Методы научного исследования: классификация, характеристика

Применение грамотной исчерпывающей методологии позволит избежать отклонения или доработки текста. Научные методы — это комплекс средств, принципов, которые подобраны, чтобы построить дальнейшую теоретическую и практическую часть статьи.

Содержание:

  1. Понятие метода научного исследования
  2. Какие бывают теоретические методы научного исследования
  3. Какие методы исследования относятся к эмпирическим
  4. Классификация методов научного познания
  5. Примеры использования методов научного познания

Чтобы в совершенстве владеть современными методами научного исследования, нужно изучить множество источников, самостоятельно проанализировать всю информацию.

Публикации в авторитетных зарубежных журналах важны для подтверждения компетентности ее автора, научного признания, дальнейшей защиты на соискание степени, пополнения портфолио.

Современные методы научного исследования

На сегодня существуют несколько понятий метода научного исследования, однако они незначительно отличаются друг от друга. В переводе с греческого само слово означает «путь или прослеживание», термин на основе этого и рассматривается как способ познания, который помогает достижению поставленной цели при помощи определенной последовательности действий.

Основные теоретические методы научного исследования

  1. Индукция – движение мысли от частного к общему, зная отдельные факты можно прийти к закону, лежащему в их основе. Ее особенность – то, что полученные сведения, как правило, носят вероятностный характер, а не заведомо истинный.
  2. Дедукция прямо противоположна, частное вытекает из общего. Эта цепочка умозаключений, в отличие от предыдущей, логична, ее звенья приводят к неопровержимому выводу.
  3. Аксиоматический, специфика метода – в начале процесса задается набор базовых положений, они не требуют доказательств и принимаются за явные, по сути, являются аксиомой.
  4. Анализ, в основе – мысленное разложение предмета на части, которые его составляют.
  5. Синтез объединяет умозаключения, полученные в ходе предыдущего метода исследования, в единое целое.

Основные эмпирические методы научного исследования

  1. Наблюдение пользуется заслуженной популярностью. Для него характерно восприятие тех или иных явлений в целостности и динамике. Метод относится к практическим.
  2. Эксперимент носит комплексный характер, он часто используется в педагогике, психологии.
  3. Анкетирование удобно тем, что за сравнительно короткий промежуток времени помогает собрать солидное количество данных.
  4. Беседа, интервью. Опросные методы, которые относятся к практическим.

Классификация методов научного познания

Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться.

Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.

Наблюдение

Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.

Сравнение

В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.

Измерение

Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.

Эксперимент

Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.

Абстрагирование

Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.

Применение методов научного исследования

В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.

Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными.

Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.

У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах. Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования.

Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.

В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:

  • использовать прямые и косвенные вопросы;
  • делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
  • обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.

Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.

1.6: Гипотезы, теории и законы

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    47443
  •  Цели обучения
    • Описать разницу между гипотезой и теорией как научными терминами.
    • Опишите разницу между теорией и научным законом.

    Хотя многие посещали занятия по естественным наукам в процессе учебы, у людей часто возникают неверные или вводящие в заблуждение представления о некоторых наиболее важных и основных принципах науки. Большинство студентов слышали о гипотезах, теориях и законах, но что на самом деле означают эти термины? Прежде чем приступить к чтению этого раздела, подумайте, что вы уже знали об этих терминах. Что эти термины значат для вас? Что вы прочитали, что противоречит или поддерживает то, что вы думали?

    Что такое факт?

    Факт — это основное утверждение, установленное экспериментом или наблюдением. Все факты верны при определенных условиях наблюдения.

    Что такое гипотеза?

    Одним из наиболее распространенных терминов, используемых на уроках естественных наук, является «гипотеза». Слово может иметь множество различных определений, в зависимости от контекста, в котором оно используется:

    • Обоснованное предположение: научная гипотеза предлагает предлагаемое решение, основанное на доказательствах.
    • Предсказание: если вы когда-либо проводили научный эксперимент, вы, вероятно, выдвинули такую ​​гипотезу, когда предсказывали результат своего эксперимента.
    • Предварительное или предполагаемое объяснение: гипотезы могут быть предположениями о том, почему что-то наблюдается. Однако для того, чтобы оно было научным, ученый должен иметь возможность проверить объяснение, чтобы увидеть, работает ли оно и может ли оно правильно предсказать, что произойдет в ситуации. Например, «если моя гипотеза верна, мы должны увидеть ___ результат при выполнении ___ теста».

    Гипотеза очень предварительная; его можно легко изменить.

    Что такое теория?

    Национальная академия наук США

    описывает, что такое теория, следующим образом:

    «Некоторые научные объяснения настолько хорошо зарекомендовали себя, что никакие новые доказательства, вероятно, не изменят их. Объяснение становится научной теорией. теория означает догадку или предположение. Не так в науке.В науке слово теория относится к всестороннему объяснению важной особенности природы, подкрепленному фактами, собранными в течение долгого времени. Теории также позволяют ученым делать предсказания о еще ненаблюдаемых явлениях.»

    «Научная теория — это хорошо обоснованное объяснение некоторого аспекта мира природы, основанное на совокупности фактов, неоднократно подтвержденных наблюдениями и экспериментами. Такие подкрепленные фактами теории являются не «догадками», а надежными описаниями реального мира. Теория биологической эволюции — это больше, чем «просто теория». Это такое же фактическое объяснение Вселенной, как и атомная теория материи (утверждающая, что все состоит из атомов) или микробная теория болезней (утверждающая, что многие болезни вызываются микробами). Наше понимание гравитации все еще находится в стадии разработки. Но явление гравитации, как и эволюция, является общепризнанным фактом.

    Обратите внимание на некоторые ключевые особенности теорий, которые важно понять из этого описания:

    • Теории объясняют явления природы. Это не предсказания (хотя мы можем использовать теории, чтобы делать предсказания). Они объясняют, почему мы что-то наблюдаем.
    • Теории вряд ли изменятся. Они имеют большую поддержку и могут удовлетворительно объяснить многочисленные наблюдения. Теории действительно могут быть фактами. Теории могут меняться, но это долгий и трудный процесс. Чтобы теория изменилась, должно быть много наблюдений или доказательств, которые теория не может объяснить.
    • Теории — это не догадки. Фразе «всего лишь теория» нет места в науке. Быть научной теорией имеет большое значение; это не просто представление одного человека о чем-то

    Теории вряд ли изменятся.

    Что такое закон?

    Научные законы аналогичны научным теориям в том смысле, что они представляют собой принципы, которые можно использовать для предсказания поведения мира природы. Как научные законы, так и научные теории обычно хорошо подтверждаются наблюдениями и/или экспериментальными данными. Обычно научные законы относятся к правилам поведения природы в определенных условиях, которые часто записываются в виде уравнения. Научные теории — это более всеобъемлющие объяснения того, как работает природа и почему она обладает определенными характеристиками. Для сравнения, теории объясняют, почему мы наблюдаем за тем, что делаем, а законы описывают то, что происходит.

    Например, примерно в 1800 году Жак Шарль и другие ученые работали с газами, чтобы, среди прочего, улучшить конструкцию воздушного шара. Эти ученые после многих, многих тестов обнаружили, что в наблюдениях за поведением газа существуют определенные закономерности. Если температура газа увеличилась, объем газа увеличился. Это известно как естественный закон. Закон — это отношение, которое существует между переменными в группе данных. Законы описывают закономерности, которые мы наблюдаем в больших объемах данных, но не объясняют, почему эти закономерности существуют.

    Что такое вера?

    Вера — это утверждение, которое не может быть научно доказано. Убеждения могут быть, а могут и не быть неверными; они просто находятся за пределами области науки, которую можно исследовать.

    Законы против теорий

    Распространенное заблуждение состоит в том, что научные теории — это рудиментарные идеи, которые в конечном итоге превратятся в научные законы, когда будет накоплено достаточно данных и доказательств. Теория не превращается в научный закон с накоплением новых или лучших доказательств. Помните, теории — это объяснения и законы — закономерности мы видим в больших объемах данных, которые часто записываются в виде уравнения. Теория всегда останется теорией; закон всегда останется законом.

    Видео \(\PageIndex{1}\): В чем разница между научным законом и теорией?

    Резюме

    • Гипотеза — это предварительное объяснение, которое можно проверить дальнейшим исследованием.
    • Теория – это хорошо обоснованное объяснение наблюдений.
    • Научный закон — это утверждение, которое обобщает взаимосвязь между переменными.
    • Эксперимент — это контролируемый метод проверки гипотезы.

    Взносы и ссылки

    • Мариса Альвиар-Агню (Городской колледж Сакраменто)

    • Генри Эгнью (Калифорнийский университет в Дэвисе)


    1.6: Hypothesis, Theories, and Laws распространяется по лицензии CK-12, автором, ремиксом и/или куратором выступили Мариса Альвиар-Агнью и Генри Агнью.

    ПОД ЛИЦЕНЗИЕЙ

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Лицензия
        СК-12
        Показать страницу TOC
        № на стр.
      2. Теги
        1. автор @ Генри Агнью
        2. автор@Мариса Альвиар-Агнью
        3. гипотеза
        4. закон
        5. источник@https://www.ck12.org/c/chemistry/
        6. теория

      Формулировка гипотез: определение, типы и пример

      Дети, которые проводят больше времени за играми на улице, более склонны к воображению. Как вы думаете, что это утверждение является примером с точки зрения научного исследования? Если бы вы предположили гипотезу, то вы были бы правы. Формулировка гипотез является фундаментальным шагом в психологических исследованиях.

      • Сначала мы обсудим важность гипотез в исследованиях.
      • Затем мы рассмотрим формулирование гипотез в исследованиях, включая этапы формулирования гипотез в методологии исследования.
      • Мы будем приводить примеры гипотез в исследованиях на протяжении всего объяснения.
      • Наконец, мы углубимся в различные типы гипотез в исследованиях.

      Что такое гипотеза?

      Нынешнее сообщество психологов считает, что лучший подход к пониманию поведения — это проведение научных исследований. Чтобы классифицироваться как научное исследование, оно должно быть наблюдаемым, действительным, надежным и соответствовать стандартизированной процедуре.

      Одним из важных этапов научного исследования является формулирование гипотезы до начала процедуры исследования.

      Гипотеза — это прогностическое, проверяемое утверждение, предсказывающее результат и результаты, которые исследователь ожидает получить.

      Гипотеза дает краткое изложение того, какое направление, если таковое имеется, взято для исследования теории.

      В научных исследованиях существует критерий, которому должны удовлетворять гипотезы, чтобы их можно было считать приемлемыми.

      Если гипотеза игнорируется, исследование может быть отклонено сообществом исследователей психологии.

      Важность гипотезы в исследованиях

      Целью включения гипотез в психологическое исследование является:

      • Предоставить резюме исследования, как оно будет исследовано и что ожидается найти.
      • Чтобы дать ответ на исследовательский вопрос.

      При проведении исследований исследователи сначала изучают интересующую их область исследований. Исходя из этого, исследователи должны выявить пробел в литературе.

      Заполнение пробела, по сути, означает обнаружение того, что предыдущая работа еще не была объяснена, исследована в достаточной степени, или просто расширение или дальнейшее исследование теории, если существуют сомнения.

      Затем исследователь формулирует исследовательский вопрос, на который исследователь попытается ответить в своем исследовании.

      Помните, что гипотеза — это предсказание того, что ожидается при проверке исследовательского вопроса.

      Гипотезу можно использовать для последующего анализа данных. Это включает в себя логические тесты, такие как проверка гипотез и определение значимости статистических результатов.

      Рис.1. Гипотеза помогает определить, что изучается в ходе исследования.

      Этапы формулирования гипотезы в методологии исследования

      Исследователи должны выполнить определенные шаги, чтобы сформулировать проверяемые гипотезы при проведении исследования.

      В целом, исследователь должен учитывать направление исследования, т.е. будет ли он искать разницу, вызванную независимыми переменными? Или это будет больше связано с корреляцией между переменными?

      Все исследователи, скорее всего, завершат следующее.

      • Исследование фоновых исследований в интересующей области.
      • Формулирование или исследование теории.
      • Определите, как будет проверяться теория и что исследователь ожидает найти на основе релевантных, ранее опубликованных научных работ.

      Вышеуказанные шаги используются для формулирования проверяемых гипотез.

      Формулирование проверяемых гипотез

      Гипотеза важна в исследованиях, поскольку она указывает, что и как будет исследоваться переменная.

      Гипотеза по существу обобщает, что и как будет исследоваться. Это важно, поскольку гарантирует, что исследователь тщательно спланировал то, как будет проводиться исследование, поскольку исследователи должны следовать установленной процедуре проведения исследования.

      Это называется научным методом.

      Формулирование гипотез в исследованиях

      При формулировании гипотез исследователям следует учитывать следующее: быть записаны как прогностические заявления относительно отношений между IV и DV. Исследователь должен быть в состоянии предсказать, что он ожидает найти по результатам исследования. Исследователь может заявить, что он ожидает увидеть разницу. Иногда исследователи могут теоретизировать, какие изменения ожидаются (двусторонняя альтернативная гипотеза). Он должен быть сформулирован на основе предварительных исследований. Гипотезы не должны основываться на догадках. Вместо этого исследователи должны использовать ранее опубликованные исследования, чтобы предсказать ожидаемый результат исследования. Определите IV. IV — это то, чем манипулирует экспериментатор, чтобы увидеть, влияет ли это на DV. Определите DV. DV — переменная, измеряемая после манипулирования IV или после его изменения в ходе эксперимента. Переменные должны быть введены в действие. Исследователи должны определить, как будет измеряться каждая переменная (IV и DV). Например, память можно измерить с помощью теста производительности, такого как мини-тест психического статуса. Когда гипотеза операционализирована, ее можно проверить. Гипотезы должны быть фальсифицируемыми. Другие исследователи должны иметь возможность повторить исследование с использованием тех же переменных, чтобы увидеть, смогут ли они подтвердить результаты.