МОре Жуковский
Анализ стихотворения «Море» В.А.Жуковского.
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием, способ рифмовки — то кольцевая, то перекрестная рифма. Все эти ритмические особенности помогают уловить ритм плеска волн.
Стихотворение относится к романтическому направлению: чувствуется неудовлетворенность действительностью, порыв к свободе, стремление к идеалу. Мир романтика — мир возвышенный, необычный, внебытовой. Поэт-романтик мыслит, как правило, категориями обобщенными.
История создания.
В.А. Жуковский. В 1820—1821 годах Жуковский предпринимает путешествие в Германию морем, которое связано с личной драмой поэта — глубоким чувством к Марии Протасовой и несогласием матери его возлюбленной на брак. Попытки добиться согласия были безуспешными и принесли любящим тяжелые разочарования. Эти обстоятельства окрасили в трагические тона и интимную лирику поэта. Замужество Марии в 1817 году, а затем ее ранняя смерть в 1823 году стали личной драмой Жуковского.
В основе лирического произведения лежит морской пейзаж. Автор изображает море прекрасным, величественным. Оно зримо предстает перед нами благодаря изобразительным эпитетам. Преобладают психологические, эмоционально-оценочные эпитеты — так природный пейзаж становится под пером художника психологическим пейзажем, «пейзажем души» лирического героя. Море непредсказуемо и своенравно. Эту противоречивость, присущую самой природе морской стихии, подчеркивает антитеза, лежащая в основе произведения. Жуковский противопоставляет море спокойное, льющееся «светозарной лазурью», то есть светом зари, морю бурному, которое «рвет и терзает враждебную мглу», что придает элегии напряженность, динамику.
Особенность поэтической речи:
1. В элегии Жуковского ассонанс [о, у] позволяет ощутить глубину моря, непостижимость его тайны («безмолвное море, лазурное море»).
2. Инверсия, усиливающая смысловое значение ключевых слов в стихе: «над бездной твоей», «тайну твою», «облака золотые», «звездами его» и др. ;
3. Словесные повторы, делающие стихотворную речь выразительной и музыкальной: «безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни» — «сладостный блеск»;
4. Анафора, усиливающая выразительность, приподнятость стиха. У Жуковского — лексическая анафора — повтор одного и того же слова «ты», одной строки «безмолвное море, лазурное море…»; синтаксическая анафора — повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо», «Ты чисто»; «Что движет…», «Чем дышит…»; «Ты льешься…», «Ты бьешься…», «Ты рвешь…».
5. Эмоционально-психологические паузы, отмеченные многоточиями и тире, выражающие чувства лирического героя. Так, например, Жуковский после ряда вопросов, обращенных к морю, ставит многоточие, обозначающее бесконечность, неразрешимость этих вопросов и невозможность до конца постичь «глубокую тайну» «безмолвного моря».
6. Жуковский использует торжественную лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие формы слов, придающие произведениям торжественность, величавость : «смятенной любовью», «из земныя неволи», «блещешь звездами», «сбираются тучи», «волны подъемлешь», «испуганны волны»;
Композиция стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря. Но разве может быть душа у морской стихии? У романтиков это не вызывает сомнения. Ведь, по их представлениям, именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой. Вот почему в произведениях романтиков так часто возникает тот особый лирический символический пейзаж, который мы видим в стихотворении Жуковского «Море». Его своеобразный сюжет можно разделить на три части: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть, «Обманчивый покой» — третья часть.
В тексте идет перекличка природного и человеческого – состояния лирического героя. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна.
В подзаголовке стиха автор сам обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта, относится к романтизму.
Стихотворение передаёт невероятные эмоции и чувства, которые хотел показать нам писатель, я считаю, что у него это получилось. «Море» — сильное произведение, и данное стихотворение мне очень понравилось.
Учим детей анализировать стихотворный текст. Ориентировочная схенма анализа. Анализ элегии В.Жуковского «Море»
Иванова Людмила Игоревна, учитель-методист русского языка и литературы МОУ «СШ№22 имени Маршала Сергеева города Макеевки», ДНР
Авторская разработка
Учим детей анализировать стихотворный текст
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Ориентировочная схема анализа стихотворения
1. Автор (фамилия, инициалы),
2. Жанр поэтического текста:
— по тематической классификации
(гражданская
лирика; философская лирика; медитативная лирика;
пейзажная
лирика; интимная лирика)
— по
типу организации стихотворного текста (по форме)
(ода,
элегия, послание/эпистола, мадригал, эпиграмма, эпитафия,
эпиталама, дифирамб, панегирик, памфлет, сатира, дума, стансы,
сонет, рондо, песня)
3. Тема стихотворения («то, о чём…»)
4. Идея стихотворения (
5. Лирический
герой/героиня (каков
он/она?)
Собеседник
ЛГ – адресат речи (при диалоговой форме стихотворения)
6. Настроение текста /
лирического героя / автора (выбираем
то, что важно для
понимания стихотворения. Если мы видим несколько настроений,
которые «не совпадают», следует это несоответствие объяснить)
7. Ключевые мотивы в тексте (микротемы
8. Ключевые
слова / образы / фразы (слова-образы-фразы,
которые играют роль
смысловых ключиков-подсказок)
9. «Особенное» в
стихотворении (то
неповторимое, что делает текст
«особенным», «единственным», создаёт эффект «поэтического
чуда».
Это может быть любой элемент композиции, неожиданный образ,
яркое сочетание слов, цвета, контраст, ритм, звуковые
сочетания,
настроение лирического героя, параллельные картины и т.д. – в
каждом
стихотворении нечто своё, что не встречается больше нигде)
10. Художественные особенности
Особенности структурной организации текста
(— композиция: наличие рамки, наличие параллельных картин, приём
антитезы-контраста,
лирические отступления, вставные новеллы, диалог
— организация времени и пространства)
Особенности художественной речи текста
(- поэтическая лексика: синонимы, антонимы, архаизмы,
неологизмы;
— тропы: эпитет, сравнение,
метафора, метонимия, синекдоха, гипербола,
литота, аллегория, олицетворение, овеществление, перифраз,
эвфемизм,
— поэтическая фонетика: аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора,
паронимия, звукоподражание;
— поэтический синтаксис: риторические фигуры(риторические вопросы,
обращения, восклицания, умолчание), повторы (рефрен, градация, кольцо,
эпонафора-стык), амплификация, инверсия, эллипсис-пропуск, асиндетон-
бессоюзие, полисиндетон-многосоюзие, сопоставление противоположностей
(антитеза),инвектива(резкое обвинение),панегирик (восхваление), парцелляция).
11. Стихосложение;
ритм; рифма.
Стихосложение, ритм:
— силлабическое (слоговое: в строках равное
количество слогов) —
многосложник
(8 – 20-сложник)
— силлабо-тоническое (слогоударное: равномерное
чередование ударных и
безударных слогов в строке) – стопы: двусложные — ямб,
хорей,
пиррихий, спондей; трехсложные — дактиль, амфибрахий,
анапест,
(трехстопный ямб, пятистопный хорей и т.п.)
— тоническое (равное количество в строках
долгих, сильных слогов — иктов) –
многоударник (двухударник, трехударник и т.д.): дольник,
тактовик,
акцентный
стих
(4-ударный дольник …)
— верлибр
Рифма:
— по месту ударения — мужская, женская, дактиллическая
— по расположению в
строфе – смежная(парная aabb), перекрестная (abab),
кольцевая (опоясывающая abba), тернарная (aabccb)
— по звучанию — точная (совпадают все звуки),
ассонанс (совпадают гласные
звуки), диссонанс (совпадают согласные)
12. Обобщение (вывод):
Мини-сочинение «Моё впечатление от данного стихотворения»
— Мещерякова
М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 224 с.
— Словарь литературных терминов / Сост.И.В.Клюхина – М.: ВАКО, 2018. – 96с.
— Амелина Е.В. Литература в таблицах для ЕГЭ. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2020. – 160 с.
Василий Андреевич Жуковский
элегия
1 Безмолвное море,
лазурное море,
2 Стою очарован над бездной твоей.
3 Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
4 Тревожною думой наполнено ты.
5 Безмолвное море, лазурное море,
6 Открой мне глубокую тайну твою:
7 Что движет твое необъятное лоно?
8 Чем дышит твоя напряженная грудь?
9 Иль тянет тебя из земныя неволи
10 Далекое светлое небо к себе?. .
11 Таинственной, сладостной полное жизни,
12 Ты чисто в присутствии чистом его:
13 Ты льешься его светозарной лазурью,
14 Вечерним и утренним светом горишь,
15 Ласкаешь его облака золотые
16 И радостно блещешь звездами его.
17 Когда же сбираются темные тучи,
18 Чтоб ясное небо отнять у тебя —
19 Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
20 Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
21 И мгла исчезает, и тучи уходят,
22 Но, полное прошлой тревоги своей,
23 Ты долго вздымаешь испуганны волны,
24 И сладостный блеск возвращенных небес
25 Не вовсе тебе тишину возвращает;
26 Обманчив твоей неподвижности вид:
27 Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
28 Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
1822г.
Анализ стихотворения
1. В.А.Жуковский. «Море»
2. Жанр — медитативная лирика; элегия
3. Тема — раздумья о сути и смысле жизни, любви, о чувствах, вызванных созерцанием моря.
4. Идея — мир природы – это «глубокая тайна», которую нельзя разгадать, но можно с ней соприкоснуться душой: именно душой лирический герой почувствовал море, в котором соединяются любовь и смятение, напряжение и «сладостная жизнь», тревожные думы и радость, мгла и свет, и – всегда борьба за свободу духа, высоту, уводящую в бездонную глубину Вселенной, простор… и – никогда покоя. Смятение вечное моря очень похоже на подобное смятение человеческой души, что указывает на то, что стихия моря близка внутреннему состоянию человека. ..
5. Лирический
герой — умный, тонкий человек, с ярким ассоциативным
мышлением, философ, склонный к рассуждениям о глубинных смыслах мира.
Адресат речи ЛГ — размышления ЛГ адресуются морю,
которое воспринимается ЛГ не как составляющая часть окружающей природы, а как
живое существо, наделенное сознанием, особенной силой, таинственностью,
чувствами, устремлениями, желаниями.
6. Настроение в тексте — настроение философских раздумий и восхищения.
7. «Особенное» в
стихотворении :
1) Центральным образом этой элегии
является не лирический герой, а море — визави, собеседник ЛГ, к
которому обращены его внимание, размышления и вопросы. Причем море перед
читателем предстаёт в двух планах: в первых двух строках мы видим
прекрасный морской пейзаж, море здесь – составляющая природы,
стихия, которая завораживает красотой, мощью, ощущением бесконечности: «безмолвное море, лазурное море…», «над бездной твоей». Но уже в
третьей строке море для ЛГ превращается в одушевленный персонаж, сложный, загадочный, но близкий по внутренней сути: «Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты». И с этого момента и
для ЛГ, и для читателя море становится реальной личностью, которая
живет напряженной, наполненной пылкими чувствами жизнью.
Вступив в беседу с морем «очеловеченным», ЛГ стремится
расшифровать для себя «глубокую тайну», которая хранит секрет
напряженной внутренней энергии моря и её источника. ЛГ видит «смятенную
любовь», «тревожную думу», волнение «необъятного лона». Всё
это не только настраивает на такие же «ритмы волнения» душу ЛГ, но и заставляет
разбираться в их причинах…
И
тут возникает образ неба, «далекого, светлого», которое
представляется ЛГ символом (воплощением) свободы, противопоставленной «земной
неволе». ЛГ видит устремление духа моря к небу, т. е. к высоте
духа свободы. И нет ничего сладостнее этого устремления к единению и
слиянию. ЛГ видит, как наполняется гармонией море под «светозарной лазурью»
неба, как ласкает «его облака золотые», отраженные в ласковых водах, как
наполняется радостью, принимая в ночи отражение звездного неба. Что это?
Любовь? Но лишь раз в тексте слово «любовь» прозвучало: «…смятенной любовью» и «тревожною думой» наполнено море… Смятение и тревога смешаны с
этим чувством. Это любовь к небу? Или что? Скорее, это страстная жажда
соединиться вольным духом с бескрайним пространством космоса, бесконечности,
вечности. Отражая небо в своих водах, море как бы объединяет «бесконечность
морской бездны», ведущую в лоно земли, и «бесконечность небесного простора»,
ведущую в противоположную сторону — далеко за пределы земных пространств. ЛГ
считает, что для моря «лоно земли» является «неволей», из которой оно жаждет
освободиться. Поэтому «светлое небо» — это вожделенная мечта. Обнимая и лаская отражение
неба, море счастливо… Но когда появляются тучи, «чтоб ясное небо отнять»
(оно спрятано оказывается за тучами, его отражение не достигает волн), море бушует
и клокочет, т.к. оно объято страхом потерять связь с небом, охвачено неприятием
мглы, бессильной яростью: кажется ему, что навсегда может мгла «ясное небо
отнять», навсегда будет отсечена мечта о бесконечности, о перспективе
стать духу свободным. Но и после бури, когда наступают ясные дни, родившийся
страх не исчезает до конца, в «обманчивой неподвижности» «бездны покойной»
скрывается прежнее смятение: «Ты, небом любуясь, дрожишь за него». «Земная
неволя» обременительна духу вольному…
2)Интересна форма этого стихотворения.
Весь текст представляет собой некий «внутренний диалог» ЛГ с морем –
молчаливым собеседником, во время которого ЛГ пытается разобраться «в глубокой
тайне» моря, которая побуждает его (море) к движению и к жизни. Назвать данный
текст монологом (или внутренним монологом) трудно, т.к. адресант
время от времени обращается к своему адресату речи, который находится перед ним
визави, хотя и молчит в ответ.
Любопытно, что в самом начале элегии, где море еще выступает частью
пейзажа (природы, т.е. неодушевленным объектом созерцания), ЛГ
использует риторические обращения: «безмолвное море, лазурное
море». Эти обращения мы можем назвать риторическими, т.к. под ними
не подразумевается какой-то человек, слушатель, слова обращены просто «в
открытое пространство». Однако уже третья строка перестраивает сознание и ЛГ, и
читателя на то, что перед ними – некто «живой». Поэтому обращения и
вопросы, которые дальше употребляет ЛГ на протяжении всего текста,
перестают носить риторический характер: они обращены к кому-то реальному, у
кого есть ответы. Но море продолжает быть «безмолвным», поэтому оно не
становится полноценным собеседником, разговор ЛГ с морем не превращается в
полноценный диалог: ЛГ делится своими размышлениями, задает совершенно
определенные вопросы – и пытается на них ответить сам, опираясь на свои прежние
наблюдения за «поведением» моря. Но вместе с тем кажется, что море принимает
участие в этом разговоре, внимательно (хоть и «безмолвно») слушая ЛГ. Поэтому
делаем вывод, что это все же не монолог; это беседа с молчаливым
участником диалога, который слушает, но не хочет (или не может) отвечать.
8. Ключевые
мотивы в тексте (микротемы):
— мотив
свободы духа;
— мотив тягостной жизни при ограничении свободы духа;
— -*- борьбы за свободу духа;
— -*- противопоставления «земного» и «небесного»;
— -*- смятения перед неотвратимостью «земной неволи» и вечным
риском утратить даже связь с «небесным», вечным;
— -*- тревоги от мысли о возможности полного ограничения (и
отграничения) свободы духа;
— -*- стремления к высоте и свету неба, которое открывает путь
к тайнам Вселенной и вечности;
— -*- невозможности полного покоя и гармонии для «духа вольного».
— -*- невозможности преодоления конфликта между желаемым и
действительным.
9. Ключевые
слова и образы:
море, безмолвие, бездна, смятение, любовь, необъятность, земная неволя, светлое
небо, таинственная жизнь, темные тучи, враждебная мгла, тишина, обманчивость
«покойной бездны»
10. Художественные
особенности:
Композиция – форма беседы-диалога ЛГ с «безмолвным морем».
Основной конфликт заключается в несовместимости
духовных потребностей личности и возможностей реальной жизни: невозможно
совместить, объединить морской и небесный просторы, невозможно «свободному
духу» личности совсем освободиться от пут «земной жизни».
Развитие лирического сюжета состоит из таких
частей:
а) ЛГ на берегу моря, восхищенный и очарованный; (экспозиция1)
б) размышления ЛГ над «глубокой тайной» моря, в которой скрыт
источник мощи моря; (экспозиция2)
в) образ «светлого неба» (завязка)
г) образ моря в ясную погоду, когда небо отражается в его волнах;
(развитие
лирического конфликта-действия 1)
д) образ «отчаяния моря» в бурю, когда небо закрывают темные тучи;
(развитие
лирического конфликта-действия2 — кульминация конфликта)
г) образ скрытого смятения, страха расставания даже после бури. (финал.
Конфликт
остался неразрешенным. Такой финал для
романтического произведения — естественный)
Организация пространства:
Пространство в этом стихотворении – разомкнутое,
бесконечное. Причем, есть два вектора, направленных в бесконечность: «… море
как бы объединяет «бесконечность морской бездны», ведущую в лоно
земли, и «бесконечность небесного простора», ведущую в противоположную
сторону — далеко за пределы земных пространств, в космос…». В этой
разомкнутости пространств тоже содержится углубление конфликта: при
отсутствия пространственных ограничений перед свободным духом моря стоят другие
непреодолимые препятствия, т.к. «земная неволя» слишком сильна.
Особенности художественной речи
— синонимы: « смятенной» / «тревожною» ; «рвешь и
терзаешь» (так
подчеркнута интенсивность эмоционального напряжения)
— антонимы: «вечерним» —
«утренним»; «темные» — «ясное», «покойный» — «смятенье»; «любуясь» —
«дрожишь»; (контраст
делает более выразительным внутренний эмоциональный конфликт)
— тропы:
эпитеты – море «безмолвное, лазурное», «смятенная»
любовь, «тревожная» дума, «глубокая» тайна, «необъятное» лоно,
«напряженная» грудь, «светлое» небо, жизнь «таинственная,
сладостная», присутствие «чистое», «светозарная» лазурь,
облака «золотые», «враждебная» мгла, «испуганны» волны, «сладостный»
блеск, бездна «покойная» (во всем случаях эпитеты придают
экспрессивность тексту, делают его ярким, а смысл более глубоким и
выразительным)
метафоры – «напряженная грудь» моря, «бездна» моря,
«тревожная дума» моря, «земная неволя» моря, «ты льешься его светозарной
лазурью», «вечерним и утренним светом горишь», «ласкаешь облака золотые» неба,
«ты рвешь и терзаешь враждебную мглу», «сбираются темные тучи, чтоб ясное небо
отнять у тебя», «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье», «Ты, небом любуясь,
дрожищь за него». (яркие метафоры картину страданий моря делают более
выразительной и живописной)
олицетворение
– море
наделяется качествами реального человека: «Ты живо; ты дышишь;
смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты», «Открой мне глубокую тайну
твою»; до конца элегии море ведет себя, как влюбленный человек, испытывая
восторг, нежность, страх, гнев, радость, смятение по отношению к небу.
Фактически, это развернутая метафора-олицетворение.
символ – контекстуальным
символом свободы духа в этом тексте является образ
«светлого» неба
— славянизмы — «лоно», «земнЫЯ» неволи, «испуганнЫ»
волны (устаревшие грамматические формы и
устаревшее слово «лоно» придают оттенок значимости разговору об устремлениях
духа)
— аллитерация — в первых десяти строках
сочетания сонорных и звонких согласных создают некоторое музыкальное
оформление красивой картине моря.
(В принципе, решающего значения звукопись в этом тексте
не имеет, несмотря на то, что можно выделить благозвучные и неблагозвучные
сочетания)
— анафора — 8 строк начинаются местоимением
«ТЫ». (В художественном плане данная анафора
почти ничего не меняет: просто необходимое обращение к адресату речи,
собеседнику)
— риторические обращения — обращения к морю в первых
двух строках
— градация — — «Ты бьёшься, ты воешь,
ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу»
(глаголы
указывают на усиление состояния горя и отчаяния)
— инверсия — в стихотворении есть 10 нарушений
прямого порядка слов в предложениях: строки 4, 6, 8, 9-10, 15, 17, 18, 25, 26,
27 (в
большинстве случаев нарушение порядка слов диктует ритм стихотворения: для
соблюдения однородного ритма поэту приходится менять слова местами)
— сопоставление противоположностей —
сравнивается «бездна земли (моря) и бездна неба: неограниченное пространство и
ограниченное, свобода – несвобода. (На этом различии строится конфликт
произведения.)
11. Стихосложение;
ритм; рифма
— Стихосложение силлабо-тоническое
1
БезмОлвное мОре, лазУрное мОре, бу УД бу бу УД бу бу УД бу бу УД бу
2 СтоЮ очарОван над бЕздной твоЕй. бу УД бу бу УД бу бу УД бу бу УД
3 Ты жИво; ты дЫшишь; смятЕнной любОвью, бу УД бу бу УД бу бу УД бу бу УД бу
4 ТревОжною дУмой напОлнено тЫ. бу УД бу бу УД бу бу УД бу бу УД
5 БезмОлвное мОре, лазУрное мОре, бу УД бу бу УД бу бу УД бу бу УД бу
6 ОткрОй мнЕ глубОкую тАйну твоЮ бу УД УД бу УД бу бу УД бу бу УД:
7 ЧтО двИжет твоЁ необъЯтное лОно? УД УД бу бу УД бу бу УД бу бу УД бу
8 ЧЕм дЫшит твоЯ напряжЁнная грУдь? УД УД бу бу УД бу бу УД бу бу УД
9 Иль тЯнет тебЯ из земнЫя невОли бу УД бу бу УД бу бу УД бу бу УД бу
10 ДалЁкое свЕтлое нЕбо к себЕ?. . бу УД бу бу УД бу бу УД бу бу УД
Итак, ритм: стопа трехсложная с ударением на
втором слоге.
Называется
такая стопа амфибрахий (трижды в тексте встречаются — в 6, 7 и 8
строках стопы с двумя ударными слогами, но одно из этих ударений – первое — во
всех трех случаях – «факультативное», поэтому не влияет на ритм).
Стоп в каждой строке — 4: это четырехстопный
амфибрахий.
В нечетных строках (1, 3, 5, 7 и т.д.) все четыре стопы полные, а в четных строках (2, 4, 6, 8 и т.д.) 3 полных и одна неполная стопа.
Значит, элегия написана 4-стопным амфибрахием с усеченной стопой в
четных строках.
— Рифма — отсутствует. Это белые стихи
Итак, размер данного стихотворения:
белый 4-стопный амфибрахий с усеченной последней
стопой в четных
строках
12. Мини-сочинение «Моё впечатление от данного стихотворения»
Книга русской поэзии «Пингвин» Роберта Чендлера
Хронология
Введение
Восемнадцатый век
Гаврила Державин (1743-1816)
—Бог
—Властителям и Судьям
—На смерть князя Мещерского
—Водопад (отрывок)
—Памятник
—Евгению: Жизнь на Званке (отрывок)
—О скоротечности
Иван Крылов (1769-1844)
—Осел и Соловей
—Гуси идут на рынок
—Муха и путешественники
—Лайн и отшельник
—Коршун и бабочка
—Львиная доля
—Крестьяне и река
—The Блудный сын и ласточка
—Свинья под дубом
—Овца с косматым руном
—Лев, серна и лисица
Вокруг Пушкина
Василий Жуковский (1783-1852)
—Ей
—9 марта 1823
—‘Он все лежал не шевелясь, как будто после какого-то трудного дела. . .’
Константин Батюшков (1787-1855)
—Друзьям Моим
—‘Проснись, Байя, из гроба. . .’
—Подражания древним (отрывок)
—‘Читатель, разве ты не слышал. . .’
Князь Петр Вяземский (1792-1878)
—Русский Бог
—Прощание с халатом (отрывок)
—‘Жизнь в старости подобна изношенному халату. . .’
Вильгельм Кюхельбекер (1797-1846)
—Фрагмент
Антон Дельвиг (1798-1831)
—Русская песня
—Жребий поэта
Евгений Баратынский (1800-44)
—Разочарование
—‘Талант мой жалкий, голос негромкий. . .’
—Муза
—На смерть Гёте
—Осень
—‘Мысль, еще мысль! Бедный художник слова. . .’
—Ворчание
—Рифма (отрывок)
Николай Языков (1803-46)
—На смерть старухи Пушкина
Александра Пушкина
Александр Пушкин (1799-1837)
—Пролог к Руслан и Людмила
—Эпиграмма
—‘Я не могу забыть тот час. . .’
—‘Урожай последних цветов в этом сезоне. . .’
—Вяземскому
—Пророку
—Ивану Пущину
—Сцена из Фауста
—‘Город пышный, город бедный. . .’
—‘Я любил тебя — и, может быть, люблю. . .’
—Пир во время чумы (отрывок)
—Моцарт и Сальери (отрывок)
—Эпиграф к Пиковая дама
—Осень (фрагмент)
—‘Пора, друг мой, пора. Мы жаждем мира. . .’
—Египетские ночи (отрывок)
—Медный всадник: Петербургская сказка
—Свадебная песня (из Капитанская дочка )
—Exegi Monumentum
По Пушкину
Федор Тютчев (1803-73)
—De Profundis
—Silentium
—‘Мне нравится лютеранская служба, спокойная и серьезная. . .’
—‘Слезы человечества, слезы человечества. . .’
—‘В расставании есть глубокий смысл. . .’
—‘Священная ночь взобралась на небо и покатилась. . .’
—‘Молитесь, не говорите: «Его любовь ко мне не уменьшилась». . .»
—Последняя любовь
—‘Как голая сельская местность! Какая нехватка. . .’
—‘Осенью ранней сладко-задумчивой. . .’
—‘Ты не поймешь ее своим умом. . .’
—‘Россия сбивает с толку. . .’
—‘Не в нашей власти предсказать. . .’
—‘Мой брат, благодаря которому мы оба живы. . .’
—‘Я лишен всего. . .’
Михаил Лермонтов (1814-41)
—Пророчество
—‘Нет, я не Байрон, я неизвестен. . .’
—Парус
—Бородино
—‘Хоть мы и расстались, на моей груди. . .’
—Казачья Колыбельная
—‘Прощай навеки, немытая Россия. . .’
—‘Я выхожу наружу, чтобы найти дорогу. . .’
—Страна моя
—Мечта
Толстой А.К. (1817-75)
—Волки
Афанасий Фет (1820-9)2)
—Весна
—‘Вздымающаяся пыль. . .’
—Воздушный Город
—‘Посмотрите за окном, виноградная лоза распространяется так быстро. . .’
—Шепот
—У камина
—‘Вечер. Я пойду встречать их вниз по старому. . .’
—‘В тот момент, когда я вижу твою улыбку. . .’
—Никогда
—Здесь
—Ласточки
—‘Ни слова не скажу. . .’
—‘Вы окружены огнем. Его вспышки. . .’
—Сентябрьская роза
—‘Любящий, я все еще ошеломлен. . .’
Аполлон Майков (1821-97)
—Сенокос
Николай Некрасов (1821-78)
—‘Сенная площадь, 18.00. . . .’
—Красноносый Мороз (отрывок)
—Гимн
—Княжна Волконская (отрывок)
Двадцатый век
Иннокентий Анненский (1855-1909)
—Летят как мысли
—В вагоне поезда
—Весенняя песня
—Маки
—Зимнее небо
—Бронзовый поэт
Федор Сологуб, псевдоним Федор Кузьмич Тетерников (1863-1927)
—Моя Скучная Лампа (извлечение)
Зинаида Гиппиус (1869-1945)
—‘Бесстыдная вещь, ибо илька подлость умеет. . .’
—Devillet
—Что мы с ним сделали?
Иван Бунин (1870-1953)
—Художник (Чехов)
Тэффи, псевдоним Надежда Лохвицкая (1872-1952)
—Перед картой России
Михаил Кузьмин (1872-1936)
—Александрийские песни (отрывок)
—Послание
Валерий Брюсов (1873-1924)
—‘Что, если бы мы пострадали от плети. . .’
Максимилиан Волошин (1877-1932)
—Террор
—В Бездонной Яме
—Россия (отрывок)
—‘Фиалки волн, гиацинты морской пены. . .’
—Гражданская война (отрывок)
Александр Блок (1880-1921)
—Незнакомка
—‘Она пришла с мороза. . .’
—‘Когда ты встанешь на моем пути. . .’
—Сахарный ангел
—В ресторане
—Пляски смерти (отрывок)
—Коршун
—Двенадцать (отрывок)
Велимир Хлебников, псевдоним Виктор Владимирович Хлебников (1885-1922) )
—Смех Песнь
—Зверинец
—‘Люди, годы и народы. . .’
—Обращение Председателей Земного шара (отрывок)
—Ночь в окопе (отрывок)
—The One Book (отрывок)
—Любовный полет
—Ночь в Персии
—Голод
—Голод (экстракт)
—‘Воздух расколот на черные ветви. . .’
—‘Москва, ты кто?. . .’
—‘Полицейский участок — прекрасное место. . .’
—Зангези (отрывок)
—‘Я, прилетевшая бабочка. . .’
—Одинокий игрок
—‘Еще раз, еще раз. . .’
Софья Парнок (1885-1933)
—Воспоминание детства
—‘В глубине прорубили дыру. . .’
—‘Прощаю все ваши грехи. . .’
Николай Гумилёв (1886-1921)
—Звёздный Ужас (извлечение)
—‘Вы меня ещё вспомните, и не раз. . .’
—Эзбекия
—Заблудившийся трамвай
—Шестое чувство
Владислав Ходасевич (1886-1939)
—Хлебный путь
—Обезьяна
—Гостье
—Баллада о Heavy Lyre
—‘Сумерки снаружи сгущались во тьму. . .’
—Shape Ships to See
—In Front of the Mirror
—Plainsong
—Dactyls
—А почему бы и нет?
—Янус
—Памятник
Анна Ахматова, псевдоним Анны Горенко (1889-1966)
—‘Подушка такая же горячая. . .’
—Песня последней встречи
—‘Осторожно, котенок, это сова. . .’
—‘Мы тут все пьяницы и шлюхи. . .’
—‘Мы думали, что мы нищие. . .’
—Молитва
—Бынные мотивы (отрывок)
—Муза
—Памяти Сергея Есенина
—Эпиграмма
—Воронеж
—Подражание армянскому
—Ответ
—Маяковский в 1913 году
—Реквием (отрывок)
—Музыка
—Три стихотворения (отрывок)
Борис Пастернак (1890-1960)
—Февраль
—Весна
—Плачущий сад
—Буря, Мгновенная Навсегда
—Памяти Марины Цветаевой (отрывок)
—Гамлет
—Рождественская Звезда
Осип Мандельштам (1891-1938)
—‘Осторожный, бесцветный звук. . .’
—‘Из тускло освещенного зала. . .’
—‘Читать только детские сказки. . .’
—‘Свежесобранные колосья ранней пшеницы. . .’
—Silentium
—‘Нет, не луна — яркий циферблат часов. . .’
—Адмиралтейство
—Домби и сын
—О хоре у Еврипида
—‘На черной площади Кремля. . .’
—Соломинка
—‘Ниточка золотого меда потекла из бутылки. . .’
—‘Тяжесть, нежность — сестры — ваши отметки одинаковы. . .’
—‘Возьми из моих ладоней солнышка, чтобы тебя порадовать. . .’
—‘Я мылся ночью во дворе. . .’
—Искатель Подковы (Фрагмент Пиндара)
—Армения
—‘Помоги мне, Господи, пережить эту ночь. . .’
—‘После полуночи уберите из рук. . .’
—‘Надо жить, хоть я и умер дважды. . .’
—‘Притягивая к груди юного Гёте. . .’
—‘Щегол, друг, я склоню голову набок. . .’
—‘Глубоко в горе покоится идол. . .’
—‘Ты не один. Вы не умерли. . .’
—‘Куда мне спрятаться в этом январе?. . .’
—‘Разрывы в бухтах круглых, и галечных, и синих. . .’
—‘Вооружён осиным зрением, осиным зрением. . .’
—‘Я скажу это шепотом, на сквозняке. . .’
Анна Присманова (1892-1960)
—Толчок
—Кровь и Кость
Марина Цветаева (1892-1941)
—Осипу Мандельштаму
— Черный как зрачок глаза , сосать свет. . .’
—Смерть есть Нет (отрывок)
—Рог Роланда
—Маяковскому
—Попытка ревности
—Крысолов (отрывок)
—Федра (отрывок)
—Маяковскому (отрывок)
—Тоска по родине
Владимир Маяковский (1893-1930)
—А вы?
—Хребетная флейта (отрывок)
—Облако в штанах (отрывок)
—Хорошее отношение к лошадям
—Уважение к Кадди
—Есенину
—Об уважении к вкусам
Георгий Иванов (1894-1958)
—‘Хорошо, что в России нет Царя. . .’
—‘Звезды светятся голубым. Деревья качаются. . .’
—‘Все изменилось, ничего не изменилось. . .’
—‘Тридцать лет Россия живет в кандалах. . .’
—‘Ничего, ничего не вернут. . .’
—‘Где мне посмотреть, куда мне пойти. . .’
—‘Во главе с тем, что сияет. . .’
—‘Что-то удается, а что-то нет. . .’
—‘Одно зеркало должно отражать другое. . .’
—‘Нет больше Европы, нет больше Америки. . .’
—‘Я люблю отчаянный покой. . .’
—‘Я все еще нахожу очарование в маленьких случайностях. . .’
—Александру Пушкину
—‘Зубы больше не чистить. . .’
—‘После трудного года за годом. . .’
—‘Закопченные кляксы соседских окон. . .’
—‘Весеннее ликование, соловьи, луна. . .’
—‘Скажи мне еще несколько слов. . .’
Сергей Есенин (1895-1925)
—‘С озера поднимается туман. . .’
—Закоулки Москвы
—Торговцы сигаретами
—Письмо к матери
—Собаке Качалова
—‘Бедный поэт, это был действительно ты. . .’
—‘К черту эту бурю, к черту этот снег и град. . .’
—‘Прощай, дорогой друг, прощай. . .’
Николай Олейников (1898-1937)
—Жук
Николай Заболоцкий (1903-58)
—Лошадиная морда
—Свадьба
—Прощай, друзья’ 900 Где-то недалеко от Магадана. . .’
—Последняя любовь (отрывок)
Александр Введенский (1904-41)
—Разговор об отсутствии поэзии
—Где. Когда
Даниил Хармс, псевдоним Даниил Ювачев (1905-42)
—Молитва перед сном 28 марта 1931 года в семь часов вечера
—Постоянство веселья и грязи
—Сказка
—Синяя тетрадь, № 10
— Выпадающая Старуха
— «Дождь льет. . .’
—‘Так начинается голод. . .’
—‘Однажды мужчина вышел из своего дома. . .’
Варлам Шаламов (1907-82)
—‘Влетает в мое окно. . .’
—‘Снег идет день и ночь. . .’
—Ронсевальес
—Баратынский
—‘Затуманилась память. . .’
—‘При свечах. . .’
—Я верю
—Фиолетовый мед
—Инструменты
—‘И так я продолжаю. . .’
—‘Говорят, мы пашем мелко. . .’
—‘Все человеческое ускользает. . .’
—Аввакум в Пустозерске
—‘Наш придворный соловей. . .’
—‘Не хлебом единым жив. . .’
—‘Я чувствовал душой и телом. . .’
—‘Я вышел на чистый воздух. . .’
—‘Я думал, что они сделают нас героями. . .’
—‘Не поджигать себя. . .’
Арсений Тарковский (1907-89)
—На берегу
—Пауль Клее
—Первые свидания
—Полевой госпиталь
—Как это было
Мария Петровых 9009-4
1 (1908-74) —Заклинание (извлечение)
—‘Люби меня. Я черный как смоль. . .’
—‘В марте зима набирала силу. . .’
—Линия Горизонта
—‘Я для тебя ничто, то есть ноль. . .’
—‘Слова лежат пустые, без дыхания. . .’
Ольга Берггольц (1910-75)
—Ордали (выписка)
—‘Ты взял меня. . .’
—‘Мы произнесли. . .’
—‘О, не оглядывайся. . .’
—‘Я провел весь день на собрании. . .’
Семен Липкин (1911-2003)
—У моря
—‘Тот, кто дал вес ветру. . .’
Лев Озеров, псевдоним Льва Адольфовича Гольдберга (1914-96)
—‘ Весло теперь лежит на песке. . .’
—‘Мертвые говорят. Без полных остановок. . .’
—‘Мир слишком велик; это не может быть отсканировано в стихах. . .’
—Пастернак
—Шмуэль Халкин
—Шаламов
Константин Симонов (1915-79)
—Слезы ей ничего не стоят
—Жди меня
Александр Галич, псевдоним Александра Галич, псевдоним Гинзбург (1918-77)
—Леночка
—За семью заборами
—Облака
Борис Слуцкий (1919-86)
—‘Этот угрюмый человек с нанесенной себе раной. . .’
—Больница
—О евреях
—Бог
—Мастер
—‘Июнь будет липкий, январь хрустящий. . .’
—Все правила неверны
—‘С этой старухой я был холодно вежлив. . .’
—Strange Things
—‘Воспитан жадной простотой. . .’
—‘Я был виноват во всем. . .’
—‘Что они сделали. . .’
—‘У меня в руке была птица. . .’
—‘Всегда занят, терзаем беспокойством. . .’
Давид Самойлов, псевдоним Давид Самуилович Кауфман (1920-90)
—Сороковые годы
—Баллада о немецком цензоре
Гамзатов Расул (1923-2003)
—Журавли
Межиров Александр (1923-20094) —
Я начал стареть. . .’ Bulat Okudzhava (1924-97)
-Black Cat
Yevgeny Vinokurov (1925-93)
-промахивание военнослужащего
Innana Lisnianskaya (1928-2014)-Дж. —Наша Встреча
—‘Голые мысли живут без прикрас. . .’
Vladimir Kornilov (1928-2002)
-Годы спустя
-FREEDOM
Андрей Вознессенский (1933-2010)
-to Bella akhmadulina
yevreny yevushenk 9002.
yevshen —Утрата
Сергей Чудаков (1937-начало 1990-х?)
—‘Играли Пушкина на рояле. . .’
Белла Ахмадулина (1937-2010)
—Уроки музыки
Владимир Высоцкий (1938-80)
—Wayward Steeds (отрывок)
Иосиф Бродский (1940-96)
—Шесть лет спустя
—О любви
—От Одиссея до Телемаха
—Часть речи
—Представление (отрывок)
Еще три недавних поэта
Дмитрий Пригов (1940-2007)
—Куликовская битва (отрывок)
Елена Шварц (1948-2010)
—‘Как стыдно стареть. . .’
—На улице
—Песня
Марина Бородицкая (1954 г.р.)
—‘Корделия, ты дура! Было бы это. . .’
—‘И опять закажут перевод. . .’
Четыре стихотворения нерусских
Блез Сандрар (1887-1961)
—Проза Транссибирской магистрали и «Маленькая Жанна де Франс» (отрывок)
Нэнси Мэтсон (р. 1947)
—Изучение письма Щ
Роберт Чендлер (р. 1953)
-на Елене
Энди Крофт (р. 1956)
-Проявшие путешественники (экстракт)
Дополнительное чтение
. Приход весны» В. Жуковский
Текст стихотворения Жуковского «Приход весны» поражает своей лаконичностью. Всего шесть строк — одна строфа. Вот и все, что романтик Жуковский считал нужным сказать о прекрасной весне. Но, может быть, поэт, неизменно стремившийся научить современников душевности, хотел что-то сказать нам самой краткостью произведения?
Поэма является переводом немецкой поэмы Л. Уланда. В то же время Жуковский, вероятно, хотел выразить в этой изящной пейзажной миниатюре что-то важное для него. При изучении произведения на уроке литературы в классе стоит обратить внимание учащихся на то, что оно композиционно делится на две части: пейзажную и рассуждение. Если прочитать вслух стихотворение Жуковского Василия Андреевича «Приход весны», мы даже сделаем здесь небольшую паузу. В первых трех строчках поэт дает как бы сжатое описание весны. Почему так коротко, без всяких словесных «украшательств»? Вероятно, Жуковский хочет, чтобы читатель запомнил все радостные перемены в природе, связанные с приходом прекрасной весны. И в самом деле, в следующих строках поэт восклицает: «Назвав тебя, что добавить?» То есть достаточно простого перечисления тому, чья душа уже радостно пробудилась к весне. Поэт называет это «жизнью души». Он восхищается весной, потому что она побуждает души людей к жизни, к радости, а для Жуковского это было самым главным. Ведь известно его высказывание: «Романтизм есть душа».
Приход весны
Зеленые поля, рощи журчат,
В небе жаворонок трепещет,
Теплый дождь, сверкают воды, —
Назвав тебя, что добавить?
Как иначе прославить тебя
Душевная жизнь, весна идет?
Мартин
Ласточка улетела
В далекие края…
Вернись, Ласточка!
Апрель снаружи.
Вернись, Ласточка!
Только не один:
Пусть с тобой, Ласточка,
Весна идет!
Здравствуй, весенняя первая трава!
Здравствуй, весенняя первая трава!
Как он растворился? Вы довольны теплом?
Я знаю, что ты там веселишься и влюбляешься,
Они работают вместе на каждом углу.
Торчит листик или голубой цветок
Все спешат молодой корень
Раньше ивы из нежных почек
Первый покажет зеленый лист.
Весна
Голубь чистый
Цветок подснежник!
И у прозрачного,
Последний снег…
Последние слезы
О печали минувшей
И первые мечты
О другом счастье.
Песня весенних минут
Каким бы ни был день
По минутам
День длиннее
Короткая ночь.
Медленно
Успокойся,
Прогоняя зиму
Прочь.
Трава зеленая…
Трава зеленая
Светит солнце;
Ласточка с пружиной
Летит к нам в сени.
С ней солнышко краше
И весна слаще…
Щебечут с дороги
Привет нам скорей!
Я дам тебе зерна
А ты споешь песню
Что из дальних стран
Привезла…
Весна на реке ломает льдины.. .
Весна в реке ломает льдины,
И не жалко мне умерших родных:
Ломая мои вершины
Я забыл зимние ущелья
И я вижу синюю даль.
О чем жалеть в дыму костра,
О чем тосковать у креста,
Когда все время ждет удара
Или божьего дара
От куста Моисеева!
В погоне за весенними лучами…
В погоне за весенними лучами,
Уже лежит снег с окрестных гор
Убежали мутные ручьи
На заливные луга.
Чистая улыбка природы
Сквозь сон встречает утро года;
Небо сияет голубизной.
Еще прозрачные леса
Как будто зеленеют.
Пчела за дань в поле
Мухи из восковой клетки.
Долины сохнут и ослепляют;
Шумят стада, и соловей
Стихи о весне. Март
Снег уже не тот, —
В поле потемнело.
На озерах треснул лед
Они как будто треснули.
Облака бегут быстрее.
Небо стало выше.
Воробей чирикал
Веселись на крыше.
С каждым днем чернеет
Стежки и дорожки
И на ивах серебром
Светятся сережки.
Рыхлый снег темнеет в марте,
На окне тает лед.
Кролик бегает по столу
И карта на стене.
воробей взъерошенный
перья,
жив, здоров
и невредим.
Улавливает март
Солнце,
Каждое перышко.
Потоки бегут быстрее
Солнце светит теплее.
Воробей доволен погодой
Пришел к нам месяц март.
Ласточка улетела
За тридевять земель.
Вернись
Мартин!
Апрель снаружи.
Вернись
Мартин!
Только не один:
Пусть с тобой
Мартин,
Весна идет!
Апрель гулял по лесам,
Капли уже закончились
Снег растаял, тепло
А к вечеру стало светло.
Краски в апреле яркие —
Ведь природа взяла кисть,
Чтоб акварелью зеленела,
Раскрась траву, ветки, листья!
Мы с радостью слышим в апреле,
За нашим оконным стеклом,
Звук проснувшейся капли,
Щебетанье милых птиц.
Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственной гнилью
Поют разные птицы
Гнезда вьют на деревьях;
На полянах медуницы,
На солнце норовит выбраться.
Ландыш расцвел в мае
В самый праздник — в первый день.
Май, проводы цветов,
Цветет сирень.
Наступил май.
лесные люди
Он вместе вышел в сад.
Черный крот грядки копает,
Ежик воду из кадки тащит.
листья распускаются,
Почки радуются солнышку.
Пришел май, веселый май —
Снимай скорее пальто!
Первый день месяца мая!
Вставай и вставай!
И не парься, проснись
Встречай солнце с песней!
Май месяц цветет и греет,
Ветер веет над полями
Белый ландыш цветет
Над ним летает мотылек.
Топ
Пружина, пружина.
ручья текут,
Весна, весна.
Летят грачи
Весна, весна.
цветут цветы,
Весна пришла,
Как мы рады!
Наконец-то пришла весна!
Белые снега тают.
появились нежные,
Подснежники тут и там.
Весна пришла!
Весна красная.
С зеленой травой у окна
Сережки развешаны
Береза - Белоножка.
Снова в страну пришла весна.
Солнце радуется.
День вырос.
И только сосульки плачут
Жалко зиму и мороз.
На деревьях —
Глядишь —
Где были почки
Как зеленые огни
Листья вспыхнули.
Весна к нам идет
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под ногами.
черные проталины,
видны в полях,
Видимо очень тепло
Ноги весны.
Весной набухают почки
И проклюнулись листья.
Посмотрите на ветки клена:
Сколько зеленых носиков!
Если ветер потеплеет
Если птицам не до сна,
Если солнце светит ярче
Вот и пришла к нам весна.
Отлично о стихах:
Поэзия подобна живописи: одно произведение сильнее увлечет, если приглядеться к нему, а другое — если отойти подальше.
Маленькие жеманные стихи раздражают нервы больше, чем скрип несмазанных колес.
Самое ценное в жизни и в поэзии то, что сломалось.
Марина Цветаева
Из всех искусств поэзия больше всего склонна подменять свою своеобразную красоту украденным блеском.
Гумбольдт В.
Стихи имеют успех, если они созданы с духовной ясностью.
Написание стихов ближе к поклонению, чем принято считать.
Если бы вы знали, из какой дряни Стихи растут без стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
А. А. Ахматова
Поэзия не в одних стихах: она разлита повсюду, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — красота и жизнь дышат отовсюду, а где красота и жизнь, там и поэзия.
Тургенев И.С.
Для многих людей написание стихов является нарастающей душевной болью.
Г. Лихтенберг
Красивый стих подобен луку, натянутому сквозь звонкие волокна нашего существа. Не наши — наши мысли заставляют поэта петь внутри нас. Рассказывая нам о любимой женщине, он чудесным образом пробуждает в наших душах нашу любовь и нашу печаль. Он волшебник. Понимая его, мы становимся такими же поэтами, как он.
Где льются изящные стихи, там нет места тщеславию.
Мурасаки Шикибу
Перехожу к русскому стихосложению. Я думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. В русском языке слишком мало рифм. Один звонит другому. Пламя неизбежно тащит за собой камень. Из-за чувства искусство, безусловно, выглядывает наружу. Кто не устал от любви и крови, труден и прекрасен, верен и лицемерен и так далее.
Александр Сергеевич Пушкин
— … Хороши ли ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищно! Иван вдруг сказал смело и откровенно.
— Больше не пиши! — умоляюще спросил посетитель.
Обещаю и клянусь! — торжественно сказал Иван…
Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных только тем, что пишут их словами.
Джон Фаулз. «Любовница французского лейтенанта»
Каждое стихотворение — это вуаль, натянутая на точки нескольких слов. Эти слова сияют, как звезды, благодаря им существует стихотворение.
Александр Александрович Блок
Поэты древности, в отличие от современных, за свою долгую жизнь редко писали более десятка стихотворений. Оно и понятно: все они были прекрасными магами и не любили размениваться по пустякам. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — часто опасными для того, кто ненароком разбудит дремлющие строки.
Макс Фрай. «Говорящие мертвецы»
К одному из моих корявых бегемотов-стихотворений я прикрепил такой небесный хвост: …
Маяковский! Твои стихи не согревают, не волнуют, не заражают!
— Мои стихи не печка, не море и не чума!
Владимир Владимирович Маяковский
Стихи — наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими нитями смыслов и мечтаний, а потому отгоняющая критиков. Они всего лишь жалкие любители поэзии. Что критик может сказать о глубинах вашей души? Не позволяйте его вульгарным шарящим рукам проникнуть туда. Пусть стихи покажутся ему нелепым мычанием, сумбурным набором слов. Для нас это песня свободы от утомительного разума, славная песня, которая звучит на белоснежных склонах нашей удивительной души.
Борис Кригер. «Тысяча жизней»
Стихи — это трепет сердца, волнение души и слезы. А слезы — не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.
«Приход весны» Василий Жуковский
Зеленые поля, рощи журчат,
Трепет в небе жаворонка,
Теплый дождь, сверкающие воды, —
Назвав тебя, что добавить?
Как иначе прославить тебя
Душевная жизнь, весна идет?
Поэма «Приход весны» написана Жуковским в 1831 году. Первая ее публикация состоялась значительно позже, лет через сорок. Миниатюра была напечатана историко-литературным журналом «Русский Архив». Произведение представляет собой вольный перевод поэмы «Lob des Fréhlings», написанной немецким поэтом, видным представителем «швабской школы» романтизма Людвигом Уландом. В России он пользовался наибольшей популярностью в девятнадцатом веке. Переводы его лирики выполняли не только Жуковский, но и другие видные поэты эпохи, в частности, Тютчев и . Более того, Василий Андреевич не раз обращался к творчеству Уланда. Первые значительные переводы стихов немецкого романтика относятся к 1816 году – это «Сон», «Песня бедняка», «Счастье во сне».
«Приход весны» можно разделить на две части. В первых трех строчках Жуковский описывает ключевые признаки весны. С помощью всего нескольких деталей поэту удается создать цельную и яркую картину. Не обязательно иметь богатое воображение, чтобы ясно представить пейзаж, описанный Василием Андреевичем. Жуковский сознательно отказывается от сложных средств художественной выразительности, ставя во главу угла простоту и ясность мысли. Вторая часть работы представляет собой своеобразное пояснение ее лаконичности. По мнению поэта, перечисленных им подробностей достаточно для полного описания весны. Здесь есть еще один важный момент. Жуковский называет приход весны жизнью души. Такое сравнение характерно для русской пейзажной лирики XIX века. Весна считалась временем пробуждения не только природы, но и души человека. Наступление теплых дней стало символом духовного возрождения.
Жуковский считается основоположником русского романтизма. По словам литературоведа и театрального критика Виссариона Белинского, он дал нашей поэзии «сердце и душу». Действительно, появление русскоязычной психологической лирики во многом заслуга Василия Андреевича. «Душа и сердце» безусловно имели место в стихах Жуковского, посвященных описаниям природы. Наиболее точно главная черта творчества поэта определена в его произведении «Невыразимое». В нем говорится, что ключевая задача Василия Андреевича – выразить мимолетные переживания, вызванные видимыми явлениями.
Leave A Comment