ГДЗ Биология Пасечник 6 класс Лабораторные

Содержание

  • Строение семян двудольных растений
  • Строение зерновки пшеницы
  • Стержневая и мочковатая корневые системы
  • Корневой чехлик и корневые волоски
  • Строение почек. Расположение почек на стебле
  • Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
  • Строение кожицы листа
  • Клеточное строение листа
  • Внутреннее строение ветки дерева
  • Строение клубня
  • Строение луковицы
  • Строение цветка
  • Классификация плодов
  • Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Стр. 9. Лабораторная работа.

Строение семян двудольных растений

Ход работы

  1. Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму. Внешне по форме набухшие и сухие семена схожи. У них с одной стороны вогнутые поверхности. Однако по размерам набухшее семя почти в 1,5 раза больше, чем сухое.

  2. На вогнутой стороне семени находим рубчик — место прикрепления семени к семяножке. Он темного цвета.

  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие — микропиле (от греческих слов «микрос» — малый и «пиле» — ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.

  4. Снимаем блестящую плотную кожуру. Изучаем зародыш. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

  5. Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.

  1. Питательные вещества в семени фасоли находятся в клетках зародыша, большая их часть – в семядолях.

  2. Пользуясь учебником, выясняем, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения. Питательные вещества другие двудольные растения накапливают в запасающей части – зародыше или эндосперме. Например, у миндаля зародыш к моменту созревания становится большого размера, а потому вытесняет и поглощает эндосперм.

    А у тыквы семя состоит из семенной кожуры и зародыша.

Стр. 10. Лабораторная работа.

Строение зерновки пшеницы

Ход работы:

  1. Рассматриваем форму и окраску зерновки пшеницы.

  2. Препаровальной иглой снимаем часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Сделать это невозможно, потому что семенная кожура плотно приросла к околоплоднику.

  3. Рассматриваем через лупу разрезанную вдоль зерновку. Находим эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучаем строение зародыша.

  4. Зарисовываем зерновку пшеницы и подписываем названия её частей.

5. Пользуясь учебником, выясняем, что семена у других однодольных растений также могут иметь эндосперм, который окружает зародыш, но не прилегает к нему с одной стороны. Например, у лука. А вот у частухи при созревании семена вообще не дают эндосперма. Ее семя имеет вид подковы и состоит только из зародыша и семенной кожуры.

Стр. 14. Лабораторная работа.

Стержневая и мочковатая корневые системы

Ход работы:

  1. Рассматриваем корневые системы предложенных растений. Отличаются они тем, что у стержневой системы больше всего развит главный стержень, от которого уже растут тонкие корешки – придаточные. У мочковатой системы нет главного корня (он слабо развит или отмирает рано), поэтому она состоит исключительно из боковых и придаточных корней.

  2. Отбираем растения со стержневой корневой системой. Это двудольные растения, например, свёкла, щавель, морковь.

  3. Отбираем растения с мочковатой корневой системой. Это однодольные растения, например, лук, чеснок, пшеница, ячмень.

  1. По строению корневой системы определяем, какие растения однодольные, какие — двудольные.

  2. Заполняем таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

ПшеницаМочковатаяРазвиты придаточные и боковые корни
Ясень узколистыйСтержневаяРазвит главный корень
ЯблоняМочковатаяРазвиты придаточные и боковые корни
РепаСтержневаяРазвит главный корень
МорковьСтержневаяРазвит главный корень
ЛипаМочковатаяРазвиты придаточные и боковые корни
Боярышник гладкийСтержневаяРазвит главный корень
ЛукМочковатаяРазвиты придаточные и боковые корни

Стр. 18. Лабораторная работа.

Корневой чехлик и корневые волоски

Ход работы:

  1. Рассматриваем корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Находим корневой чехлик – он расположен на конце корневища.

  2. Обращаем внимание на часть корня выше корневого чехлика. Находим выросты в виде пушка — корневые волоски.

  3. Кладем корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассматриваем под микроскопом. Сопоставляем увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисовываем, делаем подписи частей.

  4. В строении корневого волоска и клеток кожицы лука общее то, что это крупные растительные клетки. Ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластиды у них распложены под клеточной оболочкой. При этом корневые волоски по сравнению с кожицей лука состоят из более вытянутых клеток, то означает увеличение поверхности их высасывания.

  5. Вывод:

Корневой чехлик состоит из клеток, которые защищают всю верхушку корня от повреждений почвой во время роста растения. Корневые волоски позволяют существенно увеличить зону всасывания и постоянно перемещаются (находятся вблизи кончика корня).

Стр. 28. Лабораторная работа.

Строение почек. Расположение почек на стебле

Ход работы:

  1. Рассматриваем побеги разных растений. Определяем, как расположены почки на стебле, и зарисовываем их.

  1. Отделяем почки от побега, рассматриваем их внешнее строение. Переносить неблагоприятные условия почкам растения помогают почечные чешуи кожистые наросты, которые находятся снаружи.

  2. Разрезаем вегетативную почку вдоль, рассматриваем её под лупой. С помощью рисунка 19 находим чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисовываем вегетативную почку в разрезе и подписываем названия её частей (см. пункт 1).

  3. Изучаем генеративную почку. Между вегетативной и цветочной почкой общее то, что обе они снаружи покрыты плотными кожистыми чешуйками.

    Эти чешуи защищают почки от внешних неблагоприятных факторов окружающей среды. Также в лупу в разрезе мы можем увидеть зачаточный стебель, на верхушке которого расположен конус нарастания. На стебельке находятся зачаточные листья, а в пазухах этих почек мы можем увидеть зачаточные листочки.

  4. Отличие заключается в том, что внутри листовых или вегетативных почек находятся только зачаточные листья. В генеративных или цветочных почках это соцветия или зачаточные бутоны.

  5. Вывод: сравниваем строение почки и побега. Побег – это вегетативный орган у растения, который состоит из стебля и прикрепленных к нему почек и листьев. Почка является частью побега и может быть как вегетативной, так и генеративной. Она – зачаток нового побега или цветка. Вегетативная почка образуется на верхушке побега (верхушечная) или в пазухе листа (пазушная). В генеративной почке находится зачаток соцветий и цветков. Побег выполняет большое количество важных для жизни растения функций (опорная, накопление питательных веществ, проводящая). Почка дает начало новому побегу.

Стр. 35. Лабораторная работа.

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Ход работы:

  1. Рассматриваем листья комнатных растений и образцов из гербария. Отбираем простые листья по признаку наличия одной листовой пластинки. Это такие растения: колеус, бегония, сенполия и хлорофитум.

  2. Отбираем сложные листья. Они состоят из нескольких листовых пластинок, которые соединены с общим черешком небольшими по размеру черешками. Это такие растения: робуста, фатсия.

  3. Определяем листорасположение просмотренных растений. Очередное листорасположение у бегонии, сенполии и фатсии. Мутовчатое листорасположение у хлорофитума и робусты. Супротивное листорасположение у колеуса.

  4. Заполняем таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».

БегонияПростыеСетчатоеОчередное
КолеусПростыеСетчатоеСупротивное
РобустаСложныеПараллельноеМутовчатое
СенполияПростыеСетчатоеОчередное
ХлорофитумПростыеПараллельноеМутовчатое
ФатсияСложныеСетчатоеОчередное

Стр. 38. Лабораторная работа.

Строение кожицы листа

Ход работы:

  1. Берем кусочек листа кливии, надламываем его и осторожно снимаем с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы. Приготовим препарат так же, как препарат кожицы чешуи лука. Рассматриваем под микроскопом. Кожица листа кливии состоит из одного слоя, который образуют уплощенные клетки, плотно прилегающие друг к другу.

  2. Находим бесцветные клетки кожицы. Рассматриваем их форму и строение. Под микроскопом мы видим, что клетки неправильной формы, светлые и почти прозрачные из-за того, что лишены хлоропластов. Это поясняется тем, что внутри клетки все пространство занято центральной вакуолью с клеточным соком. Ядро и органоиды в ней находятся около оболочки.

  3. Находим устьичные клетки. Они расположены парами, а между ними – щель. Также мы видим хлоропласты – зеленые пластиды в цитоплазме.

  4. Зарисовываем кожицу лука под микроскопом. Отдельно зарисовываем устьице. Подписываем рисунок.

  1. Вывод: как и все другие органы растения, лист имеет клеточное строение. В этом мы убедились, рассматривая его через микроскоп. Сверху и снизу он покрыт полупрозрачной кожицей, клетки которой предотвращают его от высыхания и повреждений. Кожица является одним из видов покровной ткани растения. Ее клетки состоят из ядра и ядрышка, вакуоли, цитоплазмы и оболочки.

Стр. 39. Лабораторная работа.

Клеточное строение листа

Ход работы:

  1. Изучаем готовые микропрепараты среза листа. Находим клетки верхней и нижней кожицы, устьица.

  2. Рассматриваем клетки мякоти листа. Мякоть листа состоит из клеток основной ткани, которая лежит в 2-3 слоя. Слои плотно прилегают к верхней кожице и состоят из продолговатых клеток, которые похожи на столбики. Эта часть называется столбчатой. В цитоплазме клеток мы видим много хлоропластов. Чуть ниже столбчатой ткани можно увидеть уже округлые или неправильной формы клетки, прилегающие плотно друг у другу. В них меньше хлоропластов, но они образуют губчатую ткань.

  3. Находим на микропрепарате межклетники. Они расположены в губчатой ткани и заполнены воздухом. Их функция заключается в улучшении газообмена между окружающей средой и клетками. Также они могут накапливать продукты выделительных тканей, например, слизь или эфирные масла.

  4. Находим проводящие пучки листа. Они образованы из сосудов, волокон и ситовидных трубок. Волокна – вытянутые клетки с толстыми клетками придают листу прочность, а сосуды выполняют транспортирующую функцию – переносят воду и растворенные в ней минеральные вещества. Ситовидные трубки состоят из живых длинных клеток с поперечными перегородками между ними, которые пронизаны узкими канальцами. По ним движутся растворы органических веществ.

  5. Зарисовываем поперечный срез листа и делаем все необходимые подписи.

Стр. 50. Лабораторная работа.

Внутреннее строение ветки дерева

Ход работы

  1. Рассматриваем ветку, находим на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Бугорки с отверстиями или чечевичек представляют собой особые образования в пробковой ткани стебля растения, которые появляются на смену устьицам, бывшим в эпидермисе. Внешне они представляют собой мелкие вытянутые в длину бугорки, которые находятся на поверхности стебелька. Нужны чечевички для того, чтобы обеспечивался газообмен между окружающей средой и внутренней атмосферой стебля.

  2. Готовим поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассматриваем слои стебля на срезах. Мы видим такие слои: кора, камбий, древесина, сердцевина.

  3. Иглой отделяем кору, попробуем её изогнуть, сломать, растянуть. Наружный слой коры еще называют пробкой. Луб – это сложная проводящая ткань, по которой продукты фотосинтеза транспортируются из листьев ко всем органам растения. Состоит из комплекса тканей: механической (лубяные волокна) и проводящей (ситовидные трубки и клетки-спутники), и находится во внутренней коре.

  4. На продольном срезе рассматриваем кору, древесину, сердцевину. Испытываем каждый слой на прочность. Древесина оказалась самой прочной, потому что в ее структуру входит механическая ткань. А самый рыхлый слой – сердцевина, состоящая из крупных клеток основной ткани с тоненькими оболочками, в которой накапливаются запасы питательных веществ.

  5. Отделяем кору от древесины, проводим пальцем по древесине. Древесина становится мягкой и влажной. Это происходит потому, что между корой и древесиной находится камбий, который состоит из узких клеток образовательной ткани с тонкими оболочками. При надавливании клетки камбия разрываются, а их содержимое вытекает наружу. С приходом весны и лета камбий активно делится, из-за чего в сторону к коре откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины поступают новые клетки древесины. Таким образом, стебель растет в толщину.

  6. Зарисовываем поперечный и продольный срезы ветки и подписываем названия каждой части стебля.

  1. На спиле древесного стебля находим древесину, считаем с помощью лупы число годичных колец и определяем возраст дерева: чем больше годичный колец, тем больше лет дереву.

  2. Рассматриваем годичные кольца. Они не одинаковы по толщине. Это зависит от того, в каких условиях росло дерево. Например, в тепло время года камбий делится активнее, поэтому кольцо будет больше. Зимой этот процесс происходит медленнее, так как в это время питание дерева, влажность и количество солнечного света недостаточны. Соответственно, и кольца образуются тонкие.

  3. Устанавливаем, какие слои древесины старше по возрасту — лежащие ближе к середине или к коре. Те слои древесины, которые расположены ближе к середине, являются старшими по возрасту. А те, которые находятся ближе к коре – молодые.

Стр. 54. Лабораторная работа.

Строение клубня

Ход работы

  1. Рассматриваем клубень картофеля. Находим основание и верхушку.

  2. Рассматриваем глазки. Это совокупность 2 – 3 почек в углублении на поверхности клубня. Больше глазков находится на верхушке клубня. На противоположной стороне – основании – находится столон.

  1. Делаем тонкий поперечный срез клубня. Рассматриваем его на свет. Сравниваем поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля. Как видим, они по строению схожи. Можно увидеть луб, сердцевину, древесину и пробку.

  2. Зарисовываем поперечный срез клубня.

  1. Капаем на срез клубня йодом. Он мгновенно стал сине-фиолетового цвета. Это произошло, потому что крахмал, который содержится в картофеле, при взаимодействии с йодом дал такую реакцию.

  2. Клубень — это видоизменённый подземный побег, который содержит большое количество питательных веществ. У его есть почки, а его поперечный срез идентичен срезу обычного побега, у которого можно выделить луб, камбий, сердцевину и т.д.

Стр. 56. Лабораторная работа.

Строение луковицы

Ход работы

  1. Рассматриваем внешнее строение луковицы. Сухие и кожистые наружные чешуи выполняют защитную функцию.

  2. Разрезаем луковицу вдоль. Зарисовываем продольный разрез луковицы, обозначаем чешуи, донце, почки, придаточные корни.

  1. У луковицы есть стебель – донце, от которого растут придаточные корни, образующие мочковатую корневую систему. У нее есть почки и видоизмененные листья – мясистые слои, которые являются питательными веществами. Таким образом, луковица – это видоизмененный подземный побег.

Стр. 62. Лабораторная работа.

Строение цветка

Ход работы

  1. Рассматриваем цветок. Находим цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

  1. Расчленяем цветок, считаем число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

  2. Цветок тюльпана подчинён трёхлучевой симметрии: в нём три внешних и три внутренних лепестка околоцветника, шесть тычинок, завязь образована тремя симметричными долями.

  3. Определяем, какой околоцветник у данного цветка. У тюльпана он простой.

  4. Определяем, какая чашечка и венчик. У данного цветка нет чашечки, а венчик свободнолепестный.

  5. Рассматриваем строение тычинки. Находим пыльник и тычиночную нить. Рассматриваем под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.

  1. Рассматриваем пестик. Рыльце пестика находится на завязи, столбик отсутствует. Завязь состоит из трех симметричных долей. Разрезаем завязь поперёк, рассматриваем под лупой. На рисунке обозначаем семязачатки красным цветом. Соцветия

    Ход работы:

    1. Рассматриваем соцветия на живом и гербарном материале.

    2. Определяем, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 51, выясняем, как называют эти соцветия. У подорожника – простой колос, а у груши и сливы – щиток. У ландыша – кисть, так как отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках. У моркови и петрушки соцветие – сложный зонтик, у кукурузы – початок, у медуницы – завиток.

    3. Зарисовываем схемы рассмотренных соцветий, записываем их названия и указываем, у каких растений бывают такие соцветия.

    Стр. 72. Лабораторная работа.

    Классификация плодов

    Ход работы:

    1. Рассматриваем имеющиеся у нас плоды. Делим их на сочные и сухие.

    2. Сочные плоды разделяем на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определяем их названия. Например, у персика односемянный плод (костянка).

    3. Разделяем сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определяем их названия. Например, у капусты многосемянный плод (стручок).

    4. Заполняем таблицу «Типы плодов»:

    Сочный или сухойОдносемянный или многосемянный
    СтручокСухойМногосемянныйРедис
    СемянкаСухойОдносемянныйПодсолнечник
    ЯгодаСочныйМногосемянныйСмородина
    ОрехСухойОдносемянныйФундук
    КостянкаСочныйОдносемянныйСлива
    ЯблокоСочныйМногосемянныйЯблоня
    БобСухойМногосемянныйФасоль
    ЖёлудьСухойОдносемянныйДуб
    ПомеранецСочныйМногосемянныйАпельсин
    ЗерновкаСухойОдносемянныйКукуруза

    Стр. 103. Лабораторная работа.

    Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

    Ход работы:

    1. Рассматриваем поперечный срез побега липы, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. По истечению этого срока у него окрасилась древесина.

    2. Рассматриваем продольный срез этого побега. Мы знаем, что окрасилась древесина, потому что в опыте чернила стали заменой минеральных веществ, растворенных в воде, и поднимались вместе с водой по сосудам растения вверх от корня.

    3. Читаем в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли. Вода и минеральные соли передвигаются по сосудам, которые являются типичными водопроводящими элементами для растений. По структуре они представляют собой длинные тонкостенные трубки, которые состоят из вертикального ряда коротких клеток (члеников сосудов).

    4. Зарисовываем срезы.

    1. Делаем выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. Строение пшеницы (ржи, ячменя)

      Ход работы:

      1. Рассматриваем корневую систему пшеницы. Она, как и у всех злаковых растений, мочковатая.

      2. Рассматриваем стебель пшеницы. Его называют соломинкой. Он имеет междоузлия, которые представляют собой утончающиеся участки. Такое формирование обеспечено делением клеток стебля в каждом междоузлии. Междоузлия у пшеницы полые, узлы заполнены тканями.

      3. Изучаем строение листа злаков. Рассматриваем основание листа — влагалище. Какое оно имеет значение для растения?

      У пшеницы листья узкие, длинные и с параллельным жилкованием. Широкое основание листа, которое имеет вид трубки, называется влагалищем. Оно расположено чуть выше узла и необходимо для защиты делящихся клеток у основания междоузлия. Наличие таких участков является главным отличительным признаком злаковых растений. Рядом с местом отхождения листовой пластины от влагалища мы можем увидеть язычок, внешне напоминающий плёнчатый вырост, который служит барьером для жидкости, которая может попасть между влагалищем и стеблем растения.

      1. Рассматриваем соцветие пшеницы – сложный колос.

      2. Выделяем из соцветия цветок пшеницы и рассматриваем его. Находим цветковые чешуи. В каждом цветке содержится по две цветковые чешуи, три тычинки, две цветковые плёнки и один пестик с расположенными на нем мохнатыми сидячими рыльцами. Формула цветка пшеницы будет выглядеть так: ↑0(2) + 2Т3П1.

      3. Рассматриваем плод пшеницы. Его называют зерновка. У зерновки выделяют околоплодник, эндосперм, семядолю, почечку, стебелек, корешок и зародыш.

      Наука

      • Сведения об образовательной организации
      • Абитуриентам
      • Студентам
      • Сотрудникам
      • Карьера
      • Профкомы
      • Документы
      • Военный учебный центр
      • Внутренняя система оценки качества образования
      • Бакалавриат
      • Магистратура
      • Аспирантура
      • Часто задаваемые вопросы
      • Перечень абитуриентов
      • Приказы о зачислении
      • История СмолГУ
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
      • Доступная среда
      • Международное сотрудничество
      • Образовательные стандарты и требования
      • Стипендии и иные виды материальной поддержки
      • Внутренняя система оценки качества образования
      • Естественно-географический
      • Искусства и дизайна
      • Истории и права
      • Психолого-педагогический
      • Социологический
      • Физико-математический
      • Филологический
      • Общеуниверситетские кафедры
      • Дополнительного образования
      • Экономики и управления
      • Профком работников
      • Профком студентов
      • Центр ‘Модуль’ СмолГУ
      • Физико-математическая школа СмолГУ
      • Социально-психологический центр
      • Школа изобразительного искусства и дизайна
      • Ученый совет
      • Закупки СмолГУ
      • Абитуриентам
      • Международный отдел
      • Новости университета
      • Антитеррор
      • Противодействие коррупции
      • СмолГУ в СМИ
      • Прямая линия с ректором
      • Управление по связям с общественностью
      • Научно-методический центр сопровождения педагогических работников
      • Журнал ‘Известия Смоленского государственного университета’
      • Журнал ‘Региональные исследования’
      • Журнал ‘Туризм и региональное развитие’
      • Научно-образовательные центры
      • Диссертационные советы
      • Прикрепление лиц для подготовки диссертаций
      • Отдел сопровождения НИР
      • Студенческое научное общество
      • Гранты, конкурсы, премии, стипендии, мероприятия
      • Научный проект при поддержке Российского научного фонда
      • Национальный проект «Наука и университеты»
      • Стоимость обучения в СмолГУ по договорам
      • Комиссия по переводу студентов с платного обучения на бесплатное
      • Сведения о распределении стипендиального фонда
      • Гранты Президента Российской Федерации
      • Нормативные акты о студенческом общежитии
      • Внеучебная работа
      • Рейтинг преподавателей СмолГУ
      • Военный учебный центр

      Лабораторное руководство Упражнение № 8

      Лабораторное руководство Упражнение № 8

      9

      6 2 9 0

      Wayne’s Word Индекс Примечательные растения Lemnaceae Биология 101 Ботаника Поиск
      Шаблоны жизненного цикла
      Человек, мох, папоротник, цветковое растение, сравнение и бесполое
      Оплодотворение, митоз и мейоз
      Оплодотворение (сингамия) — это слияние двух гаплоидных гамет (сперматозоида и яйцеклетки) с образованием диплоидной (2n) зиготы. Так число хромосом в жизненном цикле меняется с гаплоидного (n) на диплоидное (2n). Двужгутиковые сперматозоиды на приведенной выше иллюстрации характерны для мхов. Сперматозоиды человека имеют один жгутик.

      Митоз — это деление гаплоидной (n) или диплоидной (2n) клетки на две дубликаты дочерних клеток. В строгом определении митоз (кариокинез) относится к делению ядра на два двойных ядра, каждое с идентичным набором хромосом. Цитоплазматическое деление или цитокинез включает борозду деления в клетках животных и клеточную пластинку в клетках растений. Примером клеточного деления в гаплоидных клетках является самец медоносной пчелы (трутневой пчелы), который развивается из гаплоидного неоплодотворенного яйца.
      См. Митоз в упражнении № 2
      Кроссворд «Жизненные циклы»

      Мейоз — это особый вид деления клеток, при котором число хромосом уменьшается вдвое. Так число хромосом в жизненном цикле изменяется от диплоидного (2n) до гаплоидного (n). У человека единственными клетками, которые подвергаются мейозу, являются материнские клетки яйцеклеток (ооциты) в яичниках и материнские клетки сперматозоидов (сперматоциты) в яичках. Образование яйцеклеток и образование сперматозоидов называют оогенезом и сперматогенезом. У цветковых растений мейоз происходит в материнских клетках мегаспор (мегаспороцитов) в семязачатках завязей и в материнских клетках микроспор (микроспороцитах) в пыльниках тычинок. В первом делении (синие клетки на приведенной выше иллюстрации) гомологичные дублеты хромосом отделяются друг от друга, поэтому они больше не образуют пар. Во втором и последнем делении хроматиды каждой удвоенной хромосомы отделяются друг от друга, образуя гаплоидные гаметы. Во время первого и второго делений мейоза может происходить нерасхождение, как показано на следующей иллюстрации.
      Подробная информация о 1-м и 2-м делениях мейоза
      Мейоз, бессемянные плоды и партеногенез

      При нормальном сперматогенезе образуются сперматозоиды, несущие X и Y. Если сперматозоид, несущий Х, соединяется с яйцеклеткой, несущей Х, в результате получается зигота женского пола (ХХ). Если сперматозоид, несущий Y, соединяется с яйцеклеткой, несущей X, в результате получается мужская зигота (XY). Иногда хромосомы X и Y не разделяются должным образом во время первого деления (анафаза I) или второго деления (анафаза II) во время сперматогенеза, явление, известное как нерасхождение. Нерасхождение может привести к сперматозоидам, которые несут дополнительную X или дополнительную Y-хромосому, например, сперматозоиды с XX, сперматозоиды с XY и сперматозоиды с YY. Если эти сперматозоиды соединяются с яйцеклеткой, несущей Х, результат может быть XXX (синдром тройного X), XXY (синдром Клайнфельтера) или XYY (синдром XYY). Хромосомные аномалии XXX и XXY также могут быть результатом яйцеклетки, несущей XX.

      На следующей диаграмме нормальный сперматогенез сравнивается со сперматогенезом с нерасхождением в мейозе I (анафаза I) и нерасхождением в мейозе II (анафаза II). Если удвоенные X- и Y-хромосомы перемещаются в одну и ту же клетку в мейозе I, каждая из образующихся гамет будет содержать одиночные X- и Y-хромосомы. Если мейоз I протекает нормально, а в мейозе II происходит нерасхождение, когда хроматиды расходятся, можно получить гаметы, содержащие две одиночные Х-хромосомы, и гаметы, содержащие две одиночные Y-хромосомы:


      Примечание. В следующих жизненных циклах все, что выше линии
      , является диплоидным (2n), а все, что находится ниже красной линии, является гаплоидным (n)
      Обобщенный образец жизненного цикла для животных и растений. Растение определяется здесь как многоклеточный организм, имеющий корни, стебли и листья (Царство Plantae). Царство растений также включает несосудистые мхи и печеночники без настоящих корней, стеблей и листьев.

      Жизненный цикл человека
      В жизненном цикле человека (и в жизненном цикле большинства многоклеточных животных) единственными гаплоидными клетками являются сперматозоиды и яйцеклетки. От зиготы до диплоидных материнских клеток внутри половых органов все клетки являются диплоидными с двумя наборами хромосом. Кроме того, большинство многоклеточных животных являются раздельнополыми видами с отдельными мужскими и женскими особями в диплоидной популяции. Некоторые виды растений также являются двудомными, в том числе ивы, тополя, финиковые пальмы, инжир и марихуана.

      Жизненный цикл мха
      Жизненный цикл мха . Мхи принадлежат к отделу Bryophyta, для которого характерны несосудистые растения с зародышами, развивающимися внутри многоклеточных женских половых органов, называемых архегониями. Доминирующей (заметной) частью жизненного цикла является гаплоидный листовидный гаметофит. Диплоидный спорофит состоит из стебля, несущего спорангии, который растет непосредственно из гаметофита. Материнские клетки спор внутри спорангиев подвергаются мейозу, образуя многочисленные гаплоидные споры, которые падают на землю, как крошечные пылинки. Поскольку спорофит не содержит хлорофилла, он полностью зависит от автотрофного (фотосинтетического) гаметофита в плане воды, минералов и углеводного питания. Следовательно, спорофит мха гетеротрофен и паразитирует на гаметофите. Большинство моховых гаметофитов раздельнополые, с отдельными мужскими и женскими особями в популяции. Гаметофиты образуются «мужскими» и «женскими» спорами. У мхов есть примитивный метод оплодотворения, который включает подвижную двужгутиковую сперму, которая плавает в воде, чтобы достичь яйцеклетки на женских растениях.

      Некоторые лишайники внешне напоминают издалека мхи, особенно кустистые (ветвистые) лишайники, растущие на ветвях и стволах деревьев. Лишайники — это, по сути, грибы, содержащие симбиотические клетки водорослей. Фотосинтезирующие водоросли обеспечивают углеводное питание для гриба, в то время как гриб обеспечивает защитное место для клеток водорослей, чтобы они могли процветать в враждебной среде. Поскольку отношения или «брак» выгодны обоим партнерам, этот конкретный пример симбиоза классифицируется как мутуализм.

      См. Классификацию растений
      Перейти к разделу растений Мохообразные
      См. Фото мхов и печеночников
      Перейти к статье о скальных лишайниках
      См. Лишайники: идеальный брак природы

      Жизненный цикл папоротника
      Жизненный цикл папоротника . Папоротники принадлежат к отделу Pterophyta, для которого характерны сосудистые растения с листьями (вайями), возникающими из подземных ползучих корневищ. У древовидных папоротников листья образуются на определенном деревянистом стволе. Доминирующей (заметной) частью жизненного цикла является диплоидный листоносный спорофит. На нижней стороне листьев ряды коричневых сорусов. Каждый сорус состоит из скопления спорангиев и часто покрыт тонким внешним слоем, называемым индузием. Некоторые папоротники, такие как Polypodium и Циртомиум не содержит индузия. Папоротники классифицируют по расположению сорусов и форме индузиев. Сорусы и индузии внешне напоминают нашествие щитовок, а некоторые люди даже опрыскивают свои папоротники! Материнские клетки спор внутри спорангиев подвергаются мейозу, образуя многочисленные гаплоидные споры. По мере созревания спорангии раскрываются, высвобождая миллионы спор, которые падают на землю, как крошечные пылинки. Расщепление спорангиев вызывается толстостенным внешним поясом клеток, называемым кольцом. Когда клетки кольца высыхают, кольцо сжимается и разрывает спорангиальную стенку, тем самым рассеивая споры.

      Каждая спора прорастает и превращается в сердцевидный гаметогит (заросток), который меньше ногтя мизинца. Этот гаплоидный гаметофит несет мужские и женские половые органы (антеридии и архегонии). Что касается популяций гаметофитов, то папоротники обычно однодомны с мужскими и женскими половыми органами на одних и тех же гаметофитах. В отличие от однополых гаметофитов мха, гаметофит папоротника обоеполый. Как и у мхов, у папоротников примитивный метод оплодотворения, при котором многореснитчатые сперматозоиды плывут по воде, чтобы добраться до яйцеклетки. Гаметофиты и спорофиты папоротников являются фотосинтезирующими и автотрофными.

      Фото гаплоидного папоротника Gametophyte
      Перейти к разделу растений Pterophyta
      Папоротниковоподобные саговники с гигантскими сперматозоидами
      Фотографии папоротников и их родственников
      Фотографии гавайских древовидных папоротников
      Чешуйчатое насекомое по имени Плерп

      Жизненный цикл цветкового растения
      Цикл цветения растений. Цветковые растения (покрытосеменные) относятся к отделу сосудистых растений Anthophyta. Как и папоротники, диплоидный спорофит состоит из травянистого или древесного растения с корнями, стеблями и листьями. В отличие от папоротников цветковые растения производят репродуктивные органы, называемые цветами, и плоды, несущие семена. Термин покрытосеменные происходит от ангио (сосуд) и сперма (семя), имея в виду сосуды с семенами (контейнеры), называемые плодами. Цветки могут быть однополыми или обоеполыми, в зависимости от того, содержат ли они только один тип полового органа (мужские тычинки или женские пестики), или же они содержат и тычинки, и пестик в одном цветке. Виды с отдельными мужскими и женскими цветками на одном растении называются однодомными, в том числе и дубы (9).0008 Quercus ), ольха ( Alnus ) и грецкий орех ( Juglans ). Виды с отдельными мужскими и женскими цветками на отдельных особях называются раздельнополыми, включая ивы ( Salix ), тополя ( Populus ), финиковые пальмы ( Phoenix ), некоторые инжиры ( Ficus ) и марихуану ( Cannabis ). ). На следующем рисунке показан типичный обоеполый цветок:

      На приведенном выше рисунке обоеполого цветка «женский» пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Простой пестик состоит из одного плодолистика, а сложный пестик состоит из нескольких сросшихся плодолистиков. Плодолистики на самом деле представляют собой модифицированные листья, которые можно легко увидеть, когда некоторые плоды высыхают и расщепляются. Например, коробочка плода или семени хлопчатника состоит из пяти плодолистиков, а коробочка юкки состоит из трех плодолистиков. Некоторые ботаники предпочитают использовать термин гинецей вместо пестика. Этот термин также применяется к цветкам с несколькими пестиками, каждый из которых состоит из отдельных и отдельных плодолистиков. «Мужская» тычинка состоит из пыльника, несущего пыльцу, и нити (стебель). Некоторые цветы, такие как виды эвкалипта и кактуса, имеют буквально сотни тычинок. Однополые цветки бывают тычиночными (с одной или несколькими тычинками) или пестичными (с одним или несколькими пестиками). Различия в размере, окраске, количестве и расположении цветочных частей в цветках разных семейств растений просто ошеломляют.

      См. Замечательное разнообразие цветковых растений

      Материнские клетки микроспор в пыльцевых мешочках пыльников подвергаются мейозу с образованием гаплоидных микроспор. Каждая микроспора завершает мейоз I и мейоз II, в результате чего образуется тетрада из четырех микроспор. Эти гаплоидные микроспоры превращаются в пыльцевые зерна. Гаплоидное ядро ​​внутри каждой микроспоры делится на трубчатое ядро ​​и генеративное ядро, прежде чем оно станет зрелым пыльцевым зерном. Пыльцевые зерна высвобождаются на этой двуядерной стадии и переносятся ветром, насекомыми или водой к восприимчивой женской части цветка, называемой рыльцем. Часть пыльцевых зерен осыпается на 3-ядерной стадии, после того как генеративное ядро ​​разделилось на два ядра спермия.

      Примечание. Согласно Питеру Рэйвену ( Biology of Plants , 1992), пыльцевое зерно лилии ( Lilium ) состоит из двух клеток, причем веретенообразная генеративная клетка содержится в цитоплазме более крупной трубчатой ​​клетки. По данным Raven (1992), зрелые пыльцевые зерна канифоли ( Silphium ) содержат два нитевидных спермия, взвешенных в цитоплазме более крупной трубчатой ​​клетки. Сперматозоиды имеют лишь небольшое количество цитоплазмы и не имеют жгутиков. У доктора Рэйвена есть несколько убедительных фотоизображений, показывающих клеточную конфигурацию пыльцевых зерен.

      В процессе опыления пыльца с тычинки переносится на рецептивное рыльце пестика. При самоопылении пыльца переносится с тычинок на пестик того же цветка или между цветками одного и того же растения. При перекрестном опылении пыльца переносится с пыльника растения А на рыльце пестика другого растения Б. Пыльца переносится насекомыми, ветром и водой. Цветы, опыляемые насекомыми, обычно сильно пахнут яркими лепестками и сладким нектаром. Цветы не всегда благоухают, особенно в случае цветков-падальщиков, которые пахнут гниющей плотью и привлекают опылителей мух и жуков (см. ссылку о вонючих цветах ниже). Цветы, опыляемые ветром, обычно производят огромное количество пыльцы и являются причиной сенной лихорадки у аллергиков. Трава для серфинга ( Phyllospadix ), морское покрытосеменное растение, произрастающее в каменистой приливной зоне южной Калифорнии, представляет собой двудомный вид с лентовидными пыльцевыми зернами, переносимыми течениями и грохотом прибоя. Тычинки и пестики обоеполых цветков часто созревают в разные промежутки времени. Эта стратегия способствует перекрестному опылению. Цветы, у которых женское рыльце восприимчиво до того, как пыльники выпустят пыльцу, называются протогинными, включая вольфию (самое маленькое цветковое растение в мире) и инжир. Цветки, у которых пыльник высвобождает пыльцу до того, как рыльце становится восприимчивым, называются протандрическими. У обоих типов цветков перекрестное опыление обычно происходит между разными растениями, у которых рыльца и пыльники одновременно воспринимают и выделяют пыльцу.

      Цветковые растения и опыление

      См. Удивительное разнообразие цветковых растений
      Вольфия: самое маленькое цветковое растение в мире
      Вонючие цветы, привлекающие мух и жуков
      См. Инжир Калимирна, опыляемый осой
      См. Морское покрытосеменное растение, называемое серф-травой
      См. Сексуальность растений и политическая корректность

      Взаимоотношения насекомых и цветов

      Юкка и симбиотическая бабочка юкка
      Смертоносный дурман (дурман) и его бабочка
      Коралловые деревья (эритрина) и колибри
      Вид калимирнского инжира, опыляемого осой
      Вонючие цветы (цветы-падальщики), привлекающие мух

      За опылением следует еще одно событие, называемое оплодотворением. При посадке на подходящее рыльце двуядерное пыльцевое зерно (содержащее трубчатое ядро ​​и генеративное ядро) прорастает и образует пыльцевую трубку, которая прорастает вниз через столбик в завязь, где проникает в семязачаток через отверстие в стенке семязачатка, называемое завязью. микропиле. Рост пыльцевой трубки контролируется ядром трубки, которое занимает дистальный конец пыльцевой трубки. В это время генеративное ядро ​​делится на два ядра спермия, так что зрелый мужской гаметофит состоит из пыльцевого зерна и удлиненной пыльцевой трубки, содержащей три гаплоидных ядра. [Примечание: если вы считаете, что пыльцевое зерно состоит из двух клеток, то зрелый мужской гаметофит состоит из трех клеток: удлиненной одноядерной трубчатой ​​клетки или пыльцевой трубки, содержащей две крошечные сперматозоиды.] Внутри семязачатка находится женский гаметофит или зародышевый мешок, содержащий семь клеток и восемь ядер. Каждая клетка имеет одно гаплоидное ядро, за исключением материнской клетки эндосперма, которая содержит два гаплоидных полярных ядра. Цветковые растения демонстрируют уникальное явление, известное как двойное оплодотворение с участием двух сперматозоидов из пыльцевой трубки. Достигнув зародышевого мешка (внутри яйцеклетки), сперматозоид № 1 сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу (n + n = 2n). Сперматозоид № 2 сливается с двумя полярными ядрами (внутри материнской клетки эндосперма) с образованием триплоидного эндосперма (n + n + n = 3n). Зигота развивается в зародыш, а эндосперм превращается в питательную ткань, окружающую зародыш. Все это происходит внутри семязачатка, который увеличивается в размерах и становится зрелым семенем. Два внешних слоя семязачатка (называемые покровными слоями) становятся семенной оболочкой. Завязь также увеличивается и превращается в плод. Созревшие завязи (называемые плодами) могут быть мясистыми или сухими, в зависимости от вида. Плоды могут разноситься ветром, морской водой или автостопом по шерсти животных. По следующим ссылкам представлен краткий обзор основных видов фруктов, некоторых фруктов-рекордсменов и увлекательных методов распространения семян и плодов. Мексиканская прыгающая фасоль включена сюда, потому что на самом деле это сухой фрукт, который распадается на три части. Некоторые из этих отделов (плодолистиков) содержат небольшое круглое семя, но отделы, которые вращаются, казалось бы, вечным движением, на самом деле содержат крепкую личинку прыгающей бобовой моли 9.0123

      Виды плодов и их распространение

      Идентификация типов фруктов
      См. Самый большой фрукт в мире
      См. Самый маленький фрукт в мире
      См. Ботанические рекордсмены
      Распространение плодов и семян в океане
      Распространение плодов и семян ветром
      Двойное оплодотворение и зародыш кокоса
      Распространение дурнишников автостопом
      Замечательные мексиканские прыгающие бобы
      Замечательные калифорнийские прыгающие галлы
      Разгон когтей дьявола путем автостопа
      Сравнение прыгающих бобов и прыгающих галлов
      Разгон лучших фруктов автостопщика


      Сравнение жизненного цикла

      Краткое изложение чередования диплоидных и гаплоидных фаз в жизненных циклах ботаников.

      Общая эволюционная тенденция (слева направо) заключается в постепенном увеличении фазы диплоидного спорофита и уменьшении фазы гаметофита. У нитчатых зеленых водорослей ( Spirogyra ) и черной хлебной плесени ( Rhizopus ), единственная диплоидная часть жизненного цикла — это зигота или спящая зигота (зигоспора), в то время как все тело водоросли или гриба (таллом) является гаплоидным. У мхов диплоидная фаза состоит из спорангиев и стебля, вырастающего из гаплоидного женского гаметофита. У папоротников и цветковых растений все лиственное растение диплоидно. Гаплоидный гаметофий папоротника редуцирован до небольшого сердцевидного заростка. У цветковых растений гаплоидный гаметофит сильно редуцирован и состоит из двух микроскопических структур: семиклеточного восьмиядерного зародышевого мешка, содержащего яйцеклетку и материнскую клетку эндосперма, и пыльцевого зерна плюс пыльцевая трубка, содержащая 3 ядра, два из которых сперматозоиды, проникающие в зародышевый мешок при оплодотворении. Оказавшись внутри зародышевого мешка, сперматозоид № 1 соединяется с ядром яйцеклетки, образуя зиготу, а сперматозоид № 2 соединяется с двумя полярными ядрами внутри материнской клетки эндосперма, образуя эндосперм. Зигота становится зародышем семени, а эндосперм развивается в питательную ткань, окружающую зародыш. Вся яйцеклетка, содержащая зародышевый мешок, становится семенем. Наружная стенка семязачатка (состоящая из двух слоев, называемых интегументом) становится семенной оболочкой. Иллюстрация из лабораторного руководства и рабочей тетради Biology 100, написанная В. П. Армстронгом, Burgess International Group, Inc., 19.88.


      Вегетативное размножение растений

      Многие виды растений размножаются бесполым путем, без гамет. Они просто клонируют себя путем образования луковиц, клубнелуковиц, клубней, корневищ, побегов, турионов, проростков и «детенышей». В семействе рясковых (Lemnaceae) дочерние растения образуются вегетативно в почковидных мешочках. Каждое «материнское растение» дает до десятка дочерних растений в течение своей жизни в 1-2 (и более) месяца. Дочерние растения повторяют историю почкования своих клональных родителей, что приводит к экспоненциальному росту. Было подсчитано, что индийский Wolffia microscopica может размножаться бесполым путем путем почкования каждые 30 часов при оптимальных условиях выращивания. По истечении 4 месяцев это приведет к тому, что около 1 нониллиона растений (1 с 30 нулями) будет занимать общий объем, примерно равный планете Земля. Некоторые из этих методов обсуждаются в вегетативной терминологии по следующим ссылкам:

      Вегетативная терминология, часть 1
      Вегетативная терминология, часть 2
      Вегетативная терминология, часть 3
      Домашняя страница семьи ряски
      При помещении в плодородную горшечную почву листья африканской фиалки ( Saintpaulia ionantha ) легко дают новые ростки по краям листьев. Хотя этот представитель семейства геснериевых (Gesneraceae) из прибрежной Танзании имеет пушистые листья, он не приспособлен к засушливым условиям. Он хорошо растет как комнатное растение или в хорошо дренированных, влажных местах с частичным солнцем. Другие растения, которые несут проростки вдоль краев листьев, относятся к «воздушным растениям» (9).0008 Kalanchoe pinnata = Bryophyllum pinnatum ) и «материнский папоротник» ( Asplenium bulbiferum ). Иногда термин живородящие используется для растений, дающих живых детенышей.
      Увидеть замечательную мать-папоротник

      Вернуться на домашнюю страницу Biology 100
      Вернуться на домашнюю страницу WAYNE’S WORD
      Вернуться на страницу ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ
      Перейти на страницу биологии GEE WHIZ TRIVIA
      Перейти на страницу ОНЛАЙН-страница РЯСКИХ

      Все текстовые материалы и изображения на этих страницах защищены авторским правом © W. P. Армстронг

      Разница между узлом и междоузлием

      Ключевое различие между узлом и междоузлием состоит в том, что узел представляет собой точку на стебле, где берет начало лист, почка или ветвящаяся ветка, а междоузлие представляет собой расстояние или площадь между ними. два соседних узла.

      Стебель – одна из основных частей растения. В стебле растения мы можем видеть узлы и междоузлия. И узлы, и междоузлия являются важными структурами для удерживания листьев, фотосинтеза, ветвления и определения высоты растения.

      СОДЕРЖАНИЕ

      1. Обзор и ключевые отличия
      2. Что такое узел
      3. Что такое междоузлие
      4. Сходства между узлом и межузлом
      5. Сравнение бок о бок — узел и междоузлие в табличной форме
      6. Резюме

      Что такое узел?

      Узел — важная часть стебля растения. Это точка на стебле, где берет начало лист, почка или ветвящаяся ветка. У хвойных узлы расположены очень близко друг к другу. Следовательно, листья выглядят как плотные листья или грозди. Когда узлы сближены, длина междоузлия становится короткой. Листья — это части растения, которые осуществляют фотосинтез и производят пищу для всего растения и других гетеротрофов, таких как мы. Следовательно, растениям нужно больше листьев, и листья должны быть правильно направлены к солнечному свету, чтобы захватывать больше света в дневное время. Следовательно, узлы важны для образования листьев, а также для удержания листьев в вертикальном положении для захвата света и предотвращения дыхания.

      Рисунок 01: Узел

      Кроме того, количество листьев, растущих в узле, зависит от вида растения. Но один лист на узел — самый распространенный способ. В узлах растений наблюдается большая клеточная активность. Определить узел на растении легко, так как на узле могут быть шрамы или лист, или почка, или ветвь.

      Что такое междоузлия?

      Междоузлие — это участок стебля, расположенный между двумя соседними узлами. Длина междоузлия различна у разных видов растений. Кроме того, количество междоузлий также варьируется у разных видов растений. Длина вместе с количеством междоузлий определяет высоту растения.

      Рисунок 02: Междоузлие

      Если количество листьев одинаково у высокого растения и у карликового растения, переменным признаком является длина междоузлия. Длина междоузлия у высокого растения больше, чем у карликового. Длина междоузлия уменьшается по окончании вегетационного периода. В междоузлиях клетки имеют свойство удлиняться и увеличивать высоту растения.

      В чем сходство между узлом и междоузлием?

      • И узлы, и междоузлия являются важными структурами стебля растения.
      • Клетки в обеих частях имеют максимальную активность.
      • Обе конструкции влияют на высоту растения.

      В чем разница между узлом и междоузлием?

      Узел и междоузлие — две разные части стебля растения. Узел — это место, где берут начало листья, почки или ветвящиеся веточки, а междоузлие — это область между двумя последовательными узлами. В этом ключевое различие между узлом и междоузлием. Кроме того, учитывая их важность для растения, узел — это место, где берут начало листья, почки, ветвящиеся веточки, а также узлы помогают растению подвергать листья солнечному свету. С другой стороны, междоузлия важны для растения, чтобы поддерживать и определять его высоту.

      На приведенной ниже инфографике представлена ​​более подробная информация о разнице между узлами и междоузлиями.

      Резюме — узел против междоузлия

      Узел — это точка прикрепления листа или ветки на стебле у растений. Это небольшая зона роста в растении. Междоузлие — это область между двумя последовательными узлами. Клетки междоузлий обладают способностью удлиняться. Количество узлов и междоузлий зависит от вида растения. У некоторых видов растений от узла отходят два или более листа, но чаще всего по одному листу на узел. Длина междоузлия варьируется у разных видов растений и определяет высоту растения. В этом разница между узлом и междоузлием.