Ст. 130 ГК РФ с Комментариями 2022-2023 года (новая редакция с последними изменениями)

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

1. В комментируемой статье осуществляется деление вещей на недвижимое и движимое имущество, предлагается характеристика недвижимости (см. далее). При этом в отношении движимости установлено правило: «То, что не является недвижимым, относится к движимому имуществу».

2. В п. 1 предлагается понятие недвижимости. При этом выделяются следующие признаки.

Во-первых, недвижимость (недвижимое имущество) — это вещь, т.е. предмет материального мира, который предназначен удовлетворять определенные потребности и может быть в обладании человека . Иные виды имущества, включая имущественные права, недвижимыми быть не могут ни по своей природе, ни в силу указания закона .

———————————
См.: Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 180 — 181 (автор главы — О.А. Красавчиков).

См.: Козырь О.М. Недвижимость в новом Гражданском кодексе Российской Федерации // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 275.

Во-вторых, недвижимостью являются земельные участки и все, что прочно связано с землей.

В-третьих, перемещение объекта недвижимости без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (возможно исключение, установленное федеральным законом). При этом обозначен критерий, использование которого позволяет установить, насколько прочно объект связан с землей.

Здесь же дается примерный перечень отдельных видов недвижимости: земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, иное имущество, отвечающее названным признакам (вещь, прочно связанная с землей, т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно).

Приведенный перечень недвижимого имущества включен в Гражданский кодекс не только для иллюстрации положений о признаках недвижимости. Данный перечень имеет и самостоятельное значение. Рассмотрение признаков недвижимых вещей в сопоставлении с этим перечнем позволяет понять не только текст, но и подтекст закона, не только его букву, но и дух. Наличием указанного перечня как бы задается планка, разграничивающая движимые и недвижимые вещи. Так, понятно, что нельзя располагать в одном логическом ряду земельный участок или здание и садовую скамейку, даже если она весьма прочно связана с землей и перемещение ее невозможно без несоразмерного ущерба ее назначению. Садовая скамейка, несмотря на наличие этих обстоятельств, недвижимостью, как правило, не признается.

3. Таким образом, понятие недвижимости достаточно элементарно, обстоятельно разработано наукой гражданского права, в основных своих чертах легко усваивается как юристами, так и людьми, не искушенными в юриспруденции. Однако это отнюдь не означает отсутствия затруднений при решении вопроса о признании недвижимостью конкретного объекта: то, что выглядит едва ли не безупречно с теоретической точки зрения, нередко вызывает практические сложности, тем более когда используются оценочные категории. (Применительно к понятию недвижимости к их числу относятся: «прочная связь с землей», «несоразмерный ущерб». )

Г.Ф. Шершеневич отмечал: «Само собой разумеется, что вопрос о прочности и связи строения с землею не может быть решен принципиально с полной точностью. Решение его зависит от обстановки каждого случая в отдельности» . Ясно, что решение будет приниматься не только на основе объективных критериев, сформулированных в комментируемой статье 130 ГК РФ, но и под влиянием субъективных факторов. К числу последних относятся и уровень юридических знаний лица, принимающего решение, и способность трансформировать общие представления о недвижимости применительно к конкретной ситуации с учетом специфики того или иного предмета, и т.д. Немаловажное значение имеют теоретические разработки проблем классификации имущества на движимое и недвижимое, а также государственной регистрации недвижимости.

———————————
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М.: Спарк, 1995. С. 96.

В юридической литературе высказывается мнение, в соответствии с которым недвижимое имущество в ст. 130 ГК РФ — это понятие юридическое, а не фактическое. В качестве обоснования этой позиции указывается, что недвижимостью может признаваться «лишь имущество, на которое может быть установлено право собственности и иные права. А для возникновения таких прав необходима соответствующая государственная регистрация» .

———————————
Козырь О.М. Указ. соч. С. 276.

Вряд ли такой подход можно признать правильным. Деление вещей на движимые и недвижимые обусловлено объективно существующими различиями между этими двумя видами вещей (природой этих вещей). Неподвижность недвижимого имущества противопоставляется мобильности движимого, и такое различие имеет, несомненно, правовые последствия .

———————————
См.: Саватье Р. Теория обязательств. М., 1972. С. 57.

Думается, юридической науке следует пересмотреть чрезвычайно широко распространенную концепцию, в соответствии с которой отрицается факт существования в качестве недвижимости самовольно построенного жилого дома, реально существующих зданий, сооружений и т. п. до момента государственной регистрации этих объектов . То обстоятельство, что на такие вещи не возникает право собственности, не должно влечь вывода о том, что они не считаются недвижимостью, являются движимым имуществом и т.п.

———————————
См., например: Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Спарк, 1995. С. 283 — 284; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный). М.: Юрид. фирма «Контракт»; Инфра-М, 1997. С. 439 — 440, 445.

Противоположный подход порождает ряд вопросов. В частности, если самовольная постройка не является недвижимостью, то что же подлежит сносу? Когда в п. 3 ст. 222 ГК РФ речь идет о возможности признания права собственности на самовольную постройку, то разве имеется в виду движимое имущество? Конечно, речь идет о признании права собственности на жилой дом, другое здание, сооружение, т.е. на недвижимость. Но коль скоро решается вопрос о признании права собственности, следовательно, вещь существует именно как недвижимость.

В п. 1 ст. 222 ГК РФ прямо указывается, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности. Последнее указание, включенное в п. 2 ст. 222 ГК РФ, конечно, не перечеркивает приведенного понятия самовольной постройки как имущества недвижимого. В противном случае вопреки законам логики повиснут в воздухе все правила, содержащиеся в п. п. 2, 3 ст. 222 ГК РФ.

Наконец, и это главное, в комментируемой статье при определении недвижимости не упоминается такого ее признака, как наличие государственной регистрации. Для признания вещи недвижимой требуется прочная связь с землей, невозможность ее перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению. И не более того.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение (см. ст. 131 и комментарий к ней). Очевидно, что можно регистрировать права на уже существующий объект. Если, допустим, жилой дом реально не существует, то невозможно и возникновение права собственности на него.

В ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывается, что право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Таким образом, нет оснований полагать, что недвижимое имущество становится таковым лишь после государственной регистрации. Оно объективно существует и до этого акта (иначе регистрация невозможна), но права на недвижимость возникают после его совершения. Не регистрация превращает имущество в недвижимое, но «стабильность положения недвижимого имущества дает возможность регистрировать его» .

———————————
Саватье Р. Указ. соч. С. 58.

4. В ст. 1 Закона о регистрации недвижимости дается более широкий перечень объектов недвижимости по сравнению с перечнем, содержащимся в п. 1 комментируемой статьи 130 ГК РФ. Наряду с объектами в этом Законе указаны жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

5. Земельный участок представляет собой часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК)).

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129 ГК). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 статье 3 ЗК России).

Индивидуализация земельного участка как объекта права происходит в результате государственного кадастрового учета земельных участков.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 70 ЗК РФ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

6. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом о недрах. Некоторые из названных отношений регулируются и иными федеральными законами и правовыми актами (например, Федеральными законами от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» , от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» , Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых и др.). Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

Утверждена Постановлением Министра природных ресурсов РФ от 7 февраля 1998 г. N 56 начальником Госгортехнадзора России от 31 декабря 1997 г. N 58 // Бюллетень нормативных актов. 1998. N 7.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Используемые участки недр представляют собой геометризованные блоки недр (ст. 2 Закона о недрах).

Недра предоставляются в пользование для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений и т.д. (ст. 6 Закона о недрах).

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Так, для геологического изучения участки недр могут предоставляться на срок до пяти лет, для добычи подземных вод — на срок до 25 лет и т. д. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

7. В отношении таких упоминаемых в комментируемой статье 130 Гражданского кодекса России объектов недвижимости, как здания и сооружения, наиболее обоснованной представляется позиция В.В. Витрянского, который считает, что «попытки дать юридические дефиниции понятий «здание» и «сооружение» вряд ли целесообразны, поскольку указанные понятия не относятся к числу правовых категорий» и что «с юридической точки зрения существующие (в обыденном смысле) различия между понятиями «здание» и «сооружение» не имеют никакого правового значения…» .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. С. 522.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).

Там же. С. 523. Следует иметь в виду, что данные высказывания сделаны исходя из «чисто» цивилистических позиций, причем при характеристике договоров аренды.

В.В. Витрянский полагает, что «под зданием (сооружением) следует понимать любой искусственно возведенный на земельном участке или под ним (под землей) самостоятельный объект, который фундаментально связан с земельным участком, используется (или может быть использован) по целевому назначению и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно» .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).

Там же. Здесь же см. анализ существенных признаков, образующих данное определение и значение каждого из них. Обстоятельную характеристику данных объектов см.: Кузьмина И.Д. Правовой режим зданий и сооружений как объектов недвижимости. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002.

8. Жилым признается помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначенное для проживания граждан.

В соответствии с ЖК РФ жилым помещением является изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15)). Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ (ч. ч. 3, 4 ст. 15).

Соответствующие правила содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 . Действие этого Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2). Действие этого акта не распространяется на жилые помещения, находящиеся в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с ГК РФ (п. 3).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 702.

В названном Положении достаточно обстоятельно для акта такого уровня определяются требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения, обустройству и оборудованию жилого помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (прежде всего с тем, чтобы предупредить риск получения травм, обеспечить удобство и безопасность передвижения и размещения), инженерным системам и т. д. Положением предусматривается, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем, доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта, размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается, размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается (оборудование уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней возможно в квартирах, расположенных в двух уровнях) и т.д.

Иногда требования к жилым помещениям формулируются с использованием оценочных категорий. Так, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения, в частности деформативности (а в железобетонных конструкциях — трещиностойкости), не приводят к нарушению работоспособности к несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Таким образом, установление того, соответствует ли помещение требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, представляет собой достаточно сложный процесс. Приходится обращаться к большому числу нормативных актов, проводить экспертизы, замеры и т.д., и т.п.

В случае, когда в установленном законом порядке возводится жилой дом (здание) и вводится в эксплуатацию, такого акта, как признание данного дома (помещений, в нем находящихся) жилым (жилыми), не требуется. Признание помещения жилым в этом случае охватывается действиями, опосредующими ввод его в эксплуатацию (в том числе проверяется, соответствует ли оно требованиям, предъявляемым к жилым помещениям), государственный учет и государственную регистрацию права на него (как на жилое помещение).

Поэтому правила, содержащиеся в названном Положении, утвержденном во исполнение указаний ч. ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ, применяются в следующих случаях.

Во-первых, при решении вопроса о переводе нежилого помещения в жилое. В частности, такой перевод недопустим, если соответствующее помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие требованиям (ч. 4 ст. 22 ЖК РФ).

Во-вторых, при установлении того, пригодно ли для проживания помещение, используемое в качестве жилья и с точки зрения юридической считающееся жилым помещением.

В-третьих, при решении вопроса о признании находящегося в эксплуатации многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой для этих целей.

В зависимости от вида жилищного фонда по форме собственности межведомственная комиссия создается соответственно федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

К жилым помещениям в соответствии с ЖК РФ относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

При этом под жилым домом понимается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой считается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Когда речь идет о части квартиры, то имеется в виду ситуация, при которой объектами права являются несколько комнат квартиры. Например, гражданин занимал в четырехкомнатной коммунальной квартире две комнаты по договору социального найма. В результате приватизации он получил право собственности на эти комнаты. Объектом права собственности является часть квартиры (две комнаты).

9. Само словосочетание «нежилое помещение» означает, что соответствующее понятие определяется негативным образом: это помещение, не предназначенное для проживания граждан. В зависимости от функционального назначения нежилые помещения бывают производственными, административными (конторскими), торговыми, складскими и т.д. Нежилое помещение может состоять из одной или нескольких (множества) комнат.

Следует иметь в виду, что в нежилых зданиях иногда размещаются жилые помещения (например, для использования в качестве служебной жилой площади). В жилых домах всегда есть нежилые помещения. В одних случаях такие помещения являются объектами права (например, в жилой дом встроен магазин). В других — помещения не относятся к самостоятельным объектам права (например, подсобные помещения, места общего пользования и т. п. (колясочные, холлы и т.д.)).

10. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Приведенная характеристика предприятия дается в ст. 132 ГК РФ. Здесь же установлено, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью (см. ст. 132 и комментарий к ней).

11. В силу закона к недвижимому имуществу могут относиться объекты, не имеющие прочной связи с землей. В абз. 2 п. 1 комментируемой статьи 130 Гражданского кодекса РФ дается неисчерпывающий перечень таких объектов: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Объявление этих вещей недвижимыми как в российских, так и в других правовых системах во многом обусловлено их высокой стоимостью, экономической значимостью, а также стремлением обеспечить публичный интерес. В частности, в силу специфики этих вещей существует необходимость повышенного (в сравнении с иными объектами гражданского права) контроля за владением, пользованием и распоряжением ими.

Признание судов и космических объектов, т.е. предметов, экономически и по другим основаниям предназначенных для движения (движимых по природе), недвижимыми вещами имеет основной целью распространение на эти объекты правового режима недвижимости. Практически в данном случае используется такое юридико-техническое средство, как фикция: факт действительности «подводится» под понятие (формулу), прямо противоречащее данному факту (суда и космические объекты являются вещами движимыми, но закон объявляет их недвижимостью).

———————————
См.: Красавчиков О.А. Советская наука гражданского права (понятие, предмет, состав и система). Свердловск, 1961. С. 130. В настоящее время эта работа переиздана; Он же. Категории науки гражданского права. М.: Статут, 2005. Т. 1.

Недвижимостью признаются суда и космические объекты, подлежащие государственной регистрации, а не прошедшие такую регистрацию. Следовательно, данные объекты являются недвижимыми вещами с момента создания (а не с момента регистрации).

В соответствии со ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

———————————
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

Под воздушным судном, согласно ст. 32 Воздушного кодекса РФ , понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

В соответствии с абз. (d) ст. I Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.) термин «космический объект» включает в себя составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части. На основании п. 1 ст. II Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1974 г.) при запуске космического объекта на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр, который им ведется. Каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об учреждении такого регистра.

———————————
См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. М., 1975. С. 95 — 101; Международное публичное право: Сб. док. Т. 2. М.: БЕК, 1996. С. 362 — 368.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIV. М., 1980. С. 442 — 446; Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 634 — 638.

Представляется важным указание в Конвенции на информацию по поводу космического объекта, которая заносится в регистр и включает:

— название запускающего государства или запускающих государств;

— соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер;

— дату и территорию или место запуска;

— основные параметры орбиты:

период обращения,

наклонение,

апогей,

перигей;

— общее назначение космического объекта.

Согласно ст. 17 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности» космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации. При этом права собственности на космические объекты остаются незатронутыми во время нахождения этих объектов на Земле, а равно на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

———————————
Российская газета. 06.10.1993. N 186.

12. В п. 2 комментируемой статьи упоминаются такие движимые объекты, как ценные бумаги и собственно деньги. О деньгах см. ст. 140 ГК РФ и комментарий к ней, о ценных бумагах — ст. ст. 142 и 149 ГК РФ и комментарий к ним.

Понятие и виды недвижимого имущества в Российской Федерации: теоретический аспект



В статье анализируется понятие и виды недвижимого имущества в законодательстве Российской Федерации в контексте сравнения с законодательствами других стран.

Ключевые слова: недвижимое имущество, имущество, виды недвижимого имущества, делимое имущество, неделимое имущество.

Основу государственного регулирования недвижимости составляют целый ряд нормативных актов, как частноправового, так и публично-правого характера. В первую очередь, такой подход связан с особым режимом недвижимости, как частью государственной территории. Под недвижимостью как правило понимаются земельные участки, дома, расположенные на таких участках, и иное имущество, которое прочно связано с землей. Однако, не всегда такая характеристика недвижимости является справедливой. В некоторых случаях, закон может относить к недвижимости и иное имущество, которое представляется возможным перемещать: самолеты, водные суда и другое. В некоторых правопорядках к недвижимому имуществу относят дороги, деревья и растения [13, с. 128].

Легальное закрепление понятия недвижимого имущество закреплено в ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1]. Так, к недвижимости закон относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Иными словами, ГК РФ перечисляет основные виды недвижимого имущества, а также определяет их ключевой признак — прочную связь землей и невозможность их перемещения без ущерба такому имуществу [14]. Абзац второй п.1 ст.130 указывает также и на то, что к такому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда и иное имущество, которое определяется законом. Исходя из текста ГК РФ, можно сделать определенный вывод о том, что в Российской Федерации под недвижимым имуществом понимаются объекты, которые названы недвижимостью в соответствии с законом. Также, следует указать и справедливое замечание Алексеева В. А. о том, что такие категории как «недвижимость», «недвижимое имущество» и «недвижимые вещи» являются синонимами [10, с. 14].

Помимо ГК РФ, правовой режим недвижимого имущества в Российской Федерации закрепляется целым рядом нормативных актов различного характера: в кодексах, федеральных законах, Постановлениях Правительства РФ. В частности, в данных актах определяются особенности закрепления прав на такого рода имущества, порядок регистрации таких прав, особая деятельность, связанная с земельными правоотношениями и многое другое.

Так, например, в Российской Федерации существуют Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» [4], который определяет порядок выполнения работ с недвижимым имуществом по подготовке документов и сведений для кадастрового учета, лицами, которые специально уполномочены на такую деятельность. Также, в Российской Федерации существует Федеральный Закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — ФЗ № 218) [5]. Так, данный закон определяет порядок регистрации прав на недвижимое имущество, защищает права собственников, а также, обязывает государственный регистрационный орган вносить такие записи в специальный реестр [15, с. 44]. Важно отметить, что в Российской Федерации, также, обязательным критерием определения имущества как недвижимости является обязательность его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимого имущества.

Однако, определение недвижимости, по мнению многих авторов, не является достаточно полным, и не в полной мере раскрывает сущность недвижимого имущества. Так, например, Тымчук Ю. А. в своем диссертационном исследовании указывает на сформированные в российской судебной практике критерии недвижимости [17, с. 30]. В частности, автор относит к таковым: полезные свойства, которые собственник может извлекать из такого рода имущества, применение при создании объекта недвижимости тяжелых и прочных материалов, монтаж имущества на специальном фундаменте, и многие другие.

Хотелось бы отметить, что в некоторых случаях, правоприменитель слишком излишне подходит к определению недвижимости. Так, например, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2015 № Ф05–16463/2013 по делу № А40–127338/12, было указано на необходимость выяснения вопроса о том, как позиционировал создатель/приобретатель себя перед третьими лицами в отношении конкретного объекта (как создатель движимого или недвижимого имущества) [6]. С точки зрения автора, такой подход к определению сущности недвижимости, а именно субъективное восприятие лица в отношении имущества — является ошибочным.

Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о том, что понятие недвижимости, закрепленное на законодательном уровне на сегодняшний день, является предметом дискуссий в научной среде. Также, следует отметить, что научная неопределенность существует и относительно того, в чем является правовая природа, или правовая сущность недвижимости. В сущности, существует группа авторов, критикующих основополагающий признак недвижимости как «прочная связь с землей» (например, О. Ю. Скворцов, Б. М. Гонгало) [12, с. 54]. Данная точка зрения является небезосновательной, ведь многие искусственно созданные объекты, не имеющие прочной связи с землей, относятся к таковым (например, квартиры, воздушные и водные суда, и многое другое).

Однако, следует отметить, что в юридической литературе, помимо данного критерия, определяющего недвижимое имущество, существует и другой — вещи, названные недвижимостью в силу закона. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что существует два вида недвижимости: вещи, прочно связанные с землей и так называемая «недвижимость по закону».

Можно отметить также и то, что схожее понятие недвижимого имущества закреплено и в других правопорядках, во всех странах-участницах Евразийского экономического союза. Так, например, Гражданский кодекс Республики Беларусь [7], в п.1 ст.130 определяет недвижимое имущество как земельные участки, участки недр, поверхностные водные объекты и все, что прочно связано с землей. Таким же образом к вопросу обозначения недвижимости подходит Гражданский кодекс Киргизской Республики [8], и Гражданский кодекс Республики Казахстан [9], в частности, в ст.24 и в ст.117 соответственно.

Как уже было сказано под недвижимым имуществом понимается не только имущество, которое неразрывно связано с землей, но также и вещи, поименованные недвижимостью в законе. В сущности, существует огромное количество конкретных видов недвижимого имущества, закрепленных в различных нормативно-правовых актах.

Как справедливо отмечает в своей работе Баринова А. Г. «Ст. 130ГК РФ выделяет три вида недвижимых вещей. Первую группу составляют вещи, являющиеся недвижимыми по своей природе. К ним закон относит земельные участки и участки недр. Вторую группу недвижимых вещей образуют все вещи, прочно связанные с землей, а третью группу образует имущество, которые признаны недвижимостью не в силу их естественных свойств, а по иным причинам».

Наиболее важно указать на то, что исходя из п.1 ст.130 ГК РФ, перечень недвижимого имущества, указанный в ГК РФ, не является исчерпывающим, таким может быть признано и иное имущество, например, указанный в ст.132 ГК РФ, особый объект недвижимости — предприятие как имущественный комплекс. Аналогичным образом, согласно ст.1 ФЗ № 218, к недвижимости отнесены отдельные жилые и нежилые помещения и многое другое.

По большому счету, к недвижимому имуществу относятся: земельные участки, здания, квартиры, участки недр, части зданий или сооружений (машино-места), объекты незавершенного строительства, единый имущественный комплекс, жилые и нежилые помещения и все остальные объекты, которые законодатель относит к объектам недвижимого имущества («недвижимость по закону») и некоторые другие.

Хотелось бы наиболее подробно остановится на наиболее сложных видах недвижимого имущества: земельном участке и жилом помещении.

Так, в соответствии с п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) [2], «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи».

Как правило, земельные участки делятся на две основные группы — делимые и неделимые земельные участки. Как справедливо отмечают некоторые авторы, понятие делимого земельного участка не закрепляется в ЗК РФ. Однако, определить делимость данного участка можно определить исходя из ст.133 ГК РФ. В сущности, неделимый земельный участок представляет собой такой объект, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам.

Земельный участок представляет собой особый объект в силу того, что собственник может возводить на таковом, перестраивать, сносить на нем здания, сооружения, но при условии соблюдения градостроительных норм и норм о целевом назначении такого участка (ст. 263 ГК РФ). Как справедливо отмечает М. И. Васильева, граждане и юридические лица обладают правом равного доступа на приобретение земельных участков в собственность [11, с. 7].

Также, в соответствии с нормами ст.130 ГК РФ, к недвижимому имуществу относятся жилые и нежилые помещения. Определение такого вида недвижимого имущества определяет в ст.15 Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) [3], исходя из которого можно выделить следующие его признаки:

— Изолированность

— Функциональное назначение (используется в целях проживания)

— Особый правовой режим, заключающийся в требованиях, установленных ЖК РФ

— В литературе отмечается такой признак, как «неразрывная связь с землей» [16], однако, данный признак поддерживается не всеми авторами.

В соответствии со ст.16 ЖК РФ, выделяются следующие виды жилых помещений: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Все вышеуказанные объекты прав являются недвижимым имуществом. Жилые помещения представляют собой, с точки зрения автора, наиболее важную категорию вещей, так как в отношении них закрепляется специальное законодательство, их правовое регулирование наиболее тесно связано с конституционными правами граждан.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что категория недвижимости — представляет собой очень важный объект вещных прав не только для частных лиц, но и для государства в целом. Именно поэтому, законодатель должен подходить к правовому регулированию как самой недвижимости, так и регулированию ее оборота с особой осторожностью, не допуская нарушений прав в данной сфере. Определенно, такая сложная категория как недвижимость, до сих пор вызывает споры в юридической науке относительно сущности данного объекта прав. Однако, проанализировав мнения ученых по данному вопросу, был сделан вывод о том, что легальное определение недвижимости является оптимальным, для регулирования общественных отношений. Критерии определения недвижимости, также, являются логически и юридически обоснованными, при условии закрепления законодателем особой разновидности такого имущества — «недвижимости по закону».

Согласно ГК РФ, и иным нормативно-правовым актам, регулирующим сферу недвижимого имущества, в РФ существует огромное количество вещей, которые относятся к недвижимому имуществу не только по сущности такой вещи, но и которые закон прямо называет таковыми. С определенной долей уверенности можно говорить о том, что к недвижимому имуществу, в зависимости от вида недвижимости, применяется особый правовой режим, закрепленный в различных правовых актах. Данная особенность обусловлена особой важностью каждого вида недвижимого имущества, а также, его целевому назначению.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. — ст. 4147.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29. 12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005. — № 1 (часть 1). — ст. 14.
  4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 30.07.2007, ст.4017
  5. Федеральный Закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 29 (ч.I), 20.07.2015, ст.4344
  6. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2015 № Ф05–16463/2013 по делу № А40–127338/12. // СПС «Консультант Плюс».
  7. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 2 218-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Электронный ресурс: URL: www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9800218 (дата обращения: 25.09.2021)
  8. Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Часть II (от 5 января 1998 г. № 2 1) // Министерство юстиции Кыргызской Республики: Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. Электронный ресурс: URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/properties/ru-ru/5/290 (дата обращения: 26.10.2021).
  9. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть): принят Верховным Советом Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года // СПС «Гарант»
  10. Алексеев В. А. Право недвижимости Российской Федерации. Понятие и виды недвижимых вещей: практическое пособие. М.: Юрайт, 2018. 411 с.
  11. Васильева М. И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование) // Журнал российского права. 2012. № 3. С. 5–14
  12. Емелькина И. А. Современные теории о сущности недвижимого имущества // Вестник МГУ. 2006. № 1. С.51–57
  13. Жевлакович М. С. Особенности правового регулирования недвижимости в Российской Федерации и странах-участницах европейского Союза // Правовое государство: теория и практика. 2010. № 1 (19). С.128–133
  14. Объекты гражданских прав: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета, магистратуры / авт. коллектив: И. В. Балтутите, А. И. Гончаров, Д. Н. Давтян-Давыдова, Ю. А. Тымчук [и др.]; под ред. проф. А. И. Иншаковой, проф. А. И. Гончарова. М.: Изд-во ВолГУ, 2018. 567 c.
  15. Петроградская А. А. Теоретико-правовые последствия принятия ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости» // Вестник ВУиТ. № 4. 2018. С.42–50
  16. Подрабинок Е. М. Правовой режим апартаментов как объектов гражданских прав // Пятый Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 24–25 октября 2014 г.): избранные материалы / Г. В. Абшилава, В. В. Акинфиева, А. Б. Афанасьев [и др.]; отв. ред. В. Г. Голубцов, О. А. Кузнецова. М.: Статут, 2015. С. 220–229
  17. Тымчук Ю. А. Нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью в международном гражданском обороте: дис. … канд. юрид. наук.: 12.00.03. Волгоград. 2019. 32 с.

Основные термины (генерируются автоматически): недвижимое имущество, ГК РФ, Российская Федерация, недвижимость, РФ, вещь, земля, имущество, участок, участок недр.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина



Статья 17

1. В Российской Федерации обеспечиваются признание и гарантии прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому со дня рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина имеют прямое действие. Они определяют сущность, значение и реализацию законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивают отправление правосудия.

Статья 19

1. Все люди равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав человека по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным признакам.

3. Мужчина и женщина пользуются равными правами и свободами и имеют равные возможности для их осуществления.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь до ее полной отмены может быть предусмотрена федеральным законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни, а обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела в суде.

Статья 21

1. Достоинство человека охраняется государством. Ничто не может служить основанием для его отступления.

2. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию или другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, задержание и заключение под стражу допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо может быть задержано на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только по решению суда.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение сведений о частной жизни лица не допускаются без его согласия.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обеспечивают каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законом.

Статья 25

Дом неприкосновенен. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, установленных федеральным законом или решением суда.

Статья 26

1. Каждый имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, образования и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право на свободный проезд, выбор места пребывания или жительства.

2. Каждый может свободно выезжать из Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право на свободное возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные взгляды и действовать в соответствии с их.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих взглядов и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура должна быть запрещена.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, в том числе право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение и пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, митинги и демонстрации, шествия и пикеты.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

3. Лишены права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане расходов имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и хозяйственной деятельности, не запрещенной законом.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый имеет право иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как лично, так и совместно с другими людьми.

3. Никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Принудительная конфискация имущества для государственных нужд может быть произведена только при условии предварительного и полного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения имеют право владеть землей как частной собственностью.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

3. Условия и правила пользования землей устанавливаются федеральным законом.

Статья 37

1. Труд бесплатный. Каждый имеет право на свободное использование своих трудовых возможностей, на выбор рода деятельности и профессии.

2. Принудительный труд запрещается.

3. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на оплату труда без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых и лицензию. Работающим по трудовому договору гарантируется установленная продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск, установленные федеральным законом.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Уход за детьми, их воспитание являются в равной степени правом и обязанностью родителей.

3. Трудоспособные дети старше 18 лет находятся на попечении родителей-инвалидов.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Содействовать добровольному социальному страхованию и созданию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для реализации права на жилище.

3. Малообеспеченные и иные лица, указанные в законе и нуждающиеся в жилище, получают его безвозмездно или за разумную плату из государственного, муниципального и иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам безвозмездно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений.

2. В Российской Федерации федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения финансируются за счет государства; принимаются меры по развитию государственного, муниципального и частного здравоохранения; поощряются мероприятия, способствующие укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Обеспечиваются общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего и высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование является бесплатным. Родители или законные родители обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы обучения и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении культурно-исторического наследия и охране памятников истории и культуры.

Статья 45

1. В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый имеет право на обращение в соответствии с международными договорами Российской Федерации в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все существующие внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого данное дело относится в соответствии с законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на квалифицированную юридическую помощь. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Лицо, задержанное, заключенное под стражу, обвиняемое в совершении преступления, имеет право на помощь адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения соответственно.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом, и подтверждена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50

1. Никто не может быть дважды осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление вправе обжаловать приговор вышестоящего суда в порядке, предусмотренном федеральным законом, а также просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51

1. Никто не обязан давать изобличающие показания, муж или жена и близкие родственники, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут быть предусмотрены иные случаи освобождения от обязанности дачи показаний.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений служебным положением охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.

Статья 54

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое не признавалось преступлением в момент его совершения. Если после нарушения закона ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.

2. В Российской Федерации не могут приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. другие люди, для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя и в соответствии с федеральным конституционным законом могут быть установлены определенные ограничения прав и свобод человека с установлением их рамок и временной период.

2. Чрезвычайное положение может быть введено на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее частях при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть первая), 24, 28, 34 (часть первая), 40 (часть первая), 46-54 Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничениям.

Статья 57

Каждый обязан уплачивать установленные законом налоги и сборы. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан беречь природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.

2. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если его убеждения или религиозные убеждения противоречат военной службе, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Артикул 60

Гражданин Российской Федерации может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет.

Статья 61

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан из России или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.

Статья 62

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, предусмотренных российским гражданством, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Российская Федерация.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в другие государства осуществляются на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Статья 64

Положения настоящей главы составляют основу правового положения личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, чем в соответствии с правилами, установленными настоящей Конституцией.


Алфавитный указатель
A  B  C  D  E  F G  H  J  L  M  N  P  R  S  T 


Органы местного самоуправления в системе финансово-правовых отношений

Реферат

В статье на основе результатов системного изучения роли органов местного самоуправления в системе финансово-правового функционирования муниципальных образований в Российской Федерации и вопросов, связанных с регулированием их деятельности, утверждается, что основная функция органов местного самоуправления органами является финансово-правовая функция, которая сводится к управлению муниципальной собственностью, муниципальными налогами и сборами, а также местным бюджетом. В исследовании констатируется, что функции второго порядка, к которым относятся социально-правовая функция и административно-правовая функция, не могут быть выполнены без эффективного выполнения основной функции, так как она аккумулирует все финансовые ресурсы органов местного самоуправления в виде консолидированный местный бюджет. Большинство этих ресурсов в современной практике сталкиваются со значительными трудностями в плане накачки доходов бюджета, что негативно сказывается на решении вопросов местного значения и реализации полномочий, регулируемых Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». . Результаты исследования показывают, что в современных условиях муниципальные образования в Российской Федерации не в состоянии обеспечить поступательное социально-экономическое развитие на основе дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов. Деятельность органов местного самоуправления должна основываться на собственных доходах. В соответствии с бюджетным законодательством пособия и субсидии относятся к собственным доходам, хотя это не совсем правильно, поскольку они не закрепляются за местными бюджетами на постоянной основе, а являются финансовой поддержкой.

Ключевые слова: Органы местного самоуправленияместный бюджетналоговые доходыненалоговые доходы

Введение

Изучение актуальных прикладных проблем, связанных с регулированием деятельности органов местного самоуправления, определяющих их место в социально-экономических процессах регионов России, становится все более актуальным в связи с ярко выраженной дифференциацией муниципальных образований в Российской Федерации как по социально-экономическое развитие и, как следствие, эффективность управления различными процессами и территориями. Поэтому важно понимать место и роль органов местного самоуправления в финансово-правовой системе и проблемы, связанные с регулированием их деятельности, что актуально для устойчивого и поступательного развития не только отдельных муниципальных образований, но и региональных экономических систем. также.

Постановка проблемы

Вопросы эффективности финансово-правовой деятельности органов местного самоуправления являются приоритетными для экономики любого государства и его регионов, поскольку влияют на динамику социально-экономического развития как на макро-, так и на микроуровне. Вышеизложенное определяет целесообразность изучения роли органов местного самоуправления и проблем регулирования их деятельности в системе финансово-правового функционирования муниципальных образований в Российской Федерации.

Исследовательские вопросы

Предметом исследования являются актуальные проблемы эффективного регулирования деятельности органов местного самоуправления, повышения их финансовой самостоятельности при выполнении функций местного самоуправления.

Цель исследования

Целью настоящего исследования является анализ места и роли органов местного самоуправления в системе финансово-правовых отношений с целью разработки авторского подхода к определению функций органов местного самоуправления и их функциональной зависимости, к выявлению наиболее важных финансово-правовые составляющие регулирования органов местного самоуправления в современной экономике Российской Федерации и проблемы, связанные с их деятельностью.

Методы исследования

Методология исследования основана на применении общенаучных методов исследования в рамках аналитического и системно-логического метода, а также дедуктивного и индуктивного методов.

Находки

Регулирование деятельности органов местного самоуправления по повышению эффективности их деятельности должно быть направлено в первую очередь на решение финансово-правовых задач, под которыми мы понимаем совокупность организационно-экономических и организационных отношений между государством и различными хозяйствующими субъектами по стимулированию социально-экономическое развитие органов местного самоуправления и обеспечение функций местного самоуправления соответствующим ресурсным потенциалом. Поэтому становится актуальным изучение теоретических подходов и взглядов на определение «функций местного самоуправления», поскольку функциональные возможности органов местного самоуправления раскрывают всю финансово-правовую сторону их деятельности, а отчасти раскрывают проблемный аспект регулирования местного самоуправления.

В современной литературе и научных исследованиях различных авторов толкование дефиниций «местное самоуправление» и «функции органов местного самоуправления» различно.

Таким образом, местное самоуправление и его функции рассматриваются социологами как институт гражданского общества с приоритетными полномочиями населения муниципальных образований по решению задач местного самоуправления для удовлетворения общих интересов как населения, так и интересов государственных органов и органов местного самоуправления. правительство.

Политологи рассматривают местное самоуправление с точки зрения института публичной власти и выделяют основные направления деятельности органов местного самоуправления, а также процессы развития и осуществления полномочий муниципальной власти.

Юридическая наука исходит из того, что функции органов местного самоуправления в Российской Федерации определены законом (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, 2018 г.), при этом существуют как представительный орган, так и органы местного самоуправления, которым может быть юридическое лицо. Следует отметить, что у этой концепции есть свои недостатки. Это ослабляет контроль со стороны органов исполнительной власти и создает правовые проблемы при распределении отдельных прав, в том числе права муниципальной собственности на имущество органа местного самоуправления.

Экономисты считают местное самоуправление субъектом хозяйственного ведения по управлению муниципальной собственностью и местными бюджетами, что акцентирует внимание на необходимости обеспечения определенного социально-экономического эффекта от деятельности органов местного самоуправления как института публичной власти.

Винников и Пархоменко (2014) отмечают: «В Российской Федерации акцент делается на самостоятельности и самостоятельности органов местного самоуправления, на исключительных полномочиях населения по решению вопросов местного значения. В этом особенность современной российской модели местного самоуправления, юридически закрепленная на конституционном уровне» (с. 139).).

Кожевников (2012) рассматривает функции органов местного самоуправления с точки зрения законодательного регулирования в зависимости от типа муниципального образования, а также выделяет контрольную функцию органов государственной власти муниципального образования как ключевую функцию органов местного самоуправления по достижению цели и задачи органов местного самоуправления определены в различных законодательных актах.

Давыденко (2005) также придерживается аналогичной позиции, однако в своем исследовании уточняет, что функции местного самоуправления, выполняемые органами местного самоуправления, должны осуществляться при непосредственном участии населения муниципального образования.

Бондарь (2008) рассматривает значение и функции органов местного самоуправления с конституционной точки зрения. Он утверждает, что отношения муниципальной собственности как целостной системы предопределены подчиненными структурами, т. е. субъектами, их носителями и правами муниципальной собственности. Исходными (основными) субъектами права муниципальной собственности в городском или сельском поселении являются само население (местное сообщество) в лице представительного органа и администрации. Остальные компоненты, хотя и различаются по объему своих прав, относятся к производным образованиям. Синхронизация их функций и полномочий должна осуществляться в строгом соответствии с конституционными положениями о полномочиях населения по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом (ч. 1 ст. 130), с одной стороны, и о самостоятельном управлении муниципальным имуществом. имущества органами местного самоуправления (часть 1 132) с другой. Эти нормы должны восприниматься в системном единстве. Статья 130 (часть 1) закрепляет полномочия населения (местного сообщества) как субъекта права муниципальной собственности, а статья 132 (часть 1) отражает процесс последующего исполнения соответствующих полномочий действующими в данном случае органами местного самоуправления. от имени муниципального образования (Бондарь, 2008).

Ряд других авторов также обосновывают свою позицию с точки зрения конституции (Новоселов, Штапова, Коваленко, Медяник, Рам, 2016; Таран, Дурдыева, Асланов, Биндасова, Борлакова, 2016).

Данные позиции также согласуются с толкованием местного самоуправления в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, 2018). «Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления власти населением, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления на основе интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации» (Федеральный закон от 06.10.2010 № 131-ФЗ). .2003, 2018).

Таким образом, можно утверждать, что функция органов местного самоуправления в Российской Федерации как института публичной власти сводится к решению вопросов местного значения в рамках конституционно сформулированной цели органов местного самоуправления и их соответствующих функций .

Достаточно большое внимание в научной литературе уделяется вопросам критериальной систематизации и классификации функций органов местного самоуправления. Большинство приведенных классификаций основаны на законодательном выделении вопросов местного значения в рамках Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые можно считать полностью законный.

Однако следует отметить, что классификация функций местного самоуправления в научной литературе не в полной мере отражает функциональные взаимосвязи (взаимовлияние) функций местного самоуправления, что и послужило основанием для озвучивания авторской позиции.

Позиция автора исходит из того, что существует основная функция местного самоуправления, без которой не могут выполняться все остальные функции, определенные вопросами местного значения. Следовательно, именно ключевая функция местного самоуправления оказывает непосредственное влияние на регулирование деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.

В качестве основной функции автор выделяет финансово-правовую функцию, которая включает в себя управление муниципальной собственностью, муниципальными налогами и сборами, местным бюджетом.

На наш взгляд, функции второго порядка, к которым относятся социально-правовая функция и административно-правовая функция, не могут быть выполнены без эффективного выполнения основной функции, поскольку она аккумулирует финансовые ресурсы органов местного самоуправления (рис. 01 ).

Финансово-правовая функция есть функция эффективного управления экономической основой местного самоуправления. Благодаря этому основная функция не может быть заменена компонентами других функций. Кроме того, актуальность финансово-правовой функции подтверждает статья 9 «Финансовые ресурсы органов местного самоуправления» Европейской хартии местного самоуправления (1985 г.)

.

Исходя из изложенного и структуры нашего исследования, считаем необходимым исследовать основные финансово-правовые вопросы контроля за деятельностью органов местного самоуправления по обеспечению экономической основы местного самоуправления в России.

В соответствии со статьей 49 Экономическая основа местного самоуправления Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к экономической основе местного самоуправления относятся муниципальное имущество, средства местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований (Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003, 2018).

Данные элементы регулируются также Бюджетным кодексом, Гражданским кодексом, Налоговым кодексом и другими (более двухсот) нормативными правовыми актами, что подтверждает актуальность экономической основы регулирования деятельности органов местного самоуправления (Таран и Саувов, 2018). Кроме того, следует отметить, что статья 132 Конституции Российской Федерации гласит, что местный бюджет является составной частью местного самоуправления как частью экономической основы местного самоуправления.

Таким образом, можно утверждать, что важнейшей финансово-правовой частью в регулировании местного самоуправления является местный бюджет.

Изучение нормативно-правовой базы регулирования муниципального бюджета показало, что Бюджетный кодекс Российской Федерации является базовым документом. Бюджетный кодекс Российской Федерации обеспечивает бюджетную самостоятельность на муниципальном уровне, однако в ряде случаев положения Бюджетного кодекса допускают ограничения самостоятельности органов местного самоуправления.

Рисунок 1: Функции органов местного самоуправления и их зависимости Посмотреть полный размер >

Это также связано с тем, что Федеральный закон № 131-ФЗ содержит 26 ссылок на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и ссылки на иные правовые акты в части регулирования экономических основ местного самоуправления. На наш взгляд, это усложняет деятельность всех участников муниципального бюджетного процесса, хотя и не является нарушением. В целом существует определенная коллизия в правовом регулировании деятельности органов местного самоуправления. Таким образом, статья 9Бюджетного кодекса называется бюджетными полномочиями муниципальных образований, хотя было бы правильно, в силу сложившейся структуры муниципального уровня, адресовать его органам местного самоуправления, поскольку Федеральным законом № 131-ФЗ муниципальное образование определяется как « городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район или внутригородская территория города федерального значения» (Федеральный закон от 06. 10.2003 № 131-ФЗ, 2018 г.), а органы местного самоуправления являются полномочия в бюджетной сфере.

Положения о самостоятельности местных бюджетов содержат некоторые противоречия, поскольку органы местного самоуправления получают пособия, субсидии и субвенции из вышестоящих бюджетов и существенно зависят от них. Однако необходимо понимать, что сложившаяся ситуация с крайне высокой дифференциацией муниципальных образований в плане социально-экономического развития обуславливает дефицит финансовых ресурсов в отдельных муниципальных образованиях, лишая местную власть возможности соблюдать принцип самофинансирование в соответствии с предоставленными полномочиями. На наш взгляд, это нарушает положения Европейской хартии местного самоуправления (1985), которые действуют в Российской Федерации с 1 сентября 1998 года, в части права на финансовые средства в соответствии с предоставленными полномочиями.

Также важно отметить, что статья 9 Европейской хартии местного самоуправления определяет право органов местного самоуправления на «достаточность собственных финансовых ресурсов». Тем не менее, несмотря на ратификацию Европейской хартии местного самоуправления (1985 г.) как в Бюджетном кодексе Российской Федерации, так и в Федеральном законе № 131-ФЗ, ни один другой нормативный акт не содержит определения «достаточность собственных финансовых ресурсов», хотя этот термин указывает на возможность «самофинансирования» органов местного самоуправления.

По нашему мнению, муниципальные образования не в состоянии обеспечить поступательное социально-экономическое развитие на основе дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих бюджетов. На наш взгляд, расходы органов местного самоуправления должны покрываться за счет их собственных доходов. Следует отметить, что в соответствии с бюджетным законодательством пособия и субсидии относятся к собственным доходам. На наш взгляд, это неправильно, так как они не закрепляются за местными бюджетами на постоянной основе и являются своего рода финансовой поддержкой. Таким образом, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий должны опираться на стабильные источники доходов (налоговые и неналоговые поступления), предоставляемые им на постоянной основе.

При этом очень важно понимать, что большинство образованных к настоящему времени муниципальных образований являются дотационными. Поэтому необходимо более активно преобразовывать (объединять) и ликвидировать муниципальные образования с целью сокращения административно-управленческих расходов органов местного самоуправления.

Положения статьи 9 Европейской хартии местного самоуправления не могут быть полностью выполнены из-за относительно низкого фискального потенциала как местных налогов, так и муниципальных образований.

Заключение

Таким образом, на основании исследования можно сделать следующие выводы:

1. Представляется целесообразным выразить позицию автора, которая гласит, что функция органов местного самоуправления в Российской Федерации как института публичной власти сводится к решению вопросов местного значения в рамках конституционно закрепленной цели органов местного самоуправления и к выполнению соответствующих функций.

2. Имеющаяся в научной литературе классификация функций местного самоуправления не в полной мере отражает функциональные взаимосвязи (взаимовлияние) функций местного самоуправления, что легло в основу авторской позиции. Позиция исходит из того, что выполнение основной функции местного самоуправления имеет решающее значение для контроля над всеми остальными функциями, определенными вопросами местного значения, относящимися к сфере действия Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации». местного самоуправления в Российской Федерации (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, 2018).

3. Основная функция органов местного самоуправления оказывает непосредственное влияние на регулирование деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. В качестве основной функции автор выделяет финансово-правовую функцию, которая предполагает контроль за муниципальной собственностью, муниципальными налогами и сборами, местным бюджетом. На наш взгляд, функции второго порядка, к которым относятся социально-правовая функция и административно-правовая функция, не могут быть выполнены без эффективного выполнения основной функции, поскольку она аккумулирует финансовые ресурсы органов местного самоуправления.

4. На сегодняшний день важнейшим финансово-правовым элементом регулирования местного самоуправления является местный бюджет. Изучение нормативно-правовой базы в сфере муниципального бюджета показало, что Бюджетный кодекс Российской Федерации является базовым документом. Тем не менее имеет место необоснованное дублирование норм Бюджетного кодекса в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, 2018).

5. Высокая дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития обуславливает дефицит финансовых ресурсов в отдельных муниципальных образованиях, что лишает органы местного самоуправления возможности соблюдения принципа самофинансирования в соответствии с предоставленными полномочиями. На наш взгляд, это нарушает положения Европейской хартии местного самоуправления (1985), которые действуют в Российской Федерации с 1 сентября 1998 года, в части права на финансовые средства в соответствии с предоставленными полномочиями.

6. Расходы органов местного самоуправления должны покрываться за счет их собственных доходов. Следует отметить, что в соответствии с бюджетным законодательством пособия и субсидии относятся к собственным доходам. На наш взгляд, это неправильно, так как они не закрепляются за местными бюджетами на постоянной основе и являются своего рода финансовой поддержкой.

7. Большинство образуемых в настоящее время муниципальных образований являются дотационными, в связи с чем необходимо более активное преобразование (слияние) и ликвидацию муниципальных образований в целях сокращения административно-управленческих расходов органов местного самоуправления.

Ссылки

  1. Бондарь Н.С. (2008). Местное самоуправление и конституционная юстиция: конституционализация муниципальной демократии в России. Москва: НОРМА. Получено с: http://library.khpg.org/files/docs/1331896802.pdf (Поступило 20 февраля 2019 г.).
  2. Давыденко О. А. (2005). Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты отношений муниципальной власти. Получено с: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002943147#?page=5 (Поступила 20.02.2019).
  3. Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.). Получено с: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (2018). Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Получено с: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=317662&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3324010705826346#0604962536614259 (Поступила 20.02.2019).
  5. Кожевников, О. А. (2012). Спорные вопросы правового положения муниципальных контрольно-счетных органов в России. Российские законы: опыт, анализ, практика, 9, 83–85. Получено с: https://elibrary.ru/download/elibrary_18078635_16275613.pdf (Поступила в редакцию 20.02.2019).
  6. Новоселов С.Н., Штапова И.С., Коваленко А.А., Медяник Н.В. и Рам О.Л. (2016). Исследование особенностей управления региональным развитием в целях соблюдения воспроизводственных пропорций. Международный обзор менеджмента и маркетинга, 6 (S1), 1–6. Получено с: http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/1857/pdf (Получено 20 февраля 2019 г.).).
  7. Таран, О.Л., и Саувов, И.К. (2018). Оценка влияния региональной политики на эффективность противодействия расширению теневого сектора экономики в Республике Дагестан. В Опыт и результаты хозяйственной деятельности социально-экономических систем, стран, регионов, отраслей и секторов экономики Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с. 149–154). Пятигорск: Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в Пятигорске.
  8. Таран О.Л., Дурдыева Д.А., Асланов Д.И., Биндасова Н.А. и Борлакова М.И. (2016). Оценка и анализ ресурсного подхода к формированию стратегического потенциала экономики региона.