Что написал «Софроний Рязанец»?[255]. Исследования и статьи
Что написал «Софроний Рязанец»?[255]
Начиная с открытия первого, позднего по времени, однако наиболее полного списка «Задонщины» В. М. Ундольского и до сего дня, когда опубликованы все известные списки этого произведения, в том числе и отрывки из них[256], внимание исследователей возвращается к вопросу о загадочном «Софонии рязанце». Его имя вынесено в заглавие двух списков в качестве имени автора — «Писание Софониа старца рязанца, бл(а)г(о)с(ло)ви от(че): Задонщина великог(о) кн(я)зя г(о)с(поди)на Димитрия Иванович(а) и брата его кн(я)зя Володимера Ондреевич(а)» [К-Б] и «Сказание Сафона резанца, исписана руским князем похвала, великому кн(я)зю Дмитрию Ивановичу и брату его Володимеру Ондреевичу» [С], специально «поминается» в тексте трех наиболее сохранившихся списков — «Аз же помяну резанца Софония» [У], «Ияж(е)помяну Ефон(и)я ерея резанца» [И-1], «И здеся помянем Софона резанца» [С], а также указано в заглавиях пяти списков «Сказания о Мамаевом побоище» по каталогу Л.
Еще одно упоминание имени Софония содержится в ст. 6888/1380 г. Тверской летописи с пояснением, что он является «брянским боярином», и приводится следующее его «писание»;
В лето 6888. А се писание Софониа резанца, брянского боярина, на похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Андреевичу: «Ведомо ли вамъ, рускымъ государямъ, царь Мамай пришелъ изъ (За)волжиа, стал на реце на Воронеже, а всемъ своимъ улусомъ не велел хлеба пахать; а ведомо мое таково, что хощетъ ити на Русь, и вы бы, государи, послали его пообыскать, туго ли онъ стоить, где его мне поведали»[258].
Следом в рукописи идет текст, зачеркнутый киноварью, соответствующий завершающим фразам «Задонщины» (по спискам У и И-1):
«Темъ же всемъ суженое место межу Дономъ и Днепромъ, на поле Куликове, на реце на Непрядве; а положили главы своа за землю Рускую и за веру христианскую. А мы поидемъ въ свою отчину, в землю Залескую, кь славному граду Москве, и сядемъ на своемъ великомъ княжении; чести есмя собе добыли и славнаго имяни. Конец»[259].
Если при этом учесть, что первый фрагмент, вероятнее всего, заимствован из архетипного начала «Задонщины», которое известно сейчас только по сокращенному виду списков У и Ж[260], то остается предположить, что в руках редактора Тверской летописи находился список «Задонщины», близкий к списку Ундольского, но более полный, из которого он заимствовал начало и конец, однако затем оставил только первый фрагмент, потому что в последующем к тексту Тверской летописи он присоединил «Сказание о Донском бою»[261], т. е. Распространенную редакцию «Сказания о Мамаевом побоище»[262].
Факт этот, почему-то выпавший из поля зрения исследователей «Задонщины», позволяет с новых позиций рассмотреть известные ее тексты и роль Софония не только в литературном процессе XIV–XV вв., но и в событиях 1380 г.
Кем был Софоний и какое отношение он имеет к «Задонщине» и к «Сказанию о Мамаевом побоище»? Эти вопросы поднимались неоднократно, и к настоящему времени можно считать утвердившимся мнение А.
Первыми, кто попытался прояснить эту загадочную фигуру, наделяемую столь противоречивыми эпитетами как
Своего рода итог в разысканиях автора «Задонщины» подвела в 1982 г. Р. П. Дмитриева, которая писала:
Гипотеза А. А. Шахматова о не дошедшем до нас «Слове о Мамаевом побоище» и о том, что написано оно было при дворе серпуховского князя Владимира Андреевича человеком из окружения литовских князей Дмитрия Ольгердовича и Андрея Ольгердовича, не противоречит нашему заключению о Софонии как предшественнике автора «Задонщины». Он как очевидец сражения или как человек, получивший сведения от участников сражения, смог написать свое произведение, которым затем воспользовался автор «Задонщины». И далее: «Следует признать, что автор „Задонщины“ воспользовался двумя поэтическими произведениями — сочинением Софония и „Словом о полку Игореве“»[271].
Между тем, как я отметил еще в 1985 г.[272], в руках исследователей находились все данные, позволявшие им решить загадку того пиетета, с которым Софоний упоминается неведомым автором «Задонщины».
Существование не дошедших до нас архетипов, на основе которых создавались последующие редакции произведений «Куликовского цикла», представляется весьма вероятным уже потому, что в сохранившихся поздних списках мы находим ситуации, не находящие объяснения в контексте.
На первый взгляд, оба эти факты никак не связаны друг с другом, тем более, с загадкой Софония, но это не так. Как я показал в одной из своих работ[275], традиционно принятый маршрут войска Дмитрия от устья Лопасни прямо на юг к Куликову полю не выдерживает критики, поскольку это направление оказывается много западнее пути, по которому совершались обычные ордынские набеги на Москву по направлению: Ряжск — Переяславль Рязанский — Коломна[276].
Насколько мне известно, эта монастырская легенда ранее не учитывалась историками то ли по причине ее малой известности, то ли по причине кажущейся невероятности такого удаления московского войска от места битвы. Между тем, удивляться следует тому маршруту на устье Непрядвы, которым до сих пор отправляют историки московское войско на встречу с Мамаем[278]. Ведь в приведенном выше «писании» или «поведании» Софония, адресованном московскому князю и его двоюродному брату, местом нахождения Мамая указан отнюдь не Дон, куда направляют войска все без исключения тексты Пространной летописной повести, «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище», а река Воронеж, с верховьев которой по высокому водоразделу открывался путь к Рязани и к Москве.
Исходя из такой ситуации, следует полагать, что задачей московских воевод было как можно раньше перехватить только еще формирующееся на перекочевках ордынское войско. Поэтому представляется единственно возможным выдвижение московского войска именно в район нынешних Скопина и Ряжска, туда, где в более позднее время проходили мощные линии «засечной черты». Место это было, видимо, хорошо известно, и туда должны были подойти запаздывавшие полки и дружины, как об этом сообщает «Сказание о Мамаевом побоище»[279]. Если же вспомнить, что два дня стояния «на Березуе» были вызваны замешательством разведки, которая обнаружила Мамая не на юге, как ожидалось, а на юго-западе, за Доном[280], то автор Пространной летописной повести, составлявщий ее полвека спустя после событий, вполне мог посчитать такое расхождение «поведания» с действительностью коварным замыслом («лестью») рязанского князя. Между тем, никакой «лести» и в помине не было, поскольку в «писании» Софония после сообщения о приходе и намерениях Мамая следовало предложение князьям
В этой ситуации по-иному звучит и топоним «Березуй», который следует выводить не от ‘березы’, как то делается обычно[282], а от ‘берега’ или ‘бережения’, подразумевая под ним традиционное место сторожевого форпоста, выдвинутого «на берег» Половецкого поля[283].
Выявленные обстоятельства, сохранившиеся в поздних текстах и восходящие, скорее всего, к гипотетическому «Слову о Мамаевом побоище», позволяют по-новому взглянуть на личность Софония и на его роль в событиях 1380 г., вернувшись к гипотезе Седельникова-Ржиги о его аутентичности рязанскому боярину Софонию Алтыкулачевичу.
Софоний не был и не мог быть автором ни «Задонщины», как правильно показал Л. А. Дмитриев[284], ни гипотетического «Слова о Мамаевом побоище», как это полагала Р. П. Дмитриева[285] и допускал с некоторой осторожностью Л. А. Дмитриев[286], поскольку его единственным произведением («писанием», «поведанием») оказывается сообщение о появлении Мамая и намерениях последнего, сохранившееся в составе Тверской летописи, дошедшей до нас в списке начала XVI в. Более того, можно думать, что реальное сообщение включало также сведения о переговорах между Мамаем, Ягайло и Олегом рязанским, сам факт которых был использован в Пространной редакции летописной повести, а позднее литературно развернут в «Сказании о Мамаевом побоище». Стиль послания Софония, тон обращения к московскому князю, сведения, содержащиеся в нем, и ссылка на источник («мне поведали», т. е. доложили), делают вполне достоверным отождествление его автора с рязанским боярином, выступающим секретным посредником между рязанским и московским князем в предупреждении братоубийственной войны.
Вопреки уверениям автора Пространной летописной повести, рязанский князь Олег Иванович не был изменником и не мог испытывать никаких симпатий к Орде и ордынцам, находясь между Ордой и Москвой, как между молотом и наковальней, так что любая их стычка губительнейшим образом отзывалась на Рязанском княжестве, подвергавшемся огню и разорению. «Москва страшна, но ордынцы — страшнее», — так можно сформулировать точку зрения всех без исключения обитателей Рязанского княжества в то время. Вот почему мне представляется вполне вероятным, что рязанский князь использовал именно Софония Алтыкулачевича, своего первого и, похоже, наиболее доверенного боярина, чтобы подать весть Москве о грозящей опасности и сообщить об «открытом коридоре» для прохода по Рязанской земле до «Березуя» навстречу Мамаю. В противном случае вторжение московского войска означало неизбежный вооруженный конфликт с немедленным оповещением ордынцев — об этом историки почему-то забывают. И зря, поскольку самым красноречивым свидетельством наличия секретных договоренностей между Олегом рязанским и Дмитрием Ивановичем оказывается основанный вскоре после победы 1380 г. московским князем на рязанской земле монастырь во имя своего патрона, Димитрия Солунского, позднее дополненный престолом св. Сергия Радонежского.
Стоит заметить, что «Задонщина» донесла до нас еще одно полустершееся заимствование из протографа, бросающее свет на роль Софония в указанных событиях и на его личность: заимствование, которое в протографе играло, как можно думать, сюжетоформирующую роль, но в «Задонщине» оказалось настолько затушевано, что не привлекло специального внимания исследователей. Между тем, оно дает определенные представления о среде, в которой могло возникнуть гипотетическое «Слово о Мамаевом побоище».
Речь идет об упоминании «Микулы Васильевича» — сына последнего московского тысяцкого, свояка великого князя московского, Николая Васильевича Вельяминова, женатого на сестре жены Дмитрия Ивановича и, таким образом, находившегося также в свойстве с боровским и серпуховским князем Владимиром Андреевичем. Последний же, как известно, был не только двоюродным братом московского князя, но и свояком Дмитрия и Андрея Ольгердовичей, на сестре которых был женат[287]. Последнее дает основание именно в окружении данного князя искать авторов произведений Куликовского цикла, как известно, особое внимание уделивших самому князю и его шурьям. Теперь в этот круг мы должны ввести и Н. В. Вельяминова с его женой Марией Дмитриевной, дочерью суздальского князя, так как по сохранившемся остаткам начала двух наиболее полных списков «Задонщины» (У и Ж) можно видеть, что это произведение в своем протографе открывалось указанием на пир, происходивший в доме Вельяминова, где присутствовали оба князя и куда пришло послание Софония о Мамае. Если учесть, что Н. В. Вельяминов был в это время воеводой в Коломне[288], ближайшем к Рязани пограничном московском городе, то его знакомство с рязанским боярином и постоянные между ними контакты, как сказали бы мы теперь, «по линии общественной безопасности», вряд ли можно подвергнуть сомнению. Таким образом, следует говорить не о «вести с Поля», полученной от безымянных «сторожей», а о задействованных дипломатических каналах самого высокого ранга, по которым в Москву (или в Коломну) была доставлена депеша Софония, если только он не привез ее сам, воспользовавшись приглашением на пир, присутствие на котором Для него было не только возможно, но и вполне естественно.
Для последующего изучения «Задонщины» в свете изложенного небесполезно обратить внимание на фрагменты с упоминанием как самого Микулы Васильевича, который, похоже, в гипотетическом «Слове о Мамаевом побоище» мог играть роль третьего по значению героя повествования, так и его жены, открывающей «плач» московских жен, поскольку, вероятнее всего, эти фрагменты связаны с протографом, носившим более документальный характер, как мы можем видеть по стилю «писания» Софония и сохранившемуся началу с «пиром», чем его последующие переработки в «Задонщине» и в «Сказании о Мамаевом побоище».
Подведем итоги.
Как мне представляется, изложенные выше факты позволяют с высокой степенью вероятности отождествить Софония «Задонщины» с рязанским боярином Софонием Алтыкулачевичем, по всей видимости, крещеным выходцем из Орды. В этом убеждает редкое имя, точное указание на происхождение, узкий временной интервал, общественное положение и тот объем информации, включая упоминание о секретных переговорах рязанского князя с Мамаем и Ягайло, который был передан в Москву и вряд ли был доступен кому-либо другому. Всё это дает основания полагать, что акция оповещения Москвы была проведена Софонием Алтыкулачевичем с ведома и по поручению рязанского князя, сообщившего таким способом о намерениях Мамая и об открытых для прохода московского войска рубежах Рязанской земли. Единственным произведением Софония было то «писание», которое дошло до нас в списке Тверской летописи. Никакого другого произведения Софоний не создавал, будучи упомянут в «Задонщине» в благодарность за свою миссию, способствовавшую победе над Мамаем. Поэтому усвоение ему какого-то историко-литературного, тем более поэтического сочинения, от которого до нас не дошло ни одной сколько-нибудь достоверной строки, вполне безосновательно и бесперспективно[289].
Появление имени Софония в заголовке некоторых списков «Задонщины» (К-Б и С) объясняется сокращением под перьями редакторов и переписчиков упоминания пира и полученного на нем известия, которое было внесено в Тверскую летопись из полного текста «Задонщины», восходившего к ее протографу. Другими словами, при переписке и редактуре имя Софония из «пира» переместилось в заголовок, поскольку переписчики фразу о «поведании» воспринимали шире, чем только известие о Мамае, распространяя ее на весь текст. Однако при всех сокращениях в списках бережно сохранялась «похвала Софонию», возникшая по принципу обратного параллелизма со «Словом о полку Игореве»[290], что может служить дополнительным подтверждением вьщвинутой мною гипотезы об отсутствии первоначального противопоставления автором «Слова…» своего творчества — творчеству Бояна, которому он на самом деле следовал, используя поэтические тексты XI в. так же, как автор «Задонщины» использовал лексику и фразеологию «Слова о полку Игореве»[291].
Итак, я считаю возможным утверждать, что известие Софония Алтыкулачевича московскому князю о грозящей опасности, дошедшее до нас в составе Тверской летописи, не только предотвратило внезапность нападения ордынцев, но и послужило причиной внесения имени этого рязанского боярина в поэтическое произведение, прославляющее победу московского князя на Дону. Любопытно, что сделано это было по типу «похвалы Владимиру» в известном «Слове о законе и благодати» Илариона («Похвалимъ же и мы по силе нашей» и т. д.[292]), но со ссылкой на автора «Слова о полку Игореве», утверждая, таким образом, преемственность в развитии древнерусской поэтики уже московского периода.
2. Кто написал книгу Марко Поло?
2. Кто написал книгу Марко Поло? Хорошо известно, что книга Марко Поло написана не им самим. Считается, что книга написана кем-то, якобы, со слов Марко Поло. Сам Марко Поло упоминается в ней сплошь и рядом в третьем лице. Например, глава 35 в книге 2 начинается словами: «Следует
Написал Папе
Написал Папе Третий день Мама в слезах измывается. Большая обида вышла через Н. П.Сказывала Аннушка, что Мама чегой-то боится со мной встретиться. Ничего не понимаю. Велел Аннушке проследить.Оказалось, от Папы ей тайное послание было, в коем он пишет, что ежели не будет мне
Глава первая. Кто написал Пятикнижие?
Глава первая. Кто написал Пятикнижие? Еврейская традиция утверждает, что все пять книг Пятикнижия (оно называется у евреев Тора) были получены Моисеем на горе Синай от Господа Бога. Однако эти книги (а также весь библейский текст в целом) содержат столь большое число
А зачем Нестор так написал?
А зачем Нестор так написал? «Повесть временных лет» создавалась через три века после событий в Новгороде. Уже три века как Русью правят князья из династии варяга Рюрика. Они, Рюриковичи, крестили Русь и ввели ее в русло новой, христианской цивилизации. Они, Рюриковичи,
ЧТО НАПИСАЛ «СОФОНИЙ РЯЗАНЕЦ»?____________________
ЧТО НАПИСАЛ «СОФОНИЙ РЯЗАНЕЦ»?____________________ ным подтверждением вьщвинутой мною гипотезы об отсутствии первоначального противопоставления автором «Слова…» своего творчества — творчеству Бояна, которому он на самом деле следовал, используя поэтические тексты XI в. так же,
А зачем Нестор так написал?
А зачем Нестор так написал? «Повесть временных лет» создавалась через три века после событий в Новгороде. Уже три века как Русью правят князья из династии варяга Рюрика. Они, Рюриковичи, крестили Русь и ввели ее в русло новой, христианской цивилизации. Они, Рюриковичи,
Лихуды, Иоанникий и Софроний
Лихуды, Иоанникий и Софроний Лихуды, Иоанникий (1633–1717) и Софроний (1652–1730) — два брата, греческие монахи, просветители и очень плодовитые писатели. Уроженцы острова Кефалония, они учились в Венеции и Падуе; вернувшись на родной остров, работали в местных школах (Софроний
6.6.6. Кто написал пьесы Уильяма Шекспира?
6.6.6. Кто написал пьесы Уильяма Шекспира? Пьесы Уильяма Шекспира являются реальностью, данной нам в ощущении. Имена героев и названия его драм даже в наш век повального бескультурья каким-то чудом застревают в мозгах большинства. С реальностью бытия самого автора, как
Что на самом деле написал Нестор
Что на самом деле написал Нестор Если монах Печерского монастыря Нестор лишь предполагается в качестве наиболее вероятного автора и сводчика «Повести», то его вклад в агиографию общепризнан. Перу Нестора принадлежат «Сказание о том, почему монастырь был прозван
История 6 класс Тест Культура русских земель в XII—ХП1 вв.
Культура Руси Московской в XIV — XVI вв.Т е м а 9
Культура русских земель в XII—ХП1 вв.
Культура Руси Московской в XIV — XVI вв.
Первый вариант
Выберите правильный ответ.
1. В «Слове о полку Игореве»:
а) содержался призыв к прекращению княжеских усобиц
б) создавался идеальный образ князя-защитника земли Русской
в) говорилось о необходимости сильной единоличной власти князя
г) славился подвиг князя в борьбе с половцами
2. Особенно успешными были культурные связи
Руси Московской с:
а) Византией в) Англией
б) Италией г) Францией
3. Возникновение российского книгопечатания относится к:
а) концу XIII в, в) началу XVI в.
б) середине XV в. г) середине XVI в.
4. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был:
а) А. М. Курбский в) И. Федоров
б) митрополит Макарий г) И.С. Пересветов
5. Выдающимся памятником шатрового стиля является:
а) Изборская крепость
б) храм Вознесения в селе Коломенском
в) церковь Федора Стратилата в Новгороде
г) Архангельский собор Московского Кремля
6. Погодные записи исторических событий — это:
а) поучения в) летописи
б) былины г) жития
7. Собор Василия Блаженного был построен в честь:
а) освобождения русских земель от ордынского владычества
б) взятия Казани
в) присоединения Новгорода
г) покорения Западной Сибири
8. Харчевня — это:
а) закусочная с простыми и дешевыми кушаньями
б) дом, где служилым людям раздавали хлебное государево жалование
в) построение для окрестного простого люда на случай войны
г) строения для хранения запасов продовольствия
9. Укажите верные утверждения:
а) раздробление Древнерусского государство привело к складыванию в разных землях Руси собственных культурных традиций
б) в период раздробленности древнерусская культура переживала упадок
в) в XV в. на Русь стали ввозить пергамент, более удобный материал для письма
г) Четьи-Минеи на Руси называли книги, предназначенные для богослужения
д) шатровый стиль это вид архитектурного сооружения, которое завершается высокой многогранной пирамидой
е) верхней одеждой русских людей был кафтан
ж) крестьянская изба состояла из нескольких жилых помещений
з) замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку
и) в Москву стали приглашать архитекторов из Византии
к) главной пищей русских людей был хлеб
10. Установите соответствие.
1) Афанасий Никитин а) «Поучение детям»
2) Сафоний Рязанец б) «Слово»
3) Владимир Мономах в) «Моление»
4) Даниил Заточник г) «Задонщина»
д) « Хождение за три моря»
11. Вставьте вместо пропусков.
Для литературы XIV — XV вв. было характерно обновление и создание крупных исторических сочинений — , которые позволяли увидеть ход исторических событий по годам. Большое распространения получает жан, где говорится о конкретных исторических событиях. Появляются путевые заметки, — _______________ .
12. О ком идет речь?
Из Львова к Острогу,
из Львова в Самбор
Он возит тяжелый
свинцовый набор.
Книгам московским
единокровник —
Выходит «Апостол»,
выходит «Часовник».
13. О каком соборе идет речь?
Как победил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, —
Гласит летописца сказание, —
В память оной победы
Да выстроит каменный храм!
14. По какому принципу образован ряд?
Успенский собор, Архангельский собор, церковь Ивана Лествичника, церковь Спаса на Бору.
15. Что является лишним в ряду?
Литературные произведения, посвященные борьбе с ордынским владычеством: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задощина», «Слово о погибели земли Русской», «Сказание о Мамаевом побоище»
Т е м а 9
Культура русских земель в XII—ХП1 вв.
Культура Руси Московской в XIV — XVI вв.
Второй вариант
Выберите правильный ответ.
1. Новый жанр устного народного творчества, появившийся в XIV—XVI вв.:
а) былины
б) исторические песни
в) сказания
г) баллады
2. Первая русская книга была напечатана в Москве в:
а) 1551 г. б) 1564 г. в) 1572 г. г) 1584 г.
3. К куликовскому циклу относится:
а) «Слово о погибели земли Русской»
б) «Слово о полку Игореве»
в) «Задонщина»
г) «Моление»
4. Автором «Хождения за три моря» является:
а) Афанасий Никитин
б) Фотий
в) Петр Мстиславец
г) Сафоний Рязанец
5. Главная идея «Домостроя»:
а) подчинение в государстве царской власти, а в семье — ее главе
б) наставление по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей
в) необходимость соблюдения религиозных норм и обязанностей
г) борьба с внешними врагами
6. Энциклопедия — это:
а) совокупность произведений народного творчества
б) биографии людей, причисленных церковью к лику святых
в) справочник, содержащий сведения по широкому кругу знаний
г) путевые заметки
7. Вершиной русского зодчества является:
а) церковь Спаса Преображения в Новгороде
б) Грановитая палата в Московском Кремле
в) Английское подворье в Москве
г) Покровский собор (собор Василия Блаженного)
8. Наиболее ярким представителем русской национальной живописи был:
а) Прохор из Городца
б) Даниил Черный
в) Андрей Рублев
г) Дионисий
9. Укажите верные утверждения:
а) в XII в. был создан характерный тип русского храма, сохранившийся на протяжении веков:
крестово-купольный храм
б) монгольское владычество не прервало культурные связи Руси с Европой
в) центрами книжности были монастыри
г) вся архитектура Пскова имела крепостной облик
д) в XVI в. все города имели каменные или кирпичные укрепления
е) регалии — это предметы, являющиеся символами монархической власти
ж) одежда знати не отличалась от одежды простонародья
з) торгово-ремесленное население проживало в посаде
и) в русских церквях в конце XIV в. появилось такое самобытное явление, как иконостас
к) возведение белокаменного Кремля свидетельствовало о возрастании политического могущества Москвы
10. Установите соответствие:
1) воинская повесть а) «Слово о полку
2) сборник житейских Игореве»
мудростей и наставле- б) «Хронограф»
ний в) «Сказание о разорении
3) поэма Рязани Батыем»
4) сборник заниматель- г) «Сказание о Мамаевом
ных и нравоучитель- побоище»
ных сочинений по д) «Домострой»
всемирной истории
11. Вставьте вместо пропусков.
Крупнейшим событием середины XVI, в. стало возникновение ____________ , которое началось по инициативе Ивана Грозного и церкви.
В Москве на Печатном дворе и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу « ».
12. О ком идет речь?
Тверской купец, три года жил в Индии, изучал быт, культуру и религию индийского народа, написал книгу «Хождение за три моря».
13. О чем идет речь?
«Эта икона изображает трех ангелов за трапезой, которую им, согласно библейскому рассказу, предложил Авраам. На столе поставлена чаша. А подле ле¬жит кусок хлеба, и ничего больше — ясно, что один только символ трапезы, только намек на нее… Нежные, стройные фигры ангелов, их склоненные головы с задумчивым взором, устремленным куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне легкого светлого пейзажа Глядя на эти фигуры, хочется поистине молиться — столько в них умилительного, возвышенного и духовного».
14. По какому принципу образован ряд?
Приказная изба, двор воеводы, пушечный амбар
15. Что является лишним в ряду?
Самые знаменитые памятники шатрового стиля: храм Вознесения в селе Коломенском, колокольня Ивана Великого, храм Василия Блаженного
Т е м а 9
Культура русских земель в XII—ХП1 вв.
Культура Руси Московской в XIV — XVI вв.
Третий вариант
Выберите правильный ответ.
1. Событие, описываемое в «Слове о полку Игоре-
ве», относится к:
а) 1097 г. в) 1174 г.
б) 1147 г. г) 1185 г.
2. Новый жанр литературы в XII в.:
а) поучения в) поэма
б) жития г) хождения
3. В произведении древнерусской литературы «Задонщина» повествуется о:
а) битве на реке Калке
б) сражении на реке Воже
в) Куликовской битве
г) набеге Тохтамьппа на Москву
4. Центральной в русской литературе XIV—XV вв. являлась тема:
а) возвышения Москвы
б) создания единого Русского государства
в) борьбы против иноземных захватчиков
г) величия великокняжеской власти
5. Основная идея «Поучения детям» Владимира Мономаха:
а) создание идеального образа правителя земли Русской
б) укрепление Древнерусского государства
в) божественное происхождение самодержавной власти
г) наставления по воспитанию детей
6. Сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории назывался:
а) Четьи-Минеи
б) «Апостол»
в) «Хронограф»
г) «Домострой»
7. Из названных памятников в XVI в. был построен (а):
а) церковь Спаса Преображения в Новгороде
б) храм Вознесения в селе Коломенском
в) храм Покрова на Нерли
г) Дмитриевский собор во Владимире
8. Современниками были:
а) Андрей Рублев, Дмитрий Донской
б) Аристотель Фиораванти, Иван III
в) Иван Федоров, Иван Калита
г) Феофан Грек, Александр Невский
9. Установите соответствие:
1) Феофан Грек а) иконы и фрески Успенского
2) Андрей Рублев собора Московского Кремля
3) Дионисий б) роспись новгородской
церкви Спаса на Ильине улице
в) иконостас для Благовещенского собора
г) икона « Троица»
10. Установите соответствие.
а) «Домострой»
б) «Хождение затри моря» А. Никитина
в) «Поучение детям» Владимира Мономаха
г) «Задонщина»
1) «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около ложитесь, а вставайте рано; а оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от них душа погибает и тело»
2) «Уже ведь поднялись сильные ветры с моря на устья Дона и Днепра, пригнали большие тучи на Русскую землю; из них наступают кровавые зори, а в них трепещут синие молнии. Быть стуку и грому великому на речке Непрядве меж Доном и Днепром, пасть трупу человечью на поле Куликовом, пролиться крови на речке Непрядве»
3) «Есть тут Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, волосы в одну косу плетены. Детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жены — все черны…
…В Индийской земле кони не родятся: здесь родятся волы и буйволы. На них ездят и товар иногда возят — все делают…»
4) «А пошлет Бог кому детей — сыновей и дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении… Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите
отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите…
Всякому человеку: богатому и бедному, большому и малому — всё рассчитывать и разметить,
исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу…»
11. Вставьте вместо пропусков.
Самым распространенным видом жилища крестьян на северо-востоке Руси были ____________—
бревенчатые рубленые жилые дома. В доме много места занимала _________, которая обычно ставилась в правом от входа углу. Жили в тесноте по 8—10 человек. На ночь укладывались на лавках или на специальных деревянных настилах — ___________, которые сооружались под потолком возле печи.
Leave A Comment