Тест по обществознанию Динамика общественного развития 10 класс

02.07.2021 Главная Тесты по обществознанию 10 класс

Тест по обществознанию Динамика общественного развития 10 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.

Критерий прогресса, степень овладения природой, совершенствование законов, правовое устройство общества, распространение просвещения.

2. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам общественного прогресса. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) противоречивость
2) неравномерность
3) восходящее развитие
4) прямолинейность
5) альтернативность
6) предопределенность

3. Запишите название вида глобальной проблемы, пропущенное в таблице.

Глобальная проблемаОпределение
ЭкологическаяВозрастание антропологической нагрузки на природу, загрязнение окружающей среды
Исчерпаемость природных ресурсов и полезных ископаемых, используемых для производства благ

4. Выберите верные суждения об обществе и его развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Глобальной проблемой современности является распространение ядерного оружия.
2) Научно-технический прогресс человечества проявляется в поступательном развитии науки и техники.
3) Идея многообразия мира противоречит идее единства человечества.

4) Увеличение продолжительности жизни человека является глобальной проблемой современности.
5) В современном обществе невозможен социальный регресс.

5. Друзья-десятиклассники получили задание подготовить презентацию на тему «Социальный прогресс». Какие из приведенных ниже признаков они могут указать в качестве позитивных следствий социального прогресса?

1) возникновение новых орудий труда и бытовых приборов
2) возрастание степени эксплуатации человека человеком
3) введение различного рода экономических санкций

4) гуманизация отношений между людьми

Вариант 2

1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.

Революция, реформа, изменение, эволюция, цикличность.

2. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам глобальных проблем современности. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) локальность проявления
2) интернационализация
3) всеобщность
4) угроза самобытности народа

5) простота решения
6) сокращение разрыва в развитии стран

3. Запишите название вида глобальной проблемы, пропущенное в таблице.

Глобальная проблемаОпределение
ДемографическаяРезкий рост численности населения Земли, усиление нагрузки на биосферу
Возрастание масштаба опасности производственных аварий до общепланетарного

4. Выберите верные суждения об обществе и его развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Решение глобальных проблем человечества зависит только от усилий небольшого количества наиболее развитых стран мира.
2) Проблемы, накопившиеся в отношениях человека и природы, называются экологическими.
3) Универсальным критерием социального прогресса является степень овладения природой.
4) Развитие общества может носить как скачкообразный, так и постепенный характер.
5) Общественные процессы в различных сферах жизни всегда совпадают по своей направленности.

5. Студент первого курса колледжа получил задание подготовить презентацию на тему

«Противоречивость социального прогресса». Какие из приведенных ниже признаков он может указать в качестве позитивных следствий социального прогресса?

1) зависимость объема прав людей от их социального происхождения
2) формирование зависимости от социальных сетей
3) расширение возможностей для творческой реализации человека
4) рост продолжительности жизни

Ответы на тест по обществознанию Динамика общественного развития 10 класс
Вариант 1
1. Критерий прогресса
2-46
3. Сырьевая
4-12
5-14
Вариант 2
1. Изменение
2-15
3. Техногенная
4-24
5-34

PDF версия
Тест Динамика общественного развития 10 класс

(180 Кб)

Опубликовано: 02.07.2021 Обновлено: 02.07.2021

Поделиться

Найти:

Тест по обществознанию Динамика общественного развития 10 класс

Тест по обществознанию Динамика общественного развития 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).

Часть 1

1. Сторонником регрессивной теории развития общества яв­лялся

1) Аристотель
2) Гераклит
3) Гесиод
4) Платон

2. Кто из названных философов рассматривал историю как циклический круговорот с повторением тех или иных ста­дий?

1) Аристотель
2) Гераклит
3) Гесиод
4) Сенека

3. Кто из названных мыслителей не являлся сторонником тео­рии линейного прогресса общественного развития?

1) А.Р. Тюрго
2) Вольтер
3) Ж.А. Кондорсе
4) Ж.Б. Вико

4. Период истории, в котором философ-просветитель А.Р. Тюрго не видел большого прогресса, поскольку им правили деспоты, которые мало заботились о прогрессе человеческого разума

1) Древняя Греция
2) Древний Рим
3) Средневековье
4) Новое время

5. Ж.А. Кондорсе считал прогрессивным шагом в истории че­ловечества первобытного периода

1) переход от пастушества к земледелию

2) разделение тру да
3) появление государства
4) все вышеперечисленное

6. Ж. Кондорсе считал периодом упадка

1) Древнюю Грецию
2) Средневековье
3) эпоху Возрождения
4) Новое время

7. Сторонником идеи, что всякий прогресс следует рассматри­вать через производительные силы, образующие основу всей истории людей, был

1) Ж.А. Кондорсе
2) Гегель
3) К. Маркс
4) Н. Бердяев

8. Переход от менее совершенных форм организации челове­ческой деятельности к более совершенным называется

1) общественным регрессом
2) общественным прогрессом
3) революцией
4) диалектикой

9. Марксизм объективным критерием общественного прогрес­са считает

1) развитие производительных сил и производственных от­ношений
2) степень гарантированности обществом индивидуальной свободы
3) уровень удовлетворения потребностей людей
4) положение человека в обществе

10. Представление о прогрессе как идее наступления Царства Божия на земле и как пути к спасению сформировалось

1) в Античности
2) в Средние века
3) в период Возрождения
4) в Новое время

11.

В европейской культуре прогресс рассматривался прежде всего как увеличение власти человека над природой в период

1) Античности
2) Средних веков
3) Возрождения
4) Нового времени

12. Марксизм считал главной прогрессивной силой общества

1) крестьянство
2) рабочий класс
3) интеллигенцию
4) буржуазию

13. Отметьте ученых, ограничивавших понятие прогресса рам­ками отдельных культур и цивилизаций.

1) Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Гердер
2) К. Маркс, Ф. Энгельс
3) О. Шпенглер, А. Тойнби
4) И. Ильин, Н. Бердяев

14. Либерализм считает необходимой составной частью прогресса

1) приверженность традициям
2) всеобщую конкуренцию
3) стремление к нравственному самосовершенствованию
4) развитие производительных сил и производственных от­ношений

15. Теория, согласно которой в результате прогресса в обществе действуют механизмы естественного отбора, в результате которого должны выжить сильнейшие, называется

1) марксизмом
2) консерватизмом
3) социал-утопизмом
4) социал-дарвинизмом

Часть 2

1. С чьими именами связаны контрреформы, произошедшие после следующих событий?

1) Великая французская революция __________
2) реформы Александра II __________
3) Новая экономическая политика (нэп) ___________

2. В соответствии с теорией марксизма экономической причи­ной революционного скачка к новым общественным отно­шениям и новому социальному строю является нарушение закона соответствия между производительными силами и ___________.

3. Установите соответствие между философами и высказан­ными ими критериями прогресса: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Философы

А) Ж.А. Кондорсе
Б) А. Сен-Симон
В) Ф.В. Шеллинг
Г) Г. Гегель

Критерий прогресса

1) сознание свободы
2) постепенное приближение к правовому устройству
3) нравственный критерий
4) развитие разума

Запишите выбранные цифры под соответствую­щими буквами.

4. Вставьте пропущенные понятия: «Противоположные фор­мы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие либо поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, из­жившим себя формам, застой и деградацию, представляют собой __________ и ___________».

Часть 3

Темы для эссе

1. «Прогресс -не случайность, а необходимость» (Г. Спенсер).

2. «Отвергать прогресс — такая же нелепость, как отвергать силу падения»

(Н. Чернышевский).

3. «А жизнь видимо пошлеет от прогресса» (К. Леонтьев).

Ответы на тест по обществознанию Динамика общественного развития 10 класс
Часть 1
1-3
2-1
3-4
4-2
5-4
6-2
7-3
8-2
9-1
10-2
11-3
12-2
13-3
14-2
15-4
Часть 2
1.
1) Наполеон
2) Александр III
3) Сталин
2. Производственными отношениями
3. 4321
4. Прогресс и регресс

Версия формата PDF
Тест Динамика общественного развития 10 класс
(159 Кб)

Групповая динамика: определение, этапы и теория

Американец, буддист, старшеклассник, христианин, итальянец, афроамериканец, калифорнийец, олимпиец. Многие способы, которыми мы себя описываем, часто связаны с группами, к которым мы принадлежим. С кем мы взаимодействуем больше всего, с кем мы связаны или на кого больше всего похожи, наши семьи и страны нашего происхождения, эти группы, среди многих, определяют, кто мы есть. Группы определяют, как мы воспринимаем себя и как нас воспринимают другие.

  • Что такое групповая динамика?
  • Каковы основные элементы групповой динамики?
  • Какие бывают виды групповой динамики?
  • Что такое теория групповой динамики?

Определение групповой динамики

Хотя люди могут выжить самостоятельно, очень немногие выбирают это. Большинство из нас проведет всю свою жизнь в группе, поскольку большая часть нашей деятельности — работа, учеба, поклонение и игры — происходят внутри группы. Существует множество определений группы. Многие скажут, что группа требует общения и взаимной зависимости, в то время как другие потребуют включения общей цели или задачи. Группа должна включать двух или более человек, но размер группы может сильно различаться.

Групповая динамика исследует, как люди работают вместе, какие факторы способствуют сплоченности и сотрудничеству, эффективности лидерства и как группы взаимодействуют с внешними группами.

Групповая динамика — это изучение действий, изменений и процессов внутри групп и между ними.

Динамика групп и типы групп

Группы можно разделить на две широкие категории – первичные группы и непервичные группы . Первичные группы будут включать более мелкие, более близкие связи, такие как семьи, друзья или близкие коллеги по работе, и часто объединяются ненамеренно (т. е. вы не можете выбрать свою семью). Члены основной группы регулярно взаимодействуют друг с другом и проводят много времени вместе. Первичные группы также имеют большое влияние на своих отдельных членов.

Семья считается первичной группой

Непервичные группы включают социальные группы, коллективы или категории. Социальные группы могут быть относительно большими и иметь более формальную организационную структуру. Участники могут приходить и уходить по своему усмотрению и решать, насколько эмоционально они хотят быть вовлеченными в группу. Коллективы, которые могут вести себя одинаково в любой момент времени. Они могут или не должны взаимодействовать для достижения своих целей. Примером этого является группа людей, стоящих в очереди на концерт.

Пять этапов развития групповой динамики

  1. Формирование – процесс отбора членов группы. Люди задают друг другу вопросы и решают, кто будет наиболее полезен для группы. На этом этапе цель часто неясна, но мы надеемся, что с помощью руководства группа сможет начать формировать эти цели.

  2. Штурм — момент, когда участники группы обсуждают свои идеи и начинают формировать план выполнения задач. Участники также начинают находить свое место и выяснять, какую роль они хотят играть в группе, которая лучше всего соответствует их личности и навыкам.

  3. Нормирование – момент, когда члены договорились о наилучшем способе достижения общей цели и определили потребности каждого члена. Лидерство также устанавливает план для группы, чтобы оставаться на правильном пути.

  4. Исполнение – точка, в которой группа работает на самом высоком уровне синергии и сотрудничества. Цели и индивидуальные роли установлены, а сильное руководство позволило членам стать самостоятельными.

  5. Перерыв – собраться вместе, чтобы отметить усилия друг друга. Каждый участник хвалит друг друга за завершение проекта, признавая, что они не смогли бы достичь своей цели самостоятельно.

Групповая динамика в психологии

При изучении групповой динамики перед исследователями стоит задача выйти за рамки индивидуальных характеристик каждой группы и выявить общие черты, которые согласуются между большинством, если не всеми, группами. Пять основных элементов групповой динамики:0021 взаимодействие , цели , взаимозависимость , структура и сплоченность .

Взаимодействие в групповой динамике

Члены группы часто участвуют в той или иной форме взаимодействия . Это взаимодействие может быть как положительным, так и отрицательным. Члены группы принимают решения, вступают в споры, обсуждают проблемы и даже сплетничают. Они могут расстроить друг друга или предложить поддержку. Группы могут работать над выполнением сложных задач, или некоторые могут замышлять заговор друг против друга.

Групповое взаимодействие, направленное на достижение цели, называется взаимодействием по заданию. Взаимодействие с задачей — это любое поведение внутри группы, которое в первую очередь направлено на достижение целей, проектов или планов группы.

Коллеги должны взаимодействовать друг с другом, чтобы завершить свой проект

Взаимодействие задач требует координации навыков и ресурсов внутри группы. Напротив, relat ионное взаимодействие относится к групповому поведению, которое способствует или поддерживает эмоциональные связи, или к поведению, которое угрожает эмоциональным связям группы.

Групповая динамика и цели

Цели являются важным элементом групповой динамики. Люди от природы склонны ставить как краткосрочные, так и долгосрочные цели как средство выживания. Пребывание в группе усиливает это поведение. Конкретные цели внутри группы могут охватывать участников в целом или только нескольких членов, но общая цель в конечном итоге объединяет группу. Например, цель присяжных — вынести вердикт о виновности или невиновности. Цель учебной группы состоит в том, чтобы гарантировать, что каждый в группе получит максимально возможную оценку.

Согласно McGrath (1984), группа достигает своих целей, сначала генерируя идеи, выбирая между вариантами, согласовывая решения и, наконец, выполняя задачи. Пребывание в группе может быть значимым источником вдохновения для достижения целей группы и индивидуальных целей каждого члена группы.

Взаимозависимость в групповой динамике

Члены группы часто должны зависеть друг от друга для достижения своих целей. Леброн Джеймс не смог бы выиграть чемпионат в одиночку без членов своей команды. Стив Джобс не смог бы создать iPhone без помощи инженеров, программистов и других сотрудников. Это называется взаимозависимостью.

Взаимозависимость относится к тому, как члены группы должны зависеть друг от друга для достижения своих коллективных и индивидуальных целей.

Взаимозависимость относится не только к целям группы, но члены могут также зависеть друг от друга, определяя свое поведение, мысли или чувства.

Различные группы могут иметь разные уровни взаимозависимости. Некоторые группы могут достигать своих целей самостоятельно; однако для других групп взаимозависимость может означать разницу между жизнью и смертью, например, для военного взвода.

Структура групповой динамики

Внутри группы организуется связь между членами. Эта организация является структурой группы.

Структура группы относится к организации ролей, норм и отношений внутри группы.

Групповые роли определяют ожидаемое поведение членов группы на назначенных им должностях, а групповые нормы определяют стандартное и ожидаемое поведение в данном контексте. Наблюдение за структурой группы может дать больше всего информации о групповой динамике. При первом присоединении к группе человек, скорее всего, потратит больше всего времени на выяснение своего места в структуре группы. Если они не могут найти свое место, вполне вероятно, что этот человек решит покинуть группу (Forsyth, 2014).

Групповая динамика и сплоченность

Наконец, то, как отдельные члены группы связаны друг с другом, является сплоченностью группы.

Групповая сплоченность — это единство, связь или связь внутри группы, являющиеся результатом межличностных связей или других сил, таких как общая приверженность достижению целей группы.

Без сплоченности группа рискует распасться и полностью развалиться. В сильной группе отдельные члены становятся единым целым.

Типы групповой динамики

Групповая динамика не всегда выглядит одинаково. Их размер, структура, назначение и общая функция могут различаться. Существует два типа групповой динамики – формальная и неформальная групповая динамика.

Формальная групповая динамика

Формальная групповая динамика — это группы, созданные какой-либо организацией или юридическим лицом для достижения определенной цели. Его формирование является преднамеренным, и размер группы часто бывает большим. Формальная групповая динамика более профессиональна, а иерархическая структура внутри группы обязательна.

Эта воинская часть является примером формальной групповой динамики.

Динамика неформальной группы

Динамика неформальной группы присутствует в группах, созданных более естественным образом, и обычно возникает из-за какой-либо организационной потребности или возможности. Этот тип групповой динамики обычно имеет место в небольших группах. Участники присоединяются к группе добровольно, и процесс одобрения обычно не требуется. Неформальная групповая динамика не имеет четко определенной структуры, но все же может влиять на формальную групповую динамику.

Примеры групповой динамики

Следующий текст описывает и перечисляет примеры формальной и неформальной групповой динамики.

Примеры формальной групповой динамики

Формальная групповая динамика может проявляться в самых разных условиях, от корпораций и университетов до церквей, воинских частей и даже спортивных команд. Реальные примеры включают:

Примеры неформальной групповой динамики

Неформальная групповая динамика может возникнуть, чтобы удовлетворить потребность в формальной групповой динамике. Это могут быть группы по интересам, группы дружбы или референтные группы. Примеры из реального мира включают:

Теория групповой динамики

Несколько теорий групповой динамики рассматривают, как группы и межгрупповая динамика могут влиять на отдельных членов и функции группы в целом. Они также стремятся понять, как и почему люди воспринимают группу.

Двумя наиболее широко принятыми теориями групповой динамики являются межгрупповой конфликт и социальная идентичность . Межгрупповой конфликт часто возникает, когда ресурсы ограничены, и группам приходится конкурировать, что приводит к конфликту. Межгрупповой конфликт может легко привести к негативным последствиям, влияющим на деятельность группы и достижение ее целей. Однако эта теория предполагает, что это также может привести к увеличению солидарности и единства внутри каждой группы. Межгрупповой конфликт может быть разрешен посредством общения и решения проблем, чтобы устранить конфликт между группами.

Вторая теория групповой динамики — социальная идентичность . Это предполагает, что социальные группы являются важной частью того, как люди идентифицируют и классифицируют себя. Социальная идентичность человека может привести к тому, что он будет сравнивать свою группу (или внутреннюю группу ) с внешними группами (или внешней группой ). В результате людям со схожими социальными идентичностями легче и комфортнее сотрудничать (Forsyth, 2014).

Инициативность

Психологи групповой динамики также наблюдают, как и почему мы воспринимаем собрание людей как группу. Возьмем, к примеру, термин «интуитивность», впервые введенный социальным психологом Дональдом Кэмпбеллом в 1958 году.

Кэмпбелл черпала вдохновение в принципах восприятия, установленных гештальт-психологами, которые основывают свои исследования на том, как воспринимается целое, а не сумма его частей. Под инициативностью понимается то, как собрание людей может восприниматься как группа просто из-за общей судьбы, сходства, близости и других гештальт-принципов, а не из-за не связанных между собой отдельных лиц. Инициативность не имеет ничего общего со сплоченностью или единством группы. Например, четыре человека, идущие по улице в одном направлении и в одном и том же месте, с большей вероятностью будут восприниматься как группа, чем четыре случайных человека, которые идут одним и тем же путем.

Теорема Томаса

Теорема Томаса была впервые сформулирована социологом У. И. Томасом в 1928 году. 1928, с.572).

Соотнося это утверждение с групповой динамикой, если кто-то верит, что находится в группе или воспринимает группу, то группа реальна по своим последствиям. Теорема Томаса в групповой динамике может легко привести к стереотипизации. Например, скажем, человек, который видел этих четырех мужчин, подумал, что их группа была частью банды. тот человек воспринимает , что они были частью банды и, следовательно, начинают делать предположения об отдельных лицах в группе на основе их предположений о бандах.

С другой стороны, скажем, этим четверым мужчинам, шедшим по улице, сказали, что они являются частью группы, и они сами начали в это верить. Люди, которые считают, что они являются частью группы с высокой инициативностью, скорее всего, начнут верить, что они похожи на других членов этой группы и что они могут легко вписаться в нее. Эти четверо мужчин могут начать верить, что они похожи просто потому, что они считают, что являются частью группы.

Групповая динамика — основные выводы

  • Групповая динамика — это изучение действий, изменений и процессов внутри групп и между группами.
  • Пять основных элементов групповой динамики: взаимодействие, цели, взаимозависимость, структура, и сплоченность .
  • Первичная группы будут включать более мелкие, более близкие связи, такие как семьи, друзья или близкие коллеги по работе, и часто объединяются невольно, в то время как n первичные группы включают социальные группы, коллективы или категории.
  • Пять стадий развития групповой динамики: формирование , штурм , нормирование , выполнение и отложение .
  • Взаимозависимость относится к тому, как члены группы должны зависеть друг от друга для достижения своих коллективных и индивидуальных целей.
  • Групповая сплоченность — это единство, связь или связь внутри группы, являющиеся результатом межличностных связей или других сил, таких как общая приверженность достижению целей группы.

Социальное развитие дошкольников — HealthyChildren.org

В дошкольном возрасте ваш ребенок узнает много нового о себе и взаимодействии с окружающими его людьми.

​По достижении трехлетнего возраста ваш ребенок станет гораздо менее эгоистичным, чем раньше. Они также будут меньше зависеть от вас, что является признаком того, что их собственное чувство идентичности сильнее и безопаснее. Теперь они действительно будут играть с другими детьми, взаимодействуя, а не просто играя бок о бок. В процессе они поймут, что не все думают так же, как они, и что каждый из их товарищей по играм обладает множеством уникальных качеств, некоторые из которых привлекательны, а некоторые нет. Вы также обнаружите, что ваш ребенок склоняется к определенным детям и начинает дружить с ними. Заводя эти дружеские отношения, дети обнаруживают, что каждый из них также обладает особыми качествами, которые делают их привлекательными — откровение, которое дает жизненно важный импульс самооценке.

Есть еще несколько хороших новостей о развитии вашего ребенка в этом возрасте: по мере того, как он будет лучше осознавать и чувствовать чувства и действия других, он постепенно перестанет соревноваться и научится сотрудничать, играя со своими друзьями. Они по очереди делятся игрушками небольшими группами, хотя иногда этого не делают. Но вместо того, чтобы хватать, ныть или кричать о чем-то, они будут вежливо просить большую часть времени. Вы можете рассчитывать на менее агрессивное поведение и более спокойные игровые сессии. Трехлетние дети могут находить решения споров, по очереди или обмениваясь игрушками.

Обучение сотрудничеству

Однако, особенно в начале, вам нужно поощрять это сотрудничество. Например, вы можете предложить им «использовать слова» для решения проблем, а не действовать. Также напомните им, что когда двое детей делят игрушку, каждый получает равный ход. Предложите способы найти простое решение, когда ваш ребенок и другой ребенок хотят одну и ту же игрушку, например, нарисовать в первый раз или найти другую игрушку или занятие. Это работает не всегда, но попробовать стоит. Кроме того, помогите детям, используя соответствующие слова, описать свои чувства и желания, чтобы они не чувствовали разочарования. Прежде всего, покажите на собственном примере, как мирно справляться с конфликтами. Если у вас вспыльчивый характер, постарайтесь смягчить свою реакцию в их присутствии. В противном случае они будут подражать вашему поведению всякий раз, когда находятся в состоянии стресса.

Когда гнев или разочарование становятся физическими

Однако, что бы вы ни делали, вероятно, будут моменты, когда гнев или разочарование вашего ребенка станут физическими. Когда это произойдет, удержите их от причинения вреда другим, а если они не успокоятся быстро, отодвиньте их от других детей. Поговорите с ними о ее чувствах и попытайтесь определить, почему они так расстроены. Дайте им понять, что вы понимаете и принимаете ее чувства, но дайте понять, что физическое нападение на другого ребенка — не лучший способ выразить эти эмоции.

Извинения

Помогите им увидеть ситуацию с точки зрения другого ребенка, напомнив им о случае, когда кто-то ударил их или накричал на них, а затем предложите более мирные способы разрешения их конфликтов. Наконец, как только они поймут, что сделали не так, но не раньше, попросите их извиниться перед другим ребенком. Однако просто сказать «извините» может не помочь вашему ребенку исправить свое поведение; они также должны знать, почему они извиняются. Они могут не понять сразу, но дайте время; к четырем годам эти объяснения начнут что-то значить.

Притворная игра

К счастью, обычные интересы трехлетних детей сводят ссоры к минимуму. Они проводят большую часть своего игрового времени в фантазийной деятельности, которая имеет тенденцию быть более совместной, чем игра, сосредоточенная на игрушках или играх. Как вы, наверное, уже заметили, дошкольнику нравится распределять разные роли в сложной игре-притворстве с использованием воображаемых или бытовых предметов. Этот тип игры помогает развивать важные социальные навыки, такие как по очереди, внимание, общение (с помощью действий и выражений, а также слов) и реагирование на действия друг друга. И есть еще одно преимущество: поскольку ролевая игра позволяет детям играть любую роль, которую они пожелают, включая роль супергероя или феи-крестной, она также помогает им исследовать более сложные социальные идеи. Кроме того, это помогает улучшить исполнительные функции, такие как решение проблем

Наблюдая за ролевыми играми вашего ребенка, вы можете заметить, что он начинает определять свой пол и гендерную идентичность. Играя в дом, мальчики, естественно, будут играть роль отца, а девочки — матери, отражая все, что они заметили в окружающем мире.

Развитие гендерных ролей и идентичности

Исследования показывают, что некоторые из различий в развитии и поведении, которые обычно отличают мальчиков от девочек, обусловлены биологически. Большинство гендерных характеристик в этом возрасте, скорее всего, будут сформированы культурой и семьей. Вашу дочь, например, могут побудить к игре в куклы реклама, подарки от благонамеренных родственников и одобрительные комментарии взрослых и других детей. Между тем, мальчики могут отказаться от кукол в пользу более грубых игр и спорта. Дети чувствуют одобрение и неодобрение и соответствующим образом корректируют свое поведение. Таким образом, к моменту поступления в детский сад гендерная идентичность детей часто уже устоялась.

Когда дети начинают мыслить категориями, они часто понимают границы этих ярлыков, не понимая, что границы могут быть гибкими; дети этого возраста часто доводят этот процесс идентификации до крайности. Девочки могут настаивать на том, чтобы ходить в школу или на игровую площадку в платьях, с лаком для ногтей и косметикой. Мальчики могут быть чванливыми, чрезмерно напористыми и повсюду таскать с собой свой любимый мяч, биту или грузовик.

С другой стороны, некоторые девочки и мальчики отвергают эти стереотипные выражения гендерной идентичности, предпочитая выбирать игрушки, товарищей по играм, интересы, манеры и прически, которые чаще ассоциируются с противоположным полом. Этих детей иногда называют гендерно-экспансивными, гендерно-вариантными, гендерно-неконформными, гендерно-творческими или гендерно-атипичными. Среди этих гендерно-экспансивных детей есть такие, которые могут прийти к выводу, что их глубокое внутреннее ощущение себя женщиной или мужчиной — их гендерная идентичность — противоположно их биологическому полу, где-то между мужским и женским или другим полом; таких детей иногда называют трансгендерами.

Учитывая, что многие трехлетние дети удваивают гендерные стереотипы, это может быть возраст, когда ребенок с экспансивным полом выделяется из толпы. Эти дети нормальные и здоровые, но родителям может быть трудно ориентироваться в выражении лица и личности своего ребенка, если оно отличается от их ожиданий или ожиданий окружающих.

Эксперименты с гендерными отношениями и поведением


По мере того, как дети развивают свою личность в эти ранние годы, они обязаны экспериментировать с отношениями и поведением обоих полов. Редко есть причины препятствовать таким импульсам, за исключением случаев, когда ребенок сопротивляется или отвергает твердо установленные культурные стандарты. Если ваш сын хочет носить платья каждый день или ваша дочь хочет носить только спортивные шорты, как ее старший брат, позвольте фазе пройти, если только она не подходит для конкретного мероприятия. Однако, если ребенок упорствует или выглядит необычно расстроенным из-за своего пола, обсудите этот вопрос со своим педиатром.

Ваш ребенок также может подражать определенным типам поведения, которые взрослые считают сексуальными, например флирту. Однако у детей этого возраста нет зрелых сексуальных намерений; они имитируют эти манеры. Однако, если имитация сексуального поведения является явной, возможно, они лично подвергались сексуальным действиям. Вам следует обсудить это со своим педиатром, так как это может быть признаком сексуального насилия или влияния неподходящих средств массовой информации или видеоигр.

Игровые занятия: помогите вашему ребенку завести друзей

К четырем годам ваш ребенок должен вести активную социальную жизнь, наполненную друзьями, и у него может быть даже «лучший друг». В идеале у них должны быть друзья по соседству и друзья дошкольного возраста, которых они регулярно видят. Но что, если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение и не живет рядом с другими детьми того же возраста? В этих случаях вы можете организовать игровые занятия с другими дошкольниками. Парки, игровые площадки и программы дошкольных мероприятий предоставляют прекрасную возможность познакомиться с другими детьми.

Как только ваш дошкольник нашел товарищей по играм, которые ему нравятся, вы должны взять на себя инициативу, чтобы помочь им построить отношения. Поощряйте их приглашать этих друзей к себе домой. Для вашего ребенка важно «похвастаться» своим домом, семьей и имуществом перед другими детьми. Это создаст чувство гордости за себя. Между прочим, чтобы породить эту гордость, их дом не обязательно должен быть роскошным или наполненным дорогими игрушками; он должен быть только теплым и гостеприимным.

Также важно понимать, что в этом возрасте друзья вашего ребенка не просто товарищи по играм. Они также активно влияют на их мышление и поведение. Они будут отчаянно хотеть быть такими же, как они, даже когда нарушают правила и стандарты, которым вы научили их при рождении. Теперь они понимают, что помимо ваших есть и другие ценности и мнения, и они могут проверить это новое открытие, потребовав того, чего вы ему никогда не позволяли, — определенных игрушек, еды, одежды или разрешения на просмотр определенных телепрограмм.

Пределы тестирования

Не отчаивайтесь, если отношения вашего ребенка с вами резко изменятся в свете этих новых дружеских отношений. Они могут быть грубы с вами впервые в жизни. Как ни трудно это принять, эта дерзость на самом деле является положительным признаком того, что они учатся бросать вызов авторитетам и проверять свою независимость. Еще раз разберитесь с этим, выразив неодобрение и, возможно, обсудив с ними, что они на самом деле имеют в виду или чувствуют. Если вы реагируете эмоционально, вы поощряете дальнейшее плохое поведение. Если сдержанный подход не работает, и они продолжают возражать вам, тайм-аут (или тайм-аут) является наиболее эффективной формой наказания.

Имейте в виду, что хотя ваш ребенок изучает понятия добра и зла, у него все еще очень упрощенное чувство морали. Когда они жестко соблюдают правила, это не обязательно потому, что они их понимают, а скорее потому, что они хотят избежать наказания. По их мнению, важны последствия, но не намерения. Когда они разбивают что-то ценное, они, вероятно, решат, что они плохие, даже если они разбили это не специально. Их нужно научить различать несчастные случаи и плохое поведение.

Отделите ребенка от его поведения

Чтобы помочь ему понять эту разницу, вам нужно отделить его от его поведения. Когда они делают или говорят что-то, что требует наказания, убедитесь, что они понимают, что их наказывают за этот поступок, а не потому, что они «плохие». Опишите конкретно, что они сделали не так, четко отделив человека от поведения. Если они придираются к младшему брату или сестре, объясните, почему это неправильно, а не говорите: «Ты плохой». Когда они делают что-то не так, не желая этого, утешьте их и скажите, что вы понимаете, что это было непреднамеренно. Постарайтесь не расстраиваться, иначе они решат, что вы злитесь на них, а не на то, что они сделали.

Также важно давать дошкольникам задания, которые, как вы знаете, они могут выполнить, а затем хвалить их, когда они хорошо с ними справляются. Они готовы к простым обязанностям, таким как накрытие на стол или уборка в своей комнате. На семейных прогулках объясните, что вы ожидаете от них хорошего поведения, и поздравьте их, когда они это сделают. Наряду с обязанностями предоставьте им широкие возможности для игр с другими детьми и скажите ему, как вы гордитесь, когда они разделяют или помогают другому ребенку.

Отношения между братьями и сестрами

Наконец, важно понимать, что отношения со старшими братьями и сестрами могут быть особенно сложными, особенно если брат или сестра на три-четыре года старше. Часто ваш четырехлетний ребенок стремится делать все, что делает его старший брат или сестра; так же часто ваш старший ребенок возмущается вторжением. Они могут возмущаться вторжением в их личное пространство, их друзей, их более смелый и напряженный темп, и особенно их комнату и вещи.