Творческая роль естественного отбора > Лаборатория фитоинвазий

Дарвин пришел к выводу, что у животных и растений в результате борьбы за существование непрерывно происходит процесс накапливания признаков, обеспечивающих им лучшую приспособленность к условиям существования.

У них появляется больше шансов выжить и дать потомство, т.е. отбор совершается не только в хозяйстве человека, но и в природе. В отличие от искусственного отбора, производимого человеком, отбор, осуществляющийся в природе, был назван естественным.

В противоположность искусственному отбору, накапливающему признаки, полезные для человека, в процессе естественного отбора накапливаются признаки, полезные только для самого организма и для его вида.

«Чего не может естественный отбор — это изменить строение какого-нибудь вида, без всякой пользы для него самого, но на пользу другому виду» — писал Дарвин.

При анализе причин повышения организации организмов или их приспособленности к условиям обитания Дарвин обратил внимание на то, что отбор не обязательно требует выбора лучших, он может сводиться лишь к уничтожению худших. Так именно и происходит при бессознательном отборе.

А ведь уничтожение (элиминация) худших, менее приспособленных к существованию организмов в природе, можно наблюдать на каждом шагу. Следовательно, естественный отбор может осуществляться «слепыми» силами природы.

Дарвин подчеркивал, что выражение «естественный отбор» ни в коем случае не следует понимать в том смысле, что кто-нибудь ведет этот отбор, так как этот термин говорит о действии стихийных сил природы, в результате которых выживают приспособленные к данным условиям организмы и гибнут неприспособленные. Накопление полезных изменений приводит сначала к небольшим, а затем и к крупным изменениям.

Так появляются новые разновидности, виды, роды и другие систематические единицы более высокого ранга. В этом заключается ведущая, творческая роль естественного отбора в эволюции. Материал для этой формы отбора доставляют те же формы изменчивости, которые описаны для культурных растений и домашних животных.

При внимательном осмотре животных и растений, взятых из природных условий, всегда обнаруживаются индивидуальные отклонения. Эти отклонения для организма могут быть полезными, бесполезными и даже вредными. Если изменения признака окажутся для данного организма в определенных конкретных условиях полезными, то организм будет более приспособленным к условиям существования и получит преимущество перед другими особями.

В то же время организмы с менее полезными или вредными в данных условиях обитания признаками и свойствами погибают, не оставляя после себя потомства.

Итак, естественный отбор — это исторический процесс, благодаря которому в результате борьбы за существование выживают и вступают в размножение организмы с признаками, полезными для их жизни, т. е. обеспечивающими существование вида.

Такое понимание естественного отбора позволило Дарвину разработать последовательно материалистическое объяснение причин возникновения целесообразности строения живых организмов и прогрессивной эволюции органического мира.

Целесообразность — это взаимосвязь и соответствие всех органов в организме, приспособленность их строения и функций к существованию в определенных условиях среды. Целесообразность возникает в результате естественного отбора и поэтому эволюционный процесс всегда носит приспособительный хаpaктер. В этом нетрудно убедиться, рассмотрев случаи возникновения в природе относительно целесообразных приспособлений.

Любая популяция животных и растений насыщена мутациями. Сами по себе мутации, ведущие к появлению полезных, нейтральных и вредных признаков, нового вида не создают, но попадают под контроль естественного отбора. Особи с наследственными признаками, полезными для данных условий среды, имеют преимущества для выживания и оставления потомства.

В ряду поколений таких особей в популяции становится все больше, а численность носителей вредных или менее ценных признаков постепенно снижается. При этом «отбирающим» фактором являются изменяющиеся условия среды.



Многообразие цветковых растений

На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха….

30 05 2023 16:39:14

Урок обощения знаний по теме «Эволюционное учение»

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений….

29 05 2023 2:57:50

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой….

28 05 2023 18:20:38

Интегрированный урок (география + биология) по теме: «Байкал – жемчужина Сибири»

Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме….

27 05 2023 21:25:35

Программа элективного курса по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века»

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии….

26 05 2023 6:57:15

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме «Кишечнополостные»

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии «Путешествие в страну Кишечнополостных»….

25 05 2023 9:50:53

Разработка открытого урока для 9-го класса «Приспособленность организмов и ее относительность»

Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме «Приспособленность организмов и её относительность». Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. …

24 05 2023 6:35:57

Урок биологии по теме «Генетическое лото»

Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи».

23 05 2023 14:31:37

Технологический пакет к уроку по теме «Трофическая структура сообщества» с применением видеофильма

Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант….

22 05 2023 20:40:39

Селекция микроорганизмов. Методы и значение селекции в биологии

Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство….

21 05 2023 7:40:47

Основные закономерности эволюции органического мира

Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире….

20 05 2023 8:26:44

Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе «Многообразие paкообразных, их роль в природе»

Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. …

19 05 2023 8:55:33

Экологический фитодизайн в закрытых помещениях

Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений….

18 05 2023 9:16:55

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме «Знакомство с лекарственными растениями»

Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями….

17 05 2023 21:47:21

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной….

16 05 2023 19:48:22

Урок по биологии в 6-м классе на тему «Путешествие в мир Покрытосеменных»

Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии….

15 05 2023 8:12:50

Археи — домен живых организмов. 7-й класс

Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира….

14 05 2023 4:49:59

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала….

13 05 2023 22:17:10

Урок биологии с использованием ИКТ

Урок в 10-м классе по теме «Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества» проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. …

12 05 2023 9:43:46

Рабочая программа по курсу «Основы здоровья». 5-й класс

Курс «Основы здоровья» рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности….

11 05 2023 3:50:59

Генеалогический метод изучения наследственности

Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака….

10 05 2023 3:42:54

Разработка урока-семинара на тему «Происхождение человека» (11-й класс)

На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека.

09 05 2023 6:10:44

Урок-проект «В чем опасность этилового спирта»

Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека….

08 05 2023 12:10:37

Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. …

07 05 2023 8:48:41

Разработка внеклассного мероприятия по биологии «В царстве Берендея»: инсценированный КВН

В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов.

06 05 2023 7:34:40

ИПМ «Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения»

Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей….

05 05 2023 5:56:13

Рифмованные загадки о растениях Амурской области

Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке….

04 05 2023 6:26:30

Кружок «Уроки здоровья»

Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи….

03 05 2023 12:39:15

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. …

02 05 2023 21:20:56

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе «Среды обитания организмов»

Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие «среда обитания организмов», составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов….

01 05 2023 15:10:52

Воздушная одежда Земли

Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока….

30 04 2023 3:52:19

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки….

29 04 2023 10:40:11

Урок: «Воздушное питание растений. Фотосинтез» (6-й класс)

С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений….

28 04 2023 11:33:32

Урок-игра «Эволюция растений. Культурные растения»

Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»….

27 04 2023 10:16:38

Разработка урока по теме «Тип Губки»

Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений.

26 04 2023 19:20:45

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере «Биологической игры»

Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами….

25 04 2023 23:20:40

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием….

24 04 2023 13:27:49

Многообразие моллюсков, их значение в природе

Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе.

23 04 2023 18:27:53

Урок-презентация по теме «Класс Брюхоногие моллюски»

Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. …

22 04 2023 0:23:41

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах «Растения водоемов»

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. …

21 04 2023 21:28:53

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе «Крестики-нолики»

Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят….

20 04 2023 5:44:15

Интегрированный урок биологии и английского языка по теме «Генетика и молодежные субъкультуры»

Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. …

19 04 2023 9:30:26

Разработка урока «Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде»

На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. …

18 04 2023 1:30:20

Урок по теме: «Зрительное восприятие. Гигиена зрения». 8-й класс

Урок для учащихся 8-го класса по теме «Зрительное восприятие. Гигиена зрения» с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. …

17 04 2023 0:31:23

Программа факультативного курса «Биология. Система живой природы», 6-й класс

Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. …

16 04 2023 17:11:29

Урок-презентация. Тема: «Факторы среды и их влияние на биоценозы»

В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников….

15 04 2023 23:10:17

Элективный курс «Сквозь призму науки» в системе профильного обучения

Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса «Сквозь призму науки», найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.

14 04 2023 5:28:22

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи….

13 04 2023 10:25:51

Тема урока: «Витамины»

Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. …

12 04 2023 5:17:50

Летние домашние работы учащихся

В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. …

11 04 2023 16:32:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::

Естественный отбор и его формы. Приспособленность



1. Какие факторы внешней среды могут приводить к отбору организмов в природе?

Ответ. В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». В ней, в частности, был предложен новый взгляд на причины эволюционного развития организмов. Дарвин указал на три основных фактора эволюции: наследственность (способность организмов передавать врождённые признаки от поколения к поколению), изменчивость (появление различных фенотипов внутри популяции) и отбор (подавление генотипов организмов, фенотипы которых менее других приспособлены к внешним условиям). Отбор в популяции происходит благодаря тому, что организмы, лучше приспособленные к внешним условиям, выживают и размножаются, а хуже приспособленные чаще гибнут и/или оставляют меньше потомства. Роль отбирающего фактора играет окружающая среда. Отбор увеличивает приспособленность популяции к условиям внешней среды.

При увеличении численности популяции внешние условия (например, пища) становятся сдерживающим фактором, что приводит к конкуренции в популяции (к борьбе за существование). Особи, имеющие благодаря своему фенотипу преимущество в этой конкуренции, оставят потомство и выживут.

С точки зрения генов отбор – это процесс, определяющий, какие аллели будут переданы потомкам, обеспечив им преимущество в конкурентной борьбе. Изменения частот аллелей могут вести к эволюционным изменениям, основной причиной которых является появление мутантных аллелей. Особенно быстро рецессивный мутантный аллель может распространиться в популяции, будучи сцепленным с каким-либо доминантным аллелем, имеющим важное значение для жизнедеятельности организма. Мутантные аллели, связанные с небольшие изменения в фенотипе, могут накапливаться и производить эволюционные изменения.

Важной характеристикой отбора является его давление. Давление отбора зависит от внешних факторов среды (это выражается в форме борьбы с неблагоприятными условиями), межвидовой конкуренции (в частности, от наличия хищников и паразитов), а также внутривидовой конкуренции (прежде всего определяемой численностью популяции). Интенсивность отбора показывает скорость эволюционных изменений в популяции. Возрастание давления отбора (например, в результате сужения диапазона условий среды) является консервативным фактором, помогающим популяции лучше приспособиться к внешним условиям. Становящаяся в результате этого более узкой специализация вида в определённых обстоятельствах может привести к вымиранию популяции при изменении этих условий. Наоборот, ослабление интенсивности отбора, наступающее, обычно, при уменьшении внешних ограничивающих факторов (например, уменьшается количество хищников, вид проникает в новую для него среду) способствует увеличению видового разнообразия.

В различных обстоятельствах естественный отбор может идти с различной интенсивностью. Дарвин отмечает обстоятельства, благоприятствующие естественному отбору:

• Достаточно высокая частота проявления неопределенных наследственных изменений.

• Многочисленность особей вида, повышающая вероятность проявления полезных изменений.

• Неродственное скрещивание, увеличивающее размах изменчивости в потомстве. Дарвин отмечает, что перекрестное опыление встречается изредка даже среди растений-самоопылителей.

• Изоляция группы особей, препятствующая их скрещиванию с остальной массой организмов данной популяции.

• Широкое распространение вида, так как при этом на границах ареала особи встречаются с различными условиями, и естественный отбор будет идти в разных направлениях и увеличивать внутривидовое разнообразие.

• Наряду с этими обстоятельствами главным условием успеха естественного отбора является его накопляющее действие, в котором и заключается основа его творческой видообразующей деятельности.

2. Являются ли взаимоотношения между человеком и природой фактором отбора?

Ответ. Взаимодействие человека и природы насчитывает более 3,5 млн. лет. Отправным пунктом взаимоотношения человека и природы можно считать начало формирования человеческого общества. На протяжении столь длительного времени характер взаимоотношений человека и природы сильно изменялся. На первых порах определяющую роль в этих взаимоотношениях играл природный фактор, и зависимость древнейших людей от природы была наибольшей. Древнейшие люди (архантропы) были по существу одним из биологических компонентов природных экосистем. Но, постепенно развиваясь, используя свои умственные и физические способности и совершенствуя свою материальную культуру, древнейшие люди все более и более видоизменяли окружающую их природу. Между человеком и окружающей средой возникла новая система связей, осуществляемая с помощью технических приспособлений.

Именно возрастающая роль охоты в жизнедеятельности древних людей ослабила их зависимость от природы, и открыла новые возможности для обитания в новых условиях. Вследствие этого постепенно расширяются границы их проживания. Это событие является одним из важнейших в истории взаимодействия человека и природы: человек как бы выходит из привычной чисто биологической ниши.

Орудия труда и искусственно добываемый огонь расширили возможности использования природных ресурсов. Активное использование орудий труда выделило человека из остального биологического мира. В дальнейшем это способствовало формированию первобытного присваивающего хозяйства.

Не исключено, что уже более ста тысячелетий назад человек мог оказывать заметное влияние на флору и фауну. Неандерталец воздействовал преимущественно на видовой состав и численность животных. Он не вызывал больших преобразований, однако уже оценил пользу орудий труда и трудовых навыков. Он сознавал свое превосходство над всеми остальными животными, на которых успешно охотился, но вряд ли пытался осмысливать природные явления и находить им объяснения. Он оставался естественной частью среды – и в духовном и в материальном отношении.

К эпохе позднего палеолита относится первое из известных нам свидетельств отрицательных воздействий человека на природу, вызванных, по современной терминологии, хищническим отношением к природным богатствам. При раскопке находят останки убитых на охоте животных (зубров, мамонтов) в таком количестве, которое явно превосходило потребности племени.

Переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. На смену неандертальцам, за исторически короткий промежуток времени, пришли кроманьонцы. Появление человека разумного («Homo sapiens) стала новой вехой, отмечающей наступление необычных перестроек в жизни биосферы. Взаимодействие материальных, духовных и экологических факторов привело к коренному перелому в эксплуатации природных ресурсов – переходу от присваивающего к производящему хозяйству.

Предпосылками для этого перехода были: развитие технических приспособлений, сложившаяся система знаний и верований, включающая вопросы не только использования природы, но и заботу о состоянии ее ресурсов. При высоком техническом уровне, разнообразии орудий для охоты и собирательства создалась ситуация, способствующая переходу к земледелию и скотоводству.

Переход человечества от собирательства к земледелию и скотоводству был постепенным, долгим. Поначалу доля культивируемых растений и животных в хозяйственном обиходе человека была невелика. Люди продолжали заниматься охотой и собирательством. При наличии обширных неосвоенных территорий неолитические общины имели широкое поле деятельности. Они переходили от одних освоенных участков к другим, а через десяток другой лет нередко возвращались на место первоначальной обработки. Однако демографическая обстановка со временем менялась. Появлялись все новые общины, хороших земель становилось все меньше и меньше, истребление лесов стало идти быстрее, чем самовосстановление.

О великом значении земледелия в истории человечества и биосферы прекрасно сказал В. И. Вернадский: «Открытие земледелия … решило все будущее человечества. Изменяя этим путем жизнь автотрофных живых организмов на земной поверхности, человек тем самым создал такой рычаг для своей деятельности, последствия которого в истории планеты были неисчислимыми».

Появление принципиально нового типа хозяйства, изменившего взаимоотношения человека с окружающей средой и структуру общества, по мнению ученых по времени совпадает с началом исторического периода – неолита, поэтому его, следует считать революционным переворотом – «неолитической революцией».

Для наступления «неолитической революции» человек должен был настолько истощить запасы дичи и полезных растений, чтобы в результате возникла настоятельная необходимость целенаправленных действий, направленных на увеличение количества пищи.

Общий рост населения и увеличение потребностей приводили к ускоренному распространению сельскохозяйственных ландшафтов.

Естественная экологическая обстановка на планете в целом ухудшилась, так как исчезли некоторые виды крупных млекопитающих, на значительных территориях началось опустынивание. С этого времени более совершенная искусственная система природопользования становится необходимой. Ирригационные сооружения и поливное земледелие позволили организовывать сельское хозяйство и животноводство на территориях, с неблагоприятными для этого природными условиями. Человек, создавая благоприятную для себя среду, достиг успехов не только в добывании пищи, но и в интеллектуальной сфере, в развитии личности. Складывались новые формы общественного уклада: крупные постоянные поселения, города.

В истории человечества произошел ряд событий, получивших в дальнейшем глобальное значение и не только для людей, но и для окружающей природы. Первым таким событием можно считать освоение огня. В итоге это вызвало целый ряд серьезных экологических последствий в разных географических зонах Земли. Другим событием глобальной значимости стала смена типа хозяйства. От присваивающего хозяйственного уклада люди перешли к производящему, активно содействуя увеличению биологических ресурсов, необходимых для питания.

Перечисленные типы взаимоотношений существенно влияют на скорость и направление естественного отбора, служат причиной возникновения новых приспособлений. Хищники, паразиты, болезнетворные микроорганизмы ограничивают скорость роста популяции, ее величину, т. е. регулируют численность особей, при этом выгоду получает не только хищник или паразит, но и популяция в целом: уничтожаются обычно ослабленные особи, что приводит к отбору более жизнеспособных, и тем самым поддерживается и совершенствуется приспособленность вида к выживанию в данной среде. Конкуренция между особями (борьба за выживание) охватывает многие стороны жизни: овладение жизненным пространством, пищей, способность противостоять хищникам, выработка устойчивости к заболеваниям или подверженность им. Обычно, близкородственные виды, ведущие сходный образ жизни и имеющие общий источник питания, не обитают в одних и тех же местах, а если и живут вместе, то потребляют разную пищу, либо активны в разное время. При этом наиболее устойчивыми будут такие виды, особи которых способны питаться разнообразной пищей. В конечном итоге в сообществах популяций межвидовая конкуренция все более обособляет природные участки, например луг, лес, степь, озеро т. п., а внутривидовая — совершенствует их использование.

В результате эволюции возрастает приспособленность организмов к среде обитания, усложняется организованность жизни: увеличивается разнообразие живых существ и усложняется их строение, происходит коренное преобразование абиотической среды, поскольку «живые организмы являются одной из самых могущественных геохимических сил планеты» (В. И. Вернадский, 1967).

Вопросы после § 58

1. Что такое приспособленность? Почему она имеет относительный характер?

Ответ. В ходе естественного отбора порождаются удивительные и многообразные биологические адаптации (приспособления) организмов к условиям внешней среды, в которых протекает жизнь популяции. Например, общие адаптации, к которым относят приспособленность к плаванию организмов, живущих в водной среде, или приспособленность конечностей позвоночных животных к наземной среде, и частные адаптации: приспособленность к бегу у лошади, антилопы, страуса, рытью у кротов, слепышей или лазанию по деревьям (обезьяны, дятлы, пищухи и др.). Примерами адаптации являются и маскирующая окраска, и мимикрия (имитация мирным видом внешнего облика животного, хорошо защищённого от нападения хищников), и сложные поведенческие инстинкты, и др. Следует помнить, что всякая адаптация относительна. Вид, хорошо приспособленный к данным условиям, может оказаться на грани вымирания, если условия изменились или в среде появился новый хищник или конкурент. Известно, например, что рыбы, хорошо защищённые от хищников шипами и колючками, чаще попадают в сети рыболова, в которых они запутываются и удерживаются как раз из-за твёрдых выростов тела. Недаром один из принципов (эволюционного учения) в шутливой форме звучит так: «Выживают приспособленнейшие, но они являются приспособленнейшими только до тех пор, пока они выживают».

Итак, возможности для эволюционных изменений в популяции всегда присутствуют. До поры они проявляются лишь в изменчивости организмов. Как только начинает действовать отбор, популяция отвечает на это приспособительными изменениями.

2. Что такое стабилизирующий отбор? В каких условиях его действие проявляется наиболее заметно?

Ответ. Стабилизирующий отбор происходит при отсутствии внешних изменений и относительно слабой конкуренции. Подавляет генотипы особей с крайними отклонениями признаков (например, слишком больших или слишком маленьких). Поддерживает стабильность популяции и не способствует эволюции. стабилизирующий отбор направлен на поддержание уже существующих фенотипов. Эта форма отбора обычно действует там, где условия жизни остаются постоянными в течение длительного времени, например в северных широтах или на океанском дне.

3. Что такое движущий отбор? Приведите примеры его действия. В каких условиях действует данная форма отбора?

Ответ. Происходит в ответ на изменения условий обитания. Сдвигает фенотип в ту или другую сторону; при достижении нового состояния равновесия прекращается. Приводит к эволюционным изменениям. Движущий отбор; в противоположность стабилизирующему способствует изменениям организмов. Как правило, действие естественного отбора становится заметным через большие промежутки времени. Хотя иногда движущий отбор может проявляться очень быстро в ответ на неожиданные и сильные изменения внешних условий. Классический пример действия движущего отбора даёт изучение перечных пядениц, меняющих окраску под влиянием выбросов сажи и закопчения стволов деревьев в индустриальных районах Англии в XIX в

4. В чём состоит творческая роль естественного отбора? Приведите пример, доказывающий, что действие отбора не ограничивается отсевом отдельных признаков, понижающих выживаемость организмов.

Ответ. Творческая роль естественного отбора заключается в том, что из разнонаправленных наследственных изменений отбираются только те, которые представляют собой приспособления к данным конкретным условиям, складывающимся в данной географической точке на планете.

Очень коротко и очень упрощенно эволюционный процесс можно описать следующим образом: живая природа развивается под влиянием, а следовательно, и приспосабливаясь к неживой. У живых организмов изначально существуют следующие свойства: наследственность и изменчивость. Благодаря изменчивости живые организмы получают разные шансы к выживанию и оставлению потомства в разных условиях. Факт возможности оставить после себя потомство является одним из главных в эволюции. Т.к. оставить после себя потомство смогут лишь те особи, которые прошли через сито борьбы за существование. Их набор признаков оказался наиболее приспособленным к данным условиям. Во временном аспекте это можно показать так: существующая в данных условиях группа организмов при изменении этих условий должна (в силу известных причин) изменятся в соответствии с изменяющимися условиями. Можно сказать более жестко: данная группа живых организмов может выжить в данных изменяющихся условиях только изменяясь в соответствии с этими условиями. Надо подчеркнуть, что роль естественного отбора сводится не только к отсеву отдельных нежизнеспособных организмов. Движущая форма естественного отбора сохраняет не отдельные признаки организма, а весь их комплекс, все присущие организму комбинации генов. Естественный отбор нередко сравнивают с деятельностью скульптора. Как скульптор из бесформенной глыбы мрамора создаёт произведение, поражающее гармоничностью всех его частей, так отбор создаёт приспособления и виды, убирая из генофонда популяции, неэффективные с точки зрения выживания генотипы. В этом состоит творческая роль естественного отбора, поскольку результатом его действия являются новые виды организмов, новые формы жизни. Движущая форма естественного отбора приводит на основе генетической изменчивости к возникновению новых приспособлений организмов. В этом выражаются два главных результата его действия: накапливающий и преобразующий эффекты. Накапливающий эффект представляет собой усиление в череде поколений полезных организму признаков. Например, если жертва изначально крупнее нападающих на нее хищников, то дальнейшее увеличение размеров жертвы будет лучше защищать ее от нападений. Конечно, отбор на увеличение размеров может происходить только тогда, когда крупные жертвы, такие как титанотерий третичного периода или современные слоны, вполне обеспечены пищей. Но отбор на увеличение размеров и скорости роста жертв вызовет аналогичное направление отбора у хищников — они тоже станут более крупными. Это было характерно не только для третичных млекопитающих, но и для динозавров, например, тираннозаврови бронтозавров. Накапливающий эффект движущего отбора проявляется не только по отношению к целостному организму, но и по отношению к отдельным органам. Увеличение размеров переднего мозга, прогрессивное развитие коры больших полушарий в ряду позвоночных — тоже пример накапливающего эффекта отбора.

Преобразующий эффект, или как его называли в конце 19 — начале 20 века, творческая роль естественного отбора, состоит в том, что, изменяя признаки в соответствии с изменениями условий среды — усиливая полезные и ослабляя признаки, утратившие приспособительное значение, естественный отбор преобразует организацию потомков по сравнению с предками, создавая новые виды. Генетическая изменчивость, проявляясь в фенотипе, меняет отдельные признаки, а в процессе борьбы за существование гибнут, устраняются от размножения или, напротив, выживают и размножаются целостные организмы. Поэтому, несмотря на то, что отбор идет по признакам фенотипа, каждый раз «оценивается» приспособленность особи, отличающейся от других особей популяции именно своими признаками. Поэтому творческая роль отбора выражается именно в преобразовании всей организации особей.

Почему К. С. Льюис сомневался в естественном отборе

Фото: К. С. Льюис, через Asar Studios/Alamy (Фото © Norman Parkinson Archive/Iconic Images/Getty Images).

Примечание редактора . В ознаменование выхода 3 ноября нового биографического фильма о К. С. Льюисе « Самый неохотный новообращенный», мы публикуем серию статей, посвященных взглядам К. С. Льюиса на науку, разум и многое другое.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОГРАНИЧЕННЫМ ВРЕМЕНЕМ:  Получите БЕСПЛАТНУЮ главу, посвященную взглядам К. С. Льюиса на разумный замысел из книги The Magician’s Twin

К. С. Льюис знал, что по-настоящему важной чертой современной эволюционной теории является не ее предположение о том, что жизнь имеет долгую историю, и даже не ее заявление о том, что люди и человекообразные обезьяны имеют общего предка.

Нет, по-настоящему радикальной частью современной эволюционной теории является ее настойчивое утверждение, что жизнь является продуктом неуправляемого процесса.

Утверждение, что эволюция является продуктом случайности и необходимости, — это не просто продукт лихорадочного воображения мускулистых «новых атеистов», таких как биолог Ричард Докинз. Она составляет основу ортодоксальной дарвиновской теории, утверждающей, что основной движущей силой эволюции является неуправляемый процесс естественного отбора (или «выживания наиболее приспособленных»), воздействующий на случайные вариации в природе (случайные мутации, согласно современным эволюционистам).

Сам Дарвин неоднократно давал понять, что эволюция путем естественного отбора не требует и не требует разумного руководства. В самом деле, согласно Дарвину, его теория естественного отбора дала окончательное опровержение идеи о том, что особенности природного мира отражают предвзятый замысел: убедительным, терпит неудачу теперь, когда открыт закон естественного отбора».

«Нет тени разума»

Если, по мнению Дарвина, естественный отбор был неуправляемым, то и вариации в природе, на которые действовал отбор, тоже были неуправляемыми. Возражая тем, кто утверждал, что благоприятные вариации в природе могут быть результатом разумного замысла, Дарвин заявил: «Нет и тени разума для веры в то, что вариации… адаптированные животные в мире, в том числе и человек, направлялись преднамеренно и специально».

Господствующий сегодня в научном сообществе взгляд на эволюцию по существу остается дарвинистским. По словам 38 нобелевских лауреатов, опубликовавших заявление в защиту теории Дарвина в 2005 году, эволюция — это «результат неуправляемого, незапланированного процесса случайных изменений и естественного отбора».

Конечно, можно представить себе теорию управляемой эволюции, но господствующая теория Дарвина таковой не является. Дарвиновская эволюция по определению является неуправляемым процессом, который порождает новые вещи благодаря сочетанию случайности и необходимости. Но может ли такой принципиально бессмысленный и неуправляемый процесс создать изысканную форму и функцию, наблюдаемые во всем мире природы? Льюис так не думал.

Льюис утверждал, что «я не думаю, что христианину нужно спорить с дарвинизмом как с теоремой биологии». Но для Льюиса «дарвинизм как теорема в биологии» был довольно скромным делом. Вопреки ведущим эволюционистам, Льюис считал, что «чисто биологическая теорема… не делает ни космических, ни метафизических, ни эсхатологических утверждений».

Дарвинизм как научная теория также не может объяснить многие из наиболее важных аспектов самой биологии: «Сам по себе он не объясняет ни происхождения органической жизни, ни ее вариаций, а также не обсуждает происхождение и обоснованность разума».

Так что же может объяснить дарвиновский механизм согласно Льюису?

«Допустим, что теперь у нас есть разум, которому мы можем доверять, допустив, что возникла органическая жизнь, она пытается объяснить, скажем, как вид, у которого когда-то были крылья, потерял их. Это объясняется негативным влиянием окружающей среды на малые вариации». Другими словами, согласно Льюису, теория Дарвина объясняет, как виды могут меняться с течением времени, теряя уже имеющиеся у них функциональные признаки.

Достаточно сказать, что это не ключевая вещь, которую пытается объяснить современная биологическая теория эволюции.

Построить крыло

В описании Льюиса заметно отсутствует какая-либо уверенность в том, что неуправляемый механизм Дарвина может объяснить формирование принципиально новых форм и признаков в биологии. Естественный отбор может выбить крыло, но может ли он вообще построить крыло? Льюис так не думал.

Еще одно свидетельство того, насколько скептически Льюис относился к созидательной силе естественного отбора, содержится в речи, которую он произнес в Сократическом обществе Оксфордского университета в 1919 г.44. Там Льюис заявил, что «нелегко ответить на бергсоновскую критику ортодоксального дарвинизма». Льюис имел в виду Анри Бергсона (1859–1941), французского естествоиспытателя и лауреата Нобелевской премии, который в своей книге « L’Evolution Creatice » ( Creative Evolution) предложил явно недарвинистское объяснение эволюции.

Льюис впервые прочитал Бергсона во Франции во время Первой мировой войны, когда он выздоравливал от осколочных ранений на передовой, и опыт Льюиса был глубоким. В своей автобиографии Удивленный радостью , Льюис сказал, что Бергсон «оказал революционное влияние на мое эмоциональное мировоззрение… От него я впервые научился наслаждаться энергией, плодовитостью и настойчивостью; ресурсы, триумфы и даже дерзость того, что растет».

 Льюис продолжал перечитывать Бергсона в последующие годы, продолжая учебу в Оксфорде. Летом 1920 года он написал другу, что «читает Бергсона сейчас и находит множество вещей, которые сбивали с толку год назад». Годом ранее он написал отцу, что живет в ожидании визита Бергсона в Оксфорд, но с тоской заметил: «Полагаю, я не увижу [его]… если он не прочитает лекцию». Влияние Бергсона на Льюиса показано в 19-летнем романе Льюиса.17 копия L’Evolution Creatice, , которая представляет собой , наполненную тщательными аннотациями и подчеркиваниями на большей части ее почти 400 страниц.

Беспощадный критик естественного отбора

Бергсон был беспощадным критиком творческой силы дарвиновского естественного отбора. Допуская, что «дарвиновская идея приспособления путем автоматического исключения неприспособленного является простой и ясной идеей», он утверждал, что именно «поскольку она приписывает внешней причине, управляющей эволюцией, чисто отрицательное влияние, она испытывает большие трудности в объяснении поступательное и, так сказать, прямолинейное развитие сложного аппарата» типа глаза позвоночных.

Бергсон подчеркивал, что опора дарвинизма на случайные вариации как на исходный материал для эволюции делает развитие высоко скоординированных и сложных свойств, обнаруженных в биологии, не чем иным, как невероятным. Это имело место независимо от того, были ли случайные вариации малы или велики.

Как заметил Бергсон, некоторые дарвинисты настаивали на том, что вариации, используемые эволюцией, настолько малы, что не будут препятствовать выживанию организма: «Ибо различие, возникающее случайно в одной точке зрительного аппарата, даже если оно очень не препятствовать функционированию органа; и, следовательно, эта первая случайная вариация может, в некотором смысле, ждать, пока соберутся дополнительные вариации и возвысят зрение до более высокой степени совершенства».

Бергсон согласился с точкой зрения, но затем отметил проблему, которую она поднимала: «в то время как неощутимая вариация не мешает функционированию глаза, но и не помогает ему, пока не возникают дополнительные вариации. Как же в таком случае вариация может сохраняться естественным отбором? Невольно можно подумать, что небольшая вариация была зубным камнем, созданным организмом и зарезервированным для более поздней конструкции». Но «эта гипотеза», очевидно, «мало соответствует дарвиновскому принципу», подчеркивающему, что естественный отбор действует механически и без предвидения.

Чтобы обойти эту проблему, другие дарвинисты утверждали, что эволюция основывалась на больших случайных вариациях, которые обеспечивали эволюционные скачки. «Но здесь возникает другая, не менее грозная проблема, — писал Бергсон, — а именно, как все части зрительного аппарата, внезапно изменившиеся, остаются настолько хорошо скоординированными, что глаз продолжает выполнять свою функцию? Ибо изменение только одной части сделает зрение невозможным, если только это изменение не будет абсолютно бесконечно малым. Тогда все части должны измениться сразу, каждая из которых советуется с другой». Даже «предполагая, что случай оказал эту милость однажды, можем ли мы допустить, что она повторяет одну и ту же милость в ходе истории вида, так что каждый раз, сразу же возникают новые осложнения, чудесным образом регулируемые». относительно друг друга и так связаны с бывшими осложнениями, чтобы идти дальше в том же направлении?»

Невероятная идея

Полная неправдоподобность дарвиновского объяснения увеличивается в геометрической прогрессии, если понять, как часто предполагается, что одни и те же сложные биологические особенности независимо возникают в разных эволюционных линиях. По словам Бергсона: «Какова вероятность того, что при суммировании двух совершенно разных серий случайностей две совершенно разные эволюции придут к одинаковым результатам?» По словам Бергсона, вся идея была невероятной: 

Случайная вариация, какой бы незначительной она ни была, предполагает действие множества мелких физических и химических причин. Таким образом, накопление случайных вариаций, необходимых для создания сложной структуры, требует совпадения почти бесконечного числа бесконечно малых причин. Почему эти совершенно случайные причины должны повторяться в одном и том же порядке в различных точках пространства и времени?

Отвечая на собственный вопрос, Бергсон ответил, что «никто не будет утверждать, что это так, и сам дарвинист, вероятно, будет просто утверждать, что одинаковые следствия могут возникать из разных причин, что более чем одна дорога ведет в одно и то же место». Но это было ошибочное рассуждение: «не будем обманываться метафорой. Достигнутое место не дает формы дороги, ведущей туда; в то время как органическая структура — это просто накопление тех небольших различий, через которые должна была пройти эволюция, чтобы достичь ее». Следовательно, «борьба за жизнь и естественный отбор не могут нам помочь в решении этой части проблемы, ибо мы не имеем здесь дела с тем, что погибло, мы должны иметь дело только с тем, что уцелело».

Объяснить глаза

Из обширных примечаний, сделанных Льюисом в его личном экземпляре L’Evolution Creatice , ясно, что он понял и оценил критику Бергсоном естественного отбора. Льюис метко резюмировал дарвиновский механизм адаптации, согласно Бергсону, как «устранение непригодных» и отметил, что он «явно не может объяснить сложное сходство в расходящихся линиях эволюции». Льюис также отметил точку зрения Бергсона о том, что «чистый дарвинизм должен опираться на чудесную серию случайностей», и то, как дарвинисты пытаются «избежать» этой истины «с помощью плохой метафоры». Льюис уделил особое внимание критике Бергсоном дарвиновских представлений об эволюции глаз у моллюсков и позвоночных, заключив, что «естественный отбор… не может объяснить эти глаза».

Критика Бергсоном естественного отбора, вероятно, проложила путь сомнениям Льюиса в отношении Дарвина и может помочь объяснить комментарий Льюиса к его отцу в 1925 году о том, что «Дарвин и Спенсер… стоять на песчаном основании». Но скептицизм Льюиса в отношении естественного отбора подпитывался не только Бергсоном.

Как я расскажу в следующей статье, наиболее серьезный скептицизм Льюиса по отношению к естественному отбору возник в связи с развитием человека.

Это эссе было адаптировано из книги «Дарвин на скамье подсудимых», глава 6 из  9.0010 Двойник волшебника , под редакцией Джона Уэста. Для справочных заметок и источников, пожалуйста, обратитесь к версии книги.

Удивительные пределы естественного отбора

Научная проблема

Механизмы, которые теистические эволюционисты предлагают в качестве средств, с помощью которых Бог сотворил мир, сами по себе явно не созидательны. Это большая проблема — научная проблема.

Мутация и естественный отбор, по очень многим причинам, теперь считаются имеющими очень ограниченную творческую силу. В частности, они, кажется, не очень хороши в создании новизны: новой формы и новой информации, необходимой для ее создания.

Естественный отбор объясняет выживание, а не появление наиболее приспособленных.

Это настоящие механизмы. Никто из участников Theistic Evolution не сомневается в том, что естественный отбор и случайные мутации или случайные вариации являются подлинным биологическим процессом. В чем мы сомневаемся, так это в том, что эти механизмы способны генерировать принципиально новые формы жизни и даже принципиально новые белки, которые являются частью наименьшей единицы инноваций в истории жизни. Чтобы построить что-то новое в жизни, вам нужен новый код ДНК, который произведет новую белковую складку.

По некоторым техническим причинам мы не думаем, что дарвиновский механизм может создавать новую структуру белка, и многие другие ученые ставят под сомнение идею о том, что он может создавать новые биологические формы, например, новые растения.

Происхождение жизни

Итак, сегодня многие биологи-эволюционисты говорят, что естественный отбор объясняет выживание, а не появление наиболее приспособленных. Это хорошо объясняет такие вещи, как клюв, который становится немного больше и немного меньше. Добавьте эту адаптацию к изменению окружающей среды, но это не очень хорошо объясняет, откуда вы берете птиц.

Итак, приписать этому механизму творчество Творца научно проблематично, потому что в механизме нет творчества. Почему вы говорите, что — это Божий способ создать , когда самому механизму не хватает творчества? Сегодня ведущие специалисты в области эволюционной биологии дают очень веские основания сомневаться в способности именно этого механизма.


Стивен Мейер  (доктор философии, Кембриджский университет) является директором Центра науки и культуры Discovery Institute. Он автор нескольких книг, в том числе New York Times  бестселлер  Сомнение Дарвина .


Связанные статьи

Самая полная критика теистической эволюции из когда-либо выпущенных

13 ноября 2017 г.

Эта новаторская книга документирует доказательные, логические и теологические проблемы теистической эволюции, открывая дверь для научных и теологических альтернатив.

Что такое теистическая эволюция?

Стивен С. Мейер

14 ноября 2017 г.

«Теистическая эволюция» на самом деле может представлять собой ряд различных отдельных идей, поскольку термин «эволюция» может иметь ряд различных определений.

Как христианство породило современную науку

Стивен С.