Пора замолвить слово о словах.
Человек стал человеком, встав на ноги и обретя слово. Значение слова в развитии человека трудно переоценить.
Речь — неотъемлемая часть бытия людей, необходимое условие человеческого общества. Все знают: «В начале было слово…» Звук этих слов, произнесенных на родном языке, отзываются каким-то особым образом в душе каждого человека.
Николай Гумилев летом 1919 года написал о слове такие строки:
«В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангельи от Иоанна Сказано, что слово это Бог.Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.
Современному человеку эти строки могут показаться преувеличением. Но не будем спешить с выводами. Обратимся к такому актуальному в наши дни слову как врач. Этимологические словари сообщают, что слово врач образовано с помощью суффикса — чь от вьрати «говорить». Первоначально слово вьрати не несло современного негативного оттенка. В древности слово врач означало лишь то, что врач лечит тело словами, не только снадобьями. Он лечит больного: его тело и душу. В первую очередь душу. Больная душа часто уходит в пятки, а врач поднимает дух больного и укрепляет его тело. И хотя теперь врачи чаще обращаются к анализам и синтетической фармакологии, слово врач остается, сохраняя и в современном языке важность слов для излечения больного.
На этом примере мы столкнулись с тем, что первоначальные смыслы слов эволюционируют во времени. Слово върати, в смысле говорения, не используется в современном языке, зато слово врать приобрело широкое распространение в смысле лгать, говорить неправду.
А вот другой пример перевоплощения слов.
Слово страдать. О том, как смещалось значение этого слова, судите сами: образовано оно от общеславянского существительного страда «работа; нужда», и поначалу глагол страдать не значил ничего иного, кроме как активная работа, поддерживающая жизнь людей. И вот произошел неожиданный переход от понимания слова страдания, как необходимой усердной работы, к физической или нравственной боли, мучениям.
А вот еще интересная история о том, как важно быть внимательным к тому, как живет язык, и как мы учимся у языка и как мы влияем на него.
Когда мы хотим сказать о человеке неискреннем, двуличном, лицемерном, то часто используем выражение «двуликий Янус». А в праве ли мы так говорить? Ведь двуликий Янус никогда не был ни лицемером, ни двуличным человеком. Этот двуликий бог времени и всех начал, бог дверей и дверец, покровитель путешественников, совмещающий в своем облике и прошлое, и настоящее донес до наших времен осознание важности не только опыта индивидуального времени для каждого из нас, но и времени историй наших предков, значение связи с которыми мы, в наше время часто не осознаем.
Так как же Янус из двуликого превратился в двуличного? Какой смысл несут эти слова? Являются ли они синонимами? Двуликий бог — бог, имеющий два лика, Лики Януса – божественные образы бога времени, отражающие настоящее и прошлое. Двуличный человек – человек, закрывающий свое лицо личиной, которых, может быть и не одна. Слова же личина и маска — синонимы. Маска, личина — нечто выдающее себя за лицо и принимаемое за него, но пустое внутри как в физическом, так и в метафизическом смысле.
Вот мы нашли еще одну загадку смещения смыслов, только потому, что близким по звучаниям словам придаем неверные смыслы.
Размышляя о загадке двуликого Януса, невольно пришли в голову мысли о том, что этот римский бог вполне мог бы стать покровителем «Зеленой дверцы». Ведь будучи божеством дверей, он охранял двери, защищающие человека при закрытых дверях от внешнего мира, а при открытых — помогал человеку соединиться с обществом и окружающим миром. И разве не в пространстве «Зеленой дверцы» сходятся начала жизни маленьких посетителей с прошлым их семей и их отечества.
Бог начала всех начал, времени, открытых дверей к прошлому и будущему, покровитель путешествий, открывающих все новые и новые знания о мире, нашел бы свое место в пространстве Зеленой дверце, месте рождения человека говорящего, человека культуры и слова.
Дверца распахнута, ключи наготове. Зеленая дверца и ее обитатели ждут вас!
А еще стихи о Слове вы можете найти в рубрике «Про стихи».
Константин Бальмонт. Русский язык. Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье, В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше. Березовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше. Журчание подземного ключа. Весенний луч, играющий по дверце. В нем Та, что приняла не взмах меча, А семь мечей в провидящее сердце. И снова ровный гул широких вод. Кукушка. У колодца молодицы. Зеленый луг. Веселый хоровод. Канун на небе. В черном — бег зарницы. Костер бродяг за лесом, на горе, Про Соловья-разбойника былины. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре. В саду осеннем красный грозд рябины. Соха и серп с звенящею косой. Сто зим в зиме. Проворные салазки. Бежит савраска смирною рысцой. Летит рысак конем крылатой сказки. Пастуший рог. Жалейка до зари. Родимый дом. Тоска острее стали. Здесь хорошо. А там — смотри, смотри. Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали. Чу, рог другой. В нем бешеный разгул. Ярит борзых и гончих доезжачий. Баю-баю. Мой милый. Ты уснул? Молюсь. Молись. Не вечно неудачи. Я снаряжу тебя в далекий путь. Из тесноты идут вразброд дороги. Как хорошо в чужих краях вздохнуть О нем — там, в синем — о родном пороге.Подснежник наш всегда прорвет свой снег. В размах грозы сцепляются зарницы. К Царь-граду не ходил ли наш Олег? Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы? И ты пойдешь дорогой Ермака, Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!» Тебя потопит льдяная река, Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге. Поняв, что речь речного серебра Не удержать в окованном вертепе, Пойдешь ты в путь дорогою Петра, Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи. Гремучим сновиденьем наяву Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре, Венчая полноводную Неву С Янтарным морем в вечном договоре. Ты клад найдешь, которого искал, Зальешь и запоешь умы и страны. Не твой ли он, колдующий Байкал, Где в озере под дном не спят вулканы? Добросил ты свой гулкий табор-стан, Свой говор златозвонкий, среброкрылый, До той черты, где Тихий океан Заворожил подсолнечные силы. Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог, Как радуга над нашим водоемом. Ты в черный час вместишься в малый вздох. Но Завтра — встанет! С молнией и громом!
Валерий Брюсов Родной язык Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил.Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил. Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов! Но часто, радостью измучен Иль тихой упоен тоской, Я тщетно ждал, чтоб был созвучен С душой дрожащей — отзвук твой! Ты ждешь, подобен великану. Я пред тобой склонен лицом. И все ж бороться не устану Я, как Израиль с божеством! Нет грани моему упорству. Ты — в вечности, я — в кратких днях, Но все ж, как магу, мне покорствуй, Иль обрати безумца в прах! Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю,- ты ответствуй, Иду,- ты будь готов к борьбе! Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты – мститель мой, ты – мой спаситель, Твой мир – навек моя обитель, Твой голос – небо надо мной!
Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.
И. А. Реформатский Слово о слове Слово о слове совсем не ново, И всё же я снова Восславлю слово. Слово - Всей нашей жизни Основа. Жить И любить Невозможно Без слова. С нами Всюду, Всегда Слова. Слово В жизни Всему голова. Слово - целитель И слово - предатель. Слово - и клятва, И брань, И проклятие. Слово - по случаю, Слово - к дате, Слово - удар И слово - объятие. Слово - Это Трибуна оружие. Слово - Это влюблённого вздох. Слово - воин, Слово - труженик. Слово - И дьявол, И ангел, И Бог.
Автоматизация звука [Ч]
- Логопеда.Нет
- Автоматизация звуков
- Автоматизация звука [Ч]
Звук [Ч] окрашен зелёным цветом (мягкий согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.
Звук [Ч_] произносится длительно (см. артикуляцию звука [Ч]).
1) Произносить (читать) слоги со звуком [Ч_]
Образец: ач__, оч__, уч__, ыч__, эч__, ич__, еч__, ёч__, юч__, яч__
2) Произносить (читать) слова со звуком [Ч’] в конце
Образец: мя- ч__
|
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слова со звуком [Ч’] в середине
Образец: пе-ч__ка
|
|
|
|
4) Произносить (читать) слоги со звуком [Ч]
Образец: ч__а, ч__ё, ч__о, ч__у, ч__и, ч__е
5) Произносить (читать) слова со звуком [Ч’] в начале
Образец: ч__ай
|
|
|
|
|
6) Произносить (читать) слова со звуком [Ч’] в середине
Образец: ту-ч__а, ко-ч__ан
|
|
|
|
|
7) Произносить (читать) словосочетания
Образец: Соч__ный ка-ч__ан.
- Могучий дуб.
- Четвёртый мальчик.
- Чёрная чёлочка.
- Честные мальчики.
- Колючий ёжичек.
- Тёмная ночка.
- Начать читать.
- Четверо внучат.
- Качать водичку.
- Чёрные грачи.
- Горячий чайник.
- Золотой ключик.
- Молчаливый ученик.
8) Проспрягать предложения
- Я учу стишочек.
- Я читаю учебник.
- Я печатаю на печатной машинке.
- Я качаюсь на качелях.
Образец:
- Я лечу зайчонка.
- Ты лечишь зайчонка.
- Он (она) лечит зайчонка.
- Мы лечим зайчонка.
- Вы лечите зайчонка.
- Они лечат зайчонка.
9) Произносить (читать) предложения
Образец: В пeч__ке ч__у-гун-ный котёл.
- У девочек мячи.
- Олечку вылечил врач.
- Леночка играет мячом.
- Мальчики бегут на речку.
- У мальчика коричневые перчатки.
- Жучка зарычала в будочке.
- Телёночек пьёт водичку.
- Мальчик купил в булочной калач и печенье.
- Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.
- Ученики учили по учебникам.
- У мальчугана черепаха.
- У причала кричали чайки.
- Нынче утром шумной стаей прилетели к нам грачи.
- Мальчики у печи жуют калачи.
- Ёжик очень колючий.
- Грачи таскают личинки и червей.
- Черныш рычал на мальчика.
- Мальчики качались на качелях.
- В саду тачка без ручки.
- Девочка уронила мяч.
- Снесла курочка яичко.
- Ниночка — опрятная девочка.
- В окошечко залетела бабочка.
- Белочка прыг на ёлочку.
- Ела Таня булочку, запивала молочком.
- Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
- Испугалась Олечка и сидит тихонечко.
- Куда ни глянешь — одуванчики, как маленькие лампочки.
- Сосны-невелички, а на соснах птички.
- У Зины в коробочке жучки, паучки и разные букашечки.
- Лесная земляничка росточком невеличка.
10) Произносить (читать) чистоговорки
- Чо-чо-чо, чо-чо-чо — у меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — раз болит, пойди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча — буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи — помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу — ну, тогда пойду к врачу. - Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
- У Пети тачка, а у Пашечки печенья пачка.
- Пекарь в печи пёк калачи. Горячи из печи калачи.
- Шубка овечки теплее любой печки.
- Течёт речка — печёт печка.
- Синичка, синичка — воробью сестричка.
- Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи,
Испеки-ка в печи из муки калачи!
11) Произносить (читать) и пересказывать текст
Волчонок
Жили мать-волчиха и волчонок. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек. Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А навстречу кот. Волчонок назад побежал. А мешок, как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его не тронет кот. Ушёл человек, а дверь закрыл неплотно. Вылез тихонечко волчонок. Подошёл и открыл дверь. Побежал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждёт. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.
(По Е. Чарушину)
12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение
Встреча
Встретил ёжика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув, его в бочок.
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеётся:
— В рот не суй, что попадётся!
Кто против кого: правильное использование каждого
Что нужно знатьWho’s — это сокращение от «кто есть» («Кто там?») или «у кого есть» («У кого есть время?»). Чья показывает одержимость («Чья это обувь?»). В этом случае, поскольку — это , а — это , апостроф обозначает пропущенные буквы, а не владение. Помните, что притяжательные прилагательные, такие как мой , ваш , его , ее и его не имеют , как и , чей .
Все мы знаем, кто такая хорошая собака.
Как использовать Who’s
Как и это и это , кто это и что это два слова которые очень часто путают. Давайте начнем с простой разбивки:
Кто является сокращением кто или кто . Его можно найти в начале вопроса:
Кто [=кто стоит] у двери?
У кого [=у кого] есть пульт?
, а также с who функционирующим как относительное местоимение
учитель который [=который] все восхищаются
учитель , который [=кто] вдохновил тысячи учеников.
Как использовать «Чей»
Чья является притяжательным прилагательным, означающим «кого или относящегося к кому или чему». Грамматически говоря, мы используем термин притяжательный для обозначения отношений, выходящих за рамки простого владения. Как и другие слова обладания, оно также может использоваться для выражения ассоциации, действия или получения действия:
Чьи это солнцезащитные очки ?
Джейк, , чья сестра из работает археологом, также рассматривает возможность изучения этого предмета.
Пожарный , смелых действий которого спасли десятки людей, награжден медалью.
Они живут в портовом городе , чья экономика сильно зависит от рыболовства.
роман , публикация которого проложила путь к расцветающему жанру
Я столкнулся с Марком, , чей дом я покрасил в прошлом году.
здание , снос которого велся лет
Самая известная демонстрация собственнического , чье могло бы быть в названии комедийного шоу Чья это линия вообще?
Чей может также функционировать как местоимение, означающее «то, что принадлежит кому»:
Я нашел шапку, но не знал чья это было.
Мы все представили отличные идеи, но , чей был лучшим?
Уловки для того, чтобы держать их отдельными как сокращение
это и это как притяжательная форма это . В основном это связано с тем, что мы склонны автоматически интерпретировать любое слово, оканчивающееся на апостроф-s, как притяжательное. Вместо того, чтобы сказать: «Мне очень нравятся картины Боба», вы, скорее всего, скажете: «Мне очень нравятся картины Боба».Итак, когда нам нужна притяжательная форма для who , естественно тяготеть к притяжательной форме s, поэтому «художник, чьи эссе мне очень нравятся», становится «художником, чьи эссе мне очень нравятся». Но это было бы неправильно.
Следует помнить, что притяжательные прилагательные обычно не содержат апострофа: мой, твой, его, ее, его, наш, их . Помните, что , чье попадает в ту же категорию, может помочь вам избежать апострофа.
Чья — Грамматика — Cambridge Dictionary
Грамматика > Существительные, местоимения и определители > Вопросительные слова > Whose
Whose is a wh -слово. Мы используем , у которого , чтобы задавать вопросы и вводить относительные предложения.
Мы используем , чей , чтобы задать вопрос о владении:
У кого сегодня день рождения?
Чей дом использовался в фильме «Госфорд Парк»?
Чьи это перчатки?
Мы используем , чей в косвенных вопросах:
Джульетта спросила, чья спортивная машина.
Предупреждение:
Не путайте , у которого , и , у которого . Кто означает кто :
Чья это книга? (Кому принадлежит эта книга?)
Кто везет нас домой? (Кто везет нас домой?)
Мы используем , чье вводит относительное предложение, указывающее на владение людьми, животными и вещами:
Джон работает с другим парнем, имени которого я не помню.
У Ширли есть 17-летняя дочь, мечтающая стать фотографом.
Это книга, название которой я не мог вспомнить.
Кто там?
Не: Чей там?
Чей он младший брат?
Нет: чей он младший брат?
См. также:
Придаточные предложения
Вопросы: вопросительные местоимения ( what , who )
9 0278Косвенная речь: отчетные вопросы
Относительное местоимение: чей
- 01 Человек, лица или люди?
- 02 Ждать с нетерпением
- 03 Как, когда или пока?
- 04 Предлагать
- 05 Сравнение: прилагательные (больше, больше, интереснее)
- 06 Будущее: будет и будет
- 07 Для того, чтобы
- 08 Другой, другие, другой или другой?
- 09 Даты
- 10 Местоимения: личные (я, мне, ты, он, оно, они и др. )
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook.copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторину
Слово дня
ритуал
Великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈrɪtʃ.
Leave A Comment