Основные принципы развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

5. Тестирование профессиональных компетенций бакалавра/ Ноздрачева Т.М.// В сборнике: Современные проблемы высшего образования материалы VII Международной научно-методической конференции. С.Г. Емельянов (отв. редактор). Курск, 2015. С. 200-204.

6. Анализ значимости компетенций бакалавра в области индустрии моды/ Леонтьева Т.И., Ноздрачева Т.М., Добровольская Т.А.// Научные исследования в образовании. 2010. № 7. С. 32-35.

7. Интерактивные методы обучения в реализации компетентностного подхо-да/Ноздрачева Т.М.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2012.№ 2. С. 244-247.

8. Применение интенсивных образовательных технологий при реализации образовательных программ впо в области индустрии моды/Леонтьева Т.И., Корольков И.А., Ноздрачева Т.М., Добровольская Т. А.// Учебное пособие / Курск, 2011.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ Олимов Ширинбой Шарофович, доктор пед.н., профессор Сайфуллаева Нигора Закиралиевна, ассистент Бухарский инженерно-технологический институт, г.Бухара, Республика Узбекистан

В статье освещаются теоретические и практические аспекты закономерностей развития духовно-нравственного мировоззрения молодёжи и рассматриваются подходы к его усовершенствованию

Ключевые слова: духовно-нравственное мировоззрение, принцип, национальная идея, национальная идеология, этика, педагогическое воздействие

Дальнейшее углубление демократических преобразований и развития основ гражданского общества в стране предписывают каждому человеку стремиться к всестороннему гармоничному развитию, полному раскрытию его личностных особенностей и коренному изменению устаревшего мышления и социально-правовой деятельности.

Этого можно достичь тогда, когда каждый трудящийся нашей республики, особенно молодёжь, станет личностью, обладающей высоким духовно-нравственным потенциалом, глубокими знаниями и опытом. Духовно-нравственное мировоззрение — это совокупность научных, философских, эстетических, политических, нравственных, религиозных взглядов и представлений людей об объективной действительности и её изменении, на основе которых создаются общечеловеческие идеи, ценности, знания, идеалы, формируется общественное отношение к Родине, нации, традициям, истории родного края и национальному языку.

Здесь следует признать, что процесс формирования духовно-нравственного мировоззрения очень сложный, состоящий из ряда

определённых противоречий. Эти противоречия могут привести к серьёзным трудностям и разрушению основ общественного уклада.

Для того чтобы избежать этого, необходимо опираться на законы и правила, служащие основой педагогических требований и деятельности. Приверженность принципам в педагогическом процессе обеспечивает эффективность воспитания и обучения.

Под принципами развития духовно-нравственного мировоззрения понимаются законы и правила, отражающие требования, предъявляемые к содержанию и нормам духовно-нравственного мировоззрения. Эти законы и правила являются фундаментом, идейным содержанием, служащим основой развития у студентов духовно-нравственного мировоззрения. Как показывает опыт, если при организации деятельности в педагогическом процессе следовать этим принципам — она будет результативной и эффективной. Принципы выполняют для участников данного процесса направляющую, реализующую цель роль.

1. Принцип социальной и целевой направленности.

Известно, что главная цель национальной идеологии — сформировать новое поколение молодёжи, борющееся за свободу и процветание Родины, обеспечение благополучной жизни, мира и благоденствия страны. При формировании духовно-нравственного мировоззрения у студентов подход, основывающийся на принципе социальной направленности, обеспечивает воспитание молодёжи по-настоящему искренней и самоотверженной, так как именно духовно-нравственное мировоззрение молодёжи является средством воспитания молодых людей истинными патриотами, трудолюбивыми, просвещёнными и достойными людьми.

Принцип целевой направленности предполагает организацию воспитательных мероприятий на основе общей цели и потребностей общества, а также необходимость применения передовых методов и средств и эффективного использования мероприятий, воспитывающих у молодых людей убеждённость в силе национальной идеи, призывающих их не жалеть сил и знаний при построении гражданского общества. В соответствии с этим принципом целесообразно общественно-полезный труд, формирующий социально-духовные качества у молодёжи, сочетать с воспитательными мероприятиями, влияющими на духовно-нравственное восприятие у студентов.

2. Принцип взаимосвязи развития духовно-нравственного мировоззрения с жизнью и трудом. Поскольку мировоззрение отражает научные и идейные взгляды человека на природу, общество, на себя, события и явления в обществе, нравственно-этическое мировоззрение предусматривает широкую пропаганду у молодёжи сути и содержания построения гражданского общества, изучение его жизненных основ, преобразование молодёжи в активных участников, вносящих свой вклад в построение гражданского общества. Педагог ВУЗа, следуя данному принципу, должен обратить внимание на следующие аспекты:

— чёткая установка на то, что труд имеет первостепенное значение в развитии каждого человека и общества в целом, укреплении экономической базы государства, а также удовлетворении материальных потребностей граждан;

— ознакомление молодёжи с основами современного производства, углубление их политехнического и технологического мировоззрения, вооружение их культурой организации труда на научной основе;

— выработка навыков осуществления труда во взаимосвязи с жизненными реалиями при формировании у будущих специалистов предпринимательских и деловых качеств;

— воспитание интереса и уважения к труду и общественно-полезной деятельности, преданности и любви к создателям материальных и духовных богатств;

— развитие чувства ответственности за общественное имущество и природные богатства, призыв к приумножению общественного имущества вкладом собственного труда.

3. Принцип гуманизации процесса развития духовно-нравственного мировоззрения. Известно, что гражданское общество представляет собой сообщество свободных, гуманных личностей. В таком обществе признаются свобода человека, его права, закон главенствует и един для всех. Здесь человек самостоятельно определяет цели и задачи своей деятельности, достигая при этом соответствия своих личных интересов с интересами государствами и народа, и полностью раскрывая свой потенциал и возможности. Поскольку принцип гуманизации процесса развития духовно-нравственного мировоззрения предусматривает воспитание у граждан добродетельности, взаимовыручки, сплочённости и стремления к счастью, при следовании этому принципу, в первую очередь, следует придерживаться следующих правил:

1. Уважение личности обучающегося и воспитуемого, его ценностных ориентиров, гуманное отношение к нему

2. Подход к свободе, правам, деятельности и личности студента на основе общечеловеческих норм.

3. Согласование планки требований к студенту с уровнем его знаний, силы и подготовленности

4. Уважение к статусу студента при любых обстоятельствах

5. Разработка системы мероприятий, призывающих каждого студента к достижению политической сознательности, духовно-нравственного совершенства, интеллектуальной зрелости

6. Непрерывное поощрение даже самой малой положительной черты в поведении, поступках и знаниях студента

7. Постоянный контроль за преобразованием духовно-нравственного мировоззрения в нормы высокой морали

8. Недопущение унижения прав, чести и достоинства, запрещение физической расправы

9. Внушение каждому представителю молодёжи идеи о том, что цель гуманности — совершенствование жизнедеятельности человека, обеспечение его прав, свободы и неприкосновенности.

Это формирует у студентов чувство уважения свободы и достоинства других людей, позволяет осознать основы уклада правового, демократического государства и гражданского общества, а также признать то, что каждый человек обладает свободой, равными правами, независимостью, честью и достоинством.

4. Принцип целостного подхода к процессу развития духовно-нравственного мировоззрения. Развитие духовно-нравственного мировоззрения происходит на основе взаимосвязи и взаимного влияния сознания, чувств, характера и поведения.

Только в том случае, если морально-эстетические убеждения, идеалы, знания и ценности, являющиеся составной частью духовно-нравственного мировоззрения, будут развиты целостно — человек сформируется как личность. Если эти качества не будут составлять целостность, а будут развиваться разрозненно, тогда человек не сможет проявить себя в качестве совершенной личности. При развитии духовно-нравственного мировоззрения объединение всех общественных институтов и организаций, в первую очередь, школы, средств массовой информации, коллектива, правозащитных органов, махалли и учебных заведений, является важным условием целостного подхода к данному процессу. Как показывает практика, вышеизложенные факторы неизбежно приведут к установлению личности студента в центр воспитательного воздействия для создания условий и возможностей развития духовно-нравственного мировоззрения будущих специалистов, позитивной направленности их жизненных планов, деятельности и поведенческих мотивов.

5. Принцип опоры на национальные и общечеловеческие ценности в процессе развития духовно-нравственного мировоззрения. Этот принцип возник и развивается как следствие важности понимания прошлого и настоящего нации и глубокого переосмысления ценностей, мировоззрения и традиций.

В них нашли отражение духовно-культурный облик человека, образ жизни, различные стороны развития общества. Поэтому при развитии у молодого поколения национальной гордости, нравственно-эстетических убеждений и идеалов, поведенческих ориентиров, совести, веры в будущее, национальной идеологии — роль ценностей просто неоценима.

Если национальные ценности включают в себя историю, язык, культуру, обычаи, традиции, привычки какой-либо конкретно взятой нации, то общечеловеческие ценности охватывают весь спектр знаний, имеющих ценность для всех наций и охватывающих цели и устремления всех народов. Поэтому общечеловеческие ценности подразумевают единство

мировой цивилизации и неразрывную зависимость друг от друга каждого её этапа.

Общечеловеческие ценности были скрупулёзно созданы на основе желаний и потребностей людей, в них сконцентрировались их представления, мышление, мечты о будущем, убеждения, правила поведения, которые, будучи отшлифованы и выверены жизнью, становятся фундаментом развития духовно-нравственного мировоззрения. Поэтому как национальные, так и общечеловеческие ценности во взаимосвязи с развитием духовно-нравственного мировоззрения весьма полезны для общества и страны, и имеют важную педагогическую ценность при подготовке всесторонне развитых специалистов.

6. Принцип опоры на национальную идею, идеологию и национальное самосознание при развитии духовно-нравственного мировоззрения. При создании демократического правового государства и гражданского общества целесообразно ориентировать процесс развития духовно-нравственного мировоззрения будущих специалистов с высшим образованием на новую научно-теоретическую основу. На наш взгляд, этой основой могут служить национальная идея, идеология и национальное самосознание, так как в содержании каждого из этих понятий отражены цели народа, нации, общества, его чаяния, взгляды, устремления и идеи, направленные в будущее.

Действительно, если национальная идея отражает в себе интересы народа и нации, объединяет и вдохновляет людей для достижения поставленной цели, мобилизуя их на этом пути, то национальная идеология отображает борьбу за справедливость и истину, свободу и независимость, нашедшие своё отражение в духовности, традициях и обычаях народа, сформировавшихся на протяжении веков. Национальная идеология — это сила, способная обеспечить народу мир в стране, благоденствие Родины, благополучие жизни.

Национальное самосознание означает накопленный каждой нацией исторический опыт, образ жизни, способы материального производства, а также убеждения, культуру, мировоззрение, уровень активности в социально-экономической, духовно-политической, культурно-

просветительской сферах. С этой точки зрения духовно-нравственное мировоззрение, опираясь на национальную идею, идеологию и национальное самосознание, уверенно шагает на пути к великой цели. Эта цель — путеводная звезда на пути создания и совершенствования гражданского общества.

Президент страны И.А. Каримов сказал: «Цель — это своего рода знамя, объединяющее народ и нацию. Это знамя — великая сила, вобравшая в себя гордость народа, его дух, мощь, устремления. Цель нашего государства, народа должна привлекать нас всех своим величием, жизненностью и

истинностью. Пока эта цель способна объединить людей в нацию, в наших руках — непобедимая сила»1.

Реализации этого принципа может служить введение общественно-гуманитарных дисциплин в учебные планы высших учебных заведений. Важная особенность этих дисциплин состоит в том, что они изучаются тогда, когда студенты, пройдя обучение в школе, профессиональном колледже, уже обладают определённой системой знаний и опыта. Многие сведения, почерпнутые из этих дисциплин, дают возможность развивать и укреплять духовный мир, научное мировоззрение, мышление, нравственность, правовую культуру, этико-эстетические убеждения студентов. Процесс развития духовно-нравственного мировоззрения у студентов следует тесно увязать с национальной идеей, идеологией и национальным самосознанием, а для этого необходимо в процессе преподавания общественно-гуманитарных дисциплин сформировать у студентов целостную систему знаний о демократическом, правовом государстве и гражданском обществе и развивать способность делать на их основе обобщённые выводы.

7. Принцип ориентированности на личность в процессе развития духовно-нравственного мировоззрения. Этот принцип предусматривает ориентацию на личностные качества студента. В соответствии с этим принципом формирование и апробация приёмов воспитательного воздействия должны основываться на жизненных планах, сформировавшемся мировоззрении, мотивах деятельности и поведения студентов. От педагога требуется непрерывное изучение индивидуальных особенностей студентов, типов их темперамента, своеобразных особенностей характера, взглядов, вкусов, привычек.

Теперь на основе педагогического диагноза, тщательно изучив особенности воспитания студента в ВУЗе, степень этического развития, отношение к учёбе и новым друзьям, жизненные планы, мотивы обучения, стремление к общественно-полезному труду, личностные качества, можно дать направление воспитательному процессу, в результате чего процесс развития духовно-нравственного мировоззрения получает правильную ориентацию. Для этого первоначально следует внимательно изучить причины возникновения положительного и отрицательного воспитательного воздействия. Если в процессе обнаружатся недостатки или слабые места, следует своевременно их устранить, поэтому педагогу самому надлежит обладать глубокими познаниями, квалификацией и педагогическими навыками, чтобы воздействовать на процесс развития духовно-нравственного мировоззрения.

Список литературы

1 Каримов И.А. «Независимая и процветающая Родина, свобода и благополучие — наша конечная цель», том восьмой. Т.: «Узбекистон», 2000, стр. 98

1. Толковый словарь узбекского языка: издание в 5-ти томах, том третий. Т.: «Национальная энциклопедия Узбекистана», Государственное научное издание, 2006, стр. 688

2. Каримов И.А. «Наша основная задача — дальнейшее развитие нашей Родины и повышение благополучие нашего народа», Т.: «Узбекистон», 2010, стр. 73

3. Каримов И.А. «Независимая и процветающая Родина, свобода и благополучие -наша конечная цель», том восьмой. Т.: «Узбекистон», 2000, стр. 98

АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Панина Алена Васильевна

студентка 4 курса направления подготовки « Управление персоналом» Школы экономики и менеджмента Дальневосточный федеральный университет

В данной статье описана процедура адаптации персонала в организации. Представлены ключевые цели адаптации и ее виды. Описаны этапы и ответственные лица. Дан список важных тем, которые необходимо затронуть в процессе адаптации. Для подготовки была использована литература англоязычного и русского авторства. Работа будет интересна сотрудникам отдела кадров, а также руководителям вновь нанятых работников.

Ключевые слова: адаптация персонала, ориентация работников, этапы адаптации.

Найти и обучить «подходящий» персонал — процесс тяжелый и долгий. Перед нанятыми на работу сотрудниками, встает сложная задача — быть частью компании, слаженно работать с другими участниками рабочего процесса и вносить свои идеи по его улучшению. Все слова и действия новых сотрудников будут характеризовать успешность компании. Для успешного ввода в должность новичка в компанию, используется процесс адаптации персонала в организации.

Актуальность данной темы в том, что адаптация персонала является неотъемлемой частью управления персоналом в организации, и при правильном ее проведении предприятие способно достигнуть слаженной работы коллектива и высокой производительности труда

Целью данной работы является изучение процесса адаптации персонала в организации

Из поставленной выше цели вытекают следующие задачи:

— дать определение процессу адаптации;

— обозначить виды и этапы адаптации;

— выявить ответственные лица и определить ориентировочную программу ввода в должность.

Под адаптацией персонала понимается процесс ввода индивидуума в новую либо изменившуюся систему профессиональной деятельности,

Духовный мир человека | План-конспект урока по обществознанию (6 класс):

Класс 6 Урок № 10 Дата 20.11.2020

Тема: «Духовный мир человека »

Цель урока:  продолжить формирование представлений учащихся о духовном мире, потребностях, как источнике активности человека, развитие познавательных способностей учащихся  .

  Задача урока: раскрыть сложные вопросы на доступном для шестиклассников уровне.

  1. Познакомить учащихся с понятием «духовный мир», «мораль», «ценности».
  2. Воспитывать уважительное отношение к чувствам других людей.

Понятия и термины: потребности, мысли, чувства, действия, эмоции, познание, умозаключение, суждение.

Тип урока: изучение нового материала.

   1.Организационный момент.

   2.Изучение нового материала.

   3.Вывод.

   4.Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материал.

План

1. Человек как духовное существо

2.Духовные ориентиры личности

3.От чего зависит то или иное мировоззрение?

1.Человек как духовное существо

Духовный мир человека– внутренняя  духовная  жизнь человека, которая включает:  мысли и чувства ( знания, вера, стремления).

Духовный мир человека— это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества (знания, вера, чувства, стремления людей).

Духовная жизнь — это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Духовность—духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов. Мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности, способность увидеть и почувствовать всю красоту мира

Бездуховность— это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.

Важнейшие элементы духовности:ценности, мораль, мировоззрение.

2.Духовные ориентиры личности

Являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали.

Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них — немецкий мыслитель И. Кант(1724—1804). Он сформулировал категорический императив морали: «Поступай всегда такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты можешь желать». Т.Е., это»поступки каждого должны быть эталоном человеческого поведения.Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, 

Духовный мир личности включает также идеалы и ценности.

Идеал — это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.

Ценности — это то, что наиболее дорого, свято для человека.Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп. Например:патриотизм — преданность и любовь к Родине, своему народу.Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми; в период обучения и воспитания в школе; при восприятии таких памятников мировой культуры. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности.

Самовоспитание — это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе во всех видах деятельности..

Мировоззрение и его роль в жизни человека

Мировоззрение—  это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека:

представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом.

мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним?

МИРОВОЗЗРЕНИЕ –это целостное  представление о природе, обществе, человеке, находящее   выражение в системе ценностей и идеалов личности,   социальной группы, общества.

3.От чего зависит то или иное мировоззрение?

Историческая эпоха. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.2.Язык  3.Культура 4.Страна 5. Материальное положение 6. История народа 7.Образование 8.Религия

Классификация типов мировоззрения.

1.Обыденное, житейское — складывается стихийно на основе жизненного опыта.

2. Религиозное- складывается под впечатлением религиозных текстов, проповедей.

3.Научное — опирается на достижение науки и передовой мысли .

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки.

Виды мировоззрения

Достоинства

Недостатки

Обыденное мировоззрение

опирается на непосредственный жизненный опыт человека

мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиоз-ного сознания как элемен-та мировой культуры

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

Научное мировоззрение

прочная научная обосно-ванность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и соц.деятельностью людей

человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.

позволяет людям выбрать лучший путь для их достижения понять,  вооружает их методами познания и деятельности.

помогает различать ценности истинные и мнимые.

3.Вывод: Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

4.Домашнее задание : прочитать конспект .Выписать определение :

 Духовный мир человека– внутренняя  духовная  жизнь человека, которая включает:  мысли и чувства ( знания, вера, стремления).

Развитие мировоззрения – никаких мелких планов

Если вы хотите стать великим лидером, вам необходимо развить мировоззрение. Вы можете подумать, что у вас его нет, но, вероятно, он есть. Это просто подразумевается, а не явно артикулируется.

Мировоззрение — это система убеждений, отвечающая на большие философские вопросы о жизни и существовании. Это то, что направляет наш выбор и то, как мы ориентируемся в жизни.

Понимание того, как сформулировать свое мировоззрение и поделиться им с другими, может стать мощным инструментом для создания смысла в организации.

Это стало известно мне после того, как я ушел из туристической компании, которую открыл в середине 2010-х, и провел год, изучая теологию и психологию религии.

Руководя компанией, я мало задумывался о более глубоком значении наших поездок. Но узнав об изучении мировоззрений, я понял, что в опыте, который мы предлагали, присутствовал ряд основных убеждений:

  • Мы верили в то, что жизненный опыт важнее накопления имущества.
  • Мы верили, что познаем себя и человеческую природу, вступая в контакт с людьми другого происхождения и культуры.
  • Мы верили в важность подхода к работе и проектам с точки зрения внутренней мотивации.
  • Мы считали, что следует избегать «отложенного жизненного плана» — что жизнь коротка, и нельзя откладывать на будущее то, что действительно хочется сделать в жизни.

Мы никогда прямо не заявляли об этом, но могли бы — и это, вероятно, дало бы нашим участникам большее понимание смысла, а также дало бы нам компас и более четкое понимание цели по мере того, как мы строили бизнес.

Подобно тому, как птица перед буквой «V» облегчает полет для остальной части стаи, лидеры, которые намеренно формулируют и делятся смыслом, облегчают всем остальным в организации поиск смысла для себя.

Если лидеры не справятся с этой работой, члены либо проецируют свое собственное значение на организацию, либо вообще не смогут отметить ее как значимую. По мере того, как организация растет и новые члены больше не общаются с основателем, эта проблема только усугубляется.

В этой статье я расскажу об основах мировоззрения и способах его применения в организациях. К концу вы лучше поймете, как стать великим лидером, намеренно делясь смыслом с другими.

. мир. Эта концепция получила дальнейшее развитие в последние несколько десятилетий религиоведом Энн Тейвз и некоторыми другими, определяющими мировоззрения с помощью Больших вопросов, на которые они отвечают.

Эти вопросы относятся к шести основным областям философии: онтологии, космологии, эпистемологии, аксиологии, праксиологии и эсхатологии*. Их можно использовать для анализа многих систем убеждений, от христианства до марксизма, а также для того, чтобы помочь сформулировать основные убеждения, заложенные в организации.

Давайте рассмотрим каждый из этих доменов и вопросы, которые они исследуют:

  • Онтология — что существует? (Боги, мир природы)
  • Космология —как мы сюда попали? (истории происхождения, светская история)
  • Эпистемология — откуда мы знаем, что истинно? (наука, священные тексты)
  • Аксиология — К чему стоит стремиться? (ценности, мораль)
  • Праксиология — как мы должны действовать, чтобы достичь наших целей? (привычки, поведение)
  • Эсхатология
    — как мы понимаем смерть и нашу собственную смертность? (загробная жизнь, «ЙОЛО»)

В то время как религии предлагают явных ответов на эти вопросы, у нас есть неявных ответов на эти вопросы, проявляющихся в нашем выборе и поведении. Когда мировоззрение является неявным, а не явным, исследователи называют это «образом жизни».

Например, если чья-то цель — стать ученым, его онтология может включать веру в мир природы, их космология может быть основана на принципах эволюции, а их эпистемология может отдавать приоритет научному методу. для определения истины.

Лидеру может быть полезно четко сформулировать свое мировоззрение и понять неявные убеждения тех, кого вы пытаетесь возглавить, чтобы вы могли на более глубоком уровне установить связь со своей командой и сформировать общее понимание окружающего мира.

Конечно, важно помнить, что убеждения каждого человека уникальны, и не существует одного «правильного» ответа на Большие Вопросы. Цель понимания мировоззрения состоит не в том, чтобы навязать другим свои собственные убеждения, а в том, чтобы получить более глубокое понимание того, что мотивирует и движет людьми, и использовать это знание для более эффективного общения и сотрудничества посредством создания общего смысла.

Давайте посмотрим, как сформулировать ответы на каждый из Больших Вопросов в качестве лидера, а также на некоторых конкретных примерах:

Онтология — что для нас более реально, чем для других?

Мы все живем так, что одни аспекты существования отдаем предпочтение другим. Думать об онтологии как об организации означает размышлять о том, что существует и что не существует в вашем кусочке мира.

Например, учитывая, что многие американцы никогда не покидают страну, мой выбор открыть туристическую компанию можно рассматривать как онтологическое утверждение: Остальной мир существует.

Мы могли бы намеренно использовать это как часть истории нашей компании, противопоставляя повседневное существование кого-то в Нью-Йорке или Сан-Франциско жизни путешественника. Сообщение: мир человека

буквально расширяется за счет знакомства с новыми людьми и получения нового культурного опыта.

Чтобы поразмышлять об онтологии вашей организации, спросите себя:

  • Что, по нашему мнению, существует, но другие игнорируют?
  • Что для нас реальнее других?

Космология — как мы связаны с историей?

Люди находят смысл связывать свою жизнь с чем-то большим, чем они сами. Один из способов сделать это как организация — намеренно связать свою работу с историческими тенденциями, которые выходят за рамки вашего текущего контекста.

Оглядываясь на то время, когда я работал в туристической компании, я хотел бы, чтобы наши поездки напрямую связывались с концепцией «паломничества» — того, как люди на протяжении всей истории уезжали из дома в поисках что-то в далеких местах, что могло бы помочь нашим участникам представить свою жизнь в более широком человеческом контексте.

Космологию также можно рассматривать как историю основания организации. Часть передачи смысла в организации заключается в том, чтобы поделиться тем, что вдохновило ее на создание, и тем, как эта нить переплетается с миссией организации в наши дни.

Чтобы задуматься о космологии вашей организации, спросите себя:

  • Частью каких более широких человеческих тенденций мы являемся?
  • Какой исторический прецедент связан с тем, что мы делаем?
  • Что привело к моменту основания нашей компании?
  • Как это проявляется в нашей сегодняшней работе?

Эпистемология — откуда мы знаем, что истинно?

Люди часто имеют противоречивые представления о том, что важно и в каком направлении должна двигаться организация. Чтобы ориентироваться в этих различиях и принимать решения, организациям необходимо общее понимание того, как приобретаются и оцениваются знания.

Организация может отдавать приоритет принятию решений на основе фактических данных, используя данные и анализ для обоснования своего выбора. В качестве альтернативы организация может уделять больше внимания эмпирическому знанию, ценя мудрость и дальновидность своих лидеров.

В туристической компании мы, вероятно, были слишком сосредоточены на данных. Принимая ключевые решения, мы ориентировались в первую очередь на отзывы клиентов и краткосрочную финансовую жизнеспособность и не разрабатывали надежного долгосрочного видения. Мы всегда были реактивными, и в конце концов бизнес, который мы построили, стал тем, которым я больше не хотел заниматься.

Я также вижу основателей, которые предвзято относятся к другому, придавая слишком большой эпистемологический вес великому видению основателя, даже когда реальность может его не поддерживать (например, WeWork).

Это великий парадокс основателя — необходимость балансировать между наличием достаточно сильного видения, чтобы мотивировать других, и достаточной самосознанием, чтобы не потеряться в собственной шумихе.

Чтобы изучить эпистемологию организации, вы можете спросить:

  • К каким источникам истины обращаются люди при принятии решений?
  • Как мы совмещаем зрение и данные?
  • Какие голоса звучат громче всего при принятии решений?

Аксиология — к чему стоит стремиться?

Предоставленные самим себе, сотрудники могут рассматривать свою работу в основном как финансовую безопасность и развитие карьеры, а клиенты могут рассматривать организацию как чисто ориентированную на получение прибыли. Разработка аксиологии заключается в том, чтобы связать работу организации с чем-то более важным в мире.

В туристической компании, если бы у нас была путеводная звезда, она была направлена ​​на то, чтобы помочь людям выйти за рамки «плана отложенной жизни» — жизни, потраченной на погоню за деньгами и успехом сегодня, чтобы однажды в будущем они могли вещи, о которых они действительно заботятся.

Это пришло непосредственно из моего собственного опыта, когда я провел год, когда мне было чуть за 20, работая над стартапом, который мы в конце концов закрыли. Мы были в первую очередь мотивированы надеждами на выход и не имели реальной связи с миссией, стоящей за тем, что мы делали. Когда я, наконец, ушел из компании, я почувствовал, что потратил впустую лучший год своей жизни.

Я не хотел жить впрок, поэтому решил начать путешествовать, а со временем начал организовывать групповые поездки, которые превратились в бизнес. Когда я рассказывал людям эту историю, они глубже понимали смысл того, что мы делали. Тем не менее, мы никогда не делали это намеренно частью нашего публичного повествования, хотя это могло бы помочь сформулировать опыт для каждого из наших клиентов.

У многих основателей есть подобные истории, которые придают контекст их работе, которым можно более намеренно поделиться, чтобы придать смысл организации.

Чтобы задуматься об аксиологии вашей организации, вы можете спросить:

  • Почему мы существуем?
  • Какова конечная цель, ради которой мы работаем?
  • Как мы можем поделиться этим с другими?

Праксиология — как мы должны действовать, чтобы достичь наших целей?

С организационной точки зрения праксиология — это стратегия организации — дорожная карта, разработанная компанией для того, как она планирует выполнять свою миссию.

Хотя книг по корпоративной стратегии существует бесчисленное множество, с точки зрения мировоззрения очень важно убедиться, что люди понимают, как организация планирует достичь своих целей. Если четкой стратегии нет или она кажется неосуществимой, людям может начать казаться, что работа, которую они делают, бессмысленна.

Это, пожалуй, одна из самых сложных частей запуска стартапа: в условиях неопределенности стратегические изменения являются обычными и необходимыми. Роль основателя в этом контексте состоит в том, чтобы переформулировать неудачи таким образом, чтобы команда все еще чувствовала, что они находятся на пути к достижению своих целей, как будто их работа все еще имеет значение.

Чтобы поразмыслить над праксиологией, вы можете спросить:

  • Куда мы идем и как мы туда доберемся?
  • Понятно ли это тем, кто находится на всех уровнях организации?
  • Верю ли я, что наша стратегия достижима? Команда?
  • Как наша стратегическая история допускает возможные неудачи?

Эсхатология — как наша работа связана с вопросами жизни и смерти?

Традиционно эсхатология относится к представлениям о смерти и загробной жизни. Для светских организаций эсхатология — это соединение истории организации с созданием смысла перед лицом смертности.

В интервью Гарвардской богословской школе основатель кроссфита Грег Глассман рассказал о том, что большинство американцев в конце жизни испытывают медленное, продолжающееся десятилетия снижение работоспособности и не могут заниматься тем, что им нравилось в молодые годы.

В отличие от этого, сказал он, цель кроссфита состоит в том, чтобы продлить людям годы здоровья и независимости, давая им быстрый упадок в конце, а не медленное увядание в групповом доме. В некотором смысле вы можете думать об этом как о заявлении о том, как Crossfit помогает своим клиентам справиться с неизбежностью старения и смерти.

Если вы продаете программное обеспечение B2B, эсхатология может показаться менее актуальной или доступной. Однако, независимо от вашей отрасли, ваши сотрудники по-прежнему смертны и в какой-то момент, вероятно, спросят: «Не так ли я хочу проводить свое ограниченное время здесь, на земле?»

Возможно, ваша эсхатология заключается в том, что, создав стабильный бизнес, ваши товарищи по команде смогут строить семьи и воплощать свои мечты вне работы. Или, может быть, вы сосредоточены на создании доброй и совместной культуры на рабочем месте, чтобы время, которое ваша команда проводит на работе, было максимально приятным.

В любом случае, почитание смертности — это множитель силы для создания смысла, поскольку оно связывает историю вашей организации с тем, что философ Пол Тиллих назвал «вопросами крайней важности» — вещами, относящимися к высшей драме жизни и смерти.

Чтобы задуматься об эсхатологии, вы можете спросить:

  • Как наше предложение связано с благополучной жизнью перед лицом смерти?
  • Как я могу почтить смертность моих клиентов и сотрудников, говоря о том, что мы делаем?
  • Что для нас свято в нашей работе? Что нас больше всего волнует?

(Фото: Кевин Эрдвиг / Unsplash)

Создание общего смысла

Развитие мировоззрения — важный аспект лидерства. Анализируя и формулируя Большие Вопросы, которые определяют ваши убеждения и действия, вы можете глубже понять, как создавать смысл и делиться им.

Пройдя этот процесс, вы обретете смысл не только для своей команды, но и для себя. Чем больше вы углубляете свое ощущение смысла жизни, тем больше вы сможете поделиться им с другими.

После того, как вы нашли ответы на эти вопросы, часто бывает лучше передать их другим в виде истории. В то время как религии обычно содержат списки верований, такие как Десять заповедей, 12 шагов или множество списков буддизма, основная часть учений в большинстве традиций заключена в мифах и историях.

Если вам трудно найти ответы на приведенные выше вопросы, вы также можете поразмышлять над историями из своей жизни или организации, которые так или иначе касаются Больших вопросов. Они сформируют основу того, чем вы, в конечном счете, поделитесь с другими, и могут стать более легким путем. знания для более эффективного взаимодействия и совместной работы.

Размышляя над своей онтологией, космологией, эпистемологией, аксиологией, праксиологией и эсхатологией, вы сможете лучше понять свои собственные убеждения и убеждения вашей команды и использовать эти знания для создания общего осмысленного опыта.

Макс Депре, бывший генеральный директор мебельной компании Herman Miller, однажды написал, что «первой обязанностью лидера является определение реальности».

Вы готовы выполнить задание?


Кейси Розенгрен — основатель, исполнительный тренер и общественный стратег из Нью-Йорка.


Если вы хотите узнать больше о создании смысла, Кейси предлагает восьминедельный курс в сотрудничестве с Every—Mindful Values, который исследует основанный на ценностях подход к созданию смысла на основе недавних исследований в области поведения. психология. Если вам интересно, зайдите на сайт или запишитесь на бесплатное вводное занятие.


* Размышляя о мировоззрении, разные ученые выбирали разные Большие вопросы, но я считаю шесть перечисленных выше философских областей наиболее полезными для анализа систем убеждений.

Что такое христианское мировоззрение? — Сосредоточьтесь на семье

Недавний общенациональный опрос, проведенный Исследовательской группой Барна, показал, что только 4 процента американцев придерживаются «библейского» мировоззрения. Когда Джордж Барна, изучающий культурные тенденции и христианскую церковь с 1984 года, посмотрел на «рожденных свыше» верующих в Америке, результаты оказались удручающими — 9 процентов.

Опрос Барны также связал мировоззрение человека с его или ее моральными убеждениями и действиями. Барна говорит: «Хотя большинство людей владеют Библией и знают часть ее содержания, наше исследование показало, что большинство американцев имеют слабое представление о том, как интегрировать основные библейские принципы, чтобы сформировать единый и осмысленный ответ на вызовы и возможности жизни».

1. Что такое мировоззрение?

Мировоззрение — это основа, с которой мы смотрим на реальность и понимаем жизнь и мир. «[Это] любая идеология, философия, теология, движение или религия, которые обеспечивают всеобъемлющий подход к пониманию Бога, мира и отношений человека с Богом и миром», — говорит Дэвид Нобель, автор книги «Понимание времени».

Например, двухлетний ребенок считает себя центром своего мира, светский гуманист считает, что материальный мир — это все, что существует, а буддист считает, что он может освободиться от страданий путем самоочищения.

Кто-то с библейским мировоззрением считает, что его основной целью существования является любовь и служение Богу.

Сознательно или подсознательно, у каждого человека есть определенный тип мировоззрения. Личное мировоззрение — это комбинация всего, что вы считаете правдой, и то, во что вы верите, становится движущей силой каждой эмоции, решения и действия. Следовательно, это влияет на вашу реакцию во всех сферах жизни: от философии до науки, от теологии и антропологии до экономики, права, политики, искусства и общественного устройства — всего.

Например, давайте предположим, что вы усвоили идею о том, что красота — в глазах смотрящего (светская относительная истина), а не красота, определяемая чистотой и творчеством Бога (абсолютная истина). Тогда любое произведение искусства, каким бы вульгарным или абстрактным оно ни было, будет считаться «искусством», творением красоты.

2. Что такое библейское мировоззрение?

Библейское мировоззрение основано на непогрешимом Слове Божьем. Когда вы верите, что Библия полностью истинна, вы позволяете ей быть основой всего, что вы говорите и делаете. Это означает, например, что вы серьезно относитесь к наказу в Римлянам 13 уважать власть, исследуя кандидатов и проблемы, делая голосование приоритетом.

У тебя библейское мировоззрение? Ответьте на следующие вопросы, основанные на утверждениях из Библии, которые Джордж Барна использовал в своем опросе:

  • Существуют ли абсолютные моральные истины?
  • Библия определяет абсолютную истину?
  • Жил ли Иисус Христос безгрешной жизнью?
  • Является ли Бог всемогущим и всезнающим Творцом вселенной, и правит ли Он ею по сей день?
  • Является ли спасение даром от Бога, который нельзя заслужить?
  • Сатана реален?
  • Должен ли христианин делиться своей верой во Христа с другими людьми?
  • Точна ли Библия во всех своих учениях?

Вы ответили утвердительно на эти вопросы? Только 9 процентов «рожденных свыше» верующих сделали это. Но что более важно, чем ваше «да» на эти вопросы, так это показывает ли это ваша жизнь. Конечно, все мы грешники и ошибаемся, но большая часть наших внутренних реакций будет отражать то, что мы в глубине души, честно говоря, считаем реальным и истинным.

3. Как разбавляется библейское мировоззрение?

Вот большая проблема. Небиблейские мировоззренческие идеи не лежат где-то в книге и ждут, пока люди их изучат. Они постоянно бомбардируют нас телевидением, фильмами, музыкой, газетами, журналами, книгами и научными кругами.

Поскольку мы живем в эгоистичном, падшем мире, эти идеи соблазнительно взывают к желаниям нашей плоти, и мы часто в конечном итоге включаем их в наше личное мировоззрение. К сожалению, мы часто делаем это, даже не подозревая об этом.

Например, большинство христиан согласятся с 1 Фессалоникийцам 4:3 и другими местами Писания, которые предписывают нам избегать сексуальной безнравственности, но как часто христиане впадают в похоть или добрачные и внебрачные половые грехи? Просто потому, что они слабы перед искушением, или это началось намного раньше, с обольстительной лжи нашего сексуализированного общества?

4. Почему важно библейское мировоззрение?

Если мы на самом деле не верим в Божью истину и не живем по ней, то наше свидетельство будет сбивать с толку и вводить в заблуждение. Большинство из нас проживает жизнь, не осознавая, что мир сильно повлиял на наше личное мировоззрение. Благодаря средствам массовой информации и другим влияниям секуляризованный американский взгляд на историю, право, политику, науку, Бога и человека влияет на наше мышление больше, чем мы думаем. Затем мы попадаем «в плен через пустую и обманчивую философию, которая зависит от человеческих традиций и основных принципов этого мира, а не от Христа» (Колоссянам 2:8).

Однако, усердно изучая, применяя и доверяя Божьим истинам во всех сферах нашей жизни — будь то просмотр фильма, общение с супругами, воспитание детей или работа в офисе — мы можем начать развивать глубокую всеобъемлющую веру в то, что будет противостоять неумолимому потоку небиблейских идей нашей культуры. Если мы поймем и примем больше Божьего мировоззрения и доверимся ему с непоколебимой верой, тогда мы начнем принимать правильные решения и формировать соответствующие ответы на вопросы об абортах, однополых браках, клонировании, исследованиях стволовых клеток и даже о выборе средств массовой информации.