Полузависимые закупы и рядовичи в период формирования феодализма в Древней Руси

Древнерусская община в VIII – XI веках взаимодействовала с княжеской властью, как утрачивающая своё равноправие сторона-партнёр. Вольные общины всё меньше влияли на княжеские решения. Городское «вече» не определяло политику князей, а только страховало от конфликта интересов.

В Древней Руси не было чёткого деления социума на людей 1-го и 2-го сорта. Все социальные группы, с разным политическим, экономическим и правовым статусом, в том числе полузависимые и полные рабы, являлись органичными частями единой древнерусской общности.

  1. 1 Происхождение полузависимого слоя в древнерусском обществе
  2. 2 Закупы и рядовичи – социальные знаки разрушения соседской общины на Руси
  3. 3 Сходства и различия закупов и рядовичей
  4. 4 Региональные особенности и эволюция закупов с рядовичами, как социальных категорий
  5. 5 Место полузависимого населения в социально-экономическом развитии Древней Руси

Происхождение полузависимого слоя в древнерусском обществе

Когда торговый путь «из варяг в греки» пришёл в упадок, на Руси началась феодализация экономических отношений. Перемещение торговых путей на восток и «половецкий кордон», блокировавший торговлю с Византией вызывали необходимость более широкого закабаления местного земледельческого населения. Особенностью Древней Руси было то, что процесс закабаления касался не всех общин, а конкретных общинников, переводя их в полузависимое состояние или полное рабство.

Древнерусское законодательство, известное в источниках, как «Русская Правда» Ярослава Мудрого узаконило «вотчинное» землевладение, появившееся на общинных землях в ходе обособления княжеской власти. Главным фактором производства в вотчинах был подневольный труд.

Одной из причин междоусобных войн на Руси было желание набрать пленных и обратить их в рабов. В таких войнах не только побеждали, но и терпели поражения. Был риск: в случае удачи набрать пленных, а если неудача, то и сам окажешься в плену. А сделки смердов с землевладельцами гарантировали последним более стабильный приток в вотчины полузависимых работников: закупов и рядовичей.

Закупы и рядовичи – социальные знаки разрушения соседской общины на Руси

Соседская община (вервь) у восточных славян сложилась в VI-VII веках и основывалась на хозяйственных связях общинников, а не родственных отношениях. Развитие феодальных отношений с VIII века изменило её положение сторону усиления зависимости от крупных землевладельцев из княжеского окружения. Внутренние связи верви ослабевали, круговая порука уже не всегда спасала своих смердов-общинников от кабалы.

Из слабеющей верви начала IX века стали выпадать «слабые звенья» — общинники, польстившиеся на возможность поправить свои дела в кредит. «Закупы», так называли смердов-земледельцев, стали частью древнерусского общества в середине IX века. В трудной жизненной ситуации смерд, мог условиться о ссуде (купе) с феодалом-вотчинником. Заёмщик (закуп) получал продукты, рабочую скотину или деньги, но обязан был их отработать с процентом, как «ролейный закуп» на пашне или слуга.

Похожая на закупов группа лиц – рядовичи получили своё название от «ряда» (договора) согласно которому они служили у хозяев вотчины. При этом социальное положение рядовичей могло быть разным на момент поступление в услужение. Они могли быть как простыми слугами, так и мелкими административными функционерами. О рядовичах Древней Руси мало достоверных сведений, некоторые учёные вообще не выделяют такой социальной категории, считая их рядовыми смердами или холопами.

Сходства и различия закупов и рядовичей

Отечественная историография различает закупов и рядовичей по их правовому статусу:

Закупы и рядовичи

Общее

Временная неволя (зависимость от господина), обусловленная особыми договорами («купой» или «рядом»)

«Русская Правда» признавала закупов и рядовичей субъектами прав и обязанностей (ст. 58 и 59), они могли обратиться в княжеский суд. При отсутствии свободных свидетелей (послухов), мог привлекаться к даче свидетельских показаний.

Господин мог подвергать закупов и рядовичей телесным наказаниям.

В случае побега закупы и рядовичи могли стать обельными холопами.

После отработки (выплаты) купы или окончания действия ряда, закупы и рядовичи могли стать снова свободными людьми.

Особенности

Закупы

Рядовичи

Вынужденная хозяйственными обстоятельствами кабала.

Добровольное соглашение о зависимом положении по разнообразным причинам экономического, социального и даже политического характера.

Определённая по времени и норме отработка денежной или товарной ссуды в вотчине господина.

Согласованный по определённым условиям «ряд» (договор) между поступающим в услужение и господином.

Закуп вёл своё, отдельное от господина хозяйство, отдавая часть произведённого заёмщику в счёт долга.

Рядовичи получали от господина продукты и инвентарь. Рядович мог занимать административные должности (тиун, огнищанин).

Закуп, при определённых условиях мог быть продан в рабство.

Рядовича нельзя было продать в рабство.

Закупы и рядовичи, по большому счёту являлись частями большой общности смердов. В разных обстоятельствах полузависимые лица имели разное социальное положение в Древнерусском государстве. Русская Правда штрафовала за убийство закупов и рядовичей по самой низшей шкале в 5 гривен, как и холопов. Правда за холопов мзду платили хозяину, а за закупов и рядовичей штраф шёл в княжескую казну.

Региональные особенности и эволюция закупов с рядовичами, как социальных категорий

Положение полузависимого населения Киевского и близких к нему княжеств (в т.ч. Галицко-Волынском) можно считать эталонным от «Русской Правды». Однако на Северо-западе и Северо-востоке Древней Руси сохранялись свои региональные особенности деления смердов. В Новгороде Великом:

  1. Первая категория – свободные общинники, уплачивавшие подати в казну Новгорода.

  2. Вторая категория – «закладники», бывшие общинники, добровольно ставшие зависимыми от бояр (как рядовичи).

  3. Третья категория «половники» — арендовавшие у землевладельцев землю за половину урожая. С закупами половников роднила возможность стать свободным после уплаты долга. Только уйти от хозяина половник мог в определённый законом период — «Филиппово заговенье».

Полузависимое население Северо-восточных княжеств имело схожие признаки с Новгородским укладом. Те же «половники» и «закладчики», в дополнение к оброку, барщине были обложены государственными повинностями.

Место полузависимого населения в социально-экономическом развитии Древней Руси

Процесс социально-экономической жизни Древней Руси не имеет полного отражения в исторических источниках. Но имеющиеся сведения позволяют сделать вывод: в древнерусском государстве сочетались сильные пережитки первобытного устройства с элементами  рабовладельческого строя, при переходе к феодализму. Свободные крестьянские общины сильно зависели от власти Великого князя и на этом этапе послужили источником для создания больших категорий полузависимого населения Древней Руси. Прослойка закупов и рядовичей стала основой для формирования здесь новой феодальной стратификации в условиях многоукладности раннеклассового варварства, характерного для многих европейских стран того времени.


Литература и источники:

  1. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. — 520 с.
  2. Б. Д. Греков Киевская Русь. Гос. издательство политической литературы, 1953.
  3. Пространная Русская Правда (по Троицкому списку второй половины XIV в.). online  [Электронный ресурс].

кто такие смерды, холопы, закупы, рядовичи, их сравнительная характеристика

Пахотные земли во времена Руси были основным богатством, главным средством производства. Самой популярной вариацией производственной организации стала вотчинная – владели вотчиной бояре и князья, они получали его от отцов и передавали свои сыновьям. Работали на этой земле крестьяне – смерды, холопы, закупы, рядовичи.

В Киевской Руси наравне со стольными и боярскими вотчинами существовало большое количество фермеров-общинников, пока что никак не зависимых от феодалов. Подобные самостоятельные общины крестьян выплачивали подать в пользу страны князю.

Первой из названных наиболее популярный категорий зависимых крестьян я предлагаю вам рассмотреть смердов. Как известно, смерды – свободные крестьяне-земледельцы, которые обрабатывают государственную землю и платят специальную подать в пользу державы. Смерды по сравнению с другими группами зависимых крестьян находились в довольно выгодном положении – у них была личная свобода, своя земля, эти люди честно трудились и получали вознаграждение, у них не было проблем с местной княжеской властью, если они исправно платили подать, от князя они получали протекторат и имели определенные гражданские и человеческие права. По разным данным, воинская повинность смердов – непосредственное принятие участия в походах в пехоте, или поставка для армии лошадей и продовольствия. Кроме того, эта категория была самой многочисленной на Руси. Именно смерды – основная составляющая сельского населения Киевской Руси в 9-12 веках. Само понятие «смерд», по одной из версий означает – «человек», «свободный крестьянин». Постепенно эти свободные крестьяне-общинники попадали в зависимость от феодалов, утрачивали личную свободу и независимость, «прикреплялись» к земле, и со временем основная масса свободных крестьян превратилась в крепостных крестьян. Развитие социально-экономических отношение привело к тому, что ранее свободная часть населения превратилась в бесправную массу.

Следующей из рассматриваемых нами категорий являются холопы. Этот социальный слой был не такой многочисленный, но холопы также составляли внушительную долю среди сельского населения древнерусского государства. Непосредственно – холопы – зависимая часть населения Киевской Руси. Это часть населения, по своему положению близкая к рабскому. Холопы, в основной своей массе – военнопленные. Также холопами называют крепостных крестьян, которые существовали уже в 9-12 веках на Руси. По самой распространенной теории, слово «холоп» означает «прикрепленный к земле», «закрепленный крестьянин». Положение холопов было ужасным – полное бесправье и рабский труд. Историки утверждают, что Киевская Русь относится к тем государствам, которые в своём развитии практически пропустили период рабовладельческого строя, однако в условиях жизни древнерусского государства можно заявить, что в нем рабовладельческий строй спокойно существовал рядом с феодальным, что является типичным для большинства славянских народов. И в этом нет ничего необычного – какая-то часть населения в любом случае будет наделена меньшими правами, чем другие.

Дальше я предлагаю вам рассмотреть такую категорию населения, как закупы. Закупы – крестьяне, которые находятся в тяжелом материальном и социальном положении, близком к холопскому. Закупов также именуют наймитами. Нельзя сказать, что это люди, продающие свои рабочую силу, скорее это должники, по специальному договору (текст его можно отыскать в «Русской правде») попадают в личную зависимость от так называемого нанимателя. Права закупов сильно ограничены, но, они более защищены, чем холопы, не имеющие совсем никаких социальных прав. Именно попадание в личную зависимость по определенному договору и отличает закупа от обыкновенного пролетария времен капитализма, хотя и тот, и другой продают свою рабочую силу. К социальным правам закупа относится весьма сомнительное право не быть извитым «не за дело», а «просто так». Закуп имеет право отстаивать свои права в судебном порядке и возможность уйти от хозяина при соблюдении определенных условий, обусловленных в подписанном договоре. Закупы также имеют право на собственное имущество, которого они не могут быть лишены насильно. Кроме прав, существуют и обязательства. Например, закупы обязаны выполнять все условия договора и несут ответственность за имущество, инвентарь и скот хозяина. Только в этом случаи они могут рассчитывать на соблюдение всех предписанных прав и свобод.
Обычно в закупы, или наймиты, шли крестьяне, не имеющие средств к существованию, и пойти в зависимость было их шансом выжить и прокормить свою семью. Закупы делали различную работу на дворе феодала, по этому признаку их делят на несколько подкатегорий. Если закуп сбежит от хозяина, тот превращает его в холопа.

Категория зависимого населения Древней Руси, которая очень похожа на закупов – рядовичи. До сих пор историки, изучая письменные источники времен древнерусского государства не определили, кто же такие рядовичи. По одной из теорий, подтвержденной выписками из «Русской правды», рядовичи – часть челяди, мелкие служащие в доме феодала. Ещё одна версия говорит, что это смерды, заключившие с феодалом специальный договор («ряд»), по которому они попадали в некую феодальную зависимость и служили хозяину за плату, еду и кров. Это определение приближает рядовичей к закупам.

Из всего этого можно сделать вывод, что смерды – самая большая по численности и самая благоденствующая категория населения Киевской Руси, потому что они обладали личной свободой, в отличие от закупов и рядовичей, потерявший её ради того, чтобы выжить, и, уж тем более от совсем бесправных холопов. Как раз холопы – люди, чье положение было фактически рабским и являются низшей социальной категорией древнерусской державы.

Добавить комментарий

Procure наркоман в России

История Киевской Руси интересна и уникальна. В частности, слои населения в нем не были похожи на европейские. В статье мы ответим на вопрос: «Кто покупатель?» Итак, все население Древней Руси делилось на две большие категории: свободные и зависимые люди. В первую категорию входили аристократическая элита общества (князья, бояре), служилые люди (воины) и купеческие (торговцы). Вторая категория была более сложной по структуре, и в ней можно выделить две основные социальные группы: личную или рабскую. К ним относились слуги, которые, в отличие от древности, были не классическими, а патриархальными холопами, и люди экономически зависимые — это закупы и рандовичи, а также смерды.

Свод законов «Русская Правда»

Об этих двух категориях экономически зависимого населения повествует один, но очень важный исторический источник — «Русская Правда». Это комплекс древних норм письменного права, формировавшийся на протяжении нескольких столетий, начиная с XI века. В нем есть ответ на вопрос: «Покупка — это кто?» Первым, кто записал эти законы, был Ярослав Мудрый, когда он был новгородским князем. Потом добавил после того, как занял великокняжеский стол в Киеве. Потом его дети, князья Ярославичи, и внук Владимир Мономах внесли свой вклад в «Русскую Правду».

Наиболее подробно свод законов регулирует государственные закупки, в значительно меньшей степени — рядовые. Он также определяет, что закупки являются зависимой категорией населения. В социальном статусе обоих есть сходства и различия.

Общее положение рядовичей и закупок

Общее дело в том, что зависимость закупок и рядовичей имела экономическую основу. Свободный человек, или людин (в терминологии того времени), мог стать рядовым, если заключал договор-серию, а покупку — если брал купе, то есть долг. Это моментально обесценило жизни зависимых людей. Если за убийство человека в Древней Руси применялся штраф в 40 гривен, то жизнь приобретателя и рядового приравнивалась к жизни раба и смерда и составляла всего 5 гривен. Именно эта сумма штрафа лучше всего подчеркивает зависимость и неполноценность этих категорий населения. Конечно, больше пострадала бюрократия. Определение их как зависимых людей предполагало возможность продажи в рабство и так далее.

Различия между закупками и рядовичами

Между закупками и рядовыми есть существенная разница. Рядович заключал контракт, серию, на определенный срок, и, как говорит «Русская правда», ни при каких обстоятельствах не мог быть продан в рабство, то есть поставлен в личную зависимость.

С покупкой дело обстояло сложнее. Взяв купе, этому человеку пришлось отрабатывать его на ферме своего хозяина. Обычно покупки использовались в сельскохозяйственных работах или при уходе за скотом. Господин разрешал им пользоваться своим имуществом и инвентарем, но если покупка портила его, он нес надлежащую ответственность. Если он портил или воровал чужое имущество, то ответственность возлагалась на хозяина. Это еще одна особенность социального статуса покупок, подчеркивающая незавершенность данной категории населения.

Но, в отличие от рядового солдата, можно было получить сапог, то есть обратиться в рабство. Это разрешалось только в двух случаях:

  • При покупке чего-то украденного на стороне;
  • Если он убегает от своего хозяина и при этом фактически отказывается возвращать долг-талон.

Если же барин пытался усыпить покупку без достаточных законных оснований, он мог получить защиту в княжеском дворе.

Правовая защита закупок, в отличие от рядовичей, подробно описана в Русской правде. В частности:

  • Покупка не может быть продана как раб;
  • Он не мог забрать имущество, находящееся в его владении;
  • Он не мог забрать подаренное ему купе;
  • Запрещено передавать покупку кому-либо в аренду;
  • Его нельзя было пытать без причины.

То есть покупка является хоть и зависимым лицом, но имеет четко определенное правовое положение в обществе.

Защита закупочных прав

Если какое-либо из прав было нарушено, он мог бежать в княжеский суд и заявить о несоблюдении закона. Эта привилегия покровительства при княжеском дворе подчеркивала, что покупка бывшего свободного человека, который, поработав на купе, имел возможность вернуть себе прежний социальный статус. Ему также было предоставлено право свидетельствовать в суде по так называемому мелкому иску, то есть не очень серьезным делам. Никакая другая категория зависимого населения не могла этого сделать.

вонючие, холопы, покупки, рядовые, их сравнительная характеристика

Сюжет

Термин «разъедать» означал захват населения соседнего княжества во время княжеских междоусобиц. К 15 веку категория смердов превратилась в категорию крестьян. В XVI-XVII веках слово смерд употреблялось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного, простолюдина, знатного человека.

Этимология слова

Уничижительный глагол — вонять (вонять), от выражения «вонючий», ранее подразумевавший человека зависимого и несвободного, в наше время означает нечто вонючее, вонючее (вонь). Возможно, ранее имеющее основу — обильное потоотделение в результате активной родовой деятельности. Вплоть до начала 20 века в некоторых деревнях европейской части России топили «по-черному» — печами без труб, выпуская дым через драпированные окна избы. Дым от костра за один вечер дает стойкий специфический запах дыма, так что можно себе представить, как пахло вонью живущих в такой избе.

Литература

  • Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. — М.: Наука, 1993.
  • .
  • Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси. Лекции по истории России. Киевская Русь — Москва: Наука, 1993

см. также

Ссылки

Фонд Викимедиа. 2010.

Синонимы :

См. что такое Смерд в других словарях:

    смерд   — вонь, но … Русский орфографический словарь

    смерд   — смерд / … Орфографический словарь морфем

    Черная кость, крестьянин, плебей, простолюдин, крестьянин, сын кухарки, крестьянин, чумазый Словарь русских синонимов. Смерд см. плебейский Словарь синонимов русского языка. Практическое руководство. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    СМЕРД, вонь, муж. (источник). 1. В Древней Руси крестьянин-земледелец. || В дальнейшем презрение. обозначение крепостного (в устах помещика, представителя власти). 2. Простолюдин, равнодушный человек, напротив. Принц, воин. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    СМЕРД, а, муж. В Древней Руси: крестьянин, земледелец. Свободные Смерды. Порабощение смердов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    СМЕРД   — Пыхачев, св. 1557. А.Ф. I, 149. Смерд Иванов, сын Плещеева, московского дворянина. 1563. Гр. и мастиф. I, 489 … Биографический словарь

    Смерд, а; много воняет, ов… русское словесное ударение

    М. 1. Крестьянин, земледелец (на Руси IX XIII вв.). 2. пер. Человек благородного происхождения. Толковый словарь Ефремова. Т.Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремова

    Древнее название свободного крестьянина, в отличие от раба. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    смерд  — именник рода, возраст старой Руси – крестьянин; Людин незнатного походження зневажлев. іст., арх… Орфографический словарь украинского мови

Многие сейчас считают слово «вонь» ругательством (из-за созвучия с «вонь»). Фактически, до шестнадцатого века этот термин просто обозначал социальный статус человека и связанные с ним права и обязанности.

Бездельник на свободе

Слово «смерд» известно историкам из «Русской Правды» и последующих законодательных актов. Видные историки (М.Н. Тихомиров, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков) пытались установить место этой группы в древнерусской социальной структуре, и в основном им это удалось.

По общепринятому мнению, смерд — грамотный крестьянин-помещик. Историки считают, что первоначально так назывался полноправный член сельской крестьянской общины, а по мере развития феодальных отношений понятие перешло к крестьянину, сюзереном которого было само государство (в лице князя или боярской республики, как в Новгороде) . Его судил князь, нес в его пользу повинности и платежи. Смерд был собственником своего имущества и передал его по наследству, но исключительно своим сыновьям. При отсутствии таковых наследником становился князь, обязанный из наследства отдавать содержимое незамужним дочерям покойного. Но подобная практика в эпоху феодализма существовала и для высших сословий — и там сеньор мог стать наследником.

Особенности уголовной ответственности

Однако можно услышать утверждение, что смерд является зависимым лицом, приравненным к крепостному (лично зависимому служащему). Сторонники этой точки зрения апеллируют к фразе «вонючие крепостные», имеющейся в «Правде о Ярославичах». В соответствующей статье за ​​убийство просто крепостного и «вонючего слуги» один и тот же суп назначается в 5 гривен.

Однако большинство историков не согласны с такой интерпретацией. Они предложили две альтернативные версии. Первый говорит о том, что в этой статье указано, что смерды могли (наряду с феодалами) владеть и крепостными, и возмещение ущерба они получали вместе с дворянством. Второй утверждает, что термин указывает на вид работы, выполняемой рабом для хозяина. Обычно крепостной был домашней прислугой, но некоторые занимались сельским хозяйством. Таких можно было бы назвать «вонючими рабами», то есть теми, которые ближе к оккупации смердами.

Факт, что ответственность за причинение вреда или убийство вонючек в законодательстве Древней Руси была ниже, чем по отношению к «людям», то есть однозначно свободным, непристойным личностям. Но труд земледельца тогда вообще не ценился высоко.

Временно требуется

Смерд также может временно перейти в другие категории. Для таких случаев были отдельные сроки. Так, вонь, взятая взаймы у феодала, стала «покупкой» («купа» — долг). Если он договаривался с феодалом о выполнении для него какой-то особой работы, то становился «рядом» («ряд» — соглашение). Покупки и рядовые члены были ограничены в правах, в частности, они не могли покинуть место жительства или отказаться от работы. Но так продолжалось до тех пор, пока не был выплачен долг или работа не была завершена. Потом Рядовичи или закупки снова стали вонять. Законы защищали часть их прав (в частности, феодал не имел права требовать больше, чем указано в договоре).

Историк Б. Д. Греков (впоследствии получивший широкое распространение в русской историографии), смерд — член сельской общины, но в прямой зависимости от князя, крестьянин в Древнерусском государстве периода XIV века. По Русской Правде, смерды были зависимыми крестьянами, которых судил князь. Им принадлежали земельные наделы, которые могли переходить по наследству сыновьям (если сыновей не было, надел переходил к князю). Штраф за убийство вонючки был равен штрафу за убийство раба. В Новгородской республике большинство смердов были казенными крестьянами (обрабатывали казенные земли), хотя упоминаются и княжеские, епископские и монастырские смерды. Они не имели права покидать землю. По данным «Русской правды», вымершее имущество вонючки досталось князю, а сбежавшее имущество свободного общинника, скорее всего, было разделено между членами общины. Наконец, штраф за убийство «вонючки» составляет всего 5 гривен (наряду с холопом — «холопа»), тогда как жизнь «лудина» защищала 40-гривенная вира (стандартный размер штрафа за убийство обычного свободного человека).

Термин «разъедать» означал захват населения соседнего княжества во время княжеских междоусобиц. К 15 веку категория смердов превратилась в категорию крестьян. В XVI-XVII веках слово смерд употреблялось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного, простолюдина, знатного человека.

Этимология слова

По одной из версий

Слово смерд («смерд», «смурд», «сморд», «смордонь») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек». Смерды имели свою землю и держали ее в хозяйстве, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог устроить церковную вонь, переселить их. В отличие от простых крестьян-коммунистов, смерды жили не в деревнях, а в деревнях. Призыв смердов заключался, по разным версиям, в личном участии в пешей армии, в поставке лошадей для конной армии.

Термин «разъедать» означал захват населения соседнего княжества во время княжеских междоусобиц. К 15 веку категория смердов превратилась в категорию крестьян. В XVI-XVII веках слово смерд употреблялось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного, простолюдина, знатного человека.

По другой версии

Слово смерд использовалось для обозначения религиозной принадлежности. Смерд — это самоназвание тех, кого принято называть «язычниками». В произношении «смарт» используется как название одного из трёх направлений индуизма, самого древнего. Слово «вонь» происходит от санскритского «смрити» — помнить. А значит «помнящий», в вольном переводе «посвященный». Со временем словом «смерд» стали называть сельчан. С принятием христианства «смерд» (язычник) меняется на «крестьянин» (христианин).

Связь со словом «вонь»

Слово «вонь» тесно связано со словом «вонь». По старинному обычаю русские натирали свое тело луком и чесноком. В русских сказках есть выражение: «русским духом пахнет», то есть смердит. Обычай натирания тела луком и чесноком встречается и у других индоевропейских народов (например, у спартанцев, индийских ариев) и восходит к древним охотникам: это был способ скрыть запах человека.

Любопытен термин, появившийся в период с XI по XIV век. «Умерщвлять» означало захватывать деревни и население вражеского княжества во время княжеских междоусобиц. После 15 века категория смердов перешла к крестьянству, однако термин продолжал употребляться и означал неформальное обращение царя к низшим слоям населения. Впоследствии термин «вонь» стал употребляться помещиками для оскорбления провинившихся челяди или крестьян. В заключение хотелось бы сказать несколько слов об этимологии слова. Дело в том, что в некоторых районах европейской части России дома топили по-черному (т. е. без применения труб), поэтому весь дым и гарь выводился через стеклопластиковые окна избы. Поэтому нетрудно было представить, как ужасно пахло от всех вонючих, учитывая, что к этому отвратительному запаху гари примешивался пот.

Написать отзыв о Смерде

Литература

  • Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков — М.: Наука, 1993.
  • .
  • Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси. Лекции по истории России. Киевская Русь — Москва: Наука, 1993
  • Дмитрий Балашов. «Святая Русь». Исторический роман. — Петрозаводск: Карелия, 1992. — 544 с. — (Государи Московские) — 50 000 экз. — ISBN 5-7545-0491-8.

см. также

Примечания

Ссылки

Смердский проезд

Кутузов в сопровождении своих адъютантов ехал на шаг позади карабинеров.
  Проехав с полмили в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома (вероятно, бывшего постоялого двора) у развилки двух дорог.

Обе дороги шли под уклон, и по обеим шли войска.
 Туман начал рассеиваться, и сколь-нибудь далеко, примерно в двух верстах, уже видны вражеские войска на противоположных холмах. Слева внизу стала слышна стрельба. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько сзади, вгляделся в них и, желая попросить у адъютанта подзорную трубу, обратился к нему.
 – Смотри, смотри, – сказал адъютант, глядя не на далекое войско, а вниз, на гору впереди себя. — Это французы!
Два генерала и адъютанта стали хвататься за трубу, отрывая ее друг от друга. Все лица вдруг изменились, и ужас вообще проявился. Французы должны были быть в двух милях от нас, и они появились внезапно, неожиданно перед нами.
  «Это враг? … Нет! … Да посмотри, он… наверно… Что это такое? — послышались голоса.
Князь Андрей простым глазом увидел плотную колонну французов, поднимавшуюся навстречу абшеронцам снизу направо, не более чем в пятистах шагах от того места, где стоял Кутузов.
 «Вот она, решающий момент настал! До меня дошло», — подумал князь Андрей и, ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить абшеронцев, — кричал он, — ваше превосходительство!» Но вдруг все стало бездымным, раздалась близкая стрельба, и наивно-испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «Ну, братцы, шабаш!» И словно этот голос был командой. В этом голосе все бросилось бежать.
  Смешанные, постоянно увеличивающиеся толпы бежали обратно к тому месту, где пять минут назад войска прошли мимо императоров. Эту толпу было не только трудно остановить, но и невозможно было не откинуться назад вместе с самой толпой.
Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не понимая, что делается перед ним. Несвицкий, озлобленный, красный и непохожий на себя, крикнул Кутузову, что если он сейчас не уйдет, то, вероятно, попадет в плен. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, достал платок. Кровь текла из его щеки. Князь Андрей толкнулся перед ним.

  «Тебе больно?» — спросил он, едва сдерживая дрожь нижней челюсти.
«Раны не здесь, а где!» — сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. — Останови их! — крикнул он и в то же время, вероятно убедившись, что остановить их невозможно, ударил лошадь и поскакал вправо.
 Вновь нахлынувшая толпа бегущих схватила его с собой и потащила назад.
 Войска бежали такой плотной толпой, что, оказавшись посреди толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошли! что заколебался? Который тут же развернулся и выстрелил в воздух; который бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием, выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со своей свитой более чем вдвое поскакал на звуки близких пушечных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидел на склоне холма, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегавших к ней французов. Русская пехота стояла выше, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад в том же направлении, что и бегущие.
Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось всего четыре человека. Все были бледны и молча смотрели друг на друга.
  — Остановите этих ублюдков! — задыхаясь, говорил Кутузов командиру полка, указывая на бегущих; но в ту же минуту, как бы в наказание за эти слова, как рой птиц, пули просвистели через полк и свиту Кутузова.
 Французы атаковали батарею и, увидев Кутузова, выстрелили в нее. Этим залпом командир полка схватил его за ногу; несколько воинов упало, и стоявший со знаменем прапорщик выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на орудиях соседних солдат.
  Солдаты без команды начали стрелять.
  — Оооо! Кутузов пробормотал с выражением отчаяния и огляделся. — Болконский, — прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. — Болконский, — прошептал он, указывая на расстроенный батальон и неприятеля, — что такое?
 Но не успел он договорить этих слов, как князь Андрей, чувствуя, как к горлу его подступают слезы стыда и гнева, уже соскочил с коня и побежал к знамени.
 — Ребята, вперед! — крикнул он по-детски пронзительно.
  «Вот оно!» Думал князь Андрей, схватившись за древко и с удовольствием слыша свист пуль, явно направленный именно против него. Несколько солдат упали.
  — Ура! — вскричал князь Андрей, едва держа тяжелое знамя, и побежал вперед с уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
Действительно, он пробежал всего несколько шагов. Один, другой солдат вздрогнул, и весь батальон с криками «Ура!» Побежал вперед и догнал его. Унтер-офицер батальона, подбежав, взял колеблющееся от тяжести знамя в руках князя Андрея, но тут же был убит. Князь Андрей снова схватил знамя и, волоча его за дышло, бежал с батальоном. Впереди себя он увидел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали орудия и бежали к нему; он видел, как французские пехотинцы хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном был уже в 20 шагах от орудий. Он слышал над собой непрекращающийся свист пуль, а солдаты беспрестанно кричали и падали справа и слева от него.
Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди него — на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжеволосого артиллериста со сбитым на боку кивером, тянущим знамя с одной стороны, в то время как французский солдат тянул к себе знамя с другой стороны. Князь Андрей уже видел явно растерянное и озлобленное выражение на лицах этих двух людей, видимо, не понимая, что они делают.
 «Что они делают? — думал князь Андрей, глядя на них: — почему не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? француз помнит ружье и убивает его».

В современном мире большинству людей хорошо знакомо старое слово «смерд». слово «смерд» означало в древности. Между тем относительно его происхождения, а также вопросов относительно классов, получивших именно такое название, споры не утихают до сих пор. Вот почему сегодня мы попытаемся разобраться в происхождении слова» вонь», рассмотреть разные, авторитетные точки зрения, а также повлиять на историческую составляющую.

Итак, по данным известного периодического издания, смерды в Древней Руси — это сословия крестьян IX-XIV веков, которые были помещиками и изначально были свободными, в отличие от рабов. В дальнейшем, по мере развития помещичьего строя в России, они попали в зависимость от господ и постепенно закрепились. Однако известный историк греков дает несколько иную трактовку понятия «вонь». По его мнению, вонючие в Древней Руси были членами сельской общины, но на протяжении всех времен находились в прямой зависимости от них. Однако обоснованность, впрочем, как и безосновательность такой точки зрения, крайне трудно доказать (опровергнуть). Единственным авторитетным мнением, в отличие от утверждения Грекова, является текст «Русской правды», не дающий никаких оснований полагать, что вонючки зависели исключительно от князя. Дело в том, что в публикации «людьми» названы члены общины, принадлежавшие к роду. При этом «Русская правда» утверждала, что свиное имущество смердов досталось князю. И если бы эта категория крестьян принадлежала к общине, то выморочное имущество делилось бы именно между членами этой общины. Стоит также отметить, что за убийство смерда штраф составлял всего 5 гривен, а за убийство любого свободного человека (людина) виновный должен был заплатить 40 гривен.

В Новгородской республике смерды веками подчинялись государству. В понятие вонючки там входила вся категория низших слоев населения, находившихся в подчинении у князя. Они работали на собственных земельных участках, платили большой налог в казну. Но в любой момент князь мог переселить смердов, отдать их церкви. Кроме того, вонючки в Новгородской республике несли естественные повинности и были обязаны снабжать лошадьми и кормить солдат в военное время. В отличие от обычных крестьянских общин (они жили размахом), смерды жили деревнями.

Любопытен термин, появившийся в период с XI по XIV век. «Умерщвлять» означало захватывать деревни и население вражеского княжества во время княжеских междоусобиц. После 15 века категория смердов перешла к крестьянству, однако термин продолжал употребляться и означал неформальное обращение царя к низшим слоям населения. Впоследствии термин «вонь» стал употребляться помещиками для оскорбления провинившихся челяди или крестьян. В заключение хотелось бы сказать несколько слов об этимологии слова. Дело в том, что в некоторых районах европейской части России дома топили по-черному (т. е. без применения труб), поэтому весь дым и гарь выводился через стеклопластиковые окна избы. Поэтому нетрудно было представить, как ужасно пахло от всех вонючих, учитывая, что к этому отвратительному запаху гари примешивался пот.

В древней Руси смердами называли:

  1. крестьян
  2. Подлых людей.
  3. СМЕРДЫ — мелкие землевладельцы, составлявшие в Древней Руси (и в некоторых других славянских странах) разнородную социально-правовую группу населения. В период XI-XII вв. С. — это прежде всего крестьяне-общинники, полностью или частично лишившиеся личной свободы. Наряду с ними в категорию С. входило и лично свободное сельское население. В период феодальной раздробленности (XII-XIII вв.) термин «С.» обозначали всех сельских жителей определенной территории (крестьян — подданных местного феодала). Личная свобода С. была ограничена запретом перехода под опеку другого феодала. В XIV-XV вв. Понятие С. в России было заменено новым — крестьянством.
  4. СМЭРД мелкие землевладельцы, составлявшие в Древней Руси (и в некоторых других славянских странах) разнородную социально-правовую группу населения. В период XIXII вв. С. — это прежде всего крестьянские общины, полностью или частично утратившие личную свободу: С. несли повинности в пользу государства, платили дань князю, вступали в ополчение. Наряду с зависимым крестьянством в социальную категорию общества входило и лично свободное сельское население, еще не втянутое в систему феодальной зависимости. В период феодальной раздробленности на Руси (XIIXIII вв.) термин «С.» видимо, имелось в виду все сельское население определенной территории (крестьяне, подданные местного феодала). Личная свобода С. была ограничена запретом перехода под опеку другого феодала. В XIVXV вв. широкое понятие С. в России сменилось новым крестьянским.

    Слово смерд (смерд, смурд, сморд, смордонь) имеет индоевропейское происхождение в значении человека, зависимого человека, обычного человека.

  5. В Древней Руси были князья и простолюдины. Сельское население в основном называлось смердами. Термин «смерд» уходит корнями в седой град времен, в те времена, когда люди разных племен чаще всего называли себя просто «людьми». Конечно, это слово в разных языках звучало по-разному: «мар», «мард», «мер», «морда», «мурд». Но он характерен для индоевропейских языков (иран. murd — муж, мужчина; франц. mari — муж) и финно-угорских, где мы встречаем его в именах мордвы, мери, муром, марийцев, удмуртов. Слово «смерд» также отложилось в названиях многих географических пунктов в различных местах Восточной и Центральной Европы. Например, такие названия, как «Смерды», «Смердино», «Смурд», «Смердина»,
    «Смердовское» и другие.

    Постепенно термин «вонючий» начинает означать то же, что и «люди», «простой ребенок», сел и весит. Позже его заменит слово «крестьянин». В источниках XII-XIII вв. мы уже часто встречаем термин «смерд», который относится к сельскому населению в целом (смерды — данники, полевые; смерды — сельчане; смерды — рабочие, земледельцы, страдальцы и т. д.). Как и более поздний термин «крестьянин», слово «смерд» в Древней Руси имело несколько значений. Смерд назывался свободным земледельцем-общинником, обязанным лишь платить дань князю и выполнять некоторые повинности. Смердом называли вообще всякую поданную, буквально «подданную», подчинённую, зависимую. В недавнем прошлом Смерд называли также вольным данником, ныне княжеским повелением, то есть через внеэкономическое принуждение, ставшее трудом княжеской или боярской вотчины. Такое разнообразие значений термина «смэрд» связано с тем, что по мере развития феодальных отношений усложнялось положение тех категорий сельского населения, которые выступали под этим названием.

    Позже термин «смэрд» в устах феодальной верхушки приобретает оттенок запустения. Позднее его заменит слово «человек». «Нечестивый от колена вонючий», — говорит Ипатьевская летопись о двух неугодных князю галицких бояринах.

    Основу населения Древней Руси составляли сельские жители. Древняя Русь знала рабов. Труд рабов-рабов широко использовался в хозяйстве князей, бояр, дружинников и других «лучших мужей».

    В древнейших источниках, дошедших до нас, в договорах князей Олега и Игоря с Византией, воплощающих осколки еще более древнего «Русского Закона», в «Русской Правде» Ярослав говорит о рабах (слугах) и слуг.

    Человечество — древнейший термин для всех видов зависимых людей. «Слуги» — это, прежде всего, рабы, нажитые преимущественно в результате захвата («полных»), в процессе войн. Но понятие «слуги» несколько шире, чем собственно раб — «холоп» или «халат».
    Но не слуги составляли основную часть сельского населения.
    В древности для его обозначения использовался один термин – «народ». Термин «народ» в обозначении сельского населения, несомненно, восходит к первобытной древности и был широко распространен у славян от Ладожского и Онежского озер до Балкан и Эгейского моря, где булгарское слово «людне» обозначало сельское население как целое. Термин «народ» в значении «сельское население», «данники», существовал на севере, в Новгородских землях, где, заимствованный из русского языка, стал самоназванием вепсов («народ»).