интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс | План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:

Арского муниципального района Республики Татарстан

Валиева Гульнара Рафкатовна

Учитель начальных классов

3 класс.

Тема. «Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие  растений.»

Цели: развивать умение проверять слова с одной и двумя безударными гласными; продолжить знакомство с разнообразными растениями и их  ролью в жизни человека; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: магнитофон и  аудиокассета « Шум леса»; экран, пленка с текстом, рисунки с изображениями растений, воробья; перфокарты; гербарий; толковые словари;

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

На доске:       Тема: Проверка безударных гласных в  корне слов.

                                      Разнообразие растений.

                               Цели: Проверим.         Подумаем.           Составим.

                                            Повторим.         Сохраним.            Расскажем.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок: и русского языка и природоведения.(учитель зачитывает тему и цели урока, записанные на доске и начинает беседу на фоне тихой музыки,которая передаёт звуки леса, пение птиц, журчание ручья)

— Растения мы встречаем повсюду. Есть такое выражение: « Зеленая одежда Земли- это растения». И этот наряд делает нашу планету удивительно красивой. Растения – наши кормильцы. мудрые воспитатели, это пища и дом, тепло и лекарства.

3. Чистописание

На доске: лллл  лесник, лес, лесной, лесок.

Учитель. Что можно сказать об этих словах? Какие они?

Ученики. Родственные ,однокоренные.

У. Докажите это. Определите корень и назовите проверочное слово.

Д. Корень-лес. Проверочное слово- лес. Так как гласная ударная.

( дети записывают буквы и слова в тетрадях, выделяют корень)-

Словарная работа.

У. Запишите в тетрадях отгадки. ( Учитель загадывает детям загадки. Дети самостоятельно записывают отгадки в тетрадях. Один ученик –на закрытой части доски)

1) Этот овощ итальянцы назвали « золотым яблоком»

2) Огородное растение с крупными семенами круглой формы.

3) Этот овощ был завезён из Южной Америки, он растет в земле. Его клубни похожи на гриб трюфель.

4) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Люди за косу брали, из земли вырывали.

5) Название этого овоща произошло от латинского слова « капут» , то есть «голова».

( на доске слова для самопроверки-помидор, горох, картофель, морковь. капуста)

-Какое культурное травянистое растение называют хлебным ?( пшеницу)

( учитель показывает гербарий и рисунок с изображением полей пшеницы)

У. Из зерен этого растения получают муку, манную крупу. Это самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Самые распространенные виды пшеницы-твердая и мягкая. Твердая- ценный сорт, но такая пшеница боится морозов, поэтому её выращивают в странах с теплым климатом. А мягкая пшеница более выносимая и быстрее созревает. Пшеницу выращивают во всех странах мира.

На доске:  Пшеница.

— Сколько слогов в этом слове? ( три слога)

-Назовите ударный слог и опасное место в слове. (дети называют)

-Подберем слова, которые помогут нам запомнить гласную букву е.

(после подбора детьми слов на доске появляется таблица)

Пшеница

             Хлеб                                               Пекарь                           Зёрна

-Запишем с комментированием предложение.

На доске: Скоро   на полях зазеленеет пшеница.

-Ребята, пшеница бывает ещё яровой и озимой.

На доске:      Яровая                        Озимая

-Вам известны эти слова?   Давайте загляним в толковый словарь.(дети находят слова и объясняют их значение)

Работа по теме урока.

-Как проверить безударные гласные в корне?( дети отвечают)

Запишем несколько словосочетаний, в которых будут встречаться орфограммы. Но сначала вспомним алгоритм действий.

На доске: Слушаем. Проверяем. Пишем. Подчеркиваем.

Молодые березки, кленовый лист, сосновая шишка, тяжелые колосья, лесные цветы, сладкие ягоды, морская капуста.

-Вспомните, на какие группы делятся растения?

— Растения делятся на две группы: низшие и высшие. К низшим мы относим водоросли, например морскую капусту, которую мы употребляем в пищу и которая очень полезна.

-Приведите примеры высших растений.

— К высшим растениям относятся мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.(учитель показывает гербарий и предметные рисунки)

-Назовите травянистые растения, которые мы выращиваем в огороде и в теплице. ( дети называют известные им растения и рассматривают гербарий)

-Ребята, чем лиственные растения отличаются от хвойных?

-Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает хвою.(лиственница), учитель показывает гербарий и рисунки. Заранее подготовленный ученик рассказывает.

Ученик. Лиственница- королева наших лесов. Это вечнозеленое дерево. Осенью оно начинает желтеть и к зиме сбрасывает хвоинки, поэтому и названо так. Древесина дерева прочная и крепкая, почти не гниет, а со временем становится тверже и даже каменеет. Она и в воде разрушается медленно. Внутренние перекрытия Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже 500 лет. Мастера изготавливают из лиственницы посуду.

-Составьте предложения из слов, записанных на доске и объчсните написание пропущенных букв.

1) …сина, серая, др…ж…т;

2) з…леные, ёлки, к…лючие, выгнули, св…и, ветки;

3) в…рш…ны,развесили, с…сны, иглистые;

( дети выполняют задание)

Физкульминутка

Самостоятельная работа.

( каждый ученик получает перфокарту, на которой записаны слова с пропущенными безударными гласными, и вставляют в пробелы буквы)

Перфокарта в виде листочка.

З…ЛЁНЫЙ

Н…ЧНОЙ

С…СНА

М…РСКОЙ

ЦВ…ТНОЙ

— Составьте предложения со словами, указанными на карточке. Два предложения запишите в тетрадь.

-Перфокарта у нас волшебная, так как с другой её стороны находится  рисунок или фотография растений, которые занесены в Красную книгу.

Переверните карточки.

-Что это за растения?

-Что вы о них знаете?

-Растения важны для человека, поэтому их надо беречь и охранять!

Береза защищает от шума, тополь-от пыли, а кедр и сосна – борцы с микробами. Но есть и травянистые растения, которые являются «докторами» Это брусника, багульник. Они растут на Севере.

Итог урока

-Ребята, вам пришло письмо от воробышка. ( на доске- рисунок воробья с конвертом)

-Прочитайте письмо. Исправьте ошибки.

У нас всаду растут диревья. Витя взял ножык и стал выризать сваё имя накаре. Помогите нам!

                                                  ВАРАБЕЙ.          

Дети исправляют ошибки, объясняя соответствующие правила, записывают текст без ошибок.

-Как помочь воробью? ( выслушиваются ответы детей)

-Растения-наши друзья. Давайте будем беречь и охранять их царство!     

Слова с нулевым окончанием (100 примеров)

Приведем при­ме­ры слов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи, с нуле­вым окон­ча­ни­ем.

Как найти нулевое окончание?

На пер­вый взгляд, у неко­то­рых слов нет окон­ча­ния. В таком слу­чае сле­ду­ет про­ве­рить это, изме­нив их по паде­жам, чис­лам, родам, напри­мер:

  • поми­дор — лом­тик чего? поми­дора, лаком­люсь чем? поми­дором, про­чи­таю о чём? о поми­доре,
  • кра­сив — бере­за кра­сива, лицо кра­сиво, цве­ты кра­сивы.

Значит, в первую оче­редь, выяс­ня­ем, изме­ня­ет­ся ли сло­во. Нулевое окон­ча­ние обя­за­тель­но про­явит себя в дру­гих его фор­мах.

Узнаем о том, что такое нуле­вое окон­ча­ние и как его опре­де­лить в сло­ве.

Нулевое окон­ча­ние име­ют сло­ва мно­гих частей речи и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Рассмотрим это окончание-«невидимку» более подроб­но с при­ме­ра­ми.

Примеры слов с нулевым окончанием

Существительные с нулевым окончанием

У суще­стви­тель­ных нуле­вое окон­ча­ние име­ют сло­ва муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния:

  • при­бой
  • соля­рий
  • гер­ба­рий
  • грач
  • неуч
  • овощ
  • кре­пыш
  • грош
  • най­дё­ныш
  • шарж
  • мон­таж
  • пляж
  • пароль
  • табель
  • тюль ,

жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния:

  • брешь
  • гуашь
  • пустошь
  • блажь
  • ложь
  • течь
  • пол­ночь
  • щёлочь
  • помощь
  • вещь ,

1 -2 скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа (оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные) мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • ряд (чего?) дач ,
  • мно­го луж ,
  • уве­сти с паст­бищ ,
  • ниже туч ,
  • пара галош ,
  • мимо кла­виш ,
  • несколь­ко депеш ,
  • пять учи­лищ ,
  • боль­шин­ство пле­мён ,

а так­же

вижу (кого?) чудо­вищ , стра­ши­лищ , маль­чи­шек , рыбе­шек , белок , вол­чат .

Прилагательные с нулевым окончанием

Краткая фор­ма каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных муж­ско­го рода:

  • лес дре­муч ,
  • напи­ток шипуч ,
  • царе­вич при­гож ,
  • денёк погож ,
  • лан­дыш пахуч ,
  • бен­зин горюч ,
  • дуб могуч ,
  • мороз трес­куч ,
  • чело­век весел ,
  • ста­рик раз­го­вор­чив ,

при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные муж­ско­го рода:

  • дедов совет,
  • Иванов дом,
  • рыбачий посе­лок,
  • заячий след,,соболий_ мех,
  • импе­ра­трицын трон,
  • яще­рицын хвост,,
  • сестрин пла­ток,
  • Ильин день,
  • Наташин теле­фон,

Глаголы с нулевым окончанием

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни или услов­но­го накло­не­ния муж­ско­го рода:

  • он пел ,
  • он тан­це­вал ,
  • он пере­пи­сал ,
  • он сло­жил ,
  • он нари­со­вал ,

а так­же

он успел бы вовре­мя, отпра­вил бы пись­мо, посмот­рел бы фильм.

Стоит толь­ко обра­зо­вать фор­мы жен­ско­го и сред­не­го рода, как в их мор­фем­ном соста­ве сра­зу появит­ся зри­мое окон­ча­ние в виде букв. Сравним:

маль­чик бежал — девоч­ка бежала, обла­ко бежало.

У гла­го­лов в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния отме­тим нали­чие нуле­во­го окон­ча­ния:

  • отрежь
  • нари­суй
  • повесь
  • отправь
  • рас­смеши
  • укажи
  • сложи

Глагольная фор­ма при­ча­стие в крат­кой фор­ме муж­ско­го рода обла­да­ет нуле­вым окон­ча­ни­ем:

  • вход раз­ре­шён ,
  • маль­чик увле­чен ,
  • рыбо­лов огор­чён ,
  • при­мер решён ,
  • бегун раз­го­ря­чён ,
  • умыт дождем,,
  • рас­крыт настежь,
  • уку­шен кле­щом.

Сравните:

под­ход упро­щён — зада­ча упро­щена, реше­ние упро­щено.

Видеоурок «Слова-названия предметов, у которых нет окончаний»

Гербарий Определение и значение — Merriam-Webster

ее · бар · я · гм ˌ(h)ər-ˈber-ē-əm 

1

: коллекция высушенных образцов растений, обычно смонтированная и систематически размещенная для справки

2

: место с гербарием

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Семена и плоды, которые были отобраны, составляют ничтожную долю из трех миллионов экземпляров, хранящихся в гербарии Королевского ботанического сада

, самый старый из которых датируется 169 годом. 7. — CNN , 31 августа 2021 г. Одним из текущих проектов является исследование разнообразия растений совместно с муниципальным водным округом Марин, которое включает сбор коллекций для размещения в гербарии Академии на горе Тамалпаис, к северу от Сан-Франциско… — Гость, Журнал Discover , 19 декабря 2014 г. Расшифровка музея и Гербарий записей необходим для сохранения знаний, накопленных за последние несколько столетий. — Гость,
Журнал Discover
, 20 февраля 2016 г. В дополнение к семенам из этих двух мест исследователи обрезали листья с 47 образцов арбузов, которые первоначально были собраны между 1892 и 1927 годами на пяти континентах и ​​теперь хранятся в гербарии Кью . — Бриджит Алекс, 9 лет.0019 Smithsonian Magazine
, 3 ноября 2022 г. Более 4 миллионов образцов этих важных водорослей нанесены на сотни тысяч предметных стекол и размещены в академическом гербарии диатомовых водорослей
. — Джек Тамизиа, WIRED , 24 сентября 2022 г. CNN) Было обнаружено, что огромная кувшинка в лондонском Королевском ботаническом саду принадлежит к совершенно новому виду после 177 лет пребывания в саду.0019 гербарий . — Амарачи Ори, CNN , 4 июля 2022 г. Несмотря на то, что образцы находились в гербарии Кью в течение 177 лет, новые исследования показали, что кувшинка является ранее неизвестным видом. — Дилан Баттс,
NBC News
, 4 июля 2022 г. Гербарий , по сути, представляет собой библиотеку, в которой можно приручить их и прикрепить к большим листам жесткой белой бумаги, чтобы складывать их и хранить ландшафты и человеческие силы, сформировавшие их. Журнал Harpers , 16 марта 2022 г. Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «гербарий». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Первое известное использование

1751, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование гербария было в 1751 г.

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи Рядом с

herbarium

травник

гербарий

травить

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Гербарий.»

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/herbarium. По состоянию на 28 апреля 2023 г.

Копия цитирования

Детское определение

Гербарий

существительное

ее · бар · я · гм ˌ(h)ər-ˈbar-ē-əm 

-ˈber-

1

: коллекция высушенных образцов растений

2

: место с гербарием

9001 6 Еще от Merriam-Webster о гербарии

Britannica. com: Энциклопедическая статья о гербарии

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster полный текст

Гербарий Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.

[хур-байр-и-э-эм, ур-]

/ hɜrˈbɛər i əm, ɜr- /

Сохранить это слово!

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


существительное во множественном числе her·bar·i·ums, her·bar·i·a [ура-баир-и-э-э]. /hɜrˈbɛər я ə/.

коллекция засушенных растений, систематизированная.

помещение или здание, в котором хранится такая коллекция.

ВИКТОРИНА

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение верно?

Происхождение гербария

1770–80; <Поздняя латынь, эквивалент латинского herb(a) трава, зеленая растительность + -ārium-arium

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ herbarium

her·bar·i·al, прилагательное

Слова рядом с herbarium

herbage, herbal, herbalism, травник, травяной чай, гербарий, Herbart, herb bennet, herb Christopher, herb Doctor, herbed

Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.

Как использовать гербарий в предложении

  • Растение десятилетиями покоилось в гербарии Полевого музея после своего первоначального сбора, но вряд ли было забыто.

    Спустя 50 лет ботаники наконец идентифицировали это амазонское растение|Марго Милановски|10 октября 2021 г.|Popular-Science

  • Дэвис, ботаник-систематик, много путешествовал, собирая образцы, и создал первоклассный гербарий в Университете штата Айдахо. — определенно вдохновляющий парень, но вряд ли знаменитость.

    Неожиданные радости потрепанного путеводителя по полевым цветам|jversteegh|3 сентября 2021|Вне сети

  • Мы с Гердой внимательно слушали, пока она описывала им гербарий ботаников из Колорадо.

    Кэтрин Френшем|Беатрис Харраден

  • Систематические коллекции, собранные за его долгую жизнь, составляют одну из главных достопримечательностей Гербария Кью.

    Создатели британской ботаники; сборник биографий ныне живущих ботаников|Разное

  • Весной 1841 года сэр Уильям переехал в Кью, взяв с собой свою библиотеку, личный музей и гербарий.

    Создатели британской ботаники; сборник биографий ныне живущих ботаников|Разное

  • Гукеровский гербарий и библиотека уже были обширны до того, как их вывезли из Глазго.

    Создатели британской ботаники; сборник биографий ныне живущих ботаников|Разные

  • Это были главные основы великого гербария и библиотеки, которые сейчас находятся в Кью.

    Создатели британской ботаники; сборник биографий ныне живущих ботаников|Разное

Британский словарь определений для herbarium

herbarium

/ (hɜːˈbɛərɪəm) /


существительное во множественном числе -ium s или -ia (-ɪə)

коллекция засушенных растений, смонтированы и систематически классифицированы

здание, помещение и т.