Часть 3. Задания уровня с.

С1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

С4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «втор­гаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную

склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого

насилия, идущих от религиозных, в частности хри­стианских, традиций. .. Так

цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все

возможные пути и средства — ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю,

промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-

помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по

установленному ею образцу…

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться… В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации.
.. Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь… судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

  1. Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

  2. Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

  3. Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации… сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

  4. Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мыс­ли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я — гражданин мира».

(Диоген Синопский)

2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

(Ж. Волъфром)

3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченно­сти. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание нико­гда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое.

Пред­ставлять цивилизацию творением элиты значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

С8. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

  1. Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

  2. Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

  3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами, используя текст и знание курса.

  4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».

С9. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.

Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.

) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В.А.Лекторский)

  1. Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?

  2. Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

  3. Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

  4. Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположен

Ответы

Тест 10 класс вводный обществознание

Вариант 1.

А.1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как 1)систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию 2.Общество в понимании ученых — это:

1) направленное развитие от менее совершенного к более со­вершенному

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам 4) материальный мир в целом

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаи­мосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

4. В отличие от природы, общество

1) является системой 3) выступает в качестве творца культуры

2) находится в развитии 4) развивается по собственным законам

5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 3) экономики и социальных отношений 2)экономики и политики 4) экономики и культуры

6. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) становление социально-ориентированной экономики

2) возрождение культурных и нравственных ценностей 3) разрыв в уровне развития между регионами планеты 4) развитие международного сотрудничества

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся соци­альные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изме­нениям.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

8. Какой из названных признаков характеризует индустриаль­ное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства 3) слабый уровень разделения труда

2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) интенсивное развитие инфраструктуры 3) преобладание патриархального типа семьи

2) компьютеризация промышленности 4) светский характер культуры

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики 3) развитием средств массовой коммуникации

2) ограничением социальной мобильности 4) организацией фабричного производства

11. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность 2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий 4) слабость и неразвитость демократических ценностей

12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постин­дустриального типа? 1) Страна имеет многоконфессиональный состав населения.

2) Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.

3) Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.

4) В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.

14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)революционный характер перемен 3) насильственные методы

2)скачкообразность 4) постепенность

В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Западную цивилизацию называют ____(1). Сло­жившееся в европейском регионе _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека.

Безусловную ценность приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека, его изобретательные возможности. Запад­ная цивилизация выдвинула в качестве важнейших ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным регулятором общественных отношений являются_____(7).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

е) интенсивное

ж) научное

з) преобразующая
и)свобода

к) религиозное

а)частная
б)коллективная
в)правовые нормы г) индустриальная д) приспосабливающаяся

2. Найдите в приведенном списке черты общества как дина­мичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных инсти­тутов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира 5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о цивилизации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства формационного подхода.

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций… Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства — ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу… Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться… В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации… Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь… судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи 1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет ав­тор? Укажите две-три проблемы. 2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дото­ле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения. 3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение авто­ра: «Развитие цивилизации… сопровождалось расцветом радуж­ных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться». 4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть кон­траст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

Вариант – 2.

1.Общество характеризуется учеными-обществоведами как

1) обособившаяся от природы часть мира 3) неотъемлемая часть природы

2) весь окружающий человека живой мир 4) единство живой и неживой природы

2. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует об­щество как:

1)динамичную систему 3) весь окружающий материальный мир

2)часть природы 4) взаимодействие людей в социальных группах

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, от­дельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека ма­териальный мир.

1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

4. Природа и общество тесно связаны между собой. Приме­ром конструктивного взаимодействия между природой и обществом является 1) истощение невозобновляемых природных ресурсов

2) исчезновение ряда биологических видов в результате хо­зяйственной деятельности человека

3) создание биосферных заповедников, заказников 4)засоление почв в результате мелиоративных работ

5. Расширяясь, предприятие заняло помещение драматическо­го театра. Одна из политических партий заявила протест, ут­верждая, что в результате страдают граждане, ограниченные в доступе к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает

1) полит. и соц. сферы жизни общества 3) эконом. и соц. сферы жизни общества

2) полит и духовн. сферы жизни общества 4) все сферы жизни общества

6. Что характеризует единство и взаимозависимость совре­менного мира?

1)сохранение традиционных религий 3)защита законами национальной самобытности

2) существование во всех странах вооруженных сил 4)развитие массовых электронных коммуникаций

7.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран­ностью окружающей среды.

1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

8. Индустриальное общество отличает от других типов об­щества 1)определяющее влияние религии на жизнь общества 3)наличие товарно-денежных отношений 2)связь развития об-ва с ростом крупной промышлен­ности 4)проживание части населения в городах

9. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1)стремление к прогрессу 3)стремление использовать природу в своих целях

2) «непрерывность» ист. процесса 4)высокая социальная мобильность

10. Какой из признаков отличает информационное общество от индустриального?

1) наличие товарно-денежных отношений 2) замена государственности самоуправляющимися общинами 3) распространение электронных средств связи

4) преобладание натурального хозяйства

11. Формационный подход к развитию общества предполагает

1) рассмотрение истории как универсального процесса 2) выявление уникальных черт в развитии отдельных стран и народов 3) выделение духовных факторов развития общества в ка­честве ведущих 4) признание разнообразия путей и форм развития обществ

12. К отрицательным последствиям процесса глобализации мож­но отнести

1)углубление международного разделения труда 3)ослабление национальных культур

2)распространение технических достижений 4)расширение международного сотрудничества

13. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация по­зволит судить о принадлежности А. к обществам традици­онного типа? 1) Основу хозяйства страны составляет аграрное производ­ство.

2) В стране проживает многонациональное население. 3) Страна расположена в двух частях света.

4) Верховная власть в стране передается по наследству.

14. К общественным отношениям не относятся:

1)отношения в семье 3) связи между социальными группами и внутри них 2)отношения между природой и обществом 4) отношения между работником и работодателем

В1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Первый тип цивилизаций — ____(1) общества. Он представлен многими государствами Азии и Африки. Сре­ди духовных ценностей в них ведущее место занимает уста­новка на ___(2) к природе, а не ее целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на ____(3). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ______(4) и ______(5), Большую роль в жизни людей играла ______(6), в собственности которой находились земля, ирригационные сооружения. Экономика таких обществ но­сит _____(7) характер.

е) индустриальные

ж)обычаи и традиции

з) интенсивный и)самосозерцание
к) экстенсивный

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необ­ходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

а) постиндустриальные б) община в) традиционные г) религия д) приспособление

В2. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?

1) Приоритет индивидуального над коллективным

2) Развитие литературы и искусства 3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом 4) Разнообразие философских учений

5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о формации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства цивилизационного подхода

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«В наши дни зависимость человека от природы обнаруживается крайне драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию их имеющихся на планете запасов. …Подсчеты специалистов говорят о том, что при сохранении сложившихся тенденций экономического развития, связанных с быстро растущим потреблением этих видов ресурсов, их запасы окажутся исчерпанными через несколько десятков лет.

Мы видим, таким образом, что не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от масштабов, форм и направлений его деятельности…

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы». (И.Т. Фролов)

1. Какое общее название получили проблемы, к которым относятся и описанные в отрывке экологические проблемы? Одним — двумя предложениями объясните, почему экологические и другие проблемы получили такое название?

2.Опираясь на текст, приведите два объяснения возникновения экологических проблем, существующих в наши дни.

3. В чем проявляется зависимость современного общества от природы? Приведите три известных вам примера такой зависимости.

4. В XX веке возникла теория, которая показывает пути преодоления сложившихся противоречий между обществом и природой. Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите эту теорию и ее автора. Укажите два возможных способа решения экологических проблем современности.

Ранние цивилизации все предусмотрели

Моменты социально-политических потрясений способны породить всеобъемлющие объяснительные истории. Эти хроники либо потакают чувству упадка, либо аплодируют нашим достижениям. Аппетит к таким историям кажется неразборчивым — рассказы об ухудшении и рассказы об улучшении часто потребляются одними и теми же людьми. Две любимые книги Билла Гейтса за последнее десятилетие, например, «Лучшие ангелы нашей природы» Стивена Пинкера и «Sapiens» Юваля Ноа Харари. Первый утверждает, что все было на подъеме со времен Просвещения, когда мы узнали, что рациональные доводы предпочтительнее религиозных суеверий и бессмысленных драк. Второй делает вывод, что все было более-менее О.К. примерно до двенадцати тысяч лет назад, когда мы впервые перековали наши мечи на орала; это невинное решение, которое должно было казаться хорошей идеей в то время, возвестило эру административной иерархии, санкционированного государством насилия и неконтролируемого распространения углеводов. Возможно, то, что такие читатели, как Гейтс, находят ценными в этих книгах, связано не столько с предполагаемой формой и направлением истории, сколько с широкой уверенностью в том, что история имеет форму и направление.

Обе истории, в конце концов, придерживаются модели истории, которая является одновременно и телеологической (движимой особыми силами для достижения предопределенного настоящего), и прерывистой (такие волшебные вещи, как земледелие и рациональность, возникли из дерева, открывая последовательные стадии развития). зрелость). В целом они согласны с тем, что решающий разрыв отделил некое первоначальное состояние природы от великого присоединения цивилизации. Их дуги необратимого упадка или вынужденного прогресса являются вариациями на темы, наиболее узнаваемые современные разработки которых были даны Томасом Гоббсом и Жан-Жаком Руссо. Пинкер придерживается идеи Гоббса о том, что раннее человеческое существование было жестокой войной всех против всех. Харари довольно буквально воспринимает мысленный эксперимент Руссо о том, что мы родились свободными и стремительно бросились в свои цепи. («Из воображаемого порядка нет выхода, — пишет Харари. — Когда мы ломаем стены нашей тюрьмы и бежим к свободе, мы на самом деле бежим в более просторный двор для прогулок в большей тюрьме». ) В обоих рассказах , бесхитростность и эгалитаризм заменены на знание и подчинение; единственная реальная разница заключается в оценке рентабельности этой торговли.

Около десяти лет назад антрополог и активист Дэвид Грэбер, внезапно скончавшийся в прошлом году в возрасте пятидесяти девяти лет, и археолог Дэвид Венгроу после акции «Захвати Уолл-Стрит» начали размышлять о том, как они могут способствовать растущая литература о неравенстве. Не неравенство доходов или богатства, а неравенство власти: почему так много людей подчиняются приказам столь немногих. Оба ученых, однако, пришли к выводу, что исследовать «происхождение» неравенства означало полагаться на один из двух мифов — грубо говоря, Гоббса или Руссо, — основанных на глубоко укоренившейся и вводящей в заблуждение фантазии о человеческой карьере. Продукт их продолжительного сотрудничества «Рассвет всего: новая история человечества» (Фаррар, Штраус и Жиру) представляет собой обстоятельный и авантюрный отчет о том, как мы пришли к тому, что этот старый нарратив стал само собой разумеющимся, и почему мы могли бы быть лучше. выключено, если мы отпустим его.

Общепринятая версия истории начинается с появления первых анатомически современных людей около двухсот тысяч лет назад. Примерно сто девяносто тысяч лет, или около девяноста пяти процентов нашего существования как вида, мы жили небольшими группами охотников-собирателей, следуя за мигрирующими стадами и собирая дикие орехи и ягоды. Эти когорты были достаточно малы, а требования по добыче и распределению ресурсов были достаточно незначительными, так что решения принимались лицом к лицу между близкими людьми. Несмотря на скрытую угрозу со стороны крупных кошек, этим ранним охотникам-собирателям не нужно было особенно много работать, чтобы удовлетворить свои потребности в калориях, и они проводили свободное время, резвясь, как приматы. В порядке дня был легкий эгалитаризм, в основном из-за отсутствия других вариантов.

Двенадцать тысяч лет назад, плюс-минус, статические удовольствия этой долгой, недифференцированной эпохи уступили место настоящей истории. Банды охотников-собирателей, которым посчастливилось оказаться на склонах гор Загрос или на восточных берегах Средиземного моря, начали заниматься скотоводством и земледелием. Развитие сельского хозяйства позволило создать постоянные поселения, которые, становясь плотнее, становились городами. Городская торговля требовала разделения труда, профессиональной специализации и бюрократического надзора. Поскольку пшеница, в отличие от диких ягод или задних конечностей тура, была хранимым, исчисляемым товаром, который появлялся в соответствии с установленным графиком, эгоистичные администраторы зарождающихся королевств могли легко собирать налоги или дань. Письменность, впервые появившаяся на службе бухгалтерии, способствовала контролю и наблюдению, от которых зависели примитивные рэкетиры. Там, где охотники-собиратели охотились и собирали ровно столько, чтобы удовлетворить потребности дня, земледельческие общины создавали первые в истории излишки, а взимание дани поддерживало жадные до ренты элиты и управленческие пирамиды, не говоря уже о постоянных армиях, необходимых для поддержания жизни. их привилегия. Подъем искусства, технологий и монументальной архитектуры был положительной стороной создания и обнищания крестьянского класса.

Начиная примерно с эпохи Просвещения и до середины двадцатого века, эти события, которые стали известны как неолитическая революция, считались в целом положительными моментами. Общества были классифицированы по эволюционным стадиям на основе их способов производства продуктов питания и экономической организации, при этом полноценные государства считались вершиной прогресса.

Но можно было подумать и о том, что неолитическая революция в целом была чем-то плохим. В конце 1960-х этнографы, изучавшие современных охотников-собирателей на юге Африки, утверждали, что их «примитивный» образ жизни был не только более свободным и эгалитарным, чем «более поздние» стадии человеческого развития, но и более здоровым и веселым. Сельское хозяйство требовало гораздо более продолжительного и скучного рабочего дня; Плотные поселения и близость скота, а также монотонный рацион из основных зерновых культур способствовали недоеданию и болезням. В этом рассказе отравленные плоды выращивания зерна привели к циклу роста населения и увеличению выращивания зерна. Сельское хозяйство было ловушкой. Мысленный эксперимент Руссо, давно списанный консервативными критиками как романтическая ностальгия по «благородному дикарю», был реанимирован в современной научной форме. Возможно, потребовалось бы три-четыре десятилетия, чтобы эти идеи дошли до TED этапа, но палеодиета стала фундаментальным требованием любого уважающего себя основателя Силиконовой долины.

Для Грэбера и Венгроу эта основная история, изложенная ли в триумфальном или пораженческом регистре, сама по себе является ловушкой. Если мы признаем, что подъем сельского хозяйства означал подъем государства — политической элиты и сложных структур власти — тогда все, что мы можем сделать, это возиться с краями. Даже если мы рассматриваем эпоху палеолита как райский сад, мы знаем, что наше возвращение закрыто навсегда. Во-первых, потребность в охоте и собирательстве могла прокормить лишь незначительную часть нынешнего населения Земли. Жизнь под контролем правительства теперь кажется неизбежной.

«Извините, это неправильно. Отпустите пчел».

Мультфильм Джимми Крейга

«Рассвет всего» — это живой и часто очень забавный анархистский проект, который стремится расширить наше политическое воображение, оживляя возможности далекого прошлого. Внешне он напоминает другие исчерпывающие, синоптические истории — он энциклопедичен по объему, с разделами, открываемыми комично причудливыми надписями, — но он отрицает интеллектуальные атрибуты познаваемой дуги, линейной структуры и внутренней необходимости. Как удар по величию, лишенному грандиозности, книга отвергает логику технологического или экологического детерминизма, строя свое повествование вокруг импровизированных ответов наших предков на вызовы случайности. Результатом является почти галлюцинаторное видение человеческого эпоса как серии идиосинкразических отступлений. Это история о том, как мы это придумали по ходу дела, о том, как все могло бы быть по-другому и, возможно, все еще могло бы быть.

Опираясь на новые археологические находки и пересматривая старые, Грэбер и Венгроу утверждают, что история о амбарах-повелителях просто не соответствует действительности. Скорее, это функция подхода к времени с чрезвычайно низким разрешением. При внимательном рассмотрении ход человеческой истории противоречит нашим излюбленным схемам. Сообщества охотников-собирателей, кажется, экспериментировали с различными формами земледелия в качестве побочных проектов за тысячи лет до того, как у нас появились какие-либо свидетельства существования городов. Даже после того, как возникли городские центры, не было ничего похожего на неотвратимую связь между городами, технологиями и господством.

Например, крупный город Чаталхойюк, расположенный на равнине Конья в современной Турции, был заселен около 7400 г. до н.э. и, кажется, был заселен примерно полторы тысячи лет, что, как отмечают авторы, является «примерно тем же периодом времени, который отделяет нас от Амалафриды, королевы вандалов, которая достигла пика своего влияния около 523 года нашей эры». В поселении проживало около пяти тысяч человек, но в нем не было ни явного центра, ни каких-либо коммунальных удобств. Не было даже улиц: домохозяйства были плотно сбиты друг с другом, и в них можно было попасть по лестнице на крыше. Жилые помещения жителей были отмечены «явно мрачным чувством внутреннего убранства», с узкими комнатами, украшенными черепами и рогами туров, а также приподнятыми платформами, в которых хранились останки до шестидесяти умерших предков домохозяйств. Насколько нам известно, это было одно из первых крупных поселений, занимавшихся сельским хозяйством: горожане получали большую часть своего питания за счет выращиваемых ими злаков и бобов, а также от домашних овец и коз. Долгое время все это брали вместе как ключевой пример «аграрной революции» в действии, а материальные остатки интерпретировали в поддержку старой истории. Тучные женские фигурки, предположительно являвшиеся частью ритуалов плодородия, были найдены в местах, которые считались своего рода проторелигиозными святынями — первыми признаками организованных культурных систем.

Однако за последние три десятилетия новые археологические методы нарушили многие из этих давних предположений. «Святилища», как говорят нам Гребер и Венгроу, были обычными домами; женские фигурки могли быть выброшенными куклами Барби анатолийского неолита, но они также могли быть способом чествования женщин-старейшин. Сообщество, кажется, поддерживало себя в течение тысячи лет различными формами сельского хозяйства — пойменным земледелием и животноводством — никогда не прибегая к новым формам социальной или культурной организации. Из того, что мы можем извлечь из настенных росписей и других выразительных остатков, говорят Гребер и Венгроу, «культурная жизнь сообщества по-прежнему упорно ориентировалась на миры охоты и собирательства».

Так что же на самом деле происходило в Чаталхойюке? Грэбер и Венгроу интерпретируют данные, чтобы предположить, что жители города прекрасно управляли своими делами без каких-либо административных структур, королевских или священнических, которые предположительно были частью сельскохозяйственного пакета. «Несмотря на значительные размеры и плотность застройки, нет никаких свидетельств центральной власти», — утверждают авторы. «Каждое домашнее хозяйство кажется более или менее миром самому себе — дискретным местом хранения, производства и потребления. Каждый из них, похоже, в значительной степени контролировал свои собственные ритуалы». Некоторые дома, кажется, были более щедро украшены рогами туров или ценным обсидианом (который был привезен из Каппадокии, находящейся более чем в ста милях), но здесь нет никаких признаков элитных кварталов или признаков кастовой консолидации. Различные формы социальной организации, вероятно, преобладали в разное время года, с более сильным разделением труда, необходимым для возделывания земли и охоты летом и осенью, за которым следовало нечто более справедливое — и, возможно, матриархальное — зимой.

Чатал-Хойюк — не единственное место, которое ставит под сомнение предположение о том, что эпоха неолита была создана по образцу единого цивилизационного комплекта. Грэбер и Венгроу сообщают, что некоторые города процветали задолго до того, как в них появились признаки иерархических систем, таких как храмы и дворцы, а в некоторых их вообще не было. «В других централизованная власть то появляется, то исчезает», — пишут они. «Кажется, что сам факт городской жизни не обязательно подразумевает какую-либо форму политической организации».

Guns Germs & Steel: Преподаватели . Эпизод первый

 
Эпизод 1: Географическая удача

Версия для печати: Скачать в формате PDF [233к]. Скачать бесплатно Adobe Акробат.



Этот урок предназначен для учащихся 6-12 классов, изучающих географию, всемирную историю, экономику и науки о жизни.
  • Цели урока
  • Соответствующие национальные стандарты
  • Расчетное время
  • Необходимые материалы
  • Справочная информация для учителей
  • Предполагаемые знания учащегося
  • Стратегия обучения
  • Предложения по оценке
  • Идеи расширения
  • Связанные ресурсы
  • Об авторе
Цели урока:

Учащиеся смогут:

  1. Выдвинуть гипотезу о том, почему некоторые страны накопили огромные богатства со временем в то время как другие остались исторически бедными и делятся этими идеями с одноклассниками в малых и больших групповых обсуждениях.
  2. Обсудите особенности различных массивов суши, используя Мир из Ружья, микробы и сталь Веб-сайт.
  3. Используйте навыки слушания и ведения заметок, чтобы просмотреть фрагмент фильма и точно заполнить прилагаемое руководство по просмотру.
  4. Обсудите, что они узнали, приводя конкретные причины, факты и примеры из фильма и своих заметок.
  5. Используйте ряд первоисточников для исследования растений и животных.
  6. Научите других тому, чему они научились, создав игру на основе своих исследований и направляя/взаимодействуя с другими учащимися во время игры.
  7. Изложите свое мнение о теории Джареда Даймонда и подкрепите это мнение конкретными доводами, фактами и примерами.


Соответствующие национальные стандарты:

Всемирная история

  • Стандарт 27: Понимает, как европейское общество переживало политические, экономическая и культурная трансформация в эпоху глобальных взаимосвязей между 1450 и 1450 гг. и 1750.
  • Стандарт 29: Понимает экономические, политические и культурные взаимоотношения между народами Африки, Европы и Америки между 1500 и 1750 годами.
География – Мир в пространственных терминах
  • Стандарт 1: Понимает характеристики и использование карт, глобусов и других географических инструментов и технологий
  • Стандарт 2: Знает расположение мест, географические особенности и особенности окружающей среды
  • Стандарт 3: Понимает характеристики и использование пространственной организации земной поверхности
Места и регионы
  • Стандарт 4: Понимает физические и человеческие характеристики места
  • Стандарт 5: Понимание концепции регионов
Человеческие системы
  • Стандарт 9: Понимание природы, распределения и миграции человеческого населения на поверхности Земли
  • Стандарт 12: Понимание моделей расселения людей и их причин
Использование географии
  • Стандарт 17: Понимает, как география используется для интерпретации прошлого
Науки – науки о жизни
  • Стандарт 6: Понимание отношений между организмами и их физической средой
Словесность – письмо
  • Стандарт 4: Сбор и использование информации в исследовательских целях
Чтение:
  • Стандарт 7: Использует навыки чтения и стратегии для понимания различных информационных текстов.
Слушание и разговор:
  • Стандарт 8: использует стратегии аудирования и говорения для различных целей
Просмотр:
    Стандарт 9: Использует навыки просмотра и стратегии для понимания и интерпретации визуальных медиа.
Мышление и рассуждение:
  • Стандарт 1: Понимает и применяет основные принципы аргументации
  • Стандарт 5: Применяет основные методы устранения неполадок и решения проблем
  • Стандарт 6: Применяет методы принятия решений
Работа с другими
  • Стандарт 1: участие в общих усилиях группы
  • Стандарт 4: Демонстрирует эффективные навыки межличностного общения


Расчетное время:
Приблизительно 3 занятия по 90 минут или от 5 до 6 занятий по 45 минут

Необходимые материалы:
  • Доступ в Интернет для просмотра сопутствующих веб-сайтов Особенности карты мира и проведение исследовать.
  • Телевизор/видеомагнитофон для просмотра Оружие, микробы и сталь : Содержание эпизода 1 .
  • Руководство по просмотру, раздаточный материал для каждого учащегося (Скачать ПДФ здесь. [208k] Требуется бесплатный Adobe Акробат.)
  • Руководство по просмотру Ключ ответов для учителей (Скачать ПДФ здесь. [218k] Требуется бесплатный Adobe Акробат.)
  • Библиотека/основные ресурсы для проведения исследований
  • Руководство по исследовательскому проекту для каждого учащегося (Скачать ПДФ здесь. [234k] Требуется бесплатный Adobe Акробат.)
  • Ассортимент художественных принадлежностей, включая картон для плакатов, цветную бумагу, маркеры, клей, цветные карандаши, многоразовые пакеты и т. д. для строительства игр и упаковки


Справочная информация для учителей:

Основная теория Джареда Даймонда состоит в том, что в некоторых странах быстрее других и смогли расширить и завоевать многое мира из-за географической удачи. Доступные природные ресурсы им в сочетании с местными видами и климатом, обеспечиваемым их география привела к тому, что они стали более земледельческими и менее зависимыми от охота и собирательство для пропитания. Этот аграрный образ жизни, в свою очередь, позволяло развивать «специалистов» внутри цивилизация, которая могла бы работать над развитием и совершенствованием технологий необходимо сделать эти цивилизации более прибыльными, сильными и сильнее, чем окружающие. Даймонд утверждает, что эти проживание в умеренном климате с местными животными, которые могут быть одомашненные имели больше шансов развить развитые цивилизации.



Предварительные знания учащегося
Учащиеся должны иметь базовые представления о широте и долготе. а также расположение и размер континентов мира. Кроме того, учащиеся должны понимать слова «культивировать». и «одомашнить».

Стратегия обучения:

Часть 1. Географическая удача описал бы Америку. Мы, бесспорно, самая богатая нация на Земле. И все же, когда мы рассматриваем Из истории Америки мы узнаем, что наши богатства не насчитывают тысячи лет, как Китай или районы Ближнего Востока, когда-то называемые «Плодородным полумесяцем». Скорее, Америка обрела свое богатство за относительно короткий период времени.

  • Чтобы учащиеся заинтересовались темой и сосредоточились на ней, попросите их тихо ответить на следующий вопрос в письменной форме.
    • Почему в некоторых странах изобилие богатства и богатства в то время как другие оставались бедными на протяжении большей части своей истории? После того как учащиеся ответят на этот вопрос письменно, попросите их работайте в парах или малых группах, чтобы поделиться своими ответами друг с другом. Предоставьте учащимся 2-3 минуты, чтобы поделиться своими ответами и обсудить свои идеи друг с другом.
  • Затем познакомьте учащихся с Мировая тема с веб-сайта Guns, Germs and Steel . доступно на www.pbs.org/gunsgermssteel/world/index.html Нажмите на каждом из отмеченных участков карты и прочитать информацию относящийся к этому разделу.
  • Затем обсудите карту, используя следующие вопросы:
    • Глядя на карту, как вы думаете, почему такие регионы, как Северная Америка, Европа и Азия имеют большое технологическое развитие и богатство в то время как огромные континенты, такие как Африка, имеют высокий уровень бедности и болезнь и остаются относительно неразвитыми?
    • Как относительно изолированный континент, такой как Океания, управляется продвигаться технологически и строить относительно богатую нацию Австралии и других областях, таких как Папуа-Новая Гвинея, где технологические достижений мало, а богатства гораздо меньше?
    • После изучения карты и прочтения информации о каждой ключевой области, какие у вас есть теории о том, почему большая часть богатства в мире встречается в районах к северу от тропика Рака (23,5 градусов северной широты)
  • Объясните учащимся, что Джаред Даймонд, известный писатель и профессор, потратил более 30 лет на разработку теории о том, почему некоторые цивилизации развивались быстрее других. Его идея то, что география определяет богатство цивилизации, объясняется в Ружья, микробы и сталь Эпизод первый. Используйте это введение вместе с Руководством по просмотру, чтобы представить фильм. Предложите учащимся просмотреть первый эпизод целиком. Пауза для обсуждения вопросов из Руководства по просмотру по мере необходимости.
  • После того, как все учащиеся смогут просмотреть первый эпизод и завершить Руководство по просмотру, способствовать обсуждению в классе представленных вопросов на гиде. Предложите учащимся привести конкретные примеры из программы, чтобы поддержать их идеи.
  • Часть 2: Какие растения и животные сделали людей географически Удачливый?
    1. Объясните учащимся, что теперь они будут работать, чтобы узнать больше о том, как США стали самой богатой страной на земле. Они будут сделать это, исследуя теорию географии Даймонда и то, как это относится к США
    2. Используйте Пистолеты, микробы и сталь сеть раздел сайта под названием Переменные доступно по адресу www.pbs.org/gunsgermssteel/variables/index.html , и обратите особое внимание на содержание разделов, озаглавленных Культуры и Животные . Используя это информации наряду с другими первоисточниками, студенты будут работать в парах или небольших группах, чтобы узнать о том, как конкретное растение или животное было завезено в США, и обсудите, как это повлияло на страна. Каждая пара или группа будет посвящена определенному растению. или животное и представить свои выводы классу.
    3. Предложите учащимся приступить к работе с использованием Руководства по исследовательскому проекту. на своих проектах. Предоставьте время в классе для изучения и построение игр.
    4. После завершения всех проектов каждая пара/группа должна уделите 1-2 минуты, чтобы представить игру, которую они создали, сорт. Затем учащиеся по очереди играют друг с другом.
      игры, чтобы узнать о каждом конкретном растении или животном.
    5. После того, как все игры были представлены и сыграны, попросите учащихся письменно ответить на следующий вопрос, используя конкретные вещи, которые они узнали, чтобы поддержать их мнения.
    • Вы согласны или не согласны с теорией Джареда Даймонда? о том, что география является главным определяющим фактором, в каких странах стал богатым и могущественным благодаря развитию технологий и завоевания и какие страны остаются бедными и слаборазвитыми по отношению к остальному миру. Объясните свои причины, почему используя конкретные причины, факты и примеры.


    Предложения по оценке:
    1. Учащиеся могут получать баллы/оценки за участие в обсуждениях в классе, групповых презентациях и игровых мероприятиях.
    2. Учащиеся могли получать оценки за завершение или точность за свою работу над руководствами по просмотру.
    3. Учащиеся могли пройти оценку коллег или получить оценки с помощью руководства по подсчету очков за завершение исследовательского проекта/производства игр.
    4. Учащиеся должны получить индивидуальные оценки за последующее письменное эссе с просьбой обсудить свое мнение о теории географической удачи Даймонда.


    Идеи расширения:
    1. Предложите учащимся поделиться тем, что они узнали, используя игры, которые они создали, чтобы рассказать учащимся младших классов об историческом значении растений и животных, которых они изучали, и о том, как выращивание и одомашнивание этих животных был важен для создания цивилизаций по всему миру.
    2. Расширьте студенческие исследования и попросите класс взглянуть на некоторые из наиболее важных с исторической точки зрения обществ, которые развивались на протяжении всей истории. Исследуйте важность растений и животных в развитии великих греческих, римских, египетских, инков, майя, зулусов, койсан, китайских и других империй. Сообщите об этих результатах, используя создание игр или создание музейных экспозиций того, что было изучено.

    Связанные ресурсы:

    Оружие, микробы и сталь разделы веб-сайта озаглавленный:
    Мир (интерактивная карта) www.pbs.org/gunsgermssteel/world/index.html
    Переменные («История…» содержит информацию о различные культуры, животные, технологии и микробы) www.pbs.org/gunsgermssteel/variables/index.htm

    Cyberspace Farm
    http://www. cyberspaceag.com/farmanimals/default.htm
    Предоставляет краткую историю обычных сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственных культур и то, как они развивались с течением времени по мере технологического развития сельского хозяйства

    Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций
    http://www.fao.org/waicent/FAOINFO/agricult/ aga/AGADA_en.asp
    Предоставляет ссылки на различные виды животных, а также информацию о том, как эти животные повлияли на развитие цивилизаций. на протяжении всей истории

    Министерство сельского хозяйства США
    http://www.usda.gov
    Найдите информацию и ресурсы о генной инженерии растений.


    Об авторе:

    Лиза Прососки — независимый консультант по вопросам образования, преподававшая английский в средней и старшей школе, обществознание, чтение, и технологические курсы в течение двенадцати лет.

    Leave A Comment