Всеволод III Большое Гнездо — биография

Всеволод Юрьевич родился в 1154 году в Дмитрове. Он был сыном великого князя Юрия Долгорукого и «грекыни» (византийской принцессы?).

После смерти отца в 1162 году вместе с матерью и младшим братом Михаилом Всеволод был изгнан из суздальской земли старшим братом Андреем Боголюбским. До 15 лет он воспитывался в Константинополе при дворе византийского императора Мануила I Комнина.

После возвращения на Русь Всеволод помирился с Андреем Боголюбским и вместе с ним и другими князьями участвовал в походе на Киев в марте 1169 года, закончившимся провозглашением брата великим князем Киевским. Андрей Боголюбский покинул Киев, а Всеволод остался там жить вместе с дядей, князем Глебом Георгиевичем, которого великий князь посадил вместо себя наместником. В 1171 году Всеволод Юрьевич принимал участие в усобицах за великокняжеский стол, развернувшихся после смерти дяди.

В 1173 году Всеволод Юрьевич взял власть в Киеве и в течение 5 недель был великим князем Киевским, но вскоре был пленен соперником, смоленским князем Романом Ростиславичем.

Из плена он был выкуплен младшим братом Михаилом Юрьевичем.

В 1174 году, после гибели Андрея Боголюбского в результате заговора бояр, Всеволод Юрьевич договорился с младшим братом Михаилом о разделе «наследства»: помог ему овладеть Владимиром, а сам обосновался в Суздале. В 1175 году, когда Михаил Юрьевич скоропостижно скончался, Всеволод Юрьевич захватил Переславль-Залесский, а после него и Владимир, провозгласив себя в 1177 году великим князем Владимирским.

Захват власти Всеволодом III вызвал новую усобицу: на «владимирский стол» претендовали ростовские князья и черниговский князь Святослав Всеволодович. Добиваясь признания в качестве самого могущественного правителя с самым сильным войском и дружиной, Всеволод III в 1178 году сжег Торжок и взял Волок. Борьба за владимирский престол продолжалась до 1182 года, когда Всеволод III окончательно победил князей-соперников и конфисковал земли и имущество ростовских бояр.

В 1183 году Всеволод III вернулся во Владимир, в 1185 году он участвовал в походе против половцев вместе с северским князем Игорем Святославичем. В 1186-1187 годах провел несколько экспедиций против волжских булгар.

В начале XIII века Всеволод III удачно воевал с новгородцами (1201) и рязанцами, сумев окончательно покорить Рязань (1207). По мере утраты Киевским княжеством былого могущества распространил свою власть на его земли (Киев, Чернигов, Галич, Новгород-Северский), а также земли Смоленска.

Всеволод III Большое Гнездо получил свое прозвание за многодетность. По одним данным, он имел 8, по другим – 10 сыновей и 4 дочерей и стал прародителем 115 родов северорусских князей.

Всеволод III скончался 15 апреля 1212 года во Владимире на Клязьме и был погребен в Успенском соборе. Годы его правления ознаменованы наивысшим расцветом культуры Владимиро-Суздальского княжества. Города украшались новыми замечательными зданиями (в 1185-1189 годах был расширен Успенский собор во Владимире, в 1193-1197 годах был построен Дмитриевский собор, в 1194-1196 годах — Владимирский детинец, в 1192-1195 — Рождественский собор и др.), развивалось летописание и прикладное искусство.

что сделал для Руси – основные события

Князь Всеволод Юрьевич родился в 1154 году в городе Дмитрове. Точная дата рождения неизвестна. Предположительно это октябрь месяц. При крещении мальчику дали второе имя Дмитрий, как было принято на Руси. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо получил своё прозвище за большое количество детей. У него было восемь сыновей и четыре дочери. Всеволод III по праву считается одним из самых выдающихся и знаковых правителей древней Руси.

Он первым заложил основы российского самодержавия, укрепляя единовластие и ограничивая права других князей. В период с 1176-1212 князь Всеволод Большое Гнездо занимает великокняжеский престол города Владимира. Его реформы стимулировали не только развитие и расширение торговли, но и способствовали укреплению военной мощи русского войска.

За годы правления Князь Всеволод III распространил своё влияние почти на всю русскую землю. Все основные события в биографии владимирского князя связаны с объединением разрозненной Руси в единое и мощное государство. Период его деятельности считается расцветом Владимиро-Суздальского княжества.

Родители и предки князя Всеволода

Всеволод Юрьевич, внук Владимира Мономаха, родился в семье князя Юрия Долгорукого от его второй жены. История не сохранила её имени и происхождения. По некоторым данным она звалась Еленой и имела отношение к греческому царскому дому. Отец Всеволода мечтал подчинить себе все русские земли и стать единоличным правителем. В XII веке на Руси сложилось многовластие. Каждый князь был абсолютным владыкой на своих землях.

Следующие сильные княжества претендовали на власть во всех русских землях:

  • Киевское
  • Черниговское
  • Ростово-Суздальское
  • Галицко-Волынское

Особняком стояло Новгородское княжество. Новгородцы не принимали к себе поставленных князей, а сами выбирали воеводу. Такое положение дел ослабляло Русь, делая её доступной для вражеских набегов. Юрий Долгорукий вел постоянную борьбу за киевский престол, считая Киев центром и стольным градом всей Руси.

Его не устраивало княжение в Ростово-Суздальских землях, несмотря на то, что здесь были плодородные земли и проходили важнейшие торговые пути по рекам Волге и Оке. Освоение этих земель начал ещё Ярослав Мудрый. Им был построен город Ярославль, который стал наследным владением его младшего сына. Потом княжество перешло к Владимиру Мономаху, а от него к сыну Юрию Долгорукому.

Князь Юрий скончался в 1157 году, а в 1162 году восьмилетний князь Всеволод был изгнан своим братом Андреем Боголюбским  из пределов Руси вместе с матерью. Вместе с ними в изгнание отправились братья Василько и Мстислав. Семья отправилась в Константинополь, где была с уважением принята императором Мануилом.

Важно: После смерти Юрия Долгорукого, киевский престол унаследовал его старший сын Андрей, а Ростов, Суздаль и Владимир должны были достаться Всеволоду. Андрей отказался принимать киевское княжение и решил остаться во Владимире. Это и послужило причиной изгнания брата.

Борьба за власть

Князь Всеволод Юрьевич

На чужбине юный княжич Всеволод Юрьевич провёл около девяти лет. Это период его жизни мало изучен, поскольку нет подробной информации о том, чем он занимался в Византии. Известно, что при жизни в Византии мальчик вместе с матерью посещал Грецию. В 1169 году произошло примирение между братьями, и Всеволод возвращается во Владимир.

По возвращении, молодой князь выполняет поручения своего старшего брата, а так же принимает участие в походе  Андрея Боголюбского на Киев. Всеволод Юрьевич вместе с Ярополком Ростиславичем занимают киевский престол (где княжили всего один месяц), но смоленские князья захватывают Киев, а Всеволода берут в плен. Из плена его выкупает старший брат Михаил Юрьевич.

30 июня 1174 года, в результате заговора бояр, погибает Андрей Боголюбский. Владимирский престол освободился, но претендентов на него было достаточно. По праву наследования княжить во Владимире должны были младшие братья убитого Андрея – Всеволод и Михаил. Но бояре хотели поставить на княжение племянников Боголюбского, так как они больше отвечали интересам местной знати.

В результате продолжительной борьбы соперники были устранены. Так закончилась история битв за великокняжеский престол Владимира. Война продолжалась с 1174 по 1177 годы и завершилась полной победой Всеволода Юрьевича.

Княжение Всеволода Юрьевича Большое Гнездо

Правление Всеволода Юрьевича было ориентировано на укрепление своего княжества и постепенного подчинения себе всей русской земли. Он сделал для Руси много полезного. Централизованная власть был необходима, так как у русских было много внешних врагов, а разобщённые княжества не могли дать им должный отпор. Всеволод Юрьевич не спешил, понимая, что многие князья будут противиться его воле.

Главное нужно было найти верных соратников. Несмотря на удачные и выигранные сражения, князь вступал в бой только тогда, когда был полностью уверен в успехе. В какой- то степени князь продолжал дело своего старшего брата – Андрея Боголюбского. Всеволод III ограничивал власть бояр, а тех, кто творил беззаконие строго карал. Владимирский воевода понимал, что если народ будет против своего владыки, то он может потерять всё.

Внутренняя политика

Занимаясь укреплением собственной власти, Всеволод Большое Гнездо старался повысить влияние трёх главных центров древней Руси. Это были Владимир, Новгород и Киев. Они занимали главенствующее положение во внешней и внутренней политике. Всеволод III позволил удельным князьям выбирать епископа самостоятельно. В своем княжестве он почти полностью отстранил высокородных бояр от управления, так как слишком часто они организовывали заговоры и не могли считаться опорой власти.

По примеру своего старшего брата князь старался опираться на младших дружинников. Как правило, они происходили из небогатых и не самых знатных родов и за небольшие вольности были готовы отдать жизнь за своего князя. В дальнейшем из них сформировался класс дворян. Кроме укрепления единовластия, Всеволод III строил новые, хорошо укреплённые города. Князь восстанавливает пострадавшие в пожаре церкви в Суздале и Владимире, начинает строительство Рождественского монастыря и укрепляет стены своих городов.

Древняя Тверь

С именем князя Всеволода Юрьевича связано создание следующих городов:

  • Устюг
  • Тверь
  • Унжа
  • Кострома

Интересно: Многие исследователи периода правления Всеволода Юрьевича считают его провокатором. Он умело сталкивал между собой воевод южных княжеств и в разгар битвы вмешивался со своей дружиной и выступал на стороне победителя, укрепляя свою личную власть.

Внешняя политика

Начало княжения Всеволода Юрьевича связано с разгромом знатного ростово-суздальского боярства. Отсутствие в близком окружении людей, которые могли предать интересы Руси, сказалось на внешнеполитической деятельности князя.

Направление внешней политикиРезультат
Строительство оборонительных сооруженийУкрепление защиты страны с юго-востока
Военные действия против Волжской БулгарииСмещение границ Руси за Волгу
Развитие торговых связей с другими странамиЭкономический рост древней Руси
Походы против половцевПобеда над степными ордами

Важную роль сыграл Всеволод Юрьевич в борьбе за Галицко-Волынские земли, которая началась после смерти Ярослава Остомысла в 1187 году.

Князь, после своей смерти, завещал престол своему сыну Олегу, но местная знать и бояре, поставили на княжение Владимира Ярославича. Через какое-то время новый правитель перестал устраивать бояр, и был изгнан. На его место позвали Романа Мстиславича Волынского. Чтобы вернуть галицкий престол Владимир Ярославич просит помощи у венгерского короля Белы III.

Вместо помощи король заключает Владимира в темницу, а на галицкий престол сажает своего сына Андраша. Польский князь Казимир освобождает Владимира и помогает ему вновь занять галицкий престол. Чтобы сохранить власть за собой Владимир обращается к своему дяде Всеволоду Большое Гнездо. Он пообещал обеспечить полную безопасность Галичу, только за это потребовал своего главенства.

Так, к 1190 году, под полным контролем Всеволода большое гнездо оказались следующие княжества:

  • Владимиро-Суздальское
  • Новгородское
  • Рязанское
  • Галицкое

Несмотря на агрессивные методы правления и военные походы, особенно против восточных соседей волжских булгар и мордвы, Всеволод Большое Гнездо на первое место ставил развитие торговых отношений. Он заключает взаимовыгодные союзы с другими княжествами. Опираясь на мощное войско, князь владимирский мог оказывать реальную военную помощь своим союзникам.

Результаты деятельности князя Всеволода

Политические интересы князя Всеволода III базировались на следующих направлениях:

  • Северо-Запад
  • Восток
  • Юго-Запад
  • Юг

На северо-западе самым важным были отношения с Новгородом.  Самостоятельная политика новгородцев всегда вызывала раздражение у Ростово-Суздальских князей. Всеволоду Юрьевичу удалось, на время своего правления, угрозами и обещаниями добиться, если не полного подчинения, то стабильной лояльности. В процессе подчинения Новгорода Всеволоду Большое Гнездо удалось лишить власти бояр и дворянство. Новгородские свободы были ликвидированы. Народное вече, которым так гордились жители города, прекратило своё существование.

Не менее важным для Руси было восточное направление. Когда князь закладывал Нижний Новгород, он вторгся в исконные земли мордовских племён. Они неоднократно пытались захватить крепость, поэтому восточные походы ставили своей целью ослабить влияние мордвы и волжских булгар.

Нижний Новгород в древней Руси

В 1184 годы Всеволод Юрьевич предпринял большой поход на восток. Это позволило расширить границы Руси и нанести сильный удар по булгарам. В 1186 году был совершён военный поход на Каму. Войско князя захватило большую добычу и вынудило булгар перенести свою столицу дальше на восток.

На юге располагалось киевское княжество, которое считалось центром русской земли. Киевские князья верховенствовали на Руси, поэтому практически все удельные князья были готовы сражаться за киевский престол. Всеволод не претендовал на киевское княжение, но старался поддерживать с киевскими воеводами хорошие отношения.

Рязанское княжество много лет враждовало с Владимиром. Борьба шла с переменным успехом, пока князь Всеволод не предпринял решительных действий. Он захватил город, казнил самых ярых своих противников, а остальных князей посадил в острог. Саму Рязань он сжёг. Только после смерти князя рязанская знать была освобождена сыном Всеволода Юрием.

Краткая характеристика достижений князя Всеволода во внешней политике:

  • Подчинение Новгорода
  • Уничтожение рязанской оппозиции
  • Утверждение своего влияния в Киеве
  • Разгром волжских булгар и мордвы
  • Использование дипломатических методов для достижения своих целей

Историки отмечают, что одной из самых прогрессивных реформ князя Всеволода, было решение о самостоятельном выборе епископа в своём княжестве. Раньше епископов назначал киевский митрополит. Теперь же князь Всеволод лично выбирал епископа, а уже потом отправлял его в Киев для утверждения и возведения в сан.

Решение о церковной самостоятельности вызвало конфликт с киевским митрополитом Никифором, который завершился победой князя. Самостоятельный выбор церковных иерархов свидетельствовал о желании князя сосредоточить всю власть в своих руках и ограничить влияние церкви.

Личность Всеволода Большое Гнездо многогранна и противоречива. С одной стороны он заботится о своём народе, знает его нужды и чаяния. Во время его правления в городах заметно вырос уровень жизни, а сам воевода пользуется уважением. С другой стороны это авторитарный, амбициозный и властный политик, который любой ценой готов добиваться единовластия.

Личная жизнь Всеволода Юрьевича Большое Гнездо

Великий князь владимирский Всеволод Юрьевич был женат дважды. Первая супруга, Мария Шварнова, родила ему двенадцать детей – восемь мальчиков и четыре девочки. Такое большое количество наследников стало причиной прозвища князя – Всеволод Большое Гнездо.

Происхождение Марии точно неизвестно. По одним данным она была из осетинского племени, другие исследователи пишут о её чешских корнях. После рождения последнего сына Мария заболела, приняла монашество и скончалась в монастыре, который был построен по её повелению.

Мария жена Всеволода большое гнездо

После смерти Марии Всеволод женился вторично. Его избранницей стала Любава, дочь витебского князя. Нет никаких данных о том сколько детей рождено в этом браке и были ли они вообще. Сыновья князя Всеволода получили княжеские престолы во многих крупных городах. Для укрепления своей власти и Руси в целом, князь организовывал династические браки своих детей с отпрысками других князей:

  • Дочь Всеслава с сыном черниговского князя
  • Дочь Верхуслава с сыном киевского князя
  • Сын Константин с дочерью смоленского князя
  • Сын Ярослав с дочерью половецкого хана
  • Сын Юрий с дочерью киевского князя

По данным историков Всеволод Большое Гнездо стал основателем не менее ста пятнадцати знатных российских родов.

Смерть Всеволода

В отличие от многих других князей, Всеволод Большое Гнездо погиб не на поле брани и не от ран, а тихо скончался у себя дома утром 15 апреля 1212 года. С его смертью закончился «Золотой век» владимирского княжества. Его сыновья нарушили заветы матери и отца и начали в битвах делить власть и сражаться за княжеские престолы. Всеволод Юрьевич похоронен в княжеской усыпальнице Успенского собора города Владимира.

Литература:

  • Кучкин В.А. «Всеволод Юрьевич Большое Гнездо»
  • Лимонов Ю.А. «Владимиро-Суздальская Русь»

Всеволод III | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено

(1154–1212), Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо», последний великий князь владимирский на Клязьме, правивший всей Суздальей, включая Ростов и Суздаль.

В 1169 году Всеволод, сын Юрия Владимировича «Долгорукого», участвовал в разграблении Киева, организованном его старшим братом Андреем «Боголюбским». Четыре года спустя он недолго правил Киевом в качестве поручика Андрея. После того, как его бояре убили Андрея в 1174 году, его родственники боролись за владимирский престол; в 1176 г. победил Всеволод. Он принял политику централизации Андрея и подавил всякую оппозицию со стороны соседних муромских и рязанских князей. Он разорял половецкие стойбища на Дону и вел войну с волжско-камскими булгарами и племенами мордвы, чтобы обезопасить торговый путь от Черного моря. Он увеличил свои владения, укрепив оборону на средней Волге, построив форпосты на Северной Двине, захватив города у Новгорода и присвоив его земли по Верхней Волге. Однако ему не удалось взять под свой контроль сам Новгород.

Около 1199 г., когда Всеволод заручился клятвой верности от Ростиславичей Смоленских и Мстиславичей Владимирских Волынских, они признали его старшим князем в династии Мономахов. Черниговские Ольговичи, со своей стороны, признали его военное превосходство и заключили с ним брачные союзы. Таким образом, Всеволод утвердил свое первенство над южными династиями и великим князем киевским. Однако перед смертью он разделил свои владения между всеми своими сыновьями и назначил второго старшего Юрия своим преемником. Эти действия ослабили власть владимирского князя. Всеволод умер 13 апреля 1212 года.

См. также: боярин; великий князь; новгород великий; половцы; юрий владимирович

Феннелл, Джон. (1983). Кризис средневековой России, 1200–1304 гг. Лондон: Лонгман.

Мартин Димник

Энциклопедия истории России

Подробнее Материал с encyclopedia.com

Иван II (1326–1359), князь московский и великий князь владимирский. В 1340-х годах Литва вторглась в западную Россию и бросила вызов Золотой Орде за… чили), чилли, дили, дилли, кобылки, фрилли, гилли, гилли, гилли, холми, лилли, лилии, лилии, сосочки, филли, пикадилли, пиккалилли, глупо, скилли, тилли, Тилли, волей, волей-неволей • , Дили •Билли, билли, Чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, джилли, Джилли, холмистая, Лилли, лилия , Лили, сосочки, Фил… Ридли , Ридли •Билли, билли, Чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, Джилли, холмистая, Лилли, лилия, Лили, сосочки, Фи … Шипли, Шипли •Билли, билли, Чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, Джилли, холмистая, Лилли, лили, Лили, сосочки, Ф… Пикадилли, Пикадилли •Билли , билли, чили, перец чили (американский перец чили), чили, Дили, дилли, кобылка, фрилли, гилли, гилли, гилли, холмистая, Лилли, лилия, лили, сосочки,… Принц Уэльский Чарльз , Ch Арль, принц Уэльский Чарльз, принц Уэльский и наследник британского престола, был, пожалуй, самым фотографируемым человеком, о котором писали больше всего…

About this article

Updated About encyclopedia. com content Print Article

You Might Also Like
NEARBY TERMS

Vsevolod I

VSD

VSCC

VSC

vsby

VSB

vs

VS

Вритти

Вритра

Вриндаван

Ври

Вругт, Йоханна Петронелла (1905–1960)

3 Вритра

0003

Vroons, Frans (actually,Franciscus)

Vroom, Victor H.

vroom

Vronsky, Vitya (1909—)

Vronsky, Vitya (1909–1992)

Vronsky, Vitya

Vroman, Leo

Vroman, Akiva

VRO

Vṛndāvana

VRN

Vsevolod III

VSG

VSI

VSL

VSM

VSO

VSOP

VSP

VSR

VST

VSV

VSW

VSWR

VT

VT.

VTC

VTE

VTECH Holdings Ltd.

VTE

VTE

VTE

VTELSL3 VTE

VTE

VTE

VTE

VTELSL3 VTE

VTE

VTELINS

VTELSL3 VTE

VTELING3 VTE

VTELING3 VTE

VTELING3 VTE

VTELING3 VTE

VTE.

ВТМоВ

ВТО

ВТОХЛ

Жития всех святых, память 14 марта



Преподобный Бенедикт Нурсийский

Святой Бенедикт, основатель западного монашества, родился в итальянском городе Нурсия в 480 году. Когда ему было четырнадцать лет, родители отправили святого в Рим на учебу. Обеспокоенный безнравственностью вокруг него, он решил посвятить себя другой жизни.

Сначала святой Венедикт поселился возле храма святого апостола Петра в селе Еффедум, но известие о его подвижнической жизни заставило его уйти дальше в горы. Там он встретил отшельника Романа, который постриг его в монашество и направил жить в отдаленную пещеру в Субиако. Время от времени отшельник приносил ему еду.

Три года святой вел суровую борьбу с искушениями и побеждал их. Вскоре к нему стали собираться люди, жаждущие жить под его руководством. Число учеников настолько возросло, что святитель разделил их на двенадцать общин. Каждая община состояла из двенадцати монахов и представляла собой отдельный скит. В каждый скит святитель дал игумена из числа своих опытных учеников, а для наставления у святого Венедикта остались только послушники.

Строгий монашеский устав, установленный святым Бенедиктом для монахов, не всеми был принят, и не раз подвергался критике и оскорблениям со стороны раскольников.

В конце концов он поселился в Кампанье и на горе Кассино основал монастырь Монте-Кассино, который долгое время был центром богословского образования Западной церкви. В монастыре была замечательная библиотека. Святой Венедикт написал свое Правило, исходя из опыта жизни восточных пустынников и заветов святого Иоанна Кассиана Римлянина (память 29 февраля).

Правило святого Бенедикта доминировало в западном монашестве на протяжении столетий (к 1595 году оно вышло более чем в 100 изданиях). Правило предписывало отказ от личных владений, а также безусловное повиновение и постоянную работу. Обязанностью старших монахов считалось учить младших и копировать древние рукописи. Это помогло сохранить многие памятные письмена первых веков христианства.

Каждый новый монах должен был год пожить послушником, изучить монашеский устав и привыкнуть к монашеской жизни. Каждое дело требовало благословения. Настоятелем этого общежительного монастыря является игумен. Он различает, учит и объясняет. Игумен спрашивает совета у старшей, опытной братии, но окончательное решение принимает он. Соблюдение монашеского устава было строго обязательным для всех и рассматривалось как важный шаг на пути к совершенству.

Святой Венедикт получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Он исцелил многих по своим молитвам. Преподобный предсказал день своей кончины в 547 году. Главным источником его Жития является второе «Диалог» святителя Григория.

Сестра святого Бенедикта, святая Схоластика (память 10 февраля), также прославилась строгой подвижнической жизнью и была причислена к лику святых.


Святитель Феогност, митрополит Киевский и всея Руси

Святой Феогност Грек сменил святого Петра (память 25 августа и 21 декабря) на посту митрополита Московского и всея Руси, занимая эту должность с 1327 по 1353 год. Именно под его влиянием великий князь Симеон посылал деньги византийскому императору Иоанну Кантакузину на ремонт Большой церкви Святой Софии.


Благоверный великий князь Ростислав-Михаил, князь Киевский

Святой Ростислав-Михаил, великий князь Киевский, был сыном великого князя Киевского святого Мстислава Великого (память 14 июня) и братом святого князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября). Он был одним из великих гражданских и церковных деятелей середины двенадцатого века.

С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, а также Смоленского княжества и Смоленской епархии.

До двенадцатого века Смоленская земля входила в состав Киевского царства. Начало ее политического обособления приходится на 1125 год, когда святой князь Мстислав Великий передал Смоленск своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу) в удел от своего отца, великого киевского князя Владимира Мономаха. Благодаря трудам и стараниям святителя Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более сорока лет, расширилось и застроилось городами и селами, украсилось церквями и монастырями и стало влиятельным в русских делах.

Святой Ростислав основал города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он был родоначальником Смоленской княжеской династии.

В 1136 году святому Ростиславу удалось учредить отдельную Смоленскую епархию. Ее первым епископом был Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом. Князь Ростислав издал указ в городе Смоленске, уверяя епископа Мануила, что обеспечит его всем необходимым. 30 сентября 1150 года святитель Ростислав также уступил Смоленской епархии Соборную гору на Смоленске, где стоял Успенский собор и другие епархиальные постройки.

Современники высоко оценивали строительство церкви князя Ростислава. Даже источники, склонные больше ничего о нем не сообщать, отмечают, что «этот князь построил церковь Богородицы на Смоленске». Успенский собор, первоначально построенный его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году был перестроен и расширен при князе Ростиславе. Восстановленный собор был освящен епископом Мануилом в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1150 года. Князь Ростислав был «церковным строителем» в гораздо более широком смысле: он наделил Смоленскую Успенскую церковь Божией Матери и преобразовал из городского собора в церковный центр обширной Смоленской епархии.

Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисо-Глебского монастыря, заложенного на месте убиения святого князя Глеба (память 5 сентября). Позже его сын Давид, возможно, исполняя волю отца, перенес старые деревянные гробы святых Бориса и Глеба из киевского Вышгорода в Смядынь.

В пятидесятые годы XII века святой Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, в которой участвовали представители двух сильнейших княжеских родов: Ольговичей и Мономаховичей.

Со стороны Мономаховичей основным претендентом на великий князь был дядя Ростислава, Юрий Долгорукий. Ростислав, как князь Смоленский, был одним из самых могущественных правителей Русской земли и имел решающий голос в военных и дипломатических переговорах.

Для всех участников спора Ростислав был и опасным противником, и желанным союзником, и находился в центре событий. Это имело провиденциальное значение, так как святитель Ростислав отличался мудростью в гражданской сфере, строгим чувством справедливости и безоговорочным послушанием старцам, глубоким уважением к Церкви и ее иерархии. В течение нескольких поколений он был носителем «Русской правды» («Русской правды») и русского приличия.

После смерти брата Изяслава (13 ноября 1154 г.) святой Ростислав стал великим князем киевским, но правил Киевом одновременно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего Ростислав вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжество другому своему дяде, Юрию Долгорукому, и сам удалился от кровопролития княжеских споров. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 г. и оставался великим князем до самой смерти (+ 1167 г.). Не раз ему приходилось с мечом в руке защищать отцовское наследство.

Годы правления святителя Ростислава пришлись на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, благоволил к митрополиту ученого русского монаха Климента Смолятича и хотел, чтобы он был поставлен митрополитом собором русских епископов, не ища обычного одобрения со стороны Патриарх Константинопольский. Это произошло в 1147 году.

Русская иерархия в основном поддерживала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Константинополя, но несколько архиереев во главе со святителем Нифонтом Новгородским (память 8 апреля) не признавали автокефалии Русской митрополии и избегали общения с ней, имея преобразовали свои епархии в самостоятельные церковные округа до решения этого вопроса. Такого же курса придерживался и епископ Смоленский Мануил. Святитель Ростислав понимал опасность, которая скрывалась за идеей русской автокефалии для этих времен, грозивших распадом Руси. Постоянная борьба за Киев между князьями могла также привести к такой же борьбе за Киевский престол между многочисленными претендентами, выдвинутыми той или иной княжеской группировкой.

Предчувствия Святого Ростислава полностью оправдались. Юрий Долгорукий, оставшийся верным Константинополю, занял Киев в 1154 году. Он немедленно изгнал митрополита Климента и ходатайствовал перед Константинополем о новом митрополите. Это должен был быть святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь только в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+ 15 мая 1157). Через полгода, когда 22 декабря 1157 года в город вошел племянник святого Ростислава Мстислав Изяславич, святой Константин был вынужден бежать из Киева, а митрополитом вернулся низложенный Климент Смолятич. Потом на Руси началось время беспорядка, ибо было два митрополита.

Все священноначалие и духовенство попали под интердикт: греческий митрополит отстранил русских сторонников Климента, а Климент отстранил всех сторонников Константина. Чтобы прекратить скандал, святители Ростислав и Мстислав решили сместить обоих митрополитов и ходатайствовать перед Константинопольским Патриархом о назначении нового архипастыря на Русскую митрополичью кафедру.

Но этим компромиссом дело не кончилось. Прибыв в Киев осенью 1161 года, митрополит Феодор скончался весной следующего года. По примеру святителя Андрея Боголюбского (память 4 июля), поддержавшего на митрополит своего собрата-подвижника епископа Феодора, святитель Ростислав выдвинул своего кандидата, которым оказался многострадальный Климент Смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, свидетельствует о влиянии Киево-Печерского монастыря и, в частности, архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, продолжавший Печерские традиции (в 1165 году он стал настоятелем монастыря), был лично очень близок со святителем Ростиславом.

Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать игумена и двенадцать монахов к своему столу в субботы и воскресенья Великого поста и сам служил им. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в монастыре святых Антония и Феодосия и даже велел построить для него келью.

Иноки Печерские, имевшие огромное духовное влияние в Древней Руси, побуждали князя задуматься о самостоятельности Русской Церкви. Более того, в те годы на Руси возникло подозрение в православии епископов, происходивших из среды греков, из-за пресловутого «спора о постах» («леонтийской ереси»). Благочестивое намерение святителя Ростислава получить благословение Константинопольского Патриарха для митрополита Климента не увенчалось успехом. Греки считали назначение митрополита на Киевскую кафедру одной из важнейших своих прерогатив. Это служило не только церковным, но и политическим интересам Византийской империи.

В 1165 году в Киев прибыл новый греческий митрополит Иоанн IV, и святой Ростислав принял его из смирения и церковного послушания. Новый митрополит, как и его предшественник, управлял Русской Церковью менее года (+ 1166). Киевский престол снова остался вакантным, а великий князь лишился отеческого совета и духовной мудрости митрополита. Единственным его духовным утешением были игумен Поликарп и святые старцы Киево-Печерского монастыря и основанного при его отце Феодоровского монастыря в Киеве.

Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав заболел. Когда он добрался до Смоленска, где князем был его сын Роман, родственники уговорили его остаться в Смоленске. Но великий князь приказал взять его в Киев. «Если я умру в пути, — заявил он, — положи меня в отцовский монастырь святого Феодора. Если Бог исцелит меня, то молитвами Пречистой Матери и святого Феодосия постригусь в Печерской обители».

Бог не исполнил последнее желание святого Ростислава окончить жизнь монахом святой обители. Святой князь скончался по дороге в Киев 14 марта 1167 года. (В других исторических источниках год указан как 1168). Его тело, согласно его последней воле, было доставлено в Киевский Феодосиев монастырь.


Святой Евшемон Исповедник, епископ Лампсакский

Святитель Евшемон Исповедник, епископ Лампсакийский, жил в Малой Азии на побережье Дарданелльского полуострова и был известен своей добродетельной и подвижнической жизнью. Пострадал за святые иконы при императоре-иконоборце Феофиле (829-842) и, попав в темницу, был сослан в ссылку и скончался.


Икона Божией Матери Святой Феодор

Икона Божией Матери «Святитель Феодор-Костромская» написана евангелистом Лукой и очень похожа на Владимирскую икону Божией Матери.

Свое имя икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, а в Святом Крещении наречена Феодором в честь святого Феодора Стратилата (Стратилата). По преданию, икона была обретена старшим братом его, святителем Георгием (память 4 февраля), в старой деревянной часовне близ города Городца. Позже на этом месте был построен Свято-Феодоро-Костромской мужской монастырь. Князь Ярослав (Феодор) стал великим князем Владимирским после того, как его брат святой Георгий погиб в битве с монголами на реке Сить. В 1238 году он торжественно перенес мощи своего брата из Ростова в Успенский собор во Владимире. Икону, унаследованную им от брата, Ярослав (Феодор) передал своему сыну, святому Александру Невскому, который в том же году женился на княжне Полоцкой Брячиславе.

Князь Ярослав (Феодор) известен в русской истории. Он продолжил славные традиции своего дяди святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца своего Всеволода III Большое Гнездо; и он был связан почти со всеми значительными событиями в истории Руси первой половины XIII века. Земля была сожжена и опустошена монголами в 1237-1238 гг. Он поднял его из пепла, отстроив и украсив города, монастыри и церкви. Он также восстановил города Кашин, Углич, Ярославль, Кострому и Городец на Волге.

Князь Ярослав (Феодор) основал церковь святого Феодора Стратилата в Костроме и монастырь святого Феодора близ Городца в честь своего святого покровителя. В течение восьми лет он правил как великий князь, но ему пришлось вести страну по сложнейшему пути, сохраняя военно-политический баланс с Золотой Ордой на востоке и активно противодействуя католической Европе на западе. Его ближайшим сподвижником был сын, святой Александр Невский, который также продолжил политику отца.

Специально для иконы Святителя Феодора-Костромского в Костроме построен Успенский собор с приделом во имя Святителя Феодора Стратилата.

Однажды, когда татары подошли к Костроме, навстречу им вышло русское ополчение, унеся с собой Святую икону Божией Матери. Когда войска встали лицом друг к другу, между ними промчался неизвестный всадник. Его малиновый плащ развевался на ветру, а позолоченный щит сиял, как солнце. Русские узнали святого великомученика Феодора Стратилата, но татары, объятые ужасом, бежали с поля боя. Так была спасена Кострома.

Другая версия этого события гласит, что когда хан Золотой Орды Батой подошел к городу Городцу, его жители не успели взять с собой свою драгоценную Икону. В 1239 году костромчане видели, как икону проносил через город светящийся образ. воин, которого они приняли за святого Феодора Стратилата.

Чудотворная икона Божией Матери «Святитель Феодор-Костромская» всегда находилась при святом Александре Невском, и он молился перед ней. После кончины святого Александра 14 ноября 1263 года в монастыре, основанном его отцом, икона была взята его младшим братом Василием в память о нем.

Василий Ярославич был младшим (восьмым) сыном Ярослава Севолодовича. В 1246 году, после смерти князя Ярослава (который был отравлен в Каракоруме, столице Монголии), Василий стал князем Костромского удела, наименее важного из владений своего отца, когда ему было всего пять лет. В 1272 году , Василий стал великим князем Владимирским.

Четыре года его великокняжества (1272-1276) были наполнены братоубийственными распрями. Несколько лет Василий вел войну против Новгорода со своим непокорным племянником Деметрием. Однако, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более безопасным на случай дальнейших вспышек междоусобиц.

Довелось ему и защищать Русь от иноземных врагов. В 1272 году, во время очередного татарского нашествия, русское войско выступило из Костромы, чтобы сразиться с ними. По примеру своего деда, святого Андрея Боголюбского (возившего с собой в военные походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери), князь Василий пошел в бой с чудотворной святой Феодором-Костромской иконой. Яркие лучи исходили от святого образа и палили врага. Татары были разбиты и изгнаны из земли Руси.

В летописях записано, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической кончины епископа Владимирского Митрофана при осаде Владимира татарами 4 февраля 1238 года Владимирская епархия долгие годы оставалась вдовой. Это огорчило князя Василия. При его участии состоялся большой Церковный Собор во Владимире в 1274 г. Главной причиной этого была епископская хиротония преподобного Серапиона (+ 12 июля 1275 г.) во епископа Владимирского, избранного из игуменов Печерского монастыря.

Митрополит Кирилл III († 1282 г.) председательствовал на Соборе русских иерархов. Содержание соборных актов было очень широким — это был первый Собор в Русской Церкви после монгольского нашествия. Накопилось много проблем и неурядиц в церковной жизни. Русская Церковь только оправлялась от постигшей ее катастрофы. Одной из главных его задач было восстановление русской церковной литературы – восстановление традиций, возрождение древнерусского «княжеского строя». Без книг спасительная деятельность Церкви была бы почти невозможна, потому что книги нужны были для богослужений, для проповеди, для келейного устава монахов и для того, чтобы верующие могли читать их дома. Усилиями митрополита Кирилла, русских иерархов и монастырских книжников эта важнейшая для последующего христианского просвещения России задача была успешно решена. Собор утвердил новую редакцию Кормеля, каноническую основу православной церковной жизни.

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь. Большинство важных событий в его жизни произошло по благословению святой Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме, там же и нашел свое последнее пристанище. С тех пор Святая икона хранится в костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Возобновление интереса к иконе Божией Матери «Святитель Феодор-Костромская» и распространение ее почитания на всю Россию связано с событиями начала XVII века, конца Смутного времени. В 1613 году чудотворная икона святого Феодора в Костромской собор была принесена, когда новым царем стал Михаил Романов.

Эта чудотворная икона связана с избранием на царство Михаила Романова. В те знаменательные дни, когда в Ипатьевском монастыре под Костромой собрался Всероссийский собор для избрания царя, Михаил укрылся там. Было отправлено посольство, умоляющее его принять. Посланники привезли с собой из Москвы Владимирскую икону Божией Матери, а из Костромы привезли преподобного Феодора – Костромскую икону Божией Матери.

Они пришли к матери юного Михаила, монахине Марфе (+ 1645), и попросили ее уговорить сына принять престол. Мать сначала отказывалась, говоря, что Майкл слишком молод. Тогда архиепископ Рязанский взял в руки Свято-Феодоровскую икону Божией Матери и обратился к Марфе и Михаилу с такими словами: «Почему эти иконы Пресвятой Богородицы шли с нами в такой дальний путь? повинуйся нам, то ради Богородицы преклонись перед Ее милостью и не прогневай Господа Бога».

Старейшина Марта не могла пойти против таких слов. Она пала на колени перед иконой святого Феодора и сказала: «Да будет воля Твоя, Государыня. В руки Твои предаю сына моего. » Таким образом, икона святителя Феодора-Костромская избрала первого Романовского царя.

В память об этом историческом событии 14 марта установлен ежегодный праздник Святителя Феодора-Костромской иконы Божией Матери.

С иконы Святителя Феодора-Костромского было сделано множество списков, один из первых был заказан и привезен в Москву матерью царя Михаила, инокиней Марфой. Со второй половины XVII века различные списки с иконы святителя Феодора дополнялись сценами по краям, изображающими события из истории чудотворной иконы.

В 1670 году иеродиакон Костромско-Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Слово о явлениях и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме». Не вся информация, содержащаяся в его статье, совпадает с предыдущей, но иногда память человека имеет свою хронологию, свои законы.

Икона «Святитель Феодор-Костромской» двусторонняя. На оборотной стороне икона святой великомученицы Параскевы (память 26 июля), изображенной в пышном одеянии княгини. Считается, что образ святой Параскевы на обороте иконы связан с женой святого Александра Невского. Оригинал иконы хранится в Богоявленско-Анастасиинском женском монастыре в Костроме.

В Царском Селе построен «Государь Феодоровский собор» (1909–1912) в память явления Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и нижний пещерный храм в честь преподобного Серафима Саровского. По приказу царя Николая II работы по строительству этой церкви велись с особым уважением к древнерусскому искусству. Этот храм построен по образцу московского Благовещенского собора в его старинном виде, и все убранство в храме выполнено в древнерусском стиле. В верхнем храме иконы и утварь были новые, но вылеплены по древним образцам; в пещерной церкви преподобного Серафима Саровского хранились подлинные старинные иконы и утварь. Это имело большое социальное и воспитательное значение и свидетельствовало об особом покровительстве царя Николая II древнерусской архитектуре и иконописи.