это наука, изучающая внутреннее, внешнее строение тела

Дата: 14.09.2018

Анатомия  — это часть науки биологии, занимающаяся изучением структуры организмов и их частей. Также, анатомия — это отрасль естествознания, которая занимается структурной организацией живых существ. Это древняя наука, берущая свое начало в доисторические времена. Анатомия неразрывно связана с эмбриологией , сравнительной анатомией , эволюционной биологией и филогенией. Анатомия человека является одной из основных составляющих медицины.

 Анатомия - это наука, изучающая строение тела

Анатомия — это наука, изучающая строение тела

Анатомия и физиология, которые исследуют (соответственно) структуру и функцию организмов и их частей, составляют естественную пару связанных дисциплин, и их часто изучают вместе.

Анатомия — это наука не только изучающая внешнее строение организма в целом, но и входящую в его состав внутреннюю форму и структуру органов.

Дисциплина анатомия делится на макроскопическую и микроскопическую анатомию . Макроскопическая анатомия или грубая анатомия — это исследование частей тела животного с использованием невооруженного зрения . Валовая анатомия также включает ветвь поверхностной анатомии . Микроскопическая анатомия включает использование оптических инструментов при изучении тканей различных структур, известных как гистология , а также при исследовании клеток .

 

История анатомии характеризуется прогрессирующим пониманием функций органов и структур человеческого тела . Методы также значительно улучшились, продвигаясь от изучения животных путем вскрытия туш и трупов (трупов) до медицинских методов 20-го века , включая рентгеновское , ультразвуковое и магнитно-резонансное изображение .

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела

Анатомия — это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела

Анатомия может быть изучена с использованием как инвазивных, так и не инвазивных методов с целью получения информации о структуре и организации органов и систем. Используемые методы включают в себя рассечение, в котором открывают тело и изучают его органы, и эндоскопия, в которой прибор, оборудованный видеокамерой , вставлен через небольшой разрез в стенке тела и используется для исследования внутренних органов и других структур. Ангиография с использованием рентгеновских лучей или магнитно-резонансной ангиографии — это методы визуализации кровеносных сосудов.

Термин «анатомия» обычно используется для обозначения анатомии человека . Однако по существу одни и те же структуры и ткани встречаются во всем остальном животном мире, и этот термин также включает анатомию других животных. Термин « зоотомия» также иногда используется для обозначения животных. Структура и ткани растений имеют разный характер и изучаются в анатомии растений

Ткани животных

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела

Стилизованная схема вырезов животной клетки (с жгутиками)

Царство Animalia содержит многоклеточные организмы, которые являются гетеротрофными и подвижными (хотя некоторые из них вторично приняли сидячий образ жизни).

Большинство животных имеют тела, дифференцированные в отдельные ткани, и эти животные также известны как эуметазоаны . У них есть внутренняя пищеварительная камера с одним или двумя отверстиями; гаметы образуются в многоклеточных половых органах, а также зиготы включают в себя бластулу, во время их эмбрионального развития . Метазоаны не включают губки, которые имеют не дифференцированные клетки.


В отличие от растительных клеток , клетки животных не имеют ни клеточной стенки, ни хлоропластов . Вакуоли, если они присутствуют, более многочисленны и намного меньше, чем в клетке растения. Ткани тела состоят из многочисленных типов клеток, в том числе расположенных в мышцах, нервах и коже . Каждый из них имеет клеточную мембрану, образованную из фосфолипидов, цитоплазмы и ядра. Все различные клетки животного получены из эмбриональных зародышевых слоев.

Эти более простые беспозвоночные, которые образованы из двух зародышевых слоев эктодермы и энтодермы, называются диплобластическимии более развитые животные, структуры и органы которых образованы из трех зародышевых слоев, называются триплобластическими . Все ткани и органы триплобластического животного происходят из трех зародышевых слоев эмбриона, эктодермы, мезодермы и энтодермы .

Ткани животных можно сгруппировать в четыре основных типа: соединительную , эпителиальную , мышечную и нервную.

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела

Гиалиновый хрящ при высоком увеличении

Соединительная ткань

Соединительные ткани являются волокнистыми и состоят из клеток, разбросанных среди неорганического материала, называемого внеклеточным матриксом. Соединительная ткань придает форму органам и удерживает их на месте. Основными типами являются свободная соединительная ткань, жировая ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящ и кость. Внеклеточный матрикс содержит белки, главным и наиболее распространенным из которых является коллаген. Коллаген играет важную роль в организации и поддержании тканей. Матрица может быть модифицирована, чтобы сформировать скелет для поддержки или защиты тела. 

Эпителий 

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела

Слизистая оболочка желудка при малом увеличении

Эпителиальная ткань состоит из плотно упакованных клеток, связанных друг с другом молекулами клеточной адгезии с небольшим межклеточным пространством. Эпителиальные клетки могут быть плоскоклеточными (плоскими), кубическими или столбчатыми и опираются на базальную пластинке, верхний слой базальной мембраны, нижний слой ретикулярной пластинки, лежащий рядом с соединительной тканью во внеклеточном матриксе, секретируемого эпителиальными клетками.

Существует множество различных типов эпителия, модифицированного в соответствии с конкретной функцией. В дыхательных путях существует тип ресничек — эпителиальная подкладка; в тонком кишечнике есть микроворсинки на эпителиальной подкладке, а в толстой кишке — кишечные ворсинки . Кожа состоит из наружного слоя кератинизированного стратифицированного плоского эпителия, который покрывает внешность тела позвоночного. Кератиноциты составляют до 95% клеток кожи.

Эпителиальные клетки на внешней поверхности тела обычно выделяют внеклеточный матрикс в виде кутикулы . У простых животных это может быть просто слой гликопротеинов. У более продвинутых животных многие железы образованы из эпителиальных клеток.

Мышечная ткань

Поперечное сечение через скелетную мышцу и небольшой нерв при большом увеличении

Мышечные клетки (миоциты) образуют активную сократительную ткань организма. Мышечная ткань функционирует, чтобы вырабатывать силу и вызывать движение, либо локомоцию, либо движение внутри внутренних органов. Мышцы образованы из сократительных волокон и разделены на три основных типа; гладкие мышцы, скелетные мышцы и сердечные.

Гладкие мышцы не имеют никаких страт при обследовании микроскопически. Они медленно сжимаются, но поддерживают сократимость в широком диапазоне растяжения. Они находится в таких организмах, как морские анемоны и стенка морских огурцов.

Скелетные мышцы быстро сокращаются, но имеет ограниченный диапазон расширения. Они находятся в местах движения конечностей и челюстей. Поперечно-полосатая мышца является промежуточной между двумя другими. У них волокна находятся в шахматном порядке, и это тип мышц, обнаруженных у дождевых червей, которые могут медленно расширяться и быстро сокращаться.


У высших животных поперечно-поперечные мышцы встречаются в пучках, прикрепленных к кости, чтобы обеспечить движение и часто расположены в антагонистических пучках. Гладкая мышца находится в стенках матки , мочевого пузыря , кишечника , желудка , пищевода , дыхательных путей и кровеносных сосудов. Сердечная мышца встречается только в сердце , позволяя ей сжиматься и перекачивать кровь по телу.

Нервная ткань

Анатомия - это наука, изучающая строение человека

Нервная ткань состоит из многих нервных клеток, известных как нейроны, которые передают информацию. У некоторых медленно движущихся радиально-симметричных морских животных, таких как гребневики и книдарии (включая морские анемоны и медузы ), нервы образуют нервную сеть , но у большинства животных они организованы продольно в пучки.

У простых животных рецепторные нейроны в стенке тела вызывают локальную реакцию на раздражение. У более сложных животных специализированные рецепторные клетки, такие как хеморецепторы и фоторецепторы, встречаются в группах и отправляют сообщения по нейронным сетям к другим частям организма.

Нейроны могут быть соединены вместе в ганглиях. У высших животных специализированные рецепторы являются основой органов чувств, и есть центральная нервная система (мозг и спинной мозг) и периферическая нервная система.

Последняя состоит из сенсорных нервов, которые передают информацию от органов чувств и двигательных нервов, которые влияют на органы-мишени. Периферическая нервная система разделена на соматическую нервную систему, которая передает ощущение и контролирует произвольные сокращения мышц, и автономную нервную систему которая контролирует гладкие мышцы, определенные железы и внутренние органы, включая желудок.

Анатомия — Медицинская энциклопедия

I

Анатомия (греч. anatomē рассечение, расчленение)

наука о форме и строении органов, систем и организма в целом; часть морфологии. Различают А. животных (из нее выделяют А. человека) и А. растений. Самостоятельным разделом является сравнительная анатомия животных, изучающая закономерности строения и развития органов и их систем путем сопоставления разных систематических групп животных.

Анатомия человека изучает форму, строение, положение и взаимоотношение частей тела и органов с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Форма и строение тела человека познаются как результат длительной эволюции его в Филогенезе и Онтогенезе. Сравнение строения тела человека и животных позволяет объяснить общность анатомических признаков и их различия, определяющие особое положение человека (Микрофлора человека) в природе. Основные методы, применяемые в А., — рассечение (определивший название науки), рентгенологический, функциональный и др.

Анатомия человека (нормальная А.) включает ряд разделов, которые составляют так называемую систематическую А., изучающую и описывающую органы по системам: остеологию (строение скелета), синдесмологию (соединение костей — суставы, связки и др.), миологию (строение мышечной системы), спланхнологию (внутренние органы, входящие в состав пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем), ангиологию (сердце, кровеносные и лимфатические сосуды), неврологию (строение центральной и периферической нервной систем), эстезиологию (органы чувств), эндокринологию (органы внутренней секреции).

Особое, прикладное значение для медицины (прежде всего для хирургии) имеет топографическая анатомия, изучающая строение, форму и взаимоотношение органов по областям тела.

II

Анатомия (anatomia; лат. anatomia от греч. anatomē рассечение, расчленение)

медико-биологическая наука, изучающая форму и строение тела человека и животных, а также составляющих его органов в связи с их функцией и развитием; часть морфологии.

Анатомия возрастная — раздел А., изучающий закономерности возрастных изменений строения и формы организма и его органов.

Анатомия динамическая — раздел А., изучающий движения тела человека и морфологические изменения в организме, которые при этом происходят; результаты используются в спортивной медицине.

Анатомия пластическая — раздел А., посвященный статике и динамике внешних форм тела преимущественно с целью понимания их выразительности; имеет прикладное значение для изобразительного искусства.

Анатомия рентгенологическая (син. рентгеноанатомия) — раздел А., основанный на применении рентгенологических методов исследования.

Анатомия систематическая — А., изучающая и описывающая строение, форму и расположение органов по системам.

Анатомия сравнительная (a. comparativa) — А., изучающая закономерности строения и развития организмов и их органов путем сопоставления у животных различных систематических групп; позволяет выяснить историю развития человеческого организма.

Анатомия топографическая (a. topographica) — А., изучающая строение, форму и взаимоотношение органов по областям тела, причем особое внимание обращается на взаимное пространственное расположение анатомических образований.

Анатомия хирургическая (a. chirurgica) — направление А., изучающее строение тела человека применительно к запросам хирургии, главным образом с целью обоснования оперативных доступов и приемов.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. анатомия — -и, ж. Наука о форме и строении живого организма. Анатомия животных. Анатомия растений. || Строение организма или его органов. Анатомия глаза. [От греч. ’ανατομή — рассечение] Малый академический словарь
  2. анатомия — АНАТОМИЯ, и, ж. Наука о строении организмов. А. животных. А. растений. | прил. анатомический, ая, ое. А. атлас. Толковый словарь Ожегова
  3. анатомия — анато́мия со времени Петра I, анатомикус «анатом»; см. Смирнов 37 и сл. Из лат. anatomia, anatomicus, греч. ἀνατομή : ἀνατέμνω «разрезаю». Этимологический словарь Макса Фасмера
  4. анатомия — АНАТОМИЯ -и; ж. [от греч. anatomē — рассечение]. 1. Наука о форме и строении живого организма и его отдельных органов. Сравнительная а. А. животных, растений. 2. Строение организма или его органов. А. глаза. Отличаться анатомией. Толковый словарь Кузнецова
  5. анатомия — орф. анатомия, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. АНАТОМИЯ — АНАТОМИЯ, отрасль биологической науки, посвященная строению организма. Подразделяется на отрасли на основе разных параметров. Исходя из размеров рассматриваемого объекта различают общую анатомию, которая изучает строение тела невооруженным глазом… Научно-технический словарь
  7. АНАТОМИЯ — АНАТОМИЯ (от греч. anatome — рассечение) — наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных и анатомию растений. Большой энциклопедический словарь
  8. анатомия — Анатомия, анатомии, анатомии, анатомий, анатомии, анатомиям, анатомию, анатомии, анатомией, анатомиею, анатомиями, анатомии, анатомиях Грамматический словарь Зализняка
  9. Анатомия — (греч.), собственно рассечение, — наука о строении органических существ. Как многие другие науки, А. имеет две стороны: практическую и теоретическую. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. анатомия — (от греч. ana tome — рассечение, расчленение), раздел морфологии, изучающий форму и строение отд. органов, систем и организма в целом. Осн. метод, применяемый в А.,— метод рассечения; используют также морфометрию, рентгенографию, разл. методы гистологич. Биологический энциклопедический словарь
  11. анатомия — Анато́ми/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  12. Анатомия — (от греч. anatomē — рассечение, расчленение) наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом; часть морфологии (см. Морфология животных, Морфология растений). Различают А. животных (зоотомию), из которой выделяют… Большая советская энциклопедия
  13. анатомия — Анатомии, мн. нет, ж. [от греч. anatome – разрезание]. Наука о внутреннем строении органических тел. Анатомия человека. Анатомия растений. Описательная анатомия. Большой словарь иностранных слов
  14. анатомия — АНАТ’ОМИЯ, анатомии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. anatome — разрезание). Наука о внутреннем строении органических тел. Анатомия человека. Анатомия растений. Описательная анатомия. Толковый словарь Ушакова
  15. анатомия — АНАТОМИЯ ж. греч. наука о составе и строении орудных тел; биотомия, о строении тела человека; зоотомия — животных; фитотомия — растений; телословие. Она служит основанием физиологии, науке о жизни. Толковый словарь Даля
  16. анатомия — Латинское – anatomia. Греческое – anatomia (рассечение, вскрытие). Слово анатомия появилось в русском языке на рубеже XVII–XVIII вв., а к 20-м гг. XVIII столетия широкое распространение получило прилагательное анатомический (в указе Петра I 1723… Этимологический словарь Семёнова
  17. анатомия — Раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из которой выделяют анатомию человека, и анатомию растений (фитотомию). Биология. Современная энциклопедия
  18. анатомия — анатомия ж. 1. Научная дисциплина, изучающая форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом. || Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины. || разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета. Толковый словарь Ефремовой
  19. анатомия — анатомия , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  20. анатомия — АНАТОМИЯ и, ж. anatomie f. иск. Телосложение. Также надлежит рисовать со скелета .. рисовать и с анатомиии, т. е. такого человеческаго тела, с котораго снята кожа искусством анатомика, дабы знать положение жил. 1793. И.Ф. Урванов Рисован. // Мастера иск. 6 130. Словарь галлицизмов русского языка
  21. анатомия — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка

Науки, изучающие организм человека

Система биологических наук

Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека — основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология — жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология — наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

НаукаЧто изучает
БотаникаНаука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
ЗоологияНаука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
Биохимия, биофизикаНауки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
МикробиологияНаука о микроорганизмах
ГидропалеонтологияНаука об организмах, населяющих водную среду
ПалеонтологияНаука об ископаемых организмах
ВирусологияНаука о вирусах
ЭкологияНаука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
Физиология растенийИзучает функции (жизнедеятельность) растений
Физиология животныхИзучает функции (жизнедеятельность) животных
ГенетикаНаука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
Эмбриология (биология развития)Закономерности индивидуального развития организмов
Дарвинизм (эволюционное учение)Закономерности исторического развития организмов
БиохимияИзучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
БиофизикаИсследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
БиометрияНа основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
Теоретическая и математическая биологияПозволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
Молекулярная биологияИсследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
Цитология, гистологияИзучает клетки и ткани живых организмов
Популяционно-водовая биологияНаука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
БиоценологияИзучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
Общая биологияИзучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
и многие другие.

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

У истоков медицины

В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

ПериодМыслители/учёныеВклад в науку
VI–V векаГераклид (греческий мыслитель)
  • Организмы развиваются по законам природы и, можно использовать эти законы на благо людей;
  • мир непрерывно меняется;
  • «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»
384–322 гг до н.э.Аристотель (греческий мыслитель)
  • любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией;
  • ввел термин «организм»;
  • понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело.
460–377 гг до н.э.Гиппократ (медик античности)
  • изучал влияние на здоровье людей природных факторов;
  • нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
130–200 гг н.э.Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа)
  • подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны;
  • предположил, что человек устроен сходным образом;
  • ему принадлежат многие работы о функциях органов.
1452–1519 ггЛеонардо да Винчи (итальянский художник и учёный)Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека.
1483–1520 ггРафаэль Санти (великий итальянский художник)Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
1587–1657 ггУильям Гарвей (английский учёный)
  • Открыл два круга кровообращения;
  • впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.
Первая половина XVIIРене Декарт (французский философ)Открытие рефлекса.
1829–1905, 1849–1936 ггИ. М. Сеченов, И. П. ПавловРаботы с рефлексом
Начало XIX до наших днейЛуи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный)Работы с рефлексом

Средневековье, ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

В наши дни, когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

Науки, изучающие организм человека

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Человека изучают следующие науки: анатомия, физиология, психология, гигиена.

Анатомия человека – это наука, изучающая форму и строение организма человека и составляющих его органов.

Различают систематическую, топографическую, пластическую, возраст-ную, сравнительную и функциональную анатомию. Систематическая анатомия изучает строение тела человека по системам (нервная, пищева-рительная и т.д.). Топографическая анатомия изучает строение тела человека по областям с учётом положения органов. Пластическая анатомия рассмат-ривает внешние формы и пропорции тела, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; рассматри-вает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела, поэтому её называют ещё хирургической анатомией. Возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма в зависимости от возраста. Сравнительная анатомия изучает структурные преобразования сходных органов у человека и животных. Функциональная анатомия изучает структуры отдельных частей организма с учётом выполняемых ими функций.

Есть ещё патологическая анатомия, которая изучает повреждённые той или иной болезнью органы и ткани.

Методы анатомии человека можно разделить на 2 группы:

1) Методы изучения строения организма человека на трупном материале – рассечение, вымачивание, распиливание замороженных трупов, коррозия (разъедание), наливка, макро — микроскопический метод.

2) Методы изучения строения организма человека на живых людях – рентген, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрический метод, визуаль-ный осмотр.

Физиология человека – это наука, изучающая функции организма чело-века и составляющих его органов.

Различают общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов (например, метаболизм). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей и органов, закономерности объединения их в системы. Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта…).

Есть ещё патологическая физиология, которая изучает функции больного организма, механизмы выздоровления и реабилитации.

Методы физиологии человека: наблюдения за здоровыми и больными людьми, эксперименты на животных, анализы, экстирпация (удаление) органа или его части, фистульный метод, катетеризация, денервация, инстру-ментальные методы (ЭКГ, ЭЭГ и др.), метод перфузии, функциональные пробы.

Психология – это наука об общих закономерностях психических процес-сов, индивидуально-личностных свойствах и поведении человека.

Различают фундаментальную, прикладную и практическую психологию. Фундаментальная психология выявляет факты, механизмы и законы психи-ческой деятельности. Прикладная психология изучает психические явления в естественных условиях. Практическая психология занимается применением психологических знаний на практике. Существуют следующие её отрасли: педагогическая, возрастная, социальная, медицинская психология и др.

Методы психологии: наблюдения, самонаблюдение, анкетирование, измерения, тестирование, эксперимент, моделирование, метод исследования продуктов деятельности, биографический метод.

Гигиена – это наука, изучающая влияние природных условий, труда и быта на организм человека с целью охраны здоровья населения.

Различают школьную, производственную, коммунальную, радиационную, военную гигиену, а также гигиену питания – применительно к изучаемым объектам: школам, промышленным предприятиям, жилищам, источникам ионизирующего излучения, военной технике, предприятиям общественного питания.

Методы гигиены: физиологические наблюдения, клинические наблюде-ния, измерения, эксперимент, лабораторные пробы, моделирование, статис-тика. На основе гигиенических методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности.

Становление наук о человеке

Зарубежные учёные

Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – древнегреческий врач, «отец медицины». Описал строение позвонков, рёбер, соединения костей черепа (швы), внутренние органы, глаз, мышцы, крупные сосуды. Изучал влияние на здоровье людей природных факторов.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный. Считал главным органом в организме сердце, назвал самый крупный крове-носный сосуд аортой. Ввёл термин «организм».

Клавдий Гален (130 – 200) – римский врач. Вскрывал трупы обезьян. Описал 7 из 12 пар черепных нервов, кровеносные сосуды печени и почек, считал головной мозг центром чувствительности тела. Считал, что человек устроен так же, как и обезьяна.

Авиценна (980 – 1037) – персидский врач и философ. Написал «Канон врачебной науки», в котором систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Ему принадлежит первое описание мышц глаза.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский учёный и художник эпохи Возрождения. Сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Положил начало пластичес-кой хирургии.

Андреас Везалий (1514 – 1564) – бельгийский учёный, профессор Падунс-кого университета. Написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (1543), в котором систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Установил, что правый и левый желудочки сердца не сообщаются между собой.

Уильям Гарвей (1587 – 1657) – английский учёный. Открыл круги крово-обращения. Отметил наличие мелких сосудов – капилляров. Является основа-телем физиологии. Впервые применил экспериментальный метод.

Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ. Открыл рефлекс. Объяснил рефлекторным механизмом не только сокращения скелетной мус-кулатуры, но и многие вегетативные акты.

Русские учёные

И.В. Буяльский (1789 – 1866) – автор анатомического атласа «Таблицы хирургической анатомии». Предложил метод бальзамирования трупов.

Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – основатель топографической анатомии. Разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Особенно тщательно изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Замечательный хирург. Первый применил гипсо-вую повязку и эфирный наркоз во время войны на Кавказе и в Крымской кампании.

И.М. Сеченов (1829 – 1905) – «отец русской физиологии». Развил научные представления о физиологии нервной системы, дыхания, утомления. Исследовал сознание, открыл процессы торможения в центральной нервной системе. В работе «Рефлексы головного мозга» (1866) изложил свои взгляды на природу произвольных движений и психических явлений.

Я.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) – основал функциональную анатомию. Один из первых применил метод рентгенографии, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа. Его положения о возможности изменения структуры организма путём воздействия физических упражнений на его функции вошли в основу теории и практики физвоспитания.

И.И. Мечников (1845 – 1916) – открыл явление фагоцитоза, разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем – фагоцитарную теорию иммунитета, за которую в 1908 г. получил совместно с П. Эрлихом Нобелевскую премию.

И.П. Павлов (1849 – 1936) – создал учение о высшей нервной деятель-ности человека и животных. Изучал физиологию пищеварения. Разработал и применил на практике ряд специальных хирургических методик, благодаря чему создал новую физиологию пищеварения. За эту работу в 1904 г. полу-чил Нобелевскую премию.

А.А. Ухтомский (1875 – 1942) – крупнейший физиолог. Исследовал процессы возбуждения и торможения в головном и спинном мозге. Открыл закон доминанты в деятельности нервной системы. Организовал лаборато-рию физиологии труда, где изучал утомление и рабочие движения.

Анатомия, физиология и гигиена — науки, изучающие строение, функции организма человека и условиях сохранения его здоровья

Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, являющиеся разделами биологии и изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья; гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Анатомия

Анатомия изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями; физиология исследует жизненные функции организма и его отдельных частей. И строение, и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга. Знание анатомического строения, согласованной функции органов и систем позволяет обосновать гигиенические условия труда и отдыха, меры профилактики заболеваний для сохранения здоровья, трудоспособности и долголетия человека. Поэтому гигиена изучается в тесной связи с анатомией и физиологией.

Анатомия человека включает следующие частные дисциплины:

  • нормальную анатомию, изучающую строение здорового человека и его органы;
  • патологическую анатомию — морфологию больного человека;
  • топографическую анатомию — науку о местонахождении любого органа в человеческом теле;
  • динамическую анатомию, изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.

Анатомия исследует становление человека в его историческом развитии в процессе эволюции животных, используя сравнительно-анатомический метод. К анатомии примыкают гистология — наука о тканях, и эмбриология, которая изучает процессы образования половых клеток, оплодотворение, зародышевое развитие организмов.

Современная анатомия широко использует эксперимент и располагает новейшими методами исследования, включая современную оптику, рентгеновское излучение, применяет методы радиотелеметрии, пластические материалы, сплавы, консерванты и опирается на законы физики, химии, кибернетики, цитологии и др.

Физиология

Физиология — наука, изучающая функции целостного организма, т.е. процессы жизнедеятельности организма и составляющих его органов и отдельных частей.

Физиологию можно разделить на три отдела:

  • общую,
  • сравнительную,
  • специальную

Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология изучает специфические особенности функционирования целостного организма, а также тканей и клеток организмов, относящихся к разным видам. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией. Кроме того, существуют специальные разделы физиологии, изучающие физиологию различных видов животных (например, сельскохозяйственных, хищных и т. д.) или физиологию отдельных органов (сердца, почек, печени и т. д.), тканей, клеток.

Для изучения функций организма применяют различные методы. К ним относятся кратковременное или длительное наблюдение за работой органов при повышении функциональной нагрузки, действии на них раздражителей или при перерезке нервов, введении лекарственных веществ и т. п. Широко используются также инструментальные методы изучения, которые исключают какое-либо повреждение тканей и органов животных. С помощью различных приборов можно получить сведения об электрических процессах, происходящих в организме, о состоянии нервной системы, сердца и других органов. Современные методы позволяют регистрировать электрическую активность любого органа. С помощью оптических методов изучают внутреннюю поверхность стенки желудка, кишечника, бронхов, матки и т. д. Исследование тела с помощью рентгеновских лучей дает возможность изучать функционирование пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем у здорового и больного человека.

Все большее значение приобретают радиотелеметрические способы передачи информации о физиологических процессах. Например, радиотелеметрию применяют для изучения состояния человека во время космических полетов. Для оценки функциональной активности органов человека широко используют биохимические исследования тканей, жидкостей организма — крови, спинно-мозговой жидкости, мочи и т. д. Таким образом, только с помощью всестороннего исследования организма можно глубоко понять принципы функционирования его на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях.

Гигиена

Гигиена рассматривает влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия по созданию благоприятных условий быта, труда и отдыха, обеспечивающих сохранение здоровья.

В современных условиях, по мере внедрения в промышленность и быт достижений научно-технического прогресса, возрастают неблагоприятные изменения физико-химических свойств окружающей среды. Отходы промышленных предприятий часто содержат химические вещества, оказывающие вредное влияние на организм человека. В мусоре, бытовых отходах имеются загнивающие органические вещества, которые содержат огромное количество микробов, в том числе и болезнетворных. Ухудшение гигиенических условий жизни отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни людей.

Задача гигиенистов заключается в улучшении санитарного состояния городов и населенных пунктов. Важна также правильная планировка жилых и промышленных районов, чтобы исключить по возможности вредное воздействие на организм производственного шума, вибрации, пыли, электромагнитного поля. Мощным оздоровительным фактором являются зеленые насаждения. Они снижают интенсивность уличного шума, задерживают пыль, создают оптимальный микроклимат.

Анатомия, физиология и гигиена тесно взаимосвязаны и составляют основу медицины, так как их знание способствует предупреждению и лечению болезней человека.

Современные успехи медицины поразительны: осуществляются операции на мозге, сердце, пересадка тканей и отторгнутых частей тела, переливание крови, пластические операции; синтезированы и успешно применяются гормоны, витамины, лечатся и предупреждаются с помощью лекарственных препаратов многие болезни, используются аппараты искусственного дыхания и кровообращения, искусственная «почка».

Знание строения человеческого тела и его функций пзволяет создавать рациональные системы физических и спортивных упражнений, способствующих формированию гармонически развитой личности.

Что такое анатомия и физиология?

Физиология — это исследование функций частей тела и тела в целом. Ниже приведены некоторые специализации в каждой из этих наук:

Характерной чертой всех живых систем является гомеостаз , или поддержание стабильных внутренних условий в определенных пределах. Во многих случаях стабильные условия поддерживаются отрицательной обратной связью.

В отрицательной обратной связи чувствительный механизм (рецептор) обнаруживает изменение условий за пределами определенных пределов.Центр управления или интегратор (часто мозг) оценивает изменение и активирует второй механизм (эффектор ) для исправления состояния; например, клетки, которые либо удаляют, либо добавляют глюкозу в кровь, пытаясь поддержать гомеостаз, являются эффекторами. Состояние постоянно контролируется рецепторами и оценивается центром управления. Когда центр управления определяет, что условия вернулись к норме, корректирующие действия прекращаются. Таким образом, в отрицательной обратной связи вариантное условие отменяется или аннулируется, так что условия возвращаются в нормальное состояние.

Регулирование концентрации глюкозы в крови показывает, как гомеостаз поддерживается с помощью отрицательной обратной связи. После еды абсорбция глюкозы (сахара) из пищеварительного тракта увеличивает количество глюкозы в крови. В ответ специализированные клетки поджелудочной железы (альфа-клетки) выделяют гормон инсулин, который циркулирует в крови и стимулирует клетки печени и мышц к поглощению глюкозы. Как только уровень глюкозы в крови возвращается к норме, секреция инсулина прекращается.Позже, возможно, после тяжелых упражнений, уровень глюкозы в крови может упасть, потому что мышечные клетки поглощают глюкозу из крови и используют ее в качестве источника энергии для сокращения мышц. В ответ на падение уровня глюкозы в крови другая группа специализированных клеток поджелудочной железы (бета-клетки) секретирует второй гормон, глюкагон. Глюкагон стимулирует печень высвобождать накопленную глюкозу в кровь. Когда уровень глюкозы в крови возвращается к норме, секреция глюкагона прекращается.

Сравните это с положительной обратной связью, , в котором действие усиливает состояние, так что оно выходит за пределы нормы.Такая положительная обратная связь встречается нечасто, но действительно происходит во время свертывания крови, родов (схватки), лактации (когда выработка молока увеличивается в ответ на увеличение количества грудных детей) и сексуального оргазма.

Анатомическая терминология
,

анатомия | Определение, история и биология

Анатомия , область биологических наук, связанная с идентификацией и описанием структур тела живых существ. Грубая анатомия включает изучение основных структур тела путем вскрытия и наблюдения и в самом узком смысле имеет дело только с человеческим телом. «Грубая анатомия» обычно относится к изучению тех структур тела, которые достаточно велики, чтобы их можно было исследовать без помощи увеличительных устройств, в то время как микроскопическая анатомия занимается изучением структурных единиц, достаточно малых, чтобы их можно было увидеть только в световой микроскоп.Рассечение является основой всех анатомических исследований. Самое раннее упоминание о его использовании было сделано греками, и Теофраст называл рассечение «анатомией», от ana temnein , что означает «рассекать».

Британская викторина

Человеческие органы

Какой процент энергии нашего тела используется для работы мозга?

Сравнительная анатомия, другое важное подразделение в этой области, сравнивает сходные структуры тела у разных видов животных, чтобы понять адаптивные изменения, которым они подверглись в ходе эволюции.

Макроанатомия

Эта древняя дисциплина достигла своего апогея между 1500 и 1850 годами, когда ее предмет был окончательно определен. Ни одна из старейших цивилизаций мира не препарировала человеческое тело, к которому большинство людей относилось с суеверным трепетом и ассоциировалось с духом ушедшей души. Вера в жизнь после смерти и тревожная неуверенность относительно возможности телесного воскрешения еще больше препятствовали систематическому изучению. Тем не менее, знание тела было приобретено путем лечения ран, помощи при родах и исправления сломанных конечностей.Тем не менее, эта область оставалась скорее умозрительной, чем описательной, до достижений александрийской медицинской школы и ее выдающегося деятеля, Герофила (расцвета 300 г. до н. Э.), Который препарировал человеческие трупы и таким образом впервые дал анатомии значительную фактическую основу. Герофил сделал много важных открытий, за ним последовал его младший современник Эрасистрат, которого иногда считают основоположником физиологии. Во II веке нашей эры греческий врач Гален собрал и систематизировал все открытия греческих анатомов, включая их собственные концепции физиологии и свои открытия в экспериментальной медицине.Многие книги, написанные Галеном, стали бесспорным авторитетом в области анатомии и медицины в Европе, потому что они были единственными древнегреческими анатомическими текстами, которые пережили темные века в виде арабских (а затем и латинских) переводов.

Поверхностные артерии и вены лица и волосистой части головы. Encyclopdia Britannica, Inc.

Из-за церковного запрета на вскрытие, европейская медицина в средние века полагалась на смесь фактов и фантазий Галена, а не на прямое наблюдение для своих анатомических знаний, хотя некоторые вскрытия были разрешены в учебных целях.В начале 16 века художник Леонардо да Винчи провел собственное вскрытие, и его прекрасные и точные анатомические рисунки открыли путь фламандскому врачу Андреасу Везалию для «восстановления» науки анатомии с его монументальным произведением De humani corporis fabrica libri septem (1543; «Семь книг о строении человеческого тела»), который был первым всеобъемлющим и иллюстрированным учебником анатомии. Как профессор Падуанского университета, Везалий поощрял молодых ученых принимать традиционную анатомию только после того, как проверил ее самостоятельно, и это более критическое и сомнительное отношение сломало авторитет Галена и поставило анатомию на прочное основание из наблюдаемых фактов и демонстраций.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

От точных описаний Везалием скелета, мускулов, кровеносных сосудов, нервной системы и пищеварительного тракта его последователи в Падуе перешли к исследованиям пищеварительных желез, мочевыделительной и репродуктивной систем. Иероним Фабрициус, Габриэлло Фаллопиус и Бартоломео Евстахио были одними из самых важных итальянских анатомов, и их подробные исследования привели к фундаментальному прогрессу в смежной области физиологии.Открытие Уильямом Харви кровообращения, например, было частично основано на подробных описаниях венозных клапанов Фабрициусом.

Новое применение увеличительных стекол и составных микроскопов в биологических исследованиях во второй половине 17 века стало важнейшим фактором последующего развития анатомических исследований. Примитивные ранние микроскопы позволили Марчелло Мальпиги открыть систему крошечных капилляров, соединяющих артериальную и венозную сети, Роберту Гку — сначала изучить небольшие компартменты в растениях, которые он назвал «клетками», а Антони ван Левенгук — наблюдать мышечные волокна и сперматозоиды.С тех пор внимание постепенно сместилось с идентификации и понимания структур тела, видимых невооруженным глазом, на структуры микроскопических размеров.

Использование микроскопа для обнаружения мельчайших, ранее неизвестных особенностей проводилось на более систематической основе в 18 веке, но прогресс, как правило, был медленным до технических усовершенствований самого составного микроскопа, начиная с 1830-х годов с постепенным развитием ахроматических технологий. линзы, значительно увеличили разрешающую способность этого инструмента.Эти технические достижения позволили Маттиасу Якобу Шлейдену и Теодору Шванну в 1838–1839 годах признать, что клетка является фундаментальной единицей организации всего живого. Потребность в более тонких и прозрачных образцах тканей для изучения под световым микроскопом стимулировала разработку усовершенствованных методов препарирования, в частности машин, называемых микротомами, которые могут разрезать образцы на очень тонкие срезы. Чтобы лучше различить детали на этих срезах, были использованы синтетические красители для окрашивания тканей в разные цвета.К концу 19 века тонкие срезы и окрашивание стали стандартными инструментами для микроскопических анатомов. Область цитологии, которая изучает клетки, и область гистологии, которая изучает организацию тканей, начиная с клеточного уровня, возникла в XIX веке, взяв за основу данные и методы микроскопической анатомии.

В 20 веке анатомы стремились исследовать все более мелкие и более мелкие единицы структуры, поскольку новые технологии позволяли им различать детали, выходящие далеко за пределы разрешения световых микроскопов.Эти успехи стали возможны благодаря электронному микроскопу, который стимулировал огромное количество исследований субклеточных структур, начиная с 1950-х годов и стал основным инструментом анатомических исследований. Примерно в то же время использование дифракции рентгеновских лучей для изучения структур многих типов молекул, присутствующих в живых существах, дало начало новой специальности молекулярной анатомии.

Научные названия частей и структур человеческого тела обычно на латыни; например, название musculus biceps brachii обозначает двуглавую мышцу плеча.Некоторые такие имена были переданы Европе по наследству древнегреческими и римскими писателями, а многие другие были придуманы европейскими анатомами с 16 века. Расширение медицинских знаний означало открытие многих телесных структур и тканей, но не было единообразия номенклатуры, и были добавлены тысячи новых имен, поскольку медицинские писатели следовали своим собственным фантазиям, обычно выражая их в латинской форме.

К концу XIX века путаница, вызванная огромным количеством имен, стала невыносимой.В медицинских словарях иногда перечислялось до 20 синонимов для одного имени, и по всей Европе использовалось более 50 000 имен. В 1887 году Немецкое анатомическое общество взяло на себя задачу стандартизации номенклатуры, и с помощью других национальных анатомических обществ в 1895 году был утвержден полный список анатомических терминов и названий, в результате чего 50 000 имен сократились до 5 528. Этот список, Basle Nomina Anatomica , впоследствии должен был быть расширен, и в 1955 году Шестой Международный анатомический конгресс в Париже одобрил его крупную переработку, известную как Paris Nomina Anatomica (или просто Nomina Anatomica ).В 1998 году эта работа была заменена Terminologia Anatomica , в которой признается около 7500 терминов, описывающих макроскопические структуры анатомии человека, и которая считается международным стандартом по анатомической номенклатуре человека. Terminologia Anatomica , выпущенный Международной федерацией ассоциаций анатомов и Федеральным комитетом по анатомической терминологии (позже известный как Федеративная международная программа по анатомической терминологии), был доступен в Интернете в 2011 году.

Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Кара Роджерс, старшим редактором.

Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:

  • морфология: анатомия

    Самый известный аспект морфологии, обычно называемый анатомией, — это изучение общей структуры или формы органов и организмов.Однако не следует делать вывод, что даже человеческое тело, которое было тщательно изучено, было настолько полно исследовано, что ничего…

  • Детские болезни и расстройства: анатомические различия

    Тело ребенка не только меньше, чем у взрослого, но и другие пропорции; например, рост новорожденного в сидячем положении составляет около 70 процентов от общей длины тела.При быстром росте конечностей высота сидя уменьшается…

  • зоология: анатомия или морфология

    Описания внешней формы и внутренней организации — одни из самых ранних имеющихся записей о систематическом изучении животных.Аристотель был неутомимым собирателем и исследователем животных. Он обнаружил разную степень структурной сложности, которую описал в отношении способов…

,

BBC Science | Человеческое тело и разум

Что такое психология?

  • Психология: наука о разуме
  • Как психологи изучают разум?
  • Человеческое поведение: исходные данные психологии
  • Психология и другие дисциплины
  • Отрасли психологии

Психология: наука о разуме

Психология — это наука о разуме. Человеческий разум — самая сложная машина на Земле. Это источник всех мыслей и поведения.

Как психологи изучают разум?

Но как мы можем изучать такую ​​сложную и загадочную вещь, как разум? Даже если бы мы вскрыли череп добровольного добровольца и заглянули внутрь, мы бы увидели только тусклое серое вещество мозга. Мы не можем видеть, как кто-то думает. Мы также не можем наблюдать за их эмоциями, воспоминаниями, восприятием и сновидениями. Так как же психологи изучают ум?

На самом деле психологи применяют тот же подход, что и ученые в других областях.Физики-ядерщики, интересующиеся строением атомов, не могут наблюдать протоны, электроны и нейтроны напрямую. Вместо этого они предсказывают, как эти элементы должны себя вести, и проводят эксперименты, чтобы подтвердить или опровергнуть свои ожидания.

Человеческое поведение: необработанные данные психологии

Точно так же психологи используют человеческое поведение как ключ к разгадке работы разума. Хотя мы не можем наблюдать ум напрямую, все, что мы делаем, думаем, чувствуем и говорим, определяется функционированием ума.Поэтому психологи принимают человеческое поведение как необработанные данные для проверки своих теорий о том, как работает разум.

С тех пор, как немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832–1920) открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге в 1879 году, мы многое узнали о взаимосвязи между мозгом, разумом и поведением.

Психология и другие дисциплины

Психология находится на пересечении многих других дисциплин, включая биологию, медицину, лингвистику, философию, антропологию, социологию и искусственный интеллект (ИИ).

Например, нейропсихология связана с биологией, поскольку цель состоит в том, чтобы составить карту различных областей мозга и объяснить, как каждая из них поддерживает различные функции мозга, такие как память или язык. Другие отрасли психологии более тесно связаны с медициной. Психологи здоровья помогают людям справляться с болезнями и болью. Точно так же клинические психологи помогают облегчить страдания, вызванные психическими расстройствами.

Разделы психологии

Любая попытка объяснить, почему люди думают и ведут себя именно так, неизбежно будет связана с той или иной отраслью психологии.Различные дисциплины психологии чрезвычайно разнообразны. В их число входят:

  • Клиническая психология
  • Когнитивная психология: память
  • Когнитивная психология: интеллект
  • Психология развития
  • Эволюционная психология
  • Судебная психология
  • Психология здоровья
  • Социальная психология
  • Социальная психология
  • Вы можете узнать больше об этих дисциплинах, выбрав из списка ссылок в правой части страницы.

    Что объединяет все эти разные подходы к психологии, так это желание объяснить поведение людей на основе работы их разума. И в каждой области психологи применяют научную методологию. Они формулируют теории, проверяют гипотезы посредством наблюдений и экспериментов и анализируют результаты с помощью статистических методов, которые помогают им определять важные результаты.


    .

    Гистология: Руководство для медицинских исследований

    lecturio_logo lecturio_logo

    Гистология

    ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ НАЧИНАЙ СЕЙЧАС ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ НАЧИНАЙ СЕЙЧАС search_icon КАТЕГОРИИ mobile_menu_item
    • Медицинская онлайн-библиотека Lecturio
    • Учебная программа
    • Pre-Med
      • Биология
      • Химия
      • Физика
      • Статистика
    • Доклиническая учебная программа
      • Анатомия
      • Бихевиоризм
      • Биохимия
      • Биомедицинские науки
      • Эмбриология
      • Эпидемиология и биостатистика
      • Гистология
      • Иммунология
      • Микробиология
      • Патология
      • Фармакология
      • Физиология
    • Клиническая программа
      • Анестезиология
      • Кардиология
      • Дерматология
      • Скорая помощь
      • Эндокринология
      • Семейная медицина
      • Гастроэнтерология
      • Гинекология
      • Гематология
      • Гепатология
      • Инфекционные болезни
      • Медицинская генетика
      • Неврология
      • Офтальмология
      • Отоларингология (ЛОР)
      • Онкология
      • Ортопедия
      • Психиатрия
      • Педиатрия
      • Радиология
      • Ревматология
      • Болезни репродуктивной системы
      • Респираторная медицина
      • Хирургия
      • Нефрология / урология
      • Сосудистая медицина
    • Учить и преподавать медицину
    • Медицинская онлайн-библиотека Lecturio
    • Учебная программа
    • Pre-Med
      • Биология
      • Химия
      • Физика
      • Статистика
    • Доклиническая учебная программа
      • Анатомия
      • Бихевиоризм
      • Биохимия
      • Биомедицинские науки
      • Эмбриология
      • Эпидемиология и биостатистика
      • Гистология
      • Иммунология
      • Микробиология
      • Патология
      • Фармакология
      • Физиология
    • Клиническая программа
      • Анестезиология
      • Кардиология
      • Дерматология
      • Скорая помощь
      • Эндокринология
      • Семейная медицина
      • Гастроэнтерология
      • Гинекология
      • Гематология
      • Гепатология
      • Инфекционные болезни
      • Медицинская генетика
      • Неврология
      • Офтальмология
      • Отоларингология (ЛОР)
      • Онкология
      • Ортопедия
      • Психиатрия
      • Педиатрия
      • Радиология
      • Ревматология
      • Болезни репродуктивной системы
      • Респираторная медицина
      • Хирургия
      • Нефрология / урология
      • Сосудистая система Me
    .