50 лет назад бойня на Олимпийских играх в Мюнхене изменила наши представления о терроризме: NPR

Член «Черного сентября» появляется на балконе квартиры, где боевики держали в заложниках членов израильской олимпийской сборной 5 сентября 1972 года. Это был первый случай, когда террористическая атака транслировалась в прямом эфире для мировой аудитории. Курт Струмпф/AP скрыть заголовок

переключить заголовок

Курт Струмпф/AP

Член «Черного сентября» появляется на балконе квартиры, где боевики держали в заложниках членов израильской олимпийской сборной 5 сентября 1972 года. Это был первый случай, когда террористическая атака транслировалась в прямом эфире для мировой аудитории.

Курт Струмпф/AP

Было сразу после 4 утра, когда началась атака, которая потрясла бы мир — тихо.

Восемь мужчин в спортивных костюмах перепрыгнули через забор Олимпийской деревни в Мюнхене, неся с собой автоматы Калашникова и гранаты в спортивных сумках.

Они были членами группы «Черный сентябрь» — филиала Организации освобождения Палестины. Их задачей было взять в заложники израильских спортсменов и потребовать освобождения 236 заключенных: 234 в Израиле и двух лидеров западногерманской террористической группировки Баадер-Майнхоф.

Их миссия провалена. Примерно через 20 часов после его начала пятеро захватчиков заложников будут мертвы, а также 11 членов олимпийской сборной Израиля и полицейский из Западной Германии.

Но мюнхенская бойня 5-6 сентября 1972 года имела бы длительные последствия в международном масштабе, пробудив западные правительства к угрозе терроризма, продемонстрировав силу прямых трансляций и подготовив почву для будущего насилия.

«Веселые игры»

Израильская олимпийская делегация на параде во время открытия Олимпийских игр в Мюнхене 26 и 19 августа.72. Западногерманские организаторы хотели придать Играм легкую атмосферу, пытаясь оторваться от предыдущих Олимпийских игр Германии при нацистах в 1936 году.

AFP через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

AFP через Getty Images

Парад израильской олимпийской делегации во время открытия Олимпийских игр в Мюнхене 26, 19 августа.72. Западногерманские организаторы хотели придать Играм легкую атмосферу, пытаясь оторваться от предыдущих Олимпийских игр в Германии при нацистах в 1936 году.

AFP через Getty Images

Мюнхен 1972 года должен был стать противоположностью Берлину 1936 года. Спустя почти три десятилетия после Холокоста власти Западной Германии приложили все усилия, чтобы попытаться стереть символику нацистского прошлого страны. Голубая олимпийская эмблема «Сияющий Мюнхен», как отмечает Международный олимпийский комитет, символизировала «свет, свежесть, щедрость». Девиз мероприятия — «Веселые игры».

«Они хотели произвести впечатление игривого, непринужденного, близкого по духу. Не полицейского государства», — говорит Дэвид Клей Лардж, старший научный сотрудник Института европейских исследований Калифорнийского университета в Беркли и автор книги

Мюнхен, 1972 г. : Трагедия, террор и триумф на Олимпийских играх.

Властям было известно об угрозах безопасности, но они исходили с разных направлений. Была фракция Красной Армии, левая группа Андреаса Баадера и Ульрике Майнхоф, которая в том году осуществила взрывы в Западной Германии. Крайне правая Национально-демократическая партия Германии вызывала беспокойство, как и другие группы, говорит Лардж.

Несмотря на предупреждения, идея нападения палестинской группы не была «в их списке возможных опасностей», говорит Лардж.

Игры уже 10 дней проходят без серьезных происшествий, и сотрудники службы безопасности ослабили бдительность. Боевики, уже разведав местность, легко пробрались в здание, где располагались израильтяне. Они знали, в какую квартиру идти.

Черный сентябрь оказался с девятью заложниками после убийства тренера по борьбе Моше Вайнберга и тяжелоатлета Йосефа Романо, которые дали отпор нападавшим.

Группа потребовала освобождения 236 заключенных, большинство из которых палестинцы, находящиеся под стражей в Израиле, и угрожала убить заложников в противном случае.

В то время как власти Западной Германии изо всех сил пытались придумать, как реагировать в то утро, Игры возобновились в обычном режиме. К тому времени, когда события были остановлены, прошло не менее семи часов после захвата заложников.

Кризис с заложниками рассматривался во всем мире по мере его развития

Фотографы собираются после мюнхенской бойни возле здания, где израильская команда была взята в заложники 19 сентября. 72. Около 900 миллионов человек смотрели теракт по телевидению. Keystone/Hulton Archive/Getty Images

скрыть заголовок

переключить заголовок

Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Фотографы собираются после мюнхенской бойни возле здания, где 19 сентября в заложниках держали израильскую команду72. Около 900 миллионов человек смотрели теракт по телевидению.

Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Когда телевизионные сети, наконец, переключились на освещение кризиса с заложниками, это создало наиболее заметный сегодня аспект атаки: это был первый раз, когда террористический инцидент стал известен мировой аудитории во время прямой трансляции.

В Олимпийском пресс-центре 11 мониторов показывали текущие спортивные соревнования, а еще трое тренировались на здании, где израильтяне были заложниками. Дэйв Мараш в то время был репортером CBS Radio. «Эти одновременные изображения, мерцающие на этих мониторах, поразили меня как самое неуместное, самое неуместное, самое плоское сюрреалистическое визуальное воспоминание в моей жизни», — сказал он NPR в 2002 году9.0009

Часы тянулись, пока западногерманские власти пытались выиграть время. Их реакция была несогласованной. Безопасность находилась в руках органов государственной власти, а не федеральных. У них не было опыта работы с заложниками. Призвать армию было невозможно — послевоенная конституция Западной Германии ограничивала использование армии внутри страны в мирное время.

«Что они пытались сделать, так это договориться о своем выходе. Это был их единственный выход», — говорит Лардж. Но западные немцы никак не могли дать «Черному сентябрю» главное, чего они хотели: освобождение пленных.

Премьер-министр Израиля Голда Меир сказала «нет». Она сказала западным немцам, что они несут ответственность за освобождение заложников.

Западные немцы придумали план. «Черному сентябрю» сказали, что он сможет доставить самолет с заложниками в Каир. В самолете должна была находиться западногерманская полиция, замаскированная под членов экипажа самолета, которая одолеет террористов.

Поздно вечером боевики и их заложники были доставлены на вертолетах на авиабазу Фюрстенфельдбрук под Мюнхеном, где их ждал самолет.

Сразу же стали очевидны серьезные проблемы. Полицейские, которые должны были находиться в самолете, отказались, заявив, что это слишком опасно. План Б заключался в том, чтобы использовать снайперов для уничтожения захватчиков заложников, когда они выходили из вертолетов и пытались сесть в самолет. Но у полиции не было опытных снайперов и надлежащего снаряжения. И они не знали, сколько участников «Чёрного сентября» было в группе.

Член «Черного сентября» с помощью гранаты уничтожил один из двух вертолетов, в которых находились израильские заложники. Сгоревший армейский вертолет на авиабазе Фюрстенфельдбрук 7 сентября 1972 года. АП

скрыть заголовок

переключить заголовок

АП

Член «Чёрного сентября» уничтожил гранатой один из двух вертолётов, в которых находились израильские заложники. Сгоревший армейский вертолет на авиабазе Фюрстенфельдбрук 7 сентября 1972 года.

АП

«Попытка уничтожить этих коммандос потерпела полное фиаско, — говорит Лардж. «В конце концов они застрелили пятерых из них, пятерых из восьми коммандос, но не раньше, чем коммандос хладнокровно убили всех оставшихся девяти заложников».

В перестрелке также был убит западногерманский полицейский. Трое участников «Черного сентября» сбежали, но вскоре были схвачены.

Погибли 11 членов израильской олимпийской сборной. Верхний ряд слева направо: Амицур Шапира, Давид Бергер, Элиэзер Хальфин, Йосеф Романо, Кехат Шорр. Нижний ряд: Моше Вайнберг, Марк Славин, Яков Спрингер, Йосеф Гутфройнд и Андре Спитцер. На фото нет Зеева Фридмана. Агентство Франс-Пресс/Getty Images; АП Фото скрыть заголовок

переключить заголовок

Агентство Франс-Пресс/Getty Images; АП Фото

Одиннадцать членов израильской олимпийской сборной погибли. Верхний ряд слева направо: Амицур Шапира, Давид Бергер, Элиэзер Хальфин, Йосеф Романо, Кехат Шорр. Нижний ряд: Моше Вайнберг, Марк Славин, Яков Спрингер, Йосеф Гутфройнд и Андре Спитцер. На фото нет Зеева Фридмана.

Агентство Франс-Пресс/Getty Images; АП Фото

В первоначальных сообщениях с авиабазы ​​говорится, что спасение прошло успешно. Только рано утром 6 сентября официальные лица подтвердили, что все израильтяне были убиты.

Спортивный комментатор ABC Джим Маккей, который вел репортажи в течение дня, в 3:24 утра объявил мировой аудитории: «Они все ушли».

Новое разоблачение террористических актов и палестинского дела

Мужчина в бинокль осматривает Олимпийскую деревню в Мюнхене во время захвата в заложники членов олимпийской сборной Израиля в 1972 году. AFP через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

AFP через Getty Images

Мужчина с биноклем осматривает олимпийскую деревню в Мюнхене во время захвата в заложники членов олимпийской сборной Израиля в 1972.

AFP через Getty Images

Считается, что около 900 миллионов человек смотрели кризис с заложниками по телевидению.

«От начала до конца террористы впервые захватили транслируемое по телевидению событие и превратили его в собственную драму», — говорит Брюс Хоффман, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям, десятилетиями изучавший терроризм.

В 1968 году действовало около 11 международных террористических групп. По словам Хоффмана, через несколько лет после мюнхенской бойни их число превысило 50 человек. Основной причиной этого стало то внимание всего мира, которое привлекла атака.

«Я думаю, что другие пострадавшие видели в терроризме средство для привлечения внимания к себе и своему делу, а также для принуждения правительств. Я имею в виду, что у вас были эти мелкие негосударственные субъекты… с ограниченным вооружением и ограниченной способностью к насилию, вынуждающие правительства с ними», — говорит Хоффман.

Толчок к нападению, конечно же, не возник из ниоткуда, его истоки лежат в затянувшемся израильско-палестинском конфликте и конфликте между Иорданией и ООП.

Председатель ООП Ясир Арафат выступает на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1974 года, когда Организация Объединенных Наций предоставила ООП статус наблюдателя. Халтон Архив / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Халтон Архив / Getty Images

Председатель ООП Ясир Арафат выступает на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1974 года, когда Организация Объединенных Наций предоставила ООП статус наблюдателя.

Халтон Архив / Getty Images

Инцидент, хотя и ужасный, привлек новое внимание к делу палестинцев. Более миллиона палестинцев стали беженцами с момента создания Израиля в 1948 году и последовавших за этим войн, но мировые державы в значительной степени игнорировали их бедственное положение.

Халед Эльгинди, старший научный сотрудник Института Ближнего Востока и директор его программы по Палестине и палестино-израильским делам, отмечает, что США и Советы были озабочены холодной войной.

Атака в Мюнхене, как и другие теракты, связанные с ООП, «на самом деле были обоюдоострым мечом», — говорит он. «Это привлекло внимание к палестинской проблеме, но в основном это негативное внимание».

Он говорит, что это, вероятно, было частью двоякого подхода ООП: активная дипломатия в сочетании с военными атаками, которые проводились с правдоподобным отрицанием.

«И такого рода насильственные нападения действительно успешно ставят этот вопрос в международную повестку дня», — говорит Элгинди. После этого ООП одержала две дипломатические победы: 20 стран Лиги арабских государств признали эту организацию «единственным законным представителем палестинского народа» в октябре 1974 года. Месяц спустя Организация Объединенных Наций предоставила ООП статус наблюдателя.

Израиль начинает широкомасштабный ответный удар

Голда Меир, премьер-министр Израиля, санкционировала отряды убийц, чтобы убить тех, кто участвовал в 1972 Мюнхенская атака. Вечерний стандарт / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Вечерний стандарт / Getty Images

Голда Меир, премьер-министр Израиля, санкционировала отряды убийц, чтобы убить тех, кто участвовал в теракте в Мюнхене в 1972 году.

Вечерний стандарт / Getty Images

Палестинские боевики ранее захватили несколько самолетов в ходе инцидентов, начавшихся в 1968 году, а японские террористы, завербованные палестинской группировкой, убили 26 человек в израильском аэропорту Лод в мае 1972 года. новый экстрим.

Через несколько дней после мюнхенской резни Израиль наносил авиаудары и наносил удары по базам ООП в Сирии и Ливане, разрушая мосты и дома. По словам Ларджа, могло быть убито более 200 человек, включая женщин и детей.

Отношения между Западной Германией и Израилем улучшались с середины 1960-х годов, но сейчас, после теракта во время Олимпийских игр, они снова ухудшились. Напряженность еще больше обострилась менее чем через два месяца, когда сторонники «Черного сентября» угнали самолет «Люфтганзы» 29 октября 1972 года, требуя освобождения трех членов «Черного сентября», находившихся под стражей в Западной Германии.

Западные немцы быстро подчинились. Трое выживших виновников мюнхенской резни прибыли в Ливию, где их встретили героически, получив убежище от Муаммара Каддафи.

Премьер-министр Израиля Голда Меир была в ярости. Она уполномочила израильские отряды убийц уничтожить тех, кто участвовал в планировании теракта в Мюнхене. Операция «Гнев божий» длилась около 20 лет.

Счета различаются в зависимости от того, сколько людей, непосредственно связанных с нападением, было убито Израилем. В одном печально известном случае агенты убили официанта в Норвегии, которого они приняли за чиновника ООП.

«Они не задействовали всех виновных», хотя и убили несколько невинных людей, говорит Лардж. «Это не была деликатная операция со стороны Израиля. И она еще больше усилила крайнюю напряженность на Ближнем Востоке».

Атака подстегнула развитие контртеррористических сил

Члены подразделения специального назначения федеральной полиции Германии GSG 9 в августе 2022 года в своем учебном центре. Подразделение по борьбе с терроризмом возникло как прямой результат теракта в Мюнхене в 1972 году. Андреас Ренц / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Андреас Ренц / Getty Images

Члены подразделения специального назначения федеральной полиции Германии GSG 9 в августе 2022 года в своем учебном центре. Подразделение по борьбе с терроризмом возникло как прямой результат теракта в Мюнхене в 1972 году.

Андреас Ренц / Getty Images

Невозможно уловить все последствия атаки, но исследователи терроризма отмечают, что одно заметное изменение произошло в том, как западные правительства относились к международному терроризму как к угрозе, задолго до 9/11 атак.

«Если Германия подверглась такой ужасной, мощной атаке и потерпела такое колоссальное поражение, то мы могли бы быть следующими. Так что нам лучше подготовиться», — говорит Ронит Бергер Хобсон, обрисовывая в общих чертах, что думали правительства в то время.

Хобсон, преподаватель политики и международных отношений в Королевском университете Белфаста, недавно обрисовал реакцию международной безопасности на резню в Мюнхене в статье в журнале Israel Affairs , написанной в соавторстве с профессором Ами Педахзур из Техасского университета в Остин.

Несколько правительств создали новые силы специального назначения для реагирования на захват заложников и терроризм — раньше их у них не было. Западная Германия быстро организовала полицейское подразделение GSG 9. Франция, Великобритания и США последовали за ними с аналогичными силами в составе полиции или вооруженных сил.

Израиль уже имел свое подразделение Сайерет Маткаль, которое изначально занималось сбором разведданных. (Во время кризиса с заложниками Израиль предложил направить эти силы, но Западная Германия отказалась от помощи.) Но теракт в Мюнхене и другие привели к увеличению количества подразделений специального назначения в службах безопасности Израиля с новым акцентом на борьбу с терроризмом, говорит Хобсон.

Эти спецподразделения смогли продемонстрировать успехи в последующие годы. В 1976 году израильские силы успешно спасли заложников в Энтеббе, Уганда. GSG 9 удалось освободить заложников из угнанного самолета в Сомали в 1977 году. Как отмечают Хобсон и Педахзур, французская Группа вмешательства национальной жандармерии освободила заложников на борту самолета Air France в 1994 году.

Некоторые миссии также провалились, в том числе когда террористы убили или ранили большинство заложников в Маалоте, Израиль, в 1974 и попытка США спасти заложников в посольстве США в Тегеране, Иран, в 1980 году.

Олимпийские игры навсегда изменились

Олимпийский флаг приспущен на олимпийском стадионе в Мюнхене 6 сентября 1972 года во время панихиды по погибшим членам израильской олимпийской сборной. Президент Международного олимпийского комитета Эвери Брандейдж заявил, что «Игры должны продолжаться». Краеугольный камень / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Краеугольный камень / Getty Images

Олимпийский флаг приспущен на Олимпийском стадионе в Мюнхене 6 сентября 1972 года во время панихиды по погибшим членам израильской олимпийской сборной. Президент Международного олимпийского комитета Эвери Брандейдж заявил, что «Игры должны продолжаться».

Краеугольный камень / Getty Images

Олимпийские игры были приостановлены в общей сложности на 34 часа, а утром 6 сентября на главном стадионе соревнований был проведен мемориал израильтянам. Но президент Международного олимпийского комитета Эвери Брандейдж заявил, что «Игры должны продолжаться».

Остальные члены израильской команды быстро улетели домой по приказу Меира.

Шауль Ладани, которому сейчас 86 лет, гонщик, переживший нападение благодаря побегу в самом начале, сказал, что хотел бы остаться до конца Игр.

Враждебные Израилю страны безуспешно пытались помешать Израилю участвовать в различных спортивных форумах, сказал он NPR. «После того, как мы потеряли 11 наших людей, мы собственноручно доставили им такое удовлетворение, что они выгнали нас с Олимпийских игр».

С точки зрения безопасности Олимпийские игры уже никогда не будут прежними.

Организаторы последующих Игр были вынуждены уделять больше внимания предотвращению атак в будущем. «Бюджеты на безопасность только что резко выросли, — говорит Лардж.76 Олимпийские игры в Монреале тратят на безопасность в 50 раз больше, чем Мюнхен. Только на безопасность Олимпийских игр 2008 года в Пекине Китай потратил 6,5 миллиардов долларов.

Тенденция к раздуванию бюджетов на безопасность — на персонал, наблюдение, оборудование, инфраструктуру и т. д. — продолжается и по сей день, что является одним из факторов, заставляющих любое правительство серьезно задуматься о затратах, прежде чем предлагать цену.

Китайские полицейские стоят на Олимпийской лужайке перед Олимпийскими играми в Пекине 6 августа 2008 года. Китай потратил 6,5 миллиардов долларов на безопасность Игр 2008 года, что является частью тенденции к выделению огромных бюджетов на олимпийскую безопасность. Майк Хьюитт / Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Майк Хьюитт / Getty Images

Китайские полицейские стоят на Олимпийской лужайке перед Олимпийскими играми в Пекине 6 августа 2008 года. Китай потратил 6,5 миллиардов долларов на безопасность Игр 2008 года, что является частью тенденции к выделению огромных бюджетов на олимпийскую безопасность.

Майк Хьюитт / Getty Images

Возможно, бюджеты безопасности предотвратили повторение мюнхенских событий — хотя терроризм снова ударил по Олимпийским играм в Атланте в 1996 году, когда взорвалась бомба, убив одного человека напрямую и еще одного косвенно и ранив более 100 человек.

Это было полвека назад, когда Мюнхен предвещал миру эру международного терроризма, полностью выкристаллизовавшегося для американцев только 9 сентября./11.

«По сути, это был сигнал, потому что тема Олимпийских игр — мир и сотрудничество. И если бы Олимпийские игры не были безопасными, ничего бы не было», — говорит Хоффман, исследователь терроризма. «Я думаю, что это открыло современную эру терроризма, в которую мы все еще вовлечены сегодня и не можем убежать».

Книга Саймона Рива One Day in September послужила дополнительным источником для этой истории.

Гардероб прощального тура Элтона Джона, объяснение

Реклама

Продолжить чтение основной истории

После 50-летней карьеры поп-звезда уходит с гастролей. Это внутренняя история его финального заявления о стиле, разработанного Gucci, и секретной силы блесток.

Наряды Gucci, созданные Алессандро Микеле для прощального тура Элтона Джона, были «18-месячным страстным проектом», как сказал стилист Джо Хамбро. Фото… Жюльен Миньо для The New York Times

NICE, Франция. Поздним летним днем ​​на прошлой неделе, на наклонной подъездной дорожке роскошного дома № 19.На вилле 20-х годов, высоко на холмах над Ниццей, сидели три больших белых грузовика. Вдоль пышной лужайки вдоль дорожки стояло множество коричневых картонных коробок; на траве были разложены рулоны пузырчатой ​​пленки.

В подземном спортзале особняка, аккуратно уложенном небольшой армией итальянцев, в основном одетых в черное, лежал сверкающий рог изобилия сценических костюмов, мерцающих в солнечном свете Лазурного Берега, который сиял через окна.

На одной из стонущих перил стояло полдюжины оттоманских сюртуков в стиле 17-го века с яркими лацканами, отделкой из жемчужных или золотых блесток и трехмерной вышивкой, включая рычащих кошек и скрученные цветы, ярко-белую надпись «E.J.» красуется на спине.

На другой полке стоял калейдоскоп блестящих спортивных костюмов. Там были роскошные стеллажи с кимоно и стопки пудровых швейцарских хлопчатобумажных рубашек с воротником, а также ряды кроссовок, жемчужных тапочек и неоновых брогов.

Повсюду стояли подносы с сокровищами глэм-рока: зеркальные стаканы с кристаллами всех мыслимых форм и цветов; броши в виде чертополоха, ананасов, морских звезд и переливающихся букетов.

«Любой хороший костюм заставляет вас чувствовать себя готовым к выступлению», — сказал г-н Джон. Кредит … Жюльен Миньо для The New York Times

Над всем этим, взгромоздившись на балконе, выкрашенном в бледно-желтый цвет, сидел 71-летний британский певец, пианист и композитор Элтон Джон, для которого и предназначалось все это сияние. Продав 300 миллионов пластинок за свою пятидесятилетнюю карьеру, г-н Джон находился на завершающей стадии подготовки к своей «Прощай, дорога из желтого кирпича», трехлетнему туру по пяти континентам, который станет его уходом из гастролей.

Будет более 300 концертов — первый состоится в Аллентауне, штат Пенсильвания, 8 сентября — и дорожный гардероб, состоящий как минимум из двух десятков одноразовых нарядов Gucci, созданных креативным директором Алессандро Микеле для его давняя муза и кумир. Это будет достойный финал для человека, который всегда понимал силу пайеток. Плюс-минус 10000.

«Послушайте, я не Мик Джаггер, Род Стюарт или Дэвид Боуи, мчащиеся от одного конца сцены к другому», — сказал мистер Джон, одетый в ярко-розовую футболку и очки, плавки и черные плавки. бейсболка (все от Gucci). «Я всегда чертовски застреваю на пианино, не так ли? Одежда всегда должна была быть частью шоу, которое я устраивала. Они сделали меня запоминающимся. Хотя, оглядываясь назад, я полагаю, что действительно сошел с ума, особенно в первые 30 лет своей карьеры».

Мистер Джон выступает в Twickenham Stoop в 2017 году. Кредит… Ян Гаван / Getty Images

Выросший в консервативной послевоенной семье в пригороде Лондона в 1950-х годах, г-н Джон называл себя «поздним мятежником»; кто-то, к кому радость переодевания пришла только в его конце 20, когда он вышел из простой куколки Реджинальда Дуайта (его имя при рождении) и переделал себя в свое собственное музыкальное творение сумасброда, Элтон Геркулес Джон.

Это был постепенный процесс: в первые годы дурацкие очки, которые позже стали визитной карточкой певца, позволяли ему скрывать крайнюю застенчивость, которую он чувствовал как исполнитель.

И за весь пенистый эксцентричный юмор, который выпал вместе с ним из шкафа, будь то шорты и летающие ботинки, созданные основателем Mr. Freedom Томми Робертсом в 1970-х, или пернатые костюмы, вдохновленные танцовщицей, от Боба Маки в 1980-х. , сценические наряды также предлагали ослепительную защиту от взоров внешнего мира.

«Оглядываясь назад, я полагаю, что действительно сошел с ума, особенно в первые 30 лет своей карьеры», — сказал г-н Джон о своем раннем выборе моды. Кредит … Дэвид Редферн / Редфернс, через Getty Images

«В любом хорошем костюме чувствуешь себя готовым к выступлению. Я прихожу на место, вздремну, потом просыпаюсь и выбираю одежду. Потом надел. И в этот момент я становлюсь Элтоном Джоном», — сказал мистер Джон, выглядя немного усталым за розовыми очками, когда он смотрел на яхты, пришвартованные в Средиземном море. «Когда я снимаю все это, все снова исчезает. Когда я вне сцены, я не Элтон. Для своих мальчиков я просто папа».

Воспитание этих мальчиков — Закари, 7 лет, и Элайджи, 5 лет, его маленьких сыновей с мужем Дэвидом Фернишем — изменило его приоритеты, сказал он. Жизнь в дороге уже не привлекала.

«Никогда не думал, что скажу это. Десять лет назад я думал, что умру на сцене. Может быть, я хотел тогда, но не сейчас», — сказал он. «Я больше не хочу месяцами вставать и улетать от людей, которых люблю. В конце концов, я работаю музыкантом в кузове гастрольного фургона с 17 лет. У меня был чертовски хороший пробег. По мере того, как я погружаюсь в последний этап своей жизни, я хочу делать все по-другому».

Вне сцены, вполне может быть так. Но для его последнего ура — по крайней мере, в отношении одежды — старые привычки, кажется, трудно умирают, судя по его гастрольному гардеробу.

По словам Джо Хамбро, бывшего креативного директора отдела моды британского GQ и давнего друга и стилиста мистера Джона, сценические наряды — это «18-месячный страстный проект».

Во время представления будет три смены костюма; первый, «образ маэстро» певца, центральным элементом которого является вышитый фрак, откроет ночь. Затем будет переодевание в яркий костюм с принтом в стиле рок-н-ролл, прежде чем финальный халат поверх спортивного костюма закроет шоу. Команда Gucci сделала мистеру Джону несколько вариантов для каждого вечернего образа.

Образцы одежды Gucci для путешествий. Кредит… Жюльен Миньо для The New York Times

Мистер Мишель, вдохновитель широко разрекламированного переворота в Gucci, встречался с мистером Джоном три года назад в Лос-Анджелесе. Их познакомил актер Джаред Лето, и они быстро подружились.

Мистер Мишель вырос на фотографиях ярких сценических костюмов и обложек альбомов мистера Джона, прикрепленных к его доскам настроения, его пластинки проигрывались на повторе. Дефиле Gucci весна-лето 2018 было усыпано данью уважения сценическому образу мистера Джона: инкрустированные кристаллами купальные шапочки, атласные костюмы-ракушки, комбинезоны, украшенные стразами, и сапоги на массивной платформе.

В марте Gucci представила капсульную коллекцию Levon, вдохновленную одноименным синглом мистера Джона 1971 года. Оттуда до гастрольного гардероба оставалось совсем немного.

«Я люблю Элтона, он потрясающий человек, отличный художник и настоящий друг. У нас одинаковое отношение, мы разделяем одну и ту же одержимость коллекционированием». Мистер Мишель написал по электронной почте. «Никогда не было другой поп-звезды-пианиста, одетой так же, как он, своего рода поп-божество, великий артист, который призывал разные поколения молодых людей искать свободы».

Кредит… Жюльен Миньо для The New York TimesКредит… Жюльен Миньо для The New York Times

Мистеру Джону мистер Мишель напомнил ему о другом великом друге моды и творческом соратнике: Джанни Версаче, который разработал костюмы для мирового турне мистера Джона в 1992 году, и у которого певец купил огромное количество одежды.

Мистер Джон приветствовал тот факт, что Gucci «пронесся как ураган» по современному модному бизнесу и «поднял ему зад». Он упрекнул дизайнеров (среди них Миучча Прада), которые, по его мнению, пытались скопировать феномен Gucci, вместо того чтобы твердо придерживаться своего собственного видения и пути.

«Безумный дух Алессандро, отсутствие правил, прославление индивидуальности и тот факт, что он сорока, заставляют меня так сильно любить его, — сказал мистер Джон. «Он такой же, как Джанни: нет ничего запретного. Он просто говорил со мной так, как никто не говорил в течение некоторого времени».

«На самом деле я как бы разочаровался в яркой, более эклектичной внешности, — сказал он». Я любил Эди Слимана, но он шьет одежду только для худых, худых, худых людей. Мне тоже нравится Дрис Ван Нотен. И я носил много (портной Сэвил Роу) Ричарда Джеймса. Но теперь я буду носить Gucci в своей повседневной жизни, пока там есть Алессандро. Он для меня как манна небесная».

Поскольку каждый концерт уникален, «у нас есть одинаковые модели в разных цветах», — сказала г-жа Хамбро. Кредит… Жюльен Миньо для The New York Times

Проект начался, по словам г-жи Хамбро, с «этого великолепного совместного обеда». в Вудсайде, в доме Элтона в Виндзоре, копаясь в его гигантских архивах костюмов, маленькие мальчики Элтона примеряют старые наряды, и все они ведут себя как дети в кондитерской».

Г-н Джон отметил, что он никогда не принимал активного участия в творческом процессе создания костюмов кем-либо из его сотрудников (что побудило г-на Ферниша тихо хихикнуть). «Мне нравится удивляться. Я просто даю им периметр моей персоны и позволяю им делать то, что они хотят», — сказал г-н Джон. «Меня еще ни разу не подводили».

В конце концов, ему не о чем думать. В настоящее время он на полпути к написанию песен для бродвейской музыкальной адаптации «Дьявол носит Prada». В 2019 году выйдет фильм о его жизни «Рокетмен» с Брайсом Далласом Ховардом и Джейми Беллом в главных ролях, продюсером которого он является, а также «бескомпромиссная автобиография», написанная журналисткой Алексис Петридис. .

И еще много чего он хочет сделать, в том числе книгу о своих домах и еще одну о своей одежде.