороны, поэт обращает наше внимание на то, что каждое время прекрасно, неповторимо по-своему. Вы должны научиться видеть красоту в простых вещах.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Пейзаж текст и перевод песни Ф.И. Тютчева занимает особое место в русской литературе. Эта поэзия всегда будет привлекать читателя своей неповторимой глубиной и яркой образностью. Стихотворение «Осенний вечер» — одна из таких жемчужин.

Ф.И. Стихотворение «Осенний вечер» Тютчев написал в октябре 1830 года. Поэт находился тогда в Мюнхене в качестве атташе дипломатической миссии.

Примечательно, что за границей молодому писателю практически не с кем было поговорить на родном языке — русском. Только поэзия и общение с дядей Н. А. Хлоповым смогли заполнить эту пустоту. Вероятно, тоска по родине, осенняя непогода навеяли Тютчеву на меланхолические мысли, послужившие толчком к созданию поэмы «Осенний вечер».

Жанр, направление и размер

В этом стихотворении ощутимо юношеское увлечение Тютчева русской поэзией XIX века. Это проявляется в торжественном одическом характере произведения, в употреблении ярких эпитетов (трогательное, грустно-сиротское), а также в употреблении неблагозвучных форм (ветер). Однако «Осенний вечер» относится к зрелому периоду, когда автора интересуют Шеллинг, Блейк и Гейне. В это время у Тютчева формируется его особая натурфилософская поэзия.

Стихотворение не отличается изобретательностью: размер этого произведения пятистопный ямб, а рифма крестовая. Тютчев оригинален и в другом, в частности, в переосмыслении жанра пейзажной лирики.

Композиция

Поэма имеет гармоничную трехчастную композицию. Строфу из двенадцати строк можно разделить на четверостишия, и они выстроятся в особую строку по градации: от легкого пейзажного зарисовки до глубокого философского заключения.

  1. Первая часть — пейзажный набросок. Здесь выдвигается тезис, на котором построена вся работа.
  2. Во второй части появляются более драматические картины, сообщающие об увядании природы.
  3. Финал поэмы – философский вывод, где проводится параллель между человеком и окружающим его миром.

Образы и символы

Наряду с образами, типичными для изображения осени (малиновые листья, тихая лазурь), Тютчев описывает весьма необычные наблюдения: зловещий блеск, угасающая улыбка.

Лирический герой поэмы – мыслитель. Его неординарный взгляд на мир позволяет увидеть не только привычные сюжеты осеннего вечера, но и помогает открыть для себя что-то новое, проецирует размышления о взаимоотношениях природы и человека. Он видит на картинах увядающую нежную улыбку, а цвет листьев кажется ему зловещим.

Темы и настроение

Осень традиционно ассоциируется со старостью, за которой следует смерть. Но, тем не менее, нельзя утверждать, что стихотворение проникнуто лишь депрессивно-трагическими мотивами. Лирический герой старается даже сквозь тоскливое настроение увидеть положительные моменты: господство вечеров, таинственное очарование, легкий шорох.

Итак, основная тема произведения – противостояние увядающего и несгибаемого оптимизма. Автор сопереживает природе, он неравнодушен к ее старению, но все же поэт не хочет поддаваться меланхолии и грусти.

Идея

«Осенний вечер» — один из ярчайших образцов натурфилософской лирики Ф.И. Тютчев. Общая идея такого рода стихов – рассуждения о человеке и природе, сопоставление их. Тютчев осознавал ничтожность человека по сравнению со Вселенной и в ряде случаев призывал читателей брать пример с внешнего мира.

В этом стихотворении главная мысль — связь осеннего времени года с «разумным существом». Они похожи тем, что испытывают одинаковое чувство, именуемое «божественной скромностью страдания». У людей и окружающего мира она проявляется одинаково – в «кроткой улыбке», только проявляют ее по-разному: человек – мимикой, а в природе листья меняют цвет, земля становится пустой, небо становится облачным.

Средства художественной выразительности

Богатая образность произведения достигается за счет использования многочисленных средств художественной выразительности. Чаще всего автор обращается к эпитетам, иногда применяя к существительному сразу два определения: «трогательная, таинственная прелесть», «томный, легкий шелест», «порывистый, холодный ветер».

Тютчев сравнивает увядание природы с человеческими страданиями. В тексте есть инверсии: багровые листья, временами холодный ветер.

Олицетворение — сквозной троп стихотворения. Этот прием воздействует на эпитеты (грустный сирота, томный), существительные, участвующие в описании явлений природы (улыбка, изможденность). Кроме того, «поведение» ветра объясняется предчувствием «надвигающихся бурь». А все процессы, происходящие в природе осенью, сравнивают со старением человека.

Интересно? Сохраните себе на стену!

Пейзажная лирика всегда погружает читателя в мир мечтаний, надежд, творчества и печали. Это такое произведение Федора Тютчева «Осенний вечер». Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже, о чудесной поре увядания природы.

В самом начале автор показывает, как восхитительны осенние пейзажи, все спокойно и умиротворенно, умиротворение и очарование, тишина и таинственный свет заката. Чуть позже настроение не только читателя, но и поэта меняется, появляется тревога, в свете заката, падающего на опавшую листву, и в легком осеннем движении воздуха кажется какая-то угроза таится повсюду. Далее в душе снова поселится тишина, покой, какая-то завораживающая неподвижная картина. Закат, а закат сменяется лазурью и крайние лучи солнца скрыты какой-то туманной дымкой, тоска, грусть, расставание с солнцем и теплом, все это для него как сама жизнь. Внезапно, внезапные сильные порывы ледяного ветра, предвестники скорой зимы, он грустит об окончании осени, волнуется и теряет спокойствие. Само произведение читается достаточно спокойно и не имеет резких эмоциональных скачков.

После прочтения стихотворения «Осенний вечер» кажется, будто все человечество, сам автор и природа стали единым, бессмертным, ведь одно время года сменится другим, один жизненный цикл сменится другим, так же, как ночь приходит после дня.

Перекрестная рифма, написанная пятистопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. С точки зрения синтаксиса это произведение представляет собой продолженное сложноподчиненное предложение. Использование множества тропов, метафор, сравнений, с эмоциональными эпитетами, сильными образами, емким глубоким философским смыслом, каким-то внутренним духовным движением.

В таком маленьком стихотворении столько человеческого чувства, столько образов, мыслей, и все это ничуть не перегружает композицию.

8 класс, 10 класс

Анализ стихотворения Осенний вечер Тютчев

Федор Тютчев — человек, недаром занимающий место, и весьма достойное, в русской литературе XIX века. Так как именно этот человек смог описать все достоинства природы и ее красоту, и не просто сделать это, но и соединить традиции европейской и русской литературы.

Стихотворение «Осенний вечер» Федора Тютчева очень красивое, но не слишком большое. Он состоит из двенадцати предложений и не делится на строфы. И все это создает интересный и детализированный эффект. Именно это стихотворение Тютчева критики считают символом самого классического романтизма в литературе, и, конечно, не только в русской.

Написано в 1830 году. Тогда, в момент написания этого произведения, Тютчев находился в Мюнхене, и поэтому понятно, почему в его произведении такое необычное настроение. Ведь осень, да еще и в чужой стране, навеяла такие грустные и тоскливые воспоминания и просто мысли о нем. Тоска по дому может быть трагичной, но также и романтичной?

Октябрьский вечер, дождливая погода, серое небо, холодный ветер — прекрасный фон для написания вот такого красивого и в какой-то степени даже уютного стихотворения. На поэта сильно повлияла такая погода или тоска по дому, но произведение получилось прекрасным, и читается как символ романтики, именно классической в ​​литературе.

Осень сама по себе, как время года, ассоциируется с мрачностью людей, но она может помочь создать такое прекрасное произведение. Тютчев прекрасно использовал и время, и место. Кроме того, поэт все же находит в такой погоде какую-то особенную свою прелесть. И это подчеркивается в начале его творчества. Что даже такое время года, а особенно его тоскливая середина, может иметь свою необъяснимую манящую красоту и уют. Светлые осенние вечера — что может быть прекраснее для уставшей души, как чувствовал себя автор тогда на чужбине.

Разбор стихотворения Осенний вечер по плану

Возможно Вам будет интересно

    Стихотворение Афанасия Фета под названием «Муза» написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел освободиться несколько сборников стихов,

Федор Иванович Тютчев – русский дипломат, не лишенный поэтического романтизма и философского мировоззрения. Ему довелось жить в период расцвета русской литературы. И хотя сочинение стихов не было основным ремеслом Тютчева, в литературу он вошел прекрасным поэтом со своим, неповторимым стилем.

Есть ли русский, который не знает его знаменитых строк: «Умом Россию не понять…». Этот патриотизм, сила и мощь присущи многим произведениям автора, даже если речь идет о любви или природе.

Великий романтик родился в ноябре 1803 года. Детство провел в Орловской губернии под присмотром старших родственников. Начальное образование получали дома. К знаниям Федора тянуло с детства, многие окружающие замечали незаурядный интеллект мальчика.

Обучением занимался поэт-переводчик по имени Райх. Он рассказал Федору о литературе древности, а также об итальянской культуре. К 12 годам Тютчев с легкостью переводил иностранные издания разных писателей.

В 19-м году поэт решает продолжить обучение и поступает на факультет Московского университета, посвященный развитию литературы. Именно здесь он знакомится со многими влиятельными людьми. К стихам, которые время от времени попадают на бумагу, юноша относится как к хобби.

Через два года он заканчивает учебу и устраивается на работу в Коллегию иностранных дел. Очень скоро он получает новую должность и отправляется в Мюнхен в составе дипломатической миссии. Тютчев любил Европу. Здесь он дружит с Шеллингом, а также с Гейне и переводит на русский язык произведения известных немецких классиков. Здесь он пишет множество произведений, которые впоследствии были изданы в России.

Главное событие, которое могло сделать его знаменитым, произошло в 1836 году. Именно в это время его произведения были опубликованы в журнале «Современник», принадлежавшем Александру Сергеевичу Пушкину.

Федор Иванович вернется из Европы только в 44-м году. Он начинает работать в Министерстве иностранных дел в Москве. Спустя десять лет писателя назначают на новую должность председателя. Фёдор Иванович Тютчев очень значимая фигура, его уважают и ценят. У него было отличное чувство юмора, а также он был прекрасным собеседником.

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Это произведение относится как раз к тому периоду становления поэта, когда только начал активно развиваться Федор Иванович Тютчев. Шедевр «Осенний вечер» относится к раннему творчеству. Поэма создана в далеком 30-м году девятнадцатого века. На момент написания статьи автор находился в России в рамках очередного визита на родину.

Работа «Осенний вечер» создана в духе элегантного и классического для того времени направления — романтизма. Шедевр отличается мягкостью и легкостью, он выделяется среди произведений пейзажной лирики. В стихотворении Федора Ивановича читатель нелегко видит осенний вечер, являющийся неким природным явлением. Автор описывает взаимосвязь между природной природой и жизнью человека. Такие черты придают линиям особую и глубокую философскую направленность.

Произведение Федора Ивановича Тютчева «Осенний вечер» является своеобразной развернутой метафорой. Поэту понятны ощущения кроткой улыбки увядающей осенней поры. Он сравнивает его с божеством и описывает в виде человеческого страдания, являющегося прообразом нравственности.

Особенности стихотворения «Осенний вечер»


Классическое произведение Федора Ивановича Тютчева создано с использованием пятистопного ямба. Здесь присутствует специфическая, свойственная автору, перекрестная рифмовка. Стихотворение относится к небольшим произведениям и включает всего двенадцать строк. Все строки — единственное сложное предложение в произведении. Читается на одном дыхании, как и многие шедевры Федора Ивановича. Для соединения всех деталей сюжета, окружающего лирического героя, используется фраза о кроткой улыбке увядания.

Природная природа в произведении описывается в виде многогранной и постоянно меняющейся стихии. Существует огромное разнообразие цветов и звуков. Автор максимально качественно донес до читателя почти неуловимые чарующие моменты, связанные с сумерками в осеннюю пору года. Именно в это время конкретное вечернее солнце может полностью изменить весь лик земного шара. При этом цвета становятся максимально яркими и насыщенными. Это интересно и в описании лазури, малинности листвы, особого блеска, а также пестроты деревьев. Полупрозрачная дымка смягчается изысканными эпитетами. Например, туманность и легкость.

В стихотворении «Осенний вечер» автор создает классическую картину природы в осеннюю пору года. В этом поэту помогают синтаксические сгущения, способные объединить несколько средств, олицетворяющих художественную выразительность. Стоит рассмотреть основные из них:

» Грейс. Она изображена в словах истощение и повреждение.
» аватаров. Например, томный шепот осенней листвы.
» Метафора. Таких словосочетаний много, например, зловещий блеск, а также угасающая улыбка.
» Эпитет. Яркими представителями таких средств выразительности являются трогательность, кротость, стыдливость, туманность.


Последний пункт из вышеприведенного списка выразительных средств в произведении «Осенний вечер» разработан особо. Эпитеты могут быть разными как по структуре, так и по особому смыслу. Стоит рассмотреть основные типы, которые описаны в поэме:

» Синтетика. Этому виду принадлежит зловещий блеск и пестрота природы.
» Цвет. Описание пурпурной листвы.
» Комплекс . Это словосочетания, написанные через дефис, например, печально осиротевшая природная природа.
» Контраст. Это трогательное, по-особому загадочное очарование, зловещее сияние, туманность и тишина лазури, порывы ветра и его холод. Эти средства выразительности наиболее качественно передают состояние природы, которое в данный момент является переходным. Это своеобразное прощание лирического героя с осенью и предвкушение морозной поры.

Черты природной природы в стихе «Осенний вечер»


Состояние природной природы в произведении представлено читателю с особой чувственностью. В этом Федору Ивановичу помогает своеобразная аллитерация, использованная в строках. Он позволяет сделать эффект падающих или шепчущихся листьев максимально естественным, а также дает почувствовать свежее дыхание ветра, который описывается как порывистая и холодная стихия.

В своих произведениях автор использует специфическое пантеистическое описание пейзажей. Природная природа в произведении Федора Ивановича «Осенний вечер» максимально очеловечена. Осень словно живое существо способно дышать, чувствует пространство вокруг себя, испытывает особую радость и грусть от определенных жизненных моментов. Осень Тютчев воспринимает как некое страдание, об этом говорит болезненная улыбка.

Великий романтик не отделяет особый мир природы от особенностей жизни обычного человека. Между этими образами существует особая параллель, которая создается в основном с помощью специфического эпитета, где осень описывается как печальная сирота. Автор акцентирует внимание на теме прощания.

В стихотворении «Осенний вечер» легчайшая грусть природы, вызывающая предчувствие скорого прихода зимней поры. К этим ощущениям примешивается особая радость, ведь времена года имеют свои циклы и в зимний период обязательно наступит оживление, которое будет полно ярких и сочных красок.

Стихотворение Тютчева описывает один миг. Автор старался создать для читателя неповторимое впечатление, содержащее особые мысли и чувства, а также полную бесконечность, связанную с его собственным жизненным путем. В произведении осенний период года сравнивается с исключительной духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость. Он советует прожить жизнь с умом и ценить практически каждое мгновение.

Материалы Президентской библиотеки освещают жизнь и творчество Тютчева

5 декабря 2019 г. исполняется 216 лет со дня рождения Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) – поэта, дипломата, публициста, члена-корреспондента Санкт-Петербургской академии художеств. наук, тайный советник. Циклы его стихов до сих пор являются недостижимым образцом самой тонкой и глубокой русской поэзии. Биографические документы и авторефераты диссертаций, посвященные творчеству автора, размещены на портале и в фондах Президентской библиотеки: «Тютчевская поэтическая метафора в сравнительном аспекте», «Державинская традиция в лирике Федора Тютчева» и других.

«Федор Иванович был вторым или меньшим сыном Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых и родился в 1803 году 23 ноября (по старому стилю) в родовом имении Тютчевых, в селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда . Тютчевы принадлежали к древнерусскому дворянству», — пишет Иван Аксаков, зять поэта, женившийся на его дочери Анне. Осенью Тютчевы жили в орловской деревне, а на зиму переехали в Москву.

«Федор Тютчев и по внешнему виду (он был очень худой и невысокий), и по своему внутреннему душевному строю был полной противоположностью своему отцу. Но он был чрезвычайно похож на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума, худощавого, нервного сложения, со склонностью к ипохондрии, с развитой до боли фантазией. В этой полностью русской семье французский язык был почти исключительно господствующим. Явление, впрочем, не редкое в то время, когда русский литературный язык был еще совсем новой вещью, достоянием «любителей литературы», — писал Аксаков, знавший семью гениального поэта. По его словам, Тютчев «с детства стал врагом всякого принуждения воли; все свойства и проявления его детской натуры окрашены какой-то особенно тонкой, изящной одухотворенностью. Благодаря своим уникальным способностям он чрезвычайно успешно учился. Учение было для него не трудом, а удовлетворением естественной потребности в познании».

Под руководством своего домашнего учителя — известного переводчика С. Е. Райха, Тютчев великолепно освоил классическое наследие, стал настоящим эллинистом. В 14 лет Федор Тютчев перевел послание Горация Покровителю. Основанное в Москве Общество любителей русской словесности присвоило юноше звание «служащего», а его перевод был напечатан в XIV части «Трудов».

В 1818 году Тютчев поступил в Московский университет, где близко познакомился со студентом Погодиным, который был старше его на три года. В газете Московские ведомости, № 190 (1873 г.) — об этом издании конкретно упоминал Иван Аксаков в своей книге — Николай Погодин вспоминал: «Мальчик с румянцем на щеке, в зеленом сюртуке, лежит, опершись локтями на диван, и читает книга. <...> Или вот он сидит у меня на лекции в университете за моей спиной на второй скамье и, не слушая Каченовского, строчит на него эпиграммы, <...>, и скоро подумает о Хитрости и Меттернихе …».

В 1821 году, когда Тютчеву не было еще и 18 лет, он сдал на «отлично» свой последний экзамен и получил степень кандидата. Перед ним открылась блестящая карьера. В 1822 году Тютчев был командирован в Петербург на службу в Государственную коллегию иностранных дел, а вскоре затем получил направление на дипломатическую работу в Мюнхен.«Внезапно переброшенный на западноевропейскую арену, в блестящий дипломатический круг, Тютчев ничуть не растерялся, напротив, вскоре он стал любимцем высшего мюнхенского общества и непременным членом всех светских и несветских сборищ, где делались запросы на ум, образование и талант», — пишет Аксаков9. 0011

В 1837 году он был назначен старшим секретарем посольства в Турине. Казалось бы, русский дипломат был на подъеме, но в то же время искал и не нашел в Европе хоть крупицы русской духовности.

«Безграничное господство материи повсюду, торжество грубой силы, возврат к временам варварства — вот на что русское сознание в лице Тютчева не переставало указывать европейскому обществу на протяжении 30 лет» , — пишет Аксаков в издании «Биография Федора Тютчева». В 1844 году Тютчев вернулся на родину. Он был назначен на новую должность «Главного цензора при Министерстве иностранных дел Российской империи» и получил чин статского советника.

Тютчев, отягощенный государственной деятельностью, по мнению некоторых критиков, так и не стал профессиональным писателем. Но несколько поколений читателей идут со своими «проклятыми вопросами» к поэту-философу, создавшему за свою непростую жизнь более 400 стихотворений.

В лирических произведениях: «Осень», «Весенние воды», «Я люблю грозу в начале мая», «О, как мы любим и суевернее на склоне лет наших.