«Море» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – история создания, стихотворный размер, рифма, эпитеты

«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЭГЕ.

«Море» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – история создания, стихотворный размер, рифма, эпитеты«Море» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – история создания, стихотворный размер, рифма, эпитеты

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.

История создания – было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Композиция – Произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются.

Метафоры«ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Эпитеты«безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

История создания

Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

Под образом лирического героя скрывается зрелый мужчина, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей».

В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Мужчина уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдает ее без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.

В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

Композиция

В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.

Жанр

Сам В. Жуковский определил стихотворение как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него». Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «темные тучи».

Звучание моря автор воспроизвел при помощи аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты живо; ты дышишь», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь».

Предыдущая

Анализ стихотворений«На холмах Грузии» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, лирический герой, жанр, кому посвящено

Следующая

Анализ стихотворений«Мой гений» анализ стихотворения Батюшкова по плану кратко – эпитеты, кому посвящено, тема

Польный справочник школьной литературы: Анализ элегии «Море» В.А.Жуковского

Море (I) Безмо́лвное мо́ре, лазу́рное мо́ре, (четырехстопный амфибрахий)
Стою́ очаро́ван над бе́здной твоей.
Ты жи́во; ты ды́шишь; смяте́нной любо́вью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
(II)Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
(II) И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.                                                        (1822)

Название: Море

Тип стиха: белый стих Композиция: элегию можно условно поделить на три части I —  море спокойно (но наполнено «тревожною думой»), небо чистое; II – сгущаются тучи, море волнуется и борется со мглой; III – мгла исчезает, тучи уходят; внутри море скрывает смятенье и беспокойство, хотя полностью спокойно снаружи. Средства художественной выразительности:
Олицетворение – стихотворение построено на этом приеме, с помощью которого оживляются море, небо, тучи – природа. Эпитеты – подчеркивают контраст моря и мглы. Аллитерация – использована во фрагменте борьбы моря и тьмы. Риторические вопросы – придают образу моря больше живости, наводят на философские размышления о мироздании и предназначении человека. Анафора – единоначалие, легко запомнить анафору (единоначалие, потому что «А» — первая буква в алфавите) и эпифору (единоокончание, потому что «Э» находится в конце алфавита). Слова высокого стиля – подчеркивают возвышенность размышлений. Рефрен – повтор – создает ритм, повтор также напоминает о волнах, которые монотонно, ритмично бьются о берег.

Антитеза — солнце, свет, золотые облака противопоставлены мгле, тучам.

Метафоры символы – море=человеческая душа, небо=символ божественного, тучи=сомнения, невзгоды. Идея: душа моря подобна человеческой – в ней есть мрак и свет, радость и горе; душа стремится к свету, к небу, но остается в земной неволе и встречает препятствия в виде мглы и туч, которые перебарывает, но после этих встреч внутри у моря и человека остается тревожная дума.

Часть 2. система стихосложения и стихотворные размеры: как определить размер стихотворения?

Неотъемлемой частью ЕГЭ по литературе является анализ стихотворения. И в каждом тесте части 2 обязательно присутствует вопрос: «Каким размером написано стихотворение N?» Давайте разберёмся в правилах определения размера и поймём, что страшно незнание, а знание – сила и + 1 балл в ЕГЭ.

*Знаковые обозначения:
_ — безударный слог
_/ — ударный слог
/ — конец строки
| — разграничение групп слогов
// — конец строфы

При определении размера стихотворения в части 2 ЕГЭ по литературе следует запомнить простую последовательность действий:

1. Прочитайте стихотворение вслух.
2. Выделите все слоги в двух строках каждой строфы, если строф много, или во всём стихотворении, если оно небольшого объёма.
3. Прочитайте стихотворение вслух с выражением, определите акцентные (сильные/ударные) слоги.

4. Посчитайте количество безударных слогов между ударными. Если между двумя ударными слогами только один безударный, то перед вами двухсложный размер (хорей или ямб). Если между двумя ударными слогами два безударных, то вы имеете дело с трёхсложным размером (дактиль, амфибрахий или анапест).
5. С начала строки отделите по два или по три слога в зависимости от предполагаемого размера и определите размер.

Пример определения размера стихотворения

В. А. Жуковский «Море»

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

1. Делим слова на слоги:

без-молв-но-е-мо-ре-ла-зур-но-е-мо-ре
сто-ю-о-ча-ро-ван-над-безд-ной-тво-ей
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2. Выделяем акценты:

без-молв-но-е-мо-ре-ла-зур-но-е-мо-ре
сто-ю-о-ча-ро-ван-над-безд-ной-тво-ей
_ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _/ _ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

3. Между двумя ударными слогами два безударных, поэтому объединяем по три слога:

_ _/ _ | _ _/ _ | _ _/ _ | _ _/ _

_ _/ _ | _ _/ _ | _ _/ _ | _ _/

4. Стихотворение В. А. Жуковского написано амфибрахием.

Записаться на курсы ЕГЭ по литературе в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

 

Федосова Олеся Евгеньевна,
преподаватель русского языка и литературы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой:

Похожее

Творческая работа учащихся по литературе (9 класс) по теме: Анализ стихотворения Жуковского Море

Сочинение по стихотворению В.А.Жуковского «Море».

Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Море».

Василий Жуковский

МОРЕ

         Элегия

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

1822

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  8. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
  10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Пристальным было внимание поэтов и к величавому, вечно меняющемуся морю.

Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Стихотворение написано в 1822 году  в период творческой зрелости  В.А. Жуковского. Оно относится  к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта.   Известно, что это стихотворение особо выделял А.С. Пушкин, написавший двумя годами позднее элегию с тем же названием. В подзаголовке автор сам его обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта. Романтики отдавали предпочтение этому жанру,  поскольку он дает возможность выразить личные переживания человека, его философские  раздумья о жизни, любви, чувства,  связанные с созерцанием природы. Именно такой и является элегия «Море».

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу…

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Стихотворение представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», ведь для романтика мир природы – это тайна, которую он пытается разгадать.

В тексте идет перекличка природного и человеческого – состояния лирического героя. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно.

Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях.

В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В “Море” появляются две бесконечности – небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, – “бездна”.

По мнению Г.Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского “осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему”. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром.

По материалам Интернета

Стихотворение «Море» Жуковского: анализ :: SYL.ru

Проводить анализ стихотворений можно различными способами. Некоторые преподаватели требуют от учеников высказать собственную позицию и размышлять. Для других важнее оказывается поиск в тексте различных художественно-выразительных приемов. Поэтому и планы у различных педагогов выглядят по-разному. Предлагаем ознакомиться с общими подходами к анализу «Моря» Жуковского.

жуковский море анализ

План

Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:

  • Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
  • Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
  • Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
  • Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
  • Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
  • Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
  • Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
  • Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
  • Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
  • Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.

Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского — одного из наиболее известных текстов поэта.

Общая информация о стихотворении

Жуковский – поэт-романтик, именно его считал своим главным учителем Пушкин. Творчество этого автора стало важнейшим этапом в развитии романтизма как литературного направления, в его лирике нашли отражение личностные переживания, появилась интимность, а главным героем стал человек – чувствующий, переживающий.

анализ элегии море жуковского

К числу шедевров относится элегия «Море», созданная в 1822 году. Интересно, что сам образ бескрайнего моря для творчества Жуковского был нов, но именно он подводит своеобразный итог романтическим исканиям поэта. Литературоведы полагают, что текст посвящен возлюбленной поэта, Марии Протасовой, чувства к которой были глубоки и взаимны, но реальность сурово вторглась в романтику – родители Марии были против такого неравного брака, и девушка не решилась идти им наперекор.

Известно, что элегия была очень высоко оценена Пушкиным, который несколькими годами позднее написал собственный поэтический текст с похожим названием.

Основная тема и идея

Анализ «Моря» Жуковского по плану следует продолжить определением тематики стихотворения. Так, если прочесть строки, становится ясно, что посвящено оно лазурному морю. Оно безмолвно, но думает тревожную думу.

В тексте присутствует и сам Жуковский – поэт представил себя в образе неба, которое создает гармоничный чувственный союз с морем, но никогда не сможет объединиться с ним.

анализ моря жуковского по плану

Лирический сюжет

При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».

Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.

анализ стиха море жуковского

Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.

Специфика композиции

Следующий этап анализа стихотворения В. Жуковского «Море» — описание его композиции. Для этого следует еще раз внимательно перечитать текст, выделяя в нем части. Сразу бросается в глаза, что море перед нами рисуется в трех своих состояниях:

  • Спокойствие морской глади. Безмолвное море.
  • Состояние в бурю.
  • После бури. Обманчивый покой.

Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. При анализе «Моря» Жуковского важно показать, зачем используется такая композиция. За счет нее поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер.

  • Итак, первая часть элегии – зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно.
  • Вторая структурная часть – состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной – всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств.
  • Наконец, третья часть – небо вновь спокойно и море, кажется, тоже, но это лишь видимость. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти.

Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла – показать, что даже стихия не может быть полностью свободной.

анализ элегии море жуковского по плану

Лирический герой

В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.

Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.

Авторская позиция

Жуковский – поэт-романтик, поэтому в его элегии в борьбе мглы и морской стихии победу одерживает последняя. Но поэт показывает, что не все так просто, страсти продолжают бушевать в глубине вод, когда поверхность спокойная и гладкая.

анализ стихотворения море элегия жуковский по плану

Ритм и рифма

Следующий этап анализ стихотворения-элегии «Море» Жуковского по плану – выявление особенностей рифмы и ритма. Чтобы создать особое звучание, поэт использует белый стих – некоторые строки между собой не рифмуются. Размер стиха – четырехстопный амфибрахий. Для того чтобы нарисовать перед читателем яркую картину бури, во второй части поэт мастерски пользуется аллитерацией – повтором одинаковых согласных звуков в стоящих рядом словах. Это усиливает ощущение набегающих волн.

Приемы художественной выразительности, синтаксис и лексика

Жанром «Моря» Жуковского, анализ которого мы проводим, является элегия. Это грустный поэтический жанр, нередко наполненный тоской, скорбью и разочарованием. Именно он был присущ и романтизму как литературному течению, и лирике В. Жуковского. В тексте нашли выражение глубоко личностные переживания поэта, рассказать о которых автору помогло использование следующих приемов художественной выразительности:

  • Эпитеты — это главный прием, их в небольшом тексте довольно много: «лазурное море», «безмолвное море», «глубокая тайна», «враждебная мгла». Они помогают автору емко и образно показать состояние стихии.
  • Рефрен — «безмолвное море, лазурное море» — помогает автору подчеркнуть основную мысль текста, показать, что стихия двойственна, что ее истинное состояние скрыто.
  • Анафора – «ты» — создает ритм и мелодику стиха.
  • Использование синтаксического повтора.

Эти приемы помогли поэту создать глубокий психологический пейзаж, в небольшом тексте нашли отражение и прекрасная морская стихия, и тончайшие оттенки переживания человеческой души.

анализ стихотворения в жуковского море

Вывод

Мы провели анализ элегии «Море» Жуковского по плану, теперь необходимо описать значение этого поэтического текста. Для современников поэта стихотворение стало своеобразным гимном романтизма, поэтому многие поэты впоследствии обращались к образу величавой стихии. Не утратило оно значение и в наши дни.

Чтение и анализ стиха «Море» Жуковского позволяют погрузиться во внутренний мир поэта и понять его мысли и переживания.

Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс

Великий русский писатель Василий Андреевич Жуковский был одним из самых первых поэтов, которые писали свои произведения в различных жанрах. Стихотворение «Море» данного поэта можно назвать ярким примером элегической поэзии. Оно было написано в 1822 году, ну а впервые напечатано в сборнике «Северные цветы на 1829 год».

Главной темой данного стихотворения стал романтический и пленяющий образ моря. Читая стихотворение, мысленно представляешь себе морскую стихию с её неповторимыми красками, звуками, с её жизнью. Ведь, нельзя поспорить с тем фактом, что море является живым, настоящим, с неподдельными эмоциями и своими жителями.

Конечно, тут важно отметить, что в данном стихотворении присутствует такой литературный прием, как олицетворение. Ведь поэт наделяет живым всё, что видит. Вся картина данного произведения кажется живой, настоящей, красивой, романтичной и так далее.

Так же в данном произведении существует некая тайна, которую человеку увы не суждено разгадать, ведь море безмолвно. Оно просто хранит эту тайну внутри себя, тщательно оберегая её.

Основную композицию стихотворения можно разделить на три части, каждая из которых дополняет друг друга. Но, при этом каждая является уникальной, ведь она обладает своей интонацией и своим смыслом.

Более того, помимо вышеуказанного литературного приема в данном произведении можно встретить и различные эпитеты, которые так же делают его эмоциональным. А если говорить о красочных прилагательных, то они просто создают законченный образ, который остается в сердцах людей, прочитавших данное произведение.

В целом данное стихотворение является лаконичным, музыкальным и законченным. Нужно отметить, что именно произведение «Море» было у Василия Андреевича одним из любимых произведений, написанных на одном дыхании.

Вариант №2

Не писать про море невозможно. Эта стихия притягивает и манит к себе и поэтов — новичков, и маститых авторов. Одним из которых, является Жуковский. Его считают основоположником русского романтизма. Одна из его основных идей — близость человека и природы.

Он не только любуется и восхищается морем. Для него оно живое существо. Если быть точнее, то женщина, которая хранит свои тайны и открывает их не всякому человеку. Она умеет быть невозмутимой и спокойной, когда в душе бушуют «отелловские» страсти.

Не потому ли поэт сравнивает море с женщиной, что стихотворение и было посвящено конкретной даме — Марии Протасовой. Её родители были против брака с поэтом, потому что они были между собой близкими кровными родственниками. А такие браки всегда под негласным запретом. Себя поэт сравнивает с небом, которое самой природой навечно соединено с морем.

Жуковский чувствовал, что их отношения не долговечны, поэтому он чётко обозначил свою дальнейшую жизнь. За свою любовь он бороться не будет. Морю не дотянутся до неба. Это только кажется, что на линии горизонта море и небо соединяются. А потом, когда приближаешься к этой точке — море и небо снова далеко друг от друга. Только во время шторма брызги от волн могут долететь до неба.

МореНо вот шторм закончился. И снова на линии горизонта кажется, что море слилось воедино с небом. Молодые люди расстались навсегда. Но в последней строке стихотворения поэт выражает надежду на то, что девушка всё-таки его любит.

Стиль стихотворения — элегия. Да плюс ещё и в виде аллегории. Отчего оно только выигрывает и приобретает какую-то утончённую красоту. Элегия носит философский характер. Для неё характерны тоска, лирическое размышление.

По смыслу стихотворение можно разделить на три части. Первая часть — поэт смотрит на море, разговаривает с ним. Он чувствует, что море хранит какую-то тайну. Вторая часть описывает шторм. Это своего рода ответная реакция моря на то, что в его владения вторгаются тёмные тучи. Третья часть — тучи ушли, море опять спокойно. Оно любуется небом и дрожит за него, но не подаёт вида. Точно, как женщина.

В стихотворении отсутствует рифма. Оно написано амфибрахием. Этот размер придаёт ему напевность. Но вот запоминается оно плохо, да и песня из него вряд ли получится, хоть некоторые строки и поются.

Анализ стихотворения Море Жуковского

Романтизм в литературе в России всегда будет ассоциироваться с Василием Андреевичем Жуковским и с его излюбленным жанром элегии. Стихотворение «Море» полностью подходит под эти данные и является классическим примером этакой стихотворной сказки. Многие литературоведы отмечают автобиографичность произведения, мол, за красивыми пейзажами кроется настоящая трагедия – любовь Жуковского к Марии Протасовой, и открытое неприятие поэта её матерью.

Море символизирует душевное состояние человека в нескольких этапах его жизни, если говорить конкретно — в трёх, и читателю представляются 3 картины жанра марина.  Это настоящий «пейзаж души». Оно сначала внешне спокойное, что подчёркивают эпитет: «безмолвное море», метафора: «думою наполнено». Море оказывается живым существом, о чём читателям заявляет использование такого средства художественной выразительности, как олицетворение: «ты дышишь». Море страдает и любит, верит и надеется. Риторические вопросы: «Что движет …?», «Чем дышит…?» показывает, что вовсе лирический герой и не спокоен, он просто надевал эту маску безмятежности.

Вдруг налетает ветер и вскрывает уже заживший рубец на сердце моря. Во второй части стихотворения обнажается рана лирического героя, используется аллегория «бушующее море», для описания которого поэт вводит аллитерацию – сочетает звуки: «л» и «ш».  Тёмными тучами застилается его разум. Лексическая анафора: «Ты…» показывает в каком состоянии полного смятения и растерянности пребывает море. На протяжении всего стихотворения прослеживается чёткая словесная градация: «бьёшься», «воешь», «рвёшь», «терзаешь». Человек буквально на глазах закипает, доходит до точки не возврата. И, в конце концов, лирический герой успокаивается, но делает он это внешне, он зарывает свою боль глубоко в душе, а внутри у него продолжает завывать буря. Море снова красивое, со своими правильными и грациозными волнами, но в его глубине не прекращается страшный шторм.

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий подобно волнам, то слегка колышется, размеренно передвигается по строкам, то несётся галопом от буквы к букве. Возвышенный слог, высокая лексика: «лоно», «дума», передают глубину переживаний лирического героя, его нравственную чистоту. Ритм стихотворения задаётся особым приёмом повторяющихся фраз – рефреном: «безмолвное море», «лазурное море».

Море подобно человеку страдает на бренной земле, его место только там, где всё чисто, вечно и прекрасно. Его путь лежит только на небо.

9 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Море

Море Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Цветаевой Кто создан из камня кто создан из глины

    Каждый человек в своей жизни старается самоутвердиться, превознести себя по способностям и качествам над другими людьми, это получается непросто, но многие подвержены этой идеи особенно поэты. Не стоит далеко ходить за пример стоит

  • Анализ стихотворения Пушкина Муза

    В 1821 году Пушкин пишет стихотворение под названием «Муза». За главную мысль произведения Александр Сергеевич берет воспоминания о детских годах, в которых к нему впервые приходит мысль о посвящении себя литературе и поэзии. Начало

  • Анализ стихотворения Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива

    Прекрасный русский поэт, который создал множество незабываемых произведений, которые популярны и по сей день. С первых строк, читателю становится понятным, что речь идет о безмерной любви к русской природе, а это значит,

  • Анализ стихотворения Некрасова Дедушка

    «Дедушка» Некрасова — одно из лучших стихотворений в творчестве писателя. Оно рассказывает о дружбе внука и деда, относящихся к разным поколениям, молодому и пожилому. Маленький мальчик Саша с нетерпением ждет

  • Анализ стихотворения Асадова Медвежонок

    В стихотворении «Медвежонок» Эдуард Асадов описывает отвратительный метод ловли животных для продажи в зоопарки всего мира. Написанное в 1948 году, стихотворение, к сожалению, актуально и сегодня.

«Море», анализ стихотворения Жуковского

Стихотворение «Море» Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах «певцом романтики и свободы». Жуковский оттачивал своё мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бёрнса, Блейка. В «Море» автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок.

Тема стихотворения — свободное море. Оно бывает разным: прекрасным, загадочным, умиротворённым, беспокойным. Идея стихотворения — показать читателю огромность и мощь моря, его неразрывную связь с небом, его превосходство над суетностью и обыкновенностью человека. Море у Жуковского замаскировано под живой объект, до конца не понятный читателю. Эта поэтическая уловка в духе романтизма помогает автору сохранять интригу своих философских рассуждений на протяжении всего стихотворения.

С самого начала стихотворения читатель пребывает в напряжённом ожидании финала: а что же будет с морем дальше, как оно справится с бурями и страстями? Каждый волен воспринимать море по-разному. Для кого-то это только вольная, огромная стихия, для некоторых — это источник вдохновения и красоты, для иных — пространство приключений и подвигов. Многие из почитателей таланта Жуковского (а среди них и известные литературные деятели) предполагают, что «море у поэта — есть человек, а человек — есть море». Если взять за основу анализа стихотворения такую точку зрения, то станет понятной главная мысль стихотворения — каждый человек — это большое море с личными штилями, штормами в душе, с жизненными напастями, вечными надеждами и частым одиночеством среди шумной толпы.

Сюжет стихотворения»Море» не сложен для восприятия. Читатель как бы со стороны наблюдает всё происходящее. Вначале он видит спокойное, синее море и некоего лирического героя, ведущего с ним разговор. Лирический герой стоит на берегу и, зачарованный увиденным вокруг себя, старается познать и понять тайны морского величия и небесного безграничия. Какую же мы сложную задачу он поставил перед собой, ибо никогда «нельзя объять необъятное».

Далее читатель слушает речь лирического героя с ещё большим интересом — ведь тот теперь в свою беседу вовлекает ещё и небо. Море и небо немы, они позволяют себе с высоты своей значительности в мире только снисходительно слушать разгорячённого человека.

В конце стихотворения показаны единство моря и неба, их тайная солидарность и искренняя привязанность друг к другу.

Размер стихотворения — амфимбрахий. Если внимательно присмотреться к слоговому делению слов в строчке, то можно увидеть, что в трёх идущих друг за другом слогах ударение падает на каждый второй (серединный). Рифму можно назвать перекрёстной. Есть в ней есть много не созвучий, свойственных Жуковскому. Автор стремился не к «чистым», а к «неожиданным» рифмам, чтобы подчеркнуть исключительность описываемой ситуации. Например: море-любовью; твою-грудь; лоно-неволи. Встречаются у автора и своеобразные «свободные» строчки, которые «белый стих» его творения делают очень красивыми.

Стихотворение «Море» изобилует олицетворениями. Да это и понятно. Ведь у автора море, небо, буря — живые, как люди. Море дышит, думает, скрывает тайну, ласкает облака, дрожит. Тучи отнимают небо у моря. Небо тянет море к себе.

Эпитеты помогают точно рассмотреть картину происходящего: «безмолвное море», «тревожною думой», «необъятное лоно», «глубокая тайна», «светозарной лазурью», «облака золотые», «враждебная мгла», «прошлой тревоги», «возвращённых небес», «бездне покойной».

Глаголы в стихотворении настраивают читателя на внезапность и неожиданность, на быстроту развития сюжета: бьёшься, воешь, подъемлешь, рвёшь, терзаешь

Жанр стихотворения — элегия. В переводе с греческого — «жалобная песня». Грусти в стихотворении много, жалоб — нет. Есть сожаление, есть жалость, есть тоска, есть печаль. Есть надежда и есть светлое, чистое размышление о жизни… Размышление в духе романтизма…

По произведению: «Море»

По писателю: Жуковский Василий Андреевич


Василий Жуковский Стихи> Моя поэтическая сторона

vasily Василий Жуковский был ведущим русским поэтом первой половины 19-го -го -го века, чьи способности привлекли к нему внимание правящих Романовых. Он работал учителем, сначала обучая русскому языку великую княгиню немецкого происхождения Александру Федоровну. Позже он учил ее сына, мальчика, который впоследствии стал царем Александром II. Он известен тем, что переводил на русский язык некоторых из великих поэтов-романтиков, и некоторые говорили, что они были тем лучше для его работ.Ему приписывают распространение романтического литературного движения в России.

Родился Василий Андреевич Жуковский 29 -го января 1783 года в небольшом селе Мишенского Тульской губернии Российской Империи. Его отец был помещиком и не был женат на своей матери, их турецкой экономке. Его отправили учиться в Дворянский пансион при Московском университете, где он изучал литературу. Ему особенно нравилось читать образцы английского сентиментализма, а также немецкие прото-романтические произведения «Буря и натиск».

В университете он встретил известного литератора по имени Николай Карамзин, который был редактором хорошо читаемого литературного журнала « Вестник Европы ». Перевод Жуковским метафизической поэмы англичанина Томаса Грея — «Элегия , написанная на деревенском погосте » — был опубликован в этом журнале в 1802 году. Это было настолько оригинальное произведение, подобного которому раньше никто не видел в русских литературных кругах. . Зарекомендовав себя, спустя шесть лет его пригласили стать редактором журнала.

Жуковский продолжал исследовать романтизм во всех его формах и находил чем восхищаться в таких ганзейских местах, как Дерпт и Ревель, эстонские города, недавно вошедшие в состав Российской империи. Однако его работа была прервана на время с началом наполеоновских войн, которые начались с вторжения 1812 года. Он пошел в армию, но его языковые навыки нашли его в генеральном штабе фельдмаршала Кутузова. В последующие годы он привлек внимание супруги великого князя Николая, будущего царя Николая I.Он учил ее русскому языку, часто используя собственные переводы Гете в качестве упражнений для Великой княгини.

Принято считать, что он мог быть скорее великим поэтом, чем просто очень хорошим, но нет сомнений в том, что его переводы выделяются своим качеством и стилем. Ему приписывают некоторые незабываемые стихи, в том числе текст песни, которая стала гимном Российской Империи « Боже, царя храни»! Также на тему патриотизма — его стихотворение « Бард в лагере русских воинов », написанное для повышения морального духа во время службы в штабе Кутузова.Но другие произведения написаны в романтическом или мистическом ключе. Хорошим примером является стихотворение Таинственный гость . Здесь воспроизводятся вступительные стихи: vasily
В последние годы своей жизни, уже не являясь частью придворной жизни, Жуковский обратил свое внимание на переводы восточной поэзии, особенно эпических персидских произведений. Незадолго до смерти он также опубликовал русскую версию «Одиссеи » Гомера в 1849 году.

Василий Жуковский умер 12 -го апреля 1852 года в возрасте 79 лет.

.

76 стихов из Библии о море

Бытие 1: 9-10

Тогда Бог сказал: «Да соберется вода под небом в одно место, и да явится суша»; так и было. Бог назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями; и Бог увидел, что это хорошо.

Иеремия 5:22

«Не боитесь ли вы Меня?» — говорит Господь.
«Не трепещете ли вы в Моем присутствии?
Ибо я поставил песок границей для моря,
Вечное постановление, чтобы оно не могло пересечь его.
Хотя волны и качаются, но они не могут победить;
Хотя они и рычат, но не могут пересечь его.

Псалом 95: 5

Море принадлежит Ему, потому что Он создал его,
И руки Его образовали сушу.

Псалом 107: 29

Он заставил утихнуть бурю,
Так что утихли морские волны.

Псалом 146: 6

Сотворивший небо и землю,
Море и все, что в них;
Кто хранит веру вовек;

Исайя 50: 2

«Почему, когда я пришел, не было мужчины?
Когда я позвонил, почему никто не ответил?
Моя рука настолько коротка, что не может выкупить?
Или у меня нет силы доставить?
Вот, Я иссушаю море обличением Моим,
превращаю реки в пустыню;
Их рыбы воняют от недостатка воды
И умирают от жажды.

Амос 5: 8

Сотворивший Плеяды и Орион
И превращающий глубокую тьму в утро,
Кто также тьму дня в ночь,
Кто призывает воды морские
И изливает их на поверхность земли,
Господь имя Ему .

Амос 9: 6

Тот, Кто строит Свои верхние покои на небесах
И основал Свой сводчатый купол над землей,
Тот, Кто призывает воды морские
И изливает их на лицо земли,
Господь имя Ему.

Деяния 4:24

И когда они услышали это, они единодушно возвысили свой голос к Богу и сказали: «О Господь, это Ты сотворил небо, землю и море и все, что в них,

Деяния 14:15

и говоря: «Мужчины, зачем вы это делаете? Мы также люди той же природы, что и вы, и проповедуем вам Евангелие, чтобы вы обратились от этих пустяков к живому Богу, Который сотворил небо, землю, море и все, что в них.

Псалом 104: 25

Есть море большое и широкое,
В котором бесчисленные стаи,
Животных, малых и больших.

Бытие 1:21

Бог сотворил великих морских чудовищ и каждое живое существо, которое движется, которыми кишела вода по роду их, и каждую крылатую птицу по роду; и Бог увидел, что это хорошо.

Псалом 8: 8

Птицы небесные и рыбы морские,
Все, что проходит путями морскими.

Иезекииль 38:20

Рыба морская, птицы небесные, звери полевые, все пресмыкающиеся, ползающие по земле, и все люди, которые есть на лице земли, будут дрожать от Моего присутствия; горы тоже будут низвергнуты, крутые тропы рухнут, и все стены рухнут на землю.

.

ISAIAH ГЛАВА 9 KJV

1 Тем не менее не будет , как в ее досаде, когда вначале он слегка поразил землю Завулона и землю Неффалима, а потом еще более сильно поразил ее путем моря, за Иорданом, в Галилее народов.

2 Народ, ходящий во тьме, увидел свет великий: на живущих в стране тени смертной светит свет.

3 Ты умножил народ, и не умножили радости: радуются пред Тобою по радости жатвы, и , как человека, радуются, когда делят добычу.

4 Ибо Ты сокрушил ярмо бремени его и посох на плече его, жезл угнетателя его, как в дни Мадианитян.

5 За каждую битву воина — это с беспорядочным шумом и одеждой, окутанной кровью; но этот должен быть с горящим топливом и .

6 Ибо младенец родился нам, сын дан нам; и власть будет на плече его; и наречется имя ему Чудесный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

7 Из увеличения его правления и мира не будет конца престолу Давида и царству его, чтобы управлять им и утверждать его судом и справедливостью, отныне и навсегда . Ревность Господа Саваофа исполнит это.

8 Господь послал слово к Иакову, и оно осветило Израиля.

9 И весь народ узнает, Ефрем и житель Самарии, говорящие с гордостью и мужеством сердца:

10 Кирпичи пали, а из тесаных камней будем строить: сикоморы — это срубим, но заменим кедра на .

11 И восставит Господь против него врагов Рецина и объединит врагов его;

12 Сирийцы впереди и Филистимляне сзади; и они будут пожирать Израиля открытыми ртами.При всем этом его гнев не отвернулся, но его рука — это , все еще протянутая.

13 Ибо народ не обращается к поражающему его, и не ищут Господа Саваофа.

14 За то Господь отсечет Израилю голову и хвост, ветви и прыть в один день.

15 Древний и благородный, он есть голова; и пророк, который учит лжи, есть хвост.

16 Для лидеров этого народа сделать их ошибаться; и они ведомые из них уничтожены .

17 Посему не порадуется Господь о юношах их, и сирот их и вдов их не помилует: каждый есть лицемер и злодей, и уста всех говорят глупости. При всем этом его гнев не отвернулся, но его рука — это , все еще протянутая.

.

21 стих из Библии о Сотворении морей

Исход 20:11

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; поэтому Господь благословил день субботний и освятил его.

Неемия 9: 6

«Только ты — Господь.
Ты сотворил небеса,
Небеса небесные со всем их воинством,
Земля и все, что на ней,
Моря и все, что на них.
Ты даешь им жизнь
И небесное воинство преклоняется перед Тобой.

Псалом 146: 6

Сотворивший небо и землю,
Море и все, что в них;
Кто хранит веру вовек;

Деяния 14:15

и говоря: «Мужчины, зачем вы это делаете? Мы также люди той же природы, что и вы, и проповедуем вам Евангелие, чтобы вы обратились от этих пустяков к живому Богу, Который сотворил небо, землю, море и все, что в них.

Бытие 1: 2

Земля была бесформенна и пуста, и тьма была над поверхностью бездны, и Дух Божий двигался над поверхностью воды.

Бытие 1: 6-7

Тогда Бог сказал: «Да будет простор посреди воды, и да отделяет она воду от воды». Бог создал пространство и отделил воды, которые были ниже пространства, от вод, которые были выше пространства; так и было.

Бытие 1:10

Бог назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями; и Бог увидел, что это хорошо.

2 Царств 22:16

«Тогда открылись морские каналы,
Основы мира обнажились.
По упреку Господа,
По дыханию Его ноздрей.

Псалом 18:15

Тогда появились каналы воды,
И основания мира обнажились.
По Твоему упреку, Господи,
По дуновению дыхания Твоих ноздрей.

Иов 38: 8-9

«Или кто заключил море дверями
Когда, вырвавшись, оно вышло из чрева;
Когда Я сделал облако его одежду
И пелену его густую тьму,

Амос 5: 8

Сотворивший Плеяды и Орион
И превращающий глубокую тьму в утро,
Кто также тьму дня в ночь,
Кто призывает воды морские
И изливает их на поверхность земли,
Господь имя Ему .

.