Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда и «Ленинград»
ВЛАСТЬ И КУЛЬТУРА В СССР 1940-Х ГГ.
После окончания войны руководство страны, чувствуя, по выражению К. Симонова, что «задрали хвосты не только некоторые генералы, но и некоторые интеллигенты», приступило к «подкручиванию» идеологических гаек. Начало этому процессу было положено уже в 1943 г., когда начальник Управления пропаганды и агитации (УПА) Г. Ф. Александров информировал секретарей ЦК ВКП(б) Маленкова и Щербакова о «грубых политических ошибках» целого ряда советских журналов. Наиболее скрупулезному «критическому анализу» в тот период подверглись произведения М. Зощенко, А. Платонова, И. Сельвинского, а также творчество режиссера А. Довженко.
Первая гроза для литераторов, деятелей культуры прошла стороной. Более того, автор многих известных сатирических произведений Зощенко и другие литераторы в апреле 1946 г. были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». В том же году принимается ре-щение об отмене постановления Секретариата ЦК «О контроле над литературно-художественными журналами». Многим тогда показалось, что наступает ослабление идеологического пресса. Этого, между тем, не произошло. На заседании Политбюро 13 апреля 1946 г., проходившем под председательство-ванием Сталина, было принято решение о необходимости устранения недостатков в идеологической работе. Жданову и Александрову поручалось представить предложения по улучшению агитационно-пропагандистской деятельности. После этого основная масса руководителей обкомов и крайкомов пар-тии была обвинена в непрофессионализме и политической неграмотности, а ряд республиканских ЦК, прежде всего Украины, — в потворстве буржуазному национализму.
Начало кампании, которая была развернута в 1946 г. против автономии культурной жизни, связано с именем Жданова. Действительно, он был рупором идей Сталина и одним из наиболее доверен-ных лиц вождя, его правой рукой в деле руководства партией. В то же время Жданов оставался человеком, который лишь озвучивал идеи главного организатора и вдохновителя травли интеллигенции — Сталина. Одновременно стремление руководства «поставить на место» интеллигенцию тесно переплеталось с интригами в Кремле, борьбой за власть между Ждановым и Маленковым.
Подготовка постановления, направленного против ряда ленинградских писателей и журналов, в которых они публиковались, началась летом 1946 г. В начале августа Сталин обрушил ворох обвинений на А. А. Ахматову и М. М. Зощенко. Характеризуя творчество известной поэтессы, вождь заметил, что у нее есть только «одно-два-три стихотворения и обчелся, больше нет». О произведениях Зощенко Сталин отозвался еще более резко: «Пишет он чепуху какую-то, прямо издевательство. Война в разгаре, а у него ни одного слова ни за, ни против, а пишет всякие небылицы, чепуху, ничего не дающую ни уму, ни сердцу». Нужный тон был задан, и 14 августа 1946 г. появилось постановление ЦК ВКП(б), подвергшее разгромной критике журналы «Звезда» и «Ленинград». В опубликованном документе отмечалось, что «Ленинградский горком ВКП(б) проглядел крупнейшие ошибки журналов, устранился от руководства ими».
Жданов не был инициатором постановления от 14 августа, поскольку от этого страдал прежде всего его политический авторитет. Но, когда постановление оказалось все же принято, он быстро переметнулся на позиции грубого шельмования литераторов, философов, композиторов, театральных деятелей. Вторя Сталину, Жданов отозвался о Зощенко как о «беспринципном и бессовестном литературном хулигане», а об Ахматовой как о «блуднице и монахине, у которой блуд смешан с молитвой». Несмотря на то что Зощенко в 1939 г. за литературные заслуги был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1946 г. он оказался исключен из Союза писателей. Его участь разделила и Ахматова.
Вслед за постановлением от 14 августа последовали другие: «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа), «О кинофильме «Большая жизнь»» (4 сентября). Объектами нападок стали именно те области культуры, которые в послевоенное время были наиболее доступны широким народным массам. Разгромной критике подверглась вторая серия картины С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Режиссера обвинили в том, что он обнаружил невежество в изображении фактов истории, представил царя «чем-то вроде Гамлета», в то время как Сталин считал его выдающимся человеком с сильной волей и характером.
Некоторое время спустя был нанесен удар по представителям музыкальной культуры. 10 февраля 1948 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Неоправданной критике подверглись Шостакович, Прокофьев, Мурадели и другие композиторы за то, что в их музыкальных произведениях не было ни единой мелодии, которую мог бы насвистывать простой рабочий. Одновременно провозглашалось, что русская классическая опера — лучшая в мире. В музыке предписывалось черпать вдохновение исключительно из наиболее распространенных народных мелодий.
Одним из направлений всеохватывающей пропагандистской кампании стало раздувание националистических настроений. Жданов пустил в оборот слово, которое вскоре стало употребляться как по-зорное клеймо – «низкопоклонство». Им обозначалось преклонение и самоуничижение перед западной культурой. Тема превосходства всего советского или русского над всем иностранным получает приоритет. Космополитизм и формализм были объявлены двумя сторонами одного и того же низкопоклонства перед Западом. Кампания по искоренению космополитизма распространилась не только на гуманитарные и общественные науки. Естественные дисциплины тоже попали под разделение на «социалистические» и » буржуазные».
И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России
http://www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/77.htm
«ПРОПОВЕДЬ БЕЗЫДЕЙНОСТИ»
ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы «Звезда» и «Ленинград» ведутся совершенно неудовлетворительно.
В журнале «Звезда» за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко «Приключения обезьяны» («Звезда», № 5-6 за 1946 г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами.
Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как «Перед восходом солнца», оценка которой, как и оценка всего литературного «творчества» Зощенко, была дана на страницах журнала «Большевик». .
Журнал «Звезда» всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе…
ЦК отмечает, что особенно плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитичных стихотворении Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция журнала «Ленинград» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному. Журнал напечатал ряд ошибочных произведений («Случай над Берлином» Варшавского и Реста, «На заставе» Слонимского). В стихах Хазина «Возвращение Онегина» под видом литературной пародии дана клевета на современный Ленинград. В журнале «Ленинград» помещаются преимущественно бессодержательные низкопробные литературные материалы.
Как могло случиться, что журналы «Звезда» и «Ленинград», издающиеся в Ленинграде, городе-герое, известном своими передовыми революционными традициями, городе, всегда являвшемся рассадником передовых идей и передовой культуры, допустили протаскивание в журналы чуждой советской литературе безыдейности и аполитичности?..
Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия.
Поэтому всякая проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства» чужда советской литературе, вредна для интересов советского народа и государства и не должна иметь места в наших журналах…
Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года № 274. п. 1 г «О журналах «Звезда» и «Ленинград»»
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/journal.htm
«ЗАЛ НЕМЕЛ, ЗАСТЫВАЛ, ОЛЕДЕНЕВАЛ»
Докладчик вышел справа, позади сидевших, в сопровождении многих лиц. Он шел спокойно, серьезный и молчаливый, отделенный от зала белыми колоннами. Он был в штатском. В руках папка. Его волосы под сиянием электричества блестели. Казалось, он хорошо отдохнул и умылся. Все встали. Зааплодировали. Он поднялся на трибуну.
Собрание началось в пять.
Как обычно, вслух выбрали громкий президиум. Даже чуточку посмеялись — писатели забыли назвать своего Прокофьева. Докладчик улыбнулся, сказав тихо что-то смешное. Торопливо успокоились. Президиум сел. Сдержанный шумок затих. Докладчик секунду помолчал и заговорил.
И через несколько секунд началась дичайшая тишина. Зал немел, застывал, оледеневал, пока не превратился в один белый твердый кусок.
Доклад ошеломил. Писательнице Немеровской стало дурно. Она хотела выйти, бледнея, встала. Шатаясь, пошла между рядов. Ей помогали. Вышла в боковой проход, дошла до входной двери, но… ее не выпустили. Огромная белая дверь зала плотно закрыта, двое часовых с винтовками по бокам. Оказывается, выход из зала запрещен. Немеровская присела где-то в задних рядах. При упоминании в постановлении фамилии Марии Комиссаровой ее муж, Николай Браун, сидевший в президиуме, побелел и начал беспокойно искать ее глазами среди сидевших в зале. Александр Прокофьев, секретарь Ленинградского отделения Союза, всё узнавший еще в, Москве, сидел красный, с головой, ушедшей в плечи.
В перерыве, как водится, кое-кто окружил докладчика — каждый со своей просьбой и нуждишкой; всегда есть такие, кто никогда не забывает, чья рубашка ближе. Колпакова потом всем хвасталась, как она таким образом добилась ускорить издание своей залежавшейся очередной книги по фольклору…
Всё было неожиданно и непонятно. Согласиться сразу было трудно. Единственная мысль: значит, сейчас так нужно.
Зощенко заболел. Он заперся у себя дома на канале Грибоедова. Его покинули друзья. Перестали звонить по телефону. Если он выходил на улицу, знакомые старались его не замечать. Домашняя обстановка, и без того беспокойная, осложнилась.
Анна Ахматова держалась стоически. Известно, что женщины ленинградскую блокаду во время войны переносили относительно легче мужчин. Первую она претерпела в Ташкенте, вторую — личную — здесь.
Из воспоминаний очевидца о докладе А.А. Жданова на ленинградском общегородском собрании писателей, работников литературы и издательств в Смольном 16 августа 1946 г.
http://magazines.russ.ru/continent/2013/152/40p-pr.html
«О НЕОБХОДИМОСТИ АРЕСТА ПОЭТЕССЫ АХМАТОВОЙ»
Докладываю, что МГБ СССР получены агентурные и следственные материалы в отношении поэтессы АХМАТОВОЙ А. А., свидетельствующие о том, что она является активным врагом советской власти.
АХМАТОВА Анна Андреевна, 1892 года рождения, русская, происходит из дворян, беспартийная, проживает в Ленинграде. Ее первый муж, поэт-монархист ГУМИЛЕВ, как участник белогвардейского заговора в Ленинграде, в 1921 году расстрелян органами ВЧК.
Говоря о последующей своей преступной связи с АХМАТОВОЙ, арестованный ПУНИН показал, что АХМАТОВА продолжала вести с ним вражеские беседы, во время которых высказывала злобную клевету против ВКП(б) и Советского правительства.
ПУНИН также показал, что АХМАТОВА враждебно встретила Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», в котором было подвергнуто справедливой критике ее идеологически вредное творчество.
Это же подтверждается и имеющимися агентурными материалами. Так, источник УМГБ Ленинградской области донес, что АХМАТОВА, в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», заявляла: «Бедные, они же ничего не знают или забыли. Ведь все это уже было, все эти слова были сказаны и пересказаны, и повторялись из года в год… Ничего нового теперь не сказано, все это уже всем известно. Для Зощенко это удар, а для меня только повторение когда-то выслушанных нравоучений и проклятий».
«Одни запреты влекут за собой другие» – Коммерсантъ Санкт-Петербург
316 2 мин. …
В понедельник исполнится 60 лет постановлению ЦК ВКП(б) «О журналах ‘Звезда’ и ‘Ленинград'», сыгравшему роковую роль в судьбах писателей Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, а также многих партработников тех лет. Участники специально проведенной в ИТАР-ТАСС пресс-конференции пришли к выводу: печально знаменитый документ в последнее время стал намного актуальнее.
По мнению нынешнего соредактора журнала «Звезда» Андрея Арьева, постановление появилось не случайно. После Отечественной войны возвращавшиеся домой солдаты сравнивали житье в СССР с тем, что они видели в Европе. И сравнение было не в пользу родной державы. «Сталин обеспокоился укреплением власти и недопущением народного недовольства, — считает господин Арьев. — И он выбрал верную тактику — с помощью слова черное сделать белым, и наоборот. Ведь слово в России всегда играло особую роль, поскольку наш народ, как никакой другой, склонен к мечтам и иллюзиям».
В качестве карательных мер Ахматову и Зощенко исключили из членов Союза советских писателей, главного редактора «Звезды» товарища Саянова заменили товарищем Еголиным, сохранив за ним должность заместителя начальника Управления пропаганды ЦК ВКП(б).
По словам директора Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нины Поповой, «произошедшее 60 лет назад и нынче не теряет остроты и смысла». Параллели с сегодняшним днем готов проводить и Андрей Арьев. Он категорически возражает против недавних инициатив Кремля и Госдумы по поводу приравнивания критики представителей власти к проявлениям терроризма и других ограничений в СМИ: «Одни запреты влекут за собой другие. И не важно, под каким соусом это делается — борьбы с терроризмом или еще с чем-то».
В понедельник разговор о знаменитом постановлении ЦК продолжится в редакции журнала «Звезда». Будут представлены редкие архивные документы, в том числе — единственная сохранившаяся аудиозапись голоса Михаила Зощенко.
Картина дня
О журналах «Звезда» и «Ленинград»
О журналах «Звезда» и «Ленинград»
. впервые добавлено 20030713
последнее обновление 20030713 Русский текст (Оригинальный русский текст)
№ 6 — Вторник, 20 августа 1946 г.
В последнее время в журнале «Звезда» наряду с важными и достойными произведениями советских писателей появилось много никчемных, идейно вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предложение литературной платформы писателю [М.М.] Зощенко, чьи произведения чужды советской литературе. Редакция «Звезды» прекрасно знает, что Зощенко давно специализировался на написании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на распространении гнилой чепухи, пошлости и равнодушия к политике, чтобы ввести в заблуждение нашу молодежь и отравить ее сознание. В последнее время в печати появился рассказ Зощенко «Приключения обезьяны» («Звезда» №№ 5 и 6, 19).
Отдавать страницы «Звезды» таким литературным самозванцам и подонкам, как Зощенко, было особенно невыносимо, потому что редакция «Звезды» хорошо знала физиономию Зощенко и его недостойное поведение во время войны, когда Зощенко, ничего не делая для помощи советскому народу в его борьбе с немецкие оккупанты написали такую гадость, как «Перед восходом солнца», оценка которой, как и оценка всех литературных произведений Зощенко, дана на страницах журнала «Большевик».
Кроме того, «Звезда» всячески популяризирует творчество писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давно и давно известна советским людям. Ахматова — типичная представительница чуждой нашему народу пустой, легкомысленной поэзии. Пропитанные запахом пессимизма и разложения, благоухающие старомодной салонной поэзией, застывшие на позициях буржуазно-аристократического эстетизма и упаднического искусства ради искусства, не желающие идти вперед вместе с нашим народом, ее стихи наносят ущерб воспитанию нашего народа. молодежи и недопустимы в советской литературе.
Предоставление Зощенко и Ахматовой активных ролей в журнале, несомненно, внесло элементы идейной неустроенности и дезорганизации среди ленинградских писателей. В журнале стали появляться работы, культивирующие несвойственный советскому человеку дух холопства перед нынешней буржуазной культурой Запада. Начали публиковаться произведения, пронизанные депрессией, пессимизмом, разочарованием в жизни (стихи Садофевой и Комиссаровой в №1 из 1946 и др.). Публикуя эти произведения, редакция усугубила свои ошибки и, более того, понизила идейный уровень журнала.
Терпя проникновение в журнал чуждых по идеологическому настрою произведений, редакция также понизила стандарты художественного качества при публикации литературного материала.
ЦК отмечает, что журнал «Ленинград» режиссирован особенно плохо, так как постоянно предлагал свои страницы пошлым и клеветническим высказываниям Зощенко и бессодержательным и аполитичным стихам Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция журнала «Ленинград» допустила грубые ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом пресмыкающегося холопства перед всем иностранным. Журнал напечатал ряд ошибочных произведений («Событие над Берлином» Варшавского и Отдыха, «На пикете» Слонимского). В поэме Хазина «Возвращение Онегина» под видом литературной пародии сделана клевета на современный Ленинград. В журнале «Ленинград» печатают в основном пресные, низкопробные литературные материалы.
Как могло случиться, что журналы «Звезда» и «Ленинград», издававшиеся в городе-герое Ленинграде, столь известном своими передовыми революционными традициями, городе, который всегда был инкубатором передовых идей и передовой культуры, допустили втягивание в журналы той пресное и аполитичное, чуждое советской литературе?
В чем ошиблись редакции «Звезды» и «Ленинграда»?
Руководители журналов и особенно их главные редакторы товарищи Саянов и Лихарев забыли положение ленинизма, что наши журналы, будь они научными или художественными, не могут быть аполитичными. Они забыли, что наши журналы служат могучим орудием Советского государства в деле воспитания советских людей и особенно молодежи, а потому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя — его политикой. Советская система не выносит воспитания молодежи в духе апатии к советской политике, в духе равнодушия и пустых идей.
Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что это литература, которая не может иметь никаких иных интересов, кроме интересов народа и интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать нашу молодежь, отвечать ее требованиям, воспитать новое поколение энергичным, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякое препятствие.
Поэтому всякая пропаганда пустых идей, аполитичных мыслей, искусства для искусства чужда советской литературе, вредна интересам советского народа и государства и не должна иметь места в наших журналах.
Идеологические недостатки руководящих работников «Звезды» и Ленинграда также привели к тому, что эти рабочие в основу своих отношений с писателями ставили не интересы правильного воспитания советских людей и политическую направленность деятельности писателей, а личные интересы и дружеские отношения. Из-за нежелания портить дружеские отношения критика притуплялась. Из боязни обидеть друзей разрешили печатать заведомо неподходящие произведения. Такого рода либерализм (при котором интересы народа и государства, интересы правильного воспитания нашей молодежи приносятся в жертву личной дружбе) душит критику; более того, оно заставляет писателей переставать совершенствоваться, и, теряя сознание своей ответственности перед народом, перед государством, перед партией, они перестают двигаться вперед.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что редакции журналов «Звезда» и «Ленинград» плохо справились с порученной им работой и допустили серьезные политические ошибки в отношении журналов.
ЦК устанавливает, что Исполком Союза советских писателей и, в частности, его председатель тов. Тихонов не принимали никаких мер по улучшению журналов «Звезда» и «Ленинград». Они не только не вели борьбы против пагубного влияния на советскую литературу Зощенко, Ахматовой и других им подобных несоветских авторов, но даже способствовали проникновению в журналы чуждых советской литературе тенденций и обычаев.
Ленинградский горком КПСС, проглядев чрезвычайно серьезные ошибки журналов, отрекся от руководства журналами и предоставил возможность занимать руководящие посты в журналах таким чуждым советской литературе людям, как Зощенко и Ахматова. Кроме того, зная отношение партии к Зощенко и его творчеству, Ленинградский горком (товарищи Капустин и Широков), не имея на то права, подтвержденного постановлением горкома от 26 июня с. новый состав редакции «Звезды», куда входит даже Зощенко. Точно так же Ленинградский горком допустил грубую политическую ошибку. «Ленинградская правда» допустила ошибку, допустив в номере от 8 июля с. г. презренный хвалебный отзыв Юрия Германа о творениях Зощенко.
Управление пропаганды ЦК КПСС не обеспечивало должного контроля за работой ленинградских журналов.
ЦК КПСС постановляет:
- 1. Обязать редакцию журнала «Звезда», Правление Союза советских писателей и Управление пропаганды ЦК КПСС принять меры к безусловному устранению согласно этим постановлениям ошибок и недостатков журналов, исправить линию журнала и гарантировать высокие идеалы и художественный уровень журнала, прекратив доступ к журналу произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных.
2. Учитывая, что в настоящее время условия для издания двух литературно-художественных журналов в Ленинграде не подходят, прекратить издание журнала «Ленинград», сосредоточив литературные усилия в Ленинграде на журнале «Звезда».
3. В целях упорядочения работы редакции журнала «Звезда» и значительного улучшения журнала иметь при журнале главного редактора и редколлегию. Обеспечить, чтобы старший редактор журнала нес полную ответственность за идейно-политический курс журнала, качество издания и его работы.
4. Утвердить старшим редактором газеты «Звезда» тов. А. М. Еголина с сохранением его в должности заместителя начальника Управления пропаганды ЦК КПСС.
Дополнительные пункты (5-13) из того же указа, напечатанного в газете «Правда» от 21 августа 1946 г.:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/journal.htm.
- 5. Поручить Секретариату ЦК рассмотреть и утвердить структуру редакционного отдела и состав редакции.
6. Отменить как политически ошибочное постановление Ленинградского горкома от 26 июля с.г. о редакции журнала «Звезда». Вынести выговор второму секретарю горкома тов. Я. Ф. Капустина за принятие настоящего указа.
7. Отстранить от работы секретариата по пропаганде и от руководящего Управлением агитпропа Ленинградского горкома тов. И. М. Широкова, отстранив его по распоряжению ЦК КПСС.
8. Передать партийное руководство журналу «Звезда» Ленинградским обкомом. Обязать Ленинградский обком и первого секретаря Ленинградского обкома и горкома тов. Попкова лично принять все необходимые меры по улучшению журнала и усилению идейно-политической работы среди писателей Ленинграда.
9. Объявить выговор тов. Б. М. Лихареву за плохое руководство журналом «Ленинград».
10. Отмечая, что журнал «Звезда» издается небрежно и со значительным опозданием; составлен крайне небрежно (обложка имеет неприглядный вид и месяц выпуска не указан в числовом порядке), обязать редакцию «Звезды» гарантировать своевременный выход журнала и улучшить его внешний вид.
11. Поручить Управлению пропаганды ЦК (т. Александровой) провести в жизнь настоящее постановление.
12. Заслушать в 3 месяца Оргбюро ЦК доклад главного редактора «Звезды» о выполнении постановления ЦК.
13. Направить тов. Жданова в Ленинград для разъяснения действующих постановлений ЦК КПСС.
Несколько замечаний об А.А. Жданов.
Вернуться на страницу Кибер-СССР.
Анна Ахматова — Wiki | Золотой
Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она была свидетельницей смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет — с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией.
Литературное имя — Анна Ахматова
Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного флотского инженера-механика Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери посрамят его фамилию, поэтому в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова.
«Меня назвали Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Мать ее была чингизидка, татарская княгиня Ахматова, фамилию которой, не понимая, что я собираюсь стать русским поэтом, я сделал себе литературным именем. Анна Ахматова
Детство Анны Ахматовой прошло в Царском Селе. Как вспоминала поэтесса, она научилась читать по «Азбуке» Льва Толстого, говорила по-французски, слушая, как учительница занималась со старшими сестрами. Свое первое стихотворение юная поэтесса написала в 11 лет.
Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии «сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда с неохотой». В 1905 году она перешла на домашнее обучение. Семья жила в Евпатории — мать Анны Ахматовой рассталась с мужем и уехала на южный берег лечить обострившийся у детей туберкулез. В последующие годы девушка переехала к родственникам в Киев — там она окончила Фундуклеевскую гимназию, а затем поступила на юридический факультет Высших женских курсов.
В Киеве Анна стала переписываться с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней еще в Царском Селе. В это время поэт находился во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» было напечатано первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев поженились — под Киевом, в селе Никольская Слободка.
Вернувшись в Петербург, Ахматова поступила на Высшие историко-литературные курсы. В начале своего творчества она пошла по пути акмеизма — представляла новое литературное течение, противостоявшее символизму XIX в.век. Ахматова вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и другими поэтами провозгласила культ конкретности, материальности, «вещественности» литературных образов. В этот период она написала много стихов и быстро стала популярной в поэтических кругах. Первую известность поэтессе принесло выступление в литературном кабаре «Бродячая собака».
«Такой судьбы не было еще ни у одного поколения»
В 1912 году вышел в свет первый сборник стихов Ахматовой «Вечер» — литературная петербургская публика приняла его с большим интересом. В том же году поэтесса родила сына Льва Гумилева, будущего ученого.
Перед началом Первой мировой войны Ахматова издала второй сборник стихов — «Четки». Ей казалось, что эта книга любовной лирики может «утонуть» в мировых событиях того времени. Однако в течение следующего десятилетия сборник переиздавался восемь раз.
В 1914 году Николай Гумилев ушел на фронт, а Анна Ахматова много времени провела в Слепневе, имении Гумилевых в Тверской губернии. Здесь она написала большинство стихов, вошедших в следующий сборник — «Белая стая», изданный в 1917.
«Белую стаю» открыло стихотворение «Мы думали: мы бедны…» 1915 года — тогда поэтесса говорила о первых военных потерях:
Мы думали: мы бедны, у нас ничего нет, И как мы стали проигрывать один за другим, Так каждый день стал день памяти, — Они начали сочинять песни О великой щедрости Божией Да, о нашем былом богатстве.
Брак Ахматовой и Гумилёва распался в августе 1918 года. Поэтесса вышла замуж за Владимира Шилейко, востоковеда и поэта, специалиста по Древнему Египту. В 1921 октября Гумилев был арестован, а затем расстрелян — поэта обвинили в причастности к контрреволюционному заговору. Ахматова записала в дневнике: «Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одновременно. Ремизов, Цветаева и Ходасевич уехали за границу, там же были Шаляпин, Михаил Чехов и половина балета.
Год потрясений и потерь стал плодотворным для поэтического творчества Ахматовой. В апреле 1921 года вышел сборник стихов «Подорожник», а в октябре — книга «Anno Domini MCMXXI» (в переводе с латыни — «В лето Господне 1921″).
После развода с Шилейко поэтесса впервые официально получила фамилию Ахматова — ранее в ее документах значились фамилии мужа. В 1922 году Ахматова стала женой искусствоведа Николая Пунина, но их брак
С середины 20-х годов перестали печатать новые стихи Ахматовой, а старые не переиздавались В это время поэтесса начала увлекаться архитектурой старого Петербурга и произведение Пушкина.
Как писала Ахматова, «такой судьбы не было еще ни у одного поколения». В 1930-е годы был арестован Николай Пунин, дважды арестовывался Лев Гумилев. В 1938 году он был приговорен к пяти годам лагерей. О чувствах жен и матерей «врагов народа» — жертв репрессий 1930-х годов — Ахматова позже написала одно из своих известных произведений — автобиографическую поэму «Реквием».
В 1939 году поэтесса была принята в члены Союза советских писателей. Перед войной вышел шестой сборник Ахматовой «Из шести книг». «Отечественная война 1941 нашел меня в Ленинграде», — писала в воспоминаниях поэтесса. Ахматову эвакуировали сначала в Москву, потом в Ташкент — там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам и «жадно ловила новости о Ленинграде, о фронте». Вернуться в Северную столицу поэтесса смогла только в 1944 году.
«Страшный призрак, притворяющийся моим городом, поразил меня настолько, что я описал эту встречу с ним в прозе… Проза всегда казалась мне и тайной, и искушение. Я знал о поэзии все с самого начала — я никогда ничего не знал о прозе. Анна Ахматова
«Декадент» и Нобелевский номинант
В 1946 году вышло специальное Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» за «обеспечение литературная платформа» за «беспринципные, идеологически вредные произведения». Оно касалось двух советских писателей — Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей.
«Зощенко изображает советский строй и советский народ в уродливой карикатурной форме, клеветнически изображая советский народ примитивным, некультурным, глупым, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно-хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. <...> Ахматова — типичный представитель пустой, беспринципной поэзии, чуждой нашему народу. Ее стихи, проникнутые духом пессимизма и декаданса, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетизма и декаданса, «искусства для искусства», не желающего идти в ногу со своим народом , наносят ущерб делу воспитания нашей молодежи и недопустимы. в советской литературе. Выдержка из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
Лев Гумилев, который после отбытия наказания добровольцем ушел на фронт и дошел до Берлина, был вновь арестован и приговорен к десяти годам лагерей. Все годы заключения Ахматова пыталась добиться освобождения сына, но Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956 году.
В 1951 году поэтесса была восстановлена в Союзе писателей. Никогда не имевшая собственного дома, Ахматова в 1955 году получила от Литфонда загородный дом в деревне Комарово.
«Я никогда не переставал писать стихи. Для меня они моя связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я их писал, я жил теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлив, что жил в эти годы и видел события, которым не было равных. Анна Ахматова
В 1962 году поэтесса завершила работу над «Поэмой без героя», которую писала 22 года.
Leave A Comment