«Можно ли считать романтической профессию учёного?» из жизни и литературы

Автор Алёна Базан На чтение 19 мин Просмотров 2.1к. Обновлено

В данной подборке представлены аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для сочинения ЕГЭ по теме: «Можно ли считать романтической профессию ученого?». Все примеры подобраны в соответствии с требованиями, поэтому могут служить в качестве образца при подготовке к экзамену. Желаем успехов!

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «профессия»
  5. Эпитеты к слову «профессия»
  6. Синонимы к слову «учёный»
  7. Синонимы к слову «учёный»
  8. Примеры из художественной литературы
  9. Примеры из жизни
  10. Народная мудрость
  11. Афоризмы

Проблема

Можно ли считать романтической профессию учёного?

Отношение автора к проблеме

Большинство людей не видят в повседневном труде учёного ничего романтичного. Несмотря на то, что учёные каждый день познают что-то новое. Именно у них есть возможность делать открытия, то, что ранее было неизведанным. Однако романтическими профессиями всё-таки принято считать профессию лётчика, космонавта, военного или моряка дальнего плаванья. Возможно, дело в том, что не все открытия по достоинству оцениваются современниками.

Аргументы
  1. Не всегда современники могут по достоинству оценить открытие учёного.
  2. Далеко не каждый способен стать учёным.
  3. Учёный – это профессия на все времена.
  4. Технический прогресс не стоит на месте только благодаря работе учёных.
  5. В древние времена учёными были только жрецы, а позже религия и наука разделились.
  6. Современное понятие профессии ученого появилось в 19 веке.
  7. Труд учёных иногда способен перевернуть ход истории.
  8. Профессия ученого интересна тем, что он всегда движется только вперёд, навстречу открытиям.
  9. Мир постоянно развивается, поэтому учёным всегда будет чем заняться.
  10.  Быть учёным – это тяжелый труд, который не каждому по плечу.

Эпитеты к слову «профессия»

Работа, занятие, специальность, звание, должность, ремесло, дело, профиль, квалификация, деятельность, призвание.

Эпитеты к слову «профессия»

Избранная, престижная, уважаемая, устаревшая, модная, современная, почётная, неопределённая, будущая, рискованная, благородная, почтенная, интересная, нелёгкая, специфическая, необходимая, редкая, интеллигентная, творческая, опасная вредная, основная, достойная, трудная, героическая, необычная, древняя, мужская, женская, любимая, серьёзная, новая, прибыльная, собственная, активная, бешеная, благодарная, бодрая, вдохновенная, веселая, взволнованная, воодушевленная, высококачественная, горячая, живая, изобретательская, интенсивная, напряженная, неотложная, нормальная, перспективная, плодотворная, самозабвенная, самоотверженная, созидательная, старательная, терпеливая, труженическая, упорная, честная, экстренная, бесперспективная, бессмысленная, глупая, гнетущая, изнурительная, изнуряющая, кропотливая, механическая, неблагодарная, неинтересная, нелегкая, непосильная, неприятная, нервная, нудная, обременительная, однообразная, скучная, суровая, сухая, томительная, тоскливая, тяжелая, тяжкая, удручающая, унылая, хлопотливая, черная, духовная, душевная, интеллектуальная, интеллигентная, мозговая, мыслительная, умственная, хитрая, чистая, значимая, ответственная, техническая, педагогическая, рабочая.

Синонимы к слову «учёный»

Профессор, естествоиспытатель, теоретик, практик, идеолог, специалист, энциклопедист,  просветитель, лингвист, языковед, математик, физик, химик, мудрец, книжник, научный сотрудник, деятель науки.

Синонимы к слову «учёный»

Великий, молодой, опытный, неопытный, новоиспечённый, выдающийся, нобелевский, признанный, удивительный, иностранный, современный, неутомимый, самоотверженный, авторитетный, пытливый, компетентный, интересующийся, известный, отечественный, беспристрастный, сумасшедший, ведущий, известный, популярный, серьезный, советский, гениальный, будущий, русский, юный, истинный, настоящий, старый, беззаветный, бесстрашный, дерзновенный, доблестный, достославный, легендарный, мужественный, отважный, подлинный, прославленный, славный, смелый, храбрый, благородный, боготворимый, ведущий, главный, оригинальный, популярный, стандартный, стереотипный, трафаретный, тривиальный, характерный, центральный, шаблонный, штампованный, романтический.

Примеры из художественной литературы
  1. И. Гете «Фауст».

Главный герой трагедии И. Гете – учёный Фауст, который пытается найти смысл человеческого существования и связь всего существующего в природе. Для того чтобы ответить на свои вопросы, он изучил философию, медицину, юриспруденцию, богословие и множество других наук. Всю свою жизнь он познаёт новое и самосовершенствуется, однако так и не приблизился к разгадке. В результате он понял, что люди далеки от совершенства и их мышление весьма ограничено.

В трагедии есть ещё один учёный, совсем непохожий на главного героя. Это Вагнер. Глядя на него, нельзя назвать профессию учёного романтичной. Вагнера интересует только наука и слава, а люди, природа и сама жизнь – не заботят его. Он придерживается мнения, что тайны бытия можно познать только при помощи книжных знаний. Именно поэтому всё своё время он проводит над книгами. Вагнер завидует Фаусту, не понимая в силу своей ограниченности, насколько трудна его судьба.

Фауст всё время находится в подавленном состоянии, потому что видит, что всё сделанное им не принесло никаких результатов. Он дошёл до того, что был готов убить себя, лишь бы избавиться от этих душевных мук, но звон церковных колоколов остановил его. Позже в жизни отчаявшегося учёного появился Мефистофель – дьявол, который не любил людей, считая их глупыми созданиями, неспособными понять что-либо великое. Его виденье мира и непредвзятая точка зрения изменили жизнь Фауста навсегда.

Встреча главного героя и Мефистофеля оказалась неслучайной. Между дьяволом и Богом произошёл спор, что представляет собой человек. Мефистофель мог выиграть этот спор, только если переманит Фауста на сторону тьмы. Этим он докажет свою правоту и получит душу великого учёного. Целью Мефистофеля было добиться того, чтобы Фауст отрёкся от своих идей и перестал искать истину. Однако главный герой оставался неизменен в своих убеждениях, сколько бы усилий не прикладывал Мефистофель, ему не удавалось искусить Фауста.

Кроме того, в конце своей жизни Фауст всё-таки понял, в чём заключалось его предназначение. Он осознал, что смысл его жизни – в труде на благо окружающих. Автор соглашается с ним, но говорит о том, что истину в жизни найти невозможно. Душа Фауста досталась Богу, простой учёный победил самого дьявола. Он не сдался под натиском бесчисленных невзгод и продолжил искать ответы, преодолев все испытания. Наградой за его стойкость стала встреча с Маргаритой на небесах. На примере этого образа И. Гёте хотел показать, что человеческое предназначение состоит в познании нового, и пока человек будет следовать этому – он будет счастлив.    

  1. Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».

В центре сюжета романа английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» находится история об учёном Викторе Франкенштейне и его создании чудовища, непохожего на всех известных существ.

Мэри Шелли на создание этого романа вдохновили рассказы о паранаучной теории немецкого доктора Фридриха Месмера, который утверждал, что при помощи определённых магнитных импульсов можно устанавливать телепатическую связь между разными людьми. Кроме того, юная писательница интересовалась методом гальванизма, который открыл учёный Луиджи Гальвани. Во время опытов над лягушкой, он заметил, что мышцы на её лапках дёргаются во время прикосновения скальпеля, а его племянник продолжил изучение гальванизма, ставя опыты над телами умерших людей.

Дополнили воображение Мэри Шелли слухи о замке Франкенштейне, в котором якобы раньше была алхимическая лаборатория.

Действие романа начинается на Северном полюсе. Там команда английского исследователя Уолтона обнаруживает истощённого человека, которым оказывается Виктор Франкенштейн. Он рассказывает новым знакомым, как оказался один в таком месте.

Виктор родился в Женеве в аристократической семье. С детства мальчик проводил всё свободное время в домашней библиотеке, собирая всевозможные знания. Однажды в его руки попали труды известных алхимиков, которые мечтали найти философский камень, способный превратить любой металл в золото. После смерти матери Виктора отправили учиться в университет. Именно там он впервые заинтересовался вопросом возможности создания живого существа из неживых материй. Вскоре начинающий учёный решился на ужасный эксперимент: он соединил отдельные части разных трупов и оживил их при помощи электрического тока. Когда чудовище ожило, Виктор испугался и сбежал из лаборатории.

Он надеялся избавиться от своего прошлого и начать жизнь с нового листа. Однако вскоре узнал ужасающую новость о том, что его младшего брата Уильяма жестоко убили. Виктор сразу же догадался, чьих рук это дело. Но чудовище совершило преступление не просто так, оно сделало это только потому, что возненавидело своего создателя, который бросил его в одиночестве и обрёк на несчастное существование.

Далее монстр убивает лучшего друга Франкенштейна. Причиной этого преступления стал отказ учёного создавать для своего «детища» невесту. Виктор подумал, что после такого страшного союза в мире появится ещё больше монстров, поэтому уничтожил подготовленное женское тело. Месть чудовища на убийстве Анри Клерваля не остановилась, вскоре от его рук погибает и молодая супруга Виктора.

Обезумевший от горя ученый решает, во что бы то ни стало, избавиться от результата своего эксперимента. Поэтому бросается за ним в погоню. Так он и оказывается на Северном полюсе, однако чудовище было выносливее своего создателя, поэтому с лёгкостью от него скрылось. В финале романа главный герой погибает.

Стремясь к новому открытию, Франкенштейн создал настоящее Зло. Молодой профессор хотел отыскать бессмертие, но его путь оказался неверным. Стремление к открытию чего-то нового, обрекло учёного и его близких на неминуемую гибель.    

  1. М.А. Булгаков «Собачье сердце».

В центре сюжета романа М.А. Булгакова «Собачье сердце» находится эксперимент профессора Преображенского. Филипп Филиппович – учёный-медик, хирург-экспериментатор, профессор медицинских наук. Его интересует модная в то время проблема омолаживания человека. Этот герой – яркий представитель настоящей московской интеллигенции, демократ по происхождению и аристократ по духу. Он свято чтит традиции элиты Московского университета: служить науке, не навредить человеку, всеми возможными способами сохранить жизнь любого живого существа.

Профессор Преображенский очень талантлив и популярен своими трудами даже заграницей. Он постоянно изучает что-то новое, читает медицинскую литературу после приёма пациентов.

В ходе своих научных опытов профессору удаётся получить из собаки человека. Он пытается воспитать его, сделать достойным представителем общества, однако Шариков стал воплощением того, чей мозг послужил донорским материалом во время операции по пересадке. После этого эксперимента жизнь в доме Филиппа Филипповича перевернулась с ног на голову. Он был слишком увлечён наукой, чтобы вовремя заметить в кого превращается его подопытный. Благие намерения профессора помочь человечеству обернулись настоящей трагедией.

За комедийностью сюжета находится глубокая драма русской научной интеллигенции, которая невольно помогала новому режиму укреплять своё пагубное влияние. Благодаря их помощи Шариковы пробились к власти и стали не только отравлять жизнь нормальным людям, но и решать их судьбы.   

  1. Бертольд Брехт «Жизнь Галилея».

Бертольд Брехт написал пьесу «Жизнь Галилея» в Дании, спасаясь от гитлеровского режима. С первого взгляда можно подумать, что эта пьеса – историческая трагедия, потому что описываемая действительность соответствуют реальности, даты указаны точные. Однако в событиях трёхсотлетней давности можно заметить отсылки на современный автору мир и актуальные в нём проблемы.

Тема пьесы – наступление «Нового времени» и реакция общественности на идеи этого времени. Основной конфликт в произведении происходит между главным героем учёным и властью. Галилей ни на секунду не сомневался в своей правоте, он пытался отстоять правильность теории Коперника, в которой планета Земля не была центром Вселенной, а вращалась вместе с другими планетами вокруг Солнца. Его конфликт с обществом не прекращался даже во время мнимого внешнего смирения. Галилей считал, что залогом научного прогресса является честность учёных.

Драма состоит из 15 актов. Действие происходит в Италии, в Падуе, во Флоренции и Риме, охватывая временные рамки – 28 лет. В произведении автор представляет сложный и неоднозначный образ гениального учёного. Вся пьеса – это рождение, развитие идеи Галилея и его отречение от неё. Главный герой возникает перед читателем в пору научных прозрений и морального падения. Галилео Галилей – необычный человек, который при помощи силы своего ума достигает высот, недостижимых для простых людей, неспособных увидеть новое в повседневных вещах.

Галилей – человек идеи. Он может без перерыва, днями, месяцами работать над своими научными опытами. Изучая небесные светила, он постоянно портил своё зрение, проводя слишком много времени у телескопа, но это совершенно не беспокоило учёного. Ведь результат того стоил. Охваченный своим научным трудом, Галилей отказался покинуть город, в котором разбушевалась чума. Он говорил, что его трехмесячные записи можно будет просто выкинуть, если он не закончит эту работу, а чума всё равно была в то время везде.

Однако, не побоявшись страшной болезни, великий учёный не устоял перед силой тех, кто обладал властью. Он отрёкся от своих идей, испугавшись физических мук, обещанных в противном случае инквизицией. Ученики Галилея тяжело восприняли предательство своего учителя. Самый верный его ученик Андреа Сарти был разочарован в своём учителе вплоть до того момента, пока не узнал, что Галилей втайне каждой ночью переписывал свою книгу, на которую наложили запрет. Именно Андреа способствовал распространению изданий этого труда заграницей. А другие ученики и последователи учёного отреклись от него и оставили свои исследования.

Наука понесла тяжёлую потерю после отречения Галилея, для её развития был необходим его подвиг. Бертольд Брехт прославлял в своём произведение величие человеческого ума, но в то же время хотел показать, что любая научная деятельность требует у тех, кто ей занимается бесстрашия и самоотверженности.

  1. Айзек Азимов «Основание».

«Основание» — это цикл, состоящий из семи научно-фантастических романов.

В «Основании» описывается далёкое будущее. Действие романов происходит в сверхгосударстве под названием Галактическая Империя. Эта империя охватила весь Млечный путь.

Главный герой – учёный-математик Гэри Сэлдон. Он стал основателем науки «психоистории», которая могла прогнозировать масштабные изменения в истории развития любого государства. Гэри открылось будущее, и он узнал, что Первую Империю ожидает неизбежное падение, за которым последуют тёмные времена. Будучи не простым человеком, а учёным, Гэри решает, во что бы то ни стало, сохранить свою цивилизацию. Он понял, что главными причинами предстоящего краха их государства являются неэффективное управление и слишком большой размер Империи. Исправить это было уже невозможно, поэтому Сэлдон создаёт организацию «Основание Энциклопедистов», которая по его плану, рассчитанному на 1000 лет вперёд, должна будет сохранить основу цивилизации, а затем возродить её в полном объёме. Задача «Основания» заключалась в написании Галактической энциклопедии, в которую нужно было включить все накопленные за предыдущие века знания, науки и культуру.   При работе «Основания» прогнозируемый период упадка снижался с 30000 лет до 1000, однако главный герой был слишком увлечён своим изобретением, поэтому он не учёл того, что бывают факторы, которые невозможно предугадать.

Постепенно «Основание» захватило власть и продолжало расширять своё влияние. Долгое время люди нерушимо следовали плану гениального учёного Гэри Сэлдона, но всего один человек смог разрушить в короткий срок Великий план и подчинить себе всю Империю.

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — образованный человек. Евгений Базаров занимается естественными науками, целые дни проводит у микроскопа, проводя различные опыты. Однако ничего романтического в своей профессии он не видит. Базаров хочет стать доктором, но насмехается над современной медициной. Он считает, что науки самой по себе не существует, любая научная деятельность, по его мнению, это всего лишь различные ремёсла и знания.

В основе материалистических взглядов главного героя находилась популярная в то время книга Людвига Бюхнера «Материя и сила», философия которой опиралась на достижения естественных наук. В России 60-х годов было модно увлекаться именно естественными науками. Но Базаров был не просто увлечён наукой, он обладал обширными знаниями в области медицины, химии, физики, ботаники и зоологии. Он считал знания необходимым фундаментом для любого рода деятельности, полезной обществу. Базаров выступал за развитие науки и утверждал материалистическое мировоззрение, но ему не хватало веры, без которой невозможно стать истинным учёным.

Примеры из жизни

Никола Тесла – великий учёный и изобретатель 20 века. Открытия этого физика-инженера навсегда изменили мир. Всемирную известность учёному принесло создание электродвигателя, генератора и многофазных систем, работающих на переменном токе. Также Тесла известен своими опытами, подтверждающими наличие и возможность использования эфирных технологий. Как и ко всем гениальным людям, к Николе Тесла относились по-разному: одни называли его экстрасенсом, предсказывающим будущее, другие мошенником и шизофреником, а третьи – величайшим изобретателем всех времён и народов.

Никола родился в семье священнослужителя. Первый класс он окончил в сельской школе, а потом перевёлся в городскую. Повышение сана его отца позволило мальчику получить более качественное образование. С ранних лет Никола научился быть самостоятельным. Его родители много работали, поэтому будущий учёный часто оставался дома один и занимался хозяйством. Позже он устроился на завод, чтобы зарабатывать себе карманные деньги. 

Родители Николы хотели, чтобы мальчик продолжил дело отца и стал священнослужителем. У юноши были совершенно иные интересы, но он не хотел перечить воле своих родителей, поэтому согласился изучать духовные науки. Однако сама судьба распорядилась иначе. В родном городе будущего учёного в то время разразилась эпидемия холеры и Николе запретили возвращаться домой. Тем не менее, он всё же поехал и в скором времени тяжело заболел. Спустя девять месяцев болезни, Тесла оказался при смерти. Отец, чтобы взбодрить умирающего сына, пообещал ему, что не будет против изучения инженерного дела. После этого обещания Никола чудодейственным образом выздоровел и смог воплотить свою мечту в жизнь.

Тесла обладал необычным даром, ему суждено было стать учёным. Мысленно представляя какое-либо устройство или прибор, он мог протестировать его и воплотить в жизнь уже готовое к применению изделие. Даже современный компьютер не справился бы с подобной задачей. Новаторство трудов Теслы заключалось в том, что благодаря ему появилась возможность передачи электроэнергии на большие расстояния, обеспечивая ею осветительные приборы, фабричные установки и бытовую технику.

Тесла всё время хотел посвятить всего себя своим идеям, но жизненные обстоятельства не позволяли сделать этого. Одно время ему даже пришлось побираться и рыть канавы, чтобы не умереть с голода. Заняться непосредственно наукой он смог только после встречи с промышленным деятелем Джорджем Вестингаузом, который понял, что перед ним находится гений.  

Народная мудрость
  1. «Учёный везде почтенный». Данной пословицей наши предки хотели прославить профессию учёного. Они очень уважали и почитали тех, кто владел знаниями.
  2. «Ученому везде дорога». В этой пословице идёт речь о том, что учёные люди везде необходимы.
  3. «Ученый без дела, как туча без дождя». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку, который изучает науки, всегда необходимо заниматься делом. Самосовершенствование – трудная работа, в которой нет места для отдыха.
  4. «За одного ученого двух неученых дают, и то не берут». В этой пословице говорится о том, что на учёного человека всегда большой спрос.
  5. «Ученый водит, неученый следом ходит». В этой пословице идёт речь о первенстве тех, кто владеет знаниями. Учёный человек всегда будет на шаг впереди остальных.
  6. «Наука украшает разум». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеческий разум без науки не представляет ничего особенного. Знания украшают человека.
  7. «Наука учит только умного». Наши мудрые предки считали, что изучение наук – удел умных людей, остальным это не под силу.
  8. «Кончил курс науки, а знает аз да буки». В этой пословице идёт речь о людях, которые долго учились, но так ничему и не научились.
  9. «Погруженный в науки не ведает скуки». В данной пословице говорится о том, что человеку, изучающему науки, никогда не бывает скучно.
  10.  «Наука даром не даётся – наука трудом берется». В этой пословице говорится о том, что учёным может стать только тот, кто много и упорно трудиться.

Афоризмы
  1. «В кругу учёных есть только два понятия: наука и мнение. Первая даёт точное познание о вещах, а последнее порождает невежество». Древнегреческий целитель и философ Гиппократ говорил, что учёные считают науку единственным верным способом познать истинную сущность вещей. Любое другое мнение порождает невежество.
  2. «Учёные — это те, которые начитались книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, которые читали непосредственно в книге вселенной». Немецкий философ Артур Шопенгауэр считал, что учёные отличаются от гениев тем, что все их знания взяты только из книг.
  3. «Я не могу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку». Основатель современной теоретической физики Альберт Эйнштейн был уверен в том, что каждый учёный обладает сильной верой.
  4. «Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого». Немецкий философ-материалист Людвиг Андреас фон Фейербах считал, что главная добродетель учёного заключается в его честности.
  5. «Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий». Английский философ, политик и историк Фрэнсис Бэкон сравнил талантливых людей с дикими растениями, потому что их тоже нужно выращивать. Только растениям достаточно воды и солнечного света, а юным дарованиям необходимы ещё и учебные занятия.
  6. «Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову». Французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень говорил, что стремление к славе свойственно только пустым деятелям науки, истинные учёные подобны созревшим колосьям, которые клонятся к земле.
  7. «Ученый без трудов — дерево без плодов». Знаменитый персидский мыслитель и поэт Саади сравнил учёного с деревом. Труды учёного, словно плоды у дерева. Именно в них заключается истинная ценность.
  8. «Любознательность создает ученых и поэтов». Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс говорил, что учёными, как и поэтами, становятся только любознательные люди, которых интересует устройство окружающего мира.
  9.  «Некоторые ученые накапливают знания только для того, чтобы хвалиться ими». Немецкий учёный, философ и публицист Георг Кристоф Лихтенберг говорил, что некоторые учёные занимаются наукой только для того, чтобы обрести славу. Истинные знания им не интересны.
  10.  «Настоящий ученый — романтик. Только романтики верят в то, что возможно всё». Американский писатель Рэй Брэдбери считал, что все истинные учёные – романтики. Потому что только романтики могут верить в то, что принято считать невозможным.

«Романтики в науке мало» — Индикатор

— Антон, в какой области физики вы работаете? Какие практические задачи помогут решить ваши исследования?

— Область моих научных интересов — физика полупроводников и полупроводниковых наноструктур. Она позволяет решить задачи, связанные с развитием полупроводниковой оптоэлектроники, с развитием технологий квантовых компьютеров. Все эти технологии, если они будут внедрены, безусловно, помогут развитию экономики России.

— Каких результатов вы уже добились?

— Еще студентом я заинтересовался темой оптоэлектроники на основе кремния. Кремний — непрямозонный полупроводник, проще говоря, он очень плохо излучает свет и потому не может использоваться как активный элемент в светодиодах или лазерах. Тем не менее он стал основным материалом для производства процессоров компьютеров, мобильных телефонов, ноутбуков. Человечеству давно хочется преодолеть проблему непрямозонности кремния, сделать оптоэлектронику на его основе. И я думаю, наша научно-исследовательская группа несколько преуспела в этом направлении.

Мы развили теорию оптических свойств кремниевых нанокристаллов. Оказывается, что большой «кирпичик» кремния — с миллиметровыми «сторонами» — излучает плохо, а очень маленький — с размерами всего в несколько нанометров, такие объекты называют нанокристаллами, — намного лучше. Когда вы используете очень маленький объект, нанометровых масштабов, вы преодолеваете проблему непрямозонности.

Последний год мы также занимаемся проблемой модификации и массивных образцов кремния с типичными для традиционной микроэлектроники размерами: воздействуем на материал ионными пучками таким образом, что меняется его кристаллическая структура. С новой кристаллической структурой он излучает намного лучше. Но при этом используемые нами методики совместимы со всеми традиционными технологиями электроники. И это может сделать их впоследствии востребованными в промышленности.

Горжусь ли я этими результатами? Я смогу ответить на этот вопрос много лет спустя, когда увижу, дойдет ли это до конечного потребителя, произведет ли это революцию или нет.

— А что именно можно будет сделать из излучающих кремниевых кристаллов?

— Такие нанокристаллы можно будет использовать как активные элементы в светодиодах и лазерах. Но более интересное применение — фотонные схемы передачи данных. В них сигнал в плате будет передаваться не за счет передвижения электронов, как это делается традиционно, а за счет передачи фотонов, частиц света. Скорость света выше скорости движения любых других частиц. Поэтому быстродействие таких схем намного превысит быстродействие любых электронных аналогов.

— Поможет ли это уменьшить размер микросхем? Есть ли тут связь с законом Мура?

— В последние годы в полупроводниковой технологии замечено отклонение от закона Мура в меньшую сторону. На старых физических принципах невозможно получить то быстродействие, которое предсказывает закон Мура. Чтобы он выполнялся, нужно переходить к новым физическим принципам. И дело, наверное, не только в масштабировании объектов, хотя использование нанокристаллов позволит существенно уменьшить размер элементов схемы. Но важнее использование новых принципов передачи информации, которые не только помогут выправить кривую закона Мура, но даже и обогнать ее.

— Насколько жизнь ученого насыщена международными и российскими конференциями? И был ли у вас шанс в таких поездках сравнить уровень российских исследований по физике полупроводников с зарубежными?

— Жизнь ученого, безусловно, насыщена поездками, и не только на международные конференции, но и на стажировки, и в лаборатории к коллегам. Скажем, у меня очень хорошие взаимоотношения с коллегами из Индии. Я думаю, что отечественная наука в целом, может быть, несколько отстает от американской или японской.

Что касается конкретно физики полупроводников, то Российская Федерация, на мой взгляд, — один из мировых лидеров в этом направлении. Особенно в теоретической физике полупроводников. У нас есть исторически сложившиеся сильные центры, скажем, Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе в Петербурге, московские организации, да и Нижний Новгород не сильно от них отстает. Проблемы, как правило, связаны с экспериментальной физикой, поскольку 1990-е годы сильно отразились на инфраструктуре. В последние годы были вложены огромные средства для ее восстановления, для создания новой инфраструктуры, но нужно время, чтобы ликвидировать зазор между, например, американскими и российскими экспериментальными исследованиями. Я думаю, что очень скоро Россия не просто догонит, а перегонит, потому что уровень наших молодых ученых сейчас выше, чем у молодежи, работающей в Штатах или в Европе. И мы выйдем в лидеры, я в этом не сомневаюсь.

— Как вы оцениваете положение дел в российской науке именно в таких региональных центрах, как, например, ваш? Иногда по научным статьям складывается ощущение, что основные научные центры в России — это Москва, Петербург, иногда Новосибирск.

— Я думаю, что с наукой в регионах не все так плохо, как иногда это подается в СМИ. Безусловно, Москва и Петербург — это крупнейшие научные центры страны, и по историческим причинам, и из-за концентрации населения и научных институтов. Там есть хорошая, сформировавшаяся научная среда. Но я не могу сказать, что в Нижнем Новгороде намного хуже. Нас, пожалуй, меньше, но квалификация сотрудников у нас очень высокая, не ниже, чем в Москве и в Петербурге. А в некоторых направлениях — в физике лазеров, в волновой физике — Нижний Новгород лидер не только в России, но и во всем мире.

Более того, я считаю, что молодежи полезнее начинать свою карьеру именно с региона. Выучиться в регионе, а уже потом пойти на повышение — в Москву, в Петербург, возможно, переехать в Европу. Но регионы как стартовая площадка подходят лучше, потому что здесь у сильного руководителя больше возможности уделять время своему ученику. Известна история (это не анекдот, а истинная правда!), когда один из профессоров на банкете в МГУ спрашивает молодого человека, сидящего рядом с ним: «А вы у нас студент или аспирант?» Тот отвечает: «Аспирант». «А какого вы года?» — спрашивает профессор. «Третьего». «Мммм. А кто ваш научный руководитель?» — «Вы, профессор!» Конечно, в регионах такого не будет.

— Что стоит сделать, чтобы предотвратить постоянный отток молодых ученых в Москву? И есть ли у вас какие-то советы для тех молодых ученых, кто стоит перед выбором, где начинать свою карьеру?

— С точки зрения карьерного роста, конечно, Москва и Петербург привлекают всех. Они гораздо ближе к Европе, проще ездить в командировки, там намного больше возможностей — не получилось в одном месте, можно перебраться в другое. Поэтому при построении научной карьеры, как и любой другой, крупные города, крупные экономические центры все равно будут привлекать.

Но в регионах есть возможность начать что-то свое. Вы можете занять позицию или преподавателя, или, возможно, научного сотрудника в лаборатории и развивать свое исследование, то, что лично вам интересно. И в регионах меньше давления руководства по получению наискорейших результатов. Может быть, год-два вы поработаете за оклад и переживете сложный период, но потом добьетесь собственного результата и сделаете себе на этом имя. На том, что вы лично привнесли в науку. В Москве и Петербурге это сложнее — вы продолжаете традиции научной школы, ваше собственное лицо может затеряться за большим именем вашего института. Другими словами, в регионе вы будете красить место, а в Москве, скорее, место будет красить вас. Выбирайте сами, что вам больше нравится.

— Расскажите, как обстоят дела с финансированием в вашей области именно в регионах?

— Вопрос финансирования — острый для всей отечественной науки. Это во многом отталкивает молодых людей от карьеры в науке. Но я могу сказать, что в науке в России денег очень много. Да, они распределяются неравномерно из-за того, что уровень жизни в Петербурге и в Москве выше, и в целом средний уровень науки там выше. Конечно, деньгами больше «накачиваются» эти два города, а в регионах меньше ресурсов. Но я повторюсь — и институтов меньше, а квалификация людей не ниже. Поэтому, если у вас есть желание, если вы готовы бороться за это финансирование, поверьте, вы его получите.

У меня тоже были сложные периоды, когда не было грантов и было тяжело, но они, как правило, очень быстро заканчивались. Потому что я продолжал работать, верил в себя, я зарабатывал деньги, которые пускал не только на поддержание собственной жизни — хватало и на те же самые поездки, хватало и на обновление инфраструктуры. Одним словом, если вы готовы бороться и биться, у вас все будет. И в регионе, и в столице.

— Расскажите, пожалуйста, о достижениях российских ученых, о которых вы недавно слышали и которые вас приятно удивили.

— Вообще, в последнее время уровень экспериментальной науки и уровень технологии существенно выросли. Последняя новость, которая показалась мне интересной, — то, что в Москве впервые были получены двумерные слои золота. Двумерные материалы активно исследуются с 2004 года, за них уже присуждались Нобелевские премии, кстати говоря, премия Константину Новоселову и Андрею Гейму, родившимся в Советском Союзе. И то, что Россия в некоторых вопросах, касающихся двумерных материалов, сейчас имеет приоритет, очень здорово. Это говорит о том, что теперь мы не только теоретиками можем похвастаться, но и классными технологами, классными экспериментаторами. И я думаю, что с течением времени таких прорывных экспериментальных или технологических результатов будет становиться все больше.

А что касается того, чем я горжусь в отечественной науке, я считаю, что очень мало в мире таких личностей, таких ярких молодых ученых, как в Российской Федерации. Так как я член Координационного совета по делам молодежи Совета при президенте по науке и образованию, мне довелось познакомиться с Максимом Никитиным — лауреатом премии президента для молодых ученых, который разработал нанороботов. Я думал, что на самом деле это сказка и мы еще долго не увидим ничего подобного, но это реальность, и реальность, сделанная у нас. Максим очень талантливый исследователь, и я горжусь знакомством с ним. Есть и другие коллеги из Петербурга, Москвы, из Нижнего Новгорода, которых я очень уважаю, считаю их большими талантами. Многие из них — пример для меня. И я считаю, что такой концентрации талантливых молодых исследователей нет нигде в мире.

— В каком возрасте и почему вы решили стать ученым?

— Я никогда не принимал этого решения, это получилось само собой. Я всегда хорошо учился в школе, старался быть лучшим учеником. Поступив в университет, продолжал в том же духе. Со временем я дорос до магистратуры, до аспирантуры, втянулся, мне понравилось. Но ни в детстве, ни в ранние студенческие годы я не думал, что буду впоследствии заниматься научной работой. Тем не менее я понимаю, что это лучшее, чем я мог бы заниматься, с чем мог бы связать свою карьеру.

— А как вы вообще пришли именно в эту сферу? Как выбрали ее?

— Пожалуй, по стечению обстоятельств. Да, в школе мне нравилась физика и математика, но я не знал, что есть такой физический факультет Нижегородского университета. Совершенно случайно в конце 9-го класса я попал туда по приглашению преподавателей, которые рассказывали, что они хотят сделать курсы для школьников разных школ. Такую большую сборную команду лучших учащихся из разных школ нашего города. Мне понравилось это, я захотел посещать эти занятия. Постепенно влился, проникся, мне понравилось. Мне понравились научные направления факультета, в частности связанные с физикой твердого тела и физикой полупроводников. Но мне никогда не давалась экспериментальная работа. У меня отваливались экспериментальные установки, я разливал воду, меня било током несколько раз на лабораторных работах. Поэтому я понял, что, видимо, единственное, чем я мог бы заниматься, — теоретическая физика. Кроме того, математика мне тоже всегда нравилась, а матаппарат, безусловно, необходим физику-теоретику. Ну, наверное, так я и остался там, и, собственно, сейчас работаю на той же кафедре, которую окончил несколько лет назад студентом.

— О чем бы вы хотели предупредить молодых людей, которые только начинают заниматься наукой? Есть ли какие-то проблемы, от которых вы хотели бы предостеречь?

— Наверное, современная молодежь считает ученых или бородатыми отшельниками, или героями из комиксов, например про Железного Человека. На самом деле романтики в науке мало. Это каждодневный тяжелый труд, постоянная работа над собой, постоянное саморазвитие. Это жесткая конкурентная среда, в которой приходится иногда даже воевать, отстаивая свою точку зрения. Но если вы считаете, что ваша точка зрения истинная — не бойтесь ее отстаивать. И будьте готовы к тому, что многие будут настроены против вас. Потому что бывают разные мнения, и только в споре рождается истина.

— Расскажите, если бы вы могли отправить себе письмо из 2019 года на пять-десять лет назад в прошлое, что бы вы написали?

— Если бы я писал себе, например, в 2009-м, я бы посоветовал доводить все дела до конца. Очень часто получается, что возникает какой-то хороший научный результат, ты уже начинаешь писать статью, но тут появляется другой результат, ты пишешь другую статью, и какие-то результаты, бывает, не доходят до человечества. Это неправильно. И я с этим сейчас активно борюсь, но осознал я это, к сожалению, не так давно. И, наверное, себе молодому я бы именно это и написал в записке: «Доводи все до конца, доводи все до потребителя — общества».

— Посоветовали ли бы вы своему ребенку избрать научную карьеру?

— Наверное, нет, но не потому, что считаю ее плохим выбором. Нет, я считаю науку крайне захватывающей и интересной. Но я знаю, как это тяжело, помню, как было тяжело мне, когда я был студентом и аспирантом. Да и сейчас не могу сказать, что мне очень уж легко работается. Наверное, никакой родитель не пожелает своему ребенку столкнуться с теми же трудностями, с которыми когда-то встретился он сам.

— Расскажите, есть ли у вас любимая книга?

— Пожалуй, моя любимая художественная книга — «Тихий Дон» Шолохова. Ее я полюбил еще в школе и с тех пор из художественной литературы лучше ничего не читал. А из профессиональной литературы считаю эталонным, конечно, «Курс теоретической физики» Ландау и Лифшица. Наверное, никого этим не удивлю.

— Какого вымышленного персонажа вы хотели бы видеть сотрудником своей лаборатории?

— Я не знаю. Мне и так хорошо, с обычными простыми ребятами. Их можно чему-то научить, что-то им дать от себя, мне приятно видеть их развитие. Всегда считал, что труд «бьет» талант.

— Какие иностранные языки вы знаете и какой хотели бы выучить?

— Я разговариваю и пишу на английском, что естественно, это профессиональный язык ученого. В последнее время в результате общения с бразильским студентом я заинтересовался португальским, и, может быть, когда-нибудь я изучу его.

— Есть ли у вас какие-то интересные хобби, откуда вы черпаете силы для работы?

— Не могу сказать, что у меня есть действительно интересные хобби, но я интересуюсь спортом, смотрю много спортивных трансляций. Зачастую, когда я вижу успех спортсменов, которого они добиваются, преодолевая разнообразные трудности, меня это очень мотивирует к тому, чтобы также преодолевать какие-то трудности на нашей работе. Часто свободное время я провожу с друзьями за просмотром спортивных соревнований. А в прошлом году благодаря Чемпионату мира по футболу удалось даже попасть на стадионы.

— Продолжите фразу: «Я в науке, потому что…»

— Я в науке, потому что считаю, что нет ничего более интересного, чем заниматься научной деятельностью.

Материал подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Ученые находят несколько сюрпризов в своих исследованиях любви — Harvard Gazette

Больше знаний, но изо всех сил пытаются понять

«Я думаю, что мы знаем о любви и мозге с научной точки зрения гораздо больше, чем пару десятилетий назад, но я не думаю, что это говорит нам о том, что мы еще ничего не знали о любви», — сказал Шварц.

«Это довольно интересно, это весело [учиться]. Но думаем ли мы, что это помогает нам лучше любить или помогать людям с любовью? Наверное, не так много».

Любовь и дружба оставили неизгладимый след на Шварце и Олдсе. Хотя у них разные карьеры, вместе они работают отдельно, работая в отдельных офисах через холл друг от друга в своем величественном доме в Кембридже. Каждый из них имеет профессиональную практику и самостоятельно обучает студентов-психиатров, но они также совместно написали две книги об одиночестве и одну о браке. Их собственный союз продлился 39 лет, они воспитали двоих детей.

«Я думаю, что с научной точки зрения мы знаем о любви и мозге гораздо больше, чем пару десятилетий назад… Но думаем ли мы, что это делает нас лучше в любви или помогает людям любовью? Наверное, не так много».

— Ричард Шварц, доцент кафедры психиатрии Гарвардской медицинской школы

.

«Я узнал гораздо больше, занимаясь парной терапией и находясь в парных отношениях», чем из науки, — сказал Олдс. «Но время от времени что-то вроде фМРТ или химических исследований может помочь вам лучше понять суть. Если вы скажете кому-то: «Я думаю, что ты делаешь это, и это ужасно для отношений», они могут не обратить на это внимания. Если вы говорите: «Это разъедает, и это заставляет ваш кортизол сильно повышаться», тогда они действительно садятся и слушают».

Дополнительным преимуществом является то, что изучение испытаний и невзгод других пар помогло их собственным отношениям преодолеть неизбежные скалистые удары, сказал Олдс.

«В какой-то степени быть психиатром дает вам привилегированное окно в чужие триумфы и ошибки», — сказал Олдс. «И поскольку вы учитесь у них, как они учатся у вас, когда вы работаете с кем-то на 10 лет старше вас, вы узнаете, какие ошибки могут быть через 10 лет».

Люди веками писали о том, что любовь из страстной превратилась в компаньонскую, что Шварц назвал «одновременно хорошим и грустным». Разные пары переживают этот сдвиг по-разному. В то время как у одних страсть угасает, другие поддерживают ее пламя, а третьи способны вновь разжечь огонь.

«У вас есть похожее на прилив движение сближения и отдаления, сближения и отдаления», — сказал Олдс. «И у вас должен быть один человек с «датчиком расстояния», чтобы заметить отдаление, чтобы могло произойти воссоединение… Можно сказать, что в парах, которые наиболее успешно сохраняют свои отношения на протяжении многих лет, есть элемент товарищеская любовь и элемент страстной любви. И каждый из них пробуждается в этом дрейфе туда и обратно, приливах и отливах длительных отношений».

Дети как самый большой источник стресса

Дети остаются самым большим источником стресса в отношениях, сказал Олдс, добавив, что в наши дни это кажется особой проблемой. Молодые родители чувствуют необходимость воспитывать детей идеально, даже рискуя собственными отношениями. Дети – это постоянное присутствие родителей. Дни, когда забота о детях сводилась к инструкции «Иди поиграй на улице», пока мама и папа воссоединялись за коктейлями, в значительной степени прошли.

Американская культура трудоголиков в сочетании с назойливостью технологий 24 часа в сутки 7 дней в неделю может мешать партнерам уделять внимание друг другу по вечерам и даже в выходные дни, когда они не зацикливаются на детях. Это проблема, которую Олдс видит даже в среде, которая должна знать лучше, например, в программах ординатуры по психиатрии.

«Есть все эти милые молодые доктора, которые пытаются завести семьи, пока находятся в ординатуре», — сказал Олдс. «И резиденции так усердно работают с ними, что у них едва остается время на их отношения, или рождение детей, или заботу о детях. Итак, мы всегда пытаемся сбалансировать тот факт, что в психиатрии мы выступаем за хорошее психологическое здоровье, но [в] ординатуре, которую мы проводим, иногда мы не практикуем все, что проповедуем».

«Слишком много давления… на то, каким должен быть романтический партнер. Они должны быть вашими лучшими друзьями, они должны быть вашими любовниками, они должны быть вашими ближайшими родственниками, они должны быть вашими партнерами по работе, они должны быть вашими родителями, вашими партнерами по спорту. … Конечно, не все могут соответствовать этому».

— Жаклин Олдс, доцент кафедры психиатрии Гарвардской медицинской школы

.

По словам Олдса, вся эта занятость повлияла и на не романтические отношения, что оказывает волновое воздействие на романтические. Уважаемый национальный социальный опрос показал, что за последние годы у людей стало не три близких друга, а два, причем один из них — их романтический партнер.

«Часто, когда вы царапаете поверхность … второй [друг] живет в 3000 милях от вас, и вы не можете поговорить с ним по телефону, потому что у него другое расписание», — сказал Олдс. «С моей точки зрения, слишком много давления на то, каким должен быть романтический партнер. Они должны быть вашими лучшими друзьями, они должны быть вашими любовниками, они должны быть вашими ближайшими родственниками, они должны быть вашими партнерами по работе, они должны быть вашими родителями, вашими партнерами по спорту. На роль супруга так сильно давят, что, конечно, не каждый может с этим справиться».

Поскольку растущие проблемы современной жизни не изменятся в ближайшее время, Шварц и Олдс советуют парам найти способы укрепить свои отношения на долгие годы. Например, пары получают пользу от общих целей и занятий, которые помогают им идти по общему жизненному пути, сказал Шварц.

«Вы не доживете до 40 лет, глядя друг другу в глаза», — сказал Шварц. «Я думаю, что тот факт, что мы работали над вещами вместе, еще больше сплотил нас, в хорошем смысле».

Сохраняйте любопытство к своему партнеру

Также важно сохранять искреннее любопытство к вашему партнеру, которому способствуют как время, проведенное в разлуке, чтобы получить отдельные переживания, так и время, проведенное вместе, просто как пара, чтобы поделиться этим опытом. Шварц процитировал исследование Роберта Уолдингера, клинического профессора психиатрии в MGH и HMS, в котором пары смотрели видео, на которых они ссорились. После этого каждого человека спрашивали, что думает партнер. Чем дольше они были вместе, тем хуже у них получалось угадывать, отчасти потому, что они думали, что уже знают.

«Что поддерживает любовь, так это способность признать, что вы на самом деле не знаете своего партнера в совершенстве, но все еще любопытны и все еще исследуете», — сказал Шварц. «Что означает, помимо того, что вы должны быть уверены, что у вас есть достаточно времени и участия друг в друге — что это время не украдено — вы должны быть уверены, что у вас достаточно обособленности, чтобы вы могли быть объектом любопытства для другого человека».

Лучшие истории о совместной работе ученых и влюбленных

Автор:

Дайан Келли

Комментарии (50)

Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.

Две недели назад лауреат Нобелевской премии клеточный биолог Тим Хант вызвал бурю споров, заявив, что он не может работать с женщинами, потому что он всегда влюбляется в них, а они в него. Но почему он думает, что любовь в лаборатории — это такая проблема ? Вот четыре истории о парах, которые встретились благодаря науке, полюбили друг друга и создали продуктивное научное сотрудничество — хотя и не обязательно в таком порядке.

Влюбленность не мешает паре проводить исследования независимо друг от друга. На качество их обучения это не влияет. И любой, кто думает, что пара не будет критиковать идеи друг друга, должен больше раскрываться.

Иногда пары ученых даже сотрудничают над общим проектом. И, как любое хорошее научное сотрудничество, эти пары используют сильные стороны каждого партнера. Один может быть лучшим экспериментатором, другой может больше наслаждаться теорией, но они объединяют свои таланты и помогают друг другу создавать работу, которая лучше, чем каждый из них мог бы сделать в одиночку.

Физическая химия: Джером и Изабелла ( Лугоски) Карле

Джером Карл и Изабелла Лугоски познакомились на первом курсе физической химии в Мичиганском университете в 1940 году. на последнем курсе бакалавриата, и магия алфавитного порядка сделала их партнерами по лаборатории. Сначала они не заладились.

Я вошел в лабораторию физико-химии и увидел молодого человека за соседним столом со своим прибором, который проводил свой эксперимент. Не думаю, что я был очень вежлив с этим. Я спросил его, как он попал сюда рано и все было готово. Ему это не понравилось. Так что некоторое время мы не разговаривали друг с другом.

Их отношения завязались, когда они соревновались за высшую оценку по этому курсу, и их сблизил общий интерес к химии. Они поженились в 1942 году. К 1946 году оба Карла получили докторские степени в области физической химии и, поработав в Чикагском университете над Манхэттенским проектом, переехали в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы присоединиться к исследовательской лаборатории ВМС США.

Каждый из них специализировался на разных аспектах рентгеновской кристаллографии: Джером сосредоточился на разработке уравнений, которые могли бы определить, как атомы расположены внутри сложных молекул, а Изабелла проводила практические эксперименты, чтобы проверить, насколько хорошо работают уравнения. Работая вместе, они создали то, что сейчас называется прямым методом определения молекулярных структур, который позволил ученым эффективно изучать и дублировать сложные органические молекулы для разработки новых видов топлива, сердечных препаратов, антибиотиков, противомалярийных препаратов и антитоксинов.

Джером Карле был удостоен Нобелевской премии по химии в 1985 году. Хотя он был разочарован тем, что Нобелевский комитет проигнорировал вклад Изабеллы в эту работу, ее это не смутило. На тот момент она уже получила больше наград и денежных призов за свою экспериментальную работу, чем он.

Поведение животных: Стив Новицки и Сьюзан Питерс

К тому времени, когда Стив Новицки прибыл в лабораторию пения птиц Питера Марлера в 1984 году, Сьюзен Питерс уже десять лет работала научным сотрудником в Центре полевых исследований Рокфеллеровского университета. Новицкий знал ее по репутации «действительно блестящего ученого, написавшего действительно важные статьи» о том, как молодые птицы усваивают песни взрослых. Петерс также был впечатлен работой Новицкого над физикой создания песен: «Я думал, что это лучшее выступление, которое я когда-либо слышал».

Вскоре они стали близкими друзьями, бегая вместе во время обеда, разделяя свои интересы на природе и сочувствуя своей неудачной личной жизни. В конце концов, как сказала мне Питерс, она поняла, что Новицки «был гораздо интереснее, чем кто-либо другой, с кем я когда-либо встречалась». Они поженились в 1986 году. Но они не начинали научного сотрудничества до тех пор, пока не перешли в Университет Дьюка в 1989 году. как на обучение песням влияет стресс в младенчестве, и может ли песня самца подсказать самке, насколько хорошо он умеет добывать пищу или избегать хищников. Они оба подчеркивают, что их взаимодополняющие таланты делают их научное сотрудничество успешным. Говорит Питерс: «Я думаю, что одна из причин, по которой мы так хорошо работаем вместе, заключается в том, что мы предлагаем разные вещи». Питерс — экспериментатор: она любит ставить эксперименты, собирать данные и анализировать их. Новицки лучше всех умеет синтезировать: искать шаблоны, которые помогают связать разные наборы данных в большую историю. Они поощряют и бросают друг другу вызов, и, как говорит Новицки, «я думаю, синергия делает науку намного лучше».

Физика: Пьер Кюри и Мария (Склодовская) Кюри

В 1894 году Мария Склодовская искала в Париже лабораторию, в которой ей было бы достаточно места для продолжения работы над магнетизмом. Подруга указала ей на одного из ведущих французских экспертов в этой области, ожидая, что он сможет ей помочь. К сожалению, у Пьера Кюри фактически не было собственного помещения — он проводил эксперименты в чулане, засунутом между коридором и студенческой лабораторией, где он работал инструктором.

Но Пьер был готов помочь Мари использовать высокочувствительный пьезоэлектрический инструмент, который он изобрел в ее работе. И хотя он однажды написал, что женщины не более чем отвлечение от научной работы, Пьер был очарован Склодовской и их общим интересом как к науке, так и к гуманитарным делам. Они поженились в 1895 году.

После медового месяца Пьер продолжил исследование электрических свойств кристаллов, а Мари начала работу над докторской диссертацией по радиоактивным элементам. К середине 189 г.8 Пьер решил, что работа Мари гораздо интереснее его, и вообще бросил кристаллы, чтобы присоединиться к ее экспериментам по радиоактивности. Они работали в команде: Пьер сосредоточился на определении свойств элементов, Мари разработала методы их очистки. Их сотрудничество выявило как полоний, так и радий, и положило начало отрасли, построенной на солях радия.

Кюри разделили Нобелевскую премию по физике 1903 года с Анри Беккерелем. Пьер погиб в трамвайной катастрофе в 19 лет.06.

Неврология: Стивен Макник и Сюзанна Мартинес-Конде

Стивен Макник и Сюзанна Мартинес-Конде сотрудничали в течение многих лет, прежде чем они даже подумали о свиданиях. Теперь они нейробиологи в Медицинском центре SUNY Downstate, они встретились в качестве постдокторантов в лаборатории Дэвида Хьюбела в Гарвардской медицинской школе в 1997 году и провели следующие пять лет, изучая аспекты восприятия в зрительной коре. Их совместные проекты были настолько успешными, что, когда Макник и Мартинес-Конде предложили работу в Университетском колледже Лондона в 2001 году, они согласились на сотрудничество.

Эти двое стали хорошими друзьями, и когда они начали собирать свои новые лаборатории, они продолжали проводить много времени вместе. В 2002 году Макник предложил им попробовать встречаться. Мартинес-Конде сказала мне, что настроена скептически.

Я подумал, что это ужасная идея, потому что подумал: «У нас такие хорошие рабочие отношения — стоит ли рисковать ими? Если дела пойдут плохо, что будет с сотрудничеством?» Это было сложное решение для нас обоих.

Макник, должно быть, был убедителен. Через три месяца они обручились.

Сегодня Макник и Мартинес-Конде продолжают сотрудничество между своими двумя лабораторными группами. Они сделали важные открытия в области зрительного восприятия, в том числе о роли движений глаз и о том, как мозг воспринимает яркость света.