Часть 3. Задания уровня с.
С1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.
С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?
СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?
С4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».
Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.
С5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.
С6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную
насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций. .. Так
цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все
возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю,
промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-
помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по
установленному ею образцу…
А. Печчеи
Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.
Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.
Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации… сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».
Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.
С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.
1. «Я — гражданин мира».
(Диоген Синопский)
2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».
(Ж. Волъфром)
3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое.
С8. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…
Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…
Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.
Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…
Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»
Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.
Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами, используя текст и знание курса.
Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».
С9. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.
Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.
(В.А.Лекторский)
Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?
Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.
Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.
Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположен
Ответы
Тест 10 класс вводный обществознание
Вариант 1.
А.1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как 1)систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию 2.Общество в понимании ученых — это:
1) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
2) способы взаимодействия и формы объединения людей
3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам 4) материальный мир в целом
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны
4. В отличие от природы, общество
1) является системой 3) выступает в качестве творца культуры
2) находится в развитии 4) развивается по собственным законам
5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?
1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 3) экономики и социальных отношений 2)экономики и политики 4) экономики и культуры
6. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?
1) становление социально-ориентированной экономики
2) возрождение культурных и нравственных ценностей 3) разрыв в уровне развития между регионами планеты 4) развитие международного сотрудничества
7.Верны ли следующие суждения об обществе?
А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.
Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны
8. Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?
1) ведущая роль сельского хозяйства 3) слабый уровень разделения труда
2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике
9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?
1) интенсивное развитие инфраструктуры 3) преобладание патриархального типа семьи
2) компьютеризация промышленности 4) светский характер культуры
10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
1) формированием рыночной экономики 3) развитием средств массовой коммуникации
2) ограничением социальной мобильности 4) организацией фабричного производства
11. Характерной чертой западной цивилизации является:
1) низкая социальная мобильность 2) длительное сохранение традиционных правовых норм
3) активное внедрение новых технологий 4) слабость и неразвитость демократических ценностей
12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.
Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны
13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постиндустриального типа? 1) Страна имеет многоконфессиональный состав населения.
2) Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.
3) Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.
4) В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.
14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:
1)революционный характер перемен 3) насильственные методы
2)скачкообразность 4) постепенность
В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Западную цивилизацию называют ____(1). Сложившееся в европейском регионе _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека.
Безусловную ценность приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека, его изобретательные возможности. Западная цивилизация выдвинула в качестве важнейших ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным регулятором общественных отношений являются_____(7).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.
е) интенсивное ж) научное з) преобразующая к) религиозное |
а)частная
б)коллективная
в)правовые нормы г) индустриальная д) приспосабливающаяся
2. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3) способность к самоорганизации и саморазвитию
4) выделение из материального мира 5) постоянные изменения
6) возможность деградации отдельных элементов
С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о цивилизации.
С2. Раскройте на трех примерах достоинства формационного подхода.
С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций… Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу… Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться… В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации… Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь… судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.
А. Печчеи 1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы. 2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения. 3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации… сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться». 4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.
Вариант – 2.
1.Общество характеризуется учеными-обществоведами как
1) обособившаяся от природы часть мира 3) неотъемлемая часть природы
2) весь окружающий человека живой мир 4) единство живой и неживой природы
2. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как:
1)динамичную систему 3) весь окружающий материальный мир
2)часть природы 4) взаимодействие людей в социальных группах
3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.
1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны
4. Природа и общество тесно связаны между собой. Примером конструктивного взаимодействия между природой и обществом является 1) истощение невозобновляемых природных ресурсов
2) исчезновение ряда биологических видов в результате хозяйственной деятельности человека
3) создание биосферных заповедников, заказников 4)засоление почв в результате мелиоративных работ
5. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает
1) полит. и соц. сферы жизни общества 3) эконом. и соц. сферы жизни общества
2) полит и духовн. сферы жизни общества 4) все сферы жизни общества
6. Что характеризует единство и взаимозависимость современного мира?
1)сохранение традиционных религий 3)защита законами национальной самобытности
2) существование во всех странах вооруженных сил 4)развитие массовых электронных коммуникаций
7.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.
1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны
8. Индустриальное общество отличает от других типов общества 1)определяющее влияние религии на жизнь общества 3)наличие товарно-денежных отношений 2)связь развития об-ва с ростом крупной промышленности 4)проживание части населения в городах
9. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?
1)стремление к прогрессу 3)стремление использовать природу в своих целях
2) «непрерывность» ист. процесса 4)высокая социальная мобильность
10. Какой из признаков отличает информационное общество от индустриального?
1) наличие товарно-денежных отношений 2) замена государственности самоуправляющимися общинами 3) распространение электронных средств связи
4) преобладание натурального хозяйства
11. Формационный подход к развитию общества предполагает
1) рассмотрение истории как универсального процесса 2) выявление уникальных черт в развитии отдельных стран и народов 3) выделение духовных факторов развития общества в качестве ведущих 4) признание разнообразия путей и форм развития обществ
12. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести
1)углубление международного разделения труда 3)ослабление национальных культур
2)распространение технических достижений 4)расширение международного сотрудничества
13. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа? 1) Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.
2) В стране проживает многонациональное население. 3) Страна расположена в двух частях света.
4) Верховная власть в стране передается по наследству.
14. К общественным отношениям не относятся:
1)отношения в семье 3) связи между социальными группами и внутри них 2)отношения между природой и обществом 4) отношения между работником и работодателем
В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Первый тип цивилизаций — ____(1) общества. Он представлен многими государствами Азии и Африки. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на ___(2) к природе, а не ее целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на ____(3). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ______(4) и ______(5), Большую роль в жизни людей играла ______(6), в собственности которой находились земля, ирригационные сооружения. Экономика таких обществ носит _____(7) характер.
е) индустриальные ж)обычаи и традиции з) интенсивный и)самосозерцание |
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
а) постиндустриальные б) община в) традиционные г) религия д) приспособление
В2. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?
1) Приоритет индивидуального над коллективным
2) Развитие литературы и искусства 3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом 4) Разнообразие философских учений
5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества
С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о формации.
С2. Раскройте на трех примерах достоинства цивилизационного подхода
С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«В наши дни зависимость человека от природы обнаруживается крайне драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию их имеющихся на планете запасов. …Подсчеты специалистов говорят о том, что при сохранении сложившихся тенденций экономического развития, связанных с быстро растущим потреблением этих видов ресурсов, их запасы окажутся исчерпанными через несколько десятков лет.
Мы видим, таким образом, что не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от масштабов, форм и направлений его деятельности…
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы». (И.Т. Фролов)
1. Какое общее название получили проблемы, к которым относятся и описанные в отрывке экологические проблемы? Одним — двумя предложениями объясните, почему экологические и другие проблемы получили такое название?
2.Опираясь на текст, приведите два объяснения возникновения экологических проблем, существующих в наши дни.
3. В чем проявляется зависимость современного общества от природы? Приведите три известных вам примера такой зависимости.
4. В XX веке возникла теория, которая показывает пути преодоления сложившихся противоречий между обществом и природой. Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите эту теорию и ее автора. Укажите два возможных способа решения экологических проблем современности.
Ранние цивилизации все предусмотрели
Моменты социально-политических потрясений способны породить всеобъемлющие объяснительные истории. Эти хроники либо потакают чувству упадка, либо аплодируют нашим достижениям. Аппетит к таким историям кажется неразборчивым — рассказы об ухудшении и рассказы об улучшении часто потребляются одними и теми же людьми. Две любимые книги Билла Гейтса за последнее десятилетие, например, «Лучшие ангелы нашей природы» Стивена Пинкера и «Sapiens» Юваля Ноа Харари. Первый утверждает, что все было на подъеме со времен Просвещения, когда мы узнали, что рациональные доводы предпочтительнее религиозных суеверий и бессмысленных драк. Второй делает вывод, что все было более-менее О.К. примерно до двенадцати тысяч лет назад, когда мы впервые перековали наши мечи на орала; это невинное решение, которое должно было казаться хорошей идеей в то время, возвестило эру административной иерархии, санкционированного государством насилия и неконтролируемого распространения углеводов. Возможно, то, что такие читатели, как Гейтс, находят ценными в этих книгах, связано не столько с предполагаемой формой и направлением истории, сколько с широкой уверенностью в том, что история имеет форму и направление.
Обе истории, в конце концов, придерживаются модели истории, которая является одновременно и телеологической (движимой особыми силами для достижения предопределенного настоящего), и прерывистой (такие волшебные вещи, как земледелие и рациональность, возникли из дерева, открывая последовательные стадии развития). зрелость). В целом они согласны с тем, что решающий разрыв отделил некое первоначальное состояние природы от великого присоединения цивилизации. Их дуги необратимого упадка или вынужденного прогресса являются вариациями на темы, наиболее узнаваемые современные разработки которых были даны Томасом Гоббсом и Жан-Жаком Руссо. Пинкер придерживается идеи Гоббса о том, что раннее человеческое существование было жестокой войной всех против всех. Харари довольно буквально воспринимает мысленный эксперимент Руссо о том, что мы родились свободными и стремительно бросились в свои цепи. («Из воображаемого порядка нет выхода, — пишет Харари. — Когда мы ломаем стены нашей тюрьмы и бежим к свободе, мы на самом деле бежим в более просторный двор для прогулок в большей тюрьме». ) В обоих рассказах , бесхитростность и эгалитаризм заменены на знание и подчинение; единственная реальная разница заключается в оценке рентабельности этой торговли.
Около десяти лет назад антрополог и активист Дэвид Грэбер, внезапно скончавшийся в прошлом году в возрасте пятидесяти девяти лет, и археолог Дэвид Венгроу после акции «Захвати Уолл-Стрит» начали размышлять о том, как они могут способствовать растущая литература о неравенстве. Не неравенство доходов или богатства, а неравенство власти: почему так много людей подчиняются приказам столь немногих. Оба ученых, однако, пришли к выводу, что исследовать «происхождение» неравенства означало полагаться на один из двух мифов — грубо говоря, Гоббса или Руссо, — основанных на глубоко укоренившейся и вводящей в заблуждение фантазии о человеческой карьере. Продукт их продолжительного сотрудничества «Рассвет всего: новая история человечества» (Фаррар, Штраус и Жиру) представляет собой обстоятельный и авантюрный отчет о том, как мы пришли к тому, что этот старый нарратив стал само собой разумеющимся, и почему мы могли бы быть лучше. выключено, если мы отпустим его.
Общепринятая версия истории начинается с появления первых анатомически современных людей около двухсот тысяч лет назад. Примерно сто девяносто тысяч лет, или около девяноста пяти процентов нашего существования как вида, мы жили небольшими группами охотников-собирателей, следуя за мигрирующими стадами и собирая дикие орехи и ягоды. Эти когорты были достаточно малы, а требования по добыче и распределению ресурсов были достаточно незначительными, так что решения принимались лицом к лицу между близкими людьми. Несмотря на скрытую угрозу со стороны крупных кошек, этим ранним охотникам-собирателям не нужно было особенно много работать, чтобы удовлетворить свои потребности в калориях, и они проводили свободное время, резвясь, как приматы. В порядке дня был легкий эгалитаризм, в основном из-за отсутствия других вариантов.
Двенадцать тысяч лет назад, плюс-минус, статические удовольствия этой долгой, недифференцированной эпохи уступили место настоящей истории. Банды охотников-собирателей, которым посчастливилось оказаться на склонах гор Загрос или на восточных берегах Средиземного моря, начали заниматься скотоводством и земледелием. Развитие сельского хозяйства позволило создать постоянные поселения, которые, становясь плотнее, становились городами. Городская торговля требовала разделения труда, профессиональной специализации и бюрократического надзора. Поскольку пшеница, в отличие от диких ягод или задних конечностей тура, была хранимым, исчисляемым товаром, который появлялся в соответствии с установленным графиком, эгоистичные администраторы зарождающихся королевств могли легко собирать налоги или дань. Письменность, впервые появившаяся на службе бухгалтерии, способствовала контролю и наблюдению, от которых зависели примитивные рэкетиры. Там, где охотники-собиратели охотились и собирали ровно столько, чтобы удовлетворить потребности дня, земледельческие общины создавали первые в истории излишки, а взимание дани поддерживало жадные до ренты элиты и управленческие пирамиды, не говоря уже о постоянных армиях, необходимых для поддержания жизни. их привилегия. Подъем искусства, технологий и монументальной архитектуры был положительной стороной создания и обнищания крестьянского класса.
Начиная примерно с эпохи Просвещения и до середины двадцатого века, эти события, которые стали известны как неолитическая революция, считались в целом положительными моментами. Общества были классифицированы по эволюционным стадиям на основе их способов производства продуктов питания и экономической организации, при этом полноценные государства считались вершиной прогресса.
Но можно было подумать и о том, что неолитическая революция в целом была чем-то плохим. В конце 1960-х этнографы, изучавшие современных охотников-собирателей на юге Африки, утверждали, что их «примитивный» образ жизни был не только более свободным и эгалитарным, чем «более поздние» стадии человеческого развития, но и более здоровым и веселым. Сельское хозяйство требовало гораздо более продолжительного и скучного рабочего дня; Плотные поселения и близость скота, а также монотонный рацион из основных зерновых культур способствовали недоеданию и болезням. В этом рассказе отравленные плоды выращивания зерна привели к циклу роста населения и увеличению выращивания зерна. Сельское хозяйство было ловушкой. Мысленный эксперимент Руссо, давно списанный консервативными критиками как романтическая ностальгия по «благородному дикарю», был реанимирован в современной научной форме. Возможно, потребовалось бы три-четыре десятилетия, чтобы эти идеи дошли до TED этапа, но палеодиета стала фундаментальным требованием любого уважающего себя основателя Силиконовой долины.
Для Грэбера и Венгроу эта основная история, изложенная ли в триумфальном или пораженческом регистре, сама по себе является ловушкой. Если мы признаем, что подъем сельского хозяйства означал подъем государства — политической элиты и сложных структур власти — тогда все, что мы можем сделать, это возиться с краями. Даже если мы рассматриваем эпоху палеолита как райский сад, мы знаем, что наше возвращение закрыто навсегда. Во-первых, потребность в охоте и собирательстве могла прокормить лишь незначительную часть нынешнего населения Земли. Жизнь под контролем правительства теперь кажется неизбежной.
«Извините, это неправильно. Отпустите пчел».
Мультфильм Джимми Крейга
«Рассвет всего» — это живой и часто очень забавный анархистский проект, который стремится расширить наше политическое воображение, оживляя возможности далекого прошлого. Внешне он напоминает другие исчерпывающие, синоптические истории — он энциклопедичен по объему, с разделами, открываемыми комично причудливыми надписями, — но он отрицает интеллектуальные атрибуты познаваемой дуги, линейной структуры и внутренней необходимости. Как удар по величию, лишенному грандиозности, книга отвергает логику технологического или экологического детерминизма, строя свое повествование вокруг импровизированных ответов наших предков на вызовы случайности. Результатом является почти галлюцинаторное видение человеческого эпоса как серии идиосинкразических отступлений. Это история о том, как мы это придумали по ходу дела, о том, как все могло бы быть по-другому и, возможно, все еще могло бы быть.
Опираясь на новые археологические находки и пересматривая старые, Грэбер и Венгроу утверждают, что история о амбарах-повелителях просто не соответствует действительности. Скорее, это функция подхода к времени с чрезвычайно низким разрешением. При внимательном рассмотрении ход человеческой истории противоречит нашим излюбленным схемам. Сообщества охотников-собирателей, кажется, экспериментировали с различными формами земледелия в качестве побочных проектов за тысячи лет до того, как у нас появились какие-либо свидетельства существования городов. Даже после того, как возникли городские центры, не было ничего похожего на неотвратимую связь между городами, технологиями и господством.
Например, крупный город Чаталхойюк, расположенный на равнине Конья в современной Турции, был заселен около 7400 г. до н.э. и, кажется, был заселен примерно полторы тысячи лет, что, как отмечают авторы, является «примерно тем же периодом времени, который отделяет нас от Амалафриды, королевы вандалов, которая достигла пика своего влияния около 523 года нашей эры». В поселении проживало около пяти тысяч человек, но в нем не было ни явного центра, ни каких-либо коммунальных удобств. Не было даже улиц: домохозяйства были плотно сбиты друг с другом, и в них можно было попасть по лестнице на крыше. Жилые помещения жителей были отмечены «явно мрачным чувством внутреннего убранства», с узкими комнатами, украшенными черепами и рогами туров, а также приподнятыми платформами, в которых хранились останки до шестидесяти умерших предков домохозяйств. Насколько нам известно, это было одно из первых крупных поселений, занимавшихся сельским хозяйством: горожане получали большую часть своего питания за счет выращиваемых ими злаков и бобов, а также от домашних овец и коз. Долгое время все это брали вместе как ключевой пример «аграрной революции» в действии, а материальные остатки интерпретировали в поддержку старой истории. Тучные женские фигурки, предположительно являвшиеся частью ритуалов плодородия, были найдены в местах, которые считались своего рода проторелигиозными святынями — первыми признаками организованных культурных систем.
Однако за последние три десятилетия новые археологические методы нарушили многие из этих давних предположений. «Святилища», как говорят нам Гребер и Венгроу, были обычными домами; женские фигурки могли быть выброшенными куклами Барби анатолийского неолита, но они также могли быть способом чествования женщин-старейшин. Сообщество, кажется, поддерживало себя в течение тысячи лет различными формами сельского хозяйства — пойменным земледелием и животноводством — никогда не прибегая к новым формам социальной или культурной организации. Из того, что мы можем извлечь из настенных росписей и других выразительных остатков, говорят Гребер и Венгроу, «культурная жизнь сообщества по-прежнему упорно ориентировалась на миры охоты и собирательства».
Так что же на самом деле происходило в Чаталхойюке? Грэбер и Венгроу интерпретируют данные, чтобы предположить, что жители города прекрасно управляли своими делами без каких-либо административных структур, королевских или священнических, которые предположительно были частью сельскохозяйственного пакета. «Несмотря на значительные размеры и плотность застройки, нет никаких свидетельств центральной власти», — утверждают авторы. «Каждое домашнее хозяйство кажется более или менее миром самому себе — дискретным местом хранения, производства и потребления. Каждый из них, похоже, в значительной степени контролировал свои собственные ритуалы». Некоторые дома, кажется, были более щедро украшены рогами туров или ценным обсидианом (который был привезен из Каппадокии, находящейся более чем в ста милях), но здесь нет никаких признаков элитных кварталов или признаков кастовой консолидации. Различные формы социальной организации, вероятно, преобладали в разное время года, с более сильным разделением труда, необходимым для возделывания земли и охоты летом и осенью, за которым следовало нечто более справедливое — и, возможно, матриархальное — зимой.
Чатал-Хойюк — не единственное место, которое ставит под сомнение предположение о том, что эпоха неолита была создана по образцу единого цивилизационного комплекта. Грэбер и Венгроу сообщают, что некоторые города процветали задолго до того, как в них появились признаки иерархических систем, таких как храмы и дворцы, а в некоторых их вообще не было. «В других централизованная власть то появляется, то исчезает», — пишут они. «Кажется, что сам факт городской жизни не обязательно подразумевает какую-либо форму политической организации».
Leave A Comment