Задание 1

Контрольная работа по обществознанию

за первое полугодие.

(ученика 10 класса, ФИО, дата)

Задание 1

Запишите слово, пропущенное в схеме.


Элементы структуры деятельности

Цель деятельности

Методы и средства
деятельности


деятельности

Результат
деятельности

Задание 2

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«                                (1) прогресса французские просветители видели в развитии человеческого                                 (2), в распространении                                 (3). Столь оптимистический взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической                                 (4) к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной                                 (5), рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом                                 (6), т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) стабилизация

Б) модернизация

В) разум

Г) формация

Д) просвещение

Е) критерий

Ж) цивилизация

И) структура

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.


1

2

3

4

5

6

Задание 3

1. Раскройте на трех примерах социальную сущность человека.

2. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Задание 4

На заре самолетостроения из-за несовершенства конструкции, отсутствия точной системы аэродинамического и прочностного расчёта часто происходили аварии самолётов. Основоположник современной аэродинамики Н. Е. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полётами птиц, источником подъёмной силы их полётов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчёты и рекомендации Н. Е. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолётов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных учёным.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведённый пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.

Задание 5

Прочитайте текст и выполните задания 1—4.

Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости — важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определённый уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. …

Существует представление, что машины «уничтожают» рабочие места, поскольку они намного производительнее людей. Машина эффективнее человека и заменяет его только в том случае, если отношение предельной выручки от её использования к предельным затратам на неё больше, чем то же самое отношение для человека. Это означает, что ставки заработной платы играют важную роль в определении скорости направлений технологических изменений в экономике. Технологические нововведения высвобождают трудовые ресурсы в одной области и позволяют использовать их в других областях. …

Рост уровня безработицы отражает скорее изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поступление на работу, её поиск и отказ от работы. … Безработица будет оставаться высокой до тех пор, пока ожидания и действительность не придут в соответствие друг с другом.

«Полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную безработицу совершенно неизбежной. …

Чрезмерная безработица влечёт за собой большие экономические и социальные издержки… (Белова В. Л. Введение в макроэкономику. Безработица // Социально-политический журнал — 1998. — № 1. — С. 63–71)

1.Опираясь на текст, укажите важнейшую цель экономической политики. Объясните, почему она является таковой.

2.Что, по мнению автора, влияет на скорость и направления технологических изменений в экономике? К каким последствиям это приводит?

3.Экономисты, как отмечает автор, считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной. Объясните, почему. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера фрикционной безработицы.

4.В тексте говорится о том, что чрезмерная безработица влечёт за собой большие экономические и социальные издержки. Укажите любые три примера этих издержек.

Домашнее задание по истории
Поделюсь опытом выдачи домашнего задания учащимся. Прежде всего, домашнее задание всегда дается конкретное. Не просто номер параграфа,…
Мобу «Колтубанская основная общеобразовательная школа» Бузулукского района Оренбургской области
Как проходил обычный урок? Учитель вызывал ученика, который должен был рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику.
Домашнее задание на неделю 7 е классы. Русский язык

11 класс Обществознание
Повторить параграф 17, изучить записи в тетради и выполнить задание из учебника на стр. 149 №7
Домашнее задание на неделю для 8-х классов Английский язык (подгруппа…

Муниципальный этап 9 класс
Задание Найдите лишнее понятие в перечне. Подчеркните его. Объясните ваше решение
Информатика Задание №3

Домашнее задание на неделю 9 -е класс Русский язык 9 «а»
Дайте характеристику различным видам транспорта зад. 2 ( знать расположение морских портов)
Контрольно-измерительные материалы по обществознанию класс 11, полугодие 1
Задание Переходом от какого общества (типа хозяйства) к какому является менеджерская революция
Домашнее задание на неделю 6 е классы. Математика
П. 26, читать, отвечать на вопросы, выучить правила №891, 892, 893, 897, 898, 902, 903

Вольтер и еще три великих мыслителя эпохи Просвещения

Комсомольская правда

Результаты поиска

ЗвездыКультураКультура: литература

20 ноября 2013 17:59

21 ноября 1694 года родился один из крупнейших французских философов-просветителей 18 века. Именно таким как он было уготовано влиять на умы людей, порождать революции и создавать эпохи. Представляем вам самых известных вольнодумцев этого времени

Рабочий день Вольтера длился до 20 часов, а еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII — начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука — эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие — это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать.

Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Вольтер (1694—1778 гг.)

Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это — ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека.

Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской – однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше, автор «Женитьбы Фигаро».

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Руссо не был сторонником радикальных мер, но его идеи вдохновлялись борцов за идеалы Великой французской революции.

Также, как и Вольтер, является французским философом, одним из самых влиятельных мыслителей 18 века, идейным предшественником французской революции. В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков.

С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.

Кстати, Жан Жак Руссо был автором музыкального словаря и написал комическую оперу «Деревенский колдун», ставшую родоначальницей французских опер-водевилей и продержавшуюся на французской оперной сцене более 60 лет. В результате его конфликта с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы.

Ему везде мерещились заговоры. Именно его «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)

Дидро с удовольствием путешествовал по России и жил в Петербурге.

Французский философ-просветитель — иностранный почетный член Петербургской АН. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В философских произведениях Дени Дидро, будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной.

Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах». Дидро поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Голицыным. Как критик искусства он писал ежегодные обзоры художественных выставок — «Салоны». А с 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге.

Монтескьё (1689-1755)

Монтескьё разработал доктрину о разделении властей.

Полное имя-Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.

Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: «Комсомольская правда» в Волгограде», ул. Краснознаменская, д.7, 7-ой этаж, Волгоград. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 400031 Контактный телефон: +7 (8442) 91-94-63, 91-94-65. [email protected]

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Эпоха Просвещения: мыслители и идеи

Автор: History.com Editors

Обновлено: | Оригинал:

Art Images via Getty Images

Европейская политика, философия, наука и коммуникации были радикально переориентированы в течение «долгого 18 века» (1685-1815) как часть движения, о котором говорится в его участников как Эпоха Разума или просто Просвещение. Мыслители эпохи Просвещения в Британии, Франции и по всей Европе поставили под сомнение традиционный авторитет и приняли идею о том, что человечество можно улучшить посредством рациональных изменений.

Эпоха Просвещения породила множество книг, эссе, изобретений, научных открытий, законов, войн и революций. Американская и Французская революции были непосредственно вдохновлены идеалами Просвещения и, соответственно, ознаменовали пик его влияния и начало его упадка. Просвещение в конце концов уступило место романтизму 19 века.

Раннее Просвещение: 1685-1730

Важными предшественниками Просвещения в XVII веке были англичане Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс, француз Рене Декарт и ключевые естествоиспытатели научной революции, в том числе Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и Готфрид Вильгельм. Лейбниц. Его корни обычно уходят в Англию 1680-х годов, где в течение трех лет Исаак Ньютон опубликовал свои «Принципы математики» (1686 г.), а Джон Локк — «Опыт о человеческом понимании» (1689 г.).) — две работы, которые обеспечили научный, математический и философский инструментарий для основных достижений Просвещения.

Знаете ли вы? В своем эссе «Что такое просветление?» (1784 г.) немецкий философ Иммануил Кант резюмировал девиз эпохи в следующих выражениях: «Смейте знать! Имейте смелость использовать свой собственный разум!

Локк утверждал, что человеческая природа изменчива и что знание приобретается посредством накопленного опыта, а не путем доступа к какой-то внешней истине. Исчисление Ньютона и оптические теории предоставили мощные метафоры Просвещения для точно измеренного изменения и освещения.

Не было единого единого Просвещения. Вместо этого можно говорить о французском Просвещении, шотландском Просвещении и английском, немецком, швейцарском или американском Просвещении. У отдельных мыслителей эпохи Просвещения часто были очень разные подходы. Локк отличался от Дэвида Юма, Жан-Жак Руссо от Вольтера, Томас Джефферсон от Фридриха Великого. Однако их разногласия и разногласия возникли из общих тем Просвещения: рациональных вопросов и веры в прогресс посредством диалога.

Высокое Просвещение: 1730-1780

Сосредоточенное на диалогах и публикациях французских «философов» (Вольтера, Руссо, Монтескье, Бюффона и Дени Дидро), эпоха Высокого Просвещения могла бы лучше всего быть подытожена одним историком в кратком изложении трудов Вольтера. «Философский словарь»: «хаос ясных идей». Главным среди них было представление о том, что все во Вселенной можно рационально демистифицировать и каталогизировать. Знаменитой публикацией того периода была «Энциклопедия» Дидро (1751–1777), в которой ведущие авторы собрались для создания амбициозного сборника человеческих знаний.

Это была эпоха просвещенных деспотов, таких как Фридрих Великий, который объединил, рационализировал и модернизировал Пруссию в промежутке между жестокими многолетними войнами с Австрией, и просвещенных потенциальных революционеров, таких как Томас Пейн и Томас Джефферсон, чья «Декларация независимости (1776 г.) обрисовал американскую революцию в терминах, взятых из эссе Локка.

Это было также время религиозных (и антирелигиозных) инноваций, поскольку христиане стремились изменить свою веру в соответствии с рациональными принципами, а деисты и материалисты утверждали, что вселенная, по-видимому, определяет свой собственный курс без вмешательства Бога. Локк вместе с французским философом Пьером Бейлем стал отстаивать идею отделения церкви от государства. Тайные общества, такие как масоны, баварские иллюминаты и розенкрейцеры, процветали, предлагая европейским мужчинам (и некоторым женщинам) новые способы общения, эзотерические ритуалы и взаимопомощь. Кофейни, газеты и литературные салоны стали новыми местами распространения идей.

Позднее Просвещение и последующие периоды: 1780-1815

Французская революция 1789 года стала кульминацией идеи Высокого Просвещения о свержении старых властей с целью преобразования общества в соответствии с рациональными принципами, но она переросла в кровавый террор, показавший ограниченность свои собственные идеи и привели десятилетие спустя к возвышению Наполеона. Тем не менее, его цель эгалитаризма вызвала восхищение ранней феминистки Мэри Уоллстонкрафт (матери автора «Франкенштейна» Мэри Шелли) и вдохновила как гаитянскую войну за независимость, так и радикальный расовый инклюзивизм первого правительства Парагвая после обретения независимости.

Просвещенная рациональность уступила место дикости романтизма, но либерализм и классицизм 19-го века, не говоря уже о модернизме 20-го века, многим обязаны мыслителям эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения | History of Western Civilization II

Основанное на идее о том, что разум является основным источником власти и легитимности, Просвещение было философским движением, которое доминировало в мире идей в Европе в 18 веке.

Цель обучения

Определите основные идеи, лежащие в основе Эпохи Просвещения

Ключевые моменты

  • Эпоха Просвещения была философским движением, которое доминировало в мире идей в Европе в 18 веке. Основанное на идее о том, что разум является основным источником власти и легитимности, это движение отстаивало такие идеалы, как свобода, прогресс, терпимость, братство, конституционное правительство и отделение церкви от государства.
  • Существует мало единого мнения о точном начале эпохи Просвещения, но начало 18-го века (1701 г.) или середина 17-го века (1650 г.) обычно определяются как отправные точки. Французские историки обычно помещают период между 1715 и 1789 годами. Большинство ученых используют последние годы века, часто выбирая Французскую революцию 1789 года или начало наполеоновских войн (1804–1815 гг.) для датировки конца эпохи Просвещения.
  • Эпоха Просвещения закрепилась в большинстве европейских стран, часто с особым местным акцентом. Культурный обмен в эпоху Просвещения происходил между отдельными европейскими странами, а также в обоих направлениях через Атлантику.
  • Существовало два различных направления мысли Просвещения. Радикальное Просвещение выступало за демократию, личную свободу, свободу выражения мнений и искоренение религиозной власти. Вторая, более умеренная разновидность искала компромисс между реформой и традиционными системами власти и веры.
  • Наука стала играть ведущую роль в дискурсе и мысли эпохи Просвещения. Просвещение уже давно считается основой современной западной политической и интеллектуальной культуры. Он принес на Запад политическую модернизацию. В религии комментарии эпохи Просвещения были ответом на религиозный конфликт предыдущего века в Европе.
  • Историки расы, пола и класса отмечают, что идеалы Просвещения изначально не рассматривались как универсальные в сегодняшнем смысле этого слова. Хотя в конечном итоге они вдохновили на борьбу за права цветных людей, женщин или рабочих масс, большинство мыслителей эпохи Просвещения не выступали за равенство для всех, независимо от расы, пола или класса, а скорее настаивали на том, что права и свободы не передаются по наследству. .

Ключевые термины

редукционизм
Несколько родственных, но различных философских позиций относительно связей между теориями, «сведение» одной идеи к другой, более базовой. В науке его методологии пытаются объяснить целые системы с точки зрения их отдельных, составных частей и взаимодействий.
научный метод
Совокупность методов исследования явлений, получения новых знаний или исправления и интеграции предыдущих знаний, которые применяют эмпирические или измеримые данные с учетом определенных принципов рассуждений. Он характеризует естествознание с 17 века, состоящее из систематических наблюдений, измерений и экспериментов, а также формулирования, проверки и модификации гипотез.
cogito ergo sum
Латинское философское высказывание Рене Декарта, обычно переводимое на английский язык как «Я мыслю, следовательно, существую». Первоначально эта фраза появилась в его «Рассуждении о методе» . Это положение стало фундаментальным элементом западной философии, поскольку оно преследовало цель сформировать надежную основу для знания перед лицом радикального сомнения. В то время как другие знания могли быть плодом воображения, обманом или ошибкой, Декарт утверждал, что сам акт сомнения в собственном существовании служит — как минимум — доказательством реальности собственного разума.
эмпиризм
Теория о том, что знание исходит прежде всего из чувственного опыта. Особое внимание уделяется доказательствам, особенно данным, полученным в результате экспериментов и использования научного метода.

 

 

Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения, также известная как Просвещение, была философским движением, доминировавшим в мире идей в Европе в 18 веке. Основанное на идее о том, что разум является основным источником власти и легитимности, это движение отстаивало такие идеалы, как свобода, прогресс, терпимость, братство, конституционное правительство и отделение церкви от государства. Эпоха Просвещения была отмечена упором на научный метод и редукционизм наряду с растущим сомнением в религиозной ортодоксии. Основные идеи, отстаиваемые современными демократиями, включая гражданское общество, права человека и гражданские права и разделение властей, являются продуктом Просвещения. Более того, науки и академические дисциплины (включая социальные и гуманитарные науки), какими мы их знаем сегодня, основанные на эмпирических методах, также уходят своими корнями в эпоху Просвещения. Все эти события, которые последовали за европейскими исследованиями и колонизацией Америки и усилением европейского присутствия в Азии и Африке и частично совпали с ними, делают эпоху Просвещения отправной точкой того, что некоторые историки определяют как европейский момент в мировой истории: долгий период зачастую трагического господства Европы над остальным миром.

Нет единого мнения относительно точного начала Эпохи Просвещения, поскольку отправной точкой часто считается начало 18-го века (1701 г. ) или середина 17-го века (1650 г.). Французские историки обычно помещают период между 1715 и 1789 годами, с начала правления Людовика XV до Французской революции. В середине XVII века Просвещение берет свое начало в «Рассуждении о методе » Декарта, опубликованном в 1637 году. Во Франции многие цитируют публикацию Исаака Ньютона9.0020 Principia Mathematica  в 1687 году. Некоторые историки и философы утверждают, что Просвещение началось, когда Декарт сместил эпистемологическую основу с внешнего авторитета на внутреннюю достоверность в своем cogito ergo sum  (1637).

Что касается его конца, то большинство ученых используют последние годы века, часто выбирая Французскую революцию 1789 года или начало наполеоновских войн (1804–1815 гг.) для датировки конца эпохи Просвещения.

 

Просвещение закрепилось в большинстве европейских стран, часто с особым акцентом на местном уровне. Например, во Франции он стал ассоциироваться с антиправительственным и антицерковным радикализмом, тогда как в Германии он проник глубоко в средний класс и принял спиритуалистический и националистический тон, не угрожая правительствам или установленным церквям. Реакция правительства была самой разной. Во Франции правительство было враждебно настроено, и мыслители эпохи Просвещения боролись против его цензуры, иногда их сажали в тюрьмы или отправляли в изгнание. Британское правительство в значительной степени игнорировало лидеров Просвещения в Англии и Шотландии. Шотландское Просвещение с его преимущественно либеральным кальвинистским и ньютонианским направлением сыграло важную роль в дальнейшем развитии трансатлантического Просвещения. В Италии значительное ослабление власти церкви привело к периоду великих размышлений и изобретений, в том числе научных открытий. В России правительство начало активно поощрять распространение искусств и наук в середине 18 века. В эту эпоху появились первый в России университет, библиотека, театр, общественный музей и независимая пресса. Несколько американцев, особенно Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон, сыграли важную роль в распространении идей Просвещения в Новом Свете и влиянии на британских и французских мыслителей. Культурный обмен в эпоху Просвещения шел в обоих направлениях через Атлантику. В своем развитии идей естественной свободы европейские и американские мыслители опирались на культурные обычаи и верования американских индейцев.

Первая страница Энциклопедии, изданной между 1751 и 1766 годами.

Ярким примером справочников, которые систематизировали научные знания в эпоху Просвещения, были универсальные энциклопедии, а не технические словари. Цель универсальных энциклопедий заключалась в том, чтобы зафиксировать все человеческие знания во всеобъемлющем справочнике. Самая известная из этих работ — «Энциклопедия Дени Дидро и Жана ле Ронда д’Аламбера, или обоснованный словарь наук, искусств и ремесел»9.0021 . Работа, которая начала публиковаться в 1751 году, состояла из тридцати пяти томов и более 71 000 отдельных статей. Большое количество статей было посвящено подробному описанию наук и ремесел и предоставило интеллектуалам всей Европы качественный обзор человеческих знаний.

В середине 18 века в Европе произошел взрыв философской и научной деятельности, бросившей вызов традиционным доктринам и догмам. Философское движение возглавляли Вольтер и Жан-Жак Руссо, которые выступали за общество, основанное на разуме, а не на вере и католической доктрине, за новый гражданский порядок, основанный на естественном праве, и за науку, основанную на экспериментах и ​​наблюдениях. Политический философ Монтескье выдвинул идею разделения властей в правительстве, концепцию, которую с энтузиазмом восприняли авторы Конституции Соединенных Штатов.

Существовало два различных направления мысли Просвещения. Радикальное просвещение, вдохновленное философией Спинозы, выступало за демократию, личную свободу, свободу выражения и искоренение религиозного авторитета. Вторая, более умеренная разновидность, поддерживаемая Рене Декартом, Джоном Локком, Кристианом Вольфом, Исааком Ньютоном и другими, искала компромисс между реформой и традиционными системами власти и веры.

Наука стала играть ведущую роль в дискурсе и мысли эпохи Просвещения. Многие писатели и мыслители эпохи Просвещения имели опыт работы в науке и связывали научный прогресс с ниспровержением религии и традиционных авторитетов в пользу развития свободы слова и мысли. Вообще говоря, наука Просвещения высоко ценила эмпиризм и рациональное мышление и была связана с идеалом Просвещения о продвижении и прогрессе. Однако, как и в случае с большинством взглядов эпохи Просвещения, преимущества науки не были очевидны повсеместно.

Просвещение уже давно считается основой современной западной политической и интеллектуальной культуры. Он принес на Запад политическую модернизацию с точки зрения сосредоточения внимания на демократических ценностях и институтах и ​​создания современных либеральных демократий. Основы европейской либеральной мысли, в том числе право личности, естественное равенство всех людей, разделение властей, искусственный характер политического строя (что привело позднее к различению гражданского общества и государства), воззрение что вся законная политическая власть должна быть «представительной» и основываться на согласии людей, а также либеральное толкование закона, дающее людям свободу делать все, что прямо не запрещено, — все это было разработано мыслителями эпохи Просвещения.

В религии комментарии эпохи Просвещения были реакцией на религиозные конфликты прошлого столетия в Европе. Мыслители Просвещения стремились ограничить политическую власть организованной религии и тем самым предотвратить новую эпоху нетерпимой религиозной войны. Разработан ряд новых идей, в том числе деизм (вера в Бога-Творца без ссылки на Библию или какой-либо другой источник) и атеизм. Последнее много обсуждалось, но имело мало сторонников. Многие, подобно Вольтеру, считали, что без веры в Бога, наказывающего зло, нравственный порядок общества подрывается.

Первая страница журнала The Gentleman’s Magazine, основанного Эдвардом Кейвом в Лондоне в январе 1731 года.

Увеличение потребления всевозможных материалов для чтения было одной из ключевых особенностей «социального» Просвещения. Промышленная революция позволила производить потребительские товары в больших количествах по более низким ценам, что способствовало распространению книг, брошюр, газет и журналов. Нововведение Кейва заключалось в создании ежемесячного дайджеста новостей и комментариев на любую тему, которая могла бы заинтересовать образованную публику, от цен на товары до латинской поэзии.

Идеи Просвещения сыграли важную роль в вдохновении Французской революции, которая началась в 1789 году и подчеркивала права простых людей, а не исключительные права элиты. Как таковые, они заложили основу для современных, рациональных, демократических обществ. Однако историки расы, пола и класса отмечают, что идеалы Просвещения изначально не рассматривались как универсальные в сегодняшнем смысле этого слова. Хотя в конечном итоге они вдохновили на борьбу за права цветных людей, женщин или рабочих масс, большинство мыслителей эпохи Просвещения не выступали за равенство для всех, независимо от расы, пола или класса, а скорее настаивали на том, что права и свободы не передаются по наследству. (наследственность власти и прав была обычным допросветительским предположением). Эта точка зрения прямо нападала на традиционно исключительное положение европейской аристократии, но по-прежнему в значительной степени была сосредоточена на расширении прав белых мужчин определенного социального положения.

 

Атрибуция

    • Идеалы Просвещения
      • «Эпоха Просвещения». https://en.wikipedia.org/wiki/Age_of_Enlightenment. Википедия CC BY-SA 3.0.

      • «Журнал для джентльменов». https://en.wikipedia.org/wiki/The_Gentleman%27s_Magazine. Википедия CC BY-SA 3.0.

      • «Эмпиризм». https://en.wikipedia.org/wiki/Эмпиризм. Википедия CC BY-SA 3.0.

      • «Научный метод». https://en.wikipedia.org/wiki/Научный_метод. Википедия CC BY-SA 3.0.

      • «Редукционизм». https://en.wikipedia.org/wiki/Редукционизм. Википедия CC BY-SA 3.0.

      • «Cogito ergo sum». https://en.wikipedia.org/wiki/Cogito_ergo_sum. Википедия CC BY-SA 3.0.

      • «800px-Gentleman’s_Magazine_1731.JPG». https://en.wikipedia.org/wiki/Age_of_Enlightenment#/media/File:Gentleman%27s_Magazine_1731.JPG. Википедия Общественное достояние.

      • «Encyclopedie_de_D’Alembert_et_Diderot_-_Premiere_Page_-_ENC_1-NA5.