сотрудничество объединение разных этногосударственных общностей это — Помогите пожалуйста ответить на несколько вопросов ) тема: Обществознание — 22 ответа



В разделе Общество на вопрос Помогите пожалуйста ответить на несколько вопросов ) тема: Обществознание заданный автором Простокваша лучший ответ это Почему не проехала? Совесть у человека есть и гражданская позиция.. .
1. Позиция тех кто установил плакат — национализм, антисемитизм, преступная согласно действующему УК позиция (282 ст. — возбуждение межнациональной ненависти)
2. Те кто проезжали мимо, могли просто не заметить, не придать значения, решить что плакат установлен законно, побояться его снимать или даже сообщать о факте его установки…. Скорее всего, просто равнодушие… .
3. Не фашисткая — а националистическая вылазка….

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Помогите пожалуйста ответить на несколько вопросов ) тема: Обществознание

Ответ от Natalie Kovalkina[новичек]
Не путайте «национализм» и «нацизм», пожалуйста

Это разные вещи

Ответ от Lorenzo Lori[гуру]
Говорят, что за российскими скинами стоят западные спецслужбы. А моя мама всегда уверяет, что русским чужда нацистская идеология и что скины — продукт западных спецслужб, заинтересованных в развале России. У них отрабытаны сложные пути финансирования подобных группировок, через цепочку подставных лиц и институтов.
А женщине салют этой. Она истинно русская.

Ответ от Двутавровый[гуру]
Не проехала мимо- эта женщина- противница антисемитизма и национализма!
Те, кто проезжал мимо- равнодушные ко всему люди!
СМИ на факт отреагировали весьма однозначно. Само понятие ФАШИЗМ гораздо шире, но действия тех, кто установил плакат, конечно же экстремистские!


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

этнические общности и межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты

 

Национальные отношения представляют собой отношения между народами (этносами), которые охватывают все стороны общественной жизни.

Понятие национальных отношений

Выделяются две категории национальных отношений: взаимодействие народов в производстве, культуре и политике и личные взаимоотношения между людьми, принадлежащим к разным этническим группам.

Национальные отношения находят свое выражении е в общественных действиях, которые во многом зависят от индивидуальной мотивации и поведения субъектов общества.

Национальные отношения могут быть дружескими и взаимоуважительными, либо наоборот – враждебными и конфликтными.

Понятие этнических общностей

Этнические общности – это объединения людей, на основе общего исторического прошлого, которое провоцирует тождество в их мировоззрении, в культурных и духовных традициях.

Главной особенностью этнических общностей является их общий исторический регион проживания.

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей, современная география их расселения самая разнообразная.

Межнациональные конфликты и межнациональное сотрудничество

Межнациональные конфликты – это разновидность социальных конфликтов, которые происходят между членами разных этнических общностей. Во многих научных трудах основой межнациональных конфликтов указываются разновидности политического, гражданского противоборства.

Межнациональные конфликты зачастую существуют в двух формах: в форме политической конкуренции и в форме вооруженных противостояний. Нередко формирование образа врага в лице другого народа происходит на исторической основе.

Межнациональное сотрудничество является взаимодействием между представителями разных этносов, которое находит отображение в экономических, политических и культурных общественных отношениях. Главным принципом межнационального сотрудничества является взаимопомощь, а также уважение к представителям других народов.

Культура межнациональных отношений

Культура межнациональных отношений представляет собой уровень взаимоотношений между людьми и этносами различных национальностей, в основе которого лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения.

Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества.

Национальная политика

Национальная политика является составной частей деятельности любого государства, которая регулирует межнациональные отношения граждан в различных видах общественного взаимодействия.

Сущность национальной политики прямо зависит от общих векторов государственной политики. В основе национальной политики правовых демократических государств лежит принцип уважения к людям, принадлежащим к любым этническим общностям.

Задачей национальной политики является сближение народов и установление наиболее благоприятного сотрудничества межу их представителями. 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Социальные нормы и девиантное поведение: самоконтроль и социальный контроль
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspСемья и быт: семья как социальный институт и семья в современном обществе

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Вариант 3. Этнические общности и межнациональные отношения

Вариант 3. Этнические общности. Межнациональные отношения

1. Задание 1 № 391

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:

2. Задание 1 № 9918

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дифференциация

Стремление нарoдов к coxранению национальной самостоятельности

Сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов

Ответ:

3. Задание 2 № 4888

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Племенной союз, народность, этнос, нация, племя.

Ответ:

4. Задание 2 № 10459

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Род, народность, этнос, нация, племя.

Ответ:

5. Задание 3 № 429

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».

1) народность

2) племя

3) нация

4) род

5) каста

6) государство

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

6. Задание 5 № 4722

Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

КРИТЕРИИ

A) сибиряки

Б) православные

B) белорусы

Г) горожане

Д) русские

Е) протестанты

1) территориальный

2) этносоциальный

3) религиозный

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

7. Задание 11 № 1467

Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) семья

2) племя

3) народность

4) община

5) государство

Ответ:

8. Задание 11 № 5312

Найдите в приведённом списке этнические общности, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молодёжь

2) россияне

3) трудящиеся

4) украинцы

5) парижане

6) русские

Ответ:

9. Задание 11 № 7940

Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) Разновидностью этноса является народность.

2) Появление наций предшествовало возникновению государства.

3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.

4) Различают этническое и гражданское понимание нации.

5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.

Ответ:

10. Задание 11 № 9900

Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства.

2) Этническими общностями являются племена, народности, нации.

3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами.

4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность.

5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.

Ответ:

ОТВЕТЫ:


Вариант № 3997668

№ п/п

Номер

Тип

Правильный ответ

1

391

1

народность

2

9918

1

интеграция

3

4888

2

этнос

4

10459

2

этнос

5

429

3

56

6

4722

5

132123

7

1467

11

23

8

5312

11

46

9

7940

11

145

10

9900

11

235

freedocs.xyz

Электронная тетрадь Капустиной Янины: Конспект по обществознанию

Социальное развитие современного общества

Параграфы 8-9
Этнические общности. Межнациональные отношения

1.Нация и национальность.

Нация — это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании.

Этнос — исторически сложившаяся общность людей, имеющая социальную целостность и своеобразно-индивидуальный стереотип поведения.

Национальность означает принадлежность человека к определенному этносу или согражданству. Национальный менталитет — образ мышления, духовная настроенность, свойственные данной конкретной этнической общности.

Традиции — это элементы культуры, которые передаются из поколений в поколение.

2.Этническое многообразие современного мира.

3.Межэтнические отношения.

Межэтнические отношения — это отношения между этносами, охватывающие все сферы общественной жизни.

Два уровня:

  • Взаимодействие народной в разных сферах общественной жизни: в политике, культуре и т.д.
  • Межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения — в трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоотношений.

Две тенденции этнических процессов:

  • Интеграция — сотрудничество, объединение разных этногосударственных общностей, сближение всех сторон жизни народов.
  • Дифференциация — стремление народов к национальной самостоятельности. 
4.Межнациональные конфликты.
 5.Регулирование межэтнических отношений.
Гуманистический подход — главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений.
Толерантность — готовность к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообществам любой национальной принадлежности, стремление понимать их культурные ценности, образ жизни и т.д.
Пути урегулирования конфликтов:
  • Применение правовых механизмов — изменение законодательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий.
  • Переговоры.
  • Информационный — обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.

yanistika.blogspot.com

Вариант 3. Этнические общности и межнациональные отношения

Вариант 4. Этнические общности. Межнациональные отношения
1. Задание 1 № 391
Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:
2. Задание 1 № 9918
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дифференциация

Стремление нарoдов к coxранению национальной
самостоятельности

Сотрудничество, объединение разных
этногосударственных общностей, сближение всех
сторон жизни народов

Ответ:
3. Задание 2 № 4888
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Племенной союз, народность, этнос, нация, племя.
Ответ:
4. Задание 2 № 10459
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех
остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Род, народность, этнос, нация, племя.
Ответ:

5. Задание 3 № 429
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию
«этническая общность».
1) народность
2) племя
3) нация
4) род
5) каста
6) государство
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под
которыми они указаны.
Ответ:
6. Задание 5 № 4722
Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
A) сибиряки
Б) православные
B) белорусы
Г) горожане
Д) русские
Е) протестанты

КРИТЕРИИ
1) территориальный
2) этносоциальный
3) религиозный

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А

Б

В

Г

Д

Е

7. Задание 11 № 1467
Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) семья
2) племя
3) народность
4) община
5) государство
Ответ:
8. Задание 11 № 5312
Найдите в приведённом списке этнические общности, и запишите цифры, под которыми
они указаны.

1) молодёжь
2) россияне
3) трудящиеся
4) украинцы
5) парижане
6) русские
Ответ:

9. Задание 11 № 7940
Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры в порядке
возрастания, под которыми они указаны.
1) Разновидностью этноса является народность.
2) Появление наций предшествовало возникновению государства.
3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.
4) Различают этническое и гражданское понимание нации.
5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.
Ответ:
10. Задание 11 № 9900
Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом
обществе — компактное расселение людей одной национальности в пределах
многонационального государства.
2) Этническими общностями являются племена, народности, нации.
3) Одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие
культурных связей между народами.
4) Все этнические общности обязательно имеют свою государственность.
5) Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом
обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной
принадлежности.
Ответ:

ОТВЕТЫ:
Вариант № 3997668
№ п/п Номер Тип Правильный ответ
1

391

1

народность

2

9918

1

интеграция

3

4888

2

этнос

4

10459

2

этнос

5

429

3

56

6

4722

5

132123

7

1467

11

23

8

5312

11

46

9

7940

11

145

10

9900

11

235

freedocs.xyz

Этнос и нация. Межэтнические отношения и национальная политика

В курсах истории рассматривались различные формы сплочения людей — род, племя, народность, нация.Это го­ворит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исто­рически первые формы сплочения — род и племя — харак­терны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода — первобытно­общинных).

С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее при­надлежавших к различным племенам. На первый план вы­двигаются уже не родовые, а социальные и территориаль­ные связи. На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — на­родности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при кото­ром, однако, сохраняется относительно автономное груп­пирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX—X вв.) в нее, кроме славян­ских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов).

НАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Существует по крайней мере две трактовки понятия на­ции. Согласно одной из них, нация — это исторически сло­жившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, язы­ка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании. В данном случае подчеркивается общегражданская сущность новой формы консолидации людей. Однако в таком понимании на­ции отсутствует этнический компонент. В западной социо­логии нация, как правило, понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориенти­рованной демократии. Во многих современных демократи­ческих странах термин «нация» давно используется в значении «согражданство», «народ данной страны», «сово­купность граждан государства».

Тем не менее реальный современный мир остается поли этничным — 90% народов живут в многоэтнических (мно­гонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношени­ях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабиль­ность до тех пор, пока остаются стабильными межэтничес­кие (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, мо­гут возникать в государствах с самым разным уровнем раз­вития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства.

В другой трактовке нация определяется как особая исто­рическая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

В этом случае, как видим, понятие «нация» соответству­ет новой форме внутриэтнической консолидации людей, т. е. этносу в условиях Нового и Новейшего времени. Таким образом, в одной интерпретации нация означает сограждан ствОу в другой — этнос. Подобная двусмысленность приво­дит многих ученых к выводу, что понятие нации нельзя считать строго научной категорией.
ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

История народов — непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общно­стей. Современное человечество представлено всем многооб­разием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне­деятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.
Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств изве­стно точно — 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).

^  прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века — уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.

Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла­гают классифицировать народы мира. Основания классифи­кации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).

^  вам хорошо известна: вы­деляют народы Европы, народы Азии, народы Африки, на­роды Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.

^  дает представление об этниче­ском родстве народов и общих истоках происхождения раз­личных культур. Она основана, во-первых, на представле­нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с дру­гими народами. В-третьих, родство между языками и куль­турами более отдаленного типа, которое определяется поня­тием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Индоевропейская языковая семья — одна из самых рас­пространенных на Земле. В нее входят все славянские, бал­тийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин-доарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.

Сегодня считается доказанным родство большинства язы­ковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семит-ско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропей­ской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Суще­ствует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока толь­ко гипотеза.

^  основана на принци­пе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.


Межэтнические (межнациональные) отношения — отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни.

Основная научная проблема — определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много­аспектна, включает вопросы истории и современной повсе­дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра­зования, социологии, психологии, экономических, полити­ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше­ний. Один уровень — взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ­стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень — межлично­стные отношения людей различной этнической принад­лежности в разных формах общения — трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот­ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду­ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме­шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни­чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.
В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:


  • экономическая, политическая интеграция, ведущая к
    образованию союзов государств;

  • интеграция национальных образований в пределах мно­
    гонациональной страны. Это может отвечать интересам на­
    родов, живущих в едином государстве, способствовать ук­
    реплению этого единства.

Значителен отечественный опыт межнационального со­трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по­вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида­цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас­цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро­дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар­ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на­рушены из-за непродуманного административно-территори­ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви­ненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра­зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об­щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж­дународным терроризмом.
Наряду с тенденцией к международной интеграции суще­ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра­зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфлик­ты между этническими общностями. В научных трудах эт­нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор­ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматри­вает конфликт как стадию крайнего обострения противоре­чий. Была предложена более широкая трактовка: этничес­кий конфликт — это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен­ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ­ки зрения этнической принадлежности ее членов.
Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выра­жающихся в целях и действиях противоборствующих сто­рон.

^  — борьба за изменение гра­ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль­турно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка­ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо­вания сепаратистского1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа­ны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, — пишет один из российских этноло­гов, — в каком государстве жить, кому подчиняться, на ка­ком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, ка­кой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».

^  — борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

^  — требования гражданского равно­правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

^  — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.

В мире существуют сотни национальных культур, каж­дый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана до­минировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит на­ционализм — идеология, психология, политика групп лю­дей, утверждающих приоритет национальных ценностей пе­ред всеми другими, верховенство интересов своего этноса.
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Возникает вопрос: можно ли исключить появление кон­фликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значи­тельные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, язы­ку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение ипредотвращение конфликтных ситу­аций путем регулирования межэтнических отношений. На­помним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.

^  — главный ориентир в реализа­ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:


  • признание и уважение многообразия культур, привер­
    женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно­
    шениях между народами;

  • развитие и постоянное функционирование демократии,
    обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
    сообществ, независимо от их национальной принадлежнос­
    ти

sofyalopatkina96.blogspot.com

Этнические общности — INTELLECT

Существуют различные формы сплочения людей — род, племя, народность, нация.

Это го­ворит о том, что формы внутриэтнической и межэтнической консолидации людей не остаются неизменными. Так, исто­рически первые формы сплочения — род и племя — харак­терны для примитивных, доиндустриальных общественных систем (с позиций формационного подхода — первобытно­общинных). С развитием торговых связей, общественного разделения труда усложнились и социальные связи людей, ранее при­надлежавших к различным племенам. На первый план вы­двигаются уже не родовые, а социальные и территориаль­ные связи.

На новой социально-территориальной основе начинают складываться новые формы общности людей — на­родности или народы. Помимо социально-территориального единства, этнологи отмечают еще одну важнейшую черту новых сообществ — многоэтничностъ их состава, при кото­ром, однако, сохраняется относительно автономное группирование различных этносов (например, при образовании древнерусской народности (IX—X вв.) в нее, кроме славян­ских племен, вошли угро-финские, балтийские, а позже представители тюркских народов). С возникновением индустриальных общественных систем с преимущественно рыночными, государственными и идео­логическими социальными регуляторами (в формационных терминах — с развитием капитализма) в Новой и Новейшей истории возникают и новые формы межэтнической (и внутриэтнической) консолидации — нации.

Характерной чертой такого сообщества людей является осознание себя как граж­дан единого государства. Существует по крайней мере две трактовки понятия на­ции.

Нация — это исторически сло­жившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, язы­ка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Тем не менее реальный современный мир остается полиэтничным — 90% народов живут в многоэтнических (мно­гонациональных) государствах. Понятие «народ» (этнос) не только не утратило своего значения, но, напротив, стало принципиальным в современных национальных отношени­ях. Хорошо известно, что государство сохраняет стабиль­ность до тех пор, пока остаются стабильными межэтничес­кие (межнациональные) отношения населяющих его народов. А межэтнические конфликты, как вы знаете, мо­гут возникать в государствах с самым разным уровнем раз­вития цивилизации (например, в странах Азии и Африки, в Великобритании, Канаде, Испании и Бельгии). Опасность таких конфликтов огромна: они способны расколоть самые мощные государства. 

Этническое (национальное) самосознание — чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп (интегративный показатель сложившейся социально-этнической общности).

История народов — непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общно­стей. Современное человечество представлено всем многооб­разием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне­деятельности). Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла­гают классифицировать народы мира.

Основания классифи­кации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).  Географическая классификация вам хорошо известна: выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, на­роды Америки, народы Австралии и Океании. Языковая классификация дает представление об этниче­ском родстве народов и общих истоках происхождения раз­личных культур. Она основана, во-первых, на представле­нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с дру­гими народами. В-третьих, родство между языками и куль­турами более отдаленного типа, которое определяется поня­тием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Индоевропейская языковая семья — одна из самых рас­пространенных на Земле. В нее входят все славянские, бал­тийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки. Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно, поскольку развиваются межэтнические отношения

Межэтнические (межнациональные) отношения — отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Этнонациональные общности развиваются от племени, нации, доходя до уровня нации-государства. Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в неё этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.
Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть учёных полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о её новом качественном состоянии.

Интеграция и дифференциация

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.

Дифференциация современных наций-государств заключается в:

• самоизоляция в целом;
• протекционизм в экономике;
• национализм в различных формах в политике и культуре;
• религиозный фанатизм, экстремизм

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме­шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни­чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур. В XX в. отмечается возрастание интеграционных тенденций двоякой направленности:

  • экономическая, политическая интеграция,  ведущая к образованию союзов государств;
  • интеграция национальных образований в пределах мно­гонациональной страны. Это может отвечать интересам на­родов, живущих в едином государстве, способствовать укреплению этого единства.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об­щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж­дународным терроризмом. Один из примеров интеграции — деятельность Европей­ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта — евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо­жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом).

Наряду с тенденцией к международной интеграции суще­ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра­зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии. В научных трудах эт­нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор­ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий. Другие трактуют этничес­кий конфликт как любую конкуренцию (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен­ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ­ки зрения этнической принадлежности ее членов. Межэтнические конфликты порождаются не существова­нием этносов, а политическими, социальными условиями, в которых они живут и развиваются. Нередко созданию «об­раза врага» способствует и обращение к тем страницам ис­торической памяти, где запечатлены прежние обиды и фак­ты (иногда извращенные) далекого прошлого. Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выра­жающихся в целях и действиях противоборствующих сто­рон.

  • Территориальные причины — борьба за изменение гра­ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль­турно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка­ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо­вания сепаратистского характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа­ны с вопросами о разделе или упразднении государства. Сепаратизм — это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государст­венной власти страны проживания.
  • Экономические причины — борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.
  • Социальные причины — требования гражданского равно­правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.
  • Культурно-языковые причины — требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана до­минировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит на­ционализм — идеология, психология, политика групп лю­дей, утверждающих приоритет национальных ценностей пе­ред всеми другими,  верховенство интересов своего этноса.  Идея наци­ональной исключительности часто принимает форму ксено­фобии, ведущей к истреблению так называемых «неполно­ценных» рас и народов. Ксенофобия — нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному. В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смер­ти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами вели­чайшая трагедия — Холокост (всеуничтожение через сожже­ние), приведший к гибели 6 млн человек — более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного простран­ства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы». Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситу­аций путем регулирования межэтнических отношений.

Этноцентризм — совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о её превосходстве. Это  уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Национализм   — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Шовинизм (термин происходит от имени литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» Н. Шовена) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм. Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны (1939—1945).

Возможные причины межнациональных конфликтов:

  • Неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
  • Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
  • Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
  • Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в уровне современной религиозности населения.
  • Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
  • Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
  • Прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и др.).
  • Особенности бытового поведения.
  • Специфика политической культуры народа.

Главной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм—совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о её превосходстве. Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений неадекватное чувство опасности, угрозы. Для появления межэтнических конфликтов необходимы определённый сдвиг привычного уклада жизни, разрушение системы ценностей чувства растерянности и дискомфорта у людей, обречённости и даже потери смысла жизни на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови;

Пути разрешения межнациональных проблем:
  • Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
  • Овладение всеми людьми культурой межнациональных отношений, что подразумевает безусловную реализацию прав и свобод лиц любой национальности, уважение самобытности, национального самосознания каждого народа, его языка, обычаев и исключает малейшее проявление насилия, национального недоверия, вражды.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры—национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

 

centr-intellect.ru