Обществознание 1.4

 


1. Информационные революции.
2. Характеристика общественного развития на современном этапе
3. Экономика постиндустриального общества


 

Считается, что на протяжении своей истории человечество пережило несколько так называемых информационных революций. В основе всех изменений лежит тот или иной формат представления, хранения и передачи информации.

Первая информационная революция — связана с появлением речи. Она является основой коммуникации людей.

Речь появилась в результате совместной деятельности людей. Её появление было неизбежным, так как количество информации, которую ис-пользовали люди, резко выросло по сравнению с миром животных.

Развитие речи привело к возможности более точной передачи информации в результате обретения названий предметов, животных, растений, а также разнообразных действий и состояний.

Речь позволила создать осознанную модель мира

, и если труд создал человека, то человека разумного – homo sapiens – создала речь.

Речь – это, прежде всего, трансляция (перевод) мысли на язык взаимодействий в окружающей среде (т.е. основное средство для осуществления коммуникации).

Большинство ученых согласны с тем, что этот перевод осуществляется человеком неосознанно, он изначально встроен в общую модель окружающего мира, формирование которой происходит у человека до трех лет.

Появление речи как основного элемента коммуникации принесло решение проблемы передачи смысла только в простейших, однозначных ситуациях, так как преобразование мысли в речь всегда сопровождается информационными потерями

.

Попробуйте самстоятельно определить: что такое информационные потери и почему они постоянно происходят? Оцените степень информационных птерь при передачи одной и той же информации (содержание урока), например, преподавателем и студентом.

Рис. 1. Появление символической речи

Однако, несмотря на важность речи, она обладала и недостатками:
— проблемность предоставления информации в описании пространственного сюжета
— в случае длительного хранения информации.

Это привело к появлению рисунков, дополняющих и иллюстрирующих речь и одновременно, что очень важно, обеспечивающих длительное хранение информации.

Информация предоставлялась и хранилась на другой основе (не передающейся в вербальной форме).


 

Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению не только в процессе личного общения, а также хранения, редактирования и дополнения информации.

Рис. 2. Письменный свиток обладал
громадным объемом информации по

сравнению с рисунком

Создание письменности проходило по двум основным направления:
— создание кода для изображения звуков на Западе
— создание кода для изображения понятий на Востоке.

Рис. 3. Код для звуков (Западный мир) и код
для понятий
(мир Востока)

Именно письменность обозначила то, что принято называть первой информационной революцией в истории развития человеческой цивилизации.

Письменность обеспечила сохранение и распространение накопленных поколениями знаний и упорядочила информационный обмен в обществе, что привело к организации новой информационной структуры, позволяющей создавать, хранить и передавать информацию.


Появление письменности (текста) еще больше снизило возможности адекватного представления и восприятия мысли, так как информация (мысль) претерпевает двойное преобразование – сначала мысль формулируется в виде законченного высказывания (фразы), а затем эта фраза записывается.

Кроме того, читатель записанного текста, в свою очередь, также должен уметь его прочитать (раскодировать) и перевести в последовательность мыслительных образов, которые сформированы на основе его индивиду-ального предыдущего опыта и знаний.

Однако в письменной речи невозможно передать многие вербальные и невербальные компоненты общения, которые при непосредственном контакте реализуются в звучании речи, жестах и мимике.


 

Рис. 4. Появление печатного станка Иоганна Гуттенберга

Третья информационная революция (середина XV в.) вызвана изобретением в 1440 г. Иоганном Гутенбергом книгопечатания, которое вновь радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

У достаточно большого количества людей появилась возможность получать и хранить информацию (книги, газеты). В связи с этим существенно выросла роль образования, так как успехи индивида стали напрямую зависеть от грамотности.

В Российской истории успехи и широкие возможности кногопечатания связаны с достижениями Ивана Фёдорова, жившего в XVI веке.

На то, чтобы напечатать первую книгу, у Ивана Фёдорова ушло целых 11 месяцев.

Жизнь Ивана Фёдорова, как отмечено в его биографии, осложняли натянутые отношения с духовенством, которое выступало против печатного дела, возможно, потому, что печатные станки грозили существенно снизить стоимость литературы и лишить заработка монахов-переписчиков, копировавших книги вручную.


 

Четвертая информационная революция (конец XIX в.) обусловлена тем, что люди научились получать и использовать электричество, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио и телевидение, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом (наограниченном) объеме.

Вначале радио и телефон, а позже телевидение позволили окунуться индивиду в совершенно другой мир общения

. Сегодня они естественны для многих людей, которые не мыслят своего существования без них.

Появление средств массовой информации обеспечило оперативное и массовое дистанционное предоставление информации большим массам людей. Все это привело к формированию нового типа информационного мышления, изменению представлений человека об окружающем мире.


 

Пятая информационная революция (1950-е гг.) связана с изобретением и активным использованием компьютера.

Рис. 5. Появление компьютеров

• выросла скорость передачи информации;
• уменьшение размеров всех узлов и устройств;
• создание программно-управляемых устройств и процессов;
• изобретение технологии передачи информации посредством цифровых кодов.

Создание ЭВМ и развитие телекоммуникаций обусловило появление виртуального пространства, которое сегодня существует параллельно с реальной действительностью и во многом ее заменяет.

С возникновением сети Интернет сложилось единое информационное пространство, обеспечивающее доступность и интеграцию информационных ресурсов.

Информация стала самым ценным товаром массового спроса. Вопрос о том, насколько успешен человек в этом обществе, зависит от уровня его информационной культуры, т.е. степени приобщения к виртуальному социуму. Человек сегодня не только создает виртуальную реальность, но и живет в ней.

Информационные процессы приобрели новые, до сих пор не известные человеческому обществу, качества:
— информационный обмен в большей степени, чем все остальные виды деятельности, способствует отношениям сотрудничества между людьми
— потребление информации ведет не к ее уменьшению, но, наоборот, к росту глобального информационного ресурса.

Развитие наукоёмких технологий не только решает множество старых проблем, например накопление и сохранение полученных ранее данных, но и порождает новые. Одна из них связана с информационной перегрузкой людей.

Рис. 6. Эпоха глобального роста количества информации

Специалисты ожидали, что ежегодный рост производства информации составит 10%, но реально он превысил запланированные цифры.

Однако рост же ежегодного потребления информации, составляет лишь 3%.

Оказалось, что более половины производимой информации идёт «в корзину», потому что у людей не хватает времени на её потребление.

Наряду с положительными результатами компьютерной информационной революции она породила очень много этических, правовых, психологических, социальных и других проблем.

Таким образом, появление новых форм информационного взаимодействия обусловлено потребностями общества. Все это привело к очередной информационной революции, призванной обеспечить переход к новому этапу в развитии общества. Этот новый этап остро нуждается в осмыслении и понимании его последствий для всего человечества.

В середине XIX века французский философ Огюст Конт, родоначальник научного течения – позитивизм — предложил рассматривать общественный прогресс как последовательные стадии развития, основанные на экономических достижениях:
— традиционное общество
— доиндустриальное общество
— индустриальное общество

Рис. 7. Элвин Тоффлер

Теорию Конта признают и сегодня, однако считают ее несколько устаревшей. Современные неопозитивисты, как их принято называть, выделяют более уточненные этапы развития общества:
— доиндустриальное общество
— индустриальное общество
— постиндустриальное общество

Таким образом, если говорить о человечестве как о едином сообществе, то сегодняшнее общество находится на стадии постиндустриального развития.

Основоположниками концепции постиндустриального общества являются Дэниэл Белл и Элвин Тоффлер.

Постиндустриальное общество представляет собой общество, в котором на первое место выдвигается сфера услуг, происходят серьезные сдвиги:
— в экономике – преобладание сферы услуг над сферой производства;
— в технологии ведущую роль играют отрасли промышленности, основанные на научной организации труда.

В постиндустриальном обществе изменяется характер социальной структуры, осуществляется переход от общества товаропроизводителей к информационному обществу, или обществу знаний.

В постиндустриальном обществе социальные отношения основываются на знаниях:
— возникают новые отношения между наукой и технологией;
— прогресс общества определяется успехами в области знания.

Следует различать понятия: постиндустриальное и информационное общество.

Общество, в котором живет сегодня человечество, принято называть информационным. Оно пришло на смену постиндустриальному. Особенностью информационного общества является то, что для его жизнедеятельности очень важна роль информации – она выше, чем роль вещества или энергии.

Термин «постиндустриальная экономика» применяется для обозначения общества, пришедшего на смену индустриальному. Нынешний этап развития экономики ученые называют по-разному – «новой экономикой», «информационной экономикой», «инновационной экономикой», «нано-экономикой», «е-экономикой», «сетевой экономикой», «экономикой, основанной на знаниях».

Под «новой экономикой» понимают «экономику высокотехнологичных отраслей.

Предпосылками перехода к новой экономике выступили четыре фактора:
 либерализация рынков
 глобализация рынков
 усиление мобильности капитала
 глобализация цифрового пространства как единой коммуникационной сети.

Термин информационная экономика появился в 1970–1980 гг. Понятие основано на все возрастающей роли информации и знаний в производстве товаров и услуг. Это дало основание ввести понятие «информационное общество» – это общество, в котором качество жизни всё в большей степени зависят от информации и ее использования.

Почва, на которой выросла экономика знаний, была подготовлена тремя революциями:
промышленной революцией (1750–1880), когда знания были использованы для производства товаров и услуг,
производственной революцией (1880–1945), когда знания применялись для совершенствования производственных процессов и роста производительности труда;
управленческая революция (1945–настоящее время), когда организации используют знания для «совершенствования знаний.

Экономика знаний отличается от предыдущего этапа развития прежде всего тем, что в производстве ВВП велика доля сферы услуг. Так, в США удельный вес сектора услуг в производстве ВВП составляет около 80%, а в России – свыше 50%.

Экономика знаний базируется на четырех столпах:
системе образования,
информационной и телекоммуникационной инфраструктуре,
эффективной системе инноваций
институциональном режиме.

Специалистами Всемирного банка был предложен так называемый индекс экономики знаний (KEI) – условный показатель, на основании которого можно установить уровень экономики знаний в определенной стране и выявить тенденцию развития экономики. Методика расчета индекса KEI основана на оценке 148 параметров.

Например, индекс системы образования рассчитывается на основании учета следующих показателей:
 уровень грамотности среди взрослого населения,
 степень профессиональной подготовки сотрудников,
 качество образования в области естественных наук и математики,
 доступ к Интернету в учебных заведениях,
 государственные расходы на образование в процентах от ВВП,
 процент работников с профессионально-техническим образованием
 количество поступивших в вузы
 уровень использования Интернета в бизнесе
 наличие электронных государственных услуг
 стоимость услуг Интернета
 количество пользователей Интернета на 1000 человек
 количество телефонов на 1000 человек
 количество компьютеров на 1000 человек
 численность домохозяйств, имеющих телевизор
 уровень международного обмена по сети Интернет.

Smart (интеллектуальной) экономике присущи специфические черты:


1. Происходят существенные структурные изменения в экономике, выражающиеся в сдвиге в сторону сферы услуг.
2. Главным экономическим ресурсом становятся информация и знания, т.е. интеллектуальные ресурсы.
3. Увеличиваются затраты на интеллектуально емкие товары и услуги (финансовые услуги, развлечения, спорт, отдых, персональные компьютеры, мобильные средства связи, цифровую бытовую технику и т.п.).
4. Изменяется структура рынка труда: наблюдается рост интеллектуальных работников (knowledge workers).
5. Возникают новые формы организации экономической деятельности (элек-тронная торговля) и новые инструменты (электронные деньги, электронная подпись).
6. Происходит проникновение ИКТ во все сферы деятельности.

Итак, переход от одного системного уровня к другому вызывает качественное изменение всей экономической системы, при этом видоизменяются ее функции, направленность и вектор развития, культурные ценности, основы воспроизводственного процесса. Здесь речь идет не просто об адаптации элементов системы к изменяющимся условиями, а о радикальных преобразованиях системообразующих компонент, обеспечивающих движение на новый диалектический уровень.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 3
§ 4 стр. 28-35

Составление конспекта по плану:

1. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
2. Человек в системе экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1. Что обусловило появление речи на начальном этапе развития человека?
2. Сколько этапов прошел процесс информатизации к сегодняшнему дню?
3. Какими особенностями обладает современное (постиндустриальное и информационное) общество?

Что представляет собой информационная, компьютерная революция? / Справочник :: Бингоскул

Что представляет собой информационная, компьютерная революция?

добавить в закладки удалить из закладок

Содержание:

Информационная революция — это процесс, при котором происходят кардинальные изменения человеческой деятельности от старых подходов в пользу новых информационно-технологических решений.

Из курса истории все знакомы с термином «революция» — это кардинальная смена определенного уклада в пользу другого. Революции бывают разные. Например, исторические революции, когда  сменялась власть с применением оружия и «тихие» революции: письменная, индустриальная, энергетическая, технологическая и теперь информационная.

Термин «информационная революция» очень тесно связан с другими «информационными» терминами:

  • информационное общество;

  • информационные технологии;

  • информационное развитие;

  • информационный подход;

  • технологические решения;

  • интернет;

  • и др.

Информационная революция

В широком смысле, информационная революция — это процесс улучшения в области коммуникации и потребления информации у людей. За всю историю человеческого общества выделяют несколько информационных революций, каждая из которых дала свой «толчок» развитию коммуникации между людьми и обработки имеющейся информации. Любая из описанных ниже информационных революций принесла людям много нового и имеет огромное значение в сфере социального развития людей.

Итак, различают 5 этапов информационной революции. Мы с вами сейчас проходим пятый этап и живем уже в полноценном информационном обществе.

Информационная революция: этапы

  1. Первая информационная революция.  Эта революция охватывает очень широкий временной промежуток и связывают ее с появлением полноценной человеческой речи. То есть это тот период, когда люди научились не просто издавать непонятные звуки, а полноценно разговаривать между собой. Раньше, тогдашний человек лазил на дерево и что-то «угукал» — его никто не мог понять, чего он хочет. А с появлением речи он лазил на дерево и мог крикнуть «Идет тигр!» — тогда остальные люди из племени понимали, что нужно прятаться, чтобы сохранить свою жизнь.  Таким образом люди стали чаще обмениваться различной информацией, что способствовало их дальнейшему развитию и процветанию, а самое главное, у людей стало развиваться мышление. Люди стали не просто говорить, а осмысливать информацию, делить ее на правдоподобную и неправдоподобную, делиться ею, чтобы передавать свой собственный опыт следующим поколениям. То есть люди научились различать информацию: «Там тигр!» — это опасность, а «Там косуля!» — это потенциальная еда.

  2. Вторая информационная революция напрямую связана с письменностью. Люди научились говорить — это хорошо. Информация передавалась из уст в уста — это тоже хорошо. Но со временем объем устной информации стал расти и всю ее запомнить стало нереально. Такие проблемы «толкнули» людей к изобретению письменности, чтобы можно было фиксировать информацию и потом к ней возвращаться при необходимости. Так возникла письменность. И это, в первую очередь, повлияло  на коммуникацию между поколениями. Теперь можно было описывать все происходящее вокруг, описывать свои наблюдения, расчеты, предположения и т. д.

  3. Третья информационная революция относится ко времени, когда придумали книгопечатную машину. Письменность и умение писать — это прекрасно. Но такая технология ограничивалась скоростью «письма» конкретного писателя. Рукописи писали разные люди, на разных материалах. Для того чтобы размножить рукопись, нужно было ее переписывать руками — это очень трудно и требовало очень много времени. Помимо этого шел прогресс, люди развивались и объемы информации возрастали. Это привело к тому, что был изобретен печатный станок. Скорость печати увеличилась, теперь можно было фиксировать большие объемы информации. Но самое главное, можно было печатать образовательные книги для школ — тем самым продвигая доступность образования для людей. Книгопечатание принесло в жизнь людей новые стандарты, например в образовании, науке и медицине. С приходом книг информация распространялась быстрее и становилась более доступная.

  4. Четвертая информационная революция. Эту революцию соотносят с периодом изобретения электричества, телеграфа, радио и телефона. Проблему с фиксацией больших объемов информации люди решили — научились печатать книги. На тот момент в книгах можно было сохранить весь объем новой информации. Возможности книг было более чем достаточно. Но коммуникация через книги — это довольно долгий процесс: сначала книга созревала в чьей-то голове, потом рукопись или сразу печать, потом книга попадала в руки читателя. Этот процесс занимал несколько месяцев и даже лет. Это очень долго. Нужно было добавить скорость в передачи информации, потому что появилась такая информация, которая быстро теряла актуальность. Если ее заносить в книгу, то, пока книга выйдет, такая информация теряла свою ценность. Это подтолкнуло людей придумать инструменты для скоростного обмена информации: телеграф, радио, телефон, а потом и первое телевидение.

  5. Пятая информационная революция. Она началась с момента изобретения первых вычислительных машин и продолжается до сих пор. Настал момент, когда люди поняли, что книга может только сохранять информацию, а телеграф, телефон, радио и телевидение могут только быстро ее передавать. Но объемы информации растут, и появилась необходимость обрабатывать и хранить информацию. Именно эта потребность подтолкнула к изобретению вычислительных машин, которые помогают работать с информацией.

Пятая информационная революция

Эту революцию выделим отдельной частью в нашей статье, потому что мы сейчас ее проживаем. Она включает в себя довольно широкий период и много разных событий:

  • создание первых компьютеров;

  • создание первых персональных компьютеров;

  • запуск и развитие интернета;

  • проникновение информационных технологий в каждый дом на планете;

  • и др.

Динамичность и объем происходящих изменений в нашем с вами информационном обществе просто зашкаливает и не сравним ни с одной уже прошедшей информационной революцией.

Вы наверное заметили, что каждая информационная революция происходила из-за роста количества информации и потребности как-то с ней взаимодействовать. На сегодняшний день объемы информации растут в геометрической прогрессии, по примерным подсчетам объем информации растет в каждые два года в два раза. Таких темпов роста еще никогда не было, а эту информацию нужно как-то обрабатывать и как-то с ней взаимодействовать. Именно поэтому скорость информационно-технологического прогресса замечает каждый человек. Например:

  • лет 25 назад не было такой скорости и доступности интернета;

  • лет 15 назад не было сенсорных телефонов;

  • лет 10 назад не было телефонов и компьютеров с современными параметрами;

  • лет 5 назад не было такого массового использования искусственного интеллекта;

  • и т. д.

Таких вот свойств, которых «не было» раньше, каждый современный житель может привести  в огромном количестве. Все эти изменения — это и есть результат пятой информационной революции.

Заключение

Современная информационная революция приводит к формированию совершенно нового общества. Общество уже никогда не будет таким, как 30, 20 и даже 10 лет назад. Хорошо это или плохо, будет видно только со временем. Все информационные революции, которые уже свершились, принесли массу полезного для людей, хотя у них тоже были свои сторонники и противники.

Поделитесь в социальных сетях:

6 октября 2021, 19:19

Информатика

Could not load xLike class!



Информационная революция против. Промышленная революция

По мере того, как в конце 1990-х годов электронная коммерция становилась все более популярной, а Интернет, всемирная паутина и другие информационные технологии быстро изменили экономическую и социальную среду, многие аналитики, журналисты и ученые нашли время, чтобы поразмыслить над текущие преобразования и прорывы и поместить их в широкий исторический контекст. Плодом этих трудов стала концепция нынешней эпохи как информационной революции, родственной по своему историческому значению и влиянию предыдущим экономическим революциям, особенно промышленной революции.

Попытки теоретизировать новую экономическую и социальную эру — особенно ту, последствия которой еще предстоит полностью осознать — неизбежно породили широко разрозненные определения и характеристики информационной революции, не говоря уже о предсказаниях, рецептах и ​​уровнях энтузиазма. Возникает несколько ключевых вопросов: действительно ли информационная революция представляет собой историческую эпоху наравне с предыдущими революционными переходами? Каковы сравнительные черты и последствия информационной революции и промышленной революции? Как промышленная революция изменила ранее существовавшие концепции экономики, социальной организации, характера труда, культурных моделей и т. д.? Что нужно сделать, чтобы либо воспользоваться преимуществами информационной революции, либо — если кто-то придерживается иных теоретических убеждений — какие шаги нужно предпринять, чтобы смягчить ее наихудшие последствия?

Поскольку даже самые восторженные сторонники информационной революции согласились с тем, что в начале 21 века новая эра все еще находилась в зачаточном состоянии, еще неизвестно, действительно ли информационная революция произведет революцию в обществе в масштабах, сравнимых с промышленной революцией. Революция, которая всего за два столетия произвела больше изменений, чем за всю остальную историю человечества вместе взятую.

ОБНАРУЖЕНИЕ РЕВОЛЮЦИЙ

Первый шаг в попытке сравнить социальные эпохи — определить их местонахождение исторически и набросать общий план того, что они повлекли за собой. На самом базовом уровне промышленная революция напоминает череду прорывных изобретений: паровой двигатель, хлопкоочистительную машину, железные дороги и так далее. В более широком смысле промышленная революция относится к эпохе, когда экономическое производство перешло от мелкомасштабного, относительно локализованного производства, основанного на индивидуальных навыках и мастерстве ремесленников, к крупномасштабному централизованному производству, включающему тяжелое механизированное оборудование и массовое количество наемных рабочих. Кроме того, промышленная революция переместила центр экономической деятельности с сельского хозяйства на промышленность и производство. Таким образом, промышленная революция была отмечена серией радикальных социальных и экономических преобразований, перевернувших существующие парадигмы.

По мере того, как экономика росла и становилась все более интегрированной, промышленная революция обычно характеризовалась последовательной сменой ведущих секторов экономики. В широком смысле промышленную революцию можно разбить на три основных этапа. На первом этапе, в конце 18 — начале 19 веков, текстиль, уголь и железо превратились в современные отрасли промышленности. Второй случай произошел в середине 19 века, с открытием новых территорий для экономического развития и капитальным ремонтом транспорта за счет крупномасштабного внедрения железнодорожных систем, чему способствовали такие разработки, как паровой двигатель. Третья эпоха пришлась на начало 20 века, когда развитие массового фабричного и промышленного машиностроения изменило промышленный и социальный ландшафт. В первой половине 20-го века в экономическом центре преобладали наукоемкие технологии, особенно связанные со сталью, химикатами, двигателем внутреннего сгорания и электричеством, такие как автомобильные технологии и нефтяная промышленность.

В то время как каждая из этих эпох сопровождалась радикальными изменениями и нововведениями, они также вызывали глубокие социальные потрясения, поскольку отдельные лица и группы перестраивали свое положение в обществе, что часто приводило к большим потрясениям. Соответственно, каждая из этих фаз была отмечена бумом экономического роста, за которым следовали периоды резкого спада по мере того, как эти технологии и процессы укоренялись в обществе, по мере того, как разыгрывались социальные неурядицы и по мере того, как возможности роста, заложенные в новых технологиях, исчерпывались.

Подобно промышленной революции и большинству исторических периодов, информационная революция не была таким внезапным катаклизмом, как можно предположить из названия. Скорее, то, что стало известно как информационная революция, хотя и связано в основном с последними десятилетиями 20-го века, имело прямые корни в разгар индустриальной эпохи. Самые непосредственные предшественники информационной революции появились во время Второй мировой войны в 1940-х годах. Этот период был отмечен крупными государственными инвестициями в новые технологии, особенно те, которые использовались военными в военных целях. Среди этих технологий были электроника и компьютеры, которые вскоре после войны стали более широко применяться в деловом мире. К концу 20 века ведущими секторами экономики, особенно в Соединенных Штатах, были секторы электроники, компьютеров, высоких технологий, телекоммуникаций и связанных с ними секторов услуг. В процессе эти технологии положили начало информационной экономике, сосредоточенной на отраслях, основанных на знаниях.

ТЕХНОЛОГИИ

Как и предыдущие экономические революции, информационная революция наиболее заметно отмечена серией технологических прорывов. В данном случае развитие электроники и компьютерных технологий наряду с кардинальными изменениями в области телекоммуникаций послужили основой для экономических изменений. Одной из центральных дат информационной революции был 1959 год, когда два ученых, работавших порознь, — Джек Килби из Texas Instruments и Роберт Нойс из Fairchild Semiconductor — почти одновременно пришли к изобретению кремниевого чипа — устройства, записывающего электронную информацию в микроскопический пространство, позволяющее массовое производство и массовое распространение компьютеры. Со значительно расширенными возможностями памяти, вычислений и контроля, помещенными в микроскопический чип, компьютеры были готовы взять на себя центральную роль в экономической жизни. После этого прорыва компьютеры стали центральной инфраструктурой всего, от офисных телефонных сетей до систем управления транспортом и промышленных производственных объектов, подготовив почву для дальнейших информационных прорывов, как только были высвобождены значительно расширенные коммуникационные возможности Интернета.

Конечно, одним из выдающихся и наименее ожидаемых признаков информационной революции является электронная коммерция. Теоретически электронная коммерция доводит потенциал информационной экономики до логического завершения, продвигая коммерческую деятельность в безграничный мир гиперпространства, где транзакции для всего, от продуктов до промышленного оборудования, происходят без учета географии и с почти мгновенным удовлетворением. коммерческих потребностей. Конечно, по состоянию на начало 2000-х электронной коммерции еще предстояло пройти долгий путь, прежде чем превратить эту теорию в гладкую реальность; Модели электронной коммерции все еще находились в стадии зарождения, и не было сформулировано четкой парадигмы, которая заложила бы основу для бурного роста электронной коммерции, ожидаемого большинством аналитиков. Но даже в своих грубых ранних версиях электронная коммерция уже изменила представления о бизнес-стратегии и отношениях, а со стороны потребителей электронная коммерция пересмотрела ожидания клиентов в отношении скорости и удобства, выдвинув поле деловой конкуренции на новый уровень.

ЭКОНОМИКА

На протяжении всей промышленной революции существовало общее ожидание более или менее продолжительного экономического роста, концепция, в значительной степени чуждая предыдущим эпохам, в которых пропитание и чрезвычайно скромный рост были нормой. Среднегодовые темпы роста во всем промышленно развитом мире в этот период, особенно в Соединенных Штатах, выросли с практически нулевого уровня до примерно 2 процентов, что привело к удвоению среднего уровня жизни каждые 36 лет.

Движущей силой этого быстрого роста стали технологические инновации. Новые технологии открыли новые возможности для инвестиций и роста; капитал интенсивно перетекал из одной технологии в другую и часто из одного места в другое в соответствии с технологическим развитием. Инновации — будь то новые продукты, промышленные процессы, коммуникации или транспорт — обычно оказывались благом для определенных секторов экономики, в которые текли инвестиционные капиталы. Со временем приложения и результаты этих инноваций и инвестиций множились и распространялись по всей экономике, но с неизбежно уменьшающейся отдачей от капиталовложений; в конечном итоге капитал должен искать новые технологии и новые возможности для инвестиций.

В силу ежегодных темпов роста, если бы кто-то мог обнаружить истинное начало Информационной Революции сразу после Холодной Войны с распространением Интернета до критической массы, мы бы обнаружили аналогичные характеристики. Например, экономический бум 1990-х годов привел к тому, что годовые темпы роста в Соединенных Штатах впервые за несколько десятилетий превысили 3 процента, одновременно удерживая инфляцию под контролем и создавая приличную прибыль для продолжающихся инвестиций. Замедление экономики США в начале 2000-х заставило некоторых комментаторов задуматься, но еще неизвестно, насколько серьезным окажется этот спад; в то время как некоторые скептики утверждали, что замедление доказывает, что 19Бум 90-х был аномалией, основанной на спекулятивных пузырях, другие утверждали, что рецессия была простой корректировкой рынка в условиях совершенно новой экономической эры.

Информационная революция также знаменует собой новую эру экономической глобализации, поскольку география постепенно исчезает как барьер для экономической деятельности. В мировой экономике и раньше происходили огромные процессы глобализации, особенно в конце 19-го и начале 20-го веков, но этот процесс постоянно колебался в зависимости от ветров политических и социальных перемен. Однако уровень глобализации, вызванный информационной революцией, совершенно беспрецедентен в истории человечества, поскольку скорость, с которой информация, транзакции и капитал могут перемещаться практически в любую точку мира, делает расстояние почти устаревшим, по крайней мере, в некоторых ключевых секторах экономики.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, РАБОТА И ДЕМОГРАФИЯ

Промышленная революция изменила то, где и как мы живем. Например, в то время как ранние этапы промышленной революции породили современные мегаполисы — огромные города, действующие как экономические и социальные центры, — более поздние этапы промышленной революции, такие как разработка двигателя внутреннего сгорания, привели к пригороды, автомагистрали и резко увеличилась личная мобильность. Таким образом, эта революция полностью изменила как географию индустриальных стран, так и способ организации общественной жизни. Целые общины разрушались и возводились как прямой результат этих экономических прорывов — часто всего за несколько десятилетий.

Было неясно, каковы будут общие последствия информационной революции в изменении социальных отношений и географии. Создание информационной супермагистрали, например, предположительно могло бы иметь столь же драматические последствия для демографии, как, хотя и сильно отличающиеся по своему характеру, от тех, которые были вызваны промышленной революцией. Например, с уменьшением важности географического положения для производственного процесса люди могут свободнее жить в отдаленных местах; по крайней мере, люди могут быть менее привязаны своей трудовой жизнью к определенным местам, что потенциально может привести к появлению совершенно новых видов сообществ и других социальных организаций.

С точки зрения социальных отношений и отношения к производственному процессу, информационная революция действительно привела к радикальным преобразованиям. Массовая централизованно-фабричная парадигма промышленной революции характеризовалась производственным процессом, в котором отдельные работники были относительно «деквалифицированными» по сравнению со своими предшественниками и должны были выполнять лишь незначительные функции, требующие небольшой подготовки и с небольшим общим пониманием процесса. производственный процесс в целом. В результате компании смогли производить в значительно более высоких темпах при одновременном снижении затрат, что привело к огромной прибыли, которая во времена бума давала им возможность платить более высокую заработную плату, чтобы подавить волнения среди рабочих. С одной стороны, это создало экономическую среду, в которой централизованная иерархическая управленческая бюрократия была необходима для организации производства и поддержания контроля над производственным процессом. С другой стороны, централизованная фабрика создала атмосферу, в которой рабочим было относительно легко организоваться для получения большего вознаграждения за свой труд.

По сравнению с ней информационная революция представляет собой нечто вроде парадокса. С компьютерами, информационными технологиями и высокотехнологичными системами связи, доминирующими в бизнес-среде, производство может быть рассредоточено по разным местам и координироваться на высокой скорости с высокой точностью. Это позволяет предприятиям концентрировать свои конкретные производственные мощности там, где они оптимально эффективны, например, там, где трудозатраты и нормативно-правовая волокита минимальны, что приводит к увеличению прибыли. Более того, переход к компьютерному управлению создает менее эгалитарную среду для наемных рабочих, чем модель массового конвейера, поскольку создает иерархическое преимущество для высокообразованных рабочих с техническими навыками, и, таким образом, принятие решений потенциально может быть децентрализовано и сосредоточено в одном месте. различные производственные помещения. Однако в то же время, несмотря на географическую рассредоточенность производства и более тонкие взаимоотношения между работниками, информационные системы дают высшему руководству больший прямой контроль над производственным процессом. Систематизируя объекты с помощью компьютеров, которые предоставляют надежную информацию через широкие сети, высшее руководство уменьшило потребность в менеджерах среднего звена, что привело к волне сокращений и реструктуризации, характерной для 19-го века.80-х и 1990-х годов.

Кроме того, географическое рассредоточение производственных мощностей и усовершенствованные средства компьютерного контроля изменили отношения между работниками и характер самой работы. В информационной экономике работа гораздо более гибкая, благоприятствующая более гибкому графику и многозадачности, при которой работники должны выполнять несколько работ более или менее одновременно и реагировать на немедленные требования по мере их возникновения, а не координировать свою работу исключительно по часам. Эта радикальная реструктуризация труда в конце 20-го и начале 21-го веков оказала глубокое влияние на роль организованного труда в обществе. Гибкие графики и рассредоточенные производственные мощности делают традиционные модели организации труда чрезвычайно сложными, и к началу 21 века не появилось доминирующей модели организации труда, подходящей для информационной экономики.

Трансформация работы потенциально была даже более драматичной, чем та, что была вызвана промышленной революцией, учитывая, что в информационной экономике почти каждая профессия, вероятно, претерпит радикальные изменения, поскольку компьютерные системы и Интернет проникнут в самые отдаленные уголки экономики. Во время промышленной революции многие профессии, основанные на знаниях, такие как бухгалтерский учет, качественно не пострадали от радикальных изменений, вызванных промышленным развитием. Информационная революция вряд ли оставит нетронутыми многие слои работы, поскольку все, от наукоемких рабочих до чернорабочих и государственных чиновников, скорее всего, увидят, что привычные им рутины отметаются в пользу более ресурсоемких компьютерных процессов.

Производители промышленных деталей, например, привыкли работать на сборочной линии более или менее последовательно, создавая продукты, предназначенные для распространения через давно зарекомендовавших себя партнеров по логистике. Благодаря информационным технологиям, ведущим к управлению цепочками поставок, производству «точно в срок» и массовой настройке, производственные процессы были переоснащены, чтобы обеспечить большую гибкость в планировании производства, в то время как распределение и транзакции все чаще осуществлялись через несколько отраслевых интернет-рынков. . В результате найм, обучение, планирование, организация производства, продажи и маркетинг вряд ли имели близкое сходство с их традиционными моделями промышленной революции.

ПРОДОЛЖАЮТСЯ ДИСКУССИИ

На теоретическом уровне по-прежнему существовали радикально разные взгляды на информационную революцию и ее значение. Энтузиасты, такие как Фрэнсис Фукуяма, провозглашают, что мы вступили в радикально новую эпоху, полную радикальных преобразований и глубоких экономических, социальных и политических возможностей. Фукуяма утверждал, что богатство информации, доступной потребителям, в сочетании со способностью искать и покупать именно то, что они хотят, независимо от того, границы и другие ограничения — привели бы к рыночной демократизации, выходящей далеко за рамки возможностей демократий с государством всеобщего благосостояния времен промышленной революции. Фукуяма доводит этот аргумент до конца, настаивая на том, что частные компании будут все чаще брать на себя многие обязанности, ранее выполнявшиеся правительствами. Он утверждает, что корпорации, основанные на информационных технологиях и реагирующие на скорость рынка, гораздо менее громоздки и могут более легко и гибко реагировать на спрос, чем правительства. Более того, в то время как Фукуяма считает промышленную революцию массовым разрушением традиционной семейной ячейки, он утверждает, что информационная революция открывает возможности для реконструкции нуклеарной семьи как центральной социальной сети.

Одним из самых известных теоретиков информационной революции был Мануэль Кастельс, профессор социологии и планирования Калифорнийского университета в Беркли. Кастельс представил более тонкую интерпретацию стремительных изменений, вызванных информационными технологиями, чем гиперэнтузиасты или алармисты. В то время как Кастельс возражает против утверждений критиков о том, что информационная революция привела к ошеломляющему избытку информации, он указывает, что информационные технологии не были панацеей от глобальных бед, как их иногда изображали. Например, по словам Кастельса, сторонники, рассматривающие информационные технологии как выдающийся инструмент развития и демократизации во всем мире, недооценивают как серьезность нынешней бедности и бесправия, так и вероятные последствия, которые быстрая глобализация, ведомая ИТ, окажет на эти народы.

Кастельс утверждал, что по мере того, как мощные новые информационные технологии прививаются к существующему экономическому порядку и изменяют его форму, их развитие приведет не только к новой огромной концентрации богатства, но и к росту неравенства, социальной изоляции и психологического замешательства в глобальном масштабе. Кастельс считает, что видение, ориентированное на технологии, в котором социальные недуги устраняются с помощью технологических средств, в корне ошибочно. Сохраняя большую веру в силу ценностей разума и науки Просвещения, способных продвинуть человечество к лучшему миру, он предупредил, что «существует чрезвычайная пропасть между нашим технологическим сверхразвитием и нашей социальной отсталостью».

Например, Кастельс утверждает, что социальные блага, присущие этим новым технологиям, не будут автоматически распространяться на наиболее нуждающихся людей. Напротив, Кастельс считает, что траектория развития технологий и их эффекты во многом зависят от характера обществ и институтов, их внедряющих. Авторитарные, исключающие, неэгалитарные общества, по мнению Кастельса, скорее всего, будут использовать технологии информационного века в качестве инструментов для консолидации власти, расширения социального разделения и неравенства и повышения уровня изоляции. С другой стороны, более эгалитарные общества чаще использовали информационные технологии в демократических и эгалитарных целях. Другими словами, информационные технологии не являются позитивными или негативными по своей сути; скорее это более или менее нейтральные инструменты, результаты которых зависят от тех, кто в состоянии установить рамки для их применения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ:

Кастельс, Мануэль. Информационный век: экономика, общество и культура, Blackwell, 1996.

Кот, Марсель. «Обновление нашей работы». CA Magazine, , апрель 2000 г.

Друкер, Питер. «Работа со знанием». Executive Excellence, , апрель 2000 г.

Фукуяма, Фрэнсис. Великое разрушение: человеческая природа и восстановление общественного порядка. Нью-Йорк: The Free Press, 1999.

Герстнер, Джон. «Другая сторона киберпространства». Communication World, , март 1999 г.

Краусс, Майкл. «Визионеры не воспринимают технологии как должное». Marketing News, , 19 июня 2000 г.

Мэтьюз, Джессика Т. «Информационная революция». Внешняя политика, Лето 2000 г.

Тейлор, Тимоти. «Размышляя о «новой экономике».» Public Interest, Spring 2001.

Watson, Max. «Золотой век клиентов и ИТ». InformationWeek, 24 апреля 2000 г.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Киберкультура: общество, культура и Интернет; цифровой разрыв; Интернет и WWW, История; работник умственного труда; Массовая персонализация; Новая экономика

Информационная революция | Парадокс американской мощи: почему единственная в мире сверхдержава не может действовать в одиночку

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПарадокс американской мощи: почему единственная в мире сверхдержава не может действовать в одиночкуМеждународные отношенияПолитика СШАКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПарадокс американской мощи: почему единственная в мире сверхдержава не может действовать в одиночкуМеждународные отношенияПолитика СШАКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Най, Джозеф С. , «Информационная революция», стр. 9.0136 Парадокс американской мощи: почему единственная в мире сверхдержава не может действовать в одиночку (

New York

, 2003; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 ноября 2003 г.), https://doi.org/10.1093/0195161106.003 .0002, по состоянию на 7 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПарадокс американской мощи: почему единственная в мире сверхдержава не может действовать в одиночкуМеждународные отношенияПолитика СШАКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПарадокс американской мощи: почему единственная в мире сверхдержава не может действовать в одиночкуМеждународные отношенияПолитика СШАКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Информационная революция, которая в настоящее время трансформирует общества во всем мире, также меняет характер правительств и суверенитета, увеличивает роль негосударственных акторов и повышает важность «мягкой» силы. во внешней политике. Внешняя политика США должна предвидеть ее влияние на формирование межгосударственных отношений на трех уровнях, влияющих на полезность «мягкой» силы: во-первых, с точки зрения распределения навыков управления информацией; во-вторых, с точки зрения конкурентного экономического преимущества; в-третьих, с точки зрения сбора стратегических разведывательных данных. Эти уровни не лежат в узкой области правительственных действий, а отражают широкие области социальных возможностей, в которых «жесткая» сила является лишь второстепенной.

Ключевые слова: внешняя политика, жесткая сила, информационная революция, мягкая сила, СШАВнешняя политика, жесткая сила, информационная революция, мягкая сила, США

Тема

Политика СШАМеждународные отношения

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.